К наиболее распространённым видам распорядительных документов, издаваемых в организациях различных форм собственности, относятся постановления, решения, приказы, указания.
Все распорядительные документы должны строго соответствовать закону, ни один из них не может содержать положений, противоречащих законодательным актам.
Подготовка основных видов распорядительных документов в основном аналогична. Она представляет собой достаточно сложный процесс, имеющий различия в конечной стадии оформления документов, отражающих результат коллегиальной деятельности (постановления и решения) и единоначалия (приказ, распоряжение).
Можно выделить следующие стадии подготовки распорядительного документа: изучение существа вопроса, подготовка проекта документа, согласование документа, подписание. Для постановлений и решений добавляется стадия обсуждения и принятия этих документов на заседании коллегиального органа.
Процедуру составления и оформления распорядительного документа желательно описать в инструкции по делопроизводству. В ней излагаются последовательность работ над проектом документа и те требования, соблюдение которых обеспечивает юридическую полноценность документа.
Подготовка проекта распорядительного документа может быть поручена одному или нескольким структурным подразделениям или отдельным должностным лицам. При разработке проектов сложных и больших распорядительных документов могут создаваться рабочие группы (комиссии), привлекаться ученые или квалифицированные специалисты из числа практических работников. Главное условие, обеспечивающее качество документа, -достаточная компетентность лиц, его готовящих. Чем выше уровень составляемого документа, тем выше требования, предъявляемые к его составителям (профессионализм, глубина знания вопроса, общий культурный уровень, умение излагать мысли).
Юридическим основанием разработки распорядительного документа может быть издание документа органами власти и управления, конкретное поручение вышестоящего органа, необходимость осуществления исполнительной и распорядительной деятельности для осуществления задач, возложенных на учреждение. Учреждение или структурное подразделение может выступить с инициативой разработки распорядительного документа по какому-либо вопросу.
Первая стадия разработки проекта распорядительного документа, как и всякого другого - определение круга вопросов, которые предстоит в нем отразить. В зависимости от важности управленческого действия приступают прежде всего к изучению законодательных актов и решений правительства, ведомственных нормативных актов, предшествующих распорядительных документов поданному и аналогичным вопросам.
Изучение законодательных актов и правительственных документов обеспечит не только правовую основу документа, но и его направленность, государственную постановку проблем. Пересмотр ранее издававшихся по данному вопросу распорядительных документов позволит поставить в случае необходимости вопрос об их замене, отмене отдельных пунктов и т.д. Подготовка проекта распорядительного документа требует сбора необходимой информации по существу поставленного вопроса. Только собрав и изучив необходимые материалы, получив полную ясность по предмету изучения, четко определив цель издания распорядительного документа, приступают к составлению его проекта. Основное внимание следует сконцентрировать на формулировании основных положений конкретного решения. Сначала нужно сделать это вчерне, а затем отредактировать и уточнить части в порядке согласования.
Текст распорядительного документа чаще всего состоит из взаимозависимых двух частей - констатирующей и распорядительной. Констатирующая часть является введением в существо рассматриваемого вопроса. Она призвана объяснить, чем вызвана необходимость распоряжения. В ней могут быть перечислены факты, события, дана оценка, Нередко в констатирующей части дается пересказ акта вышестоящего органа, во исполнение которого издается данный распорядительный документ (чаще всего приказ). В этом случае указываются вид акта, его автор, дата, номер, полное название (заголовок), т.е. приводятся все поисковые (ссылочные) данные. Констатирующая часть необязательна, она может и отсутствовать, если нет необходимости давать разъяснения.
Основную нагрузку в распорядительных документах несет распорядительная часть, которая излагается в повелительной форме. В зависимости от вида документа она начинается словами: "постановляет" ("постановил") - в постановлении; "решает" ("решил") - в решении; "предлагаю" - в распоряжении; "приказываю" - в приказе. Вид распорядительного документа предопределяет и характер изложения его текста.
В распорядительных документах (приказ, распоряжение и т.д.) организаций, действующих на принципах единоначалия, а также документах, адресованных руководству организации, изложение текста должно идти от первого лица единственного числа ("приказываю", "предлагаю", "прошу"). В распорядительных документах коллегиальных органов текст излагают от третьего лица единственного числа ("постановляет", "решил").
