Что изучает теория организации. Предмет и метод теории организации




1. Липатова, И. В. К вопросу о развитии налоговой системы Российской Федерации в условиях модернизации экономики / И. В. Липатова // Международный бухгалтерский учет С Нечаев, А. С. Совокупная фискально-инвестиционная политика / А. С. Нечаев // Финансы и кредит N С Пансков, В. Г. О возможных направлениях налоговой политики/ В. Г. Пансков // Финансы С Погорлецкий, А. И. Налоговая политика ведущих зарубежных стран: современные аспекты/ А. И. Погорлецкий// Международный бухгалтерский учет С Слепнева, Л. Р. Налоговый потенциал региона и проблемы его оценки / Слепнева Людмила Романовна, Дондоков Зорикто Бато-Дугарович // Российское предпринимательство (203). - С Тюпакова, Н. Н. Методологические аспекты налогообложения факторов производства / Н. Н. Тюпакова // Финансы N 3. - С


1.Сущность, функции и принципы налогообложения Под налогом понимается обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.




Налоги в российской экономической науке рассматриваются как один из элементов системы финансов. По образному выражению К. Маркса: «Налоги - это материнская грудь, кормящая государство, или пятый бог, наряду с собственностью, семьей, порядком и религией».


Основная функция налогов фискальная состоит в обеспечении государства и органов местного самоуправления финансовыми ресурсами, необходимыми для решения возложенных на них задач осуществления общественно-значимой деятельности. В числе дополнительных (косвенных) функций налогов следует назвать: регулирующую; социальную; контрольную.


Регулирующая функция налогов означает использование государством возможностей налогообложения, в том числе налоговых льгот и преференций: -для общей корректировки производственной и социальной активности; -защиты национальной экономики от недобросовестной конкуренции и внешнеэкономической товарной экспансии; -развития перспективных, инновационных и социально-значимых направлений деятельности.


Социальная функция налогов направлена на устранение или сглаживание тенденции социального общественного расслоения. Применение налоговых механизмов для решения задач социального характера имеет целью обеспечение стабильных условий существования и развития общества и государства, их защиту от социальных потрясений и революций.




Важнейшие классические принципы налогообложения: -справедливость, -определенность налогообложения, - удобство, экономия. Впервые принципы налогообложения сформулированы в XVIII в. шотландским исследователем экономики А. Смитом в его знаменитом труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.).


Принцип удобства налогообложения: налогообложение должно осуществляться тогда и так, когда и как плательщику удобнее всего платить его. Принцип экономии: рассматривается как чисто технический принцип построения налога и трактуется следующим образом: расходы по взиманию налога должны быть минимальными по сравнению с доходом, который приносит данный налог.




Принцип определенности налогообложения: Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа все должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица. А. Смит формулирует содержание этого принципа: так: «Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен.


Налоговая система – это совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.


Налоговые системы большинства стран складывались столетиями под воздействием различных экономических, политических и социальных условий. Налоговые системы различных стран различаются друг от друга: по видам и структуре налогов, их ставкам, способам взимания, фискальным полномочиям органов власти разного уровня, уровню, количеству предоставляемых льгот и ряду других важнейших признаков.


2.Виды налогов В зависимости от метода взимания налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика. В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. Примером прямого налогообложения в российской налоговой системе могут служить налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц и др. В данном случае основанием для обложения служат владение и пользование доходами или имуществом.


Косвенные налоги взимаются в процессе движения доходов или оборота товаров, работ и услуг. Эти налоги включаются в виде надбавки в цену товара и оплачиваются потребителем. Владелец товара (работы или услуги) при их реализации получает с покупателя одновременно с ценой и налоговые суммы, которые затем перечисляет государству, поэтому косвенные налоги нередко называют налогами на потребление. Примерами косвенного налогообложения могут служить НДС, акцизы и таможенные пошлины.


В зависимости от установленных ставок налогообложения налоги подразделяются на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные. Прогрессивными они являются в том случае, когда ставки налога возрастают по мере увеличения дохода или имущества. Пропорциональными – когда используется единая ставка налогообложения независимо от размеров дохода. Регрессивными – когда ставка обложения снижается по мере увеличения дохода или имущества.


Классификация налогов по субъекту уплаты носит в определенной мере условный характер, поскольку наряду с группировкой налогов, уплачиваемых как юридическими, так и физическими лицами, имеется группа налогов, взимаемых одновременно с физических и юридических лиц. Примерами таких налогов могут быть земельный налог, транспортный налог.


Важное практическое значение для формирования бюджетной системы государства имеет группировка налогов по принадлежности к звеньям бюджетной системы. В данном случае они подразделяются на закрепленные и регулирующие. К закрепленным относятся налоги, которые на постоянной основе законодательно закреплены за бюджетами соответствующего уровня. Регулирующие налоги – это налоги, доходы от поступления которых распределяются между уровнями бюджетной системы по нормативам, установленным на год или на долговременной основе.


Примеры налогов РФ: -налог на прибыль организаций, -налог на доходы физических лиц, -НДС, -акцизы, -налоги на совокупный доход(упрощенная система), -земельный налог, -налог на добычу полезных ископаемых, -налоги и сборы за пользование природными ресурсами, -водный налог.




Экономически обоснованная налоговая политика призвана оптимизировать движение финансовых средств общества, решать задачи по перераспределению национального дохода, территориального экономического развития с целью роста благосостояния населения, поддержки социально незащищенных групп общества. Классифицируя налоговую политику по степени тяжести налогового бремени, можно выделить следующие типы налоговой политики


1.ПОЛИТИКА МАКСИМАЛЬНЫХ НАЛОГОВ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩАЯСЯ ПРИНЦИПОМ «ВЗЯТЬ, ЧТО МОЖНО». 2.ПОЛИТИКА РАЗУМНЫХ НАЛОГОВ, КОТОРАЯ СПОСОБСТВУЕТ МАКСИМАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. 3.ПОЛИТИКА, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩАЯ ДОСТАТОЧНО ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ОБЛОЖЕНИЯ ПРИ ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ.


Американский экономист и математик Артур Лаффер исследовал взаимосвязь между величиной ставки налога и поступлениями в госбюджет средств от сбора налогов. Он установил следующую закономерность: повышение налоговой ставки обеспечивает большую величину налоговых поступлений лишь до определенного момента, а после него дальнейшее повышение ставки налога ведет к снижению стимулов производства, и таким образом общая сумма налоговых поступлений от предприятий сокращается.
Предельной ставкой для налогового изъятия в бюджет Лаффер считал 30% суммы доходов, в границах которой увеличивается сумма доходов бюджета. При 40-50%-ном изъятии доходов, когда ставка налогов попадает в «запретную» зону действия, сокращаются сбережения населения, что влечет за собой незаинтересованность в инвестировании отраслей экономики и сокращение налоговых поступлений.


Современная экономическая наука выделяет 2 основных вида фискальной политики – расширительную и ограничительную. Расширительная политика связана с увеличением расходов и снижением налогов, чтобы стимулировать экономический рост. Платой за расширительную политику является рост бюджетного дефицита, государственного долга и инфляции. Ограничительная фискальная политика состоит в сокращении государственных расходов и увеличении налогов. Такая политика может увеличить спад, но может помочь сбить волну инфляции.




Первая - дискреционная форма бюджетно-налоговой политики - основана на сознательном вмешательстве государства в налоговую систему (изменение налоговой структуры, налоговых ставок) и госрасходы. Ее целью является бюджетное регулирование экономического роста, занятости и инфляции.




Недискреционная (автоматическая) бюджетно-налоговая политика основана на автоматически действующих нормах, то есть вступающих в действие без необходимости принятия правительством каких-либо специальных мер. Эта форма бюджетно-финансовой политики реализуется с помощью "встроенных стабилизаторов".


Встроенные (автоматические) стабилизаторы – это экономические механизмы, которые являются частью системы государственных финансов и автоматически смягчают реакцию ВВП на изменения совокупного спроса. Примеры: прогрессивная ставка налогообложения, система государственных трансфертов (т.е социальных пособий, и в том числе страхование по безработице), система участия в прибылях.

9.1. Сущность и виды налогов

9.2. Налоговая система

9.1 Сущность и виды налогов

Налоговая система - важная составляющая системы государственных финансов, хотя и не выделяется в их отдельное звено. Она играет ведущую роль в формировании государственных доходов, чувствительно влияя на доходы юридических и физических лиц. При этом налоговую систему можно рассматривать в широком и узком понимании. В широком понимании она охватывает все обязательные платежи, с помощью которых осуществляется перераспределение доходов в пользу государства и которые концентрируются в бюджете и фондах целевого назначения. В узком понимании это совокупность только налогов как особой формы мобилизации доходов бюджета.

Налоги представляют собой обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет.

В финансовой терминологии употребляются пять типов, которые отображают платежи государству, - плата, отчисление и взносы, налог, сбор. Несмотря на определенные особенности, эти платежи характеризуются общими признаками, которые дают возможность объединять их в одну группу как налоги и обязательные платежи налогового характера.

Плата (отвечает на вопрос «за что?») предусматривает определенную эквивалентность отношений плательщика с государством (плата за воду, плата за заготовку дерева и т.п.). Размер платы зависит от количества ресурсов, которые используются, а поступление платы именно государству определяется государственной собственностью на эти ресурсы. Если государство потеряет право собственности на них, то оно потеряет и эти доходы. По экономическому содержанию плата не является налогом, так как не отображает перераспределения доходов.

Отчисление и взносы (отвечают на вопрос «на что?», «от чего?») предусматривают целевое назначение платежей. Оно может быть только частичным (отчисление), т.е. установленным согласно экономическому содержанию платежей, или полным (взносы), когда расходование средств в полном объеме осуществляется только по целевому назначению. Например, частичное целевое назначение имеют отчисление на геологоразведочные обороты.

