Российский рынок лизинга готовится к глобальной реформе.

Бизнеса в РФ по итогам трех кварталов достиг рекордных 710 млрд рублей, а по итогам всего 2017 года рынок может впервые преодолеть планку в 1 трлн рублей. Об этом свидетельствуют данные подготовленного рейтинговым агентством RAEX («Эксперт РА») исследования «Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2017 года: новый рубеж».

«За девять месяцев 2017 года объем лизингового бизнеса вырос на 58% и составил 710 млрд рублей, что стало максимумом для первых девяти месяцев за всю историю лизингового рынка», - говорится в обзоре. Рост лизингового бизнеса за отчетный период показали две трети участников исследования, на которых приходится более 90% лизингового рынка. При этом среди топ-20 лизинговых компаний ни одна не показала сокращения объемов бизнеса.

«Причиной столь активного роста рынка стало исполнение государственных программ по субсидированию лизинга/аренды отдельных видов транспорта на фоне реализации отложенного спроса со стороны клиентов, - комментирует директор по банковским рейтингам RAEX Руслан Коршунов. - Действие госпрограмм льготного лизинга обеспечило поддержку прежде всего транспортным сегментам, доля которых за девять месяцев 2017-го достигла в объеме нового бизнеса около 78% против 72% годом ранее».

Госпрограммы по субсидированию продаж грузового автотранспорта позволили, по расчетам агентства, дополнительно сдать в лизинг около 6 тыс. единиц техники (17% от количества переданных в лизинг грузовых автомобилей за три квартала 2017 года). В итоге за девять месяцев текущего года доля лизинга в продажах грузовых автомобилей достигла около 64% против 53% за 2016-й.

Доля оперативного лизинга за январь - сентябрь 2017-го достигла в новом бизнесе 21% (против 12% годом ранее) вследствие проведения железнодорожных и авиасделок лидерами рынка. Объем оперативного лизинга по итогам девяти месяцев вырос на 176% и составил 150 млрд рублей. При этом около 97% нового бизнеса в сегменте оперлизинга сформировали сделки с ж/д и авиатехникой. Концентрация на лидерах в оперативном лизинге значительно выше, чем в финансовом: так, на долю топ-тройки арендодателей приходится 72% рынка против 37%.

Несмотря на абсолютный прирост, доля высокотехнологичного лизинга на рынке по-прежнему составляет менее 5%. Объем нового бизнеса с высокотехнологичным оборудованием за первые три квартала 2017 года вырос на четверть и составил 34 млрд рублей, однако в относительном выражении доля сегмента снизилась на 1,3 процентного пункта (до 4,8%). Согласно опросу участников рынка, ключевыми стоп-факторами развития данного сегмента являются низкая ликвидность узкоспециализированного оборудования и его существенное удорожание из-за девальвации рубля.

Согласно прогнозу RAEX , лизинговый рынок по итогам 2017 года вырастет более чем на 40% и впервые превысит 1 трлн рублей. Реализация прогноза наиболее вероятна при заключении в IV квартале ряда крупных сделок с дорогостоящей техникой в авиа- и ж/д сегментах, а также росте объемов автолизинга. Агентство прогнозирует прирост сегментов грузового и легкового автотранспорта по итогам года на 80% и 35% соответственно. Авиализинг вырастет на 30%, а наиболее динамичным сегментом в текущем году станет лизинг железнодорожной техники (плюс 120%).

Российский рынок лизинга по объему нового бизнеса за 2017 год вырос на 48% по сравнению с 2016 годом, до 1,1 трлн рублей, свидетельствуют предварительные данные исследования рейтингового агентства и . Объем лизингового портфеля у российских участников рынка на 1 января 2018 года достиг 3,4 трлн рублей.

Все опрошенные "ДП" компании рассказали о значительном росте показателей. Объем нового бизнеса (стоимость переданного в лизинг имущества без НДС) компании превысил 34,5 млрд рублей, что на 44% больше итоговых показателей 2016 года.

Отчитался о росте нового бизнеса за 2017 год в целом по РФ на 67%, до 11,7 млрд рублей. Объем нового бизнеса в компании вырос на 61%, до 3,02 млрд рублей.Прирост аналогичного показателя у за год составил около 30%.

