Советская пушка м 46. Но нет, худа без добра! Описания и характеристики орудия

В СССР в первое послевоенное десятилетие гармонично развивались все типы артиллерии, включая артиллерию большой и особой мощности. Руководство страны принципиально отказалось от создания больших стационарных артиллерийских установок. Используя германский и собственный опыт, в Союзе началось проектирование малого дуплекса для корпусной артиллерии, триплекса для артиллерии большой мощности и большого дуплекса для артиллерии особой мощности.

23 апреля 1946 г. Артиллерийский комитет ГАУ выдал тактико-технические требования на проектирование 130-мм и 152-мм пушек на едином лафете. Эти орудия (малый дуплекс) предназначались для замены 122-мм пушки А-19 и 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20, и должны были при почти одинаковом весе иметь существенно лучшую баллистику. Разработка дуплекса велась на заводе № 172 и в НИИ АВ на конкурсной основе. Работы были санкционированы несколькими Постановлениями Совета Министров СССР, первое из которых (№1540-687) вышло 10 июля 1946 г. Разработанные в КБ завода №172 130-мм и 152-мм пушки получили индексы М-46 и М-47. Их технический проект был рассмотрен АК ГАУ 27 декабря 1946 г. Артком предложил переработать проект. Переработанный проект был рассмотрен и одобрен 28 мая 1947 г.

Опытные образцы М-46 и М-47 были изготовлены заводом №172 в июне 1948 г. После прохождения заводских испытаний опытный образец М-47 и трубу от М-46 направили на НИАП, где в июле-ноябре 1948 г. прошли конкурсные испытания М-46 и С-69. 20 декабря 1948 г. в отчёте НИАПа об испытаниях было отмечено превосходство систем СКБ завода № 172 перед системой НИИ-58. Тем не менее и у дуплекса М-46 - М-47 отмечен ряд конструктивных недоделок. В связи с этим на НИАПе с 27 июля по 14 ноября 1949 г. прошли повторные испытания систем завода № 172 и НИИ-58. В ходе испытаний из М-46 сделано 1249 выстрелов, а из М-47 - 423 выстрела, кроме того, М-46 прошла 568 км возкой. По результатам повторных испытаний было решено дальнейшие работы по 130-мм и 152-мм системам НИИ-58 не проводить, так как устранение всех их недостатков «приведёт к существенному изменению их узлов и, по существу, к созданию нового образца». С другой стороны, было решено изготовить опытную серию М-46 и М-47 для проведения войсковых испытаний. Войсковые испытания четырёх М-46 и четырёх М-47 проводились с 9 сентября по 9 ноября 1950 г. Обе системы тесты выдержали и были рекомендованы к принятию на вооружение. 31 декабря 1950 г. было принято Постановление Совмина СССР №4900-2130 об изготовлении в 1951 г. заводом №172 малой серии из двадцати М-46 и четырёх М-47.

Для стрельбы из пушек М-46 и М-47 применяются выстрелы раздельного гильзового заряжания с осколочно-фугасными гранатами и бронебойно-трассирующими снарядами. При переходе в походное положение ствол оттягивался. В исключительных случаях пушка перевозилась со стволом, не приведённым в походное положение, со скоростью до 5 км/ч. Обе пушки перевозились только механической тягой. Их штатным тягачом был средний артиллерийский тягач АТ-С. Допустимая скорость перевозки пушек по хорошим дорогам - до 50 км/ч, по бездорожью - 10-20 км/ч. Время перевода пушек М-46 и М-47 из боевого положения в походное и обратно - 3-4 мин.

Таким образом, пушки М-46 и М-47 могли передвигаться по хорошим дорогам вдвое быстрее, чем 152-мм гаубица-пушка МЛ-20. Кроме того, новый дуплекс позволял значительно быстрее переходить из походного положения в боевое, так как он был снабжён приставными сошниками, которые очень быстро крепились к хоботовой части станин перед стрельбой и которые зарывались на полную глубину с первых 2-3 выстрелов, тогда как у 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20 и 122-мм пушки А-19 забивка тяжёлой кувалдой четырёх сошников становилась операцией трудоёмкой и длительной. Для оттягивания ствола имелась лебёдка с высоким КПД.

