Выпускать птиц на волю
Д. К. Зеленин
Увековеченный А. С. Пушкиным русский
народный
обычай выпускать весною
на волю птиц
Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по
духовной культуре 1934-1954. М., "Индрик", 2004, с.
237-242.
В
своем письме из Кишинева Н. И.
Гнедичу 13 мая 1822 г. А. С. Пушкин писал: «Знаете
ли вы трогательный
обычай русского мужика в Светлое
Воскресение выпускать на волю
птичку? вот вам стихи на это». К
письму приложено было известное
стихотворение:
В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины;
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
[Пушкин 1906, с. 44]
Обычай, о котором говорит здесь
Пушкин, сохранялся у русских
до XX столетия; он связан был с
весенними праздниками - в одних
местах с Пасхой, в других местах - с
праздником Благовещенья
25 марта старого стиля. Шире был
распространен второй срок - Благовещенье, и например, В.
И. Даль знал только один этот срок: «Благовещенье- птиц
на волю отпущенье» [Даль 1862, с. 977]. Но близ
Петербурга (Ленинграда) обычай падал
на Пасху. А. И. Терещенко
в 1848 г. писал о нем следующее: «В
Петербурге сохранился умили-
238
тельный обычай, который, как говорят, существует также
во многих
местах России. В Страстную неделю и в
неделю Светлого Воскресения разносят птичек в клетках,
как-то: жаворонков, синиц, подорожников и продают их, с
условием на выпуск. Благотворительная и вместе
трогательная мысль - и тех, которые ловят для продажи на
выпуск, и тех, которые покупают, чтобы освободить из
неволи. Должно
думать, что обычай освобождения
птичек введен нашими тюремными затворницами, когда они,
услаждая свое заключение пением
звонко-голосистых пленниц в течение
зимы, выпускали их на волю
в светлый праздник, когда выпускали
из тюрьмы виновных и должников. - Я знаю много примеров,
что русские девушки собирают
складчину на тот самый предмет, чтобы
откупить несколько клеток
и выпустить птичек на волю. Какая
должна быть радость для освободительниц!» [Терещенко
1848, ч. 6, с. 97-98].
Наиболее полное описание
интересующего нас русского обычая
дал А. А. Коринфский: «С незапамятных
пор ведется на Руси добрый
обычай - выпускать о Благовещеньи
птиц из клеток на вольную волю.
Он соблюдается повсеместно: и но
селам, и в городах. Этим празднуется приход весеннего
тепла <...> В городах к этому дню нарочно ловят
бедные люди птичек и приносят на
рынок целыми сотнями, выпуская
их за деньги, охотно даваемые купцами
и всяким прохожим людом,
вспоминающим, при виде чирикающих
пернатых пленниц, о завещанном стариною обычае. Впрочем,
птицеловы и сами напоминают всем
об этом своими возгласами вроде: „Дайте
выкуп за птичек - пташки
Богу помолятся!" У деревенской
детворы есть целый ряд особых песенок-веснянок,
приуроченных к благовещенскому выпусканию птичек на волю.
Вот одна из них, записанная в Симбирском Поволжье:
Синички-сестрички,
Тетки-чечотки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воры-ворбьи.
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!
За нас Божью Мать молите!
Синички-сестрички...
и т. д.»
[Коринфский 1901, с. 195-196].
239
Об украинцах в районе Купянска П. В.
Иванов в 1907 г. писал:
в Благовещенье «выпускают из клеток
певчих пташек: чижей, снегирей, щеглов, синиц, на волю,
чтобы они благословляли Бога и просили
у него счастья тому, кто выпустил их
из неволи» [Иванов 1907, с. 84].
Рассматриваемый обычай известен всем
восточнославянским народам, т. е. не только русским, но
также украинцам и белорусам,
но чаще встречается в городах, а не в
деревнях. Наиболее распространенное старое народное
объяснение гласит, что выпущенные
на волю птицы ходатайствуют перед
Богом за того человека, кто их
выпустил, и это объяснение
согласуется с другим русским обычаем,
который отметил также и Т. Г.
Шевченко у уральских казаков: поминки самоубийц состояли
в том, что кормили зернами вольных
птиц [Шевченко 1861, с. 14; Зеденин
1916, с. 3-4,286].
Для выяснения более древнего смысла
обычая необходимо привлечение сравнительного материала.
