Самый дешевый летательный аппарат. Сравнение сверхлегких летательных аппаратов

Люди с самых давних времен стремились в небо. Достаточно вспомнить истории об Икаре, ковре-самолете, Карлсоне и Бабе Яге с ее метлой. С тех пор прошли века, и на смену сказкам пришла наука с ее четким и конструктивным подходом. Поэтому сегодняшняя наша статья будет посвящена малой авиации.

1

Все мы знаем о существовании парашютов. Основным недостатком этого летающего средства, является его неспособность управлять полетом. С этим легко справляется «Параплан».
Параплан – сверхлегкий безмоторный летательный аппарат. Полет осуществляется, благодаря набегающему потоку воздуха, который подается через специальные отверстия — воздухозаборники.

2


Является аналогом Параплана, с той лишь разницей, что он оборудован двигателем, обеспечивающим его запуск и полет.

3


Аппарат, близкий по строению к мотопараплану, но, в отличие от него, двигатель размещается не на кресле пилота, а закрепляется на раме, снабженной также шасси для разбега.

4


Летательный аппарат назван в честь греческой буквы Дельта. Полет осуществляется благодаря восходящим потокам воздуха и балансирующей подвеске пилота. Именно при помощи дельтаплана, вел за собой стаю журавлей президент России Путин В.В. Правда, его дельтаплан был снабжен мотором. В результате этого, он превратился в «Мотодельтаплан», или «Дельталёт».

5


В переводе с английского, вингсьют читается как «белка-летяга». Внешне он похож на костюм-крыло. Между руками и ногами имеются дополнительные складки, которые во время полета превращаются в крылья. Вингсьютом пользуются при выполнении своих головокружительных трюков. Посадка же осуществляется при помощи парашюта.
Самыми зрелищными являются прокси полеты над склонами. Видео по теме

6


При этом мы будем говорить не о шарике на ниточке в руках ребенка, а о шаре, на котором можно облететь весь Земной шар. Научное название шара звучит как «Аэростат» или «Монгольфьер». Это летательный аппарат, использующий для полёта нагретый воздух. К шару прикреплена корзина для пассажиров, в которой также находится горелка для поддержания требуемой температуры. Полет осуществляется благодаря физическому закону, по которому следует, что нагретый воздух более легкий, по сравнению с холодным. Именно поэтому и происходит полет.

7


Несмотря на то, что звучного названия у аппарата пока нет, поговорить о нем все же стоит. Аппарат, разработанный японской корпорацией «GEN Corporation», представляет собой кресло, сверху которого расположены четыре вертолетных винта, способных поднять груз до 210 кг. Конструкция весит всего 70 кг и может находиться в полете до 30 минут.
Стоимость аппарата составляет 30 тысяч долларов!!!

8


Персональный сверхлегкий летательный аппарат вертикального взлета и посадки. Разработчиком Martin Jetpack является новозеландская компания. Устройство работает на бензине. Может пролетать до 100 км/час, поднимаясь на высоту до 2,5 км. При полной заправке может находиться в воздухе в течение получаса.

9


Аппарат, разработанный американцами, представляет собой самый маленький пилотируемый реактивный самолет. Конструкция самолета представляет собой жесткую конструкцию, снабженную крыльями – экзоскелет. Устройство настолько легко, что его можно носить как ранец. Благодаря EXO-Wing, можно пролететь до 15 км, не приземляясь.

10


Последний наш номинант является реальным претендентом на получение приза Сикорского, который составляет 250 тысяч долларов.
По условиям конкурса, он должен подняться в воздух на высоту 3 метра и продержаться в течение одной минуты. Аппарат представляет собой гибрид велосипеда и вертолета. Он летает исключительно на мускульной силе человека!!!

Малая авиация, сверхлегкая авиация, частная авиация — это все термины одного понятия. Все они обозначают летательные аппараты, которые по массе, мощности, типу двигателя и вместимости пассажиров, похожи на легковые автомобили. Малая авиация — это в первую очередь одно- или двухместный самолет, легкий вертолет на 4 пассажира и к этой категории можно отнести автожир. Главная задача такой категории транспорта персональная транспортировка человека.

Что такое малая авиация?

Частная авиация захватывает мир. Привычный алюминий в каркасе летальных аппаратов сменили композитами из высокотехнологичных углеродных материалов. Из углеродной пленки, которая чем-то напоминает полиэтилен, изготавливают малые летательные аппараты, свертывая пленку во много слоев. В конечном итоге, обшивка летательного аппарата чем-то напоминает кокон. Самолет становится намного легче, что позволяет сильно сэкономить на топливе, а это, в свою очередь, сильно снижает стоимость перевозок.

Около 90% всех самолетов на земле работают именно в малой авиации, почти все из них классифицируют как полеты малых авиационных транспортов. Для примера, в США используется около 250 тысяч средств частной авиации. Для них специально выделены 5400 взлетно-посадочных полос, ангары, а также многое другое. Общий годовой доход с таких ЛА составляет около 50 млрд долларов.

Некоторые страны Европы (Ирландия, Англия и Германия) дают возможность после получения документа частного пилота, через некоторое время, при желании, может пилотировать и лайнер. Множество программистов, учителей, докторов и прочих, являются как раз линейными пилотами.

Малая авиация в России

В России термин «частная авиация» не определен ГОСТом, но при этом, учитывается, что самолеты с тягой до 500 кгс можно считать малой авиацией. При этом, число пассажиров не должно превышать 19 человек. Что касается вертолетов, то их показатели кгс, для малой авиации, находится в рамках 500-4500 кгс, а беспилотники могут иметь тягу до 8600 кгс. Для удобства, многие малые фирмы отдают предпочтению частным перелетам и командировкам посредством частной авиации.

Самолет

Самые популярные частные летательные аппараты в РФ – это Як-52 и Л-29. Стоимость перелетов в качестве пассажира составляет соответственно, 150 и 400-600 долларов за час полета.
Як-52 представляет собой спортивный самолет, для тренировок, моноплан с аэровыгодным низким крылом. Длина самолета составляет примерно 7.7 метра, размах крыльев – около 10 м. Вес пустого самолета составляет 1000 кг, а нагруженного – до 1200 кг. Самолет двухместный.
L-29 – также тренировочный самолет, с экипажем на двоих, размахом крыльев и длинной около 10 метров. Масса пустого Л-29 составляет 2200 кг.
На сегодняшний день популярностью пользуются Cessna 172 и Як-18. Стоимость Cessna 172 на данный момент около 1 500 000 рублей, а Як-18 обойдет в 2 200 000 рублей.

Вертолет

Кроме самолетов, можно себя побаловать еще и вертолетом Robinson, американского производства, но это обойдется в 600-700 тысяч долларов, а Ми-34 – в 400 000 долларов. Сверхлегкий самолет «Сигма», российского производства, который обладает довольно хорошим качеством и экономичностью, сейчас стоит около 55 000 евро, но если нужен шестиместный самолет «Эклипс», для перевозки бизнес-партнеров или просто экскурсионного полета, то за него придется выложить не менее 1.6 млн долларов, не включая топлива.

Автожир

Автожир представляет собой легкую платформу для перевозок, который при весе всего в 40 кг способен развивать скорость до 180-200 км\час за счет мощности до 140 л.с. Скорость обеспечивается легким двигателем ROTAX 793 на водном охлаждении. Аппарат внешне похож на вертолет, имеет закрытую кабину, а сам ЛА можно поддать модификации, как вариант – смена двигателя. Автожиры взлетают с разбега 10-50 метров. За счет несущего ротора, подъемная сила довольно существенна и в отличии от вертолета, винт направлен против движения, принимая роль крыла с положительным углом атаки. Есть несколько вариантов винтового движка, но от этого не будет зависеть диаметр винта, двигатель просто будет влиять на грузоподъемность. Этот компактный аппарат может совершать посадку везде в России из-за малых габаритов, а стоимость аппарата такова, что его может купить даже не богатый человек.

Паралеты и дельталеты

Паралет и дельталет это примерно похожие конструкции, основная часть, где находится пилот и двигатель и у того и у другого ЛА одинаковы, сваренная из труб тележка, с установленным креслом пилота и колесами, закрепленным на ней мотором и органами управления. К мотору крепиться воздушный винт, который и движет всю конструкцию в воздушном пространстве. Сама рама в полете опирается, либо на полужесткое дельтовидное крыло, которое состоит из каркаса дюралевых трубок, обтянутых воздухонепроницаемым материалом, либо на бескаркасное крыло — парашют. Паралет и дельталет — это конструктивно элементарное средство для полетов. Особенность данных ЛА заключается в легкой разборке, упаковке и малом объеме в сложенном состоянии, а также в малом весе, делает их непривередливыми к взлетно-посадочным поверхностям, к хранению и обслуживанию. По факту хватит обычного гаража для обслуживания и хранения паралетов и дельталетов.

