Ст 145 соотношение зарплат. Теория всего

(в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 175-ФЗ)

1. Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

2. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

Комментарии к статье

1. Как и право хозяйственного ведения, право оперативного управления - это ограниченное вещное право (см. коммент. к ст. 216 ГК). Из его определения, данного законодателем в п. 1 коммент. ст., следует, что правомочия по владению, пользованию и распоряжению переданным в управление имуществом осуществляются хозяйствующим субъектом не только в пределах, установленных законом, как право хозяйственного ведения, но и строго в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Таким образом подчеркивается специальный характер правоспособности организаций, которые в соответствии с законом могут наделяться данным правом. К ним относятся казенные предприятия (см. коммент. к ст. , ГК) и финансируемые собственником учреждения (см. коммент. к ст. 120 ГК). И те и другие призваны обеспечивать выполнение определенных специфических задач, которые, как правило, носят общественно значимый характер, что обусловливает необходимость установления законом более жесткого ограничения свободы волеизъявления организаций, которые наделяются правом оперативного управления. Правомочия по владению и пользованию переданным в управление имуществом осуществляются ими в соответствии с их специальной правоспособностью и с назначением имущества, в той мере, в которой это необходимо для достижения ими целей деятельности, определенных в уставе, и успешного выполнения заданий собственника. Правомочие распоряжения в составе права оперативного управления по сравнению с аналогичным правомочием субъектов права хозяйственного ведения также обладает определенной спецификой (см. коммент. к ст. 297 , 298 ГК).

Объем правомочий названных выше субъектов права оперативного управления в отношении закрепленного за ними имущества существенным образом различается. В связи с этим в рамках института права оперативного управления выделяются два подинститута - право оперативного управления казенных предприятий и право оперативного управления учреждений.

2. Казенные предприятия могут создаваться для достижения определенных в Законе об унитарных предприятиях целей только на основе имущества, относящегося к федеральной собственности, собственности субъектов РФ или муниципальной собственности (до вступления в силу указанного Закона они создавались только на основе федеральной собственности по решению Правительства РФ). Таким образом, в сфере коммерческой деятельности в оперативное управление может передаваться только имущество, относящееся к одному из видов публичной собственности. Что же касается права оперативного управления учреждений, то с учетом отсутствия в законе ограничений на создание подобных организаций на основе не относящегося к публичной собственности имущества (а ст. 7 Закона об общественных объединениях прямо предусматривает возможность создания общественных учреждений) следует сделать вывод, что в оперативное управление учреждений может передаваться не только государственное или муниципальное, но и любое иное имущество.

3. Одним из следствий специальной правоспособности субъектов права оперативного управления (как казенных предприятий, так и учреждений) является установленное в п. 2 коммент. ст. право собственника имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением, изымать из оперативного управления излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распоряжаться им по своему усмотрению. Поскольку Закон не устанавливает критериев оценки собственником характера использования переданного в управление имущества, соответствие закону решения собственника о его изъятии в каждом конкретном случае должно определяться с учетом назначения имущества, особенностей специальной правосубъектности казенного предприятия или учреждения, характера заданий собственника и т. д. Решение собственника об изъятии имущества из оперативного управления может быть оспорено в суде, в том числе и в рамках виндикационного требования, право на предъявление которого организацией, осуществляющей оперативное управление спорным имуществом, закреплено в ст. 305 ГК и подтверждено сложившейся арбитражной практикой (см. п. 6 постановления Пленума ВАС N 8)

4. В соответствии с п. 5 ст. 6 Вводного закона до преобразования или ликвидации индивидуальных (семейных) частных предприятий, предприятий, созданных хозяйственными товариществами и обществами, общественными и религиозными организациями, объединениями, благотворительными фондами, иных предприятий, основанных на праве полного хозяйственного ведения и не находящихся в государственной или муниципальной собственности, к ним применялись нормы ГК об унитарных предприятиях, основанных на праве оперативного управления.

Минимальный размер зарплаты установлен на территории страны федеральным законом - он не может быть меньше величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Это отражено в ст. 133 ТК РФ и комментариях к ней. Подробнее по теме - в материале.

Из статьи вы узнаете:

Статья 133 ТК РФ: содержание

Каждый человек имеет право работать и получать за это вознаграждение, минимальный размер которого регулируется ст. 133 ТК РФ. МРОТ устанавливается на уровне прожиточного минимума, который предусмотрен для трудоспособного населения.

Не пропустите: главный материал месяца от ведущих специалистов Минтруда и Роструда

Как составить Положение об оплате труда + идеальный образец 2018.

Скачайте документы по теме:

Минимальный размер оплаты труда, который устанавливает статья 133 трудового кодекса РФ, обеспечивается:

  • организациями, финансируемыми из бюджета, - за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, также сумм, полученных от предпринимательской и прочей приносящей доход деятельности;
  • предприятиями, финансируемыми из бюджетов субъектов страны;
  • организациями, финансируемыми из местных бюджетов;
  • другими компаниями - за счет собственных средств.

Месячная зарплата сотрудника, полностью отработавшего за период норму времени и выполнившего нормы труда, не может быть ниже минимума. Организации, нарушающие ст. 133 ТК РФ, привлекаются к административной и уголовной ответственности.

Комментарий к ст. 133 ТК РФ

Ст. 133 ТК РФ с комментариями позволит вам понять особенности установления минимальной зарплаты сотрудникам. Так как периодически вносятся поправки, своевременно отслеживайте корректировки, учитывайте судебную практику, чтобы быть в курсе событий.

