Повышение резкости. Использование свойства слоя

Тема урока: Общие понятия, как происходит усиление резкости в Adode Photoahop на примере применения фильтра Контурная резкость в фотошопе.

Усиление резкости – это улучшение качества очертания, то есть повышение четкости краев деталей изображения. Когда речь идет о цифровой фотографии, этот эффект достигается путем усиления контраста между смежными пикселями разного цветового тона. Светлые становятся светлее, а темные – темнее.

Это не компенсирует плохую фокусировку при съемке. Сильно размытое изображение редактор не исправит.

Внимание! Не увлекайтесь. Чрезмерное усиление контурной резкости в фотошопе может привести к появлению артефактов, ореолов и излишней детализации. Это хорошо показано в видео внизу страницы.

Знакомство с фильтром Контурная резкость

Будем работать с картинкой в фильтре Контурная резкость. Он в большей степени действует на границы объектов, меньше затрагивая мелкие детали.

Как всегда, первым шагом дублируем слой.

Идем: Фильтр → Усиление резкости → Контурная резкость. Всплывает окно, в котором видим окно просмотра и три шкалы.

Значения параметров

Результата добиваемся перетягиванием ползунков. Если вы знаете, на какую величину необходимо увеличить значение, можно ввести число в окошко. Если сразу нажать Enter, фильтр моментально применится и окно настроек закроется. Поэтому сначала надо установить все настройки.

  1. Эффект – это сила воздействия на изображение, величина резкости. Чем большее значение, тем светлее становятся светлые пиксели и темнее темные.
  2. Радиус отвечает за ширину изменяемых участков вдоль контура. Мы уже говорили, что контурная резкость достигается путем осветления светлых пикселей и затемнения темных, расположенных по границе контрастных оттенков. Чем выше значение радиуса, тем дальше от границы будут затемняться/осветляться пиксели. Чем меньше это значение, тем более четкими будут границы.
  3. Изогелия определяет, какие элементы должны подвергаться действию фильтра. То есть, насколько контрастными должны быть границы, чтобы к ним применился фильтр, и будут ли подвергаться изменениям мелкие детали. Увеличивая изогелию, мы снижаем цифровой шум, который появляется при усилении резкости, а так же исключаем действие фильтра на мелкие детали.

Работа с контурной резкостью

Ползунки Радиус и Изогелия ставим на минимум – переводим до упора влево.

Начинаем потихоньку увеличивать радиус, наблюдая за изменениями. Подбираем такое значение, чтобы изображение стало четким. Если проявились нежелательные мелкие детали, увеличиваем изогелию. Это устранит артефакты.

Последним этапом снижаем эффект, подбирая величину, которая устраивает.

Так как все настройки производятся «на глаз», результат во многом зависит от опыта. Можно только примерно ориентироваться на то, что величина эффекта может быть значительной, а другие два параметра – невысокими. . Мы установили такие параметры:

Закрепляем работу кнопкой ОК или нажатием Enter.

Окно просмотра

Здесь можно наблюдать воздействие фильтра на изображение. Если поставить галочку в чекбоксе Просмотр, то изменения можно наблюдать и на самой картинке в рабочей области редактора.

По умолчанию в окошке стоит масштаб 100%. Его можно увеличить или уменьшить нажатием на значки «+» и «-» соответственно. Изменения происходят шагами по 100%. Увеличивает до 800%, уменьшает до 52%.

Так же действуют способы изменения масштаба, как и при общем инструментом Масштаб:

  1. Зажимаем клавишу Ctrl, курсор принимает вид лупы со знаком «+» . Не отпуская Ctrl, щелкаем по окну просмотра – масштаб увеличится на единицу, равную 100%. Те же действия с зажатой клавишей Alt работают на уменьшение.
  2. С зажатой клавишей Ctrl проведите курсором по диагонали участка, который хотите приблизить, и этот участок увеличится до размеров окна.

Навигация по окну просмотра

Обратите внимание: как только открылось окно настроек контурной резкости, в панели инструментов сразу становится активным инструмент Рука.

Подведите курсор в окно просмотра – он примет вид руки. Зажмите мышкой и двигайте по окошку, чтобы просмотреть детали. При перемещении, пока не отпустите мышку, действия фильтра не отображаются – картинка видна без усиления резкости.

Результат:

В этом уроке по Фотошоп мы рассмотрим разные способы усиления резкости и ситуации, в которых они используются. Давайте приступим.

Почему мы не используем Резкость, Резкость+ и Резкость на краях

В меню Photoshop Усиление резкости вы найдете четыре фильтра, которые я игнорирую: Стабилизация изображения, Резкость, Резкость+ и Резкость на краях. Давайте посмотрим, почему.

Стабилизация изображения является мощным фильтром с очень специфическим назначением: удаление размытия от дрожания камеры. Эту тему можно рассмотреть в отдельном уроке, но он не имеет к резкости никакого отношения. На мой взгляд, однако, чтобы избежать дрожания камеры, лучше использовать подходящую выдержку, а не полагаться на Photoshop.

