Хоть птицы и принадлежат к царству Животных, но имеют ряд таких приспособлений и способностей, которые существенно отличают их от всех их «коллег» по таксону.
Кто такие птицы и животные
Птицы
– это животные, тело которых покрыто перьями, а передние конечности видоизменились в крылья. С их помощью птицы летают. На Земле живут около 10 тысяч видов птиц.
Животные
– это грандиозное царство живых организмов, в которое входит 34 типа и около 50 миллионов видов существ разного уровня организации.
Сравнение птиц и животных
В чем же разница между птицами и животными?
Птицы – это теплокровные животные. Они умеют летать. Это умение определило морфологические и анатомические особенности этих организмов. Передние конечности птиц преобразовались в крылья. Дополнительными приспособлениями к регулированным полетам являются хвост и массивные, мускулистые ноги, помогающие животным при взлете и приземлении.
Животные могут быть теплокровными (птицы и млекопитающие), холоднокровными (рыбы, амфибии и рептилии). У большинства типов и видов животных кровь вообще отсутствует (губки, оболочники или плоские черви).
Тело птиц покрыто дифференцированными перьями, которые исполняют ряд функций – от обеспечения обтекаемости тела при полете до уменьшения потерь тепла маленького тела. Тело животных, кроме перьев, может быть покрыто эпидермой, чешуей, кожей, хитиновым покровом или защищено с помощью раковин.
Все кости птиц максимально облегчены, но прочны. Все отделы хребта, кроме шейного, отличаются сращением позвонков – это обеспечивает слитность и неподвижность тела птицы, важную для процесса полета. Только у птиц есть киль, а также длинная и весьма подвижная шея. Значительное количество типов и видов животных, кроме хордовых, вообще не имеют внутреннего скелета. Для членистоногих характерен внешний скелет.
Пищеварительную систему птиц открывает клюв. Обмен веществ у этих животных проходит в ускоренном режиме, чтобы обеспечить животных необходимой для полетов энергией. В таком же режиме «максимального КПД» работают кровеносная, дыхательная и выделительная системы уникальных летающих животных.
Птицы имеют развитый мозг и весьма высокий интеллект. Размножаются эти животные с помощью внутреннего оплодотворения, откладывая яйца, высиживая и обучая потомство.
Интеллект выше птичьего фиксируется лишь у представителей класса Млекопитающих. Для основной массы животных характерны внутреннее и внешнее оплодотворение, а также партеногенез. Общая масса животных может увеличивать количество особей живорождением, откладыванием яиц и яйцеживорождением.
TheDifference.ru определил, что отличие птиц от животных заключается в следующем:
Понятие «животные» более объемно, чем понятие «птицы», а количество видов птиц намного меньше общего числа видов животных.
Практически все птицы умеют летать, или же это делали их предки. Преобладающее количество животных не имеют этой способности.
Птицы – это исключительно теплокровные существа. Животные могут быть тепло- и холоднокровными, а также вообще лишенными крови.
Птицы способны летать с помощью крыльев, в отличие от остальной биомассы животного мира.
Скелет птиц имеет ряд уникальных приспособлений, обеспечивающих способность к полету.
Только у птиц есть перья и клюв.
Основные жизненные системы работают у птиц в ускоренном режиме.
В отличие от основной массы животных, у птиц зафиксирован интеллект.
Птица отличается от других животных строением пищеварительной системы, большей интенсивностью обменных процессов. Это связано с ее высокими скороспелостью и продуктивностью. За первые 50 сут жизни средняя масса мясных цыплят и утят по сравнению с массой при рождении увеличивается в 40 раз, гусят - в 35 раз.
У птицы в ротовой полости отсутствуют зубы, пищу она захватывает клювом и проглатывает целиком. У уток и гусей по краю клюва расположены поперечные кожные пластинки, которые помогают отрывать траву и отделять из жидкого корма твердые частицы.