Все древние обычаи известны
не одному только народу, а многим, во
всяком случае нескольким
народам мира. У одних народов они
сохранились лучше, у других
хуже, у одних сохранились древнейшие
объяснения обычая, у других - более новые.
Интересующий нас русский обычай известен также анатолийским туркам. Русский ученый В. А. Гордлевский в 1906 г. записал в Стамбуле от уроженца Сиваского вилайета следующее: «Когда выпадет первый снег, крылья у куропаток подмокнут, и они с трудом находят себе пищу. Зная это, (турецкие. - Д. 3.) крестьяне охотятся тогда за ними и, схватив их живьем, продают обыкновенно в городе. Сердобольные люди, надеясь заслужить у Бога прощение своим грехам, покупают их и держат дома до весны. Когда наступает время выводить птенцов, т. е. в середине марта, горожане со своими куропатками выходят куда-нибудь за город. Взяв куропатку в руку, каждый выпускает ее, приговаривая:
Азатбузат,
дженнети г
ö
зет!
(Вот ты свободна, так сторожи рай).
А вслед куропаткам кричат еще: не
поминай нас лихом; когда
будет день Страшного Суда, расскажи о
нашем добром поступке
Богу!» [Гордлевский 1910, с.
177-178]. Таким образом, анатолийские
турки смотрят на выпускаемую птицу
как на вестника, на посланца
к Богу.
240
Только одни птицы летают к Нуму, т.
е. к тому доброму и высшему богу, который сотворил мир,
- так говорили ненцы (самоеды)
Ю. И. Кушелевскому [Кушелевский 1868,
с. 116] в объяснение того,
почему у ненецких жилищ были
укреплены на вершине длинного
кола деревянные фигуры летящей птицы.
По старинным верованьям
якутов, вид ворона, орла и других
птиц и животных (жеребца) прини-
мала на себя Эехсит, которую якуты
считали за «посредника между
божеством и человеком, т. е.
принимателя их просьб и относителя
к Богу, и приносителя к ним повелений
божеских» [Описание якутов
1822,с.211-212].
В древности у монгольских народов
было обыкновение выпускать на волю диких зверей, наложив
на них свои клейма. Иранский
историк Мирхонд сообщает, что так
делал Чингисхан после охоты-облавы [Банзаров 1891, с.
93, прим.]. Есть предания, что также поступали встарь и
бурят-монголы [Клеменц, Хангалов 1910, с. 150].
Наложение клейм свидетельствует, что
в выпускаемых зверях видели каких-то своеобразных
посланцев: клейменые звери мыслились,
очевидно, посредниками и ходатаями
перед опасными демонами
за освободившего их человека.
По-видимому, подобных же посланцев
видели в выпускаемых
на волю птичках также и грузины. Во
всяком случае об одной грузинской княгине, жившей в
начале XIX в. в Москве, рассказывали,
что она купила в Москве на рынке
множество зябликов и выпускала
их всех на волю с напутствием: летите
в Грузию и передайте там моим
соотечественникам привет от меня.
Здесь, конечно, понимание древнего обычая очень
модернизовано, но развилось оно на древней основе.
У удмуртов в районе города Мамадыша существовал прежде праздник лебедей - мерен васечком (буквально: великое общественное богослужение). Праздник совершался летом, в июле, и сопровождался жертвоприношением многочисленных домашних животных, которые подбирались парами, т. е. самец и самка. К этому празднику еще в начале весны удмурты покупали пару лебедей, самца и самку, которых жрец должен был кормить и приучать к людям. Во время праздника эти лебеди ходили среди собравшихся удмуртов и клевали насыпанные для них зерна. По поведению лебедей гадали об урожае. После праздника на шею лебедям привязывали шелковым шнурком по одному серебряному рублю, кланялись им и отвозили километров за 30 на реку Вятку, где выпускали на волю. В объяснение этого обычая удмурты рассказывали
241
легенду: давным-давно, во время
обычного жертвоприношения в лесу у
села Нырьи, прилетел на двух
лебедях главный бог Солтан, обещал
верующим разные блага на
земле и скрылся [Афанасьев 1881, с.
281. Ср. Островский 1873, с. 38].
И эта легенда, и привязываемые на шеи
выпускаемых лебедей серебряные рубли заставляют
предполагать, что в выпускаемых лебедях
удмурты видели своих посланцев к тому
богу Солтану, который некогда прилетал к удмуртам на
паре лебедей. Правда, в этих серебряных рублях сами
удмурты усматривали подражание тем серебряным
бляхам, которые видели на шеях
лебедей, привезших к селу Нырье
Солтана, но это явно новое толкование.
