Формы создания субъекта предпринимательской деятельности. Порядок и основные этапы создания субъектов предпринимательского права РФ

В соответствии со ст. 2 ГК РФ, предпринимательская деятельность осуществляется лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке. По российскому законодательству регистрация является конститутивной, имеет правоустанавливающее значение как юридический факт, на основании и с момента совершения которого возникает юридическое лицо и приобретает соответствующий статус индивидуальный предприниматель. Государственная регистрация преследует цели сбора и систематизации информации о хозяйствующих субъектах, осуществления государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности и др.

Порядок государственной регистрации субъектов предпринимательского права урегулирован рядом нормативных правовых актов: ГК РФ, Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ (с изм. и доп.) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон о регистрации) и издаваемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Законом о регистрации.

Государственная регистрация - один из этапов создания коммерческой организации. Охарактеризуем эти этапы.

Определение состава учредителей, проведение общего собрания. Это первый шаг к созданию коммерческой организации. Законодательством предусмотрены правила, касающиеся состава и количества учредителей. К примеру, хозяйственное общество может быть создано одним лицом, о чем прямо говорится в п. 1 ст. 66 ГК РФ. При этом устанавливается одно ограничение: учредителем хозяйственного общества не может быть другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. В силу ст. 7 Закона об АО, число акционеров закрытого общества не должно превышать пятидесяти, число акционеров открытого общества не ограничено. В соответствии со ст. 4 Закона о производственных кооперативах, число членов кооператива не может быть менее пяти. Полными товарищами в. полных товариществах и товариществах на вере могут быть индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере - граждане и юридические лица. Установлены ограничения на участие отдельных категорий граждан в хозяйственных обществах и товариществах (например, для государственных служащих).

Выбор организационно-правовой формы. Учредители могут создать коммерческую организацию в любой организационно-правовой форме, кроме случаев, установленных законодательством. Например, аудиторские фирмы могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную законодательством РФ, за исключением формы открытого акционерного общества. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Оформление учредительных документов. В качестве учредительных документов выступает устав (для кооператива, унитарного предприятия, акционерного общества, обществ с ограниченной, и дополнительной ответственностью, создаваемых одним лицом), либо учредительный договор и устав (для обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью), либо только учредительный договор (для товариществ).

Разработка наименования коммерческой организации. Согласно ст. 54 ГК РФ, юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Указание на характер деятельности должно содержаться в обязательном порядке только в наименовании унитарных предприятий, а также требуется в иных случаях, установленных законодательством. Назначение фирменного наименования состоит в идентификации коммерческой организации, индивидуализации ее деятельности в хозяйственном обороте. Кроме указания на организационно-правовую форму, фирменное наименование может быть представлено именем или фамилией, может характеризовать предмет деятельности или же быть произвольным. Законодательством определены правила составления фирменных наименований для организаций отдельных видов. Так, наименование полного товарищества должно содержать либо имена (наименования) всех его участников и слова «полное товарищество», либо имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением слов «и компания» и слова «полное товарищество». В соответствии со ст. 7 Закона о банках, «ни одно юридическое лицо в Российской Федерации, за исключением получившего от Банка России лицензию на осуществление банковских операций, не может использовать в своем наименовании слова «банк», «кредитная организация» или иным образом указывать на то, что данное юридическое лицо имеет право на осуществление банковских операций».

Порядок включения в фирменное наименование слов «Россия», «Российская Федерация» предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. № 1463 «Об использовании в названиях организаций наименований „Россия", „Российская Федерация"». В названиях коммерческих организаций эти слова применяются в соответствии с актами Президента РФ, Правительства РФ, а в иных случаях - с разрешения специально созданной Правительственной комиссии. В г. Москве этот вопрос решается Межведомственной комиссией Правительства Москвы на основании Постановления Москвы от 7 октября 2003 г. № 837-ПП.

Определение места нахождения организации. Как установлено ст. 52 ГК РФ, место нахождения организации должно указываться в ее учредительных документах. Местом нахождения юридического лица считается место его государственной регистрации (ст. 54 ГК РФ). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. В качестве местонахождения должен быть указан конкретный адрес, по которому размещается орган управления юридического лица, данный орган должен быть постоянно действующим (генеральный директор, правление). Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.

Формирование уставного (складочного) капитала, уставного (паевого) фонда. В соответствии с действующим законодательством, на момент государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью его уставный капитал должен быть оплачен учредителями не менее чем наполовину. Участник полного товарищества обязан внести не менее половины своего вклада в складочный капитал товарищества к моменту его регистрации. В соответствии с Законом об АО, не менее 50% акций общества, распределенных при его учреждении, должно быть оплачено в течении трех месяцев с момента государственной регистрации общества. В силу Закона об унитарных предприятиях, уставный фонд предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия. В казенных предприятиях уставный фонд не создается.

Величина уставного капитала открытого акционерного общества должна составлять не менее 1000 МРОТ, закрытого акционерного общества и общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью -не менее 100 МРОТ. Минимальный размер уставного фонда государственного предприятия составляет 5000 МРОТ, а муниципального предприятия - 1000 МРОТ.

