Игра сердца хирурги командообразование. Упражнение «Пересадка сердца

Инструкция для команды исследователей. Только в одном месте в мире растут белые апельсины. Это уникальный фрукт, обладающий набором волшебных свойств. Вы – команда исследователей, которая создает препарат, способный продлить жизнь человека в три раза. Вы узнаете, что мякоть белых апельсинов содержит вещества, из которых можно создать этот препарат. Вы узнаете, где они растут, получаете деньги от своего института в размере 50 млн. долларов и едете за партией урожая. Приехав, вы узнаете от местных жителей, что к плантатору, владельцу рощи белых апельсинов отправилась банда торговцев оружием, которые собираются закупить урожай белых апельсинов для производства нового вида взрывчатки . Ваша задача – уговорить плантатора продать апельсины именно вам.

Инструкция для команды наркодльцов. Вы – команда наркодельцов, выдающих себя за врачей, создающих вакцину от птичьего гриппа. Вам необходимо произвести дорогой и сильнодействующий наркотик из кожуры белых апельсинов. В вашем распоряжении – 150 млн. долларов. Ваша задача – уговорить плантатора продать апельсины именно вам.

Инструкция для команды торговцев оружием. Вы – команда торговцев оружием, выдающих себя за исследователей, которые создают препарат, способный продлить жизнь человека в три раза. Вам необходимо произвести дорогое и эффективное средство для улучшения работы оружия из мякоти белых апельсинов. В вашем распоряжении – 60 млн. долларов. Ваша задача – уговорить плантатора продать апельсины именно вам.

Инструкция для команды псевдоплантаторов. Вы – команда псевдоплантаторов, которые хотят произвести незаконную сделку по продаже белых апельсинов, используя поддельные документы. Назначенная вами цена за урожай – 200 млн. долларов. В процессе торгов вы можете снижать цену в диапазоне от 200 до 150 млн. долларов. Ваша цель – продать несуществующий товар более высокой цене.

Отметим, что данный тренинг считается завершенным, если состоялась сделка по купле-продаже белых апельсинов. Сделка считается состоявшейся, если команды подпишут импровизированный коллективный договор (таблица 1) и скрепят факт подписания договора дружеским рукопожатием. При этом победителями считаются те группы, которые достигли поставленной перед ними цели. Еще раз перечислим цели команд и акцентируем внимание на некоторых особенностях.

Цель команды «Плантаторы» – продать весь товар по как можно более высокой цене на полезные и добросовестные нужды. Для этого команде плантаторов необходимо вычислить псевдоврачей и/или псевдоисследователей, продав свой урожай настоящим врачам и исследователям на добросовестные цели. Иногда целесообразно намекнуть об этом команде «Плантаторов», однако, не стоит говорить, что есть недобросовестные команды. Пусть они догадаются до этого самостоятельно. Отметим, что плантаторам необходимо реализовать всю партию, группе врачей или исследователей или каждой группе по частям.

Важно, чтобы группы врачей и исследователей догадались, что им необходимы разные части белого апельсина (врачам – кожура, исследователям – мякоть). Однако акцентировать на этом внимание ведущему тренинга заранее не стоит. Интереснее, если команды самостоятельно догадываются до этого и найдут пути выхода из сложившейся проблемы. При этом, если к завершению 3–4 раунда ведущий понимает, что команды не догадались о данном нюансе, то есть необходимость поочередно вызвать членов команд для разъяснения особенностей.

Цель команды «Врачи» и «Исследователи» приобрести партию апельсинов у плантаторов по стоимости не выше имеющейся в их распоряжении суммы.

Командам «Наркодельцы» и «Торговцы оружием» также необходимо приобрести партию апельсинов у плантаторов по стоимости не выше имеющейся в их распоряжении суммы. Однако, ко всему прочему, им необходимо выдавать себя за реальных врачей или исследователей и доказать свою правдивость.

При этом три и более команды не могут поделить партию между собой, т. к. каждой команде нужна кожура или мякоть от целой партии.

Команде «Псевдоплантаторов» необходимо продать несуществующий товар как можно по более высокой цене. При этом интерес вызывает тот факт, что псевдоплантаторы, в отличие от реальных плантаторов, могут продать свой несуществующий товар любой из групп, вне зависимости от направления их деятельности и добросовестности или не добросовестности их цели.

Отметим, что данный тренинг можно проводить неоднократно в одной и той же группе, поскольку даже у студентов, знакомых с особенностями тренинга, вызывает интерес участие в других ролях и разоблачение псевдогрупп.

Таблица 1

Договор

Команда/ы

Итого:

Общение работает для тех, кто работает на него.
Джон Пауэлл

ТРЕНИНГ «ДОНОРСКОЕ СЕРДЦЕ»

Автокатастрофа" href="/text/category/avtokatastrofa/" rel="bookmark">автомобильной катастрофе .

10. Женщина, 32 года, врач-кардиолог, на ее счету сотни успешно проведенных операций на сердце.

11. Мужчина 35 лет, отец троих детей в возрасте трех, пяти и семи лет. Воспитывает детей один.

12. Девочка 12 лет, выдающаяся пианистка.

13. Женщина-врач 33 лет, под ее руководством разрабатывается эффективное лекарство против рака крови.

14. Олимпийский чемпион по бегу, 25 лет.

16. Священник, 45 лет, известный проповедник, пользующийся заслуженным уважением в стране.

