Грузоперевозки как начать свой бизнес с нуля. Какой груз можно возить? Выбор помещения для офиса

Меня зовут Емельянов Артур. Живу и работаю в городе Саратов. Четыре года назад организовал транспортную компанию «Транзит», которая на сегодняшний день является одной из лучших в регионе. Перед тем, как открыть грузоперевозки и начать свое дело, заказал подробный бизнес-план, исследовал рынок, определил перспективы бизнеса. На сегодня транспорт моей компании доставляет товары по всей России.

Финансовая и организационная сторона моего бизнеса следующая:

  • первоначальные вложения в бизнес – от двух миллионов рублей;
  • 5 машин трех марок – «Газель», «DAF» и «RENAULT»;
  • 10 водителей (по два на каждую машину), два оператора, бухгалтер, техник, специалист по ремонту, два менеджера;
  • оформлено юридическое лицо (ООО);
  • офис недалеко от центра города площадью в 60 квадратных метров. Планирую открыть представительства в других городах;
  • ежемесячный доход – от 700 тысяч рублей.

Как организовать бизнес по грузоперевозкам?

Транспортные перевозки – это серьезный бизнес, который требует от вас ответственности и грамотного подхода.

Особое внимание уделите следующим моментам:

1. Определитесь с направлением деятельности. Крупные транспортные компании предоставляют широкий перечень услуг – ж/д, автомобильные, морские и авиационные перевозки, помощь в оформлении документов, таможенное обслуживание грузов и так далее.

Но на начальном этапе не стоит хвататься за все направления сразу – можно организовать бизнес на грузоперевозках на газели внутри области, а потом и по всей стране.

С ростом популярности компании и повышении доходности бизнес можно расширять.

2. Придумайте имя компании. Оно должно быть простым и запоминающимся. Естественно, название транспортной компании должно ассоциироваться с перевозками, к примеру, «МашТранс» или «Транс-авто».

3. Проанализируйте рынок. Может показаться, что рынок грузоперевозок свободен. Но это не так. Здесь жестокая конкуренция, с которой первые 1-2 года придется бороться.

При этом большую часть рынка грузоперепозок (почти половину) забирают крупные компании.

20-25% достается средним компаниям, которые давно в этой сфере бизнеса и имеют солидную клиентскую базу.

10-15% – это перевозчики «узкого профиля», которые работают в каком-то одном направлении и с конкретным товаром.

Есть еще и частники – их около 5-10%. У таких людей есть собственный автомобиль, который помогает зарабатывать на хлеб.

Остальное – это случайные и «плавающие» перевозки.

Сегодня все чаще попадаются отзывы, что грузоперевозки как бизнес очень опасны, а конкуренция не дает нормально раскрутиться. Это не так.

Если делать свою работу хорошо, учитывать ошибки конкурентов и исключать их у себя, то можно стать лучшим в этом бизнесе всего за несколько лет.

4. Решите вопрос с оформлением. На начальном этапе достаточно ИП. Со временем лучший вариант – оформление ООО.

В этом случае необходимо подготовить следующие бумаги:

  • устав вновь образованной компании. В документе должна отображаться вся наиболее важная информация о новой фирме, ее задачи, цели работы, направление деятельности, характер грузов, объем предоставляемых услуг и так далее;
  • договор учреждения. Если вы являетесь единственным учредителем бизнеса, то в такой бумаге нет необходимости;
  • протокол собрания учредителей. Этот документ стоит оформить еще до начала каких-либо действий, ведь в нем прописывается руководитель компании (главное ответственное лицо).

Кроме перечисленных бумаг понадобится документ, подтверждающий оплату государственной пошлины и гарантийное письмо от арендодателя.

После открытия юридического лица у вас будет два наиболее важных документа – свидетельство, подтверждающее регистрацию плательщика, и свидетельство о регистрации. С этими ними все дороги открыты.

5. Чтобы организовать транс бизнес грузоперевозки , вам понадобится помещение. При этом площадь будет зависеть от объемов предоставляемых услуг.

На начальном этапе хватит и небольшой диспетчерской – комнаты на 20-30 квадратных метров. Больше всего места займет территория автопарка и складские помещения.

Подобрать необходимую площадь в центральной части города будет весьма сложно. Но для транспортной компании удаление от центра не является критичным. Можно найти помещение и в спальных районах города.

При этом учтите, что при оформлении ООО новое помещение станет юридическим адресом. С субарендатором такой договор заключить не получится – придется искать владельца.

Средние расходы на месячную аренду – от 20 тысяч рублей, но здесь многое зависит от количества машин в парке, числа работников и прочих факторов.

Изучить многочисленный опыт других предпринимателей создавших свой успешный бизнес с франшизой можно в разделе нашего сайта:

Самый удачный и познавательный кейс по мнению редакции портала Russtarup:

Интересный опыт создания бизнеса по программе франчайзинга представлен

6. Закупите автотранспорт и оборудование. Эта статья растрат одна из самых больших. На первое время можно взять одну-две «Газели».

При этом не обязательно покупать новый автомобиль – подойдет вариант с б/у транспортом. Главное, чтобы машина была в нормальном состоянии и без технических проблем.

Еще один вариант – лизинг. В последнее время появляется много выгодных предложений. Все, что требуется – оплатить авансовый платеж (от 20% цены авто) и можно пользоваться техникой.

Преимущества лизинга в том, что вы получаете новый автомобиль и на гарантии. При желании можно оформить сделку на 2-3 года, что снизит ежемесячные платежи к минимуму.

При выборе транспорта учитывайте спектр услуг компании. Кроме «Газелей» могут понадобиться низкорамные тралы (для перевозки особо тяжелых и негабаритных грузов).

Общие затраты на покупку авто и оборудования – от 1-2 миллионов рублей.

Вы решили открыть транспортную фирму

7. С некоторым персоналом 2-3 первых месяца можно повременить и самому выполнять функции курьера, диспетчера и менеджера. Нанимать отдельного бухгалтера также нет смысла – работу можно поручить квалифицированному сотруднику специализированной компании.

С другой стороны не обойтись без человека, который возьмет на себя всю оперативную работу. При увеличении числа заказов понадобится свой персонал – бухгалтер, секретарь, курьер, операторы и прочие сотрудники.

Затраты на оплату труда – от 20 тысяч рублей (в первое время) и от 150 тысяч рублей в дальнейшем.

Как открыть ИП для грузоперевозок?

Если у вас нет желания или возможности оформить юридическое лицо, то на начальном этапе можно поработать в качестве индивидуального предпринимателя.

Все, что необходимо – явиться в орган налоговой инспекции и принести следующие документы:

  • заявление, составленное по форме;
  • квитанцию, подтверждающую оплату государственной пошлины;
  • копии основных страниц паспорта (как правило, это страницы с персональными данными и информацией о месте регистрации);

Как правило, перечисленных документов достаточно. Да и отзывы о бизнесе на грузоперевозках от гуру своего дела это подтверждают. Но! Особое внимание уделите выбору кодов ОКВЭД.

Для грузоперевозок подойдут следующие варианты – 63.4 (организация транспортировки грузов) и 60.2. Ко второму коду относится деятельность прочего сухопутного транспорта (в нашем случае это автомобиль).

