Конкурсная игровая программа "дорогами войны". Сборник весёлых конкурсов

Конкурсная игровая программа «Дорогами войны»

Цель: формирование у учащихся чувства переживания с трагической судьбой, восхищения и гордости за свой народ, проявивших стойкость и мужество в схватке с врагом.

Задачи: - воспитание патриотизма, бережного отношения к истории Родины и чувства благодарности за подвиги своих соотечественников – участников Вов

Расширение знаний учащимся по теме Вов, воспитывать уважение к пожилым людям: ветеранам войны, труженикам тыла – участникам Великой Победы, чувство гордости за народ-победитель.

- развитие творческих способностей учащихся, навыки устной речи, выразительного чтения.

Познакомить с песнями военных лет.

Оборудование: Презентация с нарезками песен военных лет, видеоклипами, звук метронома.

(Для проведения игры необходимо разбиться на отряды, в каждом отряде выбрать командира. Отряды под номерами садятся за свои столы. За ответы участникам игры выдаются разноцветные звездочки)

Учитель : Есть события над которыми не властно время, и, чем дальше в прошлое уходят годы, тем ценнее становится их значение. К таким событиям относится Великая Отечественная война.

Что вы знаете о Вов? Когда началась Великая Отечественная война?

Сколько лет длилась эта война?

Когда наш народ отмечает День Победы?

Учитель: Никто из рядовых жителей нашей страны не знал о предстоящей войне. Люди вели обычную жизнь. У школьников накануне прошли выпускные вечера, и многие выпускники еще не пришли домой, гуляя по улицам, когда… (Слайд 1)

Сорок первый! Июнь.

Год и месяц борьбы всенародной.

Даже пылью времен

Затянуть эту дату нельзя. (Слайд 2)

Поднималась страна

И на фронт уходила поротно,

Кумачовые звезды

На полотнах знамен унося.

Учитель: 22 июня 1941 года в 4 часа утра без объявления войны враг напал на нашу страну. На борьбу с немецко-фашистскими захватчиками поднялся весь народ. (Слайд 3) На фронт уходили и старые, и молодые. (Слайд 4-6)

- Представьте себя в роли добровольца,уходившего на войну. Что вы положите в рюкзак солдата?

Конкурс 1. Собрать рюкзак. (Взять необходимые предметы, уложить в рюкзак).

(Слайд 7)

Учитель: Наши солдаты эшелонами уходили защищать Родину, тогда еще не зная о том, что война не скоро закончится (слайд 8)

Учитель: “ Все для фронта, все для победы” - повсюду звучал девиз. А в тылу оставались женщины, старики, дети. Они рыли окопы, вставали к станкам, гасили на крышах зажигательные бомбы. Они поднимали дух солдат. Бойцы знали, что в тылу остались самые близкие и родные люди, на долю которых выпало немало испытаний. Дети с концертами выезжали на линию фронта и своими выступлениями вдохновляли бойцов на подвиг. (слайды9-10)

- Предлагаю послушать воспоминания жительницы посёлка Ерцево Тамары Парфирьевны Чекмаревой, которая во время войны была ребенком и выступала перед солдатами (Видеозапись, слайд11)

Учитель: Солдаты сражались во имя мира и мечтали о будущем мире в передышках между боями. Они верили, что мир, спасенный от фашизма, будет прекрасен. А пока затишье между боев, они забывали про войну и писали письма своим родным и близким людям. (Слайд12-13)

Следующий конкурс для командиров. (слайд 14)

Конкурс 2. Командиров.

Солдаты отдыхали, а командиры в штабах разрабатывали тактику наступлений, продумывали планы битв, как отстоять рубежи своей Родины и освободить территорию от захватчиков. Одной из важнейших битв, была битва за Сталинград, которая продолжалась с 17июня1942 г по 2 февраля 1943 г. И имела два периода: период обороны и период наступления. Эта битва была переломной в войне, с 1993 года мы стали оттеснять врага со своей земли

Я предлагаю командирам поучаствовать в разработке боя. (слайд 15)

Учитель: Трудно было. А выжить помогала песня. Особенно дороги нам песни военных лет. (слайд 16)

Пока командиры работают над тактикой боя, отряды будут отгадывать песни военных лет

У нас привал (слайд 17)

Конкурс 3. У нас привал.

Расцветали яблони и груши, (слайд 18)

Поплыли туманы над рекой,

Выходила на берег Катюша,

(На высокий берег, на крутой.)

На границе тучи ж ходят смело,

Край сурово тишиной объят

У высоких берегов Амура (часовые родины стоят). (слайд 19)

Мне кажется порою, что солдаты,

С кровавых не пришедшие полей,

Не в землю нашу полегли когда-то,

(А превратились в белых журавлей.) (слайд 20)

День Победы, как он был от нас далёк

Как в костре потухшем таял уголёк

Были вёрсты, обгорелые, в пыли

(Этот день мы приближали как могли) (слайд 21)

Бьется в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза.

И поет мне в землянке гармонь

(Про улыбку твою и глаза.) (слайд 22)

Темная ночь, только пули свистят по степи

Только ветер гудит в проводах,

(Тускло звезды мерцают) (слайд 23)

Учитель : в эти тяжелые военные годы оказывали большую помощь

человеку животные. Самыми верными помощниками воинов в годы Великой Отечественной были, конечно, собаки. (Слайд24)

У нас уважают собаку недаром:

Собака на фронте была санитаром,

Связистом, сапером. Порою собаки

На танки бросались в атаки.

Да, на войне получалось и так,

Что «тигры», «пантеры» боялись собак.

Как вы думаете, о каких тиграх и пантерах говорится в стихотворении?

Когда в 1941 году фашисты рвались к Москве, танковое подразделение врага было атаковано собаками-подрывниками. Они подорвали два головных танка и обратили гитлеровцев в бегство.

