Атлас современных профессий. Атлас новых профессий

В атласе рассказано о новых профессиях в разных сферах и о тех профессиях, что уходят на покой. В скором времени он будет распространяться по школам.

что мне НЕ понравилось:

Есть новые профессии, которые просто переименовались из уже существующих профессий и вполне популярных, например, "агроном, работающий с ГМО" или "архитектор мед.оборудования".
Есть профессии с очень частной функцией, например, "специалист по защите прав потребителей электроэнергии".
Есть профессии, которые придуманы исходя из текущей моды - например, "ментор стартапов для школьников".

Из профессий, которые отправляют на покой удивило, что копирайтер там рассматриваются исключительно как тот, что пишет про "пластиковые окна недорого", а не тот, кто креативит решения для брендов.
Про умирающие профессии лектора (есть же видеозаписи) и журналиста (есть же программы-расшифровщики звуков в текст) я даже не знаю, смеяться или возмущаться.

А главное, что обидно, в атласе по большому счету позиция старая, что можно школьником выбрать профессию и до пенсии на ней сидеть. И профессии будущего нужно знать, чтобы ты как самый хитрый сейчас в 8 классе решил, что будешь "проектантом жизни медицинских учреждений" и все, востребованная профессия с большой зарплатой у тебя в кармане.
Не говорится о том, что нужно заранее готовить себя и своих детей НЕ к одной возможной профессии будущего, а к тому, что в будущем как раз придется постоянно учиться и переучиваться, быстро менять свою траекторию и быть самому себе "трендвотчером" (который тоже есть в атласе).

что понравилось:

Атлас красивый. По нему легко ориентироваться. Там хорошая табличка в начале о связи качеств человека с нуждами профессий и о свойствах разных профессий. Он лишний раз подтолкнет к тому, чтобы подумать о профессиях, которые ты вот прямо сейчас не видишь среди своих родных и знакомых, и о том, что вообще происходит в мире с технологиями и общественными процессами.

НО я бы его рассматривала не в лоб, а исключительно как повод для разговора с семьей, преподавателями, психологами, профконсультантами.

А так... Представляете среди наших с вами детей (да и среди нас с вами - чем черт не шутит!) будут специалист по кибер-протезированию, проектировщик нейроинтерфейсов по управлению роботами, дизайнер виртуальных миров, менеджер фонда прямых инвестиций в талантливых людей (это чур мне!), медиатор социальных конфликтов, космобиолог, строитель "умных дорог" и тренер по майнд-фитнесу.

Как вам такое будущее?
А как сам атлас?

Оценивая состояние рынка труда, кадровые эксперты, как правило, ограничиваются анализом текущей ситуации и прогнозами на ближайшие годы. Между тем, интенсивный технологический рост и ужесточение социальной конкуренции вынуждает людей задумываться о значительно более долгосрочных перспективах своего благополучия и положения в обществе. Вероятность исчезновения отдельных профессий и даже целых отраслевых сегментов далеко не нулевая. Поэтому лучше заранее определиться с запасными вариантами, дополнительными специальностями и возможностями быстрой переквалификации. Облегчить такой выбор поможет «Атлас новых профессий», анонсированный Московской школой управления «Сколково» накануне нового учебного года.

Исследование разделено на два блока — собственно, профессии, которые будут массово востребованы в среднесрочной и долгосрочной перспективах, и профессии, у которых мало шансов на выживание. Под среднесрочной перспективой понимается период до 2020 года, а под долгосрочной — после 2020 года. Прогнозы сделаны без учета возможных военных конфликтов, природных катаклизмов и прочих факторов, способных затормозить или вообще остановить мировое технологическое развитие. Такого рода риски по-прежнему достаточно трудно предсказуемы и интегрируемы в анализ. Тем не менее, судя по материалам исследования, «сколковцы» все же учли ряд глобальных макроэкономических процессов и возможные векторы развития мировой экономики в целом.