130-мм пушка М-46 находилась на вооружении более тридцати стран мира. Любопытно, что в каталоге «Образцы вооружения и боевой техники российского производства» (Москва, 1993) на экспорт наряду с 152-мм пушкой 2А36 «Гиацинт» предлагалась и 130-мм пушка М-46. А где-то в 2005 г. в одно из центральных учреждений ВМФ обратились вьетнамцы с просьбой поставить им в подразделения береговой обороны запасные части к системе М-46.

Кстати, в ходе Вьетнамской войны американские эсминцы и крейсера постоянно обстреливали берега Северного Вьетнама. Вьетнамцы поначалу использовали в обороне побережья 76-мм пушки ЗИС-3. Однако они имели малую дальность и мощность. Ситуация резко изменилась, когда СССР начал поставлять 130-мм пушки М-46. В 1972 г. береговые батареи этих орудий поразили 16 американских кораблей, приблизившихся к берегу. Они получили свыше 80 попаданий артиллерийских снарядов. В числе поражённых были: в апреле - эсминец «Ллойд Томас», в июне - крейсер «Ньюпорт-Ньюс». 27 июня крейсер получил попадание 130-мм снаряда, были повреждены орудие и корабельный катер. В декабре того же года на эсминце «Голдсборо» DDG-20 (водоизмещением 4500 т) погибли два моряка, была пробита верхняя палуба. На эсминцах «Хигби» и «Хэнсон» оказались убитыми и ранеными, соответственно, 63 и 37 человек. «Хигби» ремонтировали 5 месяцев, а «Хэнсон» - 3 месяца.

На взгляд автора, если когда-либо будет написана история боевого применения 130-мм пушки М-46, то она будет читаться как детектив. Чего стоит хотя бы участие её в многочисленных «артиллерийских дуэлях». Так, например, М-46 на Ближнем Востоке в 1967-1973 гг. неоднократно участвовали в дуэлях через Суэцкий канал и на Голанских высотах в Сирии.
А ещё раньше, в конце 1950-х гг. М-46 участвовали в дуэлях во Формозском проливе. Там американцы и гоминдановцы с маленьких островов обстреливали материковый Китай. Профессор Василий Георгиевич Маликов, который был в те годы военным советником в КНР, рассказывал мне, что китайцы как-то немного не могли достать из М-46 батарею дальнобойных американских орудий на одном из островов. Тогда он произвёл расчёт и велел китайцам нагреть заряды М-46, затем дождавшись попутного ветра, обстрелять вражескую батарею. Достали! Больше с этого острова огня по территории КНР не открывалось!

Кстати, китайцы «передрали» один в один М-46 и начали выпускать у себя 130-мм пушку «тип 59». Позже её слегка модернизировали и запустили в производство под названием «тип 59-1». В 2005 г. западные эксперты оценивали общее число 130-мм корпусных пушек в Народно-освободительной армии Китая (НОАК) примерно в 1000 стволов. Среди них значились как советские М-46, так и китайские «тип 59» и «тип 59-1».

Тактико-технические характеристики пушки М-46
Калибр - 130 мм;
Боевой расчет - 8-10 человек
Длина орудия в походном положении - 11.73 м
Длина ствола - 7,6 м / 58 калибров
Ширина орудия в походном положении - 2.45 м
Углы наведения по вертикали - от -2 до +45 град
Углы наведения по горизонтали - сектор 50 град
Масса в походном положении - 8550 кг
Масса боевая - 7700 кг
Масса снаряда - 33.4 кг (ОФС)
Дальность стрельбы максимальная - 27150 м (ОФС)
Скорость снаряда начальная - 930 м/с
Скорострельность - 8 выстр/мин
Боеприпасы: осколочно-фугасный снаряд (ОФС)

Тактико-технические характеристики пушки М-47
Калибр - 152 мм;
Масса, кг: около 7700
Тип тягача: АТ-С
Клиренс, мм: 375..450
Скорость возки по шоссе, км/ч: до 50
Длина, мм: 10 670
Длина ствола, мм: 6650
Ширина, мм: 2 450 на марше
Высота, мм: 2 500 на марше
Калибр, мм: 152,4
Противооткатное устройство: Гидравлическое
Лафет: Двухстанинный
Угол возвышения: -2,5..+45
Угол поворота: -25..+25
Скорострельность, выстрелов/мин: 5-6
Начальная скорость снаряда, м/с 770
Максимальная дальность, м: 20 470
Вид боепитания: ручное
Прицел: С71-96, ПГ-1М, К-1, ОП4М
Боеприпасы:
- ВОФ-547 (ВОФ-547У) с ОФ снарядом ОФ-547, масса 66,0 (58,4) кг;
- ВБР-547Б с БР снарядом БР-540Б, масса 70,5 кг.