Стабилизация изображения – это прекрасный фильтр, но он не участвует в процессе усиления резкости.

Фильтр Резкость является базовым для Резкость+ и Резкость на краях. Все эти три устаревших фильтра Adobe не рекомендует использовать. Они применяют к изображению количество резкости, заданное автоматически. У вас нет никакого контроля. Резкость применяет небольшое количество, Резкость+ немного сильнее, а Резкость на краях сосредоточена только на краях, игнорируя остальные участки. Этим фильтрам нет места в хорошем процессе постобработки.

А теперь давайте рассмотрим фильтры, которые следует использовать.

Контурная резкость: быстро и просто

Контурная резкость – это пленочная техника, где размытая копия вычитается из оригинального изображения; это создает «нерезкую маску» краев. Затем маска применяется для увеличения контраста на этих краях.

Вы можете самостоятельно приблизительно имитировать этот эффект в Photoshop:

  • Преобразуйте изображение в черно-белое.
  • Продублируйте исходное изображение.
  • Примените небольшое размытие по Гауссу.
  • Измените режим наложения на Вычитание. Это создаст нерезкую маску на краях.
  • Создайте новый слой и примените Объединить видимые.
  • Измените режим наложения на Экран и отключите слой с нерезкой маской.
  • Исходный файл теперь будет выглядеть более резким (достаточно плохо).

Процесс создания контурной резкости, описанный выше.

В этом уроке я покажу вам механику применения фильтра Контурная резкость в Photoshop; он гораздо лучше справляется с задачей, чем описанная вверху техника. Чем повторять одни и те же шаги, лучше давайте посмотрим, когда именно нужно применять фильтр Контурная резкость.

Контурная резкость – это самый простой управляемый метод усиления резкости ваших изображений. Он не самый лучший, но быстрый и простой в использовании. Для изображений, которым требуется небольшое количество общего усиления резкости, это очень удобный способ.

Я усилил резкость этого изображения для урока с помощью фильтра Контурная резкость.

«Умная» резкость, о которой мы поговорим далее, использует те же общие принципы, что и Контурная резкость. Если нет необходимости использовать дополнительные функции, то фильтр Контурная резкость будет лучшим выбором.

После того, как я усиливаю резкость файла в полном разрешении – обычно с помощью «умной» резкости или техники Цветовой контраст, о которой мы тоже поговорим – я уменьшаю копию файла до нужного мне размера. Затем я использую Контурную резкость, чтобы добавить немного резкости файлу, подготовленному для экспорта. Изображения, которые были уменьшены, например, до веб-размера, утратят небольшое количество резкости. Умеренное применение Контурной резкости является быстрым и приемлемым способом усилить резкость изображения.

« Умная » резкость : лучший универсальный вариант

«Умная» резкость – это лучший фильтр для усиления резкости в Photoshop. Здесь у вас есть полный контроль над тем, как применяется усиление резкости по всему изображению. Лучше всего повышать резкость в средних тонах. И для этого вам нужна «Умная» резкость».

Чтобы применить этот фильтр, создайте новый слой Shift-Command-N и Объединить видимые. Теперь вы работаете на копии исходного изображения и всех правках, которые вы сделали.

Перейдите Фильтр > Усиление резкости > «Умная» резкость… Если дополнительные параметры не видны, щелкните на Тени/Света, чтобы раскрыть их.

Диалоговое окно «Умной» резкости.

Варианты здесь немного другие, поэтому давайте рассмотрим, что они делают:

  • Эффект и Радиус такие же, как в Контурной резкости. Они контролируют силу эффекта и размер деталей, на которые воздействует фильтр.
  • Вместо Изогелия используется Уменьшить шум, чтобы предотвратить появление шумов при чрезмерном усилении резкости. Чем больше процент, тем более избирательно будет применяться усиление резкости. Но слишком высокие значения сделают изображение «пластмассовым».
  • Удалить имеет три варианта: Размытие по Гауссу, Размытие при малой глубине, Размытие в движении. Размытие по Гауссу наиболее подходит в большинстве случаев. Если вы пытаетесь удалить размытие от движения камеры или объекта, то Размытие при малой глубине или Размытие в движении могут подойти.
  • Ослабление эффекта контролирует то, как резкость применяется в тенях и светах. Значение 0% означает, что в них резкость так же усилена, как по всему изображению. Значение 100% говорит о том, что резкость не усилена совсем.
  • Ширина тонового диапазона определяет, какие участки считаются тенями и светами. Малое число означает, что только самые темные и светлые участки изображения будут затронуты.
  • Радиус используется для контроля над смежными пикселями в тенях и светах. Каждый пиксель, который находится в пределах радиуса значения пикселей тени или света, будут также рассматриваться, как тени и света. Это предотвращает чрезмерное усиление резкости небольших цветовых вариаций.

Чтобы использовать «Умную» резкость, начните сверху диалогового окна и спускайтесь вниз. Как и в случае с Контурной резкостью, введите Эффект между 100% и 200%, а затем понемногу увеличивайте радиус до тех пор, пока вас не удовлетворит резкость в средних тонах. На данный момент не затрагивайте участки теней и света.

