В стиле ретро. Обзор компактной камеры Fujifilm FinePix X100



A7

За предоставленную камеру отдельное спасибо представительству FUJIFILM в России. =:)

Традиционно хочу сказать, что моей задачей не было лабораторно протестировать фотоаппарат во всех мыслимых и немыслимых режимах и выдать на гора стотыщмильонов карточек для препарирования их попиксельно, что порой так любят делать люди на технических- и фотофорумах. =:) Тем более, что таких снимков уже навалом в Сети. Мне же, как обычно, было интересно примерить эту машинку именно на себя: как бы я её использовал, если бы у меня был такой фотоаппарат?

Отсюда и направленность фотографий этого теста - бытовые кадры, семейное фото, бэкстэйджи съёмок и всё такое прочее, для чего может понадобиться фотографу такой компактный аппарат. Я попытался понять - удобно ли мне работать с этой камерой? Быстро ли она работает? Качественные ли снимки получаются? Действительно ли она может стать культовой? Я попробовал. =:) И вот, что из этого получилось.


Внешне камера выглядит очень стильно и весьма привлекательно:

Все, кто видит эту камеру впервые, встречают её весьма заинтересованно. Кто-то с ностальгией вспоминает старые фотоаппараты, кто-то просто удивляется непривычному нынче внешнему виду:

Фотоаппарат оснащён фикс-объективом с фокусным расстоянием 23 мм (эквивалент - 35 мм для 35-мм камер):

Объектив не сильно выступает за пределы корпуса:

И, что самое главное - не требует никаких манипуляций по приведению его в боевое положение, надо только снять стильную металлическую (!) крышку с объектива:

И можно фотографировать!

Эргономика очень продумана. Всё-таки "крутилки" на диафрагму (кольцо вокруг объектива):

На выдержку и экспокоррекцию - это очень удобно:

Остальные важные для фотографов характеристики Fujifilm FinePix X100 выглядят так:


А снимает эта камера так:


ISO 400 | f/2.0 | 1/55


ISO 400 | f/2.0 | 1/55


ISO 400 | f/2.0 | 1/10


ISO 800 | f/8.0 | 1/1100


ISO 400 | f/8.0 | 1/800


ISO 1600 | f/2.8 | 1/280


ISO 400 | f/8.0 | 1/220


ISO 1600 | f/2.0 | 1/70


ISO 400 | f/4.0 | 1/150

плюсы


1. Ощущение качества аппарата

Все, кто ни брал его в руки, отмечали примерно одно: "маешь вещь!" =:) Действительно, сам аппарат собран очень качественно, ничего не люфтит, не болтается, не скрипит. Всё из металла (магниевый сплав), даже крышечка объектива и все "крутилки" наверху. Никакой дешёвой пластмассы. Все детали тщательно проработаны, всё сделано с душой. "Внушаить!" =:) Аппарат приятно держать в руках.

2. Объектив

Кто там говорил, что светосильный фикс нельзя близко к большой матрице ставить? Расстояние от задней лизны объектива до матрицы тут - 5.6 мм! Конструктив, как я понял, довольно затейливый и сложный:

Но картинку он даёт очень хорошую! Честно говоря, среди современных компактных беззеркальных камер я пока не встречал объектива лучшего качества. Не без своих особенностей (о них - чуть ниже), но всё же.

На вкус и цвет все фломастеры разные, разумеется, но мне понравилось как выглядит боке:


ISO 800 | f/2.0 | 1/55


ISO 800 | f/2.0 | 1/60

Удивило то, что на таком довольно широкоугольном объективе можно без напряга так хорошо размывать фон:


ISO 400 | f/2.0 | 1/60

Впечатлили крайне малые дисторсии и аберрации:


ISO 400 | f/8.0 | 1/1600

И понравилось, как объектив отрабатывает контровой и боковой света:


ISO 400 | f/8.0 | 1/220

3. Видоискатель


Он оказался весьма приятной штуковиной. =:) Камера может работать в 3 режимах:

1. Как обычная беззеркалка, когда изображение выводится на большой и яркий задний экранчик;

2. Как псевдодальномерная камера, когда фотограф смотрит в видоискатель, но туда проецируется электронная картинка внутреннего мониторчика камеры (кстати, весьма высокого качества, на удивление);

3. Как настоящая дальномерка, когда фотограф в "окошке" видит реальный мир, но дополнительно туда же проецируются показатели настроек камеры.


В общем, видоискатель показал себя с лучшей стороны, освободив задний экранчик камеры под всевозможную и исчерпывающую информацию о текущих режимах настройки камеры (как на "зеркалках"). Не обошлось, правда, без малой ложки дёгтя, но об этом - ниже.

4. Скорость и точность фокусировки



ISO 400 | f/2.0 | 1/1000

Не буду долго говорить, но автофокус у X100, пожалуй, лучший из того, что я видел на "беззеркалках". И осмелюсь даже сказать, что он ничуть не хуже автофокуса "зеркалок" начального уровня. Быстро и очень точно. Промахов по фокусу даже в сложном освещении практически не было. Браво!


