Какое значение имеет предметность восприятия. Психология восприятия

Свойства восприятия

Психологическая сущность восприятия в полной мере может быть представлена через описание его основных свойств. В качестве ведущих свойств восприятия в психологии выделяют предметность, целостность, осмысленность, структурность, константность, избирательность.

Предметность восприятия проявляется в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к объектам этого мира.

Восприятие выносит воспринимаемый объект в реальное пространство, а не относит его, например, к раздражаемым рецепторам или структурам мозга.

Предметность восприятия не врожденное качество; существует определенная система действий, которая обеспечивает ребенку открытие предметности мира. Решающую роль здесь играет осязание и движение. Сеченов И.М. подчеркивал, что предметность формируется на основе внешне двигательных процессов, обеспечивающих контакт с самим предметом.

Целостность восприятия – свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект воспринимается как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут быть наблюдаемы.

В отличии от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета при воздействии на органы чувств, восприятие есть целостный образпредмета. При любом зрительном восприятии, прежде всего, бросается в глаза изображение в целом, а уже потом вырисовываются детали. Благодаря целостности восприятия отдельные линии и точки объединяются в фигуру.

Классическим примером целостности восприятия служит заполнение в восприятии того участка окружающего мира, который проецируется на слепое пятно. Эта область сетчатки нечувствительна к свету и не посылает поэтому никакой информации в мозг. Однако, никакой пустой «дыры» в окружающем мире мы не замечаем. Мозг заполняет её на основе информации, получаемой от окружающих участков.

С целостностью восприятия связана его структурность – свойство, позволяющее воспринимать предметы в совокупности их устойчивых связей и отношений.

Восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру.

Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию. Она остается той же самой, если её исполняет симфонический или струнный оркестр, или один рояль. Целостная структура мелодии в нашем сознании выступает при этом ярче, чем отдельные звуковые ощущения, различные в данных случаях.

Аналогичный процесс наблюдается при восприятии ритма, В каждый момент можно услышать всего один удар. Однако ритм – это не одиночные удары, а продолжительное звучание всей системы ударов. Взаимосвязь ударов между собой определяет восприятие ритма.

Константность – относительное постоянство образов предметов, в частности их формы, величины цвета при изменении условий восприятия.

Мир, в котором мы живем, воспринимается не только как целостный и организованный, но также и как постоянный и неизменный. За уже структурированными предметами наше восприятие сохраняет их размеры, форму и цвет независимо от того, с какого расстояния мы на них смотрим и под каким углом их видим. Посмотрите на ваши пальцы: одни – на расстоянии вытянутой руки, другие – вдвое ближе; пальцы будут казаться точно одного размера, в то время как изображение пальцев дальней руки на сетчатке глаза будет в два раза меньше изображения пальцев ближней руки. Точно так же дверь сохраняет для наших глаз свою форму независимо от того, открыта она или закрыта. Белая рубашка остается белой как на ярком свету, так и в тени. Реально мы осознаем, какие коррекции постоянно осуществляет наше зрительное восприятие, лишь тогда, когда рассматриваем фотографии объектов, снятых в определенных ракурсах. В этом случае изображения объективно воспроизводятся фотоаппаратом.

Легко понять, как велико значение постоянства величины, формы и цвета. Если бы наше восприятие не было константно, то при каждом нашем движении, при повороте головы, изменения освещения, т.е. практически непрерывно, изменялись бы все основные свойства, по которым мы узнаем предметы.

Константность восприятия не является врожденным. В основном она развивается только к двум годам и прогрессирует до 14 лет. Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях обеспечивает инвариантность перцептивного образа относительно этих изменчивых условий, т.е. константность восприятия.

Константность восприятия опирается не на устойчивость самих ощущений, а на устойчивость закона их изменения. Например, форма и размеры предметов воспринимаются как неизменные, если перемещение их изображения на сетчатке происходят по законам перспективной проекции. Способность перцептивной системы исправлять неизбежные ошибки, вызванные бесконечным многообразием условий существования окружающего мира, и адекватно воспринимать окружающее хорошо иллюстрируется опытами с очками, искажающими зрительное восприятие путем переворачивания изображений на сетчатке. Когда человек надевает эти очки, то некоторое время видит предметы вверх ногами. Однако затем сознание корректирует оптическое искажение, и человек начинает воспринимать все без переворотов. Когда же он снимает очки, то первое время опять все видит перевернутым. Интересно, что когда человек надевал и снимал очки, нарушенное взаимодействие зрительного, вестибулярного и кинестезического анализаторов вызывало у него головокружение и тошноту. Способность «переучиваться» сильно зависила от возможности испытуемого активно перемещаться в пространстве и ощупывать предметы. Те люди, которые свободно ходили по помещению быстро приспосабливались к искажающим очкам, тогда как люди сидящие на стульях и перемещаемые по тому же помещению, адаптировались значительно медленнее, либо вообще не адаптировались.

Иными словами, там, где это возможно, мозг предпочитает истолковывать изменения ощущений как результат изменения условий восприятия, как движение организма или объекта, как изменения освещения и т.п., а не как изменения самого объекта. Генетическая причина этого в том, что наш мир устойчив. За короткое время изменение ощущений чаще всего происходит из-за движения. Поэтому такое истолкование сенсорных данных является наиболее вероятным.

Итак, пользуясь стандартной интерпретацией ощущений, восприятие обычно оказывается право. Однако, возможны случаи, когда восприятие ошибается (см. Иллюзии).



Осмысленность восприятия фиксирует связь восприятия с мышлением; это свойство восприятия сопряженное с осмыслением, с осознанием предмета или явления.

Сознательно воспринять предмет – это значит мысленно назвать его, т.е. отнести к определенной группе предметов, обобщить его в слове, Вспоминая стол, карандаш, велосипед и обозначая их соответствующим словом, мы отвлекаемся от частных признаков этого предмета и относим его к определенной категории. Стол воспринимается нами как часть мебели, карандаш как предмет, относящийся к письменным принадлежностям, велосипед – как средство передвижения. Этот обобщенный характер осмысленного восприятия связан с абстрагированием от несущественных индивидуальных признаков предмета и отнесением этого предмета к определенной категории.

