Фотосоветы. Объектив для пейзажа

Лето – самое благодатное время года для фотографов-пейзажистов, которые, вооружившись своими любимыми камерами готовы бродить с утра до вечера в поисках удачных кадров. Но если с камерами все более-менее понятно, то споры о том, в той или иной ситуации продолжаются уже долгое время. Точно так же, не прекращаются дебаты о том, что лучше – фикс-фокус или зум-объектив. Наверное, в конечном счете, все зависит от личных предпочтений, но определенные закономерности все же выявить можно. В данной статье рассмотрены достоинства разных объективов Canon применительно к конкретным ситуациям и даны примерные рекомендации по их использованию.

Canon EF 24-105mm f/4L IS

Отличный универсальный объектив для путешествий, съемки пейзажей и живой природы. Прекрасно работает на и EOS-1D Mk IV. Отличается хорошим качеством сборки и обеспечивает достойное качество изображения по доступной цене. Фокусное расстояние и скорость идеальны как для улицы, так и для помещения, хотя стабилизатор изображения только двухступенчатый. Впрочем, Canon обещает выпустить версию Series II с новым покрытием и стабилизатором в четыре ступени.

Canon EF 16-35mm f/2.8L II

Этот объектив идеально подходит для широкоугольной съемки пейзажей на полнокадровые камеры, такие как 1Ds Mk III или . Также он может использоваться в качестве универсального объектива на EOS-1D Mk IV во время путешествия. Отличается исключительной резкостью и скоростью, за счет чего может использоваться в помещениях, где съемка со вспышкой запрещена. Немного не хватает стабилизатора изображения, но его присутствие сделало бы объектив более тяжелым. А тем, для кого важна стоимость объектива, можно порекомендовать Canon EF 17-40mm f/4L.

Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS

Один из лучших объективов линейки EF-S. Идеально работает на EOS-7D, его можно смело использовать в качестве универсального объектива общего назначения. Конечно, стоит он недешево, но сборка и качество изображения заслуживают высшей оценки, а постоянная апертура в рамках всего диапазона фокусных расстояний обеспечивает превосходные результаты в условиях пониженного освещения.

Canon EF 8-15mm f/4L Fisheye

Этот объектив имеет уникальный диапазон фокусных расстояний и является самым широкоугольным объективом «рыбий глаз» из представленных на рынке. Он обеспечивает диагональный угол изображения 180 градусов на всех камерах EOS – от полнокадровых до APS-C и способен производить круглые изображения на полнокадровых аппаратах EOS. С оборудованием AquaTech его можно успешно использовать для подводной съемки. А на суше с его помощью можно получить необычные, эффектные и креативные фотографии природы.

Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II

Этот супер-резкий скоростной объектив идеален для съемки дикой природы и животных с близкого расстояния. Стабилизатор изображения обеспечивает четыре шага коррекции при любом фокусном расстоянии. Особенно хороша последняя версия объектива. Благодаря малому весу, отлично подходит для путешествий. Хорошо работает с 1.4 и 2-кратными телескопическими насадками-экстендерами. Объектив отличается прочной конструкцией и подходит даже для суровых условий эксплуатации.

Canon EF 70-300mm f/4-5.6L IS

Благодаря легкому весу и большому диапазону фокусных расстояний, объектив хорошо походит для путешествий и съемки крупных природных объектов и крупных животных (например, китов) при хорошем освещении. Оснащен превосходным стабилизатором изображения с преимуществом в четыре ступени выдержки. Среди недостатков можно отметить невозможность использования экстендеров и отсутствие крепления для штатива.

Canon EF 100-400mm f/4.5-5.6L IS

Легкий, универсальный объектив для съемки природы и животных. Для изменения фокусного расстояния используется скоростная система push-pull (вперед-назад), при которой приближение осуществляется не прокруткой кольца, а простым перемещением оправы вперед или назад. Достоинство такой системы – скорость, а недостаток – высокая вероятность попадания пыли на объектив. Хорошо работает с 1.4-кратным экстендером на EOS-1D, обеспечивая достойное качество изображения. По слухам, в следующем году Canon выпустит на смену этому объективу новый EF 100-400mm f/4-5.6L IS II.