Слова "постановляет" ("ПОСТАНОВИЛ"), "решает" ("РЕШИЛ"), "предлагаю", "ПРИКАЗЫВАЮ" печатаются прописными буквами или строчными в разрядку, т.е. они зрительно выделяются и таким образом отделяют констатирующую часть документа от распорядительной. Располагаются эти слова на отдельной строке прямо от полей. В постановлениях и решениях перед словами "постановляет" и "решает" указывается название коллегиального органа.
Правительство Российской Федерации постановляет
Коллегия решает
Затем с новой строки с абзаца следует текст постановляющей части. К формулировкам этой части документа предъявляются особенно жесткие требования. Они должны быть конкретными, не противоречить по смыслу ранее изданным распорядительным документам, четкими, ясными, не допускающими различных толкований. В них рекомендуется избегать неконкретных выражений типа: "поднять", "повысить", "усилить", "улучшить", "активизировать", "обратить внимание" и т.д. Сформулированные таким образом поручения расплывчаты, проверка их выполнения затруднительна.
Если распорядительная часть предполагает различные по характеру действия и нескольких исполнителей, она делится на пункты, которые нумеруются арабскими цифрами. В каждом пункте указываются исполнитель (организация, структурное подразделение, конкретное должностное лицо, например, в приказах), предписываемое действие и срок исполнения. Исполнитель указывается в дательном падеже. Можно указывать и обобщенно, например: директорам заводов, руководителям архивов. Предписываемое действие выражается глаголом в неопределенной форме - "подготовить", "зачислить", "организовать", "обеспечить", "возложить", "разработать" и т.д. Срок исполнения должен быть реальным, соответствовать объему предполагаемых работ.
Следует учитывать время доведения информации до конкретных исполнителей. Распорядительный документ может иметь общий для всех пунктов исполнительный срок. Однако чаще срок исполнения устанавливается для каждого задания в отдельности. В конце текста распорядительного документа помещается перечень документов, утративших силу или подлежащих изменению с изданием данного акта. Последним пунктом в приказах, решениях, распоряжениях указывается лицо, на которое возлагается контроль за исполнением документа. Распорядительные документы могут иметь приложения, указания на которые даются в соответствующих пунктах текста (например: утвердить прилагаемую инструкцию по делопроизводству). Реквизит "Приложение" после текста распорядительных документов самостоятельно не оформляется.
Пример оформления приказа:
Текст распорядительного документа должен иметь заголовок, в котором чётко и кратко сформулировано содержание документа. Заголовок начинается с предлога "О" ("Об") и формулируется при помощи отглагольных существительных (например, "О назначении...", "Об утверждении...", "О введении...", "О создании...") или существительных, указывающих на предмет (например, "Об итогах...", "О мерах..."). Для ряда типовых управленческих ситуаций, требующих издания приказа (о создании, реорганизации, ликвидации учреждений, организаций и предприятий, о распределении обязанностей между руководством, о внесении изменений в положение (устав), структуру, штатную численность и штатное расписание аппарата управления, в должностные инструкции, о переходе на новый режим работы), разработаны унифицированные формы документов, в которых предопределен не только состав, но и порядок расположения информации. Унифицированную форму имеют также кадровые приказы о приеме на работу, переводе на другую работу, о предоставлении отпуска, прекращении трудового договора (контракта). Эти формы являются унифицированными формами первичной учётной документации, утверждёнными Постановлением Госкомстата от 30 октября 1997 г. № 71 а. При оформлении таких приказов фактически только заполняются предложенные формы.
Подготовив текст распорядительного документа, приступают к его оформлению. Распорядительные документы оформляются на общем бланке, формат А4. В состав реквизитов входят: Герб или эмблема, наименование учреждения - автора, название вида документа, дата, индекс (номер), место составления, заголовок, текст, подпись (подписи), отметки о согласовании.
Завершающим этапом работы с проектами распорядительных документов является их согласование и подписание. Проект до подписания подлежит согласованию с заинтересованными учреждениями, структурными подразделениями или должностными лицами, которых он касается. Согласование осуществляется путем визирования или проставления грифа согласования. Так, проект приказа, решения, распоряжения визируется составителем проекта и руководителем структурного подразделения, вносящего проект, всеми указанными в проекте исполнителями, должностными лицами, ответственными за исполнение документа в целом, юрисконсультом. Проекты документов, выполнение которых требует финансового обеспечения, обязательно согласовываются с финансовыми органами или службами.