Сколько времени займет открыть ИП?

При наличии всех документов и своевременном обращении в налоговую инспекцию на оформление всех бумаг уходит не более месяца. При этом общие затраты на процедуру не превысят нескольких тысяч рублей.

Таблица №1. Потенциал потребления услуг транспортных компаний в России

Что должен содержать бизнес-план?

При составлении бизнес-плана важно уделять внимание следующим частям:

1. Обзорный раздел. Здесь должна быть описана форма бизнеса, будущие цели компании, проведен краткий обзор рынка грузоперевозок в конкретном регионе и так далее. Эта раздел очень важен – он является обоснованием для остальной части проекта.

2. Описание деятельности. Здесь важно учесть направление работы компании, вид транспортируемого груза, перечень услуг и так далее.

3. Анализ рынка. Данный раздел полностью посвящен более глубокому исследованию выбранного направления, перспективам деятельности, анализу недостатков у компаний конкурентов, внесению предложений по улучшению деятельности компании.

4. План производственной деятельности должен содержать последовательные шаги по реализации бизнес проекта с учетом всех существующих рисков.

Кроме этого, в разделе должно быть описание всех ресурсов (оборудования, техники, помещения, персонала, затрат на рекламу), которые понадобятся при организации своего дела.

5. Затраты на проект. В этом разделе учитываются все расходы и доходы бизнеса.

Таблица №2. Прирост отрасли грузоперевозок в России

Сколько стоит открыть транспортную компанию по грузоперевозкам?

Затраты могут различаться. Самый бюджетный вариант – использовать для бизнеса на грузоперевозках газель и отзывы опытных предпринимателей это подтверждают.

При этом траты будут следующими:

  • аренда небольшого офиса – от 20 тысяч рублей в месяц;
  • оформление – от 10 тысяч рублей;
  • покупка техники и оборудования – от 500 тысяч рублей (при оформлении лизинга можно обойтись меньшей суммой);
  • оплата персонала – от 80 тысяч рублей (3-4 работников вполне достаточно);
  • реклама – от 20 тысяч рублей.

Есть ли смысл открывать бизнес с нуля или лучше купить готовый бизнес?

Здесь вы должны ориентироваться на возможности своего кошелька. Если есть сумма от 2-3 миллионов рублей, то можно купить уже готовый и оформленный бизнес.

В противном случае лучше постепенно развиваться самому. Тем более, что затраты сравнительно небольшие.

Одной из самых прибыльных ниш среди частного бизнеса всегда являлись грузоперевозки. Бизнес-план обычно сулит предпринимателям неплохую прибыль, однако многие с осторожностью подходят к этому начинанию. Как и в любом другом направлении, в грузоперевозках предпринимателей ожидает немало подводных камней. Поэтому бизнес-план должен быть максимально приближен к реальности. Эта статья поможет новичкам начать свое дело правильно и подскажет, как составить подробный бизнес-план по грузоперевозкам.

Для кого этот бизнес?

Чаще всего грузоперевозками занимаются люди, которые в прошлом не имели никакого отношения к данной сфере. Даже совсем не разбираясь в нюансах этого дела, можно построить успешный бизнес.

Люди выбирают грузоперевозки как способ инвестирования по нескольким причинам. К основным можно отнести высокий потенциал и хорошую рентабельность данного дела. Однако простому работяге выжить в этой стезе без хорошего бизнес-плана будет достаточно сложно.

Бизнес-план по грузоперевозкам позволяет наметить четкий путь реализации и развития бизнеса. Кроме того, если у предпринимателя не достает собственных средств для того, чтобы воплотить свою идею в жизнь, ему придется искать кредиторов или инвесторов. Ни те, ни другие не выдадут денег без ознакомления с бизнес-планом.

Напрашивается вывод, что имея хороший бизнес-план, ИП по грузоперевозкам может открыть каждый: человек с опытом и без, предприниматель с первоначальным капиталом и без него.

Цели

Понятие «грузоперевозки» очень обширно. Поэтому, прежде чем приниматься за составление бизнес-плана, стоит определиться, чем конкретно будет заниматься фирма. На сегодняшний день существуют несколько образцов бизнес-плана по грузоперевозкам, в зависимости от целей компании. К распространённым по грузоперевозкам можно отнести:

  • сопровождение переездов частных и юридических лиц;
  • предоставление персонала для погрузочно-разгрузочных работ;
  • перемещение грузов международного назначения;
  • перевозка крупных грузов в пределах страны;
  • грузоперевозки коммерческой продукции;
  • хранение грузов.

Не имея точного представления о том, чем фирма планирует заниматься, невозможно составить бизнес-план. Грузоперевозки по всем этим направлением отличаются штатом сотрудников, стоимостью и габаритами техники, первоначальными вложениями и прочим.

Кроме того, необязательно останавливаться на одном из представленных видов грузоперевозок. Все направления можно комбинировать между собой. Причем, чем больше услуг может предложить компания по грузоперевозкам, тем больше клиентов она сможет приобрести.

Маркетинг - важная составляющая бизнес-плана

Поскольку грузоперевозки - очень рентабельное предприятие, уровень конкуренции там просто зашкаливает. Маркетинговая стратегия позволит правильно и быстро раскрутить фирму и, соответственно, в максимально короткие сроки достичь прибыльности компании.

В хорошем бизнес-плане по грузоперевозкам разделу «Маркетинг» уделяется особое внимание. Особенно это актуально для фирм, которые занимаются частными перевозками грузов. Без качественной и обширной рекламы клиенты попросту не смогут найти нужную фирму. Она просто затеряется среди конкурентов.

В рекламе стоит делать упор на аккуратность и скорость перемещения грузов. Те, кто хоть раз переезжал, знают, что порча имущества во время перевозки вещей из пункта А в пункт Б - не редкость. Поэтому большинство потенциальных клиентов отдадут свое предпочтение фирмам, которые гарантируют сохранность груза.

Преимущества перед конкурентами

Очень сложно развивать свой бизнес, особенно, когда молодая фирма в сущности ни чем не отличается от многих других. Прежде чем составлять бизнес-план для компании по грузоперевозкам, следует продумать, что она сможет предложить клиентам, чтобы они выбрали именно ее. К явным преимуществам, которыми молодая фирма сможет завлечь клиентов, относятся:

  • большой автопарк;
  • возможность обслуживания и физических, и юридических лиц;
  • оплата по безналу;
  • наличие бонусов и скидок;
  • возможность отслеживания груза через специальные сервисы;
  • круглосуточный режим работы;
  • дополнительные услуги кроме грузоперевозок.

Если на начальном этапе не каждый может похвастаться обширным автопарком, то следует делать упор на более доступные способы привлечения клиентов. Например, в бизнес-план на грузоперевозки можно включить несколько дополнительных штатных единиц, которые будут заниматься погрузочно-разгрузочными работами. Такое отношение к клиентам сделает компании хорошую репутацию и принесет дополнительный доход.

Как рекламировать компанию по грузоперевозкам?

