Изобретение прозрачного стекла в древности. История изобретения стекла

4.4. В умелых руках песок превращается в золото

Стекло тоже научились делать первыми не финикийцы, но они внесли важные новшества в технологию его производства. В Финикии это ремесло достигло совершенства. Стеклянные изделия местных мастеров пользовались огромным спросом. Античные авторы были даже убеждены, что стекло изобрели финикийцы, и эта ошибка является весьма показательной.

На самом деле все начиналось в Месопотамии и Египте. Еще в IV тысячелетии до нашей эры египтяне научились изготавливать глазурь, которая близка по своему составу к древнему стеклу. Из песка, золы растений, селитры и мела они получали мутное, непрозрачное стекло, а потом формовали из него небольшие сосуды, которые пользовались большим спросом.

Самые ранние образцы настоящего стекла – бусы и другие украшения – появляются в Египте около 2500 года до нашей эры. Стеклянные сосуды – маленькие чаши – известны в северной Месопотамии и Египте примерно с 1500 года до нашей эры. С этого времени начинается широкое производство этого материала.

Стеклоделие в Месопотамии переживает настоящий расцвет. Сохранились клинописные таблички, в которых описывается процесс изготовления стекла. Готовое стекло сверкало различными оттенками, но не было прозрачным. В начале I тысячелетия до нашей эры, очевидно, там же, в Месопотамии, научились изготавливать полые предметы из стекла. В Египте в ХVI – ХIII веках до нашей эры также изготавливали стекло высокого качества.

Финикийцы использовали опыт, накопленный мастерами Месопотамии и Египта, и вскоре стали играть ведущую роль. Временный упадок, переживаемый ведущими державами Древнего Востока в начале I тысячелетия до нашей эры, помог финикийцам завоевать рынок.

Начиналось же все от бедности. Финикия была обделена полезными ископаемыми. Немного глинозема – и все. Только лес, камень, песок и морская вода. Казалось бы, нет никакой возможности развивать свою промышленность. Можно лишь перепродавать купленное у соседей. Однако финикийцы сумели наладить производство товаров, которые пользовались необычайным спросом повсюду. Из ракушек они добывали ценную краску; из песка стали делать… стекло.

В горном Ливане песок богат кварцем. А кварц представляет собой кристаллическую модификацию диоксида кремния (кремнезема); это же вещество является важнейшим компонентом стекла. Обычное оконное стекло со держит бол ее 70 процентов кремнезема, а свинцовое – около 60 процентов.

Особенно славился своим качеством песок, который добывали у подножия горы Кармел. По словам Плиния Старшего, там «есть болото, которое называется Кандебия». Отсюда вытекает река Бел. Она «илиста, с глубоким дном, песчинки в ней можно увидеть только при отливе моря; перекатываемые волнами и таким образом очищаясь от грязи, они начинают сверкать. Считают, что тогда они и затягиваются морской едкостью… Это пространство берега составляет не больше пятисот шагов, и только оно в течение многих веков было источником для производства стекла». Тацит в своей «Истории» тоже упоминает, что в устье реки Бел «добывают песок, из которого, если варить его с содой, получается стекло; место это совсем небольшое, но, сколько ни берут песка, запасы его не иссякают» (пер. Г.С. Кнабе).

Финикийские стеклянные вазы, найденные в Тире

Проверив эти рассказы, археологи выяснили, что в песке реки Бел содержится 14,5 – 18 процентов извести (карбоната кальция), 3,6 – 5,3 процента глинозема (оксида алюминия) и около 1,5 процента углекислого магния. Из смеси этого песка с содой получается прочное стекло.

Итак, финикийцы брали обычный песок, которым была богата их страна, и смешивали его с гидрокарбонатом натрия – питьевой содой. Ее добывали в египетских содовых озерах или же получали из золы, оставшейся после сгорания водорослей и степной травы. Добавляли к этой смеси щелочноземельный компонент – известняк, мрамор или мел, – а затем нагревали все это примерно до 700 – 800 градусов. Так возникала пузыристая, вязкая, быстро застывавшая масса, из которой изготавливали стеклянный бисер или, например, выдували изящные, прозрачные сосуды.

Финикийцы не довольствовались простым подражанием египтянам. Со временем, проявив невероятную выдумку и упорство, они научились изготавливать прозрачную стекловидную массу. Можно только гадать, сколько времени и труда им это стоило.

Первыми в Финикии занялись стеклоделием жители Сидона. Случилось это сравнительно поздно – в VIII веке до нашей эры. К тому времени почти тысячу лет на рынках господствовали египетские поставщики.

Впрочем, Плиний Старший приписывает изобретение стекла именно финикийцам – экипажу одного судна. Оно якобы шло из Египта с грузом соды. В районе Акко моряки причалили к берегу, чтобы пообедать. Однако рядом не удалось найти ни одного камня, на который можно было бы поставить котел. Тогда кто-то взял с корабля несколько кусков соды. Когда же они «расплавились от огня, смешавшись с песком на берегу», то «потекли прозрачные ручьи новой жидкости, – таким было происхождение стекла». Многие считают эту историю выдумкой. Однако, по мнению ряда исследователей, в ней нет ничего невероятного – разве что место указано неверно. Произойти она могла близ горы Кармел, да и время изобретения стекла точно неизвестно.