Сегодня много конструкторских бюро работают в области сверхлегкой авиации. В России есть целая база и уже подготовленная для способствования внедрения и развития малой авиации в стране. Эта база создана на основе самарского аэрокосмического университета. Выпускники СГАУ образовали передовую авиационную сферу в Самарской области — Конструкторское бюро Аэросамара, (бывшее студенческое конструкторское бюро летательных аппаратов СКБ ЛА СГАУ) , на собственном производстве создают и собирают уникальные аппараты.

Оформление ЛА

Для оформления самолета необходимо обзавестись разрешением и лицензией на эксплуатацию летательного аппарата. Стоимость оформления бумаг стоит около 1 млн рублей, кроме того, придется подождать от месяца до года для полного оформления разрешения. Свидетельство выдается после прохождения всех что не есть инстанций на 2-5 лет. После этого, судно следует заново перерегистрировать, проходя оформление по новой.

В США, к примеру, вертолет можно оформить за 2-3 дня, без последующего переоформления.

Полета на частных транспортирных средствах

Современные перелеты в России

На данный момент есть возможность избежать пробок в Москве, заказав свой личный маленький самолет. Формально, никаких ограничений нет для оформления персонального самолета в любой авиационной организации для гражданских. На данный момент в РФ нет возможности купить ЛА, как в автосалоне, но это все возможно сделать через посредников. Отечественные самолеты ЛА не дорогие, но уступают в качестве и надежности, зарубежной технике. Лучшие самолеты в России для частных перевозок – это А-33, Л-42, ЛА-8 и Су-31. Из-за дороговизны сертификации.

Следующий важный вопрос: каким образом можно получить необходимы качественный сервис и обслуживание на аэродроме?

В России пока слабо развита инфраструктура, она сильно уступает мировым стандартам. Кадровый кризис а авиации, малое количество полигонов, отсутствие нужных дополнительных запчастей и слабость ДОСААФ плохо влияет на развитие частной авиации.

Полеты в ЕС и США

В Европе и США легкая или малая авиация воспринимается также обыденно, как и автомобильные переезды. Получаешь права, лицензию, проходишь технических осмотр, проверка бензина, покупка карты и можно лететь по делам, либо же просто так, для отдыха. Перед вылетом необходимо сообщить летчику метеоситуацию, сделать запись в журнал аэродрома из которого совершается вылет, записать и сообщить точку назначения, после чего можно спокойно совершать полет.

В Европе и США полеты становятся все более доступнее, количество полетов растет, вместе с этим, возрастает интерес к бизнесу, в который инвесторы вкладывают свои средства. Основные клиенты малой авиации – это люди среднего класса, а не только высшие слои населения. Ежегодный оборот США только с малой авиации составляет около 80% от всех авиаперевозок.

Малая авиация в Европе и Штатах – это подготовка авиационных курьеров-профессионалов. Авиационная история каждого человека стирается и не сохраняется вовсе, кроме того, никто не платит никаких налогов за полеты. Если взять, к примеру, Литву и Беларусь, то это страны недавно перешли на европейский уровень малой авиации. Благодаря европейским стандартам, частная авиация там начала развитие полным ходом.

Считается, что необходим пробный экспериментальный проект прогрессивной правовой базы и малоавиационных узлов, которые реализуют возможность развития малой авиации и в Российской Федерации, хотя бы в нескольких крупных городах.

Как летают в ЕС

Одна из специальных школ в Ирландии, которая была организована бизнесменами, имеет в своем штате 6 сотрудников. В этой школе проходят подготовку теоретической и практической базы авиационных полетов. Некоторые из людей, могут освоить полеты с помощью интернета или же купленных специальных книг, особенно, если они закончили качественную подготовку в колледже. Система теоретического обучения почти такая же, как в физтехе. Свобода в пути, жесткость требований и экзамены дадут возможность открыть для себя небо, после прохождения экзаменов.

Персональные, элитные школы высшей летной подготовки в США обучают как линейных пилотов, так и пилотов лайнеров, которые используют для перевозки грузов и пассажиров на «Эйрбасах» или «Боингах». Стать линейным пилотом сейчас довольно просто. Получив документ, удостоверяющий человека как частного пилота, есть возможность налетать в персональных целях «часы» и затем получить возможность увеличиваешь свое время налета до 200 часов. После прохождения экзаменов всегда есть возможность взять право на работу инструктором в авиационном клубе.

С этого момента уже не нужно тратить собственных денег на подготовку и налет часов. Если заинтересованный пилот налетает 500 часов, то он может стать уже даже коммерческим пилотом. При желании, можно сдать экзамены на пилотирование самолетов с большим экипажем и стать уже вторым пилотом авиалайнера. Всего этого легко можно достичь, совмещая любую профессию с авиаполетами и двигаться параллельно по двум карьерным лестницам. Десятки и сотни врачей, программистов, ученых и учителей имеют возможность управлять малыми или даже крупными летательными аппаратами, бизнесмены или дипломаты же, чаще предпочитают именно частные перелеты на малых самолетах и вертолетах.

Реалии полетов на малых ЛА в РФ, обучение рядовых граждан управлению ЛА

Иллюзорная легкость. Полет, только для ознакомления, с инструктором, в течении 20-30 минут, что включает в себя только базовую информацию, стоит как минимум 5000 рублей. Сэкономить на первом полете можно с помощью специальных купонов или на акциях. Руль ученику в руки сразу не дадут, минимум, что разрешит ему инструктор – это подержать штурвал в руках. Многие люди хотят испытать это ощущение во-второй раз. На это и расчет, чтоб клиент вошел в азарт и захотел продолжить тренировки снова, чтобы научится управлять самолетом самому. Тем, кто «подсел» на полеты приходится много платить, особенно на этапе обучения полетам.

Любительская авиация – удовольствие не из дешевых. На ближних Московских аэродромах за час полета берут не менее 8-10 тыс. рублей. В большинстве авиационных клубов стоимость часа налета зависит от многих факторов, к примеру, модели самолета, пролета воздушного судна за все время эксплуатации и так далее. Стоимость полета снижается при оплате сразу за несколько часов полетного времени.

Маленькое видео подготовки пилотов гражданской авиации, она нечем не отличается, кроме типа ЛА, от подготовки пилотов малой авиации.

К примеру, в «ЧелАвиа», где летают только на итальянских самолетах Tecnam, стоимость летного часа при оплате за всю практику (42 часа) примерно 8-9 тыс. рублей, а вот при плате от 10 часов и больше - 9 тыс. рублей за час. Новобранца в небо никто не пустит, в том числе с инструктором, даже на час. Максимальное время полета новичка составляет около часа, а расчет стоимости полета идет поминутно.

Новичок может сесть за штурвал летательного аппарата только после 15 часов полета с инструктором – таковы правила. На самом деле, это может произойти гораздо позже, из-за плохой обучаемости клиента. Самостоятельный полет стажера допускается только через год после начала обучения, когда инструктор будет уверен в знаниях и умениях своего ученика. Примерно столько же времени занимает и обучение вождению автомобиля в автошколе.

Без свидетельства пилота-любителя, летать разрешается только по маршрутам или над аэродромом. По маршрутам полеты разрешены только в сопровождении инструктора, — опять таки, аналогичный пример с вождением автомобиля. Чтобы стать полноценным пилотом, нужно обязательно пройти обучение, сдать экзамен и получить свидетельство пилота PPL. Главное в обучении – теоретическая часть, знания аэродинамики, авиационная метеорология, конструкция летательного аппарата, радиообмен и предмет самолетовождения. Общая стоимость курса в Москве стоит около 300 000 рублей. Кроме этого, можно испытать на себе вертикальный взлет, как на самолете, так и на вертолете. Сам по себе, вертолет ест много топлива, как минимум, 50 литров в час, что в сравнении с легкими самолетами, в 5 раз больше. По этой причине, стоимость обучения даже на легких и экономных вертолетах может достигать миллиона рублей и больше. Если сравнить стоимость полета на легком самолете и вертолете, то, к примеру, в «Авиамаркете» за час полета берут 23 000 рублей, но курс обучения длится 42 часа налета, как и у других ЛА. После прохождения курса обучения, выдается свидетельство частного пилота.

Пик популярности малых воздушных судов приходится на 2003-2004 год, потом волна интереса немного пропала, а сейчас появился новый тренд полетов на средствах малой авиации. Если в Европе воздушное пространство выделено очень жестко, то в России можно летать просто для интереса, для хобби, вдали от воздушных коридоров и авиабаз. Средняя скорость обычного, простого, вертолета, который можно взять после обучения, составляет до 200 км/час, а горизонтальная скорость маленьких бипланов 200-250 км/час, при расходе топлива в 5 раз ниже.

Управлять проще самолетом, чем вертолетом, из-за меньшего влияния воздушных потоков. Вертолеты подходят больше для частных небольших перевозок, а самолеты используют чаще для развлечения, разумеется, если это касается малой авиационной техники, а не грузового лайнера. В странах Евросоюза и в США на основе сверхлегких самолетов сложилась целая культура развлечения. Лидером среди соревнований по аэробатике считается соревнования Red Bull Air Race , которые проводятся на разных площадках по всему миру.

