Какую лучше выбрать пленку для телефона? Выбор толщины пленки. На что ещё обращать внимание

Американская компания Kleiner Perkins Caufield & Byers провела исследование, в ходе которого выяснила, как часто люди используют смартфоны. Получилось, что среднестатистический пользователь смотрит на экран смартфона около 150 раз в день. Если вычесть из суток восемь часов, которые приходятся на сон, то получается, что человек смотрит на свой гаджет в среднем каждые 5–8 минут. При этом вряд ли кто-то всегда держит смартфон в руке: эти устройства хранятся в сумке, в кармане, кладутся на различные поверхности, регулярно при этом падая. Всё это фатально влияет на сохранность внешнего вида гаджета в хорошем состоянии. Особенно это касается экрана, который является самой хрупкой частью устройства.

После покупки нового смартфона нам приятно смотреть на экран, водить по нему пальцем, ведь он новый, гладкий, идеально ровный. Но в течение всего нескольких дней на экране появляется первая царапина - неприятный момент, согласитесь. А если носить устройство в кармане или сумке с ключами, мелочью, брелоками и другими твёрдыми предметами, экран быстро покрывается потёртостями и царапинами. После падений на нём остаются трещины и сколы. В результате активного использования смартфон начинает выглядеть «старым» уже через несколько недель. К сожалению, никакие новейшие разработки инженеров в области изготовления стёкол и рекламные уловки не спасут гаджеты от столь незавидной участи. Однако пользователи могут самостоятельно продлить жизнь своим устройствам, прибегнув к ряду уловок: покупке чехла, установке защитного стекла или наклеиванию защитной плёнки.

Защитные плёнки для смартфонов предназначены для того, чтобы оберегать экран устройства от механических повреждений, прежде всего, царапин, потёртостей и сколов. Они изготавливаются из высококачественного полимера, имеющего особую прочность. Конечно, плёнка вряд ли сможет спасти от падения или удара, но для тех, кто носит смартфон в кармане или сумке, этот вариант отлично подойдёт. Главным преимуществом защитных плёнок перед другими вариантами защиты экрана является то, что их практически не видно на смартфоне. К тому же они почти нисколько не весят и тем самым не утяжеляют и без того не лёгкие современные смартфоны, что также станет для многих плюсом. Но перед тем, как нажать заветную кнопку «купить», нужно разобраться, как же выбрать защитную плёнку для своего смартфона.

Чем различаются защитные плёнки

Модель смартфона и диагональ экрана

Современные защитные плёнки бывают трёх типов: безразмерные, для фиксированных размеров экранов, для определённой модели смартфона.

Безразмерные плёнки представляют собой прямоугольный лист пластика определённой диагонали с сеткой-разметкой, из которой пользователь может самостоятельно вырезать нужную форму. Плюсом этого варианта является универсальность: такая плёнка подойдёт под любой смартфон, и даже не обязательно знать его диагональ. Минус - не всегда удастся вырезать идеально ровный прямоугольник. А если вы хотите покрыть плёнкой всю поверхность стекла, включая динамик и кнопки, такую сложную форму вряд ли вообще получится вырезать ровно и красиво.

Защитные плёнки для фиксированных размеров экрана - это прямоугольники полимера определённой диагонали, подходящие для экранов той же диагонали. Они довольно универсальны, если вы знаете этот параметр своего смартфона.

Защитные плёнки для определённой модели смартфона - это идеально подходящий вариант для желающих покрыть плёнкой всю поверхность стекла, а также для тех, кто не хочет долго выбирать. Минусом этого варианта будет высокая стоимость защитных плёнок для топовых моделей.

Тип плёнки

Защитные плёнки бывают трёх основных типов: глянцевые, матовые и зеркальные. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки.

Глянцевые плёнки наиболее распространены. Они наилучшим образом передают цвет изображения, практически его не искажая. Такие плёнки отлично скрывают мелкие царапины на поверхности экрана и противостоят появлению новых повреждений. Существуют глянцевые плёнки с пометкой «прозрачная» и «суперпрозрачная» - их совершенно не видно на экране.

Однако у глянцевых плёнок есть ряд недостатков. Во-первых, на солнце и при ярком свете на них появляются блики, мешающие просмотру изображения. Выход - включать яркость на максимум. Во-вторых, на них остаются следы от пальцев, поэтому плёнку придётся регулярно протирать. В-третьих, может появиться эффект прилипания пальцев. В связи с этим глянцевые плёнки не стоит приклеивать любителям игр. В-четвертых, из-за минимальной толщины они обеспечивают защиту хуже плёнок других типов.

Матовые плёнки отличаются повышенной плотностью, поэтому они лучше защищают от царапин и потёртостей. Благодаря матовой поверхности свет на них рассеивается, практически не отражаясь, что помогает избежать бликов. На некоторых моделях указано, что они «антибликовые», что означает улучшенное противодействие бликам. Также к таким плёнкам хуже пристаёт грязь, а следы от пальцев и вовсе не остаются. Немаловажно и то, что их поверхность обеспечивает ровное скольжение пальца.

Однако среди многочисленных преимуществ матовые плёнки обладают большим недостатком: изображение с ними немного размывается и становится зернистым. В наши дни, когда многие пользователи приобретают смартфоны ради идеального изображения, это действительно существенный минус. Но проблема всё же частично решается повышением яркости до максимума. Ещё одним недостатком для многих может стать толщина таких плёнок - их сразу видно на экране.

Зеркальные защитные плёнки по своим характеристикам схожи с глянцевыми, но обладают интересной особенностью: при выключенном экране они отражают изображение, что позволяет использовать смартфон в качестве зеркала. При этом такие плёнки «бликуют» ещё сильнее глянцевых, что делает их не особо популярными среди пользователей.

Способ фиксации

Бывают плёнки с двумя способами фиксации на экране: статическим и на клеевой основе. Статические плёнки имеют тонкий силиконовый слой. Это позволяет им легко и плотно крепиться на стекло без образования пузырьков. Главное, что их можно снимать и чистить много раз. Клеевые же плёнки сложно наклеить во второй раз, так как будут появляться пузырьки.

Количество плёнок в комплекте

Защитная плёнка служат смартфону не вечно - при активном использовании гаджета её нужно будет сменить через несколько месяцев. Поэтому многие производители кладут в комплект две и более плёнок для удобства пользователей.

Каждый любитель аналоговой фотографии назовёт свою причину, по которой он использует плёнку. В офисе Лайфхакера работают по крайней мере три таких любителя. Вот что они говорят о своём увлечении и том, какие кадры у них получаются.

Кирилл Дяченко

Аккаунт-менеджер Лайфхакера

Я снимаю на плёнку, потому что начинаю ценить каждый кадр и, как следствие, задумываюсь о качестве снимка, а не щёлкаю десятки ненужных фотографий. Странная цветопередача, красные глаза, а иногда и несфокусированные снимки возвращают меня в беззаботное детство, когда мы с мамой ходили проявлять очередную плёнку с мыльницы.







Олег Имидеев

Оператор Лайфхакера

Всё увлечение фото и видео у меня началось с плёнки. Если быть точным, то с родительского «ФЭД». Снимаю на плёнку, потому что она дисциплинирует и не прощает ошибок. Попасть в фокус и экспозицию, правильно выбрать план и ракурс необходимо с первого раза, ведь у тебя есть только 24 или 36 кадров, а не целая флешка на 32 ГБ.







Однажды я нашёл у дедушки «Зенит-Е». Сразу же испытал в деле: меня увлекла наглядная работа механизмов, все эти крутилки и кнопки. С тех пор прошло почти десять лет: я собрал внушительную коллекцию из старых и новых фотоаппаратов, провёл десятки экспериментов. Фотографировать как профессионал так и не научился, зато получил массу удовольствия.






Среди прочих причин многие отмечают вот что:

Нельзя с уверенностью сказать, что получится

Кому-то нравится ощущение тайны, скрытой в экспонированной плёнке, ведь заранее на 100% результат предугадать трудно: вдруг что-то случится на этапе проявки, засбоит само устройство или подведёт чутьё фотографа. Сама невозможность посмотреть фотографию сразу после съёмки ломает восприятие человека, привыкшего без лишних размышлений щёлкать всё подряд на камеру телефона. А ограниченность кадров (12, 24 или 36) заставляет его с большей долей вдумчивости ими распоряжаться.

Интересен процесс эксплуатации

Многих привлекает работа механики в фотоаппаратах. Взвод курка, выставление диафрагмы и выдержки, установка фокуса, перемотка - всё это работает наглядно и логично. За всё отвечают отдельные регуляторы, кнопки и рычажки, всем настройкам соответствуют маркировки на корпусе - никакой магии, скрытой в электронных платах, никаких бездушных символов на ЖК-дисплее.

Можно сделать отличную фотографию

Плёночный аппарат - незаменимый инструмент в арсенале многих профессиональных фотографов. Почему - объяснил в своей статье «Кому нужна эта плёнка » доктор физико-математических наук и член Союза фотохудожников России Антон Вершовский.

Во-первых, плёнка позволяет получить снимки с достаточно высокой детализацией и хорошей цветопередачей. Во-вторых, по мнению Антона Вершовского, целью фотографа не является снятие точной кальки с реальности, а художественная фотография не обязана быть идеальной. И тут мы подходим к следующему аргументу в пользу плёнки.

«Неидеальности» могут выглядеть красиво

Фотография, при съёмке которой всё пошло не так. Сделана на «Зенит-ЕТ» (Pentacon F1.8/50mm)

Расфокус, видимые царапины на снимках, зернистость - всё это ассоциируется именно с плёночной фотографией. Начнём с того, что перечисленных шероховатостей можно избежать при использовании корректно работающего фотоаппарата и подходящей плёнки. А закончим тем, что иногда «неидеальности» просто классно выглядят. А чем ещё объяснить популярность Lo-Fi-фильтров «под плёнку» в мобильных графических редакторах?

Попробовать снимать на плёнку недорого

Можно спорить о цене одного кадра, сравнивая плёнку и цифру. Но вот очевидный факт: если речь о разовом эксперименте, то за весь процесс от приобретения плёночного фотоаппарата до получения готовых кадров можно заплатить не больше тысячи рублей.

Ещё дешевле выйдет, если фотоаппарат у вас уже есть.

Нашёл в кладовке старый фотоаппарат. Можно ли снимать на него?

Скорее всего, можно, но кое-что стоит проверить:

  • Дверца. Должна плотно закрываться, иначе есть риск засветить плёнку.
  • Механика. Иногда на выдержках 1/60 и длиннее затвор срабатывает некорректно, открываясь до следующего взвода. Это гарантированно приведёт к пересвету снимка. Проверьте, как работает ваш фотоаппарат на разных выдержках. Обратите внимание на движение зубчатого валика, приёмной катушки.
  • Шторка. Если находка снабжена шторно-щелевым затвором, проверьте целостность шторки.
  • Экспонометр. Если в старом фотоаппарате установлен селеновый экспонометр, то он, скорее всего, сел. А вот если находка снабжена TTL-экспонометром, то есть высокие шансы на его корректную работу. Подобные были установлены в небольшом количестве фотоаппаратов, как правило, имеющих аббревиатуру TTL в названии.
  • Рулетка обратной перемотки. Когда плёнка заканчивается, её необходимо смотать в катушку. Как правило, для этого нужно найти специальную кнопку с буквой R, после чего скрутить плёнку с помощью рулетки обратной перемотки. Проверьте, корректно ли работает этот режим: крутится ли в обратном направлении приёмная катушка и зубчатый валик. Если нет, то снимать на фотоаппарат можно, но вынимать плёнку будет проблематично.

Когда проверите все пункты из списка, обратите внимание на чистоту фотоаппарата. От пыли внутри можно избавиться с помощью воздушной груши и мягкой кисточки.

Если вашей находкой стала обычная плёночная мыльница из 90-х, проверять ничего не нужно. Она работает. Только вот снимать на неё не так интересно: всё доверено автоматике, а фотографии получаются средненькие.

Если поиски не увенчались успехом, а фотографировать всё-таки хочется, то на помощь придут магазины и барахолки.

Как выбрать плёночный фотоаппарат?

Выбор здесь действительно велик: от самодельной до Leica за сотни тысяч рублей. Сначала стоит определиться с видом фотоаппарата.

Какими бывают фотоаппараты

  • Зеркальные фотоаппараты - почти все модели «Зенит», «Любитель», Pentax K1000, Canon AE-1, Olympus OM-1, относительно современные модели Nikon. Поддерживают установку объективов с любыми фокусными расстояниями, в них проще всего пользоваться различными светофильтрами, визуально оценивать настройки фокуса и глубины резкости. Это происходит потому, что в видоискателе видно примерно то, что и получится на фото: изображение с объектива передаётся в глазок с помощью зеркала. Недостаток зеркалок - отдача от движения зеркала, способная смазать кадр на длинных выдержках.
  • Дальномерные фотоаппараты - почти все модели «Зоркий» и «ФЭД», Canon Canonet QL17 G-III, Yashica Electro 35, Minolta Hi-Matic. Менее шумные, чем зеркальные. Наведение резкости осуществляется с помощью эффекта параллакса - совмещения в видоискателе изображений с двух объективов дальномера. Из минусов: ограниченный набор сменных объективов и отсутствие возможности настроить глубину резкости на глаз.

Часть изображения в видоискателе дальномерной камеры. Слева - несфокусированное изображение, справа - сфокусированное / ru.wikipedia.org

  • Шкальные фотоаппараты - «Смена», «Чайка», «Вилия», современные ломо-фотоаппараты Holga, Diana, La Sardina. Самая простая и бюджетная группа фотоаппаратов. Фокусировка осуществляется на глаз, линзы часто несменные. Несмотря на это, шкальные фотоаппараты превосходят по качеству снимков полностью автоматические мыльницы. А ещё они самые лёгкие и компактные.

Если вашей целью является знакомство с плёнкой, то советские и российские фотоаппараты подойдут как нельзя лучше. Большинство из тех, что выпускались с 1950-х до середины 1990-х, работоспособны и сейчас (при условии бережного обращения владельцев). Как правило, эти камеры - довольно качественные кальки с моделей Leica, Minolta, Contax и других зарубежных компаний. Важнейшее достоинство этих фотоаппаратов - цена. Даже серьёзные зеркальные камеры с неплохим стеклом уходят с барахолок за бесценок.

Но не все плёночные фотографы ограничиваются советским фотопромом. Те, кто сильно увлекается аналоговой фотографией, приобретают более серьёзные аппараты импортного производства. Если постараться, то можно найти и вполне бюджетные варианты: Chinon CS, Pentax K1000, Canon AE-1, Olympus OM-1, относительно современные плёночные модели Nikon. Эти аппараты отличаются более надёжной работой механизмов, широким диапазоном выдержек и многими другими нюансами, но стоят дороже «Смен» и «Зенитов».

На что ещё обращать внимание

Существуют и другие нюансы: диапазон выдержек, вид затвора, наличие какой-либо автоматики, удобство эксплуатации, в конце концов. Но фотоаппарат на самом деле лишь проводник между двумя куда более важными элементами: объективом и плёнкой.

Если вы хотите приобрести один аппарат всерьёз и надолго, берите тот, в котором можно менять линзы.

Ещё один момент: подумайте дважды, прежде чем приобретать фотоаппарат с автоматическим замером выдержки и селеновым экспонометром. Скорее всего, светочувствительные элементы в них уже сели, а в ручном режиме значение выдержки изменить нельзя. Например, в «Вилия-авто» и «ФЭД-50» при севшем экспонометре вам всегда придётся снимать с выдержкой 1/30 секунды - о съёмке в солнечный день на плёнку со средней и высокой светочувствительностью можно забыть.

Где купить

Теперь, когда вы определились с тем, какая камера вам нужна, начните поиски на досках объявлений. Старайтесь избегать пересылок по почте, ведь вам необходимо проверить работоспособность устройства. Предложений советских фотоаппаратов достаточно в любом, даже не очень большом городе. А вот искать достойную импортную камеру, возможно, придётся на зарубежных барахолках.

Что такое ломография?

Не любите производить экспозамеры, выставлять диафрагму и даже незаваленный горизонт для вас не самая простая задача? Попробуйте себя в ломографии . Это такая философия и манера съёмки для тех, кто любит делать снимки, но не обременяет себя сложившимися постулатами фотоискусства. Всё, что нужно, чтобы быть ломографом, - минимальный вкус и желание экспериментировать. Если в профессиональной фотографии шеф, бог и царь - фотограф, то в ломографии - случай. Вот на такие камеры делают снимки представители ломо-движения:







И такие фотографии у них получаются:







Эти фотографии не могут похвастаться проработанностью деталей или точной экспозицией, но несут в себе особенное настроение, которое так нравится любителям ломографии.

Минусы большинства ломо-камер - китайское производство и, как следствие, ненадёжность. Некоторые из них довольно быстро надоедают из-за ограниченности применения: во многих отсутствуют какие-либо настройки в принципе, а некоторые годятся только для съёмки в солнечную погоду.

Если заинтересовались, обратите внимание на Diana, Holga, La Sardina и, конечно, первую камеру, положившую начало ломографическому движению - «ЛОМО Компакт-автомат». Многие из ломо-камер производятся и сейчас, но цена на них будет заметно выше, чем на более серьёзные советские фотоаппараты б/у.

Найти ломо-камеру просто. Один запрос в поисковике, и вы увидите примерно одинаковые предложения от десятка интернет-магазинов.

А как выбрать плёнку?

У плёнок есть четыре основные характеристики: цвет, вид процесса, формат и чувствительность (ISO).

Цвет и процесс

С цветом всё понятно: плёнки есть цветные и чёрно-белые. И от цвета зависят некоторые нюансы съёмки и проявки. Чёрно-белые требуют использования светофильтров в определённых условиях и проявляются по процессу D-76. Существуют и монохромные чёрно-белые плёнки, их проявляют по процессу C-41 (так же, как и цветные). По качеству они уступают классическим, но зато с ними справятся в любом фотоцентре.

Цветные плёнки делятся на негативные и обращаемые. Негативные куда практичнее, более терпеливы к несущественным промахам в экспозиции, продаются и проявляются по процессу C-41 в любом фотоцентре. Иногда обращаемые плёнки проявляют так же, как негативные. Это называется кросс-процессом. Снимки, проявленные по кросс-процессу, обладают искажённой цветопередачей и большей насыщенностью, что особенно нравится ломографам и прочим экспериментаторам.

Формат

Есть два распространённых типа плёнки: малый (тип 135) и средний (тип 120). Выбор зависит от характеристик фотоаппарата: большинство из них поддерживают плёнки типа 135. Катушки среднего формата можно использовать в фотоаппаратах Holga, Diana, советских «Любителях», некоторых «Киевах», Pentax, Rollei и других. С помощью нехитрых манипуляций в них можно пристроить и 35-миллиметровые плёнки.

Светочувствительность

От светочувствительности, или ISO, зависит, при каком освещении мы сможем делать снимки, какую будем устанавливать выдержку и диафрагму. Диапазон светочувствительности плёнок начинается с 25 ISO и заканчивается 3 200 ISO. Чем меньше числовой показатель, тем меньше света фиксирует плёнка, тем дольше должна быть выдержка и/или меньше диафрагменное число.

Плёнки до 100 ISO хороши для съёмок в солнечную погоду. В пасмурную может пригодиться плёнка с 400 ISO. Более светочувствительная плёнка подходит для вечерней и ночной съёмки, но обладает повышенной зернистостью.

Оптимальный показатель светочувствительности - 200 ISO.

На старых фотоаппаратах может быть использована иная шкала светочувствительности: ГОСТ, ASA или DIN. Чтобы установить соответствия, можно воспользоваться таблицей .

Индивидуальные характеристики

Также плёнки могут отличаться цветопередачей, глубиной и проработанностью деталей. В интернет-магазинах к ним, как правило, прилагают результаты съёмки, которые могут помочь определиться с выбором.

Как снимать на плёночный фотоаппарат?

Порядок действий при съёмке разными фотоаппаратами отличается несущественно.

  • Установка плёнки. Первым делом нужно установить плёнку в предназначенный для неё отсек. Иногда для этого необходимо приподнять головку рулетки обратной перемотки. Потом протяните язычок к приёмной катушке и зафиксируйте его. Взведите затвор и убедитесь, что зубья валика попали в перфорацию плёнки. Нажмите на спуск. После закрытия крышки рекомендуется сделать ещё один пробный кадр, головка рулетки обратной перемотки также должна крутиться. Всё это не стоит делать при ярком солнечном свете.
  • Подготовка аппарата к съёмке. Если это предусмотрено, установите ISO плёнки (для ручного или автоматического экспозамера) и счётчик кадров.
  • Взвод затвора. Нужно отвести курок до конца, а потом аккуратно вернуть назад. Если система без курка, покрутите колёсико до упора.
  • Установка диафрагмы и выдержки. Эти действия могут сильно отличаться в зависимости от используемых фотоаппаратов. Если ваша камера не снабжена работающей автоматикой или не является шкальной с простым управлением, воспользуйтесь экспонометром. Если штатный сломан, используйте специальные мобильные приложения.
  • Настройка фокуса и создание снимка. Если используете зеркальную камеру, не забудьте открыть диафрагму перед фокусировкой (а перед вылетом птички - закрыть). Если дальномерную - используйте эффект параллакса. Если шкальную - ориентируйтесь по специальным маркировкам. После этого можно нажать на спуск.
  • Разрядка плёнки. Снимите блокировку зубчатого валика (этот регулятор часто отмечается буквой R). Используйте рулетку обратной перемотки для возврата плёнки в катушку. Если возникли проблемы, достаньте плёнку самостоятельно в тёмном помещении и донесите на проявку в светонепроницаемом футляре или коробочке.

Что потом делать с плёнкой?

Отнести на проявку. Если использовалась негативная 35-миллиметровая плёнка, проявляемая по процессу C-41, её проявят в любом фотоцентре. Если использовались другие фотоматериалы, возможно, придётся поискать частную лабораторию.

Что делать дальше?

Ответ на этот вопрос вам подскажет первая успешно отснятая плёнка. Если у вас это всерьёз, то аналоговая фотография предложит широкий простор для развития. Объективы, светофильтры, вспышки, самостоятельная проявка - всё это поможет превратиться из экспериментатора в матёрого профессионала.

Тех, кто найдёт себя в ломографии, ожидают весёлые эксперименты: мультиэкспозиция, просроченные плёнки, кросс-процессы, Redscale и другие страшные слова.

Аналоговая фотография - это дорого?

Давайте посчитаем. Допустим, фотоаппарат не достался вам по наследству. Приобретение бывшей в употреблении «Смены-8М» или даже какого-нибудь «Зенита» может обойтись в 200–500 рублей.

Далее - плёнка. Если не рассматривать варианты покупки просрочки с рук, то в интернет-магазинах цены начинаются примерно с 250 рублей за катушку с 36 кадрами. Проявка полученной плёнки по процессу C-41, как правило, стоит совсем недорого: менее 100 рублей. А вот сканирование в цифру» может обойтись в несколько сотен. Но цены в разных городах могут отличаться.

Поэтому аналоговая фотография «на попробовать» стоит совсем немного. Но если вы увлечётесь приобретением достойного аппарата и объективов, будете придирчивы к плёнкам и расточительны, то сэкономить, конечно, не получится.

А это точно того стоит?

Тут та же история, что и с . Занятие аналоговой фотографией непрактично, требует постоянных финансовых вложений. Результат неизвестен, плёнку вообще легко могут засветить или испортить при проявке. Кадров не больше 36. Возможно, если не ошибиться в ручных настройках выдержки, диафрагмы и фокуса, какие-то из них даже получатся неплохими. Только узнать это можно будет не раньше, чем через пару дней, когда специально обученные люди превратят вашу фотоэмульсию в снимки. Прибавьте к этому косые взгляды прохожих, обвинения в хипстерстве и презрительное недоумение со стороны радикально настроенных цифровых фотографов - вот какое-то такое это хобби, если говорить в общих чертах.

Но все эти минусы может перечеркнуть одна важная вещь: возрождённая ценность кадра. Все мы помним хотя бы несколько фотографий из своего детства, возможно, даже не самых удачных. А много ли сравнимых по значимости снимков в галерее вашего смартфона?

В моём фотоаппарате было 24 кадра, я должен был очень осторожно выбирать, что снимать, когда мы ездили на гастроли. Я не хочу сказать, что всё это обесценилось… Хотя нет, хочу. По-моему, именно что обесценилось. Когда я вижу людей, которые постоянно что-то снимают, мне хочется закричать им: «Не снимайте! Переживайте это!» Когда всё фиксируется на камеру, это означает, что всё одинаково важно. То есть ничего не важно.

Фронтмен группы The Cure Роберт Смит в интервью журналу «Афиша Daily»

Подобное хобби подойдёт далеко не всем. Но тех, кто по-настоящему увлечётся аналоговой фотографией, ждут десятки крутых снимков, часов в предвкушении «сканов», удачных и испорченных плёнок. А самое главное - утерянная в пучинах цифрового прогресса, давно позабытая радость от фотографии.

До недавнего времени пленка была самым популярным материалом для обустройства теплиц. Сегодня она вытесняется стеклом и поликарбонатом, которые превосходят ее по многим параметрам, но не отличаются низкой ценой. Если же бюджет ограничен, то можно вырастить урожай и в теплице, укрытой пленкой, но ее еще необходимо уметь выбрать. Пленка пленке рознь : производители предлагают как самую простую полиэтиленовую, так и более практичные варианты, типа армированной, поливинилхлоридной и стабилизированной. Продавцы же так и норовят выдать дешевый материал за более дорогой аналог, ведь внешне некоторые виды очень похожи . Как же в этих условиях выбрать пленку для теплицы, не переплатить и быть уверенным в ее качестве?

№1. Преимущества и недостатки пленки для теплицы

Раньше для укрытия теплиц использовали только полиэтиленовую пленку. На данный момент дачникам предлагают более совершенные ее аналоги, в которых некоторые недостатки менее выражены. В целом же, для всех типов пленок, которые используются для и парников, характерны общие плюсы и минусы.

Основные преимущества:

Основные минусы:

  • невысокая долговечность. Выбирая полиэтиленовую пленку, стоит быть готовым, что на следующий сезон ее необходимо будет менять. Более дорогие аналоги придется менять через 2-3 сезона;
  • низкая устойчивость к солнечным лучам, что и приводит к быстрому разрушению материала, но в некоторых пленках этот недостаток не так выражен;
  • на поверхности пленки скапливается конденсат, что вредит большинству выращиваемых в телице культур. Этого недостатка удалось избежать гидрофильным пленкам, при производстве которых используют специальные добавки;
  • накопление электростатического заряда, что способствует притягиванию пыли, а это, в свою очередь, снижает прозрачность. С этим минусом производители также пытаются бороться, вводя специальные добавки.

Многие дачники также жалуются, что пленка растягивается и провисает, поэтому приходится ее постоянно подтягивать. Но наличие стольких существенных минусов все равно не делает материал менее популярным, ведь это самый дешевый способ обустроить теплицу на даче, и многие считают, что более выгодно раз в год менять покрытие, чем сразу потратиться на покупку дорогого поликарбоната.

№2. Основные виды пленок для теплиц

Все разнообразие пленок для теплиц можно поделить на такие виды:


№3. Полиэтиленовая пленка

Главное преимущество – низкая стоимость . Пленка пропускает около 80% тепловой радиации, поэтому дневное тепло ночью плохо сохраняется. Правильно смонтированная качественная полиэтиленовая пленка продержится не более сезона , а зиму вряд ли переживет, так как перепады температур, ветер и снег разрушат материал. Даже самые толстые пленки особой долговечностью не отличаются.

Полиэтиленовая пленка очень нежная , поэтому транспортировать и монтировать ее необходимо очень аккуратно. Даже самый небольшой порез вскоре «разрастется», что сведет на нет все усилия по обустройству парника.

Продают материал в рулонах шириной 1,2-3 м, это может быть однослойное полотно или рукав. Во втором случае материал можно разрезать по шву и получить более широкое полотно, а можно накрыть теплицу рукавом, хотя на существенное повышение долговечности рассчитывать не стоит. Изгиб рукава считается самым слабым местом и разрушается в первую очередь, поэтому его лучше сразу укрепить скотчем.

№4. Армированная пленка

Армированная пленка отличается от обычной полиэтиленовой наличием своеобразного каркаса , выполненного из стекловолокна, прессованного, крученого или растянутого полиэтилена или полипропилена, толщина нитей каркаса 0,29-0,32 мм. Полиэтилен, как правило, используется более прочный, иногда с добавками для большей устойчивости к солнечным лучам. Основную нагрузку берет на себя каркас, поэтому теплица с таким покрытием получает устойчивость к ветрам, снегу и даже граду. Пленка может защитить рассаду даже при заморозках до -5 0 С.

Материал продержится на теплице больше года, обычно его хватает на три сезона , но некоторые производители говорят о сроке эксплуатации в 5 и даже 7 лет, но тут многое зависит от характеристик пленки и климатических условий региона. Армированная пленка более ремонтопригодна : дырки можно заклеить скотчем, они не имеют свойства распространяться на все полотно. Главная характеристика материала – не толщина, а плотность. Самым распространенным считается материал с плотностью 120-200 г/м 2 . В продаже есть пленка с отверстиями в ячейках, которая обеспечивает теплице должную герметичность, но при этом не позволяет «консервировать» в ней воздух.

Долговечность и прочность армированной пленки оборачивается более высокой ценой . К тому же, светопроницаемость у этого материала чуть ниже, чем у обычной стабилизированной пленки, а пыль за счет рельефа смывается очень тяжело, что также вредит прозрачности.

№5. ПВХ-пленки для теплиц

Поливинилхлоридные пленки – один из лучших вариантов для обустройства теплиц. Это эластичный и прочный материал, который может продержаться от 2-3 сезонов до 6-7 в зависимости от условий эксплуатации, ухода и климата. Как правило, в состав вводят светопреобразующие и стабилизирующие добавки.

Материал пропускает до 90% света, 80% ультрафиолетового излучения и задерживает до 95% инфракрасного излучения, а это означает, что ночью и во время заморозков в парнике будет теплее, чем в таком же из полиэтиленовой пленки. Это очень весомое преимущество материала.

Недостаток материала – цена, которая в 2-3 раза превышает стоимость полиэтиленового аналога, но принимая во внимание тот факт, что отпадает необходимость каждый сезон покупать новую пленку и монтировать ее, этот минус нельзя назвать уж слишком существенным. Еще один нюанс – поливинилхлорид сильно притягивает пыль , но и смывать ее несложно. Морозостойкость материала невысокая, при температуре ниже -15 0 С пленка становится слишком хрупкой, поэтому будет обязательным.

№6. Полиэтиленовые пленки со специальными добавками

Если ввести в полиэтилен специфические вещества, то можно несколько улучшить его эксплуатационные качества. В зависимости от добавок выделяют такие виды материала:

  • стабилизированная пленка производится с добавлением веществ, повышающих стойкость к воздействию солнечных лучей . Срок службы повышается в 2-3 раза, увеличивается и цена. Материал может иметь оранжевый или розоватый оттенок, но это необязательно. Внешне стабилизированная и обычная полиэтиленовая пленки одинаковы, поэтому необходимо внимательно смотреть на упаковку и маркировку;
  • светопреобразующая пленка «умеет» превращать жесткий ультрафиолет, вредный для растений, в инфракрасное и красное излучение, которые повышают урожайность. Все это возможно благодаря люминофорной добавке, но чтобы материал прослужил долго, необходимо, чтобы в составе были и стабилизирующие вещества. Чтобы убедиться, что перед вами действительно светопреобразующая пленка, необходимо посветить ультрафиолетовой лампой, при этом свет от лампы должен измениться на красный;
  • теплоудерживающая пленка отличается матовым белесым оттенком. Она слабо пропускает тепловое излучение, поэтому температура в теплице будет на 1-3 0 С выше, чем в аналогичном из других видов пленки. За счет этого ранние урожаи можно увеличить на 10-30%, экономя на отоплении. Срок службы пленки – около 9 месяцев, материал обладает антистатическими и гидрофильными свойствами;
  • стабилизированная гидрофильная пленка позволяет решить проблему «капели», характерную для других видов материала. На этой пленке формируется плоскокапельный конденсат в виде сплошного слоя, поэтому негативного влияния на растения нет. Светопроницаемость высокая, способность пропускать тепловое излучение – 30-35%, поэтому в таких теплицах будет тепло;
  • пузырчатая пленка сильно напоминает ту, которой пакуют хрупкий товар. Она обладает хорошим светопропусканием, а по уровню теплоизоляции сравнится с поликарбонатом. Прочность невысока, за исключением специальных видов пленки, но для выращивания ранних урожаев в небольшом парнике материал сгодится;
  • вспененная пленка состоит из монолитного и вспененного слоя полиэтилена, пропускает 70% света, хорошо держит тепло, подходит для сооружения теплиц, предназначенных для вегетативного размножения растений;
  • сополимерная этиленвинилацетатная обладает приличным уровнем прочности, хорошо задерживает тепло, она устойчива к проколам, ветровым нагрузкам, морозу, гидрофильная. Высокая светопроницаемость (до 92%) в жаркие летние дни может вызвать перегрев. Долговечность – до 3 лет;
  • фоторазрушаемая пленка разрушается спустя определенный срок (20, 45 и 60 дней). Применяется для бескаркасных укрытий и мульчирования.

Несмотря на заявленный срок службы, некоторые специалисты рекомендуют менять пленку раз в три года, так как она все равно мутнеет. Если материал сохранил целостность, его можно использовать в других целях.

Можно встретить также и пленки, при производстве которых были использованы сразу несколько добавок, — это наилучший вариант. Но часто под видом специальных пленок выдают обычную полиэтиленовую, поэтому не мешает смотреть на сертификаты и маркировку.

Согласно ГОСТ 10354-82, стабилизированную пленку для теплиц и парников маркируют СТ, стабилизированную светопреобразующую пленку – СИК. Также для теплиц можно использовать пленку, в маркировке которой стоит буква Н: это стабилизированная или нестабилизированная пленка для изготовления изделий бытового назначения.

№7. Плотность и толщина пленки

Чем более плотная и толстая пленка, тем лучше она будет справляться с негативными факторами окружающей среды. В случае с обычной полиэтиленовой пленкой толщина мало влияет на долговечность, а когда речь идет о стабилизированных материалах этот фактор имеет большее значение.

Внешне пленку толщиной 200 и 100 мкм различить невозможно , чем и пользуются недобросовестные продавцы. Чтобы обезопасить себя от невыгодной покупки, стоит помнить, что более толстая пленка весит больше: погонный метр пленки 200 мкм весит 530 г , 150 мкм – 400 г, 120 мкм – 320 г, 100 мкм – 260 г и 80 мкм – 210 г. Для теплиц лучше выбирать пленку толщиной 150-200 мкм.

№8. Цвет пленки

Лучше выбирать прозрачную пленку – она пропускает больше света. Для получения материала разных оттенков в состав обычно вводят пищевой краситель, который имеет свойство выгорать под лучами солнца, поэтому смысла в нем нет. Если же краска стойкая, то света в теплицу будет проникать меньше, что повлечет за собой снижение урожаев и необходимость использования .

№9. Производители пленки

Если выбор остановлен на обычной полиэтиленовой пленке, то риск нарваться на некачественный товар снижается. Больше подделок встречается в категории более дорогих видов пленок: например, за стабилизированную пленку могут выдавать обычную. В любом случае, лучше доверять проверенным производителям, хорошо смотреть в сопроводительную документацию и маркировку.

Достаточным качеством обладает пленка таких производителей.

Хотя аналоговая фотография в наши дни имеет маргинальный статус, на пленку до сих пор снимают и ее до сих пор принимают в фотоцентрах на проявку. Профессиональные фотографы не отказались от аналоговой технологии, которая в некоторых видах съемки не имеет равноценной альтернативы — пейзаж и съемка интерьеров, художественная фотография. Для фотолюбителей пленка открывает новые горизонты творческого поиска.

Показателен тот факт, что многие энтузиасты пленки приходят к ней, поснимав на «цифру». Они назовут немало причин: возможность менять «матрицу» с каждой катушкой, глубина/объем пленочного изображения, механическая надежность. Выбор аналоговой камеры — вопрос сложный и требующий отдельного рассмотрения с учетом формата камеры и ценового уровня. А пока мы остановимся на вопросе, объединяющем аналоговые камеры любого класса и производителя.



Форматы пленок

В наши дни в продаже можно встретить пленки следующих форматов:

Узкий формат. Тип 135. Перфорированная пленка для узкопленочных камер в кассетах, рассчитанных на 36 кадров размером 24×36 мм. Встречаются кассеты с любительской пленкой, рассчитанные на меньшее количество кадров. Некоторые профессиональные пленки 35 мм можно купить «оптом» в рулонах для самостоятельной фасовки по кассетам.
- Средний формат. Тип 120 (рольфильм). Пленка шириной 56 мм (без перфорации) имеет фиксированную длину, рассчитанную на получение 16 кадров 42,5×56 мм, 12 кадров 56×56 мм или 10 кадров 56×70 мм. Размер кадра зависит от типа камеры (66, 645 или 67), а самым распространенным в среднем формате является квадратный кадр 56×56 мм.
- Широкий формат. Листовая пленка для камер большого формата (9×12 или 13×18 см).

Проще всего найти в продаже пленку35 мм. С рольфильмом могут возникнуть проблемы, а с покупкой листовой пленки они рано или поздно возникнут даже у жителей Москвы и Петербурга. На помощь приходят западные веб-магазины www.adorama.com и www.bhphotovideo.com .

120-я пленка продается в катушках с защитным раккордом — бумажной лентой, которая закрывает пленку по всей длине, защищая ее от света. Такая конструкция используется с 20-х годов XX века. Тогда у многих камер не было счетчика кадров. Их отсчет производился по смотровому окошку на задней стенке камеры, закрытому красным стеклом. Дополнительную защиту от засветки обеспечивал бумажный раккорд.

Кроме 120-го типа некоторые среднеформатные камеры могут работать с пленкой 220-го типа. Ее отличие — в два раза больше длина пленки (соответственно, и количество кадров). Сейчас приобрести такую пленку можно только в западных интернет-магазинах.

Чувствительность

Чувствительность выражается в единицах международного стандарта — ISO. Пленка 100 единиц оптимальна для съемки солнечным днем, 50 единиц — работы в студии. В помещении пригодятся пленки на 400 или 800 единиц. С ростом чувствительности снижается детализация изображения и растет зернистость, что обычно рассматривается как недостаток. Но высокая детализация нужна не всегда. В отличие от шумов на цифровых камерах благородное зерно черно-белых пленок часто используется в художественных целях. Например, крупным красивым зерном обладает пленка Rollei R3.

Разновидности фотопленок

Какую пленку купить — цветную или черно-белую? Ответ находится в плоскости личных предпочтений и творческих задач фотографа. Существует великое множество пленок, различающихся тональностью, контрастностью, размером и формой зерна, толщиной подложки. В общем приближении ныне существующие пленки можно подразделить на несколько типов:

Процесс Внутривидовые различия Исключения
Черно-белые негативные Д-76 (традиционные) Панохроматические/ ортохроматические Инфракрасные
C-41 (Хромогенные) Тип эмульсии - классический или t-grain Со сверхвысоким разрешением
Цветные С-41 (Негативные) Для дневного/ искуственного света
Е-6 (слайдовые) Живые/нейтралбные цвета слайдовые пленки, проявляемые по оригинальному процессу (например, Kodachrome)

Если вам хочется фотографировать на черно-белую пленку, но нет желания работать с растворами и бачками, остановите выбор на хромогенной пленке, которая проявляется в фотоцентрах по стандартному лабораторному процессу С-41. «Псевдочерно-белые» пленки удобны для новичков и позволяют получать стабильно качественный результат. Обладая очень высокой фотоширотой, они оптимальны для жанровой съемки, когда на точное определение экспозиции нередко просто нет времени. Как и цветной негатив, хромогенная ч/б-пленка обладает почти неразличимым зерном, но существует один важный нюанс: печатать фотографии также следует, как с цветных негативов (ручная печать на черно-белой бумаге не принесет качественных результатов). Исключение — Illford XP2 Super, при разработке которой была сохранена возможность ручной оптической печати.

Для художественных задач профессиональные фотографы, снимающие на ч/б, предпочитают классическую пленку на кристаллах галоида серебра. Как правило, она проявляется вручную. Также существуют пленки на плоских (T-Grain) кристаллах. Многие предпочитают проверенные временем варианты и утверждают, что T-Grain дают «пластмассовую» тональность. Но данное суждение вряд ли обоснованно. Ведь самые современные Illford Delta 400 и Kodak T-Max 100 на плоских кристаллах не уступают в плане рисунка Illford HP5 или Kodak Tri-X, которые любили великие фотографы прошлого.

К пленкам сверхвысокого разрешения относятся Gigabitfilm, Adox и отечественная «Тасма» ФН64. Особенность самой распространенной из них — Gigabitfilm — входящая в комплект емкость со специальным проявителем. При использовании высококачественной оптики (Leica, Contax G-series) пленка с легкостью выдает разрешение 300 линий на миллиметр. Вытянуть все детали может далеко не каждый сканер, но ручная печать позволяет получить разрешение на уровне среднего формата.

Для съемки в ИК-диапазоне с соответствующим фильтром на объективе можно найти в продаже только пленки Rollei Infrared. Из употребления вышли «нестандартные» пленки ортохроматического типа (нечувствительные при проявке к свету красного фонаря) и слайд Kodachrome, в эмульсию которого красители попадают в процессе проявки.

Цветные негативные пленки, как и черно-белые, отличаются прекрасной фотоширотой. В отличие от слайда они экономичны в использовании и легко сканируются. Слайд — вне конкуренции благодаря прекрасной цветопередаче, отсутствию зерна и недостижимой для негативной пленки и цифры детализации. В то же время он уступает негативу с точки зрения динамического диапазона, крайне требователен к точности экспозиции, а его проявка нередко обходится дороже самой пленки. В профессиональной съемке пейзажей, интерьеров широкоформатному слайду до сих пор нет аналогов.

Индекс VC или C на упаковке от негативной пленки указывает на повышенную насыщенность и контраст, NC или S — на более нейтральный. Слайдовые пленки также различаются по цветопередаче, но это различие является более глобальным, разделяя отдельные марки слайдовой пленки (например, сверхнасыщенная Fujichrome Velvia и реалистичная Provia). Большинство слайдовых пленок предназначены для температуры дневного/импульсного света, а при съемке в помещении их приходится использовать с конверсионными фильтрами. В продаже иногда встречаются слайдовые пленки, оптимизированные для комнатного освещения (Kodak Ektachrome 64Т).

Транспортировка и хранение

Дорогие профессиональные пленки, в особенности цветные, как правило, весьма требовательны к условиям хранения, а найти для них холодильник вдали от дома не всегда возможно. Для поездок в жаркие страны или туристических походов можно остановиться на промежуточном варианте (например, Fujicolor Superia Reala).

Отметим также, что при перевозке неотснятых/непроявленных пленок в аэропортах в процессе досмотра излучение рентгеновских сканеров может привести к частичной порче пленок. Избежать подобной проверки сложно, но снизить воздействие можно, если проносить пленки в составе ручной клади, а не в багаже, где излучение существенно выше. Производители советуют как можно быстрее проявлять отснятые материалы. Но это, конечно, возможно далеко не всегда. Хранить пленку рекомендуется в холодильнике.

Топ-20 самых популярных пленок

Черно-белые пленки:

Kodak T-Max BW 400CN проявляется по лабораторному процессу C-41. Самая универсальная ч/б-пленка. При номинальной чувствительности 400 единиц позволяет снимать в диапазоне ISO 25-800, сохраняя стандартный режим проявки. Благодаря столь впечатляющей фотошироте прощает почти любые промахи экспозиции.
Illford PanF 50 Plus идеальна для студийных портретов, макро, пейзажей на длинной выдержке. Достаточно контрастная и мелкозернистая, имеет неповторимую «мягкую» тональность. Еще более усилить «мягкость» позволит мелкозернистый проявитель Illford Perceptol и пул-процесс на одну ступень (ISO 25).
Kodak T-Max 100 подходит для повседневной съемки. Высокий контраст и контурная резкость, мелкое зерно, красивый жесткий рисунок. Проявлять рекомендуется в «родном» T-Max или D-76.
Fuji Neopan Acros 100. Хорошая тональная передача и большая фотоширота сочетаются с умеренной контрастностью, но пленка уступает собратьям по детализации. Хороший результат дает в сочетании с Illford Microphen в концентрациях до 1+3. «Разгоняется» до ISO 400.
- Rollei Retro 100 — пленка для портретов. Контрастная, но с приятной тональностью и мелким зерном. Производится фирмой Maco для Rollei. Недостатки: тонкая подложка и высокая скручиваемость, однако результат стоит затраченных усилий. Проявитель — D-76, Maco LP-Cube, любой жидкий от Kodak.

Fomapan 100 — чешская пленка, которую благодаря низкой цене любят начинающие фотографы. Контрастная, но имеет слишком высокое для такой чувствительности зерно и невыразительный тональный рисунок. Для проявки оптимален дешевый жидкий Fomadon LQN.
- Illford FP4. Номинальная чувствительность 125 единиц. Приятная тональность делает эту пленку хорошим выбором для съемки портретов. Рекомендуется мелкозернистый проявитель — Perceptol, жидкий Maco Supergrain.
- Fortepan 200 — дешевая ч/б-пленка венгерского производства с крупным и весьма красивым зерном, насыщенной тональностью. Умеренно контрастная, с хорошей детализацией. Недостатки — некоторая небрежность полива эмульсии и высокая скручиваемость.
- Kodak TRI-X 400 очень любили великие фотографы прошлого. Ее отличает высокая контрастность и «классический» рисунок. Проявлять лучше всего в жидких проявителях от Kodak. Если же надо подчеркнуть зерно, работает «классический» метод проявки: TRI-X + Родинал.
- Illford HP5 Plus — еще одна пленка, на которую было снято немало шедевров. Высокая резкость, красивое и довольно крупное зерно. Номинальная чувствительность 400 единиц. Традиционно используется для пуш-процесса (до 1600 единиц).
- Illford Delta 400. Современная универсальная пленка на плоских кристаллах, оптимальна для различных художественных задач. В отличие от Delta 100 обладает высоким контрастом и жестким рисунком. Пуш-процесс до 1600 единиц. Проявитель — D-76/ID-11.
- Illford Delta 3200 сочетает новейшую четырехслойную эмульсию на плоских кристаллах и красивое зерно. Номинальная чувствительность — 1250 единиц. В качестве проявителя рекомендуется фирменный Microphen. Пленка рассчитана на пуш-обработку. В зависимости от режима проявки может использоваться в диапазоне 800-12800 ISO.
Rollei R3 обладает крупным красивым зерном и обходит Delta 3200 по таким характеристикам, как резкость и контраст. Встречается с чувствительностью 400 и 800 единиц. Оптимальный результат дает при пуше на одну-две ступени.

Цветные пленки:

Fujicolor Superia Reala. Цветная негативная пленка с чувствительностью 100 единиц, идеально подходящая для использования вдали от дома. Обеспечивает правильную цветопередачу и высокую детализацию, подходит для различных сюжетов, нетребовательна к условиям хранения.
- Kodak Portra 160 NC/VC. Одна из самых популярных негативных пленок для съемки людей. Существуют варианты с нейтральной (NC) и «живой» (VC) цветопередачей, но только один из них (NC) позволяет получать стабильный результат.
- Fujicolor Pro 400H. Цветная негативная пленка, которая позволяет получать прекрасные результаты при съемке портретов в условиях недостаточного освещения. Обладает высокой контрастностью.
- Fujichrome Velvia 100F — известная слайдовая пленка, заслужившая признание благодаря насыщенной цветопередаче. Новая версия, пришедшая на смену Velvia 50, отличается более естественными цветами. Хорошо справляется со съемкой на длинных выдержках (несколько минут без нарушения баланса цветов). Мягкая тональность, неплохой для слайда динамический диапазон.
- Fujichrome Provia 100F. Считается, что эта пленка дает более естественные цвета, чем Velvia. Однако на больших выдержках имеет место уход в холодные тона. При сканировании на недорогих сканерах дает лучший результат, чем Velvia.
- Fujichrome Astia 100F создавалась для портретной и фэшн-съемки. Обладает нейтральной цветопередачей, умеренным контрастом, несколько уступая собратьям из семейства Fujichrome по детализации.
- Kodak Ektachrome E100G популярна у профессиональных фотографов. Обладает большой для слайда фотоширотой, естественной цветопередачей и невысоким контрастом. По передаче телесных оттенков не уступает Astia. Версия E100-GX отличается более теплой цветопередачей и часто используется при съемке людей.

оригинал статьи http://pro-format.ru/films/ilford1/item2/

Статья о том, как выбрать пленку для тонировки стекол автомобиля, какими критериями руководствоваться при выборе. В конце статьи - интересное видео о проверке тонировки стекол машины.


Содержание статьи:

Если вы устали от солнца, которое светит прямо в глаза, от того, что в салоне вашего автомобиля летом постоянно жарко и приходится включать кондиционер или открывать окна, если вас раздражают взгляды других водителей или прохожих, заглядывающих в ваши окна, то вам срочно нужно тонировать стекла машины. Но как выбрать тонировку, что нужно учитывать при ее выборе? Давайте разбираться.

Что следует учитывать при выборе тонировочной пленки


Большинство автовладельцев для затемнения стекол своих машин используют специальную тонировочную пленку. Хотя существуют и другие типы тонировок: тонировка напылением, съёмная и даже электронная.

Почему пленка так популярна? Она стоит не очень дорого, и с ее помощью можно даже самостоятельно затонировать свой автомобиль.


При этом следует помнить, что тонировка лобового и передних боковых стёкол регламентируется ГОСТами, а для заднего стекла и боковых задних стёкол можно использовать любую тонировку.

При выборе тонировочной пленки следует учитывать следующие параметры:

  • Вид пленки;
  • Величину светопропускания;
  • Наименование производителя;
  • Цветовую гамму;
  • Стоимость.
А сейчас каждый фактор рассмотрим более подробно.

Выбор вида тонировочной пленки


При выборе тонировочной пленки первым делом нужно определиться с её видом. Существует семь основных видов тонировочной плёнки:
  1. Крашенные. Это наиболее простые и дешёвые плёнки. Красящее вещество в них вводится в полимерную основу, что и создаёт затемняющий эффект. Подобная плёнка не создает бликов и хорошо пропускает радиоволны, однако служит она недолго, так как краска быстро выгорает. Сейчас такие плёнки практически не используются.
  2. Металлизированные. В этой плёнке на окрашенный слой еще напыляют слой металла (как правило, алюминий). Этот слой находится между защитным и тонирующим слоем, поэтому автомобильные стекла приобретают металлический оттенок. Этот тип плёнки хорошо защищает от солнечных лучей и жары, при этом не выгорая.
  3. Спаттерные. По своей сути, это металлизированные плёнки, только процесс металлизации осуществляется с помощью ионного обмена. При этом на полимерную основу можно нанести разные химические вещества. Спаттерная плёнка имеет хороший внешний вид и служит очень долго (многие производители дают на нее пожизненную гарантию, что не может не радовать).
  4. Плёнка Infinity. Это металлизированная плёнка, в которой металлическое напыление расположено снаружи. Поэтому такая плёнка ещё лучше отражает свет (степень отражения доходит до 70%). Стекла приобретают зеркальный блеск. Однако зеркальный эффект в нашей стране запрещен, поэтому эти плёнки используют редко.
  5. Плёнка с переходом. В ней плотность напыления металлического слоя нарастает снизу-вверх, поэтому максимальная защита от ультрафиолета достигается только в верхней части автомобильного стекла. То есть, в полдень, когда солнце сильно припекает, защита будет максимальной.
  6. Энергосберегающая плёнка. Это инновационная плёнка, убирающая блики, снижающая нагрузку на глаза водителя, предотвращающая прохождение света в салон машины. Хоть пленка и кажется прозрачной, она эффективно защищает всех находящихся в салоне от солнца.
  7. Плёнка Carbon. Это современный, но очень дорогой тип пленки. Пока она применяется редко. На такую пленку в вакууме напыляют графитовый слой, что придает ей хорошие характеристики. Графит отлично защищает от ультрафиолетовых лучей. Такая плёнка обладает всеми плюсами металлизированных плёнок, при этом она служит долго без потери своих свойств. Единственный недостаток такой пленки – ее высокая цена.
При этом все пленки могут быть:
  • Солнцезащитными (защищают автомобилистов от ультрафиолетовых лучей);
  • Ударопрочными (защищают стёкла от механических воздействий. Если стекло с такой пленкой разобьется, осколки не повредят пассажиров);
  • Декоративными (подчеркивают стиль и индивидуальность автовладельца).

Выбор по проценту светопропускания пленки


При выборе плёнки обязательно следует учитывать её светопропускную способность, ведь это главный ее показатель. Тонировочную пленку для того и покупают, чтобы она не пропускала свет в салон.

Однако при стремлении закрыть салон своего автомобиля от посторонних глаз главное - не переборщить. Следует руководствоваться здравым смыслом, поскольку речь идет о безопасности водителя, пассажиров и других участников дорожного движения. Слишком темная плёнка существенно ухудшает обзор изнутри. Поэтому лучше выбирать тонировку, которая по светопропускной способности соответствует ГОСТу. Это гарантирует безопасность и отсутствие проблем с ГИБДД.

По проценту светопропускания тонировочные плёнки делят на такие типы:

  • 5% светопропускание (прохожие ничего не увидят в салоне);
  • 10% светопропускание (прохожие смогут увидеть только примерные очертания людей в салоне авто);
  • 15% светопропускание (видны силуэты);
  • 20% светопропускание (можно увидеть лица пассажиров);
  • 35% светопропускание (предметы и люди в салоне видны чётко);
  • 50% светопропускание (видно все, что находится в салоне без особых усилий).
В соответствии с ГОСТом 5727-88, светопропускание лобового стекла должно быть не меньше 75%, передних боковых стекол – 70%, светопропускание других стекол автомобиля не нормируется.

Обычно автовладельцы устанавливают тонировочные плёнки, имеющие процент светопропускания от 10 до 35.


При выборе пленки надо учитывать, что в итоге вы хотите получить. Если вы желаете полностью оградиться от внешнего мира, чтобы прохожие вас не видели, стоит использовать на задних стеклах пленку с 5-10% светопропускания. Если же взгляды прохожих вас не смущают, используйте пленку с 35% светопропускания.

Выбор по производителям


При выборе пленки, конечно же, нужно обращать внимание на производителя. Давно пользуются популярностью пленки от американских компаний, так как они отличаются высоким качеством. Эти пленки проверены временем. Однако сейчас в страны СНГ стали поставлять хорошие тонировочные пленки из Германии, Индии, Южной Кореи, Израиля и Китая.

Есть бренды, которые известны всем: LLumar, Jonson, Infinity, SunTek, SunGuard, SunControl. Их продукцию высоко оценили многие отечественные автолюбители.

Однако, как показывает практика, иногда менее раскрученные компании предлагают автовладельцам пленку хорошего качества за небольшие деньги.

Выбирая производителя пленки, не нужно слепо доверять рекламе. Лучше почитать автомобильные форумы и поспрашивать у других автовладельцев, пленку какой компании они использовали при тонировке своих машин. Так вы сможете получить правдивую информацию о качестве тонировочной пленки от различных производителей. Это поможет сделать правильный выбор.

Выбор пленки по цвету


Изначально может показаться, что все тонировочные пленки черного цвета. Но это не так. Каждый производитель предлагает массу вариантов с разными оттенками – коричневатым, голубоватым, угольно-черным либо зеленоватым. Подобное разнообразие позволит подобрать пленку под свои пожелания и сделать автомобиль неотразимым.

Кроме этого, пленка может быть матовой и металлизированной. Последней присущ некий зеркальный блеск. Она подойдет автомобилю цвета «металлик».

А вот владельцы машин синего, красного, зеленого или желтого цветов могут выбрать пленку «с переходом», у которой цветная полоса плавно становится черной.

Часто используют комбинированное тонирование автостекол, когда на передние стекла наносят более светлую пленку, а на задние – более темную этой же серии. Причем такой вариант максимально приближен к требованиям ПДД.

Как видите, существует множество цветных плёнок, которые сделают любую машину эксклюзивной.

Выбор по цене


Естественно, стоимость пленки – важнейший фактор при ее выборе. Но тут нужно уяснить одну простую истину – качественная пленка не может стоить дешево. Ведь для ее производства необходимо хорошее сырье и новейшее оборудование.

К тому же покупать слишком дешёвую плёнку нецелесообразно. Она прослужит всего год-два и ее придется менять. А это дополнительные расходы.


Если какой-то хитрый автомастер предлагает вам затонироваться дешевым «аналогом», убегайте от него. Лучше и выгоднее приобрести качественную плёнку от хорошего проверенного производителя, которая обойдется в два раза дороже, но прослужит 10-20 лет.

Цена плёнки назначается за рулон либо погонный метр (все зависит от ее вида и производителя). К примеру, хорошая окрашенная плёнка стоит примерно 10 долларов за метр, а вот металлизированная плёнка обойдется в 15-20 долларов. Стоимость технологичных пленок (спаттерных, энергосберегающих, карбоновых и так далее) составляет 50 и более долларов за погонный метр. К этой сумме нужно еще прибавить стоимость поклейки пленки, если работы будут производиться в сервисном центре.

При этом также важно учитывать сам автомобиль, который планируется тонировать. Если это старенький «жигуленок», то вряд ли стоит приобретать дорогую пленку. А вот владельцы представительских авто могут себе позволить такую роскошь.

Подведем итоги

Как видите, выбор тонировочной пленки – дело сложное, так как нужно учитывать много разных факторов. Но мы уверены, что выше приведенные советы помогут вам подобрать оптимальный вариант, соответствующий требованиям ГИБДД и подходящий для удобного вождения.

Видео о проверке тонировки стекол автомобиля: