Перелеты на каталине из англии в ссср. Транспортный гидросамолет ГСТ

Изображения на Викискладе

Разработан в начале 1970-х для замены в ВМС США истребителя F-4 «Фантом» II . На вооружении с 1974 года. Снят с вооружения ВМС США в 2006 и заменён на F/A-18E/F Super Hornet . Поставлялся на экспорт в Иран и состоит там на вооружении в настоящее время.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 4

    ✪ F 14 Tomcat Defender of the Fleet Documentary

    ✪ The Grumman F14 Tomcat Documentary

    ✪ F-14 Design Evolution

    ✪ Great Planes | Grumman F 14 Tomcat | Documentary

    Субтитры

История разработки

С самого начала работ над проектом F-14 задумывался как самолёт, способный завоевать полное воздушное превосходство в непосредственной близости от авианесущих кораблей , с которых предполагалось использовать эти самолёты. В качестве дополнительной задачи он также должен был быть способен наносить удары по тактическим наземным и надводным целям. В январе 1969 года проект F-14 выиграл конкурс, объявленный ВМС США , на новый самолёт, предполагавшийся на замену устаревающим F-4 «Фантом» II . Первый прототип поднялся в воздух 21 декабря 1970 года, и за ним сразу последовала предсерийная партия из 11 самолётов. Летом 1972 года были завершены испытания F-14 на авианосцах. Промышленные поставки для флота начались в октябре того же года. «Томкэты» составляли эскадрильи истребителей-перехватчиков в составе авианосных групп.

F-14 был ориентирован в первую очередь на отражение ракетных ударов по корабельным группировкам. Основным элементом F-14 является система управления вооружением Hughes AN/AWG-9. По информации министерства обороны СССР, дальность обнаружения цели с ЭПР 3 м² 160 км, сопровождение 24 целей. Диапазон работы РЛС 8-10 ГГц. Дальность обнаружения теплопеленгатором (телескоп) в ППС 220 км, в ЗПС 300 км . Для ближнего боя «Томкэт» располагает встроенной 20-мм автоматической пушкой General Electric M61A1 Vulcan, с боевым комплектом в 675 снарядов. Основу ракетного вооружения составляли четыре ракеты «воздух-воздух» AIM-54 или AIM-7 , располагавшихся на пилонах под фюзеляжем . F-14 является единственным самолётом, способным нести ракету «воздух-воздух» большой дальности AIM-54A Phoenix . Эта ракета, стоимостью 500 тыс. долларов, была способна поражать цели на расстоянии 185 км. Это давало F-14 возможность уничтожать большинство самолётов противника до того, как сам он появится у них на экране радара. В дополнение к ним на подкрыльных пилонах могли располагаться ещё четыре ракеты AIM-9 Sidewinder. Кроме того, «Томкэт» был способен нести до 6 576 кг наступательного вооружения различного класса.

Работы над F-14A были омрачены потерей первого прототипа в декабре 1970 года, однако, несмотря на это, ВМС США были поставлены 478 машин и ещё 79 были проданы Ирану в 1976-1978 годах (модификация F-14A-GR). Но ненадежность двигателя TF-30-P-412 продолжала преследовать самолеты. Двигатель, обладавший недостаточной для тяжёлого самолёта тягой был к тому же склонен к помпажу на больших углах атаки, а также при резком работе РУДом на сверхзвуковых скоростях. Улучшенная модификация двигателя 1977 года TF-30-P-414 положение не улучшило, так как и так не сильно приемистый двигатель стал ещё тяжелее. TF-30 был виновен в потере 28% самолетов.

Следующей должна была стать модель F-14B, оснащённая двигателями Pratt & Whitney F401-PW-400, но работы над ней были свёрнуты. Вместо этого, начиная с 1986 года, 38 самолётов названные F-14A+ были переоснащены гораздо более мощными и надёжными двигателями General Electric F110-GE-400 (устанавливаемый также на F-15 и F-16), и впоследствии получили обозначение F-14B. Модификация F-14D отличалась от предыдущих более мощным радаром Hughes AN/APG-71, система позволяет сопровождать 24 цели и совершать захват и запуск ракет по 6 из них одновременно, на различных высотах и дальностях, усовершенствованной авионикой и переоборудованной кабиной. Всего было построено 37 самолётов этого типа, ещё 104 переделали из ранее выпущенных F-14A, они имели обозначение F-14D(R).

Боевое применение

F-14 был принят на вооружение ВВС США в сентябре 1974. Американские «Томкэты» участвовали в двух стычках с ливийской авиацией над заливом Сидра , сбив в 1981 году два Су-22 (см. первый инцидент в заливе Сидра), а в 1989 году - два МиГ-23 (см. второй инцидент в заливе Сидра).

В первые дни войны в оперативном состоянии находились все из 77 «Томкэтов». В середине войны на параде участвовали 25 F-14A. К концу войны число боеготовых самолётов составляло 7-9. В среднем в ходе войны из-за нехватки запчастей 4-5 F-14 оставалось в состоянии выполнять боевые задачи, Ирак заявлял об уничтожении более 70 «Томкэтов», то есть подавляющего большинства имевшихся у Ирана самолётов, однако после окончания войны у Ирана ещё оставалось 58 «Томкэтов» .

известные потери:

24 октября 1980 - F-14A сбит иракским истребителем МиГ-21МФ . Оба лётчика выжили. *Не подтверждено*

26 октября 1980 - F-14A получил повреждения в обломках сбитого МиГ-21 .

Декабрь 1980 - F-14A сбит иракским истребителем МиГ-21бис. Судьба лётчиков неизвестна.

14 апреля 1981 - F-14A над островом Харк сбит дружественным ЗРК HAWK . Лётчики Ж.Мардани и Г.Абдулхасани погибли.

21 апреля 1981 - F-14A над островом Харк получил повреждения ракетой дружественного ЗРК HAWK.

21 апреля 1981 - F-14A над островом Харк получил повреждения ракетой иракского истребителя МиГ-23МС .

22 марта 1981 - F-14A помпаж двигателя, лётчики катапультировались. Мог быть сбит истребителем МиГ-21.

18 ноября 1981 - F-14A возле Ахваза сбит иракским истребителем Mirage F1 . Лётчики катапультировались.

24 ноября 1981 - F-14A над Ахвазом сбит иракским истребителем Mirage F1. Лётчики катапультировались.

Июль 1983 - F-14A возле Басры сбит ракетой. Лётчики М.Харанди и А.Роста катапультировались.

11 августа 1984 - F-14A над островом Харк сбит иракским истребителем МиГ-23МЛ. Экипаж М. Али-Агха и М. Ростампур. Один лётчик погиб, другой выжил.

24 марта 1985 - F-14A над островом Харк сбит в воздушном бою с неизвестным иракским истребителем. Экипаж А.Хазин и С.Хуссейни. Один лётчик погиб, другой выжил.