Если шум не является проблемой полутонов, то установите Уменьшить шум на низкое значение. Я обычно использую 0%. Для большинства изображений оставьте Размытие по Гауссу в строке Удалить.

Посмотрите на участки теней на изображении. Они обычно имеют самые большие проблемы с шумом. Если усиление резкости создает некоторые проблемы, увеличьте Ослабление эффекта, пока они не исчезнут.

В зависимости от изображения, вы можете также использовать Ширину тонового диапазона, чтобы определить, что Photoshop рассматривает как тень. Если у вас проблемы только в самых темных участках, то уменьшите значение. Или же, на мой взгляд, около 50% обычно работает хорошо.

Посмотрите на те участки, где тени граничат со средними тонами и светами. Поиграйте со слайдером Радиус до тех пор, пока переход не будет выглядеть хорошо, а резкость не слишком слабая и не слишком интенсивная.

Наконец, повторите процесс для светов. Нажмите OK, и вы закончили.

Если резкость слишком интенсивна, вы можете снизить непрозрачность слоя. На самом деле это отличный способ вместо того, чтобы потратить время на тонкую настройку каждого слайдера в диалоговом окне, лучше немного переусердствовать с резкостью. Гораздо проще и быстрее уменьшить непрозрачность этого слоя, чем возвращаться обратно в диалоговое окно и исправлять чрезмерное усиление резкости изображения.

На изображение слева резкость была усилена с помощью Контурной резкости, на среднем с помощью « Умной » резкости , а справа разница между ними . Вы можете увидеть разницу в тенях и светах там, где я намеренно не усиливал резкость в деталях.

«Умная» резкость должна быть вашим обычным способом общего повышения резкости изображений. С ним у вас есть полный контроль над тем, как резкость воздействует на тени, средние тона и света.

Цветовой контраст : выборочная резкость

Фильтры Контурная резкость и «Умная» резкость прекрасно подходят для общего усиления резкости, но они более ограничены, когда речь идет об усилении резкости определенных участков изображения, таких как глаза модели. Возможность усилить резкость некоторых деталей, при этом не затрагивая другие, является важной часть креативного усиления резкости.

Я использовал три слоя Цветового контраста, чтобы усилить резкость различных участков этого изображения.

Мой любимый инструмент для таких целей – это Цветовой контраст. Вы найдете его в Фильтр > Другие. Он создает нерезкую маску без ее применения. Это означает, что вы можете точно видеть, на какие края он воздействует, и наложить маску на те участки изображения, к которым хотите ее применить.

Итоги

С помощью фильтров Контурная резкость, «Умная» резкость и Цветовой контраст вы сможете удовлетворить все потребности. Независимо от того, зачем вы хотите усилить резкость изображения, один из этих инструментов подойдет для этих целей. Существуют другие, более продвинутые техники, но, если вы не являетесь ретушером высокого класса, вы не увидите в них никаких преимуществ.

Продолжим разговор о режиме More Accurate (Точнее) . Давайте откроем окно фильтра и выберем старый режим работы. А так же, сделаем активным режим More Accurate (Точнее) . Сделать это можно, как мы уже видели, нажав на пиктограмму с шестеренкой справа вверху. Раскрывается окошко, где нам предлагают проставить галочки "Использовать прежние" и "Точнее" . Вот, давайте их обе и поставим и перейдем в старый режим работы фильтра с включенным режимом "Точнее" , который мы сейчас и будем рассматривать:

Как мы видим, в старом режиме параметр "Уменьшить шум" стал неактивен.

Все, настроили фильтр так, как нужно, можно начинать разбираться с тем, как это все работает. Давайте вспомним картинку полученную со включенным режимом More Accurate (Точнее) :

Что здесь важно? Важно то, что на границе первичного ореола, формируется инверсный вторичный. А при сильном воздействии еще и инверсный вторичному, третичный ореол. То есть, что мы видим? Чередование светлых и темных ореолов. Ничего не напоминает? Вспоминаем итоговую формулу из 8 части:

«x1 + x0 | x2 — x0 | x3 + x0 | x4 — x0… - Восстановленное изображение

В итоге вместо размытого изображения получили исходное изображение, к пикселям которого добавлена неизвестная константа x0 с чередующимся знаком.»

Но мы применили фильтр не к размытому изображению, а к идеально резкому. Сделано это было для того, чтобы наглядно продемонстрировать структуру образующихся ореолов. Давайте для еще большей наглядности применим этот фильтр с разной силой воздействия. И, для сравнения, расположим рядом картинку с размытой границей.

Самый левый сегмент, это гауссово размытие контура с радиусом 20. Дальше идут различные варианты воздействия фильтра. В последнем сегменте, обычный Unsharp Mask (Контурная резкость).