Идея о живых посредниках между людьми
и божеством - сравнительно новая идея, которая и могла
развиться только уже с появлением у людей имущественных
отношений феодального типа. Появление и развитие этой
идеи довольно прозрачно выражено в истории
культа так называемых изыхов у многих
народов Сибири. Культ изыхов восходит к тотемизму, но
только как отдаленная реминисценция;
эту отдаленную связь культа изыхов с
тотемизмом мы пытались вос-
создать в другой своей работе [Зеленин
1936, с. 288 и
сл., 333; гл. 5
«Скотоводческие онгоны и изыхи»]. Изых - это посвященное
божеству
домашнее животное; главные
отличительные его особенности - неприкосновенность и
свобода. Иранский историк XIII в. Рашид-ад-Дин
называет изыха «онгоном», т. е.
демоном, и отмечает его независимость. Выпуск животного
на волю - одно из проявлений этой неприкосновенности.
Изыха запрещалось убивать, ударять, как бы то ни
было использовать его силу, его
шерсть, рога, молоко и т. д.
Культ изыхов возник на основе развитого скотоводства. Как общее правило, изых неприкосновенен для женщин, которые не имели права прикасаться даже к поводу изыха: очевидно, культ изыхов развился в эпоху патриархального рода. Правда, встречались также и специально женские изыхи, но они возникли позднее по образцу мужских изыхов и в параллель им. На сравнительно очень позднем этапе развития культа изыха возникло представление об изыхе как о посреднике между людьми и демоном. В этом представлении отразились новые имущественные отношения, когда бедняки получали от богатых владельцев стад скотину во временное пользование на определенных условиях. Изых - это домашнее животное, которое принадлежит демону, но человек кормит его у себя; в таком изыхе человек имеет ближайшего посредника в своих отношениях к демону и на этой почве человек становится более близким к мощному демону.
242
Изыхов
-
домашних животных не всегда выпускали на волю,
так как во многих случаях это повело
бы только к голодной смерти
животного, особенно зимой. Но когда в
роли изыхов появились дикие птицы и звери, то для них
выпуск на волю оказался обязательным и важнейшим
признаком. Известную роль тут сыграли реминисценции
тотемизма, а также фольклорные сказания о благодарных
зверях, когда герой сказки
освобождает оказавшегося в беде зверя
или птицу, и те потом ему помогают.
Эти фольклорные сказания,
безусловно, тотемистического
происхождения. У тотемистов вообще
обычны случаи, когда они выпускали на
волю пойманного чужеродцем тотема. Г. Н. Потанин
приводит такой случай из жизни казахов
[Потанин 1881, с.4]. Но возводить
непосредственно к тотемизму рассматриваемый нами русский
обычай мы никак не можем: тотемизму
совершенно чуждо представление о
посредниках между людьми и демонами, там тотем сам
представляется своеобразным демоном.
Бытовая обстановка русского обычая
также не имеет ничего общего с пережитками тотемизма.
Русский обычай совершенно не связан с древним занятием
охотой. Русские обычно выпускали в весенние праздники на
волю лесных певчих птичек, которых профессионалы ловили
и продавали в качестве певчих комнатных птиц. Целые
рынки для продажи таких певчих птичек
в старой Москве (в Охотном
ряду) и других русских городах
свидетельствуют, что обычай держать в жилье, в клетках,
лесных певчих птичек был издавна широко
распространен у русских. Эта именно
бытовая обстановка и способствовала сохранению русского
обычая; у анатолийских турок бытовая обстановка столь
близкого к русскому обычаю была совсем иною.
Теплые страны, куда птицы улетают на зиму, украинцы называли словом «вирий». Это древнее слово встречается уже в поучении Владимира Мономаха: «И сему ся подивуемы, како птица небесная из ирья идут». Из старого русского языка это слово проникло к якутам, где переводится: рай [Ионов 1914, с. 349]. Здесь находит себе объяснение турецкое поручение выпускаемой куропатке: «сторожи рай».
В своем письме из Кишинева Н. И. Гнедичу 13 мая 1822 г. А. С. Пушкин писал: «Знаете ли вы трогательный обычай русского мужика в Светлое Воскресение выпускать на волю птичку? вот вам стихи на это». К письму приложено было известное стихотворение:
В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины;
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью:
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!
