Интервью с фотографом. Свадебная фотография за последние годы стремительно развивалась

В рубрике «Персоны» мы продолжаем знакомить наших читателей со взглядами на мир фотографии как фотографов с мировым именем, так и тех, кто делает первые шаги по непростому, но тем не менее прекрасному пути фотоискусства. В сегодняшнем выпуске мы посетим замечательный город Красноярск и познакомимся с молодым фотографом Анастасией Болотиной.

— Здравствуй. Начну с самого начала. Я родилась в Абакане. В 7 лет родители записали меня в художественную школу, где я проучилась вплоть до 11-го класса.

— Многим учеба в художественной школе (наверное, как и в музыкальной) представлялась если не каторгой, то нудной обязаловкой — точно. А как было в твоем случае?

— Знаешь, я училась с интересом и удовольствием. Мне это на самом деле нравилось, наверное, потому, что еще с детского сада меня тянуло к творчеству и изобразительному искусству. После окончания художественной, а затем и средней школы я отправилась в Красноярск, где поступила в Суриковское училище на специальность «Дизайн графической продукции». А после его окончания с отличием, я решила не останавливаться на достигнутом и поступила в Красноярский художественный институт на кафедру «Дизайн среды», где сейчас и продолжаю обучение.

— А в какой момент в твоей жизни появилась фотография?

— Фотографией я начала заниматься именно в период обучения в Суриковском училище. Это, наверное, может показаться странным, но раньше я как-то не задумывалась о фотоискусстве. Интерес к нему возник тогда, когда фотографией увлеклась моя подруга. Недолго думая, я купила свою первую зеркальную камеру. Конечно, она была самой простой и недорогой, но в тот момент счастью моему не было предела!

Я фотографировала все, что мне попадалось на пути — тогда мне казалось, что все мои снимки получаются суперпрофессиональными. Однако, со временем я начала понимать, что совершенно ничего не знаю о фотографии и ничего не умею. С этого момента я стала больше практиковаться в фотосъемке, читать специальную литературу, знакомиться с работами известных фотографов, смотреть видеоуроки по ретуши и посещать мастер-классы.

Такой подход дал результаты, и постепенно мой профессиональный уровень начал расти. Сначала я заметила это сама, а затем появились и первые люди, которые оценили мои фотографии и были готовы платить деньги за мою работу. Работа с клиентами позволила мне спустя какое-то время скопить сумму, достаточную для приобретения более профессиональной и дорогой фототехники. Новое оборудование стало еще одной вехой на моем творческом пути: оно позволило не только улучшить качество моих работ, но и продолжить расти профессионально.

Вскоре я получила предложение от одного из модельных агентств о сотрудничестве в качестве штатного фотографа. Это сотрудничество для меня стало хорошей школой в плане профессионального опыта. Работать приходилось в бешеном темпе: требовалось много качественных снимков за крайне ограниченное время. Возможно, именно такой старт задал направление и темп моего дальнейшего развития, как фотографа: я стараюсь не стоять на месте и постоянно развиваться, ведь фотография предлагает просто огромное поле для освоения.

— Твое знакомство с фотографией началось с приобретения зеркалки, помнишь, какая это была модель?

— Да, конечно! Это был Canon 1000D. Сейчас, кстати, такие модели уже не выпускают, насколько я знаю.

— А что с ним стало? Он сменил хозяина или ты хранишь его, как память?

— Нет, я его продала. Деньги от продажи были вложены в покупку новой техники. Но он служил мне очень долго, и многие из своих первых удачных кадров я сняла именно на него.

— К слову, о первых удачных кадрах: кто был твоим первым редактором и критиком?

— Конечно же, это были мои друзья. Хотя критиками их сложно назвать, потому что им всегда все нравилось. Зато, когда я стала отправлять свои работы для оценки в разные группы по фотографии, то критики было больше, чем достаточно.

— Как ты относишься к критике в целом? Считаешь себя самокритичным человеком?

— Я все время критикую свои работы. То, что я сделала мне может нравиться первые полчаса, а потом я начинаю выискивать изъяны, начинаю думать, что можно было сделать эту работу гораздо лучше и интереснее. В итоге, мне все время кажется, что с фотографией что-то не то. Хотя, с другой стороны, я думаю, это хороший толчок для работы и развития.

Чужая критика, по моему мнению, даже полезнее самокритики. Потому что сам можешь и не заметить каких-то ошибок, ведь глаз «замыливается». Так что, взгляд со стороны всегда полезен! Хотя скрывать не буду: иногда я болезненно воспринимаю критику — такое обычно бывает если критикуемая работа мне самой очень нравится.

— Думаю, это чувство многим знакомо. Как считаешь, в среде фотографов есть место дружбе и искренности? Или чаще всего критика неконструктивна и направлена лишь на то, чтобы уязвить собрата по фоторемеслу?

— Я думаю, что критика все же редко направлена на то, чтобы обидеть. Если человек профессионал в своем деле и не задирает нос, то критика из его уст, чаще всего, конструктивна, и такой человек может выступать в роли учителя.

Ну а что касается дружбы… В фотографии, по-моему, как и во всем искусстве в целом это большая редкость. Потому что у людей, которые занимаются творчеством, всегда есть чувство конкуренции. Хорошо если дружба есть, но некое, пусть и скрытое, соперничество всегда будет присутствовать.

— Возможно, эта конкуренция обусловлена еще и не таким уж и широким выбором коммерчески востребованных жанров фотографии. Что ты думаешь по этому поводу?

— Я думаю, что в фотографии есть два типа конкуренции: конкуренция за потенциальных клиентов и за звание лучшего фотографа. Кому-то нужна большая аудитория заказчиков (и бывает, что такие фотографы даже особо не стараются в работе), а кому-то нужно признание и восхищение.

— Ты уже нашла свой любимый жанр или все еще в поиске?

— Наверное, я все еще в поиске. Но нравится мне многое, я пробую себя в разных жанрах. Хотя чаще всего я снимаю людей, их портреты. Иногда мне нравится делать сказочные, фантазийные снимки, что-то туманно-странное, загадочное. Мне хочется снимать такие фотографии, которые можно было бы разгадывать, как ребус, искать тайный смысл. А еще я люблю, чтобы фотография была живой. Но, мне кажется, что мне для этого нужно еще очень много работать, ведь это, по моему мнению, и есть верх мастерства.

— А что делает фотографию живой и качественной?

— Я думаю, самое главное — это чтобы такая фотография не выглядела постановочной. Нужно соблюсти некий баланс, поймать момент и преподнести фотографию такой, как будто она не была запланирована — за счет обработки, света и цвета. Живые эмоции, естественные позы модели и правильно подобранные детали.

— Кстати, о цвете. Если будешь стоять перед выбором: цвет или монохром, что выберешь? Почему?