Новые профессии

Определяя самые перспективные специальности, создатели Атласа изучили состояние дел в различных отраслях. Рассматривались и относительно новые сферы — такие, как биотехнологии, робототехника, космос, IT-сектор, социальное информационное пространство, экология, и те отрасли, которые будут существовать в любом случае, вне зависимости от того, как будет развиваться человечество дальше: медицина, топливно-энергетический комплекс, транспорт, финансовый сектор, образование, управление, строительство и пищевая промышленность. И принципиально новые отрасли, и уже устойчивые сферы деятельности довольно тесно взаимосвязаны, и их взаимодействие на уровне сегментов лишь усиливается. К примеру, такие обозначенные в Атласе футуристические специальности, связанные с биотехнологиями, как биотрансдуктор, архитектор живых систем, урбанист-эколог, биофармаколог, ГМО-агроном и сити-фермер, уже только своими названиями свидетельствуют о потенциальной востребованности в самых разных отраслях. И если, предположим, урбанисты-экологи будут проектировать «умные» экологичные и энергоэффективные города, то сити-фермер будет обустраивать на крышах высотных зданий небольшие «принебоскребные» хозяйства, в которых будет расти генно-модифицированная сельскохозяйственная продукция, посаженная ГМО-агрономом, в свою очередь, выведенная биотрансдуктором, заместившим небиотехнологические решения биотехнологиями, и спланированная архитектором живых систем. Наверняка пригодится в данном случае и биофармаколог, которые придумает новые не искусственно синтезированные, а биотехнологичные лекарства, в том числе, и от пищевых расстройств.

Достаточно активно взаимодействует с новыми технологиями и медицина, развитию которой в значительной степени способствуют и биотехнологии, и IT-сектор. Благодаря биотехнологическим разработкам и совершенствованию генетики будет улучшаться транспланталогия и, следовательно, появятся такие специалисты, как генетический консультант или биоэтик, обеспечивающий нормативно-правовую и этическую рамки деятельности медицинских учреждений. Соответственно, для обслуживания медицинского оборудования, которое становится все более высокотехнологичным, потребуются такие профессии, как IT-медик, медицинский кибернетик, оператор медицинских роботов и IT-генетик.

В топливо-энергетическом комплексе определяющим трендом, в том числе и в подборе кадров, является минимизация вреда экологии, сбережение энергии и экономия ресурсов, а также максимально эффективное их использование. И согласно данным Атласа именно в этой связи в будущем все более будут востребованы специалисты по постановке задач инноваторам с учетом запросов рынка, по массовому внедрению и популяризации энергоэффективных решений, по локализации систем энергосбережения и микрогенерации энергии, а также энергодизайнеры, метеоэнергетики и энерготрейдеры. Распространения принципиально новых профессий следует ожидать и в сфере добычи полезных ископаемых. По мнению исследователей из «Сколково», такими профессиями станут системный горный инженер, эко-аналитик и инженер роботизированных систем, которые осуществляют мониторинг, разработку, добычу и переработку сырья.

В транспортной сфере кадровые инновации будут происходить практически во всех сегментах: ж/д, авто, водный транспорт, авиация. И большинство новых профессий так или иначе связаны с роботизацией транспорта: архитекторы интеллектуальных систем управления и интерфейсов беспилотных систем авиации, системные инженеры автоматизированных инфраструктур и операторы многочисленных робототехнических решений. В принципе, тренд роботизированности распространится и на такие отрасли, как космос и машиностроение.

Вектор кадровых инноваций в промышленном секторе вполне определен: нужно учиться новым инженерным профессиям. Но как будет развиваться, к примеру, финансовый сектор, где подготовка кадров идет изначально по иному пути, чем техническое образование?

По мнению «сколковцев», специалистам финансовой сферы придется не легко. Многие профессии будут падать в цене, терять свою «элитарность». Однако, ряд специальностей все же останутся востребованными и в процессе научно-технического прогресса. Так, например, всегда будет нужен профессиональный оценщик любого вида имущества: движимого и недвижимого, земли, пакетов акций и долей бизнеса, имущественных прав, нематериальных активов. Также будут востребованы специалисты пенсионного рынка, поскольку проблема с пенсионным обеспечением граждан усугубляется с каждым годом не только в России, но и во всем мире: население стареет, а число отчисляющих в пенсионные фонды молодых работников наоборот сокращается. Так что спрос на администраторов негосударственных пенсионных фондов (НПФ) и разработчиков индивидуальных пенсионных планов будет расти даже после 2020 года. Очевидно будут востребованы и кадры, необходимые для работы с появляющимися альтернативными валютами (включая виртуальные валюты). Новыми профессиями в данном направлении станут мультивалютный переводчик и брокер виртуальных и альтернативных валют.