ДАННЫЕ НА 2014 г. (стандартное пополнение)
М-46 / 52П482


130-мм буксируемая пушка / полевая пушка. Разработана в артиллерийском КБ завода №172 им. В.М.Молотова, главный конструктор - М.Ю.Цирульников. 23 апреля 1946 г. Главное Артиллерийское Управление (ГАУ) ВС СССР выдало тактико-технические требования (ТТТ) на проектирование корпусного дуплекса из 130-мм и 152-мм пушек на едином лафете для замены 122-мм пушки А-19 (индекс ГРАУ - 52П471) и 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20 (индекс ГРАУ - 52Г544А). Работы были санкционированы несколькими Постановлениями Совмина СССР, первое из которых вышло 10 июня 1947 г. (№ 1540-687). Разработанные образцы получили заводские индексы М-46 и М-47 (М - "Мотовилиха", район города). Их технический проект был рассмотрен ГАУ 27 декабря 1946 г., а после переработки был повторно рассмотрен и одобрен 28 мая 1947 г.

Опытные образцы 130-мм пушек М-46 и 152-мм М-47 были изготовлены заводом №172 им.В.М.Молотова в июне 1948 г. После прохождения заводских испытаний, опытный образец М-47 и труба от М-46 были направлены на НИАП, где в июле-ноябре 1948 г. прошли конкурсные испытания М-46 и С-69. На НИАП-е стволы М-46 и М-47 поочередно стреляли с одного лафета (М-46). Всего, из М-46 было произведено 1347 выстрелов, а из ствола М-47 - 1319 выстрелов. Кроме того, лафет с М-46 прошел испытания возкой тягачом АТ-С (в том числе, со скоростью до 5 км/час, со стволом, не переведенным в походное положение), на 2277 км. В рамках мероприятий по устранению конструктивных недоделок, в период с 27 июля по 14 ноября 1949 г., на НИАП-е были проведены повторные совместные испытания артсистем С-69, М-46 и М-47, в ходе которых из М-46 было выполнено 1249 выстрелов, а из М-47 - 423 выстрела, кроме того, М-46 прошла возкой 568 км. Войсковые испытания четырех М-46 и четырех М-47 были проведены в период с 9 сентября по 9 ноября 1950 г., по результатам которых обе артсистемы были признаны успешно прошедшими испытания и были рекомендованы к принятию на вооружение.


130-мм полевая пушка М-46 (КБМ. История КБМ. Альбом фотографий. 1967 г.).


Серийное производство начато в 1954 г. заводом №172 им.В.М.Молотова (г.Пермь, ныне ОАО "Мотовилихинские заводы").

Пушка М-46 предназначена для разрушения земляных оборонительных сооружений, борьбы с самоходной артиллерией и тяжелыми танками, артиллерией, минометами противника, подавления живой силы и танков в районе их сосредоточения, обстрела тылов противника.

Конструкция - массивный лафет с раздвижными станинами, при буксировке лафет опирается на двухколесный передок. Пушка оборудована массивным противоосколочным щитом.

При буксировке гусеничными тягачами ствол орудия укладывается на передок лафета.

ТТХ пушки :
Расчет - 8-10 чел

Длина орудия в походном положении - 11.73 м
Длина ствола - 7,6 м / 58 калибров
Ширина орудия в походном положении - 2.45 м
Углы наведения по вертикали - от -2 до +45 град
Углы наведения по горизонтали - сектор 50 град

Масса в походном положении - 8550 кг
Масса боевая - 7700 кг
Масса снаряда - 33.4 кг (ОФС)

Дальность стрельбы максимальная - 27150 м (ОФС)
Скорость снаряда начальная - 930 м/с
Кучность стрельбы:
- по дальности, Вд/Х мак - 1 / 267
- по боку, Вб - 14 м
Скорострельность - 8 выстр/мин

Боеприпасы :
- осколочно-фугасный снаряд (ОФС).

Статус : СССР / Россия

Экспорт :
Египет:
- 1994 г. - пушка состоит на вооружении.


130-мм пушки М-46 на параде в Египте (О"Мэлли Т.Дж. Современная артиллерия: орудия, РСЗО, минометы. М., ЭКСМО-Пресс, 2000 г.).


