Презентация на тему: Духовная жизнь Серебряного века (9 класс). и реальных училищ

















1 из 16

Презентация на тему: Духовная жизнь Серебряного века (9 класс)

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Просвещение Модернизация страны требовала грамотных специалистов. Расходы на образование выросли в 5 раз. В школах обучалось ок.6 млн человек. Выросло число гимназий и реальных училищ. Появились коммерческие училища и др.профессиональные заведения. Новые технические ВУЗы появились в Петербурге, Новочеркасске, Томске. В Саратове открылся университет. В столицах открылись пединституты.60% всех студентов не являлись дворянами.

№ слайда 3

Описание слайда:

Наука В начале 20 в.в России быстрыми темпами развивалась наука. Физик П.Лебедев разработал единую волновую теорию. Н.Жуковский и С.Чаплыгин создали в стране самолетостроение. К.Э.Циолковский в 1903 г. обосновал возможность космических полетов и определил пути достижения этой цели. В.Вернадский разработал учение о ноосфере.

№ слайда 4

Описание слайда:

В исторической науке работали такие светила как В.Ключевский, С.Платонов, Р.Виппер, Е.Тарле. Философия развивалась усилиями Н.Бердяева, С.Булгакова, В.Соловьева, П.Флоренского. В стране действовало около двадцати научно-технических обществ, которые являлись центрами научных работ, широко пропагандировали их среди населения. В исторической науке работали такие светила как В.Ключевский, С.Платонов, Р.Виппер, Е.Тарле. Философия развивалась усилиями Н.Бердяева, С.Булгакова, В.Соловьева, П.Флоренского. В стране действовало около двадцати научно-технических обществ, которые являлись центрами научных работ, широко пропагандировали их среди населения.

№ слайда 5

Описание слайда:

№ слайда 6

Описание слайда:

№ слайда 7

Описание слайда:

Литература Образ «серебряного века» наиболее отчетливо проявился в литературе. Критический реализм сохранился в творчестве Л.Н.Толстого, а его письма к царю вызвали широкий отклик в обществе. А.Чехов в своем творчестве отразил изменения в структуре общества. И.Бунин исследовал жизнь крестьянства, а А.Куприн армейские будни. М.Горький впервые описал жизнь пролетариата. В русскую поэзию пришли С.Есенин, Н.Клюев и др.

№ слайда 8

Описание слайда:

Стремление не только отображать но и изменять мир привело к появлению новых направлений. Символисты(К.Бальмонт,А.Блок,В.Брюсов) начав с упаднических идей, после 1909г. пропагандируют гибель западной цивилизации и возрождение России на основе «русской души». Им противостояли акмеисты. Они провозгласили самоценность реальной жизни. В творчестве Н.Гумилева, А.Ахматовой и др. наблюдается эстетический вкус и отточенность художественного слова. Стремление не только отображать но и изменять мир привело к появлению новых направлений. Символисты(К.Бальмонт,А.Блок,В.Брюсов) начав с упаднических идей, после 1909г. пропагандируют гибель западной цивилизации и возрождение России на основе «русской души». Им противостояли акмеисты. Они провозгласили самоценность реальной жизни. В творчестве Н.Гумилева, А.Ахматовой и др. наблюдается эстетический вкус и отточенность художественного слова.

№ слайда 9

Описание слайда:

Яркими представителями русского авангарда были футуристы. Основное внимание они уделяли не содержанию, а форме поэтической конструкции. Они использовали вульгарную лексику, язык плаката и афиши. Сборники футуристов носили характерные названия- «Дохлая луна», «Пощечина общественному вкусу» и др. Наиболее яркие представители направления В.Маяковский, В.Хлебников и др, объединились в группу «Гилея». Яркими представителями русского авангарда были футуристы. Основное внимание они уделяли не содержанию, а форме поэтической конструкции. Они использовали вульгарную лексику, язык плаката и афиши. Сборники футуристов носили характерные названия- «Дохлая луна», «Пощечина общественному вкусу» и др. Наиболее яркие представители направления В.Маяковский, В.Хлебников и др, объединились в группу «Гилея».

№ слайда 10

Описание слайда:

№ слайда 11

Описание слайда:

В 1907 г. В Москве прошла выставка 16 молодых художников «Голубая роза». Н.Сапунов, М.Сарьян пытались обрести индивидуальность, сочетая, западный опыт и национальные традиции. Они были тесно связаны с символистами. Символизм в живописи не был единым направлением и включал в себя таких разных художников как М.Врубель, К.Петров-Водкин и др. В 1907 г. В Москве прошла выставка 16 молодых художников «Голубая роза». Н.Сапунов, М.Сарьян пытались обрести индивидуальность, сочетая, западный опыт и национальные традиции. Они были тесно связаны с символистами. Символизм в живописи не был единым направлением и включал в себя таких разных художников как М.Врубель, К.Петров-Водкин и др.

№ слайда 12

Описание слайда:

№ слайда 13

Описание слайда:

В архитектуре популярностью пользовался модерн и его разновидность неорусский стиль. Ф.Шехтель построил здание Ярославского вокзала, особняк С. Рябушинского. Затем он переходит к «рационалистическому модерну(Банк Рябушинского. В.Валькотт используя эклектику построил в Москве здание гостиницы «Метрополь».Многие здания в столицах возводились в стиле неоклассицизма. В архитектуре популярностью пользовался модерн и его разновидность неорусский стиль. Ф.Шехтель построил здание Ярославского вокзала, особняк С. Рябушинского. Затем он переходит к «рационалистическому модерну(Банк Рябушинского. В.Валькотт используя эклектику построил в Москве здание гостиницы «Метрополь».Многие здания в столицах возводились в стиле неоклассицизма.

№ слайда 14

Описание слайда:

№ слайда 15

Описание слайда:

В начале века на русской сцене появились выдающиеся режиссеры К.Станиславский, В.Мейерхольд, Е.Вахтангов. В балетном искусстве взошла звезда М.Петипа. Другим выдающимся постановщиков был А.Горский. Для своих спектаклей они использовали декорации К.Коровина, А.Бенуа Н.Рериха и др. В начале века на русской сцене появились выдающиеся режиссеры К.Станиславский, В.Мейерхольд, Е.Вахтангов. В балетном искусстве взошла звезда М.Петипа. Другим выдающимся постановщиков был А.Горский. Для своих спектаклей они использовали декорации К.Коровина, А.Бенуа Н.Рериха и др.

№ слайда 16

Описание слайда:

В 1908-9г. С.Дягилев организовал в Париже «Русские сезоны». В России в начале века появился кинематограф.В 1908 г. вышла 1-я русская картина- «Степан Разин» в 1911- «Оборона Севастополя».Режиссер Протазанов, актриса В.Холодная, кинопредприниматель В.Ханжонков стали видными фигурами русской культуры В 1908-9г. С.Дягилев организовал в Париже «Русские сезоны». В России в начале века появился кинематограф.В 1908 г. вышла 1-я русская картина- «Степан Разин» в 1911- «Оборона Севастополя».Режиссер Протазанов, актриса В.Холодная, кинопредприниматель В.Ханжонков стали видными фигурами русской культуры

Серебрянный век занимает почетное место в истории России. Наступив после "Золотого века", "Серебрянный век" насчитывает менее половины столетия, всего лишь сорок лет: с 1880 по 1920 года. Но эти сорок дали так много, что их приравнивали к целому веку!

В этот период времени активно развивается система образования. Прежде всего, большое внимание уделяется образованию детей и получению начального образования не только в городах, но и в селах. Люди, которые ничего не слышали кроме Библии, вдруг окунаются в мир математики, литературы, науки. Изголодавшиеся по новым знаниям, люди впитывали полученные знания, как глоток холодной воды в пустыне.

Увеличивается количество гимназий, училищ, высших учебных заведений. Стремительно растет количество преподавателей, людей науки, людей воспитывающих новое поколение, новую Россию.

В стране происходит реальный просветительский бум и прямо на глазах рождаются новые ученые и авангарды духовной культуры и жизни народа.

Зажигаются новые имена, работы которых продвинули человечество настолько вперед, что всего лишь сорок лет, стали называть "Серебрянным веком".

Результаты работы и достижения были такими ошеломляющими и бурными во всех направлениях духовной жизни страны, что до сих пор восхищают. И это притом, что не было тогда современных инструментов исследований. Насколько велика сила познания, насколько необъятен ум человека!

К примеру, Вернадский В.И. (учение о биосфере и ноосфере, которое стало основой современной экологии), Циолковский К.Э. - смоделировал чертеж первого космического корабля, Павлов И.П. - о котором, когда говорят, всегда начинают со слов "собака Павлова". Он создал науку о высшей нервной деятельности и процессах регуляции пищеварения. И много других умнейших людей.

Образование дало толчок к развитию всех ветвей духовной жизни страны: литература, живопись, архитектура, скульптура, музыка, балет, театр, кинематограф.

В литературе появляются такие имена, которых сегодня мы считаем нашими классиками: Толстой Л.Н., Куприн А.И., Горький М., Бунин И.А., Есенин С.А. Они боролись за новую, просвещенную Россию, в своих работах защищали притесняемых и бедных, воспевали и насаждали свободу и права человека, красоту нашего края и верили, что только добро может победить зло.

Появляются новые литературные направления: символизм (искали в глубинах русской души возможность нового рождения и обновления - Блок А.А., Белый А., Брюсов В.Я.), акмеизм (берегли кратосу и отточенность художественного слова, в выражении реальной жизни - Ахматова А.А., Гумилев Н.С.), футуризм (придумывали новые слова, использовали профессиональную лексику - Северянин И.В., Хлебников В.В., Маяковский В.В.).

В живописи настало время отказа от прямых линий и углов в пользу более естественных, природных линий. Главной идеей живописцев стало отражение реальной действительности, в точном и правдивом свете реальной жизни.

Представителями живописцев "Серебрянного века" в разных направлениях (реализм, модерн, символизм, авангад) были: Репин И.Е., Васнецовы, Рерих Н.К., Врубель М.А., Шагал М.З.

Скульптура в стремлении запечатлеть подвижность и изменчивость реального мира (Трубецкой П.П., Коненков С.Т.) и архитектурные стили: неоклассицизм (Валькотт В.Ф.), модерн (Шехтель Ф.О.) были признаны актуальными и заняли почетное место среди архитектурных памятников.

Конечно же, в такую бурную эпоху расцвета научной и творческой мысли, душа требовала только самых изысканных и шедевральных мотивов. И потому на мировую сцену вышли Рахманинов С.В. и Шаляпин Ф.И., а в театральном искусстве: Станиславский К.С. и Мейерхоль В.Э.

Балет, во всей гамме новой, свободной техники танца и выражения чувств без слов, возвышенной эстетики был представлен Горским А.А., Павловой А.Т., Карсавиной Т.П. и др.

О людях "Серебрянного века" мы и наши современники говорят всегда только с приставкой Великий. Это были великие люди! Люди, творившие историю и собирающие золотые зерна в хранилищницу мировой культуры.

Cлайд 1

Cлайд 2

План изучения Состояние духовной жизни российского общества. Образование, просвещение, наука. Литература Скульптура Живопись Архитектура Театр и музыка

Cлайд 3

Серебряный век- небывалый культурный подъем, в результате которого русская культура создала собственные варианты «нового искусства».

Cлайд 4

Образование Система образования в России на рубеже XIX--XX вв. включала три ступени обучения: Начальная школа (церковно-приходские школы, народные училища); Средняя школа (классические гимназии, реальные и коммерческие училища); Высшая школа (университеты, институты)

Cлайд 5

Образование 1897 год – Всероссийская перепись населения Средний уровень грамотности 21% Мужчины-29,3% Женщины- 13,1% высш. сред. обр- 1% 16 высших технических учебных заведений Рост числа студентов Сер.90-х г. – 14 тыс.чел. 1907 г. 35,3 тыс. чел 1911 год – право женщин на образование

Cлайд 6

Просвещение Новые типы культурно-просветительских учреждений для взрослых Рабочие курсы Просветительские рабочие Народные дома общества Развитие периодической печати Конец XIXвека Начало XX века 1860 г.-7 газет 300 типограф. 1913 г. – 1263 газеты 1,2 тыс. типогр. 1890 г.-100 газет 1000 типогр. 500 публичных библиотек 1914 г. – 76 тыс. общественных 3 тыс. земских читален библиотек

Cлайд 7

Суворин Алексей Сергеевич 1834-1912 Российский журналист, издатель, публицист, театральный критик. В 1895 Суворин открыл свой театр. Он был одним из учредителей «Литературно-художественного кружка» (1895).

Cлайд 8

Сытин Иван Дмитриевич 1851-1934 Российский издатель-просветитель. К началу 20 в. издательство Сытина стало крупнейшим в России.

Cлайд 9

«Иллюзион» - кино 1914 г. – 400 кинотеатров 1908-1917 г. Снято 2 тыс. новых фильмов 1911-1913 – В.А. Старевич создал объемные мультипликации

Cлайд 10

НАУКА Достижения Д.И. Менделеев 1869 г. В.И. Вернадский - биохимия, Периодич. система хим. элем. биогеохимия, радиогеология А.Г. Столетов 1888-1889 И.И. Мечников – микробиология, законы фотоэффекта иммунология И.П. Павлов – иссл. нервной сист И.М. Сеченов – «Рефлексы П.Н. Лебедев - исследования головного мозга» ультразвука К.А. Тимирязев – основал К.Э. Циолковский - космонавтика русскую школу физиологии А.Ф. Можайский, Н.Е. Жуковский- растений основы авиации П.Н. Яблочков – дуговая электрическая лампочка А.Н. Лодыгин – лампочка накаливания

Cлайд 11

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ В.О. Ключевский С.Ф. Платонов С.А. Венгеров история экономика литературоведение В.С. Соловьев Основы религиозного философского Ренессанса Н.А. Бердяев С.Н. Булгаков Д.С. Мережковский Г.П. Федотов П.А. Флоренский развитие культуры философии этики

Cлайд 12

Литература Толстой Лев Николаевич 1828-1910 Наиболее известные произведения «Война и мир» «Анна Каренина» «После балла» «Воскресенье»

Cлайд 13

Чехов Антон Павлович 1860-1904 Художественные открытия Чехова оказали огромное влияние на литературу и театр 20 в. Его драматические произведения, переведенные на множество языков, стали неотъемлемой частью мирового театрального репертуара..

Cлайд 14

Бунин Иван Алексеевич 1870-1953 В лирике продолжал классические традиции. В рассказах и повестях показал оскудение дворянских усадьб, жестокий лик деревни, гибельное забвение нравственных основ жизни.

Cлайд 15

Литература. Символизм - Если образ выражает единичное явление, то символ таит в себе целый ряд значений - подчас противоположных, разнонаправленных Лучшими представителями этого течения в эпоху серебряного века стали: В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, Д. Мережковский, 3. Гиппиус А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов

Cлайд 16

Литература. Акмеизм - провозгласил освобождение поэзии от символистских порывов к "идеальному", от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, возврат к материальному миру, предмету, точному значению слова. Представители этого направления С. М. Городецкий, М. А. Кузмин, Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам Футуризм - Упоенные новейшими достижениями техники, футуристы стремились вырезать "раковую опухоль" старой культуры ножом техницизма и последних достижений науки. Представители этого направления В. Маяковский Б.Пастернак, Елена Гуро, Бенедикт Лифшиц

Cлайд 17

Скульптура Трубецкой Павел Петрович (1866-1938) Князь, русский скульптор, Представитель импрессионизма Самое замечательное произведение Трубецкого – памятник Александру III в Петербурге (1909, бронза).

Cлайд 18

Андреев Николай Андреевич (1873- 1932) Российский скульптор и график, заслуженный деятель искусств России.

Cлайд 19

Живопись Художников Серебряного века интересовали не глобальные исторические события, а эстетика русского быта XVII в., утонченная красота древнерусского узорочья.. Проникновенным лиризмом, глубоким пониманием своеобразия жизненного уклада отмечены лучшие полотна художников. В живописи импрессионизма - мир движущийся, эфемерный, ускользающий, поэтому акцент - на это уходящее мгновение, на настоящее. Импрессионизм предпочитает свет, прикосновение, цветную вибрацию.

Cлайд 20

Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856-1933) В исторических полотнах А. В. Васнецова находим развитие пейзажного начала

Cлайд 21

Исаак Ильич Левитан 1860-1900 Современники оставили немало признаний в том, что именно благодаря Левитану родная природа "представала перед нами как нечто новое и вместе с тем очень близкое...дорогое и родное".

Cлайд 22

Константин Алексеевич Коровин 1861-1939 К.А. Коровин – самый яркий представитель русского импрессионизма. Полотна Коровина – это «пиршество для глаз».

Cлайд 23

Объединения художников «Мир искусства» А.Н.Бенуа, В.Ф.Нувель Д.В.ФилософовЛ.С.Бакст, Е.Е.Лансере, К.А.Сомов С.П. Дягилев «Союз русских художников» А.Е.Архипов, А.М.Васнецов, С.В.Иванов, С.А.Коровин, Н.П.Крымов, С.В.Малютин, Ф.А.Малявин Н.А.Тархов, Л.В.Туржанский

Cлайд 24

Объединения художников «Бубновый валет» П.П. Кончаловский, А.В. Куприн, А.В. Лентулов,И.И.Машков, А.А.Осмеркин, В.В.Рождественский «Лирический кубизм» Р.Р. Фальк

Cлайд 25

Казимир Северинович Малевич 1878-1935 Малевич Казимир Северинович (1878-1935), российский художник. Основоположник одного из видов абстрактного искусства- супрематизма..

9 класс. История России. 25.10.2017 г.

Тема: Духовная жизнь Серебряного века.

Цель урока: сформировать представление о том, почему начало XX века вошло в русскую культуру под названием «серебряного века».

Задачи урока.

Образовательная:

    познакомить с культурой Серебряного века;

    на конкретных примерах показать достижения русской науки, литературы, искусства;

    способствовать запоминанию основной терминологии;

    раскрыть мировое значение достижения русской культуры.

Развивающая:

    создать условия для развития общеучебных умений - работа с текстом учебника, с репродукциями картин;

    применять знания, для решения проблемных задач используя различные источники знаний.

    заполнять таблицы;

    способствовать формированию навыков работы с информацией (отбор);

    содействовать формированию умения оценивать свою работу на уроке (рефлексия).

Воспитательная:

воспитывать чувство гордости за великую русскую культуру, уважение к культурному наследию.

Оборудование: экран, компьютер, проектор, презентация к уроку, фрагменты музыкальных произведений, раздаточный материал.

Понятия: импрессионизм, модерн, символизм, акмеизм, футуризм.

План урока:

    Вводное слово учителя. Постановка цели урока и проблемного вопроса.

    Просвещение.

  1. Литература.

    Живопись.

    Скульптура. Архитектура.

    Музыка, балет, театр, кинематограф.

    Закрепление. Проверка проблемного задания.

Ход урока:

1. Организационный момент. Вводное слово учителя. Постановка цели урока и проблемного вопроса. Слайд 2 . Проблемный вопрос: Начало 20 века называют Серебряным веком русской культуры. Почему?

В начале XX Россия вступила в эпоху индустриализации, которая диктовала свои условия и нормы жизни. Рушились традиционные ценности и представления людей об окружающем мире. Возникали растерянность, тревожность, чувство катастрофы. Русская интеллигенция была занята поиском общественного идеала, новой русской идеи. Русская культура этого периода переживала расцвет и подъем. Появились новые имена, ставшие гордость русской и мировой культуры.

2. Просвещение. Учащиеся читают учебник пункт "Просвещение" и отвечают на вопросы:

    Какие изменения произошли в области образования и просвещения?

    Чем они были обусловлены?

    Проверяем. Слайд №3.

3. Наука. Слайды 4-6.

Рассказ учителя, показ слайдов и заполнение учащимися таблицы: «Достижения русской науки в нач. XX века».

П.Н. Лебедев

В.И. Вернадский

И.П. Павлов

И.И. Мечников

Н.Е. Жуковский

К.Э. Циолковский

В.О.Ключевский

Физика волн

Учение о биосфере и ноосфере

Физиология

Иммунология

Аэродинамика, самолетостроение

Ракетостроение

История России

Сделанные в этот период открытия привели к пересмотру устоявшихся представлений на окружающий мир.

Проверяем выполнение задания.

4. Литература. Слайды 7-9).

Литература начала XX века отмечена многообразием художественных жанров, стилей и методов. Господствующим направлением в русской литературе этого периода оставался реализм. В традициях реализма писали свои произведения Л.Н.Толстой, А.П. Чехов, А.И. Куприн.

Кто еще из писателей представлял реализм в начале века? Кого вы из писателей реалистов этого периода Вы знаете? Если не знают, предложить посмотреть в учебнике на странице 56-57 - И.А. Бунин, В.Г. Короленко, М. Горький.

В первое десятилетие XX века в русскую поэзию пришла плеяда талантливых крестьянских поэтов – С. Есенин, Н.Клюев, С. Клычков.

В это время все громче стали звучать голоса поэтов и писателей нового поколения, протестовавших против главного принципа реалистического искусства - непосредственного изображения окружающего мира. Они придерживаются различных взглядов и принадлежат к разным направлениям - символизму, акмеизму и футуризму.

Работа с терминами . Внимание на экран, перед вами новые слова. Слайд 10.

Символизм – направление в искусстве; сосредоточено на художественном выражении посредством символа материальных объектов и идей, находящихся за пределами чувств, восприятий.

Акмеизм – (высшая степень чего-либо, цветущая сила) направление в литературе XX века, характеризующееся склонностью к эстетизму, камерности, поэтизации чувств; главное внимание – художественному слову.

Футуризм – (будущее) авангардистское течение в литературе и искусстве XX века, характеризующееся отрицанием художественного и нравственного наследия, и поиском «нового искусства», соответствующего динамично развивающемуся миру.

Слайд 11. Символизм в русской поэзии начала XX века представляли - К. Бальмонт, А.Блок, В. Брюсов, А. Белый.

Слайд 12. Акмеизм в русской поэзии представляли - Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам.

Слайд 13 . Футуризм представляли - В. Маяковский В, Хлебников, И. Северянин.

5. Живопись.

Слайд 14. Направления в живописи начала XX века.

слайд 15.

Модерн - (от фр. современный) - направление в искусстве XX века, характеризующееся отрицанием традиционных форм, опорой на условность стиля, поиском новых форм, противопоставлением реализму.

Авангардизм - (от фр.- передовой)- название ряда художественных течений XX века, стремящееся к коренному обновлению искусства как по содержанию, так и по форме; характеризуется принижением значения культурно-исторического наследия человечества.

Работа с презентацией слайды 16-22. Заполняем таблицу « Направления в русской живописи начала XX века». Раздаточный материал - таблица.

слайд 23.

6. Скульптура. Архитектура. Слайды 24-26.

Скульптура была связана с импрессионизмом. Работа с термином.

Импрессионизм – это направление в искусстве, представители которого стремятся запечатлеть реальный мир в его неподвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.

В скульптуре этого времени прославился П.П. Трубецкой. Памятник Александру III.

Архитектура этого периода связана с модерном.

Облик русского модерна определило творчество Ф.О. Шехтеля (здание Ярославского вокзала в Москве и др.).

7. Музыка, балет, театр, кинематограф. Слайды 27-30.

В начале XX века творческий взлет переживали великие русские композиторы А.Н. Скрябин, И.Ф. Стравинский, С.И. Танеев, С.В. Рахманинов. Они пытались найти новые музыкальные формы и образы. Звучит их музыка.

Этот период дал плеяду выдающихся «поющих актеров»: Ф.И. Шаляпина, А.В. Нежданову, Л.В. Собинова. (фрагмент записи в исполнении Ф.И. Шаляпина). Одаренные блестящими вокальными данными, по ходу спектакля они не только исполняли свои оперные партии, но и играли как первоклассные актеры. Шаляпин в роли Бориса Годунова производил потрясающее впечатление на зрителей. (фрагмент записи в исполнении Ф.И. Шаляпина).

Большим событием в мировом искусстве стал русский балет.

Театр, возглавляемый такими выдающимися мастерами как К.С. Станиславский, Е.Б. Вахтангов оказывал огромное влияние на формирование общественного мнения, на духовную жизнь людей.

Слайд 30. В начале XX века возник новый вид искусства кинематограф. В 1908 г была снята первая русская игровая картина «Стенька Разин и княжна», а через 2 года – полнометражный фильм «Оборона Севастополя». Главное отличие кинематографа было в том, то он был доступен всем слоям населения.

Закрепление. Слайд 31. Проверяем проблемное задание.

Почему период развития русской культуры начала XX века назван Серебряным веком?

Период русской культуры начала XX в. вошел в историю как серебряный век русской культуры. Тот, кто придумал это название, конечно же, сравнивал его с «золотым веком», с временем Пушкина, Гоголя, Глинки. «Золото» осталось за ними. Но «серебро» - это не только второй по ценности металл. И сравнение «золотого» и «серебряного» веков давно уже утратило соревновательный оттенок. Изделия из серебра часто не имеют себе равных по изяществу, внутреннему благородству и утонченности – особенно когда их одевает патина времени. Таким и запечатлелся в памяти России и всего мира взлет русской культуры в начале XX века.

Домашнее задание: § 8 , подготовить сообщения о деятелях русской культуры начала XX в. (по выбору).

Слайд 2

Просвещение

Модернизация страны требовала грамотных специалистов. Расходы на образование выросли в 5 раз. В школах обучалось ок.6 млн человек. Выросло число гимназий и реальных училищ. Появились коммерческие училища и др.профессиональные заведения. Новые технические ВУЗы появились в Петербурге, Новочеркасске, Томске. В Саратове открылся университет. В столицах открылись пединституты.60% всех студентов не являлись дворянами.

Слайд 3

Наука

В начале 20 в.в России быстрыми темпами развивалась наука. Физик П.Лебедев разработал единую волновую теорию. Н.Жуковский и С.Чаплыгин создали в стране самолетостроение. К.Э.Циолковский в 1903 г. обосновал возможность космических полетов и определил пути достижения этой цели. В.Вернадский разработал учение о ноосфере.

  • П.Н.Лебедев
  • Н.Е.Жуковский
  • Слайд 4

    В исторической науке работали такие светила как В.Ключевский, С.Платонов, Р.Виппер, Е.Тарле. Философия развивалась усилиями Н.Бердяева, С.Булгакова, В.Соловьева, П.Флоренского. В стране действовало около двадцати научно-технических обществ, которые являлись центрами научных работ, широко пропагандировали их среди населения.

    • В.Ключевский
    • Н.Бердяев
  • Слайд 5

    • К.Э.Циолковский
    • С.А.Чаплыгин
    • В.И.Вернадский

    Почтовые марки, 1951г., выдающиеся русские учёные

    Слайд 6

    Нобелевские лауреаты

    • И.Мечников
    • И.Павлов

    И.П.Павлов разработал учение о высшей нервной деятельности и об условных рефлексах. И.И Мечников заложил основы иммунологии

    Слайд 7

    Литература

    Образ «серебряного века» наиболее отчетливо проявился в литературе. Критический реализм сохранился в творчестве Л.Н.Толстого, а его письма к царю вызвали широкий отклик в обществе. А.Чехов в своем творчестве отразил изменения в структуре общества. И.Бунин исследовал жизнь крестьянства, а А.Куприн армейские будни. М.Горький впервые описал жизнь пролетариата. В русскую поэзию пришли С.Есенин, Н.Клюев и др.

    Слайд 8

    Стремление не только отображать но и изменять мир привело к появлению новых направлений. Символисты(К.Бальмонт,А.Блок,В.Брюсов) начав с упаднических идей, после 1909г. пропагандируют гибель западной цивилизации и возрождение России на основе «русской души». Им противостояли акмеисты. Они провозгласили самоценность реальной жизни. В творчестве Н.Гумилева, А.Ахматовой и др. наблюдается эстетический вкус и отточенность художественного слова.

    • А Ахматова
    • С.Гумилев
  • Слайд 9

    Яркими представителями русского авангарда были футуристы. Основное внимание они уделяли не содержанию, а форме поэтической конструкции. Они использовали вульгарную лексику, язык плаката и афиши. Сборники футуристов носили характерные названия- «Дохлая луна», «Пощечина общественному вкусу» и др. Наиболее яркие представители направления В.Маяковский, В.Хлебников и др, объединились в группу «Гилея».

  • Слайд 10

    Живопись

    Реалистические основы сохранились в творчестве И.Репина, В.Сурикова, М.Нестерова. В то же время модернисты объединились в группу «Мир искусства». Они полагали, что искусство не зависит от политических обстоятельств и должно существовать самостоятельно. В группу входили почти все видные художники- А.Бенуа, Л.Бакст,Б.Кустодиев, Е.Лансере, Н.Рерих, К.Сомов и др.

    • В.Суриков «Боярыня Морозова»
    • И.Репин «И.Грозный и сын его»
  • Слайд 11

    В 1907 г. В Москве прошла выставка 16 молодых художников «Голубая роза». Н.Сапунов, М.Сарьян пытались обрести индивидуальность, сочетая, западный опыт и национальные традиции. Они были тесно связаны с символистами. Символизм в живописи не был единым направлением и включал в себя таких разных художников как М.Врубель, К.Петров-Водкин и др.

    • М.Врубель «Царевна Лебедь»
  • Слайд 12

    Скульптура. Архитектура.

    В скульптуре успешно развивался импрессионизм. П.Трубецкой создал бюсты С.Витте, Л.Толстого и памятник Александру IIIА.Голубкина пыталась создавать скульптуры в виде обобщенного образа. С.Коненков отразил новые веяния в реализме («Камнебоец», «Нищая братия»).В то же время он сохранил черты индивидуальности, что хорошо видно в бюсте А.П.Чехова.

    • С.Коненков бюст Чехова.
  • Слайд 13

    В архитектуре популярностью пользовался модерн и его разновидность неорусский стиль. Ф.Шехтель построил здание Ярославского вокзала, особняк С. Рябушинского. Затем он переходит к «рационалистическому модерну(Банк Рябушинского. В.Валькотт используя эклектику построил в Москве здание гостиницы «Метрополь».Многие здания в столицах возводились в стиле неоклассицизма.

    • Гостиница «Метрополь»
    • Особняк Рябушинского
    • Ярославский вокзал
  • Слайд 14

    Музыка. Балет. Театр. Кинематограф.

    В н.20 в.в музыке появились композиторы- новаторы А.Скрябин, И.Стравинский, С.Рахманинов, которые стремились выйти за рамки традиционной классической музыки. Вокальная школа дала миру таких выдающихся певцов как Ф.Шаляпин, А.Нежданова, Л.Собинов,И.Ершов.

    • Композитор С.Рахманинов.
    • Певец Ф.Шаляпин
  • Слайд 15

    В начале века на русской сцене появились выдающиеся режиссеры К.Станиславский, В.Мейерхольд, Е.Вахтангов. В балетном искусстве взошла звезда М.Петипа. Другим выдающимся постановщиков был А.Горский. Для своих спектаклей они использовали декорации К.Коровина, А.Бенуа Н.Рериха и др.

    • К.Станиславский и одна из его ролей в спектакле «Мнимый больной»
    • Е.Вахтангов и одна из его ролей.
  • Слайд 16

    В 1908-9г. С.Дягилев организовал в Париже «Русские сезоны». В России в начале века появился кинематограф.В 1908 г. вышла 1-я русская картина- «Степан Разин» в 1911- «Оборона Севастополя».Режиссер Протазанов, актриса В.Холодная, кинопредприниматель В.Ханжонков стали видными фигурами русской культуры

    • Кадр из фильма «Степан Разин» 1908 г
    • Актриса немого кино Вера Холодная в разных образах.
  • Посмотреть все слайды