Безостановочное развитие социальных сетей также стимулирует появление принципиально новых профессий: персональный бренд-менеджер, социопереводчик веб- и медиа-контента, специалист по персональному сопровождению в сети, администратор виртуального пространства, кибер-дворник (уборщик информационного мусора), виртуальный разнорабочий. Так что беспокоиться гуманитариям особо не стоит — всегда найдется работа и для них.

Уходящая натура

Вторая часть Атласа посвящена профессиям, которых не будет в новой высокотехнологичной жизни. Списки профессий, признанных малоперспективными, приведены в следующих списках.

Умирающие интеллектуальные (требующие специального образования) профессии на горизонте 2013 - 2030 гг.

Исчезнут до 2020 г.:

  • Сметчик
  • Диагност
  • Стенографист-расшифровщик
  • Копирайтер
  • Турагент
  • Лектор
  • Библиотекарь
  • Документовед/архивариус
  • Испытатель
  • Any-key специалист
Исчезнут после 2020 г.:
  • Юристконсульт
  • Нотариус
  • Провизор
  • Аналитик
  • Маклер/риэлтор
  • Секретарь/ресепционист
  • Муниципальный работник
  • Логист
  • Диспетчер
  • Банковский работник
  • Журналист
  • Маркетолог
  • Бурильщик
  • Системный администратор
Умирающие рабочие профессии на горизонте 2013 - 2030 гг.

Исчезнут до 2020 г.:

  • Билетер
  • Парковщик
  • Машинист ТС
  • Оператор call-центра
  • Лифтер
  • Почтальон
  • Высокопрофессиональный с/х работник
Исчезнут после 2020 г.
  • Вахтер
  • Шахтер
  • Инспектор ДПС
  • Горняк
  • Фасовщик
  • Варщик
  • Прораб

Профессия космобиолога и еще несколько десятков удивительных специальностей, возможно, станут востребованными уже в следующем десятилетии. Вакансии ГМО-агрономов, метеоэнергетиков, дизайнеров умных пространств, кибердворников, экспертов по образу будущего ребенка и разработчиков семейной траектории развития вскоре могут появиться на рекрутинговых сайтах, потеснив привычных бухгалтеров и менеджеров.

Атлас 100 новых профессий и 30 профессий, которые уничтожит автоматизация, Московская школа управления "Сколково" планирует активно распространять с начала учебного года в вузах и в среде старшеклассников, чтобы наглядно показать грядущие изменения на рынке труда.

Как рассказали "Ведомости" , авторы этого труда считают, что многие популярные сейчас профессии не будут востребованы уже через 10 лет и структура рынка труда изменится. Один из авторов атласа, профессор практики МШУ "Сколково" Павел Лукша утверждает, что работодатели формируют запрос на новых специалистов, ориентируюсь на текущие потребности. Они сначала сталкиваются с дефицитом каких-либо специалистов, потом его ищут.

Атлас должен сориентировать на подготовку нужных специалистов ведущие вузы. Например, активно развивающаяся биотехнологическая отрасль, приводит пример Лукша, всего через 5-7 лет будет занимать иное положение на рынке - возникнет спрос на таких специалистов, которых сейчас еще нет.

В атласе подробно по 19 основным отраслям и технологическим направлениям (от медицины и биотехнологий до строительства и индустрии детских товаров) проанализированы ключевые изменения и новые технологии, которые и приведут к появлению новых профессий в интервале до и после 2020 года. В исследовании приняли участие около 2000 экспертов.

Профессии будущего и вымирающие профессии

Будут ли востребованы профессии, которые составители атласа отложили на "после 2020", - зависит от удачного технологического развития страны и мира (без мировых войн, глобальных катаклизмов, намеренного торможения развития технологий), утверждают эксперты.

"Для нашей экономики это скорее то, что мы хотели бы видеть. К сожалению, большинство наших предприятий очень далеки от технологической границы. И этот разрыв не сокращается, и нет никаких причин считать, что в следующие 10 лет мы его наверстаем, - считает Ирина Денисова, профессор РЭШ и ЦЭФИР. - В атласе за кадром остается ответ на вопрос, почему это в нашей технологически отсталой экономике вдруг через 20 лет появится значительный новый сектор".