[Пушкин 1906, с. 44]
Благовещение. Зайцев Николай Егорович
Обычай, о котором в стихах говорит Пушкин, сохранился у русского народа до XX столетия и был связан с весенними праздниками. В одних местах России птиц выпускали на Пасху, в других местах - на праздник Благовещенья 7 апреля (25 марта по-старому стилю). Владимир Иванович Даль пишет: «Благовещенье - птиц на волю отпущенье». (В. И. Даль 1862 г., стр. 977).
«В Петербурге сохранился умилительный обычай, который, как говорят, существует также во многих местах России. В Страстную неделю и в неделю Светлого Воскресения разносят птичек в клетках, как-то: жаворонков, синиц, подорожников и продают их, с условием на выпуск. Благотворительная и вместе трогательная мысль - и тех, которые ловят для продажи на выпуск, и тех, которые покупают, чтобы освободить из неволи. Должно думать, что обычай освобождения птичек введен нашими тюремными затворницами, когда они, услаждая свое заключение пением звонко-голосистых пленниц в течение зимы, выпускали их на волю в светлый праздник, когда выпускали из тюрьмы виновных и должников. - Я знаю много примеров, что русские девушки собирают складчину на тот самый предмет, чтобы откупить несколько клеток и выпустить птичек на волю. Какая должна быть радость для освободительниц!» [Терещенко 1848, ч. 6, с. 97-98].
Чиж — Spinus spinus
Александр Пушкин в своем письме из Кишинева Николаю Гнедичу 13 мая 1822 г. писал: «Знаете ли вы трогательный обычай русского мужика в Светлое Воскресение выпускать на волю птичку? Вот вам стихи на это». К письму приложено было известное стихотворение:
В чужбине свято наблюдаю,
Родной обычай старины;
На волю птичку выпускаю,
При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью:
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!
(А.С.Пушкин. 1823г.)
Обычай, о котором в стихах говорит Пушкин, сохранился у русского народа до XX столетия и был связан с весенними праздниками. В одних местах России птиц выпускали на Пасху, в других местах — на праздник Благовещенья 7 апреля (25 марта по-старому стилю). Владимир Иванович Даль пишет: «Благовещенье — птиц на волю отпущенье». (В. И. Даль 1862 г., стр. 977). В Санкт-Петербурге приходился на Пасху.
Чижик — Spinus spinus
Чиж — Spinus spinus
В книге «Быт русского народа» (1848 г.) этнограф и археолог Александр Власьевич Терещенко (1806 — 1865) писал об обычае освобождения птиц из неволи следующее: «В Петербурге сохранился умилительный обычай, который, как говорят, существует также во многих местах России.
В Страстную неделю и в неделю Светлого Воскресения разносят птичек в клетках: жаворонков, синиц, подорожников и продают их, с условием на выпуск. Благотворительная и вместе трогательная мысль - и тех, которые ловят для продажи на выпуск, и тех, которые покупают, чтобы освободить из неволи. …Я знаю много примеров, что русские девушки собирают складчину на то, чтобы откупить несколько клеток и выпустить птичек на волю. Какая должна быть радость для освободительниц!» (А. В. Терещенко 1848, часть 6, стр. 97-98).
У деревенской детворы есть целый ряд особых песенок-веснянок, приуроченных к благовещенскому выпусканию птичек на волю.
«Уж ты, ластовка, ты косатая,
Ай лели-лели, ты косатая!
Ты возьми ключи, лети на небо.
Ай лели-лели, лети на небо!
Ты запри зиму, отомкни лето.
Ай лели…»
Вот ещё одна из песенок, записанная в Симбирском Поволжье:
Синички-сестрички,
Тетки — чечотки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята — молодцы,
Воры — воробьи.
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!
За нас Божью Мать молите!
Синички-сестрички… и т. д.»
(А.А. Коринфский 1901 г., стр. 195-196).
Украинский этнограф Пётр Васильевич Иванов (1837 – 1931 г.г.) писал в 1907 году о том, что украинцы, живущие в Купянске в Благовещенье «выпускают из клеток певчих пташек: чижей, снегирей, щеглов, синиц, на волю, чтобы они благословляли Бога и просили у него счастья тому, кто выпустил их из неволи». (П. В. Иванов 1907г., стр. 84).