Израиль:
- 1994 г. - пушка состоит на вооружении (трофейные арабские пушки). Боеприпасы производятся в т.ч. для поставок на экспорт.

Индия:
- 1994 г. - есть на вооружении. Кроме пушки так же на вооружении состоит САУ "Катапульта" с пушкой М-46 на шасси танка "Виджаянта".

2001 г. - Индия заключила с израильской компанией Soltam контракт на модернизацию 180 пушек М-46 с переоснащением стволами калибра 155 мм. Позднее соглашение было расширено до 500 орудий.

2013 г. 18 января - Министерство обороны Индии объявило о планах закупить 400 модернизированных буксируемых пушек М-46. Проект модернизации пушек подготовлен Министерством обороны совместно с индийскими компаниями Tata, Larsen & Toubro и Bharat Forge. модернизация подразумевает замену ствола на ствол с калибром 155 мм длиной 45 калибров. Модернизация пушек будет производиться в Индии. Предположительно подрядчиком будет компания Tata и работы с пушками будут весьись на заводе в Бангалоре. По данным СМИ сейчас на вооружении ВС Индии 2200 пушек М-46.


Модернизированная 155-мм пушка М-46 ВС Индии (фото - Jane"s, обработано).


Самоходная пушка Arjun Catapult с пушкой М-46 в качестве артиллерийской части установки. Выставка DefExpo-214, Индия, 06.02.2014 г. (http://defenceforumindia.com/).


Китай - выпускалась под названием 130-мм пушка Тип 59-1. Так же к пушке выпускался широкий спектр оригинальных боеприпасов, включая снаряд ERFB-BB с дальностью стрельбы 38000 м.

Ливан:
- 1992 г. - есть на вооружении в числе 90 орудий всей ствольной полевой артиллерии; так же есть в составе Армии Южного Ливана (произраильские формирования).

Сирия:
- 1970-е годы - первые поставки пушек М-46.


Огонь ведет батарея пушек М-46 122-го полка вооруженных сил Сирии, фото вероятно 2012-2013 г.г. (

Арткомитет 23 апреля 1946 г. выдал тактико-технические требования на проектирование корпусного дуплекса состоящего из 152- и 130-миллиметровых пушек на едином лафете, которые должны сменить 122-миллиметровые пушки А-19, а также 152-миллиметровые гаубицы МЛ-20. Работы над нами были санкционированы несколькими постановлениями Совета министров СССР, первым из которых было Постановление № 1540-687 от 10 июня 1947 г. Разработанным образцам присвоили индексы М-46 и М-47. Технический проект Артиллерийским комитетом был рассмотрен 27 декабря 1946 г., после переработки повторно рассмотрели и одобрили 28 мая 1947 г.


Опытные образцы 130-миллиметровой пушки М-46 и 152-миллиметровой М-47 были изготовлены в июне 1948 г. заводом № 172. После заводских испытаний, трубу от М-46 и опытный образец пушки М-47 направили на Научно-испытательный артиллерийский полигон, где в период с июля по ноябрь 1948 г. прошли конкурсные испытания пушек М-46 и С-69. Стволы М-47и М-46 на полигоне поочередно стреляли с единого лафета (М-46). Из ствола М-46 произвели 1347 выстрелов, из М-47 произвели 1319 выстрелов. Также, лафет со стволом М-46 был испытан возкой АТ-С (во время возки, со стволом, который не переводился в походное положение со скоростью 5 км\час). Общее расстояние возки составило 2277 километров. После устранения конструктивных недоделок, на НИАП-е 27 июля – 14 ноября 1949 г., провели повторные совместные испытания артиллерийских систем М-46, М-47 и С-69, во время которых из М-46 выполнили 1249 выстрелов, из М-47 – 423 выстрела. Также М-46 прошла испытания возкой на 568 километров. Войсковые испытания четырех пушек М-46 и М-47 были проведены 9 сентября – 9 ноября 1950 г., по результатам которых обе системы признали успешно прошедшими испытания. В последствии их рекомендовали к принятию на вооружение.

Пушка М-46 предназначена для борьбы с тяжелыми танками и самоходной артиллерией, минометами и артиллерией противника, разрушения оборонительных земляных сооружений, обстрела тылов противника подавления танков и живой силы в районе их сосредоточения.

Разработчик – конструкторское бюро завода №172.