Поначалу финикийцы изготавливали из стекла покрытые орнаментом сосуды, украшения и безделушки. Со временем они разнообразили производственный процесс и стали получать стекло различных сортов – от темного и мутного до бесцветного и прозрачного. Они умели придавать прозрачному стеклу любой цвет; оно не мутнело от этого.

По своему составу это стекло было близко современному, но отличалось соотношением компонентов. Тогда оно содержало больше щелочи и оксида железа, меньше кремнезема и извести. Это снижало температуру плавления, но ухудшало качество. Состав финикийского стекла был примерно следующим: 60 – 70 процентов кремнезема, 14 – 20 процентов соды, 5 – 10 процентов извести и различных оксидов металла. В некоторых стеклах, особенно непрозрачных красных, обнаружено много свинца.

Спрос рождал предложение. В крупнейших городах Финикии – Тире и Сидоне – выросли стекольные заводы. Со временем цены на стекло снизились, и оно превратилось из предмета роскоши в античный ширпотреб. Если библейский Иов приравнивал стекло к золоту, говоря, что мудрость не оплатить ни золотом, ни стеклом (Иов. 28, 17), то со временем стеклянная посуда потеснила и металлическую, и керамическую. Финикийцы наводнили все Средиземноморье стеклянными сосудами и бутылками, бисером и плиткой.

Свой наивысший расцвет это ремесло переживает уже в римскую эпоху, когда, вероятно, в Сидоне открыли способ выдувания стекла. Случилось это в I веке до нашей эры. Славились умением выдувать стекло также мастера Беруты и Сарепты. В Риме и Галлии это ремесло тоже получило широкое распространение, поскольку туда переселилось немало специалистов из Сидона.

Сохранилось несколько сосудов из дутого стекла, помеченных знаком мастера Энниона из Сидона, работавшего в Италии в начале или середине I века нашей эры. Долгое время эти сосуды считались самыми ранними образцами. Однако в 1970 году при раскопках в Иерусалиме был обнаружен склад с литыми и дутыми стеклянными сосудами. Они были изготовлены в 50 – 40 годах до нашей эры. Очевидно, дутье стекла появилось в Финикии несколько раньше.

По словам Плиния Старшего, в Сидоне придумали даже зеркала. Они были в основном круглыми, выпуклыми (их также изготавливали из дутого стекла), с тонкой металлической подкладкой из олова или свинца. Вставляли их в металлическую рамку. Подобные зеркала изготавливали вплоть до ХVI века, когда венецианцы изобрели оловянно-ртутную амальгаму.

Именно знаменитая венецианская мануфактура продолжила традиции сидонских мастеров. В Средние века ее успехи привели к упадку спроса на ливанское стекло. И все же даже в эпоху крестовых походов стекло, произведенное в Тире или Сидоне, пользовалось большим спросом.

В наши дни остатки стекловаренных печей, построенных в римскую или византийскую эпоху, еще можно встретить на побережье между современными городами Сур (Тир) и Сайда. В Сарепте море, отступив от берега, обнажило остатки древних печей. Среди развалин древнего Тира руины печей отыскали археологи. Стекло, оставшееся в печах, приятного зеленоватого цвета, довольно чистое, но не прозрачное.

Из книги Люди, корабли, океаны. 6000-летняя авантюра мореплавания автора Ханке Хельмут

Золото желанное - золото проклятое Началось это в океане Начало открытию положил пронзительный крик радости, вырвавшийся из глоток отчаявшихся людей: «Тьерра! Тьерра!» Полтора тысячелетия до этого с неменьшим восторгом и почти при таких же обстоятельствах люди

Из книги Спичке – сто лет автора Андреев Борис Георгиевич

Соломка превращается в спичку В фабричной лабораторииНам нужно побывать теперь в самом «сердце» спичечной фабрики - в ее фабричной лаборатории. Ведь соломка, чтобы сделаться спичкой, должна получить головку из зажигательной массы, а бочка коробки должны покрыться

Из книги Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу автора Сонькин Виктор Валентинович

Из книги Генералиссимус. Книга 2. автора Карпов Владимир Васильевич

Подбор умелых соратников В дни контрнаступлений Сталин опирался на Жукова, Шапошникова, Василевского. Но, наряду с ними, искал и новые сильные личности. Так было с Еременко. Помните, что сказал Сталин, посылая Еременко спасать от окружения войска Юго-Западного фронта:

Из книги Сталин мог ударить первым автора Грейгъ Ольга Ивановна

Глава 13 Как союзник превращается во врага? Нарком флота в связи с вторжением германского вермахта на территорию СССР уже в первые часы войны решил огромное количество вопросов, связанных с поддержанием высокой боеготовности всех флотских объединений.Вызвав начальника

Из книги Неизвестный Гитлер автора Воробьевский Юрий Юрьевич

Народ превращается в публику Гитлер внимательно читал книгу Лебона «Душа толпы». А значит - помнил слова: «Кто владеет искусством производить впечатление на воображение толпы, тот и обладает искусством ею управлять». Ведь на толпу «нереальное действует почти так же, как

Из книги История второй русской революции автора Милюков Павел Николаевич

VII. «Уговор» превращается в «заговор» Свидание Львова с Керенским 26 августа. Сильно смущенный впечатлениями, полученными в Ставке, но тем более уверенный в важности той услуги, которую готовился оказать и России, и своему «личному другу» Керенскому, В. Н. Львов приехал в