Из ротовой полости корм, лишь слегка смачиваясь слюной, поступает в пищевод. У зерноядных птиц пищевод перед входом в грудную полость расширяется, образуя зоб. У гусей и уток на месте зоба имеется небольшое расширение пищевода. Попадая в зоб, корм под действием влаги и температуры набухает, размягчается, в результате часть питательных веществ переходит в растворимое состояние. Из зоба пища постепенно переходит в небольшой по объему железистый желудок и подвергается воздействию фермента пепсина и соляной кислоты. Затем она поступает в мышечный желудок, где с помощью твердой роговой оболочки и гравия основательно перетирается и смешивается с желудочным соком, поступившим из железистого желудка. Из мышечного желудка пища поступает в кишечник, где переваривается в слабокислой среде.
Пищеварение у птицы протекает значительно быстрее, чем у других животных. Например, у цыплят корм проходит через пищеварительный канал за 4-5 ч, у взрослой птицы -за 7-8 ч. Дольше задерживается в пищеварительном канале и подвергается воздействию ферментов цельное и грубо измельченное зерно. Значительно большую скорость прохождения и переваримость имеют мучнистые корма. Эту особенность пищеварения птицы учитывают при приготовлении комбинированных кормов, где все зерновые корма для лучшего смешивания сначала измельчают, а затем готовую смесь гранулируют. Диаметр гранул для взрослой птицы примерно равен размеру зерна пшеницы. Молодняку птицы гранулы предварительно измельчают и скармливают в виде крупки.
Птица хуже других видов животных переваривает клетчатку и органические вещества кормов. У кур коэффициенты переваримости клетчатки разных кормов колеблются от 0 до 20-25 %. Безазотистые экстрактивные вещества из кормов с низким содержанием клетчатки (3-5 %) куры переваривают на 80-90 %, а с высоким содержанием клетчатки (20-30 %) - лишь на 25-34 %. Гуси переваривают клетчатку зерна овса только на 10-12%. По действующим нормам предельное содержание клетчатки в рационах кур-несушек и цыплят не должно превышать 4-7 %, а в рационах индеек и гусей - 6-10 %. При недостатке клетчатки в рационах нарушается пищеварение, снижается продуктивность, что может явиться причиной расклева и гибели птицы.
В пищеварительном тракте птицы сложные органические вещества расщепляются до более простых соединений: белки до аминокислот, углеводы до моносахаридов, жиры до глицерина и жирных кислот. Всасываясь в кровь, эти вещества разносятся по всем органам и тканям тела, используются для создания новых и восстановления старых клеток, образования пищеварительных соков, синтеза ферментов, гормонов, витаминов. Одновременно с этим в организме постоянно происходит расщепление и окисление сложных органических веществ. Освобождающаяся энергия используется на поддержание температуры тела, работу мышц, синтез новых соединений.
Интенсивность обмена веществ зависит от физиологического состояния, возраста и продуктивности птицы, а также от количества и соотношения элементов питания, поступающих в организм. Для нормальной жизнедеятельности организма необходимо, чтобы птица ежедневно потребляла определенное количество воды, протеина, жира, углеводов, минеральных веществ и витаминов.
Обмен веществ в организме птицы протекает с использованием энергии, которая поступает с кормом. Продуктивность птицы на 40-50 % зависит от обеспеченности ее энергией. В птицеводстве энергетическую питательность кормов, кормосмесей выражают в мегаджоулях и килокалориях обменной энергии.
Обменная энергия - показатель энергетической ценности кормов и обеспеченности птицы энергией за счет питательных веществ рациона в зависимости от видовых различий и физиологического состояния.
В кормлении птицы выявлена определенная взаимосвязь между уровнем обменной энергии и сырого протеина в рационе. При недостатке обменной энергии сырой протеин используется организмом на энергетические цели, что сопровождается увеличением потребления и расхода корма на единицу продукции. При избытке обменной энергии в организме птицы происходит интенсивное отложение жира. Особенно нежелателен избыток энергии в кормах для ремонтного молодняка и кур мясных линии, так как при этом наблюдаются быстрое ожирение и резкое снижение яйценоскости взрослой птицы.
Соотношение обменной энергии и протеина в рационе птицы - энергопротеиновое отношение (ЭПО) показывает, сколько обменной энергии приходится на каждый процент сырого протеина. В 1 кг корма при оптимальном энергопротеиновом отношении обеспечиваются высокая яйценоскость кур в течение всего продуктивного периода и интенсивный рост молодняка.
Протеин оказывает большое влияние на здоровье, продуктивность птицы и качество продукции. Потребность в протеине зависит от физиологического состояния, условий кормления и содержания птицы. Как избыток, так и недостаток протеина нежелательны.
Протеиновую полноценность кормления птицы определяют не только по уровню сырого протеина, но и по содержанию аминокислот в комбикормах (см. прилож. 10). Установлено, что потребность птицы в протеине удовлетворяется на 40-45 % незаменимыми аминокислотами, а остальная часть компенсируется за счет заменимых аминокислот.
При несбалансированности по аминокислотному составу рациона может наблюдаться нарушение всасывания отдельных аминокислот. Например, метионин может тормозить всасывание лейцина и фенилаланина и наоборот. При повышении уровня лизина в рационе на 20 % резко снижается интенсивность роста цыплят и повышаются затраты корма.
В рационах птицы нормируют содержание лизина, метионина, метионина + цистина, триптофана, аргинина, гистидина, лейцина, изолейцина, фенилаланина, фенилаланина + тирозина, треонина, валина и глицина. При балансировании питательности кормосмесей по аминокислотному составу необходимо точно нормировать добавки препаратов синтетических аминокислот, так как потребность в аминокислотах зависит от уровня сырого протеина в рационе.
В действующих нормах кормления птицы потребность в обменной энергии и других веществах характеризуется содержанием их в 100 г полнорационного комбикорма (см. прилож. 11).
Потребность птицы в протеине зависит от доступности азота кормов, их аминокислотного состава, сбалансированности рациона, температуры окружающей среды и других факторов. В рационах, полноценных по аминокислотному составу, уровень протеина можно снизить на 5-10 %. Между использованием аминокислот в организме птицы и обеспеченностью рационов витаминами, особенно группы В, имеется тесная взаимосвязь. При недостатке витаминов нарушается обмен веществ, замедляется рост молодняка, снижаются яйценоскость, качество яиц и мяса птицы. Для гарантированного обеспечения потребности птицы в витаминах их дополнительно вводят в комбикорма (см. прилож. 12).
Из минеральных веществ в комбикормах прежде всего учитывают количество и соотношение кальция и фосфора. При дефиците кальция в комбикорма вводят мел, известняки, ракушку. Источниками фосфора и кальция служат костная мука, моно-, ди- и трикальцийфосфат, обесфторенный фосфат.
Балансирование рационов по натрию проводят за счет поваренной соли.
Потребность птицы в микроэлементах удовлетворяют путем гарантированных добавок марганца, цинка, железа, меди, кобальта и йода в виде солей, которые вводят в комбикорма, как правило, в составе витаминно-минеральных премиксов. В кормосмеси для птиц добавляют также специальные профилактические препараты, ферменты и антиоксиданты.
В наши дни класс птиц насчитывает более 10 000 видов. Они покорили небо еще миллионы лет назад. Птицы бывают хищными и растительноядными, морскими и горными, перелётными и оседлыми, а некоторые из них вообще не умеют летать. Они - превосходные певцы и удивительные танцоры, умелые строители и запасливые хозяева, верные супруги и любящие родители, безжалостные хищники и, наконец, просто красавцы! И всё это - птицы.
Чем птицы отличаются от других животных?
Некоторые из вас без раздумий ответят: «Конечно же, умением летать!» И будут неправы. Ведь многие насекомые и даже отдельные млекопитающие (например, летучие мыши) тоже способны совершать полёт. И наоборот, есть птицы, которые давно утратили свои летательные навыки (например, страусы и ). Так что же объединяет всех пернатых? Перья! Этими роговыми накожными образованиями обладают только птицы, поэтому их и зовут пернатыми.
Так зачем же птицам нужны перья? Во-первых, оперение защищает пернатых от холода и сильных ветров, а также спасает от жары. Во-вторых, перья придают крыльям и телу птиц обтекаемую форму, благодаря которой они так виртуозно парят в воздухе. А в-третьих, меняя положение своих перьев, птица может управлять полётом.
Своеобразная у птиц и тонкая, сухая кожа. Она лишена каких бы то ни было желез. Единственная железа, которая имеется у птиц – копчиковая. Она располагается у основания хвоста. Ее маслянистый секрет выдавливается птицами клювом и наносится на оперение. Существует несколько гипотез о значении секрета копчиковой железы. Традиционно считается, что вещество, выделяемое копчиковой железой, служит для увеличения водоотталкивающих свойств, несмачиваемости пера. В последние годы появились исследования, указывающие на участие секрета копчиковой железы в поддержании эластичности перьев.
Что едят птицы?
Птицы по типу питания делятся на насекомоядных, растительноядных и хищных. Насекомоядные (дятлы, синицы, воробьи и другие) ловят насекомых. Они любят полакомиться короедами, мухами, комарами, стрекозами. Растительноядные пернатые (чижи, дрозды, щеглы и другие) питаются различными растениями, выискивают в земле корешки, добывают семена растений. Хищные птицы (орлы, совы, соколы, ястребы, коршуны, филины и другие) охотятся на мышей, зайцев, рыб, лягушек, змей и насекомых. Птицы-хищники имеют превосходное зрение, причем оно во много раз лучше, чем у человека. К примеру, орел способен с большой высоты разглядеть маленькую мышку, бегущую по лугу.
Какая птица умеет плавать под водой?
Самой известной птицей, которая свободно плавает под водой, но при этом совершенно не умеет летать, является . Несмотря на то, что любимая еда пингвинов — мелкая рыбешка, рачки, небольшие и т.д. — в основном находится на поверхности, тем не менее, пингвины при случае могут и нырнуть под воду на большую глубину за чем-нибудь более лакомым — или крупной рыбой. Дайвингом чаще всех занимаются императорские пингвины, некоторые из которых способны погружаться на глубину более полукилометра и охотиться в пучине, не всплывая на поверхность, более 20 минут. Ученые выяснили, что под водой сердце пингвинов начинает биться медленнее, все жизненные процессы от этого замедляются, и кислород расходуется очень экономно.
К классу птицы относятся теплокровные позвоночные животные, приспособленные к полету. Птицы - высокоорганизованные позвоночные, широко распространенные на Земле. Общее число видов более 8500.
От всех других животных птицы отличаются многими особенностями строения и биологии, связанными с полетом. Важный признак птиц - перьевой покров . Из перьев строится их летательный аппарат, с ними связаны многие жизненно важные процессы этих животных. Перья различны по строению и функциям. Лежащие снаружи перья с широкими и плотными пластинками называются контурными . Под ними расположены пуховые перья.
Основная часть контурного пера - длинный ствол. Толстый конец ствола, входящий в кожу, называется очин (его очиняли, когда писали перьями), выше очина ствол не имеет внутри полости, он называется стержнем , к которому прикрепляется опахало - широкая пластинка пера, образующая летательную поверхность. Каждая половинка опахала состоит из тонких роговых пластинок - бородок , от каждой из них отходят еще более тонкие отростки - бородочки , заканчивающиеся крючочками, с помощью которых они цепляются за бородочки соседних бородок (бородки I порядка, бородки II порядка). Перо такого строения оказывает воздуху большое сопротивление, и в то же время, является очень легким, что имеет значение при полете.
Под контурными перьями расположены пуховые перья , бородки которых не имеют крючочков и не соединяются друг с другом. Поэтому пуховые перья всегда «распушенные» и очень легкие. Между ними сохраняется воздух, отличающийся плохой теплопроводностью, благодаря чему тело птицы очень хорошо защищено от потерь тепла. Таким образом, перья служат не только для полета, но н для терморегуляции.
Контурные перья образуют летательную поверхность крыла, поэтому их называют маховыми . Роль руля у птицы выполняют длинные контурные перья, которые называются рулевыми .
При той большой работе, которую выполняют перья, они быстро снашиваются, с чем связано у птиц явление линьки (2-3 раза в год). Особенно болезненно проходит линька у гусей и уток, так как при этом у них выпадают сразу все маховые перья. Тогда птицы становятся совершенно беспомощными и нуждаются в особой охране их от браконьеров.
Голова у птиц маленькая и легкая, жевательные мышцы сильно уменьшены: челюсти тонкие, одеты легкими роговыми чехлами, образовав клюв . Подвижность головы обеспечивает развитая шея. Туловище плотное, обтекаемой формы. Передние конечности превратились в органы полета - крылья . Задние конечности у большинства птиц небольшие, в полете прижимаются к туловищу. Многие птицы на задних конечностях имеют по четыре пальца: три обращены вперед, а четвертый - назад (цевка ).
Трубчатые кости птиц, в отличие от других наземных позвоночных, не содержат костного мозга и заполнены воздухом. Они легки и очень прозрачны. Даже плотные и крепкие кости черепа птиц тонки и легки, срастаясь между собой, образуют очень прочный череп. Уменьшению массы скелета способствуют укорочение хвостового отдела позвоночника, отсутствие ряда костей. Таким образом, скелет птиц очень прочный и в то же время исключительно легкий. Кроме того, в скелете есть и другие приспособления к полету: поясничные и крестцовые позвонки прочно соединены, являясь опорой туловищу. К грудным позвонкам прикрепляются ребра, которые соединяются с брюшной стороны с грудиной, образуя грудную клетку. На грудине имеется большой выступ - киль , к нему прикрепляются хорошо развитые мышцы, приводящие в движение крыло. В черепе птиц различают крупную округлую мозговую коробку с большими глазницами и вытянутыми костями челюстей, лишенными зубов.
Кожа у птиц сухая. У основания рулевых перьев почти у всех птиц располагается копчиковая железа , выделяющая маслянистую жидкость. Птица смазывает ею перья, что предохраняет их от намокания и делает эластичными. Расположение мышц в организме птицы своеобразно: на спинной стороне их почти нет, основная масса находится на брюшной стороне и особенно сильно развиты грудные мышцы, а также мышцы голени и бедра.
В связи с отсутствием зубов у птиц имеется ряд особенностей в строении и работе органов пищеварения. Пищевод птиц образует выпячивание — зоб , где постепенно накапливается пища, здесь же она увлажняется и размягчается и затем поступает в желудок, состоящий из двух отделов: железистого и мускулистого . В железистом пища перерабатывается химически, под действием желудочного сока. В мускулистом отделе у птиц имеются мелкие камешки, которыми пища перетирается, размельчается и еще больше растворяется. Далее пища обрабатывается желчью печени и соком поджелудочной железы и, всасываясь стенками короткого кишечника, усваивается. Пищеварение проходит у птиц быстро, непереваренные остатки пищи не задерживаются в задней кишке и выбрасываются наружу. Все это имеет большое значение при полете.
Органы дыхания у птиц . Легкие птиц отличаются от мешкообразных легких земноводных и от ячеистых легких пресмыкающихся. Легкие птиц имеют губчатое строение. Входящие в них бронхи многократно ветвятся. Ряд разветвлений бронхов оканчивается в полости легких, а некоторые, выходя из них, расширяются, образуя воздушные мешки , которые расположены между мышцами, внутренними органами и в трубчатых костях. Дыхание в покое осуществляется посредством расширения и сужения грудной клетки. В полете такое дыхание невозможно. В это время оно осуществляется так: при каждом взмахе крыла воздушные мешки растягиваются и заполняются воздухом, при опускании крыльев мешки сжимаются и воздух через легкие выходит наружу. Благодаря этому воздух автоматически дважды проходит через легкие, и птицы даже при очень быстром полете не страдают от одышки.
Органы кровообращения у птиц . Сердце у птиц, в отличие от пресмыкающихся, четырехкамерное : состоит из двух предсердий и двух желудочков. Левая половина сердца содержит артериальную кровь, правая — венозную. Движение крови происходит, как у земноводных и пресмыкающихся, по двум кругам кровообращения. Но артериальная кровь никогда не смешивается с венозной. Благодаря этому у птиц постоянная температура тела , во многих случаях более высокая, чем у человека (40-45°C). Правда, у птенцов она колеблется, и их необходимо согревать. Птицы относятся к теплокровным животным.
Органы выделения птиц - парные почки . От них отходят мочеточники, по которым моча попадает в клоаку. Мочевой пузырь отсутствует.
Головной мозг птиц , по сравнению с таковым у рыб, земноводных, пресмыкающихся, развит сильнее, особенно мозжечок , обеспечивающий координацию движений, и большие полушария , что обусловливает более сложное поведение птиц. Из органов чувств наиболее развиты органы зрения и слуха. Глаза у птиц, как и у пресмыкающихся, снабжены тремя веками: верхним, нижним и мигательной перепонкой.
Орган слуха состоит из трех отделов: внутреннего , среднего и наружного слухового отверстия.
Размножение и развитие птиц
Птицы - раздельнополые. У самца развивается два семенника , у самки - один яичник . От органов размножения в клоаку тянутся выводковые трубки (два семяпровода или яйцевод). Яйца созревают постепенно и откладываются по одному через определенные промежутки времени. В отличие от пресмыкающихся, все птицы, кроме сорных кур, насиживают яйца .
Внутреннюю часть яйца составляет желток с находящимся на его поверхности зародышевым диском . Желток одет очень тонкой оболочкой и поддерживается в жидком белке двумя плотным белковыми канатиками . Подвешенный желток подвижен и располагается так, что зародышевый диск всегда находится наверху ближе к теплому телу насиживающей птицы. Подскорлуповая оболочка , одевающая белок, на тупом конце яйца расслаивается и образует небольшую воздушную камеру . Яйцо сверху покрыто известковой оболочкой , пронизанной порами, через которые осуществляется газообмен зародыша с внешней средой. Снаружи на скорлупе имеется тонкая пленка, защищающая яйцо от проникновения в него микробов.
Яйцо птицы может развиваться только при нагревании (насиживании) до температуры 38-40°C. Продолжительность насиживания у различных птиц разная: у голубя она длится 15-18 дней, у колибри - 10-12, у страусов - 55-60 дней, у других птиц - от 17 до 21 дня.
У развивающегося зародыша сначала образуются зачатки мозга и мышечных сегментов, далее обособляется громадная голова с зачатками жаберных щелей. Очень рано закладывается сердце. Конечности закладываются в виде выпячиваний, более близких к плавникам, чем к крылу и ноге. Еще через несколько дней они начинают напоминать лапки наземных низших позвоночных. Хвост закладывается коротким с самого начала, но по количеству позвонков он ближе к хвосту пресмыкающихся.
Постепенно формируются все органы. По строению они начинают становиться типичными для птиц. Наконец, израсходовав весь питательный материал яйца, птенец движением клювика, снабженного на конце крепким бугорком, продалбливает скорлупу и вылупливается.
В зависимости от уровня развития различают птенцов выводковых и птенцовых . Выводковые после вылупливания вполне развиты, могут самостоятельно передвигаться. Птенцовые - недоразвитые, голые, слепые, беспомощные, лишь слегка покрыты пухом. Их кормят родители до тех пор, пока они не станут самостоятельными.
Кроме того, ряд птиц проявляют особую заботу о птенцах. Это и подбор мест для гнездования, его обустройство, маскирование, насиживание яиц, обогревание и вскармливание птенцов, очистка гнезда и т. д. Существуют и другие формы заботы. Например, известно, что кукушка откладывает яйцо в гнезда других птиц, и хотя сама не насиживает яиц, но проявляет заботу о будущем птенце: смотрит за тем, чтобы хозяин гнезда не заметил подкидыша и не выбросил его из гнезда. Как правило, в гнезде кукушонок вылупливается первым и начинает сам о себе заботиться: выбрасывает оставшиеся яйца из гнезда или даже птенцов, обеспечивая себе полноценное питание до вылета из гнезда. Забота птиц проявляется и в том, что взрослые птицы в случае опасности подают сигнал тревоги птенцам, или же самка отвлекает «посягателя» на гнездо различными маневрами, притворяясь раненой, бьет крыльями по земле и другими способами.
Людмила Вяткина
Конспект НОД «Поговорим о птицах» (подготовительная группа)
Цели занятия :
Углубить и расширить знания детей о птицах нашего города ;
Объяснить причину перелетов птиц (перелетные, зимующие, кочующие) ;
Учить отличать птиц от других животных ;
Обогащать и активизировать речь детей;
Воспитывать заботливое отношение к птицам ; желание помогать птицам в трудный для них период.
Предварительная работа :
Наблюдение за птицами на прогулке ;
Рассматривание иллюстрации с птицами ;
Разучивание подвижной игры «Птицелов » ;
Чтение художественной литературы о птицах .
Оборудование :
Демонстрационный материал «Птицы » ;
Модели – схемы для сравнения птиц с другими животными ;
Несколько перьев птиц ;
Ножницы, стаканчики с водой;
Карточки для дидактической игры «Где зимуют птицы ?» ;
Кормушки и различный корм для птиц .
Ход занятия.
Воспитатель : здравствуйте, ребята! Вот и наступила осень. Какие изменения произошли в природе?
Дети : (перечисляют признаки осени) .
Воспитатель : почему стало мало птиц ?
Дети : исчезли насекомые, а птицы , которые питаются насекомыми, улетели в теплые края.
Воспитатель : ребята, чем отличаются птицы от других животных ?
Дети : (отвечают, опираясь на модели – схемы) .
Воспитатель : каких птиц вы знаете ?
Дети : (перечисляют птиц ) .
Воспитатель : куда улетают птицы осенью ?
Дети : на юг.
Воспитатель : как называются птицы , которые улетели на юг?
Дети : перелетные птицы .
Воспитатель : каких вы знаете перелетных птиц ?
Дети : …
Воспитатель : с наступлением холодов осенью начинается перелет птиц , вот как об этом написано в стихотворении Е. Благининой :
Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают, улетели, улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел,
Аист крыльями полощет –
Улетает, улетел.
Лист качается узорный,
В синей луже на воде.
Ходят грач с грачихой черные
В огороде, по гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи,
Улетают, улетели, улетели и грачи.
Ребята, о каких птицах это стихотворение ?
Дети : о перелетных.
Воспитатель : первыми улетают от нас быстрокрылые птицы . Это стрижи, ласточки, скворцы, жаворонки. Они улетают в конце августа, т. к. пропадают многие насекомые. Эти птицы питаются насекомыми , они называются насекомоядными.
А сейчас вам задание, найдите насекомоядных птиц ?
В золотые осенние дни собрались к отлету журавли. Покружились они над родным болотом, собрались в косяки, потянулись в дальние теплые страны. Впереди летит самый сильный – вожак. Позднее всех улетают дикие гуси и утки – когда замерзают реки и озера. Эти птицы называются водоплавающие.
И опять вам задание, найдите водоплавающих птиц ?
Высоко летят стаи птиц , с неба слышим мы их прощальные клики. Словно они кричат : «До свидания ребята, до радостной встречи весной! Мы обязательно к вам вернемся!»
А сейчас предлагаю поиграть в игру «Прилетели птицы !»
Прилетели птицы :
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…
(дети хлопают)
Воспитатель : Что не правильно?
Дети : мухи.
Воспитатель : А мухи – это кто?
Дети : насекомые.
Воспитатель : вы правы. Ну что ж продолжим.
Прилетели птицы :
Голуби, синицы.
Аисты, вороны,
Галки, макароны.
(дети хлопают)
Воспитатель : начинаем снова…
Прилетели птицы :
Голуби, куницы.
(если дети не обращают внимание на куниц, то воспитатель объявляет счет)
Воспитатель : один ноль в мою пользу. Куницы – вовсе не птицы . Продолжаем…
Прилетели птицы :
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галочки, стрижи,
Аисты, кукушки…
Даже совки – сплюшки…
(дети хлопают)
Воспитатель : что такое? Не плюшки, а совки – сплюшки!
Прилетели птицы :
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи
Комары, кукушки…
(дети хлопают и говорят что комары это насекомые)
Воспитатель :
Прилетели птицы :
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совки – сплюшки,
Лебеди, скворцы…
Все вы молодцы!
Воспитатель : Ребята, а еще у всех птичек есть перышки, каждое перо имеет стержень, и если мы положим перышки на стол и на них подует ветерок, что случится?
Дети : перья полетят, они легкие.
Воспитатель : если стержень пера разрезать, то мы увидим, что внутри пусто, поэтому перья очень легкие.
Обмакните перо в стакан с водой, намокло ли перо, изменилось ли перо?
Дети : нет, вода скатилась капельками.
Воспитатель : перья защищают птицу от воды и сырости .
Подумайте, зачем нужны птицам большие перья ?
Дети : чтобы летать.
Воспитатель : для чего им нужны маленькие перышки?
Дети : для тепла.
Воспитатель : теперь рассмотрите окраску перьев. Что можете сказать?
Дети : перья разные по цвету. Они украшают птиц .
Воспитатель : часто можно встретить очень красивых птиц .
(воспитатель демонстрирует птиц с ярким оперением )
Воспитатель : вы наверно немножко устали, поэтому я предлагаю поиграть в подвижную игру «Птицелов » .
Играющие выбирают себе названия птиц , крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре которого – птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят , кружатся вокруг птицелова и произносят :
В лесу, во лесочке,
На зеленом дубочке,
Птички весело поют.
Ой! Птицелов идет !
Птицелов хлопает в ладоши , играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц . Тот, кого он нашел, подражает крику птицы , которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока .
Играющий становится птицеловом . Играющие не должны прятаться за предметы, встречающиеся на пути. Игроки обязаны останавливаться на месте точно по сигналу.
Воспитатель : не все птицы улетают , есть те, которые остаются с нами зимовать. Как они называются?
Дети : зимующие, оседлые.
Воспитатель : каких вы знаете зимующих птиц ?
Дети : (перечислят зимующих птиц нашего края ) .
Воспитатель : предлагаю поиграть в игру «Где зимуют птицы ?»
Перед вами карточки, на которых слева изображена снежинка, а справа – солнце. Ваша задача – из предложенных маленьких карточек выложить на левую сторону зимующих птиц , а где солнышко – перелетных.
(воспитатель вместе с детьми проверяет задание)
Воспитатель : молодцы, ребята, с заданием справились.
А почему говорят, что зима трудное время для птиц ?
Дети : (высказываются) .
Воспитатель : как можно проявить о них заботу зимой?
Дети : …
Воспитатель : что можно использовать в качестве корма для птиц зимой ?
Дети : …
Воспитатель : действительно, зима – трудное время для птиц , особенно если она морозная и многоснежная. Не найти птицам под снегом корма . Голодная птица сильно страдает от холода. Зимний день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом.
Нужно поддержать птиц , сделать для них кормушки и не забывать приносить в них корм. Это очень полезное дело.
Некоторые ребята со своими родителями и мы с вами тоже изготовили кормушки. И сейчас мы вместе выйдем на улицу и повесим их на дерево перед вашими окнами, а вы пообещайте, что каждый день будете выносить пищу и наблюдать, какие птицы прилетают к вашим кормушкам.
Воспитатель : но прежде чем это сделать напомните мне кто же из птиц остается на зимовку в нашей республике?
Дети : …
Воспитатель : каких вы запомнили перелетных птиц ?
Дети : …
Воспитатель : чем птицы отличаются от других животных?
Дети : …
Воспитатель : для чего птицам нужны большие перья ? А маленькие?
Дети : …
Воспитатель : спасибо, вы сегодня хорошо поработали. Вот вам кормушка и корм, кормите и берегите птиц .