Обычай освобождения птиц из клеток известен всем восточнославянским народам — русским, украинцам, белорусам. Старое народное объяснение этого обычая гласит, что выпущенные на волю птицы ходатайствуют перед Богом за того человека, кто их выпустил.
В Грузии был древний обычай выпускать птиц-посланников на волю. В начале XIX века, жившая в Москве грузинская княгиня купила на рынке множество зябликов и выпускала их всех на волю с напутствием: летите в Грузию и передайте привет от меня – это пример модернизованного понимания древнего обычая.
В чём древний смысл обычая отпускать весной птиц на волю?
Чечётка — Acanthis flammea — Redpoll
Все древние обычаи известны не только одному народу, а многим или, во всяком случае, нескольким народам мира. В памяти одних народов обычаи сохранились лучше, у других — хуже, у одних народов сохранились древнейшие объяснения обычая, у других - более новые.
Обычай отпускать птиц весной известен анатолийским туркам. В 1906 году Русский ученый востоковед, академик АН СССР Владимир Александрович Гордлевский (1876-1956), посвятивший многие годы изучению истории Турции. От уроженца Сиваского вилайета он записал в Стамбуле: «Когда выпадет первый снег, крылья у куропаток подмокнут, и они с трудом находят себе пищу. Зная это, турецкие крестьяне охотятся тогда за ними и, схватив их живьем, продают обыкновенно в городе. Сердобольные люди, надеясь заслужить у Бога прощение своим грехам, покупают их и держат дома до весны. Когда наступает время выводить птенцов, то есть в середине марта, горожане со своими куропатками выходят куда-нибудь за город. Взяв куропатку в руку, каждый выпускает ее, приговаривая: Азатбузат, дженнети гöзет! (Вот ты свободна, так сторожи рай).
А вслед улетающим куропаткам турки кричат: «Не поминай нас лихом; когда будет день Страшного Суда, расскажи о нашем добром поступке Богу!» (В. А. Гордлевский 1910 г., стр. 177-178). Таким образом, анатолийские турки смотрят на выпускаемую птицу, как на вестника и посланца к Богу.
Путешественник, исследователь Северного полюса, Ямала и севера Тюменской губернии Кушелевский Юрий Иванович (1825-1880) в «Путевых записках» 1868 года писал о том, что ненцы (самоеды) считают, что птицы летят к доброму и высшему богу Нуму, сотворившему мир. (Ю. И. Кушелевский 1868 г., стр. 116). У своих жилищ якуты ставят длинный кол, на вершине которого укрепляют деревянные фигуры летящей птицы:
вороны, орла, чайки, или По старинным верованьям якутов, вид птицы принимает богиня Эехсит, она «посредник между божеством и человеком». Богиня принимает просьбы людей, относит Богу и приносит им божеские повеления». («Описание якутов», 1822 г., стр. 211-212).
В древности у монгольских народов было обычай выпускать на волю диких зверей, заклеймив их. Первый бурятский учёный, востоковед, Доржи Банзаров (1822-1855г.г.) упоминает о том, что иранский придворный историк Мирхонд (1433 -1498 г.г.) записал, что Чингисхан после охоты-облавы приказывал клеймить и выпускать зверей. (Д. Банзаров 1891, стр. 93,). Этнографы и исследователи Клеменц Д. А. и Хангалов М. Н. в 1910 году писали о том, что бурят-монголы, в старину, тоже клеймили и отпускали на свободу зверей. (1910, стр. 150).
Коноплянка — Acanthis cannabina — Linnet
Московка — Parus ater — Coal Tit
Наложение клейма на пойманного зверя свидетельствует, что выпускаемый зверь был посланцем, ходатаем перед демонами за человека, освободившего их.
Древний русский обычай совершенно не связан с занятием охотой. Русские обычно выпускали в весенние праздники на волю лесных певчих птичек. В старой Москве, в Охотном ряду, на Птичьем рынке продавали лесных певчих птичек в качестве певчих комнатных птиц. Обычай держать в доме, в клетках, лесных певчих птичек был издавна широко распространён у русских, как бытовая традиция, именно, это способствовало сохранению древнерусского обычая. У анатолийских турок бытовая обстановка обычая выпускать птиц на волю, схожа с русским обычаем, но всё же несёт другую смысловую нагрузку.