Спрос вернулся

Основной причиной подъема представители рынка называют восстановление спроса. "Мы можем говорить о восстановлении спроса до уровня, превышающего докризисный. Многие предприниматели сейчас стараются запускать те проекты, реализация которых еще пару лет назад была сопряжена с определенными рисками. А сегодня у бизнеса уже больше возможностей и простора для действий", - считает Андрей Волков, руководитель дирекции продуктового развития и взаимоотношений с партнерами компании "Балтийский лизинг".

Помимо эффекта отложенного спроса росту рынка способствовалиснижение ключевой ставки Центробанка РФ и последующее за этим снижение стоимости кредитов, стабилизация рубля, поддержка государства в виде субсидий, говориткоммерческий директор компании "Интерлизинг" Сергей Жарков.

"Во второй половине прошлого года помимо программы Минпромторга по субсидированию колесной техники стартовала программа по дорожно–строительной технике. В итоге мы видим значительный рост сегмента лизинга строительной техники", - констатирует Сергей Жарков.

Больше 60% грузового транспорта, реализованного в России, было куплено в лизинг, и программа господдержки сыграла здесь не последнюю роль, отмечает генеральный директор "Альянс–Лизинг" Дмитрий Кочергин.

"В прошлом году существенный рост показал авторынок и как результат - сегмент автолизинга. Кроме того, впервые с 2012 года положительную динамику продемонстрировал новый бизнес в сегменте железнодорожной техники, что объясняется активным замещением парка изношенных вагонов", - говорит Дмитрий Ивантер, генеральный директор "ВТБ Лизинг".

Темпы замедлятся

При отсутствии значимых макроэкономических потрясений рынок лизинга продолжит рост и в 2018 году, рассчитывают его участники. Настолько значительного роста, как в 2017 году, в 2018–м ждать не стоит, но рост по сравнению с предыдущим годом вполне может составить 15–20%, прогнозирует Сергей Жарков.

Предпосылками для расширения рынка в 2018 году, по словам Жаркова, являются растущий тренд инвестиций в основные производственные фонды, программы поддержки отрасли государства и автопроизводителей, снижение возможностей бизнеса для покупки за собственные средства, снижение стоимости фондирования вслед за снижением ключевой ставки. "Фактор восстановительного роста в виде отложенного спроса в 2018 году будет сокращаться, и основным драйвером станет общий экономический рост и влияние государственной поддержки", - оптимистичен Жарков.

Темпы прироста лизингового бизнеса замедлятся и будут находиться на уровне 15–20%, солидарен Дмитрий Кочергин. "Несмотря на стабилизацию макроэкономических показателей, скорее всего, рынок лизинга сконцентрируется на росте эффективности работы внутри компаний за счет развития существующих продуктов и будет искать новые для своего бизнеса сегменты", - предполагает он.

Дмитрий Ивантер рассчитывает, что рынок будет расти за счет господдержки, роста импортозамещения и инфраструктурных проектов. "В 2018 году мы ждем увеличения конкуренции на рынке автолизинга на фоне развития программ автолизинга действующими игроками и выхода на этот рынок других крупных лизинговых компаний, для которых ранее рынок автолизинга не был в приоритете", - добавил Ивантер.

Петербург как драйвер

Петербургский рынок лизинга, в частности, продолжит активное развитие в сегменте автотранспорта, так как столичные субъекты РФ по традиции лидируют по продажам авто в стране, отметил Андрей Волков.

Стимулы к развитию регионального рынка лизинга в 2018 году фактически те же, что и год назад: подготовка к ЧМ–2018, а также продолжающееся строительство трассы М–11 Петербург - Москва, которое стимулирует спрос на коммунальную и дорожно–строительную технику, комментирует Жарков.

"Развитие судостроения и военно–промышленного комплекса приводит к модернизации основных средств промышленных предприятий, в первую очередь стимулируя спрос на металлообрабатывающее оборудование", - говорит он. "Перевод грузооборота из портов Прибалтики в порты Северо–Запада рождает спрос как на портовую технику, так и на развитие транспортной инфраструктуры", - добавил Сергей Жарков.