Отчетливо видно, что при увеличении силы воздействия, помимо нарастания интенсивности первичных ореолов нерезкого маскирования, растет и интенсивность вторичных инверсных ореолов сформированных на границе первичных. Как я уже говорил ранее, в режиме форма ореолов специально сделана не с гауссовым распределением яркости. Это сделано для того, чтобы на их границе легче было сформировать вторичные инверсные ореолы.

С помощью пипетки легко убедиться в том, что ширина размытия в первом сегменте картинки точно такая, какой ей и положенно быть при радиусе 20. Ровно 50 пикселей. И ширина ореолов образованных точно такая же. И граница результатов работы точно такая же при максимальном его воздействии в четвертом сегменте. То есть, суммарная ширина ореолов точно такая же, как и при использовании Unsharp Mask (Контурная резкость) с таким же радиусом. А вот форма ореолов абсолютно разная.

Что это нам дает? А то, что применив такой алгоритм формирования ореолов к размытому контуру, можно его восстановить (смотрим формулу выше). То есть, такие чередующиеся ореолы восстановят границу и взаимно погасят друг друга. Но взглянув на картинку выше можно усомниться в этом. И совершенно верно. Потому что, во-первых, мы воздействовали фильтром не на размытую границу, а на идеально резкую. А во-вторых, на таких больших размытиях этот фильтр нормально работать и не будет. В силу достаточно простых алгоритмов заложенных в него.

А вот если мы возьмем реальное размытие, которое дает современная оптика, то картина будет уже совершенно иной. Размытие связки современный объектив-камера лежит где-то в районе гауссовых радиусов 0,3-1,5. За размытие цифрового изображения ответственен не только сам объектив, но и низкочастотный антиалиасный фильтр (Antialiasing Filter). То есть, если разглядывать саму фотографию, реальная ширина размытия будет от 1 до 4 пикселей. И вот на таких узких зонах фильтр уже будет работать нормально, как и задумывался.

Вот давайте теперь и посмотрим, как Smart Sharpen ("Умная" резкость) будет работать на малых размытиях. Возьмем за основу не профессиональную, но приличную зеркалку с не самым резким, но и не самым мыльным объективом. Размытие будет где-то в пределах 0,7-1,0. То есть, реально, 2-3 пикселя. Для тестирования возьмем не реальную фотографию (ибо размытие там, все же, может немного отличаться от гауссова), а такую вот нарисованную картинку:

И размоем ее гауссом с радиусом, скажем, 0,85

А теперь начинаем подбирать радиус и силу воздействия фильтра. При радиусе равном радиусу размытия (0,8) оптимальная сила воздействия составит для данной картинки 350%. Однако, если еще поэкспериментировать, то окажется, что наилучший результат получается с радиусом 0,6 и силой воздействия 400. Разницу можно заметить только при увеличени картинки до 200-400%, но она есть. А почему оптимальным оказался радиус, меньше радиуса размытия? Об этом поговорим позже, когда рассморим как работает новая версия фильтра.

Видим, что размытые контуры почти полностью восстановились. И, что самое главное, совсем отсутствуют ореолы нерезкого маскирования. И никаким из способов нерезкого маскирования такого восстановления получить не удастся. Можете сами попробовать и убедится.

Впрочем, не все так идеально, как хотелось бы. При масштабе 1:1 мы видим почти восстановленную картинку. Но если ее увеличить, станет виден некоторый "звон" из артефактов вокруг контуров:

И все бы ничего, можно было бы не обращать на них внимания, так как при просмотре в полном разрешении этих артефактов совсем не наблюдается, как вы могли видеть выше. Но вся беда в том, что на любой цифровой фотографии присутствует шум. Пусть почти неразличимый, но он есть. И вот эти артефакты вместе с воздействием самого фильтра его как раз и усилят, хотя и не катастрофично. Поэтому, это накладывает определенные ограничения на использование этого фильтра. Либо применять его к изображениям, где отсутствуют крупные однородные области (небо в пейзаже, кожа в лицевом портрете, и т.п.), либо маскировать их, либо предварительно убирать с них шум. Еще одним важным требованием для получения максимально качественного результата при использовании этого фильтра, является точный подбор радиуса и силы воздействия. Именно в паре. И еще одно замечание. Как вы могли заметить, наилучший результат дает не такое же значение радиуса, как радиус размытия, а немного меньшее. Это отмечал и Стефан Марш при описании работы своего экшена по повышению резкости. Думаю, что это, скорее всего, была недоработка разработчиков. Как мы увидим дальше, в новой версии фильтра это устранено.

Несмотря на наличие недостатков, эта старая версия фильтра, как мы увидим дальше, дает самое лучшее восстановление размытых деталей. Поэтому, не стоит ее списывать со счетов и пользоваться только новой версией фильтра. Для некоторых фотографий, этот способ повышения резкости является наилучшим.

Рассмотрим еще работу режима . Главной моей ошибкой в старой редакции статьи было то, что я моделировал смаз на идеально резком контуре и потом пытался применить этот режим для восстановления смазанного контура. Из-за чего и были сделаны неверные выводы.