Опытный образец изготовили в 1950 году. Испытания провели в 1950 году. На вооружение принята в 1953 году. Серийное производство велось с 1954 по 1957 год.

Баллистические данные 130-миллиметровой пушки М-46:
Максимальное давление пороховых газов – 3150 кг/см2;
Максимальная начальная скорость снаряда – 930 м/с;
Максимальная дальность стрельбы – 27,15 тыс. м;
Вес осколочно-фугасного снаряда – 33,4 кг;
Масса полного заряда – 12,9 кг.

Конструктивные данные 130-миллиметровой пушки М-46:
Длина ствола с учетом дульного тормоза – 7600 мм;
Длина ствола без учета дульного тормоза – 7150 мм;
Калибр – 130 мм;
Число нарезов - 40;

Нарезная часть – 5860 мм;
Длина хода нарезов – 30 калибров;
Ширина нарезов – 6 мм;
Ширина поля – 4,2 мм;
Глубина нарезов – 2,7 мм;
В тормозе отката количество жидкости «Стеол-М» – 28,7 л;
Длина отката:
Длина отката короткого – 775 ±40 мм;
Длина отката длинного – 1250 +70/-100 мм;
Длина отката до СТОП – 1350 мм;
В накатнике количество жидкости «Стеол-М» – 21,6 л;
В накатнике начальное давление составляет - 56 ±2 кгс/см2;
Наибольший угол склонения - -2°30";
Наибольший угол возвышения - 45°;
Угол горизонтального наведения - 50°;
Давление в колонках при минимальном угле – около 44 кгс/см2;
Давление в колонках при максимальном угле – около 25 кгс/см2;
Ширина колеса - 390 мм;
Диаметр колеса - 1350 мм;
Высота линии огня - 1380 мм;
Ход подрессоривания - 80 мм;
Ширина хода - 2060 мм;
Высота окуляра панорамы - 1490 мм;

Весовые данные 130-миллиметровой пушки М-46:
Вес в походном положении – около 8450 кг;
Вес в боевом положении – около 7700 кг;
Вес ствола и затвора – 2780 кг;
Вес качающейся части - 3880 кг;
Вес дульного тормоза - 80,5 кг;
Вес колеса лафета - 410 кг;
Вес передка с укладкой – около 650 кг.

Габаритные размеры 130-миллиметровой пушки М-46:
Длина в походном положения – около 11730 мм;
Длина в боевом положении – 11100 мм;
Ширина в походном положении – 2450 мм;
Высота по стволу в походном положении – 2550 мм;
Клиренс по передку – 375 мм;
Клиренс по лафету – 400 мм.

Бронепробиваемость 130-миллиметровой пушки М-46 при использовании бронебойно-трассирующего снаряда БР-482 (полный заряд, начальная скорость 930 м/сек):
Толщина пробиваемых броневого листа при угле встречи 60 градусов на дальности 500 м – 205 мм; 1000 м – 195 мм; 1500 м – 185 мм; 2000 м – 170 мм; 3000 м – 145 мм; 4000 м – 120 мм;
Толщина пробиваемых броневого листа при угле встречи 90 градусов на дальности 500 м – 250 мм; 1000 м – 240 мм; 1500 м – 225 мм; 2000 м – 210 мм; 3000 м – 180 мм; 4000 м – 150 мм.

130-мм корабельная пушка образца 1913 года (Б-7)

Классификация

История производства

История эксплуатации

Характеристики орудия

Характеристики снарядов

Проектирование

1 июня 1911 года Главным управлением кораблестроения (ГУК) был выдан заказ Обуховскому сталелитейному заводу (ОСЗ) на создание 130-мм корабельной пушки с длиной ствола 60 калибров. Заданием предлагалось создание орудия с длиной ствола 60 калибров, полуавтоматическим заряжанием. Так же предусматривалось изготовление двух образцов орудия с разными способами заряжания – гильзовым и картузным.

2 марта 1912 года чертежи были переданы для утверждения в ГУК. Стремясь к удешевлению орудия и упрощению его конструкции, ГУК утвердил картузный вариант орудия с длиной ствола 55 калибров. Так же было решено отказаться от разработанного конструкторским бюро Обуховского завода оригинального полуавтоматического затвора в пользу поршневого трехтактного затвора системы Виккерса, применявшегося на 120-мм пушках .