Отдельная глава атласа посвящена 30 вымирающим профессиям. Авторы утверждают, что некоторые из них покинут рынок под натиском автоматизированных и роботизированных систем. Другая часть отомрет вместе с отраслью. К скорому отмиранию в "Сколкове" приговорили целлюлозно-бумажную промышленность, издательское дело, архивно-библиотечное дело и почтовую службу.

Уже до 2020 года, по прогнозам экспертов, с рынка труда исчезнут турагент, копирайтер, лектор, архивариус, швея, лифтер, машинист и почтальон. А после 2020 года в число ненужных попадут вахтеры, прорабы, шахтеры, журналисты, логисты, нотариусы, провизоры, юрисконсульты и даже инспекторы ДПС.

Одна из главных причин отмирания профессии - автоматизация и механизация процесса, но это не сокращает занятости, поясняет он. Люди переходят в другие специализации, требующие более тонкого труда, которых раньше просто не было.


Знаете ли вы, кто такой “пинспоттер”? Так раньше, в начале прошлого века, называли работавших на дорожке для боулинга мальчиков, которые ставили кегли и подавали шары. А кто такой “резчик льда”? Человек, который во времена, когда не было холодильников, заготавливал лёд. Как можно догадаться, этих профессий уже давно нет, как и многих других. И вообще, по прогнозам специалистов, к 2030 году перестанут существовать 57 профессий (в том числе – лектор, кондуктор, вахтёр, телефонист, почтальон и так далее), зато появится 186 новых. Так что сегодняшним школьникам делать выбор следует с прицелом на будущее.

Посудите сами: совсем недавно такие названия как проектировщик доступной среды, разработчик киберпротезов, архитектор “умного дома”, дистанционный координатор безопасности и тому подобное встречались разве что в фантастических романах. А сейчас этим занимаются тысячи людей по всему миру и их количество будет лишь увеличиваться. Специально для того, чтобы будущее стало ближе, создан “Атлас новых профессий” - альманах перспективных отраслей и профессий, актуальных на ближайшие 15-20 лет. Эта внушительная книга разработана Агентством стратегических инициатив и Московской школой управления СКОЛКОВО по итогам уникального для России масштабного исследования «Форсайт компетенций 2030». Атлас можно найти на сайте http://atlas100.ru .

В современном мире любая профессия в течение короткого промежутка времени способна получить новое содержание и распасться на огромное количество совершенно разных специальностей, - говорит руководитель направления АСИ “Атлас новых профессий” Дмитрий Судаков . – Наука и техника развиваются настолько интенсивно, что вузам приходится идти на радикальные меры, менять не только содержание, но и сами подходы к высшему образовании. Система подготовки конкретного специалиста обречена хотя бы потому, что цикл обучения составляет 4-5 лет, а за этот срок в технологиях происходят кардинальные перемены и многие знания устаревают. Даже учебник много теряет за тот срок, пока его готовят в печать. Выход – необходимо в корне пересмотреть всю программу образования, начиная с детского сада, делая упор прежде всего на развитие мотивации, самостоятельности, ответственности.


Но главная проблема, считает Дмитрий Судаков, в том, что у нас утеряна крайне важная компетенция – думать о будущем, уметь и иметь смелость не просто поразмышлять, что будет лет через 10, 20, 30, но и начать делать что-то конкретное по реализации задуманного. “Атлас новых профессий” как раз даёт возможность ребятам почувствовать себя реальными строителями этого будущего, конструировать свою жизнь с прицелом на десятилетия вперёд. Если не делать этого, всем нам придётся жить в чужом будущем, которое создадут для себя другие люди. И не факт, что оно нам понравится. А вот чтобы избежать серьёзных противоречий, в каком направлении развиваться, нужно учиться договариваться, налаживать коммуникации, грамотно излагать свои мысли, быть не только настойчивым, но и терпеливым.

Безусловно, профориентационную работу необходимо проводить и в школе, и в семье, в этом должны быть заинтересованы все, - уверен председатель МАН “Интеллект будущего” Лев Ляшко . – Нужно рассказывать ребятам о профессиях, о вузах, где готовят по тем или иным специальностям, о вакансиях, зарплатах и так далее. Однако не менее важно донести до них и другую мысль – не надо бояться менять профессию! Более того, это тоже один из навыков будущего. Да, нужно уметь выбирать то, что тебе нравится, и стараться дойти в этом до совершенства. Но не должно быть так, что человек становится заложником когда-то давно сделанного выбора и десятилетиями тянуть воз, который ему уже давно в тягость. Надо научить детей гибко подстраиваться под реалии времени и стремиться к тому, чтобы работа приносила удовольствие.