17 января 1987 - F-14A над Исехом сбит иракским истребителем МиГ-23МЛ. Лётчик Б.Ганей катапультировался, Г.Давталаб погиб при катапультировании.

Март 1987 года - F-14A сбит дружественной ЗА над Буширом. Лётчики А.Арслан и М.Ханпур катапультировались.

11 июля 1987 - F-14A потерян во время тренировочного вылета над Исхафаном. Лётчик Ф.Катараф погиб, М.Ханпур катапультировался.

Известные победы:

За время войны произошло несколько случаев дезертирства иранских лётчиков. В 1986 году один F-14 был угнан в Ирак . Есть информация, что один или более F-14A были доставлены в Советский Союз в обмен на техническую помощь. К тому же, как минимум один экипаж «Томкета» вместе с самолётом дезертировал в «страну советов». Иранцы категорически отрицали что поставляли F-14 для СССР .

Асы F-14

Пилот Страна Количество побед Комментарии
Джалил Зандий Иран Иран 11 3 Mirage F1, 2 МиГ-23БН, 2 Су-22 и 1 МиГ-21 подтверждены
Шахрам Ростамий Иран Иран 6 2 МиГ-25, 2 Mirage F1 и 1 Су-22 подтверждены
А. Афшар Иран Иран 6 2 Mirage F1, 2 МиГ-21, 1 МиГ-23БН и 1 Су-22 подтверждены
Афхами Иран Иран 6 как минимум 1 Mirage F1 и 1 Су-22 подтверждены

Варианты

YF-14A Прототипы и предсерийные самолёты. Построено 12 экземпляров. F-14A Двухместный всепогодный истребитель-перехватчик для ВМС США . Позднее в состав вооружения были добавлены высокоточные боеприпасы. В ВМС США были поставлены 545 самолётов. Последние 102 самолёта были оснащены улучшенными двигателями TF30-P-414A .

Снятие с вооружения

Первоначально окончание эксплуатации F-14 было запланировано на 2008 год, но успешное введение в строй истребителей F/A-18E/F Super Hornet позволило сделать это раньше установленного срока.

F-14 официально снят с вооружения ВМС США 22 сентября 2006 года, последний полёт эскадрильи VF-31 и VF-213, оснащённые F-14D, совершили 10 марта того же года, а все самолёты моделей A и B были выведены в резерв ещё раньше .

США Страна разработки

История эксплуатации

Общие проектные данные

Двигатель

Лётно-тактические характеристики

Вооружение

стрелково-пушечное

  • 1 20-мм M61A1 "Вулкан".

ракетно-бомбовое

  • шесть УР 6 AIM-7F и 4 AIM-9;
  • шесть УР 6 AIM-54 и 2 AIM-9;
  • до 14 бомб Mk82.

Предыстория

Установившееся во время Второй Мировой Войны доминирование ВМС США на море, потребовало решительных действий со стороны со стороны руководства СССР. Одним из таких действий стало решение воспользоваться наработками поверженной Германии в области ракетостроения и, в частности ПКР, дабы скорейшим образом обеспечить защиту социалистической родины от флотов капиталистических стран.

Появление такого комплекса как КС-1, заставило руководство США по новому взглянуть на защиту корабельных группировок от противокорабельных ракет (ПКР) большой дальности со специальной (ядерной) боевой частью. Требовался самолет, способный уничтожать ракеты и их носителей на значительном расстоянии от объекта прикрытия. Таким самолетом оказался Douglas F6D Missileer, оснащенный дальнобойными ракетами AAM-N-10, был способен обнаруживать цели за 220 км, а поражать с расстояния 185 км. Дозвуковой истребитель имел весьма ограниченные возможности по ведению воздушного боя с истребителями, что давало весьма низкие шансы на возврат после вылета на перехват. Не спасла самолет и возможность использование УР с ядерной боевой частью. К несчастью ВМС США Советский Союз получил свою новую ракету КС-10, что еще больше ставило под угрозу выживание основных сил на море. Длительная разработка замены Douglas F6D Missileer привела к появлению F-111B от General Dynamics и Grumman в рамках программы TFV. Несмотря на некоторые успехи, в фирме Grumman понимали невозможность получить хороший палубный перехватчик в таком варианте, поэтому в они самостоятельно начали прорабатывать свой собственный морской перехватчик.

История создания

Провал программы TFX, ознаменовалось открытием новой - Naval Fighter Experimental (VFX). Согласно тактико-техническим требованиям требовался двухместный самолет, с возможностью достижения скорость в 2,2 М и способностью вести маневренный воздушный бой с истребителями противника, для этого он вооружался управляемыми ракетами (УР) AIM-9 и AIM-7, 20мм пушкой "Вулкан". Затем план был скорректирован для оснащения самолета новыми дальнобойными УР AIM-54. В рамках этой программы Grumman был предложен свой проект - модель 303. В январе 1970 он победил, получив индекс F-14.

Описание конструкции

Самолет F-14A выполнен по нормальной схеме высокорасположенным крылом изменяемой стреловидности, двухкилевым вертикальным оперением и двумя двигателями, расположенными в хвостовой части фюзеляжа. На внешней поверхности неподвижной части крыла расположены подкрепляющие элементы конструкции. Расчетный общий ресурс планера составляет 6000 летных часов, расчетная эксплуатационная перегрузка +6,5 ед. Конструкция планера выполнена на 39,4% из алюминиевых сплавов, на 24,4% - из титановых сплавов, на 17,4% - из стали и на 0,6% массы конструкции составляют изделия из бороэпоксидных материалов. Самолет имеет модульную конструкцию; модулями являются основные элементы планера, такие как крыло, секции фюзеляжа. Модули собираются и испытываются отдельно.

Фюзеляж

Фюзеляж типа полумонокок состоит из трех секций. В средней части фюзеляж имеет сплюснутую форму, способствующую увеличению подъемной силы на больших углах атаки. Четыре наиболее нагруженных шпангоута (воспринимающие нагрузки от основных опор шасси, гондол двигателя, хвостового оперения) изготовлены из стали, остальные - титановые. В передней части фюзеляжа находятся отсеки радиоэлектронного оборудования и двухместная кабина экипажа с общим фонарем, открывающемся вверх-назад. В центральной части фюзеляжа находятся топливные баки-отсеки; в хвостовой - установлены двигатели, хвостовое оперение и воздушные тормоза (одна панель на верхней поверхности фюзеляжа и две -на нижней).

Крыло

Поворотные части крыла обычной двухлонжеронной конструкции с гладкими гнутыми панелями обшивки, стрингерным набором и механически обработанными нервюрами. Обшивка крыла выполнена из титанового сплава. Угол стреловидности крыла изменяется в пределах от 20 град. до 68 град.; при размещении самолета на борту авианосца, для экономии места, угол стреловидности крыла увеличивается до 75 град.; максимальная скорость изменения стреловидности крыла составляет 7,5 град./с. Изменение стреловидности осуществляется автоматически с помощью вычислителя, который может задавать два режима изменения угла установки плоскостей: достижения максимальной подъемной силы или максимальной скорости.