  1. В соответствии с ФЗ от 20 апреля 2007 года под N 54-ФЗ в ст. 133 трудового кодекса слова «минимальная заработная плата» заменены другой формулировкой - «минимальный размер ».
  1. Согласно ст. 3 ФЗ от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ минимальный размер оплаты применяется для регулирования начислений и определения сумм пособий по временной нетрудоспособности сотрудников.
  1. Минимальный размер сотрудников, который установлен федеральным законом одновременно на всей территории страны, не может зависеть от организационно-правовой формы организации или формы собственности на имущество.
  1. Минимальный сотрудников не должен быть ниже прожиточного минимума, о чем сказано в ст. 133 ТК РФ. Выплаты производятся в порядке и в сроки, определяемые федеральным законом.
  1. Источником обеспечения минимального размера зарплаты в организациях бюджетного сектора экономики служат не только средства бюджета (федерального, субъектного, местного). В качестве источника выступают и прочие средства - внебюджетные, полученные от предпринимательской и другой деятельности.
  1. Источником обеспечения специалистов в организациях небюджетного сектора экономики считаются исключительно собственные средства, о чем сказано в ст. 133 ТК РФ.
  1. В соответствии с ФЗ от 20 апреля 2007 года под N 54-ФЗ предусмотрены гарантии для сотрудника относительно его месячного заработка в размере не менее минимума, если человек отработал норму рабочего времени. Если человек приступил к работе не с начала месяца, прекратил трудовые отношения, имел прогул, был отстранен от работы, исполнял государственные или общественные обязанности и т.д. выплаты начисляются пропорционально отработанным часам.

Второй комментарий к ст. 133 ТК РФ

Ст. 133 ТК РФ претерпела не только редакционные изменения , но и были внесены корректировки в содержание. Редакционные изменения касаются названия статьи. Теперь оно полностью соответствует ст. 7 Конституции Российской Федерации, которая охраняет труд и здоровье граждан, устанавливает гарантированный минимум зарплаты. В первой части статьи размер прожиточного минимума заменили величиной. Новая редакция считается более удачной.

Корректировки в содержании ст. 133 ТК РФ связаны с тем, что законодатель расширил виды финансовых источников, из которых обеспечивается минимальный размер зарплаты в организациях, финансируемых за счет бюджетных средств - федерального, субъектного и местного. Теперь это не только бюджетные, но и внебюджетные средства, а также суммы, полученные от предпринимательской и прочей деятельности.

Условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий, а также руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов государственных корпораций, государственных компаний и хозяйственных обществ, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности, определяются трудовыми договорами в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации).

Условия оплаты труда руководителей иных организаций, их заместителей, главных бухгалтеров и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов организаций устанавливаются по соглашению сторон трудового договора.

Комментарий к статье 145 Трудового Кодекса РФ

1. Оплата труда руководителей федеральных бюджетных учреждений регламентируется Приказами Минздравсоцразвития России от 2 апреля 2008 г. N 158н и от 8 апреля 2008 г. N 167н.

2. Наем (назначение, избрание) руководителя предприятия и заключение с ним трудового договора являются правом собственника имущества и реализуются им непосредственно, а также через уполномоченные органы, которым делегированы права по управлению предприятием. Поскольку на государственных предприятиях собственником имущества является государство в лице его органов управления, Правительство РФ вправе определять требования к трудовым договорам, в том числе и в части оплаты труда, обязательные для выполнения на указанных предприятиях.

3. В п. 3 ст. 13 Федерального закона от 19 июля 1998 г. N 115-ФЗ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)" установлено, что размер оплаты труда генерального директора народного предприятия за отчетный финансовый год не может более чем в 10 раз превышать средний размер оплаты труда одного работника народного предприятия за тот же период.

4. Положение об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий при заключении с ними трудовых договоров (контрактов), утв. Постановлением Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 210, регулирует оплату труда руководителей государственных предприятий при заключении с ними трудовых договоров (контрактов).

Оплата труда руководителей государственных предприятий состоит из должностного оклада и вознаграждения за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Должностные оклады руководителей государственных предприятий устанавливаются в зависимости от величины тарифной ставки 1 разряда рабочего основной профессии, определенной коллективным договором на данном предприятии, исходя из следующих показателей:

Размер должностного оклада в указанных пределах устанавливается с учетом сложности управления предприятием, его технической оснащенности и объемов производства продукции.

Должностной оклад руководителя государственного предприятия повышается одновременно с увеличением тарифных ставок работников данного предприятия путем внесения изменений (дополнений) в трудовой договор (контракт).

Вознаграждение за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия выплачивается за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия за вычетом средств, направленных на потребление. Размер вознаграждения устанавливается по нормативу, определяемому как отношение 12 месячных должностных окладов к сумме указанной прибыли за предшествующий календарный год.

Оплата труда руководителя государственного предприятия (размер должностного оклада, размер отчислений от прибыли на вознаграждение за результаты финансово-хозяйственной деятельности) определяется органом исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях и осуществление полномочий собственника имущества, или уполномоченным им органом, имеющим право заключать трудовой договор (контракт) с руководителем государственного предприятия.

Периодичность выплаты вознаграждения определяется предприятием самостоятельно.

5. О расчете заработной платы директора учреждения см. письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 23 октября 2008 г. N ИК-05-34/8906.

Постановлением главы администрации Нижнего Новгорода от 14 октября 2008 г. N 4745 утв. Порядок исчисления размера средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя муниципального бюджетного учреждения города Нижнего Новгорода.