ISO 6400 | f/4.0 | 1/25

5. Нейтральный фильтр



ISO 400 | f/2.0 | 1/60

Может пустячок, а приятно - камера оснащена встроенным нейтральным фильтром (ND) который снижает экспозицию примерно на 3EV. Это позволяет использовать длинные выдержки и/или открытую диафрагму при ярком солнечном свете, например, не боясь получить переэкспонирование кадра.

минусы


1. Глюки и странности
Их, увы, в этой камере оказалось довольно много. Правда, нельзя сказать, что они сильно мешали, но само их наличие в имиджевой камере выглядит... э-э-э... несколько странно.

Пару раз камера у меня просто висла - никак и ни на что не реагировала. Вылечивалось это доставанием аккумулятора - после этого камера работала как ни в чём не бывало. Кстати, сам аккумулятор можно неправильно вставить в камеру! Это очень странно.

Кнопка спуска под конец теста стала слегка подклинивать. То есть, при первом нажатии на спуск надо было прикладывать значительные усилия, а потом всё некоторое время работает как обычно. Стоит камеру убрать в сумку и потом через некоторое время достать - кнопка снова подклинивает, заставляя прикладывать к ней большое усилие. Вылечат, видимо, уже в сервисе.

Режим быстрого запуска, включаемый через меню и гарантирующий запуск камеры за 0.7 секунды (как написано в инструкции), у меня так и не заработал. И вообще, если камеру оставить в режиме ON (как я привык делать на "зеркалках"), то после длительного неиспользования она просыпалась о-о-о-очень неохотно, примерно секунд за 10. При этом нужно было судорожно нажимать на все кнопки или выключить и включить её заново.

Странности обнаружились и при работе камеры в режиме приоритета диафрагмы. Там при открытии "дырки" до f/2.0 максимально короткая выдержка ограничивалась электроникой на уровне 1/1000 секунды. При диафрагме f/4.0 - уже 1/2000. А на f/8 - 1/4000. Из инструкции выяснилось, что это ограничения связанные с тем, что затвор встроен в объектив - расплата за компактность. Однако, согласно EXIF, есть кадры, которые получились с f/2.0 и выдержкой 1/4000. Например:


ISO 3200 | f/2.0 | 1/4000

Странно, что создатели камеры предусмотрели отдельную кнопку для включения съёмки в RAW:

Её можно нажать если вы фотографируете в JPEG и тогда следующий кадр будет сделан в RAW + JPEG, а после этого камера снова продолжит снимать в JPEG. Довольно необычное решение. Но почему бы и нет? Но гораздо более странно, что при этом - нет отдельной кнопки для переключения ISO! Правда, есть удобно расположенная кнопка fn:

Которую можно запрограммировать на любое действие, и на переключение чувствительности ISO - в том числе.

На фоне всего вышеперечисленного про странные горбатые тенюшки под пунктами меню я вообще молчу. =:)

2. Размеры и вес


Всё-таки, камера оказалась не такой уж и маленькой. Почти полкило весом (445 грамов с аккумулятором + чехол + то-сё из аксессуаров). И по габаритам - она одна из самых больших в своём классе, вполне приблизилась к размерам младших "зеркалок". На фото она смотрелась куда миниатюрнее. =:)

3. Лаги работы



ISO 400 | f/2.0 | 1/320

Про длительное "просыпание" камеры я уже говорил, считаю, что это - скорее какой-то глюк. А может и дефект конкретной камеры. Кстати, "штатное" просыпание камеры за заявленные 2.2 секунды - тоже весьма неспешное. Но это были не единственные лаги. Все остальные проблемы беззеркальных систем тут тоже есть, пусть и несколько ином виде.

Например, довольно сложно было снимать быстрые сюжеты когда видоискатель камеры работал в электронном виде (транслировал картинку с внутреннего монитора): при нажатии на спуск изображение там сначала на мгновение тормозится, потом срабатывает затвор (картинка ещё на мгновение вообще пропадает), а потом показывается результат. Получается, что фотограф на некоторое время выпадает из реальной жизни! И даже если он выключит просмотр готового кадра, то всё равно остаются пара мгновений, когда сюжеты вокруг него будут развиваться не подконтрольно. Можно вдруг обнаружить что тот, кого ты сейчас только что снимал, уже улетел. =:)


ISO 800 | f/5.6 | 1/140


ISO 800 | f/5.6 | 1/60


ISO 800 | f/5.6 | 1/140

Описанный режим работы примелем если изображение выводится на внешнем экранчике, потому что фотограф тогда видит не только его, но всё, что происходит вокруг и может свободно ориентироваться относительно сюжета (такой режим тоже доступен пользователям Х100). Но, повторюсь - это было заметно только на быстрых сюжетах . На обычных - никакого дискомфорта с электронным видоискателем. Мало того, проблема отчасти решается переводом его в оптический режим - тогда всё работает быстро (но, увы, в таком случае фотограф не видит готового кадра).

Ну и общая задумчивость системы (при быстром автофокусе) не способствует работе впопыхах. =:) Кстати, я видел в некоторых других обзорах сетования на медленную запись кадров на карточку. Если честно, то я этого не замечал и снимал в обычном своём темпе (а он довольно высок), не ограничивая себя ничем.

