Линдер Кани Джони Айв. Легендарный дизайнер Apple

Сэр Джонатан Пол Айв - англо-американский дизайнер, главный директор по дизайну компании Apple.

Именно он создавал и продумывал внешний вид компьютеров iMac, Mac Pro и MacBook, он отвечает за дизайн iPod, iPhone и iPad. Большое количество его идей используется во всех современных устройствах компании.

Айв не привык выносить личную жизнь на суд общественности, он очень редко попадает в объективы телекамер и на первые полосы новостных изданий.

Вот несколько любопытных фактов из жизни одного из самых выдающихся дизайнеров современности.

1. Отец Джонатана был ювелиром

Майк Айв по образованию был ювелиром, долгое время преподавал ювелирное дело в колледже.

Он привил сыну любовь к творчеству, всячески поощрял ручной труд и создание уникальных вещей.

2. Студентом Джонатан уже придумывал дизайн телефонов

Один из преподавателей Айва вспоминал, что тот часто рисовал и продумывал до мельчайших деталей дизайн сотовых телефонов.

Юноша представлял их маленькими и тонкими в то время, когда они были похожи на большие тяжелые кирпичи.

3. Айв разрабатывал дизайн расчесок и унитазов

В 1989 году Джонатан Айв начинает свой творческий путь в компании Tangerine Design. Лондонская фирма бралась за различные проекты вне зависимости от сферы применения.

За период работы портфолио Айва пополнилось сантехническими изделиями, предметами мебели и расческами. Одним из проектов был даже дизайн унитаза, от которого отказались заказчики из-за слишком дорогого производства.

4. Джони Айв мог никогда не встретиться с Джобсом

До возвращения Джобса Apple переживала не лучшие времена. Айв, работавший в компании с 1992 года, в 1996-ом задумывался над сменой работы.

Вице-президент компании высоко ценил талант Айва и пошел на существенную прибавку, чтобы удержать Айва в Apple.

5. Айв продвинул белый цвет в Apple

Джобс соглашался лишь на оттенок moon gray, но Айву удалось переубедить Стива и начать использовать белый в качестве основного для продуктов и сервисов Apple.

6. У Айва есть секретная лаборатория в Apple

Студия Джонатана тщательно скрыта от посторонних глаз. Лишь некоторые высокопоставленные сотрудники компании знают о её местонахождении и имеют туда доступ.

Бывший вице-президент по разработке iOS Скотт Форсталл в одном из интервью признался, что ни разу не был в лаборатории Айва и не знает, где она находится.

7. Офис Джони Айва – пустой стеклянный куб

Некоторые из руководителей Apple описывают офис Айва как большой стеклянный куб. Внутри помещения, где Джонатан черпает вдохновение, есть лишь стол, кресло и настольная лампа, никаких личных вещей и отвлекающих мелочей там нет.

8. Айву нельзя обсуждать работу в Apple практически ни с кем

Одним из пунктов контракта между Apple и Джонатаном являются расширенные обязательства по сохранению конфиденциальности корпоративных данных.

Айв не имеет права обсуждать проекты даже с самыми близкими родственниками, не может демонстрировать наработки или детали, ему запрещено приводить на работу своих детей.

9. Айв не хочет возглавлять Apple

Близкие друзья и коллеги часто спрашивают Джонатана о возможных перспективах карьерного роста. Айв всегда отвечает, что его не интересуют управленческие вопросы и руководство, он хочет лишь заниматься своим любимым делом в Apple.

10. Айв участвовал в создании мультфильма

В 2008 году в прокат вышел полнометражный компьютерный мультфильм WALL-E от студии Pixar . Айв принимал участие в разработке дизайна одного из главных героев – робота ЕВА (EVE) .

11. Айв удостоен нескольких титулов в Великобритании

В 2005 он получил звание Командора Британской Империи, в 2006 королева Елизавета II наградила его титулом Командора Ордена Британской Империи. Лишь в 2012 году Айва посвятили в рыцари Британии.