Достаточно по нескольким признакам угадать, что за вещь перед нами, как большинство её свойств можно с высокой вероятностью предсказать, т.е угадать. Поэтому знакомые вещи воспринимаются намного быстрее, чем незнакомые, «бессмысленные». Часто мы просто не замечаем того, чего не понимаем, а также остаемся буквально слепы ко многим несущественным деталям и особенностям того, что видим. Показательны с этой точки зрения двусмысленные рисунки, в которых попеременно воспринимается то фигура, то фон. В этих рисунках выделение объекта восприятия связано с его осмысливанием и называнием.

Рис.IV.8 Избирательность восприятия

Избирательность восприятия – одно из свойств восприятия, состоящее в выделении из сенсорного поля каких-либо объектов и признаков. Избирательность восприятия осуществляется посредством механизмов внимания. Выделяемый и поэтому более отчетливо воспринимаемый объект выступает как «фигура», остальные объекты – как «фон».

В избирательности восприятия проявляется активность сознания. Избирательность восприятия зависит как от объективных свойств предметов, которые воспринимаются, так и от воспринимающего субъекта.

Механизм перцептивной фильтрации отбирает, прежде всего, сигналы, несущие новые сведения о реальности. Неизменные длительно действующие стимулы благодаря адаптации постепенно перестают замечаться. Так мы смотрим на постоянно окружающие нас обычные неизменные предметы и образы: лица родных; дома на нашей улице; вещи, к которым привыкли, но не видим их. Поэтому мы хуже всего знаем то, что ближе всего к нам. Преимущественно выделяются также наиболее сильные, интенсивные, контрастные раздражители.

Воспринимает не изолированный глаз, не ухо само по себе, а конкретная личность. Одним из проявлений избирательности восприятия является апперцепция.

Апперцепция – зависимость восприятия от прошлого опыта, запаса знаний и общей направленности личности.

Многочисленные данные показывают, что воспринимаемая субъектом картина не является просто суммой мгновенных ощущений; она часто содержит такие детали, которых даже и нет в данный момент на сетчатке глаза, но которые человек как бы видит на основе предшествующего опыта. Опыт у каждого человека своеобразен, он определяется его личной историей. Поэтому, глядя на один и тот же объект, каждый видит в нем свое. Так, например, где обычный горожанин видит просто траву, червяков, жуков, мух, там ботаник видит множество разных видов растений, энтомолог – определенные виды насекомых, членистоногих и т.д. Чем богаче опыт человека, чем больше у него знаний, тем богаче его восприятие, тем больше он увидит в предмете.

Содержание восприятия определяется также потребностями человека, его влечениями, интересами, мотивами, общей направленностью личности. В одном опыте испытуемым показывали на экране смутные пятна и давали общее указание, что надо отыскать «людей, которые что-то делают». Одной группе испытуемых изображения показывали через час после еды, другой через 4 часа, а третьей – через 16. Чем голоднее были испытуемые, тем больший процент их «видел» что-то относящееся к еде (хотя на экране вообще не было никаких изображений). Аналогично, напуганный человек видит в полной темноте какие-то устрашающие фигуры. Мы видим различные картины в нагромождениях облаков, в чернильных кляксах (тест Роршаха). Анализ ответов показывает, что «увиденное» человеком в этих случаях обычно связано с его желаниями, интересами, тревогами и надеждами.

Следующий фактор, который определяет избирательность восприятия – это задача, которая стоит перед человеком в данный момент. Так, например, шофер, ведущий машину, отчетливо воспринимает огни светофоров, дорожные знаки, движение других машин. Тот же шофер, едущий в качестве пассажира – туриста в новом городе, видит главным образом архитектурные особенности.

Существенным фактором, влияющим на содержание восприятия, являются установки субъекта, т.е. внутренние ожидания, которые связаны у человека с данной ситуацией. Механизм избирательности восприятия отбирает сигналы, которые соответствуют ожиданиям человека. Иногда этот механизм оказывается настолько силен, что человек замечает в окружающем мире только то, что подтверждает его ожидания, и просто не видит всего, что им противоречит. Так, Дон Кихот ожидал встречи с великанами, заколдованными принцессами, злыми волшебниками. И самые обычные вещи «превращались» в образы этих романтичных ожиданий.

При всей разнице личного опыта, потребностей и установок, у людей, живущих в одну эпоху и в рамках одной культуры, имеется много общего в мировосприятии. Они сталкиваются, в общем, с одним и темже кругом вещей, понятий, ценностей, деятельностей. Общество внедряет в человека свою картину мира, свою систематизацию, оценку вещей и явлений через обучение, язык и искусство, через книги и средства массовой информации, идеологию и т.п. Таким образом, в восприятии мира каждым отдельным человеком невидимо присутствует опыт общества, его практика, знания, ценности.

Человеческий слух развился благодаря развитию речи и музыки. Геометрия и изобразительное искусство в значительной мере определяют человеческое зрение, в частности, понимание и восприятие перспективы.

Подводя итог, можно заключить, что восприятие – активный процесс, в ходе которого человек производит множество перцептивных действий для того, чтобы сформировать адекватный образ предмета.

Психологическую сущность восприятия можно представить через понимание его свойств, к которым относятся: предметность, целостность, структурность, осмысленность, константность, избирательность.

1. Предметность восприятия заключается в том, что полученные из внешнего мира впечатления человек всегда относит к тем или иным предметам или явлениям. Например, находясь в помещении, мы можем слышать извне не просто звуки или запахи, а воспринимать их предметно, то есть относить к звукам человеческого голоса, животных, птиц, автомобилей, пожара и т.д. Нужно отметить, что предметность не является врожденным свойством восприятия. Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза. По мнению И. Сеченова, предметность формируется в процессе контактирования и действий ребенка с предметами.

2. Целостность восприятия выражается в том, что образы восприятия представляют собой целостные, законченные предметы . Эти образы создаются на основании обобщения информации, поступающей в виде различных ощущений об отдельных свойствах и качествах предметов или явлений. Целостность восприятия выражается в том, что даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта, происходит мысленная его достройка до целостного образа. При этом имеет значение не столько пространственная близость элементов друг к другу, как их принадлежность к определенному предмету. Например, в аудиторию заглядывает студент; при этом мы видим только его голову. Мы воспринимаем то, что видим не как часть человеческого тела, а как человека целостно.