Так как даже в не смазанной фотографии присутствует некоторое размытие, давайте сначала размоем контур и только потом применим к нему фильтр "Размытие в движении" . Пусть радиус общего размытие буде таким же, как и в предыдущих примерах 0,8. А размытие в движении зададим перпендикулярно контрастной границе со значением 3.

И применим к получившейся картинке фильтр Smart Sharpen ("Умная" резкость) в режиме Motion Blur (Размытие в движении) с включенным режимом More Accurate (Точнее). Наилучший результат получился при силе воздействия 400% и радиусом 2,5.

Слева, имитация смаза на 3 пикселя, а справа попытка фильтра восстановить контур. Видно, что некоторое восстановление произошло. Но в отличии от режима Lens Blur (Размытие при малой глубине резкости) , качество восстановления еще далеко от удовлетворительного. При еще бОльших смазах, качество уже не выдерживает никакой критики.

Теперь, настала пора рассмотреть новую версию фильтра Smart Sharpen ("Умная" резкость) . Честно, не помню уже в какой версии Photoshop она обновилась. Так как со старой версией мы детально разобрались, в новой нам предстоит рассмотреть только новый параметр "Уменьшить шум" и дальнейшее развитие алгоритмов деконволюции.

Интерфейс нового фильтра мы уже видели выше. Чтобы задействовать новую версию фильтра, снимите галочку "Использовать прежние" . После этого параметр "Уменьшить шум" становится доступным.

Вот давайте и начнем с него. В первую очередь нужно отметить, что это не аналог параметра Threshold (Порог) в фильтре Unsharp Mask (Контурная резкость), и ничего общего с ним не имеет. По большому счету, говорить много о нем просто не о чем. По сути, это встроенный в фильтр шумодав, который не влияет на работу самого фильтра. Причем, весьма качественный. Сильные шумы от высоких ISO он не удалит, зато малозаметный шум на равномерных поверхностях, который неизбежно усилился бы при повышении резкости, удалят просто на ура. При этом, практически не затрагивая самых мелких деталей, что крайне важно.

Этот параметр работает независимо. То есть, можно сказать, что он предварительно подготавливает изображение для повышения резкости, удаляя шумы, чтобы избежать их усиления. Давайте взглянем на работу этого параметра на реальном изображении:

Слева, фрагмент оригинала фотографии.

В центре, без повышения резкости, ползунок удаления шумов выставлен на 10%. Как можно видеть, шумы удалены, а самые мелкие детали практически полностью сохранились.

Справа, так же, удалены шумы, плюс повышена резкость.

Таким образом, разработчики избавили от необходимости плясок с бубнами по маскированию, или предварительному выборочному шумоподавлению. За что им отдельное спасибо. После появления этого параметра, я практически забыл, что такое Noise Ninja.

Ну и в завершении, рассмотрим, что поменялось в алгоритмах повышения резкости в новой версии фильтра Smart Sharpen ("Умная" резкость).

Так же, как и в старой версии, наибольшее практическое применение имеет только режим Lens Blur (Размытие при малой глубине резкости) . Теперь галочка режима More Accurate (Точнее) недоступна. Потому что этот режим принудительно включен постоянно. Общий принцип остался тем же самым. За исключением двух моментов. Давайте сравним действие фильтра на резкую границу с одинаковыми параметрами в старой и новой версии. Зададим силу воздействия 500% и радиус 20.

Слева, результат работы старой версии фильтра. Справа, отработала новая версия. Видно, что общая форма ореолов одинаковая. Если промерить пипеткой, то и граница воздействия фильтра тоже одинаковая, 50 пикселей. Но вот распределение яркостей другое. Видно, что первичные ореолы стали уже, а вторичные немного интенсивней. Третичные ореолы в новой версии стали немного менее интенсивны и с более плавным градиентом.

Почему? Да просто потому, что разработчики доработали математику заложенную еще в старой версии. Давайте возьмем уже знакомую картинку с размытием 0,8 и подберем параметры для нее в новой версии фильтра. Здесь, оптимальными оказались 500% силы воздействия при радиусе 0,8.

Если сравнить ее в масштабе 1:1 с той, что была получена с использованием старой версии фильтра, различия едва заметны для глаза. Но они есть. Новая версия отработала чуть мягче. Увидеть различия можно при увеличении.

Кстати, обратите внимание, что здесь оптимальным оказался такой же радиус, который мы использовали для размытия. И это не случайно. На картинке выше, где мы сравнивали старую и новую версии фильтра, видно, что в новой версии первичные ореолы уже. Потому и оптимальный радиус оказался равным не 0,6 как на старой версии, а 0,8. Думаю, разработчики помимо улучшения математики алгоритма, это сделали специально. Так сказать, унифицировали.

Давайте взглянем на увеличенный фрагмент.

Видно, что артефактов практически нет. Хотя параметр удаления шумов стоял сдвинутый в ноль. Контуры слегка сглажены. Эта сглаженность, хоть и едва различимая, но видна и при масштабе 1:1 по сравнению с работой старой версии фильтра.

