Атомные реакторы ритм 200. Монстры на железной дороге: как перевозят атомные реакторы

Приоритетный национальный проект «Образование» (ПНПО), стартовавший в России в 2005 году, является масштабной программой глубокого реформирования российского образования.

Необходимость системных изменений по основным направлениям образования назрела уже давно. Российская образовательная система в соответствии с запросами времени должна была стать более открытой, более демократичной, нуждалась в новых эффективных образовательных схемах, требовала более тесной связи с гражданским сообществом, нуждалась в повышении качества образовательного менеджмента. Все эти и многие другие задачи призван решить приоритетный национальный проект «Образование».

ПНПО реализуется по нескольким основным направлениям – таким, как ведение современных образовательных технологий, создание и поддержка национальных университетов и бизнес-школ мирового уровня, поддержка лучших образцов отечественного образования на конкурсной основе и др. Каждое из этих направлений включает несколько проектов.

Реализованные проекты

Создание и поддержка инновационных школ

В 2006-2008 гг. проводился ежегодный конкурс инновационных программ общеобразовательных учреждений, в ходе которого отбиралось по 3000 лучших общеобразовательных школ. Школам было за что соревноваться – каждая из них после подведения Министерством образования и науки РФ итогов конкурса получила по 1 млн рублей из федерального бюджета на приобретение лабораторного оборудования, компьютеров, методических пособий, модернизацию всей материально-технической базы, а также на повышение квалификации преподавателей. Всего за три года такая финансовая помощь была оказана 9000 школ (по 3000 школ за каждый год) с общим объемом финансирования – 9 млрд рублей.

В результате реализации проекта победившие школы (в т.ч. сельские) не только смогли улучшить свою материальную оснащенность и повысить качество обучения, но также изменить свои уставы в сторону большей демократизации: например, создать органы школьного самоуправления. Многие из этих школ стали также ресурсными опорными центрами для других школ по внедрению инновационных методик в процесс обучения.

Поддержка учреждений начального среднего и среднего профессионального образования (НПО и СПО)

Проект поэтапно реализовывался в 2007-2009 гг. и имел целью поддержку системы подготовки рабочих кадров, квалификация которых полностью бы отвечала потребностям конкурентоспособных предприятий всех отраслей современной российской экономики.
Для выявления лучших начальных и средних образовательных учреждений также проводились конкурсы на лучшие инновационные программы, а победителям полагались крупные субсидии.
В целом за эти три года были поддержаны инновационные образовательные программы 320 учреждений НПО и СПО, в которых обучаются свыше 200 тыс. студентов. Общий объем финансирования из федерального бюджета составил 9,48 млрд. рублей, при софинансировании из региональных бюджетов и за счет средств работодателей – в сумме 3,3 млрд. рублей и 5,5 млрд. рублей соответственно.

Реализация проекта позволила внедрить в образовательных учреждениях современные методы и формы обучения, рассчитанные на освоение новейших производственных технологий, а также привести в соответствие запросы работодателей и квалификацию выпускников НПО и СПО, участвующих в проекте.

Инновационные программы высших учебных заведений

Одним из важнейших направлений в рамках ПНПО была задача модернизировать и сделать более эффективным и качественным российское высшее образование с тем, чтобы оно стало конкурентоспособным на мировом рынке и полностью соответствовало требованиям современного рынка труда. Для этого предполагалось расширить насколько это возможно интеграцию образования и науки, модернизировать содержание и методику самих образовательных программ и сформировать новую схему менеджмента в российских вузах.
На конкурсной основе в течение 2006-2008 гг. были выявлены лучшие вузы, предоставившие на творческий конкурс свои инновационные образовательные программы. В целом были финансово поощрены 57 лучших вузов-победителей – каждый из них получил от 200 млн до 1 млрд рублей на кардинальное обновление материально-технической базы, на внедрение новых образовательных программ с применением информационных технологий и новейших методических пособий.

В целом проект был профинансирован государством на общую сумму 40 млрд. рублей – 5 млрд. в 2006 г., 15 млрд. – в 2007 г. и 20 млрд. – в 2008 г.

Успешный опыт проведения этих конкурсов в дальнейшем стал основой для проведения конкурса на лучшие национальные исследовательские университеты в 2009 г.

Интернетизация образования

Подключение всех российский школ к сети Интернет являлось насущной необходимостью, поскольку обеспечивало доступ учащихся и преподавателей к мощному современному образовательному ресурсу. Ежедневно в течение 2006-2008 гг. к сети подключалось до 300 российских общеобразовательных учреждений, что обеспечило учащимся и преподавателям доступ к электронным библиотекам, музеям, научно-техническим, гуманитарным и естественнонаучным онлайн-порталам. В настоящее время разрабатывается система т.н. электронных ресурсов нового поколения – то есть интерактивных образовательных программ по всем школьным предметам.

