Информация по месопотамии законы хаммурапи. Законы Хаммурапи (Древняя Месопотамия: Вавилон) и Комментарии к ним

    История Месопотамии

Историческая судьба Месопотамии ("Междуречье", "Двуречье") была иной, нежели у Египта. Египетская цивилизация сложилась в долине одной великой реки - Нила; месопотамская в долине Тигра и Евфрата. В этом уже есть некоторое усложнение, так сказать в "меридиональном направлении".

В "широтном" же отношении регион четко делится на южный Шумер и северный Аккад. Первый древнее, он возник в четвертом тысячелетии до н.э., фактически это первая известная на земле цивилизация. Изначально здесь сложилось множество мелких городов-государств: Урук, Ур и т.д. Письменность шумеров расшифрована, но их трудно отнести к какой-либо современной языковой семье.

Из Аравии была уничтожена первая шумерская культура. Семиты грабили как хищные кочевники в богатых поселениях Месопотамии, но снова и снова устраивались в периоды высокого давления населения и смешивались с «культурными землевладельцами» и, таким образом, создавали культуру преемников для шумеров. Эта империя простиралась от побережья Средиземного моря до Персидского залива, объединяя всю территорию древних городских культур от Леванта через Сирию до Шумера. Саргон также обратился к Анатолии, Восточной Аравии, Бахрейну и Оману.

Гутегер, народ из гор к северу от Байлонии, разрушил Аккадскую империю и установил 100 лет. Семиты также приняли культуру храма; Самые ранние эпосы, такие как «Эпик Гильгамеха», сообщают, что советы богов принимали важные политические решения, к которым должны были уступить даже могущественные городские правители.

Аккадцы известны с третьего тысячелетия до н. э. когда возникли их, аналогичные шумерским, города-государства: Аккад, Мари, Лагаш... Аккадский язык, вполне обосновано, относят к семитской группе обширной семито-хамитской языковой семьи. В политическом и культурном отношении Аккад является учеником Шумера.

Для истории древнего Двуречья (в противоположность Египту) характерно было состояние нестабильности, что, отчасти стимулировало относительно быстрое развитие региона. Города отчаянно боролись за власть, что иногда выливалось в создание крупных государств. Первая попытка построения империи была предпринята Саргоном Аккадским, объединившим все Междуречье. Однако, уже к концу правления Саргона, его дело рухнуло.

Он боролся против сопротивления городов-штатов Ларсама и Эшнунны в Шумере, а также Ассирии и Элама большой империи. Во время его завоеваний для него было важно контролировать реки Евфрат и Тигр, от которых зависело земледелие, а также торговля. Кроме того, появилась защита внешних врагов, которую он заставил нанести повод после многих военных лет, а также доступ к сырьевым районам.

Со своим кодексом Хаммурапи он попытался поставить свое королевство на базу, которая должна гарантировать продолжение существования. Были приняты более старые законы, как семитские, так и шумерские по происхождению, но часто более резким образом; смертная казнь угрожает относительно часто. В то же время, однако, продуктивная часть населения также пользуется защитой; Например, должники были лучше защищены от вины и рабства и смогли обработать свои долги. Кодекс также занимается правами на землю и недвижимость.

Гораздо более серьезным явлением была империя Третьей династии Ура, под руководством которой власть в регионе снова перешла к шумерам. Она просуществовала более века. Экономическая жизнь Месопотамии, руководимой Уром, отличала крайняя упорядоченность. Господствующей формой были крупные государственные хозяйства, все производственные процессы внутри которых были расписаны с чрезвычайной тщательностью (мы знаем об этом, ибо сохранились глиняные таблички, содержащие обширную документацию). Нередко экономику Ура эпохи Третьей династии называют плановой, сравнивая с социалистической практикой.

Тот факт, что важные области права не принимаются во внимание, подчеркивает, что Хаммурапи не занимается новым прецедентным правом, но только с гармонизацией самых разных стандартов в его области. Таким образом, даже во времена Хаммурапи устаревшие правовые нормы вошли в кодекс, например, разделение населения на свободные, полу-свободные дворцы и рабы. Средний класс полупрямого едва существовал даже под ханаанскими царями до Хаммурапи, ибо либо крепостные поднялись до полной свободы, либо оказались в прямой зависимости.