Современные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Осуществить свою мечту – подняться в небо на летательном аппарате с мотором, стало доступно практически каждому. Способов осуществить мечту, научиться летать, стало прилично много. Они способны удовлетворить самые изысканные вкусы.

Научиться летать можно на летательном аппарате без мотора, а можно с мотором.

Разговор пойдет о летательных аппаратах, имеющих максимальную взлетную массу до 600 кг, которые поднимают пилота в небо с помощью мотора. Оторваться от земли можно с помощью тяги мотора и подъемной силы крыла, для этого есть самолет, парамотор и мотопланер. Кроме них, доступными для обучения могут быть вертолет и автожир.

За штурвал такого самолета можно сесть в 18 лет. До первого самостоятельного полета следует налетать с инструктором некоторое время и совершить около сотни взлетов и посадок для отработки навыков. При отказе двигателя шансы на спасение пилота равняются количеству его профессиональных навыков.

Что может произойти в полёте

  1. Поломка двигателя
    Такое происшествие застанет врасплох, если пилот к этому не готов. Не следует сильно переживать по этому поводу. Современные самолеты легкой авиации могут планировать без двигателя. Некоторые даже умудряются бензин.
  2. Ошибки в управлении при взлете или во время посадки
    Причиной, как правило, является низкий уровень подготовленности пилота. Самая распространенная ошибка всех новичков при посадке на самолете: «козел». Так и говорят «скозлил». Общепринято считать, что устойчивые навыки пилотирования у начинающих пилотов приходят на 150 часу налета.
  3. Гроза, сильный ветер
    Смена погоды не происходит мгновенно. Для минимизации негативного воздействия погоды существует метеослужба. А современные системы оповещения и предупреждения могут своевременно предупредить вас о надвигающемся грозовом фронте. Визуально можно приблизительно предсказать развитие событий на 15-20 минут вперед. Наличие мотора на летательном аппарате позволяет уйти от непогоды либо повернуть назад.
  4. Полет в недопустимых для этого летательного аппарата режимах, в том числе выполнение неразрешенных фигур высшего пилотажа
    Подобные действия действительно могут привести к печальным последствиям. Если вы не готовы соблюдать требования технических документов, то вам пока рано самому садиться за штурвал. Например, многие самолеты малой авиации не предназначены для выполнения фигур высшего пилотажа. В интернете имеется немало примеров, к чему приводит нарушение летных требований.
  5. Незапланированная встреча с землей или с тем, что на ней
    Подобное происходит при нарушении инструкции, запрещающей совершать полет над препятствием ниже 50 метров. Чаще всего врезаются в провода из-за их малой заметности. К сожалению, летальный исход при этом не исключен.
  6. Незапланированная встреча с другим с другим летательным аппаратом в полёте
    Большая часть полетов происходят в зоне класса G, свободной от диспетчерского управления и по правилу визуального полета. Это означает, что пилот предоставлен сам себе и 100% отвечает за свою жизнь и жизнь вверенных ему пассажиров. Чтобы предотвратить столкновение с другим летательным аппаратом нужно «смотреть в оба». Подобное происшествие более вероятно в местах, где скапливается много летательных аппаратов.
  7. Можно заблудиться
    Это очень частая проблема пилотов-новичков. С воздуха поверхность земли выглядит не так, как она изображена на карте. Новичок может потеряться, даже имея на руках карту. В наше время от этой проблемы спасает GPS, но если он отказывает – может быть много проблем. Лучше летать с двумя GPS-приемниками, имеющими независимые источники питания.
  8. Столкновение с птицей
    Такое тоже бывает. Опасность от этого происшествия аналогична столкновению с автомобилем.
  9. Плохое самочувствие пилота
    Если вдруг перед полетом появляются проблемы со здоровьем, лучше не лететь. Вообще именно для этого перед каждым вылетом в приличном авиаклубе проводится небольшой медицинский осмотр. Внезапное ухудшение самочувствия в полете – ситуация довольно-таки редкая.