Школы не только были подключены к сети, но также обеспечивались соответствующей технической поддержкой и фильтрацией неподобающей интернет-информации.
Общее финансирование проекта составило 3 млрд. рублей.

Учебное оборудование

В 2006-2008 гг. в тысячах школ всех регионов России было обновлено учебное и учебно-наглядное оборудование. В целом в эти образовательные учреждения было поставлено 54 800 комплектов, состоящих из современных лабораторий, интерактивных электронных досок, мультимедийных проекторов и другого оборудования. Это позволило во многом усовершенствовать процесс обучения, повысить интерес школьников к изучению предметов - особенно тех, которые подразумевают лабораторные опыты.

Оснащение школ с общим финансированием в размере 6,9 млрд. рублей весомо улучшило условия обучения около 6 млн. детей в 15 тыс. школ разных регионов России.

Сельский школьный автобус

В 2006-2008 гг. была реализована программа по приобретению автобусов для сельских школ. Многокилометровые расстояния до школы являлись серьезным препятствием для получения качественного образования для детей, живущих в сельской местности, поскольку для них посещение занятий было или затруднительно, или вовсе невозможно.

Малочисленные и неэффективные сельские школы были ликвидированы, а детям была предоставлена возможность посещать дальние базовые школы с помощью специальных школьных автобусов. Таким образом, запуск на маршруты 9800 автобусов, приобретенных на средства Федерального бюджета на общую сумму 3 млрд. рублей, позволил улучшить доступность образования для 136 тыс. учеников, живущих в сельской местности.

Модернизация региональных систем образования

Проведенные в течение 2007-2009 гг. конкурсы комплексных проектов модернизации региональных систем образования позволили помочь школам 31 региона – победителям в оснащении их новым учебным оборудованием, а также повысить заработную плату всем учителям в этих регионах.

Общими достижениями реализации проекта в настоящее время является повышение оснащенности региональных школ с 4 до 24% от потребности, а также повышение зарплаты педагогам не менее чем на 25% (и более чем на 80% – наиболее сильным и эффективным из них) в соответствии с переходом на НСОТ – новую систему оплаты труда.
Финансирование проекта составило 9,95 млрд рублей из федерального бюджета и 23 млрд рублей – из региональных бюджетов.

II. Проекты, реализуемые в настоящее время

Создание сети федеральных университетов

Развитие системы высшего регионального образования и укрепление региональной науки в соответствии с потребностями эффективного социально-экономического развития регионов потребовало создания сети сильных региональных университетов, которые могли бы обучать высококвалифицированных специалистов в соответствии с запросами региональных рынков труда. Тех, которые благодаря полученному в университете интеллектуальному капиталу, могли бы обеспечить оригинальными инновационными разработками местную экономику.

Первыми федеральными университетами были:

Сибирский университет в Красноярске – на базе слияния Красноярского госуниверситета, Красноярской государственной архитектурно-строительной академии, Красноярского государственного технического университета и Государственной академии цветных металлов и золота;

Южный университет в Ростове-на-Дону – на основе объединения Ростовского госуниверситета с Ростовской государственной академией архитектуры и искусства, Ростовским государственным педагогическим университетом и Таганрогским государственным радиотехническим университетом.

Указ об их создании был подписан президентом России в 2006 г. Каждый из университетов получил на реализацию своих программ около 6 млрд рублей бюджетных средств, а также средства из региональных бюджетов и регионального бизнеса.

Следующие шесть федеральных университетов были основаны в 2009 г. в соответствии с президентским Указом:

Северный (Арктический) в Архангельске;
- Приволжский в Казани;
- Уральский в Екатеринбурге;
- Дальневосточный во Владивостоке;
- Балтийский им. Иммануила Канта в Калининграде;
- Северо-Восточный им. М.К. Амосова в Якутске.

Последним на сегодняшний день федеральным университетом, созданным в 2011 г., стал Северокавказский университет в Ставрополе.

Все 9 университетов имеют передовые образовательные программы, реализуемые в тесной интеграции с наукой, самое современное оборудование, новейшие образовательные методики и готовят специалистов по широкому спектру специальностей. Также здесь, в тесном сотрудничестве с Российской академией наук, проводятся фундаментальные исследования по важнейшим направлениям современной науки. Предполагается, что в течение 5-6 лет высшие учебные заведения новой модели войдут в число 10 ведущих вузов России, а к 2020 г. – в число 100 лучших университетов мира. На Балтийский и Северокавказский федеральные университеты возлагается также ряд геополитических задач и важная миссия социализации молодежи в этих регионах.