— Это зависит от фотографии и от задумки. Есть ситуации, когда цвет решает все, а бывает, наоборот, он только мешает и создает ощущение раздробленности. Так что тут все индивидуально.

— Настя, практически на всех твоих фотографиях изображены девушки. С ними проще работать или, по-твоему, в фотографии проще передать красоту женского образа, нежели мужского?

— Да, ты прав, на мой взгляд, через женский образ намного проще передать красоту и грацию. Женщины намного более чувственны, эмоциональны и хрупки. Для таких образов, которые я люблю, мужчины просто не подойдут. Но и с ними я все-таки тоже работала.

— В чем обычно ищешь вдохновение?

— В основном в людях и ищу. Каждый человек уникален, и мне всегда хочется раскрыть какие-то скрытые черты или, наоборот, подчеркнуть характер. А еще меня вдохновляет музыка и работы признанных фотографов.

— Можешь назвать тех, на кого ты хотела бы быть похожей?

— Ну, похожей — это громко сказано, все-таки хочется оставаться индивидуальностью.
Но есть такие фотографы, на чьих работах я учусь и кому стараюсь в чем-то подражать. Многие из них для меня — Мастера с большой буквы и мне очень нравится их творчество. Это, например, такие фотографы как Gregory Colbert, Steve McCurry, Manuel Libres Librodo. Я не перестаю восхищаться их творчеством и мечтаю однажды быть на одном уровне с ними.

— А в чем твой личный секрет залога успешной работы с клиентом?

— Залог успешной работы — это возможность найти общий язык и взаимопонимание. Главное — понять чего хочет клиент, и убедить его, как лучше добиться этого результата. Также важно помочь клиенту преодолеть стеснение и закрепощенность, создать живую и приятную атмосферу, для того чтобы он расслабился и выложился на все сто.

— С кем тебе проще найти общий язык? Со взрослыми моделями или детьми?

— Конечно же, со взрослыми! Они прекрасно понимают, что от них требуется. До взрослых гораздо проще донести идею и объяснить, что им делать. С детьми же работать гораздо сложнее. Ведь они либо пытаются тебя понять и стараются, но в силу неопытности часто делают не то, что надо, либо капризничают и начинают тормозить съемку. Хотя если съемка репортажная и детям нет необходимости позировать, то в такой ситуации сложностей не возникает. Но все-таки хочется сказать, что и среди детей иногда попадаются прирожденные модели.

— Какими качествами должен обладать фотограф?

— Я думаю, самое главное, чем должен обладать фотограф — это чувство вкуса, меры, и гармонии. Он должен «видеть», как сделать его кадр лучше, ощущать баланс темного и светлого, видеть какие цвета лучше всего гармонируют друг с другом… Фотограф, как и художник, должен знать правила композиции и создавать интересные ритмы. Ну и, конечно же, он должен делать фотографии со смыслом. Даже если это просто портрет — то он должен передавать характер человека, его чувства и эмоции. Фотография обязательно должна быть чем-то наполнена.

— Профессиональная фотография, обычно, отнимает массу времени. Тебе удается выкроить минутку для других увлечений?

— На данный момент увлечением, скорее, можно назвать мое занятие фотографией, потому что основное время у меня уходит на учебу в институте. Но на фотографию время тоже вполне хватает. Особенно в период каникул, когда есть масса времени, которое я могу посвятить именно этому творчеству.

— Что могла бы пожелать начинающим фотографам и фотолюбителям?

— Самое главное — терпения и трудолюбия! Потому что многие, столкнувшись с тем, что у них что-то не получается, могут тут же бросить это занятие. Все всегда приходит через труд и упорство. Главное стараться. А еще хотелось бы сказать, что обязательно нужно найти что-то свое, какую-то изюминку, чтобы выделяться и быть узнаваемым.

— В завершение, традиционный блиц-опрос:

— Счастье – это?

— Для меня счастье — это когда сбываются мечты.

— Твоя отличительная черта?

— Моя отличительная черта? Хм…наверное, это любознательность.

— Что больше всего ты ценишь в людях?

— В людях я ценю искренность, натуральность, чувство юмора, амбициозность, силу воли и доброту.

— Фикс или зум?

— Я все-таки предпочитаю зум.

— Любовь – это?

— Любовь — это ответственность. А, вообще, это такая широкая тема, что сложно что-то однозначное сказать, наверное, можно понемногу согласиться с каждым философом, который рассуждал о любви.

— Твоя любимая музыкальная композиция для подъёма настроения?

— Музыку я слушаю разную, нет какого-то особого предпочтения. Иногда нравится что-то мощное, а иногда спокойное, релаксирующее. Люблю иногда послушать этническую музыку, иногда классику… Но любая музыка может меня вдохновить.

— Твой любимый девиз?

— Как девиз, наверное, мне ближе всего фраза «Вперед и только вперед!»

Узнать больше информации об Анастасии Болотиной и ее работах вы можете на ее

ЕЛЕНА ДУДАРЬ: «Чем сложнее, чем больше придавила плита обстоятельств, тем быстрее надо вставать и начинать что-то делать».

В сферу профессиональной фотографии Елена Дударь пришла прямо-таки из горячей точки: когда-то юношеский максимализм подтолкнул девушку на работу в криминальной журналистике, теперь же - её работы красуются на сайте Vogue Italia.
В фотографиях Елены вы не увидите «пластиковые» лица, искусственно вызванную мимику и поддельные эмоции: свою работу она называет «созданием психологического портрета». Здесь - истинные чувства и переживания, откровенный разговор и движение.
О поиске вдохновения, важности постановки целей и о том, каково это - быть творческим человеком, Елена рассказала Beatrice Magazine.

Как давно ты занимаешься фотографией и как начался твой профессиональный путь в этой сфере?

Фотографией я занимаюсь 8й год. И началось все с падения с высоты двух метров – у меня был двойной компрессионный перелом позвоночника. Но, сказать честно, этот путь для очень-очень упрямых и глупых людей, которые не умеют и не хотят слышать подсказки Вселенной.

До этого я 7 лет работала журналистом, и в один прекрасный момент все начало медленно и уверенно катиться вниз. После парочки таких месяцев мудрый человек задумался бы над происходящим, но не я. Я начала верить в то, что Вселенная сговорилась и решила уничтожить мою жизнь. На самом деле, мне очень тонко и красиво показывали, что пора уходить из журналистики, тем более криминальной. Юношеский максимализм и отсутствие инстинкта самосохранения – точно не лучшие спутники в данной профессии. Конечно, если не хочешь стать героически погибшей песчинкой в системе.