Кстати, почти все мероприятия Малой академии наук как раз и помогают школьникам найти себя в той или иной сфере науки, культуры, искусства. И чем бы школьник ни занимался, какой бы теме ни была посвящена его работа, полученные навыки помогут ему в выборе жизненного пути и достижении поставленной цели. Среди “выпускников МАН” – огромное количество успешных учёных, бизнесменов, политиков, руководителей. Кстати, многие из них продолжили своё развитие в том направлении, которое они начали разрабатывать ещё в школе, выбрав тот или иной проект, исследовательскую работу.

Посмотрите на список творческих научных работ, с которыми ребята приехали на фестиваль: “Сравнение литературных произведений и экранизаций”, “Математика в футболе”, “Влияние звука на организм человека”, “Создание топливного элемента на основе карбида кремния”… Кто знает, может быть, кого-то из них ожидает Нобелевская премия?


Юные исследователи берутся за темы вполне взрослые, жизненные, напрямую связанные с тем, что происходит в нашем обществе: “Диссиденты советской эпохи и Российской действительности: принципы, сходства, различия”, “Сила воли как саморазвитие в подростковом периоде”, “Технология ведения информационной войны “Окно Овертона”, “Проблемы ювенальной юстиции”. Ребята не просто описывают то, что видят, но анализируют, ищут выход, предлагают свои решения. И нам, взрослым, надо уметь их слышать, помогать, поддерживать.

Кому сказать “спасибо”?

Все участники фестиваля независимо от возраста очень серьезно подходят к выбору будущей профессии и с удовольствием поделились с нами своими рассказами. Каждая из этих историй достойна внимания…

Виктор БЕРЕЗИН, ученик 10 класса Обдорской гимназии, Салехард, ЯНАО :

Я хочу стать специалистом в области юриспруденции. Раньше мечтал быть учителем, потому что мама работает в школе. А вот папа, сестра, муж сестры – юристы, поэтому решил к ним присоединиться. Тем более что мне интересны такие предметы как история, право, обществознание. На самом деле, в вопросе выбора профессии свою роль сыграли все понемногу – и семья, и школа, и сам я.


Софья СУПОГАЛИЕВА, ученица 10 класса медицинского лицея при СГМУ им. В.И.Разумовского, Саратов :

Мне нравится профессия врача, хочу стать гематологом. Об этом я мечтала с детства, сколько себя помню. Всегда было интересно, хотелось помогать людям избавляться от болезней. У меня дядя врач, у него очень много книг и журналов по медицине, я их тоже листала, читала. Правда, родители и дядя не слишком одобряют мой выбор, но мне самой всё равно хочется. Как только появилась возможность, в 9 классе поступила в медицинский лицей, мне очень нравится тут учиться. Дядя даже предложил мне поработать у него в роли санитарки, думал, что это отобьёт у меня охоту. Но – нет, наоборот! Конечно, есть теоретическая вероятность, что случится нечто из ряда вон выходящее, и я передумаю. Но тогда я стану химиком, эта профессия мне тоже нравится.

Или лингвистом, потому что люблю иностранные языки. Хотя, конечно, лучше бы и то, и другое, и третье охватить, а не выбирать одно из трёх.

Ольга ПАТРИНА, учитель математики школы №1, Кондрово, Калужская область :

Профориентационная работа у нас проходит в рамках спецкурса “Выбор профессии”, который стоит в расписании 9-х классов. С помощью специальных тестовых технологий мы выясняем склонности и направленности каждого ребёнка, а также его интересы и предпочтения. Служба занятости поставляет нам сведения о вакансиях и наиболее востребованных профессиях, и на основании всех этих данных мы рассказываем детям о том, кто сейчас нужен стране, где можно этому научиться, что для этого надо уметь, какие предметы изучать более глубоко, и так далее. Возможно, имеет смысл вводить этот курс не в 9-м классе, а раньше. С другой стороны, у нас ведь хорошо организована внеклассная деятельность, кружковая работа, а это тоже профориентация.