Силовая установка

Силовая установка состоит из двух двухконтурных турбореактивных двигателей с форсажной камерой Пратт-Уитни TF-30. До 1977 г. устанавливались ТРДДФ TF-30-P-412A, затем - ТРДДФ TF-30-P-414.

Вооружение и оборудование

Важнейшим компонентом бортового РЭО самолета Р-14А является система управления оружием (СУО) AN/AWG-9, включающая импульсно - доплеровскую РЛС, ИК станцию, цифровую ЭВМ 5400В (24-разрядная, быстродействие 550 тыс. опер./с, объем памяти 64 кбайт), комплекс управления огнем AN/AWG-15F и аппаратуру AN/ASW-27B линии передачи цифровых данных.

РЛС позволяет обнаруживать и сопровождать малоразмерные воздушные цели типа крылатой ракеты на больших и малых высотах, в том числе и в нижней полусфере на фоне любой подстилающей поверхности. При работе в импульсно-доплеровском режиме РЛС обеспечивает определение скорости изменения дальности до цели с ЭПР 5 м2 (истребитель), находящейся на удалении до 215 км, бомбардировщика - 315 км, крылатой ракеты - 120 км. Возможно одновременное сопровождение 24 воздушных целей и наведение ракет на шесть из них (при условии, что расстояние между обстреливаемыми целями не превышает 15 км). Залповый пуск УР "Феникс" возможен на дальность до 196 км.

Модификации

  • F-14A - Двухместный всепогодный истребитель-перехватчик для ВМС США. В ВМС США были поставлены 545 самолётов. Последние 102 самолёта были оснащены улучшенными двигателями TF30-P-414A.
  • F-14A+ или F-14B - Улучшенная версия самолёта F-14A с двигателями GE F110-400. Позднее получил обозначение F-14B. Всего было построено 38 самолётов F-14B, ещё 48 были переоборудованы из варианта F-14A.
  • F-14D Super Tomcat - Модификация F-14 с двигателями GE F110-400. Аналоговое бортовое оборудование было заменено на цифровое, также был установлен новый радар APG-71. Было построено 37 самолётов модификации F-14D, ещё 18 были переоборудованы из варианта F-14A.

Литература и источники информации

  • Bishop, Farzad and Tom Cooper. Iranian F-14 Tomcat Units (Osprey Combat Aircraft #49). Oxford, UK: Osprey Publishing Limited, 2004. ISBN 978-1-84176-787-1 .
  • Crosby, Francis. Fighter Aircraft. London: Lorenz Books, 2002. ISBN 0-7548-0990-0 .
  • Donald, David. Warplanes of the Fleet. London: AIRtime Publishing Inc., 2004. ISBN 1-880588-81-1 .
  • Dorr, Robert F. "F-14 Tomcat: Fleet Defender". World Air Power Journal, Volume 7, Autumn/Winter 1991, pp. 42–99. London: *Aerospace Publishing. ISSN 0959-7050.
  • Drendel, Lou. F-14 Tomcat in Action. Carrollton, Texas: Squadron/Signal Publications, 1977. ISBN 0-89747-031-1 .
  • Eden, Paul. The Encyclopedia of Modern Military Aircraft. London: Amber Books, 2004. ISBN 1-904687-84-9 .
  • Eshel, D. Grumman F-14 Tomcat (War Data No. 15). Hod Hasharon, Israel: Eshel-Dramit Ltd., 1982.
  • Gillcrest, Paul T. Tomcat!: The Grumman F-14 Story . Atglen, Pennsylvania: Schiffer Publishing, Ltd. 1994. ISBN 0-88740-664-5
  • Gunston, Bill and Mike Spick. Modern Air Combat. New York: Crescent Books, 1983. ISBN 0-517-41265-9 .
  • Airlife. Bert Kinzey. F-14A & B in Detal & Scale

Во второй половине шестидесятых годов ХХ века командование флота США осознало необходимость замены палубного истребителя F-4 Фантом, который уже не обеспечивал превосходства в воздухе. В ОКБ Микояна полным ходом велись работы по созданию истребителя третьего поколения МиГ-23. В 1965 году американские ВМС приступили к формулировке тактико-технических требований к новой машине. В 1967 году программа получила название VFX.

В конкурсе приняли участие шесть американских авиастроительных компаний: «Grumman», «MaDonnel-Douglas», «Норт Америкен», «Дженерал Дайнемикс» и LTV совместно с «Локхид».Из представленных проектов были выбраны два - фирмы «Грумман» и «Макдоннэл-Дуглас». Первый (под кодом G303E) отличался крылом изменяемой геометрией. Он и был выбран для дальнейшей работы. Grumman в 1969 г. приступила к разработке самолёта F-14 «Tomcat».

Первый опытный Томкет взлетел 21 декабря 1970 года. Это было на месяц раньше, чем было прописано контрактом. Опытная серия составила 12 самолётов. Во время испытаний истребители находились в полёте 7-8 часов, применяя дозаправку. В качестве заправщиков применили доработанные A-6 «Intruder».

Не обошлось без неприятностей. Во время второго полёта отказала гидравлика системы управления. Пилоты покинули машину. Это заставило приостановить испытания и вернуться к ним только в мае 1971 года. В следующем году на показательных полетах в Пантаксент-Ривер (шт. Мериленд) разбился F-14 № 10, а еще через год - F-14 № 3. Последний взорвался в воздухе над испытательным полигоном в Пойнт Мугу. Запущенная с «Томкета» ракета «Спарроу», потеряв управление, врезалась в нижнюю часть фюзеляжа, распоров топливный бак. Экипаж успел катапультироваться. Аварии объяснили наличием «легко устранимых вибраций», и после соответствующих доработок конструкции началось серийное производство самолета. Первые боевые эскадрильи (VF-1 и VF-2) были сформированы на авиационной базе Мирамар (шт. Калифорния); в них вошли машины начиная с F-14 № 21. После обучения летного и -технического состава они перебазировались на авианосец

«Энтерпрайз» (1974 г.). Несмотря на заявления фирмы об устранении недостатков, аварии продолжались - в январе 1975 г. сорок третий серийный самолет взорвался в воздухе на высоте 5000 м при скорости 740 км/ч; через десяток дней потерпел катастрофу еще один F-14А (оба принадлежали 2-й эскадрилье). Следующая авария произошла" 24 июля 1975 года - пожар двигателя. Позже разбилось еще два самолета. За десять лет эксплуатации флот потерял 64 машины. Общая боеготовность подразделений, вооруженных истребителями «Томкет», составляла около 35%. Летчики отмечали, что полеты на F-14A связаны с большим риском, особенно на больших высотах и малых скоростях. Командование ВМС, в свою очередь, было недовольно снижением летных характеристик (по сравнению с указанными в заказе): максимальной скорости - на 6,2%, потолка - на 5,2%, перегрузки при развороте - на 3,1%, продолжительности полета - на 20%.