Следите, чтобы сохранялась подобная нумерация (не с первого пункта), т. к. впоследствии это будет иметь решающее значение.

После того как участники узнали условия тренинга, получили раздаточный материал и сделали выбор пациента на донорское сердце, каждая команда озвучивает свое решение и кратко его характеризует.

Как правило, команды выбирают разные варианты решения.

После чего наступает второй этап тренинга. Ведущий объявляет, что группам необходимо принять одно общее решение.

Как показал опыт, участники тренинга ведут себя по-разному: некоторые соглашаются на усредненный вариант решения проблемы (выбирают вариант, который не выбрала ни одна из команд), другие спорят, доказывая правоту лишь своего выбора, третьи соглашаются с выбором другой команды и т. д.

Истина находится в тот момент, когда кто-то из участников обращает внимание на нумерацию списка претендентов на донорское сердце и понимает, что врачи - беспрестанные специалисты своего дела, которые руководствуются не эмоциями, а сухими данными. В данном случае, списочным составом претендентов на донорское сердце, которые претендуют на него в порядке очередности.

Студенты не обязаны «докопаться» до истины. Единственно верный ответ в решение данной проблемы необходим, прежде всего, для того, чтобы после проведения тренинга у участников не осталось негативного отношения друг к другу и данное игровое взаимодействие не переросло в конфликт.
ТРЕНИНГ «СПАСЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА»


Данный тренинг немного напоминает предыдущий, однако имеет определенную специфику.

Суть тренинга заключается в следующем: необходимо спасти после атомной катастрофы трех человек из восьми претендентов.

Тренинг состоит из двух и более раундов. Тренер самостоятельно решает, какое количество раундов будет в тренинге и сколько по времени будет длиться каждый раунд.

Участникам выдается список претендентов на выбор:

1. Женщина 45 лет, мать троих детей, которая недавно похоронила мужа.

2. Женщина, 36 лет, врач-кардиолог, на ее счету сотни успешно проведенных операций на сердце.

3. Бизнесмен 35 лет, отец троих детей в возрасте трех, пяти и семи лет. Воспитывает детей один.

4. Девочка 12 лет, выдающаяся скрипачка.

5. Женщина-врач 33 лет, под ее руководством разрабатывается эффективное лекарство против рака крови.

6. Олимпийский чемпион по бегу, 25 лет.

7. 16-летняя беременная девушка, сирота.

8. Священник, 45 лет, известный проповедник, пользующийся заслуженным уважением в стране.

Второй раунд начинается с того, что участники узнают дополнительную информацию о пациентах, например:

1. Женщина 45 лет, мать троих детей, которая недавно похоронила мужа, погибшего от передозировки наркотических веществ. Женщина сама регулярно употребляет наркотики, имеет судимость, однако любит своих детей.

2. Женщина, 36 лет, врач-кардиолог, на ее счету сотни успешно проведенных операций на сердце. Врач имеет группу учеников и сотрудников, которые владеют уникальной технологией проведения операций по разработанной ей системе.

3. Бизнесмен 35 лет, отец троих детей в возрасте трех, пяти и семи лет. Воспитывает детей один. Мужчина разведен и не допускает мать детей к общению с ними. Занимается незаконной предпринимательской деятельностью , однако дети полностью обеспечены всем необходимым, хорошо питаются, часто выезжают отдыхать в другие страны и т. д.

4. Девочка 12 лет, выдающаяся скрипачка. Ее мать – женщина 45 лет, год назад похоронила свою старшую дочь. Мать девочки не работает, т. к. является инвалидом II группы. Благодаря своим выдающимся способностям девочка обеспечивает свою семью (себя, маму и бабушку) самостоятельно, благодаря заработанным на концертах деньгам.

психологические упражнения для тренингов

Ролевая игра «Распределение сердец»

Время проведения игры : 2-3 часа.

Цель : Развитие способностей выхода из конфликтной ситуации на основе корректного разрешения конфликта, а также иллюстрация представленных стратегий.

Инструкция : Представим себе больницу, которая специализируется на пересадке донорских сердец. Неожиданно в больницу поступает донорское сердце. На очереди находятся четыре человека: пожилой профессор, занимающийся разработкой вакцины против рака, работа которого близка к завершению; 16-летняя беременная девушка, сирота, у нее больное сердце; молодая, симпатичная женщина, которая пользуется исключительной любовью со стороны сотрудников, врач той же больницы, в которой ведут операции по пересадке донорского сердца; учительница, мать двоих детей, муж недавно погиб в автомобильной катастрофе.

У всех ситуация критическая, Каждому из них осталось жить один месяц. Проблема кому отдать единственное донорское сердце.

Этапы игры :

Деление группы на 4 команды.

Каждая группа выбирает одного из пациентов для дальнейшей защиты.

Подготовка в группах одного представителя для ведения переговоров с представителями из других групп для принятия общего решения.

Обсуждение итогов игры :

  • какие стратегии поведения были использованы представителями в ходе переговоров?
  • каким способом были реализованы те или иные стратегии представителями?
  • какие основные психологические механизмы вы увидели при реализации соперничества, сотрудничества, уклонения, приспособления и компромисса?
12.11.2008
Рябинка
проводили внутри команды игротехников чисто для себя.. не очень понравилось, ситуации жестокие и настроение в коллективе после игры не сильно хорошее было(
12.11.2008
Рост
Блин, даже мня передернуло...

