Познавательное зимующие птицы подготовительная группа. Конспект НОД в подготовительной группе «Зимующие птицы

Айна Исалиева

Тема : «Зимующие птицы »

Цель : всестороннее гармоничное развитие личности, развитие речевых и психических качеств в соответствии с возрастом детей, подготовка к обучению в школе .

Задачи :

Область «Познание»

1. Расширение и систематизация представлений о зимующих птицах ;

Закрепление умения различать по внешнему виду и называть их.

2. Развивать умение сравнивать разных птиц , выделяя общее и различия.

Область «Коммуникация»

1. Развивать фонематический слух.

2. Совершенствование речи детей как средства общения

3. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Зимующие птицы » .

4. Продолжать совершенствовать умение составлять описательный рассказ на заданную тему .

5. Согласовывать им. сущ. с глаголами.

Область «Здоровье»

1. Развитие общей моторики. Развитие интереса к подвижным играм и потребностей в двигательной активности.

2. Развитие мелкой моторики рук.

3. Развитие зрительного и слухового восприятия.

Образовательная область «Труд»

1. Расширение представления детей о труде взрослых.

2. Обобщение представления детей о профессии орнитолог.

Область «Социализация»

1. Закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры.

2. Развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу в дидактической игре.

Область «Художественное творчество»

Использование нетрадиционной техники рисования.

Область «Музыка»

Продолжать развивать навыки восприятия звуков, обогащать впечатления детей.

Материал : халаты, деревья, иллюстрации птиц , мультимедия, листы с восковыми рисунками, гуашь, сигнальные карты

Заходим становимся полукругом.

Ведущий : Ребята, обратите внимание на наших гостей. Давайте поздороваемся и продолжим наше путешествие. - Здравствуйте--- А сейчас я загадаю вам загадку. Послушайте внимательно!

Есть у радости подруга,

В виде полукруга,

На лице она живет,

То куда-то вдруг уйдет,

То внезапно возвратится.

Грусть - тоска её боится.

Что это? (улыбка)

Подарим, друг другу улыбку и хорошее настроением. (Звуки голосов птиц и влетает сорока ) .

Сорока : Была сегодня в лесу, одни птицы улетели , другие остались, ничего не пойму, что к чему?

Тише, тише, не шуми. Ребята, вы узнали, кто это? (Сорока)

Сорока : Ой, здравствуйте, ребята!

(Здравствуй, Сорока)

Что случилось, Сорока?

Сорока : Так я говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели , другие остались, ничего не пойму.

Давайте поможем Сороке разобраться.

Оставайся сорока с нами, мы тебе всё объясним. Давайте все присядем на наши расписные пенечки.

И я тебе больше скажу, что ты правильно прилетела. Ты знаешь, кто занимается изучением птиц ?

Сорока : не знаю

Ребята, а вы знаете?

Орнитолог - это биолог, изучающий птиц . Он наблюдает за их поведением в лесу, городе и в зоопарке. И сегодня, я старший орнитолог, а дети младшие научные сотрудники. Ребята, кто мы сегодня с вами будем? – орнитологи

Виолетта кто мы сегодня?

Костя кто мы сегодня?

Ребята, а теперь назовите птиц , которые улетели.

(ласточки, журавли, утки, гуси, скворцы и т. д.)

Какие это птицы ?

(это перелетные птицы )

Почему их так называют?

(потому что они осенью от нас улетают в теплые края, а весной прилетают обратно)

А какие птицы остались ?

(Остались зимующие птицы .)

Назовите их.

(воробей, синица, ворона, голубь, снегирь, дятел и т. д.)

Не легкая жизнь у птиц , которые остаются зимовать в наших краях.

Потому что зима бывает какая? (суровая, вьюжная, морозная) .

Вот поэтому они прилетают ближе к людям за помощью. - а сейчас посмотрите, как раскрыли клювы птицы и просят о помощи . Какие звуки они произносят (по артикуляции) . Какой звук у этой птицы ?

Я знаю, вы помогаете птицам зимой . - Что вы делаете (Делаем кормушки, развешиваем их на ветках деревьев и насыпаем в них корм.)

А теперь посмотрите на этих птиц . Мы сейчас поиграем в игру «четвертый лишний» . Я буду называть птиц , а вы скажите какая лишняя. Слушайте внимательно….(ворона -сорока-ласточка-голубь; синица –журавль –снегирь – дятел; воробей -сорока-сова-стриж). Молодцы! Видишь сорока как мы хорошо знаем птиц !

Физ. минутка.

Поглядите, боком, боком, /повороты

Ходит ворона мимо окон. /притопы

Скок – поскок, да скок – поскок,

Дайте булочки кусок.

Игра «Отгадайте загадки» .

Присаживаетесь на «пенечки» . И загадайте загадки о птицах , а сорока и дети будут их отгадывать. Кто хочет загадать загадку?

Он по-рабочему одет-

Удобно, просто, ловко,

На нем красный берет

И пестрая спецовка

(Дятел)

Грудка ярче, чем заря,

У кого? (У снегиря)

Угадайте, что за птица

Скачет по дорожке,

Словно кошки не боится-

Собирает крошки,

А потом на ветку- прыг

И чирикает : «Чик-чирик»

(Воробей)

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей .

Прыгает она у дома,

А зовут ее? (ворона)

Ну и давайте последнюю загадку.

Эта птица зимующая . У нее голова, крылья черного цвета. Хвост тоже черный, но с очень красивым зеленоватым отливом, длинный и прямой как стрела. А по бокам перышки совсем белые. Поэтому эту птицу назвали белобокой . (сорока)

Видишь, мы и про тебя знаем загадку…

Ребята, а вы знаете, как эти птицы подают голоса ? каждая птица своим особым голосом. Давайте послушаем голоса птиц (ЗАПИСЬ) . Кто это? А это? Молодцы узнали…а теперь скажите

Воробей – что делает? - чирикает

Ворона – что делает? - каркает

Сорока – что делает? - стрекочет

Синица – что делает? - щебечет

Снегирь – что делает? - посвистывает

Дятел – что делает? - трещит

Сова – что делает? - ухает

Игра «Тело буква»

А теперь поиграем в такую игру я буду говорить разными голосами птиц , а вы телом покажите гласную букву звук, который вы услышите. Давайте встанем и немного разойдемся чтобы не мешать друг другу. (ду-ду-ду, кар-кар, чик-чирик, ух-ух,сво-сво) . Молодцы! Сорока тебе нравится у нас?

Сегодня я расскажу вам, какая птица , чем питается?

Корм для птиц буду изображать схемами.

Зернышки и крошки обозначу так :

- Сало, такой схемой :

Ягоды рябины, вот так :

Остатки пищи, таким символом :

Воробьи, голуби питаются зернышками и крошками.

У Синицы любимое лакомство несоленое сало.

Снегири, свиристели и клесты любят клевать ягоды рябины.

Вороны, галки и сороки питаются остатками пищи.

Теперь встаньте и подойдите к столам и поиграем с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика.

Мы кормушку смастерили.

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь - сосед,

Будет вам зимой обед!

В гости в первый день недели

Две синицы прилетели,

А во вторник - снегири,

Ярче утренней зари!

Три вороны были в среду

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев -

Десять жадных воробьев.

В пятницу в столовой наш

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Прилетело семь сорок.

На столе у нас листочки на которых спрятан корм, если губку в краску обмакнем и по ним мы проведем он проявится. Нам необходимо взять губку обмакнуть в гуашь и слева на право провести по всему листу. Приступаем.

Серёжа, что у тебя получилось? И кого ты этим угостишь? (дети дают полный ответ) и т. д. Молодцы, накормили своих птичек.

Давайте и нашу сороку угостим кусочками яблока.

Сорока : Спасибо.

Пожалуйста.

Ребята возьмите сигнальные карточки и подойдите ко мне. Поиграем в игру «Верю - не верю» . Познакомим сороку с особенностями наших птиц . Если я говорю верный ответ вы поднимаете синий огонек, если не верный то красный огонек.

Клесты выводят птенцов зимой. У синицы желтая грудка. У воробья большой сильный клюв (не верим) . У сороки длинный хвост. У свиристеля на голове хохолок. Снегирь любит сало (Не верим) . Ворона питается остатками пищи. Клесты любят семена шишек. Молодцы! Ни кто не ошибся.

Давайте присядем на наши пенечки.

«Паспорт зимующих птиц » . Мультимедия. Схема. картинки

Когда орнитологи заканчивают работу по изучению данных птиц , они пишут статью, работу или книгу, а мы сегодня закончим с вами заполнение паспорта зимующих птиц .

Посмотрите, какой паспорт зимующих птиц у нас получился . Что по нему мы можем узнать?

Какие птицы .

Как называются.

Части тела.

Составить рассказ 3 рассказа…

Не спеши сейчас разберемся.

Мультимедия

Ребята каких птиц вы видите ?

А что здесь делает журавль? Давайте отправим его в теплые края.

Сорока : Браво-браво. вот теперь у меня в лесу порядок.

Мы рады были тебе помочь, но к сожалению нам нужно идти дальше в город помогать птицам .

Ребята, что мы будем делать в городе? Ответы…



Конспект открытого занятия в подготовительной группе

«Зимующие птицы».

Интеграция образовательных областей : «Познание», «Коммуникация».

Цели : познакомить с зимующими птицами; изучать их особенности; воспитывать любовь к природе; развивать интерес к наблюдению за птицами; обогащать словарь: зимующие, перелетные птицы, кормушка.

Материалы и оборудование : зимнее дерево с изображением птиц, аудиозапись «Голоса птиц», баночки с кормом для птиц, силуэты птиц, кормушки изготовленные детьми с родителями.

Содержание организованной деятельности.

    Организационный момент.

Отгадайте загадку о зимнем месяце. Обоснуйте отгадку словами загадки.