Canon EF 28-300mm f/3.5-5.6L IS

EF 28-300mm подходит для ситуаций, когда нет возможности носить с собой несколько объективов или нет времени менять их в процессе съемки. Это универсальный, многофункциональный зум-объектив с большим (10-кратным) диапазоном зуммирования. Минимальное расстояние фокусировки при любом фокусном расстоянии – всего 70 см. На аппаратах формата APS-C он может успешно заменить макрообъектив. Из недостатков можно отметить вес – 1.67 кг.

Canon EF 300mm f/4L IS

Еще один превосходный легкий и компактный телеобъектив, который прекрасно подходит для съемки живой природы. Если скорость для вас не является главным критерием, он заменит даже EF 300mm f/2.8L II IS, поскольку разница в резкости очень невелика, а его вес и цена значительно меньше. Хорошо работает с 1.4-кратным экстендером, а при необходимости – и с 2-кратным на «тушке» EOS-1D (правда, качество изображения падает). Несомненные преимущества объектива – мобильность, отличное качество и встроенная светозащитная бленда.

Canon EF 400mm f/4 DO IS

Пожалуй, лучший объектив Canon для съемки дикой природы. Несмотря на то, что он не самый резкий в линейке Canon, в плане оптимального сочетания скорости, качества и веса ему нет равных. Те, кто проводит за съемкой целые дни, да еще и без штатива, точно оценят его преимущества. Он прекрасно справляется со съемкой движущихся объектов, например, летящих птиц. Хорошо работает с 1.4- и 2-кратными экстендерами, что дает возможность снимать при фокусном расстоянии 1000 мм «с рук», без всякого штатива, обеспечивая невероятную свободу действий. Сейчас ожидается выход в свет новой версии Series II с 4-ступенчатым стабилизатором изображений и инновационным покрытием.

Canon EF 500mm f/4L IS II

Лучший телеобъектив Canon для съемки со штативом. Он является одним из самых резких в линейке Canon и идеально походит для съемки пейзажей и живой природы. К сожалению, сейчас выпуск Series I приостановлен; вместо нее выпускается версия Series II. Это более легкий объектив с улучшенной оптикой, но значительно более дорогой. Если у вас уже есть версия Series I, менять на Series II нет смысла, так как все улучшения не оправдывают завышенную стоимость.

На первый взгляд пейзажная фотография очень простой тип фотосъемки. Кажется, что достаточно лишь выйти с фотоаппаратом на улицу, выбрать достойный объект и нажать кнопку спуска затвора. Однако, увидев свои первые кадры, вы можете быть разочарованы. О том, на что следует обратить внимание при съемке пейзажа и как получить прекрасные снимки, вы узнаете ниже.

Объектив для съемки пейзажей

Начнем с того, что объективов, предназначенных исключительно для пейзажной съемки, не существует. Снимок, полученный длиннофокусным объективом, имеет меньше геометрических искажений, но, к сожалению, и меньший угол обзора. Короткофокусная (широкоугольная) оптика подойдет тогда, когда нужно получить больший угол обзора, глубину передачи перспективы или построить панорамное изображение. В то же время геометрические искажения перспективы, свойственные таким объективам, могут быть использованы как художественный эффект. Для съемки пейзажа можно приобрести широкоугольные объективы с фиксированным фокусным расстоянием, например 14 или 18 мм. Альтернативным и более дешевым вариантом может стать приобретение зум-объектива (10–20 мм, 12–24 мм, 18–35 мм). В конце концов, можно использовать и китовый объектив (18–55 мм), который даст вам большую гибкость в выборе сюжета и станет отличным выбором для начинающего фотографа.

Следует отметить, что объективы, предназначенные для камер узкого формата, имеют шкалу фокусных расстояний в пересчете на угол зрения для стандартного, 35 мм, пленочного кадра. Поэтому для оценки угла обзора объектива для вашей цифровой камеры, необходимо учитывать ее кроп-фактор .

Светофильтры

Помимо объектива вам понадобятся светофильтры для съемки пейзажа . Они позволят существенно улучшить ваши снимки. Для съемки пейзажа лучше всего использовать градиентный и поляризационный фильтры.

Градиентный фильтр, верхняя часть которого затемнена, а нижняя полностью прозрачна. Градиентный фильтр позволяет приглушить яркость выбеленного, невыразительного неба или подчеркнуть его текстуру в пасмурную погоду.

Поляризационный фильтр применяется в тех случаях, когда нужно выделить голубое небо, облака на его фоне или особо подчеркнуть отражения в воде.

При выборе фильтров важно учитывать, что их применение на сверхширокоугольных объективах (18 мм и менее) может привести к нежелательному эффекту неравномерной засветки кадра и виньетированию.

Композиция

Перед началом съемки необходимо вспомнить основные правила построения композиции . Постарайтесь не располагать линию горизонта точно посредине кадра. Желательно построить композицию таким образом, чтобы она находилась ближе к верхней или нижней трети кадра. Избегайте центральной компоновки объектов, на которых вы делаете акцент. Еще с античных времен были хорошо известны правила, по которым объект, располагающийся вблизи точки «золотого сечения», имеет наиболее гармоничное восприятие. Мысленно разделив кадр на три равные части двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями, скомпонуйте ваш кадр так, чтобы акцентируемый объект оказался в районе одной из точек их пересечений. Если же таких объектов несколько, никогда не располагайте их на одной линии.

Снимая пейзаж, разделите кадр на три хорошо выраженных плана - передний, средний и задний. При таком построении композиции ваш снимок приобретет необходимый объем.

Свет

Следите за освещением. Самое благоприятное время для съемки - до 10 часов утра и после 17 часов вечера (осенью и зимой эти границы, естественно, сужаются). В это время освещение наиболее мягкое и ровное. Используйте поляризационный фильтр для экспонирования чистого, безоблачного неба. С его помощью вы можете добиться глубокого и мягкого градиента: от легких дымчатых, до глубоких, бархатных оттенков (Фото 1).

Используя градиентный фильтр, добейтесь уменьшения яркости пасмурного, бесцветного неба и проявления текстуры облаков. Это придаст вашему снимку дополнительный объем. При включении фрагментов голубого неба в разрыве облаков действие градиентного фильтра на них будет эквивалентно действию поляризационного фильтра (Фото 2).

Старайтесь не перегружать ваш кадр излишними деталями. Порой придать кадру объем может самая простая композиция. Например, на этом кадре (Фото 3) при помощи людей удалось добиться оживления композиции, а при помощи всего одной детали - камня на переднем плане, скомпонованного возле точки «золотого сечения», - добиться объема.

Смело экспериментируйте с экпозамером, особенно в сложных условиях освещения. В съемке пейзажей очень важна максимальная глубина резкости, поэтому при съемке с рук предпочтительнее выставлять диафрагму F8–11, а при наличии штатива можно уменьшить ее и до F22.

Панорамы

Наконец, попрактикуйтесь в съемке панорам. Здесь следует руководствоваться несколькими правилами. Все будущие кадры вашей панорамы должны иметь одинаковый масштаб снимаемого объекта, поэтому не фокусируйтесь ближе или дальше него. Значение диафрагмы нужно оставить постоянным. Кадры нужно делать с некоторым нахлестом друг на друга. Иначе из-за недостатка информации на краях кадров программа по сшивке панорам не сможет собрать итоговую картинку. Можно воспользоваться функцией бреккетинга вашей камеры, чтобы избежать ошибок в экспозиции.

В качестве примера (Фото 4) можно привести панораму, собранную из двух кадров при относительном отверстии F8 и фокусном расстоянии объектива 28 мм. Объектив при этом был сфокусирован на бесконечность, а выдержка на всех кадрах равнялась 1/125 секунды.

Для оптики как зеркальных, так и компактных камер при пейзажной съемке решающим значением является резкость. Хороший пейзаж – резкий пейзаж. Это правило работает всегда и не имеет исключений. Поэтому если объектив нерезкий, вы рискуете получить невыразительные кадры с плохой проработкой деталей. Глубина резкости имеет очень важное значение, так как детализация изображения очень важна. Как правило, пейзажи снимают с диафрагмой f8-f22 в зависимости от освещения.

Именно поэтому выбор объектива для съемки пейзажа очень важен и оптику нужно выбирать очень тщательно, так как от вашего выбора зависит качество снимков, их выразительность и художественная привлекательность.

В пейзажной съемке используется четыре типа объективов: сверхширокоугольные (10-17мм), широкоугольные (17-35мм), стандартные объективы (50мм) и длиннофокусные (70-300мм).

Широкоугольная оптика обладает наибольшим углом охвата, позволяя поместить в кадр максимальное количество деталей.

Стандартные объективы позволяют передать правильную перспективу кадра, то есть на изображении мы будем видеть картинку такую же, как мы видим своими глазами, пропорции предметов будут не нарушемы. Такой объектив хорошо подходит для съемки панорам.

Длиннофокусная оптика используется для съемки удаленных объектов, подобраться к которым на близкое расстояние не представляется возможным. К тому же такие объективы значительно приближают объекты изображения, позволяя, к примеру, снять пейзаж на фоне огромного закатного солнца.

Объективы типа «рыбий глаз» обладают углом зрения практически равным 180 градусам. Они искажают перспективу, закругляя объекты съемки по углам снимка, придавая тем самым снимкам интересный эффект.

При выборе объектива обладатели зеркальных камер попадают в ту же ситуацию, что и при выборе оптики для портретной съемки: покупка нескольких объективов с фиксированным фокусным расстоянием или одного универсального объектива, который перекроет все нужные фокусные расстояния.

Конечно же, лучшим вариантом будет оптика с фиксированным фокусным расстоянием, ведь помимо хорошей резкости, которую обеспечивают фикс объективы, они еще обладают меньшим уровнем оптических искажений, дисторсии и хроматической аберрации. Но, если финансы не позволяют приобрести такую оптику, то для пейзажной съемки подойдут, например, два объектива с переменным фокусным расстоянием, 17-70 мм и 70-200мм.

Аксессуары

Тому, кто решил подойти к съемке пейзажей со всей серьезностью, имеет смысл сразу же обзавестись некоторыми аксессуарами.



Тросик или ИК-пульт - устройства дистанционного спуска, позволяющие избежать смещения штатива в момент спуска затвора. Можно воспользоваться функцией автоспуска, но в серьезной работе настройка автоспуска может отвлекать от более важных задач.

Аккумуляторы, батарейки - не всегда удачный кадр можно повторить на следующий день, вернувшись на то же место со свежим аккумулятором. Поэтому желательно подстраховаться на случай неожиданности, имея полный набор источников питания для всех камер и аксессуаров, в которых они необходимы.

Также в снаряжении у фотографа пейзажиста обязательно должен иметься штатив, желательно с панорамной головкой, тряпочки для оптики и накидка для фотокамеры, которая сможет защитить вашу технику в случае дождя.

Светофильтры

Помимо объектива вам понадобятся светофильтры. Они позволят существенно улучшить ваши снимки. Для съемки пейзажа лучше всего использовать градиентный, нейтрально-серые и поляризационный фильтры.

Градиентный - фильтр, верхняя часть которого затемнена, а нижняя полностью прозрачна. Градиентный фильтр позволяет приглушить яркость выбеленного, невыразительного неба или подчеркнуть его текстуру в пасмурную погоду.

Поляризационный фильтр применяется в тех случаях, когда нужно выделить голубое небо, облака на его фоне или особо подчеркнуть отражения в воде.

При выборе фильтров важно учитывать, что их применение на сверхширокоугольных объективах (18 мм и менее) может привести к нежелательному эффекту неравномерной засветки кадра и виньетированию.



Нейтрально-серые фильтры (маркировка на оправе "ND" и указание кратности фильтра или его оптической плотности). Нейтральные фильтры не влияют на спектральный состав проходящего через них света, ослабляя лишь мощность светового потока.

Съемка пейзажа

Подавляющее большинство пей­зажных фотографов используют широкоугольники - почти ис­ключительно из-за того, что они обладают рядом очевидных преимуществ.

Прежде всего, вы охватываете видоис­кателем куда большее пространство, чем невооруженным глазом. Широкий угол также позволяет создавать впечат­ляющие композиции; подчеркивая перед­ний план, вы сообщаете вашему снимку зримое чувство дистанции и масштаба. Кроме того, при закрытой диафрагме широкоугольники дают максимальную глубину резкости - другими словами, все, от непосредственного крупного пла­на и до отдаленного заднего плана, на снимке выйдет резким.

Для общей практики идеальным при­знается 24 мм или 28 мм широкоугольник, хотя и более широкая оптика может дать порази­тельные результаты при умелом приме­нении.

Если вы хотите выделить неболь­шую часть сцены - скажем, одинокое фермерское строение у подножия ог­ромного утеса или отражение в воде - тогда вводите в бой телевики. Поскольку такие объективы «сжимают» перспекти­ву, их можно использовать и для того, чтобы элементы сцены казались собран­ными компактно. Это особенно хорошо видно при съемках горных хребтов или отдаленных холмов и добавляет картине драматический эффект.

Важнейший аспект пейзажной фотографии - оценка освещения. Изо дня в день солнце проходит по небосклону, и по мере его про­хождения меняется окраска, резкость и интенсивность света.

Как общее правило, лучшие резуль­таты вы получите ранним утром либо ближе к вечеру. В эти часы свет льется не только ласковый и теплый, но и, по­скольку солнце низко расположено над горизонтом, предметы отбрасывают длинные тени, выявляющие текстуру и формы даже самых ровных и плоских ландшафтов.

Превосходные фотографии можно сделать и на заре, когда над реками и озерами, над низинами нависает пелена тумана, или на закате, когда в золотых лучах заходящего солнца становятся прелестными даже самые скучные сцены.

Зато неблагодарное занятие - сни­мать около полудня в яркую солнечную погоду. Когда солнце висит почти над головой, слишком резкий свет и слиш­ком четкие тени, пейзаж кажется плос­ким и лишается своеобразия. Единст­венное исключение - поздняя осень и зима, когда солнце не поднимается под углом выше 40°, и свет выглядит при­влекательным от зари до заката.

Единственный способ застать наилуч­шее освещение - не торчать в четырех стенах, а наблюдать за светом, который красиво вырисовывает пей­заж. Придя на выбранное место, задай­те себе вопрос: а может ли освещение быть лучше? Иногда ждать приходится совсем недолго, пока пронесется облако; в иных случаях придется возвратиться через несколько часов, когда сместится солнце, а то и на следующий день.

Весьма возможно, что дело будет трудоемким, но зато в итоге ваши уси­лия будут вознаграждены с лихвой.

Фикс-объективы (объективы с постоянным фокусным расстоянием; дискретные объективы) обеспечивают самое высокое качество изображения. Они не имеют зума, зато обеспечивают очень высокую резкость. Кроме того, их светосила бывает значительно выше светосилы зумов со схожими фокусными расстояниями, а это значит, что и размывают фон фиксы сильнее. Считается, что именно такие объективы создают самое красивое боке (размытие зоны нерезкости). Кроме того, все узкоспециализированные объективы имеют именно фиксированное фокусное расстояние. Это самый бескомпромиссный вид объективов, но при этом и наименее универсальный.

Самыми дешевыми из всех фиксов являются «полтинники» - 50-миллиметровые объективы. Это обусловлено относительной простотой их конструкции. Другие модели фиксов могут стоить в разы дороже и соперничать в своей дороговизне с топовыми зумами. Так что иметь парк оптики, состоящий из нескольких дискретных объективов - удовольствие недешевое. Но если вы все же хотите поработать с фиксом, то имеет смысл начинать именно с полтинника. Он позволит поснимать с малой глубиной резкости, даст представление о высокой четкости изображения, а также не опустошит вашу копилку.

Объектив для съемки пейзажей

Любой фотограф-пейзажист скажет вам, что порекомендовать один единственный объектив для съемки пейзажа невозможно. Одни снимают пейзажи с помощью сверхширокоугольных моделей, другие - с помощью набора объективов с фиксированным фокусным расстоянием, третьи используют один зум-объектив. Есть люди, предпочитающие фотографировать пейзажи мощными телевиками, благодаря которым удается получить на снимках крупное заходящее или восходящее солнце.

Но факт остается фактом: одно из главных требований, предъявляемых к пейзажным объективам - высокая детализация изображения. Иными словами, объектив должен обеспечивать очень высокую резкость, причем не обязательно при открытой диафрагме. Часто во время съемки пейзажа объектив диафрагмируется до f/8-f/11. Также неплохо, если оптика отличается низким уровнем хроматических аберраций. Речь идет о цветных каемках контрастных объектов преимущественно на периферии кадра.

Что касается диапазона фокусных расстояний, то фотолюбителю мы бы рекомендовали начать с широкоугольных объективов. Выбор между зум-объективом или фиксом - личное дело каждого. Как правило, новичку все же будет проще с зумом. Кстати, для съемки пейзажа отлично подойдут упомянутые выше стандартные зумы.

Объектив для съемки архитектуры

Это направление в фотографии очень близко к пейзажной съемке, только к объективам предъявляются еще более жесткие требования. Архитектура изобилует прямыми линиями, которые должны оставаться прямыми и не искажаться на фотографиях (если иное не входит в планы автора). А это обстоятельство заставляет применять объективы с хорошо скомпенсированной геометрией кадра. В первую очередь это относится к широкоугольным и сверхширокоугольным моделям.