Строительство курской аэс. Станции и проекты

Пишет автор: Когда мне предложили съездить на Курскую АЭС, я особо не раздумывал. Если случится феерический провал, как на Балаковской, то у меня будут очередные черные картинки, а уж текст-то я напишу:). Если не случится - то у меня будет просто хороший материал. Получилось второе.
Курская атомная станция расположена в 40 километрах к западу от города Курска, на берегу реки Сейм. В 3 км от нее находится г. Курчатов. Решение о строительстве станции было принято в середине 60-х годов. Начало строительства - 1971 год. Необходимость в энергетических мощностях была вызвана быстро развивающимся промышленно-экономическим комплексом Курской Магнитной Аномалии.
Курская АЭС - станция одноконтурного типа: пар, подаваемый на турбины, образуется непосредственно в реакторе при кипении проходящего через него теплоносителя. В качестве теплоносителя используется обычная очищенная вода, циркулирующая по замкнутому контуру. Для охлаждения отработавшего пара в конденсаторах турбин используется вода пруда-охладителя. Площадь зеркала водоема - 21,5 кв. км.




1. Перед посещением станции у нас меряют наш общий фон (я не уверен, что слово фон тут правильное, но по-другому не знаю, как сказать). Для этого надо посидеть в кресле пару минут. Так же делают и в конце экскурсии. Дополнение.


2. По всем помещениям станции развешана система сигнализации с комплексом датчиков. Если говорить кратко, то зеленый означает, что все хорошо. Желтый - надо тикать. Красный - в общем, никуда спешить уже не надо. На самом деле, это три уровня излучения, и на каждый уровень есть свои действия и правила.


3. Штаб ГО расположен в убежище № 1.


4. Е... лук, простите, автопортрет в униформе, которую нам выдали. Мы разделись, опять же, простите, до трусов, оставив при себе самое главное: паспорт и фотоаппарат.


5. РБМК-1000 - Реактор Большой Мощности Канальный. Кто хочет прочитать про них подробнее, можете сделать это на википедии или на сайте Курской АЭС.


6. Разгрузочно-загрузочная машина, предназначенная для перегрузки топлива. Процесс может происходить как на остановленном реакторе, так и на работающем.


7. До аварии на Чернобыльской АЭС в СССР существовали обширные планы строительства реакторов РБМК, однако после аварии планы по сооружению этих энергоблоков на новых площадках были свернуты. После 1986 года были введены в эксплуатацию два реактора РБМК: РБМК-1000 Смоленской АЭС (1990 год) и РБМК-1500 Игналинской АЭС (1987 год) (станция находится в Литве и сейчас полностью выведена из эксплуатации). Ещё один реактор РБМК-1000 5-го блока Курской АЭС находится в стадии достройки. На действующих реакторах была проведена комплексная реконструкция и модернизация, существенно повысив их безопасность.


8. Центральный зал предназначен для размещения комплексов систем, транспортно-технологического оборудования и сооружений по сборке и хранению свежего топлива, по перегрузке и хранению отработанного топлива, по ремонту и замене реакторного оборудования. В центральном зале размещается оборудование и технологические системы: Плато реактора, закрытое сборками; Бассейны выдержки (БВ) отработанного топлива и отработанных технологических каналов; Разгрузочно-загрузочная машина (РЗМ); Балкон со стендом развески свежего топлива; Кран ЦЗ и консольно-передвижной кран; Тренажёрный стенд; Узел дезактивации подвесок тепловыделяющих сборок (ТВС) и т.д.


9. В каждом центральном зале расположены два бассейна выдержки отработавшего ядерного топлива. Каждый БВ заполнен водой для охлаждения ОТВС и биологической защиты персонала. Это традиционный кадр свечения топливного стержня под водой.


10. Мы все фотографируем дырку, в которую чуть было не провалился Энигма. Он наступил на очередную металлическую фиговину, которая закрывает бассейн. А крышка сделала кульбит и улетела в черно-синию глубину. Энигма остался наверху, слегка удивленный. После этого мы быстренько покинули крышу бассейна выдержки.


11. Один из многочисленных залов управления.


12. Дозиметры.


13. Диспетчерская ОРУ.


14. Цитирую: «Каждый энергетический блок Курской АЭС оснащен двумя турбинами К-500-65/3000-2 с генераторами мощностью 500 МВт каждый. Турбины одновальные, двухпоточные: один цилиндр высокого давления (ЦВД) и четыре цилиндра низкого давления (ЦНД). Между ЦВД и ЦНД установлен сепаратор-пароперегреватель (СПП). Генераторы трехфазные, с водяным и водородным охлаждением. Турбогенераторы блочно подключены к открытой электроподстанции. Энергия на собственные нужды АЭС поступает от трансформатора собственных нужд».


15. Огромный машинный зал, общий для всех четырех энергоблоков.


16.


17. Грибная поляна - электромоторы для автоматического привода всевозможных задвижек.


18. Снимать можно было только в залах или в комнатах. На время прохода по коридорам нас просили закрывать объективы крышками. Если у кого-то её не было или была мыльница, то камеру забирал сотрудник охраны и отдавал в следующем зале, где можно снимать.


19. Блочный щит управления.


20.

21. Наш сопровождающий - Зубов Василий Иванович. Он может часами рассказывать о станции. Только успевай спрашивать.


22. Кстати, Чернобыльская АЭС строилась по планам Курской. А на фотографии - один из коридоров, где находятся шкафчики с индивидуальными дозиметрами.