Позже в истории империя Хаммурапи вскоре снова погибла и была унаследована другими королевствами и народами. Хеттеи грабили Вавилон, после чего касситы поселились. Эти люди из северных гор быстро стали «вавилонизированными» и основали собственную династию.

Господство шумерской цивилизации простиралось от южного побережья Малой Азии через все Двуречье, охватывая южное побережье современного Ирана и северное побережье Аравии. Влиянию же шумеров были подвержены и более дальние страны, например, хараппская цивилизация долины Инда.

Однако империя эта, будучи полиэтничной, (шумеры составляли в ней меньшинство населения), постепенно стала ареной борьбы между провинциями. Западные (Сирия, Палестина) территории проявляли тенденцию к отпадению. Против них шумерские цари привлекали воинственных эламитов (население княжества на примыкающей к Месопотамии территории Иранского нагорья). Борьба приняла опустошительный характер и привела не только к гибели империи и потере шумерами политического преобладания, но и к их ассимиляции Аккадом.

Были тесные культурные связи между ассирийцами и вавилонянами, но ассирийцы всегда были немного более быстрыми и труднее, чем вавилоняне, которые придавали большее значение культуре и торговле; Примечательно, что надписи вавилонских царей почти никогда не показывают никаких признаков военного успеха.

В то время как ассирийская империя опиралась на феодальную военную касту и поэтому использовала войну как самоцель, в Вавилонии торговцы имели большее влияние. Тем не менее, Ассирия также полагалась на торговлю сушей. Арамеяне впервые вошли в историю истории как кочевники из арабского региона. Почти всем ассирийским царям приходилось вести войны против них, но кочевники верблюдов часто могли уклониться от ассирийских армий и все еще запускать рейды в следующем году.

После периода хаоса, выросло значение молодого аккадского города Вавилон. Царь Хаммурапи (знаменитый по стелле, на которой сохранились тексты его законов) вновь объединил Междуречье, создав Древневавилонскую империю. Однако при его преемниках она получила страшный удар от хеттов (индоевропейского народа, населявшего Малую Азию (нынешняя Турция без Курдистана) и в течении второго тысячелетия до н.э. образовывавшего могущественное государство). Хетты ограбили Вавилон и ушли, но ослабленная после войны страна стала легкой добычей горного племени касситов, около пяти столетий осуществлявших там свое господство.

Вавилон снова оказался в зависимом положении от своего северного соседа. Сирия и Палестина также стали ассирийцами, зависящими от египтянина, когда еврейское северное царство Израиля стало провинцией, в то время как южное королевство Иудеи едва сбежало.

На культурном фронте Ассирия в основном демонтировала лидерство Вавилона, что часто приводило к истинным комплексам на ассирийской стороне. Во дворцах Ниневии сохранились великолепные изображения, дающие красноречивый пример искусства Ассура. Итак, у него был флот, построенный греками и финикийцами в его столице Ниневии, с которой он завоевал Месопотамию. Чтобы продвинуть сельское хозяйство вокруг Ниневии, у него была река Заб в верховьях, попадающих в канал; Чтобы преодолеть долину, он построил аквадук длиной 280 м и шириной 22 м, из которых значимые части все еще можно увидеть сегодня.

Постепенно, на северной окраине Месопотамии сложилась новая, родственная аккадцам, этническая общность - ассирийцы. Они, не проявляя особой оригинальности в сфере литературы, искусства, не создав передовых форм хозяйственной деятельности, обладали тем, что Ницше назвал бы ярчайшим проявлением "воли к власти". Удивительно целеустремленно ассирийский народ шел к господству над всем Ближним Востоком. Делалось это исключительно военным путем.

После этого Ассирия разделилась на гражданские войны и споры, чтобы предотвратить вторжение скифских племен в Сирию и Палестину. Т. в завете с новым царством мидян, мог сражаться свободно, была ассирийская империя в конце. Брештнайдер: Секрет Набады. Где это скрывается, сознание?

На протяжении десятилетий нейробиологи искали центр, из которого сознание контролирует активность мозга. Сегодня они согласны: нет. В архаических культурах у людей сложилось впечатление, что боги разговаривают с ними. определяют их коллективное сознание и их действия. В какой-то момент эволюции ума. то возникла идея индивидуального эго-сознания. чувственное я каждого человека и человека. Религии говорят об этом как о высылке людей из рая. Отныне боги больше не жили в храмах, построенных людьми, но на небесах.