За счет чего это произошло? Тут у меня только догадки, но я полагаю, что разработчики по умолчанию включили в работу фильтра какое-то фиксированное значение аналога параметра Threshold (Порог) из фильтра Unsharp Mask (Контурная резкость) . С одной стороны, это хорошо. С другой, плохо. Потому что мы не можем никак влиять на его работу. Ни регулировать его, ни вообще отключить. Именно поэтому я и писал выше, что не стоит забывать про старую версию фильтра. Иногда она оказывается более полезной. Как раз из-за отсутствия там аналога Threshold (Порог) . Если бы в последующих версиях программы разработчики включили в фильтр регулируемый параметр Threshold (Порог) , тогда смело можно было бы забыть про старые версии и сказать им спасибо.

Зато теперь, в новой версии фильтра, благодаря подавлению артефактов, можно делать то, о чем я говорил в предыдущих частях. Последовательно поднимать резкость в несколько проходов, так как не образуется ореолов и артефактов при восстановлении контуров. Учитывая компромисс между скоростью работы фильтра и сложностью математического аппарата, более двух проходов пока не стоит делать. В первом проходе не нужно добиваться максимально хорошего результата. Важно добиться некоторого восстановления размытого контура при полном отсутствии ореолов и артефактов. Во втором проходе настройки фильтра, естественно, должны быть уже совершенно другими. Хотя бы потому, что в первом проходе мы уже частично устранили размытие. То есть, радиус размытия стал меньше. Значит и радиус в настройках фильтра нужно уменьшить. И такой двухпроходный метод действительно может выдать более качественный результат.

Всегда ли нужно обрабатывать в два прохода? Конечно же нет. Тут все уже зависит от конкретной фотографии. Ибо не существует единого универсального рецепта. Но если вы обрабатываете фотографию не в рабочем потоке, а индивидуально, так сказать, "вылизываете" ее, то имеет смысл попробовать различные варианты.

Давайте, справедливости ради посмотрим, как работает режим Motion Blur (Размытие в движении) с включенным режимом More Accurate (Точнее) в новой версии фильтра и сравним со старой.

Слева, имитация смаза. В центре, работа фильтра в старом режиме. А справа, то, как отработала новая версия фильтра. Несмотря на то, что результат оказался уже ощутимо лучше, все равно качество восстановления контура еще далеко от идеала. Чего не скажешь о режиме Lens Blur (Размытие при малой глубине резкости) , который восстанавливает контуры без образования ореолов уже очень хорошо.

В заключении, не могу не процитировать уважаемого мной Андрея Журавлева:

Почему я считаю Smart Sharpen трижды бестолковым.

Во-первых. Решение проблемы пробоев — это хорошо, но фильтр по прежнему не обеспечивает раздельного управления темными и светлыми ореолами (не говоря уже про более интересные вещи). А значит нам по прежнему нужен шаманский бубен.

Во-вторых. К этому фильтру (как и ко многим другим инструментам Photoshop) до сих пор нет нормального описания. Соответственно, в головах большинства пользователей нет нормального понимания алгоритма его работы. Как следствие, широко распространившаяся эйфория и приписывание Smart Sharpen возможностей, которых он реально не имеет (см. во-первых).

В-третьих. Общее успокоенность Adobe на тему реальных улучшений инструментов искусственного повышения резкости. А чего суетиться? Новый инструмент сделали! Резкость теперь «умная»! Какие еще претензии?

При всем уважении, не согласен с таким утверждением в корне.

Во-первых, хотя раздельного управления яркостью ореолов нет, как раз "более интересные вещи" в полной мере присутствуют. Этот фильтр даже в старом режиме работы оказался прорывом в области повышения резкости. За счет внедренных в него алгоритмов деконволюции.

Во-вторых, хотя вменяемого описания фильтра действительно нет (с этим трудно поспорить), тем не менее возможности фильтра, зачастую, не только не преувеличины, а скорее сильно недооценены.

Характерным примером "приписывания возможностей" без внятного понимания алгоритмов работы, является экшен Павла Косенко Intelligent Sharpen 2. Сам экшен работает достаточно качественно. Но вот за каким лешим туда приплели Smart Sharpen я не знаю. Видимо, чтобы "приписать возможности". Экшен предназначен для повышения резкости в ресайзах. А на таких малых радиусах размытия изображения (при его уменьшении в 4-5 раз радиус не превышает 1 пикселя) все фильтры работают почти одинаково. Ибо реальная ширина ореола у них у всех равна ровно одному пикселю. Правда, тут следует сделать важную оговорку. Если при включенном режиме More Accurate и максимальной силе воздействия 500% мы увеличим радиус до 0,2 (как в экшене), то начинают уже проявляться вторичные инверсные темные ореолы. Которые добавляют уже не резкость, не перешарп, как утверждает Павел, а просто грязь. Эту грязь, даже несмотря на ослабление воздействия фильтра в светлых областях, при увеличении легко можно увидеть вокруг мелких веток, на приведенной в качестве примера фотографии после повышения в ней резкости этим экшеном. Точно такого же результата (как в экшене), только вдобавок еще и без грязи, можно добиться с использованием Unsharp Mask и Blend If.