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду – упадет

Не вода уже, а лед.

Даже птице не летится,

От мороза мерзнет птица.

Повернуло солнце к лету.

Что, скажи, за месяц это?

(Январь).

-«Даже птице не летится». Кому не летится? (Птице).

Почему птице не летится? (Она мерзнет.)

Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие.)

Каких зимующих птиц вы знаете?

Давайте отправимся в зимний лес, чтобы посмотреть, кто же живет там. Тихо в лесу поздней осенью и зимой: перелетные птицы уже давно улетели далеко-далеко. Зато к нам на зимовку прилетают другие пернатые. Пусть их немного, пусть не радуют нас веселым щебетанием, все равно это прекрасно.

Ребята! Как красиво в зимнем лесу! Тишина. А что это за шум? Что за суета среди деревьев?
(Звучит запись «Голоса птиц».)
- Ребята, да это птицы зимнего леса. Но где же они?
(дети подходят к дереву, на котором «сидят» птицы).

А вот и необычное дерево, на котором поселилась стайка птиц. Давайте с ними познакомимся.

(Зимнее дерево с зимующими птицами: снегирь, клест, синица, дятел, ворона, воробей,сорока)

II. Знакомство с зимующими птицами.

Посмотрите какая бойкая стайка поселилась на дереве.
Птички в этой стайке разные. Все эти птицы собрались вместе ещё осенью. Стайкой им легче прокормиться. Найдёт одна птичка корм, на её голос спешат другие. Обшарит стайка дерево и снег под ним, соберёт всё, что можно – попрятавшихся насекомых, семена и плоды – и летит дальше.

Послушайте загадку и найдите эту птицу на нашем зимнем дереве.

Чернокрылый, красногрудый

И зимой найдет приют

Не боится он простуды

С первым снегом тут как тут. (Снегирь).

Молодцы!

У снегиря, важного и гордого, ярко-красная грудка, черная шапочка, белые полоски на крыльях. Когда снегирь взлетает с ветки, кажется, на солнце вспыхивают два зеркальца. Но такими щеголями выглядят только папы – снегири. Снегири – мамы гораздо скромнее. У птиц это вообще заведено. Грудка у них не красная, а серовато-бурая. Шапочка не такая бархатистая, и зеркальца на крыльях поменьше. Все снегири неутомимые путешественники: всю осень и зиму они проводят в странствиях, перелают с дерева на дерево, ищут ягоды рябины, бузины, ясеня, клена т. д. Чуть подкрепились, передохнули и вновь замелькали в припорошенных снегом перелесках.

А теперь обратите внимание на клюв снегиря. Как вы думаете, таким клювом удобно извлекать семена? (Ответы детей). Следовательно, снегирь - птица (Зерноядная).

Итак, чем питается снегирь? Как его клюв приспособлен к добыванию семян и почек? Запомните, если найдете под деревом выеденные плоды, значит, «столовались» тут именно снегири.

Отгадайте следующую загадку и найдите птицу на дереве.

Непоседа невеличка.

Желтая почти вся птичка

Любит сало и пшеничку.

Кто узнал ее... (Синичка)

Ребята, посмотрите какая необыкновенная окраска перьев у синицы. Кажется, что птичка надела желтую блузку с черным галстуком и зеленый плащик, а голову украсила темной шапочкой. Это оседлая птица. Синицы строят гнёзда в дуплах деревьев, в норах, под отставшей корой старых деревьев и среди коряг. Живут они стайками по 10 – 15 шт.

Гнездо синички состоит из тонких сухих стебельков трав, веточек, мха, лишайников. Синицы очень полезны в природе. За сутки они поедают столько насекомых, сколько весят сами.

Ребята, существует даже праздник в честь синички, он отмечается 12 ноября. В этот день зимующие птицы прилетают поближе к жилью человека. Синицу любили на Руси, считали ее птицей, приносящей счастье и хранительницей вещего слова.

Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой. (Клёст)

Зимой в наших краях можно увидеть и клеста. Это - большеголовая птица с красно- коричневым оперением. Одиночества они не любят, держатся стайками. Небольшие стайки клестов можно увидеть на хвойных деревьях. Почему? Семена шишек - их основная пища, но достать семечко из закрытой шишки не так - то просто. Как же быть?

Рассмотрите эту птицу. Обратите внимание на клюв. На что он похож? Клюв у клеста напоминает щипцы: толстый, сплюснутый по бокам, а на конце устроен так, что верхняя и нижняя части его перекрещиваются. Таким клювом пара пустяков раздвинуть чешуйки шишки и достать семена. Шишки, после того как над ними потрудился клест, кажутся растрепанными. Клест сбрасывает их на землю. Шишку, обработанную клестом, узнать легко: клест отрывает ее вместе с веткой. И что еще интересно: клест вьет гнездо и выводит птенцов обычно в конце зимы - в феврале. Это - единственная птица, которая выводит птенцов зимой.

Так как же отличить клестов от других птиц? Что помогает им доставать семена из шишки? Что особенного в поведении птиц зимой?

Продолжаем отгадывать загадки:

В лесу под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово- дрозд, приятель!»
И ставит подпись…(дятел).

Ребята, познакомьтесь с необыкновенно красивой птицей - дятлом. Крылья, брюшко и крылья у него черные. На голове красное пятнышко словно шапочка. У него крепкий клюв и длинный язычок. Дятел извлекает из-под коры жуков – короедов, вот почему дятла зовут лесным доктором. С наступлением весны у дятла в дупле появляется потомство: крошечные слепые птенцы. Послушайте стихотворение о дятле.

Добрый дятел – лесу лекарь

И летучая аптека.

Если с кем беда случится,

То он вмиг к нему примчится.

Что, сосенка, заболела?

Мошкара тебя заела?

Да-а-а, тебя на самом деле

Короеды одолели.

Но даю тебе я слово –

Будешь ты опять здорова!

(В. Гвоздев)

Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её ...
(Cорока)

По – разному называют сороку: сорока - белобока, сорока - воровка, стрекотуха. Вот сколько прозвищ у одной птицы. Как она выглядит? Голова, хвост, крылья – черные, а бока белые. Отсюда и прозвище белобока. Летая по лесу, сорока издает звук, похожий на стрекот – вот и зовут ее стрекотухой.

Неспроста получила сорока прозвище “воровка”- любит она все блестящее. Несет в гнездо яркие бусинки, проволочку, пуговицы.

С наступлением осени сороки собираются в стаи Ягоды рябины, облепихи – излюбленное лакомство сорок. На юг сороки не улетают, а в зимние холода перебираются поближе к людям.

Физминутка «Птичка-невеличка»
Птичка-невеличка
По небу летала (птички летают),
Села под окошко,
Крошек поклевала (присели, клюют зёрнышки),
Встрепенулась птичка (встали, отряхнулись),
Выпрямила спинку.
Песенку запела, в домик полетела (машут руками).

Ребята, а каких еще птичек вы видите на нашем дереве, назовите их?

А сейчас поиграем в игру «Счёт птиц» посчитайте сколько птиц сидит на дереве.

Игра «Узнай птицу по словесному описанию».

    Эта маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый, к концу заострённый. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись. (Воробей.)

    Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина жёлто-зелёная, а брюшко – жёлтое. (Синицы.)

    У этой птицы красивое пёстрое оперение. Верх тела – чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. (Дятел.)

    У этой птицы верх головы, крылья, хвост – чёрные; спина голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, чёрного цвета. (Снегирь.)

    Эта небольшая птичка красного цвета с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом. (Клест.)

    Голова, крылья, хвост у этой птицы – чёрные, а по бокам белоснежные пёрышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый. (Сорока.)

    У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья – чёрные, а остальное тело – серое. (Ворона.)

Молодцы, узнали всех птиц.

Что за стол среди берез,
Под открытым небом?
Угощает он в мороз.
Птиц зерном и хлебом (Кормушка).

Правильно. Для чего нужны кормушки?

Чем питаются птицы и что можно положить в кормушку ).

-Молодцы!

Зимующие птицы не боятся морозов, они много летают и сами стараются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям. А что нам нужно сделать, как помочь, чтобы они выжили в холодное время года?
(ответы детей).

Правильно, птиц обязательно нужно подкармливать зимой, строить для них кормушки. Не забывать чистить эти кормушки, прежде чем положить туда корм. Возле кормушек нельзя бросать пакеты, банки, в которых приносите корм. Необходимо следить, чтобы корм в кормушке был всегда. Помните, что птицам нужны семечки подсолнечника, семена арбуза, дыни, тыквы, кусочки несолёного сала, крошки хлеба.

Игра «Птицы в кормушке».

Сейчас мы с вами поиграем. Представьте, что вы птицы. Возьмите изображение понравившейся птицы. (Берут) А я читаю стихотворение. Та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку». (Садят птицу на кормушку)

«Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду,

А в четверг со всех краёв

Стая жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей,

А в субботу на пирог

Налетели семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Было общее веселье.»

Дидактическая игра «Птичья столовая»

А теперь подойдите к подносу с кормом, выберите только то, что едят птицы.

(На подносе стоят баночки с различным кормом для птиц. Среди них конфеты, хлеб, печенье, капуста свежая, сало).

Ребята мы побывали в зимнем лесу, а теперь возвращаемся обратно.

III. Итог занятия:

О каких птицах мы говорили?

Почему их так называем?

Какую птицу называют лесным доктором?

Кто из этих птиц трещит?

Как мы можем помочь птицам пережить суровую зиму?

Как называется «птичья столовая»?

Какой корм нужно класть в кормушку?

Ребята вы с родителями приготовили кормушки, мы сегодня на прогулке их развесим и разложим туда лакомства для наших птиц. Давайте и у себя дома тоже устаивать «птичьи столовые» и думаю, птицы будут нам за это благодарны.

