Символом хохломской росписи стала огненная жар-птица, украшенная яркими цветами.
Технология «золотой хохломы»
Сначала бьют баклуши, то есть делают грубые бруски-заготовки из дерева.
Потом сушат изделия
Затем изделия грунтуют, обмазывают глиной (вапой).
После грунтовки изделие 7-8 часов сушат и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы (льняного масла).
В течение дня изделие покрывают олифой 3-4 раза.
Следующий этап - «лужение», то есть втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск, и готовы для росписи.
Виды росписи
три типа орнамента:
«травная» роспись
напоминает знакомые всем с детства и привычные травы: осоку, белоус, луговик. Это, пожалуй, наиболее древний вид росписи. Он пишется завитками, разнообразными мазками, мелкими ягодками или колосками по серебристому фону. «Травный» рисунок всегда был популярен среди хохломских мастеров росписи.
Виды росписи
три типа орнамента:
роспись «под листок» или «под ягодку».
Письмо, в которое помимо травки мастера включают листья, ягоды и цветы
Виды росписи
три типа орнамента:
роспись «пряник».
Это геометрическая фигура, чаще всего вписываемая в квадрат или ромб, а в середине - солнце. Росписи пряниками более просты и условны, чем травные, когда приглядишься к ним, то кажется, что Солнце, с завитыми по кругу лучиками находится в постоянном движении.
Для «фоновой» росписи характерно применение чёрного или красного фона, тогда как сам рисунок остается золотым. В «фоновом» письме выделяют два типа орнамента: роспись «под фон» и роспись «кудрина».
Ковш для кваса «Лебедь»
Ложки
Ваза для фруктов
Сахарница
Ветка плавно изогнулась И колечком завернулась. Рядом с листиком трехпалым Земляника цветом алым. Засияла, поднялась, Сладким соком налилась. А трава, как бахрома, Золотая хохлома!
Поиграем? Назови узор правильно!
Городецкая
роспись
Гжель
Поиграем? Какая посуда украшена узором «хохлома»?
Задания на рефлексию: подобрать узор, (один из трех), выбери город, посуду с изображением узора хохлома
Спасибо
Здравствуйте, художники-мастера,
Проверьте готовы ли вы к уроку?
Эти липовые ложки, Блюдца, ковшики, матрешки Расписала нам сама Золотая ХОХЛОМА
Давным-давно жил мастер иконописец, который очень изящно рисовал иконы, но душа художника была ближе к природе, живой жизни. Мастер поселился в глухих лесах и стал заниматься промыслом: делать чаши, ложки, тарелки, кухонную утварь, украшая их видами природы – цветами, ветками, листьями, травкой, ягодами, птицами.
Слава о мастере быстро разнеслась по земле и появились последователи его ремесла. Так и зародилась Хохлома
Хохлома
Хохломская роспись, русский народный художественный промысел; возник в 17 в. Название происходит от села Хохлома, сейчас село Семёново.
Декоративная роспись на деревянных изделиях (посуда, мебель) отличается тонким растительным узором, выполненным красным и
черным (реже зеленым) тонами и
красным по золотистому фону.
Цветовое решение
Золото (жёлтый цвет) олицетворяет счастливую жизнь, довольство, красоту и чистоту.
Трава, цветы, ягоды, листья (красный и зелёный) – напоминали людям о молодости, силе.
Чёрный цвет – цвет земли.
Элементы узора
«травка»
«ромашки»
«ягодки»
«листочки»
А с чем можно сравнить эти рисунки? Умельцы сами выдумывают их или где-то заимствуют?
Ветка плавно изогнулась И колечком завернулась. Рядом с листиком трехпалым Земляника цветом алым.
Засияла, поднялась, Сладким соком налилась. А трава, как бахрома, Золотая хохлома!
Посмотрим внимательнее и увидим, что хохломская роспись делится на два вида: "верховое" письмо и "фоновое".
Особенность "верховой" росписи состоит в нанесении рисунка мазками поверх золотистого фона.
Особенность "фоновой" росписи заключается в том, что фон вокруг узора окрашивается в красный или черный цвет. При этом способе листья, цветы или птицы выделяются на этом фоне в виде золотых силуэтов.
Самым любимым является орнамент «травка» , изогнутая, кустиком или одной веточкой. «Травку» обязательный элемент хохломской росписи. Она превращается здесь в кудри-завитки, похожие на перья жар-птицы.
1. Рисуем ведущий стебель «криуль» чёрной краской.
2. Вписываем завитки, закручивая их попеременно вверх и вниз.
3. Затем узор усложняется добавлением чёрных и красных кустиков, травинок, завитков, ягод.
Как волшебница Жар- птица,
Не выходит из ума
Чародейка мастерица
Золотая Хохлома!
И чего здесь только нету:
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного света
И ромашки луговин.
Блестят они, как золотые
как будто солнцем залитые
Все листочки, как листочки
Здесь же каждый золотой
Красоту такую люди
Называют Хохломой!
В каком селе зародился народный промысел?
Какой основной цвет используется в росписи?
Перечислите элементы хохломской росписи?
Какие изделия расписывают мастера?
Роспись хохломская,
Словно колдовская,
В сказочную песню
просится сама.
И нигде на свете
Нет таких
соцветий,
Всех чудес
чудесней
Наша Хохлома.
В настоящее время у хохломской росписи два центра - город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломской художник», объединяющее мастеров деревень Ковернинского района: Сёмино, Кулигино, Новопокровское и др. (фабрика находится в Сёмино, в других деревнях - филиалы).