Чтобы корректно составить раздел «Маркетинг», нужно представлять реальную стоимость рекламы. Рекламный бюджет зависит от способов размещения рекламных объявления и их эффективности. Чем заманчивее выглядит предложение, тем быстрее компания наработает первых клиентов.

Для того чтобы грамотно составить рекламную кампанию, нужно четко представлять свою целевую аудиторию. Например, для перевозок премиум-класса объявления в местной газете - выброшенные деньги на ветер. Чтобы рекламная кампания окупилась и дала хорошие результаты, нужно работать комплексно по нескольким направлениям.

  • распространение визиток;
  • разработка официального сайта компании;
  • контекстная реклама на платформах Яндекс, Google;
  • таргетированная реклама в социальных сетях;
  • группы и сообщества в социальных сетях;
  • распространение листовок, флаеров в местах большого скопления людей.

Сарафанное радио также не стоит исключать из способов рекламы компании по грузоперевозкам. В бизнес-план такой пункт, конечно же, не внесешь. Но с момента появления компании на рынке услуг следует дорожить своей репутацией. Дурная слава распространяется быстрее, чем хорошая.

План открытия фирмы

Если предприниматель хочет получить бизнес-план по грузоперевозкам бесплатно, то ему придется составить его самостоятельно. Для этого необходимо понимать, что собой представляет данный документ.

Бизнес-план содержит две части: теоретическую и практическую. В теоретической части производиться анализ исходных данных. Теория должна плавно подводить к практическим расчётам. В практической части содержатся все необходимые вычисления, которые по итогу должны ответить на два главных вопроса: насколько выгодны вложения и какой срок окупаемости у инвестиций.

У человека, который впервые открыл бизнес-план, по итогу его прочтения не должно оставаться вопросов и сомнений. Дело в том, что инвесторы и кредиторы очень тщательно анализируют предстоящие расходы. Поэтому бизнес-план должен уверить их в том, что они не потеряют свои вложения.

Регистрация бизнеса

Для начинающих предпринимателей уместней всего осуществлять услуги по грузоперевозкам в качестве индивидуальных предпринимателей. Во-первых, для регистрации ИП нужен минимальный пакет документов, а во-вторых, для ИП действует простейший механизм налогообложения.

Для регистрации ИП нужно обратиться в налоговую инспекцию по месту жительства, написать заявление и предоставить паспорт. Причем, если предприниматель не может самостоятельно зарегистрировать свой бизнес, он может сделать это через доверенных посредников.

Прежде чем регистрировать компанию, следуют заранее выбрать вариант налогообложения. Для ИП сегодня существует три доступных варианта:

  • упрощенная система;
  • единый налог;
  • общая система.

Если будущий предприниматель не может определиться с выбором, можно перед регистрацией ИП получить консультацию у налогового консультанта.

Помещение для офиса

Если всерьез подходить к организации бизнеса, то, безусловно, без офиса компании не обойтись. Конечно, можно принимать заявки не выходя из дома, но это может поставить директора фирмы в неловкую ситуацию, когда клиенту потребуется приехать лично для подписания необходимых документов.

Хороший пример бизнес-плана по грузоперевозкам никогда не будет содержать в себе расходы на покупку помещения. Офис компании можно взять в аренду, а деньги, которые понадобились бы для приобретения квадратных метров, можно пустить в более правильное русло.

Расходы на оборудование

Расходы на оборудование - самая затратная часть бизнес-плана. Сюда стоит вложить большую часть имеющихся средств, и экономия здесь неуместна. Минимальный список необходимого оборудования включает в себя:

  • автомобиль;
  • стационарный компьютер или ноутбук;
  • оргтехника (принтер, сканер и т. д.);
  • стационарный и мобильный телефон.

Автомобиль обойдется предпринимателю дороже всего. Необязательно брать огромные кредиты и покупать иномарку. Можно составить бизнес-план по грузоперевозкам на "Газели", и со временем дополнять и совершенствовать автопарк.

Финансовый план

Финансовый план - практическая часть бизнес-плана. Там можно найти все необходимые расчеты. Чтобы было проще понять, как самостоятельно составить бизнес-план, приведем список всех необходимых вычислений.

Финансовый план содержит:

  • расчет капитальных вложений;
  • анализ источников поступлений денежных средств;
  • расчеты предполагаемой выручки;
  • расчеты текущих затрат;
  • расчет прибыли и рентабельности.

Без экономического образования составить бизнес-план самостоятельно будет достаточно сложно. Чтобы вычисления были правильными, нужно грамотно сопоставить все предполагаемые расходы и доходы. Расходы собираются в таблице Туда входят: расходы на заработную плату и отчисления, топливо, амортизацию, содержание автомобиля, рекламу и прочее.

В качестве доходов рассматривается потенциальная выручка, исходя из производственных мощностей фирмы. В расчет берется количество автомобилей и количество рейсов, которые они могут совершить. В бизнес-план не входят возможные форс-мажорные обстоятельства. Однако в конце бизнес-плана нужно обязательно произвести анализ рисков, который может дать четкое представление о вероятном успехе компании.

Любой человек рано или поздно сталкивается с необходимостью перевозки каких-либо грузов. Для частных лиц этот вид услуг обычно сопутствует переезду, покупке мебели, стройматериалов или крупной бытовой техники. Производственные предприятия нуждаются в регулярной доставке сырья, полуфабрикатов или готовых изделий, а торговые компании - в наполнении розничных магазинов своими товарами.

Рассматривая, с чего начать бизнес грузоперевозки, можно обнаружить, что данная ниша в крупных городах практически заполнена, а потому работающие здесь предприниматели не могут похвастаться сверхприбылями. С другой стороны, исследования показывают наличие в этой отрасли свободного спроса, удовлетворить который не в состоянии даже многочисленные предложения транспортных компаний.

Данная потребность связана прежде всего с невысоким качеством услуг и недостаточной ответственностью отдельных субъектов рынка. Логично предположить, что предприниматель, успешно избегающий подобных негативных факторов, может обеспечить своей компании постоянный высокий доход.

Особенности бизнеса

На долю автотранспортных компаний приходится около 4% от суммарного объема грузоперевозок в России. Разумеется, эта отрасль не может конкурировать с железными дорогами в производительности, однако для граждан и представителей малого бизнеса просто не существует альтернативного способа транспортирования вещей, товаров, оборудования или сырья на небольшие расстояния.

Более того, 80% всех автомобильных перевозчиков - это маленькие фирмы и индивидуальные предприниматели, располагающие автопарком из трех-пяти машин. Объясняется данный факт доступностью для населения малотоннажных транспортных средств: например, бизнес план грузоперевозок на «Газели» требует вложения всего 1,1 млн рублей даже при покупке нового автомобиля.

Приступая к организации бизнеса, предприниматель должен провести некоторую аналитическую работу и оценить насыщенность местного рынка транспортных услуг. Проще всего воспользоваться местными газетами и прочими СМИ: достаточно сосчитать количество тематических объявлений от других организаций, чтобы представить себе масштабы предстоящей конкурентной борьбы. Затем следует выяснить, сколько автомобилей имеется в распоряжении работающих поблизости компаний, узнать тарифы на их услуги и наиболее востребованные направления деятельности.