Собаки взрывали мосты, железнодорожные составы. 1943 года овчарка Дина пустила под откос вражеский эшелон. Ею управлял (на расстоянии) солдат-дрессировщик». Она сбросила на рельсы взрывчатку и по следу догнала своего вожатого. Военные корреспонденты вспоминали о многих героических собаках-связистах. Так 14 собак поддерживали связь с полком, оказавшимся в тылу врага. Восточноевропейская овчарка Аста, несшая донесение, была смертельно ранена, но, истекая кровью, сумела его доставить.

Ив наше время собаки служат человеку, работают саперами, обезвреживают преступников, охраняют. (слайд 25) Профессия дрессировщика очень древняя. Предлагаю вам посмотреть фрагмент дрессировки собаки, которая служит для охраны преступников сейчас. (Слайд26. Видео)

Больше всего в войну собаки были помогали санитарам, вытаскивали из под огня с полей битв раненых. Попробуем и мы побыть в роли санитаров,

Конкурс 4. Перевязочный. (слайд 27)

(по представителю от команд выйти к доске, сесть на стулья. Это раненые. выберите 2-х санитаров. Ваша задача – оказать первую помощь пострадавшим. Забинтовать руку, ногу, голову)

Учитель: Более 20 миллионов жизней унесла та война. Мы помним их, во многих населенны пунктах, городах созданы мемориальные доски с фамилиями павших воинов, погибших в боях за Родину. Отдадим им дань памяти. Встаньте, пожалуйста, вспомним тех кто погиб на войне.

Минута молчания. Метроном. (слайд 28-29)

Но эти жертвы не были напрасными, фашисты были разбить. 9 мая 1945 года Берлин, последний оплот фашизма, пал. (слайд 30)

Предлагаю вам послушать интервью ветерана Великой Отечественной войны, дошедшего до Берлина, (Видео, слайд 31)Леонида Ивановича Лебедева. Ветеранов войны практически уже не осталось. Он плохо слышит и ходит только с палочкой.

(Слайд32)

Рефлексия

И мы с вами из полученных звездочек сделаем свой салют победы.

Цель: пропаганда здорового образа жизни.

Задачи:

  • побуждение к изучению былин;
  • развитие у детей любознательности, смекалки, ловкости;
  • расширение кругозора;
  • формирование чувства гордости за историю страны.

Условия реализации программы:

Игровая программа может проводиться в школе, доме детского творчества оздоровительном лагере, в семейном клубе. Необходим зал со свободной площадкой, оснащенной музыкальной аппаратурой. Основными участниками являются мальчики – 2 команды по 5-7 человек. Девочки – болельщики.

Реквизит:

  • 2 швабры, 2бумажные головы лошадей, бумажный дракон на основе конуса,
  • 2 бумажных круга – обруча, 2 обруча, 2 русских народных костюма для жюри,
  • 2 юбки, колокольчик, жетоны, призы – машинки сувениры.

Ведущий. Накануне праздника Дня защитника Отечества у нас будет проводиться игровая программа «Богатырская сила» для наших будущих защитников Отечества. В незапамятные времена народ создал удивительные песни – сказания и они переходили из уст в уста, от стариков к детям. Впоследствии эти песни получили название былины. Главными героями былин являются богатыри – герои защищавшие русский земли и русский народ от нашествия врагов и от злой нечисти. В исторических записях и летописях сохранилось многое указывающее, что некоторые события, перешедшие в былины, действительно имели место, только народ переделывал быль по-своему, разукрасил и преувеличил. Богатыри стояли на страже Руси, на заставе. Совокупность воинских доблестей, сила, ловкость, составляет одну из главнейших черт русского богатыря. А сейчас мы представим наше жюри – Василисы Премудрые.

Ведущий. «Нет, не перевелись еще богатыри на земле нашей! Не оскудела в сердцах молодецкая удаль! Сойдемся, друзья и братья! Восхвалим силу нашу, силу гордую, богатырскую!». Приветствуйте наших богатырей! Для участия в игре, разобьемся на 3 команды по 5 человек. (Звон колоколов).

Ведущий. Много веков люди верили в чудесную силу колоколов. У каждого колокола – своя судьба, и нередко она зависит от его голоса. А голоса у них разные. Благовест звонил медленно и тяжело, убаюкивал граждан, желал им спокойной ночи. Громко, торопливо и сбивчиво кричал набат, когда начинался пожар, наводнение или какое-нибудь бедствие. А у нас звон колокола приглашает всех вас на первый богатырский поединок.

Конкурс «Все о былинах»

Каждая команда отвечает на два вопроса:

– Чудовище, которое жило на горе Сорочинской. (Змей Горыныч)
– Хозяин Ильмень-озера, который помог Садко поймать златоперых рыб. (Водяной)
– Злодей свистел по-соловьиному, кричал по-звериному, шипел по-змеиному. (Соловей- разбойник)
– Славный защитник Руси-матушки, 33 года неподвижно просидевший в избе. Калеки перехожие помогли ему обрести силу богатырскую. Как звали этого богатыря? {Илья Муромец)
– Побратим Ильи Муромца, освободивший Забаву Путятичну, племянницу князя Владимира. (Добрыня Никитич)
– Богатырь, поповский сын, одолел Тугарина Змеевича. (Алеша Попович)

Конкурс «Бодринь»

Ведущий. «Бодринь» – это название старинной русской гимнастики. Родственно оно слову «бодрость». И недаром. Выполнив упражнения, вы чувствуете, как силы ваши удваиваются, а настроение поднимается. Каждой команде под музыку предстоит продемонстрировать одно или несколько упражнений для утренней гимнастики.

Конкурс «Меткие стрелки»

Ведущий.

Богатырь, посмотри на гранит….
Видишь, как камень кроваво блестит.
Кровью воинов залита скала
Здесь обитает драконов семья…

А сторожат драконы заколдованную красавицу-девицу.
Чтобы попасть в дракона, нужен хороший глазомер. Сейчас мы его проверим.
Набрасывание колец на кольцеброс в виде драконов.