Когда произошёл тот чудесный случай с падением, я задумалась над многим. И в том числе над тем, что случилось бы, если бы я умерла. Например, даёт ли моя деятельность незаменимую для души наполненность и удовлетворение? Деньги она давала, но ведь они лишь способ, но никак не цель. Журналистику я любила бешеной страстью: экстрим, 24 часа у тебя кипит мозг, ты обязана держать руку на пульсе и приезжать за 15 минут до пожара… Но этот «роман» подходил к концу, а я все никак не хотела себе в этом признаваться.

Фотографией я занималась только для себя, но на неё было мало времени. И вот создалась такая ситуация, после которой не было отхода назад.

Как бы странно это не звучало, но при падении в меня словно вбили душу. Не выбили, а именно вбили. Вот так.

В своей работе ты стремишься показать человека настоящего, не одевая на него глянцевую маску и слои ретуши. Всегда ли твоя точка зрения сходится с видением результата коммерческим заказчиком?

Мнение фотографа – это 70% составляющей коммерческой съёмки. Поддаваться капризам клиента может только непритязательный фотограф, который снимает все и вся и придерживается принципа «кто платит – тот и музыку заказывает».
Фотограф – режиссёр. И ко мне идут за моим стилем и видением. У меня нет в портфолио глянца и гламура, нет свадеб. Но да, порой случаются курьёзы, и от меня хотят «тапочек» с пушком и «инстателочку», простите за прямоту. Но я отказываю.
Качественно я могу сделать только то, что мне искренне нравится. Я не умею имитировать интерес. Портретная съёмка – это интимный диалог, а он может быть только с человеком, близким по духу.

И все же, что важнее: искусство как свободное творчество и самовыражение или коммерческая составляющая?

Хороший вопрос. Как по мне, деньги – это одно из подтверждений того, что дело которым ты занимаешься, – востребовано и получается у тебя ну как минимум неплохо. Легко творить в стол, и говорить, что тебя никто не понимает (улыбаюсь, даже ухахатываюсь).
Искусство – и есть дыхание тебя, как души. Это и есть язык твоего сознания. А необходимость в деньгах (благо, я родилась в бедной семье) заставляет тебя развиваться, крутиться, выживать, а потом уже учится жить, создавая. Ты узнаешь себя лучше, учишься понимать людей, развиваешься. Помню, как один психолог на своём семинаре попросила родителей с высоким заработком не делать из своих детей «психологических инвалидов: «Давайте им только необходимое и знания. Все остальное они должны получить сами»
Чтобы уметь создавать и жить, а не выживать, надо уметь ну очень хорошо напрягать мозги. Творчество требует вдохновения: путешествий, образования, а порой двух-трех дней бесплодного шатания, которые тоже надо самостоятельно оплатить.

В какой-то момент фотограф начинает осознавать, что у него появляется индивидуальный стиль. Расскажи, как формировался твой? И как, определив его, не застрять на месте?

По началу я снимала все. Но, правда, всегда людей. Я снимала и свадьбы, и детей, и репортажи. Время от времени пересматривала все свои фотоработы и удаляла слабые. Такая традиция случалась у меня раз в 2-3 года. Но основной стиль сформировался, когда беспристрастно, как чужой человек, посмотрела на все свои работы и выбрала те, которые считала лучшими. Было чувство, будто самостоятельно, с мазохистским удовольствием, отрезала часть себя. Больно, но надо.
В финале я увидела черно-белые одиночные портреты. Дети, свадьбы, травка с детишками – все ушло на задний план.
На счёт « как не застрять » … Скорее, этот вопрос можно поставить иначе: хотите – застревайте. Но если хотите развиваться – улучшайте то, что вам нравится. Не надо пробовать новые жанры, на осуществлении которых вас не накрывает волна страсти. Делайте лучше уже то, что есть. И если тебя «прет» дело, которое тебе нравится, ты в любом случае (!) будешь развиваться.

Какой из своих проектов был для тебя самым значимым?

По-хорошему, ты сейчас спросила: «Кого из детей ты любишь больше всего?». Каждая съёмка, каждый проект для меня дорог. Запоминаются, конечно, самые сложные. Например, когда под ногами лазят ядовитые змеи или когда приходится связывать шнурки всех участников, чтобы привязать тканевый фон к нужному дереву.
Приятный лёгкий аромат все же оставляют сами люди, которые приходят на съемку творчества ради, а не для лайков в соцсетях. Такие люди умеют пахать и еще раз пахать. Люблю таких, очень. Было пару случаев, когда снимала начинающих актеров, которые просили и гримёрку в оливковый цвет покрасить, и т.д и т.п. И тут ты понимаешь, что ни тебе, ни визажисту с парикмахером, ни стилисту просто нет места в студии. Все заполнило эго актёра.

Твоё портфолио украшают публикации в VOGUE Italia — как тебе это удалось?

Мне было интересно узнать мнение главного редактора VOGUE и никакого-то, а именно итальянского, – этот журнал является для меня иконой красоты и стиля. Отправила несколько работ. Из шести две работы им понравились, и они предложили создать свое портфолио у них на сайте. Сказать, что я была счастлива – это ничего не сказать. К чему мы пришли с журналом, пока оглашать не могу, но уже сам факт публикации работ на сайте VOGUE Italia – немалое счастье.

Нужно ли тебе настроение и вдохновение для работы, и ждешь ли ты его? Или просто берешь в руки фотоаппарат и начинаешь творить?

Вдохновение надо, но хорошо бы, для начала, честно признаться себе: лень ли подкралась из-за холодильника, жалость к себе или действительно нет ресурса для съёмки? Мой труд требует к себе особого режима: я должна нормально спать – бессонные ночи и работа с синяками под глазами – точно не мой вариант. Должна следить за здоровьем: спорт и здоровое питание – маст хев.
Не употребляю алкоголь перед съемками, так как он вытягивает очень много сил. Тоже касается переедания. В общем, перво-наперво – физическое здоровье.

У меня есть свой темп в обработке. На съёмку я выделяю определённое количество дней. И в этот период закладываю 2-3 дня на «подумать» и один день после, для отдыха. Но к этому пришла не сразу.
Если съемки особенно сложные, я накапливаю ресурс, можно назвать это и «поиском вдохновения», но «накапливание ресурса» мне ближе. Так как после самой съемки я больше напоминаю до капли выжатую губку, со мной могут говорить, а я нахожусь в некой прострации и просто вижу, как шевелятся губы у человека. Звука нет. Следующий день после съёмки обычно сплю, ем и читаю.
Для накопления ресурса я могу гулять по городу одна. Могу зайти в любимые музеи и посидеть на лавочке, глядя на то или иное произведение искусства. Люблю сидеть в парке и наблюдать за людьми. Обычно на мне большие наушники, но музыки там нет.
Невероятный клондайк для творчества – путешествия. И не обязательно это острова Фиджи или Камбоджа. Можно поехать на выходные в соседний город. Снять квартиру, побродить по новым улочкам, познакомиться с новыми людьми.
Под лежачий камень вода не течет. Помните, как в «Алисе»: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть – надо бежать, как минимум, вдвое быстрее!»

Бывает ли у тебя состояние творческого кризиса? Если да, посоветуй, как с ним бороться, как переключиться и вернуться в творчество с новыми силами?

Конечно, бывают. И это вызов, граничащий с победой. И вот почему. Для начала надо понять почему этот кризис произошел, как получилось так, что у тебя нет ресурса на самое важное. Чаще всего ты сам виноват и надо хорошо проанализировать ситуацию. Во-вторых, хорошо, когда заканчиваются ресурсы, и тебе приходится отказать себе во всем, кроме самого необходимого. Надо взять некий «пост», моральный. А еще лучше – добавить к нему физический. Не обязательно строгий, но все же. Так ты поймешь, где и куда уходят впустую силы.
Дальше, я еду на любимый рынок «Петровка» к букинистам и интуитивно покупаю книги – те, которые просто приглянулись цветом обложки, качеством бумаги, шрифтом или запахом. И, если позволяет время и возможности, уезжаю куда-то. Огромным источником вдохновения для меня является солнечный Узбекистан с его самобытным укладом, с его простыми и искренними людьми. Будучи там, даже к стенам старых зданий прикасаться в радость. Любуюсь красотой лиц людей: дети, женщины, мужчины… Мне они особенно близки. Там нет женщин с наращенными ресницами, с безобразно накачанными губами, там царят вечные, исконные ценности, которые формируют Красоты души. Конечно, часто туда не налетаешься, но, если повезло туда отправиться, меня переполняет радость ребенка перед Рождеством.
Даже поехать куда-то к морю на пару дней – уже хорошо. Только море люблю зимой, а горы – летом. Ах да, важное условие: в поисках ресурса я всегда путешествую одна.
А еще я поняла, что чем сложнее, чем больше придавила плита обстоятельств, тем быстрее надо вставать и начинать что-то делать. Делать и делать. Везёт тому, кто везёт. От самобичевания и жалости к себе результата не будет. Мне нравится цитата Артемия Лебедева: «Как себя мотивировать? Никак, оставайтесь в жопе».

Ты называешь приглашение на свою съемку «записью на психологический портрет». Расскажи, как ты находишь нужные слова и как налаживаешь связь с моделью?

Ну, я точно не читаю книги из серии «Как научиться управлять людьми и заставить их делать то, что тебе надо». Никакой гештальтпсихологии или танцев с бубнами. Как я уже говорила, я снимаю только тех, кто мне интересен. Интересны мне люди с интеллектом и характером, а такие всегда видят манипуляции. Искренность и неподдельный интерес, желание показать, в первую очередь, самой модели ее лучшие стороны – прекрасный фундамент.
Конечно, диалог с моделью ведётся глубокий и проникновенный, но рассказать об этом у меня не получится. Чужого слона продать смогу, если верю в его красоту. А вот с продажей своего – проблемка. Я думаю, о процессе съёмки лучше расскажут сами модели, не я.

Я знаю, что во время работы с тобой модель получает своеобразный психологический тренинг. Бывало ли такое, что после съемки человек раскрывал в себе нечто новое или, возможно, что-то менял в своей жизни?

Так бывает часто. Даже очень. После съёмок женщины или разводятся, или напротив – находят свою любовь. А кто-то, наконец-то, начинает заниматься своим любимым делом. Помню, был случай, когда после съёмки я пошла рассчитываться за студию, а модель решила подождать в холле. Она ходила и рассматривала стены. Потом подошла ко мне и сказала: «Лен, студия будто вовсе поменялась. Меня тут час красили, я осмотрела каждый уголок. А теперь… теперь все иначе».
Конечно, поменялась не студия, изменилась она сама.
Есть клиенты, которые приходят ко мне раз в полгода и не ради лайков в социальных сетях, а ради того, чтобы увидеть себя и понять, куда двигаться дальше. Фотосъёмка – лучшее зеркало. Домашнее зеркало, и друзья тебе не покажут правды, а фотосъёмка – да.

Используешь ли ты опыт признанных мастеров фотографии? Кто твой любимый фотограф?

Придерживаюсь мнения, что лучший опыт – твой, который ты прожил с потом и кровью. Можно читать тысячи книг о фотографах, но лучше пойти и снимать, и снимать, и снимать. Я человек не теории, а практики.
Но любимые фотографы, конечно, есть. Одни из них: Стив МакКари – гений композиции и цвета, люблю работы Герба Ритца – его любовь к женскому телу, чувство композиции и стиль не могут оставить равнодушным. Один из самых-самых любимых – Ричард Аведон. А именно его портреты. Фэшн он снимал как никто – безукоризненно и потрясающе, но вот его портреты – вечны.

Жанр: постановочное, студийное фото

Опыт работы: более 10 лет

Часть первая, коммерческая

Расскажите о себе, откуда вы, как давно работаете в Англии и что заставило вас переехать?

Я из Латвии, рижанин. В Англию переехал 8 лет назад. На этот шаг меня сподвиг мировой экономический кризис, случившийся в 2008 и лишивший меня работы в том же году. Мое образование художника-оформителя (сейчас это называется дизайнер) было совершенно не востребовано в период тотального безденежья. Все, что мне могли тогда предложить – это работать в магазине дизайнером занавесок за копейки, на которые было просто невозможно прожить.

Как вы ощущаете себя в новой стране?

Хорошо ощущаю, особенно когда светит солнце.

С какими трудностями вы сталкивались, когда только начали работать фотографом в Англии?

Когда только начал снимать трудностей не было. Трудности появились, когда я решил, что из разряда хобби, пусть даже иногда оплачивающегося, я перешел к профессиональной деятельности (я сейчас не о профессионализме как о качестве, я о профессионализме как фулл-тайм деятельности, о профессии)

Мне понадобилось покупать страховки, потому что я столкнулся с клиентами, которые нанимают при условии наличия страховок. Даже студии не все сдают фотографам без страховок. Недавно вот пришлось оформлять бумагу об отсутствии криминального бэкграунда, потому, что клиентом была школа, для которой я снимал популярный mannequin challenge. Эта бумага мне сразу пригодилась, когда меня наняли снимать дом с дорогим интерьером. Пришлось составлять контракты и научиться выписывать инвойсы, вести бухгалтерию. Я понял что нужно просить разрешения на съемку в публичных местах заранее – были случаи, когда я этого не сделал и пришлось иметь дело с «секьюрити». Купив дрон, я столкнулся с неоднозначностью законов, я изучил все законы, что можно и нельзя снимать, и на какую высоту я могу взлететь в том или ином месте. Ведь если я беру за это деньги, то и мой клиент должен чувствовать, что я обо всем позаботился и проблем не будет.

В каком городе вы работаете? (Название студии если таковая есть)

Я базируюсь на северо-западе Англии, моя студия находится под Манчестером в небольшом городе Уоррингтон, но я так же выезжаю по всей Англии и Шотландии если моему клиенту это нужно.

Ваш сайт

У меня два сайта, один охватывает всю мою деятельность www.davidsilis.co.uk . Второй больше специализируется на коммерческой фотографии, дизайне и видео – kotmedia.co.uk

В каком жанре вы работаете?

Я многостаночник, работаю во многих жанрах, и это зависит не от того, что я люблю, а от того что хочет мой клиент, в том числе, снимаю видео и занимаюсь digital дизайном.

Как давно вы занимаетесь фотографией?

Как хобби, мне нравилось снимать со школы, тогда еще на старый отцовский «Зенит», а первую цифровую «зеркалку» я купил лет 10 назад и с того момента, можно сказать, начался мой путь к профессии.

Предоставляете ли вы услуги фотографа или работаете только над определенными проектами?

Я предоставляю услуги фотографа и видеографа в равной степени, для меня фото и видео это две стороны одной медали, это всегда работа с кадром и объектом кадра.

Что стало для вас ключевым моментом в вашей карьере?

Ключевым моментом стало мое решение работать самому на себя.

Расскажите о вашем самом успешном проекте

Трудно сказать о самом успешном, хотелось бы верить, что самый успешный у меня впереди.

Кого из ваших коллег из Великобритании вы можете отметить как хороших фотографов?

Понятие «хороший фотограф» – не совсем корректное, на мой взгляд. Есть – нравится и не нравится, но тот, что не нравится, не означает что он однозначно плохой. Я слежу за творчеством многих фотографов в Великобритании и не хочу никого выделять.

Состоите ли вы в какой-нибудь группе/клубе фотографов?

Нет не состою. Все, что меня интересует я всегда могу найти в интернете, а также у меня есть коллеги, к которым можно обратится за советом.

Говорят, что британский уровень фотографии сильно отличается от постсоветского. Что вы думаете по этому поводу? Если видите различия, то какие?

На мой взгляд корни существенного отличия кроются в том что уже с 70 годов, а может и раньше я точно не знаю в Британии активно использовались полуавтоматические камеры в которых установка экспозиции происходила по символам погоды с отсутствием опций изменить сочетание выдержка –диафрагма,а проявка и печать фотографий проходила в фото-салонах, поэтому средний англичанин имея огромное разнообразие развлечений даже не углублялся в фотографию, он просто нажимал на кнопку на дне рождении своего ребенка, а кто-то это потом печатал. А для советского человека, труженика фабрик и заводов, было немного вариантов развлечений и народным увлечением стала фотография. В СССР в основном были шкальные или зеркальные фотокамеры в которых приходилось экспозицию настраивать мануально, тем самым, каждый человек работая с выдержкой и диафрагмой, становился немного художником. К каждому кадру относились очень бережно, потому, что пленки и реактивы стоили недёшево, да еще и дефицит. И вот, отсняв пару пленок, советский фотолюбитель начинал магию проявления и печати фотографий у себя дома, создав мини-лабораторию.

Отсюда и существенная разница в уровне фотографов. Требования постсоветского рынка фотографии очень высокие, потому, что люди понимают толк в фотографии и от фотографов требуют уровень, а у британцев все проще, фотография для них часто это всего лишь фотография, они даже не стараются делать из этого искусство. Это просто картинка на память без претензий. Особенно разница заметна на рынке студийной фотографии, английская студийная фотография и студии в восточной Европе – это небо и земля. В фэшн-индустрии, возможно, Британия знает толк больше.

Как показывает статистика, в Великобритании очень много русскоязычных фотографов. Ощущаете ли вы конкуренцию?

Конечно конкуренция есть и это хороший повод становится лучше.

Исходя из вашего опыта, скажите отличаются ли восточноевропейские клиенты от британских? И если да, то чем?

Возможно отличия менталитета накладывает отпечаток на поведение клиента, но выделить какое-то конкретное отличие очень сложно. Клиент, – он или легкий или сложный, и это никак не связано с его национальностью.

Расскажите о самом запомнившемся вам клиенте/заказной работе

Самая приятная и запомнившаяся работа для меня стала съемка видеоролика для своего сына, который мы опубликовали в ютубе, после чего с нами связался представитель BBC и ролик был использован ими в передаче, также об этом написали в местной Guardian и даже глава городского совета нашего города прислал личную благодарность. Это был очень приятный опыт.

За какой проект вы возьметесь с радостью?

Денежный (смеюсь).

В каком случае будете вынуждены отказать клиенту?

Если я не смогу выполнить того, что клиент просит.

Возникали ли у вас недопонимания с клиентом до или после работы? Как вы справляетесь с ситуациями, когда клиент недоволен? Приведите в пример историю из вашей практики.

Каждый профессионал в любом деле сталкивается с недовольством клиентов. Я – не исключение, и потому, для себя выделил три типа недовольных клиентов:

  • Первый тип получит вашу работу, скажет спасибо, может даже выставить пару фотографий в сети, а потом ты узнаешь, что он был недоволен, но сам тебе он этого не скажет. С этим типом недовольства вы ничего не поделаете.

  • Второй тип это конструктивно недовольный клиент. Однако недовольство должно быть не только конструктивным, но и объективным — это тоже важно, есть необъективные конструктивные претензии, и яркий пример тому, была моя клиентка, требовавшая переделать всю фотосессию бесплатно по причине того, что ей не понравилась как выглядит ее макияж и прическа на фотографиях. Претензия вроде конструктивна, но подходит ли ей этот макияж и прическа – понятия субъективные, более того, макияж и прическу делал не я, почему я должен нести за это ответственность? Поэтому, если недовольство конструктивно, и клиент укажет на конкретные детали недовольства, а я, если это в моих силах, попытаюсь это решить или мы будем искать компромисс.
  • Третий тип – это самый плохой тип недовольных клиентов – это когда всё плохо; обычно этот тип клиентов недоволен всем. Тут без вариантов, ведь я не волшебник и не могу изменить всё.

Один мой клиент был очень недоволен моей работой, всё от начала до конца было ужасно на его взгляд, не было ни одной фотографии, которая удовлетворила бы. Я искренне пытался что то переделать, но как решить проблему с клиентом, если ему не нравится всё, он даже не знает, что ему конкретно не нравится, у этой задачи нет ответа, поэтому с такими клиентами я расстаюсь.

Тогда я высказал свое сожаление, что не смог угодить и я вправду сожалел, но при этом, высказал, что несмотря на недовольство, мне не стыдно за свою работу и я считаю что сделал свою работу хорошо. Но клиента это не удовлетворило, и он стал ходить по разным инстанциям в поисках legal advice (юридической поддержки, – прим. сайт) . Для меня безусловно это был стресс. Мои более опытные английские коллеги давали мне советы как действовать, ведь в Британии очень распространены иски (claim), то у моих коллег был опыт в этих вопросах и очень поддержали меня правильными советами. В итоге, везде клиенту было отказано в компенсации и тогда клиент обратился на популярный британский телеканал. Продюсеры этого телеканала бомбили меня разными имэйлами и звонками, я рассказал им свою версию этой ситуации и меня пригласили на передачу, на которую после долгих раздумий и советов более опытных коллег-англичан я решил не идти.

Расскажите о ваших планах на будущее.

Расти и развивать свое дело.

Очень мне нравится название книги Ричарда Брэнсона – «К черту все! Берись и делай!». По-моему, это лучший совет.

Посоветуйте, как клиенту найти правильного фотографа.

Все просто: просмотрите портфолио и сделайте выбор. Наилучший выбор – это выбор не по цене, а по работам.

Часть вторая, творческая

Расскажите подробнее о жанре вашей работы

Признаюсь честно, я люблю ретушь, и люблю постановочные фотографии. Это не единственный жанр в котором я работаю, но он – самый любимый. Я люблю преувеличенные цвета и сказочность картинки.

Почему вы выбрали для себя именно это направление?

Для меня это отдушина, эта работа позволяет мне раздвинуть рамки дозволенного которыми я скован снимая предметку для компаний или конкретные проекты с обозначенным стилем, где надо снять именно так как хочет клиент.

Какой ваш любимый законченный вами проект/серия работ?

Пожалуй, одна из самых любимых работ была сделана для одного маленького журнала Fruk это серия работ « Tribal»

Расскажите, о чем этот проект/серия и как вам пришла идея?

Великой идеи заложенной в этом проекте нет. Это был совместный проект для журнала на заданную тему. Тема была « Дикарь» , мы с мэйкап артистом и моделью создали образ который я запечатлел.

Легко ли было реализовывать идею?

Эту идею реализовать было легко, потому что все участники были заинтересованы и работали очень профессионально.

Кто из фото мастеров оказал на вас большее влияние в плане развития?

Я слежу за творчеством многих фотографов. Пара имен, которые первые приходят в голову – Эрик Алмас, Марина Гондра, Анна Лейбовиц.

Что вас мотивирует в большей степени в творческом развитии?

Материальная мотивация для меня важна, так как мое ремесло меня кормит и значит увеличив свой доход я смогу улучшить свой уровень жизни. Нематериальная мотивация, наверное звучит немного тщеславно, но правдиво, – это похвала и признание. Очень приятно, когда твоя работа нравится.

Есть ли проект, над которым вы работаете сейчас? Расскажите о нем.

Какого то проекта которым я могу похвастаться у меня сейчас нет, есть просто текущие работы и проекты, которые вряд ли достойны внимания.

Подскажите, как начинающему фотографу найти свой индивидуальный стиль?

Не знаю что посоветовать, несмотря на мой стаж я тоже считаю себя начинающим фотографом, я до сих пор пробую разные стили и жанры, что-то получается лучше, что-то хуже. Вот и другим советую пробовать разные стили, а там, может, повезет и вы поймете, какой из них на самом деле ваш.

Я никогда ее не выбирал. Думаю, что это город Париж принес ее мне. На самом деле, блуждая по его улицам в течение долгих часов, я начал замечать сцены, которые вскоре был вынужден фиксировать. А поскольку Париж это одним из очагов уличной фотографии, я очень скоро состоялся как уличный фотограф, посещая многочисленные музеи и выставки на эту тему.

Можете рассказать нам о своем проекте «80 недель вокруг света»?

Идея родилась из необходимости открыть для себя мир и из намерения запечатлеть его через уличную фотографию. Я уволился с работы, купил билеты на кругосветное путешествие для себя и своей подруги и мы просто отправились в путь. Что касается уличной фотографии, то моей главной целью было ежедневное фотографирование тех мест, где мы находились. А также брать интервью у других фотографов, которых я встречал на своем пути, и писать статьи о технике и снаряжении.

Каков Ваш опыт на сегодняшний день?

На самом деле, мы практически только что вернулись домой, всего пару месяцев назад. Это было одно из самых замечательных приключений в жизни. С точки зрения фотографии, мне было очень сложно применить мой личный стиль в разных странах. Разные люди, новая окружающая среда, свет, культурные аспекты – это огромное количество отличий, которые наблюдаешь, перемещаясь из одной страны в другую. Мне было очень сложно сохранить определенную последовательность и согласованность в снимках. Но я надеюсь, что смогу отредактировать свой архив и систематизировать фотографии в книгу, которая будет в состоянии передать дух этой поездки.

Что Вы обычно ищите на улице, чтобы запечатлеть?

Я смотрю на сцены, которые имеют хороший баланс между содержанием и формой. На мой взгляд, картина никогда не хороша только, потому, что предмет интересен. И наоборот, больший состав не сделает кадр хорошим. Вам определенно нужны оба составляющих. С точки зрения содержания, меня особенно привлекают сцены с сильным лирическим потенциалом. Хотя также интерес представляют юмор и таинственность. С точки зрения композиции, я часто играю с тонкой глубиной резкости и отборным цветом.

Как Вы заставляете людей на ваших фотографиях выглядеть настолько естественно и спокойно?

Я всего лишь улыбаюсь и действую таким образом, что это заставляет их чувствовать себя просто во время съемки. Моя цель всегда состоит в том, чтобы получить откровенные фотографии, поэтому лучше, если я останусь незамеченным. Если мне это не удалось, то я общаюсь со своими объектами и даю им понять, что у меня нет плохих намерений. В уличной фотографии, чем меньше вы скрываетесь и действуете открыто, тем лучше будет реакция.

Несколько слов о преимуществах использования Leica M9 для вашего жанра фотографии?

Преимущества Leica M9 не столько связаны с камерой Leica, как с дальномерным механизмом. Я люблю оптический видоискатель и линии рамки, которые позволяют предвидеть то, что войдет в состав вашего изображения. А также считаю очень удачными его возможности ручной фокусировки, которые делают этот прибор одним из лучших инструментов для уличной фотографии. M9 способна производить потрясающее качество изображения. В том числе это справедливо для моих снимков.

Для Ваших фотографий характерны отличные цвета и яркость. У Вас есть причины придерживаться этого стиля в изображении?

Так сложилось исторически, а возможно, и в настоящее время, большая часть моих уличных фотографий были сняты в черно-белом формате. Я люблю его, но мне также нравится видеть мир в цвете и наслаждаться, играя с оттенками. Я считаю, что это важно для уличного фотографа и для формирования стиля, который может быть связан с его работой. Среди миллионов ежедневно размещаемых фотографий, можно обнаружить узнаваемый стиль, что определенно помогает выделяться.

Можете рассказать о каком-нибудь забавном случае на улице с фотографией?

Однажды в Париже, я делал несколько снимков на террасе. Вдруг мужчина, смотревший на меня, со страхом бросился бежать из-за стола. При разглядывании кадра я понял, что он известный французский актер. Бедный парень, вероятно, ошибся, приняв меня за папарацци. Видимо он боялся попасть на страницы глянцевого журнала.

Что нужно, чтобы сделать идеальную фотографию на улице?

Я не знаю, ведь совершенство находится в глазах зрителя. Изображение вызывает такое огромное количество реакций, что я сомневаюсь насчет существования общего рецепта. Это, как говорится, чаще всего картина, которая технически несовершенна, но в конечном итоге она создает историю.

Какое место из Вашего путешествия самое любимое и почему?

Мьянма, потому что это одна из немногих стран (наряду с Кубой), которая сохранилась относительно нетронутой западным миром. Большинство людей все еще живут там, как 50 лет назад, хотя я прекрасно понимаю их стремление к развитию. Это просто отличное место для уличных фотографов. Добавьте к этому тысячелетнюю историю и дружелюбие местных жителей. Мьянма у меня на первом месте.

По Вашему мнению, какими качествами и каким оборудованием должен обладать уличный фотограф?

Уличному фотографу в основном нужно много времени, чтобы охотиться на улицах. Не секрет, что хорошие сцены попадаются не часто, поэтому если вы не будете на улице, то даже самое лучшее оборудование будет бесполезно. Я думаю, что какой-то талант, любознательность и определенное видение необходимы для того, чтобы превратить эти сцены в хорошие фотографии.

Блиц-опрос

  • Каково ваше представление о счастье?
    Не беспокоиться о будущем.
  • Какой Ваш самый большой страх?
    Сожалеть когда-нибудь о несделанном. А еще змеи.
  • Что вы считаете своим самым большим достижением?
    Успел пожить в самых разных странах.
  • Где бы Вы хотели жить?
    Тоскана, там есть все.
  • Какова Ваша отличительная черта?
    Я очень высокий, это создает сложности с тем, чтобы быть незаметным уличным фотографом. И упрямый.
  • Что вы больше всего цените в ваших друзьях?
    Верность на протяжении многих лет.
  • Кто ваши герои в реальной жизни?
    У меня нет героев, только люди, которыми я восхищаюсь.
  • Что такое любовь?
    Песня в исполнении Haddaway ?
  • Кто Ваши любимые авторы?
    Джон Стейнбек. Он использует простые слова, чтобы изобразить очевидные факты из жизни. Именно такими я хочу, чтобы были мои уличные фотографии.
  • Какой Ваш любимый девиз?
    Лови момент.

И в завершение, какие дадите напутствия для тех, кто хочет стать уличным фотографом?

Будьте настойчивы. Вы сделаете тысячи паршивых фотографий в течение первых нескольких лет, но единственный способ стать профессионалом, это учиться на своих ошибках.

Василия Ковганова можно смело отнести к продвинутым фотографам-любителям. Фотографией он увлекся давно. Перечитав массу статей и книжек сформировал свой багаж знаний. В Америке работал штатным фотографом студии танцев. Занимался фоторепортажами. Работал на свадьбах. В настоящее время он фотографирует друзей и знакомых, занимается индивидуальными фотосъемками на своем сайте www.vodar-pavetra.com . Впрочем, обо всем этом он подробнее расскажет сам.

Сегодня я взял у него небольшое интервью, в котором Василий поделится

опытом, а так же ответит на извечный вопрос: как же новичку освоить с нуля профессиональную камеру. Какую выбрать камеру, какой выбрать объектив, как разобраться со сложными настройками полу-профессиональной и профессиональной камеры.

Наше интервью будет нечто вроде руководства для начинающих фото любителей из первых рук. Давай начнем с тебя. Для тебя фотография, это в первую очередь работа или всё же хобби, от которого ты получаешь не меньше удовольствия, чем от самой съемки?

Хобби, конечно. Коммерчески фотографией я почти уже не занимаюсь, буквально пару раз в год.

А какие прикладные знания на твой взгляд необходимы, чтобы стать фотографом? Нужны ли школы, курсы, университеты?

Думаю, в определённой степени лишь базовые знания геометрии – если хотите разобраться в мат. части по оптике. И основы математики при изучении световой части процесса. Никогда не помешает почитать книжку или посмотреть фильм о фотографии. Вот некоторые из этих фильмов я сам хотел бы посмотреть в скором времени, например.

При съемке людей, какая обстановка, на твой взгляд, более подходящая: студия, кафе, природа, городской пейзаж?

Лично я всегда предпочитаю обстановки, где есть интересный свет. Как правило это снаружи, на улице, но интересный свет может быть где угодно, в том числе и внутри, и ночью. Ещё многое зависит от окружающей обстановки, какие предметы попадают в кадр и т.д. Никогда не знаешь, какие возможности тебе принесёт та или иная съёмка. Импровизацию и спонтанность ещё никто не отменял – пробуйте всё.

Допустим у меня мыльница и мне нравится делать снимки. У меня получаются неплохие кадры и я справедливо полагаю, что если купить камеру посерьезнее, будет получаться ещё круче.

Так и происходит, я покупаю среднюю камеру со съемным объективом, и сталкиваюсь с морем непонятных технических нюансов. Единственное что мне остается, фотографировать в режиме Авто, Портрет и других. Но снимки в этих режимах не сильно отличаются от снимков той же мыльницы.

Оказывается, разбираться в массе технических нюансов совсем не весело. Что делать в такой ситуации начинающему фотографу? Как научиться фотографировать?

На самом деле технических нюансов в фотографии не так уж и много – что касается оптического устройства фотокамеры. Гораздо больше тонкостей в том, чтобы разобраться с игрой света или сюжета фотографии. Однако, если говорить об исключительно технических деталях – их всего три. Это диафрагма, выдержка и чувствительность ISO.

Грубо и коротко говоря: диафрагма — это насколько широко открывается отверстие, пропускающее свет; выдержка — это насколько долго оно открыто; и чувствительность – говорит сама за себя – это насколько световоспреимчив материал, принимающий свет.

Диафрагма также напрямую связана с глубиной резкости, а также на все вышеперечисленные факторы оказывает определённую роль фокусное расстояние объектива.

Думаю, разобравшись с этим, все станет на свои места. В моей камере тоже имеются автоматические режимы, но я, как правило, стараюсь пользоваться приоритетом диафрагмы – что означает, что я устанавливаю aperture вручную (как и ISO), а автоматика подбирает соответствующее значение выдержки.

