Самолет су 39 технические характеристики. Военное обозрение и политика

И сняли с вооружения его поршневых предшественников, составлявших 30% самолетного парка советских ВВС в годы Великой Отечественной войны. В эпоху всеобщего увлечения заоблачными высотами и сверхзвуковыми скоростями дозвуковой бронированный штурмовик с обычным вооружением, с точки зрения стратегов ракетно-ядерной войны, выглядел анахронизмом.

Локальные войны 1960-х годов выявили ошибочность взглядов на применение фронтовой авиации для поддержки боевых действий сухопутных войск только ядерным оружием, а также необходимость существенного повышения боевой живучести и боевой эффективности тактических самолетов в условиях интенсивного огневого противодействия ПВО противника. Частично задачу решили путем доработок и вооружения тактическими управляемыми ракетами класса «воздух-поверхность» существующего парка самолетов.

Однако кардинально решить эту проблему мог специализированный самолет-штурмовик. К созданию такой машины в 1968 году в инициативном порядке приступило ОКБ П.О.Сухого . Предшествующий опыт ОКБ по разработке истребителей-бомбардировщиков семейства Су-7Б и Су-17 позволял оценить достоинства и недостатки самолетов этого класса и четко сформировать концепцию перспективного штурмовика для эффективной авиационной поддержки сухопутных войск.

В основу концепции будущего Су-25 легло существенное повышение боевой живучести самолета, применение разнообразного вооружения, позволяющего в простых метеоусловиях эффективно поражать все виды боевой техники и живую силу противника, а также технологичность в производстве и эксплуатации с учетом использования машины летчиками средней квалификации.

Разработчики Су-25 стремились максимально использовать оружие и комплектующие, находившиеся на вооружении или разрабатывавшиеся для фронтовой авиации по другим программам. По мере создания машины конкретизировался круг задач, решаемых штурмовиком в условиях современной войны.

В середине 1970-х годов на вооружение отечественных ВВС поступили вертолетные противотанковые ракетные комплексы. Учитывая важность танков в ударной мощи сухопутных войск, ОКБ П.О.Сухого приступило к созданию на базе Су-25 авиационного противотанкового комплекса с использованием управляемого оружия.

Применение Су-25 в афганской войне не только подтвердило правильность выбранной концепции штурмовика, но и ускорило проектирование его круглосуточного варианта Су-25Т с противотанковым ракетным оружием.

Сложность пилотирования самолета в любых метеоусловиях, днем и ночью на малых высотах и при этом необходимость прямого попадания ПТУР в малоразмерные подвижные бронированные цели повлияли на выбор двухместной компоновки Су-25Т: летчик и оператор, как у боевых вертолетов, оснащенных ПТРК с радиокомандной системой наведения. За основу приняли компоновку находившейся в разработке «спарки» Су-25УБ .

В планер и самолетные системы внесли существенные изменения, отвечавшие возросшим требованиям к живучести и эксплуатационной технологичности. Такой подход к разработке Су-25Т обеспечил конструктивную преемственность с Су-25УБ 85-90%.

При выборе противотанкового оружия предпочтение отдали ПТРК «Вихрь» с дальностью пуска, учитывающей возросшие возможности ПВО сухопутных войск вероятного противника и с лазерно-лучевой системой наведения. Самолет стал одноместным, а заднюю кабину использовали для размещения нового оборудования и дополнительного запаса топлива.

Круглосуточность и автоматизация боевого применения, расширенный состав управляемого высокоточного вооружения, бортовые средства разведки, целеуказания и радиоэлектронной борьбы — именно эти направления стали приоритетными для ОКБ Сухого в наращивании боевых возможностей штурмовика.

Проектирование Су-25Т закончили в 1982 году и в следующем году ОКБ начало постройку его первого прототипа, используя незавершенный первый летный экземпляр Су-25УБ.

В июне 1984 года прототип Су-25Т (Т-8М) перевезли на летно-испытательную станцию в Жуковский, где 17 августа летчик-испытатель ОКБ А.Н.Исаков впервые поднял его в воздух. В 1985-м и 1986-м годах к испытаниям подключили второй и третий прототипы. Из-за трудностей с отработкой прицельно-пилотажного комплекса с дневной оптико-электронной прицельной системой (ОЭПС) «Шквал» и ПТРК «Вихрь» заводские испытания затянулись и их пришлось совмещать с первым этапом госиспытаний, завершившимся в конце 1990 года.

Штурмовиком Су-25Т планировали постепенно заменить в производстве Су-25 на Тбилисском авиационном производственном объединении им. Г.Димитрова, куда передали конструкторскую документацию.

Первый серийный Су-25Т облетал в июле 1990 года заводской летчик-испытатель Коростиев. До лета 1991 года в Тбилиси изготовили установочную партию модернизированных штурмовиков, большая часть которых предназначалась для продолжения испытаний.

Впервые публично самолет продемонстрировали в ноябре 1991 года на международной выставке в Дубай, под обозначением Су-25ТК (противотанковый, коммерческий). Одно время эта модификация называлась Су-34 «Strike Shield».

Для эффективной работы в условиях рыночной экономики в ноябре 1992 года в ОКБ им.П.О.Сухого организовали Научно-производственный концерн «Штурмовики Сухого» во главе с главным конструктором самолета В.П.Бабаком. В состав концерна вошли 47 предприятий, связанных с разработкой, производством и реализацией штурмовика Су-25. Производство Су-25Т и его усовершенствованных вариантов организовали на авиационном заводе в Улан-Удэ, производившем до этого Су-25УБ.

В 1993 году успешно завершились госиспытания Су-25Т, принятого на вооружение российских ВВС. В последующие годы концерн откорректировал первоначальную концепцию круглосуточного штурмовика с высокоточным оружием. Это было связано с выходом на международный рынок, где в мирное время узкоспециализированный боевой самолет, каким является Су-25Т, по карману только мощным ВВС, когда экономически оправдана эксплуатация многочисленного и разнотипного самолетного парка. При ограниченном финансировании и стабильной региональной политической обстановке предпочтение отдается модернизации имеющейся в наличии военной техники.

С учетом этих обстоятельств в 1995 году модернизировали штурмовик в вариант Су-25ТМ, расширив его функциональные возможности. Его экспортный вариант известен как Су-39.

При модификации самолет оснастили современным многофункциональным радиолокационным прицельным комплексом (РЛПК) «Копье-25» трехсантиметрового диапазона и усовершенствованной ОЭПС «Шквал-М». Расширение диапазона боевого использования Су-25ТМ позволило говорить о нем как о многофункциональном всепогодном тактическом самолете.

Используя имеющийся производственный задел по «спарке», в Улан-Удэ изготовили четыре опытных Су-25ТМ — вот когда пришлась ко двору, при нынешней экономической ситуации, высокая степень унификации самолетов. Первую из них представили в августе 1995 года на МАКС-95 в Жуковском с макетом РЛПК «Копье-25».

Четыре года спустя на второй машине состыковали ракетное вооружение и бортовую систему управления оружием, приступив к летным испытания РЛПК «Копье-25».

В августе 1997 года к нему присоединился третий прототип. К настоящему времени Су-25ТМ проходит заключительный этап госиспытаний и готовится к принятию на вооружение.

Пилот Су-25ТМ размещается в цельносварной кабине из авиационной титановой брони АБВТ-20, но общая ее масса, по сравнению с предшественником, уменьшена на 153 кг или на 25%. Одновременно практически на столько же, возросла масса пенополиуретана и быстро-набухающего наружного протектора топливных баков увеличенной емкости. Заполнение смежных с топливными баками отсеков эластичными пористыми материалами препятствует импульсному выплескиванию топлива через пробоины от снарядов и их осколков, предотвращая пожар. Зазоры между топливными баками и каналами воздухозаборников практически исключают возникновение пожара от попадания топлива на вход в двигатель. Усилены также конструкция центральной части фюзеляжа, магистрали топливной системы и тяги системы управления.

Для снижения заметности над полем боя в оптическом диапазоне самолет имеет специальную окраску, а радиопоглощающее покрытие уменьшает ЭПР при облучении РЛС.

Защита самолета, когда пилот не в состоянии обнаружить пуск ракете ТГСН, осуществляется установленной у основания киля станцией оптико-электронных помех «Сухогруз». Цезиевая лампа мощностью 6000 вт создает амплитудно-модулированные помехи ракетам, уводя их в сторону. Не забыто и традиционное средство — программный отстрел ложных тепловых целей. В устройстве выброса УВ-26 -192 помеховых патрона.

Снижению заметности Су-25ТМ способствует установка бесфорсажного ТРД с нерегулируемым соплом Р-195 и уменьшенной в несколько раз ИК-сигнатурой сопла. Это достигнуто за счет увеличенного центрального тела и профилирования жаровой трубы, исключающей прямую видимость лопаток турбины, а также снижением температуры выхлопных газов подводимым атмосферным воздухом.

Важный компонент в повышении боевой живучести всех самолетов — применение средств РЭБ, повышающих вероятность преодоления ПВО противника. Основа информационной системы комплекса РЭБ «Иртыш» самолета Су-25ТМ — станция радиотехнической разведки (СРТР), способная пеленговать все существующие РЛС обнаружения и управления огнем. При подготовке к вылету возможно программирование поиска РЛС с установлением их приоритета. Информация об облучении самолета выводится на индикатор в кабине пилота, с указанием направления на его источник.

Располагая информацией СРТР, летчик, в зависимости от боевой задачи может обойти зону поражения ЗРК, нанести удар по РЛС ракетами, поставить активные радиотехнические помехи станцией «Гордения», или произвести программный отстрел ложных целей для уклонения от УР с радиолокационными головками самонаведения.

Два малогабаритных контейнера со станцией «Гордения», установленные на внешних подкрыльевых точках подвески, создают уводящие, шумовые, мерцающие и перенацеливаемые на подстилающую поверхность помехи.

В гермокабине летчика автоматически поддерживается на большой высоте избыточное давление 0,25 кг/см. Это позволяет улучшить условия его работы и поднять высоту полета до 10 км для увеличения перегоночной дальности, боевого радиуса действия и дальности обнаружения радиоконтрастных целей.

Для выхода в заданный район, обнаружения и классификации цели летчику поможет обновленный состав бортового оборудования. В навигационный комплекс самолета включена радиотехническая система дальней навигации (РСДН), работающая как с наземной отечественной станцией «Чайка», так и международной «Лоран-С». При этом, точность определения координат самолета с использованием РСДН повышается до 100 м. Возможен также автономный полет с использованием инерциальной системы навигации с оптической и радиолокационной коррекцией. Оснащение самолета блоком А-735 аппаратуры спутниковой навигации позволяет работать с системами «Ураган», NAVSTAR или GLONASS и уменьшить погрешности определения координат до 15 м вне зависимости от дальности полета.

Для снижения психофизических нагрузок на летчика процесс выполнения боевой задачи самолетом Су-25ТМ максимально автоматизирован. Установленная на нем система автоматического управления САУ-8 обеспечивает в любых метеоусловиях, днем и ночью высокоточное автоматическое и директорное управление при наведении на цель в полете по запрограммированному маршруту, выход в заданный район, повторный заход на цель, возврат и заход на посадку На заданный аэродром.

Для круглосуточного применения оружия на самолете установлен прицельный комплекс И-251, обеспечивающий распознавание, автоматическое сопровождение малоразмерных и движущихся целей, выдачу целеуказания (ЦУ) и автоматическое наведение УР, а также управление стрельбой НАРами и из пушек.

В удлиненной и расширенной носовой части фюзеляжа размещена ОЭПС «Шквал-М», изображение с которой поступает на телевизионный индикатор. При подлете к цели, на расстоянии 10-12 км ОЭПС начинает работу в режиме сканирования. В зависимости от высоты полета «Шквал» просматривает полосу местности шириной от 500 м до 2 км. Наблюдая результаты ракетного пуска и стрельбы пушечной установки на телеэкране, летчик, при необходимости, может в автоматическом режиме выполнить повторный заход и выход из атаки.

Система «Шквал-М» позволяет распознавать, например, отдельно стоящий дом на удалении до 15 км, а танк — до 8-10 км. Выбранная пилотом цель берется на автосопровождение с запоминанием образа телевизионным автоматом, входящим в состав ОЭПС. Система при любых пространственных маневрах удерживает цель на сопровождении, с одновременным точным определением дальности до нее. Это способствует прямому попаданию УР, а точность применения неуправляемого вооружения, включая свободно падающие авиабомбы, повышается в несколько раз.

ОЭПС позволяет обнаруживать цели, подсвеченные наземными авианаводчиками и атаковать их в автоматическом режиме. Это особенно важно на линии боевого соприкосновения для исключения возможности нанесения удара по своим войскам.

Су-25ТМ для эффективного выполнения боевой задачи располагает внушительным арсеналом, включающим пушечное, бомбовое, неуправляемое и управляемое ракетное вооружение. В их числе — встроенная установка ВПУ-17А на ННПУ-8М с пушкой ГШ-30-2 калибра 30 мм и боекомплектом 200 патронов. Смещение установки под среднюю часть фюзеляжа и более жесткое ее крепление позволили снизить нагрузки при стрельбе на аппаратуру прицельного комплекса и уменьшение влияния пороховых газов при стрельбе на устойчивость работы двигателей.

Пушечное вооружение штурмовика можно усилить двумя съемными подвижными установками СППУ-687 с пушкой ГШ-301 калибра 30 мм с боекомплектом 150 патронов, подвешиваемыми под крылом.

Известно, что доля высокоточного оружия класса «воздух-поверхность» в общем количестве боеприпасов возросла с 2% во вьетнамской войне до 7% в операции «Буря в пустыне».

Такое оружие стоит очень дорого. Согласно расчетам, стоимость выполнения боевой задачи по выводу из строя бетонированной ВПП на аэродроме тактической авиации с применением высокоточных авиабомб в 10-12 раз выше, чем в случае применения обычных средств поражения. Вдобавок, оно не является всепогодным. Главным образом, из-за этого во время боевых действий в Чечне до 13 марта 1995 года с самолетов только 35 раз применяли высокоточное оружие, или 2,3% от общего количества самолето-вылетов.

Сегодня ВВС России делают ставку на комбинированное применение неуправляемых и высокоточных авиационных средств поражения, используя высокоточные боеприпасы только по наиболее важным объектам противника.

В арсенале Су-25ТМ для этой цели имеются относительно недорогие и эффективные корректируемые авиабомбы (КАБ), предназначенных для поражения различных наземных и надводных целей.

В частности, КАБ-500Кр калибр 500 кг с проникающей боевой частью (БЧ) — с телевизионной и КАБ-500Л — с лазерной ГСН предназначены для поражения особо прочных стационарных Наземных целей: мостов, пунктов управления, фортификационных сооружений, а также ракетных пусковых установок на стартовой позиции, кораблей в порту.

Первая из них обеспечивает захват цели на дальности до 7 км в отличие от аналогичной американской бомбы AGM-62 «Walleye», наводящейся только на оптически контрастные цели. После сброса с носителя бомба полностью автономна и наводится на цель с отклонением менее 3 м. БЧ КАБ-500Кр пробивает железобетонную преграду толщиной до 1,5 м и проникает в грунт средней плотности на глубину до 10 м. Эффективное боевое применение КАБ-500Кр не вызывает затруднений даже у молодых летчиков.

Высокоточное оружие с полуактивной лазерной системой наведения является наиболее распространенным и обеспечивает круглосуточное поражение целей с точностью до 4-6 м. При этом лазерная подсветка цели может производиться носителем оружия, специальным самолетом или наземной станцией. Кроме бомбы КАБ-500Л, Су-25ТМ может использовать УР «воздух-поверхность» Х-25МЛ с 90-кг фугасной БЧ, X-29Л с 320-кг проникающей БЧ и С-25Л с осколочно-фугасной БЧ массой 155 кг.

Не забыто и традиционное оружие штурмовой авиации: неуправляемые реактивные снаряды калибра от 57 до 266 мм; авиабомбы калибра до 500 кг в различных вариантах общим весом до 4 т, спецгрузы, зажигательные баки ЗБ-500ШМ и ЗБ-500ГД, а также разовые бомбовые кассеты РБК-250, РБК-500 и контейнеры малогабаритных грузов КМГУ (БКФ) с противотанковыми бомбами ПТАБ-М и ПТАБ-2.5КО.

Основным средством поражения малоразмерных и сильнобронированных целей является противотанковый комплекс «Вихрь» со сверхзвуковыми ПТУР -высокоточным оружием, способным поражать самые современные зарубежные танки с толщиной брони до 1000 мм на дальностях от 500 м до 10 км. При этом вероятность поражения такой цели одной ракетой — 0,8.

Для нанесения авиаударов ночью и при слабой освещенности в состав прицельного комплекса входит контейнерная низкоуровневая телевизионная прицельная системы «Меркурий». Она обнаруживает и распознает цели типа танк при свете Луны, в ее первой четверти — на дальности до 3 км. Этого достаточно для применения любого оружия. Крупная цель типа железнодорожный мост распознается в этих условиях на дальности до 6-8 км.

РЛПК «Копье-25» обеспечивает всепо-годность обнаружения и предварительное целеуказание в различных режимах, в том числе и картографирования, значительно расширяя круг боевых задач, решаемых Су-25ТМ. Для этого используется щелевая антенная решетка диаметром 500 мм.

«Копье-25» позволяет применять тактические противокорабельные ракеты: сверхзвуковую Х-31А с активной радиолокационной ГСН и дозвуковую Х-35 с комбинированной системой наведения (инерциальная + АРГСН). Су-25ТМ может нести четыре таких ПКР. Звено штурмовиков представляет реальную угрозу тактической группе надводных кораблей и может атаковать эсминец типа «Спрюэнс» водоизмещением 7800 т, не входя в зону действия его огневых средств ПВО.

Не менее опасен Су-25ТМ и в воздушной схватке. «Копье-25» обнаруживает воздушные цели типа истребитель с ЭПР 5 кв.м на встречных курсах на расстоянии до 57 км, на догонных — на 25 км, сопровождает одновременно до 10 и обстреливает до двух целей. Всеракурсные ракеты «воздух-воздух» РВВ-АЕ с комбинированной системой наведения позволяют на равных вести воздушный бой на средних дистанциях с истребителями, вооруженными ракетами «Сперроу» и «AMRA-AM».

И в ближнем воздушном бою штурмовик не «подарок» для противника.

Су-25ТМ на авиасалоне.

Су-25ТМ на авиасалоне.

Су-25ТМ на авиасалоне.

Су-25ТМ. Вид спереди.

Штурмовая авиация России, как и вся другая авиация, нуждается в новых машинах. И уникальный, новейший штурмовик Су-39, как нельзя кстати, необходим нашей армии…

Су-39 является глубоко модернизированной версией превосходно показавшего себя штурмовика Су-25. Однако с учётом опыта войны в Афганистане выяснилось, что Су-25 требует дополнительного бронирования жизненно важных агрегатов и топливной системы.