Конкурс «Добрые слова»

Ведущий. Драконов вы победили, но вот проблема с красавицей. Кощей – Бессмертный заколдовал красавицу-девицу превратив в бабу –Ягу.Для обратного превращения, ей необходимо услышать много, добрых, красивых слов в всой адрес. Посмотрим, способны ли наши богатыри, разрушить злые чары., когда оружием станут красивые слова. Участники по очереди говорят комплименты.

Конкурс «Один за всех»

Ведущий. Русский народ славился богатырским умом, смекалкой и юмором. У вас будет не простая задача прочитать стихотворение А.Барто «Лошадка» сначала при жаре 40°С, потом при морозе 40° С, затем словно убегая от собаки. Выберите для этого испытания самого ловкого.

«Лошадка»

Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик.
И верхом поеду в гости.

(А. Барто)

Конкурс «Наездники»

У каждого богатыря, был свой верный конь, который их не подводил, не на поле сражения, не в пути. Сейчас, мы посмотрим, как вы справитесь с верным другом.
Участники «скачут» на «коне» (палка с изображением головы лошади) до ориентира и
обратно, передавая эстафету следующему участнику.

Конкурс «Перетягивание каната»

Ведущий.

Богатырское наше правило –
Надо другу в беде помочь.
Отстоять в борьбе дело правое,
Силой силушку превозмочь.

(И.Добронравов.)

Силой меряются: 1-я и 2-я команды, 2-я и 3-я, а затем 3-я и 1-я.

Конкурс «Шуточный конкурс»

Ведущий.

«Расступись, честной народ,
Не пыли, дорожка,
Добры молодцы идут
Погулять немножко»

(Из х.ф. «Морозко»)

Конкурс на ловкость. Необходимо надеть юбку, взять сумки с грузом, добежать до обруча присесть и вернуться обратно.

Ведущий.

Мы гордимся стариною,
Стала нам она родною.
Куда бы по белому свету
Дороги тебя ни вели,
Ты сыном останешься этой
Родимой российской земли.

(По Е. Ховиву.)

Ведущий: Наши Василисы –прекрасные подведут итоги.

Подведение итогов, награждение победителей и участников призами и сувенирами.

Литература:

1. Богатыри и витязи Русской земли: По былинам, сказаниям и песням. М.: Моск.рабочий, 1990.
2. Жиренко О.Е, Барылкина Л.П. Внеклассные мероприятия.4 класс.– Москва:Вако, 2007 г.
3. Ушакова О.Д. Пословицы, поговорки и крылатые выражения.Словарик школьника.– С.-Петербург: Литера, 2004 г.

Осипова Г.Ю., учитель средней школы № 865 Москвы

Конкурсы можно проводить для детей любого возраста, особенно интересно смотрится, когда в детских конкурсах участвуют старшеклассники.

Конкурс “СЛАДКОЕЖКИ”.
На стульях лежат конфеты по количеству участников в командах. Вы должны как можно быстрее добежать до стульев, взять одну конфету и вернуться, чтобы передать эстафету следующему игроку своей команды.

Конкурс называется “КЕНГУРУ”.
Участвует вся команда. Надо доскакать до стульев с мячом между ногами, вернуться к старту и передать мяч следующему игроку своей команды.
.

Конкурс называется “ЗАХВАТИ ДРУГА”.
Вся команда стоит на старте в колонну. Первый игрок берёт обруч и бежит до стула, огибает его, возвращается назад и, взяв второго игрока в обруч (или за руку), снова бежит к стулу. Там первый игрок остаётся, а второй игрок возвращается на старт, берёт третьего игрока в обруч (или за руку) и бежит с ним к стулу. Второй игрок остаётся, а третий бежит к старту за четвёртым игроком и т.д. Побеждает та команда, которая первой окажется около своего стула.
Максимальная оценка – 2 жетона.

Конкурс называется “ВОЛШЕБНАЯ КЕПКА”.
Хоть кепка и волшебная, но всё зависит от вашей внимательности. Играют по 8 человек от каждой команды. Вы встаёте в круг. Во время музыки вы должны успеть надеть кепку на свою голову, повернуться вокруг собственной оси и передать кепку следующему игроку. Как только музыка оборвётся, что означает “стоп-игра”, игрок, у которого в руках останется кепка, считается проигравшим и выбывает из игры.
Победитель получает 2 жетона для своей команды.

Конкурс называется “УСПЕЙ СЕСТЬ НА СТУЛ”.
Играют по 3-5 человек от каждой команды. В центре 5-9 стульев. Под музыку все бегут по кругу вокруг стульев. Когда музыка обрывается, вы должны успеть сесть на стул. Тот, кому не хватило стула, выбывает из игры вместе со стулом. Игра продолжается до тех пор, пока останется 1 участник, который успеет сесть на стул. Он приносит своей команде 2 жетона.

Конкурс называется “МЕДСЁСТРЫ”.
Участвуют по 1 девочке и 1 мальчику от каждой команды. Задача девочек состоит в том, чтобы оказать первую медицинскую помощь своим юношам. Надо быстро, а главное качественно перебинтовать голову.
Максимальная оценка – 2 жетона.

Конкурс называется “МЯЧ РУКОЙ”
Участвует вся команда. Надо провести мяч рукой до стульев, а потом обратно бегом с мячом в руках, предавая эстафету следующему игроку своей команды.
Максимальная оценка – 2 жетона.

Конкурс называется “МЯЧ НАД ГОЛОВОЙ”
Участвует вся команда. Команды строятся в колонны. Первый, не поворачиваясь, через голову быстро передаёт мяч второму, второй третьему и т.д. Последний, получив мяч, быстро перебегает вперёд и снова через голову передаёт мяч сзади стоящему игроку. Побеждает команда, первой добравшаяся до финиша.
Максимальная оценка – 2 жетона.

Конкурс называется “СПОЁМ, ДРУЗЬЯ!”
Выдаются тексты песен. Каждая команда должна её спеть (лучше детские песенки).
Максимальная оценка – 2 жетона.

Конкурс называется “СТРЕЛЬБА ИЗ ЛУКА”
Мишенью будет обыкновенное ведро, а луком – обычный репчатый лук. Участвует вся команда. По сигналу первый игрок бежит до определённой черты, берёт 1 луковицу и бросает её в ведро. После броска возвращается в команду, чтобы передать эстафету следующему игроку. Побеждает команда, которая точнее забросит луковицы в ведро.
Максимальная оценка – по количеству заброшенных луковиц.

Конкурс называется “СКАКАЛКА”
Перескакивая через прыгалки добежать до стула, обогнуть его и вернуться к старту, также перепрыгивая через прыгалки и передать эстафету следующему игроку.
Максимальная оценка – 2 жетона.

Конкурс – называется “РЕЗИНОЧКА”
Резинка растягивается, по несколько человек от команды встают внутрь резинки и под музыку ходят по кругу. Как только музыка обрывается, игроки должны быстро выскочить из неё. За кого резинка зацепилась, тот выбывает из игры. Играют до тех пор, пока останется 1 победитель.
Для команды – дополнительный жетон.

Конкурс называется “ЗВУКИ ПРИРОДЫ”
Изобразить звуками – кошку, собаку, лягушку, петуха, корову, лошадь, козу, овцу и т.д.
Максимальная оценка – 2 жетона.

Конкурс называется “Я + ТЫ+ МЫ”
Задание состоит из 3-х этапов:
1. Командам надо быстро построится по принципу “высокий-низкий”.
2. По цвету верхней одежды – от светлой к тёмной.
3. Построится в алфавитном порядке фамилий игроков.
Максимальная оценка – 2 жетона

Конкурс называется “СОБЕРИ ПОРТФЕЛЬ”
На финише на стуле лежит портфель. На старте лежат разные школьные принадлежности – учебник, тетрадь, ручки, ластик, линейка, пенал и т.д. Надо добежать до стула и брать только по 1 предмету, перенося их на старт и складывая в портфель.
Максимальная оценка – 2 жетона.

Конкурс называется “РАЗБЕРИ ПОРТФЕЛЬ”
Принцип игры – тот же, только надо портфель разобрать.

Конкурс называется “БЕГ С ПОДБИВАНИЕМ РАКЕТКОЙ ДЛЯ БАДМИНТОНА НАДУВНОГО ИЛИ ТЕННИСНОГО МЯЧА”
Максимальная оценка – 2 жетона

Конкурс называется “БЕГ С МЯЧОМ”
Вести мяч головой от старта до финиша, а затем с мячом в руках бегом возвращаться к старту.
Максимальная оценка – 2 жетона.

Конкурс называется “СИЛА МОЛОДЕЦКАЯ”
Подсчет количества отжиманий от пола за 30 секунд (по 1 участнику от каждой команды). Присуждается звание “Мистер мускул”. Также можно посчитать прыжки на одной ноге (звание “Мистер прыжок”) или приседания.

Конкурс называется “ЗАХВАТ”
Представьте, что вы военные и вам надо пробраться на склад противника и там разрядить боеприпасы, а точнее – открутить как можно больше крышек у пластиковых бутылок. По несколько представителей от каждой команды.
Максимальная оценка – по количеству крышек.

Конкурс называется “УГАДАЙ МЕЛОДИЮ”
По началу мелодии угадать название песни или строчку из неё, или исполнителя.
За каждую угаданную мелодию – 1 жетон.

Конкурс называется “САМЫЙ БОЛЬШОЙ ШАР”
Играют по 1 представителю от каждой команды. Им дают по 2 жевательные резинки.
Они должны развернуть их, разжевать и надуть большой шар. У кого он дольше не лопнет, тот победил.
Дополнительный жетон команде.

Конкурс называется “МАЛЫШКА” или “СОЛОМИНКА”
Выпить из детской бутылочки через соску воду или выпить из стакана воду через соломинку. Кто быстрее – 1 жетон команде.

Конкурс называется “БЕГ НА ТРЁХ НОГАХ”
Правая нога одного игрока и левая нога другого игрока связываются. Так надо пройти или пробежать до финиша и вернуться на старт.
Максимальная оценка – 2 жетона.

1. Конкурс “Надутая щека”. Кто быстрее надует воздушный шарик так, чтобы он лопнул, заработает для своей команды 2 жетона.
2. Конкурс “Косая сажень в плечах”. Кто быстрее пронесёт на плечах спичечные коробки и не уронит их (дойти до стульев, обогнуть их и вернуться), заработает для своей команды 2 жетона.
3. Конкурс “Стальной зуб”. Кто быстрее и аккуратнее пронесёт столовую ложку в зубах, на которой лежит теннисный шарик (до стульев, обогнуть их и вернуться), тот заработает для своей команды 2 жетона.

Конкурс называется “ОЖЕРЕЛЬЕ ДЛЯ ПОДРУГИ”
Из определённого количества скрепок сделать ожерелье. Кто быстрее – 1 жетон команде.

Конкурс называется “ПРИЩЕПКА”
На игрока в большой футболке прикрепляются прищепки. Игрок с завязанными глазами за определённое время должен как можно больше прищепок снять.
Максимальная оценка – по количеству снятых прищепок.

Также можно провести конкурс мыльных пузырей, накормить друг друга с завязанными глазами мандаринками, виноградинками или кашей (только не конфетами), почистить картошку, пришить пуговицу, танец с зажатым между лбами апельсином или яблоком и т.д.

Сценарий конкурсно- игровой программы для детей «День русских забав»

Данная методическая разработка мероприятия предназначена для работы с детьми школьного возраста.