Наконец, нужно рассмотреть плюсы и минусы бизнеса грузоперевозок с тем, чтобы не упустить возможность воспользоваться достоинствами и избежать вероятных рисков.

Перечисляя основные преимущества, следует упомянуть, что:

  • Предприниматель может выбирать одно или несколько из десятков доступных направлений и сотрудничать как с юридическими, так и с физическими лицами;
  • Бизнес имеет огромный потенциал развития - по мере расширения автопарка увеличиваются рентабельность и объемы прибыли предприятия;
  • В отличие от перевозки пассажиров, транспортирование грузов в любых объемах не требует лицензирования;
  • Для уменьшения первоначальных инвестиций технику можно арендовать или оформить по договору лизинга.

Разумеется, транспортный бизнес характеризуется также определенными недостатками, дополнительно усложняющими деятельность предпринимателя. Так:

  • Уровень конкуренции в данном рыночном сегменте довольно высокий;
  • Эксплуатация транспорта сопровождается необходимостью постоянного ремонта и технического обслуживания;
  • Перевозчик несет ответственность за любые повреждения груза, полученные в процессе транспортирования.

Виды услуг

Новичку, изучающему, как правильно вести бизнес по грузоперевозкам, следует учитывать, что только очень крупные фирмы, располагающие обширным автопарком, могут позволить себе доставку любых видов грузов для любых клиентов. Предпринимателям, чьи финансовые ресурсы ограничены, в первое время лучше работать с каким-то определенным типом заказчиков. Свое место на рынке находят:
  1. Компании, доставляющие грузы небольшого размера для частных клиентов в пределах одного города и близлежащих населенных пунктов;
  2. Фирмы, которые сотрудничают с торговыми предприятиями и перевозят различные товары народного потребления из города в город, а также осуществляют доставку продукции дистрибьютора в розничные магазины и на склады;
  3. Предприятия, обслуживающие промышленное либо добывающее производство, транспортирующие различные виды сырья, полуфабрикатов или готовых изделий;
  4. Посреднические компании, которые не владеют собственным автопарком и пользуются услугами сторонних перевозчиков для обслуживания клиентов.

В процессе рассмотрения вопроса о том, как открыть бизнес по грузоперевозкам с нуля, нужно обратить внимание на то, что основной услугой компании в любом случае остается перемещение каких-либо объектов на короткие или дальние расстояния. В зависимости от типа автотранспорта, вида грузов и дистанции, все входящие сюда виды деятельности можно классифицировать следующим образом:

  • Перевозка грузов. Включает доставку мебели, бытовой техники, строительных материалов и прочих товаров для юридических лиц и частных заказчиков;
  • Перевозка пассажиров. Этот вид деятельности подразумевает обслуживание регулярных маршрутов, перевозку туристов и отдыхающих, а также доставку сотрудников каких-либо предприятий к месту работы и обратно;
  • Переезд. Услуга пользуется спросом среди граждан и компаний, перевозящих вещи с одного места на другое - например, в загородный дом, на новую квартиру или в офис;
  • Вывоз мусора. Чаще всего для предоставления этой услуги требуется спецтранспорт, однако для вывоза промышленного, строительного и бытового мусора также можно использовать обычные грузовые автомобили;
  • Специальные перевозки. Подразумевается доставка специфических, негабаритных, скоропортящихся или опасных грузов. Для этих целей используют автоцистерны, автокраны, рефрижераторы, низкорамные тралы, эвакуаторы, лесовозы и пр.

Повысить рентабельность бизнеса грузоперевозки и завоевать расположение клиентов можно с помощью предоставления дополнительных сервисов, позволяющих заказчикам сэкономить деньги, время и ресурсы. Сюда входят:

  • Погрузка и разгрузка товаров силами исполнителя;
  • Разборка и упаковка вещей, предметов мебели;
  • Страхование сохранности товаров;
  • Таможенное декларирование при международных перевозках.

Документы

С чего начать бизнес грузоперевозки? Чтобы работать легально и безопасно, предприниматель должен зарегистрировать свою деятельность в установленном порядке путем обращения в местное отделение налоговой службы. Для компании, имеющей одного владельца, лучше выбрать ИП, а при организации бизнеса с партнерами - ООО.

Регистрация производится на основании заявления, в котором следует указать паспортные данные физического лица, адрес его регистрации, желаемые виды деятельности согласно ОКВЭД и предпочтительную систему налогообложения. После оформления свидетельства нужно открыть банковский счет для безналичных платежей, заказать изготовление печати для документов и встать на учет в различных фондах.

Для любого предпринимателя логичным является желание сэкономить на налоговых платежах. Рассматривая существующие системы налогообложения и критерии, которым должны соответствовать претендующие на их использование компании, можно выделить две наиболее лояльные к грузоперевозчикам схемы:

  • УСН. Упрощенная система применяется в двух вариантах: выплата 6% от величины общих доходов компании либо перечисление 15% от суммы чистой прибыли (после вычета расходов). С 2018 года разрешается использование УСН для предприятий, оборот которых за предыдущий год не превышает 120 млн рублей, а стоимость основных активов - 150 млн рублей;
  • ЕНВД. Ограничения по обороту в данном случае отсутствуют, однако количество транспортных единиц на предприятии не должно превышать 20, а число сотрудников - 100 человек. Ставка вычисляется на основании величины базовой доходности одного автомобиля (6000 рублей) и фактического количества машин. Достоинством ЕНВД является возможность вычета из суммы налога страховых взносов ИП и перечислений в фонды за наемных работников.

Перед тем, как открыть бизнес по грузоперевозкам, необходимо также заказать юристам разработку типового договора на предоставление услуг транспортировки. При заключении соглашения с клиентом в этом документе указывают:

  1. Точные адреса погрузки и выгрузки товара;
  2. Перечень задействованных в организации перевозки сотрудников компании;
  3. Габариты, вес и прочие параметры груза;
  4. Тип и характеристики транспортного средства;
  5. Итоговую стоимость услуги и порядок расчета;
  6. Сроки доставки.

Кроме того, каждый отдельный процесс перевозки требует заполнения путевого листа автомобиля, товарно-транспортной накладной, а также полиса страхования на случай какого-либо повреждения груза (при наличии подобной услуги).

Автопарк

При составлении бизнес плана грузоперевозки предпринимателю необходимо помнить о том, что приобрести автомобили на все случаи жизни вряд ли возможно. Поэтому прежде всего следует определить целевую аудиторию компании, изучить ее потребности и выяснить основные типы грузов - например, мебель, стройматериалы, продукты питания, жидкости, сыпучие вещества. На основании этих данных нужно подобрать транспортные средства, предназначенные для решения конкретных задач.

