Виды клиринга. Клиринговая деятельность

Промо-акции – эффективный маркетинговый инструмент, привлекающий внимание потребителя к определенному продукту, услуге или бренду. Такое BTL-мероприятие носит краткосрочный характер и позволяет:

  • оперативно информировать и знакомить покупателей с новинкой;
  • инициировать пробные покупки;
  • ощутимо увеличивать объем продаж конкретной продукции/сервисов;
  • повышать лояльность потребителей к торговой марке и компании;
  • формировать спрос на продукт;
  • переключать внимание с товаров и услуг конкурентных фирм.

Проведение промо-акций

Грамотная организация промо-акций включает в себя комплекс мероприятий, где важна каждая деталь. Одежда промоутеров, степень их коммуникабельности, осведомленность о продукте/услуге – потенциальный покупатель обращает внимание на любые нюансы. Поэтому успешному проведению акции предшествует солидная подготовка:

  • генерируется главная креативная идея;
  • выбирается оптимальный формат промо-акции;
  • разрабатывается подробный сценарий;
  • определяется место проведения;
  • подбираются костюмы;
  • осуществляется подбор персонала (промоутеры, мерчендайзеры, интервьюеры, координаторы);
  • подготавливаются материалы (образцы, полиграфическая продукция);
  • ведется обучение персонала.

Профессиональная организация промо-акций также включает в себя контроль на всех этапах и итоговый отчет.

Потенциал промо-акций

Весомые преимущества таких мероприятий – это персонализированный контакт с покупателем и проведение акции в месте, где принимается окончательное решение о покупке. Для самого потребителя промо-акции особенно привлекательны возможностью получить что-то бесплатно или с ощутимой скидкой.

Из других плюсов стоит отметить:

  • гарантированное повышение объемов продаж в дни промо-акций и в течение некоторого срока после завершения;
  • прямое живое общение с покупателем, которое позволяет больше рассказать о продукте/услуге, продемонстрировать возможности товара;
  • охват целевой аудитории;
  • огромный выбор форматов проведения (например, дегустация, стимулирующие лотереи, флешмобы, сэмплинг);
  • возможность получить обратный контакт (мнение и впечатления покупателя, его пожелания).

Успех промо-акции напрямую зависит от уровня профессионализма в ее организации. В частности, недостаточно просто набрать промоутеров. Это должны быть специалисты, которые умеют заинтересовывать незнакомых людей, грамотно выстраивать общение в индивидуальном ключе, хорошо владеют полезной информацией о товаре, услуге и компании в целом. Также необходимо обдуманно относиться к выбору площадки для мероприятия, соотносить ценность поощрительных призов с затратами на акцию и многие другие нюансы.

Акции, воздействующие на конечного потребителя. Consumer Promotion.

Мы готовы предложить Вам следующие механики реализации проектов:

Агентство «MEDOR» предлагает организацию промо-акций на профессиональном уровне. Мы гарантируем ответственный компетентный подход на всех этапах от А до Я. Вы сможете по максимуму задействовать потенциал BTL-мероприятия, обратившись в нашу компанию.

Клиринговой деятельностью является деятельность по определению взаимных обязательств, возникающих на фондовом рынке между продавцами и покупателями ценных бумаг, и их зачету по поставкам ценных бумаг покупателям и денежных средств продавцам.

На современном биржевом рынке процедура совершения

сделок распадается на ряд самостоятельных этапов:

  • -- поручение брокеру на совершение операции
  • -- заключение биржевой сделки между брокерами
  • -- сверка условий сделки и вычисления взаимных обязательств по поставке ценных бумаг от продавца к покупателю и по расчетам денежных средств;
  • -- исполнение сделки, заключающееся в переводе ценных бумаг покупателю и перечислении денежных средств продавцу, а также уплате комиссионных бирже, брокерам и другим участникам, обеспечивающим биржевую торговлю.

В связи с тем что на последних двух этапах возникает большой информационный массив, обработка которого требует значительных трудозатрат, появились специализированные клиринговые (расчетные) организации. Основными функциями клиринга и расчетов по ценным бумагам являются:

  • -- сбор информации по заключенным сделкам, ее сверка и корректировка при наличии расхождений, подтверждение о совершении сделки;
  • -- учет зарегистрированных сделок и проведение вычислений по ним;
  • -- определение взаимных обязательств по поставкам и расчетам участников биржевой торговли;
  • -- обеспечение поставки ценных бумаг от продавца к покупателю;
  • -- организация денежных расчетов по сделкам;
  • -- обеспечение гарантий по исполнению заключенных сделок.

Процесс клиринга и расчетов проходит несколько последовательных этапов.

Этап 1. Совершение биржевой сделки, которую осуществляют брокеры на основании приказов своих клиентов. Заключение сделки не является клирингом, а служит основой для проведения клиринговых процедур.

Этап 2. Сверка условий сделки, в процессе которой сопоставляются параметры совершенной операции по объему, ценам и другим существенным условиям. Сверка заключается в сопоставлении документов, представленных сторонами, заключившими сделку по купле-продаже ценных бумаг. Если в ходе проверки выявились расхождения, что возможно, когда сделка совершена устно или по телефону, то производятся уточнения и корректировка параметров сделки.

Этап 3. После того как установлено, что все условия сделки между сторонами совпадают, производится регистрация сделки.

Этап 5. Вычисление взаимных требований, которое заключается в определении количества и видов купленных (проданных) ценных бумаг, суммы платежа за ценные бумаги, а также комиссионных вознаграждений бирже, расчетной палате, брокерам и др.

Этап 6. Проведение многостороннего зачета. В течение торговой сессии заключаются сотни и тысячи операций по купле-продаже ценных бумаг. Инвестор, купив акции, может тут же перепродать их, не дожидаясь перерегистрации ценных бумаг на свое имя. Информация по сделкам накапливается и поступает в клиринговую палату, которая производит вычисления и определяет объем требований и обязательств по каждому участнику.

Этап 7. Поставка ценных бумаг продавцам и перечисление денежных средств покупателям для исполнения сделки.

Этап 8. Перечисление денежных средств продавцу за поставленные ценные бумаги.

Этап 9. Подготовка передаточного распоряжения депозитарию или реестродержателю о списании ценных бумаг со счета продавца и зачисление их на счет покупателя.

Этап 10. Получение покупателем выписки из реестра или со счета-депо о принадлежащих ему ценных бумагах.

В процессе функционирования расчетно-клиринговая деятельность прошла два этапа развития. На начальном этапе клиринговая палата берет на себя функции организатора исполнения сделок.

На основе проведенных вычислений определяются требования и обязательства каждого участника. Если требования превышают обязательства, то это означает, что данному участнику должны заплатить. В этом случае говорят, что он находится в длинной позиции. Если же требования меньше обязательств, то предполагается платеж со стороны данного участника, так как он занимает короткую позицию. Если требования равны обязательствам, то считается, что позиция закрыта.

Процесс определения позиций участников торговли называется нейтингом (netting), который осуществляется как во время биржевой сессии, так и после ее завершения.

В зависимости от уровня развития биржевой торговли, количества участников сделок и объема операций встречаются два метода урегулирования позиций. При первом методе попарно определяются участники длинных и коротких позиций, вычисляется сумма обязательств и требований, после чего участники " расчетов, имеющие короткие позиции, переводят средства участникам, занимающим длинные позиции. Такая процедура сводит к минимуму объемы встречных платежей, однако она применима только при небольшом числе участников, состав которых достаточно стабилен.

При втором методе посредником в проведении расчетов выступает клирингово-расчетная палата, которая по каждому участнику определяет занимаемые позиции и выставляет требования к участникам-должникам на перечисление денежных средств клиринговой палате, после чего она переводит средства фирмам-кредиторам. Этот метод применяется при большом числе участников и значительных масштабах операций и более прогрессивен, чем первый метод попарного взаимозачета. Клиринговая палата в этой схеме выступает как организатор расчетов, т. е. она будет перечислять средства кредиторам только после получения средств от должников.

Рассмотренные два метода расчетов не дают гарантий исполнения сделок, так как, если должник не перечислил денежные средства, кредитор их не получит. В этом случае риски по расчетам несут участники биржевой торговли, а клиринговая палата является центром по проведению вычислений, выставлению требований и перечислению поступивших средств кредиторам.

С развитием биржевой торговли клиринговые организации принимают на себя функции гаранта исполнения расчетов. Данная система расчетов получила название новэйшн (novation) и предусматривает, что клиринговая палата обязуется закрыть все длинные позиции вне зависимости от того, получит ли она денежные средства от участников короткой позиции, или нет. Клиринговая палата при этой схеме работы является единым расчетным центром и выступает единым кредитором для всех должников и единым должником для всех кредиторов. Участники, занимающие короткие позиции, производят платежи в пользу клиринговой организации, которая закрывает за счет поступивших средств, а при их недостатке -- за счет собственных ресурсов длинные позиции участников. Для выполнения принятых на себя обязательств по гарантированию проведения расчетов клиринговая палата должна иметь собственные резервы денежных средств. Система «новэйшн» весьма удобна, так как, участники расчетов знают только одну клиринговую организацию, которая для них является должником или кредитором в зависимости от занимаемой ими позиции. Поэтому данная система получила наибольшее распространение в странах с развитым фондовым рынком.

Исполнение сделки включает в себя, с одной стороны, платеж продавцу, с другой -- поставку ценных бумаг покупателю. Время от момента заключения сделки до получения ценных бумаг (денежных средств) называется периодом исполнения сделки или расчетным периодом. Чем короче этот период, тем более эффективно функционирует фондовый рынок.

Совершение сделок с ценными бумагами сопровождается не только их передачей от одного владельца к другому или переучетом прав собственности на них у реестродержателей или в депозитариях, но и противоположно направленной передачей денег за эти ценные бумаг от их покупателя к продавцу. Если речь идет о разовых или немногочисленных сделках, то расчеты по ним производятся обычным путем, как и при сделках купли-продажи других товаров. Однако на рынке ценных бумаг, организованном в форме биржевой торговли или на основе компьютерных систем торговли, число сделок и участников торговли очень велико, что объективно привело к выделению деятельности по расчетам с ценными бумагами в специфическую сферу с образованием присущих ей специализированных на указанных расчетах организациях - расчетно-клиринговых.

Расчетно-клиринговые организации осуществляют расчетно-клиринговую деятельность, которая, в частности, включает:

проведение расчетных операций между членами расчетно-клиринговой организации (а в ряде случаев - и другими участниками фондового рынка);

осуществление зачета взаимных требований между участниками расчетов, или осуществление клиринга;

сбор, сверку и корректировку информации по сделкам, совершенным на рынках, которые обслуживаются данной организацией;

разработку расписания расчетов, т.е. установление строгих сроков, в течение которых денежные средства и соответствующая им информация и документация должны поступать в расчетно-клиринговую организацию;

контроль за перемещением ценных бумаг (или других активов, лежащих в основе биржевых сделок) в результате исполнения контрактов;

Гарантирование исполнения заключенных на бирже контрактов (сделок);

бухгалтерское и документарное оформление произведенных расчетов;

другую деятельность.

В законе «О рынке ценных бумаг» определено, что клиринговая деятельность это деятельность по определению взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним) и их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним.

Организации, осуществляющие клиринг по ценным бумагам, в связи с расчетами по операциям с ценными бумагами принимают к исполнению подготовленные при определении взаимных обязательств бухгалтерские документы на основании их договоров с участниками рынка ценных бумаг, для которых производятся расчеты.

В практике эти организации могут иметь такие названия, как: Расчетная палата, Клиринговая палата, Клиринговый центр, Расчетный центр. В самом общем плане Расчетно-клиринговая организация - это специализированная организация банковского типа, которая осуществляет расчетное обслуживание участников организованного рынка ценных бумаг. Ее главными целями являются:

минимальные издержки по расчетному обслуживанию участников рынка;

сокращение времени расчетов;

снижение до минимального уровня всех видов рисков, которые имеют место при расчетах.

Для снижения рисков неисполнения сделок с ценными бумагами, Расчетно-клиринговая организация обязана формировать специальные фонды. Минимальный размер специальных фондов Расчетно-клиринговых организаций устанавливается Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Расчетно-клиринговая организация обычно существует в тех же юридических формах, что и коммерческие банки, но чаще - в форме акционерного общества закрытого типа, и должна иметь лицензию Центрального банка страны на право обслуживания всех видов расчетных операций на соответствующем рынке ценных бумаг.

Расчетно-клиринговая организация может обслуживать какую-либо одну фондовую биржу или сразу несколько фондовых бирж или рынков ценных бумаг. Последний вариант предпочтительнее, так как обычно профессиональные фондовые посредники работают сразу на многих фондовых биржах и для них удобнее и выгоднее, если расчетное обслуживание всех таких рынков ведется в одном месте.

Расчетно-клиринговые организации могут быть не только национальными, но и международными, а в перспективе - всемирными. Это отражает происхождение процесса интернационализации национальных рынков ценных бумаг.

Расчетно-клиринговая организация - это коммерческая организация, которая должна работать с прибылью. Ее уставный капитал образуется за счет взносов ее членов. Основные источники доходов складываются из:

платы за регистрацию сделок;

доходов от продажи информации;

доходов от обращения денежных средств, находящихся в распоряжении организации;

поступлений от продажи своих технологий расчетов, программного обеспечения;

других доходов.

Расчетно-клиринговые организации занимают центральное место в торговле производными ценными бумагами: фьючерсными контрактами и биржевыми опционами. Без них современный рынок ценных бумаг был бы просто невозможен.

Взаимоотношения между расчетно-клиринговой организацией и ее членами, биржами и другими организациями строятся на основе соответствующих договоров.

Членами расчетно-клиринговой организации обычно являются крупные банки и крупные финансовые компании, а также фондовые и фьючерсные биржи.

Расчетно-клиринговые организации не имеют права проводить кредитные и большинство других активных операций (вкладывать деньги в ценные бумаги и т. д.) в отличие от коммерческих банков.

Часто расчетно-клиринговые организации не ограничивают круг своей деятельности только расчетным обслуживанием, а одновременно выполняют и услуги депозитарного характера.