Дело в том, что в политическую борьбу в городах Древней Месопотамии часто в упрощенной форме можно представить как противостояние финансово-жреческой и военной группировок. В Ассирии безусловную победу одержали военные и навязали всем окрестным государствам тотальную войну на уничтожение.

На пути к мировому господству эту страну подстерегали три срыва. Первый раз она натолкнулась на мощную державу Хаммурапи. Второй раз Ассирия явилась объектом нашествия арамеев. Арамеи были еще одним семитическим народом, первоначально занимавшим территорию современной Иордании. Они наводнили многие районы Ассирии, рассекая ее территорию на отдельные куски. Постепенно, арамейский язык вытеснил аккадский (Иисус Христос в первом веке н. э. говорил по арамейски). Но арамеи не создали единой державы и куски Ассирии, концентрировавшиеся вокруг ее уцелевших городов, вновь срослись в единое целое, продолжив экспансию.

Люди, которые воспринимают себя как своих хозяев, испытывают чувство вины. Как вопрос нервной ткани стал самоощущением, которое постоянно сопровождает меня в моих желаниях, надеждах, страхах и озарениях? Как возникло самосознание? Эти вопросы являются предметом книги «Происхождение сознания» американского психолога Джулиана Джейнса. Хотя некоторые из его гипотез устарели другими научными исследованиями, сущность его размышлений о связи между эволюцией, развитием языка и культурным развитием человеческого сознания, столь знакомым нам, по-прежнему актуальна.

В третий раз опасность подстерегал Ассирию с Севера, в лице новой державы - Урарту (население которой, видимо, принадлежало к хурритам, чьими отдаленными потомками являются многие народы Кавказа).

Цари Урарту, схватившись с Ассирией не на жизнь, а не смерть, старались вклинить свои владения в ее территорию на западе и востоке, охватив коренные ассирийские земли с городами Ашшур, Нимруд, Ниневия. Но вторжение скифов вычеркнуло Урарту из рядов великих держав. Наступило время последнего и самого яркого взлета Ассирии.

«Возможно, ни один аспект ума не кажется нам более знакомым и в то же время более загадочным, чем сознание и осознанный опыт самого себя и мира», - выразилась в Стэнфордской энциклопедии философии. Это чувство самоочевидного знакомства является именно смыслом осознания себя, говорят новые ученые: мозг координирует личную, биографическую и социальную информацию в равномерно испытанное я. Тогда сознание эго было бы симуляцией мозга с целью создания чувства я. Более 99 процентов активности в мозге, которую могут измерить нейробиологи, являются бессознательными.

Ее правители перешли к "политике Насаху", суть которой заключалась в широкой программе насильственного переселения народов. Таким образом, они стремились достигнуть следующих целей: преодоление сопротивления недавно покоренных стран, унификации империи, высвобождения коренных ассирийцев для пополнения армии. Проявлением данной политики явилось и знаменитое "ассирийское пленение" евреев, когда были уведены и были ассимилированы десять колен народа израильского.

Эти процессы конкурируют за внимание, а победители формируют сознательный опыт и «иллюзию эго», говорит нейробиолог Майкл Газзанига: Наше сознание постоянно собирается, в то время как наш мозг реагирует на постоянно меняющуюся информацию, вычисляет и выполняет возможные ответы Мы не осознаем болтовню голосов в мозгу, но постоянно рассказываем историю как последовательную сущность, которая создает порядок из хаоса. Тело-самость Ядро самоощущения - это само тело, то есть все, что мозг должен получать, интерпретировать и координировать с точки зрения управляющей информации изнутри тела.

Ассирийская армия стала наиболее боеспособной силой на Ближнем Востоке. Она широко использовала железное оружие, воины были закованы в пластинчатые брони, существовали различные рода войск, оснащенные передовой по тем временам осадной техникой. Устрашение наводила и чрезвычайная, даже по тем временам, жестокость ассирийцев и их натасканные на людей боевые псы.

