Суворин Алексей Сергеевич: биография, деятельность и интересные факты.

Суворин Алексей Сергеевич (1834-1912), русский журналист, издатель, коммерсант, предприниматель, театральный критик, драматург. Он относится к русским самородкам, сумевшим совершить головокружительную карьеру и встать в ряд крупнейших общественных деятелей России.

Родился 11 сентября 1834 в селе Коршеве Воронежской губернии, в многодетной крестьянской семье. Тем не менее, мальчик сумел оказаться в числе курсантов Михайловского кадетского корпуса в Воронеже, который и окончил в 1850. В 1851 он поступил юнкером в Дворянский полк Константиновского артиллерийского училища в Петербурге. Суворин, обладая ярко выраженными гуманитарными способностями, не имел склонности к военной службе, но обучение в военном училище оказалось для него более реальным способом получить образование, нежели поступление в университет. В 1853, окончив курс училища, Суворин отказался от военной службы, сдал экзамены на право преподавания истории и географии. В течение восьми лет преподавал в Бобровском уездном училище, затем в Воронеже, и упорно занимался самообразованием.

В 1861 приезжает в Москву, где проводит год, войдя в круг московских литераторов и приобретая знакомства в художественных и предпринимательских кругах. Так формировалась основа будущей широкой общественной и культурной деятельности Суворина.

В 1862 он перебирается в Петербург, где начинает свою журналистскую карьеру; становится сотрудником и секретарем «С.-Петербургских ведомостей» В.Ф.Корша, одновременно пишет для «Русского инвалида» и «Вестника Европы». Скоро становится ведущим фельетонистом столичной прессы. Талантливый и остроумный Суворин в то время фактически возглавлял либеральный журналистский авангард Санкт-Петербурга. Особой популярностью пользовались его фельетоны, регулярно, в течение десяти лет, появлявшиеся на страницах «С.-Петербургских ведомостей» под псевдонимом «Незнакомец». Как правило, они были посвящены театру - так проявилась одна из главных страстей всей жизни Суворина, позже вписавшая его имя в историю русского театра. Пробовал он себя и в прозе - его рассказы вызывали одобрение Чехова, Лескова, Репина, а роман В конце века. Любовь признан в литературоведении предвестником направления русского декаданса.

Параллельно развивался другой его талант - талант предпринимателя и организатора. С 1871 Суворин начинает издательскую деятельность. Сначала он выпускает Русский календарь, вскоре приобретший всероссийскую известность, позже - огромную, включающую в себя около 400 названий, серию «Дешевая библиотека», охватывающую всю историю русской литературы до середины 19 в. Тематика издаваемых им книг постоянно расширялась, его издательский диапазон был огромным - от художественных альбомов (Дрезденская галерея, Лондонская галерея, Императорский Эрмитаж, Палестина и др.) до технических и справочных изданий (Весь Петербург, Вся Москва, Вся Россия). При этом он вел огромную работу по организации каналов сбыта и распространения издаваемой литературы: открывал книжные магазины в Петербурге, Москве, Харькове, Одессе, Ростове, Саратове; добился монопольного права на распространение своей печатной продукции в торговых точках на железных дорогах всей России.

Эта коммерческая и просветительская деятельность Суворина закономерно привела к следующему шагу - в 1876 он приобрел в собственность петербургскую газету «Новое время», и не просто контролировал ее издание, но оставался действующим редактором. А в 1880 основал новый историко-литературный журнал «Исторический вестник» (редактором журнала он сделал С.Шубинского).

К этому времени меняется общественно-политическая направленность деятельности Суворина. Крупный предприниматель не мог позволить себе либеральную позицию, волей-неволей он должен был поддерживать политику правящих кругов. Суворин отдался воплощению своей давней мечты - организации театра. Это был театр Литературно-артистического кружка (позже переименованный в театр Литературно-художественного общества), который с самого начала петербуржцы называли театром Суворина. Театр был открыт в 1895, и его художественная программа была аполитичной. Главной его целью было просвещение публики и развитие русской культуры - репертуар строился на лучшей современной и классической драматургии

Однако избежать политики Суворину не удалось: в 1900 его театр оказался в центре политического скандала в связи с постановкой пьесы В.Крылова и С.Литвина (Эфрона) Контрабандисты. После этого в среде либеральной интеллигенции имя Суворина стало одиозным, а его театр и газета потеряли былую популярность. Возродить эту популярность не смог и «Журнал Театра Литературно-художественного общества», издававшийся Сувориным в 1907-1910 (за это время вышло десять номеров).

На предпринимательской деятельности Суворина этот политический скандал не сказался, его гигантское издательское предприятие продолжало развиваться и процветать.

Скончался Суворин 11 августа 1912 в Царском Селе на собственной даче вблизи Баболовского дворца. После его смерти театру Литературно-художественного общества (просуществовавшему до 1917) было присвоено имя А.Суворина. А под заголовком газеты «Новое Время» было решено навсегда оставить подпись: «Основатель А.С.Суворин».

Алексей Сергеевич СУВОРИН
(1834-1912)

СУВОРИН, АЛЕКСЕЙ СЕРГЕЕВИЧ (1834-1912), русский журналист, издатель, коммерсант, предприниматель, театральный критик, драматург. Он относится к русским самородкам, сумевшим совершить головокружительную карьеру и встать в ряд крупнейших общественных деятелей России.
Родился 11 сентября 1834 в селе Коршеве Воронежской губернии, в многодетной крестьянской семье. Тем не менее, мальчик сумел оказаться в числе курсантов Михайловского кадетского корпуса в Воронеже, который и окончил в 1850. В 1851 он поступил юнкером в Дворянский полк Константиновского артиллерийского училища в Петербурге. Суворин, обладая ярко выраженными гуманитарными способностями, не имел склонности к военной службе, но обучение в военном училище оказалось для него более реальным способом получить образование, нежели поступление в университет. В 1853, окончив курс училища, Суворин отказался от военной службы, сдал экзамены на право преподавания истории и географии. В течение восьми лет преподавал в Бобровском уездном училище, затем в Воронеже, и упорно занимался самообразованием.
В 1861 приезжает в Москву, где проводит год, войдя в круг московских литераторов и приобретая знакомства в художественных и предпринимательских кругах. Так формировалась основа будущей широкой общественной и культурной деятельности Суворина.
В 1862 он перебирается в Петербург, где начинает свою журналистскую карьеру; становится сотрудником и секретарем «С.-Петербургских ведомостей» В.Ф.Корша, одновременно пишет для «Русского инвалида» и «Вестника Европы». Скоро становится ведущим фельетонистом столичной прессы. Талантливый и остроумный Суворин в то время фактически возглавлял либеральный журналистский авангард Санкт-Петербурга. Особой популярностью пользовались его фельетоны, регулярно, в течение десяти лет, появлявшиеся на страницах «С.-Петербургских ведомостей» под псевдонимом «Незнакомец». Как правило, они были посвящены театру – так проявилась одна из главных страстей всей жизни Суворина, позже вписавшая его имя в историю русского театра. Пробовал он себя и в прозе – его рассказы вызывали одобрение Чехова, Лескова, Репина, а роман В конце века. Любовь признан в литературоведении предвестником направления русского декаданса.
Параллельно развивался другой его талант – талант предпринимателя и организатора. С 1871 Суворин начинает издательскую деятельность. Сначала он выпускает Русский календарь , вскоре приобретший всероссийскую известность, позже – огромную, включающую в себя около 400 названий, серию «Дешевая библиотека», охватывающую всю историю русской литературы до середины 19 в. Тематика издаваемых им книг постоянно расширялась, его издательский диапазон был огромным – от художественных альбомов (Дрезденская галерея, Лондонская галерея, Императорский Эрмитаж, Палестина и др.) до технических и справочных изданий (Весь Петербург, Вся Москва, Вся Россия ). При этом он вел огромную работу по организации каналов сбыта и распространения издаваемой литературы: открывал книжные магазины в Петербурге, Москве, Харькове, Одессе, Ростове, Саратове; добился монопольного права на распространение своей печатной продукции в торговых точках на железных дорогах всей России.
Эта коммерческая и просветительская деятельность Суворина закономерно привела к следующему шагу – в 1876 он приобрел в собственность петербургскую газету «Новое время», и не просто контролировал ее издание, но оставался действующим редактором. А в 1880 основал новый историко-литературный журнал «Исторический вестник» (редактором журнала он сделал С.Шубинского).
К этому времени меняется общественно-политическая направленность деятельности Суворина. Крупный предприниматель не мог позволить себе либеральную позицию, волей-неволей он должен был поддерживать политику правящих кругов. Суворин отдался воплощению своей давней мечты – организации театра. Это был театр Литературно-артистического кружка (позже переименованный в театр Литературно-художественного общества), который с самого начала петербуржцы называли театром Суворина. Театр был открыт в 1895, и его художественная программа была аполитичной. Главной его целью было просвещение публики и развитие русской культуры – репертуар строился на лучшей современной и классической драматургии
Однако избежать политики Суворину не удалось: в 1900 его театр оказался в центре политического скандала в связи с постановкой пьесы В.Крылова и С.Литвина (Эфрона) Контрабандисты . После этого в среде либеральной интеллигенции имя Суворина стало одиозным, а его театр и газета потеряли былую популярность. Возродить эту популярность не смог и «Журнал Театра Литературно-художественного общества», издававшийся Сувориным в 1907–1910 (за это время вышло десять номеров).
На предпринимательской деятельности Суворина этот политический скандал не сказался, его гигантское издательское предприятие продолжало развиваться и процветать.
Скончался Суворин 11 августа 1912 в Царском Селе на собственной даче вблизи Баболовского дворца. После его смерти театру Литературно-художественного общества (просуществовавшему до 1917) было присвоено имя А.Суворина. А под заголовком газеты «Новое Время» было решено навсегда оставить подпись: «Основатель А.С.Суворин».
Татьяна Шабалина
(Энциклопедия "Кругосвет" )

    "Телохранитель России: А. С. Суворин в воспоминаниях современников" - прислал Слава Неверов

    Аннотация издательства:
    В настоящем издании впервые собраны воспоминания людей, лично знавших выдающегося русского журналиста и издателя, общественного и культурного деятеля Алексея Сергеевича Суворина (1834-1912). Часть публикуемых статей никогда не переиздавалась после 1917 года. Другая часть - уникальные, архивные документы, которые печатаются впервые, в том числе и духовное завещание А. С. Суворина.
    В книге прослеживается путь человека, родившегося под соломенной крышей в селе Коршево Бобровского уезда Воронежской губернии, к вершинам русской политики и культуры. Подвижник и патриот, основатель самой влиятельной национальной газеты рубежа XIX-XX веков, друживший с А. П. Чеховым и В. В. Розановым, показан во всей полноте своих жизненных и общественных интересов.
    Одновременно перед читателем открывается широкая панорама жизни пореформенной России, во многом схожая по проблематике с нашим временем.

    Б. Б. Глинский. Родители А. С. Суворина
    Б. Б. Глинский. Алексей Сергеевич Суворин (биографический очерк)
    В. В. Розанов. Из припоминаний и мыслей об А. С. Суворине
    В. М. Грибовский. Несколько встреч с А. С. Сувориным (По личным воспоминаниям)
    П. И. Соколов. Воспоминания об А. С. Суворине
    С. Н. Шубинский. Памяти А. С. Суворина
    Н. М. Ежов. Алексей Сергеевич Суворин (Мои воспоминания о нем, мысли, соображения)
    Д. Н. Вергун. Суворин и славянство
    Митрополит Антоний. Ветеран русской печати
    А. В. Амфитеатров. Десятилетняя годовщина
    Е. П. Карпов. А. С. Суворин и основание театра литературно-артистического кружка. Странички из воспоминаний «Минувшее»
    В. М. Грибовский. Чествование А, С. Суворина в Малом театре
    Н. И. Кравченко. А. С. Суворин и живопись
    М. О. Меньшиков. Талант и стойкость
    М. О. Меньшиков. Жива Россия
    М. О. Меньшиков. Памяти А. С. Суворина
    М. О. Меньшиков. Кого хоронит Россия
    Памяти Суворина
    Приложение. Духовное завещание
    Примечание

Журналист - непростая профессия. Особенно не просто журналисту, если он обозревает и критикует те темы общественной жизни, которые критиковать очень опасно. Алексея Суворина можно назвать отцом русской журналистики. Он яркий пример из русской истории, того как надо заниматься любимым делом так, чтобы помимо удовольствия оно еще и приносило прибыль. Алексей Сергеевич, безусловно, один из самых известных людей конца 19, начала 20 века.

Родом Алексей Суворин из Воронежской губернии. В 1834 году в семье офицера русской армии и дочери священника родился сын Алексей. Образование он получал в стенах воронежского Михайловского кадетского корпуса, потом были классы дворянского полка в столице Российской Империи. Из стен училища Алексей вышел сапером. На службе в русской армии долго не продержался, армейские сапоги его не прельщали.

В университет на бюджетное место Суворин не пробился, и в связи с этим был вынужден пойти работать учителем географии в городке Боброво. В конце 50-ых годов 19 столетия, он стал сотрудничать с провинциальными изданиями, в которых активно печатали заметки Алексея. Несколько его статей даже было опубликовано в журнале Чернышевского - «Современник».

В 1862 году Алексей Сергеевич переезжает в Санкт-Петербург. Здесь он печатается в «Санкт-Петербургских ведомостях». За годы работы с этим изданием Суворин обрел славу театрального критика. Его черки, заметки и рецензии, вскоре превратились в книгу - «очерки и картинки». В 1872 году начинается издательская деятельность Суворина, он выпускает «Русский календарь». На полученную с продаж прибыль Алексей Сергеевич покупает газету «Новое время».

Спустя год, Суворин вкладывается в покупку типографии. Теперь он не только журналист, владелец газеты, но и издатель. Суворин был первопроходцем в различных газетных изысках. Так, например, именно он придумал страницу с платными объявлениями в газете и продавал читателям то, что им нравилось.

Получив доходы с частных коммерческих объявлений, Суворин находит новую нишу для дальнейшего развития. Издательство есть, газета есть… Чего не хватает? Конечно, своих магазинов для распространения печатной продукции. Так, в 1878 году он открыл на Невском проспекте свой первый книжный магазин. Вскоре магазины и киоски Суворина опутали сетью всю страну. В эти же годы основывает «Дешевую библиотеку». Цель открытия заведения - просвещение русского народа. Прославился Суворин и издательством различных справочников, которые пользовались спросом, и действительно были весьма полезны.

Алексей Сергеевич очень трепетно относился к Истории России. Так, вместе с историком Шубинским, они основали новый журнал - «Исторический вестник». Издание просуществовало, вплоть до революции. За 20 лет издательской деятельности, ими было издано более 1000 книг.

Стоит упомянуть, что Алексей Суворин - журналист, занимался переводами стихов и сам писал рассказы и романы. Любил он русский театр, так на его деньги в столице Российской Империи появился Петербургский малый театр. Алексей Сергеевич отличался консервативными взглядами, за что не раз подвергался критики со стороны либеральных сил. Не раз его критиковали и .

Умер Алексей Сергеевич Суворин в 1912 году.

Сегодня мы поговорим о биографии и деятельности Алексея Суворина - известного журналиста, писателя, издателя, а также драматурга и театрального критика. Его жизнь была полна ярких и интересных событий. Итак, начнем знакомство.

Детские годы

Суворин Алексей Сергеевич родился в 1834 году, осенью, в небольшом селе Коршеве (в настоящее время Воронежская область РФ). Отец парня был государственным крестьянином в селе. Получил травму при Бородинской битве, а после - офицерское звание. Позже стал капитаном, а это означало, что вся семья получает пожизненное потомственное дворянство. В 49 лет женился снова, так как овдовел. Избранницей стала 20-летняя дочь священника Александра. В браке у пары появилось 9 детей, из которых Алексей был самым старшим.

В 1851-м Алексей окончил Михайловский кадетский корпус в Воронеже. Стал сапером, через время вышел в отставку. После этого посвятил себя педагогической деятельности в Воронеже и Боброве. В это время сблизился с писателем Никитиным.

Молодость

В одном известном журнале разместил рассказ об обычной сельской жизни под названием «Гарибальди». Он стал очень известным, так как на многих творческих вечерах его зачитывал известный актёр Садовский. Начиная с 1858 года Суворин Алексей Сергеевич стал размещать в журналах собственные статьи. Писал под выдуманным именем Василий Марков. Немного позднее графиня Е. В. Салиас-де-Турнемир пригласила Суворина переехать на время в Москву, для того чтобы поучаствовать в «Русской речи». Когда она прекратилась, Суворин занялся новым для себя делом - составлением книг для народного чтения. Это он делал по заказу «Общества распространения полезных книг» в Москве. Среди его работ следует отметить «Историю смутного времени», «Боярина Матвеева», повесть «Солдат и солдатка», «Аленка».

Жизнь в Санкт-Петербурге

Алексей Сергеевич Суворин, биография которого принимала все более интересный поворот, переселился в Петербург в 1863 году. Писал в журнале «Русский инвалид» под псевдонимом А. Бобровский. Печатал свои короткие рассказы, которые после опубликовал в книге «Всякие: очерки современной жизни». Из-за некоторых особенно вольнодумных глав в 1866 году представители власти возбудили против молодого человека уголовное дело. Книга была сожжена, Алексей Суворин был приговорен к 2 месяцем тюремного заключения, но позже его наказание было изменено: он получил 2 недели работ на гауптвахте.

Незнакомец

Наибольшую известность в качестве литератора получил тогда, когда писал под псевдонимом Незнакомец в конце 1860-х годов. Писал в журнале «Санкт-Петербургские ведомости». Именно в жанре фельетона ярче всего раскрылся талант Суворина. Он умело сочетал искренность и тонкое остроумие. Изюминкой его творчества было то, что он умел найти подход к каждому человеку. Даже критикуя, он не задевал личность. Ему удалось модифицировать традиционный утренний фельетон - в нем он первым стал обсуждать различные весомые события, происходящие в литературной, политической и общественной жизни города.

Стоит отметить, что журналист Алексей Суворин был не из робкого десятка. Он не стеснялся открыто критиковать многих деятелей. Его нападки терпели Катков, Скарятин и другие. При этом Алексей задевал только общественные стороны деятельности людей. Что касается политических взглядов, то здесь Суворин был умеренным либералом-западником. Его суждения строились на принципах терпимости, широких политических свобод и протеста против узкого национализма.

Неподражаемый успех фельетонов Незнакомца сделал Суворина главным объектом ненависти в известных кругах. Кстати, в 1874 году редакция В. Корша была изъята из «Санкт-Петербургских ведомостей». Основной причиной тому послужили фельетоны Алексея.

Публика поняла, какого человека потеряла, только тогда, когда Суворин выпустил в 1875 году две новые книги. Они были моментально раскуплены, хотя описываемые события были уже не так актуальны.

Новый виток карьеры

В том же году Алексей начинает писать в «Биржевых ведомостях». Через год купил газету «Новое время» вместе с В. Лихачевым. Издателем Алексей Суворин стал вынужденно, так как редактором он быть не мог по цензурным причинам. Собственно, официально издателем этой газеты он и остался до конца своих дней. Публика многое ожидала от Алексея. Все думали, что снова возродятся известные нам «Санкт-Петербургские ведомости». Для первых выпусков свои произведения предложили Н. Некрасов и М. Е. Салтыков-Щедрин. Однако ожидания большинства не оправдались. Издательство газеты выражало огромную симпатию к болгарскому восстанию в 1876 году. Это принесло Суворину Алексею Сергеевичу еще больше уважения и известности не только в кругах его былых поклонников, но и среди новой публики. Однако через пару лет все поняли, что остроумный язык Суворина уже не вернется. С каждым выпуском газета становилась все более консервативной.

Однако надо сказать, что газета немного обезличивала образ Суворина. В целом его стиль остался таким же, хотя многое в нем изменилось. Достоинством его было то, что он избегал грубых, вульгарных и необоснованных нападок, что практиковалось в ряде других газет. Но факт остается фактом: с приобретением газеты писать Суворин стал меньше. Лишь изредка он вел рубрику «Маленькие письма».

Принял активное участие в создании организации монархической направленности под названием «Русское собрание» в 1901 году. На некоторое время он даже вошёл в совет организации, но со временем эта деятельность привлекала его все меньше.

Драматургия

В последние годы Суворин Алексей Сергеевич, краткую биографию которого мы рассматриваем, увлёкся театром. Эта сфера была ему близка, так как он не раз выступал в роли рецензента.

В роли драматурга приобрел популярность благодаря драме «Татьяна Репина». Она была навеяна реальными трагическими событиями, а именно самоубийством молодой харьковской актрисы Е. Кадминой в 1881 году. А. Чехов даже написал небольшое продолжение, которое позже Суворин очень высоко оценил и напечатал.

Не меньший успех имела драма под названием «Медея», которая была написана в соавторстве с В. Бурениным. Также была замечена историческая драма под названием «Дмитрий Самозванец и царевна Ксения». Можно подумать, что жанр драмы был самым любимым для Суворина, но это не так. Он писал комедии и шутки: «Женщины и мужчины», «Он в отставке», «Честное слово», «Биржевая горячка».

Издательство

Начиная с 1972 года начал издавать «Русский календарь». Еще во времена покупки «Нового времени» приобрёл книжный магазин и крупную издательскую фирму. Между прочим, она занимала ведущее место в книжной торговле. Начиная с 1895 года еще издавал известное справочное издание «Вся Россия». Также издавал справочник адресов «Весь Петербург». Здесь помещалась информация не только об улицах и учреждениях города, но также предоставлялся список квартиросъёмщиков.

Семья

Суворин Алексей Сергеевич, подробная биография которого представлена выше, состоял в двух браках. Первый брак он заключил с Анной Барановой, переводчицей. В браке родилось 5 детей: 3 сына и 2 дочери. Сын Михаил стал известным драматургом, писателем, общественным деятелем консервативной направленности и журналистом, то есть пошел по стопам отца. Умер в Белграде в изгнании. Второй сын, Алексей, стал журналистом и издателем. Писал под псевдонимом Порошин. Активно популяризировал лечебное голодание. По неясным причинам покончил жизнь самоубийством.

Второй раз женился на Анне Орфановой, которая приходилась сестрой писателю-народнику М. Орфанову, пишущему под псевдонимом Мишла. В браке родилось 9 детей. Сын Борис, родившийся в 1879 году, стал издателем, журналистом, писателем. Умер в изгнании в Югославии. Дочь Анастасия стала актрисой.

Погиб герой статьи теплым летом 1912 года в Царском Селе.

Подводя итоги статьи, хочется сказать о том, что Суворин Алексей Сергеевич оставил после себя достойный след в истории. Каким была его биография? Алексей Суворин был разносторонним человеком. Биография его полна разных занятий, в каждом из которых он был достойным деятелем. К сожалению, в широких кругах имя его не слишком известно, но в узких Алексея Суворина знают и уважают.

СУВОРИН, АЛЕКСЕЙ СЕРГЕЕВИЧ (1834–1912), русский журналист, издатель, коммерсант, предприниматель, театральный критик, драматург. Он относится к русским самородкам, сумевшим совершить головокружительную карьеру и встать в ряд крупнейших общественных деятелей России.

Родился 11 сентября 1834 в селе Коршеве Воронежской губернии, в многодетной крестьянской семье. Тем не менее, мальчик сумел оказаться в числе курсантов Михайловского кадетского корпуса в Воронеже, который и окончил в 1850. В 1851 он поступил юнкером в Дворянский полк Константиновского артиллерийского училища в Петербурге. Суворин, обладая ярко выраженными гуманитарными способностями, не имел склонности к военной службе, но обучение в военном училище оказалось для него более реальным способом получить образование, нежели поступление в университет. В 1853, окончив курс училища, Суворин отказался от военной службы, сдал экзамены на право преподавания истории и географии. В течение восьми лет преподавал в Бобровском уездном училище, затем в Воронеже, и упорно занимался самообразованием.

В 1861 приезжает в Москву, где проводит год, войдя в круг московских литераторов и приобретая знакомства в художественных и предпринимательских кругах. Так формировалась основа будущей широкой общественной и культурной деятельности Суворина.

В 1862 он перебирается в Петербург, где начинает свою журналистскую карьеру; становится сотрудником и секретарем «С.-Петербургских ведомостей» В.Ф.Корша, одновременно пишет для «Русского инвалида» и «Вестника Европы». Скоро становится ведущим фельетонистом столичной прессы. Талантливый и остроумный Суворин в то время фактически возглавлял либеральный журналистский авангард Санкт-Петербурга. Особой популярностью пользовались его фельетоны, регулярно, в течение десяти лет, появлявшиеся на страницах «С.-Петербургских ведомостей» под псевдонимом «Незнакомец». Как правило, они были посвящены театру – так проявилась одна из главных страстей всей жизни Суворина, позже вписавшая его имя в историю русского театра. Пробовал он себя и в прозе – его рассказы вызывали одобрение Чехова, Лескова, Репина, а роман В конце века. Любовь признан в литературоведении предвестником направления русского декаданса.

Параллельно развивался другой его талант – талант предпринимателя и организатора. С 1871 Суворин начинает издательскую деятельность. Сначала он выпускает Русский календарь , вскоре приобретший всероссийскую известность, позже – огромную, включающую в себя около 400 названий, серию «Дешевая библиотека», охватывающую всю историю русской литературы до середины 19 в. Тематика издаваемых им книг постоянно расширялась, его издательский диапазон был огромным – от художественных альбомов (Дрезденская галерея , Лондонская галерея , Императорский Эрмитаж , Палестина и др.) до технических и справочных изданий (Весь Петербург , Вся Москва , Вся Россия ). При этом он вел огромную работу по организации каналов сбыта и распространения издаваемой литературы: открывал книжные магазины в Петербурге, Москве, Харькове, Одессе, Ростове, Саратове; добился монопольного права на распространение своей печатной продукции в торговых точках на железных дорогах всей России.

Эта коммерческая и просветительская деятельность Суворина закономерно привела к следующему шагу – в 1876 он приобрел в собственность петербургскую газету «Новое время», и не просто контролировал ее издание, но оставался действующим редактором. А в 1880 основал новый историко-литературный журнал «Исторический вестник» (редактором журнала он сделал С.Шубинского).

К этому времени меняется общественно-политическая направленность деятельности Суворина. Крупный предприниматель не мог позволить себе либеральную позицию, волей-неволей он должен был поддерживать политику правящих кругов. Суворин отдался воплощению своей давней мечты – организации театра. Это был театр Литературно-артистического кружка (позже переименованный в театр Литературно-художественного общества), который с самого начала петербуржцы называли театром Суворина . Театр был открыт в 1895, и его художественная программа была аполитичной. Главной его целью было просвещение публики и развитие русской культуры – репертуар строился на лучшей современной и классической драматургии

Однако избежать политики Суворину не удалось: в 1900 его театр оказался в центре политического скандала в связи с постановкой пьесы В.Крылова и С.Литвина (Эфрона) Контрабандисты . После этого в среде либеральной интеллигенции имя Суворина стало одиозным, а его театр и газета потеряли былую популярность. Возродить эту популярность не смог и «Журнал Театра Литературно-художественного общества», издававшийся Сувориным в 1907–1910 (за это время вышло десять номеров).

На предпринимательской деятельности Суворина этот политический скандал не сказался, его гигантское издательское предприятие продолжало развиваться и процветать.

Скончался Суворин 11 августа 1912 в Царском Селе на собственной даче вблизи Баболовского дворца. После его смерти театру Литературно-художественного общества (просуществовавшему до 1917) было присвоено имя А.Суворина. А под заголовком газеты «Новое Время» было решено навсегда оставить подпись: «Основатель А.С.Суворин»

Татьяна Шабалина