С целью формирования первоначального капитала (фонда) в банке открывается временный расчетный счет, куда вносится необходимая сумма. В случае оплаты уставного (складочного) капитала, уставного (паевого) фонда неденежными средствами лицо, вносящее вклад, должно указать конкретное имущество, вносимое в качестве вклада, а также подтвердить, что настоящий вклад является реальным и это имущество не вносилось в качестве вклада в уставный (складочный) капитал, уставный (паевой) фонд других юридических лиц, не заложено и не находится под арестом, а также произвести денежную оценку данного имущества. В определенных законодательством случаях оценка должна быть произведена независимым оценщиком. Например, независимая оценка обязательна при оплате акций неденежными средствами; если номинальная стоимость доли участника общества с ограниченной ответственностью в уставном капитале, оплачиваемой неденежным вкладом, составляет более 200 МРОТ и в других случаях.

В качестве неденежных средств при формировании уставного (складочного) капитала, уставного (паевого) фонда могут выступать вещи, ценные бумаги, иное имущество, имущественные права, имеющие денежную оценку. Законодательством (для акционерных обществ также уставом) могут быть определены виды имущества, за счет которого не может формироваться первоначальный капитал.

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется Федеральной налоговой службой.

Документы для регистрации могут быть переданы в регистрирующий орган уполномоченным лицом непосредственно или направлены почтовым отправлением. Для регистрации создаваемой организации необходимо представить:

Заявление о государственной регистрации с подтверждением соответствия учредительных документов требованиям законодательства, достоверности сведений, соблюдения порядка учреждения юридического лица, оплаты уставного (складочного) капитала, уставного (паевого) фонда. Подпись заявителя должна быть нотариально удостоверена;

Решение о создании юридического лица;

Учредительные документы (подлинники или нотариально засвидетельствованные копии);

Документ об уплате государственной пошлины (в размере 4000 руб.). Формы и требования к документам определены Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 года № 439 (с изм. и доп.).

Согласно Закону о регистрации, государственная регистрация осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов. Решение о государственной регистрации является основанием внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц либо Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации (внесения в реестр) заявителю выдается подтверждающий этот факт документ (в настоящее время - свидетельство о регистрации), свидетельство о внесении записи в соответствующий Реестр.

Изготовление печати. Эскиз печати и штампа должен быть разработан исполнительным органом юридического лица, индивидуальным предпринимателем на бланке установленной формы. Бланк с согласованным эскизом печати (штампа) представляется в регистрирующий орган для утверждения. Временные правила изготовления и основания для уничтожения печатей и штампов на территории г. Москвы, утв. Распоряжением мэра Москвы от 25 августа 1998 г. № 843-РМ (с изм. и доп.). Каждой печати присваивается порядковый номер и она вносится в Московский городской реестр печатей и штампов г. Москвы.

Регистрация в органах статистики с присвоением кодов классификаторов (ОКПО, ОКОНХ и др.) и включением коммерческой организации в Единый государственный регистр предприятий и организаций (ЕГРПО).

Постановка на учет в налоговом органе по месту нахождения организации с присвоением идентификационного номера налогоплательщика. Порядок постановки на учет в налоговом органе определен ст. 84 НК РФ, Приказом МНС РФ (ныне - Федеральная налоговая служба) от 3 марта 2004 г. № БГ-3-09/178 «Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц». Организациям и физическим лицам, зарегистрированным в качестве налогоплательщиков, выдается Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе. Сведения о налогоплательщиках и присвоенных им идентификационных номерах включаются в единую автоматизированную информационную систему обработки данных налоговой службы, а в части, относящейся к учету налогоплательщиков - также в Единый государственный реестр налогоплательщиков, который ведется налоговыми органами.

Открытие расчетного счета в банке с внесением на него установленной части капитала (фонда). Если вклады в уставный капитал вносятся не денежными средствами, а имуществом (оборудование, сырье, оргтехника и т.п.), необходимо подтвердить передачу на баланс коммерческой организации указанного имущества справкой за подписью руководителя и главного бухгалтера.

Постановка на учет в государственных внебюджетных социальных фондах: пенсионном, государственного социального страхования, медицинского страхования.

Под созданием субъектов предпринимательского права понимается совершение юридически значимых действий и принятие соответствующих актов, направленных на придание правового статуса лицам, желающим осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность, организациям и договорным образованиям. Для индивидуального предпринимателя основными этапами в достижении приобретения необходимого статуса будут являться принятие соответствующего решения и государственная регистрация. Этапами создания юридического лица – субъекта предпринимательской деятельности будут являться: выбор организационно-правовой формы, выработка и утверждение учредительных документов и, наконец, государственная регистрация.

Выбор организационно-правовой формы будущего юридического лица является крайне ответственным шагом. В этой связи остановимся на ключевых признаках каждой из организационно-правовых форм коммерческих юридических лиц.

1. Полное товарищество – это товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними учредительным договором занимаются предпринима­тельской деятельностью от имени товарищества и солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам всем принадлежащим им имуществом.

Конструкция полного товарищества в практике российского бизнеса почти не встречается. Она непопулярна среди коммерсантов, т.к. не устанавливает пределов их ответственности по долгам товарищества.

2. Коммандитное товарищество (товарищество на вере) - товарищество, в котором наряду с полными товарищами – участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринима­тельскую деятельность, и при недостаточности имущества товарищества, солидарно отвечающими по его обязательствам всем своим имуществом, имеется один или несколько участников (вкладчиков, или коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

По тем же причинам, что и полные товарищества, товарищества на вере не получили широкого распространения в России, хотя эта форма вполне могла бы использоваться при создании совместных предприятий с иностранным участием.

3. Общество с ограниченной ответственностью - учрежденное одним или несколькими лицами коммерческое юридическое лицо, уставный капитал которого разделен на доли. Их размеры определены в учредительных документах. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. В то же время количество голосов участников на общем собрании определяется по принципу "один участник - один голос", если иное не было установлено учредительными документами.

По сравнению с товариществами общество с ограниченной ответственностью имеет целый ряд преимуществ.

Во-первых, в его деятельности могут участвовать от одного до пятидесяти физических или юридических лиц, причем как коммерческих, так и некоммерческих. С разрешения собственника членами ООО могут быть даже государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения. Вместе с тем государственные органы и органы местного самоуправления могут принимать участие в деятельности общества лишь в случаях, предусмотренных законом, а общество, состоящее из одного участника, вообще не вправе создавать другое хозяйственное общество.

Во-вторых, конструкция ООО весьма привлекательна для предпринимателей как раз отсутствием ответственности участников по долгам общества.

В-третьих, она удобна тем, что обществу с ограниченной ответственностью хотя и запрещено выпускать акции, но разрешено выпускать облигации для привлечения дополнительных средств.

4. Общество с дополнительной ответственностью. Их участники солидарно несут субсидиар­ную ответственность по обязательствам общества своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами самого общества.

5. Акционерное общество – общество, уставный капитал которого разделен на равные доли, каждая из которых представлена ценной бумагой – акцией.

Размер прав акционера (дивиденды, количество голосов на общем собрании и величина ликвидационной квоты) определяется строго пропорционально числу акций. Одна обыкновенная именная акция дает право одного голоса. По общему правилу привилегированные акции не дают права голоса, но размер дивиденда по ним фиксированный и обычно он больше, чем по обыкновенным акциям.

Акционерное общество может быть открытым или закрытым. В открытом акционерном обществе (ОАО) допускается открытая подписка на акции и свободная продажа их любым третьим лицам. В закрытом акционерном обществе (ЗАО) акции не могут продаваться третьим лицам без согласия остальных акционеров. Число акционеров ЗАО не должно превышать 50, в противном случае оно преобразуется в ОАО либо подлежит ликвидации в судебном порядке.

В отличие от товариществ, обществ с ограниченной ответственностью и закрытых акционерных обществ, уставный капитал которых не может быть меньше величины, равной 100 минимальным размерам оплаты труда, уставный капитал открытого акционерного общества должен быть не менее 1000-кратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату регистрации ОАО.

6. Производственный кооператив – это коммерческое юридическое лицо, созданное не менее чем пятью юридическими или физическими лицами путем добровольного объединения своего имущества и усилий для совместной производственной деятельности с целью извлечения прибыли и распределения ее между членами кооператива.

В отличие от участников обществ и товариществ, члены кооператива обязаны не только внести паевой взнос, но и принимать личное трудовое участие в его деятельности (работать в кооперативе).

Обычно недостатком кооперативной формы считают то, что члены кооператива несут субсидиарную ответственность по его долгам.

7. Государственные и муниципальные унитарные предприятия, особенность которых состоит в их специальной правоспособности. Они не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности. Законодательством установлены виды деятельности, которые могут осуществлять только и исключительно государственные предприятия (производство оружия, наркотических веществ, переработка драгоценных металлов).

Таким образом, каждая из названных организационно-правовых форм коммерческой деятельности имеет свои достоинства и недостатки. Мы отметили некоторые моменты, на которые следует обратить внимание при выборе наиболее оптимальной конструкции.

Создание субъекта предпринимательского права представляет собой процесс совершения юридически значимых действий и принятия соответствующих актов, направленных на придание лицу статуса субъекта предпринимательского права.

В зависимости от того, по чьей воле и каким образом, создаются субъекты ПП принято выделять:

учредительно-распорядительный способ - используется для создания государственных и муниципальных унитарных предприятий, которые создаются на основании решения об их учреждении, принятого Правительством РФ, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ или органом МСУ в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;

учредительный, договорно-учредительный способ - применяется при создании коммерческих организаций одним участником, а также при приобретении статуса ИП;

договорно-учредительный способ - используется при создании коммерческих организаций с несколькими участниками.

дозволительно-учредительный способ - предполагает согласование создания субъекта предпринимательского права с государственным органом (Центральным Банком РФ, Федеральной антимонопольной службой и другими).

Создание юридического лица начинается с выбора учредителями его организационно-правовой формы, разработки учредительных документов, являющихся правовой основой деятельности организации наряду с нормами действующего законодательства. Состав учредительных документов для разных видов юридических лиц различен: общества с ограниченной или дополнительной ответственностью действуют на основе учредительного договора и устава. Правовой базой деятельности хозяйственных товариществ является учредительный договор. Для остальных коммерческих организаций в качестве единственного учредительного документа предусмотрен устав. Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями. Юридическое лицо, созданное одним учредителем, действует на основании утвержденного им устава.

На первом этапе помимо разработки проектов учредительных документов происходит комплектование состава учредителей организации, определение размера уставного (складочного) капитала (фонда) организации, в необходимых случаях - денежная оценка вкладов учредителей в виде материальных ценностей, передачи имущественных прав и права пользования интеллектуальной собственностью. Принятие решения о создании организации, утверждение или подписание учредительных документов, избрание руководящего состава и принятие решений по другим необходимым вопросам происходит, как правило, на учредительном собрании. Протокол учредительного собрания является документом, закрепляющим эти действия. В случае, когда учредителем организации является одно лицо, соответствующие вопросы оформляются решением учредителя.

На данном этапе также должно начаться формирование уставного капитала общества с ограниченной ответственностью, паевого фонда производственного кооператива, может быть сформирован складочный капитал товарищества. Так, учредители общества с ограниченной ответственностью обязаны оплатить не менее 50% уставного капитала на момент государственной регистрации общества. Оплата уставного капитала акционерного общества и уставного фонда государственных и муниципальных унитарных предприятий производится после их государственной регистрации.

Основные этапы создания субъектов ПрД:

1) Учредители коммерческой организации (хозяйственное общество может быть создано 1 лицом; учредителем хозяйственного общества не может быть другое хозяйственное общество, состоящее из 1 лица; число акционеров ЗАО не должно превышать 50 (иначе - преобразование в ОАО или ликвидация); полными товарищами в полных товариществах и товариществах на вере могут быть ИП и коммерческие организации, участниками хозяйственных товариществ и вкладчиками в товариществах на вере - граждане и ю/л).

2) Организационно-правовая форма (учредители могут создать коммерческую организацию в любой организационно-правовой форме, кроме случаев, установленных законодательством (в законодательных актах устанавливаются запреты или ограничения; требования о ведении отдельных видов деятельности организациями, созданными в определенных организационно-правовых формах).

3) Учредительные документы (в зависимости от выбранной организационно-правовой формы учредительными документами могут быть - устав ((унитарные предприятия, кооперативы, АО); учредительный договор и устав (ООО и ОДО); учредительный договор (товарищества)).

Учредительный договор (обязательство создания ю/л, определение порядка совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества, порядок распределения прибыли и убытков, порядок управления деятельностью, выход участников из его состава).

Устав - устанавливает правовой статус организации - определяются организационно-правовая форма коммерческой организации, ее наименование, место нахождения, размер уставного капитала, ответственность участников за нарушение обязанностей по оплате уставного капитала, состав и компетенция органов управления, порядок принятия ими решений; определяются цели и предмет деятельности).

4) Наименование коммерческой организации (должно содержать указание на его организационно-правовую форму; указание на характер деятельности должно присутствовать только в наименованиях унитарных предприятий, а также в иных случаях, предусмотренных законом; особый порядок для включения слов «Россия», «РФ» и образованных на их основе слов и словосочетаний) (право на фирменное наименование приравнено по правовому режиму к объектам интеллектуальной собственности).

5) Место нахождения организации (место нахождения ю/л определяется местом его государственной регистрации, которая осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа).

6) Формирование уставного (складочного) капитала, уставного (паевого) фонда:

а) хозяйственные общества - уставный капитал (зарегистрированная в учредительных документах совокупность вкладов (долей, акций по номинальной стоимости) учредителей (участников) организации; представляет собой денежную оценку совокупности вкладов, внесенных участниками);

б) хозяйственные товарищества - складочный капитал (не является минимальной гарантией прав кредиторов; размер устанавливается в учредительном договоре при создании товарищества);

в) производственные кооперативы - паевой фонд (образуется за счет паевых взносов, оцениваемых при образовании кооператива по взаимной договоренности его членов на основании сложившихся на рынке цен, при вступлении новых членов - комиссией);

г) государственные и муниципальные предприятия на праве хозяйственного ведения - уставный фонд (размер определяется собственником предприятия; должен быть полностью сформирован в течение 3 месяцев с момента государственной регистрации; является неделимым, не может быть распределен по вкладам (паям, долям)).

Уставный (складочный) капитал, уставный (паевой) фонд могут формироваться за счет денег, ценных бумаг, других вещей, имущественных и иных прав, имеющих денежную оценку (в некоторых случаях оценка должна проводиться независимым оценщиком).

7) Государственная регистрация (осуществляется ФНС РФ; срок - не более 5 рабочих дней; представляются документы (заявление, решение о создании, учредительные документы, выписка из реестра иностранных ю/л, документ об оплате государственной пошлины) (решение о государственной регистрации - основание внесения записи в соответствующий государственный реестр (момент записи в реестр - момент государственной регистрации).

Постановка на учет в налоговом органе осуществляется одновременно с государственной регистрацией.