А как добиться этого мягкого красивого эффекта, когда задний фон сильно размывается а передний детализирован. Какой объектив для этого подходит лучше всего и почему такого эффекта не добиться с любой камерой? Особенно с мыльницей?

Глубина резкости (или, если точно: ГРИП – глубина резко изображаемого пространства) – это именно то, что обеспечивает этот размытый задний план.

Её регулировка производится с помощью того, о чём я упоминал ранее — с помощью диафрагмы. Диафрагменное число, отображающее насколько широко будут отрыты лепестки вашего объектива, если вы откроете затвор.

Её стандартно принятые значения: 1:0,7; 1:1; 1:1,4; 1:2,8; 1:5,6; 1:8; 1:11; 1:16; 1:22, 1:64. Чем меньше второе число, тем шире открыта диафрагма, тем уже глубина резкости. Тем больше размыт задний план.
Чем выше это число, тем чётче будет выглядеть задний план. Т.е. при 1:22 резким будет практически всё, теоретически чуть ли не в бесконечности. А чем ближе к единице, тем больше всё размывается.

На некоторых из встроенных объективов и на всех пролу- и профессиональных сменных объективах есть шкала выбора значений диафрагменного числа.
Стоит также принимать во внимание, что при изменении значений диафрагмы необходимо соответствующим образом подкорректировать значение выдержки (или чувствительности), чтобы выдержать правильную экспозицию.

Читаешь ли книги по фотографии, каких авторов можешь посоветовать фотографу-любителю?

К стыду своему, не читаю. Своё образование по фотографии я приобрёл в исключительном большинстве, из Интернета и опыта. Читал кучу статей, на разных сайтах, начиная от биографий фотографов и заканчивая правилами дизайна от неизвестного автора. Одну книгу всё-таки порекомендовать могу: Александр Лапин «Фотография как…». Я, правда, чуть голову не сломал, пока её прочитал, но это хорошая книга.

Какую фототехнику используешь, можешь ли посоветовать основной набор для начинающего фотографа?

Фототехника у меня староватая в плане «тушки» — Canon 20D. Впрочем, он меня вполне устраивает – ведь куда большую роль, с моей точки зрения, имеет качественная оптика. Хороший объектив может стоить в разы дороже, чем самый дорогой корпус. В комплекте моих линз не хватает только теле-. Ну и fish-eye не имею, хоти широкоугольный объектив есть.

Хотя в последнее время всё больше снимаю на плёночную среднеформатную камеру BronicaSQ-A, а ней к меня только один объектив 80mm.

Для начинающего фотографа я бы посоветовал всё-таки полупрофессиональную камеру со сменными объективами, и два объектива в придачу, например портретный 50mm, без «зума», но с низким диафрагменным числом (1:1.2 или 1:1.4) и второй – широкоугольный.

А что значит “портретный” и “широкоугольный” объектив? Объясни эти понятие. Грубо говоря, почему один объектив портретный, а другой нет, и что обозначают характеристики объектива в миллиметрах?

Не вдаваясь в технические детали: чем выше фокусное расстояние (в миллиметрах), тем острее угол вашего обзора. От теоретических 180° рыбьего глаза до 5° при супер-телеобъективе.

Естественно, чем шире мы хотим сделать угол обзора, тем больше нам надо “отойти назад”, т.е. уменьшить фокусное расстояние. И наоборот, чем больше мы хотим во что-то всмотреться — тем выше нам нужно фокусное расстояние.

Объектив с низкими значениями фокусного расстояния (10-20мм) — считается широкоуголным. Потому что при таких значениях фокусного расстояния угол обзора получается широким. При высоких значениях фокусного расстояния (200-300мм) угол обзора маленький — 12°-10°…

Есть небольшой нюанс: большинство бюджетных цифровых зеркалок без полноразмерных сенсоров (матриц) использует степерь увеличения объектива 1.5x (Nikon) или 1.6 (Canon). Т.е. когда вы на своём объективе выставили 50mm, фокусное расстояние будет 80мм для Canon’а и 75мм для Nikon’а.

Как ты считаешь, в какой момент человек может сказать, да, я профессионал, и перейти в коммерческую фотографию?

Как только он уверен в своих силах и готов сделать это. Я встречал «свадебных» фотографов в приличных местах, которые снимают едва ли не на мыльницу. А ведь они, по сути, считаются профессиональными фотографами.

Вопрос в том, хотите ли вы сделать фотографию исключительно источником денежного дохода, или всё же немного заботитесь о том, насколько качественный продукт выходит из-под вашего «пера».

На самом деле, профессиональная фотография сегодня это очень условное понятие. Лично мне не хватает только запасной цифровой камеры, чтобы назвать себя профессионалом. Хотя нет, запасная у меня уже есть — основной не хватает!

Многие начинающие фотографы, за неимением студии бродят по лесам и степям, фотографируя моделей непременно на фоне развалин, брутальных свалок, индустриальных заводов. Далее, конечно, делают черно белые снимки. При этом фотографии зачастую получаются в стиле “тут все не просто”. А ты считаешь это единственный способ добавить драмы и этакого налета “не простой фотографии”?

Даже снимок на свалке можно преподнести так, что он вызовет сильный эмоциональный резонанс. Я считаю, что как раз те люди, которые ходят в поля и развалины, имеют больше шансов найти хороший сюжет для кадра. А ещё больше шансов имеют люди, которые ходят в те же места без своих моделей, а находит их на местах.

О чём говорит черно-белая фотография, а о чём цветная? Что фотограф хочет показать в фотографии, когда один и тот же кадр он делает цветным и чёрно-белым?

Когда автор делает один и тот же кадр цветным и чёрно-белым и выставляет оба на публику, это говорит о том, что этот человек не уверен в себе, как фотограф. Иногда в процессе обработки можно заметить, что ч/б выгоднее смотрится и работать в ч/б, но публиковать нужно только одну версию. (только что осознал, что я порою сам делаю кадр и цветным, и чёрно-белым). Цвет и его отсутствие есть не больше, чем инструмент.

На что следует обратить внимание людям, которые ищут профессионального фотографа?

Если фотограф будет снимать вас или вашу свадьбу, я бы посоветовал найти человека, с которым вы психологически совместимы, способны чувствовать себя комфортно в его присутствии. В любом случае, снимает ли он вас, ваш продукт или что-то ещё – стоит взглянуть на его предыдущие работы.

Ну и классическое. Многие фотографы сталкиваются с дилеммой: «Canon» или «Nikon». Как быть?

Лично я бы хотел попробовать Nikon. Хотел бы просто сравнить и наконец-то определиться, какому лагерю я принадлежу. Пока что я всё время снимал на Кэнон, поэтому объективной оценки дать не могу. Есть подозрения, что Никон лучше.

Большое спасибо за интересную беседу!