дополнительно


1. Широкоугольный объектив


ISO 400 | f/8.0 | 1/75

Ну, не знаю. С одной стороны, конечно, он хорош для пейзажей:


ISO 800 | f/5.6 | 1/25


ISO 800 | f/8.0 | 1/350

Событийного фото:


ISO 1600 | f/2.0 | 1/90


ISO 3200 | f/2.0 | 1/100

И репортажей:


ISO 400 | f/8.0 | 1/400


ISO 400 | f/8.0 | 1/150

С другой стороны - портреты им снимать сложно, заметны перспективные искажения:


ISO 400 | f/2.0 | 1/1000


ISO 1600 | f/2.0 | 1/2000

Разве что, снимать ростовые? Но и то нужно делать аккуратно, потому что искажения всё же заметны:


ISO 400 | f/8.0 | 1/10

Если бы меня спросили, какое фокусное расстояние сделать у объектива этой камеры, то я бы скорее назвал 50 мм. Для нишевой камеры это ничего не изменит, зато портртеты снимать будет намного лучше. =:)

2. Стильные аксессуары

К камере выпускается много приятных вещей. Например, кожанный чехольчик:

Или переходное кольцо для крепления фильтров и бленды (всё тоже из металла):

Сама бленда:

Вспышка с поворотной головой:

Кстати, которая тоже оказалась странной: пока она была не надета на фотоаппарат - управлялась хорошо, можно было изменять все настройки. Как только надели на камеру, то, во-первых она своим креплнием частично перекрыла доступ к колесу настройки выдержки, а во-вторых - перестала реагировать на управляющие клавиши. Я так и не понял - баг это был или фича?..

3. Цена


Стоимость камеры весьма высока. В неё включена и наценка за "клубность и эксклюзивность", как это ни печально. Но наценка эта не такая уж и большая. В общем и целом, пожалуй, камера того стоит.

Много снимков, сделанных Fujifilm FinePix X100:


ISO 200 | f/2.0 | 1/180


ISO 200 | f/2.0 | 1/75


ISO 400 | f/2.0 | 1/55


ISO 800 | f/2.0 | 1/70


ISO 400 | f/2.0 | 1/10


ISO 3200 | f/2.0 | 1/90


ISO 3200 | f/2.0 | 1/280

Ночью:


ISO 6400 | f/2.0 | 1/17

Съёмочный процесс:


ISO 1600 | f/2.0 | 1/150


ISO 1600 | f/2.8 | 1/140

Детский праздник:


ISO 1600 | f/2.0 | 1/105


ISO 1600 | f/2.0 | 1/140


ISO 3200 | f/2.0 | 1/150


ISO 3200 | f/2.0 | 1/100


ISO 400 | f/2.0 | 1/850


ISO 400 | f/2.0 | 1/1000


ISO 400 | f/2.0 | 1/1000


ISO 400 | f/4.0 | 1/160


ISO 400 | f/4.0 | 1/105


ISO 400 | f/4.0 | 1/400


ISO 1600 | f/2.0 | 1/1000


ISO 1600 | f/2.0 | 1/2000


ISO 3200 | f/2.0 | 1/4000

Смешанное освещение, контровой свет и высокое ISO:


ISO 1600 | f/2.0 | 1/170


ISO 3200 | f/2.0 | 1/750


ISO 3200 | f/2.0 | 1/250


ISO 3200 | f/2.0 | 1/250

Ночная съёмка с рук:


ISO 6400 | f/2.0 | 1/240


ISO 6400 | f/2.0 | 1/250


ISO 6400 | f/2.0 | 1/180

Съёмочный процесс:


ISO 400 | f/2.0 | 1/50


ISO 400 | f/2.0 | 1/40


ISO 400 | f/2.0 | 1/60


ISO 400 | f/2.0 | 1/40


ISO 400 | f/2.0 | 1/105


ISO 400 | f/2.0 | 1/280


ISO 400 | f/2.0 | 1/70


ISO 400 | f/2.0 | 1/55

А тут можно скачать архив (182 Mb) с несколькими raw-файлами с этой камеры для самостоятельного кручения-верчения.

24,3 Мп, 23 мм f/2,0, имитация плёнки, гибридный видоискатель, ISO 51200, встроенный ND-фильтр и многое другое, что делает Fujifilm X100F одной из лучших камер для стрит-фотографии.

Камера Fujifilm X100F - это четвёртая версия компакта с несменным объективом. Она оснащена объективом 23 мм (это 35 мм в 35-миллиметровом эквиваленте) и матрицей APS-C (самой большой в данном классе камер).

Большинство своих функций камера получила от модели X-Pro2 , обзор которой мы делали в прошлом году.

Характеристики Fujifilm X100F

  • Матрица 24,3 Мп
  • ISO 200–12 800 единиц, расширение до 100–51 200 единиц
  • Серийная съёмка 8 к/сек.
  • 3-дюймовый дисплей
  • Гибридный видоискатель
  • 325 точек фокусировки (169 фазовых)
  • Съёмка видео Full HD
  • Диапазон выдержек 1/32 000–30 с
  • Профили плёнки, включая ACROS
  • Встроенный ND-фильтр
  • Поддержка Wi-Fi

Матрица и процессор

В Fujifilm X100F установлена матрица X-Trans CMOS III с разрешением 24,3 Мп без фильтра низких частот.

Матрица даёт прекрасную картинку на высокой чувствительности.

Скорость работы камеры обеспечивает X-Processor Pro. Вы можете просмотреть отснятую серию кадров, пока она записывается на карту, без каких-либо задержек в работе. Время включения камеры - около 0,5 сек.

Эти же модели матрицы и процессора установлены во флагманах , X-Pro2 и других камерах, как X-T20 .

Корпус и эргономика

Fujifilm X100F - очень стильная камера. В данный момент выпускается в двух расцветках - Silver и Black.

Новинка переняла многие черты от X-Pro2. И несмотря на то что для компакта X100F получила достаточно большой корпус, мы считаем, что это хорошее решение и делать камеру тоньше/меньше было бы глупо. Почему так, расскажем чуть ниже в наших впечатлениях.

Хват у Fujifilm X100F маленький, но вкупе с материалами этого достаточно, чтобы не бояться, что камера вывалится из рук. Кстати, весит она 469 граммов, как 2,5 больших айфона. Ерунда для таких габаритов.

В отличие от предыдущих моделей серии X100 (X100T и младше), клавиши управления переместили на правую сторону, и теперь камерой можно управлять одной рукой.

На передней и задней панелях размещены диски управления с возможностью нажатия. На верхней панели разместили диск управления выдержкой (в него же встроено управление ISO) и экспокоррекцией.

Также камера получила отдельный джойстик для управления точкой автофокуса. Уверен, что не стоит говорить о том, как это удобно.

В камеру встроена вспышка, которая может быть в том числе командной и управлять внешними вспышками. Мощная функция для такого малыша.

Настройки управления очень широкие. Кнопкам и дискам управления можно назначить различные функции. Кольцо фокусировки на объективе в режиме автофокуса может использоваться для управления такими функциями (на выбор), как цифровой зум или выбор плёнки.

К сожалению, камера не имеет пыле- и влагозащиты, что было бы актуально для стрит-камеры, которую нельзя разобрать и прочистить. С другой стороны, вряд ли камера сильно запылится внутри. А для экстрима, конечно, надо брать X-Pro2.

Гибридный видоискатель

Гибридный видоискатель - часть философии Fujifilm. Вы можете снимать через оптический или цифровой видоискатель, переключаясь между ними с помощью рычага на корпусе камеры.

Работа с оптическим видоискателем понравится фанатам дальномерных камер. Однако даже в оптическом видоискателе камера подсказывает, что попадёт в кадр, корректируя параллакс и выделяя попадающий в кадр участок изображения. Также отображаются параметры съёмки и точки автофокуса.

Цифровой видоискатель разрешением 2,36 Мп и частотой 60 к./сек. показывает картинку с применённым плёночным профилем и балансом белого. Это особенно важно, учитывая, что некоторые профили достаточно контрастные и при съёмке в JPG (почему мы говорим о JPG, читайте в разделе впечатлений и мыслей) может понадобиться экспокоррекция.

Высокое разрешение и малый размер делают изображение в видоискателе очень детализированным. Когда не хватает детализации экрана для ручной фокусировки, можно переключить на видоискатель. Хотя эту проблему можно решить несколькими режимами фокус-пикинга.

В оптическом видоискателе есть возможность включить электронный дальномер, который поможет определить экспозицию, баланс белого и сфокусироваться в режиме оптического видоискателя.

Автофокус

X100F получила фазовый автофокус с 91 точкой. Камера прекрасно отслеживает лицо в кадре. А при съёмке в режиме AF-S можно выбрать, по какому глазу она будет фокусироваться.

Джойстик автофокуса упрощает выбор точки/зоны фокусировки. Скорость автофокуса - 0,08 секунды.

Автофокус работает на удивление быстро. Цепляется за объект даже при малой контрастности и освещённости. Вы не пропустите важный кадр из-за проблем с автофокусом.

Плёночные профили

Fujifilm X100F получила новый профиль чёрно-белой плёнки ACROS, в котором, помимо стандартного, доступны три имитации светофильтра: Ye, R и G.

Остальные профили:

  • PROVIA / Standard
  • Velvia / Vivid
  • ASTIA / Soft
  • CLASSIC CHROME
  • PRO Neg.Hi
  • PRO Neg.Std
  • Black&White (плюс фильтры Ye, R и G)
  • Sepia

Вот пример работы профилей с одной и той же сценой:


PROVIA / Standard
CLASSIC CHROME

Впечатления о камере

Этот обзор не о характеристиках. Он об эмоциях от работы с камерой.

X100F - идеальная камера для стрит-фотографии. Взяв её в руки, чувствуешь себя кандидатом в члены агентства Magnum .

Она очень удобно лежит в руке. Если бы она была меньше размером, то, скорее всего, потеряла бы это преимущество. Небольшой вес позволяет брать её с собой всегда.