Теплые страны, куда птицы улетают на зиму, украинцы называли словом «вирий». Это древнее слово встречается в поучении Владимира Мономаха: «И сему ся подивуемы, како птица небесная из ирья идут ». Древнерусское слово «ирья» (от слова ведического санскрита ) проникло к якутам и сохранилось в языке, как «рай» (Ионов 1914, стр. 349). Отсюда происходит объяснение турецкому поручению, выпускаемой куропатке: «Сторожи рай!».
В пятницу, 7 апреля, православные верующие люди отмечают Благовещение. В этот день в городах России принято отпускать на волю птиц. Такая традиция пришла с древних времен. Считали, что выпущенные птицы могли ускорить приход весны. Однако большинство считают это символом благой вести, которую архангел Гавриил принес Богородице.
Традиция Благовещения: выпуск птиц на волю. Видео: один из 12 главных праздников
Праздник Благовещения — один из 12 главных праздников в православном календаре волнующих душу каждого человека. Благовещение означает "благая" или "добрая" весть. Эта неделя посвящена вести, которую принес Деве Марии Архангел Гавриил, о том, что она будет матерью Спасителя Человечества. По народному поверью, Благовещение один из самых значительных праздников как на небе, так и на земле.
В этот день верующие не выполняют никакой работы: «девица косы не заплетает, птица гнезда не вьет; кукушка за то без гнезда осталась, что на Благовещение завила».
День Благовещения почитается днем милосердия. Заключенных в тюрьмах посещали и раздавали милостыня. Для бедных устраивались обеды в царских палатах, в этот период Государь сам даровал беднякам обильной милостыней.
В некоторых православных странах, определенный период, считали Новый год именно с этого дня. И в Благовещения невзирая на Великий пост, разрешали кушать рыбу.
Традиция Благовещения: выпуск птиц на волю. Видео: птицы символ праздника
Птицы символ праздника, символ начало новой жизни, считалось и человеческая душа освобождается от грехов в этот день.
После Литургии, по давнему русскому обычаю, духовенство и ребята отпускают птиц на волю потому, что собственно в облике голубя и появлялся Святой Дух.
Данный обычай был возрожден в 1995 году и теперь происходит во многих церквях. Кроме голубей, Алексий II выпускает еще на волю и семь личных птиц — синичек.
Со слов Святейшего Патриарха, эта наполненная глубокого смысла традиция "символизирующая, что птицы уже не в клетке, а на воле, напоминает, что и в нашей свободной воле — поиск Царствия Божия".
Выпускание птиц – прекрасная всенародная традиция, не богослужебная. Полагаю, она обладает правом существовать в такой радостный Праздник, когда душа стремится к Небу.
Традиции отпускания птиц на Благовещение приводит многих экологов в ужас. Отлов диких птиц, для них стресс и многие умирают. Духовенство по этому поводу, утверждают, что идет с древних времен, и многие им очень радуются. А птицы им привозят специальные птицеловы, и риск для них минимальный.
Чем больше традиций тем больше ярко переживаются и запоминаются праздники. Это касается, в первую очередь, детей.
Ведь рождество без елки не встречают, а то эмоциональное состояние, которое дети переживают когда выпускают птиц, яркое красочное и очень радостное
В день Благовещение, когда ребенок держащий в своих руках птичку, а потом выпускает.
Его сознание запоминает особенность такого обычая- праздника, помогая идти от внешнего вглубь. Как и на крещение нырять в прорубь откладывает определенную значимость события.
, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке в Москве.
Выпускание птиц на Благовещение – очень красивый обычай. Но Церковь жива и когда сталкивается с какими-то новыми вызовами, проблемами, то совершенно естественно на них реагирует.
Мне кажется, что если мы столкнулись с практикой, когда к этому обычаю начинают прилепляться и хотят на нем заработать злые люди, то мы не можем никак в этом участвовать.
Точно так же, как нельзя давать милостыню человеку, который пьян, потому что, получается, ты участвуешь в его грехе: он пойдет и дополнит сейчас то, на что ему не хватает.
Поэтому, наверное, если настоятель принимает решение о том, что в его приходе обычай будет действовать, то надо искать голубятню в округе и договариваться с её хозяином.
Пусть это будет один голубь, пусть весь приход выходит на улицу, поет тропарь и смотрит, как священник выпускает одного голубя. Этого вполне достаточно.