Хохломские изделия
Хохломские изделия
Алгоритм
Вытачивание изделий на станке.Шпаклюют – покрывают тонким слоем глины.Шкурят – протирают наждачной бумагой.Олифят – покрывают специальным составом для деревянных поверхностей.Лудят – покрывают алюминиевым порошком и закаляют в очень жаркой печи.Покрывают изделие специальным лаком.
Этапы развития навыков декоративного рисования
Репродуктивный этап: знакомство со знаками и их значением;расшифровка знаков в целостной композиции;составление узора из отдельных знаков;в свободное от занятий время – дидактические игры, декоративные загадки и т.п.
Конгвитивный этап:тематические занятия;чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций, образцов и т.п.;домашние задания.
Вид орнамента
Растительный
Способы работы с кистью
Концом кисти.Всем ворсом.Постепенным переходом от рисования концом кисти к рисованию всем ворсом.Примакивание.Прикладывание.Гладью.
Цветовое решение
Жёлтый
Зелёный
Красный
Чёрный
Элементы узора
«Капельки», «кустики»«усики», «завитки»«травинки», «осочки»«криуль»Листочки, цветы
Детские работы (старшая группа)
Список использованной литературы и материалов
Ермолаева Н.В. Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно-прикладное искусство. Парциальная программа. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 144 С.Клиентов А.Е. Народные промыслы. – М.: «Белый город», 2002. – 47 с.http://nevsedoma.com.ua/index.php?newsid=96106http://letopisi.ru/index.phphttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D1%91%D0%BD%D0%BE%D0%B2_(%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4)http://ru.wikipedia.org/wikihttp://www.opentextnn.ru/space/littlesityes/?id=2597
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Хохлома" с использованием мультимедиа
В мастер - классе дается открытое занятие, которое можно провести как с детьми, так и с педагогами. Отмечено с какой целью проводится мастер-класс....
конспект непосредственно образовательной деятельности, образовательная область «Художественное творчество» - «Золотая хохлома»
Закрепить знания об особенностях хохломской росписи. Упражнять в составлении узора, в прорисовке главных и дополнительных элементов узора на различных поверхностях. Упражнять в рисовании всем ворс...
Конспект занятия в подготовительной группе "Золотая Хохлома"
К занятию прилагается презентация. Детям занятие очень понравилось. Рекомендую провести со своими детьми....
Давным-давно от царской немилости сбежал в леса за Волгу мастеровой человек. Срубил он себе избу, смастерил из дерева лавки, стол, полки, потом дело дошло и до посуды. Опять же из дерева он вырезал себе чашки, плошки, ложки. Стали прилетать к нему птицы. Стал человек кормить их пшеном. Однажды к нему пожаловала и сама Жар-птица. Понравилось ей жить в необычной семье. Но долго задерживаться на одном месте она не могла надо было лететь дальше. Когда она улетала, в благодарность за доброту взмахнула крылом и коснулась им посуды, которую мастер изготовил, и стала та золотой.
На Руси всегда было много лесов. Древесину использовали как для постройки домов, церквей так и для изготовления мебели, посуды. Деревянную ложку или миску можно было увидеть на столе у боярыни и в избе крестьянина и в царском обиходе. Народные мастера сумели сделать посуду не хуже золотой боярской, но пользоваться ею могли и крестьяне, потому что была дешёвой. Так появилась посуда с хохломской росписью. А начали её расписывать в лесном Заволжье мастера-иконописцы около 300 лет назад. Своё название промысел получил от большого торгового села Хохлома, куда крестьяне свозили для продажи свой товар. Сейчас в городе Семёнове работает фабрика, где изготовляют хохломские изделия. И сейчас процветает хохломской промысел росписи по дереву
Вытачивание посуды из липы или осины Многократное покрытие жидким раствором глины, маслом, олифой и блестящим металлическим порошком, Чередующееся с сушкой (изделие становится серебристым) Роспись изделия, сушка. Покрытие лаком Закаливание в печи при определённой температуре
- 09/02/15
- http://aida.ucoz.ru
- ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ-
- АЛЫХ ЯГОД РОССЫПЬ.
- ОТГОЛОСКИ ЛЕТА
- В ЗЕЛЕНИ ТРАВЫ.
- РОЩИ-ПЕРЕЛЕСКИ.
- ШЕЛКОВЫЕ ВСПЛЕСКИ
- СОЛНЕЧНО-МЕДОВОЙ
- ЗОЛОТОЙ ЛИСТВЫ
- П. Синявский
- 09/02/15
- http://aida.ucoz.ru
- В деревне Семёново-
- В русском краю,
- Стояли избушки
- Там в бытность свою...
- И пели там птицы,
- Кормила земля.
- И жёлтая ржица
- Ласкала поля.
- Леса там родили
- Рябину, цветы.
- И люди там жили,
- Лелея мечты.
- Чтоб жизнь была краше
- Для жителей тех-
- Писали на чашах
- Узор для потех.
- Писали узоры
- Их руки, души.
- Молились в соборах,
- Чтоб не было суши.
- А в этих узорах
- Рябиновых лоз.
- Царили Соборы,
- Леса и покос.
- Там музу вершил
- Кистью русский народ.
- И сказку творил,
- Нежно вписаный плод.
- Там сказка вплеталась
- В ковши и дома.
- Вот так зарождалась
- У нас хохлома.
- Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер - иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.
- Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.
- Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.
- Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо - художника. Сгорела изба, а самого мастера как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени и чернь пепелища.
- Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей.
- Такова легенда. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику.
- Хохлома ты моя золотая,
- Твой характер цветист без прикрас,
- Над Россией жар-птицей взлетая,
- Ты волнуешь придирчивый взгляд.
- Чтоб светлели суровые лица,
- Украшай вдохновенно дома,
- Чудодействуй в веках, мастерица,
- Золотая моя Хохлома!