Цель - активизация детей к совместной деятельности.

В зале всех встречают скоморохи :

Заходи, честной народ,

В зал, где много игр вас ждёт!

В день забав повеселимся,

Поиграем, порезвимся!

Будем вместе забавляться,

Танцевать и развлекаться!

Скоморох 1: Здравствуйте гости дорогие, маленькие и большие!

Скоморох 2: Здравствуйте гости, милости просим!

Скоморох 1:

Не хотите ль поиграть,

Свою удаль показать?

Скоморох 2 :

Отчего ж не поиграть?

Всегда мы играм рады!

А будут ли награды?

Скоморох 1:

А наградой будет смех

Задорный и веселый!

Ведущая:

Времена теперь другие,

Как и мысли и дела -

Далеко ушла Россия

От страны, какой была.

Умный, сильный наш народ,

Далеко гляди вперед.

Но приданья старины

Забывать мы не должны.

Ребята, как вы думаете, как развлекались и отдыхали от работы люди на Руси в старые давние времена, когда не было ни телевизоров, ни компьютеров..? (ответы детей)

Да, люди играли. А весело играть получается не в одиночку, а когда много участников игры!

Для начала наши скоморохи загадают вам «Богатырские загадки», ведь в народе русском всегда любимы сказки о богатырях. А мы с жюри (представление жюри) проверим вашу смекалку.

Игра «Богатырские загадки» (загадки имеют богатырскую специфику. Сначала предлагаются несложные и забавные задания).

Богатырская цифра (три);

Не один в поле (воин);

Ведьмолёт (помело);

Отчество Змея (Горыныч);

Ну, а теперь пойдут загадки посложнее- старинные! Справитесь?

5. Чёрное семя руками сеют, ртом собирают (буквы);

6. Зубов много, а ничего не ест (гребень);

7. Потайная кладовая со всей обновкой: тут и спички, и табак, и медный пятак (карман);

8. В лесу родился, в лесу вырос, в дом пришёл, всех вокруг себя собрал (стол);

9. Не крылата, а перната, как летит, так и свистит, а сидит, так молчит (стрела);

10. Сидит Пахом на коне верхом, грамоты не знает, а читает (очки).

Молодцы! Справились достойно!

Давайте вспомним ещё раз о богатырях. Без кого не может богатырь отправиться в далёкие края на исполнение благих дел? (ответы детей). Правильно, у богатыря обязательно должен быть хороший конь, который тоже должен быть крепким и сильным, готовым к любым испытаниям.

Эстафета «Переездной конь»

Все участники делятся на две команды: одни - "кони", другие - "наездники". "Наездники" садятся на "коней" и образуют круг. Одному из "наездников" вручается мяч. "Наездники" передают мяч по кругу в ту или иную сторону, например, вправо. И нужно, чтобы мяч прошел несколько кругов, по договоренности до игры. После чего команды меняются местами, но, как правило, игра складывается иначе. Если во время переброски мяча он оказывается на земле, то команды моментально меняются местами: "кони" становятся "наездниками", а "наездники" - "лошадками".

Вот мы и посмотрели каковы наездники и кони бывают в бою. А теперь проверим вашу ловкость и быстроту!

Эстафета «Бег в калошах»

Для эстафеты используются калоши 45-го размера. Игрокам необходимо добежать до указанного места и, вернувшись обратно, передать эстафету следующему участнику.

Скоморохи: Теперь бой скороговорок разрешите нам начать. Кто-то пусть скороговорит, остальных прошу молчать.

Слушайте, запоминайте,
Да складно, быстро повторяйте.

*Три сороки-тараторки
Тараторили на горке.

*Дали Клаше каши с простоквашей.
Ела Клаша кашу с простоквашей.

Следующее состязание нам покажет силу и ловкость участников.

«Бой петухов»

Игроки, прыгая на одной ноге, закладывают руки за спину и толкаются не ладошками, а плечо в плечо. Побеждает игрок, которому удастся вытолкнуть соперника за пределы круга или же если соперник встанет на обе ноги. Побеждает команда, набравшая большее количество индивидуальных побед.

Ведущий : А теперь отгадайте такую загадку:

В этом доме печь стоит,

Да не каждый день дымит.

Есть и веник, вот беда-

Не метёт он никогда.

Уважают в доме жар,

А хозяин в доме - пар.

(Баня)

Конкурс «Русская баня»

Кто попариться желает

Кто парную уважает,

Приходи скорей-

Есть и веник, и вода,

Веник в руки и, как встарь,

Сам соперника попарь.

Побеждает только тот,

Кто веник быстро обобьёт!

(По два человека «парятся» вениками из газеты)

Конкурс проходит под музыкальное сопровождение- песня «Русская баня»

Игра «Перетягивание каната»

Скоморох: Всех ребят, парней, девчат

Вызываю на канат.

Десять слева, десять справа

Только мускулы трещат!

(Дети встают по обе стороны каната, по сигналу начинают тянуть в разные стороны. Выигрывает та команда, которой удастся перетянуть канат через черту).

Игра со всем залом.

Я вас по очереди буду говорить начало пословицы, а вы мне будете отвечать ее окончание.

1. Семь раз отмерь. (один раз отрежь) .

2. Без труда. (не вытащишь рыбку из пруда) .

3. Дареному коню. (в зубы не смотрят) .

4. Один в поле. (не воин) .

5. С кем поведешься,. (от того и наберешься) .

6. Слово не воробей. (вылетит не поймаешь) .

7. Лучше синица в руках,. (Чем журавль в небе) .

8. Не имей сто рублей,. (а имей сто друзей) .

9. Любишь кататься,. (люби и саночки возить) .

10. Поспешишь. (людей насмешишь) .

Продолжаем наше состязание. Следующий конкурс- русская народная игра «Прыжки».