Посмотрел тут намедни фильм "Я робот"... В нем есть один интересный момент, по поводу "кого спасать" (с точки зрения робота... точнее, исходя из алгоритма работы его операционной системы).

Пересмотрите, прикольно...

Ну, а если по делу - думаю, в такой интерпритации ошибка закрадывается уже на первоначальном этапе разрешения вопроса, а именно - разбиться на 4 группы и "тянуть одеяло на себя за 4 угла".
Кроме обострения конфликта в группе это больше ни к чему не приведет.

Думаю, что тут необходимо групповое обсуждение и "равномерное" распределение ответственности за 3 неспасенные жизни между всеми участниками...
Только такой подход может объединить группу... и наделить каждого из участников ответственностью за происходящее.
Естественно, необходима очень тонкая работа тренера - психолога для того, чтобы побороть не только конфликт в группе, но и внутренние конфликты и противоречия в каждом из участников...

Это ужасно..
Не злоупотребляйте играми с человеческими жизнями...
И прочитайте "the Secret", ибо черевато... ИМХО


23.01.2009
Герда
Проводили на тренинге.
Вся группа замкнулась в себе, пришлось долго перестраиваться. Решения-то у этой задачи все равно - ни одного приемлемого.

25.06.2009
Оксана
Решения, действительно, ни одного верного. Так в том-то и суть! А то, как удержать эмоции в конструктивном русле - это и есть профессионализм тренера. На самом деле очень действенное упражнение. Дает очень много информации о самом себе в первую очередь и возможности для коррекции своих стратегий. А тренер должен очень чутко следить за динамикой. Тонкий момент, конечно, есть - отношения со смертью у всех очень острые. А с ощущением себя убийцей особенно. Тут надо удержать группу от ощущения "кого-то все равно убью". Но это реально. И знаю эту игру и с точки зрения участника, и с точки зрения тренера. Еще мощнее "Воздушный шар" и "Подводная лодка", где "умирает" не абстрактный мужчина из условия задачки, а реальный участник группы. Вот тут чувство вины так чувство вины! И есть с чем работать! Такой материал для терапевта и участника группы и такой выход в терапевтическую динамику!!! Но это, конечно, не бизнес-тренинг. А чтобы люди не уходили разрушенными или опустошенными, нужно обязательно сделать репарационное упражнение.
18.10.2009
Екатерина
Оксана, не могли бы вы обьяснить правила игр "Воздушный шар" и "Подводная лодка"??
18.10.2009
тучка
Екатерина, в деловых играх есть игра "Воздушный шар"
06.11.2009
Елена
однозначно групповая работа. нельзя делиться в подгруппы.
15.07.2010
Маруся
Знаю это упражнение с точки зрения участника в группе, к тому же упражнение было замыкающим в тренинге...Ощущения после этого не самые приятные остаются, хотя тренер с нами работал очень сильный. Динамика...только успевай!!! не стала бы экспериментировать в своей проф.д-ти, надо быть по-настоящему готовым такое упражнение провести, а потом еще и проанализировать...
10.11.2010
Катрина
мой опыт показывает, что в этой игре необходимо ввести "смягчающий фактор", например, сказав после завершения обсуждения, что всем этим людям был поставлен ошибочный диагноз и они не нуждаются в донорских сердцах
10.01.2011
Лера
вообще у нас в лагере тренинг такой же, но интереснее был.
там было шесть человек, которым нужна пересадка: герой афганской войны, священник, врач почти доработавший вакцину от спида, отец-одиночка двоих детей, талантливая девочка-скрипачка, 12 лет.
каждому осталось жить один час, и если все участники не примут за час единогласное решение, сердце не достанется никому.

У нас были конфликты и довольно яростные обсуждения.
в итоге все проголосовали за врача, хотя все были за свою кандидатуру.
было довольно тяжело, нам всего лишь 13 лет.
но ощущения у меня шикарные, это так хорошо, послушать мнения и самому высказаться.


13.01.2011
Екатерина
Про смягчающий фактор полностью согласна. Надо людей вывести из роли. Может даже релаксацию здесь
22.02.2011
Максим
Бросьте глупости говорить, все понимают, что речь не о реальных жизнях, а о приоритетах, критериях и процессе принятия решения. Играл тыщу раз. Отлично
02.03.2011
Ютка
Правильное решение есть: сердце отдают тому, кто первый стоит в списке на очередь))
12.03.2011
Роман
а мы брали вообще других кандидатов и указывали возраст:
42 года мать одиночка 2 ребенка, 6 и 9 лет
4 года девочка с синдромом дауна
32 года спортсмен, олимпийский чемпион. пострадал в автокатастрофе
19 лет беременная проститутка
28 лет молодой врач делающий большие успехи в создании вакцины от спида, гей.
56 лет ветеран войны. герой РФ
22 года китаец, был ранен в драке
24 года монах
18 парень подросток. наркоман.
обсуждают решения все вместе под атмосферную музыку. 40-50 минут.
за 20 минут до конца в больницу поступает неизвестный которому тоже требуется пересадка. о нем ничего не известно. но за 10 минут до конца вы говорите что если ему не сделать пересадку в течении 3 минут то он умрет.