Налоги (отвечают на вопрос «для чего?») устанавливаются для содержания государственных структур и для финансового обеспечения выполнения ими функций государства - управленческой, оборонительной, социальной и экономической.

Налог -это плата общества за выполнение государством функций, это отчисление части стоимости валового внутреннего продукта (ВВП) на общегосударственные нужды, без удовлетворения которых современное общество существовать не может.

Особой формой налоговых платежей являются сборы. В отличие от налогов, которые имеют характер регулярных поступлений, сборы являются платежами разового, случайного и незначительного по размерам характера, которые собираются по месту события (например, рыночный сбор).

Функции налогов как финансовой категории вытекают из функций финансов. Финансы вообще выполняют две функции - распределительную и контрольную. Налоги непосредственно связаны с распределительной функцией в части перераспределения стоимости созданного ВВП между государством и юридическими и физическими лицами. Они являются методом централизации ВВП в бюджете на общегосударственные нужды, выполняя, таким образом, фискальную функцию.

Фискальная функция является основной в характеристике сущности налогов, она определяет их общественное назначение. Учитывая эту функцию государство должно получать не только достаточно налогов, но и стабильно. Налоговые поступления должны быть постоянными, стабильными и равномерно распределяться по регионам.

Постоянность означает, что налоги должны поступать в бюджет не в виде разовых платежей с неопределенными сроками, а равномерно на протяжении бюджетного года в четко установленные сроки. Поскольку назначение налогов состоит в обеспечении расходов государства, то сроки их уплаты должны быть согласованы со сроками финансирования расходов бюджета.

Стабильность поступлений определяется высоким уровнем гарантий того, что предусмотренные Законом о бюджете на текущий год доходы будут получены в полном объеме. Не имеет смысла устанавливать такие налоги, которые необходимых гарантий не дают, так как в таком случае неопределенной становится вся финансовая деятельность государства.

Равномерность распределения налогов по территории необходима для обеспечения достаточными доходами всех звеньев бюджетной системы. Без этого возникает потребность в значительном перераспределении средств между бюджетами, что уменьшает уровень автономности каждого бюджета, степень регионального самоуправления и самофинансирования.

Налоги, как уже отмечалось, отображают движение стоимости от юридических и физических лиц к государству. Их уплата приводит к уменьшению доходов плательщика. Причем объективно каждый плательщик заинтересован уплатить по возможности меньшую сумму, которая может достигаться как за счет уменьшения объемов объекта налогообложения, так и выбора льготных относительно налогообложения условий деятельности. Итак, в сущности каждого налога заложенная регулирующая функция. Она, как и фискальная функция, характеризует общественное назначение налогов. Сущность регулирующей функции состоит во влиянии налогов на разные стороны деятельности их плательщиков.

Поскольку регулирующая функция налогов является объективным явлением, то влияние налогов происходит независимо от воли государства, которое их устанавливает. Вместе с тем государство может сознательно использовать их с целью регулирования определенных пропорций в социально-экономической жизни общества. Но такая целенаправленная налоговая политика возможная только благодаря объективно присущей налогам регулирующей функции.

Использование налогов как финансовых регуляторов - очень сложное и тонкое дело. Здесь не может быть главного и второстепенного - все главное. Иногда незначительные детали в налогообложении могут коренным образом изменить сущность влияния налога: сделать его прямо противоположным относительно предвиденного.

Элементы системы налогообложения. Взыскание налогов основывается на выделении таких элементов системы налогообложения: субъект и носитель налога, объект и единица налогообложения, источник уплаты, налоговая ставка и квота.Субъект, илиплательщик (последний термин наиболее часто употребляется) налога - это и физическое или юридическое лицо, которое непосредственно его платит. Налоговая работа начинается именно с установления плательщиков, так как налоговая служба государства должна четко знать, кто именно вносит тот или другой налог в бюджет, кто отвечает за обязательство перед государством.Объект налогообложения указывает на то,что именно облагается тем или другим налогом. Это второй за очередностью элемент налогообложения, так как, определив плательщика, необходимо установить,что именно у него облагается налогами. Нормальная налоговая работа возможна только в случае четко определенного объекта налогообложения. Объект налогообложения должны быть стабильным, подвергаться четкому учету, непосредственно касаться плательщика, отображать именно его (а не посторонних юридических или физических лиц) влияние на данный объект.

Единица налогообложения - это единица измерения (физического или денежного) объекта налогообложения. Физическое измерение довольно точно отображает объект налогообложения. Например, оценивание земельного участка при налогообложении проводится в гектарах, сотых гектарах, квадратных метрах и т.п. Чем больше размеры объекта налогообложения, тем больше единица измерения. Денежное измерение может быть непосредственным - при оценке доходов, и опосредствованным - при оценке того же земельного участка (по рыночной или нормативной цене), имущества и др.