Постановка на учет в государственных социальных фондах (в 5-дневный срок с момента регистрации регистрирующий орган предоставляет сведения о регистрации в государственные органы по перечню, определенному Правительством РФ; фонды осуществляют регистрация; контроль за правильностью исчисления и уплаты ЕСН осуществляется налоговыми органами).

Отказ в государственной регистрации допускается в случаях (непредставления необходимых документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; если учредителем ю/л выступает ликвидируемое ю/л или если ю/л возникает в результате реорганизации ликвидируемого ю/л).

8) Печати (общество должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения; возможно указание наименования на иностранном языке или языке народов РФ; особый порядок установлен для воспроизведения Государственного герба РФ).

9) Регистрация в органах статистики (при идентификации ю/л используются коды, присваиваемые ему при регистрации Федеральной службой государственной статистики (ОКВЭД, ОКОГУ, ОКАТО, ОКОНХ, ОКФС, ОКОПФ)).

10) Открытие расчетного счета в банке (счет открывается по представлении заявления, копии свидетельства о регистрации и учредительных документов, образцов подписей руководителя и главного бухгалтера и оттиска печати; в течение 10 дней с момента открытия р/с организация обязана сообщить об этом в налоговый орган).

Одним из основных условий осуществления ПД является её легитимность, то есть государственное подтверждение законности прав и полномочий субъектов ПД, их вхождения в хозяйственный оборот. Слово «легитимный» происходит от латинского legitimus, означающего «законный, соответствующий закону или конституции». Легитимация, соответственно, может быть определена как процесс приобретения субъектом права законного статуса, заключающегося в совокупности его прав и обязанностей.

Так же как граждане - физические лица индивидуализируются по месту жительства и своему имени, индивидуализация юридического лица, т.е. выделение его из массы всех других организаций, осуществляется путем определения его местонахождения и присвоения ему наименования.

Точное место нахождения юридического лица важно для правильного применения к нему актов местных органов власти, предъявления исков, исполнения обязательств и др. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации (п. 2 ст. 54 ГК РФ). При определении места нахождения юридического лица необходимо руководствоваться нормами Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Следует отметить, что место государственной регистрации - это не конкретный адрес или наименование регистрирующего органа; местом государственной регистрации считается территория соответствующего субъекта РФ. В то же время при государственной регистрации указывается конкретный адрес, под которым понимается место нахождения постоянно действующего исполнительного органа, по которому с юридическим лицом осуществляется связь. При изменении места нахождения исполнительного органа юридического лица допускается его перерегистрация.

Не разрешается регистрация юридических лиц по адресам жилых квартир, поскольку согласно п. 3 ст. 288, п. 2 ст. 671 ГК РФ жилое помещение может использоваться только для проживания граждан.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Порядок его государственной регистрации и использования определяется законом и иными правовыми актами (ст. 54 ГК РФ). Однако специального закона о порядке регистрации фирменных наименований в нашей стране еще нет, поэтому фирменные наименования регистрируются в составе учредительных документов юридического лица. Фирменное наименование юридического лица обязательно должно включать в себя указание на его организационно-правовую форму. Фирменное наименование относится к объектам исключительных прав, следовательно, оно не может быть повторяемым. В то же время не является нарушением исключительных прав использование одинакового наименования юридическими лицами, имеющими разную организационно-правовую форму.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Забайкальский государственный университет»
(ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)
Факультет юридический
Кафедра государственного и муниципального права

1. Создание субъектов предпринимательской деятельности
Создание субъекта предпринимательского права представляет собой процесс совершения юридически значимых действий и принятия соответствующих актов, направленных на придание лицу статуса субъекта предпринимательского права.
Традиционно выделяют четыре способа создания субъектов предпринимательского права.
1. Учредительно-распорядительный способ предусматривает, что основанием для учреждения юридического лица является распоряжение соответствующего государственного или муниципального органа (решения Правительства РФ, органов субъектов РФ и местного самоуправления). Данный способ применяется при создании государственных и муниципальных унитарных предприятий. Функции собственника по созданию таких предприятий возложены на соответствующие федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы субъектов РФ и соответствующие органы местного самоуправления.
2. Учредительный способ применяется при создании коммерческих организаций с одним участником (например, хозяйственных обществ), а также при легитимации индивидуальной предпринимательской деятельности.
3. Договорно-учредительный способ используется при создании коммерческих организаций с числом учредителей более одного (хозяйственных товариществ, хозяйственных обществ, производственного кооператива).
4. Дозволительно-учредительный способ предусматривает необходимость получения разрешения государственного органа на создание коммерческой организации.
Согласно п. 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Процедура государственной регистрации субъектов предпринимательского права урегулирована рядом нормативных актов. На федеральном уровне это нормы ГК РФ, Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (введен в действие с 1 июля 2002 г., далее - Закон о регистрации), Указ Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории РФ", утвердивший Положение о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности (в части, не противоречащей Закону о регистрации), нормы специальных законов ("Об обществах с ограниченной ответственностью", "Об акционерных обществах" и др.). В субъектах РФ приняты свои акты, определяющие порядок государственной регистрации.
Государственная регистрация - один из этапов создания коммерческой организации. Охарактеризуем эти этапы.
Определение состава учредителей, проведение общего собрания
Это первый шаг к созданию коммерческой организации. Законодательством предусмотрены правила, касающиеся состава и количества учредителей. К примеру, хозяйственное общество может быть создано одним лицом, о чем прямо говорится в п. 1 ст. 66 ГК РФ. При этом устанавливается одно ограничение: учредителем хозяйственного общества не может быть другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. В силу ст. 7 Федерального закона "Об акционерных обществах" число акционеров закрытого общества не должно превышать пятидесяти, число акционеров открытого общества не ограничено. В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О производственных кооперативах" число членов кооператива не может быть менее пяти. Полными товарищами в полных товариществах и товариществах на вере могут быть индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере -граждане и юридические лица. Установлены ограничения на участие отдельных категорий гр........