3. Структурность восприятия . Сущность данного свойства состоит в том, что восприятие, как правило, не является проекцией мгновенных ощущений и их простой суммой . Мы воспринимаем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру предмета или явления, с которым сталкиваемся в реальном мире. Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию.

4. Осмысленность фиксирует связь восприятия с мышлением, то есть с пониманием сущности предмета или явления, с их осмыслением и осознанием . Когда человек осознанно воспринимает предмет или явление, она соотносит его с определенным словом, то есть дает ему название, относит к определенному классу, группе или категории. Так человек пытается дать объяснение тому, что воспринимает. Например, краска - вещество для окрашивания предметов в тот или иной цвет, сыр - продукт питания, телефон - средство коммуникации и т.д. Благодаря осмысленности восприятия, учитель может прочитать произведения, написанные разными учениками, независимо от их почерка; вязальщица может по схеме понять сложный узор будущей салфетки, врач-рентгенолог - «прочитать» снимок и поставить диагноз больному. В то же время, эти примеры свидетельствуют о связи осмысленности восприятия с предыдущим опытом человека. Это свойство восприятия называется апперцепция (от лат. Ap - до и perception - восприятие) - отражает зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности и индивидуальных особенностей личности; существует на уровне сознания и характеризует личностный уровень восприятия . Так, гуляя в лесу, обычный человек видит деревья и кустарники. Лесник же увидит большое количество видов растений, сможет определить их возраст, болезни и тому подобное. Стоит отметить, что именно апперцепция определяет четкость, правильность и прочность усвоения новых знаний . Немецкий психолог В. Вундт доказал зависимость от апперцепции внимания, мышления и воли человека.



Итак, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое и социальное значение. Именно поэтому одинаковые предметы или явления воспринимаются по-своему людьми разного культурного и социального уровня, взрослыми и детьми. Это свидетельствует о том, что восприятие - в значительной степени интеллектуальный процесс.

5. Константность восприятия проявляется в относительном постоянстве воспринимаемой формы, величины, цвета предмета независимо от условий, в которых происходит восприятие . То есть, человек способен сохранять размер, форму и цвет предметов независимо от того, с какого расстояния, под каким углом и при котором освещении их видит. Например, снег в солнечный день на самом деле будет серебристым или золотистым. Однако, нами он будет восприниматься константно - как белый.



Таким же образом шестнадцатиэтажные дом для наших глаз будет высоким зданием, независимо от того будем ли мы находиться рядом с ним, или на расстоянии 1 км от него. Стоит отметить, что без константности восприятия было бы сложно ориентироваться в многогранном и меняющемся мире, так как при каждом движении или изменении освещения все менялось бы и человек не мог бы узнавать уже знакомые предметы.

6. Избирательность восприятия проявляется в преимущественном выделении одних предметов и объектов по сравнению с другими, что обусловлено опытом человека, потребностями, интересами, мотивами. Например, разговаривая на улице со своим другом, мы слышим в толпе только своего собеседника, а вся масса людей является для нас фоном. Особенности восприятия определяются состоянием личности. Так, эмоциональный подъем обуславливает заостренный процесс восприятия, и, наоборот, грусть и горе «закрывают» уши и глаза; человек мало что замечает, слышит и видит.

Ошибочное восприятие наблюдается при явлениях иллюзии (от лат. Illusio - ошибка), сущность которых заключается в неадекватном (искаженном, ошибочном) отражении предмета или явления, которые воспринимаются. Иллюзии могут возникать по разным причинам, как субъективных (установки, направленность, эмоциональное отношение, практический опыт человека, особенности анализаторов, дефекты органов чувств, нарушения процессов возбуждения в коре головного мозга человека), так и объективных (положение в пространстве, освещенность, изменение условий восприятия и т.д.). По мнению немецкого ученого Г. Гельмгольца, иллюзорные эффекты являются результатом работы в необычных условиях тех же механизмов, которые в нормальных условиях обеспечивают константу восприятия. Однако, в настоящее время единой теории, которая бы объясняла все иллюзии восприятия, не существует. Приведем следующие примеры иллюзий восприятия: 1) человек, сидящий в вагоне поезда, который только начал свое движение, воспринимает поезд, который стоит рядом, как таковой, что движется; 2) серая полоска на белом фоне кажется темнее, чем на черном; 3) хаотическое движение реально неподвижного источника света в полной темноте; 4) по двум предметам одинаковых по весу, но разных по размерам, тяжелее будет казаться то, что является меньших размеров.

Адекватность восприятия определяется степенью соответствия образа том объекту, что воспринимается. Она является необходимым условием построения адекватных действий в соответствующих жизненных ситуациях. Снижение адекватности является главной причиной практических ошибок в профессиональной и бытовой деятельности.

Восприятие - это психический процесс отражения предметов и явлений в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие невозможно без ощущений. Восприятие человека невозможно без деятельности памяти и мышления. Специальных органов восприятия не существует. Восприятие зависит от психических особенностей личности. В данный момент что-то для восприятия человека является основным, что-то - второстепенным. То, что находится в центре внимания, называют объектом (предметом) восприятия, все остальное - фоном. Предмет и фон динамичны, они могут меняться местами.

К свойствам восприятия относятся предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция, активность.

Предметность восприятия - это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Предметность не является врожденным свойством восприятия. Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка.

Целостность восприятия выражается в том, что даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета.

С целостностью восприятия связана и его структурность. Данное свойство заключается в том, что восприятие в большинстве случаев не является проекцией наших мгновенных ощущений и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. Например, если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают звучать у него в сознании, когда поступает информация о звучании новой ноты. Обычно слушающий понимает мелодию, т. е. воспринимает ее структуру в целом. Таким образом, восприятие доводит до нашего сознания структуру предмета или явления, с которым мы столкнулись в реальном мире.



Следующим свойством восприятия является константность. Константностью называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. Например, движущийся вдали грузовой автомобиль будет нами по-прежнему восприниматься как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изображение, когда мы стоим возле него. Благодаря свойству константности, мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов. Константность восприятия величины предметов выражается в относительном постоянстве видимой величины предметов при их различной удаленности. Константность восприятия формы предметов заключается в относительной неизменности восприятия при изменении положения предметов по отношению к линии взора наблюдателя.

Следует отметить, что восприятие зависит не только от характера раздражения, но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек. Поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности человека. Зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни называется апперцепцией. Огромную роль в апперцепции играют знания человека, его предшествующий опыт, его прошлая практика. Знания и опыт оказывают значительное влияние на точность и ясность восприятия. Например, не узнавая при восприятии иностранного языка малознакомые слова, мы тем не менее безошибочно разбираем родную речь даже тогда, когда слова произносятся невнятно. Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, и мотивами его деятельности, его интересами и направленностью. Например, тот, кто мало интересуется техникой, чаще всего видит только грубые различия в автомобилях разных конструкций и не замечает многих других конструктивных особенностей.

Следующим свойством восприятия является его осмысленность. Хотя восприятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие человека теснейшим образом связано с мышлением. Связь мышления и восприятия прежде всего выражается в том, что сознательно воспринимать предмет - это значит мысленно назвать его, т. е. отнести к определенной группе, классу, связать его с определенным словом. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами.

Следующее свойство - активность (или избирательность). Оно заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т. е. не отражаются в нашем сознании. Например, вы слушаете лекцию или читаете книгу и совсем не обращаете внимания на то, что происходит у вас за спиной.

Виды восприятия. Можно выделить несколько подходов к классификации восприятия. В основе одной из классификаций восприятия, так же как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое (ощущения от рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях и суставных сумках, передающих ощущения движения и относительного положения частей тела), обонятельное и вкусовое восприятие.

Обычно восприятие - результат взаимодействия ряда анализаторов. Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятия. Так, восприятие учеником текста на уроке включает зрительное, слуховое и кинестетическое восприятие.

Различают простые и сложные виды восприятия. Простые: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые восприятия. Около 90 % информации нам поставляют глаза.

Сложные виды восприятия: времени и пространства, восприятие движения.

Восприятие пространства, т.е. удаленности предметов от нас и друг от друга, их формы и величины, основывается на зрительных, слуховых, кожных и двигательных ощущениях человека.

Более сложным является восприятие времени - процесс отражения длительности и последовательности событий, происходящих в объективном мире. Непосредственному восприятию поддаются только очень короткие временные отрезки. В случае более длительных отрезков правильнее вести речь не о восприятии, а о представлении времени. Восприятие длительных отрезков времени зависит от того, заполнены ли они какой-нибудь деятельностью и каков ее характер. Время, заполненное работой, протекает гораздо быстрее. Наиболее коротким нам представляется отрезок времени, в течение которого надо успеть сделать многое.


Нарушения восприятия.

При резком физическом или эмоциональном переутомлении может происходить повышение восприимчивости к обычным внешним раздражителям: хлопанье двери звучит как выстрел, звон посуды становится невыносимым. Эти изменения восприятия называются гиперестезией.

Противоположное состояние - гипостезия - выражается в снижении восприимчивости к внешним стимулам. Оно связано с умственным переутомлением, когда окружающее становится неярким, неопределенным.

Галлюцинациями обычно считают восприятия, возникающие без наличия реального объекта (видения, мнимые звуки, голоса, запахи и т.д.), как правило, вследствие их насыщенности не внешними впечатлениями, а внутренними образами. Во время галлюцинаций люди действительно видят, слышат, обоняют, а не воображают или представляют.

От галлюцинаций следует отличать иллюзии - ошибочные восприятия различных вещей или явлений. Главная их особенность - обязательное наличие подлинного объекта. Иллюзии делятся на аффективные, вербальные и перейдолические.

Аффективные (аффект - кратковременное, сильное эмоциональное возбуждение) иллюзии чаще всего обусловлены страхом или тревожным настроением, когда даже висящая на вешалке одежда может показаться грабителем, а случайный прохожий - насильником и убийцей.

Вербальные иллюзии заключаются в ложном восприятии содержания реально происходящих разговоров окружающих. Человеку кажется, что они содержат намеки на какие-то неблаговидные поступки, издевательства, скрытые угрозы в его адрес.

Перейдолические иллюзии чаще всего вызываются общей пассивностью. Обычные узоры на обоях, трещины на стенах или потолке, различные светотени воспринимаются как яркие картины, сказочные герои, фантастические чудовища, красочные панорамы.

Это процесс отражения в сознании человека предметов и явлений реального мира в их целостности, в совокупности их различных свойств и частей и при их непосредственном воздействии на органы чувств.

В формировании восприятия принимают участие , двигательные компоненты, жизненный опыт индивида, память, волевые усилия и внимание, интересы, цели и человека.

Восприятие возникает на основе ощущений, но оно не сводится к их простой сумме (в подобных случаях говорят, что процесс не является аддитивным). Это качественно новый, более сложный психический процесс по сравнению с ощущением. Восприятие направлено на узнавание опознавательных признаков воспринимаемого объекта и построение его копии (модели) в сознании. Результат восприятия - это целостный перцептивный образ объекта, а не отдельные его свойства, информацию о которых дают человеку ощущения. Это, однако, не значит, что вместе с целостным образом объекта воспринимаются все его мелкие детали.

Существуют две модели формирования образа в процессе восприятия:
- стимульная, «чисто» , утверждающая, что появление образа объекта вызвано только его отражением в сознании при воздействии раздражителей на сенсорные каналы;
- деятельностная, утверждающая, что образ, который человек воспринимает, является не столько результатом реакции психики на раздражители, сколько следствием непрерывного построения субъектом перцептивных гипотез, «встречных» отражаемой среде (человек, используя свой опыт, как бы предвидит основные свойства воспринимаемого объекта).

Сложность изучения восприятия как состоит в том, что из всех воздействующих признаков в сознании человека отражаются лишь ведущие, а несущественные остаются за пределами восприятия. Это обусловлено не только особенностями объекта, но и тем, что именно в объекте представляет интерес для индивида, с какой целью индивид включился в процесс восприятия, каковы его предварительные установки на восприятие.