Это дает ощущение баланса, но с сильными визуальными впечатлениями конкурируют. Есть ощущения схемы тела от конечностей. И есть информация из кишечника, которую мы испытываем как «чувства кишки». Мы чувствуем «капризность», диффузное телесное ощущение, спусковой механизм которого непостижим. Эти основные животные также чувствуют животных, и они также сообщают об этом в культурном отношении. Само тело бессознательно присутствует. Младенцы плачут невольно, когда они страдают, они сообщают о своих страданиях, и мать должна угадать, где что-то не так.

Жертвами этой военной машины стали позднехеттские царства, Элам, арамейские княжества, Палестина, даже Египет. Но войны истощили ассирийский народ, соседи же начали перенимать прогрессивный военный опыт. На территории Ирана возникло Мидийское царство, обладавшее, подобно скифам, новым родом войск - конницей. На юге же отпал Вавилон, власть в котором захватили выходцы с южного побережья Персидского залива халдеи (они считаются потомками бежавшего от ассирийцев населения). Эти два государства сломили мощь Ассирии, разделив ее владения.

Мать является носителем тела самосознания своего ребенка. Когда сознание тела становится осознанным, начинается осознанный опыт самого себя, пережитого эго. Это сознание является биологическим явлением. Моя интеллектуальная воля может перемещать материальные объекты. Замечательный ответ философа Джона Сирла: Последовательность нейронов увольняется, и они останавливаются там, где ацетилхолин выделяется в аксональных концевых пластинах моторных нейронов.

Устаревшая философская лексика не помогает в вопросе о сознании, но ведет в заблуждение. Над чувством физического эго люди развивают опосредованное языками умственное сознание. Через совместно развитый язык люди сортируют свое восприятие реальности и своих импульсов действия. Психическое сознание работает в основном с лингвистическими метафорами, как подробно описывает Джейнс. Это осознание координирует тело с окружающей средой, особенно с социальной средой. В ходе культурной эволюции сознание сообщества превращается в сознание эго, которое становится неотъемлемой частью человеческой культуры и социализации.

Большая часть Месопотамии после войны досталась правителю Вавилона знаменитому Навуходоносору, чью державу мы именуем Нововавилонской (в отличие от империи Хаммурапи). При нем Вавилон превратился в крупнейший город Древнего Востока (население 800 тыс. чел. !) практически неприступный для врага. Но внутреннее положение было весьма непрочным, происходила борьба этническая (халдеев и арамеев, также претендовавших на власть) и социальная (между военным и жреческим сословиями). Пророк Даниил не случайно назвал Вавилон "колоссом на глиняных ногах" (библейский образ, многократно прикладывавшийся позже к различным империям).

Сознание не является по своей сути эго-сознанием. Используя пример австралийского тотемизма, Эмиль Дюркгейм уже описал сообщество, характеризующееся единообразием действий, а также мышления и чувства в смысле «коллективного сознания» и в котором жизненный мир настолько доминирует, что нет места для индивидуального самосознания остается. Нейробиолог Эндрю Ньюберг описывает явление как «сознание без эго». Такие формы коллективного сознания обычно имеют религиозную форму. Абсолютный авторитет индивидуализируется и подтверждается коллективными перформативными ритуалами - физическими и говорящими обрядами - в их обязательном характере.

Могущественная финансово-жреческая группировка посчитала лучшим способом выйти из тупика противоречий присоединение к образовавшейся на востоке Персидской державе (сменившей Мидию). Окруженный тремя рядами стен Вавилон был сдан без боя (только отряд личной гвардии сына последнего царя Валтасара некоторое время удерживал цитадель в центре города). Но ростовщики, надеявшиеся, что полем их финансовых операций станет вся территория новой мировой Персидской империи просчитались. Разветвленный персидский административный аппарат жестко контролировал ресурсы, выкачивая налоги в виде серебряных слитков. Эти слитки складывались в царской сокровищнице. По иронии судьбе они не очень пригодились персам, став добычей преемников Александра Македонского, которые истратили их на междоусобные войны.

Персонализация переводит, подобно метафоре, модель власти, известную клану всему сообществу - Бог - это Отец. Коллективное сознание создает социальную реальность. Мы говорим о «фирменном бланке», «шестернях» или «ногах» за столами и стульями. Мы думаем «поверхностно» или «полны» благодарности. Мы делаем «гвозди с головами», ищем аргументы, которые «попадают под вашу кожу». Метафоры - это лингвистические образы для обозначения одного предмета. «Метафоры усиливают нашу способность воспринимать и понимать мир вокруг нас».

