Открываем швейный цех. Как открыть швейный цех или мини-ателье с нуля: подробный бизнес-план

Каждый любитель аналоговой фотографии назовёт свою причину, по которой он использует плёнку. В офисе Лайфхакера работают по крайней мере три таких любителя. Вот что они говорят о своём увлечении и том, какие кадры у них получаются.

Кирилл Дяченко

Аккаунт-менеджер Лайфхакера

Я снимаю на плёнку, потому что начинаю ценить каждый кадр и, как следствие, задумываюсь о качестве снимка, а не щёлкаю десятки ненужных фотографий. Странная цветопередача, красные глаза, а иногда и несфокусированные снимки возвращают меня в беззаботное детство, когда мы с мамой ходили проявлять очередную плёнку с мыльницы.







Олег Имидеев

Оператор Лайфхакера

Всё увлечение фото и видео у меня началось с плёнки. Если быть точным, то с родительского «ФЭД». Снимаю на плёнку, потому что она дисциплинирует и не прощает ошибок. Попасть в фокус и экспозицию, правильно выбрать план и ракурс необходимо с первого раза, ведь у тебя есть только 24 или 36 кадров, а не целая флешка на 32 ГБ.







Однажды я нашёл у дедушки «Зенит-Е». Сразу же испытал в деле: меня увлекла наглядная работа механизмов, все эти крутилки и кнопки. С тех пор прошло почти десять лет: я собрал внушительную коллекцию из старых и новых фотоаппаратов, провёл десятки экспериментов. Фотографировать как профессионал так и не научился, зато получил массу удовольствия.






Среди прочих причин многие отмечают вот что:

Нельзя с уверенностью сказать, что получится

Кому-то нравится ощущение тайны, скрытой в экспонированной плёнке, ведь заранее на 100% результат предугадать трудно: вдруг что-то случится на этапе проявки, засбоит само устройство или подведёт чутьё фотографа. Сама невозможность посмотреть фотографию сразу после съёмки ломает восприятие человека, привыкшего без лишних размышлений щёлкать всё подряд на камеру телефона. А ограниченность кадров (12, 24 или 36) заставляет его с большей долей вдумчивости ими распоряжаться.

Интересен процесс эксплуатации

Многих привлекает работа механики в фотоаппаратах. Взвод курка, выставление диафрагмы и выдержки, установка фокуса, перемотка - всё это работает наглядно и логично. За всё отвечают отдельные регуляторы, кнопки и рычажки, всем настройкам соответствуют маркировки на корпусе - никакой магии, скрытой в электронных платах, никаких бездушных символов на ЖК-дисплее.

Можно сделать отличную фотографию

Плёночный аппарат - незаменимый инструмент в арсенале многих профессиональных фотографов. Почему - объяснил в своей статье «Кому нужна эта плёнка » доктор физико-математических наук и член Союза фотохудожников России Антон Вершовский.

Во-первых, плёнка позволяет получить снимки с достаточно высокой детализацией и хорошей цветопередачей. Во-вторых, по мнению Антона Вершовского, целью фотографа не является снятие точной кальки с реальности, а художественная фотография не обязана быть идеальной. И тут мы подходим к следующему аргументу в пользу плёнки.

«Неидеальности» могут выглядеть красиво

Фотография, при съёмке которой всё пошло не так. Сделана на «Зенит-ЕТ» (Pentacon F1.8/50mm)

Расфокус, видимые царапины на снимках, зернистость - всё это ассоциируется именно с плёночной фотографией. Начнём с того, что перечисленных шероховатостей можно избежать при использовании корректно работающего фотоаппарата и подходящей плёнки. А закончим тем, что иногда «неидеальности» просто классно выглядят. А чем ещё объяснить популярность Lo-Fi-фильтров «под плёнку» в мобильных графических редакторах?

Попробовать снимать на плёнку недорого

Можно спорить о цене одного кадра, сравнивая плёнку и цифру. Но вот очевидный факт: если речь о разовом эксперименте, то за весь процесс от приобретения плёночного фотоаппарата до получения готовых кадров можно заплатить не больше тысячи рублей.

Ещё дешевле выйдет, если фотоаппарат у вас уже есть.

Нашёл в кладовке старый фотоаппарат. Можно ли снимать на него?

Скорее всего, можно, но кое-что стоит проверить:

  • Дверца. Должна плотно закрываться, иначе есть риск засветить плёнку.
  • Механика. Иногда на выдержках 1/60 и длиннее затвор срабатывает некорректно, открываясь до следующего взвода. Это гарантированно приведёт к пересвету снимка. Проверьте, как работает ваш фотоаппарат на разных выдержках. Обратите внимание на движение зубчатого валика, приёмной катушки.
  • Шторка. Если находка снабжена шторно-щелевым затвором, проверьте целостность шторки.
  • Экспонометр. Если в старом фотоаппарате установлен селеновый экспонометр, то он, скорее всего, сел. А вот если находка снабжена TTL-экспонометром, то есть высокие шансы на его корректную работу. Подобные были установлены в небольшом количестве фотоаппаратов, как правило, имеющих аббревиатуру TTL в названии.
  • Рулетка обратной перемотки. Когда плёнка заканчивается, её необходимо смотать в катушку. Как правило, для этого нужно найти специальную кнопку с буквой R, после чего скрутить плёнку с помощью рулетки обратной перемотки. Проверьте, корректно ли работает этот режим: крутится ли в обратном направлении приёмная катушка и зубчатый валик. Если нет, то снимать на фотоаппарат можно, но вынимать плёнку будет проблематично.

Когда проверите все пункты из списка, обратите внимание на чистоту фотоаппарата. От пыли внутри можно избавиться с помощью воздушной груши и мягкой кисточки.

Если вашей находкой стала обычная плёночная мыльница из 90-х, проверять ничего не нужно. Она работает. Только вот снимать на неё не так интересно: всё доверено автоматике, а фотографии получаются средненькие.

Если поиски не увенчались успехом, а фотографировать всё-таки хочется, то на помощь придут магазины и барахолки.

Как выбрать плёночный фотоаппарат?

Выбор здесь действительно велик: от самодельной до Leica за сотни тысяч рублей. Сначала стоит определиться с видом фотоаппарата.

Какими бывают фотоаппараты

  • Зеркальные фотоаппараты - почти все модели «Зенит», «Любитель», Pentax K1000, Canon AE-1, Olympus OM-1, относительно современные модели Nikon. Поддерживают установку объективов с любыми фокусными расстояниями, в них проще всего пользоваться различными светофильтрами, визуально оценивать настройки фокуса и глубины резкости. Это происходит потому, что в видоискателе видно примерно то, что и получится на фото: изображение с объектива передаётся в глазок с помощью зеркала. Недостаток зеркалок - отдача от движения зеркала, способная смазать кадр на длинных выдержках.
  • Дальномерные фотоаппараты - почти все модели «Зоркий» и «ФЭД», Canon Canonet QL17 G-III, Yashica Electro 35, Minolta Hi-Matic. Менее шумные, чем зеркальные. Наведение резкости осуществляется с помощью эффекта параллакса - совмещения в видоискателе изображений с двух объективов дальномера. Из минусов: ограниченный набор сменных объективов и отсутствие возможности настроить глубину резкости на глаз.

Часть изображения в видоискателе дальномерной камеры. Слева - несфокусированное изображение, справа - сфокусированное / ru.wikipedia.org

  • Шкальные фотоаппараты - «Смена», «Чайка», «Вилия», современные ломо-фотоаппараты Holga, Diana, La Sardina. Самая простая и бюджетная группа фотоаппаратов. Фокусировка осуществляется на глаз, линзы часто несменные. Несмотря на это, шкальные фотоаппараты превосходят по качеству снимков полностью автоматические мыльницы. А ещё они самые лёгкие и компактные.

Если вашей целью является знакомство с плёнкой, то советские и российские фотоаппараты подойдут как нельзя лучше. Большинство из тех, что выпускались с 1950-х до середины 1990-х, работоспособны и сейчас (при условии бережного обращения владельцев). Как правило, эти камеры - довольно качественные кальки с моделей Leica, Minolta, Contax и других зарубежных компаний. Важнейшее достоинство этих фотоаппаратов - цена. Даже серьёзные зеркальные камеры с неплохим стеклом уходят с барахолок за бесценок.

Но не все плёночные фотографы ограничиваются советским фотопромом. Те, кто сильно увлекается аналоговой фотографией, приобретают более серьёзные аппараты импортного производства. Если постараться, то можно найти и вполне бюджетные варианты: Chinon CS, Pentax K1000, Canon AE-1, Olympus OM-1, относительно современные плёночные модели Nikon. Эти аппараты отличаются более надёжной работой механизмов, широким диапазоном выдержек и многими другими нюансами, но стоят дороже «Смен» и «Зенитов».

На что ещё обращать внимание

Существуют и другие нюансы: диапазон выдержек, вид затвора, наличие какой-либо автоматики, удобство эксплуатации, в конце концов. Но фотоаппарат на самом деле лишь проводник между двумя куда более важными элементами: объективом и плёнкой.

Если вы хотите приобрести один аппарат всерьёз и надолго, берите тот, в котором можно менять линзы.

Ещё один момент: подумайте дважды, прежде чем приобретать фотоаппарат с автоматическим замером выдержки и селеновым экспонометром. Скорее всего, светочувствительные элементы в них уже сели, а в ручном режиме значение выдержки изменить нельзя. Например, в «Вилия-авто» и «ФЭД-50» при севшем экспонометре вам всегда придётся снимать с выдержкой 1/30 секунды - о съёмке в солнечный день на плёнку со средней и высокой светочувствительностью можно забыть.

Где купить

Теперь, когда вы определились с тем, какая камера вам нужна, начните поиски на досках объявлений. Старайтесь избегать пересылок по почте, ведь вам необходимо проверить работоспособность устройства. Предложений советских фотоаппаратов достаточно в любом, даже не очень большом городе. А вот искать достойную импортную камеру, возможно, придётся на зарубежных барахолках.

Что такое ломография?

Не любите производить экспозамеры, выставлять диафрагму и даже незаваленный горизонт для вас не самая простая задача? Попробуйте себя в ломографии . Это такая философия и манера съёмки для тех, кто любит делать снимки, но не обременяет себя сложившимися постулатами фотоискусства. Всё, что нужно, чтобы быть ломографом, - минимальный вкус и желание экспериментировать. Если в профессиональной фотографии шеф, бог и царь - фотограф, то в ломографии - случай. Вот на такие камеры делают снимки представители ломо-движения:







И такие фотографии у них получаются:







Эти фотографии не могут похвастаться проработанностью деталей или точной экспозицией, но несут в себе особенное настроение, которое так нравится любителям ломографии.

Минусы большинства ломо-камер - китайское производство и, как следствие, ненадёжность. Некоторые из них довольно быстро надоедают из-за ограниченности применения: во многих отсутствуют какие-либо настройки в принципе, а некоторые годятся только для съёмки в солнечную погоду.

Если заинтересовались, обратите внимание на Diana, Holga, La Sardina и, конечно, первую камеру, положившую начало ломографическому движению - «ЛОМО Компакт-автомат». Многие из ломо-камер производятся и сейчас, но цена на них будет заметно выше, чем на более серьёзные советские фотоаппараты б/у.

Найти ломо-камеру просто. Один запрос в поисковике, и вы увидите примерно одинаковые предложения от десятка интернет-магазинов.

А как выбрать плёнку?

У плёнок есть четыре основные характеристики: цвет, вид процесса, формат и чувствительность (ISO).

Цвет и процесс

С цветом всё понятно: плёнки есть цветные и чёрно-белые. И от цвета зависят некоторые нюансы съёмки и проявки. Чёрно-белые требуют использования светофильтров в определённых условиях и проявляются по процессу D-76. Существуют и монохромные чёрно-белые плёнки, их проявляют по процессу C-41 (так же, как и цветные). По качеству они уступают классическим, но зато с ними справятся в любом фотоцентре.

Цветные плёнки делятся на негативные и обращаемые. Негативные куда практичнее, более терпеливы к несущественным промахам в экспозиции, продаются и проявляются по процессу C-41 в любом фотоцентре. Иногда обращаемые плёнки проявляют так же, как негативные. Это называется кросс-процессом. Снимки, проявленные по кросс-процессу, обладают искажённой цветопередачей и большей насыщенностью, что особенно нравится ломографам и прочим экспериментаторам.

Формат

Есть два распространённых типа плёнки: малый (тип 135) и средний (тип 120). Выбор зависит от характеристик фотоаппарата: большинство из них поддерживают плёнки типа 135. Катушки среднего формата можно использовать в фотоаппаратах Holga, Diana, советских «Любителях», некоторых «Киевах», Pentax, Rollei и других. С помощью нехитрых манипуляций в них можно пристроить и 35-миллиметровые плёнки.

Светочувствительность

От светочувствительности, или ISO, зависит, при каком освещении мы сможем делать снимки, какую будем устанавливать выдержку и диафрагму. Диапазон светочувствительности плёнок начинается с 25 ISO и заканчивается 3 200 ISO. Чем меньше числовой показатель, тем меньше света фиксирует плёнка, тем дольше должна быть выдержка и/или меньше диафрагменное число.

Плёнки до 100 ISO хороши для съёмок в солнечную погоду. В пасмурную может пригодиться плёнка с 400 ISO. Более светочувствительная плёнка подходит для вечерней и ночной съёмки, но обладает повышенной зернистостью.

Оптимальный показатель светочувствительности - 200 ISO.

На старых фотоаппаратах может быть использована иная шкала светочувствительности: ГОСТ, ASA или DIN. Чтобы установить соответствия, можно воспользоваться таблицей .

Индивидуальные характеристики

Также плёнки могут отличаться цветопередачей, глубиной и проработанностью деталей. В интернет-магазинах к ним, как правило, прилагают результаты съёмки, которые могут помочь определиться с выбором.

Как снимать на плёночный фотоаппарат?

Порядок действий при съёмке разными фотоаппаратами отличается несущественно.

  • Установка плёнки. Первым делом нужно установить плёнку в предназначенный для неё отсек. Иногда для этого необходимо приподнять головку рулетки обратной перемотки. Потом протяните язычок к приёмной катушке и зафиксируйте его. Взведите затвор и убедитесь, что зубья валика попали в перфорацию плёнки. Нажмите на спуск. После закрытия крышки рекомендуется сделать ещё один пробный кадр, головка рулетки обратной перемотки также должна крутиться. Всё это не стоит делать при ярком солнечном свете.
  • Подготовка аппарата к съёмке. Если это предусмотрено, установите ISO плёнки (для ручного или автоматического экспозамера) и счётчик кадров.
  • Взвод затвора. Нужно отвести курок до конца, а потом аккуратно вернуть назад. Если система без курка, покрутите колёсико до упора.
  • Установка диафрагмы и выдержки. Эти действия могут сильно отличаться в зависимости от используемых фотоаппаратов. Если ваша камера не снабжена работающей автоматикой или не является шкальной с простым управлением, воспользуйтесь экспонометром. Если штатный сломан, используйте специальные мобильные приложения.
  • Настройка фокуса и создание снимка. Если используете зеркальную камеру, не забудьте открыть диафрагму перед фокусировкой (а перед вылетом птички - закрыть). Если дальномерную - используйте эффект параллакса. Если шкальную - ориентируйтесь по специальным маркировкам. После этого можно нажать на спуск.
  • Разрядка плёнки. Снимите блокировку зубчатого валика (этот регулятор часто отмечается буквой R). Используйте рулетку обратной перемотки для возврата плёнки в катушку. Если возникли проблемы, достаньте плёнку самостоятельно в тёмном помещении и донесите на проявку в светонепроницаемом футляре или коробочке.

Что потом делать с плёнкой?

Отнести на проявку. Если использовалась негативная 35-миллиметровая плёнка, проявляемая по процессу C-41, её проявят в любом фотоцентре. Если использовались другие фотоматериалы, возможно, придётся поискать частную лабораторию.

Что делать дальше?

Ответ на этот вопрос вам подскажет первая успешно отснятая плёнка. Если у вас это всерьёз, то аналоговая фотография предложит широкий простор для развития. Объективы, светофильтры, вспышки, самостоятельная проявка - всё это поможет превратиться из экспериментатора в матёрого профессионала.

Тех, кто найдёт себя в ломографии, ожидают весёлые эксперименты: мультиэкспозиция, просроченные плёнки, кросс-процессы, Redscale и другие страшные слова.

Аналоговая фотография - это дорого?

Давайте посчитаем. Допустим, фотоаппарат не достался вам по наследству. Приобретение бывшей в употреблении «Смены-8М» или даже какого-нибудь «Зенита» может обойтись в 200–500 рублей.

Далее - плёнка. Если не рассматривать варианты покупки просрочки с рук, то в интернет-магазинах цены начинаются примерно с 250 рублей за катушку с 36 кадрами. Проявка полученной плёнки по процессу C-41, как правило, стоит совсем недорого: менее 100 рублей. А вот сканирование в цифру» может обойтись в несколько сотен. Но цены в разных городах могут отличаться.

Поэтому аналоговая фотография «на попробовать» стоит совсем немного. Но если вы увлечётесь приобретением достойного аппарата и объективов, будете придирчивы к плёнкам и расточительны, то сэкономить, конечно, не получится.

А это точно того стоит?

Тут та же история, что и с . Занятие аналоговой фотографией непрактично, требует постоянных финансовых вложений. Результат неизвестен, плёнку вообще легко могут засветить или испортить при проявке. Кадров не больше 36. Возможно, если не ошибиться в ручных настройках выдержки, диафрагмы и фокуса, какие-то из них даже получатся неплохими. Только узнать это можно будет не раньше, чем через пару дней, когда специально обученные люди превратят вашу фотоэмульсию в снимки. Прибавьте к этому косые взгляды прохожих, обвинения в хипстерстве и презрительное недоумение со стороны радикально настроенных цифровых фотографов - вот какое-то такое это хобби, если говорить в общих чертах.

Но все эти минусы может перечеркнуть одна важная вещь: возрождённая ценность кадра. Все мы помним хотя бы несколько фотографий из своего детства, возможно, даже не самых удачных. А много ли сравнимых по значимости снимков в галерее вашего смартфона?

В моём фотоаппарате было 24 кадра, я должен был очень осторожно выбирать, что снимать, когда мы ездили на гастроли. Я не хочу сказать, что всё это обесценилось… Хотя нет, хочу. По-моему, именно что обесценилось. Когда я вижу людей, которые постоянно что-то снимают, мне хочется закричать им: «Не снимайте! Переживайте это!» Когда всё фиксируется на камеру, это означает, что всё одинаково важно. То есть ничего не важно.

Фронтмен группы The Cure Роберт Смит в интервью журналу «Афиша Daily»

Подобное хобби подойдёт далеко не всем. Но тех, кто по-настоящему увлечётся аналоговой фотографией, ждут десятки крутых снимков, часов в предвкушении «сканов», удачных и испорченных плёнок. А самое главное - утерянная в пучинах цифрового прогресса, давно позабытая радость от фотографии.

И теперь сами хотите фотографировать. Возможно, у вас есть какая-нибудь цифровая камера, а может вы только на айфон фоткаете — неважно.

Вот простой гид о том, с чего начать в пленочной фотографии. Традиционно предупреждаю, что для сознательно упросил многое моменты, чтобы никого не запутать.

Как познакомиться с пленочной фотографией?

Я советую купить хорошую 35-мм зеркальную фотокамеру, а пленки проявлять и сканировать в лаборатории.

Какую камеру купить?

Новичку я посоветую Olympus OM-1 или OM-2 — «Олик». Это замечательный японский зеркальный фотоаппарат, который массово выпускали в 70-х и 80-х годах. Он очень маленький, меньше обычной пленочной зеркалки. Это важно — вы бросите его в карман или сумку, и всегда будете носить с собой.

В нем есть встроенный экспонометр. «Олик» довольно надежный. А еще он недорогой. Камеру с объективом реально купить за 5-6 тысяч рублей. На мой взгляд, это одна из самых недооцененных камер. Снимает «Олик» так (простите за пыльные сканы, я когда-то поленился).

На что еще смотреть кроме «Олика»?

Вам подойдет любая приличная зеркалка: «Пентакс Спотматик», «Кэнон А-1», «Коника Авторефлекс», любой «Никон Ф».

Покупайте фотоаппарат с объективом. Вам нужен объектив 50 мм. Можно отдельно купить объектив, отдельно — камеру. Только проверьте, что они подходят, в этом куча тонкостей.

Что не стоит покупать?

Не покупайте красивые старинные фотокамеры с мехами и рычажками — вы намучаетесь с ними управляться, и снимают они плохо. Не берите не зеркальную фотокамеру — будете часто мазать мимо фокуса и разозлитесь. Не покупайте «Зенит» и не беритесь за старую дедушкину камеру — это плохие фотоаппараты, пускай они и дальше стоят на трюмо.

Где покупать фотокамеру?

Обычные пленочные фотокамеры не выпускают уже лет 10, так что придется брать в специализированных магазинах, с рук или у друзей.

Из магазинов я посоветую замечательный «РСУ » в Москве. Там большой выбор и хорошие цены. Большинство камер в «РСУ» стоят даже дешевле чем на «Ибее», и при этом они всегда рабочие. Еще камеры можно смотреть в комиссионке «Фотосейла ».

Чаще всего камеры покупают на «Авито». Если покупаете там — всегда проверяйте. Кроме «Авито» есть куча фотобарахолок в фейсбуке или вконтакте, вы их легко нагуглите.

Самый клевый способ найти камеру — купить её у друга. Поспрашивайте друзей, вдруг у кого-то валяется дома ненужный «Олик».

Как проверить камеру при покупке?

Камера должна работать. Проверить просто: открыть заднюю крышку, и нажимать на спуск — затвор должен работать. Проверяйте на всех выдержках: на быстрых должен срабатывать быстро, на медленных — медленней.

Объектив должен сниматься. Края не должны быть замяты, на поверхности линзы не должно быть царапин и цветных полосок от стертого противобликового слоя.

Камера чуть потертая или грязная — это ничего страшного. Если не знаете как проверить или стесняетесь — берите с собой опытного друга.

Что еще важно:

  • Не покупайте камеру дороже 15 тысяч ₽, если не понимаете зачем.
  • Не берите среднеформатную камеру. Купите через год, когда разберетесь.
  • Вам не нужны дополнительные объективы, переходники, вспышки, тросики, моторные ручки, чехлы, штативы.

Камера есть. А что с пленкой?

Фотопленка бывает цветной, черно-белой и слайдовой. Я советую начинать с черно-белой и цветной. Слайдовая клевая, но стоит дорого, долго проявляется и требует опыта в съемке.

Черно-белую пленку можно покупать любую. 300 ₽ за катушку в 36 кадров — норм. Вот неплохие базовые пленки:

Хорошая цветная пленка стоит около 500 ₽ за катушку. Можно покупать и дешевле, но недорогие цветные пленки — с привкусом 90-х.

Что еще важно:

  • Я советую начинать с черно-белой. Она будет всегда клево смотреться.
  • У пленки есть номинальная чувствительность в ИСО: 100, 200, 400 и так далее. Я советую покупать пленку с чувствительностью 400 ИСО.
  • У пленки есть магия — можно менять ее ИСО. Например, купили вы пленку с ИСО 400, а на улице светло. Берете и снимаете её как ИСО 200 или ИСО 100, а на проявке говорите: «Пулл 1 ступень» или «Пулл 2 ступени» соответственно. Если снимете пленку с ИСО 400 как ИСО 800 или ИСО 1600, то скажете «Пуш 1 ступень» или «Пуш 2 ступени». Это называется пуш-пулл процессом — чувствительностью пленки можно управлять временем проявки. Но только магия действует для всей пленки сразу.
  • Покупайте лучше пленку на 36 кадров — она стоит чуть дороже катушки на 24 или 12 кадров.

А вообще пленки — десятки, сотни видов. Со временем вы найдете свои любимые.

Пленка есть, камера есть. Как снимать?

Посмотрите на ютьюбе как правильно заряжать пленку в камеру — с непривычки могут быть проблемы.

В камере есть экспонометр: это стрелочка или индикаторы +/- в видоискателе. Камера подскажет, «темно» сейчас или «светло» для вашей пленки. Если показывает — — уменьшите выдержку или диафрагменное число, если + — увеличите.

Если вы первый раз снимаете на пленку, я советую взять камеру с собой в путешествие. Не знаю почему, но в путешествии особенно интересно снимать. Камера всегда будет при вас, вот и нащелкаете. Пленки на 36 кадров вам хватит на день-два.

Я отснял. Что дальше?

Отнесите пленку в фотолабораторию. Через несколько дней они пришлют вам сканы пленки по электронной почте.

Лучшая фотолаборатория в Москве и в России вообще — это «Среда ». Они специализируются на пленке: продают, проявляют, сканируют, печатают. Попутно в «Среде» есть мастер-классы, магазин с разной полезной ерундой и книгами. Цветную и черно-белую пленку целиком они сканируют за 300 ₽. Итого вместе с пленкой, проявкой и сканированием один кадр обойдется вам в 20 ₽. Единственный минус «Среды» — они не в центре.

Еще фотопленками занимаются в «Фотопроекте ». Но на мой взгляд, они там испорились. На худой конец можно сдать пленки в любую фотолабораторию, какую найдете.

Я хочу все сам! Как проявлять?

Черно-белую пленку интересней и дешевле проявлять дома. Цветную и слайдовую пленку проявлять дома очень сложно.

Чтобы проявлять черно-белую пленку, вам нужно завести бачок для проявки, и комплект химии: проявитель и фиксаж. Еще потребуется пара ёмкостей для разведения растворов, кухонные весы, термометр и зажимы для сушки. Весь комплект можно купить за 5 тысяч ₽. Все кроме химии будет служить вечно, а химия тратится медленно и стоит недорого.

Физика процесса в паре предложений. Пленка покрыта кристаллами вещества на основе серебра. Когда на пленку падает свет, кристаллы меняются — чем больше света упало, тем сильнее изменились. После пленку в темноте наматывают на катушку и помещают в бачок. Бачок не пропускает света, но в него можно залить и вылить жидкость. Сперва в в бачок наливают раствор проявителя. Вещество в проявителе связывается с измененными кристаллами, и они темнеют. Так все светлое становится темным, чем светлее было — тем темнее стало. После пленку промывают в воде из под крана. После добавляют фиксирующий раствор. Он действует как кислота — «съедает» все неизмененные кристаллы на пленке. После бачок можно открыть. Пленку промывают, и на ней появляются негатив — инвертированное черно-белое изображение.

Проявлять черно-белую пленку не сложнее чем сварить кофе. Вам нужно приготовить два раствора, смешав воду температурой 20° и концентраты из бутылочек. Пленка проявляется обычно 6-8 минут, промывается минуту и затем фиксируется еще 2-3 минуты. После её подвешивают подсушиться на час. Итого за час с небольшим у вас на руках — готовые негативы, почти что бесплатно. На самом деле в этом процессе есть разные тонкости: виды проявителей и фиксажей, пуш-пулл процессы, проявка в кофе и фиксирование грушевой водкой, но на это можно забить.

Есть проблема — у вас на руках будут негативы. Чтобы получить обычное изображение, пленку можно отсканировать или напечатать на фотобумаге. Это все требует техники.

Чтобы сканировать, нужно купить приличный сканер: за 50-100 тысяч ₽ (но можно и за 15-20 найти попроще). Чтобы печатать, нужно заводить фотоувеличитель и кучку оборудования. В будущем у вас появится и то, и другое, ну а пока проявляйте и сканируйте в лаборатории. Дома проявлять стоит только если вы хотите получить результат за час, и много снимаете — от 5-10 пленок в месяц.

А что с цветной пленкой?

Цветную пленку проявлять сложно. Нужна специальная химия, в которой не два раствора, а три: проявитель, смесь фиксажа и отбеливателя, стабилизатор. Цветную пленку проявляют при температуре 38° с отклонением 0,3°. Бачок с пленкой нужно постоянно вращать. Выдержать такие условия дома очень тяжело.

Чтобы проявлять цветную пленку дома, я использую специальную машину, «Йобо колопроцессор» — она сама держит температуру растворов, сама вращает бачок. Но стоит она дорого, занимает кучу места и требует опыта.

Слайдовую пленку проявляют в такой же машине, но химия стоит еще дороже, а тонкостей еще больше. Если в цветной проявке ошибиться на 0,3°, то цветная пленка чуть изменит цвет, а слайдовая просто испортится.

Окей, я снимаю и все нравится. Что дальше?

Дальше можно пробовать разные камеры. Я перепробовал много разных и сейчас на 35-мм пленку снимаю на «Никон ФМ3А» — отличную камеру с титановыми шторками и классной оптикой «Никон». Она стоит дорого, но на нее действительно приятнее снимать.

После попробуете снимать на пленку большего размера, её называют тип 120. Для нее свои камеры, большие и необычные. Такая пленка дает особенное изображение, вы в него влюбитесь.

После возможно перейдете на большой формат. Там камеры совсем большие, с рук на них уже не поснимаешь. Вместо пленки там — кассеты с пластинами. Изображение на большом формате совсем невероятное.

Ну а пока — купите первую камеру, зарядите первую пленку и вперед. Удачи!

Надоело смотреть на фото других людей в пленочных пабликах? Хочется также? В данной статье постараюсь развеять ваши мифы касательно пленочной фотографии, которые могут препятствовать вашему желанию начать фотографировать и расскажу как начать осваивать новое увлечение.

В последнее время все больше людей приобщаются к пленочной фотографии. Возможно, это новая волна моды на ретро, винтаж и тому подобное, но факт остается фактом. Несмотря на это, даже сейчас многие люди смотрят на данное хобби не без предрассудков. Самые популярные из них:

  1. Фотоаппараты тяжело найти/достаются только от дедушек и бабушек/только старые мыльницы.
  2. Пленка безумно дорогая, ее тяжело найти, а проявить так вообще непосильная задача.
  3. В фотоаппарате непонятные настройки, все вручную, я не разберусь.

И как результат — человек либо продолжает жить в этих стереотипах и ничего не делать, либо пытается и начинает осваивать новое увлечение. Конечно, с таким явлением как лень ничего поделать нельзя, ибо если есть желание, то уж точно захочешь попробовать. Но пройдемся по стереотипам по порядку:

1. Фотоаппараты «тяжело» найти

Одно из заблуждений, которое легче всего преодолеть. Для этого можно зайти на тот же Авито или поискать профильные сайты, где можно увидеть огромное число фотоаппаратов.

2. «Проблемы» с пленкой

Конечно, в наше время найти пленку несколько сложнее, чем это было во времена пика популярности пленочной фотографии, но утрировать не стоит. Есть достаточное число мест, где можно и купить, и проявить, и отсканировать свои кадры. Например, фотопроект или фотолаб, а также местные конторки, так сказать.

3. В фотоаппарате «непонятные» настройки

В любом деле, особенно новом для нас, всегда что-то придется осваивать. Настройки пленочных фотоаппаратов не самая сложная вещь на свете — напротив, зачастую разобраться в нем проще, чем в современных цифровых, которые изобилуют миллионами режимов, кнопочек, колесиков и тому подобное. К тому же ощущение от ручной съемки намного сильнее и приятнее, чем от цифровой, где можно щелкать 10 кадров в секунду и не думать о том, куда направляешь фотоаппарат.

В общем, как можно заметить, все стереотипы и мифы насчет пленочной фотографии достаточно сильно преувеличены и служат отговорками для тех, кто просто ленится. Не будем обращать на них внимания и познакомимся с тем с чего лучше начать.

Какой фотоаппарат выбрать?

Первый вопрос с которым вы столкнетесь — это какой фотоаппарат выбрать. Если вам повезло и у вас остался от родственников старенький «Зенит», «Смена» и прочие советские модели, то смело можете не думать об этом и начать изучать то, что есть. Если вы не из тех счастливчиков, то необходимо бороздить просторы интернета или спрашивать у знакомых. По себе могу сказать, что если вам хочется действительно прочувствовать и изучить пленочную фотографию, то начинать лучше с какой-нибудь простой, не изобилующей настройками камеры. Тот же «Зенит» (например, 122, 122-к и более ранние модели) будет отличным вариантом для новичка. Из начальных моделей также могу посоветовать Canon AE-1, который до сих пор довольно популярен. Конечно, советские камеры имеют свой шарм, но по надежности и возможностям, к сожалению, зачастую не сравнятся с Nikon, Canon, Olympus, Pentax и т.д., но начать можно и с них.

Немаловажный момент при выборе фотоаппарата — наличие или отсутствие экспонометра. Этот инструмент отвечает за правильные настройки кадра и помогает при съемке. Например, на «Зенит-122к» при полунажатии на спуск затвора начинает загораться лампочка с индикатором, который имеет три ступени — «слишком много света», «все отлично» и «мало света» (это если простым языком). Про экспонометр будет упомянуто ниже в данной статье.

Что касается объектива, то зачастую можно найти фотоаппарат сразу с ним, но обычно продают тушки, а объектив докупается отдельно. Для Зенита сойдет и обычный «Зенитар», который шел в комплекте с ним.

Фотоаппарат выбрал, а где можно купить?

Самый популярный вариант — купить на Авито/ Юла. Объявлений с продажей старой фототехники пруд-пруди, но тут есть и небольшая загвоздка — зачастую их публикуют люди, которые просто нашли фотоаппарат у себя на полке и не в курсе подробностей о его работоспособности, поэтому следует быть осторожным и перед покупкой ознакомиться с моделью в интернете, изучив отзывы о ней, типичные проблемы и т.п.

Еще один вариант приобретения — профильные площадки, форумы, где есть темы а-ля «барахолка» с объявлениями от пользователей. Например, photsale.ru. Да, возможно тут выйдет немного дороже, но и риск меньше, к тому же обилие моделей фотоаппаратов поражает.

Неоднократно слышал от людей, что покупают технику и на западных ресурсах (eBay, Amazon, Ali). Честно скажу, что никогда не пользовался этими сервисами для чего-либо и не могу сказать ничего хорошего или плохого про данный способ покупки фототехники.

Про пленку

Как вы могли понять, с пленкой сейчас серьезных проблем нет, но у новичка могут возникнуть проблемы с тем какую выбрать. Цена катушки в профильных магазинах варьируется от 200 до 900 рублей. Наиболее распространенные — Kodak Color+ 200, Ilford PAN 400 (ч/б) и т.д. Цифры в названии — это чувствительность пленки (ISO). Начинать лучше с цифры «400», ибо проэкспонировать кадр будет проще.

Небольшой лайфхак — начинайте снимать на ч/б — в большинстве своем кадры будут выглядеть отлично, а париться о насыщенности цветов не придется.

Не советую начинать с дорогих пленок (по типу Kodak Ektar, Portra), ибо скорее всего первые кадры будут не самыми лучшими и тратить деньги на это лучше с осторожностью. Купить можно в магазинах фотопроект, fotolab и во многих других. Часто пленку продают на тематических секондах или развалах. Там, кстати, можно ухватить пару катушек просроченной пленки, что довольно-таки ценится, ибо фотографии на данную пленку получаются с необычным эффектом.

Все купил, но как вставить пленку внутрь?!

Это не сложнее, чем вставить флешку в цифровой фотоаппарат. Алгоритм действий для большинства пленочных фотографий практически совпадает и на YouTube полно роликов, как это делается. Поэтому, чтобы не путать вас, посоветую посмотреть на ютубе, где с высокой долей вероятности найдется видео именно с вашим фотоаппаратом.

Заправил и готов снимать!

А теперь начинается самое интересное — начало съемки. Как я уже говорил, пленочные фотоаппараты зачастую не изобилуют настройками, но их необходимо знать и уметь расставлять. Конечно, это тема для отдельной статьи, но базовый алгоритм выглядит так:

  1. Загрузив пленку, выставляем на фотоаппарате чувствительность пленки (ISO);
  2. Если в вашем фотоаппарате есть встроенный экспонометр — это значительно упрощает задачу с настройкой выдержки и диафрагмы. Если нет, то тут либо на глаз (что сначала будет почти невозможно понять, ибо нужен опыт), либо можно использовать внешний экспонометр или приложение на телефоне (например, LightMeter), который подскажет какие лучшие настройки поставить.
  3. Безусловно, важно навести на резкость. Делается это вручную (за исключением мыльниц и одних из последних пленочных камер). На объективе часто есть отметки о расстоянии, но в самом видоискателе обычно есть кружочек, поделенный пополам и изображения в этих частях необходимо «свести». В случае с дальномерными камерами, необходимо «соединить» изображения видоискателя и объектива.
  4. Взводим затвор и делаем первый кадр. Потрясающе. Советую держать камеру достаточно крепко, чтобы она не дергалась, ибо велик риск смазать кадр. На затвор лучше нажимать тоже без особого фанатизма (особенно, если он механический), ибо это подергивание камеры отразится на снимке, особенно с длинной выдержкой.