Время регламентированных перерывов. Регламентированные перерывы

Действующее трудовое законодательство обязывает к выполнять и предоставлять всем без исключения работодателям своим работникам все полноценные перерывы в течение рабочего дня. Все существующие перерывы, не смотря на их разнообразие, разделить можно всего лишь на два важных вида: одни не входят в график рабочего времени и, соответственно их никто не оплачивает, а другие – включаются и оплачиваются. Теперь рассмотрим более подробно перерывы в течении рабочего дня.
В течение всего рабочего дня любые работники имеют право сделать перерыв на отдых и обед. Перерыв этот должен быть не менее тридцати минут, но в тоже время и не более двух часов. Более точная продолжительность определяется исходя из самой работы и её условий. Такой перерыв называют «Перерыв на обед». Он, как и прочие регламентированные перерывы в работе, должен обязательно исполняться работодателем. В это время работник может делать что угодно, так как это время обычно не оплачивается.
Также, регламентированные перерывы включают в свои списки и перерыв для кормления ребёнка. Они длятся не получаса и предоставляются раз в 3 часа. Если же женщина имеет более одного ребёнка до полутора лет, то перерывы должны длиться не менее часа. Всё это оговаривается заранее при составлении договора. Всё ещё зависит и от состояния конкретного ребёнка. Перерывы на кормление ребёнка относятся к тем, которые включают в рабочее время и обязательно оплачивают исходя из среднего заработка. Если же работа не позволяет вовремя кормить ребёнка, то работодатель обязан перевести женщину на другую, более свободную работу, со средним окладом не менее, чем а предыдущей работе.
Необходимы перерывы в течение рабочего дня смены примерно через каждый час. Чтобы в этом случае не потерять созданную рабочую установку, перерывы должны длиться от пяти до десяти минут. Это позволит восстановить наиболее важные физиологические функции. В случае, когда работа очень монотонная, то перерывы рекомендуется делать через каждые полчаса, но снизить время до нескольких минут. Это же правило распространяется на работы с повышенным нервным напряжением. При выполнении работ, подразумевающих высокие физические нагрузки, перерыв может быть раз в два часа в течении 10-20 минут в зависимости от условий труда.
Кроме времени, отведённого на отдых, необходимо отсчитывать ежедневно около пятнадцати минут на естественные надобности. Это может быть время для выполнения производственной гимнастики, пауз для того, чтобы выпить чашечку чая или кофе и, конечно де, перекуров. Эти перерывы обязательно включаются в рабочее время. Их учитывают при установлении норм труда. Но всё же, оптимальное время выбирается от характера работы и условий труда. Не маловажным, также, является и простое решение начальства.
Любые оптимально сбалансированные по времени перерывы, позволяют грамотно чередовать время труда и отдыха на протяжении всего, установленного договором, рабочего дня. Это значительно понижает шансы заболевание профессиональными болезнями и увеличивает производительность каждого работника. Поэтому они обязательны для выполнения каждым работодателем.

«Пойду пройдусь», «У меня перерыв», «Засиделся, надо размяться», «Пойду воздухом подышу», «Прогуляемся до соседнего отдела» — всем сотрудникам нужны перерывы в работе. Трудятся ли они в офисе или в цехе, за компьютером или у станка, с людьми или документами — режим труда и отдыха всегда имеет место. Какое количество времени можно и нужно отводить на чаепития, обеды, «прогулки»? Как часто можно устраивать «перекуры»? Как эффективно контролировать время на отдых для работников?

Представляем очередной пост из серии HR о правильной регламентации перерывов для офисных сотрудников.

Что насчет закона?

Правильно — это, прежде всего, в соответствии с действующим законодательством. Трудовой кодекс РФ гласит следующее. По статье 108 «Перерывы для отдыха и питания» главы 18 раздела V, «в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается. Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем».

То есть, если в вашей организации, как и в большинстве других, сотрудники офиса работают с 9 до 18 (с 10 до 19), то перерыв на обед у них обычно составляет 1 час. Его можно увеличить до 2 часов (если, например, столовая находится достаточно далеко от офиса или сотрудники предпочитают ездить на обед домой в другой конец города) или сократить до 30 минут. Соответственно, нужно увеличивать или сокращать время пребывания на рабочем месте. Не забываем, что рабочий день — это 8 часов времени. Обычно перерыв для отдыха и питания предоставляется работникам примерно спустя четыре часа после начала работы. Кстати нужно отметить, что этот перерыв не включается в рабочее время и не оплачивается, а значит, может использоваться работником исключительно по своему усмотрению. Он может пообедать, сходить в магазин или по другим личным делам.

С основным приемом пищи — обедом — все более или менее понятно. Гораздо больше вопросов на практике вызывают «перекуры», «прогулки» по коридорам и чаепития. Давайте разбираться. Работа офисного сотрудника так или иначе связана с использованием компьютера, и именно этим условием обычно обусловлено наличие небольших перерывов, «пятиминуток» в течение рабочего дня. Опять же, по закону, для предупреждения преждевременной утомляемости работников — пользователей ПК — рекомендуется организовывать рабочее время путем чередования работы с использованием компьютера и без него (п. 1.3 приложения 7 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).

Если же работа требует постоянного взаимодействия с монитором (набор текстов, просмотр информации, ввод данных) с напряжением внимания и сосредоточенностью, то рекомендуется организовывать перерывы на 10 - 15 минут через каждые 45 - 60 минут работы. Нужно подчеркнуть, что такие перерывы включаются в рабочее время в силу ч. 1 ст. 109 ТК РФ. Они нужны для снижения нервно-эмоционального напряжения и устранения влияния гиподинамии (недостаточной мышечной активности). Кто-то из сотрудников может прогуляться по коридору или выйти на улицу, сделать зарядку или посидеть в кресле в комнате отдыха. Да что говорить, иногда простая возможность встать, подойти к окну или налить чашку чая действует хорошо: и через 5 минут с новыми силами человек возвращается за работу.

Вернемся в реальный мир

Все было бы совсем отлично, если бы все сотрудники работали с одинаковой отдачей и отдыхали ровно столько, сколько нужно их организму для восстановления работоспособности. На деле, любой руководитель сталкивался с ситуациями неконтролируемых перерывов и «перекуров»: по одному или группами, своим отделом или цепляя чужие, работники выходят в «курилку» или офисную кухню: «У нас законный перерыв». В итоге, этот перерыв затягивается на больший срок, чем положено, работа останавливается, а дисциплина стремительно падает. О пользе разговоров между сотрудниками в перерывах, о плюсах неформального общения говорить не приходится, поскольку мы рассматриваем случаи, когда такие затяжные «перекуры» существенно влияют на качество и результаты труда.

По отношению к свободному времени на рабочем месте всех сотрудников можно разделить на два типа. Первые, закончив выполнять свою работу в рамках функционала, решив минимальное количество задач в день, сидят в соцсетях, каждые десять минут выходят пообщаться с коллегами, звонят по личным вопросам. Словом, используют рабочее время непродуктивно — получаются сплошные перерывы.

Второй тип сотрудников, выполнив обычный объем работы в день, начинают активно искать другие занятия самостоятельно (ищут, что можно улучшить в повседневной деятельности, видят проблемы, ставят и решают задачи помимо непосредственных обязанностей) или через обращение к своему руководителю («А что еще мне сделать?», «А давайте я вот этим займусь?», «Есть еще какие-нибудь задачи для меня?»). В случае со вторым типом о нецелесообразном использовании перерывов и речи быть не может. Ведь, как мы помним, это сотрудники категории А; они, как правило, инициативные, организованные трудоголики — в плане дисциплины с ними проще.

Вернемся к перерывам. Общая их продолжительность для всех сотрудников при работе за ПК может составлять от 50 до 90 минут при обычном «офисном» рабочем дне в 8 часов. Эти перерывы необходимо регламентировать с помощью внутренних локальных нормативных актов; обычно режим труда и отдыха описывается в Правилах внутреннего трудового распорядка, также это могут быть приказы и распоряжения руководителя. С такими документами обязательно нужно знакомить под роспись всех новых сотрудников и весь коллектив в случае принятия нового документа. Невыполнение принятых правил является поводом для вынесения дисциплинарного взыскания со всеми вытекающими последствиями (вплоть до увольнения при систематическом нарушении).

Перерывы можно прописывать, строго привязывая их ко времени, например «каждые два часа по 10 минут в начале часа», или делая «плавающими». Как отслеживать время отсутствия сотрудника на рабочем месте? Для этого существуют различные сервисы учета рабочего времени, можно установить специальные программы на ПК, в корпоративных информационных системах часто есть функция такого учета. Совсем простой вариант — сотрудник, уходя на перерыв и возвращаясь с него, оставляет записку руководителю с указанием времени перерыва.

Отдельно нужно сказать о курении во время работы. Относить ли перерывы на курение к основным перерывам или нет — вопрос неоднозначный. Часто курящие сотрудники не меньше остальных ходят по коридорам, пьют чай и общаются по телефону не по рабочим делам. Поэтому их рабочий день сокращается еще больше. Как бороться с частыми «перекурами»? Здесь мы, конечно, говорим не о вреде курения, а о том, как можно регламентировать такое нерабочее времяпрепровождение.

Есть много разных идей. В пример можно привести работодателей, которые в борьбе за здоровье персонала совсем запрещают курение на территории предприятия, однако здесь появляется вероятность того, что сотрудники будут «бегать за угол», опаздывать утром на работу. Снижать зарплату за курение неправомерно, а вот доплачивать некурящим можно, такая практика тоже есть. Неплохо в компаниях работает и такой вариант — курящим сотрудникам попросту увеличивают продолжительность рабочего дня. Скажем, занимают у него «перекуры» 30 минут в день — значит, и рабочий день увеличивается на полчаса.

Вместо заключения

Перечислим несколько простых правил, которые помогут эффективно регламентировать перерывы в работе офисных сотрудников.

  • Режим труда и отдыха должен быть одинаковым для всех работников.
  • Разрабатывая этот режим, нужно учесть характер работы (офис, производство, наличие ПК и прочее), продолжительность рабочего дня, чередование рабочих и выходных дней.
  • Всех сотрудников надо ознакомить под роспись с документами, регламентирующими перерывы.
  • Необходимо разработать и внедрить систему контроля использования перерывов сотрудниками.
  • Эта система должна быть простой и понятной всем сотрудникам.

И еще — не стоит забывать о том, что перерывы действительно нужны. Работник, полностью погруженный в работу в течение 8 часов, «привязанный» к рабочему месту в прямом смысле слова — это не только незаконно, но и не эффективно. Известно, что самые большие достижения и успехи в работе мы часто делаем именно после перерыва (будь то отпуск или чашка чая у окна).

Поэтому важно подобрать для своей компании именно ту индивидуальную схему, которая будет работать, найти баланс между рабочим временем, трудом и отдыхом на каждом рабочем месте.

Высоких вам конверсий!

Дарья Хоромская,
руководитель HR-отдела LPgenerator

Регламентировать

РЕГЛАМЕНТИРОВАТЬ reglementer . Подчинять системе точно установленных правил, ограничений. Совещание высказалось за постепенность реформы и, сохраняя розгу решило только регламентировать применение. Короленко Истор. моего соврем.- Лекс. СИС 1937: регламенти/ровать.


Исторический словарь галлицизмов русского языка. - М.: Словарное издательство ЭТС http://www.ets.ru/pg/r/dict/gall_dict.htm . Николай Иванович Епишкин [email protected] . 2010 .

Смотреть что такое "регламентировать" в других словарях:

    РЕГЛАМЕНТИРОВАТЬ - (от сл. регламент). Установлять известные законы, правила, которым должно подчиняться. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. регламентировать (фр. reglementer лат. regula правило) упорядочивать, подчинять … Словарь иностранных слов русского языка

    РЕГЛАМЕНТИРОВАТЬ - РЕГЛАМЕНТИРОВАТЬ, регламентирую, регламентируешь, совер. и несовер., что (от франц. réglementer) (книжн.). Подчинить (подчинять) какую нибудь деятельность, работу точно установленным правилам, регулирующим и узаконивающим ее. Регламентировать… … Толковый словарь Ушакова

    регламентировать - отрегулировать, приводить в порядок, упорядочивать, урегулировать, привести в порядок, регулировать, зарегулировать Словарь русских синонимов. регламентировать см. упорядочить (… Словарь синонимов

    регламентировать - деятельность зависимость, контроль регламентировать порядок зависимость, контроль … Глагольной сочетаемости непредметных имён

    РЕГЛАМЕНТИРОВАТЬ - подчинять установленным правилам. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь

    РЕГЛАМЕНТИРОВАТЬ - РЕГЛАМЕНТИРОВАТЬ, рую, руешь; анный; совер. и несовер., что (книжн.). Подчинить (нять) регламенту. | сущ. регламентация, и, жен. | прил. регламентационный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Регламентировать - несов. и сов. перех. Подчинять регламенту. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    регламентировать - регламент ировать, рую, рует … Русский орфографический словарь

    регламентировать - (I), регламенти/рую, руешь, руют … Орфографический словарь русского языка

    РЕГЛАМЕНТИРОВАТЬ - подчинять установленным правилам … Большой экономический словарь

Книги

  • Оперативное управление в розничной торговле , Новосёлова Наталья Алексеевна. В книге подведены итоги многолетней практической и консалтинговой работы авторов в сфере розничной торговли. Прочитав книгу, вы узнаете: - как разработать или оптимизировать организационную… Купить за 565 руб
  • Партизанский маркетинг в социальных сетях. Инструкция по эксплуатации SMM-менеджера , Сергей Щербаков. Эта книга по сути – вовсе не книга, а скорее должностная инструкция, которая призвана регламентировать профессиональную жизнь SMM-менеджера даже за пределами трудодня. В ней буквально…