Из книги Дневник немецкого солдата автора Кёрнер-Шрадер Пауль

Песок в машину Прошло полгода. Сентябрь. Черную тьму прорезают лучи света. Снова я ощущаю вкус еды, хотя трупный запах все еще преследует меня.Я - в Эйленбурге, в резервном батальоне. Эти полгода я провел в Берлине, в отделении для нервнобольных тылового госпиталя в

Из книги Завоевание Америки Ермаком-Кортесом и мятеж Реформации глазами «древних» греков автора

27. Исчезнувшее золото американских ацтеков и исчезнувшее золото сибирских

Из книги Самые богатые люди Древнего мира автора Левицкий Геннадий Михайлович

«Золото - всюду мерцало золото…» 1 ноября 1922 г. экспедиция приступила к расчистке от щебня и мусора пространства близ гробницы Рамзеса. Ими оказался засыпан древний поселок строителей царских гробниц. Все это было бы интересно туристам, но не археологу, поставившему

Из книги Русский царь Иосиф Сталин, или Да здравствует Грузия! автора Грейгъ Ольга Ивановна

История 1 Как юмор превращается в Золотую Звезду Героя В бытность моей учебы в военно-учебном заведении много довелось услышать историй от бывалых офицеров. Некоторые их этих историй постепенно становятся известными, некоторые обрастают небывалыми подробностями,

Из книги Великие тайны золота, денег и драгоценностей. 100 историй о секретах мира богатства автора Коровина Елена Анатольевна

Из книги По следам султанов и раджей автора Марек Ян

Песок над крепостью Я проснулся раньше всех, на рассвете, и сонный. выглянул из окна. Над бескрайним морем песка поднимался раскаленный диск солнца. Вдоль дороги на верблюде трясся одинокий наездник, направлявшийся к небольшому загону с забором из прутьев терновника. Там

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

12.5. Компас в руках Невия-Ноя и компас в руках крестоносца Колумба Как мы говорили, при завоевании земли обетованной и плавании через великий океан, в руках Невия-Ноя был компас. После отказа от ошибочной хронологии ничего удивительного в этом нет. На кораблях Колумба,

Из книги Дорога Домой автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Из книги Путин. В зеркале «Изборского клуба» автора Винников Владимир Юрьевич

Александр Проханов. «Так уголь превращается в алмаз…» Между властью и обществом России построен Крымский мостКрым, как светлая буря, ворвавшаяся в русскую жизнь, преобразил общество, одухотворил власть, изменил человека. Исчезли апатия и уныние, которые влачились за

Цель:

  • познакомить учащихся с историей Финикии;
  • ее географическим положением, занятиями населения, вкладом финикийцев в развитие мореплавания и письменности;
  • продолжить формирование умений правильно показывать на карте исторические объекты, читать несложные карты, формулировать несложные выводы, работать с текстом учебника, выделять главное, воспитывать интерес к истории.

Оборудование урока:

  1. Карта «Египет и Передняя Азия в древности».
  2. Карточки с понятиями для опорного конспекта.
  3. Карточки для закрепления.

Ход урока

I. Организация класса.

II. Цель.

(стук в дверь, посланец передает свиток).

– Юные сыновья и дочери вельмож, писцов и ремесленников! Пусть поля ваши дают обильные урожаи! Пусть головы ваши наполняются знаниями. Да живет ваш царь вечно-вековечно и справедливо правит страной!
Я, царь Верхнего и Нижнего Египта, наслышан, что есть такое государство – Финикия. Многие там разности и диковины делают ее умельцы, что корабли их лучшие по всей великой воде, а одежды ярки, как закат, что придумали они, как записать то, что храниться в хранилищах их вельмож. Помогите узнать, где находится эта страна. Чем занимаются ее свободные люди? Правда ли, что они лучшие мореплаватели? Куда и зачем плавают, торгуют ли и чем? Есть ли у них письменность? Задумал я великое дело и нуждаюсь в хороших кораблях и расторопных людях. Разузнайте все, что можно, и сообщите мне.
Царь Верхнего и Нижнего Египта, фараон Псаметих 2.

Какие же вопросы поставил перед нами фараон?

– А, что еще необычное вы заметили на уроке?

– Да, тема урока записана как-то странно. Это еще одна из загадок, ответ на которую мы найдем на уроке.

III. Новая тема.

Финикия расположилась на восточном побережье Средиземного моря. Обозначены ли на карте в Финикии крупные реки, такие как Нил, Тигр, Евфрат?

– Нет, таких крупных рек в Финикии не было. А какие крупные города существовали в Древней Финикии? (Библ, Сидон, Тир)

– Финикийские города были независимыми государствами. Города защищали высокие каменные стены и башни. Дома там строили двухэтажные, с балконами, в городах возводились великолепные храмы и дворцы.

– Как вы думаете, какой был рельеф на территории Финикии, если «Библ» в переводе с финикийского значит «гора», а «Тир» – «скала»? (Горы и возвышенности)

– Финикийцы были опытными мореплавателями, докажите эту мысль.

Работа в группах:

1-я группа – учебник В.И. Уколовой стр. 74,
2-я группа – карта,
3-я группа – учебник Ф.А. Михайловского стр. 90-91

– Итак, какие доказательства вы нашли?