23. Выход. Все чистые - горит зеленый сигнал.


24. Брызгальный бассейн на фоне энергоблоков. Бассейн служит для охлаждения воды, которая циркулирует в системе охлаждения дизелей. Чтобы бассейн не зарастал, в нем разводят рыбу: сом, белый амур и японский карп.


25. Энергоблок № 5 Курской АЭС - это блок третьего поколения с наиболее совершенными ядерно-физическими характеристиками, оснащенный надежными системами управления и защиты. Его строительство началось 1 декабря 1985 года, после 90-х оно продолжалось с перерывами и в середине 2000-х было окончательно остановлено, несмотря на то, что энергоблок уже имел высокую степень готовности - оборудование реакторного цеха смонтировано на 70%, основное оборудование реактора РБМК - на 95%, турбинного цеха - на 90%. В марте 2011 года стало известно, что ввод 5-го энергоблока Курской АЭС может потребовать 3,5 года и 45 миллиардов рублей без НДС в ценах 2009 года, и что окончательное решение о продолжении строительства будет принято в 2012 году. Также рассматривается вариант использования нового реактора ВВЭР-1200 на 5-м энергоблоке, что, по сути, потребует полного изменения проекта.


26. Один из дизелей для аварийного электроснабжения.


27.


28. Кокон блок ТУК-109, предназначенный для хранения и транспортировки отработавшего ядерного топлива реакторов РБМК-1000.


29. Специальное устройство («насадка») мостового крана для операций с контейнером.


30. Учебный блочный щит управления.


31.


32. Полный аналог одного из БЩУ на самой станции.


33. Инструкторы разыграли сценарий Фукусимы (полная потеря электроэнергии) и справились с учебной тревогой.

Госкорпорация «Росатом» осуществляет масштабную программу сооружения АЭС как в Российской Федерации, так и за рубежом. В настоящее время в России осуществляется строительство 6 энергоблоков. Портфель зарубежных заказов включает 36 блоков. Ниже приведена информация о некоторых из них.


Строящиеся АЭС в России

Курская АЭС-2 сооружается как станция замещения взамен выбывающих из эксплуатации энергоблоков действующей Курской АЭС. Ввод в эксплуатацию двух первых энергоблоков Курской АЭС-2 планируется синхронизировать с выводом из эксплуатации энергоблоков №1 и №2 действующей станции. Застройщик - технический заказчик объекта – АО «Концерн Росэнергоатом». Генеральный проектировщик - АО ИК «АСЭ», генеральный подрядчик - АСЭ (Инжиниринговый дивизион Госкорпорации «Росатом»). В 2012 году были проведены предпроектные инженерные и экологические изыскания по выбору наиболее предпочтительной площадки размещения четырёхблочной станции. На основании полученных результатов выбрана площадка Макаровка, расположенная в непосредственной близости от действующей АЭС. Церемония заливки «первого бетона» на площадке Курской АЭС-2 состоялась в апреле 2018 года.

Ленинградская АЭС-2

Расположение: близ г. Сосновый Бор (Ленинградская обл.)

Тип реактора: ВВЭР-1200

Количество энергоблоков: 2 – в стадии строительства, 4 – по проекту

Станция строится на площадке Ленинградской АЭС. Проектировщик - АО «АТОМПРОЕКТ», генеральный подрядчик - АО «КОНЦЕРН ТИТАН-2», функции заказчика-застройщика выполняет ОАО «Концерн «Росэнергоатом». Проект будущей АЭС в феврале 2007 года получил положительное заключение Главгосэкспертизы РФ. В июне 2008 года и июле 2009 года Ростехнадзор выдал лицензии на сооружение энергоблоков Ленинградской АЭС-2 - головной атомной электростанции по проекту «АЭС-2006». Проект ЛАЭС-2 с водо-водяными энергетическими реакторами мощностью по 1200 МВт каждый отвечает всем современным международным требованиям по безопасности. В нем применены четыре активных независимых канала систем безопасности, дублирующие друг друга, а также комбинация пассивных систем безопасности, работа которых не зависит от человеческого фактора. В составе систем безопасности проекта - устройство локализации расплава, система пассивного отвода тепла из-под оболочки реактора и система пассивного отвода тепла от парогенераторов. Расчетный срок службы станции – 50 лет, основного оборудования – 60 лет. Физический пуск энергоблока №1 Ленинградской АЭС-2 состоялся в декабре 2017 года, энергетический пуск – в марте 2018 года. Блок был введен в промышленную эксплуатацию 27 ноября 2018 года. Ведется сооружение энергоблока №2.

Нововоронежская АЭС-2

Расположение: близ г. Нововоронеж (Воронежская обл.)

Тип реактора: ВВЭР-1200

Количество энергоблоков: 2 (1 - в стадии сооружения)

Нововоронежская АЭС-2 строится на площадке действующей станции, это самый масштабный инвестиционный проект на территории Центрально-Черноземного региона. Генеральный проектировщик - АО «Атомэнергопроект». Генеральным подрядчиком выступает АСЭ (Инжиниринговый дивизион Госкорпорации «Росатом»). Проект предусматривает использование реакторов ВВЭР проекта «АЭС-2006» со сроком эксплуатации 60 лет. Проект «АЭС-2006» базируется на технических решениях проекта «АЭС-92», получившего в апреле 2007 года сертификат соответствия всем техническим требованиям европейских эксплуатирующих организаций (EUR) к АЭС с легководными реакторами нового поколения. Все функции безопасности в проекте «АЭС-2006» обеспечиваются независимой работой активных и пассивных систем, что является гарантией надежной работы станции и ее устойчивости к внешним и внутренним воздействиям. Первая очередь Нововоронежской АЭС-2 будет включать два энергоблока. Энергоблок №1 Нововоронежской АЭС-2 с реактором ВВЭР-1200 поколения «3+» был сдан в промышленную эксплуатацию 27 февраля 2017 года. В ноябре 2018 года на втором энергоблоке Нововоронежской АЭС-2 завершен последний крупный этап пуско-наладочных работ перед его включением в сеть - горячая обкатка оборудования.

