Духовная жизнь Серебряного века (9 класс). Нестеров В., Васнецовы В.М

















1 из 16

Презентация на тему: Духовная жизнь Серебряного века (9 класс)

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Просвещение Модернизация страны требовала грамотных специалистов. Расходы на образование выросли в 5 раз. В школах обучалось ок.6 млн человек. Выросло число гимназий и реальных училищ. Появились коммерческие училища и др.профессиональные заведения. Новые технические ВУЗы появились в Петербурге, Новочеркасске, Томске. В Саратове открылся университет. В столицах открылись пединституты.60% всех студентов не являлись дворянами.

№ слайда 3

Описание слайда:

Наука В начале 20 в.в России быстрыми темпами развивалась наука. Физик П.Лебедев разработал единую волновую теорию. Н.Жуковский и С.Чаплыгин создали в стране самолетостроение. К.Э.Циолковский в 1903 г. обосновал возможность космических полетов и определил пути достижения этой цели. В.Вернадский разработал учение о ноосфере.

№ слайда 4

Описание слайда:

В исторической науке работали такие светила как В.Ключевский, С.Платонов, Р.Виппер, Е.Тарле. Философия развивалась усилиями Н.Бердяева, С.Булгакова, В.Соловьева, П.Флоренского. В стране действовало около двадцати научно-технических обществ, которые являлись центрами научных работ, широко пропагандировали их среди населения. В исторической науке работали такие светила как В.Ключевский, С.Платонов, Р.Виппер, Е.Тарле. Философия развивалась усилиями Н.Бердяева, С.Булгакова, В.Соловьева, П.Флоренского. В стране действовало около двадцати научно-технических обществ, которые являлись центрами научных работ, широко пропагандировали их среди населения.

№ слайда 5

Описание слайда:

№ слайда 6

Описание слайда:

№ слайда 7

Описание слайда:

Литература Образ «серебряного века» наиболее отчетливо проявился в литературе. Критический реализм сохранился в творчестве Л.Н.Толстого, а его письма к царю вызвали широкий отклик в обществе. А.Чехов в своем творчестве отразил изменения в структуре общества. И.Бунин исследовал жизнь крестьянства, а А.Куприн армейские будни. М.Горький впервые описал жизнь пролетариата. В русскую поэзию пришли С.Есенин, Н.Клюев и др.

№ слайда 8

Описание слайда:

Стремление не только отображать но и изменять мир привело к появлению новых направлений. Символисты(К.Бальмонт,А.Блок,В.Брюсов) начав с упаднических идей, после 1909г. пропагандируют гибель западной цивилизации и возрождение России на основе «русской души». Им противостояли акмеисты. Они провозгласили самоценность реальной жизни. В творчестве Н.Гумилева, А.Ахматовой и др. наблюдается эстетический вкус и отточенность художественного слова. Стремление не только отображать но и изменять мир привело к появлению новых направлений. Символисты(К.Бальмонт,А.Блок,В.Брюсов) начав с упаднических идей, после 1909г. пропагандируют гибель западной цивилизации и возрождение России на основе «русской души». Им противостояли акмеисты. Они провозгласили самоценность реальной жизни. В творчестве Н.Гумилева, А.Ахматовой и др. наблюдается эстетический вкус и отточенность художественного слова.

№ слайда 9

Описание слайда:

Яркими представителями русского авангарда были футуристы. Основное внимание они уделяли не содержанию, а форме поэтической конструкции. Они использовали вульгарную лексику, язык плаката и афиши. Сборники футуристов носили характерные названия- «Дохлая луна», «Пощечина общественному вкусу» и др. Наиболее яркие представители направления В.Маяковский, В.Хлебников и др, объединились в группу «Гилея». Яркими представителями русского авангарда были футуристы. Основное внимание они уделяли не содержанию, а форме поэтической конструкции. Они использовали вульгарную лексику, язык плаката и афиши. Сборники футуристов носили характерные названия- «Дохлая луна», «Пощечина общественному вкусу» и др. Наиболее яркие представители направления В.Маяковский, В.Хлебников и др, объединились в группу «Гилея».

№ слайда 10

Описание слайда:

№ слайда 11

Описание слайда:

В 1907 г. В Москве прошла выставка 16 молодых художников «Голубая роза». Н.Сапунов, М.Сарьян пытались обрести индивидуальность, сочетая, западный опыт и национальные традиции. Они были тесно связаны с символистами. Символизм в живописи не был единым направлением и включал в себя таких разных художников как М.Врубель, К.Петров-Водкин и др. В 1907 г. В Москве прошла выставка 16 молодых художников «Голубая роза». Н.Сапунов, М.Сарьян пытались обрести индивидуальность, сочетая, западный опыт и национальные традиции. Они были тесно связаны с символистами. Символизм в живописи не был единым направлением и включал в себя таких разных художников как М.Врубель, К.Петров-Водкин и др.

№ слайда 12

Описание слайда:

№ слайда 13

Описание слайда:

В архитектуре популярностью пользовался модерн и его разновидность неорусский стиль. Ф.Шехтель построил здание Ярославского вокзала, особняк С. Рябушинского. Затем он переходит к «рационалистическому модерну(Банк Рябушинского. В.Валькотт используя эклектику построил в Москве здание гостиницы «Метрополь».Многие здания в столицах возводились в стиле неоклассицизма. В архитектуре популярностью пользовался модерн и его разновидность неорусский стиль. Ф.Шехтель построил здание Ярославского вокзала, особняк С. Рябушинского. Затем он переходит к «рационалистическому модерну(Банк Рябушинского. В.Валькотт используя эклектику построил в Москве здание гостиницы «Метрополь».Многие здания в столицах возводились в стиле неоклассицизма.

№ слайда 14

Описание слайда:

№ слайда 15

Описание слайда:

В начале века на русской сцене появились выдающиеся режиссеры К.Станиславский, В.Мейерхольд, Е.Вахтангов. В балетном искусстве взошла звезда М.Петипа. Другим выдающимся постановщиков был А.Горский. Для своих спектаклей они использовали декорации К.Коровина, А.Бенуа Н.Рериха и др. В начале века на русской сцене появились выдающиеся режиссеры К.Станиславский, В.Мейерхольд, Е.Вахтангов. В балетном искусстве взошла звезда М.Петипа. Другим выдающимся постановщиков был А.Горский. Для своих спектаклей они использовали декорации К.Коровина, А.Бенуа Н.Рериха и др.

№ слайда 16

Описание слайда:

В 1908-9г. С.Дягилев организовал в Париже «Русские сезоны». В России в начале века появился кинематограф.В 1908 г. вышла 1-я русская картина- «Степан Разин» в 1911- «Оборона Севастополя».Режиссер Протазанов, актриса В.Холодная, кинопредприниматель В.Ханжонков стали видными фигурами русской культуры В 1908-9г. С.Дягилев организовал в Париже «Русские сезоны». В России в начале века появился кинематограф.В 1908 г. вышла 1-я русская картина- «Степан Разин» в 1911- «Оборона Севастополя».Режиссер Протазанов, актриса В.Холодная, кинопредприниматель В.Ханжонков стали видными фигурами русской культуры

Тема урока: «Духовная жизнь Серебряного века».

Цель урока: п ознакомить учащихся с достижениями русской культуры начала XX века.

Задачи урока

  • Раскрыть основные направления художественной культуры(литературы, музыки, живописи) Серебряного века. Выделить особенности каждого направления.
  • Повысить интерес учащихся к идеалам Серебряного века.
  • Расширить кругозор, способствовать развитию эстетических качеств детей.

Оборудование: «солнце», «лучи», записи Рахманинова, свеча, портрет А.Блока, плакат «Представители художественного слова», энциклопедия «Русская живопись», картина «Девочка с персиками»В.Серова, портреты З.Н. Юсуповой(В.Серов), портрет княгини О.К.Орловой(Серов), Картина Петрова-Водкина «Купание красного коня», Картина Врубеля «Царевна-лебедь», «особняк С.П.Рябушинского», « Ярославский вокзал В Москве», надписи «22 июня 1897 г., Ресторан «Славянский базар»,технологическая таблица, «чемодан», ватман.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент урока

II. Изучение новой темы

1. Работа по технологической таблице (Приложение 1 )

2. Вводная беседа о значении и месте культуры в историческом процессе.

Учитель: Культура во многом обусловливает психологию и характер не только отдельного человека, но и целого народа. Чтобы понять механизм влияния культуры на человека, попробуем прежде всего разобраться, «что такое культура». Что оно обозначает?
В Японии, услышав слово «культура» люди подумывают в первую очередь об оранжировке цветов. В США оно связано с понятием «культурное разнообразие». А вы о чем подумали, услышав слово «культура»? (Ответы детей.)
В России это понятие связывают с театром, музыкой или манерой поведения. Ныне существует более 250 определений культуры. Самое распространенное принадлежит американскому культур-антропологу Херсковицу, чьи слова мы взяли эпиграфом нашего урока:
«Культура…часть человеческого окружения, созданная самими людьми».
Как вы понимаете его слова? (Ответы детей)
В этом смысле к культуре принадлежит любой, даже простейший предмет, сделанный человеком, каждая мысль, зародившаяся в нашем сознании.
Культура всегда находиться в процессе изменения. Интересно, что изменения в поведении людей обязательно означают изменения в культуре. К резкому изменению культуры приводят войны, революции, экономические и общественные потрясения, переживаемые народом. Какие потрясения и изменения были в жизни россиян в начале XX века? Почему после таких потрясений происходит расцвет культуры? (Ответы детей)
Проведя исследования, такой процесс, взрыв накопленных эмоций, британский антрополог Джефри Горер образно связал с некоторыми чертами русского национального характера. По его мнению: «Многим русским свойственны сильные душевные порывы и всплески социальной активности между долгими периодами депрессии и «самокопания».
В русском искусстве такая депрессия и кризис были после «Золотого века» русской культуры (это эпоха Пушкина, Некрасова), а в начале XX века после долгой депрессии снова происходит расцвет русской культуры, названный Серебряным веком.

3. Раскрытие сути социокультурного феномена Серебряного века и создание проблемной ситуации.

Вступая XX век Россия менялась. Менялся мир. Индустриальная эпоха диктовала свои условия и нормы жизни. Под их натиском рушились традиционные ценности и представления людей. У всех возникают растерянность, чувство надвигающей катастрофы. Представления о добре и зле, истине и лжи, прекрасном и безобразном, которыми жили предки стали несостоятельными.
В развитии культуры в начале XX века сыграл и социокультурный феномен. Понятие «социокультурный» рассматривает культуру как широкий комплекс социальных явлений. Это не только искусство, наука, но и весь комплекс материальной культуры, социальных и политических отношений. Почему период развития русской культуры в начале XX века назван Серебряным веком?

4. Решение проблемной ситуации. Анализ основных направлений культуры

Философские поиски

Философия, наука, литература, искусство искали ответ на не имевшие очевидных решений вопросы.
Ситуация в России в начале XX века стимулировала философские поиски, целью которых являлась выработка общероссийской идеи, т.к. идеи «Официальной теория народности» утратила свою ценность, поиски возглавила группа выдающихся философов и правоведов, объединившиеся вокруг сборника «Вехи». В составе этой группы выделялись П.Б.Струве, С.А.Булгаков, А.И.Изгоев. в своих исканиях эти мыслители исходили из признания следующих положений: (Приложение 2 . Слайд)
Идеи «веховцев встретили дружную критику, как со стороны правительства, так и со стороны представителей интеллигенции всех направлений. Они считали, что левая и леворадикальная интеллигенция не может стать во главе государства, т.к. леворадикализм по своей сути не может решить поставленные задачи, т.к. в нем было очень много утопического, и разрушительного начала. Таким образом, общенациональная идея в первые десятилетия XX века так и не была найдена.

Наука и образование

В начале века наблюдался подъем образования: увеличилось число средних учебных заведений (гимназий, реальные училищ), выросло количество грамотных, были ликвидированы сословные перегородки. В 1913 году прошел первый Всероссийский съезд учителей, на котором, в частности, был поставлен вопрос о введении на национальных окраинах обязательного преподавания на родном языке. Развивается и высшее образование.

Конец XIX–начало XX века отмечены новыми достижениями в науке:

  • проводились исследования в области физиологии растений (К.А.Тимирязев);
  • в области высшей нервной деятельности (И.П.Павлов, И.М.Сеченов);
  • была создана теория иммунитета (И.И.Мечников);
  • заложены теоретические основы воздухоплавания и самолетостроения (Н.И.Жуковский);
  • разработана теория реактивного двигателя (К.Э.Циолковский);
  • изобретено радио (А.С.Попов)

Плодотворно развивалась исследовательская деятельность в области металлургии, военного дела, географии, геологии, истории.

Литература

Выступает литературовед.

Новая культура проявляется прежде всего в новом поэтическом слове.
В 20-е годы были величайшей приливной волной русской поэзии, такого «девятого вала» 20 век больше не знал. (Плакат «Представители художественного слова».)
Невероятным кажется, что одновременно писали Владимир Маяковский, Марина Цветаева, Игорь Северянин, Осип Мандельштам, Николай Клюев, Андрей Белый, Борис Пастернак, Максимилиан Волошин, Вячеслав Иванов, Сергей Городецкий, Анна Ахматова, Николай Гумилев, Николай Рерих, Сергей Есенин и другие. Этот короткий литературный период просто неповторим. Николай Клюев назвал поэзию той поры «человеческим садом»
Поэзия начала XX века – это множество литературных школ, групп, течений. В чем же их суть? Давайте попробуем понять это, открыть для себя некоторые тайны.
Явлением в русской поэзии на рубеже веков был символизм. Символизм это движение романтиков, воодушевляемых философией идеализма, утверждающих, что вера, религия – краеугольный камень человеческого бытия и искусства.
Символисты жаждали обновления всего человечества. Это преображение рисовалось им в космических масштабах. У них была огромная вера в искусство, в его верховную роль, преображающую земное бытие.

Звучит музыка Рахманинова. Гаснет свет. Зажигается свеча на столике с портретом А.Блока.Чтение стиха «Вхожу я в темные храмы». Звучит романс на стихи Марины Цветаевой.

Историческое значение русского символизма велико. Символисты чутко уловили и выразили тревожные трагические предощущения социальных катастроф и потрясений начала прошлого столетия. Представители символизма: Бальмонт, Белый, Блок, Брюсов, Анненский, М.Цветаева, Добролюбов, Волошин, М.Горький, Замятин.
Мистические устремления символистов отрицали акмеисты. Акмеисты хотели воспеть земной мир во всей его многоцветности и силе. Представители акмеизма: Сергей Городецкий, Николай Гумилев, Анна Ахматова, Мандельштам, Зенкевич, Нарбут.

Чтение стиха А.Ахматовой «Молитва».

Футуристы вошли на литературную арену несколько раньше, чем акмеисты. Они объявили классику и всю старую литературу нечто мертвое, отжившее, не соответствующее современности. Футуристы утверждали свое право на произвольное слово, слово-новшество.

Стих Крученых: (на листе крупным планом)

Дыр бун щин
Уоещур
Окум
Р, л, зз

Музыка

В русской музыке рубежа веков переплелись черты позднего романтизма и импрессионизма. Велико было влияние литературно-художественных направлений, и прежде всего символизма. Однако крупные мастера вырабатывали собственные стили. На небосклоне загораются две звезды – Сергей Рахманинов и Александр Скрябин. Их творчество трудно отнести к какому-либо определенному течению, и это доказательство зрелости русской музыкальной культуры.
(Звучит музыка Рахманинова.)
Для большинства музыкантов и слушателей сочинения Рахманинова – художественный символ России. На творческий почерк композитора серьезное влияние оказал фольклор. После 1917 года он был вынужден жить за границей – США и Швейцарии. Россия для Рахманинова – идеальный образ, воспоминания о котором и питают душу и причиняют боль. Давайте вслушаемся в звуки рахманиновской музыки. Это – исповедь бесконечно одинокой души, ищущей понимания, мечущейся в жизненном хаосе. Музыкальный гений конца XIX – начала XX века – Сергей Рахманинов – один из немногих, остался верен классическим, реалистическим тенденциям.

Изобразительное искусство.

Выступают искусствоведы

1-й: На рубеже веков в России возникло множество художественных объединений: «Мир искусства», «Союз русских художников», «Голубая роза». Законодателем моды в живописи стал модерн. Он повлиял на творчество Константина Коровина, Валентина Серова. Сторонники нового стиля (Бенуа, Лев Бакст, Евгений Лансере) объединились в творческом обществе «Мир искусства». Задача «мирискуссников» – привносить красоту в жизнь людей.

2-й: Искусство Валентина Александровича Серова трудно отнести к какому-нибудь одному художественному направлению. В нем слышны отголоски многих живописных традиций: от реализма до импрессионизма и модерна. Сам же художник в юности довольно просто и ясно сформулировал одну их своих главных творческих задач: «Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное».Больше всего Серов прославился как портретист. В 1887 году в Абрамцеве он создал свой шедевр «Девочка с персиками». Это был портрет дочери С.И.Мамонтова Веры. Знаток человеческих характеров, Серов помещал модели в удобную, естественную для них обстановку: светских барышень и дам писал в гостиных, деловых людей – в конторах и кабинетах, друзей-живописцев – в мастерских (портреты З.Н. Юсуповой, портрет княгини О.К.Орловой). В 1899 году Серов принимал участие в выставках объединения «Мир искусства». Под их влиянием он заинтересовался исторической темой и написал картину «Петр I».

1-й: В 1907 году в Москве открылась выставка под названием «Голубая роза», в ней приняли участие 16 художников, тесно связанных с поэтами-символистами.

2-й: Картина Петрова-Водкина «Купание красного коня». В этой картине, одной из замечательных, художник только с помощью символического понимания цвета выразил предчувствие больших перемен.

1-й: В начале XX века художественная жизнь стала захватывающе интересной: одна за другой следовали выставки, вызывающие, как правило, бурные дискуссии в прессе. Основные течения европейского искусства – фовизм, кубизм, футуризм, и другие – получили в России блестящее развитие. Почти все они пришли на российскую почву с некоторым опозданием, поэтому художники сочетали черты разных стилей, создавая собственные, совершенно новые уникальные варианты.

2-й: «Царевна-лебедь» один из наиболее поэтических женских образов в искусстве Врубеля. В ней воплощена женская тоска по счастью, большому и светлому человеческому чувству. Главной особенностью творческого метода Врубеля является слить в нерасторжимом единстве реального и фантастического.

Архитектура и скульптура

В начале XXвека на смену аклетизма в архитектуре и скульптуре пришел модерн. Его легко узнать по гибким, текучим линиям в архитектуре, по символическим и иносказательным образом в скульптуре. С именем Шехтеля связан расцвет архитектуры стиля модерн в России. За свою творческую жизнь он построил необычайно много: городские особняки и дачи, многоэтажные жилые дома, здания, банки и даже бани. Классическим образцом русского модерна считается особняк С.П.Рябушинского, построенный Шехтелем. В том же стиле в 1902–1904 годах перестроен Ярославский вокзал В Москве. В прошлом году я была в Москве. Через этот вокзал поехали в Пушкино. Постройка этого вокзала очень удивила меня и напоминала сказочный терем с башенками, украшенными резьбой по мотивам древнерусских былин.

Кинематография

Просмотр фильма «Иллюзион», созданного ученикам этого класса.

Историческая задача

22 июня 1897 г. Ресторан «Славянский базар».Выходят артисты и разыграют встречу в ресторане.
Что за встречу они разыграли? (Встреча драматурга и театрального критика Владимира Немирович Данченко и Константина Сергеевича Алексеева(псевдоним Станиславский)
Никто даже не мог предположить, что эта встреча откроет новую эру в искусстве сцены. После долгого разговора решено было организовать новый театр – художественный общедоступный театр. Современное название этого театра МХТ (Московский художественный театр). МХТ открыл для России А.П.Чехова. многие из вас слышали о системе Станиславского.

Вывод

– В начале XX века происходит небывалый расцвет русской культуры, появляются новые направления художественной культуры(литературы, музыки, живописи) Серебряного века и новые произведения искусства.

Ответ на проблемный вопрос урока

– Почему период развития культуры в начале XX века назван Серебряным веком?(в этом периоде рождаются новые жанры и тематика, происходит отказ от старого. Созидание нового, споры, бурления, великие тексты, удивительные тайны, сломанные судьбы, интригующие события – вот из чего состояла русская культура минувшего века.

III. Закрепление темы урока

– Как мы с вами видим, сегодня, культура Серебряного века прошла большой путь в очень короткий срок. Само понятие «Серебряный век» появилось в 60-х прошлого столетия, когда все крупнейшие представители культуры ушли из жизни. Авторами этого понятия являются Маковский и Николай Бердяев, которые в своих воспоминаниях «На Парнасе Серебряного века» назвали так этот период. Полотно «Серебряного века» получилось ярким, сложным, противоречивым, но бессмертным и неповторимым. Не зря тему и план урока отобразили на доске «солнцем», так как искусство Серебряного века излучает свою энергию, свой свет и поныне.
И хотя мы называем это «Серебряным», а не «золотым веком», может быть именно оно было самой творческой эпохой в российской истории.
И мы открываем эго для себя, удивляемся, восхищаемся, начинаем понимать и любить. И я вам всем желаю этого – счастья открытия и познания культуры «Серебряного век»
Какие достижения искусства и науки русской культуры начала XX века вы для себя открыли?

IV. Подведение итогов урока

Рефлексия

«Багаж» (Представьте, что до этого урока ваш чемодан был пуст. А что же в нем появилось после урока? Какой багаж вы собрали?)

– Спасибо всем за урок. Обратите внимание, на двери ватман, при выходе из класса оставьте свои пожелания, свою оценку занятий.

Серебрянный век занимает почетное место в истории России. Наступив после "Золотого века", "Серебрянный век" насчитывает менее половины столетия, всего лишь сорок лет: с 1880 по 1920 года. Но эти сорок дали так много, что их приравнивали к целому веку!

В этот период времени активно развивается система образования. Прежде всего, большое внимание уделяется образованию детей и получению начального образования не только в городах, но и в селах. Люди, которые ничего не слышали кроме Библии, вдруг окунаются в мир математики, литературы, науки. Изголодавшиеся по новым знаниям, люди впитывали полученные знания, как глоток холодной воды в пустыне.

Увеличивается количество гимназий, училищ, высших учебных заведений. Стремительно растет количество преподавателей, людей науки, людей воспитывающих новое поколение, новую Россию.

В стране происходит реальный просветительский бум и прямо на глазах рождаются новые ученые и авангарды духовной культуры и жизни народа.

Зажигаются новые имена, работы которых продвинули человечество настолько вперед, что всего лишь сорок лет, стали называть "Серебрянным веком".

Результаты работы и достижения были такими ошеломляющими и бурными во всех направлениях духовной жизни страны, что до сих пор восхищают. И это притом, что не было тогда современных инструментов исследований. Насколько велика сила познания, насколько необъятен ум человека!

К примеру, Вернадский В.И. (учение о биосфере и ноосфере, которое стало основой современной экологии), Циолковский К.Э. - смоделировал чертеж первого космического корабля, Павлов И.П. - о котором, когда говорят, всегда начинают со слов "собака Павлова". Он создал науку о высшей нервной деятельности и процессах регуляции пищеварения. И много других умнейших людей.

Образование дало толчок к развитию всех ветвей духовной жизни страны: литература, живопись, архитектура, скульптура, музыка, балет, театр, кинематограф.

В литературе появляются такие имена, которых сегодня мы считаем нашими классиками: Толстой Л.Н., Куприн А.И., Горький М., Бунин И.А., Есенин С.А. Они боролись за новую, просвещенную Россию, в своих работах защищали притесняемых и бедных, воспевали и насаждали свободу и права человека, красоту нашего края и верили, что только добро может победить зло.

Появляются новые литературные направления: символизм (искали в глубинах русской души возможность нового рождения и обновления - Блок А.А., Белый А., Брюсов В.Я.), акмеизм (берегли кратосу и отточенность художественного слова, в выражении реальной жизни - Ахматова А.А., Гумилев Н.С.), футуризм (придумывали новые слова, использовали профессиональную лексику - Северянин И.В., Хлебников В.В., Маяковский В.В.).

В живописи настало время отказа от прямых линий и углов в пользу более естественных, природных линий. Главной идеей живописцев стало отражение реальной действительности, в точном и правдивом свете реальной жизни.

Представителями живописцев "Серебрянного века" в разных направлениях (реализм, модерн, символизм, авангад) были: Репин И.Е., Васнецовы, Рерих Н.К., Врубель М.А., Шагал М.З.

Скульптура в стремлении запечатлеть подвижность и изменчивость реального мира (Трубецкой П.П., Коненков С.Т.) и архитектурные стили: неоклассицизм (Валькотт В.Ф.), модерн (Шехтель Ф.О.) были признаны актуальными и заняли почетное место среди архитектурных памятников.

Конечно же, в такую бурную эпоху расцвета научной и творческой мысли, душа требовала только самых изысканных и шедевральных мотивов. И потому на мировую сцену вышли Рахманинов С.В. и Шаляпин Ф.И., а в театральном искусстве: Станиславский К.С. и Мейерхоль В.Э.

Балет, во всей гамме новой, свободной техники танца и выражения чувств без слов, возвышенной эстетики был представлен Горским А.А., Павловой А.Т., Карсавиной Т.П. и др.

О людях "Серебрянного века" мы и наши современники говорят всегда только с приставкой Великий. Это были великие люди! Люди, творившие историю и собирающие золотые зерна в хранилищницу мировой культуры.

Вопрос 01. Почему начало XX в. называют Серебряным веком?

Ответ. Потому что тогда наблюдался подъём культуры, появление там большого количества талантов, однако по признанию современников талантов не столь крупных, как в начале XIX века. Потому в противоположность Золотому веку (началу XIX века), начало ХХ назвали Серебряным веком.

Вопрос 02. Какие изменения произошли в области образования и просвещения? Чем они были обусловлены?

Ответ. Промышленный переворот требовал больше рабочих с квалификацией, получить которую было не возможно без определённого уровня образования, а также больше исследователей естественных научных дисциплин. Потому были предприняты следующие меры:

1) начальные школы постепенно вытеснили церковно-приходские;

2) росло число гимназий и реальных училищ;

3) в гимназиях увеличилось число часов на изучение математики и естественно-научных дисциплин;

4) выпускники реальных училищ получили право становиться студентами ВУЗов;

5) по инициативе предпринимателей создавались коммерческие училища;

6) возросло число средних специальных учебных заведений;

7) появились новые ВУЗы (к 1914 году их было 100).

Вопрос 03. Каковы достижения русской науки начала XX в.?

Ответ. Достижения:

1) П.Н. Лебедев открыл закономерности волновых процессов;

2) Н.Е. Жуковский и С.А. Чаплыгин делали открытия в теории и практике самолётостроения;

3) К.Э. Циолковский сделал теоретические расчёты достижения и освоения космоса;

4) В.И. Вернадский разработал учение о биосфере и ноосфере;

5) И.П. Павлов получил Нобелевскую премию за исследования физиологии пищеварения;

6) И.И. Мечников получил Нобелевскую премию за исследования в области иммунологии и инфекционных заболеваний;

7) быстрыми темпами развивалась историческая наука;

8) мировую известность получила русская школа востоковедения;

9) философы разрабатывали теорию так называемой русской идеи.

Вопрос 04. Охарактеризуйте русскую литературу Серебряного века. Какие художественные стили были в ней представлены?

Ответ. Литература характеризовалась существованием одновременно нескольких стилей. Содержание произведений далеко не всех этих стилей было обусловлено жизнью общества, многие стремились к искусству ради искусства. Произведения других творцов наоборот были остро социальными. Основными стилями в то время были следующие:

1) реализм;

2) символизм;

3) акмеизм;

4) футуризм.

Вопрос 05. Какие особенности отличали русскую живопись?

Ответ. Особенности:

1) значительное место в живописи продолжал занимать реализм, часто остросоциальный;

2) расцвела историческая живопись, основанная на вполне достоверных даже с современной точки зрения реконструкциях;

3) большое влияние на русскую живопись оказал модерн;

4) члены объединения «Мир искусства» (куда входили практически все крупные художники того времени) пропагандировали искусство ради искусства;

5) в искусстве расцвёл символизм, однако в России он никогда не был единым направлением;

6) у многих художников родившихся и учившихся на территории Российской империи авангардные тенденции соединялись с русскими традициями.

Вопрос 06. Каковы были художественные достижения в области архитектуры и скульптуры?

Ответ. Главным достижением архитектуры того периода была выработка канонов новых видов зданий (вокзалов, ресторанов, магазинов, рынков, банков), а также нового облика значительно выросшего города в целом вместе со всей инфраструктурой.

Вопрос 07. Какие новые явления были характерны для русского балетного и театрального искусства?

Ответ. Новые явления

1) в опере и балете создаются новые музыкальные формы и образы;

2) в то время живут самые знаменитые за всю русскую историю певцы, среди них Ф.И. Шаляпин;

3) в балете в противовес академизму выдвигается принцип живописности, уделяющий большое внимание декорациям, костюмам и т. п.;

4) К.С. Станиславский создал русский психологический театр;

5) всеевропейскую известность получили «Русские сезоны» С.П. Дягилева в Париже.

Cлайд 1

Cлайд 2

План изучения Состояние духовной жизни российского общества. Образование, просвещение, наука. Литература Скульптура Живопись Архитектура Театр и музыка

Cлайд 3

Серебряный век- небывалый культурный подъем, в результате которого русская культура создала собственные варианты «нового искусства».

Cлайд 4

Образование Система образования в России на рубеже XIX--XX вв. включала три ступени обучения: Начальная школа (церковно-приходские школы, народные училища); Средняя школа (классические гимназии, реальные и коммерческие училища); Высшая школа (университеты, институты)

Cлайд 5

Образование 1897 год – Всероссийская перепись населения Средний уровень грамотности 21% Мужчины-29,3% Женщины- 13,1% высш. сред. обр- 1% 16 высших технических учебных заведений Рост числа студентов Сер.90-х г. – 14 тыс.чел. 1907 г. 35,3 тыс. чел 1911 год – право женщин на образование

Cлайд 6

Просвещение Новые типы культурно-просветительских учреждений для взрослых Рабочие курсы Просветительские рабочие Народные дома общества Развитие периодической печати Конец XIXвека Начало XX века 1860 г.-7 газет 300 типограф. 1913 г. – 1263 газеты 1,2 тыс. типогр. 1890 г.-100 газет 1000 типогр. 500 публичных библиотек 1914 г. – 76 тыс. общественных 3 тыс. земских читален библиотек

Cлайд 7

Суворин Алексей Сергеевич 1834-1912 Российский журналист, издатель, публицист, театральный критик. В 1895 Суворин открыл свой театр. Он был одним из учредителей «Литературно-художественного кружка» (1895).

Cлайд 8

Сытин Иван Дмитриевич 1851-1934 Российский издатель-просветитель. К началу 20 в. издательство Сытина стало крупнейшим в России.

Cлайд 9

«Иллюзион» - кино 1914 г. – 400 кинотеатров 1908-1917 г. Снято 2 тыс. новых фильмов 1911-1913 – В.А. Старевич создал объемные мультипликации

Cлайд 10

НАУКА Достижения Д.И. Менделеев 1869 г. В.И. Вернадский - биохимия, Периодич. система хим. элем. биогеохимия, радиогеология А.Г. Столетов 1888-1889 И.И. Мечников – микробиология, законы фотоэффекта иммунология И.П. Павлов – иссл. нервной сист И.М. Сеченов – «Рефлексы П.Н. Лебедев - исследования головного мозга» ультразвука К.А. Тимирязев – основал К.Э. Циолковский - космонавтика русскую школу физиологии А.Ф. Можайский, Н.Е. Жуковский- растений основы авиации П.Н. Яблочков – дуговая электрическая лампочка А.Н. Лодыгин – лампочка накаливания

Cлайд 11

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ В.О. Ключевский С.Ф. Платонов С.А. Венгеров история экономика литературоведение В.С. Соловьев Основы религиозного философского Ренессанса Н.А. Бердяев С.Н. Булгаков Д.С. Мережковский Г.П. Федотов П.А. Флоренский развитие культуры философии этики

Cлайд 12

Литература Толстой Лев Николаевич 1828-1910 Наиболее известные произведения «Война и мир» «Анна Каренина» «После балла» «Воскресенье»

Cлайд 13

Чехов Антон Павлович 1860-1904 Художественные открытия Чехова оказали огромное влияние на литературу и театр 20 в. Его драматические произведения, переведенные на множество языков, стали неотъемлемой частью мирового театрального репертуара..

Cлайд 14

Бунин Иван Алексеевич 1870-1953 В лирике продолжал классические традиции. В рассказах и повестях показал оскудение дворянских усадьб, жестокий лик деревни, гибельное забвение нравственных основ жизни.

Cлайд 15

Литература. Символизм - Если образ выражает единичное явление, то символ таит в себе целый ряд значений - подчас противоположных, разнонаправленных Лучшими представителями этого течения в эпоху серебряного века стали: В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, Д. Мережковский, 3. Гиппиус А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов

Cлайд 16

Литература. Акмеизм - провозгласил освобождение поэзии от символистских порывов к "идеальному", от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, возврат к материальному миру, предмету, точному значению слова. Представители этого направления С. М. Городецкий, М. А. Кузмин, Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам Футуризм - Упоенные новейшими достижениями техники, футуристы стремились вырезать "раковую опухоль" старой культуры ножом техницизма и последних достижений науки. Представители этого направления В. Маяковский Б.Пастернак, Елена Гуро, Бенедикт Лифшиц

Cлайд 17

Скульптура Трубецкой Павел Петрович (1866-1938) Князь, русский скульптор, Представитель импрессионизма Самое замечательное произведение Трубецкого – памятник Александру III в Петербурге (1909, бронза).

Cлайд 18

Андреев Николай Андреевич (1873- 1932) Российский скульптор и график, заслуженный деятель искусств России.

Cлайд 19

Живопись Художников Серебряного века интересовали не глобальные исторические события, а эстетика русского быта XVII в., утонченная красота древнерусского узорочья.. Проникновенным лиризмом, глубоким пониманием своеобразия жизненного уклада отмечены лучшие полотна художников. В живописи импрессионизма - мир движущийся, эфемерный, ускользающий, поэтому акцент - на это уходящее мгновение, на настоящее. Импрессионизм предпочитает свет, прикосновение, цветную вибрацию.

Cлайд 20

Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856-1933) В исторических полотнах А. В. Васнецова находим развитие пейзажного начала

Cлайд 21

Исаак Ильич Левитан 1860-1900 Современники оставили немало признаний в том, что именно благодаря Левитану родная природа "представала перед нами как нечто новое и вместе с тем очень близкое...дорогое и родное".

Cлайд 22

Константин Алексеевич Коровин 1861-1939 К.А. Коровин – самый яркий представитель русского импрессионизма. Полотна Коровина – это «пиршество для глаз».

Cлайд 23

Объединения художников «Мир искусства» А.Н.Бенуа, В.Ф.Нувель Д.В.ФилософовЛ.С.Бакст, Е.Е.Лансере, К.А.Сомов С.П. Дягилев «Союз русских художников» А.Е.Архипов, А.М.Васнецов, С.В.Иванов, С.А.Коровин, Н.П.Крымов, С.В.Малютин, Ф.А.Малявин Н.А.Тархов, Л.В.Туржанский

Cлайд 24

Объединения художников «Бубновый валет» П.П. Кончаловский, А.В. Куприн, А.В. Лентулов,И.И.Машков, А.А.Осмеркин, В.В.Рождественский «Лирический кубизм» Р.Р. Фальк

Cлайд 25

Казимир Северинович Малевич 1878-1935 Малевич Казимир Северинович (1878-1935), российский художник. Основоположник одного из видов абстрактного искусства- супрематизма..