12. Джонатан очень ценит простоту

В этом они очень схожи с Джобсом. Целью Айва всегда было создание устройства, которым можно пользоваться без инструкции.

Вот одна из его цитат о простоте девайсов:

Мы избавляемся от всего лишнего, от того, что не считаем необходимым. Если функции четырех кнопок можно вместить в одну – мы так и сделаем. Наша цель – сделать устройство удобным для использования и максимально упростить производство.

13. Зарплату Айва в Apple тщательно скрывают

Jony Ive

The Genius Behind Apple’s Greatest Products

Научный редактор Станислав Потемкин

Издано с разрешения Portfolio, a division of Penguin Group (USA) Inc. и литературного агентства Andrew Nurnberg

© Leander Kahney, 2013 All rights reserved including the right of reproduction in whole or in part in any form. This edition is published by arrangement with the Portfolio, a member of Penguin Group (USA) LLC.

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2014

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

Правовую поддержку издательства обеспечивает юридическая фирма «Вегас-Лекс»

© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

Моей жене Трейси и нашим детям: Надин, Мило, Олину и Лайлу

После того как я впервые встретил Джони Айва, он всю ночь носил мой рюкзак.

Наши пути пересеклись в 2003 году на вечеринке после Macworld Expo. Я работал для Wired.com как журналист-фрилансер и прекрасно знал, что Джонатан Пол Айв – восходящая звезда, один из известнейших дизайнеров в мире.

Меня поразило, что он согласился со мной поговорить.

Мы были приятно удивлены, выяснив, что оба британские эмигранты. Вместе с Хизер, женой Джони, мы с ностальгией вспомнили о пабах, отличных газетах и о британской музыке, которой нам так не хватает. А еще мы оба любили пиво. После нескольких пинт я вдруг вспомнил, что опаздываю на встречу, вскочил и убежал, забыв сумку с ноутбуком.

Глубокой ночью я неожиданно встретил Джони у гостиничной стойки на другом конце города. К своему изумлению, я увидел у него на плече мой рюкзак.

Тогда меня поразило, что знаменитый дизайнер всю ночь носил сумку забывчивого репортера, но сегодня я понимаю, что такое поведение вполне в его духе. Он сосредоточен на своей команде и на Apple. Для Джони работа стоит на первом месте, и, когда речь заходит о ней, вместо «я» он говорит «мы».

Спустя несколько месяцев, в июне 2003 года, я снова встретился с ним на организованной Apple Всемирной конференции разработчиков. Он стоял рядом со Стивом Джобсом и демонстрировал Power Mac G5, мощный персональный компьютер в потрясающем алюминиевом корпусе. Джони болтал с двумя официально одетыми дамами из пиар-отдела Apple. После речи Джобса я к ним подошел.

Джони просиял и сказал: «Рад снова встретиться!»

Мы пожали друг другу руки, и он очень дружелюбно поинтересовался, как мои дела. Я был смущен и ничего не сказал про рюкзак.

Потом я подошел и спросил: «Вы могли бы сказать пару слов для статьи?» Представители пиар-отдела дружно помотали головами – Apple всегда славилась секретностью. Но Джони ответил: «Конечно».

Он подвел меня к стойке с демонстрационной моделью. Я просто хотел услышать несколько слов, но он двадцать минут очень горячо говорил о своей последней разработке. Я даже попытался его прервать, но Джони ничего не мог с собой поделать, дизайн – его страсть.

Матовый алюминиевый корпус Power Mac G5 напоминал «стелс» . Армейские нотки были в духе времени. В те дни шла война мегагерц: Apple сцепилась с Intel в гонке за самые быстрые микросхемы. Производители рекламировали чистую вычислительную мощь, и Apple гордилась, что их новая машина была самой производительной на рынке. Но Джони говорил не о мощности.

Он сказал, что дизайнерской концепцией этого проекта была простота. «Было по-настоящему сложно. Мы хотели избавиться от всего лишнего и оставить лишь самое необходимое. Нам нужна эта деталь? Можно заставить ее выполнять также функцию четырех других? Это было упражнение на упрощение, но ведь так компьютер легче производить, а людям проще с ним работать».