Поэтому в январе 1986 года по решению Военно-промышленной комиссии при Совете министров СССР начались работы над новым самолётом, способным действовать в любое время суток, получивший обозначение Су-25ТМ (в дальнейшем Су-39). На новую машину предусматривались установка нового бортового электронного оборудования и расширенного ассортимента вооружения. От разрабатываемого самолёта требовалось надёжное преодоление ПВО противника, а также возможность полёта на малой высоте с огибанием рельефа местности.

Казалось, Су-39 обеспечено блестящее будущее. Производство нового штурмовика даже освоили на Улан-Удэнском авиазаводе в 1993 году. Однако у ельцинского бюджета на «оборонку» денег не было, шли «лихие девяностые»… А Су-25-е продолжали (и продолжают) устаревать. А с 1995 года и до наших дней было выпущено… ВСЕГО ЛИШЬ ЧЕТЫРЕ НОВЫХ САМОЛЁТА!

Су-39 - ПОИСТИНЕ УНИКАЛЬНЫЙ ШТУРМОВИК. Если для Су-25 доминирующей задачей была борьба с танками, то новая машина имеет новое вооружение, позволяющее УСПЕШНО БОРОТЬСЯ с кораблями в прибрежных районах, а с учётом боёв с пакистанскими истребителями F-16 Су-39 способен вести воздушный бой с применением ракет «воздух-воздух» Р-73, Р-27 и Р-77. Но и это ещё не всё. Новый Су-39 имеет ЦЕЛЫЙ РЯД НОВШЕСТВ:

— Пилот Су-39 размещается в цельносварной кабине из авиационной титановой брони, но общая ее масса, по сравнению с предшественником, уменьшена на 153 кг или на 25%. Одновременно практически на столько же, возросла масса пенополиуретана и быстро-набухающего наружного протектора топливных баков увеличенной емкости. Заполнение смежных с топливными баками отсеков эластичными пористыми материалами препятствует импульсному выплескиванию топлива через пробоины от снарядов и их осколков, предотвращая пожар. Зазоры между топливными баками и каналами воздухозаборников практически исключают возникновение пожара от попадания топлива на вход в двигатель. Усилены также конструкция центральной части фюзеляжа, магистрали топливной системы и тяги системы управления;

— Для снижения заметности над полем боя в оптическом диапазоне самолет имеет специальную окраску, а радиопоглощающее покрытие уменьшает ЭПР при облучении РЛС;

— Защита самолета, когда пилот не в состоянии обнаружить пуск ракеты, осуществляется установленной у основания киля станцией оптико-электронных помех «Сухогруз». Цезиевая лампа мощностью 6000 Вт создает амплитудно-модулированные помехи ракетам, уводя их в сторону. Не забыто и традиционное средство - программный отстрел ложных тепловых целей. В устройстве выброса - 192 помеховых патрона;

— Снижению заметности Су-39 способствует установка бесфорсажного ТРД с нерегулируемым соплом и уменьшенной в несколько раз ИК-сигнатурой сопла. Это достигнуто за счет увеличенного центрального тела и профилирования жаровой трубы, исключающей прямую видимость лопаток турбины, а также снижением температуры выхлопных газов подводимым атмосферным воздухом;

Новая РЛС «Копьё-25» обеспечивает всепогодность обнаружения и предварительное целеуказание в различных режимах, в том числе и картографирования, значительно расширяя круг боевых задач, решаемых Су-39. Для этого используется щелевая антенная решетка диаметром 500 мм.

«Копье-25» позволяет применять тактические противокорабельные ракеты: сверхзвуковую Х-31А с активной радиолокационной ГСН и дозвуковую Х-35 с комбинированной системой наведения. Су-39 может нести четыре таких ПКР. Звено штурмовиков представляет реальную угрозу тактической группе надводных кораблей и может атаковать эсминцы типа «Спрюэнс» водоизмещением 7800 тонн, не входя в зону действия его огневых средств ПВО.

Штурмовая авиация России, как и вся другая авиация, нуждается в новых машинах. И уникальный, новейший штурмовик Су-39, как нельзя кстати, необходим нашей армии...

Су-39 является глубоко модернизированной версией превосходно показавшего себя штурмовика Су-25. Однако с учётом опыта войны в Афганистане выяснилось, что Су-25 требует дополнительного бронирования жизненно важных агрегатов и топливной системы. Поэтому в январе 1986 года по решению Военно-промышленной комиссии при Совете министров СССР начались работы над новым самолётом, способным действовать в любое время суток, получивший обозначение Су-25ТМ (в дальнейшем Су-39). На новую машину предусматривались установка нового бортового электронного оборудования и расширенного ассортимента вооружения. От разрабатываемого самолёта требовалось надёжное преодоление ПВО противника, а также возможность полёта на малой высоте с огибанием рельефа местности.

Казалось, Су-39 обеспечено блестящее будущее. Производство нового штурмовика даже освоили на Улан-Удэнском авиазаводе в 1993 году. Однако у ельцинского бюджета на «оборонку» денег не было, шли «лихие девяностые»... А Су-25-е продолжали (и продолжают) устаревать. А с 1995 года и до наших дней было выпущено... ВСЕГО ЛИШЬ ЧЕТЫРЕ НОВЫХ САМОЛЁТА!

Су-39 – ПОИСТИНЕ УНИКАЛЬНЫЙ ШТУРМОВИК .

Если для Су-25 доминирующей задачей была борьба с танками, то новая машина имеет новое вооружение, позволяющее УСПЕШНО БОРОТЬСЯ с кораблями в прибрежных районах, а с учётом боёв с пакистанскими истребителями F-16 Су-39 способен вести воздушный бой с применением ракет «воздух-воздух» Р-73, Р-27 и Р-77.

Но и это ещё не всё. Новый Су-39 имеет ЦЕЛЫЙ РЯД НОВШЕСТВ: пилот Су-39 размещается в цельносварной кабине из авиационной титановой брони, но общая ее масса, по сравнению с предшественником, уменьшена на 153 кг или на 25%. Одновременно практически настолько же, возросла масса пенополиуретана и быстро-набухающего наружного протектора топливных баков увеличенной емкости. Заполнение смежных с топливными баками отсеков эластичными пористыми материалами препятствует импульсному выплескиванию топлива через пробоины от снарядов и их осколков, предотвращая пожар. Зазоры между топливными баками и каналами воздухозаборников практически исключают возникновение пожара от попадания топлива на вход в двигатель. Усилены также конструкция центральной части фюзеляжа, магистрали топливной системы и тяги системы управления.

