Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «В мире стекла». Конспект открытой образовательной деятельности с использованием ИКТ технологии по познавательному развитию для детей средней группы Тема: «В мире стекла

Программное содержание: Помочь детям выявить свойства стекла (прочность, прозрачность, цветное, гладкое). Развивать любознательность. Воспитывать бережное отношение к вещам.
Оборудование: Небольшие стеклянные предметы (бутылочки от духов, шарики, камешки разной формы), палочки для проверки звонкости стекла, стеклянный стакан.
Ход НОД:
Занятие проходит в заранее подготовленном зале, где расположены на столах небольшие стеклянные предметы.
Воспитатель предлагает детям отгадать загадки:
Очень хрупко и прозрачно
В пользу людям предназначно.
(стекло)
На окошечках простое,
А в бутылочках цветное,
Не бежит не льется,
А ударишь-разобьется.
(стекло)
Воспитатель просит посмотреть на предметы и назвать их. Дети называют такие предметы, какие они видят. Дети садятся на стульчики полукругом.
Воспитатель: Эти предметы сделанные из стекла, то есть они стеклянные.
Далее воспитатель постепенно выкладывает на стол прозрачные и цветные камешки и объясняет детям, что стекло бывает цветное и прозрачное.
Воспитатель:Дети, а какие предметы из цветного и прозрачного стекла вы знаете?
Дети: Бутылки, окна, посуда.
Затем воспитатель кладет в прозрачный стакан цветные камешки, показывая, что стекло обладает свойством прозрачности.
Воспитатель: Ребята, а сейчас посмотрите вокруг себя, и назовите стеклянные предметы.
Дети: Окно, лампочка, посуда.
Игра "Отгадай предмет?" Воспитатель рассказывает об описании предметов, их принадлежности, качествах и свойствах (по одному) лежащих на столе. (Пример: предмет круглой формы, для хранения припасов- банка; предмет в него наливают воду или сок, из него можно пить-чашка).
Воспитатель: Какие Вы молодцы, справились с заданием.
Далее воспитатель предлагает детям взять в руки стеклянные предметы, лежащие перед ними на столах, потрогать их.
Воспитатель: Скажите, какие стеклянные предметы на ощупь?
Дети: Гладкие и холодные.
Опыт с водой. Воспитатель демонстрирует водонепроницаемость стекла: в стакан наливают воды, и дети убеждаются, что стекло ее не пропускает, то есть оно водонепроницаемое.
Игра "Назови предмет по описанию". Дети должны назвать предметы из стекла, в которых можно наливать жидкость(бутылочки, пузырьки, баночки, чашки, вазы и т. д.).
Воспитатель: Молодцы, ребятки.
Затем воспитатель рассказывает, что стекло может быть разной толщины.
Воспитатель: Предметы из толстого стекла окно, витрина менее хрупкое, чем предметы из тонкого стекла как ваза, бокалы. Но любое стекло может расколоться от удара, нажима и падения, поэтому к предметам из стекла нужно обращаться бережно и аккуратно.
Игра "Мастерская по ремонту" Воспитатель предлагает детям рассмотреть изображенные на картинке предметы, обращает их внимание на отсутствие той или иной детали предмета. Затем предлагает отремонтировать сломанные предметы- найти для каждого предмета недостающую деталь.(чашка без ручки; бутылочка без крышки; окно без стекла).
Воспитатель: Молодцы! А теперь слегка ударьте специальной палочкой по стеклянным предметам и послушайте, как звучит стекло.
Дети: Стекло звонкое, звенящее.
Воспитатель: Какие Вы все молодцы! Вот как много мы с Вами сегодня узнали о стекле. А что Вам больше всего понравилось на занятии? Что Вы можете рассказать малышам о стекле?

Уважаемые родители в старшей группе «Мечтатели»
проводят занятия с куратором культуры музей-заповедник
«Кузнецкая крепость»

Муниципальное бюджетное учреждение культуры музей-заповедник «Кузнецкая крепость» расположен на горе Вознесенской - части Становой гривы, возвышающейся над Кузнецким районом города Новокузнецка. Музей основан в 1991 году для изучения, сохранения и пропаганды замечательного памятника истории, культуры и фортификации - Кузнецкой крепости. Постановлением Совета Министров РСФСР № 1237 от 30.08.1960 г. Кузнецкая крепость отнесена к числу объектов культурного наследия федерального значения.
Музей занимает территорию около 21 га. Здесь расположена не только сама крепость, но множество других исторических и природных памятников, включая настоящий водопад в узком каньоне рядом с местом Верхотомского редута Кузнецкой крепости. В состав музея входит более десятка военно-фортификационных и архитектурных объектов разной степени сохранности. На территории музея имеется несколько археологических памятников разных типов. Сотрудники музея продолжают исследования Кузнецкой крепости (археологические и архивные изыскания), работают над обновлением экспозиции. Экспозиции представляют военную историю региона, материалы раскопок Кузнецкого острога, историю укрепленных «линий», историю Кузнецкого тюремного замка, располагавшегося на территории крепости.

Наше первое занятие:
«Мир стекла»

Детей познакомили с историей появления стекла.
Дали представления о свойствах стекла и областях применения.
Закрепили знания о цвете и оттенках стела.

Мы отправились в волшебную страну.

Вот у меня в коробочке речной песок. Давайте его внимательно рассмотрим. Поможет рассмотреть песок прибор-лупа, тоже из стекла, но волшебного – увеличительного.
-Из чего состоит песок?



-Песок состоит из мельчайших песчинок, но зачем он здесь?
Песок важнейший компонент (часть) из чего делают стекло. В старину брали глиняный горшок, сыпали речной песок с ракушками, добавляли золу и ставили на огонь - очень долго варили. Получалось мягкое, блестящее, горячее тесто.

Затем мастер стеклодув брал в руки глиняную трубочку пустую внутри. На один конец трубки стеклодув набирал комочек расплавленного стекла, а другой конец трубочки в рот и выдувал стеклянный пузырь (также как вы дуете мыльные пузыри). Но если стеклу было нужно придать другую форму, то мастер брал 2 формочки и закрывал стеклянный пузырь с двух сторон и выдувал до тех пор, пока мягкое стекло не заполнит всю форму. Вот так появились другие предметы: пузырьки для духов, кувшины, изящные вазы.

- А какое оно стекло? Давайте его обследуем. Прикоснитесь, какое оно на ощупь? Гладкое, холодное, твердое.


-Какого цвета стекло? Прозрачное, бесцветное, цветное.
-Зачем нужно прозрачное стекло? Пропускает солнечный свет. Не искажает предметы, защищает от холода.

-Где мы видим такое стекло? Оконное стекло, на циферблате часов, электрические лампочки
-А что будет, если возьмём 2 цветных стекла и наложим одно на другое?
Изменится цвет, получится новый оттенок.


-Ребята, а где используется цветное стекло? Посуда, женские украшения, цветная мозаика (смальта), стекло для витражей.
-Ребята, вы знаете, для чего люди придумали тёмное стекло?
Тёмное стекло сохраняет свойства микстур, растворов, защищает глаза от солнца.

Ребята, а вы знаете, что у стекла есть голос и оно может звучать, хотите услышать? А знаете, от чего зависит голос стекла? Чем стекло толще, тем глуше, тоньше стекло - звук выше.

Ребята, а вы знаете, где стекло помогает человеку, в каких приборах? Очки – защищает и помогает лучше видеть, лупы, бинокли, микроскопы, телескопы – приближают, помогают рассмотреть мелкие и удалённые предметы. Ну, вот мы с вами и узнали, сколько полезных дел выполняет стекло, как оно служит человеку. Ну, у этого материала есть и плохое свойство – оно хрупкое и может легко разбиться.


-Как нужно обращаться со стеклянными предметами? Аккуратно, бережно. Но если вдруг случилась беда, стекло разбилось, как надо действовать?
Обязательно подмести большие куски веником, а потом почистить пылесосом.
А как вы думаете, есть ли сладкие стёклышки? Конечно, конфеты – леденцы.

Наш рецепт: «Сладкие стёклышки»
Вам понадобится:
Сода ½ ч. ложки
Мука 3 стакана
Сахар 1/3 стакана
Маргарин 80 гр.
Яйцо 1 шт.
Мёд 2/3 стакана
Соль 1ч.ложку
Леденцы 200гр. разного цвета(типа барбарис, дюшес)
Перед проведением эксперимента нужно раскрошить леденцы в кофемолке и разложить по цветам. Замесить тесто – смешать в миске 80 гр. растопленного маргарина,1/3 стакана сахара,1 яйцо,3 стакана муки,!/2ч. ложки соды, 2\3 стакана мёда и 1ч. ложку соли. Приготовить тесто. Описание и проведение см. в конспекте.

Вот и закончилось наше первое путешествие.

Спасибо!

«В мире стекла». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе

Цели: познакомить детей со свойствами стекла (прозрачное, цветное, хрупкое, гладкое, водонепроницаемое, холодное, звучащее) ; развивать любознательность, наблюдательность, внимательность; воспитывать бережное отношение к вещам.

Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при участии в решении игровых и познавательных задач; имеет представление о свойствах стекла; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками.

Материалы и оборудование: небольшие стеклянные предметы, шарик, карандаши, стеклянная ваза, компьютер, проектор.

В: Здравствуйте, ребята! Сегодня утром к нам пришло письмо.

Это письмо прислала Королева Стеклянной Страны. Давайте почитаем! (дети стоят полукругом на коврике)

Текст письма:

«Здравствуйте, дорогие ребята!

Пишет вам Королева Стеклянной Страны. Жители моей страны все сделаны из стекла. И я хочу познакомить вас с ними. Если вы будете внимательными и активными, то узнаете много интересного и нового. А для того, чтобы начать наше знакомство, вы должны выполнить одно задание: назвать вежливые слова».

В: Дети, вы хотите познакомиться с жителями стеклянной страны? Ну, тогда давайте выполним задание Королевы.

(Дети называют вежливые слова.)

В: Вы столько много назвали вежливых слов, что Королева наверняка разрешит нам попасть в её страну. (Воспитатель подходит к столу, на котором лежат предметы из стекла, накрытые салфеткой). Давайте скажем «Раз, два, три! », и откроем салфетку (дети говорят вместе с воспитателем))

(Воспитатель убирает салфетку, и дети видят различные предметы из стекла. Дети садятся на стульчики.)

В: Давайте сперва посмотрим на экран. Все эти предметы сделаны из стекла. Сегодня поговорим о стекле, о его свойствах, то есть какое оно. Предметы, сделанные из стекла, называются стеклянными. Повторите это слово – стеклянные. Ребята посмотрите на предметы которые лежат на столе? Давайте их назовем. (Воспитатель предлагает рассмотреть все эти вещи, просит их назвать. Обращает внимание на то, что вещи похожи друг на друга, так как все они – все сделаны из стекла) .

В: Очень много изделий делают из стекла.

Ребята посмотрите на стаканчик? А как вы узнали, что в стакане цветной шарик? Посмотрите через окно, что вы там видите?

Почему мы видим, что лежит в стакане, что у нас на улице? (Потому, что стекло прозрачное). Стекло прозрачное, поэтому из него делают оконные стёкла. Где ещё используют это свойство? (Стёкла в машинах, градусниках, аквариумах и т. д.)

В: Стекло бывает светлое, но бывает и цветное стекло. Назовите изделия из цветного стекла, которые стоят на столе, и определите цвет (зелёный стакан, синий графин и т. д.)

В: Ребята давайте возьмем эти предметы в руки. Какое стекло на ощупь?

(Берут стеклянные изделия в руки, определяют, какое стекло на ощупь: гладкое, холодное, скользкое и т. д.) .

В: Предметы из стекла ребята делают из толстого и тонкого стекла. Из толстого стекла делают витрины, а из тонкого бокалы, лампочки, посуду. (Воспитатель помогает выделить ещё одно свойство. Есть изделия из тонкого стекла, а есть – из очень толстого).

В: Что случится, если вдруг уронить или бросить стеклянную вещь? Значит, стекло очень хрупкое, оно легко бьётся.

Физкультминутка:

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

И совсем не уставать.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка

В: Назовите изделия из стекла, в которые мы можем налить воду. (Воспитатель предлагает детям налить воду в стакан.) Пропускает ли стакан воду? Значит стекло – водонепроницаемое, то есть в любую стеклянную посуду мы можем налить воду.

Есть у стекла ещё одно свойство. Оно издаёт приятный мелодичный звук. Послушайте (ударяет карандашом по стенкам сосудов, прикасается одним стаканом к другому, предлагает детям повторить опыт).

В: Давайте ребята возвращаемся в группу (дети считают до трех). Вот посмотрите ребята что за стеклянные предметы есть у нас в группе.

Ребята обратите внимание, зеркало – это тоже стекло, только одной стороны покрасили ее серебристой краской, поэтому она отражает предметы. Это еще одно свойство стекла.

А сейчас отгадайте загадки.

Стеклянный домик на окне,

С прозрачною водой.

С песком и камешком на дне

И с рыбкой золотой.

Вот стеклянный пузырек,

А живет в нем – огонек

Днем он спит, а вечером проснется,

Ярким пламенем зажжется.

Вот стеклянный карандаш-

Он в беде помощник наш.

Определит без докторов,

Кто заболел, а кто здоров. (11 слайд)

Гляди в меня

Хоть целый день,

Коль на себя

Смотреть не лень.

В: Дети, скажите, что нового вы узнали про жителей Стеклянной Страны? Какими они обладают свойствами (ответы детей)

государственное казённое учреждение Самарской области “Чапаевский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних”

отделение Пестравка

Конспект познавательного занятия

на тему: «В мире стекла»

Составил: воспитатель Мешалкина Л.Б.

Цель: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей посредством проектно-исследовательской деятельности.

Задачи:

· Познакомить детей с историей появления стекла, опытным путем определить качество стекла (прозрачное, твердое, звонкое, хрупкое.)

· Расширять и уточнять представление детей о свойствах стекла;

· Развивать у детей речь, воображение, внимание, наблюдательность, фантазию, обогащать словарный запас существительными и прилагательными.

Форма проведения : групповое проектно-исследовательское занятие.

Ход занятия.

1. Организационный момент : дидактическая игра «Что из чего сделано?».

Воспитатель: Ребята, сейчас мы поиграем с вами в игру «Что из чего сделано?». Я вам буду показывать различные предметы, а вы должны угадать, из чего они сделаны.

2.Контроль исходного уровня знаний.

Воспитатель: Что это? (показывает мяч) ответы детей.

Воспитатель: А из чего он сделан? (он сделан из резины)

Воспитатель: Значит он какой? (Резиновый)

Воспитатель: Что это? (показывает карандаш) ответы детей.

Воспитатель: А из чего он сделан? (он сделан из дерева)

Воспитатель: Значит он какой? (деревянный)

Воспитатель: Что это? (показывает бутылку) ответы детей.

Воспитатель: А из чего она сделана? (сделана из пластмассы)

Воспитатель: Значит это какая бутылка? (пластмассовая)

Воспитатель: А это что, ребята? (показываю стакан) ответы детей.

Воспитатель: А из чего он сделан? (он сделан из стекла)

Воспитатель: Значит стакан какой? (стеклянный)

3.Обучающий этап.

Воспитатель: Дети, а сейчас мы с вами поговорим о признаках, сделанных из стекла, которое всем хорошо известно. А что вы представляете, когда слышите слово «стекло»? (ответы детей).

Воспитатель: Были времена, когда человек не знал, что есть такой материал- стекло. Как вы думаете, стекло – это природный материал или рукотворный? (Это дело рук человека.)

Воспитатель: А хотите узнать, как из чего появилось стекло?

Воспитатель: Однажды в давние временам моряки причалили к чужому берегу. Они вышли на сушу, развели на песке костер и завели разговор. Чтобы костер не погас, они обложили его комками соды. Ночь и усталость взяли свое, моряки заснули крепким сном. Каково же было их удивление, когда утром вокруг костра они нашли блестящие камушки – камни, которые образовались из сплава песка и соды. Как вы думаете, из чего образовалось стекло? (ответы детей).

Отгадывание загадок.

Воспитатель: Ребята, а теперь отгадайте загадки:

Звучащее, прозрачное,

Воды не боюсь,

А ударь – разобьюсь. (Стекло)

Холод терпит, а палку нет. (Стекло)

Я, молча, смотрю на всех,

И смотрят все на меня.

Весёлые видят смех

С печальными плачу я.

Глубокое, как река

Я дома на вашей стене.

Увидит старик старика

Ребёнок - ребёнка во мне. (Зеркало)

3.Обучающий этап.

Воспитатель: Мы сегодня знакомимся со свойствами стекла, а загадку я загадала про зеркало. Как вы думаете почему? (ответы детей)

Воспитатель: Зеркало это тоже стекло, но не прозрачное, а умеющие отражать изображения.

Воспитатель: Ребята, вы хотите узнать о свойствах стекла, тогда мы с вами станем исследователями и будем экспериментировать с различными предметами и узнаем много нового. Готовы? (ответы детей) Дети проходят и садятся на стулья за столы.

Воспитатель: Ребята хочу с вами поиграть в игру. Я буду прятать шарик в различные предметы, которые находятся на столе, а вы должны догадаться, куда же я спрятала шарик. (Дети закрывают глаза, шарик кладем в металлическую коробку)

Воспитатель: 1, 2, 3 – шарик скорее найди! (Дети ищут шарик)

Воспитатель: Попробую ещё раз спрятать шарик, что бы вы его точно не нашли. (Шарик кладем в стеклянную банку)

Воспитатель: Молодцы ребята! А когда вам было сложнее искать шарик? Почему? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, потому что стекло прозрачное. (Беру стеклянный предмет и чуть не роняю его)

Воспитатель: Ой, ребята, а что было бы, если уронить стакан на пол? (ответы детей)

Воспитатель: Предлагаю вам игру «Разбитая ваза» (набор для дидактического упражнения «Разбитая ваза»)

Воспитатель: Кто же быстрее соберёт? Мы сейчас и посмотрим.

Воспитатель: Значит, стекло обладает еще одним свойством. Что это за свойство? (стекло хрупкое)

Воспитатель: Вывод, значит, стекло прозрачное и хрупкое.

Воспитатель: Где используют люди свойство стекла? (ответы детей)

Воспитатель: А сейчас покажу вам, какие произведения искусства из стекла делают талантливые люди (показываю слайды).

Воспитатель: Проведём эксперимент. Опустите предмет из стекла в воду. Что с ним произойдёт? (Правильно он утонул) ответы детей

Воспитатель: А если положить деревянный предмет? (кладем в воду карандаш)

Воспитатель: Будет плавать. Значит, стекло какое? (тяжелое) А дерево какое? (легкое) ответы детей.

Воспитатель: Возьмите в руки стекло. Какое оно на ощупь?

(гладкое, холодное, скользкое) ответы детей.

Воспитатель: А по запаху можно различить? (ответы детей)

Воспитатель: А по звуку? (ответы детей)

Воспитатель: П ослушайте классическую мелодию и попробуйте отгадать на каком инструменте его играют (включаю музыку на муз.диске ответы детей.)

Воспитатель: Ребята, у стекла есть и ещё одно свойство - оно может издавать звук. (Ударяется по хрустальному стакану карандашом).

4.Самостоятельная работа. (Звуки стекла)

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам, как настоящим музыкантам, исполнить мелодию собственного сочинения с помощью музыкальных инструментов и конечно же стекла. (Дети пробуют сыграть на бокалах и других музыкальных инструментах.)

5.Контроль достигнутого уровня знаний.

Воспитатель: Ребята, о каком материале мы говорили? Что нового вы узнали? (ответы детей) С чем познакомились? (ответы детей) Что вам понравилось? (Ответы детей)

6.Итог.

Воспитатель: Сегодня хорошо постарались. Молодцы!

История появления стекла и все сведения о нем Цель: 1. Узнать о теории происхождения стекла. 2..Изучить состав стекла. 3. Ознакомиться со свойствами. 4. Рассмотреть основные виды стекла. 5. Закрепление знаний по теме: «Неметаллические элементы и их соединения


Теория происхождения стекла Наиболее ранняя теория происхождения стекла предложена Плинием Старшим (79 г. н.э.). "Существует предание, - пишет Плиний, - будто бы к устью реки пристал корабль торговцев содой. Рассеявшись по берегу, они готовили обед, и поскольку не оказалось камней, чтобы подставить под котелки, они подложили куски соды; когда эти последние разогрелись и смешались с береговым песком, тогда потекли ручьи новой жидкости, что и явилось началом стекла."


Вполне может быть, что история стеклянных бусин началась в середине III тысячелетия в древнем Египте, где гончары стали перед обжигом покрывать глиняную посуду смесью песка и соды (впоследствии стали прибавлять еще известь). Огонь расплавлял смесь, она растекалась по стенкам посуды, покрывая ее тонкой корочкой. Эту твёрдую, блестящую корочку мы называем глазурью. Но, собственно говоря, мы могли бы ее называть и стеклом; по своему составу она ничем не отличается от стекла.


Реакция получения стекла и его молекулярная формула Состав обычного оконного стекла можно выразить формулой: Na 2 O * CaO *6 SiO 2 Стекло обычно производят из смеси белого песка, соды, известняка, путем сплавления в специальных стекловаренных печах. Процесс получения обычного стекла выражается химическим уравнением: Na 2 CO 3 + CaCO 3 + 6SiO 2 = 2CO 2 + Na 2 O * CaO * 6SiO 2


Состав стекла Стеклоо бразующ ие веществ а Оксиды SiO2B2O3P2O5TeO2GeO2 Фториды AlF3 Базовый метод получения силикатного стекла заключается в плавлении смеси кварцевого песка (SiO 2), соды (Na 2 CO 3) и извести (CaO). В стекловарении используют только самые чистые разновидности кварцевого песка, в которых общее количество загрязнений не превышает 23 %. Особенно нежелательно присутствие железа, которое даже в ничтожных количествах (десятые доли %) окрашивает стекло в зеленоватый цвет.


Окраска стекол Окраску стекла осуществляют введением в него оксидов некоторых металлов или образованием коллоидных частиц определенных элементов: 1. Золото и медь(Au и Cu)при коллоидном распределении окрашивают стекло в красный цвет. Такие стекла называют золотым и медным рубином соответственно. 2.Серебро(Ag)в коллоидном состоянии окрашивает стекло в желтый цвет. 3. Хорошим красителем является селен (Se). В коллоидном состоянии он окрашивает стекло в розовый цвет 4. Оксид кобальта(II) СoO в малых количествах дает голубое стекло 5. Оксид свинца (II) PbO усиливает цвет стекла и придает цвету яркие оттенки.


Свойства Способность пропускать солнечные лучи. Постепенные переход из твердого состояния в жидкое из-за отсутствия постоянной точки кипения и плавления. Стойкость к действию кислот и щелочей. Стекло поддается механической обработке: его можно пилить циркулярными пилами, резать алмазом, шлифовать, полировать. В пластичном состоянии при °С стекло поддается формованию. Его можно выдувать, вытягивать в листы, трубки, волокна, можно сваривать. Выдувание Резка стекла


Интересные факты о стекле Когда разбивается стекло, трещина движется со скоростью 4828 км/ч. Стекло разлагается 1 миллион лет. Стекло это один из немногих материалов, которые могут быть переработаны на 100% при этом не теряя качества. Стекло является аморфным материалом. Это значит, что если чрезвычайно горячее стекло быстро охладить, то оно не затвердеет. Энергия от переработки 1 стеклянной бутылки может питать компьютер в течении 30 минут. Переплавить битое стекло на новые изделия на 40% дешевле, чем произвести новое стекло из первичного сырья. Самое толстое стекло в мире используется в Сиднейском аквариуме. Его толщина 26 сантиметров, а размеры экрана 7 на 4 метра.