1-я группа

  • Строили прочные корабли, которым были не страшны штормы и бури. (Финикия славилась рощами знаменитого ливанского кедра. Прочная смолистая древесина кедра была отличным материалом для постройки крепких морских судов. А еще у самой воды на носу они укрепляли заостренное окованное бронзой бревно – таран. В бою им пробивали борт вражеского судна, и оно тонуло).
  • Плавали по всему Средиземному морюю

2-я группа

Где побывали финикийцы? (о. Кипр, о. Крит, о. Корсика, о. Сардиния, о. Сицилия, Испания, Северная Африка).

3-я группа

В 600 г до н.э. финикийцы первые в мире обогнули Африку.

– Послушайте исторический источник, и определите, какой образ финикийца сложился у древних народов?

Прибыл в Египет тогда финикиец, обманщик коварный,
Злой кознодей, от которого много людей пострадало;
Он, увлекательной речью меня обольстив, Финикию,
Где и поместье и дом он имел, убедил посетить с ним.
В Ливии с ним в корабле, облетая моря,
Меня он плыть пригласил, говоря:
Товар свой там выгодно сбудем,
Сам же, напротив, меня, не товар продать там замыслил.

Да, финикийцы пользовались дурной славой жадных и хитрых работорговцев. Очень часто, пристав к берегу для торговли, они неожиданно нападали на местное население и силой уводили людей на свои корабли или заманивали на свои корабли обманом. Рабов финикийцы использовали в качестве гребцов, чернорабочих, грузчиков, продавали этот товар в другие страны.

– Итак, о каком занятии финикийцев мы узнали? (Работорговля, торговля).

– Природные условия благоприятствовали выращиванию оливковых деревьев и винограда, из которых изготавливали вино и масло. Вино, оливки, изделия ремесла, строительный лес финикийцы обменивали на пшеницу т.к. в Финикии было мало простора для земледельцев. Своего хлеба не хватало, его приходилось ввозить из соседних стран. На основе всего сказанного обобщите, что покупали и чем торговали финикийцы?

Привозили в Финикию – зерно, скот, холсты для парусов, выделанные кожи, папирус, рабов.

Продавали – лес, вино, оливковое масло, ткани, янтарь, олово, рабов, изделия ремесла.

– Посмотрите на эти предметы (показ ювелирных изделий, вазы, сосудов, ткани). Как одним словом можно сказать, чем еще занимались финикийцы? (ремеслом).

– Ювелиры делали изящные украшения из золота, серебра, драгоценных камней, которые охотно покупали местные богачи и чужеземцы. Резчики создавали выразительные статуэтки, и изделия из слоновой кости (показ иллюстраций).

– Послушайте древнее предание и определите, какое изобретение было сделано финикийцами?

«Однажды финикийский торговый корабль, который вез груз соды, пристал к песчаному берегу. Купцы решили пообедать, развели огонь, достали котелки, но не нашли камней, на которые можно было бы их поставить. Тогда они вместо камней использовали взятые с корабля куски каменной соды. Огонь был сильным, сода расплавилась и смешалась с песком: от костра потекли струи прозрачной жидкости. Эта жидкость и была … (стеклом)».

Итак, финикийские мастера изобрели прозрачное стекло. Его выплавляли в специальных печах из смеси белого песка и соды. Из стекла выдувались сосуды для благовоний, вазы.

– Что же еще дала Финикия миру?

Индивидуальное сообщение.

«Необычайно развилось в Финикии и красильное дело, особенно окраска тканей в пурпурный цвет. Как же добывали пурпурную краску? Опытные ныряльщики погружались на дно моря и, рискуя жизнью, добывали маленькие раковины с улитками. Из каждого моллюска выжималась капелька драгоценной жидкости, дававшая возможность окрашивать одежды в различные оттенки пурпурного цвета: розовый, алый, лилово-красный. Ткани, выкрашенные пурпурной краской, сверкали на солнце, они не выгорали и не линяли при стирке. Цена на пурпурные ткани была огромной, поэтому их покупали только очень богатые люди: цари, жрецы, военачальники. В древности пурпур считался цветом царственности».

Итак, что Финикия дала миру? (Пурпурную краску).

– В удобных для жизни местах, куда доходили корабли финикийцев, они основывали колонии. Что такое колония?

Колония – поселение, основанное на чужой территории.

– Поселение росло и превращалось в город. Самой известной колонией финикийцев стал Карфаген, основанный на севере Африки в 9 веке до н.э.

– Что являлось причиной того, что финикийцы покидали свою страну и основывали колонии, найдите ответ в учебнике на стр. 89-90?

  1. Торговля.
  2. Перенаселенность.
  3. Внутренние распри.

– Возможно, самое великое достижение финикийцев – изобретение алфавита.

Алфавит – способ письма, при котором каждая буква соответствует только одному звуку.

– Что побудило финикийцев сделать это изобретение? Финикийским купцам для успешной торговли необходимо было вести записи. Они познакомились с египетским письмом и схватились за голову: нет, такое письмо нам не подходит. Почему? В чем трудности египетского письма?

Финикийцы познакомились с клинописью, она им также показалась сложной. Чем?