Основной причиной катастроф и неудовлетворительных технических показателей явился двигатель TF30. Зная об этом, еще на этапе проектирования специалисты фирмы разрабаты-" вали другую модификацию истребителя - F-14B (VFX-2) с двигателями F401. Но новый двигатель не оправдал возлагавшихся на него надежд, показав во время испытаний на машине № 7 еще более низкие характеристики. В результате серийно начал выпускаться самолет с заведомо слабой надежностью.

Конечно, нельзя не упомянуть и о достоинствах «Томкета», которые он продемонстрировал во время летных испытаний. Летчикам удавалось совершать на нем устойчивые полеты со скоростью 191 км/ч и выполнять головокружительные маневры на показе представителям прессы: «Самолет, двигаясь вертикально, набирал высоту, пока скорость не падала до нуля и машина не начинала двигаться «хвостом» вперед...» - писал журнал «Авиэйшн уик» в 1973 году. Автоматически изменяемая стреловидность крыла позволяет истребителю резко увеличивать угол атаки в горизонтальном полете (около 90°). затормаживая самолет. Этот маневр назвали «Брэйк» - «тормоз».

В начале 1976 года опытный самолет F-14 № 5 начал испытываться в ка честве ударного под обозначением А-14; эта модификация серийно не выпускалась. Подобная судьба постигла и еще одну модификацию истреби теля -F-14C. Она представляла собой вариант F-14В с более совершенным бортовым РЭО.

По заказу ВМС для замены разведчиков RA-5C «Виджелент» разработана разведывательная модификация RF-14A (выпущено 49 самолетов). Эти самолеты оборудуются контейнером с системой TARPS (длина контейнера 5,27 м, диаметр 0,67 м, вес 800 кг). Контейнер подвешивается под фюзеляжем; внутри расположены два аэрофотоаппарата и инфракрасная станция разведки.

Серийное производство истребителя завершилось в 1987 году; всего было выпущено около 550 самолетов. Затри года до окончания производства фирма «Грумман» создала усовершенствованную модификацию «Томкета» под обозначением F-14A + («Плас»). На ней вместо двигателей TF30 установлены более надежные и мощные F110 фирмы «Дженерал электрик». За основу при разработке были взяты двигатели самолета В-1. Первые два новых двигателя испытывались еще в 1981 году на опытном истребителе № 7. Но из-за отсутствия финансовой поддержки в то время самолет был законсервирован. Теперь работы возобновились; первые 38 машин «Плас» переданы флоту в 1990 году. Немного позже начались поставки модели F-14D, которая отличается от «Плас» бортовым оборудованием.

Истребители F-14A поставлялись ВВС Ирана (79 самолетов).

Будучи основным палубным истребителем, «Томкет» активно использовался во всех локальных конфликтах, правда, с разной степенью успеха. В Ливане, например, зенитными ракетами было сбито три F-14. Во время налета на Ливию «Томкеты», наоборот, сбили два истребителя МиГ-23 и два истребителя-бомбардировщика Су-1 7М (Су-22). В Ираке (1991 г.) на боевом счету истребителей один сбитый вертолет.

По мнению представителей ВМС, к 2000 году около 100 F-14 будут сняты с вооружения по выработке ресурса планера и встанет вопрос о замене этого типа самолетов. Пытаясь продлить жизнь машины, фирма «Грумман» разрабатывает ее новый вариант - «Супер Томкет-21», а также усовершенствованный ударный истребитель ASF-14. Последний будет иметь бортовое оборудование самолета ATF. Если заказа на эти машины не последует, то фирма готова продлить ресурс планеров F-14 с 7350 часов до 9000 часов, что позволит сохранить их в строю до 2012 года.

ОПИСАНИЕ САМОЛЕТА

Самолет представляет собой моноплан с крылом изменяемой стреловидности, угол которой может плавно изменяться в диапазоне от 20° до 68° в полете и до 75° на стоянке (для экономии места в ангаре авианосца). Крыло оборудовано предкрылками, закрылками и интерцепторами. В неподвижных частях крыла расположены выдвижные поверхности треугольной формы, которые предназначены для компенсации пикирующего момента при изменении стреловидности крыла на сверхзвуковой скорости. Фюзеляж самолета состоит из трех частей: носовой (с кабиной экипажа), центральной (с шарниром поворота крыла) и хвостовой части (двигатели, воздушные тормоза, хвостовой обтекатель). Хвостовое оперение двухкилевое; кили установлены с «развалом» 5°. Стабилизатор самолета цельноповоротный, с дифференциальным отклонением поверхностей. Панели воздушных тормозов расположены на верхней и нижней поверхностях хвостового обтекателя; максимальный угол их отклонения 60°. При выпуске шасси нижняя панель отклоняется только на 18°, исключая удар ею о палубу при посадке. Хвостовой обтекатель самолета постоянно видоизменялся: как выяснилось, его форма сильно влияет на общее аэродинамическое сопротивление. Шасси самолета трехстоечное, заимствованное от штурмовика А-6 «Интрудер». Все стойки убираются вперед и вверх, колеса основных стоек (при уборке) поворачиваются на 90°. Под гондолами двигателей имеются фальшкили для увеличения продольной устойчивости на больших углах атаки. Верхняя поверхность неподвижных частей крыла усилена четырьмя накладками в виде аэродинамических гребней. У опытных машин они гораздо массивнее, чем на серийных. По правому борту носовой части фюзеляжа расположены две стремянки для экипажа.

На первых серийных образцах установлены двигатели TF-30-P-412А, на последующих TF-30-P-414 со стальной «рубашкой» на компрессоре. Она прикрывает агрегаты самолета при отрыве титановых лопаток, края которых умышленно затуплены. Длина двигателя 5,99 м, диаметр 1,29 м. С 1988 года на F-14A+ установлены новые двигатели F-110-GE-426.

Регулируемые воздухозаборники ковшового типа установлены на расстоянии 250 мм от поверхности фюзеляжа. На верхней поверхности каждого имеется регулируемая щель, прикрытая отклоняемой створкой.

Шесть внутренних топливных баков вмещают 9029 литров горючего. Под воздухозаборниками могут подвешиваться два дополнительных топливных бака по 1010 литров каждый. Имеется выдвижная штанга с топливоприемником для дозаправки в полете.

Система автоматического управления самолетом предусматривает изменение стреловидности крыла, выдвижение дополнительных поверхностей, выдерживание режима непосредственного управления подъемной силой (с "помощью интерцепторов). Правда, перегрузки, достигаемые самолетом в этом режиме, невысокие: они позволяют летчику изменять высоту полета, не вводя машину в пикирование или кабрирование. Для электрического питания бортовых систем имеются два генератора переменного тока с приводом от двигателей; резервный генератор приводится от гидравлической системы.