Милосердное отношение к животным совершенно естественно для христиан. Святой царь и пророк Давид говорит: «Блажен иже и скоты милует». А святые нашего храма Косьма и Дамиан были прославленны в том числе за то, что, помимо того, что они обращали ко Христу и исцеляли людей, они исцеляли животных. Их любящее сердце не могло видеть страдания даже бессловесных тварей.
Если выпускание птиц из благочестивой традиции превращается лишь в бизнес и если вреда получается больше, наверное, даже на приходском уровне нужно объяснять это. Если не подпитывать незаконный бизнес, он сам собой затухнет.
К традиции – с умом
, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в селе Пучково (Московская область):
Выпускание птиц – красивая народная традиция, не богослужебная. Думаю, она имеет право на существование в такой радостный Праздник, когда душа стремится к Небу.
Особой глубины я в такой традиции не нахожу, но почему бы не сделать вот такое дополнительное украшение, тем более – для детей?
Но одно дело, когда выпускают прирученных голубей, а другое – когда покупают непонятно у кого купленных лесных птиц неизвестно в каких условиях содержавшихся. Наверное, не стоит следовать традиции любым путем. Вроде того – раз «положено», срочно бежим оптом закупать птиц.
Курица на праздничном столе никого не смущает?
Протоиерей Максим Первозванский , главный редактор журнала «Наследник»:
Мы семьёй каждый год выпускаем птиц на Благовещение.
Я в принципе отношусь к животным не «по-европейски». Животные – это животные и не более того. Притом что у нас дома есть кошки, птицы, рыбы, черепахи. За городом – собака. Мы за ними ухаживаем, если болеют – лечим.
Протоиерей Максим Первозванский
Вообще, в отношениях к животным, птицам в современном обществе существует явный перекос: люди пребывают в таком животно-природном кризисе, когда, с одной стороны, много людей, которым животные заменяют членов семьи, с другой – мы живем в отрыве, отчуждении от природы, не видим, как пасутся коровы, клюют зернышки куры и так далее.
Вот и начинаем относиться к животным, как к людям, наделяя их теми качествами, которыми они не обладают.
Иногда животное или птица может быть еще и красивым символом. Понятно, что надо постараться максимально уменьшить вред, который мы наносим им.
Но народной традицией всё давным-давно продуманно. Птички, которых продают на том же птичьем рынке на выпуск – специально для этого пойманные. Они не присиженые, не привыкшие домашней жизни. Поэтому риск для них – минимальный.
Что касается традиции отпускания птиц на Благовещение – чем больше наши церковные праздники обогащаются всевозможными дополнительными традициями, тем более ярко они переживаются. Это касается, в первую очередь, детей. И птичек мы выпускаем в 90% ради них, но и взрослые все-таки не остаются в стороне.
Разве можно представить себе Рождество без ёлки? Это настолько эмоционально сильное впечатление, когда мы приносим домой живую ёлку! Кстати, в последние годы всё чаще звучат призывы: «Не покупайте живых ёлок, берегите природу!» Хотя ёлки эти специально выращивают в специальных хозяйствах и эти доходы позволяют существовать лесничествам, которые как раз заботятся о диком лесе.
На Благовещение, когда ребёнок держит в руках синичку или щегла, а потом птичка выпархивает из рук – незабываемое впечатление, которое фиксирует в его сознании особенность Праздника, помогая идти от внешнего – вглубь. Вот потому, кстати, я сторонник купания в проруби на Крещение – это врезается в память, в чувства, четко фиксирует особенность Праздника.
Возвращаясь к благовещенской традиции: птиц ловят люди, которые умеют делать это грамотно, профессионально. Мы уже столько лет следуем этой традиции, что не ездим на птичий рынок: супруга звонит знакомому ловцу, который привозит нам птиц.
Вообще, я не очень понимаю проблему. Вот у человека есть двое детей, и он хочет купить им по одной птичке. Он едет, покупает на рынке, они их выпускают и все радуются.
Навредить птичкам, сломать им что-то – сложно: у них большой запас прочности и нужно приложить большие усилия, чтобы сделать что-то подобное.
Хотя, конечно, два пятиклассника, которые купили птиц без взрослых, могут как-то навредить им. Но ведь чаще это делается именно под присмотром взрослых. Если вы не уверены, что понимаете, как поставить поилку и насыпать зернышки, а потом как достать птичку из клетки, не поломав ей что-то, то и не делайте этого! Конечно, ко всему нужно подходить осмысленно.