Оригинальное название: I Международная конференция "Авиационный лизинг 2017"

Общая информация:
"Авиационный лизинг – 2017" призван стать новой ключевой площадкой в России и странах СНГ для обсуждения на уровне государства и бизнеса вопросов совершенствования нормативного регулирования лизинга авиационной техники, практики заключения лизинговых договоров с российскими и зарубежными компаниями, для обмена опытом, презентаций перспективных идей и лучших практик международных, российских лизинговых компаний и других финансовых институтов.

Предметом обсуждения I международной конференции "Авиационный лизинг – 2017" станут более 50 актуальных тем, в том числе по новым изменениям в законодательстве и практикам правоприменения в лизинге самолетов, вертолетов и двигателей.

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ:
Тематические сессии, круглые столы с участием международных и российских экспертов в области юридического и налогового сопровождения лизинговых сделок российской и зарубежной техники.
Презентации лизинговых программ Sukhoi Super Jet и их особенности, особенности лизинга вертолетной техники.
Практические семинары и мастер-классы по заключению договоров лизинга с российскими и зарубежными лизингодателями, а также построению финансовых моделей при выборе вариантов лизинга ВС.
Выставка-презентация новых услуг и решений для лизинга, новейших предложений от производителей авиационной техники.

АУДИТОРИЯ МЕРОПРИЯТИЯ
Конференция ориентирована на генеральных директоров авиакомпаний и их заместителей, топ-менеджеров авиакомпаний, курирующих вопросы развития парка воздушных судов, директоров по коммерции, стратегическому развитию авиакомпаний, директоров и специалистов по правовым вопросам авиакомпаний, руководителей и специалистов авиационных департаментов лизинговых компаний, руководителей предприятий авиационной промышленности, представителей федеральных органов законодательной и исполнительной власти, представителей отраслевых ассоциаций и средств массовой информации.
Для авиакомпаний действуют специальные условия участия.

Тематика мероприятия:

  • Рынок лизинга в России и странах СНГ: тренды, направления и пути развития.
  • Международный рынок лизинга: что изменилось на рынке авиационного лизинга в прошедшем году и новые проекты 2017 года.
  • Основные тренды в авиационной промышленности. Действующие и перспективные проекты производства воздушных судов для гражданской авиации.
  • Эффективные механизмы лизинга авиационной техники. Новации и предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования.
  • Современное состояние налоговой политики в области авиационного лизинга
  • Основные юридические аспекты лизинга воздушных судов.
  • Эффективность программ государственной поддержки авиационного лизинга.
  • Условия новых программ лизинга воздушных судов в Российской Федерации.
  • Обзор рынка внутренних авиаперевозок: возможности и риски.
  • Особенности программ лизинга Sukhoi SuperJet 100. Изменения в условиях лизинга.
  • Особенности программ лизинга вертолетов.
  • Меры по субсидированию лизинга вертолетной техники отечественного производства.
  • Основные технико-экономические характеристики вертолетов "Ансат", Ми-8АМТ, Ми-8МТВ.
  • Новые продукты и особенности развития рынка лизинга авиационной техники на международном рынке.
  • Поддержка национальных экспертных агентств при приобретении авиационной техники.
  • Практические примеры проектов лизинга магистральных самолетов.
  • Особенности финансирования лизинговых сделок с магистральными самолетами.
  • Практические примеры лизинга самолетов для региональных и местных воздушных линий, вертолетов.

Готовит реформу российского лизингового рынка, которая полностью изменит его структуру и регулирование. ЦБ разрабатывает поправки в федеральное законодательство и обсуждает их с представителями рынка.

На этой неделе прояснился масштаб будущей реформы. Согласно сообщению ЦБ, со следующего года лизинговые компании могут получить статус некредитных финансовых организаций. Будет создан реестр лизинговых компаний и введено саморегулирование: любая действующая лизинговая компания должна будет состоять в едином реестре и в СРО, а также быть резидентом РФ и иметь слово "лизинг" или производные от него в названии. Также регулятор планирует установить для представителей этого рынка минимальный размер собственных средств, какой именно - пока не решено. Всю индустрию планируется перевести на учет и отчетность по МСФО.