Важные заметки о моторных ЛА

  1. Меньший летательный аппарат больше подвержен действию воздушных потоков, зато у него больше свободы передвижения.
  2. Само наличие двигателя на борту требует повышенного внимания к показаниям приборов о его работе, а также соблюдения регламента обслуживания. Не обращать внимания на странный звук крайне рискованно. Перегрев двигателя – это очень опасно.
  3. Наличие двигателя расслабляет. У пилота возникает иллюзия, что можно в любой момент поддать газу и улететь в сторону от опасности. Как правило, так и есть, но если двигатель в этот момент вдруг откажет – можно нечаянно наломать дров.
  4. Взлет летательного аппарата имеет ряд особенностей:
    — расположение двигателя в носу, так называемый тянущий винт, создает гироскопический момент, который старается развернуть самолет в направлении вращения винта, он компенсируется рулем направления;
    — расположение двигателя сзади, то есть толкающий винт, разворачивает самолет в противоположную сторону.
  5. На борту обычно устанавливается несколько топливных баков. Они переключаются простым механическим вентилем. Неправильно переключив вентиль, даже при наличии в баках топлива можно получить отказ двигателя при работе в воздухе.
  6. К продаже предлагаются летательные аппараты двух видов: готовое изделие и в виде KIT-набора. Второй вариант дешевле, его можно собрать самостоятельно.
  7. Легкая авиация в Европе развита на порядок выше, нежели в СНГ. К примеру, Англия располагает 112 летными школами, Украина – тремя.
  8. Большинство моторных летательных аппаратов используют 95 бензин.
  9. Для моторных летательных аппаратов часто применяют систему спасения всего аппарата (большой парашют), а не индивидуальные спасательные средства.
  10. Не стоит осваивать моторные летательные аппараты самостоятельно. Есть много подводных камней, которые новичок может не знать. Лучше найти летную школу, где вас обучат азам пилотирования. Обычно обучение состоит из теории и практических занятий в количестве 40-45 часов.

Кому летать нежелательно :

  • людям с повышенной эмоциональностью: в воздухе не справишься с эмоциями – быть беде;
  • людям излишне самоуверенным: нужно уметь смиряться с мнением более опытных пилотов, оценивающих уровень подготовки;
  • любителям нарушать законы аэродинамики;
  • экстремалам: найти экстрим всегда можно, вот только находиться в воздухе с таким пилотом опасно;
  • ленивым и не желающим учиться: можно взлетать и приземляться, только лишь обладая механическими навыками управления, но отсутствие теоретических знаний притягивает нежелательные проблемы.

Примечание. Как это ни странно звучит, но многие люди, страдающие аэрофобией, избавились от своего недуга , занимаясь в авиаклубе.

Самолет

Самолет – это классический пример летательного аппарата с мотором. Современные самолеты сверхлегкой авиации (с взлетным весом до 495 кг) способны помочь заглянуть за горизонт, посмотреть на землю свысока, взлетать и садиться на травяном аэродроме. Шаг в небо на маленьком самолете отличается по своим ощущениям от полета на большом лайнере.

  • Масса пустого самолета – 80-300 кг.
  • Скорость – 50-230 км/ч.
  • Цена нового аппарата – от 950000 руб.
  • Можно взлетать с воды, снега, даже с мелких булыжников при специальном оснащении.
  • Для взлета требуется около 150 м. Есть мастера садиться без пробега
  • Для посадки обычно около 250 м.
  • Спасательная система – парашютная система спасения всего самолета.
  • Средний расход бензина А-95 – 9 литров / 100 км.(усредненная цифра)
  • Экипаж – 1 пилот и 1 пассажир.

На большие расстояния перелет на самолете бывает дешевле, чем на автомобиле, ведь полет происходит по кратчайшей линии.
В авиации расход топлива считается «в часах работы» при разных режимах работы мотора.

Достоинства

  • Свобода перемещения. Это настоящий самолет – куда надо туда и летит, с небольшой поправкой. В России действует уведомительная система полетов: свободные полеты разрешены в зоне класса G, а также на высотах до 3000 метров и скорости до 450 км/ч. Непогода самолету нипочем. Летать можно и над облаками.
  • У серийных самолетов конструкция максимально простая и отработанная. Есть энтузиасты, собирающие самолет самостоятельно.
  • В зависимости от типа двигателя можно набирать высоту до 6000 м, однако выше 4000 м пилоту нужно кислородное оборудование.
  • Имея должную подготовку, можно совершать межконтинентальные путешествия.
  • Имеется возможность самостоятельно собрать самолет, купив KIТ-набор.
  • На некоторых типах самолетов можно крутить высший пилотаж.