Основной боевой системой на борту считается система управления вооружением AWG-9. Она состоит из бортового радиолокатора, телевизионной или ИК-системы (в зависимости от серии самолета) и радиолинии наведения с наземного или воздушного командного пункта. РЛС может обнаруживать цели на дальности 200 км и одновременно сопровождать 24 из них с расстояния 185 км. Шесть целей (на расстоянии 135 км) могут облучаться станцией в моноимпульсном режиме; это обеспечивает одновременное наведение шести управляемых ракет «Феникс». Телевизионная или ИК-система используется для уточнения азимута цели и ее опознавания. Система РЭБ самолета может ставить помехи радиолокаторам (срыв режима «захват») и средствам связи противника. Антенны этой системы расположены на законцовках килей.

Экипаж самолета - два человека: летчик и оператор системы вооружения. Направляющие катапультируемых кресел экипажа расположены с небольшим наклоном влево (летчик) и вправо (оператор), что исключает столкновение при одновременном катапультировании. В кабине оператора

находятся индикаторы горизонтальной и вертикальной обстановки. Кабина F-14D отличается наличием двух многофункциональных дисплеев в t &" ie летчика и крупноформатными цифровыми индикаторами у штурмана.

ВООРУЖЕНИЕ САМОЛЕТА

Встроенное вооружение включает 20-мм пушку «Вулкан» с боезапасом 675 снарядов. Подвесное вооружение может состоять из различных комбинаций ракет класса «воздух-воздух». Под фюзеляжем на специальных балках располагаются до 4 УР «Феникс». Вместо них могут подвешиваться 4 УР «Спарроу» или 4 AIM-120 (в полуутоп-ленном положении). Под неподвижной частью крыла находятся два подвесных пилона, на которых могут размещаться: 2УР «Феникс» или 2 УР AIM-120, 2 УР «Спарроу» и до 4 УР «Сайдуиндер». Истребитель может привлекаться и для ударов по наземным целям. Для этого на специальных пилонах (под фюзеляжем) размещаются бомбы Мк.83 (до 8 шт.), Мк.84 (до 4 шт.).

Прицеливание при бомбометании производится навигационным способом ввиду отсутствия специальных прицельных систем. Общий вес нагрузки достигает 6500 кг.

Размах крыла:
стреловидность 20° 19,45 м
стреловидность 68° 11,65 м
Длина. 18,9 м
Высота 4,88 м
Площадь крыла 52,5 м2
Вес пустого самолета,.. 18100 нг нормальный взлетный.. 26 780"иг (с 4 УР «Спарроу»);
Максимальный.33 700 иг
Скорость полета 2550 км/ч
Практический потолок... 21 000 м
Скороподъемность
на уровне моря 150 м/с
Радиус действия 1230 нм
Время подъема
на высоту 18 000 м-170 с

В 1965 году ВМС США начали разработку тактико-технических требований к новому истребителю для завоевания превосходства в воздухе. Он должен был заменить устаревший “Фантом” и состоять на вооружении до средины 90-х годов.

В 1967 году проводившимся работам был придан статус программы, и она получила название VFX. Свои проекты представили шесть фирм: “Макдоннэл-Дуглас”, “Норт Америкен”, “Грумман”, “Дженерал Дайнемикс” и LTV совместно с “Локхид”. В качестве возможных претендентов были выбраны самолеты фирм “Грумман” - с крылом изменяемой стреловидности (G303E) и “Макдоннэл-Дуглас” - с неподвижным крылом. Победителем была объявлена фирма “Грумман”, которая в 1969 г. получила заказ на полномасштабную разработку истребителя под обозначением F-14 “Томкет”.

Летные испытания первого опытного образца начались 21 декабря 1970 года, на месяц раньше срока, указанного в контракте. Всего было построено 12 опытных машин. Испытательные полеты проходили над ЛонгАйлендом; F-14 “висели” в воздухе по 7-8 часов, заправляясь в полете от специально оборудованных штурмовиков “Интрудер”.

С самого начала истребитель преследовали аварии и катастрофы. Так, уже во втором полете летчики были вынуждены катапультироваться из-за отказа гидравлической системы управления. Испытания были прекращены и возобновились только в мае 1971 года. В следующем году на показательных полетах в Пантаксент-Ривер (шт. Мериленд) разбился F-14 №10, а еще через год -F-14 №3. Последний взорвался в воздухе над испытательным полигоном в Пойнт Мугу. Запущенная с “Томкета” ракета “Спарроу”, потеряв управление, врезалась в нижнюю часть фюзеляжа, распоров топливный бак. Экипаж успел катапультироваться. Аварии объяснили наличием “легко устранимых вибраций”, и после соответствующих доработок конструкции началось серийное производство самолета. Первые боевые эскадрильи (VF-1 и VF-2) были сформированы на авиационной базе Мирамар (шт. Калифорния); в них вошли машины начиная с F-14 № 21. После обучения летного и технического состава они перебазировались на авианосец "Энтерпрайз” (1974 г.). Несмотря на заявления фирмы об устранении недостатков, аварии продолжались - в январе 1975 г. сорок третий серийный самолет взорвался в воздухе на высоте 5000 м при скорости 740 км/ч; через десяток дней потерпел катастрофу еще один F-14A (оба принадлежали 2-й эскадрилье). Следующая авария произошла 24 июля 1975 года-пожар двигателя. Позже разбилось еще два самолета. За десять лет эксплуатации флот потерял 64 машины. Общая боеготовность подразделений, вооруженных истребителями “Томкет”, составляла около 35%. Летчики отмечали, что полеты на F-14A связаны с большим риском, особенно на больших высотах и малых скоростях. Командование ВМС, в свою очередь, было недовольно снижением летных характеристик (по сравнению с указанными в заказе): максимальной скорости - на 6,2%, потолка - на 5,2%, перегрузки при развороте - на 3,1%, продолжительности полета - на 20%.

Основной причиной катастроф и неудовлетворительных технических показателей явился двигатель TF30. Зная об этом, еще на этапе проектирования специалисты фирмы разрабатывали другую модификацию истребителя-F-14В (VFX-2) с двигателями F401. Но новый двигатель не оправдал возлагавшихся на него надежд, показав во время испытаний на машине № 7 еще более низкие характеристики. В результате серийно начал выпускаться самолет с заведомо слабой надежностью.

Конечно, нельзя не упомянуть и о достоинствах “Томкета”, которые он продемонстрировал во время летных испытаний. Летчикам удавалось совершать на нем устойчивые полеты со скоростью 191 км/ч и выполнять головокружительные маневры на показе представителям прессы: “Самолет, двигаясь вертикально, набирал высоту, пока скорость не падала до нуля и машина не начинала двигаться “хвостом” вперед...” - писал журнал “Aviation week” в 1973 году. Автоматически изменяемая стреловидность крыла позволяет истребителю резко увеличивать угол атаки в горизонтальном полете (около 90") затормаживая самолет. Этот маневр назвали “Брэйк” - “тормоз”

В начале 1976 года опытный самолет F-14 №5 начал испытываться в качестве ударного под обозначением А-14; эта модификация серийно не вы пускалась. Подобная судьба постигло: и еще одну модификацию истребителя-F-14С. Она представляла собой вариант F-14В с более совершен ным бортовым РЭО.