У нас в этой я убеждал людей спасать проститутку. нормально аргументировал так что согласны были все) но выбор правильный только тот что они выбрали единогласно. а для атмосферности нужно вначале и в конце говорить итак кто-же те люди которых вы обрекли на смерть)


12.03.2011
Роман
мне на самом деле игра очень понравилась. и выбор я делал на основе того что я был в роли врача. с этими персонажами люди логически отсеивают не подходящих на донорство и чаще всего спорят между проституткой и ученым) типо спасти 2 жизни или 1? но ответом что врач спасет тысячи) есть один аргумент после которого все выбирают проститутку) но не все до него додумываются) настроение у всех было хорошее после игры) черт. мы маньяки.
09.12.2011
Мишка
Да, врач-гей вряд ли женится и народит детей. А вот проститутка - другое дело
29.03.2012
Дарья
На мой взгляд, здесь самое важное - вывод, к которому должен подвести в конце группу тренер: фокус на результате - один человек должен получить сердце. самое главное - сделать выбор за ограниченное время, ведь если люди продолжают спорить и время истекает, сердце не достается никому. Кто нам дал право судить, кто достоин жить, а кто нет? Тренер спрашивает в конце: какова была ваша цель? Спасти жить человеку или отстоять свое мнение? Оптимальный вариант - просто бросить жребий. Когда я проходила такой тренинг, нам давали всего 8 минут. Редко когда группы успевают за это время выбрать человека, все начинают спорить.
18.04.2012
Есть очень хорошая " щадящая игра" " Бумеранг".
16.10.2012
Тата
Мы играли в это по условиям, которые написал Роман. У этой задачки есть правильный ответ. Сердце надо отдеть тому, кому оно подходит по биологической совместимости и исходя из здравого смысла, например если донорское сердце взрослого человека его нельзя пересадить ребёнку, оно сдавит остальные органы грудной клетки и пациент погибнет. Эта игра направлена на освобождение от стереотипов и "вычеркивания из жизни" людей с зависимостями и неизлечимыми заболеваниями.
27.10.2012
Гексли
Есть правильный ответ. Пересадить тому, кто поступил первый...
13.11.2012
Евгения
вообще там должен был быть очередник в списке. тоько его обычно не ктоне замечает.
07.06.2014
Второй Гексли
Нам тоже давали этот тест на первом курсе психологии. Сказали, что правильным ответом являлся китаец, ибо отказ от пересадки сердца иностранцу грозит межнациональным конфликтом. То есть, действовать надо было в интересах государства. А гей у нас был тактично заменен на гомосексуалиста, и в итоге оказался женщиной, хотя у всех сработало, что гей - это мужчина. А когда прояснили, что пол корректно не указан, и это может быть женщина, то потом всем отчего-то захотелось за нее тоже проголосовать. Дети и пожилые люди сразу выбили, чисто по медицинским соображениям - возраст и состояние органов не предрасполагало к пересадке.
03.02.2015
Первый
Игра - супер!
1. Показывает - сплоченный коллектив или нет! Если да, то могут договориться и принять решения, стадо баронов тянут одеяло в свою сторону и не приходят к решению - то есть и в реальной ситуации не смогут принять решение в своей работе. С таким коллективом нужно что-то делать...
2. Как проявляется лидер? Как организует работу? Если играете со своими подчиненными знаете к кому как относиться.
3. Отражает мотив принятого решения: эмоциональный (например спасают мать одиночку) или математический (Спасают профессора т.к. его вакцина спасет многих) или логический...

06.03.2017
Игра ужасная! Просто отвратительная! Только безумный психолог мог такое придумать) Надо позитивно разгружать людей и сплачивать коллектив, чтобы через психологические тесты и игры сотрудники могли увидеть и расскрыть хорошие качества своего коллеги! А здесь сплошной геморой и головная боль после игры, оставляющий нехороший осадок в душе, даже если и цель игры выявить сплочённость коллектива)
Ненавижу психологов, в сотый раз убеждаюсь в этом, уж простите но как то так)

28.09.2017
Елена
Я сама психолог, помню когда играла в игру мне было 19 лет, всем доказывала, что нельзя делать выбор, все люди равны и тому подобное, что нужно отдать тому, кто раньше подал заявку на сердце. Психолог-ведущий говорила, что подали одновременно, никаких долей секунды не учитывается и т.п. К сожалению я не убедила до конца, возможно потому что меня не поддержал ведущий игры. Команда дала свой ответ, пронумеровав всех 10 претендентов на сердце, я осталась при своем мнении (ощущение было неприятное, мол выпендрилась), в результате ведущий сказала, что правильного ответа нет, упражнение показывает групповую динамику и все.
28.09.2017
Елена
Добавлю к своему комментарию: считаю, что опытный ведущий не должен вмешиваться в ход дискуссии группы, развивать не только динамику, но и нравственные позиции молодого поколения.
03.05.2018
Денис
Вообще в игре, а точнее в инструкции заложен ответ! В очереди стояли...! Игру заканчивает ведущий словами: по принципу справедливости сердце получить должен тот, кто первый в очереди!

Право существует в обществе, состоящем из различных слоев, групп, интересы которых неодинаковы, а порой и противоречивы. Правовые нормы поддерживают общественные интересы. Право необходимо человеку не только тогда, когда возникает юридический конфликт, оно важно для созидательной, творческой деятельности, защиты личности его здоровья. В ходе деловой игры "ТРАНСПЛАНТАЦИЯ СЕРДЦА" учащиеся решают задачу реализации естественного права - права на жизнь. Игра проводится при изучении темы "Естественное и позитивное право", вызывает у старшеклассников всегда живой интерес и дискуссию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК – ПРАКТИКУМ ПО КУРСУ ПОЛИТИКА И ПРАВО 11 класс

Тема урока : РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА

Форма урока : Деловая игра (интерактивный метод)

Цели: 1.Закрепление понятия «естественное» и «позитивное» право;

2. Умение применить нормативно – правовую основу для доказательства своего мнения, отводя на 2-й план эмоциональные и психологические аспекты.