Недостатки

  • Самолет – полноценное транспортное средство и на него требуются соответствующие документы и пилотское свидетельство . Их нужно регулярно продлевать.
  • Летая на самолете, придется постоянно контролировать много разных параметров: один из главных – скорость. В авиации есть поговорка «лучше потерять жену, чем скорость». Потеря скорость на многих самолетах может привести к сваливанию и последующему штопору.
  • Технически можно летать до 6000 м, практически (в России) свободно в зоне класса G: до высоты 3000 м и со скоростью не выше 450 км/ч, хотя на таких скоростях мало кто летает в малой авиации. Выше требуется согласование.
  • Во время полета по маршруту следует иметь работающую радиосвязь, вести с диспетчерами радиообмен. Это требует некоторых навыков.
  • Медицинские требования.
    Если вы хотите управлять тем, что летает с массой более 120 кг (взлетный вес): самолет, автожир, вертолет, то вам нужно будет пройти медицинскую комиссию. Требования к пилотам-любителям не такие строгие, как к профессионалам.

Парамотор (мотопараплан)

Хотите ощутить себя Карлсоном – летайте с парамотором. Небольшое приспособление с мотором и куполом параплана дает возможность прекрасно провести время.

  • Масса двигателя – 7-20 кг.
  • Скорость полета – 20-60 км/ч.
  • Как транспорт практически не применяется.
  • Есть вариант полета одному, есть вариант в тандеме.
  • На случай непредвиденной ситуации — парашют.
  • Стоимость нового аппарата – от 6 000$.

Достоинства

  • Для парапланеристов освоить парамотор несложно.
  • Небольшое потребление топлива.
  • Более ощутимое чувство полета из-за отсутствия кабины.
  • Невысокая скорость при взлете и посадке.
  • Простота перевозки из-за небольших габаритов

Недостатки

  • Сразу в бой. Теория на земле, а в воздухе один на один со стихией и аппаратом.
  • Методики подготовки таких пилотов нет. Обучение проводят действующие пилоты по индивидуальным наработкам.
  • При отказе двигателя в воздухе – посадка только перед собой.
  • Взлет/посадка производится с ног. Есть риск получения травмы.
  • Для взлета требуется ветер.
  • Возможность сложения крыла в воздухе.
  • Нужна достаточная физическая сила.
  • Это скорее развлечение, чем транспорт.

Мотопланер

Продолжением развития темы свободного полета на планере стал мотопланер. Его главное преимущество в том, что он не зависит от самолета-буксировщика и буксировочного комплекса, а взлетает и набирает нужную высоту самостоятельно.

  • Масса – 7-20 кг.
  • Скорость полета с мотором – 160-190 км/ч.
  • Аэродинамическое качество – от 14 до 60
  • Стоимость нового аппарата от 30000 евро, есть варианты стоимостью 140000 евро.
  • Стоимость б/у аппарата от 20000 евро

Достоинства

  • Мотопланер, прежде всего планер, планирует далеко и долго.
  • Наличие мотора позволяет выполнять посадку этого планера не там, где произошла потеря высоты, а там где аэродром. Очень дорогие планера, типа Nimbus – 4D, можно повредить при посадке на незнакомую площадку.
  • У дорогих моделей двигатель может быть убран при переходе в режим парения.
  • Двигатели планера могут быть внутреннего сгорания, электрическими и реактивными.

Недостатки

  • Есть либо одноместные, либо двухместные планера.
  • Как в случае с самолетом, необходимо следить за скоростью во время посадки, потеря скорости чревата сваливанием и штопором. Это опасно, если мало запаса высоты.
  • Для хранения нужен ангар и аэродром, для перевозки хлопотная разборка и прицеп.
  • Небольшой моторесурс двигателя.

Автожир

  • Масса аппарата 450 – 550 кг.
  • Скорость полета 130 -180 км/ч
  • Стоимость от 900000 рублей

Достоинства

  • Возможность совершать расслабленный полет на высоте 3-5 метров со скоростью 90 -100 км/ч
  • Безопасность полета выше, чем на других крылатых летательных аппаратах. Можно не переживать по поводу потери горизонтальной скорости и сваливания. Автожир держится в воздухе устойчивее других летательных аппаратов.
  • Летать можно до скорости ветра 15-17 м/с., тогда как для легкого самолета и мотодельтаплана 6-8 м/с могут стать серьезной проблемой.
  • Посадка без пробега. Нет необходимости в специально подготовленных посадочных площадках. Взлетать можно и с короткой двухметровой пробежкой, но важно раскрутить ротор до рабочих оборотов.