Центробанк рассчитывает, что итогам реформы появится полноценная нормативно-правовая база для рынка. Как ранее говорила глава ЦБ , решение реформировать рынок и Центробанк приняли после того, как оценили потенциальные риски для финансовой стабильности: лизинг - достаточно большой сектор финансовой системы, в то же время он пока остается относительно непрозрачным. "Финансовые проблемы ряда крупных игроков рынка лизинга, а также формирование "мыльных пузырей" под влиянием избыточного предложения лизинга в недавнем прошлом на ряде рынков выявили вопросы, которые необходимо решать", - заявил на этой неделе советник первого заместителя председателя ЦБ Сергей Моисеев.

Неожиданно масштабно

"Рынок действительно ждал изменений в правовом поле, но не ожидал столь масштабных изменений, анонсированных ЦБ", - говорит начальник отдела привлечения финансирования ГК " " Алексей Кореньков.

Необходимость получать статус некредитной финансовой организации, по его мнению, может создать много организационных трудностей: компаниям придется перераспределять ресурсы, дефицитные для многих из них, и внедрять изменения, которые потребует регулятор. "Для ряда компаний это будет серьезный вызов. Плюсы для компаний, которые успешно пройдут изменения, будут понятны со временем, пока они не очевидны", - говорит Алексей Кореньков.

Что касается саморегулирования, то игрокам рынка такая перспектива нравится больше, чем прямые директивы ЦБ. Вопрос саморегулирования отрасли назревал давно и вызван прежде всего крупными проблемными сделками, затрагивающими множество интересов, комментирует главный исполнительный директор ПАО " " Александр Михайлов. По его словам, для саморегулирования нужно будет в том числе установить новые бухгалтерские стандарты, которые будут гармонизированы с МСФО, и минимальные стандарты корпоративного управления.

Требования к капиталу лизинговых компаний, которые занимаются финансовым лизингом и занимают деньги на рынке облигаций и российских банков, должны быть сравнимы с аналогичными требованиями в банковской сфере, считает Александр Михайлов. "Достаточность должна определяться на основе достоверных данных МСФО и взвешивать активы по группам риска. Также необходим контроль ликвидности лизинговых компаний, занимающихся финансовым лизингом", - добавил он. Установление минимальных значений капитала в абсолютном выражении не целесообразно, т.к. в случае повторения проблемных ситуаций на рынке лизинговая компания, утратившая капитал, не будет иметь шансов восстановить его за счет наращивания новых продаж, добавил Кореньков.

Что касается обязательного перехода на МСФО, то это для многих игроков не станет нововведением, говорят в пресс-службе " " . "Некоторые лизинговые компании, которые являются частью банковских холдингов или эмитентами ценных бумаг, на протяжении довольно длительного периода уже ведут свою отчетность в МСФО-стандарте. Это стало хорошей практикой", - добавили там.

Устойчивость и укрупнение

По прогнозу Алексея Коренькова, установление порога собственных средств, с одной стороны, должно способствовать повышению уровня устойчивости игроков рынка, с другой - приведет к укрупнению игроков (рынок будет закрыт для маленьких региональных компаний).

По оценкам представителей рынка, сейчас в России действует около 100 лизинговых компаний, около половины сделок приходится на пять крупнейших игроков - дочерние компании госбанков (" " , " " и " " ), а также и " ". По прогнозам, реформа приведет к еще большей консолидации и сокращению количества игроков.

"Количество игроков, публично заявляющих о себе за последние 2 года, по моим наблюдениям, уже снизилось процентов на 40%. Безусловно, большая часть маленьких или кэптивных (в рамках небольших холдингов) компаний покинут рынок лизинга либо будут вынуждены менять профиль своей деятельности на арендный. Мне видится, что по итогам внедрения изменений мы увидим лишь 50-60 активных игроков рынка", - прогнозирует Алексей Кореньков.

Говорить об уходе игроков с рынка преждевременно, так как никаких жестких отсекающих стандартов вводить пока не планируется, считает, в свою очередь, Александр Михайлов. "Отрасли предлагается самой объединиться в рамках СРО, выработать собственные правила игры и обеспечить контроль за их исполнением участниками СРО. Безусловно, при повышении прозрачности отрасли за счет выполнения этого свода здравых отраслевых стандартов будет снижаться премия за риск у лизинговых игроков как рыночных заемщиков и снижаться стоимость лизинга для конечных лизингополучателей", - добавил он.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter