Стандартизация продукции. Сертификат как гарантия качества

Стандартизация - это деятельность по установлению норм, правил и характеристик (далее - требования) в целях обеспечения:

  • безопасности продукции, работ, услуг (объектов стандартизации) для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
  • технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;
  • качества продукции и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;
  • единства измерений;
  • экономии всех видов ресурсов;
  • безопасности хозяйствующих субъектов с учетом риска возник­новения природных и техногенных катастроф и других чрезвы­чайных ситуаций;
  • обороноспособности и мобилизационной готовности страны.
Формы и методы взаимодействия предприятий и предпринима­телей друг с другом, с государственными органами управления устанавливаются стандартами государственной системы стандартизации.

Государственная система стандартизации Российской Федерации (ГСС РФ) включает комплекс основополагающих стандартов:

  • ГОСТ Р 1.0-92 «ГСС РФ. Общие положения»;
  • ГОСТ Р 1.2-92 «ГСС РФ. Порядок разработки государственных стандартов»;
  • ГОСТ Р 1.4-92 «ГСС РФ. Стандарты отраслей, стандарты пред­приятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения»;
  • ГОСТ Р 1.5-92 «ГСС РФ. Общие требования к построению, из­ложению, оформлению и содержанию стандартов»;
  • ГОСТ Р 1.8-95 «ГСС РФ. Порядок разработки и применения межгосударственных стандартов»;
  • ГОСТ Р 1.9-95 «ГСС РФ. Порядок маркирования продукции и услуг знаком соответствия государственным стандартам»;
  • ГОСТ Р 1.10-95 «ГСС РФ. Порядок разработки, принятия, ре­гистрации правил и рекомендаций по стандартизации, метроло­гии, сертификации и информации о них».

Объектами стандартизации являются продукция, работа (про­цесс), услуги, которые в равной степени относятся к любому мате­риалу, компоненту, оборудованию, системе, правилу, процедуре, функции, методу или деятельности.

Перечень нормативных документов по стандартизации, приме­няемых на территории России, и общие требования к ним закреп­лены Законом Российской Федерации «О стандартизации».

Нормативный документ по стандартизации - документ, содер­жащий правила, общие принципы, характеристики объектов стан­дартизации, касающиеся определенных видов деятельности или их результатов, и доступный широкому кругу потребителей (пользова­телей).

К нормативным документам по стандартизации, действующим на территории России, относятся:

  • государственные стандарты Российской Федерации - ГОСТ Р;
  • применяемые в установленном порядке (ГОСТ Р 1.5-92) меж­дународные (региональные) стандарты;
  • общероссийские классификаторы технико-экономической ин­формации;
  • стандарты отраслей;
  • стандарты предприятий;
  • стандарты научно-технических, инженерных обществ и других, общественных объединений;
  • нормы и правила по стандартизации.

Государственный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р) - стандарт, принятый Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России) или Государственным комитетом Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства (Госстрой России).

Международный (региональный) стандарт - стандарт, принятый международной (региональной) организацией по стандартизации. Развитие международной торговли и международного сотрудничества приводит к необходимости разработки и широкому применению международных (региональных) стандартов. К стандартам регионального типа относятся межгосударственные стандарты.

Межгосударственный стандарт - стандарт, принятый государства-ми, присоединившимися к соглашению о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации.

Стандарт отрасли - стандарт, принятый государственным органом управления в пределах его компетенции.

Стандарт предприятия - стандарт, утвержденный предприятием.

Стандарт научно-технического, инженерного общества - стандарт, принятый научно-техническим, инженерным обществом или другим общественным объединением.

В зависимости от специфики объекта стандартизации и содержания устанавливаемых к нему требований разрабатываются стандарты следующих видов:

  • основополагающие;
  • на продукцию, услуги;
  • на работы (процессы);
  • на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).
На продукцию, работы, услуги, имеющие межотраслевое значение, разрабатываются государственные стандарты.

На протяжении долгих лет отечественное производство находилось в выгодном для государства положении: заказы практически на любую продукцию распределялись без шансов для развития конкуренции. Однако монополия неблагополучным образом сказывалась на качестве товаров. Потребитель, изначально лишенный возможности выбирать, мог приобрести только то, что было предложено.

Для чего нужны стандарты и сертификаты?

В условиях современной рыночной экономики ситуация складывается с точностью до наоборот. Широкий ассортимент товаров любого сегмента и борьба за лидерство между производителями гарантирует покупателю высокое качество и более доступные цены. При этом зачастую именно характеристики и свойства продукции обладают первостепенным значением.

Качество товаров - залог авторитетности фирмы, наращивания промышленного потенциала, конкурентоспособности, а значит, и увеличения доходов предпринимателя. С развитием рыночной экономики и появлением огромного числа компаний государство взяло на себя функции контроля и регулирования данной сферы во избежание недобросовестного производства. Прохождение процедур сертификации и стандартизации продукции стало обязательным условием для допуска к участию в тендерах и продвижения экспортируемых товаров на мировой рынок.

Преимущества введения единых стандартов в государстве

Наличие и эффективное функционирование сертифицируемой системы является неотъемлемым этапом на пути выстраивания отношений между продавцом и покупателем. При этом правильнее было бы воспринимать качество как совокупность свойств товаров, подразумевающих их пригодность и способность удовлетворять все потребности пользователя в соответствии с целевым назначением.

Последствиями изготовления предметов торговли, не соответствующих достаточному уровню, являются серьезные издержки, которые приводят к экономическим потерям предприятия, дефициту финансовых и трудовых ресурсов, ухудшению логистических связей, невозможности длительного хранения товаров. Своевременное прохождение стандартизации и сертификации продукции помогает предотвратить ранний выход из строя и физический износ изделий, а также отказаться от убытков, связанных с реконструкцией производственной инфраструктуры, избежать материальных и временных затрат на ремонт оборудования.

Общие принципы отечественных и международных сертификатов

В системе управления товарного качества преобладающей является деятельность по нормированию показателей, инструкций и методических требований к разработке. Система стандартизации и сертификации продукции преследует цель создания четко налаженного документально-технического механизма, определяющего требования к ее изготовлению.

Установленные нормы позволяют разрабатывать:

  • единые для предприятий технические правила;
  • ряды унифицированных характеристик и свойств изделий;
  • классификационные ряды и типовые конструкции товаров соответствующей группы;
  • справочные сведения о качестве материалов и веществ.

Стандартизация и сертификация продукции гармонизируют с международными системами, тем самым обеспечивая защиту прав на экспортное потребление в сфере качества и номенклатуры товаров, обслуживания, их неопасности в ходе использования для окружающей среды, здоровья и жизни людей. Контроль над уровнем качества товаров того или иного производственного сегмента способствует его развитию в соответствии с научно-техническим прогрессом и увеличением потребительского спроса. К тому же стандарты позволяют наполнять рынок совместимыми и взаимозаменяемыми товарами, что, в свою очередь, гарантирует достижение высоких экономических показателей по реализации социальных программ и крупных региональных проектов.

Важные условия для развития стандартизации

В России концепции стандартизированных систем выстраиваются по ряду требований:

  • экономическая востребованность - при разработке норм важен интерес сторон для достижения соглашений по номенклатуре и качеству продукции, услуг, процессов;
  • конкретность требований и определение круга пользователей;
  • отсутствие дублирующих друг друга положений.

Для эффективного функционирования системы необходимы также комплексный подход и взаимосогласованные требования, затрагивающие все этапы метрологии, стандартизации и сертификации продукции:

  • стадии цикла изготовленного изделия (от планирования до утилизации);
  • определение уровней разукрупнения (начиная от сырьевых материалов, источников, методик, веществ до готового к продаже товара);
  • аспекты гарантирования качества, подразумевающие установление в стандартизированных положениях взаимосогласованных требований к продукции, услугам, способам тестирования и метрологическим замерам.

Основные ГОСТы в России

На сегодняшний день в нашей стране сформирована и продолжает совершенствоваться единая система стандартизации, регламентирующая процессы создания и распространения норм и инструкций. В нее входят пять основополагающих ГОСТов:

  • Р 1.0—92 «Основные положения».
  • Р 1.2—92 «Порядок разработки государственных стандартов».
  • Р 1.3—92 «Порядок согласования, утверждения и регистрации технических условий».
  • Р 1.4—92 «Стандарты предприятия. Общие положения».
  • Р 1.5—92 «Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов».

Соответствие стандартам: что это значит?

Отечественная система стандартизации и сертификации качества продукции включает в себя обязательные требования по обеспечению безопасности для жизни и здоровья людей, сохранности имущества и охране природной среды, технике безопасности и санитарно-гигиенических норм на производстве. Неотъемлемыми станут требования по совместимости и взаимозаменяемости продукции, параметрическому ряду и типовому конструированию товаров. Учитываются и потребительские свойства изделий, их эксплуатационные качества, особенности упаковки, маркировки, перевозки, сбережения и утилизации.

Сертификат как гарантия качества

Процедуры стандартизации и сертификации продукции на предприятии незаменимы при стремлении руководства вывести товары собственного производства на новый, более масштабный рыночный уровень. В данном контексте огромную роль играют различные методики подтверждения соответствия изделий и предоставляемых услуг заданным требованиям - стандартизированным нормам и положениям. С целью контроля над соблюдением правил изготовления, безопасной эксплуатации и соответствия санитарным требованиям изделий свою деятельность осуществляют целые государственные структуры.

В большинстве иностранных государств декларация производителя о соответствии товаров установленным нормам является основным и единственным доказательством его прохождения процедур стандартизации, сертификации продукции. Управление качеством продукции в этом случае осуществляется под ответственность предпринимателя.

Обязательная и добровольная сертификация

Если стандартизация товаров является механизмом, помогающим адаптировать производственный процесс под актуальные требования массового потребителя, то система сертификации в большей степени является мерой содействия потенциальным покупателям в выборе изделий и защиты от недобросовестности фирмы-изготовителя. В одних случаях получение соответствующих документов является обязательным условием для реализации товаров, в других - добровольным.

Например, стандартизация и сертификация продукции растениеводства - неотъемлемый этап прохождения формальностей для предпринимателей, занимающихся продажей собственноручно выращенных овощей, фруктов, злаков и пр.

Органы стандартизации и сертификации

Следовательно, документальное подтверждение изготовления товаров в соответствии с установленными нормами, методиками и инструкциями - единственное юридически значимое доказательство качества продукции, услуг. Стандартизация и сертификация осуществляется отдельной категорией государственных органов, в систему которых входят испытательные и метрологические лаборатории, санитарно-эпидемиологические службы и др. Их деятельность заключается в тестировании товаров, выдаче разрешительных сертификатов и лицензий. Аккредитованные в установленном законом порядке инстанции имеют право на приостановление либо отмену действия разрешений, выданных ранее.

Федеральные органы, на которые возложены функции проведения работ по обязательной стандартизации и сертификации продукции организации, в рамках собственной компетентности:

  • разрабатывают системы лицензирования конкретной продукции;
  • устанавливают инструкции прохождения процедуры;
  • управляют процессом сертификации в системе;
  • ведут государственный реестр субъектов и объектов сертификации;
  • признают документы контроля качества, полученные в других государствах.

Особенности прохождения процедуры сертификации

В процессе тестирования продукции выдаются протоколы испытания для прохождения дальнейших этапов сертификации. Производители и дилеры обязаны реализовывать продукцию при наличии разрешительных нормативных бумаг, а также обеспечивать соответствие продаваемых товаров данным в документации, а в случае внесения изменений в сопроводительные бумаги или производственно-технологический процесс - вовремя извещать соответствующие органы.

В международно-правовом сообществе определение сертификата как документа, выданного контролирующим органом и указывающего на соответствие продукции или услуги государственным стандартам, нормативным документам, отражает определенную степень уверенности потребителя в качестве продукции. Стандартизация и сертификация различных видов товаров, услуг состоит из цепочки операций: испытаний, оценивании изготовления и инспекционного контроля.

В отличие от обязательного прохождения процедур подтверждения качества, добровольную сертификацию может проводить любая другая организация, имеющая лицензию на реализацию конкретной деятельности. Лицо, обратившееся с заявлением, имеет возможность самостоятельно установить требования, на соответствие которым и будет осуществляться проверка.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Заключение

Введение

стандартизация качество стандарт продукция

Самой важной и актуальной проблемой для всех стран независимо от зрелости их рыночной экономики является проблема качества.

Сегодня изготовитель и его торговый посредник, стремящиеся поднять репутацию торговой марки, победить в конкурентной борьбе, выйти на мировой рынок, заинтересованы в выполнении как обязательных, так и рекомендуемых требований стандарта. В этом смысле стандартизация является частью современной предпринимательской стратегии. Ее влияние и задачи охватывают все сферы общественной жизни. Так, стандарты на процессы и документы (управленческие, товаросопроводительные, технические) содержат те «правила игры», которые должны знать и выполнять специалисты промышленности и торговли для заключения взаимовыгодных сделок.

Таким образом, стандартизация является инструментом обеспечения не только конкурентоспособности, но и эффективного партнерства изготовителя, заказчика и продавца на всех уровнях управления.

Все товары, которые мы покупаем, все вещи, которыми мы пользуемся, должны соответствовать определенным требованиям. Иногда это делается с целью обеспечения комфорта, а иногда - для нашей же безопасности. И ни для кого не секрет, что чаще всего эти требования выражены государственными или иными стандартами. В современном мире постоянно растет значение стандартов. Основной причиной этого являются изменения в экономике и общественной жизни, связанные с глобализацией мирового рынка, стиранием границ на пути движения капитала, товаров, идей и информации. Научно-технический прогресс, стремительное развитие информационных технологий и активное их внедрение - все это также способствовало активизации процесса разработки и внедрения международных стандартов во все сферы человеческой деятельности, в т. ч. и в управлении документацией.

Цель работы - изучение деятельности по стандартизации в России.

1. Понятие стандартизации, ее роль в повышении качества продукции и услуг

Стандартизация (в соответствии с законом «О техническом регулировании») - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Стандартизация осуществляется в целях /6/:

Повышения уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;

Повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Обеспечения научно-технического прогресса;

Повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг;

Рационального использования ресурсов;

Технической и информационной совместимости;

Сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;

Взаимозаменяемости продукции.

Нормативно - правовую базу стандартизации составляют:

Правовые основы стандартизации в Российской Федерации устанавливает Закон РФ «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-Ф3. Он обязателен для всех государственных органов управления, а также предприятий и предпринимателей, общественных объединений. В нем отражены меры государственной защиты интересов потребителей и государства путем разработки и применения нормативных документов по стандартизации.

Положение об организации и осуществлении государственного контроля и надзора в области стандартизации, обеспечении единства измерений и обязательной сертификации. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 16 мая 2003 г. № 287;

Правила по стандартизации. Порядок проведения Государственным комитетом РФ по стандартизации и метрологии государственного контроля и надзора. Утверждены Постановлением Госстандарта России от 23 сентября 2002 г. № 91.

Стандартизация направлена на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих или потенциальных задач.

Принципы стандартизации следующие:

1) целесообразность разработки стандарта определяется путем анализа его необходимости в социальном, экономическом и техническом аспектах;

2) приоритетным направлением стандартизации является безопасность объекта стандартизации для человека и окружающей среды, обеспечение совместимости и взаимозаменяемости продукции;

3) стандарты не должны быть техническим барьером в торговле. Для этого необходимо учитывать международные стандарты (и их проекты), правила, нормы международных организаций и национальные стандарты других стран;

4) разработка стандарта должна быть основана на взаимном согласии заинтересованных и участвующих в ней сторон (консенсусе). При этом должно быть учтено мнение каждого по всем вопросам, представляющим взаимный интерес;

5) разработчики нормативных документов должны соблюдать: нормы законодательства, правила в области государственного контроля и надзора, взаимосвязанность объектов стандартизации с метрологией и с другими объектами стандартизации; оптимальность требований, норм и характеристик, включаемых в стандарты;

6) стандарты должны своевременно актуализироваться, чтобы не быть тормозом для научно-технического прогресса в стране;

7) обязательные требования стандартов должны быть проверяемы и пригодны для целей сертификации соответствия;

8) стандарты, применяемые на данных уровнях управления, не должны дублировать друг друга.

Эти принципы реализуются при выполнении определяемых основополагающими стандартами задач /8/:

Обеспечение взаимопонимания между всеми заинтересованными сторонами;

Установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству объекта стандартизации в интересах потребителя и государства;

Определение требований по безопасности, совместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной, информационной, программной и др.), а также взаимозаменяемости -продукции;

Унификация конструктивных частей изделий;

Разработка метрологических норм и нормативно-техническое обеспечение измерений, испытаний, оценки качества и сертификации продукции;

Оптимизация технологических процессов с целью экономии материальных, энергетических и людских ресурсов;

Создание, ведение и гармонизация с международными правилами систем классификации и кодирования технико-экономической информации;

Организация системного обеспечения потребителей и всех заинтересованных сторон информацией о номенклатуре и качестве продукции, услуг, процессов путем создания системы каталогов и др.

В процессе стандартизации вырабатываются нормы, правила, требования и т.д. касающиеся объекта стандартизации, которые оформляются в виде нормативного документа.

Стандарты;

Документы технических условий;

Своды правил;

Регламенты.

Стандарт - это нормативный документ, разработанный на основе консенсуса направленный на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области.

Упорядочиваются общие принципы, правила касающиеся различных видов деятельности или их результатов. Стандарт должен быть основан на обобщенных результатах научных исследований технических достижений и практического опыта, тогда его использование принесет оптимальную выгоду для общества.

Предварительный стандарт - это временный документ, который принимается органом по стандартизации и доводится до широкого круга потенциальных потребителей, а так же тех, кто может его применить.
Информация, полученная в процессе использования предварительного стандарта и отзывы об этом документе служат базой для решения вопроса о целесообразности принятия стандарта.

Документ технических условий - устанавливает технические свойства продукции, услуги процессу. В обычном документе технических условий должны быть указаны методы или процедуру, которую следует использовать для проверки соблюдения требований, данного нормативного документа.

Свод правил - может быть самостоятельным документом, а так же частью стандарта, разрабатывается для процессов проектирования, монтажа оборудования и конструкций, технического обслуживания или эксплуатации объектов. Технические правила, содержащиеся в документе носят рекомендательный характер.

Регламент - это документ в котором содержаться обязательные правовые нормы. Принимают регламент орган власти. Разновидностью регламента является технический регламент, который содержит технические требования к объекту стандартизации.

Обращая международный опыт можно представить возможные виды стандартов.

Основополагающий стандарт - это нормативный документ, который содержит общие или руководящие положения для определенной области. Используется как стандарт или методический документ на основе которого разрабатываются другие стандарты.

Терминологический - объектом которого является терминология.

Стандарт на методы испытаний - устанавливает методы, правила, процедуры различных испытаний и сопреженных с ними дейстивий.

Стандарт на продукцию - содердит требования продукций, которые обеспечивают соответствие продукции ее назначению. Он может быть полным или не полным. Полный стандарт - устанавливает так же правила отбора проведения. Не полный стандарт - содержит часть продукции.

Стандарт на процесс или услугу - которым объектом стандартизации является соответственно процесс или услуга.

Стандарт на совместимость - устанавливает требования касающиеся совместимости продуктов в целом, а так же отдельных частей.

Положение - может носить методический или описательный характер.

а) Методическое положение - это методика, способ осуществления процесса той или иной операции с помощью чего можно достигнуть соответствие требованиям н.у.

б) Обычно содержит описание конструкции детали конструкций, размер - описательное положение.

в) Эксплуатационное - описывает поведение объекта стандартизации по его использованию.

Стандарт с открытыми значениями - этот стандарт содержит перечень характеристик которые конкретизуется в договорных отношениях.

Государственное управление стандартизацией в Российской Федерации осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

Работы по стандартизации в области строительства организует Государственный комитет по жилищной и строительной политике (Госстрой России).

По закону «О техническом регулировании Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии в области стандартизации решает следующие вопросы:

Утверждает национальные стандарты;

Принимает программу разработки национальных стандартов;

Организует экспертизу проектов национальных стандартов;

Обеспечивает соответствие национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и научно-техническому прогрессу;

Осуществляет учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам;

Создает технические комитеты по стандартизации и координирует их деятельность;

Участвует в соответствии с уставами международных организаций в разработке международных стандартов и обеспечивает учет интересов Российской Федерации при их принятии;

Утверждает изображение знака соответствия национальным стандартам;

Представляет Российскую Федерацию в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации.

3. Тенденции и основные направления развития стандартизации в Российской Федерации

Госстандарт осуществляет свои функции непосредственно и через созданные им органы. К территориальным органам Госстандарта относятся центры стандартизации и метрологии (ЦСМ), которых на территории РФ более 100 (например, в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Иркутске и в других центрах экономических районов) /7/.

К российским службам стандартизации относятся научно-исследовательские институты Госстандарта России (20 институтов) и технические комитеты по стандартизации.

К научно-исследовательским институтам Госстандарта, например, относятся: НИИ стандартизации (ВНИИстандарт) -- головной институт в области Государственной системы стандартизации; ВНИИ сертификации продукции (ВНИИС) -- головной институт в области сертификации продукции (услуг) и систем управления качеством продукции (услуг); ВНИИ по нормализации в машиностроении (ВНИИНМАШ) -- головной институт в области разработки научных основ унификации и агрегатирования в машиностроении и приборостроении; ВНИИ комплексной информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) -- головной институт в области разработки и дальнейшего развития Единой системы классификации и кодирования технико-экономической информации, стандартизации научно-технической терминологии.

Деятельность по стандартизации осуществляется и другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции. Эти органы в своих стандартах могут устанавливать обязательные требования к качеству продукции (работ, услуг), т. е. создавать технические регламенты. В частности, роль технических регламентов выполняют санитарные нормы и правила (СанНиП), вводимые Минздравом России; строительные нормы и правила (СНиП) Госстроя России, государственные образовательные стандарты Министерства образования Российской Федерации и пр.

Для организации и координации работ по стандартизации в отраслях экономики и иных сферах деятельности государственные органы управления в пределах их компетенции создают, при необходимости, подразделения (службы) стандартизации и (или) назначают головные организации по стандартизации.

Субъекты хозяйственной деятельности также организуют и проводят работы по стандартизации. Их подразделения (службы) стандартизации (конструкторско-технологический, научно-исследовательский отдел, лаборатория, бюро) выполняют научно-исследовательские, опытно-конструкторские и другие работы по стандартизации, участвуют в выполнении работ по стандартизации, проводимых другими подразделениями предприятия, а также осуществляют организационно-методическое и научно-техническое руководство работами по стандартизации на предприятии.

По ГОСТу Р 1.2 разработку государственных стандартов Российской Федерации осуществляют технические комитеты по стандартизации (ТК), а также предприятия, общественные объединения в соответствии с планами государственной стандартизации Российской Федерации, программами (планами) работ ТК и договорами на разработку стандартов или в инициативном порядке.

При разработке стандартов используют научно-технические результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-тех-нологических, проектных работ, результаты патентных исследований, международные, региональные стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации, прогрессивные национальные стандарты других стран и иную информацию о современных достижениях отечественной и зарубежной науки, техники и технологии.

Предусмотрен следующий порядок разработки стандарта:

1-я стадия -- организация разработки стандарта;

2-я стадия -- разработка проекта стандарта (первая редакция);

3-я стадия -- разработка проекта стандарта (окончательная редакция) и представление его для принятия;

4-я стадия -- принятие и государственная регистрация стандарта;

5-я стадия -- издание стандарта.

Построение, изложение, оформление, содержание и обозначение стандартов -- по ГОСТу Р 1.5.

Организация разработки стандарта заключается в подготовке и представлении заявки на разработку стандарта в технический комитет (ТК), которую могут подавать ТК, научно-технические, инженерные общества и другие общественные объединения, государственные органы управления Российской Федерации, предприятия и предприниматели.

На разработку стандарта с разработчиком заключается договор, к которому в качестве приложения или в виде самостоятельного документа разрабатывается техническое задание.

Технический комитет (ТК) определяет подкомитет (ПК), в котором будет разрабатываться стандарт, и формирует рабочую группу (РГ) или определяет предприятие для разработки стандарта.

Разработка проекта стандарта (первой редакции) производится в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными, региональными стандартами, правилами, нормами и рекомендациями по стандартизации, а также прогрессивными национальными стандартами других стран.

Подготовленный проект стандарта проверяет секретариат ТК (ПК) и рассылает его членам ТК (ПК) на отзыв, с учетом которых затем подготавливает первую редакцию и направляет ее заказчику стандарта и в соответствующую научно-исследовательскую организацию Госстандарта России (Госстроя России). Кроме того, этот проект рассылается заинтересованным предприятиям и специалистам на отзыв.

Разработку проекта (окончательной редакции) и представление его для принятия осуществляет ТК (ПК) с учетом поступивших отзывов. Заключение по этому проекту дают члены ТК (ПК), органы государственного контроля и надзора и научно-исследовательская организация Госстандарта России (Госстроя России).

Согласование и принятие решения по проекту стандарта проводится по процедуре, изложенной в ГОСТе Р 1.2.

Принятие и государственная регистрация стандарта, а также введение в действие производится Госстандартом России (Госстроем России) после проверки проекта стандарта на соответствие законодательству Российской Федерации, требованиям государственных стандартов, метрологическим правилам и нормам, применяемой терминологии, правилам построения, изложения и оформления стандартов.

Издание стандарта и распространение его осуществляет Госстандарт России (Госстрой России) в установленном им порядке. Обновление (изменение, пересмотр) стандарта производится по инициативе членов ТК, других предприятий, предпринимателей, общественных объединений, государственных органов управления. Изменение к стандарту на продукцию разрабатывают при введении в него новых, более прогрессивных требований, которые не влекут за собой нарушение взаимозаменяемости и совместимости новой продукции с продукцией, изготовляемой по действующему стандарту.

Такого характера изменение включают в изменение, обусловленное заменой (добавлением, исключением) требований к качеству продукции (услуг), а также в изменение, связанное с применением международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации или прогрессивных национальных стандартов других стран.

При пересмотре стандарта разрабатывают новый стандарт взамен действующего. При этом действующий стандарт отменяют, а в новом указывают, взамен какого стандарта он разработан. Новому стандарту присваивают обозначение старого стандарта с заменой двух последних цифр года принятия. Пересмотр стандарта на продукцию осуществляют при установлении новых, более прогрессивных требований, если они приводят к нарушению взаимозаменяемости новой продукции с продукцией, изготовляемой по действующему стандарту, и (или) изменению основных показателей качества продукции.

Отмена стандарта производится Госстандартом России (Госстроем России): в связи с прекращением выпуска продукции или проведения работ (оказания услуг), осуществлявшихся по данному стандарту; при разработке взамен данного стандарта другого нормативного документа; в других обоснованных случаях.

Информация о принятых стандартах, изменениях, пересмотре и отмене стандартов публикуется в ежемесячном информационном указателе «Государственные стандарты Российской Федерации».

Вопросы применения нормативных документов в России касаются:

Использования национальных стандартов и других нормативных документов отечественными организациями и субъектами хозяйственной деятельности;

Применения международных, региональных нормативных документов и стандартов других стран в РФ;

Применения нормативных документов на экспортируемую или импортируемую продукцию, а также использования отечественных стандартов зарубежными странами.

Российские нормативные документы применяют государственные органы управления и субъекты хозяйственной деятельности. В зависимости от объекта стандартизации и вида деятельности пользователя нормативные документы необходимы при выполнении различного рода работ или оказании услуг; при создании проектов; разработке технической документации, условий технологического процесса; регламентации видов деятельности, связанных с реализацией всех фаз жизненного цикла любого объекта стандартизации. Могут быть такие ситуации, когда продукция была освоена и выпускается предприятием раньше принятия нового или пересмотра государственного (отраслевого) стандарта. Российское законодательство в таких случаях допускает нераспространение новых нормативных документов на данную продукцию, если в них содержатся соответствующие указания (примечания).

Для экспортируемой продукции российского производства применимость нормативных документов определяется контрактом, но возможны исключения, обусловленные законодательством РФ. При этом соблюдается приоритет потребителя, т.е. допускаются изготовление и поставка продукции за рубеж в соответствии с требованиями международных, региональных стандартов, а также национальных либо фирменных стандартов принимающей страны. Выбор нормативного документа фиксируется в контракте.

Для импортируемой продукции российское законодательство устанавливает следующие правила. Импортируемая продукция не может быть реализована или передана для реализации, если она не соответствует обязательным требованиям на такую продукцию в отечественных действующих нормативных документах. Подтвердить это соответствие необходимо путем сертификации. Если импортируемая продукция подлежит обязательной сертификации по российскому законодательству, она должна сопровождаться сертификатом соответствия и знаком соответствия. Сертификат и знак соответствия должны быть либо выданы российским уполномоченным на то органом, либо признаны этим органом в порядке, соответствующем Закону РФ «О техническом регулировании».

Применение международных, региональных и национальных стандартов других стран в России возможно на основе международных соглашений о сотрудничестве, а также по разрешению региональных организаций, национальных органов по стандартизации. Кроме правовой основы, нужно учитывать и целесообразность применения указанных нормативных документов, которая прежде всего диктуется потребностями внутри страны либо во внешнеэкономической деятельности. Очень важно также, что требования указанных выше стандартов должны способствовать научно-техническому прогрессу, не уступать нормам и требованиям отечественных стандартов и соответствовать условиям их выполняемости российскими предприятиями и организациями.

Международные, региональные стандарты, правила, нормы ЕЭК ООН и других международных организаций, занимающихся стандартизацией, а также национальные зарубежные стандарты вводятся в России через принятие государственного стандарта РФ (ГОСТ Р). В этот стандарт включается полный текст указанных нормативных документов в русском переводе либо еще и дополнения, если это необходимо для учета специфики внутренних потребностей и др. Российское законодательство допускает также применение международных, региональных, зарубежных национальных стандартов, правил и норм, разработанных международными организациями, отечественными отраслями, предприятиями и общественными объединениями до их принятия в качестве ГОСТ Р. В таком случае, как правило, они используются как соответствующие категории стандартов.

Необходимо иметь в виду, что действующие стандарты любого уровня могут содержать ссылки на другие стандарты. В ситуации принятия в национальный стандарт международных и других указанных выше стандартов на содержащиеся ссылки необходимо обратить особое внимание, чтобы они не ввели в заблуждение пользователей нормативного документа.

В том стандарте, который решено применить, могут быть ссылки на другие стандарты, которые уже применяются в стране. Тогда нужно убедиться, аналогичны ли их требования соответствующим государственным стандартам. Если это так, то в оформляемом нормативном документе должна быть ссылка на государственный стандарт;

Ссылка может указывать на стандарт, который не принят в России. В этом случае принятие международного стандарта осложняется, поскольку требуется решение вопроса о возможности и целесообразности использования того стандарта, на который ссылаются.

Разновидность региональных стандартов, принятых в РФ, составляют межгосударственные стандарты, действующие в рамках СНГ. Если РФ присоединилась к этим стандартам, то они применяются на ее территории без переоформления и вводятся постановлением Госстандарта РФ или Госстроя РФ.

Применение российских стандартов другими странами предусмотрено отечественным законодательством, что не противоречит правовым международным нормам в данной области. Юридические и физические лица зарубежных государств имеют право пользоваться в своей деятельности российскими нормативными документами на основании соглашений, договоров, заключаемых на соответствующих уровнях. Кроме того, правовой основой могут служить и официальные разрешения, полученные иностранным юридическим или физическим лицом от органов, организаций или предприятий, принявших норматирный документ.

Характер требований нормативных документов. Нормативные документы могут содержать: обязательные требования (Mandatory requirement), подлежащие обязательному выполнению в соответствии с законом или действующим регламентом (техническим регламентом), и альтернативные требования (Optional requirement) и положения.

Инструкции обычно излагаются в повелительном наклонении, рекомендации -- в сослагательном, требования содержат критерии, которые должны быть соблюдены.

Альтернативные требования представляются в форме выборочных либо дополнительных норм. Альтернативные требования могут рассматриваться как обязательные в договорных отношениях, а также при сертификации продукции на знак соответствия национальному (или другой категории) стандарту, когда подтверждается полное соответствие всех характеристик испытуемого изделия всем требованиям нормативного документа.

В сущности положение -- обобщающее понятие, оно может быть изложено в форме сообщения, инструкции, рекомендации или требования.

Государственный контроль и надзор проводится в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований в области стандартизации, подтверждения соответствия (сертификации), качества и безопасности продукции (товаров), работ и услуг.

Государственный контроль и надзор проводится:

У юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих разработку, изготовление, реализацию (поставку, продажу), использование (эксплуатацию), транспортирование, хранение и утилизацию продукции; выполняющих работы и оказывающих услуги;

В органах по сертификации, осуществляющих деятельность по подтверждению соответствия;

В испытательных лабораториях (центрах), осуществляющих испытания продукции, работ и услуг для целей подтверждения соответствия.

По содержанию контроль и надзор идентичны. Различие заключается в полномочиях субъектов, их осуществляющих. В отличие от контроля надзор осуществляется в отношении объектов, не находящихся в ведомственном подчинении органам, которые его осуществляют. Например, должностные лица Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии могут осуществлять в пределах своей компетенции надзор на любом промышленном предприятии или предприятии сферы услуг. Это же касается других государственных органов, которым дано право административного надзора в определенной области деятельности, -- комитетов, федеральных служб, инспекций в области экологии, противопожарной безопасности, охраны труда, лекарственных веществ, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, горного дела и промышленности, воздушных, морских и речных судов, архитектуры и строительства, торговли, ветеринарии и др.

В современных условиях государственный контроль приобретает социально-экономическую ориентацию, поскольку основные его усилия направлены на проверку строгого соблюдения всеми хозяйственными субъектами обязательных норм и правил, обеспечивающих интересы и права потребителя, защиту здоровья и имущества людей и среды обитания. Одной из его основных задач следует считать предупреждение и пресечение нарушений обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации.

Правовой основой Государственного контроля и надзора за соблюдением требований государственных стандартов (далее -- госнадзор) являются законы Российской Федерации: «О техническом регулировании», «Об обеспечении единства измерений», «О защите прав потребителей», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля и надзора».

Государственный контроль и надзор в области стандартизации, обеспечения единства измерений и обязательной сертификации включает в себя:

а) государственный контроль и надзор за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований государственных стандартов к продукции (товарам), работам и услугам;

б) государственный контроль и надзор за соблюдением проверяемыми субъектами правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией;

в) государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации при аккредитации организаций, осуществляющих оценку соответствия продукции, производственных процессов и услуг установленным требованиям качества и безопасности;

г) государственный метрологический надзор за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм, количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций, количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже;

д) государственный метрологический контроль, включающий утверждение типа средств измерений, поверку средств измерений, в том числе эталонов, лицензирование деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений.

При проведении государственного контроля и надзора проверке подлежат:

Техническая (конструкторская, технологическая, эксплуатационная, ремонтная и пр.) документация на продукцию, работы и услуги;

Системы управления качеством;

Работы по подтверждению соответствия (сертификации) продукции, работ и услуг органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами).

Государственный контроль и надзор осуществляется за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями:

Обязательных требований на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации, а также при выполнении работ и оказании услуг;

Правил обязательной сертификации;

Правил подтверждения соответствия продукции, работ и услуг обязательным требованиям путем принятия декларации о соответствии.

Государственный контроль и надзор осуществляется в порядке, определяемом Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии с учетом положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», следующими органами и организациями, составляющими систему государственного контроля:

а) Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии России в лице структурного подразделения, в сферу ведения которого входят вопросы организации и проведения государственного контроля и надзора;

б) федеральными государственными учреждениями, находящимися в ведении Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии РФ (центры стандартизации, метрологии и сертификации);

в) организациями со статусом государственного научного метрологического центра, находящимися в ведении) Госстандарта России и осуществляющими государственный метрологический контроль (государственные научные метрологические центры).

Должностными лицами, уполномоченными осуществлять государственный контроль и надзор от имени органов стандартизации, метрологии и сертификации, являются:

а) председатель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии России - главный государственный инспектор Российской Федерации по надзору за государственными стандартами и обеспечению единства измерений;

б) заместитель председателя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и руководитель структурного подразделения в обязанности которых входят вопросы организации и осуществления государственного контроля и надзора, - (заместители главного государственного инспектора Российской Федерации);

в) руководители центров стандартизации, метрологии и сертификации - главные государственные инспекторы субъектов (регионов) Российской Федерации и их заместители, назначаемые и освобождаемые от должности председателем Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии;

г) работники указанного структурного подразделения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии - государственные инспекторы;

д) работники структурных подразделений центров стандартизации, метрологии и сертификации - государственные инспекторы субъектов (регионов) Российской Федерации.

Госнадзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и за сертифицированной продукцией осуществляют государственный инспектор или комиссия, им возглавляемая.

Заключение

Стандартизация - это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда.

Цель стандартизации - достижение оптимальной степени упорядочения в той или иной области посредством широкого и многократного использования установленных положений, требований, норм для решения реально существующих, планируемых или потенциальных задач. Основными результатами деятельности по стандартизации должны быть повышение степени соответствия продукта (услуги), процессов их функциональному назначению, устранение технических барьеров в международном товарообмене, содействие научно-техническому прогрессу и сотрудничеству в различных областях.

Деятельность по стандартизации весьма динамична, она всегда соответствует изменениям, происходящим в различных сферах жизни общества, прежде всего в экономической, должна стремиться успевать и даже предвосхищать их, чтобы стандарты способствовали развитию, а не отставанию производства.

Кроме того, действующая система стандартизации смещает приоритеты к оценке качества объектов стандартизации и методам их испытаний, что также согласуется с мировым опытом стандартизации и необходимо для обеспечения взаимопонимания между партнерами как в сфере техники и технологии, так и в конечном итоге в торгово-экономических связях.

Новая система стандартизации предоставляет возможность для широкого участия в процессе создания стандарта всех заинтересованных сторон.

Список использованной литературы

1. ФЗ РФ от 27. 12. 2002 № 184 «О техническом регулировании».

2. ГОСТ Р ИСО 9001-2008 Системы менеджмента качества. Требования: дата внедрения- 13 ноября 2009.

3. Аристов О.В. Управление качеством: учеб. / О.В. Аристов. М.: ИНФРА-М, 2009. 238 с.

4. Бузов Б.А. Управление качеством продукции. Технический регламент, стандартизация и сертификация: учеб. пособие / Б.А. Бузов. 3-е изд., доп. М.: Академия, 2008. 173 с.

5. Волошко Н.И. Эстетика и дизайн товаров: учеб.-практ. пособие / Н.И. Волошко. М.: Дашков и К, 2008. 254 с.

6. Герасимов Б.И. Управление качеством. М.: КноРус, 2007. 269 с.

7. Горбашко Е.А. Управление качеством: учеб. пособие / Е.А. Горбашко. СПб. [и др.]: Питер, 2008. 382 с.

8. Иванова В.Я. Основы эстетики потребительских товаров: учеб. пособие / В.Я. Иванова. 3-е изд. М.: Дашков и К, 2008. 242 с.

9. Ильенкова С.Д. Управление качеством / С.Д. Ильенкова. М.: ЮНИТИ, 2004. 437 с.

10. Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация: учебник. 7 - е изд., перераб и доп. М.: Юрайт - Издат, 2007. 399 с.

11. Логанина В.И. Системы качества: учеб. пособие / В.И. Логанина, А.А. Федосеев. М.: Книжный Дом Университет, 2008. 358 с.

12. Сергеев А.Г. Метрология. Стандартизация. Сертификация: учеб. пособие / А.Г. Сергеев, М.В. Латышев, В.В. Терегеря. [Изд. 2-е, перераб. и доп.]. М.: Логос, 2009. 559 с.

13. Системы, методы и инструменты менеджмента качества: учеб. / М.М. Кане [и др.]. СПб. [и др.]: Питер, 2009. 559 с.

14. Техническое регулирование: учеб. / [И.З. Аропов [и др.]; под ред.: В.Г. Версана, Г.И. Элькина. [М.]: Экономика, 2008. 678 с.

15. Эванс Дж. Управление качеством. Учебное пособие для студентов ВУЗов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 671 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Стандартизация - инструмент для повышения качества. Ее сущность, задачи и основные элементы. История развития стандартизации в России, первые ГОСТы. Деятельность Международной организации по стандартизации (ИСО). Применение стандартизации в сфере услуг.

    реферат , добавлен 10.06.2010

    Государственная система стандартизации продовольственных товаров Российской Федерации. Категории, виды стандартов. Требования к качеству, условия, сроки хранения картофеля. Особенности химического состава мяса птицы. Классификация и маркировка мяса птицы.

    контрольная работа , добавлен 24.08.2010

    Задачи международного сотрудничества в области стандартизации: повышение уровня российских стандартов, качества отечественной продукции и ее конкурентоспособности на рынке. Пример расчета интегрального показателя качества. Понятие ассортимента товаров.

    контрольная работа , добавлен 15.04.2014

    Особенности и проблемы стандартизации качества в сфере предоставления услуг. Разработка требований к конкретным показателям качества для каждого вида услуг. Цели и объекты сертификации в сфере услуг. Этапы проведения и схемы сертификации работ и услуг.

    реферат , добавлен 14.09.2010

    Организационная характеристика предприятия. Применение стандартизации и сертификации как один из факторов повышения качества и конкурентоспособности предприятия и его продукции и услуг на рынке. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

    дипломная работа , добавлен 11.09.2012

    Важным элементом современного этапа экономического развития становится качество продукции и услуг. В настоящее время каждая страна мира имеет развитую систему национальной стандартизации. Обеспечение качества и безопасности медицинских препаратов.

    реферат , добавлен 12.11.2010

    Принципы и задачи стандартизации. Стандартизация косметических товаров и их классификация. Обзор нормативной документации, регламентирующей ассортимент и качество гигиенической косметики. Анализ оформления, построения и содержания стандартов и условий.

    реферат , добавлен 06.11.2009

    Сущность стандартизации. Защита интересов потребителей и государства по вопросам качества продукции. Объем работ по стандартизации на предприятии. Функции Госстандарта. Основные предпосылки сертификации. Нормативная сфера сертификационной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 19.09.2012

    Цель и основные положения стандартизации. Информация о службах, документах по стандартизации. Основы подтверждения соответствия: цели, принципы. Система добровольной сертификации в строительстве "Росстройсертификация". Порядок проведения сертификации.

    реферат , добавлен 10.12.2014

    Понятие стандартизации продукции. Международные и национальные органы стандартизации и сертификации, их основные функции. Сырьё, применяемое при изготовлении полутвердого сыра. Проведение испытаний пищевой продукции в аккредитованном испытательном центре.

Важными элементами механизма управления качеством продукции является стандартизация и сертификация

. Стандартизация продукции-это установление и применение единых правил с целью упорядочения, узаконивание и введение показателей и норм качества продукции, а также отработка в сфере производства т технологических процессов и операций согласно этим требованиями. . Она является определяющим элементом специфического менеджмента, что больше всего влияет на процесс постоянного обеспечения производства и поставки на рынок конкурентоспособной продукции

В сфере стандартизации и сертификации функцию управления осуществляет. Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации . Его деятельность определяется и регламентируется декретом. Кабинета. Минис встретил Украины"О стандартизации и сертификациикацію".

Стандартизация продукции осуществляется по определенным принципам:

Учет уровня развития науки и техники, экологических требований, экономической целесообразности, пользы для потребителей и государства в целом;

Гармонизация с международными, региональными и, при необходимости, национальными стандартами других стран;

Взаимосвязь и согласованность нормативных документов всех уровней;

Участие в разработке нормативных документов всех заинтересованных сторон - разработчиков, производителей, потребителей и органов власти;

Открытость информации о действующих стандартов и программ работ по стандартизации с учетом требований законодательства

Все нормативные документы стандартизации (стандарты, правила, нормы, условия и т.д.) должны быть направлены на результат стандартизации - продукция, товары, работы, услуги и др.. Для производителей стандарты является образцом и эталоном качества. Любые отклонения обусловливают нестандартность продукции время стандарты предусматривают классификацию продукции по качеству, разделяя ее соответственно на категории, сорта и кл асы. Продукция низшего класса или сорта имеет низкую реализационную цену, что негативно сказывается на результатах хозяйственной деятельности предприятийства.

зависимости от важности и уровня производства на продукцию могут разрабатываться различные виды стандартов . Так государственные стандарты разрабатывают основном на продукцию, которую используют в машиностроении, для населения и народного потребления, а также на продукцию, которая используется как комплектующие для других отраслей народного в хозяйства. Особые требования, подлежащие обязательному соблюдению всеми субъектами предпринимательской деятельности, предъявляемых к продукции и тех ее параметров, которые могут угрожать здоровью и жизни людей, их имуществу, не обеспечивают достоверность и единство измерений, технические характеристики изготовления и эксплуатации тощо.

. Отраслевые стандарты разрабатывают только тогда, когда отсутствуют государственные, или при необходимости установления таких требований, которые дополняют или улучшают их. Эти стандарты также важны. Все субъекты предпринимательской деятельности определенной й отрасли должны безусловно соблюдать йїх.

Особым нормативным документом является технические условия содержащие требования, регулирующие отношения между производителем и потребителем продукции. Они регламентируют нормы и требования к качеству тех видов продукции, для которых государственные или отраслевые стандарты не раз зробляються. Такие условия могут касаться качества новых видов продукции на время их внедрения в производство. Технические условия как документ, в том числе и внесенные в него изменения, подлежат обязательным ресниц государственной регистрации в территориальных органах по стандартизации, метрологии и сертификацииції.

В отдельных случаях предприятия могут создавать собственные стандарты на определенные виды продукции, услуги, виды работ или отдельные технологические операции и т.п. (например, на полиэтиленовые горшочки для рассады и овощей, производимых в подсобном цехе предприятие). Эти стандарты согласуются в территориальных органах по стандартизации, метрологии и сертификации и являются обязательными для предприятийва.

Государственная система стандартов требует, чтобы субъекты предпринимательской деятельности, независимо от форм собственности, придерживались стандартов на всех стадиях изготовления, производства, реализации, хранения транспортировки, ремонта и имели ссылки на стандарты, прошедших государственную регистрац.

В случае, когда предприятие осуществляет внешнеэкономическую деятельность, важным элементом в системе управления качеством продукции является ее сертификация

. Сертификация - это один из способов подтверждения соответствия продукции предъявляемым требованиям или оценка продукции с точки зрения ее соответствия требованиям стандарта

Сертификат подтверждает безопасность и экологическую чистоту продукции для потребителя, а производства - для окружающей среды. Он способствует участия субъектов предпринимательской деятельности в международном экон мическом сотрудничестві.

В практике применяются различные методы подтверждения соответствия того или иного вида продукта необходимым требованиям. Это могут осуществлять производители, заказчики, продавцы или независимые органы и организации ции. Независимым может быть государственный надзор за соблюдением обязательных требований стандартов, технический и санитарный надзор за безопасностью, а также ведомственный контроль и приемка продукции для государственных потребностиеб.

Соответствующие органы сертифицируют продукцию, выдают сертификаты соответствия и лицензии, а также приостанавливают или отменяют их действие

В Украине различают обязательную и добровольную сертификацию. Обязательная сертификация осуществляется в рамках государственной системы управления субъектами хозяйствования с целью определения соответствия продукции требованиям стандартов. Обязательная сертификация продукции проводится на. ЕЕ безопасные ость и экологичность с целью выхода на международный ринок.

. Добровольная сертификация может проводиться по инициативе самих субъектов хозяйствования на соответствие требованиям, не подлежат обязательной сертификации. Без добровольной сертификации продукция реализуется, обыч ичай, по ценам в несколько раз ниже мировых. Поэтому она подтверждая высокое качество продукции, является необходимым условием укрепления рыночной позиции предпритв.

Стандартизация-это деятельность поразработке иустанов- лению требований, норм, правил, характеристик, как обязательных, так и рекомендуемых для выполнения. Стандартизация является инструментом для повышения качества и ускорения научно-технического прогресса как на уровне отдельного предприятия, так и в масштабах народнохозяйственного комплекса в целом. Правовую основу стандартизации в России образует Закон РФ «О стандартизации» (1993). Целями стандартизации продукции являются:

безопасность продукции (работ, услуг) для жизни, здоровья, имущества и окружающей среды;

техническая и информационная совместимость и взаимозаменяемость изделий;

качество в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;

единство измерений;

экономия ресурсов;

безопасность хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и технологических катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

обороноспособность и мобилизационная готовность страны.

Объектами стандартизации являются следующие объекты: продукция, работы (процессы) и услуги. 1.

Продукция {сырье, материалы, полуфабрикаты, готовые изделия). В данном случае стандартизации могут быть подвергнуты: конкретный вид или группа однородной продукции; технические условия;

методы контроля; параметры упаковки; параметры маркировки; правила приемки; правила хранения; правила транспортировки; правила эксплуатации; правила ремонта; правила утилизации. 2.

Работы (процессы). Стандартизация может касаться следующих элементов: конкретные виды работ на отдельных стадиях жизненного цикла - разработки, производства, эксплуатации (потребления), хранения, транспортировки, ремонта, утилизации; экологические требования; методы контроля. 3.

Услуги {материальные и нематериальные). В этом случае стандартизации подлежат: конкретный вид или группа однородных услуг; технические условия; методы контроля; требования к персоналу.

Формы и методы взаимодействия предприятий и предпринимателей друг с другом, а также с государственными органами управления устанавливаются стандартами государственной системы стандартизации.

Стандарт - это нормативный документ, разработанный на основе консенсуса, утвержденный признанным органом, направленный на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области. Стандарт может содержать как обязательные к выполнению требования, обеспечивающие безопасность продукта, техническую и информационную совместимость и взаимозаменяемость, единство методов контроля и единство маркировки, так и набор рекомендательных требований. В России нормативные акты по стандартизации подразделяются на следующие категории в зависимости от объекта стандартизации и принимающего органа:

государственные стандарты РФ (ГОСТ, ГОСТ Р);

международные (региональные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации;

отраслевые стандарты (ОСТ);

стандарты предприятий (СТП);

технические условия (ТУ);

стандарты общественных объединений - научно-технических, инженерных и др. (СТО);

Состав нормативных документов по стандартизации, действующих на территории России, определяется в Законе РФ «О стандартизации». Никакие иные документы, устанавливающие обязательные требования к продукции (работам, услугам), не являются документами по стандартизации. Требования, устанавливаемые нормативными документами по стандартизации, должны основываться на современных достижениях науки, техники и технологии, учитывая условия использования продукции (выполнения работ, оказания услуг), условия и режимы труда и не должны нарушать положений, установленных законодательством РФ. Заказчик и исполнитель обязаны включать в договор условие о соответствии про дукции (работ, услуг) обязательным требованиям государственных стандартов. В том случае, если договор не содержит условия о соответствии продукции обязательным требованиям государственных стандартов, это не снимает с заказчика и исполнителя обязанности обеспечить выполнение этих требований и не освобождает от установленной ответственности за их нарушение. 20.2.