3. Развитие коммуникативных компетенций учащихся.

Оборудование урока : Карта – задание, карта – выдержка из Конституции РФ (глава II «Права и свободы человека и гражданина», статьи 17-20, 38,41,45,55,60,64), Критерии для выбора пациента для пересадки сердца

2. «Право» (основы правовой культуры) Певцова Е.А. «Русское слово – РС », 2006 – 176с.

Ход урока

Мотивация темы учителем:

Девизом нашего сегодняшнего урока может стать латинское выражение: «Наивысшее право нередко является наивысшей несправедливостью».

Вспомним, что такое право.

ПРАВО – это система общеобязательных правил поведения, которые выражены в источниках, установлены или санкционированы государством, охраняются им, их нарушение порождает юридическую ответственность.

На протяжении многих веков право понимали по – разному. Еще мыслители Античности (Сократ, Аристотель и другие) и Средневековья (Аквинский) придерживались мнения, что существует и естественное и позитивное право. Окончательно данная теория сложилась в XVIII веке, ее поддержали Руссо, Монтескьё, а в России – Соловьев, Радищев и другие мыслители.

право

Позитивное право

Естественное право

На доске - схема, в которой надо поставить 2 вида прав и дать им определение.

Естественное право – совокупность ценностей и идеалов, которые не могут быть отняты у людей в силу того, что подарены природой.

Позитивное (объективное) право – это система юридических норм, установленных государством и выраженных в форме законов и подзаконных актов.

Право существует в обществе, состоящем из различных слоев, групп, интересы которых неодинаковы, а порой и противоречивы. Правовые нормы поддерживают общественные интересы. В них обозначены ценности, к достижению которых стремятся люди. Право обеспечивает порядок в общественных отношениях. В последнее время на первое место выдвигаются такие факторы, как достоинство человека, безопасность государства и личности. Право необходимо человеку не только тогда, когда возникает юридический конфликт, оно важно для созидательной, творческой деятельности, защиты его здоровья.

Вот и сегодня мы будем участниками будничного решения проблемы, которая связана с жизнью человека и его здоровьем.

Вы станете участниками деловой игры.

Суть игры: Вы знаменитые врачи – кардиохирурги, работающие в Центре по пересадке сердца. В настоящее время в клинике находятся несколько пациентов в состоянии средней тяжести - это означает, что они могут ждать пересадки еще две – три недели. Но есть только одно донорское сердце, которое пригодно для пересадки каждому из пациентов. Вы – врачи должны решить, кому будет проводиться следующая операция, формулируя по предложенному алгоритму критерия свой выбор.

Учитель: информирует по задачам, ходу и результатам игры,

распределяет пациентов в порядке предложенного списка. Учащиеся должны, по условиям игры, доказать, что именно их пациент достоин на первоочередную операцию. (10 минут)

Учащиеся работают с пакетом документов: 1. карта – задание «Трансплантация сердца»; (Приложение №1)

2. Конституция РФ (выдержки) (Приложение №2);

3.Карта « Критерии выбора пациента для пересадки сердца» (Приложение №3).

Работа в паре (или мини группе): «врачи» должны обсудить между собой и позже – озвучить свое мнение.

Выслушиваются на «заседании медконсилиума» доводы всех групп. Комиссия экспертов заполняет рейтинговую таблицу по ходу консилиума и решает, кто из докторов был более убедителен и отстоял право своего пациента на первенство операции, кто из пациентов будет оперирован.

Идет обсуждение. Учитель не влияет на обсуждение, не вмешивается в разговор, только фиксирует для себя, о чем надо будет поговорить позже с учащимися, на какие проблемы обратить внимание, отметить позитивные и негативные моменты, проявившиеся в ходе игры. Учитель следит за эмоциональным фоном игры. (20 минут)

Итог урока.

Правильность решения: пациент под №1 живого списка поступления в Центр по пересадке сердца имеет право на операцию.(Конституция РФ, ст. 20)

Приложение№1

ИГРА « ТРАНСПЛАНТАЦИЯ СЕРДЦА»

Вы - знаменитые врачи – кардиохирурги, работающие в Центре по пересадке сердца. В настоящее время в клинике находятся несколько пациентов в состоянии средней тяжести - это означает, что они могут ждать пересадки еще две – три недели. Но есть только одно донорское сердце, которое пригодно для пересадки каждому из пациентов. Вы – врачи должны решить, кому будет проводиться следующая операция и сформулировать критерий, по которому сделали свой выбор.

Список пациентов, поступивших в Центр по пересадке сердца

  1. Девочка, 10 лет. Умственно отсталая. Страдает ДЦП.
  2. Мужчина, 29 лет. Бизнесмен. Попал в катастрофу, в состоянии алкогольного опьянения. Может оказать клинике финансовую помощь.
  3. Женщина, 62 года. Мать шестерых детей.
  4. Мужчина, 33 лет. Руководитель религиозной секты.
  5. Женщина, 20 лет. Студентка. Неоднократно пыталась покончить жизнь самоубийством.
  6. Мужчина, 42 года. Югослав. Строительный рабочий. Получил травму во время работы в России.
  7. Женщина, 49 лет. Врач – онколог, разрабатывает новые средства лечения раковых опухолей.
  8. Мужчина, 37 лет. Заместитель министра финансов, еврей. Отец двоих детей.
  9. Женщина, 22 года. Спортсменка, золотая медалистка, член олимпийской сборной.
  10. Мужчина 31год. Милиционер, ранен во время задержания особо опасного преступника. Отец. Беременная жена.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ВЫДЕРЖКИ )

ГЛАВА 2. СВОБОДЫ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Статья 17

1.В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права в соответствии с настоящей Конституцией. 2.Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. 3.Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья 18

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статья 19

1.Все равны перед законом и судом.

пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного 2.Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностногоположения, места жительства и отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также другим обстоятельствам. Запрещается любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3.Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и возможности для их реализации.

Статья 20

1.Каждый имеет право на жизнь.

2.Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассматривание его дела с участием присяжных заседателей.

Статья 38.

1.Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2.Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

3.Трудоспособные дети, достигшие18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Статья 41

1.Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно - эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Статья 45

1.Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

2.Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Статья 55

1.Перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав, и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статья 60

1.Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

КАРТА « КРИТЕРИИ ВЫБОРА ПАЦИЕНТА ДЛЯ ОПЕРАЦИИ»


В общем, смысл был такой.

Вам рассказывают примерно про десятерых людей, а в конце говорят, что Вы хирург, а всем людям, про которых Вам рассказали - нужна операция по пересадке сердца. Загвоздка в том, что сердце всего одно, и выживет только один человек.

И вот так группа людей должна была договориться, каждый привести свои доводы, и в общем спасти только одно человека.

Идея состоит в том, чтобы люди научились идти на компромисс и т.д. По сути, кого не выбери в качестве спасенного, разницы нет.

Пример игры.

Итак, на Ваше внимание предлагаются люди, а точней их фотографии. Они являются довольно стереотипными. Ваша задача, посмотреть на них, и высказать свою точку зрения, кому из них стоит отдать сердце (все остальные - умирают). Сердце только одно! Обратите внимание на фотографии.

Необходимо высказать достойные аргументы. Решайте вместе - кого спасать! И помните, что иметь мнение, и постесняться его высказать - признак слабого человека

После того как все досмотрели до конца, усложняем задачу. И это будет второй вопрос. У вас есть много сердец, но одному не хватит...Кому?

Итак два ответа. Кто один выживет , и кто один не выживет .

Эта активность требует высокого профессионализма со стороны ведущего. Следует учесть, что выполнение задания может вызвать сильные чувства участников. Уделите много внимания обсуждению.

1. Разбейтесь на группы по пять человек.

2. Вам предстоит серьезная жизненно важная задача. Вы – хирурги, прекрасно владеющие техникой пересадки сердца. На операционных столах перед вами лежат пять человек – все они нуждаются в операции. Но вы имеете только одно донорское сердце. Группой вы должны прийти к одному решению: кому жить из ваших пациентов. Когда время истечет, один человек от каждой группы расскажет, кого из пациентов вы выбрали, а тех, кого вы не выберете, расположите в приоритетном порядке. Если во время операции поступит еще одно донорское сердце, кому оно достанется в первую очередь, и остальные возможные сердца: во вторую, в третью очередь и т.д.

Люди, нуждающиеся в пересадке сердца:

  1. Молодая женщина – проститутка, ожидающая ребенка. 17 лет
  2. Гомосексуалист. 31 год
  3. Девочка – скрипачка. Гениальна. Японка. 12 лет
  4. Профессор, который стоит на пути изобретения лекарства от СПИДа. 54 года
  5. Женщина – официантка. На ее попечении пожилые родители. 35 лет

3. Время – 10 минут. При необходимости продлить (максимум – 30 минут).

4. Обсуждение должно быть полноценным, все участники должны рассказать о своих ощущениях.

  • Ощущения.
  • Что происходило?
  • На что это похоже?
  • Какие выводы вы можете сделать?

Евплова Е.В. Как развить коммуникативные навыки у студентов? [Текст] / Е.В. Евплова. – Актуальные проблемы педагогики и психологии. – 2014. – № 1. – С.41–45.

Аннотация. В статье представлены описание навыковых тренингов по развитию коммуникабельности – «Спасение человека», «Рисование фигур», «Перефразирование», «Глухой телефон», «Пересказ», «Игра слов» и др. Размещенной в статье информации достаточно, чтобы провести вышеперечисленные тренинги не обращаясь к дополнительной литературе.
Ключевые слова: коммуникабельность, тренинг, навыки, ведение переговоров, игра, командное взаимодействие и др.

Для успеха в жизни умение общаться с людьми
гораздо важнее обладания талантом .
Джон Леббок

Коммуникабельность – это слово мы слышим все чаще и чаще... Ее требуют при приеме на работу, о ней говорят с экранов телевизора и много пишут про нее в интернете. По развитию коммуникативной компетентности написано не одно научное исследование. Однако практический аспект настоящей темы зачастую страдает.

Не вдаваясь в теоретические дебри, посвятим данную статью описанию весьма интересных и эффективных навыковых тренингов для развития коммуникабельности.