Помимо этого, в 1912 году Обуховский завод изготовил два опытных станка для установки орудия – один оснащался пружинным накатником , другой гидропневматическим. Руководствуясь теми же принципами снижения стоимости и сложности конструкции, для серийного производства был утвержден станок с пружинным накатником.

Производство и испытания

Производство орудий

Заказы на производство орудий были размещены в 1913 году на Обуховском сталелитейном заводе (471 орудие) и на заводе Виккерса (100 орудий).

К началу 1917 года Обуховский завод произвел 143 орудия, в 1917 году планировалось сдать ещё 96, а остальные 232 - в 1918 году. Однако выполнение заказа растянулось до середины 1920-х годов (в июне 1922 года в производстве на Обуховском заводе находились 47 орудий с готовностью 15-95 %).

Завод Виккерса к моменту вступления России в Первую мировую войну поставил 31 орудие. Еще 76 находились в производстве.

Производство башенных установок

Производство станков для орудий вели Обуховский сталелитейный завод, завод Виккерса и Николаевский судостроительный завод .

Серийно производился только один тип станка, но в нескольких модификациях, в основном отличавшихся углом вертикального наведения.

Описания и характеристики орудия

Схема пушки 130/55 на станке Обуховского завода

Орудие состояло из внутренней трубы, скрепленной по всей длине тремя цилиндрами и поверх их кожухом. Скрепляющие цилиндры и кожух надеты с натяжением. Нарезы постоянной крутизны в 29,89 клб, глубиной 1,0 мм. Число нарезов 30. Длина ствола 7019/55 мм/клб, длина нарезной части 5862 мм. Затвор орудия поршневой, системы Виккерс, открывается вправо. Вес поршневого затвора 90 кг, вес ствола с затвором 5290 кг.

Конструкция башни

Станок орудия состоял из тумбы, вертлюга с двумя балками, люльки с цапфами , компрессора, накатника, подъемного и поворотного механизмов, броневого щита.

Тумба состояла из нижней и верхней частей цилиндрической формы, отлитых из стали. Нижняя часть являлась основанием станка и крепилось к палубе 24-ю фундаментными болтами. Верхняя часть тумбы крепилась к нижней при помощи 12 болтов.

Схема пушки 130/55 на станке Обуховского завода (вид сзади)

Для облегчения горизонтальной наводки станок снабжен сдающими роликами: 8 из них помещены в нижней части тумбы и 8 – в винтовом ободе. Ролики упираются в вертлюг, который ими и центруется. Действие ролика таково, что в момент выстрела или при крене пружины Бельвиля вжимаются и дают ролику сдать (утопиться), вертлюг при этом укрепляется непосредственно на стенки тумбы.

Люлька орудия, имеющая вид желоба, была отлита из никелевой стали. По бокам передней части ввинчены цапфы, сзади и снизу прикреплен цилиндр компрессора. Выше правой проушины компрессора к люльке крепился кронштейн сектора подъемного механизма.

Компрессор с постоянным сопротивлением откату, цилиндр компрессора неподвижен. Накатник пружинный, состоял из двух одинаковых частей, расположенных по бокам компрессорного цилиндра.

Приводы наведения ручные.

Площадка для установки прицела склепана из листовой стали и крепилась к правой балке станка.

Станки могли оснащаться двумя типами щитов - башенноподобным и коробчатым.

Башенноподобный щит имел толщину стенки 25 мм (для станков с возвышением до +20° имелись щиты толщиной 75 мм) и состоял из двух половин, соединенных сверху связями.

Коробчатый щит состоял из передней наклонной стенки толщиной 75 мм, к боковым и верхней кромкам которой крепились боковые стенки толщиной 25 мм и верхня толщиной 15 мм. В середине передней стенки имелась амбразура для орудия.

Все операции со станком, включая наведение и досылку снаряда, производились вручную.