– Тогда финикийцы создали собственное письмо – древнейший в мире алфавит. Чем отличался финикийский алфавит от египетского письма и клинописи? Почему им овладеть было намного легче? В чем особенность финикийского письма? Ответы на все эти вопросы найдите на странице 91-92.

  1. Каждый звук, являлся буквой и передавал один звук.
  2. Таких букв было 22. Их запомнить мог каждый. Писать их легко. Буквы были расставлены в определенном порядке. Получился алфавит. Первой буквой алфавита была буква «алеф», или «а», второй – «бет», или «б».
  3. Букв было 22 и все согласные, гласных букв они не придумали.
  4. Писали финикийцы справа налево, а не слева направо, как мы.

– Так почему тема нашего урока записана справа налево?

– Так писали финикийцы, теперь это не забудется.

– Какое всемирное значение имело изобретение финикийцами алфавита?

Финикийский алфавит заимствовали древние греки. Они ввели буквы, обозначавшие гласные звуки. У греков алфавит заимствовали римляне. Славянская, а затем русская азбука была построена на основе греческого алфавита. Таким образом, научившись и писать, мы оказываемся в прямой связи с древними финикийцами, создавшими первый алфавит.

IV. Закрепление изученного материала.

А) Заполнить пропуски.

На восточном побережье Средиземного моря находилась... (Финикия). Финикийцы сажали... (виноград) и... (оливковые деревья). Самыми крупными городами финикийцев были..., ... и... (Библ, Сидон и Тир). В Финикии изобрели прозрачное... (стекло), ... (алфавит) и пурпурную... (краску). Финикийцы основали... (колонии). В Северной Африке финикийцы основали город... (Карфаген).

Б) Коллективный экспресс-ответ фараону

Начиная со слов «Я написал бы фараону, что …».

V. Д/з п.15, ответить на вопросы

Литература.

  1. Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории древнего мира к учебникам А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой и Ф.А. Михайловского. – М., 2002.
  2. История древнего мира. Дополнительные материалы к урокам.- Брянск «Курсив»., 2003.
  3. Северина О.А. История древнего мира 5класс часть 1. - Волгоград., 2003.

Проверив эти рассказы, археологи выяснили, что в песке реки Бел содержится 14,5 – 18 процентов извести (карбоната кальция), 3,6 – 5,3 процента глинозема (оксида алюминия) и около 1,5 процента углекислого магния. Из смеси этого песка с содой получается прочное стекло.

Итак, финикийцы брали обычный песок, которым была богата их страна, и смешивали его с гидрокарбонатом натрия – питьевой содой. Ее добывали в египетских содовых озерах или же получали из золы, оставшейся после сгорания водорослей и степной травы. Добавляли к этой смеси щелочноземельный компонент – известняк, мрамор или мел, – а затем нагревали все это примерно до 700 – 800 градусов. Так возникала пузыристая, вязкая, быстро застывавшая масса, из которой изготавливали стеклянный бисер или, например, выдували изящные, прозрачные сосуды.

Финикийцы не довольствовались простым подражанием египтянам. Со временем, проявив невероятную выдумку и упорство, они научились изготавливать прозрачную стекловидную массу. Можно только гадать, сколько времени и труда им это стоило.

Первыми в Финикии занялись стеклоделием жители Сидона. Случилось это сравнительно поздно – в VIII веке до нашей эры. К тому времени почти тысячу лет на рынках господствовали египетские поставщики.

Впрочем, Плиний Старший приписывает изобретение стекла именно финикийцам – экипажу одного судна. Оно якобы шло из Египта с грузом соды. В районе Акко моряки причалили к берегу, чтобы пообедать. Однако рядом не удалось найти ни одного камня, на который можно было бы поставить котел. Тогда кто-то взял с корабля несколько кусков соды. Когда же они «расплавились от огня, смешавшись с песком на берегу», то «потекли прозрачные ручьи новой жидкости, – таким было происхождение стекла». Многие считают эту историю выдумкой. Однако, по мнению ряда исследователей, в ней нет ничего невероятного – разве что место указано неверно. Произойти она могла близ горы Кармел, да и время изобретения стекла точно неизвестно.

Поначалу финикийцы изготавливали из стекла покрытые орнаментом сосуды, украшения и безделушки. Со временем они разнообразили производственный процесс и стали получать стекло различных сортов – от темного и мутного до бесцветного и прозрачного. Они умели придавать прозрачному стеклу любой цвет; оно не мутнело от этого.

По своему составу это стекло было близко современному, но отличалось соотношением компонентов. Тогда оно содержало больше щелочи и оксида железа, меньше кремнезема и извести. Это снижало температуру плавления, но ухудшало качество. Состав финикийского стекла был примерно следующим: 60 – 70 процентов кремнезема, 14 – 20 процентов соды, 5 – 10 процентов извести и различных оксидов металла. В некоторых стеклах, особенно непрозрачных красных, обнаружено много свинца.

Спрос рождал предложение. В крупнейших городах Финикии – Тире и Сидоне – выросли стекольные заводы. Со временем цены на стекло снизились, и оно превратилось из предмета роскоши в античный ширпотреб. Если библейский Иов приравнивал стекло к золоту, говоря, что мудрость не оплатить ни золотом, ни стеклом (Иов. 28, 17), то со временем стеклянная посуда потеснила и металлическую, и керамическую. Финикийцы наводнили все Средиземноморье стеклянными сосудами и бутылками, бисером и плиткой.

Свой наивысший расцвет это ремесло переживает уже в римскую эпоху, когда, вероятно, в Сидоне открыли способ выдувания стекла. Случилось это в I веке до нашей эры. Славились умением выдувать стекло также мастера Беруты и Сарепты. В Риме и Галлии это ремесло тоже получило широкое распространение, поскольку туда переселилось немало специалистов из Сидона.

Сохранилось несколько сосудов из дутого стекла, помеченных знаком мастера Энниона из Сидона, работавшего в Италии в начале или середине I века нашей эры. Долгое время эти сосуды считались самыми ранними образцами. Однако в 1970 году при раскопках в Иерусалиме был обнаружен склад с литыми и дутыми стеклянными сосудами. Они были изготовлены в 50 – 40 годах до нашей эры. Очевидно, дутье стекла появилось в Финикии несколько раньше.

По словам Плиния Старшего, в Сидоне придумали даже зеркала. Они были в основном круглыми, выпуклыми (их также изготавливали из дутого стекла), с тонкой металлической подкладкой из олова или свинца. Вставляли их в металлическую рамку. Подобные зеркала изготавливали вплоть до ХVI века, когда венецианцы изобрели оловянно-ртутную амальгаму.

Именно знаменитая венецианская мануфактура продолжила традиции сидонских мастеров. В Средние века ее успехи привели к упадку спроса на ливанское стекло. И все же даже в эпоху крестовых походов стекло, произведенное в Тире или Сидоне, пользовалось большим спросом.

Урок: Финикийские мореплаватели

Педагогические цели: Способствовать ознакомлению учащихся с образом жизни и культурными достижениями финикийцев; создать условия для развития умений характеризовать понятие «колония» в истории Древнего мира, определять финикийский алфавит как особую систему письменности; содействовать развитию умения работать с картой.

Основное содержание темы, понятия и термины : Местоположение и природные условия Финикии. Образование городов-государств в Финикии. Города: Тир, Библ, Сидон. Финикийцы-лучшие мореплаватели Древнего мира. Международная торговля финикийцев, образование колоний. Изобретения и открытия финикийских ремесленников: получение пурпурной краски, изготовление стекла. Изобретение алфавита. Благовония, пурпурная краска, колония, алфавит.

Ход урока.

1. Организационный момент. Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

2. Контроль знаний.

Проверка знаний хронологии:(хронологический диктант)

1.Образование единого государства в Египте(3000 г.до н.э.)

2.Правление Хаммурапи(1792-1750гг. до н.э.)

3.Завоевательные походы Тутмоса (1500г. до н.э.)

4.Появление первых людей на Земле(2млн лет назад)

5.Появление человека разумного(40 тыс. лет назад)

6.Возникновение ремесла(10 тыс лет назад)

7.Появление письменности(5тыс. лет назад)

8.Начало обработки металлов(9 тыс. лет назад)

3. Постановка учебной задачи. Учитель предлагает посмотреть на карту и найти на восточном берегу Средиземного моря города: Тир, Библ, Сидон; прочитать название страны, с которой предстоит познакомиться на этом уроке.

4. Усвоение новых знаний и способов действий. Местоположение и природные условия Финикии. Образование городов-государств ( рассказ учителя с использование карты).

Проблемный вопрос:

Используя карту и рассказ, определите, как географические условия страны влияли на занятия людей? Сравните занятия финикийцев с занятиями жителей Древнего Египта и Вавилонии, укажите общие черты и различия – на доске

Финикия отгорожена от Передней Азии горным хребтом. Побережье здесь скалистое, а полоска плодородной земли совсем узкая, почти непригодна для земледелия. Страна настолько невелика, что на карте надпись Финикия не уместилась на суше и как бы плавает в морской воде.

Главное богатство стране давало море.

Проплывая на корабле вдоль побережья, мы бы увидели красивые города, расположенные почти на берегу: Библ, Сидон и Тир. По узким дорогам, проложенным вдоль побережья, двигались с севера на юг и обратно торговые караваны.

В целом климат был благоприятный. Лето продолжалось с конца апреля до конца октября, зима же была короткой – всего три месяца. За это время на жителей то и дело обрушивались холодные дожди. Температура воздуха летом достигала 27-31 о тепла; зимой же наступали холода, которые иногда достигали 7 мороза, но чаще воздух был в меру прохладен – приблизительно +5 о С. Самым неприятным явлением природы были суховеи, представлявшие серьезную угрозу земледелию.

Плодородной почвы в Финикии было сравнительно мало, поэтому полеводство развивалось слабо, зато распространено было садоводство.

Города и селения располагались по береговой линии, что было связано с основными занятиями финикийцев – мореплаванием, ремесло и торговлей. В названиях главнейших финикийцев городов отражены географические условия страны.

Так, на севере располагался город, который греки называли Библ, в переводе означало гора . Самый крупный из финикийских городов греки назвали Тир, что соответствует – скала . Третий большой город назывался Сидон, что означает город рыбной ловли .

Главными занятиями населения Финикии были торговля, ремесло, мореплавание и рыболовство; эти особенности экономики определялись природными условиями и климатом страны.

Древние города Финикии.

Ученым пока трудно воссоздать внешний вид городов; известно лишь, что они были обнесены несколькими рядами массивных стен; существовали и высокие башни. К стенам прибивали щиты, которые прикрывали бойницы, откуда лучники поражали неприятеля. Чужестранцы, попавшие в город, оказывались в лабиринте домов и кривых улочек, которые вели к храмам и рыночным площадям.

(Доп.) Финикийские города были центрами торговли в Передней Азии. Из продуктов собственного производства финикийцы продавали, прежде всего, сушеную рыбу, оливковое масло, кедровый лес, шедший на постройку кораблей. Финикия также являлась центром транзитной торговли. Ее знаменитые купцы-мореплаватели установили связи с различными странами и народами.

Ремесло.

В финикийских городах издревле развивалось ремесло. Добрая слава литейщиков, строителей, ткачей – шагнула далеко за пределы их родных мест.

Кораблестроение.

В Финикии в отличие от Египта и Южного Междуречья росли кедровые и дубовые леса. Какое это имело значение? (Финикийцы сколачивали из бревен прочные корабли и отправлялись в далекие плавания). Купцы везли на продажу шерстяные ткани, стеклянную посуду и другие изделия. В древнем предании рассказывается, что изобретателями стекла были финикийцы.

Стекло.

Однажды финикийский торговый корабль, ведший груз соды, пристал к песчаному берегу. Купцы решили пообедать, развели огонь, достали котелки, но не нашли камней, на которые можно было бы поставить. Тогда они вместо камней использовали взятые с корабли куски каменной соды. Огонь был сильным, сода расплавилась и смешалась с песком и ракушками: от костра потекли струи прозрачной жидкости. Эта жидкость и была стеклом.

Трудно сказать, насколько достоверен этот рассказ. Однако известно, что стекло на самом деле можно сварить из соды, песка и ракушек (извести). А финикийцы, действительно, одними из первых научились делать прозрачное стекло.

Производить стекло различных сортов – от темного и непрозрачного до бесцветного и прозрачного – стали именно в Финикии. Где же его применяли? Стекло в древние времена не вставляли, как теперь в оконные переплеты. Из него делали различные украшения, сосуды, которые очень ценились; стеклом отделывали и стены домов.

Задание : ученые считают, что создание стекла по важности и значению может быть сопоставлено с открытием металлов, с изобретением глиняной посуды, с появлением ткачества. Правы ли ученые? (Подобно ткани и глиняной посуде, стекло в готовом виде в природе не существует. Его изобретение одно из самых крупных в истории человечества. И в наши дни стекло играет большую роль в обиходе, в каждом доме есть оконные стекла и разнообразные стеклянные предметы.)

Пурпурная краска.

Во многих финикийских городах, прежде всего в Тире и Сидоне, широко развита добыча пурпурной краски, высоко ценившейся в странах древнего мира. Как же был открыт этот краситель?

Рассказ ученика: Рассказывают, что однажды какой-то финикийский пастух пас стадо недалеко от морского побережья. Его собака разгрызла морскую улитку и возвратилась к хозяину с мордой, окрашенной пурпурным цветом. Пастух подумал, что пес чем-то поранил себе морду, и начал обтирать клочком шерсти мнимую кровь, но никакой раны не обнаружил; шерсть же приобрела прекрасный алый цвет.

Финикийские ремесленники научились окрашивать шерстяные ткани пурпурной краской. Современных химических красителей в древности не существовало. Краска могла быть либо минеральной (добытой из земли), либо растительного, либо животного происхождения. Как добывали пурпурную краску? Финикийцы ныряли на дно моря и доставали оттуда маленькие раковины с улитками. Из каждой можно было извлечь всего несколько капель густой жидкости. Это была знаменитая в древности пурпурная краска. Если краску замешивали по жиже, то ткань приобретала розовый или алый цвет, если погуще – она становилась лилово-красной. Ткани, выкрашенные пурпурной краской, сверкали на солнце, они не выгорали и не линяли при стирке. Цена на пурпурные ткани была огромной, поэтому их покупали только очень богатые люди: цари, жрецы и военачальники.

Назовите изобретения финикийцев? (Cтекло прозрачное, пурпурная краска)

Про колонии читают учебник стр. 72 п.3 (найти на карте финикийские колонии и обозначить их на контурной карте)

Работорговцы.

Финикийцы были искусными ремесленниками и отважными мореплавателями, но пользовались дурной славой жадных и хитрых работорговцев: случалось, они воровали детей.

Представьте себе, на берегу пристали финикийские купцы и разложили свои товары. Вот великолепные пурпурные ткани, стеклянные бусы и флакончики с благовониями, вот изделия из золота, янтаря и слоновой кости… Вокруг собралась толпа: кто покупает, а кто просто так глазеет на красивые и диковинные товары. И ребятишек тут много. “Ах, какие славные мальчики! – говорит купец, обращаясь к двум приятелям.- Вот вам по лепешке на меду. Вы оба мне нравитесь, вы так похожи на моих сыновей. Я подарю вам свой пояс… - Купец делает вид, что снимает с себя пояс.- Впрочем, нет, на корабле у меня кое-что по лучше: хотите получить по маленькому кинжалу?” Мальчики охотно идут с финикийцем на корабль. Остальные купцы мгновенно собирают свои товары, поднимают якорь и корабль отплывает. Матери в ужасе бегают по берегу, кричат, рвут на себе волосы. Но никогда они не увидят больше своих сыновей. Где-нибудь в чужой далекой стране финикийцы продадут мальчиков в рабство.

Древнейший алфавит.

Финикийским купцам для успешной торговли необходимо было вести записи. Они познакомились с египетским письмом и схватились за голову: нет, такое письмо нам не подходит! В чем трудности египетского письма?

Финикийцы познакомились с клинописью, она им также показалась сложной. Чем?

Тогда финикийцы создали собственное письмо - создали новую систему письма.

В чем преимущества финикийского письма перед письменностью Египта или Двуречья?

Чтение п.4 § 15 с.73.

В чем недостаток финикийского алфавита?

C.74 – начертание букв: “г” - гимель (по-финикийски “верблюд”) Похожа ли эта буква на это животное? А на верблюжий горб?

“Д” - далет (по-финикийски “дверь”) – напоминала вход в шатер.

“М” - мем (по-финикийски “вода”) – напоминала волны.

Вывод: сходство русских букв с финикийскими не случайно: на основе финикийского алфавита создан греческий, а на его основе русский и многие другие.

Обобщение: все финикийские буквы – согласные, гласные звуки при письме пропускались. Отсутствие гласных букв затрудняло чтение.

В чем значение финикийского алфавита?

5. Закрепление знаний и способов действий.

Тестирование:

1. Какое древнее государство располагалось на восточном побережье Средиземного моря?

( Египет, Лидия, Мидия, Финикия)

2. Секрет изготовления какого вещества знали древние финикийцы?

(Пороха, бумаги, стекла, фарфора)

3.Сколько букв в финикийском алфавите?

4 . Плоды какого дерева финикийцы употребляли в пищу?

(Фикуса. пальмы, оливы, фейхоа)

5. Что являлось основным занятием финикийцев?

(Мореплавание, торговля; земледелие; военное дело; виноделие)

6. Какой город финикийцы основали в Северной Африке?

(Трою, Александрию, Фивы, Карфаген)

7. Что греки заимствовали у финикийцев?

(Карты, компас, алфавит, стекло)

8.Из чего древние финикийцы получали знаменитый пурпурный цвет, шедший на окрашивание дорогих тканей?

(Из оливок, из редких минералов, из морских раковин, из сока растений)

9. К каждому вопросу подберите соответствующий ответ.

а) Поселения, основанные в местах стоянок кораблей.

б) Письменный знак, соответствующий звуку.

в) Душистые, ароматные вещества, используемые в косметических целях.

г) Разбойное ремесло, которым занимались финикийцы.

(Благовония, колония, пиратство, буква, звук)

10. К каждому вопросу подберите соответствующий ответ.

а) Вещество, используемое для изготовления посуды.

б) Первая буква финикийского алфавита.

в) Лилово- красный цвет.

г) Продукт, получаемый из оливок.

(Алеф, масло, стекло, альфа, пурпур)

6. Домашнее задание.

§ 15, задания в рабочей тетради.

«Конструкции из стекла» - Прямая теплопередача (DET). Внешняя сторона. Возможности использования стекла STOPSOL. Типы солнцезащитного остекления. Шумопоглощение может быть лучше. Ламинированное стекло. Двухкамерный стеклопакет 4-12-4-12-4 мм Шумопоглощение 28 дБ. Закаленное стекло. Planibel TOP N 1.1 4-16-4 мм (аргон) U = 1.1 r0=0.65.

«Производство стекла» - В 15-16 вв. ведущее значение в декоративно-прикладном искусстве Европы приобрело венецианское стекло. Наиболее ценным оказалось представление Д. И. Менделеева о полимерном строении «кремнеземного стекла». Современное стекло получают на основе многокомпонентных систем. МЕТАЛИЧЕСКОЕ СТЕКЛО. Одновременно с осветлением идет гомогенизация – усреднение стекломассы по составу.

«Стекло» - Обычное оконное стекло имеет 0,97Вт/(м. Химико-лабораторное стекло - стекло, обладающее высокой химической и термической устойчивостью. Наибольшую теплопроводность имеют кварцевые стекла. Хрупкость. Оптическое стекло. Элементарными называются стекла, состоящие из атомов одного элемента. Главнейшее значение в практике принадлежит классу силикатных стекол.

«Роспись по стеклу» - 3. Краской-аутлайнером наносится контур рисунка. Детские "витражные краски". Процесс росписи по стеклу. Акриловые краски. Иногда срок высыхания может быть и больше. 4. Затем синтетической кистью или кистью из натурального волоса наносится роспись. Витражные краски. Краски могут быть матовыми или прозрачными.

«Зелёная химия» - Каталитические процессы. Раздел химии. Человечество. Использование вспомогательных веществ. Селективность. Вспомогательные стадии. Сокращение числа стадий. Каталитические системы и процессы. Энергетические расходы. Аналитические методы. Поиск новых источников энергии. Сырье для получения продукта. Агрегатное состояние.

«Предмет изучения химии» - Что изменилось. Горение костра. Одежда. Живем в окружении химических веществ. Одно вещество – много тел. Общие выводы. Слово «химия». Химические реакции. Превращение веществ. Каждое тело состоит полностью из пластмассы или частично. Рассуждаем. Как интересно. Экологический всеобуч. Выводы. Предмет химии.