Тренинг «Донорское сердце»
Данный тренинг способствует диагностике лидерства, отработке командного взаимодействия и навыков ведения переговоров, развитию навыка разрешения конфликтов, развитию способности слышать и слушать собеседника и многому другому.
В тренинге участвуют 3–5 команд по 2–5 человек, которым дается одинаковое задание.
После распределения участников по командам, ведущий озвучивает правила тренинга и раздает подготовленный заранее раздаточный материал.

Условия тренинга: представьте себе, что Вы кардиохирурги, профессионалы высокого класса. У Вас есть список пациент, которым в равной степени срочно необходимо провести операцию по пересадки сердца. Но на данный момент в клинике всего одно донорское сердце. Вам необходимо рассмотреть каждый случай и принять общее и единогласное командное решение.

Краткая характеристика пациентов (в виде раздаточного материала):
9. Учительница 44 лет, мать двоих детей, которая недавно похоронила мужа, погибшего в автомобильной катастрофе.
10. Женщина, 32 года, врач-кардиолог, на ее счету сотни успешно проведенных операций на сердце.
11. Мужчина 35 лет, отец троих детей в возрасте трех, пяти и семи лет. Воспитывает детей один.
12. Девочка 12 лет, выдающаяся пианистка.
13. Женщина-врач 33 лет, под ее руководством разрабатывается эффективное лекарство против рака крови.
14. Олимпийский чемпион по бегу, 25 лет.
15. 16-летняя беременная девушка, сирота.
16. Священник, 45 лет, известный проповедник, пользующийся заслуженным уважением в стране.

Следите, чтобы сохранялась подобная нумерация (не с первого пункта), т.к. в последствие это будет иметь решающее значение.

После того как участники узнали условия тренинга, получили раздаточный материал и сделали выбор пациента на донорское сердце, каждая команда озвучивает свое решение и кратко его характеризует.

Как правило команды выбирают разные варианты решения.

После этого наступает второй этап тренинга. Ведущий объявляет, что группам необходимо принять одно общее решение.

Как показал опыт, участники тренинга ведут себя по-разному. Некоторые соглашаются на усредненный вариант решения проблемы (выбирают вариант, который не выбрала ни одна из команд), другие спорят, доказывая правоту лишь своего выбора, третьи соглашаются с выбором другой команды и т.д.

Истина находится в тот момент, когда кто-то из участников обращает внимание на нумерацию списка потенциальных претендентов на донорское сердце и понимает, что врачи - беспрестанные специалисты своего дела, которые руководствуются не эмоциями, а сухими данными. В данном случае, списочным составом претендентов, которые претендуют на донорское сердце в порядке очередности.

Студенты не обязаны «докопаться» до истины. Единственно верный ответ в решение данной проблемы необходим, прежде всего, для того, чтобы после проведения тренинга у участников не осталось негативного отношения друг к другу и данное игровое взаимодействие не переросло в конфликт.

Тренинг "Спасение человека "
Данный тренинг немного напоминает предыдущий, однако имеет определенную специфику.
Суть тренинга заключается в следующем: необходимо спасти после атомной катастрофы трех человек из восьми претендентов.

Тренинг состоит из двух и более раундов. Тренер самостоятельно решает, какое количество раундов будет в тренинге и сколько по времени будет длиться каждый раунд.

Участникам выдается список претендентов на выбор:
1. Женщина 45 лет, мать троих детей, которая недавно похоронила мужа.
2. Женщина, 36 лет, врач-кардиолог, на ее счету сотни успешно проведенных операций на сердце.
3. Бизнесмен 35 лет, отец троих детей в возрасте трех, пяти и семи лет. Воспитывает детей один.
4. Девочка 12 лет, выдающаяся скрипачка.
5. Женщина-врач 33 лет, под ее руководством разрабатывается эффективное лекарство против рака крови.
6. Олимпийский чемпион по бегу, 25 лет.
7. 16-летняя беременная девушка, сирота.
8. Священник, 45 лет, известный проповедник, пользующийся заслуженным уважением в стране.

Второй раунд начинается с того, что участники узнают дополнительную информацию о пациентах, например:
1. Женщина 45 лет, мать троих детей, которая недавно похоронила мужа, погибшего от передозировки наркотических веществ. Женщина сама регулярно употребляет наркотики, имеет судимость, однако любит своих детей.
2. Женщина, 36 лет, врач-кардиолог, на ее счету сотни успешно проведенных операций на сердце. Врач имеет группу учеников и сотрудников, которые владеют уникальной технологией проведения операций по разработанной ей системе.
3. Бизнесмен 35 лет, отец троих детей в возрасте трех, пяти и семи лет. Воспитывает детей один. Мужчина разведен и не допускает мать детей к общению с ними. Занимается незаконной предпринимательской деятельностью, однако дети полностью обеспечены всем необходимым, хорошо питаются, часто выезжают отдыхать в другие страны и т.д.
4. Девочка 12 лет, выдающаяся скрипачка. Ее мать – женщина 45 лет, год назад похоронила свою старшую дочь. Мать девочки не работает, т.к. является инвалидом II группы. Благодаря своим выдающимся способностям девочка обеспечивает свою семью (себя, маму и бабушку) самостоятельно, благодаря заработанным на концертах деньгам.
5. Женщина-врач 33 лет, под ее руководством разрабатывается эффективное лекарство против рака крови. Разработка лекарства пока находится на первоначальном этапе. Лекарство еще не создано и не проведены исследования по его эффективности.
6. Олимпийский чемпион по бегу, 25 лет. Молодой человек участвует в олимпиадах, защищая интересы своей страны. Каждое участие в олимпиаде заканчивает его победой. При этом в настоящее время, в стране нет бегунов, способных показать аналогичные результаты.
7. 16-летняя беременная девушка, сирота. Девушка вынашивает ребенка в столь раннем возрасте, поскольку участвует в Международном исследовании по выявлению генетических заболеваний у плода.
8. Священник, 45 лет, известный проповедник, пользующийся заслуженным уважением в стране. Женат, имеет четырех детей в возрасте 25, 20 и 4 лет.