Спасибо за работу.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе "Зимующие птицы"

Программное содержание:

  • Научить детей пересказывать текст с опорой на наглядный материал;
  • Продолжать знакомить детей с зимующими птицами: их название, строение, питание, где живут;
  • Учить отгадывать загадки;
  • Закрепить умение составлять описательные рассказы о птицах;
  • Побуждать детей к словообразованию;
  • Закрепить умение согласовывать числительное с существительным
  • Воспитывать в детях заботливое отношение к птицам, желание помочь в трудные зимние дни.

Ход занятия.

Дети, идя ранним, заснеженным, морозным утром в детский сад, я

увидела, как крупная, белобокая, с длинным хвостом птица бросила на крыльцо нашей группы вот этот большой конверт. Вы догадались

какая птица прислала нам этот конверт? (Ответы детей.)

Интересно, что в нём? Загадки! Любите загадки? Тогда слушайте

внимательно, думайте и отгадывайте.

* Всё время стучит
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.

Кто это? (Дятел.)

* Эта птица так болтлива
Воровата, суетлива.
Стрекотунья, белобока,
А зовут её.... (Сорока.)

* Чик-чирик
К зёрнышкам прыг.
Клюй, не робей.
Кто это? (Воробей.)

Красногрудый, чернокрылый
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.

Кто это? (Снегирь.)

Ты с модницей этой, конечно, знаком.
Вертушке на месте никак не сидится,
Всё хвастает жёлтой жилеткой своей
И шапочкой синей гордится! (Синица.)

О ком загадки? Как вы думаете, почему они называются зимующими? Как вы догадались?

Игра "Подбери красивое слово к птице"

(Красногрудый снегирь. Длиннохвостая сорока. Шустрый воробей.

Важная ворона. Черноголовая галка. Вертлявая синица.)

Дети, у вас на столах лежат разрезные картинки "Зимующие птицы".

Соберите её, назовите птицу и расскажите о ней.

(Ответы детей.)

Каждый ребёнок рассказывает по своей разрезной картинке.

(У меня снегирь. У него чёрная шапочка, красная грудка. Он любит лакомиться рябиной, прилетает к нам с первым снегом.) ...

Дети, в какое время года птица выводит своих птенцов?

Верно, весной. Но есть такая зимующая птица -клёст. Чудо, загадка природы. Это единственная птица, которая выводит своих птенцов зимой. Большеголовая птица с перекрещивающимися концами толстого клюва. Вот она. (Показ картинки.)

Клёст прыгает, шуршит.
Клювом шишки потрошит.
Голоском речистым, чистым
Клё - клё- клё

Поёт со свистом.

Дети, послушайте рассказ про птицу и птенцов.. Ваши пальчики помогут мне рассказать.

Пальчиковая игра" Птица и птенцы"

На дереве было гнездо с птенчиками. Птенцы были голодные, громко просили есть. Прилетела мама-птица и стала кормить птенцов. Мама дала птенцам по одной гусенице (Большой палец по -одному разу прикасается поочерёдно к остальным четырём.) и по три мошки. (Трёхкратное прикасание.) Наелись птенцы и стали чистить клювы. Мама им помогала (Большой палец с силой "чистит" верхние боковые края остальных пальцев поочерёдно.)

Дети, как вы думаете -это могли быть птенцы клеста? Как вы догадались? (Ответы детей.)

Дети, где можно встретить зимой всех птиц? (Ответы детей.)

Верно, у кормушек. Зимой птицам голодно и холодно. Но птицам страшнее голод!

Как можно назвать кормушку для птиц? (Ответы детей.)

Правильно, птичья столовая.

Игра "Числовые карточки"

Дети, возьмите в руки числовые карточку и карточку с зимующей птицей. Расскажите, сколько и каких птиц прилетели к вам в кормушку и что они едят. (Ответы детей.)

(У меня 5 синиц. Они клюют сало. У меня 2 воробья. Они клюют зёрнышки...)

Молодцы! А сейчас настало время физкультминутки.

Скачет шустрая синица
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится,
Прыг- скок, прыг-скок,

Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку,
И с дорожки на плетень,

Тири - тири,

Тень-тень-тень.

Дети, сейчас я расскажу вам одну историю, которую я наблюдала в парке. Расскажу и покажу. (На столе ваза с ветками, фигурки зимующих птиц, шишки, зёрна, орехи, сало, кормушка.)

Дети сделали кормушку и повесили её на дерево. Насыпали в кормушку зёрен, положили еловые шишки и подвесили на ветках кусочки сало, а сами спрятались за большим деревом. Первой прилетела синичка и села на веточку. За ней прилетел воробей и сразу сел в кормушку. Осторожный клёст приближался очень медленно. С начала он сел на землю, перелетал с ветки на ветку и, наконец, очутился в кормушке. Красногрудый снегирь сидел на рябине и наблюдал за птицами. Вдруг прилетела шумная, взъерошенная ворона, закричала, захлопала крыльями. Птицы разлетелись в разные стороны, а ворона стала искать по снегу рассыпавшиеся крошки. Ребята остались довольны кормушкой. "

(Вопросы к детям.)