Убирать и упрощать? Не похоже на привычные разговоры в индустрии высоких технологий. Выпуская новую продукцию, компании обычно не убирают, а добавляют навороты. Джони декларировал нечто противоположное. Упрощение не было новым подходом – это ведь азы дизайна. Но в 2003 году мир выглядел иначе. Лишь потом я понял, что в то июньское утро в Сан-Франциско Джони Айв вручил мне драгоценный ключ к секретам инноваций Apple, к глубинной философии, которая позволяет компании совершать прорывы и быть одной из ведущих корпораций мира.

Безусловно, Стив Джобс умел «продать» публике результат. Но стиль мышления и дизайнерское мастерство Айва привели к мощным прорывам, в число которых входят легендарные iMac, iPod, iPhone и iPad. На посту старшего вице-президента по промышленному дизайну он стал той силой, которая формирует информационное общество и определяет то, как мы работаем, развлекаемся и общаемся друг с другом.

Как же страдавший дислексией выпускник английской художественной школы стал ведущим технологическим новатором планеты?

На страницах этой книги мы встретим одержимого дизайном человека, непритязательного в быту и при этом блестящего профессионала, чьи гениальные идеи сделали нашу жизнь другой.

Школьные годы

Гидравлика проектора была так хорошо подогнана, что он складывался почти беззвучно. Я видел в Джонатане зарождающийся талант.

Ральф Тэбберер

Легенда гласит, что Чингфорд – родина стейка «сирлойн». Говорят, в семнадцатом веке король Карл II был так доволен банкетом в местном поместье, что посвятил большой кусок мяса в рыцари и нарек сэром Лоином.

Другая знаменитость Чингфорда – Джонатан Пол Айв – появилась на свет намного позже, 27 февраля 1967 года.

Чингфорд, спальный район на северо-восточной окраине Лондона, тих и непритязателен, его сын Джонатан рос таким же.

Детство Джони Айва было скромным, но вполне комфортным. Его отец, Майкл Джон Айв, был ювелиром по серебру, а мама, Памела Мэри Айв, – психотерапевтом. Через два года после рождения сына у них появился второй ребенок, дочь Элисон.

Джони ходил в Чингфордскую начальную школу. Через восемь лет в эту же школу пойдет будущая звезда футбола Дэвид Бекхэм. В школе Джони поставили диагноз – дислексия . Она же была обнаружена у его коллеги – левши Стива Джобса.

Уже маленьким мальчиком Джони живо интересовался тем, как все работает. Его восхищало устройство вещей, он разбирал радиоприемники и магнитофоны, его интриговало, как они сделаны, как подходят друг к другу детали. Но когда он пытался все собрать обратно, получалось не всегда.

«Меня всегда интересовали предметы, сделанные человеком, – вспоминал он в 2003 году в интервью в Лондонском музее дизайна. – В детстве я разбирал все, до чего мог дотянуться. Так развился мой интерес к тому, как эти вещи сделаны, как работают, к форме и материалу» .

Майк Айв поощрял увлечение сына и регулярно заводил с ним разговоры о дизайне. «Я не думал о том, что эти игрушки кто-то спроектировал, меня это не очень интересовало», – сказал Джони в том же интервью. И хотя мальчик не всегда понимал стоящий за его игрой потенциальный смысл, отец все детство подпитывал его интерес к дизайну.

О чем эта книга
Благодаря Джонатану Айву и его плодотворному сотрудничеству с Джобсом на свет появились культовые продукты Apple: iMac, iPhone, iPod и iPad. Эти проекты не только сделали Apple состоятельной компанией, но и изменили целую индустрию, создав армию поклонников и мощнейший бренд. Вдобавок Джонатан Айв выиграл бесчисленные награды, попал в список Time 100 и был посвящен в рыцари за заслуги в дизайне и предпринимательстве. Несмотря на все эти достижения, о скромном Джонни Айве мало что известно широкой публике. Линдер Кани показывает путь творческого гения от студента британской школы искусств до человека, повлиявшего на жизнь многих из нас. Это исследование, основанное на интервью с коллегами Айва и отличном знакомстве автора с миром Apple, позволяет узнать больше о человеке, который изменил то, как мы работаем, развлекаемся и общаемся друг с другом.

