Рисование тема завиток подготовительная группа. Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по декоративному рисованию: «Завиток» (по мотивам хохломской росписи)

Старшая группа

Упражнения на закрепление правильного произношения и дифференциацию звуков

Цели: развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов, упражнять в различении твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков.

Игра «Скажи, как я» (в кругу с мячом)

Воспитатель бросает мяч по кругу, называет слова с выделением любого твердого и мягкого согласных звуков. Ребенок должен повторить слово так же и перебросить мяч воспитателю. В игре принимают участие все дети. Если ребенку требуется помощь, нужно повторить слово 2-3 раза с выделением звука.

Упражнение «Найди братца»

Воспитатель раздает детям по одной картинке, в названии, которых есть звук «л» или «ль». На фланелеграф выставляет синий и зеленый кружки.

Воспитатель. Посмотрите на свои картинки. В названии предметов есть звук «л» — большой братец или звук «ль» - маленький братец. Поднимите картинки, в названии которых есть звук «л» (проверяет) ; теперь со звуком «ль»

Дети по очереди выходят, называют слово с выделением этих звуков и ставят картинки после соответствующих кружков. Один ребенок называет все слова со звуком «л», другой — со звуком «ль».

Игра «Назови слова»

Воспитатель предлагает детям называть слова со звуком «р», затем со звуком «рь». За каждое правильное слово ребенку дается фишка-игрушка. В конце игры определяется победитель.

Игра «Поймай жука» (в кругу с мячом)

Воспитатель бросает ребенку мяч и произносит слово с выделением звука «ж». Ребенок, поймав мяч, повторяет слово.

В игре должны принять участие все дети.

Воспитатель. Теперь вы будете жуками и громко жужжать; Сережа и Лена попытаются поймать жуков. Но если жук сядет на листочек (присядет, его ловить нельзя.

Игра продолжается до тех пор, пока не останется 2—3 детей-победителей.

Игра «Назови слова» Воспитатель предлагает детям называть слова со звуком «ж» (за каждое слово дается фишка). В конце игры определяется победитель.

Трое детей подходят к стойке, по сигналу воспитателя: «Бабочки, летите», дуют на бабочку: «Фу-у-у». Чья бабочка дальше полетит, тот и выиграл. В игре должны принять участие все дети.

Игра «Назови звук» (в кругу с мячом)

Воспитатель. Я буду называть слова и выделять в них один звук: громче или дольше его произносить. А вы должны назвать только этот звук. Например, «матрррёшка», а вы должны сказать: «рь»; «молллоко» — «л»; «самолеТ» — «т». В игре принимают участие все дети. Для выделения используются твердые и мягкие согласные звуки. Если ребенок затрудняется с ответом, воспитатель сам называет звук, а ребенок повторяет.

Чтение скороговорки

Скороговорка читается на два выдоха — по две строчки на выдох.

«Дождик, дождик, Не дожди! Дай дойти до дому Дедушке седому». Скороговорка читается хором 2 раза, затем только девочки, потом только мальчики и 2-3 ребенка индивидуально.

Воспитатель. У меня разные картинки, давайте их назовем (указывает на картинки, дети по очереди называют их). Я вам расскажу тайну: у слова есть первый звук, с которого оно начинается. Послушайте, как я назову предмет и выделю в слове первый звук: «Барабан» — «б»; «Кукла» — «к»; «Гитара» — «гь».

Дети по очереди вызываются к доске, называют предмет с выделением первого звука, а потом звук изолированно.

Упражнение «Кто придумает конец, тот и будет молодец»

Не будильник, а разбудит, Запоет, проснутся люди.

На голове гребешок, Это Петя. (петушок).

Я сегодня утром рано умывался из-под. (крана) .

Солнце светит очень ярко, Бегемоту стало. (жарко) .

Вдруг небо тучей затянуло, из тучи молния. (сверкнула).

Упражнение «Назови первый звук слова»

На фланелеграфе картинки. Дети называют предмет, выделяя первый звук, и звук изолированно.

Игра «Назови первый звук своего имени» (в кругу с мячом)

Воспитатель предлагает ребенку, которому бросит мяч, назвать свое имя с выделением первого звука и этот же звук произнести изолированно.

В игре принимают участие все дети.

Упражнение «Понюхай цветок»

Воспитатель предлагает детям «понюхать» цветок — вдох через нос, выдох через рот; на выдохе без напряжения голоса сказать: «Ах-х-х-х».

Упражнение повторить 5—6 раз. Потом сначала тихо, затем громче и громче дети вместе с воспитателем говорят: «Как хорошо пахнет цветок — ах! »

Чтение чистоговорки

Чистоговорка разучивается и затем читается на два выдохи то две строки на выдох) .

Чок, чок, каблучок, наступил на сучок,

Оторвался, поломался, чок, чок, каблучок.

Чистоговорку читают хором 2 раза, затем 4-5 детей индивидуально.

Игра «Найди братца»

Воспитатель раздает детям картинки, названия которых начинаются с твердого согласного звука; на ковре или столе выкладывает картинки, названия которых начинаются с парного — мягкого согласного.

Воспитатель. Посмотрите, что у вас нарисовано. Подумайте, с какого звука начинается ваше слово. Ваши маленькие братцы гуляют на поляне (показывает на ковер). Найдите их. Игра продолжается до тех пор, пока все дети самостоятельно или с помощью воспитателя не найдут нужную картинку. Ребенок, который первым подберет пару, выигрывает.

Игра «Назови первый звук слова»

(в кругу с мячом) Воспитатель бросает мяч ребенку и произносит слово, выделяя первый звук, ребенок перебрасывает мяч воспитателю и называет первый звук слова. В игре должны принять участие все дети.

Игра «Изменилась песенка» (звуки-товарищи «Ж» и «Ш»)

Воспитатель. Вспомните, как жужжит жук («ж~ж-ж). Вот что однажды произошло с жуком: он летел и так громко жужжал, что потерял голос и стал петь незвонко. У него получалась песенка: «Жж-ж-ж-ж-шш-ш-ш» (дети повторяют). Чью песенку пел жук? (Ветра.) Когда я покажу на мальчиков, они будут петь звонкую песенку жука: «Ж-ж-ж-ж»; когда покажу на девочек, они будут петь не звонкую песенку жука: «Ш-ш-ш-ш». (Дети делятся на две группы — мальчики и девочки. Упражнения повторяются 2 раза, затем дети меняются ролями, и игра повторяется.) Когда жук пел звонко, с голосом, то его песенка была похожа на звук «ж»; когда пел без голоса, песенка была похожа на звук «ш». Звуки «ж» и «ш» — товарищи. «Ж» произносится с голосом. А «ш» — без голоса (дети повторяют) .

Я научу вас проверять, с голосом или без голоса произносится звук. Подставьте ладошку к горлу и произносите долго «Ж-ж-ж-ж» — горлышко «играет» (кто не ощущает, целесообразно предложить приложить руку к горлу воспитателя). Значит, звук «ж» — звонкий и произносится с голосом. Теперь скажите: «Ш-ш-ш-ш» — горлышко «не играет», этот звук произносится без голоса, он не звонкий.

Лото «определи первый звук в слове»

Цель:

Упражнять детей в выделении первого звука в слове.

Игровой материал:

Карточки с предметными картинками по количеству детей. На каждой карточке 4 или 6 изображений (животные, птицы, предметы домашнего обихода и др.). У ведущего - кружки (для детей логопедических групп - карточки с буквами - по 4 на каждую букву).


Предметные картинки на карточках

Предметные картинки на карточках:

арбуз автобус ананас аист

утюг удочка утка усы

индюк иголка иней иволга

ослик овес окунь осы

портфель пила платье палатка

краски карандаш котенок кузнечик

халат хомяк хлопок хоккеист

скворец сирень сено (стог) собака

заяц замок зонт земляника

щкаф шиповник шишка шалаш

жук желуди жираф журавль

часы чайник черешня черемуха

Цыпленок циркуль цапля цифры

лягушка ласточка лесенка лыжи

редис рысь рак рябина

Сочетание предметов на карточке может быть разным: а)предметы, названия которых начинаются с гласных звуков (автобус, утюг, иголка, осы);

б) предметы, названия которых начинаются с нетрудных для произношения согласных звуков (пила, кот, халат, платье);

в) картинки на свистящие и шипящие звуки (сирень, циркуль, собака или: шапка, жук, шишка, жираф и т. д.).

Ниже приводим примерный набор карточек:

1) ананас - индюк - окунь - лягушка - часы - крас­ки;

2) утюг - портфель - сирень - замок - шалаш - жук;

3) арбуз - халат - скворец - цифры - рябина - чайник;

4) ананас - удочка - иней - пила;

5) черешня - цапля - редис - ласточка;

6) собака - зонт - шиповник - жираф - усы - осы;

7) кузнечик - хомяк - шапка - журавль - автобус - иней;

8) хлопок - котенок - циркуль - черемуха - рак - лесенка и т. д.;

9) автобус - усы - иголка - овес - шапка - журавль;

10) цапля - черепаха - ласточка - рак - заяц - шарфик.

Под каждым изображением - полоска из трех одинаковых клеток.

Ход игры

Играют 4-6 детей. Педагог раздает детям карточки. Спрашивает, у кого название предмета со звуком а (у, о, и, п ...). Тому, кто правильно назовет предмет, он дает кружок (в старшей группе) или карточку с соответствующей буквой (в подготовительной к школе группе), которую ребенок кладет на изображение предмета. Если к концу игры у некоторых детей останутся незакрытые картинки, воспитатель предлагает назвать их и определить, с какого звука начинается слово. Выигрывает тот, кто закрыл все картинки. Позже дети подготовительной группы могут самостоятельно играть в эту игру.



Цепочка слов

Цель:

Упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.

Игровой материал:

Карточки с предметными картинками (карандаш - шкаф - флажок - куст - топор- ракета - автобус -сук- ключ - чайник - кошка - ананас - сом - мак - крокодил- лук).

Размер карточек для занятия 12 X 7 см (10 X 6 см). Обратная сторона карточек подклеена бархатной бумагой или фланелью. Карточки выкладываются на фланелеграфе. Для настольной игры размер карточек -8 X 5 см.


Карточки для занятий

Ход игры на занятии

На столах у детей лежат карточки (одна на двоих). У воспитателя - карточка с изображением карандаша.

Воспитатель объясняет: «Сегодня мы будем выкладывать цепочку из предметов. Наша цепочка начнется со слова карандаш . Следующим звеном цепочки будет слово, которое начинается с того звука, каким кончается слово карандаш .

Кто из вас найдет предмет с таким названием у себя на картинке, подойдет к доске, присоединит свою картинку к моей и назовет свой предмет так, чтобы четко слышался последний звук в слове. Если вы, дети, найдете сразу два предмета, то приложит картинку тот, кто нашел ее первым. А оставшуюся картинку присоедините позже, когда снова потребуется для цепочки слово с таким звуком».

Когда будет выложена вся цепочка (ее можно разместить на фланелеграфе по кругу), воспитатель предлагает детям хором называть предметы, начиная с любого указанного, слегка выделяя голосом первый и последний звуки в каждом слове.

Ход игры вне занятия

Играют 4-6 детей» Карточки (изображением вниз) лежат посередине стола. Каждый берет себе одинаковое количество карточек (4 или 2). Начинает выкладывать цепочку тот, у кого звездочка на карточке. Следующую картинку прикладывает ребенок, у которого название изображенного предмета начи­нается с того звука, каким кончается слово - название первого предмета. Выигравшим считается тот, кто первым выложит все свои карточки.



Найди место звука в слове

Цель:

Упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине или конце).

Игровой материал:

Карточки из набора к игре «Определи первый звук в слове»; фишки.

Ход игрового упражнения на занятии

Воспитатель вешает или ставит на полочку доски карточки, на которых нарисованы автобус, платье, книга. Предлагает детям сказать, что изображено на карточках. Спрашивает, какой одинаковый звук слышится в названиях предметов.

«Правильно - звук а . Этот звук есть в названиях всех предметов, но слышится он в разных местах слова,- поясняет педагог. - Одно слово начинается со звука а , в другом звук а находится в середине, а третье - заканчивается этим звуком. А сейчас посмотрите на карточку (дается одна карточка на двоих-троих детей). Под каждой картинкой - полоска из трех клеточек.


Карточки из набора к игре «Определи первый звук в слове»

Если звук, который я назову, вы услышите в начале слова, ставьте фишку в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку надо поставить во вторую клеточку. Если звук в конце слова, фишку ставят в третью клеточку».

Каждый ребенок получает карточку. Находит слово с названным воспитателем звуком, отмечает фишкой его позицию.

Подбери слово к схеме

(на звуки с и ш )

(I вариант)

Игровой материал:

Карточки со схемами расположения звука в словах (одна клетка закрашена в начале, конце или середине схемы). Предметные картинки:



Предметные картинки

Сумка миска колос сом капуста ананас совок весы автобус скамейка лиса лес

Шапка мишка камышшуба ромашка ландышшарф вишни душшляпа чашка карандаш

Ход игрового упражнения

Играют 4-6 детей. Ведущий раздает им по одной карточке. Объясняет, что означает закрашенная клетка. Затем берет из стопки по одной картинке, называет, слегка выделяя голосом звук с или ш, а дети определяют позицию звука в слове. Если местонахождение звука соответствует схеме на его карточке, ребенок берет картинку и кладет ее на свою карточку. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

(II вариант)

Получив карточку, ребенок подбирает 3 слова со звуком с или ш , ориентируясь на закрашенный квадрат.

Кто в домике живет?

(Для логопедических групп. )

Цель:

Упражнять детей в подборе слов с определенным звуком.

Игровой материал:

1. Карточки (из бумаги) в виде плоских домиков с че­тырьмя окошками. Под каждым окошком кармашек, куда вставляется картинка (в том случае, если игра проводится с детьми на занятии). На чердачном окошке - буква.

2. Предметные картинки:

К - кот, коза, кролик, кенгуру, крокодил;

С - слон, собака, сорока, снегирь, лиса;

3 - заяц, зебра, коза, обезьяна;

Ц - цыпленок, цапля, курица, овца;

Ж - жираф, журавль, ежик, жаба;

Л - лось, лошадь, белка, волк, иволга;

Р - рак, рыба, тигр, ворона, воробей, крот;

Ход игры на занятии

Воспитатель помещает на доску 2-3 домика, а на стол кладет предметные картинки (или вешает наборное полотно с картинками). Рассказывает: «Для зверей и птиц построили домики. Давайте, дети, поможем животным расселиться. В первом домике могут жить те животные, в названии которых есть звук к, во втором - те, у кого в названии есть звук з. В каждом домике четыре квартиры. Найдите четырех животных и переселите в домик». По вызову воспитателя двое детей отбирают нужные картинки, вставляют их в кармашки, а потом говорят, кого они поселили в домик. Остальные дети проверяют, правильно ли выполнено задание.

Когда домики будут заселены, воспитатель спрашивает: «Может быть, кто-то из зверей или птиц хочет жить рядом с другими соседями? Могут ли некоторые жильцы поменять домики?» Дети определяют, что курица из домика с буквой ц может переехать в домик с буквой с, а кролик - переехать в дом с буквой л, подальше от зубастого крокодила.


Материал к игре "Кто в домике живет?"

Ход игры вне занятия

Играют трое-четверо детей. Каждый играющий получает домик. Воспитатель берет из стопки картинку с изображением животного, называет его, а дети определяют, в каком домике оно должно жить. Если животное может жить в разных домиках (например, жираф - в домике ж и домике р ), то картинку получает тот ребёнок, который первым сказал, что это животное должно жить в его домике. Если окажется, что какому-то животному негде жить, потому что полагающийся ему домик уже заселен (например, кот может жить только в домике тс), воспитатель предлагает детям подумать, куда можно переселить других животных, чтобы освободить ему место.

Кто быстрее соберет вещи?

(настольная игра)

Цель:

с - ш.

Игровой материал:

Большая карта, посередине которой изображены 2 чемодана. По кругу нарисованы предметы одежды, в названиях которых есть звук с или ш (шуба, шапка, шляпа, ушанка, шарф, шаль; свитер, сарафан, сапоги, сандалии, костюм, рубашка).



Карта для игры "Кто быстрее собирет вещи?"

Между предметами - кружки в количестве от одного до четырех; 2 фишки разного цвета, кубик с кружками на гранях (от одного до шести кружков); квадратики разного цвета (по 8-10) (квадратики могут быть с буквами с и ш ).

Ход игры

Играют двое детей. Один ребенок должен собрать в чемодан вещи, в названиях которых есть звук с, другой - вещи со звуком ш. Дети поочередно бросают кубик и передвигают свою фишку на столько кружков, сколько их обозначено на верхней грани кубика. Если фишка попадет на предмет, который имеет в названии нужный ребенку звук, он кладет на свой чемодан картонный квадратик. Выигрывает тот, кто больше вещей соберет в свой чемодан (наберет больше квадратиков).

Магазин

Для логопедических групп.

(настольная игра)

Цель:

Упражнять детей в дифференциации звуков р - л, с - ш.

Игровой материал:

1. Большая карта, разделенная на 3 горизонтальные полоски - «полки». Полоски расчерчены на квадраты, в которых нарисованы предметы одежды, посуды. На первых двух «полках» - одежда, на третьей - посуда. В названиях всех предметов имеются звуки с, ш, р, л . Предметы, в названии которых встречаются 2 звука (с и р или р и ш ), представлены в двух вариантах (2 свитера, 2 сахарницы и т. д.). Под картин­ками нарисованы квадратики (на квадратик играющие будут класть «деньги»).


Карта для игры "Магазин"

2. Деньги - бумажные карточки с буквами с, ш, р, л. Каждая буква должна быть в шести и более экземплярах. На монеты «с» можно купить: сахарницу, стакан, сковородку, свитер, сарафан; на монеты «ш» - рубашку, шляпу, кувшин, чашку; на монеты «р» - сахарницу, свитер, рубашку и т. д.

Ход игры (I вариант)

Играют четверо детей. (Ходы делают поочередно.) Воспитатель раздает каждому по 6 квадратиков с какой-либо одной буквой, объясняет правила игры: «Я буду продавцом, а вы покупателями. На свои деньги каждый из вас может купить в магазине шесть разных предметов. На деньги «с» можно купить те предметы, в названиях которых есть звук с, на деньги «р» - вещи со звуком р. Монетку выкладывайте на. квадратик под нужным вам предметом. Если уплатите правильно, я продам вам товар».

Выигрывает тот, кто быстрее израсходует свои деньги.

(II вариант)

«Деньги» - буквы лежат на столе изображениями вниз. Каждый играющий берет себе по 6 любых монеток и покупает соответствующий товар.

Собери букет

Цель:

Упражнять детей в различении заданного звука в словах.

Игровой материал:

1. Карты с вазами (аппликация, рисунки). В каждой вазе стебли, на концы которых прикрепляются головки цветов. На вазах - кармашки. 2. Карточки, на которых нарисованы буквы или цветы (вставляются в кармашки). 3. Разноцветные цветы, вырезанные из бумаги (каждый цвет целесообразно представить в нескольких экземплярах).

Ниже приводятся цвета со звуками с, л, р, ж - з, з - с в названиях:

С синий сиреневый красный серый

Л голубой белый фиолетовый зеленый желтый

Р красный розовый оранжевый сиреневый серый

Ж - 3 оранжевый желтый зеленый розовый

3 - С зеленый сиреневый розовый серый красный синий

Для игры на занятии следует на концы стеблей наклеить кружки из бархатной бумаги или фланельки, а цветы с обратной стороны обклеить бархатной бумагой. Ход игрового упражнения на занятии Воспитатель ставит перед детьми 2 или 3 карты, на которых изображены вазы со стеблями, фланелеграф с цветочками разного цвета. Объясняет: «Сегодня, дети, мы будем составлять букеты из цветочков разного цвета. В вазе, на кармашке которой ландыш, должны быть цветки такого цвета, в названии которого есть звук л. В вазе, на которой ромашка, должны быть цветки такого цвета и оттенков, в названии которых есть звук р. На каждый стебель нужно прикреплять по одному цветку».

Выполнив задание, ребенок называет цвет, выделяя голосом нужный звук, а остальные проверяют правильность ответа. Например: «В букете есть красный и розовый цветы. Я

Ход игрового упражнения вне занятия

(настольная игра)

Состав играющих - до пяти. Каждый получает карту с вазой. Воспитатель показывает цветы (по одному цветку) и называет их цвета. Если в названии есть нужный звук, ребенок говорит: «Голубой (белый, зеленый и т.д.) цветок годится для моего букета». Воспитатель передает ребенку цветок, тот прикладывает его к концу стебля. (Карты и цветки для настольной игры изготовляются меньшего размера и без подклейки бархатной бумагой или фланелью.)

Найди пару

Цель:

Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух. Игровой материал:

1. Диск, разделенный на 2 половины, по краю которого в верхней и нижней частях наклеено одинаковое количество кругов из бархатной бумаги (по 5-7 шт.). На диск прикреплена двойная стрелка, которую удобно передвигать.


Диск для упражнения "Найди пару"

2. Предметные картинки (на кругах такого же размера, как круги на диске), подклеенные с обратной стороны бар­хатной бумагой или фланелью:

коза - коса трава - дрова катушка - кадушка уточка - удочка мишка - мышка крыша - крыса каска - маска мак - рак кит- кот усы - осы ком - сом дом - дым

Ход игры.на занятии:

Воспитатель помещает перед детьми диск с картинками (в верхней половине). Остальные картинки расположены на фланелеграфе или лежат на столе воспитателя. Предлагает детям поиграть в игру «Найди пару». Объясняет: «Этот диск разделен на две части. В верхней половине размещены разные картинки. Одна стрелка указывает на картинку, а вторая - на пустой кружок внизу. На этот кружок нужно поместить картинку с предметом, название которого звучит сходно с названием предмета, на который указывает верхняя стрелка».

Воспитатель вызывает к доске детей. Подобрав картинку, ребенок произносит оба названия, голосом подчеркивая их сходство и различие («Коса - коза»). Затем воспитатель передвигает стрелку на, следующую картинку.

Ход игры вне занятия:

Каждый играющий получает по одной - две картинки. Воспитатель устанавливает одну стрелку на какой-либо картинке и называет изображенный на ней предмет. Дети смотрят на свои картинки, выбирают нужную. Проигрывает тот, у кого останется картинка.

Построим пирамиду

Цель:

Упражнять детей в определении количества звуков в словах.

Игровой материал:

1. Рисунок пирамиды из квадратов, выполненный на листе бумаги. В нижней части каждого квадрата - кармашки для вкладывания картинок. В основании пирамиды - 5 квадратов, выше 4, потом 3 и 2. Заканчивается пирамида треугольной верхушкой.


Картинка пирамида

2. Предметные картинки тех же размеров, что квадраты у пирамиды, содержащие в названиях от двух до пяти звуков: еж, уж, ус (2); мак, рак, жук, сыр, ухо, ком, сом (3); рыба, ваза, роза, лиса, утка, жаба (4); сумка, шапка, ветка, чашка, туфли, кофта, миска, кошка, мышка (5).

Ход игры на занятии:

Воспитатель демонстрирует пирамиду, поясняет: «Эту пирамиду мы будем строить из картинок. В самом верху у нас должны быть картинки с короткими названиями, состоящими всего из двух звуков, ниже - из трех, еще ниже - из четырех звуков. А в основании пирамиды должны быть помещены картинки с названиями из пяти звуков».

Воспитатель вызывает поочередно детей для выполнения игрового задания. Сначала дети берут любые картинки, отчет­ливо произносят слово и определяют в нем количество звуков. Например: «В слове жук три звука. Я поставлю эту картинку во второй ряд (от верха)». Или: «В слове чашка пять звуков, я поставлю картинку в нижний ряд». Ошибочный ответ не засчитывается, и картинка возвращается на прежнее место. В процессе игры дети ищут картинки только для незаполненных квадратов. В конце упражнения воспитатель спрашивает о том, как устроена эта необычная пирамида.

Ход игры вне занятия

Играют семеро детей. Воспитатель кладет карту с пирамидой на середину стола и раздает каждому играющему по 2 картинки. Дети определяют количество звуков, содержащихся в названиях предметов, и кладут картинки на соответствующие квадраты.

Пирамида

Цель:

Упражнять детей в определении количества слогов в словах.

Игровой материал:

1. Изображение пирамиды из квадратов (в 3~ ряда): внизу

3 квадрата для трехсложных слов, выше -2 для двухсложных и наверху -1 для односложных слов. Снизу квадратов кармашки.

2. Предметные картинки:

на односложные слова

сом, рак, лев, уж лук, жук, рысь, гусь, тигр, ключ, сыр, волк, стул, мяч, шар, и др.

на двухсложные слова

коза, кошка, рыба, жаба, белка, пингвин, овца, баран, кувшин, чайник, чашка, сумка, и др.

на трехсложные слова

собака, корова, ворона, пеликан, попугай, кенгуру, тарелка, автобус, паровоз, малина, сапоги, цыпленок, и др.

(I вариант)

Воспитатель объясняет: «Сегодня мы будем строить пира­миду из картинок. В нижний ряд пирамиды нужно поместить картинки, названия которых состоят из трех частей, например: ма-ли-на; во второй ряд - из двух частей: ры-ба; в верхний квадрат - картинку, название которой не делится на части (односложное слово), например гусь».

Воспитатель вызывает к доске ребенка, дает ему несколько картинок (3-4). Одну - с односложным словом, две - с двухсложными словами и одну - с трехсложным словом.

Ребенок произносит названия предметов по слогам и вставляет картинки в нужные кармашки. Все остальные дети проверяют, правильно ли построена пирамида. Следующий ребенок получает новые картинки.

(II вариант)

Воспитатель вызывает сразу трех детей и предлагает одному ребенку выбрать из разложенных на столе картинок (или из картинок, вставленных в наборное полотно) картинки для нижнего ряда пирамиды, второму - для среднего, третьему - для вершинки.

Ход игрового упражнения вне занятия

(настольная игра)

Для настольной игры изготовляются карты с изображениями пирамиды из квадратов (без кармашков). (Дети кладут картинки на квадраты.)

Каждый играющий получает карту с пирамидой, самостоятельно отбирает картинки с нужным количеством слогов и «строит» пирамиду.

Воспитатель проверяет, как выполнено задание.

Цветочный магазин

Цель:

1. Упражнять детей в делении слов на слоги.

2. Закрепить в словаре детей названия цветов.

Игровой материал

1. Открытки с изображениями цветов, названия которых состоят из двух, трех и четырех слогов. Двухсложные: роза, пион, астра, тюльпан, нарцисс, ирис . Трехсложные: ромашка, лилия, василек, гвоздика . Четырехсложные: незабудка, колоколъчик, хризантема, гладиолус .

2. Числовые карточки -- «деньги» с двумя, тремя и четырьмя кружками.

3. Наборное полотно.

Ход игры на занятии

(I вариант)

Воспитатель предлагает детям поиграть в цветочный магазин и ставит перед ними наборное полотно с открытками, на которых нарисованы цветы. Рассказывает: «Это у нас цветочный магазин. В нем продаются разные цветы. Одни - с короткими названиями, например пион, другие - с длинными названиями, например незабудка. У каждого из вас есть числовая карточка с кружками. А вот это - «деньги». Вы будете покупателями, а я продавцом. Покупатель может купить лишь тот цветок, в названии которого столько частей (слогов), сколько кружков на карточке. Вы придете в магазин, предъявите мне числовую карточку и произнесете название цветка по частям. Если вы правильно определили, какой цветок можете купить, то получите его. Если ошибетесь, цветок останется на прилавке». Вызванные дети произносят по слогам названия цветов и отдают педагогу числовые карточки.

В конце игры воспитатель сам показывает детям числовую карточку с двумя кружками, просит показать и назвать купленные цветы. Дети выходят с открытками к его столу и поочередно произносят названия своих цветов: «Роза... пион... тюльпан» и т. д. Потом воспитатель показывает карточку с тремя и четырьмя кружками, и дети произносят трехсложные, а затем и четырехсложные названия.

(II вариант) (Посадим цветы на клумбу)

Воспитатель раздает детям открытки с изображениями цветов. Вывешивает перед ними наборное полотно с тремя полосками. В верхнюю полоску вставлена числовая карточка с одним кружком, в среднюю - с двумя, в нижнюю - с тремя. Предлагает детям «посадить цветы на клумбу»: в первую, верхнюю бороздку - цветы, названия которых делятся на две части (на два слога), в среднюю - цветы с названиями из трех частей, в нижнюю - с названиями из четырех.

Педагог вызывает детей сначала для посадки цветов в верхнюю бороздку, потом - в среднюю и, наконец,- в нижнюю. В заключение дети хором произносят названия цветов и определяют, правильно ли они посажены.

Включи телевизор

Цель:

Упражнять детей в определении первого или последнего звука в словах, в составлении слов из выделенных звуков (трех-четырех), упражнять в чтении слов из трех-четырех букв (в логопедических группах).

Игровой материал:

1. Таблица, на которой слева наклеены 2 длинных кармана один под другим для предметных картинок и букв, а справа-изображение телевизора; за экраном - карман (для демонстрации картинок).

2. Предметные картинки и карточки с буквами.

3. Картинки для телеэкрана: шар, ком, сом, рак, кит, кот, роза, ваза, утка.



Картинка "Телевизор"

Ход игрового упражнения на занятии

Воспитатель объясняет детям: «Чтобы включить наш теле­визор и увидеть изображение на его экране, нужно определить первый звук в словах - названиях картинок, помещенных в верхнем кармашке. По этим звукам вы составите новое слово. Если слово будет составлено правильно, на экране телевизора появится соответствующий предмет».

Воспитатель вставляет в верхний кармашек предметные картинки, например: матрешку, аиста, кота, просит детей назвать первый звук в каждом из этих слов (м, а, к) и догадаться, какое слово можно составить из этих звуков (мак). Затем демонстрирует картинку с маком на экране.

Дети логопедической группы выделенный звук обозначают соответствующей буквой и читают получившееся слово.

Слова, которые можно составить по первым звукам: ком , (кошка, ослик, мак), кот (ключ, обруч, топор), рак (рыба, арбуз, курица), шар (шишка, арбуз, рыба), сом (сани, осы, молоток), роза (рысь, обруч, заяц, автобус), ваза (волк, апельсин, замок, ананас).

Слова, которые можно составить по последним звукам: ком (замок, ведро, сом), кот (молоток, кресло, самолет), рак (топор, пила, волк), шар (ландыш, юла, трактор), сом (автобус, пальто, ком), утка (кенгуру, вертолет, носок, лодка).

Как их зовут?

Цель:

Закрепить у детей умение определять первый, последний, второй и третий звуки в словах, а также составлять из них имена.

Игровой материал:



Картинка с девочкой и мальчиком

1. Таблица с изображениями детей: девочек и мальчиков (четырех-пяти). Сверху - 4-5 длинных кармашка для предметных картинок, внизу - кармашки для букв.

2. Предметные картинки и карточки с буквами а, у, о, с, л, м, ш, р .

Ход игрового упражнения на занятии

(I вариант)

Воспитатель предлагает узнать, как зовут девочек и мальчиков, изображенных на таблице. Объясняет, что для этого нужно определить первые звуки в словах - названиях предметов, нарисованных на картинках в верхних кармашках. Дети называют: лошадь, арбуз, рака, астру - и приходят к выводу, что девочку зовут Лара .

Предметные картинки для прочтения (составления) имени Шура: шар, утка, рыба, апельсин; имени Маша: мышь, автобус, шишка, антенна; имени Рома : рука, осы, мак, автомобиль.

(II вариант)

Дети составляют имена, ориентируясь на последние звуки в словах: Шура (камыш, кенгуру, шар, ваза); Лара (стол, кошка, топор, утка); Маша (дом, сумка, ландыш, вилка); Рома (комар, колесо, сом, пила).

(III вариант)

Имена составляют по второму звуку в словах: Лара (слон, рак, арбуз, мак); Шура (уши, куры, грач, сани) и т. д.

(IV вариант)

Имена составляют по третьему звуку в словах: Лара (волк, грач, марка, кран); Рома (марка, слон, лампа, платье); Шура (мишка, труба, марка, краб).

Украсим елку

Цель:

1. Развивать у детей фонематический слух.

2. Упражнять в делении слов на слоги (двухсложные и трехсложные слова).

Игровой материал:

1. Панно, на котором изображена елка, вырезанная из бархатной зеленой бумаги.

2. Кружки из такой же бумаги, с одной стороны на них нарисованы елочные игрушки: снеговик, сосулька, месяц, самолет, снежинка, лиса (с ); звезда, зайка, ваза (з ); шарик, шишка, хлопушка, петрушка, мышка, мишка (ш ); жучок, ежик, снежинка (ж ); ракета, рыбка, фонарик, петрушка, шарик (р ); лодка, лиса, самолет, сосулька, хлопушка (л ).

Картинки, в названии которых встречаются 2 отрабатываемых звука, изготовляются в двух экземплярах.

3. 2 коробочки: одна с двумя полосками на боковой стороне, другая - с тремя.

Ход игрового упражнения на занятии

Воспитатель ставит перед детьми панно с елкой и фланелеграф, на котором прикреплены елочные игрушки. Говорит: «Дети, вы все очень любите веселый новогодний праздник. Помните, как мы украшали зеленую елку игрушками? А сейчас я вам предлагаю украсить эту елку. Вот елочные игрушки. Сначала нужно повесить на елку те игрушки, в названии которых есть звук с . Когда будете вешать игрушку, четко называйте ее и голосом выделяйте звук с ».

Ребенок сразу отбирает все игрушки на звук с .

Затем педагог вызывает двоих детей и предлагает одному повесить игрушки со звуком з в названиях, другому - со звуком ш. Следующие двое детей отбирают игрушки, содержащие в названиях звуки ж и р. Последний ребенок вешает оставшиеся игрушки и сам определяет, какой звук повторяется в их названиях (л ).

Далее воспитатель говорит: «Какая нарядная елка у нас получилась! Но кончился новогодний праздник, нужно убрать ёлочные игрушки до следующего Нового года в эти коробки. В коробку с двумя полосками на боковой стороне будем складывать игрушки, названия которых можно разделить на две части (слога), а в коробку с тремя полосками сложим игрушки, названия которых делятся на три части».

Воспитатель приглашает к столу двух детей и предлагает поочередно снимать игрушки и определять, в какую коробку их следует сложить. Потом задание выполняет еще одна группа детей из трех-четырех человек.

Двухсложные слова: свечка, месяц, лиса, звезда, зайка, ваза, жучок, ежик, шарик, шишка, мышка, мишка, рыбка, лодка.

Трехсложные слова: снеговик, снежинка, сосулька, самолет, хлопушка, петрушка, ракета, фонарик, лошадка .

В заключение воспитатель предлагает проверить, правильно ли разложены игрушки по коробкам. Он вынимает игрушки сначала из коробки с двумя полосками, а дети хором (не громко) произносят их названия по слогам: ва-за, е-жик и т. д. Так же проверяют содержимое коробки с тремя полосками: ра-ке-та, сне-жин-ка ...

Поезд

Цель:

1. Учить детей определять наличие указанного звука в словах.

2. Упражнять в определении количества звуков в словах.

3. Упражнять в определении количества слогов в словах.

Игровой материал:

1. Длинное панно с изображением паровоза и трех вагонов. В каждом вагоне по 3 окна (квадратики с кармашками внизу), на крышах вагонов прорези, куда вставляются таблички с кружками для обозначения количества звуков в словах (от 3 до 5) или для обозначения количества слогов в словах (от 1 до 3), а также таблички с буквами для определения наличия звука в словах.

2. Предметные картинки такого же размера, как окна с изображениями животных (зверей и птиц) (можно использовать картинки из набора к игре «Кто в домике живет?»).

Картинки на один заданный звук: с : слон, лось, рысь, собака, сова; з: заяц, зебра, коза, обезьяна; ш : кошка, мышка, лошадь; ж : жираф, журавль, ежик, жаба; л: лиса, лев, волк, верблюд; р : ворона, воробей, курица, крокодил.

Картинки на 3 заданных звука: жук, рак, сом, бык; на 4 звука: слон, лиса, волк, жаба; на 5: кошка, мышка, баран, зебра.

Картинки на односложные слова: лось, рысь, бык, слон, лев, волк; на двухсложные слова: жираф, кошка, жаба, коза, заяц, баран; на трехсложные: ворона, курица, собака, воробей, крокодил .

Ход игры на занятии (I вариант)

Воспитатель показывает детям паровоз и 9 картинок с изображениями животных, объясняет: «Прибыл поезд для зверей и птиц. В нем три вагона. Каждое животное может ехать только в определенном ему вагоне. В первом вагоне поедут животные, в названиях которых есть звук с...» и т. д. Педагог вызывает троих детей и предлагает одному ребенку отобрать пассажиров для первого вагона (звук с), другому - для второго вагона (звук ж) и последнему - для третьего вагона (звук р). Затем он приглашает еще трех детей-контролеров (или одного ребенка), которые должны проверить, на своих ли местах пассажиры.



Картинка "Поезд"

(II вариант)

Воспитатель вставляет в прорези на крышах вагонов таб­лички с кружками и предлагает отобрать пассажиров, ориентируясь на количество звуков в словах.

Вызывает ребенка, дает ему картинку с изображением животного. Ребенок отчетливо называет его, так чтобы был слышен каждый звук в слове, затем говорит, сколько звуков в данном слове, и вставляет картинку в кармашек соответствующего вагона: «Бык должен ехать в первом вагоне, потому что в слове бык три звука: б, ы, к » и т. п.

(III вариант)

Воспитатель вставляет в прорези на крышах вагонов новые таблички с кружками. Объясняет детям, что в первом вагоне должны ехать животные, названия которых не делятся на части (односложные слова); те животные, названия которых можно разделить на 2 части, поедут во втором вагоне и т. д. Можно назначить на роль кассира ребенка и дать ему числовые карточки с одним, двумя и тремя кружками. К нему поочередно будут подходить дети с картинками и рассказывать: «Я волк. Дайте мне билет на поезд». Кассир определяет количество слогов в слове и дает числовую карточку: «Волк, ты поедешь в первом вагоне»; «Лиса, ты поедешь во втором вагоне» и т. д.

Речь - это самое главное достижение человека. С помощью звуков, слов, выражений, дополнительной жестикуляции и интонации можно общаться с другими людьми. Правильное общение называется Это способность корректно изъясняться, с учетом определенных условий, цели разговора, а также использования всех языковых средств (интонации, лексики, грамматики). Звуковая культура речи составляет общее друг с другом.

Что такое - звуковая культура речи?

Она является частью речевого общения человека. Звуковая культура речи соединяет в себе устное оформление слов. Этот пласт отвечает за правильное произношение звуков, выражений, скорость и громкость речевых высказываний, тембр голоса, ритм, паузы, логические ударения, корректное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, а также наличие подходящей окружающей речевой среды.

Воспитание звуковой культуры речи способствует своевременному и быстрому развитию речевых навыков у детей дошкольного возраста. Во время развития речи преподаватели-логопеды одновременно развивают словарную, грамматически связную речь. Занятия помогают детям следить за дыханием во время произношения, корректировать его четкость, развивать навыки управления голосом неторопливо и интонационно верно.

Как воспитать звуковую культуру речи?

Формирование правильной речи у ребенка сводится не только к развитию навыков корректного произношения звуков, которыми занимаются логопеды, но и решению множества важных задач. В детском саду с детьми работают опытные педагоги. Как правило, они развивают звуковую культуру речи ребенка по следующим направлениям:

  • Воспитывают правильное звукопроизношение.
  • Формируют четкость и ясность произношения слов, которые соответствуют языковым нормам русского языка.
  • Вырабатывают в процессе учебы умеренный речевой темп и правильное дыхание при произношении.
  • Воспитывают интонационно корректное произношение звуков и слов.
  • Развивают слуховое внимание у детей.

Звуковая культура речи и ее реализация осуществляется в двух направлениях: с развития различного восприятия (ритма, темпа, интонации, силы, скорости) и речедвигательного аппарата. Для того чтобы воспитать в ребенке речевую культуру, педагоги выбирают следующие формы работы:

  • Самостоятельные занятия, на которых дети общаются между собой.
  • Занятия со специалистами дошкольных учреждений.
  • Работа в форме игр, упражнений.
  • Музыкальные занятия.

Развитие звуковой культуры речи в дошкольных учреждениях продолжается не только на специальных занятиях, но и на прогулке, утренней речевой гимнастике. Педагогами используются звукоподражательные слова, стихотворения, скороговорки, наглядный материал, мультфильмы, презентации и многое другое.

Возраст формирования звуковой речи у ребенка

Лучше всего начинать заниматься с ребенком в возрасте, когда он начинает активно разговаривать и повторять слова. Формирование звуковой культуры речи - это важный этап Важно не упустить этот момент и помогать ребенку вместе с преподавателями детского сада постичь науку правильного звукопроизношения.

Биологический слух

Еще с рождения человек обладает способностью различать звуковые колебания - это называют биологическим слухом или восприятием. У людей звуки распознаются с помощью наружного уха, барабанной перепонки, слуховых косточек и внутреннего уха. Звуковые колебания формируют возбуждение нервных окончаний и передают информацию в мозг. Слуховое внимание - это особая характеристика возможностей восприятия человека, которая помогает сосредотачиваться на звуках, деятельности или объекте. Например, когда ребенок останавливает свое внимание на раздражителе, он получает четкость звуковых ощущений. Если нарушается слуховое восприятие у детей, это влечет снижение внимания, любознательности. Ребенок часто плачет, вздрагивает от звуков и посторонних раздражителей.

Как правильно выбрать логопеда?

Найти хорошего специалиста - задача не из легких. Особенно если у ребенка существуют серьезные проблемы с речью. При выборе логопеда учитывайте следующие моменты:

  • Спросите у специалиста-логопеда о квалификации и опыте работы. Изучите портфолио.
  • Поинтересуйтесь у логопеда, решал ли он конкретную проблему.
  • Узнайте количество и стоимость занятий.
  • Попробуйте понять, располагает ли человек к себе, комфортно ли ребенку быть рядом с логопедом.
  • Насколько высоки гарантии положительного результата.

Помните о том, что высокая цена занятий с логопедом не гарантирует качественно выполненной работы.

Звуки

Занятие по звуковой культуре речи направлено на обучение детей дошкольного возраста четко и правильно артикулировать. Звук «у» учат произносить плавно и долго на выдохе. Педагоги следят за тем, чтобы дети выговаривали его с различной громкостью и интонацией. Занятия по звуковому обучению проходят в форме игры и специальных упражнений, которые помогают научиться правильно произносить звук «у». Упражнение - складывать губы дудочкой и вытягивать их вперед подготавливает артикуляцию к произношению. Кроме этого, педагоги поют песни с ребятами, выполняют хоровые повторения звуков и многое другое.

Звук «з». Его освоение происходит также в форме игр и песен. Его изучают после того, как дошкольники научатся справляться со звуком «с». Особенность его изучения состоит в том, что в работу включаются, помимо артикуляции, голосовые связки. Обычно, звук «з» требует обучения перед зеркалом. Во время работы педагог произносит с детьми скороговорки, составляет предложения. Развитие звуковой культуры тесно связано с фонематическим слухом.

Воспитание звуковой речи у дошкольников

Звуковая культура речи включает в себя правильную дикцию, звукопроизношение, интонацию, темп, жесты, мимику, тональность речи, позу, двигательные навыки во время разговора ребенка. Если систематически заниматься воспитанием произношения звуков, дошкольнику будет проще учиться в дальнейшем. Именно поэтому методика воспитания заключается в решении педагогом следующих задач:

  • Развитие подвижности языка и губ во время звукопроизношения.
  • Формирование умения поддерживать нижнюю челюсть в нужном положении.
  • Уделение внимания дыханию во время речи.

Как правило, дошкольники осваивают звуковую речь без усилий, если ее вовремя воспитывать. В этот период дети заимствуют слова и звуки подражательным методом. Ведь фонетический слух закладывается в раннем возрасте. Важно не упускать момент и направить развитие ребенка в правильном направлении.

Обучение в средней группе

Звуковая культура речи в средней группе дошкольников (возраст от 4 до 5 лет) состоит из речевого слуха и дыхания, которые являются началом возникновения речи. Воспитание в этой группе начинается с учетом знаний, которые были получены ранее. Первостепенная задача педагога научить ребят четко и правильно произносить звуки русского языка. Специалист уделяет особое внимание шипящим и свистящим звукам, учит корректно произносить фразы и сложные слова, формирует навык интонационной выразительности. Кроме этого, логопед воспитывает в детях высокий уровень развития речевого слуха, который поможет им самостоятельно изменять тон голоса, выделять интонационно слова в предложениях. Звуковая культура речи в средней группе направлена также на развитие речевого дыхания, фонематического восприятия, голосового и артикуляционного аппаратов.

Обучение в старшей группе

Звуковая культура речи в старшей группе (возраст 6-7 лет) продолжает формирование полученных ранее навыков. Педагоги стремятся улучшить развитие артикуляционного аппарата ребенка, следят за произношением звуков с помощью различных упражнений, развивают фонематический слух, учат определять звуковые места в слове, грамотно использовать интонацию и темп речи. Логопеды также устраняют или недостатки звукового произношения, совершенствуют полученные навыки, изучают образцы правильного литературного проговаривания слов родного языка. Звуковая культура речи в старшей группе должна развить у детей хороший фонематический слух, научить чтению слов, предложений и небольших текстов, понимать различия между терминами, самостоятельно составлять предложения и проводить Заканчивая обучение в старшей группе, дети умеют различать гласные и согласные буквы, звуки, их обозначения. Как правило, педагоги готовят дошкольников к подготовительному этапу, который начинается перед поступлением в школу.

Что такое дидактическая игра?

Дидактические игры в детском саду - это учебные занятия, которые помогают дошкольникам получить новые знания в ходе увлекательных игр. Они отличаются наличием правил, четкой структурой и системой оценки. решают ряд задач, поставленных педагогом. Существует целая методика, которая позволяет в такой форме развить фонетический слух у ребенка. Дидактический метод постепенно воспитывает правильное произношение звуков русского языка и умение слушать. Все игры имеют определенные задачи, которые сводятся к выделению звуков в начале, середине и конце требуемого слова. Например, игра «Звуковые прятки» предназначена для детей в возрасте до шести лет. Это самостоятельная игра для группы, которую контролирует педагог. Цель игры - развитие внимания и фонетического слуха. В качестве вспомогательных предметов используется мяч. Ведущему необходимо загадать слово, в котором есть определенный звук, например «з». Затем он бросает по очереди мяч ребятам, произнося разные слова, в которых присутствует этот звук. Задача детей ловить мяч со словами нужного звука, а остальные «слова» отбивать.

Какие проблемы развития звуковой речи существуют?

Современные дети намного чаще страдают проблемами формирования звукопроизношения и речи. Причина этому - компьютеризация, недостаток общения со сверстниками и родителями. Часто родители предоставляют ребенка самому себе, а также игрушкам, телевизору, гаджетам. Специалисты советуют читать книги вместе с детьми, разучивать стихотворения, считалки, скороговорки. Становление звуковой культуры речи связано с развитием мелкой моторики пальцев рук. Для того чтобы увлечь и приобщить ребенка к обучению, необходимо давать как можно чаще малышу задания построить домик из кубиков, собрать мозаику и цветную пирамиду. Воспитывать звуковую речь у ребенка нужно постоянно. В детском саду, во время игр, прогулок по парку. Разговаривайте с малышом, обращайте внимание на интересные детали, например, цвет листьев и растений, считайте птиц, рассматривайте цветы. Без комплексного подхода формирование правильно поставленной речи невозможно. В этом должны участвовать как родители, так и педагоги дошкольных учреждений.

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе по теме:

«Хохломская роспись».

Цели:

1. Познакомить детей с историей промысла и произведениями народного

декоративно-прикладного искусства, технологией выполнения росписи и особенностями рисунка Хохломы.

2. Объяснить различия между видами хохломской росписи.

3. Способствовать проявлению аккуратности в работе, развитию фантазии и наблюдательности.

4. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

Оборудование и материалы:

изделия с хохломской росписью, открытки, репродукции;

плакат «Хохломская роспись» ;

презентации «Хохломская роспись»;

модель для раскрашивания «Блюдце»;

баночка для воды;

печатка-тычок (ватные палочки по 2 шт.);

лист бумаги;

салфетка;

Ход урока:

Воспитатель: Очень давно, в Нижегородском Заволжье, зародился обычай украшать деревянную посуду росписью. В этом лесном краю почти все делалось из дерева. Вся территория края представляла собой как бы одну разбросанную по сотням деревень мастерскую. Жители, будто сговорившись, поделили между собой все виды производства деревянных изделий. У каждой группы деревень был центр – крупное торговое село, куда крестьяне каждую неделю приезжали на базар сбывать выработанную продукцию. Деревни, где точили и окрашивали деревянную посуду, находились вокруг большого торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи. Именно отсюда разлетались жар-птицами чашки да ложки по всей земле. Когда у купца спрашивали: “Откуда такое диво?”, он с гордостью отвечал: “Из Хохломы”. Так и повелось: Хохлома да Хохлома. Вот и по сей день, расписную посуду хохломской зовут.

Но прежде чем посуда попадала в руки купцов, ее изготовляли “золотые” руки мастеров. Как придумали мастера окрашивать деревянную посуду в золотистый цвет без применения золота? Это до сих пор остается загадкой даже для специалистов. Но отработанный веками процесс и сейчас превращает обычное белое дерево в блестящее золотом изделие.

В чем же секрет красочной хохломской посуды? Как ее делают? Оказывается это совсем непросто.

1. Деревянное изделие покрывают жидким раствором глины "вапы". Глина закрывает поры дерева, создает водонепроницаемый слой.

2. После этого изделия смачивают сырым льняным маслом и хорошо просушивают. Затем покрывают олифой и снова просушивают, повторяя эту операцию 3-4 раза.

3. Следующий этап - лужение. Изделие покрывают полудой: порошок олова или алюминия втирается тампоном в изделие. Изделия становятся гладкими, блестящими и напоминают металлические.

4. И только теперь за работу берётся красильщик (человек, который наносит узор). Роспись наносится масляными красками. Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом.

5. Расписанное и просушенное изделие покрывают масляным лаком (раньше покрывали олифой) и ставят в печь для «каления». Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет. Так возникло словосочетание «Золотая Хохлома».

По словам мастеров, такая посуда не боится ни жары, ни стужи, хорошо моется, долго служит, по нарядности соперничает с золотой, а по цене доступна всем.

Вопрос: Какие цвета используют мастера?

Ответ: Красный, черный, совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки.

Вопрос: Какие узоры вы видите на посуде?

Ответ: Листики, ягодки, завитки, точечки.

Вопрос: А с чем можно сравнить эти рисунки? Умельцы сами выдумывают их или где-то заимствуют?

Ответ: У природы – веточки, листки, травка.

Воспитатель: Правильно! Мастер знает и любит лесную сторону: здесь калине, рябине, бруснике – всяким плодам, цветам и травам раздолье.

Посмотрим внимательнее и увидим, что хохломская роспись делится на два вида: “верховое” письмо и “фоновое”.

Особенность «верховой» росписи состоит в нанесении рисунка мазками поверх золотистого фона.

Особенность «фоновой» росписи заключается в том, что фон вокруг узора окрашивается в красный или черный цвет. При этом способе листья, цветы или птицы выделяются на этом фоне в виде золотых силуэтов.

Но обычно эти два вида росписи затейливо переплетаются в одном изделии.

Самый любимый у хохломских художников это «травный узор» или «травка», которая отдалённо напоминает осоку. Часто среди «травки» изображается цветок, птица, рыбка. Самые затейливые узоры называются «кудрина»: травка, превращается в крупные кудри - завитки.

Вот ягодки. Для ягод бруснички, смородинки и рябинки используют печатку-тычок (ватную палочку). А вот крыжовник, клубничку и малинку рисуют сразу кистью. После высыхания красной краски ягоды “разживляют” желтым цветом.

Травинка – это тонкий, плавно изгибающийся стебель, от которого во все стороны отходят изогнутые стебельки с завитками. Нажим кисточки приходится на самую широкую часть травинки.

«Кудрина» - это цветочно-лиственный узор с округлыми широкими листьями, с завитками.

Листочек - это чаще всего стилизованный лист смородины. Листочки и цветы начинают выполнять с изображения стебельков, затем рисуют основную форму листочка или цветка. Далее прорисовывают жилки на листьях и тычинки у цветов.

Из таких элементов можно составить узор.

«Мир волшебной хохломы»

Прорастая,

Как-то празднично жива

Непростая,

Чёрно-красная трава.

Листья рдеют,

От дыхания зимы.

Входим в царство Берендея -

В мир волшебной Хохломы.

(Б. Дубровский)

И сегодня мы с вами попробуем превратиться в мастеров Хохломской росписи, и выполним «травный» узор. Искусство Хохломы - это гордость нашей культуры. Золотые узоры Хохломы вобрали в себя всю красоту русской земли.

В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце занятия устраивается выставка. Ребята устанавливают свои блюдца на специальную подставку и вместе с воспитателем выбирают лучшие работы. Воспитатель не забывает похвалить каждого воспитанника, отметить то, что лучше всего удалось.

Декоративное рисование

«Завиток»

(по мотивам хохломской росписи)

(подготовительная группа) Воспитатель: Пермякова В.Н.

Программное содержание.

Знакомить детей с декоративным творчеством разных народов. Учить выделять композицию, основные элементы, цвет и использовать их в своем рисунке. Закреплять умение свободно и легко концом кисти рисовать завитки в разные стороны. Совершенствовать разнонаправленные слитные движения руки, зрительный контроль над ними. Развивать эстетические чувства (цвета, композиции). Продолжать учить оценивать выполненные рисунки в соответствии с поставленной задачей.

Материал.

Презентация «Сказ о хохломе»; клип «Хохлома» (группа «Непоседы»); аудиозапись музыки для рисования. Предметы быта, украшенные хохломской росписью, выполненные по мотивам Хохломы. Вырезанные из бумаги контуры разделочных досок желтого, красного, черного и зеленого цветов; краски: акварель, гуашь; палитра; кисти; вода; салфетки; образцы.

Связь с другими образовательными областями.

Знакомство с декоративно-прикладным и современным искусством (ткани, посуда, платки и др.), рассматривание альбомов с хохломской росписью, создание «Музея хохломской росписи».

Ход занятия.

I Организационный момент.

II Основная часть.

Часть 1

Слайд 1

Сказ о хохломе. Начинается сказ не про нас, не про вас, а про чудесный рисунок волшебной травы.

Слайд 2

Рассказывают, жил в древние времена в городе Москве мастер – иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер свое ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.

Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.

Слава о великом мастере разнеслась по всей земле.

Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.

Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени и чернь пепелища.

Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера – кисть из солнечных лучей.

Такова легенда. Рассказывают её всегда чуть-чуть по-разному, и каждый любознательный сможет прочитать её в сборниках легенд и сказок Нижегородской области. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику. Так и случилось с Хохломой.

Слайд 3-7

Полюбуемся изделиями мастеров Хохломы.

Что вы видите? Опишите словесно какая посуда? (красивая посуда, яркая, радостная, богатая, красочная!)

Из дерева .)

Все ли предметы быта расписаны в одинаково? Знаете ли вы эту роспись? (Хохломская)

Слайд 8-10

Это – музей хохломской росписи. Сейчас мы пройдемся по залу этого музея. Что же в нем есть?

Слайд 11

).

Каждому цвету придаёт народ свое значение. Красный – огнь, любовь, преданность. Золотой – солнце, свет, тепло. Черный – земля, торжественность. Зеленый – жизнь.

Травный орнамент, или «травка»,

Так характерен для всей хохломы,

Чудесный рисунок волшебной страны!

Слайд 12

Элементы травной росписи.

Как вы думаете элементов в росписи мало или много? Конечно много.

“Осочки” - самый простой элемент. Он выполняется легким движением кончика кисточки сверху вниз.

“Завитки” выполняют, как и “усики”, только с легким нажимом в середине элемента.

“Капельки” выполняют, прикладывая кисть к изделию.

“Кустики” изображают непрерывной линией одинаковой толщины, закрученной в спираль.

Слайд 13

Криуль Завитки – простые по форме, а радуют взор.

Богат и наряден чудесный узор.

По золоту фона затейливой змейкой

Орнамент здесь вьётся – попробуй сумей-ка!

Слайд 14

Листики

Пожеланием добра, благополучия и счастья с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов.

Слайд 15

Ягодки

Хохломские художники называют ягоды ласково, и никогда один и тот же мастер не напишет их одинаково.

Слайд 16

Ягодки смородины

Ягоды смородины, рябины рисуют «тычком» или «ляпушкой» (кусочек овечьей шерсти, обмотанный вокруг палочки), а мы сможем нарисовать их ватной палочкой.

Слайд 17

А вот посмотрите – знакомый сюжет.

Узнали вы сказку? Узнали, иль нет?

Жар- птицу никто не видел, поэтому каждый мастер рисует её по-своему. Вы уже в аппликации делали уже тоже по своему представлению.

Слайд 18-20

Хохлома – искусство современное. Ее роспись можно где угодно, на любых предметах.

Слайд 21

Как вы думаете, кто это? (Мастера росписи. )

Слайд 22

Кисть хохломская! Большое спасибо!

Сказывай сказку для радости жизни!

Ты, как душа у народа, красива,

Ты, как и люди, служишь Отчизне!

Игра « Убери лишний предмет»

Часть 2

А вы бы хотели сегодня поработать мастерами хохломской росписи? Я – главный мастер, а вы – мои подмастерья.

завиток ). Правильно завиток.

Я хочу напомнить, с чего нужно начинать рисовать.

Набрать гуашь на кончик кисточки и легкими движениями руки, кончиком кисти, рисуем тонкую веточку в одну сторону, в другую сторону.

Вот теперь от веточки рисуем «завиток» с одной стороны, длиннее с другой стороны короче. И так на каждой веточке. Напоминаю, завиток может быть длинным и коротким.

Получается очень красивая роспись. А какими элементами можно еще украсить веточку? (ягодками, листочками, травкой). Кто, из вас хочет дополнить мою веточку. (Ребенок украшает веточку узором по своему желанию).

А теперь, я предлагаю вам самим нарисовать узор хохломы. Но не забудьте: Главный узор росписи - завиток. Расписывать будете досочки. Я привезла для вас заготовки. Предлагаю вам выбрать фон доски красный, желтый, черный. Выбирайте, чем вы будете работать и присаживайтесь.

Подумайте, какие цвета гуаши вы будете использовать в работе. Какой цвет будет ярче выделяться на фоне досочки.

Давайте возьмем в руки сухую кисточку и попробуем выполнить движения в воздухе, а теперь на доске, как будто вы рисуете легко без нажима веточку в одну сторону, в другую. А от нее завиток. Теперь наберите гуашь на кончик кисточки и начинайте расписывать досочку.

Дети рисуют под музыку.

III Итог

Какие замечательнее росписи у вас получились. Все доски такие красивые. Давайте устроим выставку ваших работ. Я помогу вам в этом. Пусть все дети детского сада приходят к вам на выставку и любуются вашими произведениями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Декоративное рисование

«Завиток»

(по мотивам хохломской росписи)

(подготовительная группа) Воспитатель: Пермякова В.Н.

Программное содержание.

Знакомить детей с декоративным творчеством разных народов. Учить выделять композицию, основные элементы, цвет и использовать их в своем рисунке. Закреплять умение свободно и легко концом кисти рисовать завитки в разные стороны. Совершенствовать разнонаправленные слитные движения руки, зрительный контроль над ними. Развивать эстетические чувства (цвета, композиции). Продолжать учить оценивать выполненные рисунки в соответствии с поставленной задачей.

Материал.

Презентация «Сказ о хохломе»; клип «Хохлома» (группа «Непоседы»); аудиозапись музыки для рисования. Предметы быта, украшенные хохломской росписью, выполненные по мотивам Хохломы. Вырезанные из бумаги контуры разделочных досок желтого, красного, черного и зеленого цветов; краски: акварель, гуашь; палитра; кисти; вода; салфетки; образцы.

Связь с другими образовательными областями.

Знакомство с декоративно-прикладным и современным искусством (ткани, посуда, платки и др.), рассматривание альбомов с хохломской росписью, создание «Музея хохломской росписи».

Ход занятия.

I Организационный момент.

Клип «Хохлома» (группа «Непоседы»).

Здравствуйте ребята я приехала к вам в гости из села Хохлома Нижегородской области. У нас в области есть замечательный музей хохломской росписи там есть много интересных и красивых предметов. Все эти предметы изготовили и расписали наши народные умельцы. Вы бы хотели увидеть их своими глазами. Тогда я вас приглашаю посмотреть фильм «Сказ о хохломе». Присаживайтесь на стульчики.

II Основная часть.

Часть 1

Педагог начинает показывать презентацию «Сказ о хохломе». Дети, вместе с педагогом читают название презентации.

Слайд 1

Сказ о хохломе. Начинается сказ не про нас, не про вас, а про чудесный рисунок волшебной травы.

Слайд 2

Рассказывают, жил в древние времена в городе Москве мастер – иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер свое ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.

Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.

Слава о великом мастере разнеслась по всей земле.

Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.

Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени и чернь пепелища.

Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера – кисть из солнечных лучей.

Такова легенда. Рассказывают её всегда чуть-чуть по-разному, и каждый любознательный сможет прочитать её в сборниках легенд и сказок Нижегородской области. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику. Так и случилось с Хохломой.

Слайд 3-7

Полюбуемся изделиями мастеров Хохломы.

Что вы видите? Опишите словесно какая посуда? (красивая посуда, яркая, радостная, богатая, красочная!)

Из какого материала изготовлена эта посуда? (Из дерева .)

Все ли предметы быта расписаны в одинаково? Знаете ли вы эту роспись? (Хохломская)

Слайд 8-10

Это – музей хохломской росписи. Сейчас мы пройдемся по залу этого музея. Что же в нем есть?

Слайд 11

Рассмотрим внимательно изделия хохломы – подносы. Какие основные цвета использовали хохломские мастера для фона? (Красный, желтый, зеленый, черный ).

Каждому цвету придаёт народ свое значение. Красный – огнь, любовь, преданность. Золотой – солнце, свет, тепло. Черный – земля, торжественность. Зеленый – жизнь.

- Травный орнамент, или «травка»,

Так характерен для всей хохломы,

Чудесный рисунок волшебной страны!

Слайд 12

Элементы травной росписи.

Как вы думаете элементов в росписи мало или много? Конечно много.

“Осочки” - самый простой элемент. Он выполняется легким движением кончика кисточки сверху вниз.

“Завитки” выполняют, как и “усики”, только с легким нажимом в середине элемента.

“Капельки” выполняют, прикладывая кисть к изделию.

“Кустики” изображают непрерывной линией одинаковой толщины, закрученной в спираль.

Слайд 13

Криуль Завитки – простые по форме, а радуют взор.

Богат и наряден чудесный узор.

По золоту фона затейливой змейкой

Орнамент здесь вьётся – попробуй сумей-ка!

Слайд 14

Листики

Пожеланием добра, благополучия и счастья с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов.

Слайд 15

Ягодки

Хохломские художники называют ягоды ласково, и никогда один и тот же мастер не напишет их одинаково.

Слайд 16

Ягодки смородины

Ягоды смородины, рябины рисуют «тычком» или «ляпушкой» (кусочек овечьей шерсти, обмотанный вокруг палочки), а мы сможем нарисовать их ватной палочкой.

Слайд 17

А вот посмотрите – знакомый сюжет.

Узнали вы сказку? Узнали, иль нет?

Жар- птицу никто не видел, поэтому каждый мастер рисует её по-своему. Вы уже в аппликации делали уже тоже по своему представлению.

Слайд 18-20

Хохлома – искусство современное. Ее роспись можно где угодно, на любых предметах.

Слайд 21

Как вы думаете, кто это? (Мастера росписи. )

Слайд 22

Кисть хохломская! Большое спасибо!

Сказывай сказку для радости жизни!

Ты, как душа у народа, красива,

Ты, как и люди, служишь Отчизне!

Ребята, посмотрите на выставку хохломской посуды, я ни чего не перепутала?

Игра « Убери лишний предмет»

Ребята вы обратили внимания, какой на мне нарядный фартук.

Игра «Найди завиток на моем фартуке».

Молодцы! Вы очень хорошо запомнили элемент хохломской росписи «Завиток»

Часть 2

А вы бы хотели сегодня поработать мастерами хохломской росписи? Я – главный мастер, а вы – мои подмастерья.

Сегодня я хочу научить вас рисовать один из элементов «завиток», который очень важен для хохломы. Какой элемент росписи мы будем учится, рисовать? (завиток ). Правильно завиток.

Я хочу напомнить, с чего нужно начинать рисовать.

Набрать гуашь на кончик кисточки и легкими движениями руки, кончиком кисти, рисуем тонкую веточку в одну сторону, в другую сторону.

Вот теперь от веточки рисуем «завиток» с одной стороны, длиннее с другой стороны короче. И так на каждой веточке. Напоминаю, завиток может быть длинным и коротким.

Получается очень красивая роспись. А какими элементами можно еще украсить веточку? (ягодками, листочками, травкой). Кто, из вас хочет дополнить мою веточку. (Ребенок украшает веточку узором по своему желанию).

А теперь, я предлагаю вам самим нарисовать узор хохломы. Но не забудьте: Главный узор росписи - завиток. Расписывать будете досочки. Я привезла для вас заготовки. Предлагаю вам выбрать фон доски красный, желтый, черный. Выбирайте, чем вы будете работать и присаживайтесь.

Подумайте, какие цвета гуаши вы будете использовать в работе. Какой цвет будет ярче выделяться на фоне досочки.

Давайте возьмем в руки сухую кисточку и попробуем выполнить движения в воздухе, а теперь на доске, как будто вы рисуете легко без нажима веточку в одну сторону, в другую. А от нее завиток. Теперь наберите гуашь на кончик кисточки и начинайте расписывать досочку.

Дети рисуют под музыку.

III Итог

Анализ

Какие замечательнее росписи у вас получились. Все доски такие красивые. Давайте устроим выставку ваших работ. Я помогу вам в этом. Пусть все дети детского сада приходят к вам на выставку и любуются вашими произведениями.