Для игры нужно наметить линию, это будет линия старта. Игроки по очереди прыгают с места в длину. Представитель первой команды прыгает от линии старта, место, куда он приземлиться, отмечается. Представитель второй команды должен прыгать от линии отметки в противоположную сторону. И так пока не прыгнут все игроки. Чья команда победит зависит от прыжка последнего игрока. Если игрок приземлится за линией старта, то команда, которой принадлежит этот игрок, выигрывает, если же игрок не допрыгнет до линии старта и приземлится перед ней, то его команда проигрывает.

А теперь ответьте мне: какая обувь является визитной карточкой Руси? (лапти). Правильно!

Конкурс «Лапти».

Участники снимают с одной ноги обувь и относят в указанное место. Далее все выстраиваются в колонны, а ведущий перемешивает обувь. По сигналу старта каждый из участников должен подбежать к этой куче, обуться в свою обувь и в обуви добежать до своей команды, передав эстафету следующему. Выигрывают умеющие быстро обуваться!

Эстафета «У Салохи»

Конкурс по мотивам известного произведения Н. В. Гоголя. Салоха «упаковывает» всех своих поклонников в мешки так, чтобы мешок доходил до пояса, а одна рука его придерживала. Участники должны по очереди доскакать до указанного места и, вернувшись обратно, передать эстафету следующему.

«Брось предмет в цель»
Это достаточно старая игра, в ней используется по традиции предмет, который дети, возможно, раньше никогда не видели.
Прищепку для белья можно заменить монетой, конфетой или другим небольшим предметом.
Дети по очереди становятся но колени на стул и пытаются забросить небольшой предмет (который вы выберите для игры) в коробку или корзину.
Тот, кто смог забросить большее количество предметов в корзину, победил.
Если в игре используются конфеты, ребенок в конце игры забирает все, что попало в корзину, в качестве приза.

Игра с залом «Пол, нос, потолок»

Эта игра также является хорошей проверкой внимательности. Она очень проста, ее правила легко объяснить.
Правой рукой покажите на пол и назовите: «Пол».
Затем покажите на нос (лучше будет, если вы его коснетесь), скажите: «Нос», а потом поднимите руку вверх и произнесите: «Потолок».
Делайте это не торопясь.
Пусть ребята показывают с вами, а называть будете вы.
Ваша цель запутать ребят. Скажите: «Нос», а сами покажите в это время на потолок. Ребята должны внимательно слушать и показывать правильно.
Хорошо, если вы весело прокомментируете происходящее: «Я вижу, у кого-то нос упал на пол и там лежит. Давайте поможем найти отвалившийся нос».
Игра может повторяться много раз с убыстрением темпа.
В конце игры можно торжественно пригласить на сцену обладателя «самого высокого в мире носа».

Конкурс капитанов: Борьба «вручную»
Игроки становятся напротив друг друга, ноги на ширине плеч, правая нога одного участника находится рядом с правой ногой второго участника.
Затем они сжимают правые руки и по сигналу начинают толкать или тянуть друг друга, пытаясь заставить другого потерять равновесие.
Кто первый сдвинулся с первоначальной позиции - проиграл.

Конкурс «Достань яблоко»
Для игры необходим большой таз с водой.
В таз бросают несколько яблок, а затем игрок встает на колени перед тазом, держа руки за спиной, и пытается зубами поймать яблоко и достать его из воды.

Жюри подводит итоги.

Пока жюри подводит итоги, я приглашаю всех желающих поиграть в русскую народную игру «Ручеёк»

Эту игру знали и любили еще наши прабабушки и прадедушки, и дошла она до нас почти в неизменном виде. В ней нет необходимости быть сильным, ловким или быстрым. Эта игра иного рода — эмоциональная, она создает настроение, веселое и жизнерадостное. Правила просты. Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, юноша и девушка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». И проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется — чем больше участников, тем веселее игра, особенно весело проводить под музыку.
Ни один праздник в старые времена не обходился у молодых людей без этой игры. Тут вам и борьба за любимую, и ревность, и испытание чувств, и волшебное прикосновение к руке избранной. Игра замечательная, мудрая и крайне многозначительная.

Озвучивание жюри результатов состязания.

Скоморох 1:

Отдохнули мы на славу,

Победили все по праву.

Порезвились, наигрались,

С настроеньем все остались!

Литература:

1 «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»-О. Л. Князева, М. Д. Маханева.Учебно-методическое пособие 2006г.

2 « Детские подвижные игры народов СССР» под редакцией Т.И.Осокиной 1988 г.

3 «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста»-составители: Н.П.Ильчук, В.В.Гербова, Л.Н.Елисеева, Н.П.Бабурова. 1998г.

4 «Музыкальная палитра»-№7. 2010г.

Цель: Формировать ценностное отношение детей к произведениям устного народного творчества.
Задачи:
1. Вызвать положительный эмоциональный отклик на произведения устного народного творчества.
2. Содействовать формированию культурно-нравственных отношений детей на основе устного народного творчества.
3. Развивать познавательные способности детей.

Ведущий:
Пришла зима, солнце светит все меньше, на улице мороз.
Что делать в такую погоду – на улице не погулять, холодно. А чем же заняться дома? Давайте будем играть! Вам придется искать ответы на коварные вопросы, вспомнить пословицы и поговорки, разгадывать загадки! Ведь это занятие не только интересное, но и полезное – оно расширяет кругозор.
А для разминки мы сейчас проведем коварную викторину «ДА или НЕТ» .
В рифму дай, дружок, ответ
Словом «ДА» иль словом «НЕТ».
Но, смотри, не торопись,
На крючок не попадись!
Зубы в дырках от конфет? ДА
На Луне есть города? НЕТ
В небе мчатся поезда? НЕТ
Будет вечером рассвет? НЕТ
После пятницы среда? НЕТ
В радуге есть фиолетовый цвет? ДА
С мягкой спинкой табурет? НЕТ
Форма круга у монет? ДА
На стене всегда паркет? НЕТ
После завтрака обед? ДА
Головной убор берет? ДА
Есть колеса у ракет? НЕТ
Над трамваем провода? ДА
Не знает кукушка родного гнезда? ДА
Краше розы лебеда? НЕТ
С улыбкой к зубному идешь в кабинет? НЕТ
Нужен вечером нам свет? ДА
Едут лыжи без следа? НЕТ
В море айсберг изо льда? ДА
Из яиц всегда омлет? ДА
Льдом холодным чай согрет? НЕТ
Свеклу класть нам в винегрет? ДА
Спать ложатся на буфет? НЕТ

Ведущий:
А теперь нам необходимо разделиться на 3 команды и придумать название своей команде (связанное с зимой).
Проводится игра «Веселый снеговик» .

Ведущий:
К зиме все готовятся заранее – делают запасы, утепляют свои жилища. Сейчас мы вспомним пословицы о труде. Вам предстоит по очереди каждой команде продолжить пословицу.
Проводится викторина «Закончи пословицу» :
1. Кто не работает … (тот не ест).
2. Делу время, а … (потехе час).
3. Землю красит солнце, а …(человека труд).
4. Скучен день до вечера, коли … (делать нечего).
5. Сделал дело - … (гуляй смело).
6. Не поклонясь до земли и … (грибка не поднимешь).
7. Без труда, … (не вытянешь рыбку из пруда).
8. Терпенье и труд… (все перетрут).
9. Мало хотеть, … (надо уметь).

Ведущий:
А сейчас мы с вами покидаемся снежками.
Игра «Снежки»

Ведущий:
Теперь каждая команда ответит на загадки.
Загадки «Погода»
Знаю точно я сама:
После осени… (зима)
Есть отличная примета:
Выпал снег – встречайте… (зиму)
Пеленает снегом ель
С песней грустною … (метель)
Не найти мне домик друга –
Замела дороги … (вьюга)
Летает, кружится в небе пушинка,
В ладошке растает, ведь это … (снежинка)
Выпал снег чистейшей пробы,
Из него везде … (сугробы)
Блестящий, светло-синий
Украсил ветки … (иней)

Зимой морозною скует
Озера, реки крепкий … (лед)
Не цветет там мак и клевер.
Царство снега – это … (север)
Край снегов, морозов, вьюг
Назовем мы словом … (север)
Белые шапки надели дома,
Двор запушила нам снегом … (зима)
В шубу Машенька одета –
На дворе лютует … (зима)

Ведущий:
А сейчас я попрошу выйти из зала по одному человеку из команды. Оставшимся предстоит пропеть на мелодию «В лесу родилась елочка» свой слог. 1 команда поет слог «СНЕ»; 2 команда поет слог «ГО»; 3 команда поет слог «ПАД». Вернувшиеся игроки угадывают слово.
Конкурс «Дружная декламация»

Ведущий:
А теперь снова отгадываем загадки!
Конкурс загадок «По одежке встречают»
Вернулись из починки
Подшитые … (ботинки)
Шерстяные спаленки
Детским ножкам - … (валенки)
Не замерзнут ножки Маши:
Согревают их … (гамаши)
Не замерзли чтоб внучатки,
Вяжет бабушка … (перчатки)
В дом войдя наденьте тапки,
А с голов снимите … (шапки)
Дед Мороз такой шутник:
Лезет к нам за … (воротник)
Не страшна зима Аленке –
В новой жарко ей … (дубленке)
Утро холодное, слякоть, туман,
Спрятал скорее я нос свой в … (в шарф или воротник)
Чтоб зимой не мерзли руки,
Мама мне связала … (варежки)
Как только отправляется
Она зимой гулять,
Жильцы в дома вселяются,
И в каждый - целых пять! (Перчатки)
В обоих домиках темно,
Зато жарища прямо.
А коль засветится окно,
Его починит мама. (Варежки)
Не галстук он, не воротник,
А шею обжимать привык.
Но не всегда, а лишь тогда,
Когда бывают холода. (Шарф)

Ведущий:
У народных сказок существуют традиционные начала: «Жили-были…», «Давным-давно…», «Как-то раз…». Попробуйте сами сочинить сказку, у которой уже есть начало, и звучит оно так:
- Жила-была дружная семья Снежинок, но однажды случилось несчастье: заболела самая младшая из сестер, она не спала, не ела и зеленела день ото дня…
- Родилась у зимнего царя Января дочь, и устроил он по этому поводу пир, пригласил на него всех снежных жителей, но не стал приглашать злую колдунью Пургу…
- Поселился по соседству с деревней мирных Снеговиков злой разбойник, которого звали Сугроб…
Проводится игра «Снежные сказки»

Ведущий:
Командам предстоит не только отгадать загадку, но и нарисовать отгадку.
В Антарктиде среди льдин
Жить решил рыбак - (пингвин)
Ищет ягель целый день
В тундре северный … (олень)
Так в роду их повелось:
Спит в берлоге … (медведь)
Игра «Снежная поляна»

Ведущий:
А теперь мы с вами проведем конкурс «Скороговористый скороговорщик».
1. У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.
2. Нисколько не скользко, не скользко нисколько.
3. Везет Санька Сеньку с Сонькой на санках.

Ведущий:
Отгадайте загадки, загаданные пословицами и поговорками, и чем меньше пословиц-подсказок для этого понадобится, тем лучше.
«Загадки в пословицах и поговорках»
1. Больше его – больше снега, больше снега – больше хлеба.
Он от ветра защищает, урожаю помогает.
Много его – не губи, мало его – береги, нет его – посади.
Волков бояться – в него не ходить.
Чем дальше в него, тем больше дров. (Лес)
2. Не расти ему на елке.
Здоровое оно с ветки не падает.
Кто его в день съедает, у врача не бывает.
Красному ему червоточинка не в укор. (Яблоко)
3. В ступе ее не толкут.
Она и землю точит и камень долбит.
На обиженных ее не возят.
Под лежачий камень она не течет.
Не зная броду, не суйся в нее. (Вода)

Ведущий:
Зимой, когда на улице не очень сильный мороз, можно весело провести время. Сколько развлечений приготовила для нас зима! О зимних забавах и пойдет речь в нашем следующем конкурсе загадок.
Трусит ехать вниз Егорка –
Высока из снега … (горка)
Вот полозья, спинка, планки –
А все вместе это - … (санки)
Быстро пролетают зимние деньки,
Лед весь исчеркали острые … (коньки)
Снегом завалило все дворы и крыши,
Малышам достали из кладовок … (лыжи)
С малышами конопатыми
Расчищаем снег … (лопатами)
Как солдата нет без пушки,
Хоккеиста нет без … (клюшки)
Мы берем картон и краски –
К карнавалу будут … (маски)
Очень звонкие игрушки –
Новогодние … (хлопушки)
Сшит костюм цыганский Вале,
Чтоб блеснуть на … (карнавале)
Возле елки в Новый год
Дети водят … (хоровод)
Сверток в бумаге весел и ярок,
Спрятан под елкой, это - … (подарок)
Хоккеистов слышен плач:
Пропустил вратарь их … (шайбу)
У Иринки и Оксанки
Трехколесные есть … (велосипеды)
Мы на крутой очень снежной вершине,
Вниз мы помчимся стремглав на … (на лыжах или санках)
Лыжня огибает деревья, пеньки,
Несут, как на крыльях, нас наши … (лыжи)
Льется речка – мы лежим,
Лед на речке – мы бежим. (коньки)

Ведущий:
Пора подводить итоги, друзья,
Играли на славу мы и не зря.
В дальнейшей жизни честная компания,
Всегда пригодятся ваши знания.
Ум и находчивость вы проявляете
И на весь мир о себе заявляете!

Подведение итогов конкурса. Награждение победителей.

Методическое сопровождение к сценарию «Загадочная Зима»

Загадок для детей никогда не бывает много. Они могут пригодиться на любом празднике, конкурсе, мероприятии. Загадки – вид устного народного творчества. Это замысловатый вопрос или иносказание, требующее ответа. Загадки выражены в краткой и занимательной форме, чаще всего в стихотворной. Созданные народом на протяжении многовековой истории, они составляют неоценимое богатство его языка.
Загадки заставляют ребенка внимательно вдумываться в каждое слово, сравнивать его с другими словами, находить в них сходство и различие. Загадки способствуют развитию у детей наблюдательности и пытливости, формированию поэтического взгляда на действительность. Они вызывают положительные эмоции интересной выдумкой и неожиданной разгадкой.
В любых досуговых мероприятиях найдется место загадке. Кто больше всех отгадает загадок; кто больше других знает загадок по определенной тематике; кто придумает лучшую загадку о названном предмете или явлении – подобные и иные конкурсы не только вносят в праздник веселый дух состязательности, остроумия, находчивости, но и способствуют расширению кругозора.
Загадки-складки – это наиболее любимый детьми вид загадок, так как они содержат подсказку-рифму. Особенно они хороши для коллективного ответа.
Загадки-обманки вызывают еще большее оживление аудитории, смех и веселье в случае ошибок. Они учат детей вниманию, умению сомневаться и доказывать свою правоту.
В сценарии я использовала русские народные загадки, а также загадки следующих авторов: И.Агеевой, Е.Благининой, В.Мусатова, Н.Найденова и других.
Помимо загадок в сценарии использованы и другие виды народного творчества: пословицы, поговорки.
Детям самим предстоит сочинить сказки, нарисовать отгадки к загадкам, проявив свои творческие способности.
Эта конкурсно-игровая программа развивает интерес к творческому поиску оригинальных решений, быструю реакцию, сообразительность.
Необходимо подобрать ведущего, который способен динамично вести игру и умело создавать эмоциональный настрой. Состав жюри определяется заранее. Это могут быть педагоги, родители, дети. Жюри должно состоять из нечетного количества человек, тогда в любом случае одна из команд наберет большее количество баллов.
Участники делятся на три команды. После каждого конкурса жюри выставляет оценки по трех бальной системе. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.
По жребию определяется последовательность выступления команд.
В конце игры определяется команда-победительница. Вручаются награды.
В игре важна как сама конкурсная система с четким понятным заданием, так и все возрастающий интерес к игре, азарт борьбы, которая побуждает детей думать, действовать, применять свои знания на практике. Конкурсные задания, рассчитанные на быстроту реакции мышления, ориентации и раскованность ребенка должны носить творческий, поисковый характер, а также работать на сплоченность команды.

Игра «Веселый снеговик»

Инвентарь: 3 мольберта с прикрепленным рисунком снеговика, 3 «носа», 3 повязки для глаз.
На мольбертах крепятся большие листы с нарисованными снеговиками. Детям поочередно завязывают глаза. По сигналу ведущего они должны дойти до снеговиков и приставить нос (это может быть морковка или заготовленный «нос» (бумажный конус)). Другие участники команд могут подсказывать: левее, правее, ниже, выше.

Игра «Снежки»

Инвентарь: 3 корзины, заранее заготовленные «снежки» из ваты (равное количество для каждой команды.
Участники команд кидают «снежки» в свою корзину. Побеждает команда, которая больше всех попала в цель.
В конце мероприятия участникам конкурсно-игровой программы и их болельщикам можно предложить поиграть в «снежки» (покидаться им друг в друга)Загадки попеременно загадываются командам, даются три попытки, если отгадка не найдена, то право разгадки уходит к другой команде.Три игрока выходят из зала. Оставшимся предлагается по слогу одного слова: СНЕ-1, ГО-2, ПАД-3. По сигналу все играющие одновременно начинают петь свой слог на мелодию песни «В лесу родилась елочка». Задача вернувшихся игроков – угадать слово.