Для кого эта книга
Для тех, кто интересуется дизайном
Для тех, кто любит культовые продукты Apple и хочет знать больше о том, как они создавались

Цитаты из книги

Фирменная черта
Другие дизайнеры это заметили и начали говорить, что у предмета есть "джонистость" - особенное свойство, отчего людей тянет прикоснуться и поиграть с ним. Фирменная черта Айва - добавлять в дизайн тактильные элементы - проявилась уже тогда.

Споры перфекционистов
Джони хотел сделать на ручках специальные винты определенной формы и вида. Рубинштейн возразил, что стоимость будет астрономической и это отсрочит выпуск машины. Он отвечал за своевременную поставку и наложил на эти винты вето.

Power Mac Cube
В 2000 году все четыре ячейки таблицы были заполнены, и Джони вместе с группой дизайнеров приступил к самому амбициозному на тот момент проекту - Power Mac Cube. Cube был первой попыткой создать "идеальный" компьютер, вместить мощь стационарного компьютера в маленький корпус.

Зарождение iPhone
"Поскольку Стив очень быстро формировал мнение, я не стал ему показывать систему мультитач в присутствии других, - говорит Джони. - Он мог сказать "отстой" и все испортить. Идеи очень уязвимы, поэтому надо быть осторожным, пока они находятся в стадии развития".

Строгий Стив
Рассказывают разные версии про переход от пластика к стеклу. Говорят, Джобс носил прототип iPhone в кармане вместе с ключами и пришел в ярость, когда увидел на экране царапины: "Я не собираюсь продавать продукт, который можно поцарапать".

Выбрать размер iPad
Сначала Джони заказал двадцать моделей различных размеров, пропорций и форм экрана. Их положили на одном из демонстрационных столов студии, чтобы Джони и Джобс могли с ними поиграть. "Так мы поняли, какой размер экрана нам нужен", - сказал Джони.

Согласитесь, что огромную популярность продукция Apple получила в первую очередь благодаря её лаконичному и продуманному дизайну. А стоит за всем этим очень квалифицированный и слаженный коллектив инженеров-дизайнеров во главе с Джони Айвом. Сегодня мы постараемся поближе познакомить Вас с этим удивительным.

Вконтакте

Родился Джони Aйв в пригороде Лондона, Чингфорде, в 1967 году в семье школьного учителя. Сам Айв не очень любит общаться с прессой на предмет своего детства и юности. Его биография, к сожалению скудна на факты. Единственное, что известно о его личной жизни это то, что рос он, как и большинство его сверстников в типичной британской семье и получил абсолютно типичное для Лондона образование. Долгое время он проживал в Твин Пикс в небольшом домике с женой Хизер, которая является писателем и историком в одном лице.

Осенью 2012 года семья Джони Айва приобрела дом на «Золотом берегу» Сан-Франциско на 17 миллионов долларов. Также, известно, что в собственности главного дизайнера Apple имеется дорогой Aston Martin.

Джонатан Айв очень любит музыку. Часть свободного времени он проводит за прослушиванием различных исполнителей и коллективов. Возможно, именно по этому iPod создан с такой теплотой и до сих пор не перестает радовать пользователей дизайном и лаконичностью.

В 1985 году Айв поступает в Политехнический Колледж, где обучается дизайнерскому искусству. С 1989 года он уже работает дизайнером в одном из Лондонских ателье — Tangerine. Именно здесь он начинает свой творческий путь от дизайна электрических розеток до телевизоров.

Благодаря профессионализму, стараниям и нестандартному подходу к дизайну, в 1992 году Джонатана Айва приглашают в дизайнерскую команду Apple. И уже в 1998 Стив Джобс назначает его на должность вице-президента компании по промышленному дизайну.

Во время работы в Купертино к Айву пришла настоящая слава. После разработки его первого iMac, о Джонатане заговорили во всем мире. Он перевернул дизайнерские устои в мире компьютерных технологий, привнеся в него некий минимализм и гармонию. Все современные пользователи компьютеров должны быть благодарны ему за то, что на прилавках магазинов рядом с унылыми серыми и черными коробками, можно увидеть смелые дизайнерские решения. Его тенденции были подхвачены другими инженерами и дизайнерами и большинство компаний по производству плееров, телефонов и компьютеров стали уделять больше внимания внешнему виду выпускаемых устройств.

Как истинный джентльмен, Джонатан отрицает тот факт, что именно он сыграл решающую роль в разработке дизайна плееров iPod и моноблока iMac. Джони разделяет славу с каждым членом своей команды. Плодами работы его отдела в 1999 году стали 22-дюймовый Apple Cinema Display, PowerMac G4 Tower и iSub, а в 2000-ом году – Apple G4 Cube. Кстати, Айва принято считать главным сторонником внедрения дисплеев Retina на устройствах Apple. После удачной пробы в iPhone 4, Retina-дисплей перешел на iPad, а позже — на MacBook.

Вся команда придерживается единого мнения при разработке, что все продукты должны быть изысканными, стильными и удобными в эксплуатации. Концепция Айва проста — пользователь не должен видеть лишних болтов и винтиков и ненужных элементов управления. Как признался Джонатан в одном из своих интервью, его основная цель — создавать такие устройства, чтобы пользователи не читали инструкции к ним.

В конце 2011 года Королева Англии, Елизавета II почетным титулом — Рыцарь-Командор Почетного ордена Британской империи. Отныне он сэр Джонатан Айв.

Именно так выгладит один из создателей прекрасной техники Apple, которую многие из нас каждый день используют в быту, на работе и на отдыхе.

Говорят не меньше, чем о легендарном основателе Apple Стиве Джобсе. Немного отойдя в сторону от самой личности дизайнера, журналисты издания The Guardian решили составить список самых интересных, на их взгляд, продуктов, к которым он имел непосредственное отношение. Мы же добавим к этому немного истории.

PowerBook 140 (1991)

Первым в рейтинге шедевров оказался гаджет, дизайн которого Джони разработал еще не работая в Apple. В то время компания начала размещать заказы на дизайн техники у сторонних предприятий, и выбор руководства пал на британскую фирму Tangerine, где и трудился молодой дизайнер. По современным стандартам устройство выглядит довольно неуклюже, но двадцать с лишним лет назад все было совсем иначе — аппарат стал эталоном для индустрии, задав планку для конкурирующих производителей. Кстати, сам Айв покинул Tangerine при забавных обстоятельствах. Дело в том, что компания Ideal Standard, занимающаяся производством сантехники, не оценила смелый проект британца по достоинству, назвав ванную комнату его разработки «слишком дорогой» и «чересчур современной». Корпорацию Apple такие перспективы явно не пугали, и уже в 1992 году Айв перебрался в Купертино.

iMac G3 (1998)