Виза юрисконсульта свидетельствует о соответствии документа законодательным и нормативным актам, а также о соответствии отдельных формулировок специальным требованиям некоторых органов (например, суда, прокуратуры, здравоохранения). В учреждении должен быть перечень должностных лиц, визирующих проекты распорядительных документов.
Согласование проводит структурное подразделение или лицо, готовившее проект распорядительного документа. Визы или гриф согласования, как правило, проставляются на первом экземпляре проекта. В случае несогласия с проектом пишется мотивированное заключение. Если в процессе доработки в проект внесены значительные поправки, документ подлежит повторному согласованию. Перед подписанием проект документа тщательно выверяется. При этом особое внимание следует обратить на проверку цифровых данных, фамилий, имен и отчеств.
Проекты распорядительных документов, принимаемых коллегиальными органами, - постановлений и решений - обсуждаются и принимаются на заседаниях. В ходе обсуждения в них можно вносить поправки и дополнения. Доработанные проекты выносятся на утверждение на следующее заседание.
Полностью подготовленные проекты документов представляются на подпись. Приказы и распоряжения подписываются руководителем или его заместителем. Постановление и решение имеют две подписи - председателя и секретаря (управляющего делами) коллегиального органа. Подписывается первый экземпляр документа, изготовленный на бланке. Никакие исправления в распорядительный документ после подписания не вносятся.
Распорядительные документы вступают в силу с момента их подписания или доведения до сведения исполнителя. В ряде случаев срок вступления в силу и срок действия акта управления указываются в самом документе.
Особое значение придается доведению распорядительного документа до исполнителя. Постановления, решения, распоряжения, приказы тиражируются и рассылаются в соответствии со списком, подготовленным составителями проекта документа.
В состав распорядительных документов входят постановления, решения, приказы, распоряжения и указания. Выбор вида документа, предназначенного для документирования распорядительной деятельности, определяется уровнем органа управления или власти, компетенцией должностного лица, порядком принятия управленческого решения (единоначалию или коллегиально).
Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации издают постановления, приказы, распоряжения, инструкции.
Органы представительной и исполнительной власти субъектов Федерации, а также органы представительной и исполнительной власти городов и районов - постановления, решения, распоряжения.
Администрация учреждений, организаций и предприятий - приказы, распоряжения, указания.
Распорядительные документы издаются на основе или во исполнение законов, постановлений и распоряжений Правительства, вышестоящих органов власти и управления. Кроме того, распорядительные акты издаются по инициативе руководителей в пределах их полномочий и компетенции для осуществления исполнительной и распорядительной деятельности в ходе выполнения задач, возложенных на организацию (учреждение).
Подготовка распорядительных документов может быть поручена одному или нескольким исполнителям (должностным лицам, структурным подразделениям). Для разработки сложных и ответственных распорядительных документов практикуется создание рабочих групп, комиссий, привлечение широкого круга специалистов из числа практиков и ученых. Основное требование к исполнителям - компетентность, высокий профессионализм, глубокие знания по управленческой проблеме.
Подготовка распорядительных документов складывается из следующих этапов:
Изучение управленческого вопроса;
Подготовка проекта распорядительного документа;
Согласование документа;
Подписание документа.
Изучение управленческого вопроса начинается с обеспечения правовой основы подготавливаемого документа - с изучения действующих законодательных актов, правительственных постановлений, так как издаваемый распорядительный документ не должен противоречить установленным нормам. Затем исполнитель определяет круг вопросов, которые предстоит отразить в распорядительном документе, изучает информацию, необходимые документальные материалы. В это время определяется необходимость отмены ранее действующих распорядительных документов или их отдельных пунктов.
Подготовка проекта распорядительного документа начинается с определения цели его издания, которая излагается во вводной части. Основное внимание уделяется формулировке распорядительных действий, которые должны быть конкретны, не допускать различных толкований, не противоречить ранее изданным документам. В ходе подготовки текста проекта распорядительного документа исполнитель формулирует заголовок, предлагает возможные сроки исполнения и контролирующие инстанции (должностные лица). Заканчивается подготовка проекта распорядительного документа его перепечаткой и оформлением, соответствующим действующим правилам.
Руководитель, дающий задание на подготовку приказа, определяет состав учреждений, структурных подразделений или должностных лиц, с которыми необходимо согласование документа. В инструкциях по работе с документами (по делопроизводству) обычно закреплена процедура согласования - по составу участников этой процедуры и последовательности визирования. Согласование проводит тот исполнитель (структурное подразделение), который готовил проект документа. Если в процессе согласования выясняются существенные замечания по содержанию документа, он составляется заново и вторая редакция подлежит полному согласованию. Постановления и решения проходят согласование на заседании коллегиального органа. В ходе заседания в проект документа могут быть внесены незначительные замечания, поправки и дополнения. Если проект требует серьезной доработки, он выносится на утверждение на следующем заседании.
Перед передачей на подписание руководителю документ должен быть тщательно проверен - особое внимание обращается на цифровую информацию, фамилии, имена, отчества, названия структурных подразделений. После подписания внесение каких-либо исправлений в документ не допустимо*.
Приказ - наиболее распространенный правовой акт, издаваемый руководителем учреждения (организации, предприятия), действующим на основе принципа единоначалия, в целях разрешения основных и оперативных задач, стоящих перед данным учреждением. Приказы издаются и по административным вопросам, требующим правового решения.
Приказ оформляется на бланке, где указаны название данного учреждения (организации, предприятия), его вышестоящего органа, вид документа (приказ), место его издания, предусмотрено место для проставления индекса документа, даты, заголовка к тексту.
Текст приказа по основной деятельности состоит из двух частей: констатирующей и распорядительной. Приказы могут издаваться как инициативные, так и во исполнение распорядительных документов вышестоящих организаций, органов власти и управления. В инициативных приказах в констатирующей части излагаются цели и задачи предписываемых приказом управленческих действий, дается объяснение необходимости издания приказа. В приказах, издаваемых во исполнение распорядительных документов вышестоящих организаций, констатирующая часть содержит название вида документа, автора, дату, номер и заголовок этого документа. Если предписываемое действие не нуждается в разъяснении, констатирующая часть может не составляться.
Распорядительная часть приказа начинается со слова «ПРИКАЗЫВАЮ», которое печатается прописными буквами с новой строки (без абзаца). Текст приказа обычно делится на пункты, которые нумеруются арабскими цифрами. Пункты приказа формулируют различные по характеру исполнения действия. Каждый пункт распорядительной части начинается с указания исполнителя (им может быть организация, структурное подразделение или отдельное должностное лицо). Предписываемое действие формулируется в тексте приказа глаголом в неопределенной форме (осуществить, обеспечить, подготовить, отгрузить и т.д.). Срок исполнения приводится либо в каждом пункте приказа, либо выделяется в один обобщенный пункт для всех предписываемых действий. В отдельном пункте приказа называются лица, на которых возложен контроль за его исполнением: «Контроль за исполнением приказа возложить на...». В случае, если издаваемый документ отменяет ранее изданный приказ, в последнем пункте указывается: «Приказ от 00.00.00 № 00 считать утратившим силу (считать недействительным)». Если приказ отменяет только один (или несколько) пунктов ранее изданного, то отменяются соответствующие пункты.
Пример оформления приказа см. на с. 90.
В управленческой практике принято согласовывать проект приказа с заинтересованными структурными подразделениями и юрисконсультом, который, визируя проект документа, проверяет его соответствие действующим нормативным, законодательным и распорядительным актам.
Приказ вступает в силу с момента его подписания и регистрации, которая проводится отдельно от других документов. Регистрационные индексы присваиваются приказам в пределах календарного года.
Указание
Указание - правовой акт, издаваемый органом государственного управления преимущественно по вопросам информационно-методического характера, а также по вопросам, связанным с организацией исполнения приказов, инструкций и других актов данного или вышестоящего органа управления. Право издания указаний принадлежит также руководителям организаций, учреждений и предприятий при оформлении решения оперативных производственных и административных вопросов.
Указание по оформлению не отличается от приказа, имеет такой же формуляр как по составу, так и по расположению реквизитов. Однако указание должно иметь конкретных адресатов (исполнителей), а его распорядительная часть начинается со слова «ПРЕДЛАГАЮ».
Указание как вид документа введено в действие с 1970-х годов вместо применявшихся с той же целью служебных записок, служебных писем, служебных распоряжений.
Пример оформления указания см. на с. 91.
Распоряжение
Распоряжение - распорядительный документ, издаваемый руководителем коллегиального органа для единоначального решения оперативных вопросов.
Распоряжения издают также заместители первого руководителя, главные специалисты, руководители структурных подразделений по оперативным вопросам хозяйственной, производственной, административной деятельности. Как правило, распоряжение имеет ограниченный срок действия и распространяется на узкий круг исполнителей (структурных подразделений).