Источник уплаты налога - это доход плательщика, из которого он платит налог. Источник уплаты может быть непосредственно связанный с объектом налогообложения (когда облагается налогами сам доход или имущество, которое приносит доход), а может и не касаться объекта налогообложения (например, налоги на имущество и землю, которые находятся в личном пользовании и не приносят дохода их владельцам).Налоговая ставка - это законодательно установленный размер налога на единицу налогообложения. Существуют два подхода к установлению налоговых ставок: универсальный и дифференцированный. При универсальном подходе устанавливается единая для всех плательщиков ставка, при дифференцированном - несколько. Дифференциация ставок может происходить в двух направлениях. Первый - согласно плательщикам, когда для большинства плательщиков выделяется основная ставка, а также сниженные и повышенные ставки для отдельных плательщиков. Второй - согласно разным характеристикам и оценкам объекта налогообложения. Установление ставок налогов может базироваться на эмпирическом методе и экономико-математическом моделировании.

Сущность эмпирического метода, который ориентируется большей частью на фискальную функцию налогов, состоит в определении ставок на базе существующего опыта налогообложения с учетом обеспеченности расходов государства и влияния каждого налога на финансовые ресурсы и денежные доходы, и расходы плательщиков. Сущностьметода экономико-математического моделирования заключается в разработке математической модели, которая учитывает все интересы государства и плательщика и определяющие (большей частью именно определяющие, так как все учесть практически невозможно) факторы, которые действуют в сфере взыскания того или другого налога. Кроме двух названных научных методов, в налоговой практике используется также сугубоинтуитивный подход к ставкам. Он базируется на пожеланиях тех, кто эти ставки разрабатывает и утверждает.

По построению налоговые ставки делятся на твердые и процентные.

Твердые ставки устанавливаются в денежном выражении на единицу налогообложения в натуральном исчислении. Они могут быть двух видов:фиксированные - установленные в конкретных суммах,относительные - определенные относительно определенной величины (например, в процентах к минимальной заработной плате).

Процентные ставки устанавливаются только относительно объекта налогообложения, который имеет денежное выражение (ведь сумма налога имеет только денежное выражение, за исключением натуральных налогов). Они делятся на три вида: пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Пропорциональные - это единые ставки, которые не зависят от размера объекта налогообложения. Они упрощают налоговую работу, а также в наибольшей степени отвечают принципу равенства плательщиков.

Прогрессивные - это такие ставки, размер которых возрастает по мере увеличения объемов объекта налогообложения.Регрессивные ставки, в отличие от прогрессивных, уменьшаются по мере роста объекта налогообложения.Налоговая квота - это доля налога в доходе плательщика. Она может быть определена в абсолютном размере и в относительном выражении. Значение налоговой квоты заключается в том, что она характеризует уровень налогообложения. С точки зрения социальной справедливости механизм налогообложения обязательно должен включать налоговую квоту.

По форме налогообложения все налоги делятся на две группы: прямые и косвенные.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно относительно плательщиков и платятся за счет их доходов, а сумма налога непосредственно зависит от размеров объекта налогообложения. Косвенные налоги устанавливаются в ценах товаров и услуг и платятся за счет ценовой надбавки, а их размер для отдельного плательщика прямо не зависит от его доходов.

По экономическому содержанию объекта налогообложения налоги делятся на три группы: налоги на доходы, потребление и имущество.Налоги на доходы взимаются с доходов физических и юридических лиц. Непосредственными объектами налогообложения являются заработная плата и другие доходы граждан, прибыль или валовой доход предприятий.Налоги на потребление платятся не при получении доходов, а при их использовании. Они взыскиваются в форме косвенных налогов.Налоги на имущество устанавливаются относительно движимого или недвижимого имущества;В зависимости от уровня государственных структур, которые устанавливают налоги, они делятся на общегосударственные и местные.

Общегосударственные налоги устанавливают вышестоящие органы власти. их взыскание является обязательным на всей территории страны независимо от того, в какой бюджет (национальный или местный) они зачисляются. Согласно их распределению между звеньями бюджетной системы общегосударственные налоги делятся на три группы: доходы Национального бюджета, доходы местных бюджетов и доходы, которые распределяются в определенных пропорциях между Национальным и местными бюджетами. Распределение налогов между звеньями бюджетной системы может иметь постоянный нормативный характер, заведомо установленный законодательными актами, а может происходить в форме бюджетного регулирования, когда отчисление в местные бюджеты осуществляются по ежегодным дифференцированным нормативам в зависимости от потребностей того или другого местного бюджета.

Местные налоги устанавливаются местными органами власти и управление.

За способом взыскания различают два вида налогов - раскладные и окладные.Раскладные налоги сначала устанавливаются в общей сумме согласно нуждам государства в доходах, потом эту сумму раскладывают на отдельные части по территориальным единицам, а на низовом уровне - между плательщиками. Это исторически первая форма взыскания налогов.Окладные налоги предусматривают установление сначала ставок, а затем и размера налога для каждого плательщика отдельно. Общая величина налога формируется как сумма платежей отдельных плательщиков.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Налоговая система Российской Федерации на современном этапе развития экономики. Виды и функции налогов. Структура и особенности российской налоговой системы. Основные проблемы налоговой системы и пути ее реформирования. Предложения российских экономистов.