Бизнес-школы мирового уровня

Учитывая дефицит топ-менеджмента в российской экономике, прежде всего, руководителей высшего и среднего звена, была чрезвычайно важна реализация проекта по созданию передовых бизнес-школ мирового уровня в Санкт-Петербургском и Московском регионах. Предполагается создание к 2015 г. Высшей школы менеджмента на базе факультета менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (оцениваемая мощность – 1800 студентов, из которых 30% – иностранные студенты) и Московской школы управления «Сколково» (примерная мощность – 1000 студентов).

Амбициозный проект предусматривает подготовку управленческих кадров, способных осуществить настоящий прорыв в экономике России.

Выплаты классным руководителям

Поощрение труда классных руководителей является необходимым условием в организации воспитательного процесса в российских школах. Поэтому статус классного руководителя был нормативно закреплен с одновременным выделением для учителей, исполняющих эти функции, дополнительного фиксированного вознаграждения – до 1000 рублей в зависимости от наполняемости класса и контингента учащихся (слабослышащих, с отклонениями в развитии и пр.). Начиная с 2006 г. выплаты производятся более чем 800 тыс. классных руководителей, на что из федерального бюджета ежегодно выделяется около 11,7 млрд. рублей.

Лучшие учителя

Выплата премии лучшим учителям с целью стимулировать их нелегкий труд и развить их творческий потенциал впервые была утверждена в 2006 г. С тех пор ежегодно проводятся конкурсы на звание «Лучший учитель года». С 2006 по 2009 гг. каждому из победивших в конкурсе 10 000 учителей выплачивались денежные поощрения в размере 100 000 рублей, а, начиная с 2010 г. каждому из 1000 лучших учителей выплачиваются премии в размере 200 000 рублей. Финансирование проекта ежегодно составляет 200 млн. рублей.

Поддержка талантливой молодежи

Ключевым ресурсом развития страны является интеллектуальный потенциал ее молодых граждан. Государственная поддержка выявлению и поощрению молодых талантов, таким образом, является стратегически важной для дальнейшего развития национальной экономики, науки, политики, культуры.

В рамках данного проекта при помощи олимпиад предполагается ежегодное определение 5350 юных талантливых людей во всех регионах России. Выплаты 1250-ти ребятам, выбранным из числа победителей российских и международных олимпиад, составляют 60 000 рублей, выплаты 4100 молодым дарованиям, выбранным из числа победителей региональных и из числа призеров российских олимпиад, составляют 30 000 рублей. Причем отбор кандидатов из второй группы осуществляется не только в номинациях научно-технического творчества и учебно-исследовательской деятельности, но и, например, в общественной деятельности или любительском спорте.

Школьное питание

Задача усовершенствования системы школьного питания для всех детей, обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных российских учреждениях, реализуется в настоящее время в экспериментальном проекте. Он предусматривает повышение качества и доступности школьных завтраков и обедов за счет усовершенствования технологии их производства и доставки в школы, а также расширения сети школьных столовых и комбинатов школьного питания.

На основании конкурсного отбора были выявлены регионы-победители, которым для реализации проекта только за 2008-2009 гг. было выделено по 500 млн. рублей. Реализуемый до настоящего времени проект уже имеет осязаемые достижения: в школьных учреждениях, участвующих в эксперименте, горячее питание теперь получают не 76% учащихся, как было раньше, а все 100 %.

Образование военнослужащих-контрактников

Помощь в организации обучения молодых людей, отслуживших не менее 3-х лет по контракту в рядах Российской армии, на подготовительных курсах университетов, является одним из важных направлений приоритетного национального проекта «Образование». Принятый в 2007 г. Федеральный закон обеспечил право на льготы при поступлении в вузы бывшим контрактникам, а приказ Министерства образования и науки РФ определил порядок выплаты им стипендий за счет государственного бюджета. Таким образом, бывшие военнослужащие получили льготы как при поступлении на подготовительные курсы ряда российских университетов, так и непосредственно при поступлении на 1 курс вуза. Финансирование реализуемого проекта составляет 500 млн. рублей ежегодно.

По материалам сайта «Дискуссионный клуб Министерства образования и науки Российской Федерации» (www.mononline.ru)

Машиностроительный дивизион Росатома – АО «Атомэнергомаш» завершил изготовление реакторной установки РИТМ-200 для самого мощного ледокола в мире «Арктика», спущенного на воду 16 июня в Санкт-Петербурге. 26 июня с производственной площадки завода «ЗиО-Подольск» на Балтийский завод был отправлен второй реактор силовой установки. Ранее, 26 мая состоялась отгрузка первого реактора.

РИТМ-200 новейшая реакторная установка для ледокольного флота, разработанная АО «ОКБМ Африкантов». Она входит в состав главной энергетической установки ледокола и включает в себя два реактора тепловой мощностью 175 МВт каждый.