Вся мощь и все достоинства фильтра Smart Sharpen в режиме More Accurate проявляются при работе с фотографиями в оригинальном разрешении. Когда зона размытия контуров 2 и более пикселей. То есть, уже можно сформировать деконволюционные ореолы соответствующие зоне размытия.

В-третьих, резкость таки стала действительно "умной". Да, есть еще недочеты, есть, что улучшить, но появившаяся возможность восстановления размытого контура без образования опостылевших всем ореолов, вполне заслуживает называться "умной".

На этом мы закончим детально разбираться с новым фильтром. Впереди у нас остается еще один фильтр входящий в состав Adobe Camera Raw . А потом будем смотреть, как на практике можно применить полученные знания.

Повышение резкости, пожалуй, одна из самых распространённых операций при обработке фото. Применение фильтра контурная резкость – одна из возможностей эту операцию осуществить, чем сегодня и займёмся.

Фильтр контурная резкость скрывается в главном меню программы и добраться до него можно пройдя по пути (Фильтр – Усиление резкости – Контурная резкость) Для того чтобы работа с ним была более наглядной откройте в фотошоп какое-либо изображение резкость которого вы хотите повысить.

Работа с фильтром «Контурная резкость»

Принцип действия этого фильтра основан на нахождении областей со значительными изменениями цвета и тона и повышении контрастав эти областях. Следовательно, во избежание появления нежелательных артефактов не следует злоупотреблять его применением.

Откройте окно фильтра контурная резкость пройдя по пути описанном выше. Давайте рассмотрим его настройки: В верхней части окна фильтра есть небольшое окно просмотра оно применяется для просмотра увеличенных фрагментов изображения для оценки действия инструмента.

Для того чтобы открыть нужный фрагмент изображения в этом окне перенести указатель мыши на изображение, курсор примет вид пустого прямоугольника. Кликнув по интересующему вас участку фото вы поместите его в окно просмотра фильтра. Для увеличения или уменьшения фрагмента используйте кнопки ниже окна просмотра.

Теперь непосредственно перейдём к органам управления контурной резкостью: Управлять фильтром можно как с помочью полей ввода, так и с помощью ползунков, первый из них (Эффект) отвечает за повышение контраста. Следовательно, 100% увеличение в двое 200% в четыре раза по отношению к исходному изображению.

Второй ползунок (Радиус) определяет ширину области, в которой производится улучшение контраста. Величина эта задаётся в-десятых долях пиксела. Для определения радиуса можно использовать простое правило. Нужно разделить разрешение изображения на двести. Разрешение моего фото 350 ppi (пикселов на дюйм) следовательно максимальный радиус для него будет равен 1,75 пикс.

Еще один и последний регулятор фильтра (Изогелия) этот регулятор устанавливает значения минимального различия уровней яркости с которого начинается действие фильтра контурная резкость. Чем меньше значение этого параметра тем менее избирательно действие фильтра. Для своего изображения я установил значение 8.

Вот собственно и все тонкости работы с этим фильтром повышения резкости. Его удобно использовать при подготовке фото к печати, так как при печати краска всегда слегка расплывается поэтому нужно создавать небольшой запас по резкости. Обычно эту операцию проводят уже после того как фото приведено к нужному размеру и разрешению (о том, как это сделать ), и над ним проведены все манипуляции по коррекции.

Однако если вы планируете скорректировать тоновый интервал, но повышение резкости лучше провести до него что бы не потерять детали в светах и тонах.

Значение параметров настройки контурной резкости определяются исходя из конкретного изображения. Для изображений содержащих большое количество деталей требуется значения радиуса можно увеличить, а значения изогелии напротив уменьшить. Для фото людей меньше радиуса и большее изогелии. Для большего повышения резкости можно использовать фильтр несколько раз.

В продолжении разговора про обработку фото поговорим о применении для коррекции тонового интервала

Резкость изображения зависит от разрешающей способности оптики и контурной резкости. То есть, повышая контурную резкость, мы увеличиваем резкость фотографии. Рассмотрим один из способов повышения контурной резкости - фильтр фотошопа “Контурная резкость”.

Фильтр Unsharp Mask / Контурная резкость позволяет управлять процессом усиления резкости. Фильтр не может восстановить резкость на фотографиях со смазом и шевеленкой и не спасет снимки, на которых фокус находится в неправильном месте. Контурная резкость - это прием обработки фотографии, позволяющий добиться эффекта ощущения большей резкости за счет усиления контраста тональных переходов. Контурная резкость усиливает локальный контраст изображения на участках, на которых изначально присутствовали резкие изменения градаций цвета. Благодаря этому изображение визуально воспринимается как более резкое.