Я не считаю, что эта традиция наносит какой-то вред природе. Вообще в дикой природе птицы гибнут не реже, чем в «страшных» историях, которые ходят вокруг благовещенской традиции. А весенний период – вообще для многих птиц критичный. Очень много птиц погибает – от холода, от сырости, от бескормицы, от хищников. Что поделать, такая жизнь!
Если бы я видел в выпускании птичек просто какую-то забаву, то, наверное, она бы не имела смысла, но, на мой взгляд – это яркий символ, помогающий и в духовном воспитании наших детей.
Вообще странно звучат рассуждения из серии «птичку жалко». Скоро все сядут за пасхальный стол, у всех на столе будет мясо, птица, и никто проблемы в этом видеть не будет.
Не будет криков в социальных сетях, что ради вкусных блюд сто тысяч бедных кур лишили жизни, зарезали пятьдесят тысяч несчастных коров, потом их разделывали, снимали шкуру. Ведь мясо так и добывается, а не появляется волшебным образом в супермаркете сразу разрезанным на кусочки.
Так что, повторяю, я за здравый смысл и яркие традиции.
К природе нужно относиться по совести
, декан факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ):
«Птичка Божия не знает
Ни заботы, ни труда,
Хлопотливо не свивает
Долговечного гнезда», –
всем с раннего возраста знакомы эти строчки Пушкина.
Есть красивый старинный обычай – на Благовещение выпускать на волю птиц. Забытый в 20-м веке, этот обычай стал возрождаться с конца минувшего столетия вместе с возрождением Церкви.
У детей, да нередко и у взрослых возникает чувство подлинного восторга, когда томившиеся в клетке птички вдруг радостно и стремительно взмывают к небу: все смотрят, не отрывая глаз, как они описывают, все выше и выше, красивые круги, а потом, по какому-то непонятному для нас наитию, вдруг уверенно направляют полет в открывшееся им направление – домой, в родную голубятню…
Душа рвется за птицами, туда, в небо, и у людей сохраняется светлое воспоминание на всю жизнь.
Птицы – твари Божии, по-своему особые, живущие в воздушной стихии. Их нужно любить, беречь, что особенно чувствуют дети. А взрослые показывают им нередко противоположный пример – они теперь часто стали относится к этой Божьей твари как к средству извлечения дохода: владельцы птиц сдают их в аренду на день праздника, чтобы получить прибыль, которая потом нередко просто пускается «на ветер», но не в птичью стихию. А самих птичек, бывает, не берегут.
Хороший обычай, но другое дело – что наслаивается порой на него в современных условиях. И здесь нужно быть внимательными. Все-таки красивые обычаи не должны становиться сплошным предметом коммерциализации. Потому что это убивает духовность церковного общества.
Очень нужно хранить трезвость чувств и благодарность к Богу и напоминать об этом детям: Господь дал нам всё, вот и этих птичек тоже. Его нужно за всё непрестанно благодарить, хранить чувство признательности в своём сердце и тогда наша жизнь будет светлой.
В том числе, мы поймём, в каких случаях стоит или не стоит выпускать птиц и каких птиц. Ведь выпускание птиц, когда они ликующе устремляются к небу, к свету – это символическое действие. И это состояние человеческого сердца, человеческой души, которая на Благовещение впервые начала освобождаться от земных пут.
Весть, принесённая Пресвятой Богородице Марии ангелом с Неба, была радостной и освобождающей все человечество. А птицы – символизируют ангелов, они несут радость свободы и счастья.
И есть голуби, которые живут в хороших условиях и всегда возвращаются к тому, кто за ними ухаживает. Но какой смысл, если на волю выпускают, например, покалеченных птиц, обреченных на погибель? Бедный голубок с трудом взлетает до первой ветки и там сидит, безучастный к собственной судьбе. Какой уж здесь символ! И становится грустно.
Люди, будьте бдительны ко всякой Божьей твари, и идите против всякого не- благочестия, не-любви. Всем нам нужно все время следить и за собой, и за детьми. Церковь учит нас, что есть «совесть к людям», есть «совесть к вещам», и также есть «совесть к природе».
Пусть подрастающее поколение имеет больше совести ко всему, что нас окружает, пусть дети больше любят лес, поле, цветы, ручьи, птиц… и берегут все это данное Богом богатство.