Александр МИХЕЕВ, ученик 5-го класса лицея №22 “Надежда Сибири”, Новосибирск :

Я хочу стать музыкантом. Или инженером. Я со второго класса занимаюсь робототехникой и с четырёх лет играю на пианино. Мне интересна и музыка, и техника. В детстве у меня была пластмассовая клавиатура на батарейках, и мама заметила, что я хорошо подбираю на слух мелодии. Поэтому она записала меня в музыкальную школу. А с роботами я познакомился в школе, когда нам показали фильм и разрешили поиграть в конструктор.

Илья ЮМАШЕВ, ученик 10-го класса Самарского лицея информационных технологий :

Пока не определился с выбором профессии, но уже точно знаю, что она будет связана с физикой. Мне нравится этот предмет, причём не в теоретическом, а именно практическом плане - что-то делать, производить, строить, рассчитывать какие-нибудь сложные конструкции. Наверное, стану инженером. Когда в школе начался курс физики, я понял, что это моё. Во многом за это надо сказать спасибо учителям. Но и родителям тоже, потому что папа у меня – инженер, он помог привить интерес к своему делу. Раньше думал пойти в химики. Но химиков требуется гораздо меньше, чем инженеров. А ведь нужно уже сейчас думать не только о том, куда поступать, но и о том, где найти работу.


Даниил ФЕДИН, ученик 5-го класса школы №1, Кондрово, Калужская область :

Ещё во втором классе я решил, что буду флеш-аниматором. Тогда на Новый год родители подарили мне графический планшет, и мне очень понравилось рисовать мультфильмы. А раньше хотел стать космонавтом. Может, потом родители ещё что-нибудь интересное подарят, из-за чего я захочу стать кем-нибудь другим, но пока нравится то, чем я занимаюсь уже три года, и не собираюсь от этого отказываться. В школе, в основном, никто ничего про профессии не говорит. Поэтому те мои одноклассники, которые решили стать программистами или дизайнерами, сделали свой выбор, благодаря родителям, а не учителям.

Алиса ГАБДРАХМАНОВА, ученица 8-го класса гимназии №91, Уфа, Республика Башкортостан :

Я хочу стать дизайнером одежды. Интерес к этому делу возник ещё в четвёртом классе, когда вдруг захотелось создать что-то своё, собственное. И с тех пор рисую,

придумываю новые фасоны, модели. Беру примеры с известных дизайнеров, модельеров. Нравится! Родители, учителя, одноклассники удивлены, им почему-то кажется странным мой выбор. Но они и не отговаривают меня, что тоже хорошо. В школе, если честно, нам никто ничего не говорит о профессиях. Разве только в рамках своего предмета. Почему-то учителя думают, что если они заставляют детей участвовать в олимпиадах по математике или физике, то мы обязательно станем математиками или физиками. А вот я бы охотно приняла участие в олимпиаде по дизайну. Но таких, насколько мне известно, пока просто нет.

Разговор на актуальную тему поддержали и взрослые участники форума.


Марина ЧИЖОВА, преподаватель биологии медицинского лицея при СГМУ им. В.И.Разумовского, Саратов :

Профиль нашего учреждения по умолчанию предполагает, что у нас учатся очень мотивированные дети. Однако это вовсе не значит, что все наши выпускники уходят в медвузы. Да это и не является нашей главной целью. Мы – общеобразовательное учреждение, поэтому стараемся растить всесторонне развитых школьников, а то, что они получают углублённые знания по некоторым предметам, помогает им уверенно сдавать экзамены в самые разные вузы – например, химические, биологические, сельскохозяйственные и так далее. Наша задача – помочь ребятам раскрыть свой потенциал, показать им перспективы роста, дать прочную базу, на которой потом они могут стоить всё, что угодно. Да, с одной стороны, поскольку лицей всё-таки относится к медицинскому университету, мы ориентируем детей на поступление именно туда. С другой, мы ни коим образом не принуждаем их, не ограничиваем в возможности выбора будущего жизненного пути. Мы просто учим их, а попутно на практике показываем, чем занимаются врачи разных специальностей. И там уже дело каждого, понравится это ему или нет.