По составу реквизитов и их расположению распоряжение не отличается от приказа, однако часто не содержит констатирующей части. В таком случае текст распоряжения начинается непосредственно с пунктов, формулирующих распорядительные действия. Если необходимость объяснения издания распоряжения все-таки существует, то текст распорядительной части начинается со слова «ПРЕДЛАГАЮ» или «ОБЯЗЫВАЮ».
Пример оформления распоряжения см. на с. 92.
Решение - распорядительный документ, издаваемый органами, действующими на основе коллегиальных принципов управления (муниципальные органы управления, ученые и методические советы, советы директоров, правления кооперативов, общие собрания акционеров и др.).
Решения оформляются, как правило, на бланках, включающих следующие реквизиты: название органа управления, вид документа (решение), место для проставления даты, индекса документа, место его издания, место для размещения заголовка к тексту.
Текст решения состоит из двух частей: констатирующей и распорядительной. Если решение издается по инициативе данного органа управления, то в констатирующей части указывают причины издания и цели, которые должны быть достигнуты при его выполнении. Если решение издается на основании распорядительного документа вышестоящего органа управления, то в констатирующей части дается ссылка на него.
Распорядительная часть решения начинается с названия органа, его принимающего, и слова «РЕШИЛ», которое пишется прописными буквами. Распорядительная часть, как правило, состоит из нескольких пунктов, в каждом из которых указываются исполнитель (организация, должностное лицо), предписываемое действие и срок исполнения. В последнем пункте решения называют лицо, на которое возлагается контроль за исполнением.
Юридическую силу решение обретает после его подписания председателем и секретарем коллегиального органа, присвоения документу номера (т.е. регистрации) и проставления даты. Датой решения является дата проведения заседания коллегиального органа, на котором оно было принято.
Порядок оформления распорядительных документов
Использование бланков.
Проекты распорядительных документов префектуры оформляются на бланках установленного образца с пометкой в правом верхнем углу «ПРОЕКТ».
Для каждого вида распорядительного документа префектуры утвержден образец бланка документа.
Текст распорядительного документа
Текст документа должен быть предельно кратким, суть документа должна быть изложена четко и исключать возможность двоякого толкования.
Текст документа оформляется на бумажном носителе (лист формата А4).
Заголовок к тексту должен быть кратким, пояснять необходимость, цель, причины издания распорядительного документа.
Заголовок начинается с предлога «О» или «Об» (о чем распоряжение, приказ, поручение)
Заголовок распорядительного документа о внесении изменений и дополнений в ранее принятый (изданный) распорядительный документ оформляется следующим образом:
Заголовок к тексту
«О внесении изменений и дополнений в _______ от ____ №____ ».
В случае внесения изменений и дополнений в нормативный документ, имеющий собственное наименование и утвержденный распорядительным документом, заголовок оформляется следующим образом:
«О внесении изменений в____»,
«О внесении изменений и дополнений в Регламент префектуры Северного административного округа, утвержденный распоряжением префектуры №___ от____ ».
Текст распорядительного документа должен иметь две части: мотивировочную и распорядительную. Не допускается смешивание распорядительной и мотивировочной частей.
Текст распоряжений, приказов и поручений начинается, как правило, словами: «Во исполнение...», «В целях...», «В связи...», «В соответствии...» и т.д.
Мотивировочная часть не должна превышать 1/3 объема документа.
В мотивировочной части распорядительного документа обосновывается необходимость и целесообразность подготовки проекта распорядительного документа, дается ссылка на распорядительные документы вышестоящих организаций или префектуры указываются достигнутые итоги и допущенные недостатки. При необходимости, анализируется состояния дел по рассматриваемому вопросу.
В случае необходимости более подробного обоснования целесообразности принятия распорядительного документа к проекту прилагается служебная записка.
Мотивировочная часть распоряжения не имеет специальных завершающих слов, однако должна быть увязана с распорядительной частью.
Мотивировочная часть приказа (кроме приказов по кадровым вопросам) заканчивается словом «приказываю» и двоеточием (выделяется жирным шрифтом).
Разделы распорядительной части документа необходимо излагать в повелительной форме и начинать с указания предписывающего действия, например: «Принять к сведению..., утвердить, установить, обязать, поручить, указать, рекомендовать» и т.д.
Заголовок к тексту печатается на 12 строке первого листа проекта через 1 интервал, длина заголовка в одной строке составляет не более 30 печатных знаков.
При оформлении поручений префекта необходимо указывать заголовок.