Плавучая АЭС «Академик Ломоносов»

Расположение: г. Певек (Чукотский автономный округ)

Тип реактора: КЛТ-40С

Количество энергоблоков: 2

Плавучий энергетический блок (ПЭБ) «Академик Ломоносов» проекта 20870 - это головной проект серии мобильных транспортабельных энергоблоков малой мощности. ПЭБ предназначен для работы в составе плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) и представляет собой новый класс энергоисточников на базе российских технологий атомного судостроения. Это уникальный и первый в мире проект мобильного транспортабельного энергоблока малой мощности. Он предназначен для эксплуатации в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока и его основная цель – обеспечить энергией удаленные промышленные предприятия, портовые города, а также газовые и нефтяные платформы, расположенные в открытом море. ПАТЭС разработана с большим запасом прочности, который превышает все возможные угрозы и делает ядерные реакторы неуязвимыми для цунами и других природных катастроф. Станция оснащена двумя реакторными установками КЛТ-40С, которые способны вырабатывать до 70 МВт электроэнергии и 50 Гкал/ч тепловой энергии в номинальном рабочем режиме, что достаточно для поддержания жизнедеятельности города с населением около 100 тыс. человек. Кроме того, такие энергоблоки могут работать в островных государствах, на их базе может быть создана мощная опреснительная установка.

Плавучий энергоблок (ПЭБ) сооружается промышленным способом на судостроительном заводе и доставляется к месту размещения морским путем в полностью готовом виде. На площадке размещения строятся только вспомогательные сооружения, обеспечивающие установку плавучего энергоблока и передачу тепла и электроэнергии на берег. Строительство первого плавучего энергоблока началось в 2007 году на ОАО «ПО «Севмаш», в 2008 году проект был передан ОАО «Балтийский завод» в Санкт-Петербурге. 30 июня 2010 года состоялся спуск на воду плавучего энергоблока. После завершения швартовных испытаний в апреле-мае 2018 года ПЭБ «Академик Ломоносов» была транспортирована с завода в г. Мурманск, на площадку ФГУП «Атомфлот». 3 октября 2018 года на ПАТЭС завершена загрузка ядерного топлива в реакторные установки. 6 декабря 2018 года на плавучем энергоблоке состоялся энергетический пуск первого реактора. В 2019 году он будет доставлен по Северному морскому пути к месту работы и подключен к береговой инфраструктуре, сооружаемой в порту г. Певека. Строительство береговых сооружений было начато осенью 2016 года, оно осуществляется ООО «Трест Запсибгидрострой», которое уже имеет опыт строительства аналогичных объектов в арктических условиях. Все работы по сооружению береговых сооружений на площадке в Певеке работы ведутся в графике.

ПАТЭС предназначена для замещения выбывающих мощностей Билибинской АЭС, которая расположена в Чукотском автономном округе и на сегодняшний день вырабатывает 80% электроэнергии в изолированной Чаун-Билибинской энергосистеме. Первый энергоблок Билибинской АЭС планируется окончательно остановить в 2019 году. Вся станция, как ожидается, будет остановлена в 2021 году.

Росатом уже работает над вторым поколением ПАТЭС - оптимизированным плавучим энергоблоком (OFPU), который будет меньше своего предшественника. Его предполагается оснастить двумя реакторами типа RITM-200M мощностью 50 МВт каждый.

Строящиеся АЭС за рубежом

АЭС «Аккую» (Турция)

Расположение: близ г. Мерсин (провинция Мерсин)

Тип реактора: ВВЭР-1200
Количество энергоблоков: 4 (в стадии сооружения)


Проект первой турецкой АЭС включает в себя четыре энергоблока с самыми современными реакторами российского дизайна ВВЭР-1200 общей мощностью 4800 мегаватт.

Это серийный проект атомной электростанции на базе проекта Нововоронежской АЭС-2 (Россия, Воронежская область), расчетный срок службы АЭС "Аккую"– 60 лет. Проектные решения станции АЭС "Аккую" отвечают всем современным требованиям мирового ядерного сообщества, закрепленным в нормах безопасности МАГАТЭ и Международной консультативной группы по ядерной безопасности и требованиям Клуба EUR. Каждый энергоблок будет оснащен самыми современными активными и пассивными системами безопасности, предназначенными для предотвращения проектных аварий и/или ограничения их последствий. Межправительственное соглашение РФ и Турции по сотрудничеству в сфере строительства и эксплуатации атомной электростанции на площадке "Аккую" в провинции Мерсин на южном побережье Турции было подписано 12 мая 2010 года. Генеральный заказчик и инвестор проекта - АО "Аккую Нуклеар" (AKKUYU NÜKLEER ANONİM ŞİRKETİ, компания, специально учрежденная для управления проектом), генеральный проектировщик станции - АО "Атомэнергопроект", генеральный подрядчик строительства - АО "Атомстройэкспорт" (обе входят в инжиниринговый дивизион Росатома). Техническим заказчиком является ОАО «Концерн Росэнергоатом», научный руководитель проекта - ФГУ НИЦ «Курчатовский институт», консультант по вопросам лицензирования – ООО «ИнтерРАО - УорлиПарсонс», АО «Русатом Энерго Интернешнл» (АО «РЭИН») - девелопер проекта и мажоритарный акционер "Аккую Нуклеар". Основной объем поставок оборудования и высокотехнологичной продукции для реализации проекта приходится на российские предприятия, проект также предусматривает максимальное участие турецких компаний в строительных и монтажных работах, а также компаний из других стран. Впоследствии турецкие специалисты будут привлекаться к участию в эксплуатации АЭС на всех этапах ее жизненного цикла. Согласно межправительственному соглашению от 12 мая 2010 года, турецкие студенты проходят обучение в российских ВУЗах по программе подготовки специалистов атомной энергетики. В декабре 2014 года Министерство окружающей среды и градостроительства Турции одобрило Отчет по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) АЭС "Аккую". Церемония по закладке фундамента морских сооружений АЭС прошла в апреле 2015 года. 25 июня 2015 года Управление по регулированию энергетического рынка Турции выдало АО "Аккую Нуклеар" предварительную лицензию на генерацию электроэнергии. 29 июня 2015 года с турецкой компанией "Дженгиз Иншаат" был подписан контракт на проектирование и строительство морских гидротехнических сооружений атомной станции. В феврале 2017 года Турецкое агентство по атомной энергии (ТАЕК) одобрило проектные параметры площадки АЭС "Аккую". 20 октября 2017 года АО "Аккую Нуклеар" получила от ТАЕК ограниченное разрешение на строительство, являющееся важным этапом на пути к получению лицензии на строительство АЭС. 10 декабря 2017 года на площадке АЭС «Аккую» состоялась торжественная церемония начала строительства в рамках ОРС. В рамках ОРС выполняются строительно-монтажные работы на всех объектах атомной электростанции, за исключением зданий и сооружений, относящихся к безопасности «ядерного острова». АО "Аккую Нуклеар" плотно сотрудничает с турецкой стороной по вопросам лицензирования. 3 апреля 2018 года состоялась торжественная церемония заливки "первого бетона".

Белорусская АЭС (Беларусь)

Расположение: город Островец (Гродненская область)

Тип реактора: ВВЭР-1200

Количество энергоблоков: 2 (в стадии сооружения)

Белорусская АЭС - первая в истории страны атомная электростанция, крупнейший проект российско-белорусского сотрудничества. Строительство АЭС ведется в соответствии с Соглашением между правительствами Российской Федерации и Республики Беларусь, заключенным в марте 2011 года, на условиях полной ответственности генерального подрядчика («под ключ»). Станция расположена в 18 км от г. Островец (Гродненская область). Она сооружается по типовому проекту поколения 3+, полностью соответствующему всем «постфукусимским» требованиям, международным нормам и рекомендациям МАГАТЭ. Проект предусматривает сооружение двухблочной АЭС с реакторами ВВЭР-1200 общей мощностью 2400 МВт. Генеральный подрядчик строительства – Инжиниринговый дивизион Госкорпорации «Росатом» (АСЭ). В настоящее время на основных объектах пусковых комплексов строящихся энергоблоков Белорусской АЭС ведутся тепломонтажные и электромонтажные работы в соответствии с утвержденным совместно графиком. На энергоблоке №1 завершен монтаж основного оборудования реакторного и машинного залов, продолжается этап полномасштабных пуско-наладочных работ. На энергоблоке №2 ведется монтаж основного оборудования реакторного зала. Строительство этой станции обещает установить рекорд по степени вовлеченности в работу белорусских специалистов. В проекте сооружения Белорусской АЭС задействованы 34 подрядные организации, в том числе свыше 20 белорусских. После ввода в промышленную эксплуатацию атомная электростанция в Островце будет вырабатывать около 25% необходимой Беларуси электроэнергии.

АЭС «Бушер» (Иран)

Расположение: близ г. Бушер (провинция Бушир)

Тип реактора: ВВЭР-1000

Количество энергоблоков: 3 (1 – построен, 2 - в стадии сооружения)


АЭС «Бушер» – первая в Иране и на всем Ближнем Востоке атомная электростанция. Строительство было начато в 1974 году немецким концерном Kraftwerk Union A.G. (Siemens/KWU) и приостановлено в 1980 году из-за решения германского правительства присоединиться к американскому эмбарго на поставки оборудования в Иран. Между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Иран 24 августа 1992 года было подписано соглашение о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии, и 25 августа 1992 года заключено соглашение о сооружении атомной электростанции в Иране. Строительство АЭС было возобновлено после длительной консервации в 1995 году. Российским подрядчикам удалось осуществить интеграцию российского оборудования в строительную часть, выполненную по немецкому проекту. Электростанция была подключена к электрической сети Ирана в сентябре 2011 года, в августе 2012 года энергоблок №1 вышел на полную рабочую мощность. 23 сентября 2013 года Россия состоялась официальная передача первого энергоблока АЭС «Бушер» мощностью 1000 МВт иранскому заказчику. В ноябре 2014 года был заключен ЕРС-контракт на сооружение «под ключ» еще двух энергоблоков АЭС (с возможностью расширения до четырех энергоблоков). Генеральный проектировщик – АО «Атомэнергопроект», генеральный подрядчик - АСЭ (Инжиниринговый дивизион Госкорпорации «Росатом»). Для сооружения выбраны реакторы ВВЭР-1000 проекта «АЭС-92». Церемония официального старта проекта «Бушер-2» состоялась 10 сентября 2016 года. В октябре 2017 года был дан старт строительно-монтажным работам на стройплощадке второй очереди станции.

АЭС "Эль-Дабаа" (Египет)

Расположение: область Матрух на берегу Средиземного моря

Тип реактора: ВВЭР-1200

Количество энергоблоков: 4

АЭС "Эль-Дабаа" – первая атомная станция в Египте, в области Матрух на берегу Средиземного моря. Она будет состоять из 4-х энергоблоков с реакторами ВВЭР-1200. В ноябре 2015 года Россия и Египет подписали Межправительственное соглашение о сотрудничестве в сооружении по российским технологиям и эксплуатации первой египетской АЭС. В соответствии с подписанными контрактами, Росатом осуществит поставку российского ядерного топлива на весь жизненный цикл атомной станции, проведет обучение персонала и окажет египетским партнерам поддержку в эксплуатации и сервисе АЭС «Эль Дабаа» на протяжении первых 10 лет работы станции. В рамках реализации проекта сооружения АЭС «Эль Дабаа» Росатом также окажет египетским партнерам помощь в развитии ядерной инфраструктуры, увеличит уровень локализации, обеспечит поддержку в повышении общественной приемлемости использования атомной энергетики. Подготовка будущих работников АЭС будет проходить как в России, так и в Египте. 11 декабря 2017 года в Каире генеральный директор Росатома Алексей Лихачёв и министр электроэнергетики и возобновляемых источников энергии Египта Мохаммед Шакер подписали акты о вступлении в силу коммерческих контрактов на сооружение этой атомной станции.

АЭС «Куданкулам» (Индия)

Расположение: близ г. Куданкулам (штат Тамил Наду)

Тип реактора: ВВЭР-1000

Количество энергоблоков: 4 (2 – в эксплуатации, 2 - в стадии сооружения)

АЭС «Куданкулам» сооружается в рамках выполнения Межгосударственного соглашения, заключенного в ноябре 1988 года, и дополнения к нему от 21 июня 1998 года. Заказчик – Индийская корпорация по атомной энергии (ИКАЭЛ). Сооружение АЭС «Куданкулам» ведет АО «Атомстройэкспорт», генеральный проектировщик - АО «Атомэнергопроект», генеральный конструктор - ОКБ «Гидропресс», научный руководитель - РНЦ «Курчатовский институт». Проект «АЭС-92», по которому сооружается станция, был разработан институтом «Атомэнергопроект» (Москва) на базе серийных энергоблоков, которые длительное время эксплуатируются в России и странах Восточной Европы. Первый блок АЭС "Куданкулам" был включен в национальную энергосистему Индии в 2013 году. Он является на сегодняшний день самым мощным в Индии и соответствует наиболее современным требованиям безопасности. 31 декабря 2014 года энергоблок №1 был запущен в коммерческую эксплуатацию, 10 августа 2016 года он был официально сдан в промышленную эксплуатацию. Физический пуск энергоблока №2 начался в мае 2016 года, 29 августа 2016 года состоялся его энергопуск. В апреле 2014 года РФ и Индия подписали генеральное рамочное соглашение о строительстве с участием России второй очереди (энергоблоки №3 и №4) АЭС, а в декабре - документы, позволяющие начать ее сооружение. 1 июня 2017 года, в ходе XVIII Ежегодного российско-индийского саммита, проходившего в Санкт–Петербурге, АСЭ (Инжиниринговый дивизион Госкорпорации «Росатом») и Индийская корпорация по атомной энергии подписали Генеральное рамочное соглашение по сооружению третьей очереди (энергоблоки №5 и №6) АЭС «Куданкулам». 31 июля 2017 года состоялось подписание контрактов между АО «Атомстройэкспорт» и Индийской корпорацией по атомной энергии на первоочередные проектные работы, рабочее проектирование и поставку основного оборудования для третьей очереди станции.

АЭС "Пакш-2" (Венгрия)

Расположение: близ г. Пакш (регион Тольна)

Тип реактора: ВВЭР-1200

Количество энергоблоков: 2

В настоящий момент на АЭС "Пакш", построенной по советскому проекту, работают четыре энергоблока с реакторами типа ВВЭР-440. Парламент Венгрии в 2009 году одобрил сооружение двух новых энергоблоков на АЭС. В декабре 2014 года Госкорпорация "Росатом" и компания MVM (Венгрия) подписали контракт на постройку новых блоков станции. В марте того же года Россия и Венгрия подписали соглашение о предоставлении кредита до 10 млрд евро на достройку АЭС "Пакш". Планируется, что на АЭС "Пакш-2" будут построены два блока (№5 и №6) проекта ВВЭР-1200. Генеральный проектировщик - АО "АТОМПРОЕКТ".

АЭС «Руппур» (Бангладеш)

Расположение: близ пос. Руппур (округ Пабна)

Тип реактора: ВВЭР-1200

Количество энергоблоков: 2

Межправительственное соглашение о сотрудничестве в строительстве первой бангладешской АЭС «Руппур» было подписано в ноябре 2011 года. Первый камень в начало строительства станции был заложен осенью 2013 года. В настоящее время осуществляется подготовительная стадия строительства энергоблоков №1 и №2. Генеральный подрядчик - АСЭ (Инжиниринговый дивизион Госкорпорации «Росатом»), место реализации проекта – площадка в 160 км от г. Дакка. Строительство осуществляется за счет кредита, предоставляемого Россией. Проект соответствует всем российским и международным требованиям безопасности. Его основной отличительной чертой является оптимальное сочетание активных и пассивных систем безопасности. 25 декабря 2015 года подписан генеральный контракт на сооружение АЭС «Руппур» в Бангладеш. Документ определяет обязательства и ответственность сторон, сроки и порядок реализации всех работ и прочие условия сооружения АЭС. Заливка первого бетона состоялась 30 ноября 2017 года. В настоящее время на стройплощадке станции выполняются строительно-монтажные работы.

АЭС «Тяньвань» (Китай)

Расположение: близ г. Ляньюнган (округ Ляньюньган, провинция Цзянсу)

Тип реактора: ВВЭР-1000 (4), ВВЭР-1200 (2)

Количество энергоблоков: 6 (4 - в эксплуатации, 2 – в стадии сооружения)

АЭС «Тяньвань» - самый крупный объект российско-китайского экономического сотрудничества. Первая очередь станции (энергоблоки №1 и №2) была построена российскими специалистами и находится в коммерческой эксплуатации с 2007 года. Ежегодно на первой очереди АЭС вырабатывается свыше 15 млрд кВт/час электроэнергии. Благодаря новым системам безопасности («ловушка расплава») она считается одной из самых современных станций в мире. Сооружение первых двух блоков АЭС «Тяньвань» вела российская компания в соответствии с российско-китайским межправительственным соглашением, подписанным в 1992 году.

В октябре 2009 года Госкорпорация «Росатом» и Китайская корпорация ядерной промышленности (CNNC) подписали протокол о продолжении сотрудничества в сооружении второй очереди станции (энергоблоки №3 и №4). Генеральный контракт был подписан в 2010 году и вступил в силу в 2011 году. Сооружение второй очереди АЭС осуществляется «Цзянсуской ядерной энергетической корпорацией» (JNPC). Вторая очередь стала логическим развитием первой очереди станции. Стороны применили целый ряд модернизаций. Проект был улучшен с технической и эксплуатационных сторон. Ответственность за проектирование ядерного острова была возложена на российскую сторону, за проектирование неядерного острова – на китайскую сторону. Строительные, монтажные и пуско-наладочные работы велись китайской стороной при поддержке российских специалистов.

Заливка «первого бетона» на энергоблоке №3 состоялась 27 декабря 2012 года, строительство блока №4 началось 27 сентября 2013 года. 30 декабря 2017 года состоялся энергетический пуск энергоблока №3 АЭС «Тяньвань». 27 октября 2018 года состоялся энергетический пуск блока №4 АЭС «Тяньвань». В настоящее время энергоблок №3 передан «Цзянсуской ядерной энергетической корпорацией» (JNPC) для прохождения 24-х месячной гарантийной эксплуатации, а энергоблок №4 22 декабря 2018 г. передан в коммерческую эксплуатацию.

«Первый бетон» запланирован в соответствии с Директивным графиком сооружения энергоблока №1 Курской АЭС -2 на май 2018 года. С этого момента начнется основной период сооружения этого энергоблока. Физический пуск его намечен в ноябре 2022 года, энергоблока №2 - в ноябре 2023 года.

В настоящее время завершена укладка бетона в так называемую «подбетонку» - бетонную подготовку под фундаментную плиту реакторного здания энергоблока № 1. Всего на площадку размером 77 на 83 метра уложено 710 кубометров бетона.

Работы начались после того, как 23 октября под основное здание энергоблока была сформирована песчано-гравийная «подушка» объемом более 630 тысяч кубометров песчано-гравийной смеси. Она является основанием возводимого на этом месте объекта. Специалисты провели необходимые проверки её на плотность и устойчивость к деформации и приступили к выполнению следующих технологических задач.

По мере устройства подбетонки строители разместили под неё датчики автоматизированной системы контроля напряженно-деформированного состояния (АСК НДС ), которая будет фиксировать давление на грунт от возводимого здания. АСК НДС – это никогда не дремлющий страж устойчивости и надежности здания.

Работы по «подбетонке» вели специалисты ООО «Трест Росспецэнергомонтаж » - субподрядной организации, законтрактованной на выполнение всего комплекса общестроительных работ по реакторному зданию. Специалисты ее имеют богатый опыт сооружения атомных и тепловых станций России и ближнего зарубежья.

Помимо укладки «подбетонки» на площадке первого энергоблока продолжается формирование песчано-гравийной подушки в основание других объектов – здания турбины и вспомогательного реакторного здания, выполняются другие работы.

Для создания песчано-гравийных «подушек» используется песок из месторождения у д. Липино Курской области. Разведанные здесь запасы полностью покроют потребности сооружения не только первого и второго энергоблоков, но и в дальнейшем энергоблоков №3 и №4 Курской АЭС-2. В песчаном карьере, затем при доставке на площадку и при укладке организован входной контроль качества песка. Материалы, не соответствующие требованиям качества, к засыпке не допускаются.

На площадке создается необходимая инфраструктура. До конца текущего года на стройплощадке станции замещения Курская АЭС-2 планируется также завершить работы по сооружению подстанции 330/10 киловольт (кВ). Подстанция будет обеспечивать электроснабжение строительных работ и объектов строительной базы.

Закончено сооружение пролетов железнодорожного моста и подъездных путей на стройплощадку. Благодаря этому теперь появится возможность доставлять материалы на правый берег реки Сейм, на территорию стройбазы.

Автомобильный мост уже построен, и его пуск значительно улучшил транспортное сообщение между населенными пунктами Курчатовского района. Кроме того, в этом году будут проведены реконструкция и ремонт пяти автомобильных дорог общей протяженностью 17,5 км, необходимых для строительства станции замещения. Эти и другие вопросы находятся на постоянном контроле оперативного штаба по сооружению Курской АЭС-2.

Строительство станции замещения подтверждает репутацию «Росатома» и «Росэнергоатома » как важнейших инвестиционных доноров в регионах своего присутствия и конкретно в Курской области. С 2013 года и по настоящее время на объекте освоено порядка 13 млрд. рублей.

Курская АЭС-2 – флагманский проект атомной отрасли страны. Это экспортный продукт нашей страны, свидетельство ее высокого научного и технологического развития. Новые блоки – более мощные, в них использованы новейшие технологии безопасности и эффективности. Они придут на смену действующим энергоблокам Курской АЭС и будут работать практически до конца ХХI века.

Блоки ВВЭР-ТОИ предназначены, в том числе, и для строительства за рубежом. Росатом имеет самую крупную в мире программу строительства АЭС и чтобы заключить контракты с потенциальными зарубежными заказчиками, необходимо в короткие сроки ввести в эксплуатацию такой же реактор внутри страны. Это и запланировано на Курской АЭС-2.

План 2017 года по освоению капитальных вложений - 16,5 млрд. рублей, в следующем предстоят расходы в размере порядка 22 миллиардов. Самые большие средства заложены на 2019 и 2021 годы - по 37 млрд. рублей.

Справка.

Курская АЭС-2 – станция замещения выбывающих из эксплуатации энергоблоков ныне действующей Курской атомной станции. Ввод в эксплуатацию двух первых энергоблоков АЭС-2 . с новым типом реактора ВВЭР-ТОИ планируется синхронизировать с выводом из эксплуатации энергоблоков № 1 и № 2 действующей атомной станции.

ВВЭР-ТОИ (типовой оптимизированный и информатизированный энергоблок технологии ВВЭР) отвечает современным российским и международным требованиям безопасности, обладает более длительным сроком службы и большей установленной мощностью по сравнению с реакторами действующей АЭС.

Застройщик - технический заказчик объекта – АО «Концерн Росэнергоатом». Генеральный проектировщик и генподрядчик – АО ИК «АСЭ».

Вадим Петров

7 (471-31) 5-33-50, 4-18-19

7 (471-31) 4-18-49

Курская атомная станция — филиал ОАО «Концерн Росэнергоатом»(до акционирования ФГУП концерн «Росэнергоатом»).

Курская атомная станция расположена в 40 километрах к западу от города Курска, на берегу реки Сейм. В 3 км от станции находится г. Курчатов.

Решение о строительстве Курской атомной станции было принято в середине 60-х годов. Начало строительства — 1971 год. Необходимость строительства была вызвана быстро развивающимся промышленно-экономическим комплексом Курской Магнитной Аномалии (Старо-Оскольского и Михайловского горно-обогатительных комбинатов и других промышленных предприятий региона). Генеральный проектант: Московковское отделение «Атомэнергопроект». Главный конструктор реактора: Институт НИКИЭТ, г. Москва. Научные руководители: Российский научный центр «Курчатовский институт». Строительство 1-й и 2-й очередей выполнено Управлением строительства Курской атомной станции (ныне ООО «Объединение Курскатомэнергострой»).

Курская атомная станция — станция одноконтурного типа: пар, подаваемый на турбины, образуется непосредственно в реакторе при кипении проходящего через него теплоносителя. В качестве теплоносителя используется обычная очищенная вода, циркулирующая по замкнутому контуру. Для охлаждения отработавшего пара в конденсаторах турбин используется вода пруда-охладителя. Площадь зеркала водоема — 21,5 км 2.

В составе двух действующих очередей Курской атомной станции эксплуатируются 4 энергоблока РБМК-1000 (1-4 энергоблоки), строится 3-я очередь.

Установленная мощность каждого энергоблока 1 000 МВт (электрических). Энергоблоки сданы в эксплуатацию:

  • 1-й энергоблок — в 1976 году,
  • 2-й — в 1979 году,
  • 3-й — в 1983 году,
  • 4-й — в 1985 году.

Курская атомная станция входит в первую тройку равных по мощности атомных станций страны.

Курская атомная станция является важнейшим узлом Единой энергетической системы России. Основной потребитель — энергосистема «Центр», которая охватывает 19 областей ЦФО. Доля Курской атомной станции в установленной мощности всех электростанций Черноземья составляет 52%. Она обеспечивает электроэнергией 90% промышленных предприятий Курской области.

: Когда мне предложили съездить на Курскую АЭС, я особо не раздумывал. Если случится феерический провал, как на Балаковской, то у меня будут очередные черные картинки, а уж текст-то я напишу:). Если не случится - то у меня будет просто хороший материал. Получилось второе.

Курская атомная станция расположена в 40 километрах к западу от города Курска, на берегу реки Сейм. В 3 км от нее находится г. Курчатов. Решение о строительстве станции было принято в середине 60-х годов. Начало строительства - 1971 год. Необходимость в энергетических мощностях была вызвана быстро развивающимся промышленно-экономическим комплексом Курской Магнитной Аномалии.

Курская АЭС - станция одноконтурного типа: пар, подаваемый на турбины, образуется непосредственно в реакторе при кипении проходящего через него теплоносителя. В качестве теплоносителя используется обычная очищенная вода, циркулирующая по замкнутому контуру. Для охлаждения отработавшего пара в конденсаторах турбин используется вода пруда-охладителя. Площадь зеркала водоема - 21,5 кв. км.

(Всего 33 фото)

Спонсор поста: Цена КАСКО - Калькулятор КАСКО онлайн: только выгодное страхование!

2. По всем помещениям станции развешана система сигнализации с комплексом датчиков. Если говорить кратко, то зеленый означает, что все хорошо. Желтый - надо тикать. Красный - в общем, никуда спешить уже не надо. На самом деле, это три уровня излучения, и на каждый уровень есть свои действия и правила.

3. Штаб ГО расположен в убежище № 1.

4. Е... лук, простите, автопортрет в униформе, которую нам выдали. Мы разделись, опять же, простите, до трусов, оставив при себе самое главное: паспорт и фотоаппарат.

6. Разгрузочно-загрузочная машина, предназначенная для перегрузки топлива. Процесс может происходить как на остановленном реакторе, так и на работающем.

7. До аварии на Чернобыльской АЭС в СССР существовали обширные планы строительства реакторов РБМК, однако после аварии планы по сооружению этих энергоблоков на новых площадках были свернуты. После 1986 года были введены в эксплуатацию два реактора РБМК: РБМК-1000 Смоленской АЭС (1990 год) и РБМК-1500 Игналинской АЭС (1987 год) (станция находится в Литве и сейчас полностью выведена из эксплуатации). Ещё один реактор РБМК-1000 5-го блока Курской АЭС находится в стадии достройки. На действующих реакторах была проведена комплексная реконструкция и модернизация, существенно повысив их безопасность.

8. Центральный зал предназначен для размещения комплексов систем, транспортно-технологического оборудования и сооружений по сборке и хранению свежего топлива, по перегрузке и хранению отработанного топлива, по ремонту и замене реакторного оборудования. В центральном зале размещается оборудование и технологические системы: Плато реактора, закрытое сборками; Бассейны выдержки (БВ) отработанного топлива и отработанных технологических каналов; Разгрузочно-загрузочная машина (РЗМ); Балкон со стендом развески свежего топлива; Кран ЦЗ и консольно-передвижной кран; Тренажёрный стенд; Узел дезактивации подвесок тепловыделяющих сборок (ТВС) и т.д.

9. В каждом центральном зале расположены два бассейна выдержки отработавшего ядерного топлива. Каждый БВ заполнен водой для охлаждения ОТВС и биологической защиты персонала. Это традиционный кадр свечения топливного стержня под водой.

10. Мы все фотографируем дырку, в которую чуть было не провалился Энигма. Он наступил на очередную металлическую фиговину, которая закрывает бассейн. А крышка сделала кульбит и улетела в черно-синию глубину. Энигма остался наверху, слегка удивленный. После этого мы быстренько покинули крышу бассейна выдержки.

11. Один из многочисленных залов управления.

12. Дозиметры.

13. Диспетчерская ОРУ.

14. Цитирую: «Каждый энергетический блок Курской АЭС оснащен двумя турбинами К-500-65/3000-2 с генераторами мощностью 500 МВт каждый. Турбины одновальные, двухпоточные: один цилиндр высокого давления (ЦВД) и четыре цилиндра низкого давления (ЦНД). Между ЦВД и ЦНД установлен сепаратор-пароперегреватель (СПП). Генераторы трехфазные, с водяным и водородным охлаждением. Турбогенераторы блочно подключены к открытой электроподстанции. Энергия на собственные нужды АЭС поступает от трансформатора собственных нужд».

15. Огромный машинный зал, общий для всех четырех энергоблоков.

17. Грибная поляна - электромоторы для автоматического привода всевозможных задвижек.

18. Снимать можно было только в залах или в комнатах. На время прохода по коридорам нас просили закрывать объективы крышками. Если у кого-то её не было или была мыльница, то камеру забирал сотрудник охраны и отдавал в следующем зале, где можно снимать.

19. Блочный щит управления.

21. Наш сопровождающий - Зубов Василий Иванович. Он может часами рассказывать о станции. Только успевай спрашивать.

23. Выход. Все чистые - горит зеленый сигнал.

24. Брызгательный бассейн на фоне энергоблоков. Бассейн служит для охлаждения воды, которая циркулирует в системе охлаждения дизелей. Чтобы бассейн не зарастал, в нем разводят рыбу: сом, белый амур и японский карп.

25. Энергоблок № 5 Курской АЭС - это блок третьего поколения с наиболее совершенными ядерно-физическими характеристиками, оснащенный надежными системами управления и защиты. Его строительство началось 1 декабря 1985 года, после 90-х оно продолжалось с перерывами и в середине 2000-х было окончательно остановлено, несмотря на то, что энергоблок уже имел высокую степень готовности - оборудование реакторного цеха смонтировано на 70%, основное оборудование реактора РБМК - на 95%, турбинного цеха - на 90%. В марте 2011 года стало известно, что ввод 5-го энергоблока Курской АЭС может потребовать 3,5 года и 45 миллиардов рублей без НДС в ценах 2009 года, и что окончательное решение о продолжении строительства будет принято в 2012 году. Также рассматривается вариант использования нового реактора ВВЭР-1200 на 5-м энергоблоке, что, по сути, потребует полного изменения проекта.