В процессе реализации бизнес идеи грузоперевозки может возникнуть вопрос о выборе между новыми и подержанными автомобилями. Однозначного решения в данной ситуации не существует, поскольку новые модели значительно дороже, а машины с пробегом требуют дополнительного ремонта и обслуживания. Тем не менее, практика показывает, что любой транспорт отечественного производства лучше приобретать в салоне или на заводе, а иностранные грузовики - в возрасте не более трех лет. В автопарк логистической компании могут входить:

  • Малотоннажные автомобили. Среди отечественных моделей популярностью пользуются грузовики и микроавтобусы «Газель Бизнес», «Газель Next», «ЗИЛ Бычок», способные перевозить от 1,5 до 3 тонн груза. Стоимость новой «Газели» - от 1100 тысяч рублей, с небольшим пробегом - от 810 тысяч рублей;
  • Изотермические фургоны. Обладающий теплоизоляционными свойствами кузов из сендвич-панелей чаще всего устанавливают на пятитонные грузовики. Такие машины можно использовать для перевозки как обычных, так и скоропортящихся грузов. Стоимость трехлетних автомобилей «Hyundai HD65», «Hyundai HD78», относящихся к этому классу, находится в диапазоне 1,9–2,2 млн рублей;
  • Седельные тягачи. Предназначены для перемещения на дальние расстояния длинномерных грузовых полуприцепов с грузоподъемностью 20–30 тонн. Стоимость грузовиков «Scania», «Mercedes», «Volvo», «Man» начинается с 4 млн рублей;
  • Грузовики с открытым кузовом. Различные модели «МАЗ», «КамАЗ», «ЗИЛ», «FAW», «Tatra» используются для перевозки насыпных и крупногабаритных грузов - песка, земли, стройматериалов, сельскохозяйственной продукции. В эту категорию также входят самосвалы и автомобили с прицепом;
  • Спецтехника. Для транспортировки нестандартных грузов используется техника специального назначения - пищевые автоцистерны, бензовозы, рефрижераторы, манипуляторы, эвакуаторы, низкорамные тралы, автовозы.

Персонал

Вести бизнес в сфере грузоперевозок самостоятельно достаточно тяжело. Предприниматель, владеющий единственным транспортным средством, еще может справиться с административной работой, однако расширение автопарка неизбежно влечет за собой необходимость найма дополнительных сотрудников, в числе которых:

  • Водители. Количество водителей определяется загрузкой автотранспорта. Например, при стандартном восьмичасовом рабочем дне достаточно одного человека на машину, при дальних перевозках нужны двое, а при круглосуточной работе грузовиков - трое;
  • Механик. Разумеется, для автопарка, состоящего из двух машин, нанимать механика нецелесообразно, однако если количество транспортных средств превысит 5–6, нужно пригласить на работу опытного специалиста. В его обязанности будут входить текущий ремонт и обслуживание грузовиков, осмотр перед выездом на линию и прочие мероприятия по предотвращению и устранению технических неисправностей;
  • Диспетчер. Как бизнес, грузоперевозки требуют постоянного координирования работы транспорта и отслеживания текущей ситуации для своевременной обработки заказов. Если количество автомобилей превысит 2–3, предпринимателю понадобится помощь диспетчера, перечень обязанностей которого будет включать прием заявок у клиентов и получение информации от водителей в процессе их выполнения;
  • Бухгалтер. Вести бухгалтерский учет в компании, владеющей двумя грузовиками, вполне сможет специалист на аутсорсинге. Если количество транспортных средств превысит пять-шесть, лучше пригласить на работу бухгалтера на полставки. Если же предприниматель, рассматривающий, как развить бизнес грузоперевозок, запланирует расширение автопарка до десяти единиц и более, ему не избежать найма сотрудника на полный рабочий день;
  • Грузчики. Компании, предоставляющей полный ассортимент услуг, обязательно понадобятся грузчики - квалифицированные специалисты без вредных привычек, умеющие работать быстро и аккуратно. Для формирования положительного имиджа предприятия им следует выдать новую униформу с корпоративной символикой;
  • Менеджеры. На ранних этапах организации бизнеса грузоперевозки можно обойтись без офисных работников, однако, в будущем предпринимателю следует нанять менеджера по продажам, занимающегося поиском клиентов, и менеджера по логистике, составляющего и оптимизирующего транспортные маршруты.

Производственные площади

Предоставление транспортных услуг считается лояльным к производственным площадям видом деятельности, так как начать бизнес грузоперевозок с нуля можно даже в собственной квартире, с использованием домашнего компьютера и телефона. Однако некоторые клиенты негативно воспринимают подобный формат компании, а потому все предприниматели рано или поздно осознают необходимость аренды офиса.

Большая площадь при этом не нужна, поскольку на рабочих местах одновременно будут находиться максимум пять человек - директор, бухгалтер, менеджеры и диспетчер. Месторасположение также не имеет особого значения, поскольку основные вопросы решаются по телефону. Снять такой офис даже в крупном областном центре можно за 230–250 руб./м² в месяц.

Предположим, что предприниматель начинает бизнес грузоперевозок с нуля и располагает двумя-тремя автомобилями. На данном этапе ему не понадобится помощь иного вспомогательного персонала, кроме диспетчера: водители и грузчики будут постоянно находиться на маршрутах, а бухгалтерским учетом займется аутсорсинговая компания. Поэтому оснащение офиса можно представить следующим образом:

Оснащение офиса

Название Цена, руб. Кол-во Сумма, руб.
Стол рабочий 3500 2 7000
Стул 1000 4 4000
ПК или ноутбук 18000 2 36000
Подключение к интернету 1000 1 1000
Телефонные линии 1500 2 3000
Телефонные аппараты 1500 2 3000
Коммутационное оборудование 2000 1 2000
МФУ 11000 1 11000
Шкаф для документов 3000 1 3000
Стеллаж 2500 1 2500
Канцтовары 4000
Прочий мелкий инвентарь 5000
Итого: 81500

Второй важный вопрос, который обязательно следует решить в начале бизнеса грузоперевозок - это поиск места для стоянки грузовых автомобилей: оставляя их во дворах, предприниматель рискует вызвать недовольство жильцов, тогда как парковки для легковых автомобилей просто не способны вместить транспорт подобных размеров. Идеальным вариантом считается наличие собственных гаражей, однако, поиск бокса длиной более 12 м и высотой более 4 м, равно как и его строительство, далеко не всегда представляются возможными. Поэтому бизнесмены арендуют площади на территориях автобаз или на специализированных стоянках для грузовых автомобилей: стоимость одного парковочного места здесь находиться в пределах 100–150 рублей за сутки.

Поиск клиентов

Как малый бизнес, грузоперевозки вызывают интерес у многих начинающих предпринимателей, располагающих капиталом требуемых размеров, вследствие чего уровень конкуренции на рынке транспортных услуг остается довольно высоким. Чтобы найти своего клиента, владельцу предприятия нужно уделять постоянное внимание продвижению и поиску клиентов, расходуя на это значительную часть бюджета.

Наиболее эффективными для привлечения физических лиц считаются:

  • Контекстная реклама в поиске и на тематических сайтах;
  • Реклама в соцсетях, ведение собственной группы;
  • Предложения услуг на сервисе Авито;
  • Поиск заказчиков и публикация предложений на порталах;
  • Реклама и объявления в бесплатных газетах;
  • Расклеивание объявлений на остановках, вблизи рынков стройматериалов;
  • Совместная работа с мебельными магазинами, супермаркетами бытовой техники;
  • Сотрудничество с компаниями-посредниками;
  • Собственный сайт в формате одностраничника или полноценного ресурса.