Фильтр Unsharp Mask/ Контурная резкость позволяет управлять процессом усиления резкости. Фильтр не может восстановить резкость на фотографиях со смазом и шевеленкой и не спасет снимки, на которых фокус находится в неправильном месте. Контурная резкость - это прием обработки фотографии, позволяющий добиться эффекта ощущения большей резкости за счет усиления контраста тональных переходов. Контурная резкость усиливает локальный контраст изображения на участках, на которых изначально присутствовали резкие изменения градаций цвета. Благодаря этому изображение визуально воспринимается как более резкое.

Заходим в фотошопе в меню в “Фильтры” - "Резкость". Здесь вы найдете несколько фильтров, которые влияют на резкость изображения. Выбираем Контурную резкость.

В диалоговом окне вы видите три ползунка.

Первый - Эффект (Amount) определяет, насколько сильно затемняются или осветляются участки изображения, находящиеся на границах контура. Он отражается в процентах. Значение 100 процентов означает, что разница в тоне на границе более светлого и более тёмного участка усилится в два раза. На размер возникающего светлого или тёмного ореола данный параметр не влияет. Чем выше Amount, тем сильнее проявляется эффект чёткости на изображении.

Радиус (Radius) регулирует ширину ореолов. Радиус влияет на степень размытия копии изображения, на ширину зоны, в которой будет проявляться изменение тона. Меньший радиус используется для подчёркивания мелких деталей. Большие значения радиуса могут привести к повреждению деталей. Если вы посмотрите на яблоко на рисунке, вы увидите темную линию и похожую на рисунок карандашом линию вдоль края.

Порог (Threshold) определяет насколько сильно должны отличаться соседние области, чтобы граница между ними считалась контуром. Если значение очень высокое, резкие области будут выглядеть еще более резкими, а нерезкие - еще более размытыми. Он ограничивает действие фильтра на различные по яркости детали - не даёт проявиться шумам и в то же время сглаживает зернистость. Чем ниже Порог, тем более незаметные (более мелкие) детали затрагиваются инструментом. В некоторых случаях применение этого параметра дает "пластмассовую", неестественную картину.

Галочка Preview (Просмотр) позволяет увидеть изменения на фото в процессе их появления, не нажимая на ОК. Для этого в окне фильтра есть уменьшенный вариант редактируемого изображение. Под картинкой расположены две кнопки со значками минуса и плюса, нажимая которые, можно масштабировать фото и просматривать более детально. Между кнопками указан процент увеличения. Изначально отображение стопроцентное.

Этот фильтр нужно использовать очень осторожно, чтобы достичь наилучшего эффекта. Слишком сильное увеличение резкости может испортить снимок, сделать его неестественным.

Сколько резкости? Какие параметры использовать?

Конечно каждый снимок требует индивидуального подхода. Но есть некоторые рекомендации для тех, кто только начинает работать с фильтром Контурная резкость. Установите "Радиус" в зависимости от разрешения изображения. Если это изображение, предназначенные для публикации в интернете, разрешение изображения будет скорее всего 72 пикселей на дюйм. (или 96ppi). Если изображение предназначено для печати, разрешение должно быть примерно 300ppi.

Если вы планируете обрабатывать изображение и менять его размер, проделайте сначала все операции по обработке и измените размер снимка, а потом поднимайте резкость. Поднятие резкости - последняя операция над снимком.

Для изображения с разрешением 72ppi вы можете использовать параметр радиуса около 0,4 - 0,5 пикселей. Если радиус будет меньше, вы не увидите изменений на снимке. Если больше - появятся ореолы. Для печати изображений, 300ppi, начните с 1 до 1,7 пикселей. Для параметра Radius (Радиус) большое значение имеет и характер фотографии, точнее размер деталей на ней. Чем мельче детали, тем меньше значение параметра. И наоборот, чем крупнее детали, тем больше Радиус.

Ползунок "Порог" должен устанавливаться очень индивидуально, в зависимости от изображения, часто в диапазоне от 0 до 20.

Вот картинка для увеличения резкости. Глубина резкости на снимке маленькая. Мы хотим получить одно яблоко в резкости.

Так как мы хотим опубликовать снимок в интернете, мы выберем радиус 0,4 пикселя. Теперь экспериментируем с ползунком Эффект. Перемещая ползунок вправо, вы в диалоговом окне можете оценить результат. Для начала переместите ползунок к значению 50-60 и постепенно увеличивайте значение, двигая ползунок в право, до тех пор, пока не появятся признаки «перешарпа»: ореолы и излишняя контрастность. Как только вы их заметите, передвиньте ползунок немного назад. Таким образом вы сможете подобрать наилучшее значение для Эффекта. Если вы передвинули ползунок до 500 и нет изменений, нужно поднять значение Радиуса. Если вы хотите распечатать фотографию, можете немного «перешарпить» фотографию. На бумаге она будет смотреться нормально.

Вот настройки, которые мы выбрали для данного снимка. Порог в основном сглаживает шумы, поэтому можно оставить его на нуле или поставить значение 1. Здесь мы выбираем значение 1.

Вот для сравнения, как будут выглядеть параметры и снимок, если его перешарпить:

Нет оптимального варианта настроек для всех фотографий. Наиболее подходящие настройки находятся методом проб и ошибок.