Андрей МАКУШКИН, доцент кафедры физиологии Института атомной энергетики, Обнинск, Калужская область :

Профориентационную работу, я уверен, нужно начинать не в каком-то определённом классе, а в возрасте, когда он способен понять суть и смысл той или иной деятельности. Но начинать нужно не в школе, а в семье. Родители лучше всех знают своих детей, их склонности, интересы. А потому необходимо предоставить каждому ребёнку возможность попробовать себя в том или ином деле. И лучше всего это можно организовать с помощью кружков в школах или домах творчества. А какой-нибудь специальный курс, посвящённый профориентации, занятия, призванные ориентировать на тот или иной род занятий, имеет смысл вводить не раньше 9-10 класса. Да и то – с обязательной возможностью выбирать, строить нестандартные схемы, работать на стыке, чтобы не ограничивать ребёнка-гуманитария только гуманитарными предметами, но заинтересовать его другими науками.

Малая академия наук «Интеллект будущего» предоставляет школьникам уникальную возможность попробовать, испытать себя в самых разных областях знаний, и предлагает огромный выбор: более 100 конкурсов в проектах «Познание и творчество», «КИТ – креативность, интеллект, талант», «Эврикум», «Интеллект-экспресс» . На сайте http://future4you.ru вы найдёте список мероприятий и испытаний для школьников и учителей, посвящённых «Атласу новых профессий». Каждый желающий может написать эссе, провести увлекательную игру, принять участие в командном конкурсе «Классная олимпиада» или проверить свою сообразительность в проекте «IQ-champion». Как видите, создана целая сеть направлений для профориентации школьников и раскрытия их талантов.

Свет увидела первая редакция «Атласа новых профессий». Какие специалисты потребуются в ближайшие 15-20 лет? Какие компетенции стоит заготавливать уже этой весной? Где растут нужные знания и навыки? А также «профессии-пенсионеры», причины устаревания и изменения профессий, яркая инфографика и иллюстрации.

Что за карты внутри, если это «атлас»?

«Атлас» — это альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15-20 лет. Он поможет вам понять, какие отрасли будут активно развиваться, какие в них будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям. Скорость изменений увеличивается, сложность профессиональных задач возрастает. Некоторые занятия в сфере ИТ, например менеджер социальных сетей, профессиональный блогер, сео-оптимизатор, хедхантер, не были известны в начале 2000-х, а теперь стали популярными и высокооплачиваемыми. Какими знаниями, умениями и навыками нужно обладать, чтобы быть востребованным специалистом в новом мире? Наш «Атлас» поможет вам ответить на эти вопросы, а также узнать, какие вузы могут дать профессионалам будущего хорошую базовую подготовку.

«Атлас» — это поле возможностей, в котором вы сможете построить собственную траекторию движения в интересное будущее.

Эта версия «Атласа» является первой, а потому экспериментальной. Мы хотим, чтобы «Атлас» был понятным и полезным для его читателей. Поэтому мы будем рады вашим отзывам и предложениям по его доработке. Вы можете направить их по адресу [email protected].

Как родился «Атлас»?

Впервые в России Московская школа управления «СКОЛКОВО» и Агентство стратегических инициатив провели масштабное исследование «Форсайт Компетенций 2030», в котором приняли участие свыше 2500 российских и международных экспертов, чтобы выявить востребованные профессии в 19 отраслях экономики. Эксперты обсуждали технологические изменения, социальные и экономические процессы, влияющие на структуру рабочих задач, и строили отраслевые «карты будущего», при помощи которых выявляли спрос на новые компетенции и выстраивали образ новых профессий. Результаты исследования были собраны в «Атлас новых профессий».

Конечно, экономика будущего не будет ограничиваться 19 отраслями, вошедшими в исследование. Есть еще целый ряд важных секторов производства (например, сельское хозяйство или рыбоводство) и услуг (например, индустрия развлечений, средства массовой информации или туризм), которые будут иметь большое значение в будущем, и где также будут происходить значительные изменения. Мы предполагаем, что Атлас будет развиваться и постепенно становиться все более полным.

Форсайт — подзорная труба в будущее?

Форсайт (от англ. «foresight» - взгляд в будущее, предвидение) - это социальная технология, которая была создана за рубежом более 30 лет назад и активно используется в сфере бизнеса и государственного управления. Эта технология позволяет участникам совместно создать прогноз развития отрасли, региона или страны и на основе этого прогноза договориться о действиях по достижению желаемого будущего.

из предисловия к Атласу

«Форсайт компетенций» и «Атлас новых профессий» на сайте Сколково
« » о технологии форсайта