Промышленные предприятия хакасии. Региональный справочник

Сталин в 1941 году спас Россию и весь мир от победы мировой закулисы!
Готовясь к войне, мудрый Сталин не провел всеобщую мобилизацию в стране

Так что же, Сталин обманулся, поверил Гитлеру, и это стало причиной страшных поражений в первые месяцы войны? Многие историки на разные лады перепевают эту смехотворную байку. Но как не был дурачком Гитлер, так не был дурачком и Сталин. И при этом вождь был на голову выше фюрера.

Вот давайте подумаем – а что должен был сделать Сталин такого, что не было сделано? Сначала же посмотрим, что сделано было. Весьма точно и довольно кратко об этом пишет историк А. Филлипов: «В апреле – июне 1941 г., с нарастанием угрозы войны, были приняты дополнительные срочные меры по повышению боеготовности, включавшие:

– призыв в апреле – мае 793 тыс. резервистов для пополнения войск западных военных округов почти до штатов военного времени;

– Директива Начальника Генштаба от 14 апреля о срочном приведении в боеготовность всех долговременных огневых сооружений, укрепленных районов с установкой в них оружия полевых войск при отсутствии табельного;

– скрытая переброска с 13 мая из внутренних округов войск второго стратегического эшелона в западные округа с приведением их при этом в боеготовность – 7 армий 66 дивизий (16, 19, 20, 22, 24 и 28-я армии, 41-й стрелковый, 21-й и 23-й механизированные корпуса);

– приведение в боеготовность 63 дивизий резервов западных округов и выдвижение их ночными маршами, скрытно, с 12 июня в состав армий прикрытия этих округов (Директива НКО от 12.6.41);

– приведение в боеготовность и скрытый вывод под видом учений в месте сосредоточения 52 дивизий второго эшелона армии прикрытия из мест постоянной дислокации (Приказ НКО от 16.6.41);

– вывод дивизий первого эшелона армий прикрытия в укрепрайоны по телеграмме Начальника Генштаба от 10.6.41 и Указанию Наркома Обороны от 11.6.41 – с начала июня;

– приведение всех войск ПрибОВО и ОдВО в готовность 18-21.6.41;

– создание с апреля 1941 г. командных пунктов и занятие их 18-21 июня срочно сформированными фронтовыми управлениями;

– создание группы армий С.М. Буденного на линии Днепра – 21.6.41;

– досрочный выпуск по Приказу НКО от 14 мая изо всех училищ и направление выпускников в западные приграничные округа;

– Приказ НКО № 0367от 27.12.40 и его повторение 19.6.41 о рассредоточении и маскировке самолетов и т.п.;

– направление Зам. Наркома Обороны генерала К.А. Мерецкова И.В. Сталиным в ЗапОВО и ПрибОВО для проверки боеготовности ВВС округов 14.6.41;

– издание Директивы НКО и Ставки (№ 1) о приведении в боеготовность войск западных военных округов (подписана 21.6.41 в 22.00, т.к. С.К. Тимошенко и Г.К. Жуков уже в 22.20 вышли от Сталина, получив одобрение им этой Директивы и отправив ее с Н.Ф. Ватутиным на узел связи Генштаба).

Всего в боевую готовность до нападения немцев были приведены, таким образом, 225 из 237 дивизий Красной Армии, предназначенных для войны против Германии и ее союзников по планам обороны» («О готовности Красной Армии к войне в июне 1941 г.»).

При этом надо иметь в виду, что танков, самолетов, прочих истребительных механизмов, разного рода вооружений у нас было с избытком. Вот чего не было, так это знаний, умений и навыков – и в первую очередь это касалось армейской верхушки. Но это нельзя было исправить за несколько месяцев. Тут нужно было несколько лет.

Но чего же все-таки не было сделано? А вот чего: «Не были проведены в жизнь до войны только две важные меры – всеобщая мобилизация в стране и ввод войск в предполье укрепрайонов». Между прочим, военные лидеры СССР – нарком обороны С.К. Тимошенко и начальник Генштаба Г.К. Жуков как раз и предлагали последнее: «В ночь с 11 на 12 июня Жуков и Тимошенко попросили разрешения привести в действие план развертывания, разработанный ими в апреле и мае. Это позволило бы двинуть силы прикрытия на передовые рубежи и создать благоприятные условия для ведения оборонительной войны. Сталин категорически отверг их предложения, посоветовав почитать прессу на следующий день. Можно представить себе, как ошарашило их наутро коммюнике ТАСС, отрицавшее возможность войны» («Роковой самообман»).
Но это еще открытые разногласия. А ведь военное руководство пыталось ввести войска в предполье скрытно, обманывая правительство и Сталина. И при этом выдумывались просто потрясающие «отмазки». Вот, например, какая чудо-история произошла менее чем за месяц до войны. 1 июня Жуков запретил командующему Киевским особым военным округом М.П. Кирпоносу выдвигать войска в предполье погранрайонов. Запретил потому, что этого потребовал Сталин. Действия же Кирпоноса были поданы как его собственная инициатива. Хотя очень сомнительно, чтобы командующий округом пошел бы на это по собственной инициативе. Ну ладно, запретил себе, и запретил. Но вот в чем загвоздка – Сталин потребовал вывести войска срочно, а доложили ему об исполнении только 16 (!) июня. Не долговато ли? «Как вы думаете, что это означает?! – задается вопросом А. Мартиросян. – А ничего, кроме того, что Жуков разрешил – с ведома Тимошенко – оставить войска КОВО в предполье до 16 июня» («22 июня. Правда Генералиссимуса»).

Как видим, военное руководство не только имело серьезные разногласия с политическим руководством, но и тайно, по-заговорщически, ему противодействовало. Судя по всему, товарищи-генералы надеялись спровоцировать нападение Гитлера и быстренько организовать этакий контр-блицкриг.

Военная верхушка всячески «зазывала» немцев в СССР, она хотела успешно повоевать, одержать победу и доказать, что именно военные заслуживают право на власть, а вовсе не Сталин, всячески пытавшийся избежать войны с Германией. К счастью, Иосиф Виссарионович заставил зарвавшихся вояк пошевелиться и вывести войска из предполья. А 11 июня строгие предупреждения о недопустимости занятия предполий были отправлены во все округа.

Многие спросят – но почему «к счастью»? Может быть, правы были как раз военные руководители, стремившиеся ввести войска в предполья? Но ведь очевидно, что это абсолютно ничем не помогло бы. Количество ничего не решает, да и самого количества было более чем достаточно. А вот вред эти действия могли бы нанести сильнейший – и даже смертельный. Мало того, что немцы разгромили бы гораздо больше частей в первых же боях. Выдвижение войск (не говоря уж о мобилизации) обязательно истолковали бы как начало советской, коммунистической агрессии.

И тут уж вся Европа затряслась бы в праведном гневе. А вчерашние противники Гитлера нашли бы предлог выйти из войны.

Да что там, они могли бы и поддержать Германию (в обмен на какие-нибудь значительные уступки). Коммунистической угрозы в Европе по-прежнему опасались и, надо сказать, небеспочвенно. Прежние, коминтерновские штучки-дрючки не прошли бесследно.
Б. Краткая историческая справка об европейской русофобии

Но, конечно, дело было не столько в европейском антикоммунизме. Гораздо более глубинна оказалась европейская русофобия, корни которой уходят в глубь веков.

Все началось еще во время Ливонской войны (XVI век), когда Россия пыталась выйти к Балтийскому морю. Тогда европейцы вовсю симпатизировали Ливонии и Польше, охотно читая их агитки, направленные против «злобных московитов». Утверждалось, что русские варварски убивают людей в захваченных городах. (Пример – описание положения дел в городе Обер-Палене, принадлежащем датскому дипломату Урфельду.) Подключались к делу и религиозные авторитеты, которые рассматривали противостояние России как «священную войну». Так, в 1560 году богослов Меланхтон ставил знак равенства между русскими и легендарным библейским народом Мосха, с которым связывали конец света. (Здесь «изящно» обыгрывалось сходство слов «Москва» и «Мосох».)

«Этот взгляд на русских как на исчадий ада получил в Европе большое распространение, – пишет М. Калашников. – Даже в далекой Испании герцог Альба призывал покончить с Московским царством, которое, мол, расширяет свои владения столь быстро, что может поглотить весь мир! Примечательно, что сам Альба в Нидерландах творил чудовищные жестокости при взятии мятежных городов... Там были и обезглавленные трупы, и грозди повешенных. В 1566 году везде на площадях были расставлены виселицы и зажжены костры. Жадные испанцы бесцеремонно расправлялись с богатыми гражданами, чтобы воспользоваться их имуществом» («Пять веков информационной войны»).

Европейские элиты строили геополитические планы по уничтожению России как государства. Например, в 1578 году в окружении графа Эльзасского возник «план превращения Московии в имперскую провинцию». Авторство сего прожекта принадлежит Г. Штадену, некогда бывшему в услужении у русского Царя, но сбежавшего на Запад. Этот деятель писал: «Управлять новой имперской провинцией Россией будет один из братьев императора. На захваченных территориях власть должна принадлежать имперским комиссарам, главной задачей которых будет обеспечение немецких войск всем необходимым за счет населения... У русских надо будет отобрать, прежде всего, их лучших лошадей, а затем все наличные струги и ладьи... По всей стране должны строиться каменные немецкие церкви, а московитам разрешить строить деревянные. Они скоро сгниют, и в России останутся только германские каменные. Так безболезненно и естественно произойдет для московитов смена религии. Когда русская земля вместе с окрестными странами, у которых нет государей и которые лежат пустыми, будет взята, тогда границы империи сойдутся с границами персидского шаха...»

В 1578-1579 годах данный проект был предложен европейским государям – императору Священной Римской империи, прусскому герцогу, шведскому и польскому королям.

Сочинение Штадена было не единственным. Схожий план предложил английский капитан Чемберлен (фамилия-то какая знакомая!). Был разработан план французского вторжения в Ливонию и Скандинавию – естественно, с целью остановить «русских варваров».

Геополитические планы в отношении России строил и знаменитый философ Лейбниц. В 1672 году он предложил создать Европейский союз и покончить с враждой между западными государствами. Для этого планировалось закрепить за каждой страной определенную зону экспансии. Англии и Дании предлагалось выделить Северную Америку, Франции обещались Африка и Египет, Испании – Южная Америка, Голландии – Восточная Индия, Швеции – Россия. Само собой, во время русско-шведской войны Лейбниц сочувствовал Карлу XII, выражая надежду на то, что тот завоюет Московию до Амура.

Вот когда еще все только наклевывалось. А потом будет еще и «первое политическое завещание» Фридриха Великого (1752 год). В нем сей правитель утверждал: «...Потенциально Россия будет представлять большую угрозу. Войны с нею следует избегать – она располагает войсками, состоящими из беспощадных татар и калмыков, которые жгут и разоряют все на своем пути. Для сдерживания России Пруссия нуждается в защищенной восточной границе, достаточном влиянии в Польше, чтобы иметь реальный оборонительный рубеж по Висле... Более всего интересам Пруссии отвечала бы гражданская война в России и ее разобщенность. Сильная Швеция, скандинавский противовес России на Балтике, тоже на руку Пруссии...»

И это только некоторые примеры. А уж в XIX-XX веках в Европе народилось столько русофобов, что одно перечисление заняло бы объем толстой книжки. Имя им – легион... [В Евангелии таким словосочетанием обозначается безчисленное количество бесовской (сатанинской) силы.

Т.е. с давних времен слуги сатаны вынашивали планы, направленные против третьего Богоизбранного Русского Народа. Им дух Русского Народа был не выносим. А отсюда непрерывные войны. Им бы понять, что им же намного лучше быть с Всемогущим Богом и Его Народом, чем бороться с Его Русским Народом, а значит с Богом!]

Как и во времена Лейбница, в Европе (и вообще на Западе) с очень большим неудовольствием воспринимают сам факт наличия евро-азиатской России, владеющей огромными ресурсами Сибири. Там хотели бы отсечь нас от этих богатств – ну а сами богатства, понятное дело, прикарманить+. Нам же отводилась и отводится роль второстепенной европейской провинции – прямо по Штадену. (Впрочем, речь может идти и о провинциях.)

[+Но это же дар Божий Своему Русскому Народу, а потому все планы отсечь от Русских их природные ресурсы – это исключительно богоборческие планы, естественно, обреченные на неудачу. Но определенные успехи наших врагов напрямую связаны с нашими грехами в отношениях с Богом и Его Помазанниками – с законными (природными!) Русскими Царями.

Поэтому понятна тактика слуг сатаны – предложить такие соблазны, которые приведут Русский Народ к поражению. А задача Русских людей – суметь, с помощью Божией, все сатанинские соблазны преодолеть. Чем в большие грехи против Бога Русские впадают, тем болезненнее, с большей кровью дается России победа над врагами.

Ныне враг пошел ва-банк: страна без внешней войны внутренними слугами сатаны разрушена, Армия практически уничтожена… Фильм Лунгина – это ведь одна из боевых операций, направленных не против Царя Иоанна Грозного, хотя именно на Него льются помои в этом фильме, а против самого существования России. Понято, что Россия слугам тьмы не по зубам! Если мы предположен, что слуги сатаны победят Русский Богоизбранный Народ, то заявим, что сатана сильнее Всемогущего Бога Творца.

По пророчествам Москва – Третий Рим, Четвертому не бывать! Но вот в воскресшую Россию, освобожденную от вразумительного ига жидов-людоедов, не могут быть допущены безбожники и атеисты, "православные" христиане, отвергающие жизненную необходимость для России власти Самодержавного Царя-Богопомазанника. Ведь воскресшая Россия будет Православным Царством под державной рукой законного Царя из Царствующего Дома Романовых, которому и обетовались Богу в 1613 году на Земско-Поместном Соборе верой и правдой служить до скончания веков.

В воскресшей России все враги Бога, Царя – Его Помазанника и Народа Русского, избранного Богом Себе в удел, будут истреблены, по слову Царя-Пророка Давида: во гневе Своем Господь погубит их, и пожрет их огонь. Он истребит плод их с земли и семя их – из среды сынов человеческих (Пс. 20,10-11).

Вознесется Господь, силою Своею: мы будем воспевать и прославлять Его могущество (Пс. 20,14).]

Вот, например, как мыслит современный деятель – Отто фон Габсбург, лидер многочисленного Панъевропейского союза, а также – «герцог Лотарингии, король Иерусалима и император Священной Римской империи»: «...Сегодня можно говорить о следующем: если когда-нибудь Россия откажется от своих азиатских территорий, именуемых Сибирью, она может потребовать для себя членства в Евросоюзе, но не ранее того+. Это также означает, что Запад несет обязанность быть родиной для тех европейских стран, которые хотят быть европейскими».

[+Другими словами, если Россия откажется от Богом данного ресурса, и таким образом откажется от служения Богу этим ресурсом, то слуги сатаны примут ее, изменницу Богу, к себе в Евросоюз.]

Полный список с контактными данными (адрес, телефоны, электронная почта и сайт) смотрите в на стр. 43.

В списке предприятий ЛПК Республики Хакасия представлены:

АБАКАНСКИЙ ДОК
Деревообрабатывающая промышленность. Производство столярных изделий и деревянной тары
Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Гавань, д. 1В

АСТРА
Производство погонажных изделий (вагонка, брус, клееный щит, лестницы, ступени, паркетная доска). Деревянное домостроение: дома из клееного бруса
Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Пушкина, д. 65

ГРИН ХАУС, ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КОМПАНИЯ
Лесозаготовительная промышленность. Проектирование и строительство деревянных домов
Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Складская, д. 11

ДЕРЕВЯННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Деревянное домостроение. Дома из клееного бруса, оцилиндрованного бревна, рубленые и каркасно-щитовые
Республика Хакасия, г. Абаза, ул. Набережная, д. 2Б

ДОБРЫЙ СТИЛЬ
Мебельное производство: корпусная мебель на заказ
Хакасия Республика, г. Абакан, Нефтяной пр., д. 20, р-н МПС

ДОКА
Изготовление евроокон, межкомнатных дверей из массива, нестандартных входных дверей и других столярных изделий
Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Чертыгашева, д. 89

ЛЕНЕЦ
Лесопиление. Производство обрезной доски и погонажных изделий
Республика Хакасия, г. Саяногорск, Ленинградский мкр-н, д. 38, кв. 80

ЛЕС ХАКАСИИ
Лесозаготовка, лесопереработка, производство пиломатериалов
Республика Хакасия, г. Абаза, ул. Промышленная, д. 8

МЕБЕЛЬНАЯ ФАБРИКА 12 СТУЛЬЕВ
Мебельное производство: корпусная мебель
Республика Хакасия, г. Абакан, а/я 555

МОДЕРН, ПРОИЗВОДСТВЕННО-КОММЕРЧЕСКАЯ ФИРМА
Мебельное производство: корпусная мебель по индивидуальным заказам
Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Фабричная, д. 34Д

ПРЕДПРИЯТИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ЮЛ 290/33 УИН МИНЮСТА РОССИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ
Производство деревянных строительных конструкций и столярных изделий
Республика Хакасия, г. Абакан, квартал Молодежный, д. 22

РУССКИЙ ЛЕС
Деревянное домостроение, изготовление деревянной черепицы из лиственницы
Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Торосова, д. 12, кв. 111

САЯНЛЕСКОМ
Лесозаготовительная промышленность: лесозаготовка. Производство пиломатериалов. Распиловка леса
Республика Хакасия, г. Саяногорск, 9 мкр-н. , дом 4, кв. 187

СИБИРСКАЯ ЛЕСНАЯ КОМПАНИЯ
Глубокая переработка леса, производство клееных изделий и деревянных конструкций
Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Буденного, д. 116

СИБЛЕС, ЛЕСОПИЛЬНЫЙ КОМБИНАТ
Лесопиление
Республика Хакасия, п.г.т. Усть-Абакан, ул. Космонавтов, д. 3

ТИХАЯ СОСНА
Производство деревянных евроокон и дверей
Хакасия Республика, г. Абакан, ул. Буденного, д. 88М

ХАКАСЛЕС
Лесозаготовительная промышленность. Лесопильное производство. Лесопереработка
Республика Хакасия, г. Саяногорск, ул. Индустриальная, д. 35Ф

ЧЕРНОГОРСКМЕБЕЛЬ
Мебельное производство
Республика Хакасия, г. Черногорск, ул. Советская, д. 155

Электроэнергетика является стержнем народного хозяйства Хакасии. Для ее развития в республике есть хорошая база. Ресурсы верхнего течения Енисея в пределах Хакасии и в южных районах Красноярского края достигают 16 млн кВт, а условия их использования очень благоприятны с точки зрения природных факторов. Все это определило строительство на территории Хакасии Саяно-Шушенской ГЭС, которое началось в 1963 г. на Енисее в Западном Саяне, в районе Карлова створа.

Строительство гидростанций на Енисее носит каскадный характер, то есть кроме Саяно-Шушенской ГЭС строится еще несколько малых ГЭС и Майнская ГЭС, назначение которых, кроме производства электроэнергии, состоит в регулировании уровня воды в Саяно-Шушенском водохранилище. Мощность Саяно-Шушенской ГЭС составляет 6,4 млрд кВт, а вырабатываемая ею электроэнергия самая дешевая в стране. Хакасия является районом с высокой энергообеспеченностью, что послужило условием для размещения электроемких производств, в частности Саянского алюминиевого завода. Кроме гидравлических станций (ГЭС), существуют тепловые станции. В Хакасии к такому типу станций относится Абаканская ТЭЦ, которая работает на традиционном топливе -- угле.

Топливная промышленность Хакасии представлена угольной промышленностью. Уголь является минеральным топливом и основным источником тепла и энергии в современном хозяйстве, важнейшим промышленным сырьем. Угольные месторождения Черногорское, Изыхское, Бейское, Аскизское расположены в Минусинском бассейне на территории Хакасии. В настоящее время активно разрабатывается Черногорское месторождение, где добыча угля ведется подземным и открытым способами. Месторождение расположено на левом берегу Енисея при впадении в него р. Абакан (теперь это Красноярское водохранилище) и имеет площадь около 400 км2. Рабочую мощность имеют от 7 до 33 пластов. Теплота сгорания углей довольно высокая--от 5 до 7 ккал/кг. Сегодня на долю Черногорска приходится свыше 2/3 всей добычи угля в республике. Наряду с шахтами "Енисейская" и "Хакасская" здесь с 1957 г. ведутся открытые разработки угля на Черногорском разрезе. Большая часть черногорского угля вывозится за пределы республики. Среди других предприятий угольной промышленности вторым по запасам угля месторождением является Изыхское. Здесь, в угольном разрезе, находящемся неподалеку от Абакана, уголь добывается открытым способом. Черная металлургия в Хакасии представлена Абаканским железным рудником (Таштыпский район), работающим с 1957 г., и Тейским рудником (Аскизский район), вступившим в строй в 1964 г. Сегодня руда из Хакасии поступает на металлургические комбинаты Новокузнецка. Общие железорудные ресурсы Хакасии достаточны для создания самостоятельного металлургического завода.

Цветная металлургия Хакасии представлена производством легких металлов (алюминий), тяжелых (медь, молибден), благородных (золото). В 30-е годы, в результате геологоразведочных работ в Хакасии было установлено, что практический интерес представляют запасы молибдена и меди. На базе этих месторождений возникли современные предприятия цветной металлургии. Наиболее крупный из них -- Сорский молибденовый комбинат, работающий с 1952 г. В рудах тяжелых цветных металлов содержание последних крайне низко, например, в медной руде содержится около 1% меди. Поэтому технология добычи требует обязательного ее обогащения, обычно флотационным способом. На Сорском молибденовом комбинате руда добывается открытым способом и затем обогащается до пятидесятипроцентного концентрата. Добыча ведется шахтным способом на глубине до 200 метров. Продукция этих заводов -- концентраты молибдена и меди -- полностью отправляется за пределы Хакасии на металлургические заводы Урала и других регионов. Золоторудная промышленность Хакасии, имеющая давние традиции и историю, сегодня представлена рудником "Коммунар" и Саралинским рудоуправлением. Основная разработка золота производится в Аскизском, Ширинском, Орджоникидзевском районах. Важное значение имеет производство алюминия. Хакасия располагает огромными ресурсами дешевой электроэнергии и сырьевой базой для производства алюминия и поэтому является благоприятной базой для размещения здесь электроемких производств. Поэтому в республике и был построен Саянский алюминиевый завод в г. Саяногорске.

Машиностроение и металлообработка. В Хакасии получили развитие лишь некоторые отрасли машиностроения. Ведущее место занимает транспортное машиностроение, которое представляет АО "Абаканвагонмаш". Продукция объединения -- грузовые магистральные вагоны, большегрузные контейнеры, платформы, товары народного потребления. Отрасли машиностроения представлены тремя производствами: вагоностроительным заводом, контейнерным заводом и строящимся заводом стального литья. Вагоностроительный завод -- головное предприятие -- очень металлоемкое и электроемкое производство, и его размещение в городе Абакане было вызвано близостью базы черной металлургии -- Кузбасса, обеспеченностью района дешевой электроэнергией, достаточно развитой транспортной сетью, по которой можно отправлять продукцию своим ходом, наличием трудовых ресурсов. Главный цех завода -- производство по сборке готовых вагонов, где установлены автоматические конвейерные линии. Завод выпускает грузовые магистральные вагоны. Колесные пары и вагонные оси для сборки поставляются предприятиями Кузбасса, Урала. Контейнерный завод выпускает большегрузные контейнеры. В них можно перевозить грузы различными видами транспорта непосредственно от отправителя к потребителю. Другие отрасли машиностроения и металлообработки представлены следующими заводами: в Абакане это завод легкого машиностроения, опытно-экспериментальный и опытно-механический, ремонтно-механический заводы, завод "Абакан-газстроитель". Продукция этих предприятий -- лесоукладчики, краны на автомобильном ходу, оборудование технологическое для легкой промышленности, оборудование для нефтегазоперерабатывающей промышленности и другие изделия.

Лесная промышленность Хакасии является старейшей среди отраслей народного хозяйства республики. Ее развитие опирается на лесные ресурсы, составляющие основу богатства Хакасии, впрочем теперь уже изрядно истощенного лесоразработками. Леса Хакасии в основном горно-таежного типа, с преимущественным распространением хвойных пород. Сегодня на ее долю приходится около 15% занятых в промышленности Хакасии, свыше 6% всего объема промышленной продукции и 3% основных производственных фондов. Лесная промышленность Хакасии имеет большое значение в развитии межрайонных экономических связей. Вместе с тем ее продукция широко используется для обеспечения потребностей народного хозяйства республики. В составе лесной промышленности находятся отрасли, которые отличаются одна от другой как по технологии производства, так и по назначению выпускаемой продукции. Лесная промышленность Хакасии состоит из лесозаготовительной и деревообрабатывающей, а также лесохимической промышленности. Микробиологическая промышленность. Это сравнительно новая отрасль в промышленности Хакасии. Она приобрела самостоятельное значение в конце 60-х годов. Сегодня ее продукция -- этиловый спирт, кормовые дрожжи, фурфурол -- потребляется во многих отраслях народного хозяйства, в том числе в сельском хозяйстве используется 2/3 этой продукции. В Хакасии эта отрасль представлена Усть-Абаканским гидролизным заводом. Гидролиз древесины способствует значительной экономии сельскохозяйственной продукции. Перерабатывая древесное сырье и получая методом гидролиза этиловый спирт, получают кормовые дрожжи. Тем самым экономится значительное количество зерна. Переработка 4 т древесного сырья в среднем заменяет 1 т зерна. Сущность хозяйственной специализации определяется расчетом индекса локализации:

Ил = Уп фо/ Уп с,

где Уп фо - удельный вес отрасли в промышленности республики Хакасия;

Уп с - удельный вес отрасли в промышленности страны.

Также хозяйственная специализация определяется расчетом индекса душевого потребления:

Ид = Уотр. фо/ Унас. фо,

где Уотр фо - удельный вес отрасли республики Хакасия в производстве страны;

Унас фо - удельный вес населения республики Хакасия в населении всей страны.

Таблица 4. Характеристика основных отраслей промышленности

У п сФ,

У п фо, %

У отр. сФ, %

Унас. сФ, %

И л

И д

Производство и распределение, передача тепловой энергии

производство, передача и распределение электроэнергии

производство и распределение газообразного топлива

добыча топливно-энергетических полезных ископаемых

Добыча других полезных ископаемых

Производство кокса и нефтепродуктов

Химическое производство

Производство резиновых и пластмассовых изделий

Металлургия

производство прочих неметаллических минеральных продуктов

Обработка древесины, целлюлозно-бумажное производство

Легкая промышленность

Пищевая промышленность

Машиностроение

Прочие производства

Из таблицы 4 видно, что отраслями специализации республики Хакасия являются производство и распределение, передача тепловой энергии, добыча топливно-энергетических полезных ископаемых, производство резиновых и пластмассовых изделий, производство прочих неметаллических минеральных продуктов, пищевая промышленность и прочие производства.

Зная удельные расходы энергии на производство готовой продукции, необходимо рассчитать:

  • -- суммарный расход электроэнергии на производство отдельных видов продукции отраслей промышленности республики Хакасия;
  • -- обеспеченность энергопотребления за счет собственных источников;
  • - энергетический потенциал действующих станций различных типов в республики Хакасия;

Энергетический потенциал (Е ) республики Хакасия, т.е. годовая выработка электроэнергии электростанциями различных типов, определяется по формуле:

Е = УМ * Т,

где УМ -- установленная мощность электростанций; Т -- число часов работы станции; его можно принять равным 6-7 тыс. ч в год или 250 дней.

Таблица 5 Исходные данные для расчета энергообеспеченности хозяйственного комплекса Республики Хакасия

Название района тяготения

Республика Хакасия

Объем произведенной электроэнергии Е (млрд кВт-ч)

Виды производств и конкретной продукции

деловая древесина, тыс. плотных м3

уголь, млн. т

руда железная, млн. т

Добыча нефти, включая газовый конденсат

Цемент, кирпич строительный, тыс. то72нн

пиломатериалы, тыс. м3

Производство хлебобулочных изд., тыс. тонн

Производство молочной продукции, тыс. тонн

Производство мясной продукции, тыс. тонн

Объемы производства конкретной продукции

Расход Е на тонну готовой продукции (удельные показатели), кВт-ч

Расход Е, млн. кВт-ч

Суммарный расход Е = 1029.23 млн. кВт-ч

Из таблицы видно, что количество произведенной электроэнергии значительно превышает ее расход на производство продукции основных отраслей промышленности. Таким образом, можно сделать вывод о том, что производство электроэнергии является отраслью специализации региона и может удовлетворить потребность в электроэнергии не только республики Хакасия, но и близлежащих регионов.

Таблица 6 Динамика объемов добычи топливных ресурсов, млн. т

Поскольку в Республике Хакасия нет разведанных запасов нефти или газа (в 2006 году была продана лишь первая лицензия на право разработки Моховской площадки в Бейском районе, перспективной на нефтегазоносность), представляется разумным обеспечение потребностей в жидком топливе путем создания в угольной столице Хакасии - Черногорске - производственного предприятия с технологией изготовления бензина из угля.

Таблица 7 Отраслевые особенности машиностроительного комплекса

Тип машиностроительного производства

Места размещения предприятий (в районе тяготения)

Факторы и условия развития

Тяжелое машиностроение

Металлургическая и энергетическая базы, производственный потенциал, квалифицированные кадры

Транспортное машиностроение Тепло- и электровозостроение

Абакан - Тепло- и электровозостроение

Металлургическая и энергетическая база, водоснабжение, транспортная инфраструктура, производственный потенциал, возможности широкого кооперирования, резерв трудовых ресурсов, большая потребность в машинах и оборудовании

Энергетическое машиностроение

Энергетическая и металлургическая база

Химико-лесной комплекс (ХЛК)

Является универсальным по поставке народному хозяйству конструкционных материалов. Ведущие отрасли комплекса - химическая и лесная промышленность - имеют сложную ст...

Таблица 10 Характеристика транспортных путей региона

На рынке транспортных услуг одна из ведущих ролей отводится железнодорожному транспорту.

В Республике Хакасия общая протяженность железнодорожных путей составляет 666,6 км. Из них 288,4 км электрифицировано, оснащено устройствами диспетчерской централизации и автоблокировкой. Густота железных дорог на территории Республики Хакасия составляет 108 км на 1000 кв. км территории.

Основой железнодорожного транспортного каркаса Республики Хакасия являются Южно-Сибирская железнодорожная магистраль (Междуреченск - Абакан - Тайшет) и железнодорожная ветка Ачинск - Абакан.

В республике имеются 4 крупных железнодорожных моста: через р. Енисей, р. Абакан, р. Черный Июс и р. Белый Июс.

Железнодорожным сообщением охвачено 33 населённых пункта, эксплуатируется 43 железнодорожные станции, действуют пять железнодорожных вокзалов - в городах Абакан, Абаза, поселках городского типа Шира, Аскиз, Бискамжа.

Автомобильный транспорт: Автодорожная сеть республики наиболее развита в её центре, западе и юго-западе, что напрямую связано с расположением крупных городов республики. По Хакасии проходит федеральная трасса М54, которая возле столицы соединяется с трассой А161, соединяющую Абакан с тувинским Ак-Довураком. Наиболее развитые участки автомобильных дорог Хакасии: Абакан -- Саяногорск; Абакан -- Бея; Абакан -- Абаза; Абакан -- Сорск; Абакан -- Шира -- Копьёво; Копьёво -- Приисковый. Автомобильные дороги к другим, более мелким населённым пунктам, представлены, в основном, грунтовыми дорогами, хотя в данный момент ведётся их смена на дороги с твёрдым покрытием. Междугородние движения ведутся во все соседние регионы: Красноярский край (Красноярск, Ачинск, Артёмовск),Тыва (Кызыл, Ак-Довурак), Кемеровская область (Междуреченск, Новокузнецк), Алтайский край и республика Алтай (Бийск, Барнаул, Горно-Алтайск). Есть сообщения и на более дальние расстояния -- Новосибирск, Томск. Междугородние сообщения представлены автобусами, маршрутными "Газелями", частными такси. С открытием сезона нагрузка возрастает на участки дорог Абакан -- Шира, Абакан -- Сорск (до санатория Туманный).

Железнодорожный транспорт: Железная дорога Хакасии принадлежит к Красноярской железной дороге (Абаканское отделение). Общая протяжённость железных дорог составляет 663 км. Железная дорога проходит практически через все наиболее значимые населённые пункты республики. Присутствует как электрифицированная железная дорога (Абакан -- Калтас), так и неэлектрифицированные её участки (тепловозная тяга), составляющие основную часть железных дорог республики: Тигей -- Копьёво, Аскиз -- Абаза, Бискамжа -- Тёя. Узловой центр железных дорог республики -- столица. По республике курсируют 3 основных поезда: местного формирования: № 659/660 Абакан -- Красноярск (через Ачинск); № 675/676 Абакан -- Новокузнецк (через Бискамжу); дальнего следования: № 67/68 Абакан -- Москва-Ярославская(через Ачинск, Омск, Екатеринбург, поезда меняют нумерацию на ст. Ачинск-1); Кроме того, из Абакана, в зависимости от времени года и дня недели, прицепными вагонами или поездами временного формирования можно добраться до Иркутска, Тайшета, Томска, Адлера, Бишкека. Участок железной дороги Тигей -- Копьёво (и далее -- Ужур, Ачинск) является связующим звеном между двумя железнодорожными артериями -- Транссибом и Южсибом (Тайшет -- Абакан -- Новокузнецк -- Артышта - Барнаул - Кулунда - Павлодар - Астана - Тобол - Карталы - Магнитогорск - Дёма) (аналогично участку Саянская -- Уяр). Помимо Абакана, узловой в республике является станция Бискамжа. Город Саяногорск связан с "большой" железной дорогой через станцию Камышта.

Авиатранспорт: В Хакасии действует аэропорт. И хотя официально он располагается не в селе Калинино, а в 200 метрах от него, жителями столицы и республики в целом принято считать, что аэропорт г. Абакан находится именно в этом селе. Авиаперевозки пассажиров и груза в Хакасии осуществляет ЗАО "Абакан -- Авиа", ОАО "Владивосток -- Авиа" и ОАО "Аэропорт -- Абакан". Выполняются рейсы в Москву , Норильск, Красноярск, Владивосток, Кызыл. Самолёты, осуществляющие перевозки, класса Ту (в частности Ту-204) и Airbus, в частности Airbus A320).

В зависимости от времени года, выполняются рейсы на Юг России и в курортные страны.

Глава 6. Экологические проблемы района

Для определения уровня воздействия социального компонента на состояние экологии Республики Хакасия, рассчитаем среднюю экологическую плотность населения:

ЭПср=К2*численность населения,

где К 2 -- от 501 тыс. до 1,0 млн.

чел.; К 2 = 1,5;

ЭПср=532200 *1,5=798300

Выявим уровень воздействия городского населения на природную среду:

УВ=ЭПср/Кср,

где К ср -- табличный показатель, учитывающий экологическую ситуацию и значимость состояния почвы (К п), атмосферы (К а), водного бассейна (К в) Республики Хакасия (Сибирский округ, бассейн Енисея)

К ср = (К п + К а +К в) / 3.

К ср =(1,4+1,1+1,25)/3=1,25

УВ=798300/1,25=638640

Таблица 11 Уровень воздействия городского поселения на природную среду

Вывод: Самый высокий уровень воздействия городского населения на природу в Абакане- 137,04, второе место - Черногорск - 60,32. Разница в показателях значительна, т.к. Абакан - столица, его средняя экологическая плотность населения -- 145,2 тыс. чел. То же самая высокая, но не превышает 500 тыс. чел., это значит, что уровень концентрации загрязнения равен 1, не высокий по сравнению с городами других областей.

Таблица 12 Характеристика отраслей по характеру воздействия

На воздушную среду

На биосферу

На человека

Теплоэнергетика

Химическая и нефтехимическая

Машиностроение

Лесная и деревообрабатывающая

Целлюлозно-бумажная

Легкая пром-ть

Пищевая пром-ть

Сельское хоз-во

Транспорт

Особенности воздействия отраслевого комплекса (оценены теплоэнергетика, гидроэнергетика, машиностроение, лесная и деревообрабатывающая промышленность, цветная металлургия, пищевая промышленность, сельское хозяйство, транспорт, ЖКХ) на окружающую среду: на землю - 21 балл, на воду - 19 баллов, на воздух - 19 баллов, на биосреду - 23 баллов, на человека -20 баллов (согласно приложению Л таблице Л2).

При оценке экологических проблем района, необходимо принять в расчет тот факт, что республика Хакасия находится на 41 месте по загрязненности. В городах Республики уровень загрязнения атмосферного воздуха колеблется от высокого до очень высокого; вода в поверхностных водных объектах относится к категории "загрязненной" и "очень грязной".

75% и более городского населения нашей республики проживает в условиях высокого и очень высокого уровня загрязнения атмосферного воздуха. 45% его загрязненности от стационарных источников обеспечивали предприятия металлургии и теплоэнергетики. В "лидерах" - ОАО "РУСАЛ Саяногорский алюминиевый завод" (с арендой объектов Хакасского алюминиевого завода). Это предприятие обеспечило за 2010 год почти 33 тыс. тонн выбросов. За ним шли: Абаканская ТЭЦ (9,5 тыс. тонн), черногорский "Хакасский ТеплоЭнергоКомплекс" (7,9 тыс. тонн) и саяногорское ООО "Теплоресурс" (4,4 тыс. тонн). Вклад автотранспорта в загрязнение воздуха составил 47,1 тыс. тонн (32,9%). Общие же суммарные выбросы в атмосферу Хакасии в 2010 году превысили 140 тыс. тонн. В воздух, которым мы дышали, постоянно попадали диоксид серы, оксиды углерода и азота. Химические реакции, происходящие в атмосфере при смешивании перечисленных веществ, само собой, могли привести только к образованию какой-нибудь "дряни". В "приоритетный перечень городов России с наибольшей загрязненностью атмосферного воздуха" попали города Черногорск и Минусинск.

Среди наиболее эффективных путей решения экологических проблем необходимо выделить внедрение экологически эффективных и ресурсосберегающих технологий, сырья, продукции и оборудования, рациональное использование природных ресурсов.

В качестве заключения необходимо отметить, что, несмотря на все предпринимаемые в настоящее время шаги по снижению уровня антропогенного давления на окружающую среду, значительный результат не будет, достигнут без повышения уровня экологической культуры человека, его экологического образования и воспитания.