На передовом для своей эпохи ноутбуке изыскания новичка не закончились. В конце 90-х годов XX века в Apple возвращается , и несмотря на титул временного гендиректора, основатель компании сразу же перешел к решительным мерам по “спасению утопающих”. По словам Джобса, продукция тех времен была просто отвратительной, и в этом заключалась одна из главных проблем марки. Пожалуй, iMac достоин отдельного описания, ведь он не только ознаменовал долгожданное возвращение Apple на большой рынок ПК, но и популяризировал приставку “i”, ставшую завсегдатаем названий будущих купертиновских хитов. Кстати, сам Джобс хотел назвать новинку “MacMan”, а название iMac предложил сотрудник по имени Кен Сигал. На его взгляд, буква ассоциировалась со словами “Интернет”, “индивидуальность” и “инновация”, что, безусловно, понравилось руководителю. Успех не заставил себя ждать — новая модель позволила оживить продажи Mac, которые чуть было не снизились до катастрофического уровня. Оригинальный дизайн компьютера, разработанный Айвом, не только выделил его на фоне однообразных конкурентов, но и помог ему стать частью массовой культуры того времени. Джони предусмотрел целых пять различных цветов корпуса, который, ко всему прочему, был еще и прозрачным. Машина выпускалась в форм-факторе “моноблок”, была оснащена встроенным 14-дюймовым ЭЛТ-монитором и построена на базе архитектуры Power PC (процессор G3); в качестве комплектной операционной системы выступала Mac OS 8, а впоследствии компьютер получил обновление до . Любопытный факт: в iMac Apple отказалась от некоторых привычных тогда моментов вроде привода для дискет (в пользу CD) или специальных разъемов для подключения клавиатуры и мыши (в пользу USB), чем вызвала недоумение среди критиков. Как видим, ситуация не нова — в разное время скептики сожалели об оптических приводах, проводных модемах и прочих постепенно забытых большинством пользователей вещах. Кстати, следующее поколение iMac с индексом G4 также признано эталоном дизайна и даже получило ласковое прозвище «Лампа Джобса».

iPod (2001)

Индустрия музыки — еще один мир, в котором Apple произвела собственную революцию. Разумеется, приложил к ней руку и Джони, который предложил новаторский дизайн для фирменных плееров . Примечательно, что Айв работал над проектом карманного плеера еще до того, как тот был официально одобрен руководством Apple. Вопреки распространенному заблуждению, сенсорное колесо ClickWheel новых моделей, ставшее впоследствии символом iPod и любимым элементом производителей подделок, не было придумано Джони (сама разработка принадлежала фирме Synaptics). Однако яркий дизайн и удобная форма нового гаджета, которые пришлись так по вкусу покупателям, принадлежат перу гениального британца.

iOS 7 (2013)

Давайте перенесемся ближе к нашим дням и посмотрим, чем занялся Джони после того, как руководство Apple поручило ему дизайн программного обеспечения. Казалось бы, перейти к совершенно новому для себя занятию — задача нетривиальная даже для гуру, но решение Айва подоспело вовремя, и уже к выходу седьмой версии публика с энтузиазмом обсуждала “освеженный” интерфейс системы. Вместо устаревших скевоморфичных элементов, имитировавших объекты реального мира, Джони предложил современный “плоский” подход, отлично вписавшийся в общую концепцию минимализма Apple. Очевидные нововведения коснулись и навигации в меню, где появились удобные жесты для переключения между экранами. Кстати, мало кто помнит, что на момент выхода пятой версии (2011 год) в специализированной прессе нередко звучали заявления о “стареющем” интерфейсе iOS, который якобы выглядел нелепо в сравнении с более “современными” конкурентами. Что ж, впоследствии соперники сами перешли на плоское оформление, отказавшись от объема и градиентов с разницей в несколько лет. Конечно, нет ничего удивительного в том, что разительные отличия пришлись по нраву не всем, однако едва ли в этом можно винить Айва. Ведь дизайнер лишь одним из первых уловил новое веяние в индустрии, которое впоследствии так или иначе стало определяющим.

iPhone 6 (2014)

Завершает хит-парад творений Джони гаджет, успех которого способен впечатлить даже самых упорных скептиков. Восьмое по счету и шестое по номенклатуре Apple поколение фирменного смартфона стало практически за полгода и еще сильнее укрепило позиции купертиновцев на телекоммуникационном рынке. Компания называет аппарат самым серьезным изменением за всю историю линейки, и на то есть веские причины даже со стороны эстетики — две модели получили бОльшие диагонали экранов, обновленный дизайн и тонкие даже по меркам современной индустрии металлические корпуса. Навигация жестами, о которой упоминалось в предыдущем пункте, явно была способом упростить работу с увеличенным дисплеем, что еще раз демонстрирует скрупулезность подхода Apple к собственным нововведениям. В общей сложности iPhone 6 и 6 Plus разошлись по миру 120 миллионами экземпляров, превратившись в одни из самых популярных смартфонов современности.