Список использованных источников
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) //Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. - ст. 3301 (ч. 1)
2. Глазова, Е.В. Предпринимательское право /Е.В. Глазова. - СПб: Питер, 2014. - 208с.
3. Ершова, И.В. Предпринимательское право: Учеб. пособие /И.В. Ершова. - 6-е изд., испр. и доп. - М. : Юриспруденция, 2013. - 288с.
4. Жилинский, С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник /С.Э. Жилинский. - 10-е изд., пересмотр. и доп. - М. : Норма, 2014. - 928с.
5. Зенин, И.А. Предпринимательское право: Учебник /И.А. Зенин. - М.: Высшее образование, 2013. - 629с.
6. Толкачев, А.Н. Российское предпринимательское право: Учеб. пособие для вузов /А.Н. Толкачев. - М.: Экзамен, 2013. - 544с.

Порядок и основные этапы создания субъектов предпринимательского права Создание субъектов предпринимательского права: понятие и способы. Лицензирование предпринимательской деятельности. Реорганизация субъектов предпринимательского права. Ликвидация субъектов предпринимательского права.

Создание субъектов предпринимательского права Согласно п. 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Процедура государственной регистрации субъектов предпринимательского права урегулирована рядом нормативных актов. На федеральном уровне это нормы ГК РФ, Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129 -ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц", Указ Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории РФ", нормы специальных законов ("Об обществах с ограниченной ответственностью", "Об акционерных обществах" и др.). В субъектах РФ приняты свои акты, определяющие порядок государственной регистрации. Государственная регистрация - один из этапов создания коммерческой организации. Охарактеризуем эти этапы.

Этап I. Определение состава учредителей, проведение общего собрания Формы коммерческой организации Особенности Хозяйственное общество Может быть создано одним лицом (п. 1 ст. 66 ГК РФ). При этом устанавливается одно ограничение: учредителем хозяйственного общества не может быть другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. АО и ЗАО В силу ст. 7 Федерального закона "Об акционерных обществах" число акционеров закрытого общества не должно превышать пятидесяти, число акционеров открытого общества не ограничено. Производственные В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О кооперативы производственных кооперативах" число членов кооператива не может быть менее пяти. Товарищество Полными товарищами в полных товариществах и товариществах на вере могут быть индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере -граждане и юридические лица.

Этап II. Выбор организационноправовой формы Учредители могут создать коммерческую организацию в любой организационно-правовой форме, кроме случаев, установленных законодательством. Например, аудиторские фирмы могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную законодательством РФ, за исключением формы открытого акционерного общества. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Этап III. Оформление учредительных документов В качестве учредительных документов выступает устав (для кооператива, унитарного предприятия, акционерного общества), либо учредительный договор и устав (для обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью), либо только учредительный договор (для товариществ).

Этап IV. Разработка наименования коммерческой организации Согласно ст. 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Указание на характер деятельности должно содержаться в обязательном порядке только в наименовании унитарных предприятий. Фирменное наименование должно служить средством индивидуализации лица. Для этого введен порядок его обязательной предварительной проверки на оригинальность. Наименование полного товарищества должно содержать либо имена (наименования) всех его участников и слова "полное товарищество", либо имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением слов "и компания" и слова "полное товарищество". В соответствии со ст. 7 Федерального закона "О банках и банковской деятельности "ни одно юридическое лицо в Российской Федерации, за исключением получившего от Банка России лицензию на осуществление банковских операций, не может использовать в своем наименовании слова "банк", "кредитная организация" или иным образом указывать на то, что данное юридическое лицо имеет право на осуществление банковских операций".

Порядок включения в фирменное наименование слов "Россия", "Российская Федерация" предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. N° 1463 "Об использовании в названиях организаций наименований "Россия", "Российская Федерация". В названиях коммерческих организаций эти слова применяются в соответствии с актами Президента РФ, Правительства РФ, а в иных случаях - с разрешения специально созданной Правительственной комиссии.

Этап V. Определение места нахождения организации Согласно ст. 52 ГК РФ, место нахождения организации должно указываться в ее учредительных документах. Местом нахождения юридического лица считается место его государственной регистрации (ст. 54 ГК РФ). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. В качестве местонахождения должен быть указан конкретный адрес, по которому размешается орган управления юридического лица, должны быть указаны основания для его размещения, данный орган должен быть постоянно действующим (генеральный директор, правление).