«РИТМ-200 – новое поколение реакторных установок, поэтому для производства оборудования потребовались нестандартные инженерные решения и очень слаженная командная работа. В реализации проекта принимали участие сразу несколько компаний дивизиона: ОКБМ Африкантов, как проектировщик и комплектный поставщик, ЗиО-Подольск, как изготовитель корпусного оборудования, а также ЭМСС, ЦНИИТМАШ. В ходе выполнения производственных операций специалистами дивизиона были разработаны сразу несколько новых технологий и инструментов, не применявшихся ранее не только в России, но и в мире.
Среди них новая технология сверхточного сверления глубоких отверстий, новые виды режущих инструментов и др. Поэтому успешная отгрузка РИТМ-200 - важное событие не только для дивизиона, но и для атомной отрасли, и отечественного машиностроения», - отметил генеральный директор АО «Атомэнергомаш» Андрей Никипелов.

«Строительство атомного ледокола – крайне сложный процесс, в котором очень важна тесная координация между изготовителями различных узлов и элементов. Своевременная поставка реакторной установки позволяет нам двигаться в графике, чтобы передать ледокол заказчику в строгом соответствии с утвержденными сроками», - сказал руководитель проекта 22220 ООО «Балтийский завод-Судостроение» Сергей Черногубовский.

Основное преимущество новой силовой установки в ее компактности и экономичности. Она имеет уникальную энергоэффективную интегральную компоновку, которая обеспечивает размещение основного оборудования непосредственно внутри корпуса парогенерирующего блока. За счет этого она в два раза легче, в полтора раза компактнее и на 25 МВт мощнее используемых в настоящее время реакторных установок для ледокольного флота типа КЛТ. В том числе, это позволило сделать ледокол двухосадочным и обеспечивает улучшенные технические характеристики судна по скорости ледопроходимости и т.д.

Срок службы реакторов 40 лет, безопасность их работы обеспечивает защитная оболочка из стали, воды и бетона. В качестве ядерного топлива используется активная зона кассетного типа с низким обогащением урана-235. Перезагрузка ядерного топлива происходит один раз в семь лет. Для примера, за это время дизельному ледоколу для работы пришлось бы потратить 540 тыс тонн арктического дизеля. А одна ТЭЦ аналогичной мощности израсходовала бы 1 миллион тонн угля, чтобы обеспечить энергией 30-тысячный город.

Основные производственные работы по изготовлению РИТМ-200 выполнялись в Подмосковье на заводе «ЗиО-Подольск» (вместе с ОКБМ «Африкантов» входят в «Атомэнергомаш»). Изготовление шло около 2,5 лет. Только процесс наплавки антикоррозионного слоя по технологии занимает 8 месяцев, за которые на корпус реактора наплавляется около 10 тонн антикоррозионной ленты. В настоящее время на заводе уже идет производство реакторной установки для серийного ледокола нового поколения «Сибирь».

Для перевозки ледокольного реактора специалисты АЭМ изготовили специальную транспортировочную упаковку из металла. Поскольку реактор является негабаритным грузом, то доставляется заказчику на специальном железнодорожном транспортере сочлененного типа грузоподъемностью 240 тонн.

Универсальный двухосадочный атомный ледокол «Арктика» станет самым большим и мощным атомоходом в мире. Его длина составит 173 метра, ширина – 34 метра, минимальная рабочая осадка - 8,5 метра, водоизмещение - 33,5 тысячи тонн. Строительство ледокола ведётся на верфях «Балтийского завода» (входит в «Объединенную судостроительную корпорацию») в Санкт-Петербурге. Атомоход сможет проводить караваны судов в арктических условиях, пробивая по ходу движения лед толщиной до 3 метров.

С производственной площадки ПАО «ЗиО-Подольск» 24 сентября в Санкт-Петербург направлен первый реактор реакторной установки (РУ) «РИТМ-200» для ледокола нового поколения «Урал».

«Мы завершили изготовление первого парогенерирующего блока для атомохода «Урал» и отправили его заказчику. Работы на втором блоке также вышли на финишную прямую: корпус реактора успешно прошел гидроиспытания, идет подготовка к контрольной сборке с внутрикорпусными устройствами и крышкой», - отметил генеральный директор АО «Атомэнергомаш Андрей Никипелов.

Вес реактора составляет 147,5 тонн, высота – 7,3 метра, диаметр – 3,3 м. Доставка негабаритного груза осуществляется на специальном железнодорожном транспортёре грузоподъёмностью 240 тонн. По железной дороге реактор будет транспортирован до станции «Новый порт» Санкт-Петербурга, где его перегрузят на специальную баржу и по воде доставят на верфи Балтийского завода.

«РИТМ-200» - новейшая реакторная установка для ледокольного флота, разработанная в Машиностроительном дивизионе Росатома – АО «Атомэнергомаш». Она входит в состав главной энергетической установки ледокола и включает в себя два реактора тепловой мощностью 175 МВт каждый.

Основное преимущество новой силовой установки в ее компактности и экономичности. Она имеет уникальную энергоэффективную интегральную компоновку, которая обеспечивает размещение основного оборудования непосредственно внутри корпуса парогенерирующего блока. За счет этого она в два раза легче, в полтора раза компактнее и на 25 МВт мощнее используемых в настоящее время реакторных установок для ледокольного флота типа КЛТ. В том числе это позволило сделать ледоколы двухосадочными и обеспечить улучшенные технические характеристики судна по скорости, ледопроходимости и т.д.

Конструкция реакторов позволяет надёжно работать при воздействии бортовой качки атомохода с амплитудой колебаний ±45º и килевой качки с амплитудой ±15º при длительном крене до 30º.Срок службы реакторов - 40 лет. Безопасность их работы обеспечивает защитная оболочка из стали, воды и бетона.

Предприятия АО «Атомэнергомаш» обеспечивают полную производственную цепочку создания реакторных установок «РИТМ-200» – от проектирования и производства заготовок до изготовления и отгрузки заказчику. Разработчиком является нижегородское конструкторскою бюро «ОКБМ Африкантов». Основные производственные работы по изготовлению реакторов выполняются в Подмосковье на заводе «ЗиО-Подольск». Во время изготовления реакторов используются уникальные технические решения и новые инструменты, ранее не применявшиеся в России и за рубежом. Среди них новая технология сверхточного сверления глубоких отверстий, новые виды режущих инструментов и др.

Три универсальных двухосадочных атомных ледокола ЛК-60Я проекта 22220 («Арктика», «Сибирь» и «Урал») станут самыми большими и мощными в мире. Они смогут проводить караваны судов в арктических условиях, пробивая по ходу движения лёд толщиной до трех метров. Строительство судов ведется в Санкт-Петербурге на верфях «Балтийского завода»

Видеоролик о преимуществах ледоколов нового поколения, характеристиках РУ «РИТМ-200» и этапах ее изготовления можно посмотреть по

В ПАО «ЗиО-Подольск» (входит в машиностроительный дивизион Росатома - «Атомэнергомаш») завершился процесс приварки четырёх гидрокамер к корпусу реактора силовой установки «РИТМ-200». Операция была проведена в ходе изготовления первого реактора для второго серийного атомного ледокола проекта 22220 «Урал».

В ходе работы применялась технология управляемой сварки, позволяющая контролировать и управлять сварочными деформациями для получения заданных значений геометрических размеров изделия. «Это самая сложная технологическая операция сварки при изготовлении корпуса реактора. Длится она непрерывно в течение 17 дней. Две смены идут сварочные работы, в третью - радиографический контроль. Среди сложностей я бы назвал стеснённые условия работы в специальном сборочно-сварочном стапеле, неповоротное положение сварных швов, глубокую разделку - толщина шва составляет 82 мм», - пояснил главный сварщик ПАО «ЗиО-Подольск» Александр Морозов.

Кроме того, завод завершил изготовление гидрокамер для второго реактора РУ «РИТМ-200» ледокола «Урала». Операция по их сварке с корпусом реактора пройдёт в августе.

Ранее «ЗиО-Подольск» изготовил реакторные установки «РИТМ-200» для ледоколов нового поколения «Арктика» и «Сибирь».

Для справки:

РУ «РИТМ-200» - принципиально новая реакторная установка для ледокольного флота. Она имеет уникальную энергоэффективную интегральную компоновку, которая обеспечивает размещение основного оборудования непосредственно внутри корпуса парогенерирующего блока. За счёт этого она в два раза легче, в полтора раза компактнее и на 25 МВт мощнее используемых в настоящее время реакторных установок для ледокольного флота типа КЛТ. В том числе, это обеспечивает улучшенные технические характеристики новых ледоколов по скорости лёдопроходимости. Парогенерирующий блок надёжно работает при воздействии бортовой качки УАЛ с амплитудой колебаний ±45º и килевой качки с амплитудой ±15º, а также при длительном крене до 30º. Срок службы реакторов 40 лет, безопасность их работы обеспечивает защитная оболочка из стали, воды и бетона. Перезагрузка ядерного топлива происходит один раз в семь лет.

Гидрокамеры являются неотъемлемой частью интегрированного корпуса реактора. В дальнейшем в них будут установлены центральные электронасосы. Гидрокамеры предназначены для циркуляции охлаждающей среды внутренней полости реактора. Каждая гидрокамера имеет массу 4,5 тонны.

Предприятия АО «Атомэнергомаш» обеспечивают полную производственную цепочку создания атомного двигателя «РИТМ-200» - от проектирования и производства заготовок до изготовления и монтажа оборудования. Проектировщиком и комплектным поставщиком выступает входящее в холдинг АО «ОКБМ Африкантов».