По заказу ВМС для замены разведчиков RA-5C “Виджелент” разработана разведывательная модификация RF-14A (выпущено 49 самолетов). Эти самолеты оборудуются контейнером с системой TARPS (длина контейнера 5,27 м, диаметр 0,67 м, вес 800 кг). Контейнер подвешивается под фюзеляжем; внутри расположены два аэрофотоаппарата и инфракрасная станция разведки.

Серийное производство истребителя завершилось в 1987 году; всего было выпущено около 550 самолетов. За три года до окончания производства фирма “Грумман” создала усовершенствованную модификацию “Томкета” под обозначением F-14A + (“Плас”). На ней вместо двигателей TF30 установлены более надежные и мощные F110 фирмы “Дженерал электрик”. За основу при разработке были взяты двигатели самолета В-1. Первые два новых двигателя испытывались еще в 1981 году на опытном истребителе № 7. Но из-за отсутствия финансовой поддержки в то время самолет был законсервирован. Теперь работы возобновились; первые 38 машин “Плас” переданы флоту в 1990 году. Немного позже начались поставки модели F-14D, которая отличается от “Плас” бортовым оборудованием.

Истребители F-14A поставлялись ВВС Ирана (79 самолетов).

Будучи основным палубным истребителем, “Томкет” активно использовался во всех локальных конфликтах, правда, с разной степенью успеха. В Ливане, например, зенитными ракетами было сбито три F-14. Во время налета на Ливию “Томкеты”, наоборот, сбили два истребителя МиГ-23 и два истребителя-бомбардировщика Су-17М (Су-22). В Ираке (1991 г.) на боевом счету истребителей один сбитый вертолет.

По мнению представителей ВМС, к 2000 году около 100 F-14 будут сняты с вооружения по выработке ресурса планера и встанет вопрос о замене этого типа самолетов. Пытаясь продлить жизнь машины, фирма “Грумман” разрабатывает ее новый вариант - “Супер Томкет-21”, а также усовершенствованный ударный истребитель ASP-14. Последний будет иметь бортовое оборудование самолета ATF. Если заказа на эти машины не последует, то фирма готова продлить ресурс планеров F-14 с 7350 часов до 9000 часов, что позволит сохранить их в строю до 2012 года.

Описание самолёта

Самолет представляет собой моноплан с крылом изменяемой стреловидности, угол которой может плавно изменяться в диапазоне от 20° до 68° в полете и до 75° на стоянке (для экономии места в ангаре авианосца). Крыло оборудовано предкрылками, закрылками и интерцепторами. В неподвижных частях крыла расположены выдвижные поверхности треугольной формы, которые предназначены для компенсации пикирующего момента при изменении стреловидности крыла на сверхзвуковой скорости. Фюзеляж самолета состоит из трех частей: носовой (с кабиной экипажа), центральной (с шарниром поворота крыла) и хвостовой части (двигатели, воздушные тормоза, хвостовой обтекатель). Хвостовое оперение двухкилевое; кили установлены с “развалом” 5°. Стабилизатор самолета цельноповоротный, с дифференциальным отклонением поверхностей. Панели воздушных тормозов расположены на верхней и нижней поверхностях хвостового обтекателя; максимальный угол их отклонения 60°. При выпуске шасси нижняя панель отклоняется только на 18°, исключая удар ею о палубу при посадке. Хвостовой обтекатель самолета постоянно видоизменялся: как выяснилось, его форма сильно влияет на общее аэродинамическое сопротивление. Шасси самолета трехстоечное, заимствованное от штурмовика А-6 “Интрудер”. Все стойко убираются вперед и вверх, колеса основных стоек (при уборке) поворачиваются на 90°. Под гондолами двигателей имеются фальшкили для увеличения продольной устойчивости на больших углах атаки. Верхняя поверхность неподвижных частей крыла усилена четырьмя накладками в виде - аэродинамических гребней. У опытных машин они гораздо массивнее, чем на серийных. По правому борту носовой части фюзеляжа расположены две стремянки для экипажа.

На первых серийных образцах установлены двигатели TF-30-P-412A, на последующих TF-30-P-414 со стальной “рубашкой” на компрессоре. Она прикрывает агрегаты самолета при отрыве титановых лопаток, края которых умышленно затуплены. Длина двигателя 5,99 м, диаметр 1,29 м. С 1988 года на F-14A+ установлены новые двигатели F-110-GE-426.

Регулируемые воздухозаборники ковшового типа установлены на расстоянии 250 мм от поверхности фюзеляжа. На верхней поверхности каждого.имеется регулируемая щель, прикрытая отклоняемой створкой.

Шесть внутренних топливных баков вмещают 9029 литров горючего. Под воздухозаборниками могут подвешиваться два дополни1ельных топливных бака по 1010 литров каждый. Имеется выдвижная штанга с топливоприемником для дозаправки в полете.

Система автоматического управления самолетом предусматривает изменение стреловидности крыла, выдвижение дополнительных поверхностей, выдерживание режима непосредственного управления подъемной силой (с помощью интерцепторов). Правда, перегрузки, достигаемые самолетом в этом режиме, невысокие: они позволяют летчику изменять высоту полета, не вводя машину в пикирование или набрирование. Для электрического питания бортовых систем имеются два генератора переменного тока с приводом от двигателей; резервный генератор приводится от гидравлической системы.

Основной боевой системой на борту считается система управления вооружением AWG-9, Она состоит из бортового радиолокатора, телевизионной или ИК-системы (в зависимости от серии самолета) и радиолинии наведения с наземного или воздушного командного Пункта. РЛС может обнаруживать цели на дальности 200 км и одновременно сопровождать 24 из них с расстояния 185 км. Шесть целей (на расстоянии 135 км) могут облучаться станцией в моноимпульсном режиме; это обеспечивает одновременное наведение шести управляемых ранет “Феникс”. Телевизионная или ИИ-система используется для уточнения азимута цели и ее опознавания. Система РЭБ самолета может ставить помехи радиолокаторам (срыв режима “захват”) и средствам связи противника. Антенны этой системы расположены на законцовках килей.

Экипаж самолета - два человека: летчик и оператор системы вооружения. Направляющие катапультируемых кресел экипажа расположены с небольшим наклоном влево (летчик) и вправо (оператор), что исключает столкновение при одновременном катапультировании. В кабине оператора находятся индикаторы горизонтальной и вертикальной обстановки. Кабина F-14D отличается наличием двух многофункциональных дисплеев в кабине летчика и крупноформатными цифровыми индикаторами у штурмана.

Вооружение самолёта

Встроенное вооружение включает 20-мм пушку “Вулкан” с боезапасом 675 снарядов. Подвесное вооружение может состоять из различных комбинаций ранет класса “воздух-воздух”. Под фюзеляжем на специальных балках располагаются до 4 УР “Феникс”. Вместо них могут подвешиваться 4 УР “Спарроу” или 4 AIM-120 (в полуутопленном положении). Под неподвижной частью крыла находятся два подвесных пилона, на которых могут размещаться: 2УР “Феникс” или 2 УР AIM-120, 2 УР “Спарроу” и до 4 УР “Сайдуиндер”. Истребитель может привлекаться и для ударов по наземным целям. Для этого на специальных пилонах (под фюзеляжем) размещаются бомбы Мк.83 (до 8 шт.), Мк.84 (до 4 шт.). Прицеливание при бомбометании производится навигационным способом ввиду отсутствия специальных прицельных систем. Общий вес нагрузим достигает 6500 кг.

Разновидности модели F-14:

F-14A - исходный двухместный многоцелевой истребитель с ТРДДФ TF-30.

F-14B - усовершенствованный многоцелевой истребитель с двигателями F110, небольшими модификациями конструкции и кабинного оборудования,

F-14D "Супер Томкэт"-варианте ТРДДФ F 110 и усовершенствованным БРЭО.

F-14С - вариант с ТРДДФ F401 и усовершенствованным ВРЭО.

F-14A++ - исследующийся флотом США с 1992 г. модифицированный вариант самолета F-14A с использованием ИНС.

F-14A/B+ - предложенные фирмой Грумман в 1992 г. модифицированные варианты самолета F-14A и F-14B.

Первые серийные самолеты F-14 начали поступать на вооружение ВМС США в октябре 1972 г. Всего к моменту окончания серийного производства в 1992 г. флоту США было поставлено 632 самолета.

Характеристики двигателя TF30-P-414A Максимальная тяга без форсажа - 5600 кгс Максимальная тяга с форсажем - 9500 кгс Удельный расход топлива без форсажа - 0,69 кг/кгс*ч Удельный расход топлива с форсажем - 2,78 кг/кгс*ч Сухая масса - 1900 кг Длина / диаметр - 6 м / 1,3 м

Характеристики самолета F-14: Размах крыла (с изменяемой стреловидностью), м: - максимальный - 19,54; - минимальный - 11,65; -для авианосцев - 10,15. Длина самолета -19,10 м. Высота самолета - 4,88 м. Площадь крыла - 52,49 кв.м. Угол стреловидности крыла, град: - минимальный - 20; - максимальный - 65; - для авианосцев - 75. Масса пустого самолета - 18950 кг. Масса топлива - 7350 кг; в ПТБ - 1725 кг. Взлетная масса - 33725 кг. Тип двигателя: - F-14A- 2ТРДДФ Пратт-Уитни TF30-414A; - F-14B/D - 2ТРДДФ Дженерал Электрик F110-GE-400. Максимальная тяга для двигателей: TF30-414A: - бесфорсажная - 2х54,96 кН (2х5600 кгс); - форсажная - 2х93,00 кН (2х9480 кгс); F110-GE-400: - бесфорсажная - 2х71,2 кН (2х7260 кгс); - форсажная -2х120,1 кН (2х12250 кгс). Максимальная скорость - 1995 км/ч (М=1,88). Посадочная скорость - 232 км/ч. Практический потолок - 16150 м. Практическая дальность с ПТБ - 2965 км. Длина разбега - 762 м. Длина пробега - 732 м. Максимальная масса нагрузки на внешних узлах - 6580 кг. Максимальная эксплуатационная перегрузка - 7,0.

Вооружение: встроенная пушка М61А-1 (20 мм, 6000 выстр./ мин, 675 снарядов) слева по борту в носовой части фюзеляжа. Под фюзеляжем могут размещаться четыре УР средней дальности AIM-7 "Спэрроу" в полупотопленном положении или четыре УР большой дальности (до 185 км) AIM "Феникс" на специальных платформах. На F-14D, а с 1991 г. на F-14A внедрена система бомбометания.

Уважаемые коллеги, представляю Вам свою очередную модель. Это американский многоцелевой палубный истребитель F-14A Tomcat, выполненный в масштабе 1/72 фирмой Academy.

Прототип:
В июле 1968 г. Пентагон официально объявил о проведении конкурса на авианосный истребитель-перехватчик VFX (Variable geometry Fighter Experimental). Свои предложения представили фирмы Грумман, Норт Америкэн, Макдоннелл Дуглас, Дженерал Дайнемикс и Линг-Темко-Воут.
На самолет планировалось установить перспективные двухконтурные двигатели с форсажной камерой, разрабатываемые по программе ATE. Движки эти тягой по 12700-13600 кг предназначались как для самолетов ВМС, так и для истребителей ВВС; они сулили массу преимуществ - выигрыш в весе и расходе топлива, простоте обслуживания. Одна беда - даже самые большие оптимисты определяли срок готовности их к установке на самолет как апрель 1973 г. К этому времени F-14 уже должен был быть принят на вооружение ВМС. В качестве временной меры решили установить на опытные и первые серийные "Томкэты" Пратт-Уитни ТРДДФ TF30-P-412A. Силовая установка являлась ахиллесовой пятой "Томкэта" на всем протяжении службы. Двигатели TF30-P-412 разработаны на основе ТРДДФ TF-30-P, которыми оснащались ударные самолеты А-7 и F-111. Для тяжелого истребителя завоевания превосходства в воздухе даже увеличенной до 9070 кгс тяги оказалось недостаточно; собственно поэтому "Томкэт" так и не стал де факто air-supriority fighter"oм. Дополнительной проблемой были неудовлетворительные характеристики двигателя (приемистость и устойчивость) TF-30 при энергичном маневрировании с выходом на большие углы атаки. Аварии и катастрофы, произошедшие с "Томкэтами" по причине неполадок с движками побудили министра ВМС Джона Лемана в 1984 г. на слушаниях в конгрессе в сердцах заявить, что "самолет F14A с ТРДД TF-30, вероятно, является иллюстрацией наихудшего согласования характеристик самолета и двигателей в авиации ВМС за многие годы; двигатель TF-30 - ужасен, он послужил причиной потери 28,2% самолетов из всех разбившихся F-14; самолет F-14A может выполнять требуемые задачи, но пилотировать его следует очень осторожно, полет самолета на больших высотах с малыми скоростями связан в некоторых случаях с большим риском."
Единственным самолетом в мире, способным применять УР "Феникс", является F-14, однако эти ракеты стали его основным (по крайней мере, в теории - основным) оружием не сразу. Не которое время в качестве основного варианта вооружения рассматривались ракеты средней дальности AIM-7 "Спэрроу", а проект 303G вообще не предусматривал установку СУО AWG-9 и ракет AIM-54. В конечном итоге ВМС пришли к выводу, что необходим именно "длиннорукий" перехватчик, в этом случае "Фениксу" альтернативы не было.
Еще одним фактором в пользу принятия на вооружение истребителя, вооруженного УР "Феникс", являлась неспособность всех других ракет воздух-воздух (по американским оценкам того времени) перехватывать на больших высотах МиГ-25.
Опираясь на опыт боевого применения "Томкэтов", можно посчитать, что самолет не оправдал возлагаемых на него задач, особенно если провести анализ в соответствии с критерием стоимость-эффективность. Наиболее громкие победы F-14 одержал над ливийцами в заливе Сидра практически в полигонных условиях, никаким маневренным воздушным боем там и не пахло. В Ливане попытка использовать самолет для сопровождения бомбардировщиков, наносивших удар по целям, прикрытым сильной ПВО с опытными расчетами закончилась плачевно. Ирак и Югославия - войны весьма специфические, где авиация США достойного сопротивления не встретила. И все же, F-14 -система оружия выдающаяся. Этот самолет нельзя оценивать с позиций "сам сбил, его сбили". Появление "Томкэта" на вооружении ВМС США вызвало огромную тревогу у командования советского флота.
С политической точки зрения "Томкэт" со своей задачей справился, вытянув кучу средств из советской экономике, чем в немалой степени способствовал ее коллапсу. С военной же точки зрения все не так однозначно даже при использовании F-14 для решения своей главной задачи - обороны авианосного ордера.
В 2006 году истребитель F-14 "Томкэт" снят с вооружения ВМС США. Для Америки это знаковое событие: в годы "холодной войны" эта машина считалась главной ударной силой палубной авиации ВМС и очень высоко оценивалась профессионалами. После же выхода на экраны в 1986 г фильма "Top Gun" с Томом Крузом в главной роли она приобрела почти культовый статус и в массовом общественном сознании американцев.