В метафорах межличностных отношений кожа играет важную роль. Мы приходим «с кем-то» с кем-то, «толстокожие» или «тонкокожие». Язык - это и средство общения, и проницательный орган. Метафорическая этимология многих слов, которые мы естественно используем, не всегда ясна или сознательна. Словарь языка, таким образом, состоит из конечного набора выражений, которые возвращаются к метафорам. Понимание вещи означает поиск метафоры для нее, помещая что-то более знакомое на свое место. Чувство знакомости - это чувство понимания.

На этом заканчивается история народов древней Месопотамии, для которых миновали времена творческих порывов. Но их наследие явилось важным вкладов в мировую цивилизацию.

    Законы Хаммурапи.

Самым выдающимся памятником древневосточной правовой мысли являются Законы Хаммурапи, увековеченные на чёрном базальтовом столбе. Кроме того, сохранилось большое количество копий отдельных частей этого судебника на глиняных табличках. Судебник начинается с пространного введения, где говорится о том, что боги передали Хаммурапи царскую власть, чтобы он защищал слабых, сирот и вдов от обид и притеснения со стороны сильных. Далее следуют 282 статьи законов, охватывающие чуть ли не все аспекты жизни вавилонского общества того времени (гражданское, уголовное и административное право). Кодекс завершается подробным заключением.

Законы Хаммурапи как по содержанию, так и по уровню развития юридической мысли представляли собой большой шаг вперёд по сравнению с предшествовавшими им шумерским и аккадским правовым памятникам. В кодексе Хаммурапи принимается, хотя и не всегда последовательно, принцип вины и злой воли. Например, устанавливается различие в наказании за предумышленное и нечаянное убийство. Но телесные повреждения карались по восходящему к глубокой древности принципу "око за око, зуб за зуб". В некоторых статьях законов в определении наказания отчётливо выражен классовый подход. В частности, предусматривались суровые кары для строптивых рабов, которые отказывались подчиняться хозяевам. Человек, укравший или укрывший чужого раба, карался смертной казнью.

В старовавилонский период общество состояло из полноправных граждан, которые назывались "сыновьями мужа", мушкенумов, являвшихся юридически свободными, но неполноправными людьми, так как они не были членами общины, а работали в царском хозяйстве, и рабов. Если кто-нибудь нанёс членовредительство "сыну мужа", то наказание виновному выносилось по принципу талиона, то есть "око за око, зуб за зуб", а соответствующее членовредительство, причинённое мушкенуму, каралось лишь денежным штрафом. Если врач был виновен в неудачной операции над "сыном мужа", то он карался отсечением руки, если от такой же операции пострадал раб, необходимо было лишь уплатить хозяину стоимость этого раба. Если по вине строителя рухнул дом и в его развалинах погиб сын хозяина дома, строитель наказывался смертью своего сына. Если кто-нибудь украл имущество мушкенума, то ущерб необходимо было восстановить в десятикратном размере, в то время как за кражу царского или храмового имущества предусматривалось возмещение в тридцатикратном размере.

Чтобы не уменьшилось число воинов и налогоплательщиков, Хаммурапи стремился облегчить участь тех слоёв свободного населения, которые находились в тяжёлом экономическом положении. В частности, одна из статей законов ограничивала долговое рабство тремя годами работы на кредитора, после чего ссуда, независимо от её суммы, считалась полностью погашенной. Если из-за стихийного бедствия урожай должника был уничтожен, то срок погашения ссуды и процентов автоматически переносился на следующий год. Некоторые статьи законов посвящены арендному праву. Плата за арендованное поле обычно равнялась 1/3 урожая, а сада - 2/3.

Чтобы брак считался законным, необходимо было заключить контракт. Прелюбодеяние со стороны жены каралось её утоплением. Однако, если муж желал простить неверную жену, не только она, но и её соблазнитель освобождались от наказания. Прелюбодеяние со стороны мужа не считалось преступлением, если только он не соблазнил жену свободного человека. Отец не имел права лишать сыновей наследства, если те не совершили преступления, и должен был научить их своему ремеслу.