При работе с корпоративными заказчиками и другими предпринимателями в бизнес плане компании грузоперевозок нужно рассмотреть несколько иные каналы организации спроса, в числе которых:

  • Участие в тендерах, которые проводят крупные государственные и частные компании для поиска исполнителей;
  • Холодные звонки руководителям предприятий, потенциально нуждающихся в грузоперевозках или экспедировании;
  • Рассылка заказчикам коммерческих предложений с указанием перечня услуг, диапазона цен, сроков и условий доставки;
  • Регистрация на популярных порталах грузоперевозок.

Инвестиции

Для предприятия, не предполагающего строительство собственного офисного здания или теплых гаражных боксов, основные капиталовложения будут связаны с покупкой автомобилей. Ниже представлен пример бизнес плана транспортной компании по грузоперевозкам, автопарк которой состоит из двух машин - полуторатонной «Газели» и пятитонного «Hyundai» с изотермическим кузовом. Наличие подобных грузовиков позволит предпринимателю оказывать более широкий спектр услуг в сегментах транспортирования как обычных грузов, так и продуктов питания, а также одновременно работать с частными и корпоративными заказчиками.

Первоначальные инвестиции

Анализируя структуру текущих расходов предприятия, следует отметить, что многие переменные затраты зависят от пробега автомобилей, тогда как другие появляются с периодичностью один раз в год. Так:

  • Стоимость ОСАГО на автомобили указанной грузоподъемности - 5880 рублей. Страховка оплачивается ежегодно;
  • Стоимость техосмотра для машин с массой до 3,5 т - 1100 рублей, с массой до 12 т - 1900 рублей. Техосмотр проводится ежегодно;
  • При работе с нагрузкой 75% (шесть часов в день) средняя величина пробега автомобиля составляет 120–130 километров в сутки;
  • Средний расход горючего в смешанном цикле - от 12 литров на 100 километров, а стоимость дизельного топлива - 30 рублей за литр;
  • Стоимость технического обслуживания грузовиков такого класса - до 10000 рублей на 15000 километров пробега.

Ежемесячные расходы

Статья Сумма, руб.
Аренда офиса 4600
Аренда стоянки для двух машин 6000
Техобслуживание и ремонт 4160
ГСМ 22460
Транспортный налог 270
ОСАГО 980
Техосмотр 250
Мойка автомобилей 1200
Зарплата водителей, 2 человека 56000
Зарплата грузчиков, 2 человека 32000
Зарплата диспетчера 12000
Страховые взносы за работников 30000
Бухгалтерское обслуживание 5000
Страховые взносы ИП 2300
Маркетинговые расходы 15000
Связь, канцтовары 3000
Итого: 195220

О том, как открыть подобную компанию и организовать ее работу, можно узнать из видео уроков ведения бизнеса в сфере грузоперевозок:

Видео по теме

Доходы и рентабельность

Выгоден ли бизнес грузоперевозок? Рентабельность предприятия во многом определяется эффективностью рекламы, правильной ценовой политикой и качеством выполнения работ. Усредненные тарифы на услуги транспортных компаний в крупных областных центрах приведены ниже:

Тарифы на услуги компании

Допустим, предприятие будет работать по шестидневному графику с загрузкой 75%, выполняя в среднем 1–2 заказа в день с предоставлением услуг погрузки и разгрузки. Таким образом, эффективная продолжительность рабочего дня для водителей составит 6 часов, для грузчиков - 3 часа. Эти данные позволяют вычислить ожидаемый объем ежемесячной прибыли:

Рентабельность предприятия

На основании полученных результатов можно сделать выводы о том, что для увеличения рентабельности и уменьшения срока окупаемости в бизнес плане транспортной компании по грузоперевозкам нужно предусмотреть расширение автопарка по мере наработки клиентской базы и роста количества заказов: накладные расходы при этом будут расти медленнее, чем доходы.

Заключение

Главными конкурентными преимуществами малых автотранспортных предприятий представляются мобильность, способность быстро реагировать на изменения рыночной ситуации и доступные цены: в отличие от крупных перевозчиков, их владельцам не нужно содержать огромные офисные здания и штат дополнительных работников.

Услуги грузовых перевозок – этот тот бизнес, который точно не пропадет в России. Естественно, для этого нужно иметь продуманный план и хороший капитал для старта.

Перевозка мебели, квартирные переезды или транспортировка больших 82-кубовых грузов – все это невозможно осуществить без грузового автомобиля.

Поэтому на начальном этапе следует позаботиться именно о транспорте. Помимо этого, есть еще ряд существенных факторов, от которых зависит прибыльность компании и ее востребованность на рынке. Как составить бизнес-план транспортной компании по грузоперевозкам, читайте в нашей сегодняшней статье.

Оформление лицензии

Первоначально ваша компания должна иметь лицензию, иначе все перевозки, которые вы осуществляете, будут считаться нелегальными. За это полагается штраф, сумма которого доходит до нескольких сотен тысяч рублей. Легализация бизнеса заключается в оформлении различных документов во всех необходимых инстанциях. Как правило, данный документ выдается предпринимателю в течение не более 30 дней.

И если в России открытие ИП по грузоперевозкам сопровождается получением соответствующей лицензии в обязательном порядке, то в Украине совсем наоборот. Несколько лет назад там официально была прекращена выдача лицензий.

Для того чтобы открыть собственную фирму, украинским предпринимателям не обязательно обходить различные инстанции и ожидать выдачи данных разрешений. С одной стороны, это большой плюс для «частников», однако с другой - грузоперевозки как бизнес в Украине вскоре уйдут «в тень». Особенно это касается квартирных и офисных переездов: объявлений об услугах с использованием ГАЗелей без номера лицензии в последнее время просто масса.

Организовываем грузоперевозки: с чего начинать бизнес? Расчет тарифа и оплаты за фрахт

После оформления документов в бизнес-план грузоперевозок следует включить такую графу, как тариф. Чаще всего данное значение измеряется в рублях, деленных на километр. Для того чтобы не спугнуть заказчика и в то же время не уйти в убыток, нужно правильно составить тариф перевозок. Это нужно делать, исходя из объема и грузоподъемности машины, которая есть у вас в автопарке. К примеру, если это 86-кубовая фура, ее оптимальный тариф будет составлять 35-40 рублей/километр. 10-тонники и 5-тонники берут от 20 до 25 рублей/км в среднем.

ГАЗель на межобластных перевозках сейчас работает по цене от 15 до 20 рублей/километр. А то, сколько будут стоить офисные и квартирные переезды, следует рассчитывать, исходя из района города. Здесь даже при одинаковом расстоянии стоимость может отличаться в 1.5-2 раза. Чтобы не ломать над этим голову, можно просто заглянуть на сайт компании-конкурента и узнать там, сколько берут владельцы ГАЗели за переезд в том или ином городе.

Перед тем как начать бизнес грузоперевозок, учтите, что большая часть прибыли, полученная вами, уйдет на обслуживание транспортного средства. К примеру, на 20-тонниках затраты на топливо и запчасти могут составить порядка 55-60 процентов от суммарной выручки (то есть чистая прибыль с 1 километра приблизительно 15-20 рублей).

Как искать заказы?

Конечно, в большом городе проблем с поиском заказов у вас не будет, однако в силу такой конкуренции, которая возникла в последнее время на рынке, порой приходится бороться за клиента. Чтобы повысить свои шансы, нужно в первую очередь разместить рекламное объявление (более подробно о маркетинговых ходах мы расскажем немного позже). Также можно попробовать посотрудничать с диспетчерскими и посредническими фирмами.

Такие компании точно будут иметь подходящие заказы и постоянно обеспечивать вас работой. За сотрудничество диспетчерские фирмы зачастую взимают плату порядка 10 процентов от общей выручки. На первый взгляд это достаточно солидные деньги. Однако, учитывая то, что в день размеры чистой прибыли будут составлять несколько сотен долларов, 10 процентов покажутся на этом фоне мелочью.

О документации

При организации грузоперевозок также следует отметить юридическую сторону вопроса. Если вы хотите занять определенную долю на рынке, вам следует заключать договоры с клиентами на оказание услуг (тендеры). В этом документе указываются все соглашения с вашей стороны и со стороны заказчика. Таким образом, при заключении тендера вы будете обеспечены постоянной работой на протяжении довольно длительного времени (чаще всего срок действия соглашения от 6 до 12 месяцев).

Важно уметь правильно составлять договоры и заполнять накладные. От этого будет зависеть доверие заказчика к вашей компании, а возможно, и дальнейшее сотрудничество.

Рабочий персонал

Любая перевозка груза, даже самого мелкогабаритного, сопровождается загрузкой и выгрузкой. Если это какой-либо малотоннажный автомобиль, к примеру ГАЗель, то поначалу с работой грузчика можно справиться самому. Однако стоит учитывать, что квартирный переезд может подразумевать под собой погрузку не только телевизора и пары тумбочек, но и более габаритных вещей, которые могут поднять лишь 2 и более человек.

Поэтому лучше всего нанять себе помощника. Если вы осуществляете грузоперевозки ежедневно, и это ваш основной доход, желательно иметь несколько сотрудников (грузчиков) в своей компании. При частых заказах можно назначить постоянную оплату. Однако логистика грузоперевозок показывает, что лучше всего оплачивать труд от выработки (т. е., сколько заказов сделано, такова и зарплата). Бывает так, что в один месяц вы осуществите 20 квартирных переездов, а в следующий - не более 3-х.

Оказание складских услуг

Некоторые компании занимаются указанием не только транспортных, но и складских услуг. В таком случае вам просто не обойтись без специального погрузочного оборудования. Здесь стоит учитывать и дополнительные расходы, такие как аренда или покупка помещения, а также обслуживание самой техники, которая осуществляет погрузку/разгрузку автомобилей на складе.

2005 год. Прошло уже несколько лет с момента окончания обучения в ВУЗе, а толкового применения я так себе и не нашел. По специальности я историк, но история меня не интересовала. Однако с молодости не раз замечал свой интерес к коммерции, к управленческим порывам и всевозможным финансовым схемам. Еще во время обучения в ВУЗе мною была создана Молодежная общественная организация «Наш Выбор» при Комитете по делам молодежи города N (в дальнейшем даже готовили меня на должность Председателя Комитета по делам молодежи). Однако что-то с общественной деятельностью в тот момент сытым я не стал, и желаемый «мерседес» тоже не появился (очень большое пристрастие с детства к автомобильной отрасли было).

И вот однажды, проезжая осенним днем по трассе Москва - Санкт-Петербург, я обратил внимание на безумно большое количество фур, пролетавших по дороге. Вот, видимо, в тот момент и пришла ко мне идея заняться автомобильным бизнесом, точнее, бизнесом, связанным с грузоперевозками. Сразу открыл интернет, журналы, газеты, короче, искал информацию о том, что это за бизнес и с чем его едят! В итоге понял одно - что ничего не понял, кроме того, этим бизнесом занимаются либо бывшие начальники «совдеповских АТП», попавших к ним в руки во «времена всеобщего дележа», либо криминальные структуры. Что-то в тот момент энтузиазма у меня поубавилось, но интерес не пропал, я бы даже сказал повысился. Пришлось даже на трассу прокатиться, с «водилами» пообщаться, мол, тоже, вот, хочу фуру купить. В последующие два-три месяца я изучал тип этого бизнеса и высчитывал математику данного проекта. Выяснил, что существует два типа этого «перевозочного» бизнеса. Первый, это когда ты пошел, купил себе фуру, посадил за баранку водителя, отправил его в рейс и сидишь себе, ждешь, когда он тебе кучу денег привезет за наезженные рейсы (это я так, в упрощенном варианте рассказал). Этот вариант для меня как-то мало подходил, так как денег-то и не было купить себе подержанный «мерседес», о котором я так мечтал, не то что фуру! А вот второй тип этого бизнеса мне как-то сразу приглянулся. Подумал, вот, моя тема! Заключался он в следующем... Все вот эти владельцы фур ведь к кому-то обращаются за грузом, ищут груз, чтобы фуру загрузить и перевезти груз? Правильно, ищут и находят всяких разных диспетчеров (правда, в России их оказалось несколько десятков тысяч). Задача диспетчера заключается в том, чтоб найти того, кому нужно свой груз перевезти, и найти того, кто сможет перевезти. Правда, есть еще много деталей и подзадач у диспетчера, но... об этом отдельно как-нибудь потом. Вот в этой простой формуле «из воздуха» и формировалась маленькая, но частая прибыль с каждого рейса. А чем больше фур загружаешь и чем чаще они катаются туда-сюда, тем и прибыль все больше и больше.

В итоге, я занял у приятеля 50 тыс. рублей. Зарегистрировал «ООО» (7000 р.), снял офис на месяц (8000 р.), купил компьютер, факс и принтер (20000 р.) и, конечно же, подключился к интернету. Остальные денежки оставил на «прозапас», мало ли что!

Первый рабочий день. Сижу, в интернете роюсь. Что там ищу, сам не понимаю. По разным сайтам лазаю (профильным, конечно). К тому моменту у меня уже были контакты нескольких водил, которые согласились на то, что если у меня появится какой-нибудь груз (за хорошие деньги), то они готовы будет его перевезти. Вот я и сижу в интернете роюсь, так сказать, клиентов ищу. И вдруг, нечаянным образом попадаю на сайт, в котором большой список самих этих водил и самих клиентов и даже все контакты есть, правда, за денежку (парни, что придумали тот сайт, огромное вам спасибо, век вас не забуду!).

В итоге оплатил с расчетного счета пару тысяч, получил 30-дневный доступ к контактам... и вперед! Вот тут началась моя работа. Звоню одним, предлагаю груз, звоню другим, предлагаю транспорт. И так с 8:00 и до 18:00 каждый день. И я такой не один, таких в сети тысячи и по всей России. После 18:00 составляю всякие списки (теперь это базы данных) водителей и заказчиков, кто хоть как-то заинтересовался моими предложениями. Правда, иногда приходилось привирать, типа того, что фуры мои. А то кто бы стал со мной работать? Подумали бы, очередной посредник! Хоть я таким и являлся на тот момент. Ну, а что ж делать-то, с чего-то стоило начинать.