Недостатки

  • Самостоятельно осваивать аппарат качественного производства не рекомендуется, чаще всего от неумелых действий новичков страдает ротор автожира. Происходит заваливание аппарата на бок, падение на хвост. При этом в основном пилоты страдают только материально.
  • Возможность обледенения ротора. В том случае, если это произошло ротор, главный несущий винт автожира, не сможет совершать самовращение, что может привести к падению. Для избегания этого рекомендуется зимой постоянно следить за оборотами ротора и при малейшем подозрении на уменьшение скорости идти на посадку

Выводы

Если кто-то думает, что мечта летать – это прерогатива богатых людей, то он заблуждается. Варианты есть даже для граждан, у которых размеры дохода не позволяют подняться в небо на коммерческой основе.
Какая бы ни была ваша финансовая ситуация, если очень хочется полетать – придите на аэродром. Там можно совершить ознакомительный полет, за плату, конечно. И вот уже в воздухе вы сможете по-настоящему понять, нужно ли это вам. Можно попробовать полетать и на планере, ведь ощущения от полетов будут совершенно разными.

Кстати, если с деньгами действительно очень туго, можно попроситься поработать на аэродроме за возможность научиться летать. Это, как правило, будут неквалифицированные работы, но ведь у вас есть огромное желание летать, для реализации которого нужно находить возможности.
Если вы владеете профессией дизайнера, художника, электронщика, разработчика и так далее, то вполне возможно, что ваши навыки пригодятся на аэродроме, в авиационном учебном центре и в других «земных» структурах. Оказав им волонтерскую помощь, вы также сможете получить возможность полетать.

Когда приступают к классификации предметов или явлений, то ищут основные, наиболее общие черты, свойства, которые служат доказательством их родства. Наряду с этим изучают и такие признаки, которые резко отличали бы их друг от друга.

Если мы, следуя этому принципу, начнем классифицировать современные летательные аппараты, то прежде всего встанет вопрос: какие же признаки или свойства летательных аппаратов считать наиболее важными?

Может быть, можно классифицировать их, исходя из материалов, из которых изготовлены аппараты? Да, можно, но это будет мало наглядно. Ведь из разных материалов можно сделать одно и то же. Алюминий, сталь, дерево, полотно, резина, пластмассы в тон или иной степени применяются при изготовлении н самолетов, и вертолетов, н дирижаблей, и воздушных шаров.

Может быть основой для классификации летательных аппаратов избрать: когда и кем сделан аппарат впервые? Можно классифицировать в историческом плане - это вопрос важный, но тогда под одну рубрику попадут несхожие между собой по многим признакам аппараты, предложенные в одно время и в одной стране.

Очевидно, не эти признаки для классификации нужно считать наиболее важными.

Ввиду того что летательные аппараты предназначены для перемещения в воздушной среде, их принято подразделять на аппараты легче воздуха и аппараты тяжелее воздуха . Итак, основой классификации летательных аппаратов является их вес по отношению к воздуху.

Мы видим, что к аппаратам легче воздуха относятся дирижабли, воздушные шары и стратостаты . Они поднимаются и держатся в воздухе за счет наполнения их легкими газами. К аппаратам тяжелее воздуха принадлежат самолеты, планеры, ракеты и винтокрылые аппараты.

Самолет и планер поддерживаются в воздухе подъемной силой, создаваемой крыльями; ракеты удерживаются в воздухе силой тяги, развиваемой ракетным авигателем, а винтокрылые аппараты - подъемной силой несущего винта. Существуют (пока в проектах) аппараты, занимающие промежуточное положение между самолетами и винтокрылыми аппаратами, самолетами и ракетами. Это так называемые преобразуемые самолеты, или конверто-планы, которые должны объединить с себе положительные свойства как тех, так и других и сочетать огромные скорости полета с возможностью висения в воздухе, возможностью взлетать без разбега и садиться без пробега.

Вертолет, как и автожир, относится к винтокрылым летательным аппаратам. Их различие состоит в том, что несущий винт автожира не связан с двигателем и может свободно вращаться.

Несущий винт вертолета (или несколько несущих винтов) в отличие от несущего винта автожира в процессе взлета, полета и посадки приводится во вращение двигателем и служит как для создания подъемной силы, так и тяги. Создаваемая винтом аэродинамическая сила используется как для поддержания вертолета в воздухе, так и для его движения вперед Кроме того, несущий винт является также органом управления вертолетом.

Если у самолета тягу создает воздушный винт или реактивный двигатель, подъемную силу - крылья, а органами управления служат рули и элероны, то у вертолета все эти функции выполняет несущий винт. Из этого становится понятным, насколько важно значение несущего винта на вертолете.

Вертолеты отличаются друг от друга по количеству несущих винтов, по их расположению, по способу привода вращения. В соответствии с этими признаками и разделены вертолеты, изображенные.