ПАО «ЗиО-Подольск» (входит в машиностроительный дивизион Росатома — Атомэнергомаш) изготовило и отгрузило на Балтийский завод четыре гидроаккумулятора, которые входят в состав энергетической установки, для второго серийного универсального атомного ледокола нового поколения «Урал».

Гидроаккумуляторы предназначены для хранения запаса воды первого контура и подачи её в реактор давлением газа для охлаждения активной зоны в случае разгерметизации первого контура. Гидроаккумуляторы также используются в качестве компенсатора давления при работе реакторной установки и системы безотходной технологии. Масса одного аппарата составляет 11 тонн. Высота изделия — 5,1 метра, диаметр — 1,4 м.

В октябре ПАО «ЗиО-Подольск» завершило изготовление и отправило на Балтийский завод два реактора РУ «РИТМ-200» для ледокола «Урал». Сейчас оба ядерных «сердца» погружены на атомоход.

Предприятия АО «Атомэнергомаш» обеспечивают полную производственную цепочку создания силовой установки «РИТМ-200» — от проектирования и производства заготовок до изготовления и монтажа оборудования. Проектировщиком и комплектным поставщиком выступает входящее в холдинг АО «ОКБМ Африкантов».


  • www.aem-group.ru
  • ПАО «ЗиО-Подольск» 16 октября отправил в Санкт-Петербург второй реактор реакторной установки (РУ) «РИТМ-200» для ледокола нового поколения «Урал». Первый реактор был отгружен в адрес заказчика 24 сентября. Таким образом Машиностроительный дивизион Росатома — АО «Атомэнергомаш» полностью выполнил свои обязательства по изготовлению реакторных установок для универсальных атомных ледоколов ЛК-60Я проекта 22220, внеся существенный вклад в развитие и обновление атомного ледокольного флота России.

    Всего предприятиями дивизиона было изготовлено три реакторных установки, каждая из которых включает в себя два реактора РИТМ-200. В 2016 году состоялась отгрузка для головного ледокола «Арктика», в 2017 году — для первого серийного ледокола «Сибирь».


  • www.aem-group.ru
  • С производственной площадки ПАО «ЗиО-Подольск» в Санкт-Петербург направлен первый реактор реакторной установки (РУ) «РИТМ-200″ для ледокола нового поколения „Урал“.

    "Мы завершили изготовление первого парогенерирующего блока для атомохода „Урал“ и отправили его заказчику. Работы на втором блоке также вышли на финишную прямую: корпус реактора успешно прошел гидроиспытания, идет подготовка к контрольной сборке с внутрикорпусными устройствами и крышкой», — отметил генеральный директор АО «Атомэнергомаш.

    Вес реактора составляет 147,5 тонн, высота — 7,3 метра, диаметр — 3,3 м. Доставка негабаритного груза осуществляется на специальном железнодорожном транспортёре грузоподъёмностью 240 тонн. По железной дороге реактор будет транспортирован до станции «Новый порт» Санкт-Петербурга, где его перегрузят на специальную баржу и по воде доставят на верфи Балтийского завода.

  • www.aem-group.ru
  • В ПАО «ЗиО-Подольск» (входит в машиностроительный дивизион Росатома — Атомэнергомаш) успешно прошли гидравлические испытания корпуса первого реактора силовой установки «РИТМ-200» для второго серийного ледокола нового поколения «Урал». Этот процесс — один из завершающих этапов изготовления корпуса реактора, который подтверждает качество и служит гарантией для последующей эксплуатации изделия.

    В настоящее время на предприятии идёт подготовка к контрольной сборке корпуса реактора РУ «РИТМ-200» с внутрикорпусными устройствами и крышкой.

    Кроме того, завод завершил процесс приварки четырёх гидрокамер к корпусу второго реактора для атомохода «Урал». Гидрокамеры являются неотъемлемой частью интегрированного корпуса реактора. Они предназначены для циркуляции охлаждающей среды внутренней полости реактора. Каждая имеет массу 4,5 тонны. В дальнейшем в них будут установлены центральные электронасосы.

  • Фото из открытых источников
  • «ОКБМ Африкантов» (входит в машиностроительный дивизион Росатома — Атомэнергомаш) завершило разработку эскизных проектов реакторной установки РИТМ-200Б для офшорного атомного ледокола и РИТМ-400 для атомного ледокола «Лидер» проекта 10510.

    Об этом сообщает пресс-служба конструкторского бюро, отмечая, что на базе установки РИТМ-200 также разработан принципиально новый проект РИТМ-200М для оптимизированного плавучего энергоблока (ОПЭБ). Мобильный энергоблок способен производить электроэнергию или обеспечивать комбинированное производство электроэнергии и тепла для бытовых и промышленных потребителей.


  • atominfo.ru
  • ПАО «ЗиО-Подольск» (входит в машиностроительный дивизион Росатома — Атомэнергомаш) завершило изготовление четырёх гидрокамер для первого реактора силовой установки «РИТМ-200» второго серийного универсального атомного ледокола «Урал».

    Гидрокамеры являются неотъемлемой частью интегрированного корпуса реактора. Они предназначены для циркуляции охлаждающей среды внутренней полости реактора. Масса одной гидрокамеры — 4,5 тонны.

    Сейчас специалисты завода готовятся к процессу сборки гидрокамер с корпусом реактора. Процесс сварки будет проходить в специальном стапеле, где корпус реактора установят в вертикальном положении.

    В 2016-2017 годах с производственной площадки ЗиО-Подольска были отгружены и установлены на судне реакторные установки «РИТМ-200» для головного ледокола нового поколения «Арктика» и первого серийного атомохода «Сибирь».

    Предприятия АО «Атомэнергомаш» обеспечивают полную производственную цепочку создания РУ «РИТМ-200» — от проектирования и производства заготовок до изготовления и монтажа оборудования. Проектировщиком и комплектным поставщиком выступает входящее в холдинг АО «ОКБМ Африкантов».

    ПАО «Машиностроительный завод «ЗиО-Подольск» (входит в машиностроительный дивизион Росатома — Атомэнергомаш) изготовило и подготовило к отгрузке четыре ёмкости запаса воды, входящие в состав реакторной установки «РИТМ-200», для второго серийного атомного ледокола «Урал».

    Данное ёмкостное оборудование предназначено для хранения запаса воды и обеспечения надёжного функционирования пассивного канала системы аварийного расхолаживания реакторной установки атомохода, а также для обеспечения «мокрого» хранения парогенераторов. Масса одной ёмкости составляет 3,2 тонны. Длина ёмкости — 2,3 метра, диаметр — 1,1 м.

    Центральные обечайки ёмкостей запаса воды изготовлены из легированной теплоустойчивой стали, обладающей высокой прочностью и большим сопротивлением к радиационному охрупчиванию, с антикоррозионной наплавкой. Крышка и днище сделаны из коррозионностойкой стали.


  • atominfo.ru
  • ПАО «ЗиО-Подольск» (входит в машиностроительный дивизион Росатома — АО «Атомэнергомаш») завершил процесс сварки корпуса первого реактора силовой установки «РИТМ-200» для второго серийного универсального атомного ледокола нового поколения «Урал».

    Два составных полукорпуса реактора — фланец с обечайкой и обечайку с днищем — соединил замыкающий кольцевой шов.

    Завершающий процесс сборки корпуса проходил в два этапа. Первый — стыковка и замеры. Работникам соединили две части массой по 50 тонн с точностью по расположению осей — 0,2 мм. Второй этап — автоматическая сварка замыкающего кольцевого шва диаметром 2,6 метра при непрерывном подогреве металла до 200 градусов.

    Количество наплавленной металлической проволоки составило почти 600 кг, шов получился толщиной 150 мм.


  • www.atominfo.ru
  • На площадке подмосковного завода «ЗиО-Подольск» завершили приварку патрубков к корпусу второго реактора РИТМ-200 для ледокола нового поколения «Урал». Уже скоро корпус будет собран в одно изделие и после приварки гидрокамер начнется установка внутрикорпусных устройств. А затем реакторная установка отправится в Санкт-Петербург, чтобы занять своё штатное место на строящемся судне.

    При проведении данной операции использовался один из самых сложных способов сварки — в неповоротном положении при постоянном подогреве металла в зоне сборки.

    Сварка деталей в неповоротном положении применяется в особых случаях, когда изделие невозможно кантовать, а доступ к шву затруднён.

    21 декабря корабелы Балтийского завода-Судостроение (г. Санкт-Петербург), (входит в состав Объединенной судостроительной корпорации) завершили монтаж реакторной установки РИТМ-200, погрузив на первый серийный атомный ледокол «Сибирь» проекта 22220 второй из двух парогенерирующих блоков (ПГБ).


  • oaoosk.ru

  • ПАО «ЗиО-Подольск» (входит в машиностроительный дивизион Росатома — «Атомэнергомаш») завершило поставку основного оборудования самой современной в мире судовой реакторной установки «РИТМ-200» для первого серийного универсального атомного ледокола ЛК-60Я проекта 22220 «Сибирь», который был спущен на воду 22 сентября. Предприятие изготовило и отгрузило на «Балтийский завод — Судостроение» интегрированный корпус второго парогенерирующего блока (ПГБ) реакторной установки «РИТМ-200». Масса изделия составила 147,5 тонны, высота — 7,3 метра, диаметр — 3,3 метра.


  • Машиностроительный дивизион Росатома — АО «Атомэнергомаш» завершил изготовление и отправил в Санкт-Петербург первый реактор силовой установки «РИТМ-200» для серийного атомного ледокола ЛК-60Я проекта 22220 «Сибирь», спуск на воду которого запланирован на 22 сентября этого года.

    А на заводе «ЗиО-Подольск» завершают изготовление второго реактора для строящегося судна. Оба они составят инновационную реакторную установку «РИТМ-200», которая входит в состав главной энергетической установки ледокола и включает в себя два реактора тепловой мощностью 175 МВт каждый.


  • В ПАО «ЗиО-Подольск» (входит в машиностроительный дивизион Росатома — Атомэнергомаш) завершилась сложнейшая операция по сборке интегрированного корпуса первого реактора реакторной установки «РИТМ-200» для универсального атомного ледокола проекта 22220 «Сибирь». Закончились работы по приварке 12-ти кассет парогенераторов (ПГ) в зоне фланца.


  • АО «ОКБМ Африкантов» (входит в машиностроительный дивизион Росатома -Атомэнергомаш) изготовило партию оборудования реакторной установки «РИТМ-200» для первого серийного универсального атомного ледокола «Сибирь».


  • ПАО «ЗиО-Подольск» завершило операцию по сборке интегрированного корпуса реактора силовой установки «РИТМ-200» для атомного ледокола «Сибирь». Об этом сообщает служба предприятия.

    Финальным этапом работы стала приварка четырёх гидрокамер к корпусу реактора, каждая из которых имеет массу 4,5 тонны. В дальнейшем в них будут установлены центральные электронасосы. Напомним, атомная энергетическая установка нового типа РИТМ-200 состоит из двух реакторов тепловой мощностью 175 МВт каждый. Предприятия АО «Атомэнергомаш» осуществляют полный производственный цикл создания данной РУ — от проектирования, которым занималось «ОКБМ Африкантов».

  • Сегодня в Санкт-Петербурге специалисты ООО «Балтийский завод — судостроение» завершили основной этап монтажа реакторной установки РИТМ-200, погрузив на строящийся универсальный атомный двухосадочный ледокол «Арктика» проекта 22220 второй парогенерирующий блок (ПГБ).

    РИТМ-200 это новейшая реакторная установка для ледокольного флота, разработанная в Опытном Конструкторском Бюро Машиностроения имени И.И. Африкантова (Нижний Новгород). Она входит в состав главной энергетической установки ледокола и включает в себя два парогенерирующих блока тепловой мощностью 175 МВт каждый. Монтаж реакторной установки — одна из ключевых производственных операций процесса строительства атомных ледоколов.

    Первый парогенерирующий блок был на ледокол 2 сентября, погрузка двух ПГБ весом около 180 тонн каждый была выполнена с помощью плавучего крана «Демаг».


  • На производственной площадке ПАО «ЗиО-Подольск» (входит в холдинг «Атомэнергомаш») выполнена сборка второго полукорпуса реактора силовой установки РИТМ-200 для первого серийного универсального атомного ледокола проекта 22220 ЛК-60Я «Сибирь», сообщили 16 августа на предприятии.

    К настоящему моменту завершена сварка второго кольцевого шва, который соединил фланец и обечайку. На первой половине реактора сейчас идет процесс антикоррозионной наплавки в зоне патрубков.

    Также предприятие приступило к изготовлению реакторной установки РИТМ-200 для второго серийного ледокола «Урал», который был заложен на Балтийском заводе 25 июля. В настоящее время идет обработка первого фланца под антикоррозионную наплавку.

  • Машиностроительный дивизион Росатома — АО «Атомэнергомаш» завершает проект по изготовлению реакторной установки РИТМ-200 для самого мощного ледокола в мире — головного атомного ледокола проекта 22220 «Арктика», спущенного на воду 16 мая 2016 года на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Как сообщает пресс-служба АО «Атомэнергомаш», 23 июня на производственной площадке завода «ЗиО-Подольск» состоялась отгрузка второго реактора.

  • На производственной площадке ПАО «ЗиО-Подольск» (входит в машиностроительный дивизион Росатома — АО «Атомэнергомаш») началась сборка корпуса первого реактора силовой установки «РИТМ-200» для серийного универсального атомного ледокола проекта 22220 ЛК-60Я «Сибирь». В настоящее время завершена сварка первого кольцевого шва, который соединил днище и обечайку с патрубками. Сварное соединение проводилось с применением разработанной специалистами предприятия особой технологии. Процесс сварки кольцевого шва шел непрерывно четыре дня при постоянном подогреве металла до 200 градусов. Количество наплавленной металлической проволоки составило почти 600 кг, шов получился толщиной 150 мм. Данное сварное соединение относится к швам первой категории, поэтому к качеству проверяемой продукции предъявляются максимально высокие требования.