В итоге за первую неделю я отгрузил около 8 машин и заработал 12000 рублей, за вторую еще 12 машин и так далее... за месяц я отбил «долговые» 50 тыс. рублей и был очень доволен! С бухгалтерией и отчетностью, слава Богу, мама помогла, она у меня бухгалтер со стажем.

Работаю я, работаю, и в середине второго месяца я выхожу на одного заказчика, который очень много машин в сутки отгружает своей продукцией. Звоню. Предлагаю. Меня «отфутболивают». Типа, мол, «у нас своих перевозчиков туча, вас тут не хватало еще!». Ладно, думаю, вы же не одни такие в России. И забываю про них. Благо, бизнес этот позволяет охватить большую географию, лишь бы телефон да интернет был. Потом нашел еще пару мелких заказчиков и так помаленьку, «с миру по нитке» вроде и денежка стала появляться.

Проходит несколько недель, дело уж близится к Новому году. И тут звонок. Звонит представитель того завода, что меня «отфутболил» и говорит, что у них не хватает машин перед новым годом, а они начали поставлять продукцию в новый регион и не успели наработать связи с местными перевозчиками. Просят, чтоб помог. Я, конечно, парень не злопамятный! Согласился. Но представитель говорит, что нам нужно встретиться, нюансы обсудить. Я соглашаюсь, понимая под этим официальное знакомство и заключение письменного договора с ценовым соглашением. В принципе, все так и происходило, правда, у меня в офисе, а не на заводе заказчика (что меня немного удивило). И не зря меня это удивило, так как в конце разговора мне было сказано, что стоимость каждой перевозки на которую я согласился, должна быть увеличена на 1000 рублей, и эта сумма должна передаваться данному представителю лично и ежемесячно в качестве вознаграждения за предоставленный контракт и поддержку по всем вопросам. Я взял пару дней на раздумья. Посоветовавшись с «опытными людьми», пришел к выводу «видимо все так работают».

Заказчик и вправду оказался очень серьезным клиентом, в день только на один его завод я подавал по 8-10 машин с прибылью от 2000 рублей. А заводов было три. К тому моменту я уже нанял себе заместителя, бухгалтера, пару-тройку менеджеров-диспетчеров и секретаря-операциониста. Работа кипела. Я постоянно в разъездах, встречи с новыми клиентами, перевозчиками, постоянное обсуждение направлений перевозок, ставок, решение спорных вопросов и т.д. Короче, то, о чем я мечтал, настоящая деловая активность! Всё шло отлично, добавились новые направления в бизнесе, пришлось даже в Москву весь бизнес перевезти. Конечно, с большей частью персонала. Переезд в Москву сопровождался эмоциональной радостью. Покупка квартиры, машины, аренда красивого и просторного офиса в современном бизнес-центре. Короче, жизнь наладилась!

Бизнес тоже рос, компания стала узнаваемой в своей сфере. Среди основных клиентов к тому времени уже были «Вимм-Биль-Данн», «Русский Алкоголь», «Росстеклопром», «Русский Алюминий» и т.д.

С «Вимм-Биль-Данн» вообще интересная история приключилась. Они очень долго отказывались с нами сотрудничать в сфере грузовых перевозок. А я их так достал, что они меня уже видеть не могли, я разве что не ночевал у них. В итоге очень хорошо был знаком с отделом логистики и его начальником, который и не против бы с нами поработать, но указаний сверху нет, следовательно, и договора нет. В итоге через два месяца я «переманиваю» к себе в компанию почти весь транспортный отдел с начальником. Конечно, на очень хорошие деньги. И буквально через три дня мне поступает звонок от руководства о том, что у них уволился почти весь транспортный отдел, и некому заниматься подачей транспорта. В итоге теперь уже мои парни занимались подачей транспорта на свой бывший завод. Как понимаете, проблем у меня и теперь уже моих сотрудников с этим не было. Правда, все это вскрылось через четыре месяца, в итоге им предложили еще выгоднее зарплату, и они снова поменяли работодателя. Хотя чего и стоило ожидать, раз так легко они пришли, так же легко и должны были уйти. Но выводов я сделал немало из этой ситуации. В первую очередь, я плотно занялся персоналом и его мотивацией, чтобы в будущем от меня так просто не уходили сотрудники.

Так прошли 2006-2007 гг, затем заканчивался 2008 год, и уже к концу года я почувствовал что-то неладное. Клиенты как-то странно стали рассчитываться за услуги, точнее, я бы сказал, перестали совсем рассчитываться. И.... вот он КРИЗИС!

Еще в августе 2008 года нашей компанией было создано новое направление, точнее, новые взаимоотношения с финансовыми институтами. Название направления: «Управление неликвидными транспортными активами банков и лизинговых компаний». Мы прекрасно понимали, что проблемы в банковском секторе, в первую очередь, отразятся и на нашей компании. К тому времени мы планировали расширение грузового автопарка и готовились к сделке с лизинговой компанией «N» по приобретению 40 единиц автотехники. Стоимость контракта была около 4,8 млн евро. Подготовка и проверка шли где-то два месяца, затем лизинговая компания запросила еще дополнительные документы, рассмотрение затянулось еще на несколько месяцев. В итоге, когда все согласовали, и нам даже выдали положительное решение кредитного комитета с подписью руководства и печатью, и мы были готовы уже вносить авансовый платеж, эта лизинговая компания присылает нам уведомление о приостановке финансирования, т.к. головной офис (в Европе) не был готов к финансированию. Стало понятно, если уж у лизинговой компании «N» все так туманно, что уж с другими-то делать! Тогда и было принято решение о начале работы с банковским сектором по программе «Управление неликвидными транспортными активами». К тому моменту кризис очень сильно затронул сферу грузоперевозок, и многие компании, не сумевшие подготовиться к мерам по оптимизации издержек и разработать антикризисную стратегию, стали разоряться. Так как наша компания в основном работает с моно-заказчиками (где ежедневно совершается от клиента не менее 30 региональных перевозок), то мы были готовы к суровым условиям конкуренции.

Лизинговое имущество изымалось и возвращалось кредиторам ежедневно. Банки и лизинговые компании не представляли, что с ним делать, продавать? А кому? Все автосалоны и дилеры сами не могу продать свою технику.

Мы вышли к банкам и лизинговым компаниям с предложением об управлении этой грузовой техникой. Наши юристы и финансисты разработали несколько вариантов управления. В основном мы делали ставку на то, что при управлении неликвидными активами банков и лизинговых компаний их платежный баланс остается положительным (мы платим за должников), значительно сокращаются просрочки по платежам, а активы по итогу за год выкупаются по остаточной стоимости нашей компанией. Эти меры позволили многим банкам и лизинговым компаниям освободиться от неликвидных (проблемных) активов.

Данное направление по «Управлению неликвидными транспортными активами» позволило нашей компании избежать рискованных инвестиций, приспособиться к кризисной ликвидности транспортных активов и создать необходимый парк транспортных средств, что является одним из важнейших конкурентных преимуществ в сфере автомобильных грузовых перевозок.

Коротко, но это один из вариантов, как мы решили проблему с нехваткой финансовых средств для увеличения парка.