Структура текста
Обязательные пункты в тексте
- точные наименования структурных подразделений префектуры, управ районов, отраслевых территориальных подразделений и служб округа, предприятий и организаций, находящихся на территории округа (фамилии руководителей промышленных и отраслевых предприятий и организаций, как правило, не указываются) в соответствии с их учредительными документами, должности и фамилии должностных лиц (вначале указывается должность, наименование организации, фамилия, инициалы), на которых возлагается выполнение поручения; сроки исполнения поручений; поручение о возложении контроля выполнения данного распорядительного документа; указание на обязательное доведение информации до должностных лиц и граждан, чьи интересы и права затрагивают принимаемые распорядительные документы; текст документа с заголовком «О внесении изменений и дополнений в...»
должен содержать пункт: «...внести изменения (или дополнения) в...(пункт, приложение, абзац и т.п.) к распоряжению префекта от 15.01.1999 г. № 111 «О...» и читать его в следующей редакции:
«_____»
. При этом каждое изменение и дополнение должно быть оформлено отдельными пунктами; указание об отмене или признании утратившими силу распорядительного(ых) документа(ов), либо отдельного(ых) пункта(ов), если вновь принимаемый документ исключает действие ранее принятого(ых); указание о снятии с контроля распорядительного документа в случае его выполнения либо принятии нового документа взамен ранее принятого;
В реквизите "подпись" при оформлении на соответствующем бланке указываются должность, инициалы и фамилия должностного лица:
Реквизит «подпись» в тексте
Префект И.О.Фамилия
В случае если распорядительный документ подписан исполняющим обязанности префекта, реквизит "подпись" оформляется следующим образом:
Исполняющий обязанности префекта И.О.Фамилия
Не допускается подпись распорядительных документов с предлогом «за» и проставлением косой черты перед наименованием должности.
Особые отметки в тексте
- наименование организаций, инициалы и фамилии, должности лиц, которым даются поручения; сроки исполнения; цифры по тексту (сумма выделяемых средств, площадь земельного участка, площадь выделяемого жилья и т.д.); инициалы и фамилия должностного лица, на которого возложен контроль исполнения распорядительного документа; должность, инициалы и фамилия лица, подписывающего документ.
Нумерация страниц текста распорядительного документа осуществляется со второго листа при наличии двух и более страниц.
Номера страниц проставляются в середине верхнего поля листа (как при вертикальном, так и при горизонтальном расположении текста).
Нумерация страниц текста
Оформление приложений
Наименования органов исполнительной власти города Москвы указываются в строгом соответствии с их учредительными документами.
Официальные наименования органов городской администрации пишутся с прописной буквы.
Сокращенные наименования органов исполнительной власти города Москвы применяются только в случае их приведения в учредительных документах, т.е. официально утвержденных.
Виды городских правовых актов
Наименования органов исполнительной власти города Москвы
Все виды правовых актов, кроме Закона города Москвы и их проектов пишутся со строчной буквы: указ Мэра Москвы; распоряжение Мэра Москвы; постановление Правительства Москвы; распоряжение Правительства Москвы; распоряжение первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы; распоряжение заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы; распоряжение руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы; приказ руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы.
Наименования организаций, подразделений и служб округа, структурных подразделений префектуры, должностных лиц пишется:
с прописной буквы, если наименование организации является частью официального наименования, например: Московское государственное унитарное предприятие «Мосводоканал», Департамент земельных ресурсов города Москвы, Управление внутренних дел по Северному административному округу города Москвы и т.п.;
сокращенные названия, например: МГУП «Мосводоканал»;
со строчной буквы, если оно состоит из родового наименования и наименования, ставшего именем собственным и заключенного в кавычки, например: «ГУ г. Москвы «СЗ ЖКХ и Б САО»;
с прописной буквы пишутся должности руководителей вышестоящих организаций: Мэр Москвы, Правительство Москвы, Аппарат Мэра и Правительства Москвы Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и т.п.;
со строчной буквы пишутся наименование должностей при упоминании во множественном числе, и должности руководителей органов окружной администрации, организаций, структурных подразделений аппарата префектуры, должностных лиц например,
«главам управ районов, руководителям управляющих организаций, директорам образовательных учреждений и т.п.».
При повторном использовании в тексте только организационно-правовой формы органа (организации) употребляется строчная буква, например: «...комитет... (при первоначальном упоминании в тексте: «Контрольный комитет города Москвы»).
Названия органов и организаций во множественном числе и используемые не в качестве имени собственного пишутся со строчной буквы, например: управления и службы Северного административного округа.
С прописной буквы пишутся:
Северный административный округ города Москвы;
наименование управлений, входящих в структуру аппарата префектуры, например: «Управление социального развития»;
наименование постоянно действующих комиссий, например: «Финансовая комиссия, Межведомственная комиссия»;
наименование отделов, секторов и групп, входящих в структуру аппарата префектуры, и приравненных к ним структурных подразделений, например: «Приемная префектуры, Отдел пригородного хозяйства»;
наименования временно действующих комиссий;
наименования организационных комитетов, рабочих групп и т.д.
В текстах распорядительных документов префектуры следует избегать сокращений. Использование сокращений должно быть оправданным.
Применяются только общепринятые или официально установленные сокращения.
При первом упоминании организации, не входящей в структуру городского управления, должно быть приведено ее полное название (с сокращением, указанным в скобках). Далее по тексту, как правило, может быть использовано ее сокращенное название.
При использовании сокращений необходимо соблюдать единообразие в пределах одного документа.
В кавычках пишутся:
Применение сокращений.
Применение кавычек («...»)
названия организаций с условным наименованием, например: Фабрика «Свобода»;
названия распорядительных документов, например: распоряжение Мэра Москвы от 15 марта 2000 г. № Ш-РМ «О мерах ...»;
новая редакция старого пункта или абзаца, если в ранее принятый документ вносятся изменения или дополнения, например: «п.4. распоряжения префекта от 12 июня 2000 г. № 111 «О...» изложить в следующей редакции: «...».
К каждому проекту распорядительного документа исполнитель заполняет лист согласования (приложение 6 к Регламенту), в котором печатаются соответствующие реквизиты. Лист согласования печатается на оборотной стороне последнего листа документа.
К реквизитам листа согласования относятся:
Без кавычек пишутся названия служебных документов, например: Типовое положение о...;
Кавычки применяются в соответствии с сокращёнными наименованиями организаций, например: МГУП «Мосводоканал».
Оформление листа согласования
ВОПРОС ВНЕСЕН (1);
ПРОЕКТ ПРЕДСТАВЛЕН (2);
ИСПОЛНИТЕЛЬ (3);
ПРОЕКТ СОГЛАСОВАН (4);
Разослать (5).
Все реквизиты (кроме «Разослать») печатаются прописными буквами.
Реквизиты 1, 2, 3,4: печатаются в именительном падеже.
Реквизит 5: печатается в дательном падеже.
При оформлении поручений указываются только 2, 3 и 5 реквизиты. При оформлении приказов проект визируется исполнителем и согласовывается в Правовом управлении префектуры.
В реквизите «ИСПОЛНИТЕЛЬ» указывается должность, инициалы, фамилия и номер телефона специалиста готовившего проект.
В реквизите «ПРОЕКТ СОГЛАСОВАН» указываются должности, инициалы и фамилии:
руководителей (заместителей руководителей) согласующих подразделений и служб округа, первых заместителей, заместителей префектов;
руководителей (заместителей руководителей) структурных подразделений аппарата префектуры, глав управ районов, а также лиц, их официально замещающих;
руководителей управлений и служб округа, руководителей структурных подразделений аппарата префектуры, главы управ районов, а также лица, их официально замещающие.
Подпись согласующего лица и дата согласования, проставляется только синими чернилами (для отличия подлинника от копий).
Использование факсимильной подписи при согласовании документа не допускается.
При необходимости, согласующий орган или должностное лицо может поставить подписи на всех листах проекта и приложений к нему.
В случае необходимости согласования проекта с большим количеством согласующих органов, лист согласования может иметь продолжение, в левом верхнем углу которого, указывается: «Продолжение листа согласований к распоряжению от ___ № __» .
Реквизит «РАЗОСЛАТЬ» содержит перечень рассылки, в который включаются:
организации и должностные лица, указанные в распорядительном документе в качестве исполнителей поручений должностные лица, на которых возложен контроль исполнения;
согласующие организации;
организации окружного подчинения, на которые распространяется действие данного документа.
Ответственность за правильность и полноту списка рассылки несет исполнитель.
-
Проекты распоряжений префектуры в обязательном порядке согласовываются исполнителем:
Если действие документа распространяется на целый ряд однородных органов или подразделений, то в реквизите "Разослать" они называются обобщенно, например, управлениям и службам округа, управам районов т.п.
Конкретные фамилии могут указываться только при рассылке документов первым заместителям префекта, заместителям префекта, а также должностному лицу, на которого возложен контроль исполнения документа.
В случае указания в реквизите «разослать» неподведомственных префекту организаций, ответственный исполнитель указывает их почтовый индекс и адрес.
При направлении адресатам более одного экземпляра, указывается их количество.
В случае наличия приложений к распорядительному документу, направляемых не всем адресатам, следует сделать пометку: «без приложения», либо указать какое из приложений направляется.
Порядок и сроки согласования распорядительных документов
с первыми заместителями, заместителями префекта, в компетенции которых находится вносимый вопрос;
с главами управ районов, в компетенции которых находится вносимый вопрос;
с организациями и должностными лицами - по указанию префекта;
с начальником Правового управления префектуры;
с руководителем аппарата префектуры в ранге заместителя префекта.
Согласование проектов распоряжений префектуры с первыми заместителями, заместителями префекта, вносящими вопрос, осуществляется перед получением всех иных согласований, в том числе, перед направлением проекта на согласование в Правовое управление префектуры.
ДокументВо исполнение постановления Правительства Москвы от 2 февраля 2011 г. N 23-ПП "Об утверждении перечня первоочередных государственных программ города Москвы",
- Решение
Решение проблем инвалидов является приоритетным направлением социальной политики органов государственной власти города Москвы и осуществляется в соответствии с городскими целевыми программами.
Конкурсная документация по проведению открытого конкурса по отбору производителей программ окружной и районной тематики в административных округах города москвы на период с 01. 10. 2011 года по 31. 12. 2011 года Москва
КонкурсКонкурсная документация по проведению открытого конкурса по отбору производителей программ окружной и районной тематики в административных округах города москвы на период с 01. 07. 2011 года по 30. 09. 2011 года Москва
Конкурс
Должностные лица и государственные гражданские служащие префектуры Северного административного округа города Москвы, осуществляющие согласование проектов распорядительных документов, при наличии замечаний о признаках коррупционности излагают их в письменной форме на имя префекта Северного административного округа или руководителя структурного подразделения, подготовившего проект распорядительного документа. Разногласия, возникшие при согласовании проекта распорядительного документа по вопросам, связанным с противодействием коррупции, разрешаются в порядке, установленном настоящим Регламентом.
Процедура согласования
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Системы документации в организациях. Классификация распорядительных документов. Этапы подготовки, процедура издания распорядительных документов в условиях коллегиального или единоличного принятия решений. Правила оформления распорядительных документов.
контрольная работа , добавлен 09.01.2009
Организация управления, состав документов и правила их составления. Организация движения документов и порядок их рассмотрения. Особенности оформления реквизитов. Регистрация и контроль за исполнением. Систематизация документов и организация их хранения.
курсовая работа , добавлен 06.12.2010
Регистрация, учет документов. Порядок обработки поступающих и отправляемых документов. Передача документов внутри организации. Учет количества документов. Правила регистрации и индексирования документов. Организация контроля за исполнением документов.
контрольная работа , добавлен 29.09.2008
Порядок составления служебных документов: требования к тексту документа и его элементы. Текущее хранение документов: понятие номенклатуры дел, формирование и хранение дел. Информационно-справочные служебные документы - их виды, составление и оформление.
контрольная работа , добавлен 27.07.2008
Характеристика группы справочно-информационных документов (определение, виды документов, правила оформления). Отличия в оформлении общего бланка и бланка для письма. Требования к текстам организационно-распорядительных документов, порядок их оформления.
контрольная работа , добавлен 26.10.2010
Особенности оформления факсов и их виды. Назначение и правила составления приказов по организационным вопросам и основной деятельности. Порядок прохождения внутренних документов на этапах их подготовки, оформления и исполнения. Пример составления резюме.
контрольная работа , добавлен 12.09.2010
Состав и признаки деловых документов, их содержание, реквизиты и правила оформления. Основания классификации деловых документов. Особенности составления документов коллегиального органа, информационных, распорядительных и организационных документов.
реферат , добавлен 18.05.2011
Правила оформления документов. Система организационно-распорядительной документации. Требования к бланкам документов. Реквизиты и их предназначение. Единые требования и правила оформления документов управления. Обновление стандарта ГОСТ Р 6.30-97.
контрольная работа , добавлен 27.03.2009