Узнавание объекта как одна из составляющих восприятия зависит от жизненного опыта человека, его знаний об этом объекте. Например, знакомое слово можно восстановить (воспринять) буквально по предъявлении одной-двух составляющих его букв, незнакомое же потребует для этого гораздо больше букв.

Для восприятия иногда требуется концентрация внимания на объекте и определенные . Особенно это характерно для случаев, когда интерес к объекту у индивида невелик или отсутствует осознание необходимости изучения объекта. Конечно же, изучение и узнавание объекта через процесс восприятия не могут состояться без подключения памяти и мышления. Ведь при этом осуществляются сложные процессы сопоставления признаков объекта с эталонами, хранящимися в долговременной человека, мысленного анализа и синтеза системы этих признаков и принятия решений.

Немаловажно, что информация для этого поступает одновременно от многих органов чувств (зрение, слух, обоняние и др.). В частности, существенный вклад в формирование образа воспринимаемого объекта вносят двигательные компоненты посредством глаз, проговаривания звуков, ощупывания. Слуховой анализатор помогает при восприятии ориентироваться в пространственном положении источника информации.

Наконец, перцептивный процесс распространяется на высшие уровни психической деятельности, такие как . Ведь человек мыслит... словами. Выделяя ведущие признаки воспринимаемого объекта, он обговаривает, обозначает их словом.

Таким образом, восприятие представляет собой упорядоченную систему активных перцептивных действий, формируемую в процессе жизнедеятельности индивида.

Общая характеристика . Восприятие - это отражение в сознании человека целостных комплексов свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Восприятие отличается от ощущений тем, что в нем происходит отражение всей совокупности свойств предмета, и формируется его целостный образ. Восприятие основано на взаимосвязи сенсорной и индивида, является результатом функционирования системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-сенсорной деятельностью мозговых отделов анализаторов.

В основе восприятия лежат два вида нервных связей: 1-й - образуемые в пределах одного анализатора; 2-й - межанализаторные.

Благодаря связям, образуемым между анализаторами, мы отражаем и воспринимаем такие свойства предметов пли явлений, для которых нет специально приспособленных анализаторов (например, величина предмета, удельный вес и т. д.).

Совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия. При этом один анализатор может быть ведущим, а остальные дополнять восприятие предмета.

Восприятие и действие . Восприятие является своеобразным действием, направленным на обследование воспринимаемого объекта и на создание его копии. Всякое восприятие включает двигательный (моторный) компонент, способствующий вычленению объекта из окружающего фона, в виде ощупывания предмета, движения глаз, движения гортани. Поэтому процесс восприятия рассматривают, как перцептивную деятельность субъекта.

Основные свойства восприятия . К основным как познавательного психического процесса относятся: предметность, которая выражается в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира: целостность, отражающая факт, что восприятие есть всегда целостный образ предмета, а не отражение отдельных его свойств; структурность, проявляющаяся в том, что человек воспринимает фактически абстрагированную от ощущений обобщенную структуру: осмысленность восприятия, определяющаяся пониманием сущности предмета; константность восприятия - относительное постоянство образов предметов, в частности, их формы, цвета. Величины при изменении условий восприятия; избирательность проявляется в преимущественном выделении отдельных объектов и зависит от интересов и установок ЛИЧНОСТИ.

Пространства. Восприятие пространства включает в себя восприятие величины, формы, взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления.

Восприятие времени - отражение длительности и последовательности явлений или событий.

Восприятие движений - отражение направления и скорости пространственного существования предметов.

Иллюзии восприятия . проявляются в неадекватном отражении воспринимаемого объекта. Наиболее изученными являются иллюзорные аффекты, наблюдаемые при зрительном восприятии двухмерных контурных изображений - так называемые «оптико-геометрические иллюзии», которые заключаются в кажущемся искажении соотношений между фрагментами изображений (равные линии кажутся неравными и т. д.). К другому классу иллюзий относится феномен яркостного контраста (так, серая полоска на светлом фоне кажется темнее, чем на черном).

Восприятие – это процесс, формирующий образ предметов, явлений из окружающего мира в структуры психики. Это отображение качеств и свойственных характеристик предмета и явления цельно. Это своего рода свернутое мышление. Часто его трактуют не как процесс, а как результат, то есть сам образ предмета. Восприятие синоним перцепции, поэтому образ предмета формируется с помощью перцепции первичных ощущений, определенных знаний, желаний, ожиданий, воображения и настроения. Основные особенности восприятия – это предметность, константность, целостность, апперцепция, структурность, осмысленность, иллюзия, избирательность.

Восприятие имеет много синонимов: апперцепция, воспринимание, оценка, понимание, приятие, созерцание.

Восприятие в психологии

Восприятие в психологии это процесс отображения характерных свойств предметов и явлений в психике, когда на органы чувств происходит непосредственное влияние. Долгий час была дискуссия относительно ощущений и их важности в восприятии. Ассоциативная психология трактовала ощущения, как базовые элементы психики. Философия критиковала ту идею, что восприятие построено из ощущений. В XX веке в психологии произошли некоторые изменения, восприятие больше не рассматривается, как совокупность атомарных чувственных ощущений, но начало пониматься, как структурное и целостное явление. Психолог Дж. Гибсон трактует воспринимание, как активный процесс присвоения информации из мира, который включает реальное обследование той информации, которая воспринимается. Таким образом, данный процесс показывает человеку свойства окружающего мира, относящиеся к его потребностям, и проявляют его возможную деятельность в актуальной реальной ситуации.

Другой психолог У. Нессер твердил, что восприятие в психологии это процесс извлечение информации из объектов внешнего мира, который осуществляется на основе схем разных предметов и целого мира, которые имеются в субъекта. Эти схемы получаются в процессе опыта, и есть также исходные темы, врожденные. Похожей мысли придерживались сторонники когнитивной психологии, полагающие, что восприятие – процесс категоризации воспринимаемой информации, то есть, причисления воспринятых предметов в определенную категории объектов. Некоторые категории есть врожденными – это информация об окружающей природе и самых близких предметах, которые ребенок способен соотнести с какой-то категорией, а есть категории, в которые относятся предметы, знания о которых, полученные в опыте.

В сознании человека отображение происходит через прямое воздействие на анализаторы.

Методы восприятия зависят от системы, которая будет поддана воздействию. Благодаря перцепции, люди могут осознавать, что с ними совершается, и как мир влияет на них.

Данный процесс раннее описывали, как суммирование некоторых ощущений, или следствие элементарных ассоциаций отдельных свойств. Все же осталась часть психологов, рассматривающих воспринимание, как совокупность ощущений, появляющихся в результате прямого чувственного познания, которые трактуются, как субъективные переживания качества, локализации, силы и иных свойств воздействия стимулов.

Такое определение есть некорректным, поэтому современники описывают этот процесс, как отражение цельных предметов или явлений. Выделяет из комплекса воздействующих стимулов (форма, цвет, вес, вкус и другие) самые основные одновременно отвлекаясь от несущественных стимулов. Также объединяет группы существенных признаков и сопоставляет воспринятый комплекс примет с ранее известными знаниями о предмете.

Во время воспринимания знакомых предметов их узнавание очень быстро происходит, человек просто объединяет два – три свойства в целое и приходит к нужному решению. Когда воспринимаются незнакомые, новые предметы, их узнавание намного сложнее и происходит в более широких формах. В результате аналитико-синтетического процесса, выделяются существенные признаки, которые не дают другим раскрыться, несущественные и комбинирующие воспринимаемые элементы связываются в единое целое, и возникает полное воспринимание предмета.

Процесс восприятия есть сложным, активным, требует существенной аналитико-синтетической работы. Такой характер воспринимания выражается во многих признаках, которые требуют особого рассмотрения.

Процесс восприятия имеет моторные компоненты, с помощью которых реализовывается восприятие информации (движение глаз, ощупывание предметов). Поэтому данный процесс вернее будет определить, как перцептивную деятельность .

Процесс воспринимания никогда не ограничивается одной модальностью, а имеет слаженную взаимосвязь нескольких анализаторов, в результате которой появляются представления, сформировавшиеся в личности. Очень важно, что воспринимание предметов никогда не происходит на элементарном уровне, а действует на высших уровнях психики.

Когда перед глазами человека есть часы, он мысленно называет этот предмет, не обращая внимания на несущественные свойства (цвет, форма, размер), но выделяет главное свойство – указание времени. Также он относит этот предмет в соответствующую категорию, изолирует его от других, сходных за внешнем видом предметов, но тех, которые относятся к совершенно другой категории, например, в данном случае, барометр. Это подтверждает, что процесс воспринимания человека по психологической структуре близкий к наглядному мышлению. Активный и сложный характер определяет ее особенности, которые в одинаковой степени относятся ко всем формам.

Особенности восприятия составляют главную характеристику воспринимающихся предметов. Они также являются свойствами этих предметов, явлений и объектов.

Особенности восприятия: предметность, целостность, структурность, константность, осмысление, апперцепция.

Предметность воспринимания наблюдается в отнесении знаний, приобретенных из внешнего мира в этот мир. Выполняет регулирующую и ориентирующую функции в практичной деятельности. Создается на основе внешних двигательных процессов, которыми обеспечивается контакт с предметом. Без движения воспринимание не обладало бы отнесенностью с объектами мира, то есть свойством предметности. Оно также имеет значение в регуляции поведения субъекта. Обычно предметы определяются не по их виду, а соответственно с практическим их назначением или основным свойством.

Константность определяется в относительном постоянстве свойств в предметах, даже если изменить их условия. С помощью компенсирующего свойства константности, субъект способен воспринимать предметы, как относительно устойчивые. Например, константность в воспринимании цветов – это относительная неизменяемость видимого цвета под влиянием освещения. Константность цвета также обусловливается действием определенных причин, среди них: адаптация к уровню яркости в зрительном поле, контраст, представления о натуральном цвете и условиях его освещенности.

Константность восприятия размеров выражается в относительном постоянстве видимых размеров предмета при различной удаленности. Если сравнительно недалеко удален предмет его воспринимание определяется действием дополнительных факторов, особенное значение среди них имеет усилие глазных мышц, которые адаптируются к фиксированию предмета во время удаления его на разные расстояния.

Восприятие формы предметов, их константность выражается в относительной стабильности ее восприятия, когда изменяются их положения относительно линии взгляда наблюдательного субъекта. Во время любого изменения в положении предмета по отношению глаз, его форма изображения на сетчатке изменяется, с помощью движений глаз вдоль контуров предметов и выделению свойственных сочетаний линий контура, известных субъекту из прошлого опыта.

Исследование эволюции происхождения константности воспринимания людей, ведущих свой образ жизни в густом лесу, не видящие предметов на различных расстояниях, только вокруг себя. Воспринимают предметы, находившееся на далеком расстоянии, как небольшие, а не удаленные. Например, строители видят объекты, которые находятся внизу, без искривления их размеров.

Источником свойства константности восприятия, являются действия перцептивной системы мозга. Когда человек неоднократно воспринимает одни и те же самые предметы в разных условия, обеспечивается стабильность перцептивного образа предмета, относительно переменчивых условий и движений самого воспринимающего рецепторного аппарата. Следовательно, похождение константности истекает из своеобразного саморегулирующего действия, которое имеет механизм обратной связи и адаптируется к особенностям предмета, условиям и обстоятельствам его существования. Если бы у человека отсутствовала константность восприятия, он не мог бы ориентироваться в постоянной изменчивости и многообразности окружающего мира.

Целостность восприятия дает большую информативность, в отличие от ощущений, которые отражают отдельные признаки предмета. Целостность формируется на основе общих знаний о его отдельных свойствах и характеристиках объекта, принимаемых в форме ощущений. Элементы ощущения очень сильно соединены между собой и единственный сложный образ объекта возникает, когда человек находится под непосредственным влиянием некоторых свойств или частей предмета. Впечатления от этого возникают, как условный рефлекс в результате связи зрительного и тактильного воздействия, которая сформировалась в жизненном опыте.

Восприятие не является простым суммированием человеческих ощущений, и не отвечает на них мгновенно. Субъект воспринимает фактически изолированную от ощущений обобщенную структуру, формирующуюся во время определенного времени. Когда человек слушает музыку, услышанные им ритмы будут продолжать звучать в голове, когда поступает новый ритм. Слушающий музыку, воспринимает ее структуру целостно. Последняя услышанная нота не может основывать такое понимание, в голове продолжает проигрываться целая структура мелодии с различными взаимосвязями включающих в нее элементов. Целостность и структурность лежат в свойствах отражаемых предметов.

Восприятие человека имеет очень тесную связь с мышлением. Поэтому особенность осмысленности восприятия отыграет очень важную роль. Хоть процесс воспринимания и возникает под влиянием прямого воздействия на органы чувств, но перцептивные образы еще имеют всегда смысловое значение.

Осознанное восприятие предметов помогает человеку мысленно назвать предмет, отнести его к назначенной категории, группе. Когда человек встречается с новым предметом впервые, он пытается установить какое-то сходство с уже знакомыми предметами. Воспринимание являет собой неизменный поиск самого лучшего описания имеющихся данных. То, как предмет воспринимается человеком, зависит от раздражителя, его особенностей, и самого человека. Поскольку, воспринимает живой целостный человек, а не отдельные органы (глаза, ухо), поэтому процесс воспринимания всегда находится под воздействия специфических особенностей личности.

Зависимость восприятия от влияния психических особенностей жизни человека, от свойств самой личности субъекта, называется апперцепцией. Если испытуемым предъявлять незнакомые объекты, то на первых фазах их воспринимания, они будут искать эталоны, относительно которых можно отнести объект, который предъявляется. Во время воспринимания выдвигаются и подлежат проверке гипотезы относительно принадлежности объекта к определенной категории. Так, во время восприятия задействуются следы из прошлого опыта, знаний. Поэтому один предмет может быть воспринят разными людьми по-разному.

Виды восприятия

Существует несколько классификаций видов восприятия. Сначала, разделяют восприятие преднамеренное (произвольное) или преднамеренное (произвольное).

Преднамеренное восприятие имеет ориентировку, с помощью которой регулирует процесс воспринимания – это воспринять предмет или явление и ознакомится с ним.

Произвольное восприятие может включаться в какую-то деятельность и реализовываться в процессе ее деятельности.

Непреднамеренное восприятие не имеет такой четкой направленности, и субъект не задается целью воспринять определенный предмет. На направленность воспринимания влияют внешние обстоятельства.

Как самостоятельное явление восприятие проявляется в наблюдении. Наблюдение является преднамеренным, планомерным и длительным в каком-то промежутке времени восприятием, направленным на отслеживание течения какого-то явления или изменений, происходящих в предмете восприятия.

Наблюдение является активной формой чувственного познания человеком действительности. Во время наблюдения, как самостоятельной целенаправленной деятельности с самого начала существует вербальная формулировка задач и целей, которые ориентируют процесс наблюдения на определенные объекты. Если долго упражняться в наблюдении, можно развить такое свойство, как наблюдательность – умение замечать характерные, малозаметные, которые не бросаются сразу в глаза особенности и детали предметов.

Для развития наблюдательности необходима организация восприятия, соответствующая необходимым условиям успешность, ясности задачи, активности, предварительной подготовке, систематичности, планомерности. Наблюдательность есть необходимой во всех сферах жизнедеятельности человека. Уже с детского возраста, в процессе игры или обучения, необходимо делать упор на развитие наблюдательности, многогранности и точности воспринимания.

Существует классификация восприятий по: модальности (зрительная, обонятельная, слуховая, осязательная, вкусовая) и формы восприятия существования материи (пространственная, временная, двигательная).

Зрительное восприятие – это процесс создания зрительного образа мира, основываясь на сенсорной информации, воспринимаемой, благодаря зрительной системе.

Слуховое восприятие – это процесс, который обеспечивает восприимчивость звуков и ориентации по них в окружающей среде, осуществляется с помощью слухового анализатора.

Осязательное восприятие – основанное на мультимодальной информации, ведущей среди которых есть тактильная.

Обонятельное восприятие – это способность к ощущению и различению пахучих веществ, как запахов.

Вкусовое восприятие – воспринимание раздражителей, действующих на рецепторы рта, характеризуются вкусовыми ощущениями (сладкого, соленого, горького, кислого).

Более сложные формы восприятия – это восприятие пространства, движения и времени.

Пространство образуется восприниманием формы, размеров, расположения и удаленности.

Зрительное восприятие пространства базируется на восприятии размера и формы предмета, благодаря синтезу зрительных, мышечных, осязательных ощущений, восприятии объема, удаленности предметов, которое осуществляется бинокулярным зрением.

Человек воспринимает движение, потому что оно происходит на каком-то определенном фоне, что позволяет сетчатке в определенной последовательности отображать возникающие изменения в положениях, находящихся в движении относительно элементов, перед и позади которых перемещается предмет. Существует автокинетический эффект, когда в темноте светящаяся неподвижная точка кажется подвижной.

Восприятие времени исследовано немного меньше, поскольку существует немало сложностей в этом процессе. Сложность объяснения того, как человек воспринимает время, в том, что в воспринимании отсутствует очевидный физический стимул. Длительность объективных процессов, то есть, физическое время может быть измеренным, но сама по себе длительность не есть стимулом в прямом смысле слова. Во времени нет энергии, которая бы воздействовала на некий временный рецептор, например, как это наблюдается в воздействии световых или звуковых волн. На сегодняшний день не обнаружено механизм, который косвенно или прямо преобразует физические интервалы во времени на соответствующие сенсорные сигналы.

Восприятие информации – это активный, полусознательный процесс деятельности субъекта по приему и переработке существенных знаний об окружающем мире, событиях и людях.

Восприятие информации осуществляется под влиянием определенных обстоятельств. Во-первых, имеет значение ситуация, в которой произошло знакомство с информацией. Благоприятная ситуация способствует более благожелательному восприятию, чем информация этого стоит, и наоборот, неблагоприятная ситуация будет способствовать негативному восприятию информации, чем на само деле.

Во-вторых, глубина понимания ситуации. Человек, хорошо разбирающейся в ситуации в большинстве случаев спокойнее относится к информации, связанных с ней событий и окружающих в тот момент людях. Он не драматизирует происходящее, не превозносит и очень адекватно оценивает ситуацию, чем человек с ограниченным кругозором.

В-третьих, на воспринимание информации влияют характеристики явления, субъекта или предмета, о которых свидетельствует информация.

В-четвертых, большое влияние имеют стереотипы (упрощенные стандартизированные представления сложных явлений и объектов окружающей действительности). Стереотипы – это основанное на чужих взглядах представление о тех вещах, с которыми человек еще не встречался, но может встретиться и, таким образом, облегчают его понимание этих вещей.

В-пятых, восприятие зачастую становится сложнее, под влиянием непредсказуемости или искривлений сведений, неспособности правильно поднести информацию.

Восприятие человека человеком

Когда люди встречаются первый раз, они, воспринимая друг друга, выделяют особенности внешности, которые представляют их психические и социальные качества. Особое внимание обращается на осанку, походку, жестикуляцию, культурность речи, поведенческие паттерны, привычки, манеры поведения. Одной из первых и важнейших есть профессиональная характеристика, социальной статус, коммуникативные и нравственные качества, насколько человек злой или сердечный, компанейский или некоммуникабельный и другие. Избирательно выделяются также отдельные черты лица.

Характеристики человека интерпретируются по его внешности соответственно нескольким способам. Эмоциональный способ выражается в том, что социальные качества приписываются человеку, зависимо от его внешности, эстетической привлекательности. Если человек внешне красивый, значит он хороший. Очень часто люди попадают на эту уловку, стоит помнить, что внешность бывает обманчивой.

Аналитический способ предполагает, что каждый элемент внешности связан с конкретным характерным этому человеку психическим свойством. Например, нахмуренные брови, сжатые губы, насупленный нос свидетельствуют о злом человеке.

Перцептивно-ассоциативный способ заключается в приписывании человеку качеств, по которым он кажется похожим на другого человека.

Социально-ассоциативный способ предполагает, что человеку приписываются качества по определенному социальному типу относительно его отдельных внешних примет. Такой обобщенный образ личности оказывает влияние на коммуникацию с этим человеком. Часто люди определяют по порванной одежде, грязным штанам, разорванным сношенным башмакам, человека без определенного места жительства и уже стараются держаться от него на расстоянии.

Восприятие человека человеком поддается социальным стереотипам, меркам, эталонам. Представление о социальном статусе индивида, общее представление о нем, переносится и на другие проявления этой личности, в этом заключается эффект ореола. Эффект первичности предполагает, что первоначальные воспринятые сведения, услышанные от других людей о человеке, могут повлиять на восприятие его при знакомстве, будут иметь преобладающее значение.

Эффект социальной дистанции порождается значительными различиями социального положения людей, состоявших в коммуникации. Крайнее проявление такого эффекта может выразиться в пренебрежительном, ненавистном отношении к представителям с отличающимся социальным статусом.

Оценивание и чувства людей во время их восприятия друг другом очень многогранны. Их можно разделить на: конъюнктивные, то есть объединяющие и дизъюнктивные, то есть разъединяющие чувства. Дизъюнктивные порождаются тем, что осуждается в той среде. Конъюнктивные – благоприятные.

Развитие восприятия у детей

В развитии восприятие детей имеет специфические особенности. С рождения, он уже владеет некоторой информацией. Дальнейшее развитие этого процесса – это результат личной активности ребенка. Насколько он является активным, настолько быстро он развивается, знакомится с различными предметами и людьми.

Восприятие детей в дальнейшем могут контролировать родители. Раннее развитие свойств восприятия осуществляется по мере взросления ребенка, оно проявляется в той особенности, что для воспринимающего ребенка форма предмета становится значимо, она набирает смысл. В младенчестве происходит развитие распознавания людей и предметов вокруг человека, растет количество целенаправленных осознанных телодвижений. Такая активность в развитии перцепции происходит до младшего школьного возраста.

Очень важно, чтобы до этого времени состоялось исследование на возможные нарушения восприятия. Причина аномалии в развитии понимания действительности, может быть в разрывах связи систем органов чувств и мозговых центров, в которые поступает сигнал. Это могло произойти в случае, травмы или морфологических изменений организма.

Восприятие детей младшего школьного возраста выражается смутностью и нечеткостью. Например, дети не узнают на праздниках переодетых в костюмы людей, хоть их лицо может быть открытым. Если дети увидят картинку незнакомого предмета, они выделяют из этого изображения один элемент, опираясь на который осмысливают предмет целиком. Такое осмысление носит название – синкретизма, оно присущее детскому восприятию.

В среднем дошкольном возрасте появляются представления о соотношении величины предметов. Ребенок может судить о знакомых вещах, как больших или маленьких, независимо от их соотношения с другими предметами. Это наблюдается в способности ребенка расставить игрушки «по росту».

Дети старшего дошкольного возраста уже имеют представления об измерениях величины предметов: ширине, длине, высоте, пространстве. Они способны отличать расположение предметов между собой (сверху, снизу, слева, справа и так далее).

Продуктивная деятельность ребенка заключается в его умении воспринимать и воспроизводить особенности предметов, их цвет, величину, форму, расположение. При этом важно усвоение сенсорных эталонов и также развитие особенных действий восприятия.

Восприятие детьми старшего дошкольного возраста художественных произведений выражает единство переживания и познания. Ребенок учится фиксировать изображение и воспринимать чувства, волнующие автора.

Особенность воспринимания окружающих людей ребенком выявляется в оценочных суждениях. Наиболее высокая и яркая оценка приписывается тем взрослым, которые имеют тесную связь с ребенком.

Восприятие и оценка других детей зависит от популярности ребенка в группе. Чем выше положение ребенка, тем более высокую оценку ему приписывают.

Развитие восприятия детей дошкольного возраста является сложным, многогранным процессом, способствующим тому, чтобы ребенок учился точнее отображать окружающий его мир, умел различать особенности действительности и смог успешно в ней адаптироваться.