Воины получали от государства земельные наделы и обязаны были по первому требованию царя выступить в поход. Эти наделы передавались по наследству по мужской линии и были неотчуждаемы. Кредитор мог забрать за долги только то имущество воина, которое тот сам приобрёл, но не надел, пожалованный ему царём.

Держава Хаммурапи

В 1-й половине XVIII в. до н. э. неожиданно произошла новая территориальная интеграция Месопотамии вокруг Вавилона. Осуществил ее знаменитый вавилонский царь Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.). Казалось, ничто этого не предвещало – Вавилонское царство было далеко не самым сильным в Месопотамии и нередко попадало в зависимость от соседей (сам Хаммурапи большую часть своего правления признавал такую зависимость). Однако Хаммурапи оказался более дальновидным, целеустремленным и мудрым правителем, чем прочие. После первых попыток экспансии, немедленно отбитых, он до поры отказался от нее, подчинился верховной власти сильнейшего из месопотамских царей того времени, Шамши-Адада, и два с лишним десятилетия неустанно копил силы, укреплял армию и реформировал страну. Суть новых порядков заключалась в том, что государство прочно контролировало всю хозяйственную жизнь в стране и не позволяло «сильным притеснять слабых». В результате держава Хаммурапи стала, возможно, самым процветающим и сильным государством в Месопотамии.

Хаммурапи

Около 1780 г. до н. э. первенство в Двуречье, бесспорно, принадлежало верхнемесопотамской державе Шамши-Адада. Зависимость от него признавал и Хаммурапи, и Катна в Южной Сирии, и горные области Северо-Западного Ирана. Однако со смертью Шамши-Адада его держава почти мгновенно распалась на части. В Мари к власти пришел Зимрилим, представитель местной династии, изгнанной некогда Шамши-Ададом. Ситуацией воспользовались эламиты, к 1770 г. до н. э. поставившие под свой контроль большинство царей Месопотамии и даже делавшие вылазки в Сирию – Палестину. Хаммурапи перешел из подчинения Шамши-Ададу в подчинение правителю Элама.

Господство Элама, однако, оказалось эфемерным. В 1764 г. до н. э. Хаммурапи в союзе с Зимрилимом из Мари сверг власть эламитов. Началось десятилетие войн, в ходе которых он одолел и Элам, и прочие месопотамские царства, включая Ларсу, и остаток Субарту – царство Ишме-Дагана, сына Шамши-Адада, с центрами в Ашшуре и Шубат-Эллиле, а затем, наконец, и своего собственного недавнего союзника Зимрилима. Один за другим пали Ларса, Ашшур, Эшнунна, около 1755 г. до н. э. Хаммурапи оккупировал Сузиану Образовалась единая всемесопотамская империя, причем строго централизованная. Сам Хаммурапи делил ее на две части: коренная территория (аккадо-язычные номы, поклоняющиеся шумеро-аккадским богам) и чужеродная периферия (эламитская Сузиана, хуррито-аморейские территории Верхней Месопотамии, входившие ранее во владения Мари и Субарту, а с падением последних доставшиеся Хаммурапи).

Ближний Восток во II тыс. до н. э.


Во вступлении к своим Законам (ок. 1755 г. до н. э.) Хаммурапи заявляет себя лишь как благодетель первой части державы, перечисляя все образующие эту часть номы, и вовсе не упоминает остальные свои владения. Объединение Месопотамии, которого он добился, оказалось необычайно прочным, хотя в полном масштабе оно сохранялось совсем недолго – не более 20 лет, – Нижняя Месопотамия никогда уже больше не распадалась на отдельные номовые государства (в крайнем случае иногда отделялся крайний юг, так называемое Приморье). Вавилон неизменно оставался столицей всего Южного Двуречья или большей его части на протяжении следующих 1200 лет. Поэтому вся Нижняя Месопотамия и получила наименование Вавилония. Сами вавилоняне обычно называли свою страну на старинный лад «Шумером и Аккадом», а позднее – просто Аккадом, а себя – аккадцами, но не включали в это понятие ассирийцев, которые для вавилонян практически всегда оставались полуварварами и получужеземцами.

Хаммурапи считал достигнутое им объединение страны началом принципиально новой страницы месопотамской истории. Ранее полагали, что власть в Месопотамии переходит от города к городу по произволу богов. В «Плаче о гибели Ура» сам верховный бог Энлиль объясняет, что его ниспровергли не за какую-либо вину, а просто потому, что таков уж порядок мира: «Уру в самом деле даровали царственность, но вечный срок ему не был дарован. С незапамятных дней, когда страна впервые возникла, и до нынешних дней видел ли кто-нибудь, чтобы божественное служение столицы досталось какому-либо городу навсегда?» Хаммурапи, напротив, провозгласил, что отныне боги «установили в Вавилоне вечную царственность, чьи основания прочны, как земля и небо». Соответственно, он, в отличие от многих других, не собирался подражать царям III династии Ура и избегал даже намека на самообожествление (хотя пышно величал себя «богом для местных царей», гордясь своим положением царя над царями). Никогда не претендовали на обожествление и другие цари его династии – как предки, так и потомки Хаммурапи.

В то же время Хаммурапи был достаточно прост в общении, что ярко показывает солдатская песенка. Возможно, ее распевали его воины в ту пору, когда он воздерживался от войн, поощряя к завоеваниям:

Хаммурапи, царь могучий, -

Что ж, чего ты ждешь?

Эллиль дал тебе величье -

Что ж, чего ты ждешь?

Син тебе дал превосходство -

Что ж, чего ты ждешь?

Нинурта дал оружье славы -

Что ж, чего ты ждешь?

Иштар дала силу битвы -

Что ж, чего ты ждешь?

Шамаш и Адад твоя заступа -

Что ж, чего ты ждешь?

(Пер. И. М. Дьяконова)

Свою концепцию правления Хаммурапи красноречиво изложил во введении к своим Законам: он, «заботливый правитель, боящийся богов», по их благоволению взошел на престол, чтобы «ублажить плоть народа», «чтобы справедливость воссияла в стране, чтобы уничтожить преступников и злых, чтобы сильный не притеснял слабого… чтобы с сиротой и вдовой обходились по справедливости, чтобы притесненному оказать справедливость». Здесь же он хвалится не столько завоеваниями, сколько украшением храмов, проведением каналов, милосердием к былым врагам. В заключении к Законам Хаммурапи подытоживает свои дела и заслуги так: «Врагов на севере и на юге я истребил, уничтожил раздоры, ублажил плоть страны… Пусть обиженный, который обретет в суде решение своего дела, успокоит свое сердце и с силой скажет: “Хаммурапи-владыка для людей словно родной отец, он склонился перед велением бога Мардука, своего владыки, и одержал победы Мардука на севере и на юге, он устроил людям удовольствие навеки, а страну управил по справедливости!”»

Это не были пустые слова: Хаммурапи действительно был ответственным и справедливым правителем, стремившимся защитить людей от насилия и разорения. Известна его обширная переписка с чиновниками: царь вникал во множество дел, в том числе в проблемы рядовых людей, стремясь разрешать их по справедливости и здравому смыслу. Люди не боялись обращаться к нему с многочисленными просьбами и жалобами, и он добросовестно их разбирал. Отвращение к преступному насилию было у него искренним и принципиальным: когда один из династов другого царства, убив своего родича-правителя, захватил престол и отправил к Хаммурапи посольство с выгодными предложениями, а заодно и с просьбой прислать танцовщиц, Хаммурапи закричал: «Танцовщиц ему не хватает! Он пролил родную кровь, его самого надо бы убить!» – и отказался от каких бы то ни было контактов с узурпатором, несмотря на все выгоды, которые они сулили. Об этом мы знаем из злорадного донесения очевидца – посла третьей страны, присутствовавшего при описанной сцене. Характер Хаммурапи отразился и на его внутренней политике, и в его знаменитых Законах.

Из книги История Востока. Том 1 автора Васильев Леонид Сергеевич

Законы Хаммурапи Именно эта политика и нашла свое отражение в знаменитых законах Хаммурапи – первого в истории достаточно полного и многостороннего свода правовых норм и административных регламентов, сложившихся на основе более ранних законов и весьма четко

автора Ляпустин Борис Сергеевич

Вавилония при наследниках Хаммурапи Держава Хаммурапи в установленных им границах просуществовала недолго. Уже при его преемнике Самсуилуне (1749–1712 гг. до н. э.) страну постигло тяжелое потрясение. В 1742 г. до н. э. на Месопотамию с северо-востока обрушились неведомые ей

Из книги История Древнего Востока автора Авдиев Всеволод Игоревич

Кодекс Хаммурапи Важнейшим источником для изучения хозяйственного и общественного строя Вавилонского царства является знаменитый свод законов царя Хаммурапи, начертанный архаической клинописью на базальтовом столбе. Этот замечательный памятник древневавилонской

Из книги Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории автора Гуляев Валерий Иванович

Великий Хаммурапи Когда Хаммурапи (это имя означает «Бог Хамму» – западносемитский бог-целитель) вступил на престол Вавилона в 1792 г. до н. э., он унаследовал от своего отца, Син-мубаллита, крохотное царство, занимавшее 128 км в длину и 32 км в ширину, или чуть более 4000 кв. км.

Из книги Древний Восток автора

Создание державы Хаммурапи Первая половина XVIII в. до н. э. неожиданно ознаменовалась новой территориальной интеграцией Месопотамии вокруг Вавилона. Осуществил ее знаменитый вавилонский царь Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.). Казалось, ничего не предвещало такого взлета:

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Хаммурапи, справедливый государь Хаммурапи считал достигнутое им объединение страны началом принципиально новой страницы месопотамской истории. До сих пор полагали, что власть в Двуречье переходит от города к городу по произволу богов; в «Плаче о гибели Ура» сам

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Законы Хаммурапи Законы Хаммурапи получили в Месопотамии невероятную славу: их переписывали как великий памятник мудрости на протяжении следующих полутора тысяч лет! Это было связано не только с новизной их содержания (некоторые законы сходной направленности,

Из книги Всемирная история. Том 2. Бронзовый век автора Бадак Александр Николаевич

Царствование Хаммурапи Одна из аморейских династий в результате очередного вторжения завоевателей около 1895 г. до н. э. утвердилась в небольшом городе Вавилон, находившемся в северной части государства Исин. Долгое время вновь созданное государство не играло

Из книги Реликвии правителей мира автора Николаев Николай Николаевич

Законы Хаммурапи Черный столб из базальта с текстом «Законов» был найден в 1901–1902 гг. французскими археологами в Сузах (столице Древнего Элама). Текст частично поврежден: часть лицевой стороны столба была выскоблена. Очевидно, эламиты захватили столб с «Законами» во

Из книги История человечества. Восток автора Згурская Мария Павловна

Хаммурапи (Ум. в 1750 г. до н. э.) Царь Вавилонии (1792–1750 гг. до н. э.). Выдающийся государственный деятель Древнего мира. Талантливый военачальник, распространивший свое влияние на большую часть Месопотамии. Один из первых в истории законодателей. В XX–XIX вв. до н. э. после

Из книги Знаменитые полководцы автора Зиолковская Алина Витальевна

Хаммурапи (? – ум. в 1750 г. до н. э.) Царь Вавилонии (1792–1750 гг. до н. э.).Выдающийся государственный деятель Древнего мира. Талантливый военачальник, распространивший свое влияние на большую часть Месопотамии. Один из первых в истории законодателей. В XX–XIX вв. до н. э. после

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Старовавилонский период (XIX–XVII вв. до н. э.). Держава Хаммурапи В течение XX в. до н. э. аморейские вожди один за другим выкраивают для себя в Месопотамии царства, уже и формально независимые от Иссина. В 1895 г. до н. э. такое царство с центром в незначительном городке Бабили

Из книги Великие исторические личности. 100 историй о правителях-реформаторах, изобретателях и бунтарях автора Мудрова Анна Юрьевна

Хаммурапи правил в 1793 до н. э. - 1750 до н. э.Царь Вавилона, создатель свода законов - Кодекса Хаммурапи.Сегодня считается, что Вавилония не была отдельной страной. Вавилон - это последний всплеск умирающего царства шумеров. Первым царем красивейшего и самого загадочного

Из книги Древний Восток автора Струве (ред.) В. В.

Царь Хаммурапи и его законы Там, где Тигр и Евфрат ближе всего подходят друг к другу, тянется целое поле холмов. Они доходят до самого берега реки. Под холмами скрыта развалины самого большого города южной Месопотамии. В глубокой древности этот город назывался «Врата

Из книги Князь Роман Мстиславич та його доба. Нариси історії політичного життя Південної Русі XII – початку XIII століття автора Головко Олександр

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич