Презентация на тему хохломская роспись в доу. Золотая хохлома



Символом хохломской росписи стала огненная жар-птица, укра­шенная яркими цветами.



Технология «золотой хохломы»

Сначала бьют баклуши, то есть делают грубые бруски-заготовки из дерева.

Потом сушат изделия

Затем изделия грунтуют, обмазывают глиной (вапой).

После грунтовки изделие 7-8 часов сушат и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы (льняного масла).

В течение дня изделие покрывают олифой 3-4 раза.

Следующий этап - «лужение», то есть втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск, и готовы для росписи.


Виды росписи

три типа орнамента:

«травная» роспись

напоминает знакомые всем с детства и привычные травы: осоку, белоус, луговик. Это, пожалуй, наиболее древний вид росписи. Он пишется завитками, разнообразными мазками, мелкими ягодками или колосками по серебристому фону. «Травный» рисунок всегда был популярен среди хохломских мастеров росписи.


Виды росписи

три типа орнамента:

роспись «под листок» или «под ягодку».

Письмо, в которое помимо травки мастера включают листья, ягоды и цветы


Виды росписи

три типа орнамента:

роспись «пряник».

Это геометрическая фигура, чаще всего вписываемая в квадрат или ромб, а в середине - солнце. Росписи пряниками более просты и условны, чем травные, когда приглядишься к ним, то кажется, что Солнце, с завитыми по кругу лучиками находится в постоянном движении.


Для «фоновой» росписи характерно применение чёрного или красного фона, тогда как сам рисунок остается золотым. В «фоновом» письме выделяют два типа орнамента: роспись «под фон» и роспись «кудрина».


Ковш для кваса «Лебедь»

Ложки

Ваза для фруктов

Сахарница


Ветка плавно изогнулась И колечком завернулась. Рядом с листиком трехпалым Земляника цветом алым. Засияла, поднялась, Сладким соком налилась. А трава, как бахрома, Золотая хохлома!


Поиграем? Назови узор правильно!

Городецкая

роспись

Гжель


Поиграем? Какая посуда украшена узором «хохлома»?

Задания на рефлексию: подобрать узор, (один из трех), выбери город, посуду с изображением узора хохлома


Спасибо

Здравствуйте, художники-мастера,

Проверьте готовы ли вы к уроку?


Эти липовые ложки, Блюдца, ковшики, матрешки Расписала нам сама Золотая ХОХЛОМА





Давным-давно жил мастер иконописец, который очень изящно рисовал иконы, но душа художника была ближе к природе, живой жизни. Мастер поселился в глухих лесах и стал заниматься промыслом: делать чаши, ложки, тарелки, кухонную утварь, украшая их видами природы – цветами, ветками, листьями, травкой, ягодами, птицами.

Слава о мастере быстро разнеслась по земле и появились последователи его ремесла. Так и зародилась Хохлома


Хохлома

Хохломская роспись, русский народный художественный промысел; возник в 17 в. Название происходит от села Хохлома, сейчас село Семёново.

Декоративная роспись на деревянных изделиях (посуда, мебель) отличается тонким растительным узором, выполненным красным и

черным (реже зеленым) тонами и

красным по золотистому фону.






Цветовое решение

Золото (жёлтый цвет) олицетворяет счастливую жизнь, довольство, красоту и чистоту.

Трава, цветы, ягоды, листья (красный и зелёный) – напоминали людям о молодости, силе.

Чёрный цвет – цвет земли.


Элементы узора

«травка»

«ромашки»

«ягодки»

«листочки»

А с чем можно сравнить эти рисунки? Умельцы сами выдумывают их или где-то заимствуют?


Ветка плавно изогнулась И колечком завернулась. Рядом с листиком трехпалым Земляника цветом алым.

Засияла, поднялась, Сладким соком налилась. А трава, как бахрома, Золотая хохлома!



Посмотрим внимательнее и увидим, что хохломская роспись делится на два вида: "верховое" письмо и "фоновое".

Особенность "верховой" росписи состоит в нанесении рисунка мазками поверх золотистого фона.

Особенность "фоновой" росписи заключается в том, что фон вокруг узора окрашивается в красный или черный цвет. При этом способе листья, цветы или птицы выделяются на этом фоне в виде золотых силуэтов.


Самым любимым является орнамент «травка» , изогнутая, кустиком или одной веточкой. «Травку» обязательный элемент хохломской росписи. Она превращается здесь в кудри-завитки, похожие на перья жар-птицы.



1. Рисуем ведущий стебель «криуль» чёрной краской.

2. Вписываем завитки, закручивая их попеременно вверх и вниз.

3. Затем узор усложняется добавлением чёрных и красных кустиков, травинок, завитков, ягод.



Как волшебница Жар- птица,

Не выходит из ума

Чародейка мастерица

Золотая Хохлома!

И чего здесь только нету:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного света

И ромашки луговин.

Блестят они, как золотые

как будто солнцем залитые

Все листочки, как листочки

Здесь же каждый золотой

Красоту такую люди

Называют Хохломой!


В каком селе зародился народный промысел?

Какой основной цвет используется в росписи?

Перечислите элементы хохломской росписи?

Какие изделия расписывают мастера?


Роспись хохломская,

Словно колдовская,

В сказочную песню

просится сама.

И нигде на свете

Нет таких

соцветий,

Всех чудес

чудесней

Наша Хохлома.

В настоящее время у хохломской росписи два центра - город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломской художник», объединяющее мастеров деревень Ковернинского района: Сёмино, Кулигино, Новопокровское и др. (фабрика находится в Сёмино, в других деревнях - филиалы).

Хохломские изделия
Хохломские изделия
Алгоритм
Вытачивание изделий на станке.Шпаклюют – покрывают тонким слоем глины.Шкурят – протирают наждачной бумагой.Олифят – покрывают специальным составом для деревянных поверхностей.Лудят – покрывают алюминиевым порошком и закаляют в очень жаркой печи.Покрывают изделие специальным лаком.
Этапы развития навыков декоративного рисования
Репродуктивный этап: знакомство со знаками и их значением;расшифровка знаков в целостной композиции;составление узора из отдельных знаков;в свободное от занятий время – дидактические игры, декоративные загадки и т.п.
Конгвитивный этап:тематические занятия;чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций, образцов и т.п.;домашние задания.
Вид орнамента
Растительный
Способы работы с кистью
Концом кисти.Всем ворсом.Постепенным переходом от рисования концом кисти к рисованию всем ворсом.Примакивание.Прикладывание.Гладью.
Цветовое решение
Жёлтый
Зелёный
Красный
Чёрный
Элементы узора
«Капельки», «кустики»«усики», «завитки»«травинки», «осочки»«криуль»Листочки, цветы
Детские работы (старшая группа)
Список использованной литературы и материалов
Ермолаева Н.В. Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно-прикладное искусство. Парциальная программа. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 144 С.Клиентов А.Е. Народные промыслы. – М.: «Белый город», 2002. – 47 с.http://nevsedoma.com.ua/index.php?newsid=96106http://letopisi.ru/index.phphttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D1%91%D0%BD%D0%BE%D0%B2_(%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4)http://ru.wikipedia.org/wikihttp://www.opentextnn.ru/space/littlesityes/?id=2597


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Хохлома" с использованием мультимедиа

В мастер - классе дается открытое занятие, которое можно провести как с детьми, так и с педагогами. Отмечено с какой целью проводится мастер-класс....

конспект непосредственно образовательной деятельности, образовательная область «Художественное творчество» - «Золотая хохлома»

Закрепить знания об особенностях хохломской росписи. Упражнять в составлении узора, в прорисовке главных и дополнительных элементов узора на различных поверхностях. Упражнять в рисовании всем ворс...

Конспект занятия в подготовительной группе "Золотая Хохлома"

К занятию прилагается презентация. Детям занятие очень понравилось. Рекомендую провести со своими детьми....


Давным-давно от царской немилости сбежал в леса за Волгу мастеровой человек. Срубил он себе избу, смастерил из дерева лавки, стол, полки, потом дело дошло и до посуды. Опять же из дерева он вырезал себе чашки, плошки, ложки. Стали прилетать к нему птицы. Стал человек кормить их пшеном. Однажды к нему пожаловала и сама Жар-птица. Понравилось ей жить в необычной семье. Но долго задерживаться на одном месте она не могла надо было лететь дальше. Когда она улетала, в благодарность за доброту взмахнула крылом и коснулась им посуды, которую мастер изготовил, и стала та золотой.


На Руси всегда было много лесов. Древесину использовали как для постройки домов, церквей так и для изготовления мебели, посуды. Деревянную ложку или миску можно было увидеть на столе у боярыни и в избе крестьянина и в царском обиходе. Народные мастера сумели сделать посуду не хуже золотой боярской, но пользоваться ею могли и крестьяне, потому что была дешёвой. Так появилась посуда с хохломской росписью. А начали её расписывать в лесном Заволжье мастера-иконописцы около 300 лет назад. Своё название промысел получил от большого торгового села Хохлома, куда крестьяне свозили для продажи свой товар. Сейчас в городе Семёнове работает фабрика, где изготовляют хохломские изделия. И сейчас процветает хохломской промысел росписи по дереву



Вытачивание посуды из липы или осины Многократное покрытие жидким раствором глины, маслом, олифой и блестящим металлическим порошком, Чередующееся с сушкой (изделие становится серебристым) Роспись изделия, сушка. Покрытие лаком Закаливание в печи при определённой температуре










  • 09/02/15
  • http://aida.ucoz.ru
  • ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ-
  • АЛЫХ ЯГОД РОССЫПЬ.
  • ОТГОЛОСКИ ЛЕТА
  • В ЗЕЛЕНИ ТРАВЫ.
  • РОЩИ-ПЕРЕЛЕСКИ.
  • ШЕЛКОВЫЕ ВСПЛЕСКИ
  • СОЛНЕЧНО-МЕДОВОЙ
  • ЗОЛОТОЙ ЛИСТВЫ
  • П. Синявский
  • 09/02/15
  • http://aida.ucoz.ru
  • В деревне Семёново-
  • В русском краю,
  • Стояли избушки
  • Там в бытность свою...
  • И пели там птицы,
  • Кормила земля.
  • И жёлтая ржица
  • Ласкала поля.
  • Леса там родили
  • Рябину, цветы.
  • И люди там жили,
  • Лелея мечты.
  • Чтоб жизнь была краше
  • Для жителей тех-
  • Писали на чашах
  • Узор для потех.
  • Писали узоры
  • Их руки, души.
  • Молились в соборах,
  • Чтоб не было суши.
  • А в этих узорах
  • Рябиновых лоз.
  • Царили Соборы,
  • Леса и покос.
  • Там музу вершил
  • Кистью русский народ.
  • И сказку творил,
  • Нежно вписаный плод.
  • Там сказка вплеталась
  • В ковши и дома.
  • Вот так зарождалась
  • У нас хохлома.
Легенда
  • Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер - иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.
  • Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.
  • Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.
  • Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо - художника. Сгорела изба, а самого мастера как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени и чернь пепелища.
  • Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей.
  • Такова легенда. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику.
  • Хохлома ты моя золотая,
  • Твой характер цветист без прикрас,
  • Над Россией жар-птицей взлетая,
  • Ты волнуешь придирчивый взгляд.
  • Чтоб светлели суровые лица,
  • Украшай вдохновенно дома,
  • Чудодействуй в веках, мастерица,
  • Золотая моя Хохлома!