Fujifilm X100F продумана в мелочах. Хотя Fujifilm делает ставку на ретростилистику своих камер, она не навязывает этого. Например, выдержка и чувствительность управляются дисками на верхней панели. Это неудобно при работе с видоискателем. В таком случае вы можете настроить управление выдержкой и ISO с помощью дисков передней и задней панелей камеры.

Выше я писал о съёмке в JPG. Большую часть теста камеры я действительно снимал только в JPG. Ведь X100F, как и любая другая камера Fujifilm, даёт прекрасную картинку с имитацией плёнки. Выбор профилей достаточно большой и позволяет найти подходящий и при этом достаточный, чтобы не разрываться между ними.

Всё это упрощает задачу большинства фотографов, которые снимают для публикации в интернете. X100F выдаст готовый кадр, который можно передать на смартфон по Wi-Fi и сразу же опубликовать в Сети!

Можно сосредоточиться на съёмке, а красивую обработку сделает камера.

Стандартной яркости экрана камеры достаточно для съёмки в солнечный день. Максимальная яркость экрана такая сильная, что режет глаз даже в солнечную погоду! Лучше уж переключиться на видоискатель.

Фокусное расстояние объектива - 23 мм (35 мм на полнокадровой матрице) - очень специфично. Объектив прекрасен для стрита, но недостаточно широкий, чтобы снимать интерьер и архитектуру. Снять что-то вдалеке также проблематично.

Кстати, в камеру встроен цифровой зум, он снимает информацию с части сенсора и увеличивает её до 24 Мп, тем самым имитируя съёмку на 50- либо 70-миллиметровый объектив. Этот режим доступен только при съёмке в JPG.

Расширить возможности объектива можно за счёт покупки теле- и широкоугольного конвертеров, которые изменят фокусное расстояние до 33 мм (50 мм эквив) и 19 мм (28 мм эквив) соответственно.

В любом случае если вы осознанно берёте себе камеру с фикс-объективом - вы однозначно получите огромное удовольствие от работы с камерой.

В камеру встроен ND-фильтр, затемняющий экспозицию на 3 ступени.

Стоит упомянуть, что в камере центральный затвор. Практически бесшумный и позволяющий работать со вспышками. При этом у камеры встроенная вспышка, и она может быть командной.

Электронный затвор позволяет снимать на 1/32 000 секунды без звука вообще.

Видеовозможности здесь обычные - съёмка видео в Full HD, но зато с плёночными профилями.

Семейство X100 не уникально — у других производителей тоже есть фотоаппараты с большим сенсором и несменной светосильной оптикой: Ricoh GR, Nikon Coolpix A, дорогущая Leica X или, скажем, Panasonic LX100, который в нагрузку имеет зум-объектив. Fujifilm X100T среди них заметно выделяется — у него оригинальный сенсор Fujifilm X-Trans CMOS, а также уникальный гибридный оптический видоискатель со встроенной прозрачной ЖК-матрицей. Но это всё было и в X100S, а чем же все-таки должна привлекать покупателя новинка? Во-первых, в ней существенно улучшен дисплей, который у предшественника был откровенно слабым. Во-вторых, в дополнение к поддержке карт Eye-Fi появился встроенный модуль Wi-Fi. Также был расширен диапазон выдержек — минимальная теперь составляет 1/32 000 секунды, что, разумеется, достигнуто за счёт использования электронного затвора. Естественно, программная начинка была модернизирована, и на всякий случай производитель задрал максимальный уровень чувствительности в небо — до 51 200 единиц в ISO-эквиваленте, что и без тестирования сразу можно отнести не более чем к маркетинговой уловке.

⇡ Технические характеристики

Fujifilm X100T
Сенсор изображения APS-C, X-Trans CMOS II, 23,6 × 15,6 мм, общее разрешение 16,3 Мп
Эффективное количество точек, Мп 16
Формат сохранения изображения Фотокадр : RAW (RAF), JPEG (DCF Ver.2,0, Exif Ver.2,3,) Видео : MOV (H.264, аудио: Linear PCM)
Фокусное расстояние, мм 23 (35 в эквиваленте для 35-мм камер)
Размер кадра в пикселях Фотокадр : до 4896 × 3264
Видео : 1920 × 1080, 1280 × 720
Чувствительность, единиц в ISO-эквиваленте Авто, 200-6400, в расширенном диапазоне 100-51200
Диапазон выдержек, с 1/4000 — 30 (до 1/32000 в режиме электронного затвора)
Экспозамер 256-зональный
Экспокоррекция От -3 до +3 EV с шагом 1/3
Автоспуск, с 2, 10
Устройство хранения информации SD/SDHC/SDXC (UHS-I)
ЖК-дисплей Наклонный, 3,0 дюйма, разрешение 1040 тыс. точек
Видоискатель ЖК-матрица 0,48 дюйма с разрешением 2360 тыс. точек
Интерфейсы HDMI, USB 2.0, разъёмы подключения микрофона/проводного пульта ДУ (mini-jack 3,5 мм)
Питание Литий-ионный аккумулятор NP-95, 6,4 Вт·ч
Габариты (Ш × В × Д), мм 126,5 × 74,4 × 52,4
Масса, г 440 (с батареей и картой памяти), 400 (только корпус)