Тренинг «Рисование фигур»
Данный тренинг способствует сплочению участников группы, развитию способности слышать и слушать собеседника, расширяет словарный запас участников и многому другому.

Участники тренинга садятся попарно спина к спине. Одному из образовавшихся пар выдается лист бумаги с изображениями фигур, линий и т.д. (рис.1) Участник, держащий рисунок должен словесно описать, что изображено на его листе, а партнер попытаться воспроизвести оригинал. По окончанию упражнения необходимо сравнить оригинал с копией. После чего участники могут поменяться ролями.

Сложность упражнения заключается в том, что участникам запрещается называть названия фигур. Они могут заменять названия фигур какими-либо синонимами. Например, круг - солнце без лучей, треугольник - крыша дома и т. д.

Тренинга «Перефразирование»
Данный тренинг направлен на развитие словарного запаса, нестандартности мышления и т.д.

Группа делится на команды. Каждая команда должна вспомнить какое-либо четверостишие из известно стихотворения. При этом необходимо перефразировать строфу таким образом, чтобы каждое слово в ней передавалась иным словом или словосочетанием.
Например, строчка из стихотворения: «Идет бычок, качается, вздыхает на ходу» будет после выполнения задания выглядеть, возможно, так: «Двигается подросток млекопитающего мужского пола, вибрирует телом и сокращается по мере перемещения пешком».

По итогам выполнения задания осуществляется презентация результатов каждой команды, а затем выбор стихотворения «на бис».

Тренинг «Глухой телефон»
Данный тренинг направлен на развитие словарного запаса, формирует навык слушать и слышать собеседника, объяснять и правильно формулировать свои мысли.
Участники тренинга по цепочке передают на ухо друг другу понятие или определение данного понятия.

Например, первый участник получает какое-либо понятие и передает определение данного понятия другому участнику, второй участник, в свою очередь, прослушав определение, передает третьему участнику игры понятие, которое, как он считает наиболее соответствует данному определению.

После того как каждый участник поучаствует в игровом взаимодействии сравнивается запущенное слово и образовавшиеся благодаря групповому взаимодействию.

Тренинг «Пересказ»
Тренинг формирует навык пересказывать информацию, слушать и слышать собеседника, демонстрирует на практике степень влияния коммуникативных барьеров на эффективность общения и др.

Одному из участников группы выдается текст с какой-либо информацией. Примерный объем текста - одна страница формата А4 (1860 символов с пробелами). Желательно, чтобы текст был интересен для данной целевой аудитории и содержал как словесную, так и цифровую информацию.

Участник, которому первому достался текст знакомится с его содержанием и готовится пересказать его следующему участнику. При этом необходимо организовать работу таким образом, чтобы участники не слышали пересказ текста пока до них не дойдет очередность, либо вывести всех участников из аудитории и приглашать в аудиторию по одному. Второй вариант решения проблемы наиболее целесообразен, т.к. при этом участники будут слышать как пересказывают текст после них и сравнивать данный пересказ со своим.
Ведущий тренинга не должен противиться тому, что участники начнут конспектировать материал, уточнять информацию, задавать наводящие вопросы, просить повторить материал и т.д., т.к. подобные действия свидетельствуют о мастерстве коммуникации и находчивости участников тренинга.

Тренинг «Игра слов»
Тренинг направлен на развитие словарного запаса, а а также навыков вербальной креативности.

Участникам предлагается придумать как можно больше предложений по формуле «НГОК», т.к. каждое слово в предложении начинается на одну из указанных букв. Предложения должны иметь смысловую нагрузку и быть стилистически грамотными. Время на выполнения упражнения - три минуты. По прошествии трех минут руководитель усложняет задание. Теперь необходимо придумать рассказ по формуле «НГОКНГОК…». Время на выполнения упражнения - пять минуты.

Упражнение. Каждый участник по кругу называет предложение, но таким образом, чтобы его предложение было смысловым продолжение предложение предыдущего участника. Таким образом, происходит попытка сочинить общий рассказ. При выполнении данного упражнения сразу можно определить участников с коммуникативными проблемами.

Упражнение. Бросая мяч, участник называет какой-либо предмет, например, барабан, монетка и т.д. и действия с ним (упал, сгорел, пропал и т.д.). Участник, которому попал мяч продолжает фразу по аналогии с шутливой приметой: упал нож – придет мужчина. Участники должны придумать такие приметы, которые можно было-бы объяснить.
Помимо всего прочего данные упражнения направлены на развитие гибкости, оригинальности мышления.

Из собственного опыта проведения вышепредставленных тренингов и упражнений можно отметить, что они всегда проходят активно и интересно, участники получают хорошие коммуникативные навыки и выявляют сильные и слабые стороны своих коммуникаций.
Эффективность тренингов и упражнений будет выше, если после их проведения осуществить рефлексию с высказыванием мнений, обсуждением проблем и т.д.