Помимо набора использовал дополнительно:
1. Вооружение из наборов Hasegawa (AIM-7, -9).
2. ПВД - Master AM-72-007.
3. Кресла пилотов - Aires 7169.
4. Травление EDUARD 73234 и SS157 (оба набора для других китов, буду пытаться пристроить то, что подойдет).
5. Колеса Экипаж.
6. Маски на остекление Hobby+.
7. Техничка (декали) CAM 72-012 Hi-Vis.

Прототипом выбрал самолет из коробки – эскадрилья VF-51 Screaming Eagles.
Работу с самолетом начал с вооружения. Планировал все ракеты взять из наборов вооружения Hasegawa. Но при более подробном рассмотрении остановился на «Фениксах» из коробки – мне они понравились больше, да и стабилизаторы у них оказались тоньше – стачивать не надо было. У «Сайдвиндеров» сточил задние стабилизаторы, у «Сперроу» не понадобилось. Доработал топливные баки – убрал лишние лючки и из тянутого литника имитировал сварные швы.
Далее собрал, покрасил и оттонировал крылья и смонтировал их в фюзеляж, предварительно замаскировав. Они получаются у модели подвижные.
На крыльях, и вертикальных килях сделал из цветного прозрачного пластика АНО – вклеил их на свои места и заполировал. На килях имитировал из тянутого литника сварные швы на внешних поверхностях.
Затем немного отошел от рекомендаций инструкции и сначала приклеил к нижней половине фюзеляжа ВЗ, а затем соединил обе половины, установив уже готовые крылья. Это совсем неудобно для дальнейшей работы, но крепление крыльев исключает другой вариант. Что еще мы имеем? Неправильный хвостовой ласт – он сделан производителем от самолета F-14D. Я ограничился минимальными доработками – точил антенну на задней кромке ласта и вклеил трубку для слива топлива.
Попутно собрал стойки шасси и кресла пилотов. На передней стойке установил фару от Elf.
Также доработал подкрыльевые пилоны. Пусковые направляющие для AIM-9 я взял из наборов вооружения от Хаси, которые у меня были в запасах. Получилось более похоже на прототип.
И подошел я к самому интересному – кабине пилотов! Собственно доработки свелись к работам типа здесь подрезать, тут подточить, чтобы травление встало на свои места. Единственно я отрезал от приборок боковые пульты и приклеил их к ванне кокпита, чтобы было удобнее монтировать на свои места соответствующие детали травления. Пришлось немного поколдовать, чтобы смонтировать на свое место ПВД от Master. Посадочное место точеного ПВД оказалось намного меньше аналогичного в пластике. Пришлось приклеить пластиковый ПВД, отрезать лишнее, высверлить и уже туда вклеивать металлический.
Параллельно дорабатывал носовую нишу. Из проволоки 0,2 и 0,3 мм сделал проводку, из Евергриновского прутка 2,5 мм воздушный баллон. Далее в ход пошли трубочки для приводов, листовой пластик и фольга-самоклейка. Результат получился однозначно лучше изкоробочного.
Также поработал с козырьками приборных панелей. Из сигаретной фольги имитировал брезентовые чехлы на них.
Окраска:
Модель загрунтована Mr. Surfacer 1200. Окраска выполнена эмалями Tamiya, Gunze Mr. Color, Alclad II.
Схема окраски самолета выбрана Hi-Vis: СХЕМА ОКРАСКИ

Декали:
Декали в наборе – среднего качества, видимо, сказывается их «возраст». Подложка тонкая и эластичная. В расшивку вдавились без каких-либо проблем, даже приваривать особо не нужно было. Но! Местами трескаются, а местами отвалились на следующий день. Но после повторного промакивания в горячей воде приклеились обратно. Не совсем понятно почему при схеме окраски Hi-Vis, производитель дает ОЗ из схемы Low-Vis. Хотя может они и могут сочетаться – я полной информацией не владею. Вопрос этот решил просто – докупил декаль с американскими ОЗ нужного вида – от Бегемота на МиГ-21 (арт. 72-018). Перевел, покрыл лаком (Mr. Color) и … выпал в осадок. Пришла беда откуда не ждали – синий цвет на ОЗ потек как у фломастеров, когда на них попадает вода. Такая вот подстава получилась. Далее устранение этой напасти, получилось не совсем хорошо, но и особо последствий не видно.
Декаль от CAM очень порадовала – подробная инструкция, тонкая подложка, хорошо приваривается. Но есть и небольшой минус – мелкие надписи практически не читаемы, поэтому «желтые» таблички я использовал из комплектной декали. Также противоскользящие декальные дорожки не подошли по месту и их пришлось накрашивать аэром. А в целом мне дека очень понравилась.

Какие выводы могу сделать после сборки? Набор простой по количеству деталей и не сложен в сборке. Но очень много времени отнимает подгонка деталей друг к другу. Отмечу плохую стыкуемость основных деталей. Также упрощены до нельзя конструкции ВЗ двигателей и внутренности кабины пилотов. Мои попытки привести кабину пилотов к более-менее нормальному виду не удались на 100%. Поскольку травление предназначено для набора Хасегава, то не все детали состыковались нормально. Не знаю, как со сходимостью у Хаси, но с копийностью точно на порядок выше. Поэтому советую для сборки ее, а не этот Академ.
Итак, коллеги модель перед Вами – приятного просмотра! Критика, замечания и предложения как всегда приветствуются. Всем отличного настроения!