⇡ Комплект поставки и дополнительные аксессуары

К нам на тестирование попал ознакомительный образец для прессы, к которому прилагались лишь зарядное устройство, аккумулятор и крышка объектива. Полноценные коммерческие образцы также включают крепёжный ремень, инструмент для присоединения зажимов, USB-кабель, руководство пользователя и диск с дополнительным ПО. В качестве опций доступны различные вспышки, чехлы, проводной пульт дистанционного управления, а также фильтры, теле- и широкоугольные насадки, бленды. Вот только крепление бленд, насадок и фильтров осуществляется через специальный переходник, а цены на все опции не слишком гуманные. Впрочем, сама камера тоже недешёвая.

⇡ Внешний вид и удобство использования

Серия X100 появилась в 2010 году — для компактных камер это весьма приличный срок. Но несмотря на то, что X100T — это уже третье поколение серии, внешний вид устройства практически не изменился. Более того, по размерам новинка схожа с предшественницей до десятых долей миллиметра. Впрочем, зачем что-то особо менять, если внешность фотоаппарата целиком и полностью заточена под любителей стиля ретро. Стоит в очередной раз отметить, что Fujifilm активнее других использует тему ретро, причём не только в «беззеркалках» или компактах с большой матрицей, но и в моделях с матрицей 1/2,3 дюйма.

Реакция на Fujifilm X100T у большинства пользователей, знакомых с продукцией советской фотоиндустрии, обычно абсолютно одинаковая и восторженная. Многие неизменно вспоминают фотокамеры «Зенит», ведь 30-50 лет назад с продукцией японских производителей мало кто мог познакомиться. В общем, одна из основных целей — сыграть на ностальгических чувствах фотолюбителей — достигнута в полном объёме. Но дизайн вполне могут оценить и пользователи, которые ранее никогда не имели дела с фотоаппаратами, ведь он попросту красив и элегантен.

Корпус изготовлен из металла, а лицевая панель покрыта резиновой накладкой, поверхность которой достаточно сильно похожа на грубую кожу. Все поверхности, за исключением дисплея, совершенно не боятся отпечатков. Более того, корпусу не страшны и небольшие царапины. Качество сборки чрезвычайно высоко: фанаты классики попросту не простили бы даже малейший огрех сборки в камере за столь немалую цену. Надпись «Made in Japan» действует уже не столь магически, как раньше, но всё же видеть её крайне приятно. При попытках скручивания и сдавливания корпус ни капли не поддаётся и не издаёт никаких звуков. В общем, X100T чрезвычайно приятен как на вид, так и на ощупь.

Спереди находятся объектив с кольцами управления раскрытием диафрагмы (ƒ2…ƒ16) и фокусировки, пара микрофонов, окошко вспышки, лампа подсветки автофокуса, а также рычажок переключения режимов работы видоискателя. Стоит отметить, что данный рычажок напоминает рычаг установки автоспуска в старых плёночных камерах, причём настолько, что постоянно хочется его потянуть, а не заходить в меню для активирования автоспуска. Крышка объектива, как и корпус, отлита из металла. Каких-либо замков у неё нет, и держится она на объективе только за счёт силы трения, которую производитель увеличил при помощи подклеенного внутри войлока. Крышка, конечно, не спадает, даже если фотоаппарат весьма активно потрясти, однако у неё нет не только замков, но и ушка для подсоединения крепёжного шнурка. В общем, вероятность потерять крышку объектива не так уж и мала, и радует лишь то, что камера уже четыре года выпускается без изменений и такая опция, как крышка объектива серии X100, будет доступна ещё долго.

Несмотря на чрезвычайную схожесть камеры с предшественниками, задняя панель подверглась существенным изменениям. Первое, что бросается глаза, — это иная многопозиционная клавиша управления, которая в новинке лишена вращающегося кольца. Кроме того, клавиши навигации теперь не подписаны, ведь их все можно запрограммировать. Клавиша RAW исчезла, но зато появилась кнопка входа в быстрое меню и клавиша Drive, функции которой в случае X100S были привязаны к кнопке «вверх». В общем, в правой части тыльной поверхности изменения не коснулись только клавиши блокировки автофокуса/автоэкспозиции, индикатора записи на карту памяти и диска управления. Но изменения произошли не только в правой, но и в левой части. Клавиш левее дисплея, как и прежде, четыре, но они стали меньше, зато дальше разнесены друг от друга. Кроме того, полностью изменились их функции. Верхняя клавиша отвечает за режим отображения. Далее идут клавиши перехода в режим просмотра, удаления и перехода в режим беспроводной связи. Последние две, как и клавиши навигации, программируемые, что в сумме с семью пользовательскими пресетами позволяет гибко настраивать управление для любого типа съёмки. В верхнем левом углу тыльной панели находится гибридный видоискатель — гордость производителя, да и вообще уникальная фишка.