Дети, какой корм дети положили в кормушку?

Какие птицы прилетели к кормушке?

Как вела себя ворона?

Мы будем рассказывать эту историю по частям. Начнёт рассказ и продолжать будет тот, кому дам, птичку, в руки.

(Рассказы детей.)

Молодцы, хорошо рассказали!

Дети, положите ладони на стол перед собой. Расскажите и покажите пальчиками про птичку.

Пальчиковая игра

Птичка крылышки сложила,
Птичка пёрышки помыла,
Птичка клювом повела,
Птичка зёрнышки нашла,

Птичка зёрнышки поела,
Птичка песенку запела,
Птичка крылышки раскрыла,
Полетела, полетела.!

Дети, сорока прислала вам в конверте загадочные рисунки. Внимательно рассмотрите рисунок, догадайтесь какая это птица и правильно раскрасьте её.

(Вопросы к детям во время выполнения задания.)

Как ты думаешь, какая птица на твоей картинке?

Почему ты так думаешь?

Как ты догадался?

Какие краски тебе понадобятся?

Молодцы, все справились с заданием сороки!

Стихотворение " Покормите птиц! "

(Читает ребёнок)

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – центр развития ребенка – детский сад №11

Конспект

открытого занятия по развитию речи

по теме:

« Зимующие птицы »

в подготовительной группе

Воспитатель: Островская Е. А.

г. Одинцово 2011

О бразовательные цели. Закрепление знания признаков зимы, представлений о зимующих птицах, обобщающего понятия “зимующие птицы”. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи (практическое употребление предлогов, согласование числительного с сущ., связной речи.

Р азвивающие цели. Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, мышления, артикуляционной, мелкой и общей моторики, творческого воображения, подражательности.

В оспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: предметные картинки зимующих птиц, разрезные картинки к игре “Собери картинку” (зимующие птицы), карточки для игры “Считай и называй”,

Ход занятия

1.Организационный момент. Игровое упражнение с мячом “Назови признаки зимы”.

Ребята, когда я к вам шла на занятие ко мне подлетела сорока и передала

конверт и сказала, чтобы мы с вами помогли ей понять, что происходит в

лесу, животных совсем не видно, нет ласточек, скворцов. Неужели пришла в

лес беда?

Поможем ребята сороке понять в чем же дело.

Послушайте стихотворение.

Стихотворение:

Все снег да снег,

Все снег да сугробы

Весь лес и все поле в снегу….

Сквозь снег проступает лесная дорога,

Вот и лисьи следы на снегу.

О чем это стихотворение? Посмотрите в окно и скажите какое сейчас время года? (зима)

Что вы представляете, услышав это слово? (снег, лед, лес, горка, санки, холод, вьюга)

Чтение стихотворения, еще раз.

Какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении? (звук с) Произнесите его протяжно: С-с-с-с-с

-Придумайте слова связанные с зимой, где слышался бы звук « С» (снег, сугроб, снежинка, снеговик, Снегурочка, смех, сказка, салазки, санки, снегокат , сосулька, снежок….)

Какая зима?(холодная, морозная, снежная, ветреная, вьюжная,)

Сейчас вы по очереди будите называть признаки зимы и передавать мяч

*3има какая, если снег – снежная

*если мороз – морозная

*если ветер – ветреная

*если вьюга- вьюжная

(Вьюга -несильный ветер со снегом, метель- сильный снег с ветром, пурга-

очень сильный ветер и снег, снегопа д- идет много снега.)

2. Введение в тему. [Развитие речевого слуха, мышления, связной речи.]

Ой, ребята посмотрите, в лесу столько жителей, давайте посмотрим

внимательно и скажем, кто это в нашем лесу гостит?

Посмотрите и скажите, кого вы здесь видите? (Птиц).

По каким признакам вы это определили? (Клюв, перья).

Перечислите этих птиц. (Снегирь, сорока, ворона, синица, воробей…).

Как вы догадались, что это снегирь? (Красная грудка).

Как определили, что это сорока? (Длинный хвост, белые бока).

Как определили, что это ворона? (Черная, большая).

Как определили, что это синица? (Желтая грудка).

Какие это птицы. (Зимующие).

Почему мы их так называем?

Молодцы, а теперь давайте поиграем в игру «Угадай-ка»

3. «Угадай-ка» 1) Я по дереву стучу, Червячка добыть хочу, Хоть и скрылся под корой, Всё равно ты будешь мой . (д ятел)

2) Красногрудый, чернокрылый Л юбит зёрнышки клевать.

С первым снегом на рябине Он появится опять.

(снегирь)

3) Она маленькая птичка, И зовут ее……..

(синичка)

4) Эта птица- непоседа О дного с березой цвета Кто это?

(сорока)

5) Носит серенький жилет, Но у крылье в- черный цвет. Видишь- кружат двадцать пар И кричат: кар-кар

(ворона)

Рассмотреть с детьми на картинках зимующих птиц (ворона, воробей, синица, сова, голубь, сорока, снегирь, клёст и т.д.); вспомнить их характерные внешние признаки (хвост, клюв, расцветка, величина); где они живут, чем питаются.

4. Игра с мячом “Оди н- много”. (Совершенствование грамматического строя речи приглашают детей на ковер).

Давайте поиграем в игру с мячом “Один- много”. Я буду бросать “звучащий” мячик каждому из вас и называть одну птицу. Вы будите ловить мяч, называть много птиц и возвращать мяч мне.

- снегирь-снегирей

- голубь – голубей

- синица-синиц орока-сорок -ворона- ворон

5. Дидактическая игра “Чего не хватает?”

6. Упражнение “Считай и называй”. (Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительного с сущ.), навыка счета в пределах 5-ти.)

Я внимательно следила за птицами и сфотографировала их. Помогите мне посчитать сфотографированных птиц.

Каждый ребенок получает свою фотографию и подсчитывает количество птиц. Далее заслушиваются ответы каждого.

Сколько синиц на твоей фотографии?

Сколько снегирей? (один снегирь, два снегиря,…..пять снегирей)

Молодцы. Вы очень хорошо справились с подсчетом птиц.

7. Дидактическая игра «Назовите ласково»

Куда прилетают птицы зимой пообедать?(к кормушке)

Назовите ласково:

*Кормушк а- кормушечка

*Синица- синичка

*снегир ь- снегеречек

*воробей- воробушек

*клюв- клювик

*хвост-хвостик

*перо-перышко

*крыло-крылышко

- гнездо-гнезд ышко

8. Игра “Собери картинку”.

Раздаются детям конверты с разрезными картинками, на которых изображены зимующие птицы.

Достаньте разрезанные на части картинки и попробуйте собрать их. Детям, затрудняющимся в выполнении, воспитатель дает зрительную опору в виде целостной картинки.

Расскажите, что получилось после того как вы сложили картинку.

Это………

Правильно. Сравни свое изображение с целой картинкой. И т.д.

Молодцы. Вы выполнили очень сложное задание. Сложите разрезанные картинки в конверты, а целые положите поближе.

Сорока: -Ой, ребята, большое спасибо, я теперь поняла почему так тихо в

лесу ведь лес зимой спит, и птицы улетают.

Итог :

Молодцы, вам понравилось, наше занятие?

О каких птицам мы с вами разговаривали? (о зимующих)

А каких зимующих птиц вы запомнили и может быть и видели, назовите.

Конспект занятия для подготовительной группы «Зимующие птицы»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».
Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная.познакомить с зимующими птицами; изучать их особенности; воспитывать любовь к природе; развивать интерес к наблюдению за птицами; обогащать словарь: зимующие, перелетные птицы, кормушка; изготовить «пряники» для птиц; воспитывать аккуратность в работе.

Материалы и оборудование:

фотографии зимующих птиц;
плакат «Зимний лес»;
шаблоны «пряников»;
клейстер;
корм для птиц.

Вводное слово воспитателя.

Зимний лес в объятьях тишины
Задремал, укутав ветки снегом.
Будет спать спокойно до весны
Он теперь под серебристым небом.
Как он нынче сказочно хорош
В белоснежном праздничном убранстве!
Он и вправду, кажется, похож
На хрустально - ледяное царство.
(Светлана Комогорцева)
– Ребята! Как красиво в зимнем лесу! Тишина. А что это за шум? Что за суета среди деревьев?
(Звучит запись «Голоса птиц».)
- Ребята, да это птицы зимнего леса. Но где же они?
(дети подходят к дереву, на котором «сидят» птицы).

А вот и необычное дерево, на котором поселилась стайка птиц. Давайте с ними познакомимся.

2.

Знакомство с зимующими птицами.

Посмотрите какая бойкая стайка поселилась на дереве.
Птички в этой стайке разные. Все эти птицы собрались вместе ещё осенью. Стайкой им легче прокормиться. Найдёт одна птичка корм, на её голос спешат другие. Обшарит стайка дерево и снег под ним, соберёт всё, что можно – попрятавшихся насекомых, семена и плоды – и летит дальше.

Давайте посмотрим, какие птицы прилетели в эту стайку.

(воспитатель снимает птичку с дерева и рассказывает о ней, по желанию дети тоже высказывают свое мнение).

Синица – подвижная, энергичная, заметная птица. Природа одарила её яркой внешностью. Брюшко у неё - лимонно-жёлтое, разделённое чёрной полосой, белые щёчки. Синица – птица небольших размеров, с сильными лапками, коротким коническим клювом. Бегать по земле синицы не умеют, в отличие от настоящих наземных птиц. Зато, подобно воробьям, умеют скакать. В большинстве случаев синица – осёдлая или кочующая птица, иногда перелётная. Гнёзда синицы любят закрытые. Особенно им нравятся те, которые выдолбили дятлы. Но иногда синицы гнездятся в стволах и пнях гнилых, трухлявых деревьях, щелях на стволе, под крышей домов. Нередко синицы проявляют агрессию: изгоняют из своих гнездовий воробьёв.

Снегирь выглядит нарядным – он всегда в красном. На самом деле красногрудки – это самцы снегиря, самочки сами по себе намного скромнее. Грудка у них зеленовато-серая. Снегири – это осёдлые птицы, они распространены в Европе, Азии. Сады, парки, леса, подлески, низменные территории, горные леса, лесостепные зоны, хвойники и смешанные леса – где только не обитает снегирь.
Дятел.
Дятел – птица умная. Стуча по дереву, он по звуку определяет местонахождение насекомых и старательно извлекает их из-под коры. Древесные насекомые, личинки, муравьи – любимая добыча этой птицы. У дятла очень длинный (для пернатых) язык. Для чего ему такой нужен? Дятел ведь не болтун! Языком из всяческих уголков он вытаскивает насекомых, приносящих дереву вред. Ведь не зря его называют «доктором леса». Большой пёстрый дятел – настоящий красавец, Как у истинного франта, в его одеянии преобладает чёрно-белая гамма, присутствуют алые и зеленые тона. В оперении зеленого дятла доминирует зелёный цвет, только голова и уголки клюва – насыщенно красные. Черный дятел – по определению преимущественно черного цвета. На голове у него – красная пилотка.

Клест – это самая удивительная птица! И самая закаленная! Никаких морозов не боится! И птенцов выводит лютою зимой во время вьюг, метелей и сильных морозов. И поэтому гнездо клесты делают очень теплое и прочное. И всегда их гнездо находится очень высоко на сосне или на ели, чтобы никто птенцов не смог достать. Клеста всегда легко узнать по его клюву. У клестов клюв похож на крестик.
Такой клюв есть только у клестов! Он им нужен, чтобы добывать себе еду – доставать семена из шишек. Обычным прямым клювом семена из шишки не добудешь!

Кедровка.

Эта любительница кедровых орешков – типичная жительница тайги. Крепким длинным клювом она ловко достает семена из спелых шишек. Набив ими зоб, кедровка улетает обедать на лесную опушку. А когда ее ждут голодные птенцы, несет корм им в гнездо, свитое из веток и мха на высокой сосне. К зиме она делает запасы орехов, пряча их в мох или щели гнилых деревьев.

Сорока по величине немного крупнее галки, с нарядным оперением. Голова, крылья и хвост сороки черные с зеленоватым отливом, а брюхо, плечи и отдельные места на крыльях (бока) белые. Хвост длинный, ступенчатый, служит ей рулем при резких движениях на земле и в полете. Сороки предпочитают опушки леса, кустарниковые заросли в поймах рек, рощи, сады, парки, древесные насаждения вдоль железнодорожного полотна. В конце февраля, перед размножением, они ведут себя шумно, гоняются друг за другом, распуская веером свои хвосты, и устраивают пляски. Однако летают сороки не очень хорошо, предпочитая перепрыгивать с места на место.
3.

Актуализация знаний.

Игра «Узнай птицу по словесному описанию».

1. Эта маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый, к концу заострённый. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись. (Воробей.)
2. Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина жёлто-зелёная, а брюшко – жёлтое. (Синицы.)
3. У этой птицы красивое пёстрое оперение. Верх тела – чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. (Дятел.)
4. У этой птицы верх головы, крылья, хвост – чёрные; спина голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, чёрного цвета. (Снегирь.)
5. Эта небольшая птичка красного цвета с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом. (Клест.)
6. Голова, крылья, хвост у этой птицы – чёрные, а по бокам белоснежные пёрышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый. (Сорока.)
7. У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья – чёрные, а остальное тело – серое. (Ворона.)

Молодцы, узнали всех птиц.

4. Изготовление «пряников» для птиц.

Для птиц зимой самое страшное - это голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время.
-Чем человек может помочь зимующим птицам? Как сделать кормушку и правильно подкармливать птиц? Кормушки для птиц бывают самые разные. Укрепляя кормушку, нельзя обламывать ветки и повреждать стволы деревьев. Нужно начинать подкармливать птиц поздней осенью и продолжать делать это до весны. Необходимо следить, чтобы корм в кормушке был постоянно. Нельзя бросать возле кормушки пакеты и банки, в которых приносите корм! В кормушке не должно быть снега. Не кладите в кормушку куски хлеба, макароны, баранки, корочки апельсинов. Этот корм птицы не съедят. Помните, что птицам нужны семечки подсолнечника, семена арбуза, дыни, тыквы, кусочки несолёного сала, крошки хлеба.

Мы тоже с вами постараемся помочь птицам и сделаем для них вкусные птичьи пряники.

Перед вами шаблоны пряников. Мы их намажем клейстером и выложим на них различные семечки и семена. Тоже самое сделаем и с другой стороны. Привяжем ленточку, чтобы повесить на веточку. Все



Все пряник готов.