    курсовая работа , добавлен 08.12.2010

    Основные виды и функции налогов, роль бюджетно-налоговой политики в государственной экономике Российской Федерации. Налоговая система и ее ключевые элементы. Роль налогов в макроэкономике. Структура налогообложения. Задолженности по налогам и сборам.

    курсовая работа , добавлен 09.02.2015

    Налоги и налоговая система Российской Федерации. Функции налогов и сборов. Принципы построения налоговой системы. Роль налогов в формировании доходов бюджетов разных уровней. Основные направления совершенствования налоговой системы и налоговой политики.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2014

    Сущность налога и налоговой системы. Виды налогов. Особенности налоговой системы Российской Федерации. Способы взимания налогов. Функции налогов. Налоги на доходы и имущество. Налоги на товары и услуги. Классификация налогов по целям использования.

    реферат , добавлен 05.08.2008

    Понятие, основные признаки и функции налогов. Налоговая система и налоговая политика Российской Федерации. Анализ методов построения и нормативного закрепления налогов и сборов, налогового администрирования. Основные направления налоговой политики.

    презентация , добавлен 23.07.2015

    Сущность, принципы и функции налогов. Налоговая система Российской Федерации как неотъемлемая часть мировой налоговой системы. Процесс формирования и развития налоговой системы рыночного типа. Анализ проведения налоговой реформы в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 19.03.2009

    Налоговая система как инструмент регулирования социально-экономических процессов. Принципы построения налоговой системы, ее цели и содержание. Оценка современной налоговой системы Российской Федерации, основные направления ее развития и совершенствования.

    курсовая работа , добавлен 16.07.2013

    Социально-экономическое содержание налоговой системы. Природа, сущность и функции налогов, становление и развитие налоговой системы. Система налогов Российской Федерации, особенности прямых и косвенных налогов, противоречия действующей налоговой системы.

    курсовая работа , добавлен 25.12.2009

Классификация систем и подсистем

Организация как система

Предмет, объект и метод исследования теории организации

Социальная организация как общественный институт характеризуется различными способами упорядочивания и регулирования деятельности людей и групп, которые должны быть всесторонне изучены и систематизированы. С этой целью в ряду организационных наук выделилась самостоятельная дисциплина – теория организации.

Теория организации изучает современные организации (предприятия, учреждения, общественные объединения), отношения, возникающие внутри этих организаций, поведение организаций и их связь с внешней средой.

Теория организации как научная дисциплина изучает общие свойства, законы и закономерности создания и развития организации как единого целого.

Объектом ТО являются социальные организации, т.е. организации, объединяющие людей.

Предметом изучения ТО является анализ процессов, протекающих в организационных системах, включая закономерности и проблемы развития организаций. Другими словами предметом ТО выступают организационные отношения , возникающие в процессе совместной деятельности людей.

Предпосылки. В основе деятельности любой компании лежат производствен­ные отношения между работниками в процессе общественного производства, обмена, распределения и потребления материаль­ных ресурсов.

Производственные отношения условно разделяются на экономические, технологические, организационные, правовые, социальные и др.

Организационные отношения связывают весь набор составляющих отношений. Организационные отношения включают воздействия, взаимодействия и противодействия при создании, реорганизации и прекращении деятельности организа­ционных объектов, в дальнейшем для краткости - «организаций».

Основные типы организационных отношений:

Формальные и неформальные; легитимные и противоправные; свободные и административные; равенства и неравенства; зависимые и независимые; последовательные и параллельные; устойчивые и неустойчивые; дискретные и непрерывные; жесткие и мягкие; притяжения и отталкивания; центростремительные и центробежные; совместимые и несовместимые; эквивалентные и неравнозначные; детерминированные и стохастические; вертикальные и горизонтальные; диффузные и локализованные; аддитивные и альтернативные; симметричные и асимметричные; централизованные и децентрализованные.

Организационные отношения складываются в процессах орга­низации: производства в целом или его отраслей; труда на пред­приятии; сферы обращения; создания, реформирования, реорга­низации, реструктуризации и ликвидации.

Общим методом ТО является диалектический метод исследования. Для решения конкретных задач наука использует системный подход .

1.2. Теория организации: ее место в системе научных знаний

Организации не могут быть предметом изучения только одной науки - теории организации. Они должны рассматриваться как предмет междисциплинарного изучения. Система наук об организации представлена на рис. 1.

Определяющая роль в обеспечении жизнеспособности организа­ции и достижении ими своих целей принадлежит науке об управлении . Вопрос о разграничении теории организации и науки об управлении в проводимых исследованиях и публикуемых работах решается неод­нозначно. В одних работах теория организации рассма­тривается как составная часть науки об управлении. Мотивируется это тем, что управление как целенаправленная деятельность по переводу объекта в желаемое состояние не может рассматриваться в отрыве от природы и свойств управляемого объекта.

Имеется также большое число работ, выделяющих проблемы ор­ганизации в относительно самостоятельную область знаний. Исход­ная позиция их авторов состоит в том, что «организация» отвечает на вопрос, чем управлять, а «управление» - зачем и как воздействовать на объект.

Вклад психологии в теорию организации проявляется в наиболь­шей мере через изучение и прогнозирование поведения индивидуу­ма, определение возможностей изменения поведения людей. Психо­логия выявляет условия, мешающие или способствующие рациональ­ным действиям и поступкам людей.

Исследования в области социологии расширяют методологические основы теории организации за счет изучения социальных систем, где индивидуумы исполняют свои роли и вступают в определенные отно­шения между собой. Принципиально важным является изучение груп­пового поведения, особенно в формальных и сложных организациях.

Рис 1. Система наук об организации

Особый вклад социологии обусловлен изучением природы социаль­ных конфликтов (и прежде всего конфликтов межличностных) между малыми, средними и большими социальными группами. Для ТО большую научную значимость приобретает изучение мо­тивации человеческой деятельности, места и роли человека в соци­альных и технических системах, анализ факторов социальной актив­ности и социальной патологии, моделирование социальной значимо­сти деятельности человека, исследование его социальных возможно­стей, ожиданий, ограничений, социальных перемещений, мобильно­сти, идентификации.

На вопросы, возникающие в процессе функционирования органи­зации, о том, как индивидуумы ведут себя в групповой деятельности и почему они ведут себя так, а не иначе, дает ответы сравнительно новая научная дисциплина - социальная психология . При изучении межлич­ностного поведения главным ориентиром является то, как происходят изменения, в каких формах они осуществляются и как преодолеваются барьеры их восприятия. Исключительную важность для организаций представляют исследования, посвященные оценке и анализу измене­ния позиций людей, форм коммуникаций и путей удовлетворения ин­дивидуальных нужд в условиях групповой деятельности.

Вклад антропологии в теорию организации обусловлен тем, что эта отрасль знаний среди прочих проблем изучает функцию культу­ры общества, т. е. своеобразный механизм отбора ценностей и норм прошлого, трансляции их живущим поколениям, вооружаемым оп­ределенными стереотипами сознания и поведения. Эта социальная па­мять прошлого лежит в основе различий фундаментальных ценнос­тей, взглядов и норм поведения людей, проявляющихся в деятельнос­ти организаций. В ТО исключительно важно учиты­вать характер и степень влияния указанных факторов на формирова­ние приоритетов людей и их поведение в организациях.

Связь теории организации с экономической наукой определяется объективной потребностью формировать цели и стратегию организа­ций как основу их построения, обеспечения их внутренних и внеш­них взаимодействий. Исследования отношений собственности, ры­ночного и государственного регулирования, макро- и микроэкономи­ческих аспектов функционирования субъектов хозяйствования, про­блем эффективности и ее измерителей, методов экономического сти­мулирования имеют непосредственное отношение не только к ори­ентации организаций, но и ко всем сторонам их эффективной дея­тельности.

Особую значимость приобретает связь теории организации с юри­дической наукой, изучающей право как систему социальных норм и различные аспекты правоприменительной деятельности. Непосред­ственное влияние на формирование ключевых разделов теории орга­низации оказывают такие отрасли юридической науки, как граждан­ское, трудовое и хозяйственное право. Это же относится и к админис­тративному праву, регулирующему общественные отношения, возни­кающие в процессе организации государственного управления и осу­ществления исполнительно-распорядительной деятельности. Особо выделим корпоративное право - совокупность юридических норм, ре­гулирующих правовой статус, порядок создания и деятельности хо­зяйственных обществ и товариществ.

Важную роль играют современные информационные системы, связывающие воедино все процессы функционирования организаций и собственно управленческой деятельности, а также информатика как наука, изучающая законы, закономерности, методы, способы и средства реализации информационных процессов в этих системах. В последние десятилетия развитие со­временных информационных систем осуществляется высокими тем­пами за счет широкого внедрения новых информационных техноло­гий, развития компьютерных сетей и телекоммуникаций. Этой областью знаний занимается новая дисциплина информационные технологии управления .

Безусловно, в теории организации широко используются методы, подходы и достижения многих других классических научных дисциплин. Среди них:

математика, обеспечивающая формализацию описания некоторых процессов и явлений, происходящих в органи­зации, и дающая возможность представить их в виде сис­тем уравнений, формул, графиков, таблиц, числовых за­висимостей и количественных выражений;

теория вероятностей, позволяющая оценить качествен­ное состояние организационных систем и достоверность наступления или того иного события, определяющего по­ведение организаций в будущем;

статистика, изучающая методы анализа массовых яв­лений и занимающаяся практической деятельностью по сбору, обработке, анализу и публикации данных, харак­теризующих количественные закономерности развития организаций в их неразрывной связи с качеством управ­ленческой деятельности, что позволяет прогнозировать развитие организационных систем;

логика - наука о приемлемых способах рассуждения, умозаключения и методах проверки их истинности, в том числе формальная математическая логика, диалектиче­ская логика и неформальная логика (интуитивная, мажоритарная), роль которой при принятии управленческих решений в условиях частичной неопределенности осо­бенно велика;

теория игр, позволяющая решать комбинаторные задачи и применять ситуационный подход для анализа и прогно­зирования реакции системы управления организацией на различные возмущающие воздействия со стороны внеш­ней и внутренней среды;

теория графов, используемая в виде инструментария для построения дерева альтернатив и выбора наиболее опти­мального варианта достижения цели, стоящей перед ор­ганизацией;

теория матриц, прикладные разделы которой находят широкое применение при исследовании системы управ­ления и обобщении результатов анализа деятельности ор­ганизации с целью повышения ее эффективности.

1.3. Термин «организация» как процесс и как явление

Слово «организация» происходит от лат. слова «organizo» - де­лать сообща, стройный вид, устраиваю.

Существует три подхода к понятию организации.

1 подход. явление (структурное образование) - она представляет собой физическое объединение реальных элементов для выполнения программы или цели. Например, набор элементов, составляющих компанию по производству стиральных машин «Стинол». В России организации как явление регулируются Гражданским кодексом РФ.

Организация = Явление

2 подход. Организация рассматрива­ется как процесс (особый вид деятельности людей) - представляет собой совокупность действий, ведущих к образованию и совер­шенствованию взаимосвязей между частями целого, например, процесс создания работоспособного коллектива. Организация как процесс регулируется законами о труде, процессуальным и уголов­ным кодексами.

Организация = Процесс

3 подход. Организация рассматривается как система (см. пункт 1.3.).

Организация = Система

Для любой организации (компании) характерно вертикальное (по уровням управления) и горизонтальное (по выполняемым функ­циям) разделение труда.

При рассмотрении организации как явления необходимо отметить, что организация в правовом отношении рассматривается в четырех формах:

Юридическое лицо зарегистрировано в государственном органе, имеет печать и расчетный счет в банке, например, ОАО, ООО.

Неюридическое лицо, не зарегистрированное в государствен­ном органе, например, подразделения юридического лица, про­стое товарищество, ряд объединений;

Неюридическое лицо, зарегистрированное в государственном органе, но не имеющее отдельного зарегистрированного офиса,официальной печати, например, предприниматель без образова­ния юридического лица;

Неформальная организация граждан, например, активисты жи­лого дома, объединение любителей пляжного волейбола.

Более подробно основные организационно-правовые формы (ОПФ) организаций представлены на рис. 2. При этом характеристика коммерческих организаций по различным признакам представлена в приложении 1.

Общими чертами для них являются наличие, по крайней мере, одного человека, хотя бы одной цели, направленной на удовлетво­рение потребностей или интересов человека или общества; совме­стная деятельность для получения прибавочного продукта в раз­личных формах (материальной, духовной, информационной).

Теория организации рассматривает явление материального и духовного мира с позиций организационного опытаи определяет единые для любых объектов законы организации.

Любой исследуемый с т.з. теории организации объект рассматривается как:

отношение между целым и частями целого;

отношение целого с окружающей его внешней средой.

Объект теории организации – организационный опыт, окружающей нас действительности. Теория организации охватывает материал многих наук и жизненной практики, изучает и обобщает методы и способы организации природы и человеческой деятельности, устанавливает закономерности и тенденции их развития.

Предмет теории организации – это организационные отношения, т.е. связи и взаимодействия между различного рода целостными образованиями и их структурными подразделениями, а также процесс и действие организующей и дезорганизующей направленности.

Методы теории организации

1. Индукция – движение мысли от единичного ко всеобщему. От знаний меньшей степени общности к знаниям большей степени общности.

2. Абстрактно-аналитический метод – это мысленное или реальное отвлечение от несущественных с т.з. анализа свойств и характеристик объекта для чистоты эксперимента.

3. Синтез – обобщение данных о наблюдаемом объекте или явлении в единую упорядоченную систему знаний.

4. Дедукция – это движение мысли от всеобщего к единичному, от знаний большей степени общности к знаниям меньшей степени общности; данный метод создает условия для новых теоретических обобщений и практических выводов.

Место теории организации в системе научных знаний

Существующие науки с различных т.з. рассматривают единую целостность, т.е. окружающий мир. Подобное дробление позволяет глубоко изучить его для практического использования, однако дальнейшее развитие знаний о целостном мире не всегда возможно получить, используя базу специализированных наук. В результате возникают науки междисциплинарные, которые объединяют знания различных областей. В частности теория организации базируется на узловом(генеральном) понятиицелого . При этом теория организации использует знание других наук для целостного понимания единства мира: социология, экономика, философия, управление человеческими ресурсами.



Кроме того теория организации тесно связана с кибернетикой и синергетикой.

Кибернетика определяет управление живыми и неживыми системами путем информационного подхода к управлению. В результате информация рассматривается как важный и равноправный ресурс любой системы.

Синергетика –объединяет знания теории организации и кибернетики. Использует универсальное понятие самоорганизации как источника развития любых систем за счет изменения внутренней структуры и объединительных действий, порождающих новые качества.

Функции теории организации как науки

1) Познавательная или объяснительная . Теория организации раскрывает процессы организации и самоорганизации социальных систем, а также тенденции организационного развития.

2) Методологическая . Исследует целостные системные образования на всех уровнях органически-связанных между собой и является методологической базой для прочих наук, которые отражают отдельные или частные аспекты организационной деятельности.

3) Рационально-организующая . Упорядочивает и совершенствует организационно-управленческие науки на базе всеобщих законов организации, свойственных живы.м и неживым системам.

Тема №2.

Научные подходы к изучению организации, используемые в теории организации.

1. Общая теория систем.

2. Кибернетика.

3. Классификация систем.

4. Синергетика.

5. Общая и особенная в научном подходе теория организации.

6. Деятельность Богданова, как основоположника организационной теории.

Общая теория систем

Система дословно означает целое, состоящее из частей. Весь окружающий нас мир представляет собой сложную многоуровневую систему, состоящую из массы взаимодействующих систем различного ранга.

Основные свойства, которыми должна обладать группа объектов, чтобы ее можно было считать системой:

*целостность и делимость : система – это совокупность или единство элементов, выполняющих определенную роль в системе и взаимодействующих друг с другом. Элементы сосуществуют лишь в системе, а вне системы – это лишь объекты, обладающие потенциальной способностью к образованию системы.

*связь : целостность системы обеспечивается связями между элементами внутри нее, которые должны быть более мощными, чем связи отдельных элементов с внешней средой. В противном случае система существовать не сможет. И те элементы, с которыми связи системы не достаточны из нее исключаются.

рганизация : для появления целостной системы необходимо сформировать определенную структуру данной системы с тем, чтобы упорядочить пребывание элементов в рамках данной системы. Т.о. наличие системообразующих факторов у элементов системы создает возможность ее появления.

*интегративные качества : это качество, присущее системе как совокупности элементов в целом, но не свойственные отдельно взятым ее элементам.

Социальные системы – это большие и сложные многоуровневые иерархические(соподчинение) системы, каждая из которых является подсистемой системы более высокого ранга(внешней среды) и, в свою очередь, она состоит из подсистем, образованных из компонентов. Компоненты состоят из первичных элементов. В качестве первичного элемента выступают те ее части, которые не подлежат дальнейшему делению, иначе они теряют необходимые для достижения целей анализа признаки системы.

Каждая система в определенный момент времени характеризуется параметрами внутренней среды, т.е. определенным состоянием .

Если система способна переходить из одного состояния в другое, то считается, что она обладает поведением .

Способность системы в отсутствие внешних возмущающих воздействий или при неизменных воздействиях сохранять свое состояние определяется как равновесие .

Способность системы возвращаться в состояние равновесия после того, как она была выведена из него внешними возмущающими факторами определяется как устойчивость.

Внешней средой по отношению к системе являются другие системы и факторы, способные оказывать на нее возмущающее воздействие.

Кибернетика.

Дословно означает искусство управления. Как современная наука кибернетика занимается изучением систем, форм, методов и средств управления.

В животном мире, в социальных системах и в технических процессах осуществляется управление, которое подчиняется общим законам. Данная общность заключается в том что любое управление есть информационный процесс, в котором в качестве перерабатываемого материала используется информация об окружающей среде и внутреннем состоянии системы. Т.о. кибернетика – это учение об общих закономерностях процессов управления и информационных связях в организационных системах.

Кибернетика базируется:

На информационном характере процесса управления: в общем смысле информация – это сигналы, сообщения, знания, повышающие осведомленность и снижающие неопределенность; качество информации характеризуется понятиями полноты и достоверности. От качества и своевременности поступления информации зависит достижение целей в управлении.

На теории систем: любая кибернетическая система состоит из двух сложных подсистем: управляющая(реализует процесс обработки информации о внешней и внутренней среде организации) и управляемая(под действием полученной управленческой информации она реализует процесс функционирования системы).

На моделировании: это сведение процессов управления к кибернетическим моделям, которые отражают управляемую информационную систему.

На вероятностном подходе: это признание вероятностного характера управленческих решений и учет данного обстоятельства при построении модели эффективного управления.

Основные понятия кибернетики.

1) Понятие черного ящика – это системы, в которых известны и поддаются наблюдению входные и выходные величины и воздействия, а внутреннее ее устройство и протекающие в ней процессы не известны. Однако, наблюдая за системой в течение длительного времени можно сделать вывод о процессах, происходящих внутри системы, и с учетом данных знаний задавать входное воздействие таким образом, чтобы получать заданный или искомый результат на выходе

2) Понятие обратной связи – с ее помощью получают сведения о результатах управляющих воздействий и внешних возмущений(это обратная реакция на управление)

3) Понятие иерархической системы управления – каждый уровень управления осуществляет управление нижестоящей ступенью и одновременно является объектом управления уровня более высокого ранга.