Этап VI. Формирование уставного (складочного) капитала, уставного (паевого) фонда К моменту создания организации должно быть сформировано не менее 50 процентов ее уставного (складочного) капитала. Каждый член производственного кооператива обязан внести к моменту регистрации не менее 10 процентов паевого взноса. С этой целью в банке открывается временный расчетный счет, на который вносится необходимая сумма. По временным расчетным счетам про изводятся операции только по зачислению первоначальных взносов учредителей в уставный капитал и взносов лиц, участвующих в подписке на акции. Уставный фонд унитарного предприятия должен быть оплачен собственником полностью до государственной регистрации. В случае оплаты уставного (складочного) капитала, уставного (паевого) фонда неденежными средствами лицо, вносящее вклад, должно указать конкретное имущество, вносимое в качестве вклада, а также подтвердить, что настоящий вклад является реальным и это имущество не вносилось в качестве вклада в уставный (складочный) капитал, уставный (паевой) фонд других юридических лиц, не заложено и не находится под арестом, а также произвести денежную оценку данного имущества. При неадекватности денежной оценки представить заключение независимого оценщика.

Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе, в качестве которого определено Министерство РФ по налогам и сборам (Постановление Правительства РФ от 17 мая 2002 г. № 319). Данные обо всех созданных юридических лицах поступают в государственный реестр. Принципы его иедения и содержание определены Законом о регистрации. Регистрация некоторых субъектов имеет свою специфику. В соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" Банк России ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций. Некоторые организации с иностранными инвестициями регистрируются в Государственной регистрационной палате при Министерстве юстиции Российской Федерации. Определенные особенности имеет регистрация акционерных обществ, при учреждении которых представляется уведомление о принятии Московским региональным отделением ФКЦБ России документов для регистрации выпуска акций, распределенных среди учредителей акционерного общества.

Документы для регистрации могут быть переданы в регистрирующий орган уполномоченным лицом непосредственно или направлены почтовым переводом. Для регистрации создаваемой организации необходимо представить: заявление о государственной регистрации с подтверждением соответствия учредительных документов требованиям законодательства, достоверности сведений, соблюдения порядка учреждения юридического лица, оплаты уставного (складочного) капитала, уставною (паевого) фонда. Подпись заявителя должна быть нотариально удостоверена. решение о создании юридического лица; учредительные документы (подлинники или нотариально удостоверенные копии); документ об уплате государственной пошлины.

Согласно Закону, государственная регистрация осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов. Решение о государственной регистрации является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр. Не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации (внесения в реестр) заявителю выдается подтверждающий этот факт документ (в настоящее время - свидетельство о регистрации).

Этап VIII. Изготовление печати Эскиз печати и штампа должен быть согласован исполнительным органом юридического лица, индивидуальным предпринимателем на бланке установленной формы. Бланк с согласованным эскизом печати (штампа) представляется в регистрирующий орган для утверждения. Для изготовления печати (штампа) по утвержденному эскизу регистрирующим органом выдается декларация. В Москве МРП (ее структурные подразделения) ведет Московский городской реестр печатей и штампов. Каждой печати присваивается порядковый номер.

Этап IX. Постановка на учет в налоговом органе Порядок постановки на учет в налоговом органе определен ст. 84 Налогового кодекса РФ. Организациям и физическим лицам, зарегистрированным в качестве налогоплательщиков, выдается Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе. Сведения о налогоплательщиках и присвоенных им идентификационных номерах включаются в единую автоматизированную информационную систему обработки данных налоговой службы, а в части, относящейся к учету налогоплательщиков-предприятий, - также в Государственный реестр предприятий, который ведется налоговыми органами.

Этап X. Открытие расчетного счета в банке Открытие расчетного счета в банке с внесением на него установленной части капитала (фонда). В случае если вклады в уставный капитал вносятся не денежными средствами, а имуществом (оборудование, сырье, оргтехника и т. п.), необходимо подтвердить передачу на баланс коммерческой организации указанного имущества справкой за подписью руководителя и главного бухгалтера.

Этап XI. Постановка на учет в государственных внебюджетных социальных фондах Постановка на учет в государственных внебюджетных социальных фондах: пенсионном, занятости населения, государственного социального страхования, медицинского страхования.

Лицензирование предпринимательской деятельности Федеральный закон № 99 -ФЗ от 04. 05. 2011 года «О лицензировании отдельных видов деятельности» ; Постановление Правительства РФ № 957 от 11. 2011 года «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» ; Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденные Правительством РФ.

Лицензия представляет собой специальное разрешение, выданное юридическому лицу (либо индивидуальному предпринимателю) соответствующим лицензирующим органом, и дающее ему право осуществлять определенный вид деятельности, при условии обязательного соблюдения лицензионных правил и требований. Под процедурой лицензирования предпринимательской деятельности понимается комплекс мероприятий, связанных с оформлением документов на предоставление, возобновление или прекращение действия лицензии, аннулирование разрешения, а так же контроль лицензирующих органов за соблюдением юр. лицом условий и требований лицензионного соглашения, ведение реестров лицензий.

Реорганизация субъектов предпринимательской деятельности Функционирование любой организации может быть окончено в итоге проведения ее реорганизации путем осуществления одного из установленных законодательных методов: слияния, разделения, присоединения, выделения, преобразования

Реорганизация юридических лиц - это прекращение хозяйственной деятельности юр. лица с правопреемством, передачей всех имеющихся прав (включая обязанности) от одного субъекта предпринимательской деятельности к другому, за исключением законодательно определенных случаев реорганизации, к примеру, в форме выделения, когда юр. лицо продолжает осуществлять свою уставную деятельность. Отличительной чертой реорганизации от ликвидации юр. лица является тот факт, что реорганизация предполагает в будущем времени существование прав (обязанностей) в хозяйственном отношении, а именно сохранение материального имущества либо в увеличенном объеме, либо в сокращенном. Процедура реорганизации напрямую сопряжена с правопреемством, передачей имущественных (иных) прав и имеющихся обязанностей от одного изменяемого субъекта хозяйствования к иному, вновь образуемому юр. лицу. В итоге реорганизации все существующие права собственности на любое материальное имущество реорганизуемой компании переходят к иным юр. лицам, его правопреемникам.

Реорганизация субъекта предпринимательской деятельности может быть проведена одним из двух способов: - в добровольном порядке; - принудительным путем.

Добровольная реорганизация Проводится, исключительно, по решению всех учредителей (участников) компании, или исполнительного органа, который уполномочен на такие действия соответствующими учредительными документами; Организации, участвующие в процессе слияния, заключают многосторонний договор о слиянии, где оговаривают все существенные условия и порядок слияния, а также определяют порядок конвертации имеющихся акций каждого из акционерных обществ, в ценные бумаги образуемого общества. Процедура разработки и утверждения нового устава, включая выборы наблюдательного совета (или совета директоров) создаваемого общества, проводится на общем, совместном собрании всех участвующих в слиянии акционеров.

При слиянии компаний, права (обязанности) каждого из участвующих в процедуре субъектов, переходят к образуемому юр. лицу на основании утвержденного передаточного акта. При присоединении, последним наследуются все права и возникшие обязанности присоединенного предприятия, также на базе передаточного акта. При разделении, права (соответственно, обязанности) материнской организации, наследуются образуемыми организациями на основе разделительного баланса. При выделении, к каждому из выделенных субъектов, переходят права (обязанности) реорганизованного предприятия в сопряжении с разделительным балансом.

Добровольная ликвидация Добровольная ликвидация осуществляется по решению индивидуального предпринимателя, учредителей (участников) юридического лица либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Решение о ликвидации государственного или муниципального предприятия может принять собственник.

Статья 61. ГК РФ Ликвидация юридического лица Принудительная ликвидация в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной; в случае осуществления деятельности без разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в СРО и/ или отсутствия свидетельства о допуске к определенному виду работ выдаваемым СРО; в случае деятельности, запрещенной законом, нарушением Конституции Р Ф, либо с другими неоднократными нарушениями закона или иных правовых актов; в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций; по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано.

Этапы ликвидации 1. Сообщение о принятом решении в трехдневный срок регистрирующему органу, осуществившему государственную регистрацию данного лица. 2. Назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) учредителями (участниками) лица или органом, принявшим решение о ликвидации. 3. Публикация о ликвидации в органах печати. 4. Переоформление банковской карточки с образцами подписей лиц, имеющих право распоряжаться находящимися на счету денежными средствами, на руководителя и членов ликвидационной комиссии. 5. Сообщение о ликвидации налоговому органу и внебюджетным фондам по месту постановки организации на учет. 7. Выход ликвидируемой организации из состава участников (учредителей) других юридических лиц. 8. Увольнение работников в соответствии с требованиями, предусмотренными трудовым законодательством. 9. Составление промежуточного ликвидационного баланса по окончании срока, отведенного кредиторам для предъявления требований. 10. Продажа имущества юридического лица с публичных торгов. 11. Расчеты с кредиторами за счет имеющихся у лица денежных средств, а также из сумм, вырученных от продажи имущества. (ст. 64 Гражданского кодекса РФ) 12. Представление согласованного ликвидационного баланса в налоговый орган для получения справки об отсутствии задолженности перед бюджетом. 13. Закрытие банковских счетов ликвидируемой организации. 14. Аннулирование идентификационньгх кодов в органах статистики. 15. Представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (ФНС РФ) документов о проведенной ликвидации.

Вопросы для подготовки к практическому занятию: 1. Кто может быть учредителем юридического лица? 2. Может ли организация быть учреждена одним лицом? 3. Какой орган осуществляет регистрацию юридических лиц? 4. Какие требования предъявляются к содержанию учредительных документов? 5. Для чего необходимо лицензирование? 6. Каков порядок лицензирования? 7. Каковы последствия осуществления деятельности без лицензии? 8. В каких случаях прекращается деятельность юридического лица? 9. Каким способом может быть произведена реорганизация юридического лица? 10. Назовите основания ликвидации юридических лиц. 11. Опишите порядок ликвидации юридического лица.