Сверху расположены стандартный «горячий башмак», диск установки длительности выдержки, диск введения коррекции экспозиции, программируемая кнопка, а также спусковая клавиша с функцией подключения механического спускового тросика и рычажком питания. Стоит отметить, что Fujifilm — единственный производитель первого эшелона, который до сих пор не отказался от данной «фишки», причём не только в ретрофотоаппаратах, но и в обычных ультразумах. Тут, забегая вперёд, трудно не отметить, что фотоаппаратом можно управлять при помощи смартфона, который есть почти у каждого, а вот тросик нечасто встретишь даже у фотолюбителей со стажем в пару десятков лет.

Снизу находятся системный динамик, разъём установки на штатив, а также крышка отсеков для аккумулятора и карты памяти.

На левой боковой поверхности красуется трёхпозиционный переключатель режимов фокусировки (следящий, покадровый и ручной). Справа, под пластиковой дверцей, скрыты разъёмы подключения HDMI- и USB-кабелей, а также микрофона/проводного дистанционного управления.

Которую мне предоставило для тестирования представительство Fujifilm в России на время поездки в Венесуэлу.

Дело в том, что Каракас (столица Венесуэлы) считается одним из самых опасных городов мира, и разгуливать там со своими зеркальными камерами «аки новогодняя ёлка» мне было стрёмно. У меня родилась идея взять с собой для «незаметных» прогулок по городу какой-нибудь цифровой компакт. Конечно, меня очень привлекала новая камера Fuji, поэтому я обрадовался возможности испытать камеру в реальной жизни.


Дизайн

Конечно, первое, на что я обратил внимание в x100, ещё на картинках в интернете, это ретро-дизайн. Когда я впервые взял камеру в руки, влюбился в её лаконичную красоту ещё больше. Камера не только красива, приятна на ощупь, но и весьма миниатюрна. По ощущениям напоминает старые добрые «Лейки» времён Второй Мировой, по крайней мере те несколько образцов, которые мне доводилось держать в руках. Надевая такую камеру на шею, сразу ощущаешь себя корреспондентом с ответственным заданием.

Но! Как выяснилось, не смотря на небольшие размеры камеры, её дизайн привлекает не только меня, но и почти всех окружающих:) Такого количества восторженных «вау» и вопросов «ого, какая прелесть, где ты взял лейку?» я никак не ожидал. Что это за камера и сколько она стоит, меня спросили все мои знакомые, которых я встречал в Москве, аэропорте и в течение поездки. Незнакомые просто поворачивали голову и с любопытством рассматривали чудо-игрушку, висящую у меня на шее.

То, что идея «незаметной» камеры провалилась, я понял уже по дороге в аэропорт. В реальности у нас не было прогулок по особо опасным районам Каракаса, но я всегда был на чеку. Зная интерес к внешнему виду камеры, мне приходилось часто прикрывать её рукой, прятать за пазуху или карман. Благо, размеры это легко позволяют сделать.

В общем, если вы покупаете x100, будьте готовы к весьма повышенному вниманию к вашей персоне среди знакомых и на улице:) Очень красивая камера.

Управление

Скажу честно - инструкцию к x100 я не читал. Причём, это, пожалуй, была первая камера на моей практике, к которой я не прочитал ни одной страницы документации. Нет-нет, не такой уж я и безответственный - честно нашёл, скачал и установил мануал на айпад, чтобы изучить в самолёте. Но представляете, не потребовалось.

Управление камерой настолько очевидно, что пользоваться можно практически сразу после покупки. Два основных параметра - выдержка и диафрагма, устанавливаются так же, как и в дальномерных плёночных камерах. Диафрагма через кольцо на объективе, выдержка с помощью диска на верхней панели.

Чуть менее очевидно управление ISO , но ткнувшись в несколько кнопок, я быстро нашёл, какая из них управляет этим параметром (Fn сверху корпуса).

Выбор режима съёмки также очевиден. Например:

1. Приоритет выдержки (S)

2. Приоридет диафрагмы (A)


Диск выдержки = А (автомат).

3. Программный (автоматический) режим (AE, P)

Кольцо диафрагмы = А (автомат).
Диск выдержки = А (автомат).

4. Ручной режим (М)

Кольцо диафрагмы = конкретное значение.
Диск выдержки = конкретное значение.

Согласитесь, гениально? :)

В принципе, неплохой идеей разработчиков оказалось и вынесение параметра коррекции экспозиции в виде отдельного диска. Но если честно, здесь, на мой взгляд, есть некоторая недоработка. Дело в том, что положение диска никак не фиксируется и легко сбивается в процессе не только съёмки, но и даже переноски камеры. Привыкнув к этому, я уже на автомате проверял положение диска перед началом съёмки, но поначалу наснимал немало либо сильно пересвеченных, либо сильно недодержанных кадров.

Собственно, для съёмки уже вполне достаточно. Остальное - более тонкие нюансы настройки камеры. В которых, впрочем, также несложно разобраться через вполне понятное Меню камеры.

Я осознанно не хочу превращать этот текст в описание функциональных возможностей камеры и всех её кнопочек. Вся эта информация доступна как в инструкции, так и в появляющихся чисто технических обзорах. Я лишь делюсь личными впечатлениями и акцентирую внимание на моментах, которые больше всего меня удивили или запомнились. Поэтому больше про кнопочки не будет:)

В общем, купили камеру, и можно сразу начинать снимать!

Скорость

Мне, как человеку, которого интересует стрит-фотография, жанровые и другие «быстрые» сценки, конечно, очень было интересно ощутить скорость работы камеры. И это тот единственный момент, который меня в x100 несколько расстроил. Самое узкое место, это скорость wake up"а («просыпания») камеры. Мне даже сложно было засечь в секундах, потому что в этот момент камера очень нужна и секунды кажутся вечностью. По ощущениям, порой камера просыпалась до 10 секунд. Это очень много, поэтому для более-менееэнергичной съёмки камеру всегда надо держать наготове заранее.

Далее, скорость фокусировки. В принципе она достаточно быстрая - порядка секунды, иногда меньше. Но почему-то после фокусировки и нажатия на спуск затвора часто (хотя не всегда) проходит ещё какое-то время, прежде чем камера делает кадр. Опять-таки, порядка секунды или её долей, но из долей складываются секунды, а даже за секунду может многое измениться.

На общую скорость работы влияют и режим фокусировки, и режим работы видоискателя, и общая освещённость сцены, и контрастность объекта, на который мы наводимся, и расстояние до объекта, и скорость флеш-карты, и другие параметры. Но, к сожалению, ни в каких условиях мне таки и не удалось получить приемлимую для репортажных задач скорость съёмки.

Однако здесь есть два немаловажных «но»:

1) Насколько мне известно по личному опыту, по опыту моих коллег и по некоторой прочитанной информации, на сегодняшний день ни один беззеркальный цифрокомпакт (качественные компактные камеры рассматриваемого класса) не обладает достойной скоростью съёмки.

2) Как говорил кто-то из великих (кажется, Стив МакКарри, поправьте, если не прав), «Если фотограф видит кадр, это плохой фотограф. Хороший фотограф должен предвидеть.»:) Несколько потренировавшись в обращении с камерой, в принципе можно добиться сносных успехов по съёмке и относительно динамичных сцен.

Цвет

Про особенности цвета камеры, как это ни странно, мне рассуждать сложно. Т.к. у меня собственные, не очень типичные, подходы по работе с цветом, я не припомню случая, чтобы выбор камеры значительно влиял на итоговый результат. Вместе с тем, некоторая особенность цвета x100 при работе с Raw-файлами прослеживается. Не могу её однозначно формализовать, но ощущения от цвета хорошие.

Никаких сложностей при работе с цветом файлов, сделанных на x100, я не испытал. При этом процесс получения требуемого цвета в целом не сильно отличается от работы с другими файлами.

В общем, в рамках моих представлений о цвете, пожалуй, можно сказать, что цвет x100 мне понравился. Вот несколько примеров того, что у меня получилось вытянуть без каких-либо сложностей. Здесь только Raw-конвертация в RPP, без дополнительной обработки (или с минимальной).

Некоторые снимки конвертированы с использованием плёночных профилей, некоторые без них. Все вариации в цвета мне вполне нравятся.

Оптика

Оптика не сменная, только один объектив с фокусным расстоянием 23 мм. После многолетней работы с зеркалками поначалу это кажется кощунством. Но довольно быстро ограничение превращается в ещё одну степень свободы. Свободы от выбора объектива:) Просто воспринимаешь это как данность, и изначально держишь в голове, что у тебя в руках камера с широкоугольником. Соответственно, максимально подходящие сюжеты, это съёмка в городе, пейзаж, не слишком динамичный жанр, местами даже стрит-фото или «небыстрый» репортаж. Всё это весьма соответствует, в частности, задачам туристической фотографии .

По качеству оптика мне показалась вполне приемлимой. Никакого принципиального «мыла» или других артефактов, мешающих творческому процессу, я не почувствовал.

Шум

По уровню шума камера показалась вполне приемлимой. Шум, конечно, есть, это же не 3D-картинка. Но он не вызвал у меня никакого отторжения по своему характеру или ощущения чрезмерности. Вот, например, фотография, сделанная на ISO 800 и потянутая на + 1/2 стопа при конвертации:

Резюме

Резюмируя свои впечатления, я бы привёл следующие основные плюсы и минусы. Осознанно не включаю сюда всякие мелочи типа возможности вставить аккумулятор другой стороной. Это всё мелочи. По сути я бы выделил следующее:

Компактность
+ приличная оптика
+ хорошая картинка
+ дизайн
+ основные элементы управления вынесены в виде механических колец и кнопок

Скорость работы камеры

В общем, на мой взгляд, Fujifilm FinePix X100 - очень неплохая туристическая фотокамера.

Если для вас важна компактность, хорошее качество картинки, если вы любите стильные вещи и вам не требуется частая съёмка динамичных сюжетов - присмотритесь к Фуджику, возможно, он вам очень полюбится.

UPDATE. Подробный тест Fujifilm FinePix X100 от