Для снижения заметности над полем боя в оптическом диапазоне самолет имеет специальную окраску, а радиопоглощающее покрытие уменьшает ЭПР при облучении РЛС.

Защита самолета, когда пилот не в состоянии обнаружить пуск ракеты, осуществляется установленной у основания киля станцией оптико-электронных помех «Сухогруз». Цезиевая лампа мощностью 6000 Вт создает амплитудно-модулированные помехи ракетам, уводя их в сторону. Не забыто и традиционное средство – программный отстрел ложных тепловых целей. В устройстве выброса – 192 помеховых патрона;

Снижению заметности Су-39 способствует установка бесфорсажного ТРД с нерегулируемым соплом и уменьшенной в несколько раз ИК-сигнатурой сопла. Это достигнуто за счет увеличенного центрального тела и профилирования жаровой трубы, исключающей прямую видимость лопаток турбины, а также снижением температуры выхлопных газов подводимым атмосферным воздухом.

Новая РЛС «Копьё-25» обеспечивает всепогодность обнаружения и предварительное целеуказание в различных режимах, в том числе и картографирования, значительно расширяя круг боевых задач, решаемых Су-39. Для этого используется щелевая антенная решетка диаметром 500 мм.

«Копье-25» позволяет применять тактические противокорабельные ракеты: сверхзвуковую Х-31А с активной радиолокационной ГСН и дозвуковую Х-35 с комбинированной системой наведения. Су-39 может нести четыре таких ПКР. Звено штурмовиков представляет реальную угрозу тактической группе надводных кораблей и может атаковать эсминцы типа «Спрюэнс» водоизмещением 7800 тонн, не входя в зону действия его огневых средств ПВО.

Также новая РЛС обнаруживает воздушные цели типа «истребитель» на встречных курсах на расстоянии до 57 км, на догонных – на 25 км, сопровождает одновременно 10 и обстреливает две цели.

Для поражения наиболее опасных целей Су-39 оснащён 16 ракетами «Вихрь» с дальностью пуска до 10 км, и ГОРЕ тому, кто попадёт под удар таких ракет!

Обретя качества многоцелевого самолета, Су-39 сохранил за собой репутацию высокоэффективного штурмовика, который сметёт огненным вихрем и банды боевиков, и морские эскадры НАТО. А в наши нелёгкие годы штурмовики нужны нашей стране как воздух...

Штурмовик Су-39 (Су-25ТМ, заводской индекс Т-8ТМ) является глубокой модернизацией отлично себя зарекомендовавшего предшественника – Су-25. Работы над новым самолетом начались еще в январе 1986 года. Тогда по решению ВПК при Совете министров СССР были начаты работы по созданию модификации Су-25Т (противотанковый вариант, вооруженный ракетами «Вихрь») способного действовать в любое время суток. На новый самолет планировалось установить новое БРЭО и использовать расширенную номенклатуру вооружений. От нового штурмовика требовалось эффективное применение в зоне нахождения цели и надежное преодоление ПВО вероятного противника, а также возможность совершения полета на малых высотах с огибанием рельефа местности.

Свой первый полет предсерийный штурмовик Т8ТМ-3 выполнил 15 августа 1995 года. С этого же года машина начинает официально именоваться как Су-39. В настоящее время построено 4 самолета данной модификации, при этом Су-39 по-прежнему продолжает проходить серию госиспытаний. По мнению аналитиков, в ближайшее время основной задачей авиации обороняющейся стороны станет поражение ударных бронетанковых соединений страны агрессора или, по крайней мере, задержка темпов их продвижения вглубь национальной территории, для того чтобы дать возможность сухопутным войскам провести перегруппировку и организовать активные ответные действия. Современный российский штурмовик Су-39 может решить такую задачу в радиусе 900 км.


Конструкция штурмовика Су-39, в целом, была идентична конструкции учебно-боевого самолета Су-25УБ. Только на Су-39 место второго пилота заняли дополнительный мягкий топливный бак, а также расположенный над ним отсек для размещения дополнительного БРЭО. Двуствольная пушечная установка была смещена от оси симметрии самолета вправо на 273 мм. и перенесена под топливный бак, освободившееся под кабиной пространство заняло дополнительное БРЭО. Передняя опора шасси самолета также оказалась смещена – влево от оси симметрии на 222 мм. В хвостовой части фюзеляжа штурмовика разместили еще один дополнительный мягкий топливный бак.

Поскольку Су-39 это дальнейшее развитие «противотанкового» варианта Су-25Т задача по борьбе с бронетехникой для него является важной, но не доминирующей. Предполагается, что новая машина будет в состоянии эффективно поражать корабли в прибрежных зонах, фронтовую и транспортную авиацию противника, средства противовоздушной обороны и объекты инфраструктуры противника. При этом авионика и комплекс вооружения штурмовика подверглись существенной переработке.

Модернизированная машина получила новую РЛС «Копье-25» в специальном подвесном контейнере, что существенно расширило возможности самолета. Так штурмовик Су-39 может вести полноценный воздушный бой с самолетами противника, для этого в его арсенале имеются УР «воздух-воздух» Р-73, Р-27 и Р-77, которые обладают дальностями пуска 20/40, 50/90 и 80/110 км соответственно. Для борьбы с корабельными группировками противника применяются противокорабельные ракеты Х-31А, обладающие дальностью пуска до 110 км. Для борьбы с РЛС противника используются противорадиолокационные ракеты Х-31П и Х-25МПУ. Арсенал средств поражения наземных целей был дополнен высокоточной ракетой «Вихрь».

Штурмовик Су-39 самостоятельно может выявлять цели, выбирать приоритетную и использовать нужный тип оружия. Выбирать у него есть из чего, на 11 узлах подвески (по 5 на каждом из крыльев и 1 под фюзеляжем) можно разместить до 16 ПТУР «Вихрь», до 4-х противорадиолокационных или противокорабельных УР класса «воздух-поверхность», а также широкий спектр УР «воздух-воздух». Помимо этого можно использовать до 8 пусковых блоков со 160-ю неуправляемыми ракетами, а также различного класса авиабомбами и зажигательными баками, до 4-х пушечных подвесных контейнеров. Также в фюзеляж штурмовика встроена двуствольная автоматическая 30-мм пушка ГШ-30.


Использование современного пилотажно-навигационного оборудования сделало штурмовик Су-39 круглосуточным и всепогодным, а также позволяет выполнять полет полностью в автоматическом режиме. Новый штурмовик предназначен для решения 3-х основных задач:
-уничтожение танков, БТР, БМП и САУ противника на поле боя, на марше и местах их скопления перед вводом в бой днем и ночью в сложных метеоусловиях;
-уничтожение морских целей различных классов: десантные баржи, быстроходные катера, фрегаты и эсминцы;
-уничтожение авиации сухопутных войск, тяжелых и ударных военно-транспортных самолетов в воздухе и на земле.

Одним из самых главных инструментов нового штурмовика стали круглосуточный автоматический прицельный комплекс «Шквал» разработки Красногорского завода им. Зверева, а также до 16 ПТУР «Вихрь». Штурмовик Су-39 отличается очень хорошей устойчивостью в полете, что позволяет в связке со «Шквалом» на расстоянии в 10 км. обеспечить точность попадания в цель в 60 см. Учитывая высокую вероятность поражения цели 1 ракетой «Вихрь», одного боезапаса Су-39 достаточно для поражения 14 бронированных целей противника. Для сравнения обычный Су-25 несет до 160 неуправляемых ракет С-8, которые могут поразить лишь 1 танк.

Основное назначение ПТУР «Вихрь» – это уничтожение прямым попаданием современных ОБТ с толщиной брони до 1 метра. Вероятность уничтожения движущегося на местности немецкого танка «Леопард-2» одной ракетой «Вихрь», которая выпушена штурмовиком Су-39 по целеуказанию, полученному от оптико-электронного прицельного комплекса «Шквал», составляет 0,8-0.85. При этом в арсенале штурмовика имеются и куда более тяжелые УР, такие как Х-29Т, Х-29Л и Х-25МЛ.


Особо следует отметить тот факт, что при помощи ПТУР «Вихрь» штурмовик Су-39 может уничтожать бронетехнику противника, находясь вне зоны действия его зенитных средств. При этом сравнительно небольшие величины разрешенной высоты пуска ракеты и минимальной дистанции до цели позволяют использовать «Вихрь» в условиях ограниченной видимости. К примеру, при метеоминимуме 2 км. на 200 м. В условиях современной Европы, когда облачность достаточно часто имеет нижнюю кромку на уровне 200 м., только штурмовик Су-39 может достаточно успешно поражать подвижные бронированные цели противника.

Штурмовик Су-39 в состоянии осуществлять взлет-посадку с боевой нагрузкой на ограниченно подготовленные взлетные полосы с грунтовым покрытием, в том числе расположенные в горной местности на высоте до 3 000 м. над уровнем моря с длиной ВПП 1 200 м. Силовая установка штурмовика включает в себя 2 турбореактивных двигателей Р-195 тягой по 4 500 кгс каждый. Отдельно следует отметить их пониженную инфракрасную заметность. При этом самолет в состоянии взять на борт боевую нагрузку до 4 000 кг.

По такому критерию как стоимость/эффективность Су-39 превосходит французский Мираж-2000-5, американский F-16C, шведский LJAS-39 примерно в 1,4-2,2 раза. Штурмовик может использоваться на дизтопливе без ограничения ресурса двигателей и не требует высококвалифицированного технического обслуживания. Данная машина доступна в освоении военным пилотам любой квалификации.


Живучесть штурмовика Су-39 значительно повышена

Средства боевой живучести штурмовика Су-39 общим весом в 1115 кг. обеспечивают машине практически 100% защиту пилота и всех жизненно важных узлов и агрегатов от поражения огнем стрелково-пушечного оружия калибром до 30-мм, а также возврат и посадку на аэродроме в случае поражения машины ПЗРК типа «Стингер». Достичь этого удалось за счет разнесенной и защищенной фюзеляжем самолета двухдвигательной силовой установки и возможностью продолжить полет на 1 рабочем двигателе. При этом пилот защищен титановой кабиной, которая в состоянии выдержать прямое попадание 30-мм снарядов, а также имеет лобовое бронестекло и броненадголовник.

Помимо этого за живучесть штурмовика отвечает комплекс боевого противодействия «Иртыш», включающий в себя: станцию активных радиотехнических помех «Гардения», станцию обнаружения, пеленгации и идентификации облучающих самолет РЛС, генератор активных ИК-помех «Сухогруз», систему отстрела дипольных отражателей и трассеров. Пусковая установка УВ-26 и ИК-генератор помех вмещают в себя 192 ложные цели ППР-26 (радиолокационная), либо ППИ-26 (тепловая), которые смонтированы в едином блоке, расположенном у основания киля самолета.

Для снижения заметности штурмовика над полем боя в оптическом диапазоне Су-39 обладает специальной окраской, а нанесенное на корпус радиопоглощающее покрытие уменьшает ЭПР самолета при облучении РЛС. Защита штурмовика, когда летчик не в состоянии обнаружить запуск ракет с тепловой головкой наведения, осуществляется смонтированной у основания киля станцией оптико-электронных помех «Сухогруз». Установленная здесь цезиевая лампа мощностью 6 кВт генерирует амплитудно-модулированные помехи ракетам, отводя их в сторону. Не забыто и более традиционное средство – программный отстрел ложных тепловых целей ППИ-26.


Снижению заметности штурмовика способствует силовая установка с бесфорсажными ТРД Р-195 с нерегулируемым соплом и сниженной в несколько раз ИК-сигнатурой сопла. Этого удалось достичь при помощи профилирования жаровой трубы и увеличенного центрального тела, что исключает прямую видимость лопаток турбины. Также заметность самолета была уменьшена за счет уменьшения температуры выхлопных газов при помощи подводимого атмосферного воздуха.

Важным компонентом увеличения боевой живучести штурмовика Су-39 является использование средств РЭБ, которые увеличивают вероятность преодоления вражеской системы ПВО. Основой информационной системы комплекса РЭБ «Иртыш» является станция радиотехнической разведки (СРТР), которая в состоянии пеленговать все существующие РЛС управления огнем и обнаружения. При подготовке к боевому вылету существует возможность программирования поиска РЛС с выставлением их приоритета. Информация об облучении штурмовика РЛС противника выводится на специальный индикатор в кабине пилота, с указанием источника излучения и его направления.

Обладая информацией СРТР, пилот штурмовика, в зависимости от боевой обстановки и задач может: нанести удар по РЛС ракетами; обойти зону поражения ЗРК; выставить активные радиотехнические помехи станцией «Гардения», или осуществить программный отстрел ложных целей для уклонения от УР, имеющих радиолокационные головки самонаведения. Два малогабаритных контейнера станций «Гардения», смонтированы на внешних подкрыльевых точках подвески. Данные станции генерируют уводящие, мерцающие, шумовые и перенацеливаемые на подстилающую поверхность помехи.

Тактико-технические характеристики Су-39:

Размеры: размах крыла – 14,36 м., длина истребителя – 15,06 м., высота – 5,2 м.
Площадь крыла – 30,1 кв. м.
Масса самолета нормальная взлетная – 16 950 кг., максимальная взлетная – 21 500 кг.
Запас топлива – 4890 л.
Тип двигателя – два ТРД Р-195(Ш), тяга нефорсированная – 2х4 500 кгс.
Максимальная скорость у земли – 950 км/ч.
Боевой радиус действия на высоте – 1050 км, у земли – 650 км.
Перегоночная дальность – 2 500 км.
Практический потолок – 12 000 м.
Экипаж – 1 человек.
Вооружение: одна двуствольная 30-мм пушка ГШ-30
Боевая нагрузка: нормальная 2 830 кг, максимальная 4 400 кг на 11 узлах подвески.

Источники информации:
-http://www.airwar.ru/enc/attack/su39.html
-http://vadimvswar.narod.ru/ALL_OUT/AiVOut/Su39/Su39004.htm
-http://www.arms-expo.ru/049049056053124052053049048.html
-http://military-informer.narod.ru/Su-39.html
-http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%F3-39

Разные подходы в организации войны накладывают отпечаток на все вооружение страны. Россия всегда была известна, как сухопутная военная держава. По этой причине самые серьезные силы государства сконцентрированы на суше и в воздухе. Одним из лучших образцов военной мысли отечественных конструкторов, стал Су-39 – современный и очень функциональный штурмовик.

Этот самолет настолько универсален, что способен выполнять любые задачи по поддержке войск на земле и на воде. В дополнение к этому, он получил как проверенные временем системы живучести в небе, так и полностью современное оборудование.

История создания

Прообразом нынешнего Су-39 стал , который прошел испытания на полях сражений и зарекомендовал себя очень удачной машиной. Этот штурмовик имел главную цель – борьбу с бронетанковыми войсками противника. Но требовалось создать более качественную машину, способную нести высокоточное вооружение и иметь более обширный диапазон действий.

Январь 1986 года стал началом проектной подготовки нового штурмовика. В его основу лег фюзеляж от Су-25УБ – это учебно-боевая версия знаменитого штурмовика, рассчитанная на 2 пилотов. Место второго пилота использовали для размещения бака и части бортового радара. Поэтому Су-39, который стал так именоваться после прохождения первых полетов в августе 1995 года, является 1-местной машиной.

Официально государственная процедура испытаний штурмовика началась с 1997 года, но до сих пор самолет не встал на конвейер.

Одно время этому мешал явный дефицит финансирования проекта, позже уже стало понятно, что дало о себе знать затянувшееся ожидание. Появились новые виды вооружений, которые обязательно потребовалось приспособить и для возможностей Су-39.

Сегодня известно о четырех собранных штурмовиках Су-39. Конечно для военных целей это ничто. Но проект можно назвать удачным, так как он воплотил надежный и проверенный временем планер и очень умное наполнение военного самолета.

Возможно, Су-39 никогда не увидит свет в качестве вставшего на вооружение штурмовика, но в том, что он послужит базой для дальнейшей модернизации, сомневаться не приходится.

Конструкция

Су-39 сохранил облик Су-25, но получил небольшие изменения. В целом, штурмовик Су-39 получил классическую компоновку и форму военного самолета. Многое сделано с прицелом на то, чтобы машина оставалась живучей, надежной и могла перенести даже прямое попадание из некоторых видов вооружений.

Конструктивно Су-39 представляет собой моноплан с высоко расположенным крылом.

Размеры штурмовика достаточно компактны, если не сказать малы. Это делает его маневренным, трудноуловимым для попадания, способным лететь на низких высотах, огибая препятствия и особенности рельефа поверхности. Отличить штурмовики этой серии можно по имеющемуся на носовой части обтекателю. На Су-39 он получил больший угол наклона, чем на основополагающей модели.

Места в кабине (Су-39 управляется 1 пилотом, но кабина предшественника Су-26УБ предполагала 2 места) хватило для установки бортового РЭО. Из-за его достаточно крупных размеров пришлось несколько сместить двухствольную 30 мм пушку ГШ-30 (относительно оси симметрии она сдвинута вправо на 273 мм) и переднюю стойки шасси (влево на 222 мм). Штурмовик получил характерный горб позади кабины, что делает Су-39 легко узнаваемым в модельном ряду КБ «Сухой».


Под днищем фюзеляжа появилась новейшая РЛС «Копье». Она незаменима в воздушном бою и позволяет обнаруживать летящие вражеские объекты и осуществлять прицеливание.
Управление самолетом считается очень простым, так как большую часть работы выполняет автоматика. Су-39 получил световую индикацию, проецируемую на стекло кабины (по аналогии с Миг-29).

Задача штурмовика – сдерживать передвижение вражеских сухопутных войск в тыл. По этой причине самолет конструировался для того, чтобы находиться в эпицентре сражений. Его кабина сделана из титана, а фонарь кабины выполнен из бронестекла. Даже прямое попадание снаряда из 30мм пушки не причинит вреда пилоту и важнейшим системам управления.

Еще одним качеством, которое гарантирует высокую надежность штурмовика – использование двух двигателей, размещенных по бокам от фюзеляжа.

Самолет может успешно продолжить полет и приземлиться даже при выходе из строя одной из турбин. Две основные опоры шасси расположены под крылом и убираются в специальные ниши, хвостовое оперение – однокилевое.

Летно-технические характеристики

Весь свой функционал штурмовик получил, исходя из целей, для которых он должен применяться:

  1. Изначально самолеты штурмовой авиации применялись для поражения бронетехники противника (Су-39, к примеру, пробивает ракетами «Вихрь» до одного метра брони).
  2. Су-39 получил вооружение (управляемые ракеты «воздух-поверхность»), которое позволяет вести бой даже с крупными соединениями противника на море. Благодаря широкому радиусу действия (самолет эффективен на расстоянии до 900 километров от места взлета) он способен оборонять прибрежную линию.
  3. Пилот может поражать или наносить существенный урон РЛС противника и его средствам ПВО и ПРО. Су-39 относительно эффективен в воздушном бою, может поражать летящие с низкой скоростью тяжелые транспортные самолеты и некоторые бомбардировщики.

Штурмовик КБ «Сухого» приобрел очень хорошие качества для скрытности. Нижняя часть фюзеляжа окрашена таким образом, чтобы визуально самолет сливался с небом. Специальное покрытие также снижает видимость на радарах противника. В инфракрасном диапазоне штурмовик также плохо заметен.


Для обеспечения скрытности он лишен турбофорсажа и получил сопло с нерегулируемыми лопатками. Это сказалось да динамике и скорости, но обнаружить штурмовик по тепловой карте стало сложнее. Для этих же целей разработчики пошли на снижение температуры отработанных газов, создав технологию их смешивания с атмосферным воздухом.

Системы сохранения живучести реализованы в станции разведки (пеленгует координаты РЛС противника), установке «Гордения» (которая отвечает за проецирование шумов и помех), системе «Сухогруз» (применяется для отвода ракет, которые подошли на опасное расстояние).

Кстати, последний рубеж обороны, «Сухогруз», имеет сразу несколько методов спасения самолета.

Он действует как стандартно, выпуская тепловые цели, сбивая наводку (установка ППИ-26), так и запускает цезиевые лампы, расположенные на кромках крыла. Эти мощные лампы (потребляют по 6 кВт каждая) создают оптические и тепловые помехи, отводя наведенную ракету в сторону.

Су-39 в сравнении с прямыми конкурентами

Российский штурмовик имеет неплохие показатели. Серьезным конкурентом ему можно назвать только французские Миражи.


В США же основное предпочтение отдается истребительной авиации. Поэтому с момента ввода в строй в 1976 году до сегодняшнего дня является единственным принятым на вооружение самолетом для поддержки бронетанковых войск и живой силы. Но он серьезно уступает более современному Су-39.

Су-39, Россия Мираж 2000-5 A-10 Thunderbolt II
Длина самолета/размах крыла/высота, м 15,06/14,36/5,2 15,55/8,22/4,5 16,26/17,53/4,47
Площадь крыла, кв.м 30,10 35 47,01
Масса пустой/максимальная взлетная, т 10,6/21,5 7,15/13,7 9,17/13,62
4,4 4 7,25
Емкость топливных баков, л 4890 6300 (с подвесными) 6200
Двигатели, количество и тяга, кгс 2х4500 ТРД Р-195(Ш) 1х4197 ТРД SnecmaAtar 9C 2х4112 General Electric TF-34-GE-100
Высота полета, км 12 18 13,38
Дальность полета максимальная/боевая, км 650 (у земли), 1050 (на высоте) 1250 на высоте 463 (у земли)/ 740 (на высоте)
Максимальная скорость, км/ч 950 956 722

Интересно, что уже по хорошей, для всей российской и советской военной техники, традиции Су-39 очень неприхотлив и готов к самым сложным условиям эксплуатации. Он способен вести бой днем и ночью, в любых погодных условиях, благодаря автоматическому пилотажно-навигационному оборудованию и продвинутым системам нацеливания.


Для взлета штурмовику понадобиться достаточно маленькая полоса – всего 1,2 км. Взлетать и садиться он может на грунтовые аэродромы вплоть до высокогорья (не выше 3 км над уровнем моря).

По условиям эксплуатации и цене штурмовик Су-39 является одним из самых оптимальных вариантов для штурмовой авиации мира.

Как считают эксперты, по стоимости и эффективности Су-39 превосходит зарубежные аналоги современности от 1,4 до 2,2 раза.Это сделало штурмовик желанным, поэтому завод в Улан-Удэ, где планируется его собирать, уже сейчас имеет заказы на производство, хотя самолет пока считается опытным образцом.

Вооружение

Одна из отличительных черт Су-39 – его громадный оружейный потенциал. По сути, поднимаясь с аэродрома, он в одиночку может выполнить самые сложные задачи. Установленная в носовой части система «Шквал-М» (спрятана за носовым обтекателем), выводит изображение местности под самолетом на экран пилота в кабине.


Ее качество такое высокое, что можно увидеть танк на 10 км по курсу, а жилой дом – даже на 15 км. В ширину мониторинг работает на 2 км. Все это позволяет эффективно захватывать цели или видеть запуск ракет по Су-39 и вовремя предпринимать меры по отклонению.

Ключевая особенность вооружения самолета – высочайшая точность. Например, основное вооружение – противотанковые управляемые ракеты «Вихрь» (штурмовик может нести до 16 штук) – попадают в цель с разбросом всего 60 см при запуске за 10 км до нее. К примеру, предшественник, Су-25 имел гораздо больше (160 штук) ракет С-8, которые не управлялись, поэтому использовались все для поражения одной единственной цели.

Су-39 же способен вывести из строя до 14 бронированных объектов противника за один вылет.

Вероятность попадания в движущийся танк «Вихрем» оценивается сегодня как 80-85%.

Точное наведение на цель помогает автоматическая система слежения за целью. Это еще одна особенность штурмовика, которая делает его незаменимым на поле боя.

Вооружение штурмовика подвешивается на 11 узлах (по 5 под каждым крылом и 1 под фюзеляжем).


Су-39 способен нести на борту:

  • неуправляемые блоки С-8 (160 ракет), С-13 (40) или С-24;
  • ракеты «воздух-воздух» Р-60 (2) или Р-73 (2);
  • сверхзвуковые ракеты «воздух-земля» «Вихрь» (16), Х-25Л (4), С-25Л (8), Х-29Л (4), Х-58 (4), Х21 А/АД/П (4) или Х-35 (4);
  • свободнопадающие бомбы ФАБ-250 или -500, РАБ-250 или -500 (8);
  • подвесные контейнеры со стрелковым вооружением.

Если вооружить комбинированным снаряжением (для работы по воздушным, морским и сухопутным целям), то самолет способен сдерживать наступательные силы противника. При этом он будет достаточно маневренным и способным обходить ПВО и ПРО.


Штурмовик Су-39 однозначно получился удачным самолетом, который может использоваться для различных военных целей в небе. Он одинаково успешно справится с работой разведчика, штурмовика, бомбардировщика или даже истребителя. Этот универсализм, конечно, предопределил будущее проекта.

Пусть серьезный отпечаток на штурмовик наложило тяжелое экономическое время, которое не дало запустить Су-39 в серию, перспективы самолета все-таки очевидны.

У него есть шансы послужить базой для будущих поколений штурмовиков. Возможно, что для этого потребуется только улучшить вооружение, авионику на борту и двигатели, используя ту же схему планера, кабины и фюзеляжа.

Видео