Данные 130/55-мм станка
Угол ВН, град. -8; +30
Угол ГН, град. 360
Скорость ВН, град/с 4
Скорость ГН, град/с 4
Длина отката предельная, мм 406
Сопротивление откату, т 50
Превышение оси орудия над осью цапф, мм 50
Высота орудия от основания тумбы, мм 1370
Высота оси цапф от основания тумбы, мм 1320
Высота барабана под тумбу, мм 265
Расстояние от оси вращения до:
Дульного среза 4912
казенного среза 2238
оси цапф 50
Радиус действия прислуги, мм 3730
Диаметр основания тумбы, мм 1290
Диаметр окружности по центрам фундаментных болтов, мм 1200
Диаметр фундаментных болтов, мм 38
Число болтов 24
Диаметр шаров в сепараторе, мм 41,2
Диаметр окружности по центрам шаров в сепараторе, мм 316
Ширина щита, мм 2400
Наибольшая высота системы, мм:
со щитом 2320
без щита 2160
Бронирование коробчатого щита, мм
Лоб 76
Боковые стенки 25,4
Крыша 15
Качающийся щит 25
Весовая сводка
Откатывающиеся части с орудием, кг 5635
Качающиеся части, кг 7870
Масло в компрессоре и резервуаре, кг 20,5
Станок с прицелом, кг 6850
Установка с орудием без щита, кг 12250
Башнеподобный щит толщиной 25 мм, кг 1475
Коробчаты щит, кг 4510
Вес барабана под тумбу, кг 400
Полный вес установки с коробчатым щитом и барабаном, кг 17160
Эксплуатационные данные
Расчет, чел. 10
Скорострельность, выстр./мин 5 – 8
Перевозимость вписывается в железнодорожные габариты СССР

Боеприпасы

Снаряды 130/55-мм пушек
Тип снаряда № чертежа Вес снаряда, кг Длина, мм/клб Вес ВВ, кг Взрыватели Примечания
Полубронебойный обр.1928 г. 33,5 629/5,0 1,67 2МР, 2МРЗ
Фугасный обр.1911 г. 252 36,86 654/5,0 4,71 MP, Обр.1913 г., АУ-13
Фугасный обр.1911 г. (без наконечника) 45304 36,86 616/4,74 3,9 Р, Обр.1913 г., АУ-13
Осколочно-фугасный обр.1928 г. (ОФ-054) 33,4 679/5,2 3,65 РГМ, РГМ-2
Осколочно-фугасный обр.1928 г. (ОФ-028) с переходной втулкой 34,17 656/5,0 2,7 РГМ, РГМ-2
Дистанционная граната ДГ-028* 33,4 654/5,0 2,64 ВМ-16
Шрапнель американского изготовления 45122 29,2 510/3,9 0,37 ТМ-10 700 пуль диаметром 13,7 мм по 12,8 гр.
Шрапнель (изготовления до 1916 года) 439/3,4 45-сек.трубка 660 пуль диаметром 12,7 мм по 10,6 гр.
Ныряющий 309-А 33,15 653/5,0 6,58 НВ, НВ-2
Осветительный (изготовления до 1916 г.) 467/3,6 18-сек. японская трубка
Осветительный беспарашютный (С-072) 2-07239 34,3 640/4,9 0,03 МТ-6
Таблица стрельбы 130/55-мм пушек
Снаряд Заряд Начальная скорость, м/с Дальность, м Угол
Полубронебойный обр.1911 г. Фугасный обр.1911 г. 11 кг марки 130/55 823 15 364 20°
18 290 30°
19 936 40°
20 341 45°
Полубронебойный обр.1928 г. Осколочно-фугасн.обр.1928 г. Дистанционная граната 11 кг марки 130/55 861 18 656 20°
22 314 30°
Шрапнель американская 11 кг марки 130/55 890 16 827 30°
17 814 35,5°
Ныряющий 0,8 кг марки 75/50 237,7 3110 30°
Осветительный беспарашютный 7,5 кг марки 100/50БП 675 10 608 22°

Приборы управления стрельбой

Орудия оснащались двумя прицелами Обуховского Сталелитейного завода образца 1914 года, обеспечивавшими 5-ти кратное увеличение при поле зрения 8 градусов.

В качестве системы управления стрельбой могли использоваться ПУС «Гейслера» и «Каземат» (на береговых батреях).

История эксплуатации

Орудие 130/55 на крейсере «Красный Крым»

Первая партия из 130 орудий, заказанных Обуховскому сталелитейному заводу, предназначалась для вооружения:

В 1914-1917 годах 130/55-мм орудиями были вооружены черноморские линкоры типа «Императрица Мария» и перевооружены крейсера «Диана», «Богатырь », «Кагул », «Прут», канонерская лодка «Храбрый» и друге корабли.

В 1918-1922 годах 130/55-мм пушками были вооружены мобилизованные канонерские лодки («Знамя социализма», «Советский Азербайджан», «Роза Люксембург») и плавбатареи («Царь-Девица», «Атаман Разин», «Память Урицкого»).

В 1920-1930-х годах орудиями 130/55-мм были перевооружены крейсеры «Аврора », «Коминтерн», мониторы «Дальневосточный комсомолец», «Дзержинский», «Киров», канонерские лодки типа «Красная Абхазия» и др.

Всего к началу 1917 года за Морским ведомством числилось 117 орудий, а к 22.06.1941 г. на вооружении состояло 108 орудий 130/55-мм.

Кроме того, орудия 130/55-мм использовались и для вооружения береговых батарей, где устанавливались на бетонном основании диаметром 4,8 м, иногда без щитов.

Последующие модификации

В 1927 году на заводе «Большевик» для орудия 130/55 был разработан пружинный досылатель. Скорострельность достигла 7-8 выстрелов в минуту при угле возвышения +28°, но в процессе испытаний был выявлен ряд недостатков, которые не позволили принять досылатель на вооружение.

В 1930 году пушку модернизировали на заводе «Большевик» - оснастили досылателем и довели угол возвышения до +40°. Модернизированная установка получила индекс Б-7.

В сентябре 1931 года заводу «Большевик» был дан заказ на переделку 130-мм пушки в полигональную по чертежам Артиллерийского научно-исследовательского морского института (АНИМИ) со сроком готовности 1 октября 1932 год. Однако в 1933 начальник АНИМИ приказал эту работу снять с плана и к 15 декабря 1933 года сделать на одном экземпляре орудия углублённую нарезку.

Оценка проекта

Как показал боевой опыт, установки 130/55-мм орудий были надежны в работе, отказов при стрельбах не было. Однако из-за недостаточного угла возвышения они уступали в тактическом отношении установкам Б-13. Недостатками орудий были частые поломки гибких шлангов гидравлического спускового устройства и малая живучесть ствола (порядка 300 выстрелов). Орудия не были лейнированы, в связи с чем приходилось менять весь ствол.

Примечания

Литература и источники информации

Литература

  • Бунеев И.И., Васильев Е.М. (руководитель авторского коллектива) Морская артиллерия отечественного Военно-Морского Флота. Справочник. . - Санкт-Петербург: Лель (при участии ТПЦ «Прана»), 1995. - 104 с. - ISBN 5-86761-003-Х
  • Широкорад А. Б. Энциклопедия отечественной артиллерии . - Минск: Харвест, 2000. - 1156 с. - ISBN 985–433-703-0

Интернет-ресурсы

  • Артиллерия Черноморского Флота - 130-мм корабельное орудие

Галерея изображений

В СССР в первое послевоенное десятилетие гармонично развивались все типы артиллерии, включая артиллерию большой и особой мощности. Руководство страны принципиально отказалось от создания больших стационарных артиллерийских установок. Используя германский и собственный опыт, в Союзе началось проектирование малого дуплекса для корпусной артиллерии, триплекса для артиллерии большой мощности и большого дуплекса для артиллерии особой мощности.

23 апреля 1946 г. Артиллерийский комитет ГАУ выдал тактико-технические требования на проектирование 130-мм и 152-мм пушек на едином лафете. Эти орудия (малый дуплекс) предназначались для замены 122-мм пушки А-19 и 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20, и должны были при почти одинаковом весе иметь существенно лучшую баллистику. Разработка дуплекса велась на заводе № 172 и в НИИ АВ на конкурсной основе. Работы были санкционированы несколькими Постановлениями Совета Министров СССР, первое из которых (№1540-687) вышло 10 июля 1946 г. Разработанные в КБ завода №172 130-мм и 152-мм пушки получили индексы М-46 и М-47. Их технический проект был рассмотрен АК ГАУ 27 декабря 1946 г. Артком предложил переработать проект. Переработанный проект был рассмотрен и одобрен 28 мая 1947 г.

Опытные образцы М-46 и М-47 были изготовлены заводом №172 в июне 1948 г. После прохождения заводских испытаний опытный образец М-47 и трубу от М-46 направили на НИАП, где в июле-ноябре 1948 г. прошли конкурсные испытания М-46 и С-69. 20 декабря 1948 г. в отчёте НИАПа об испытаниях было отмечено превосходство систем СКБ завода № 172 перед системой НИИ-58. Тем не менее и у дуплекса М-46 - М-47 отмечен ряд конструктивных недоделок. В связи с этим на НИАПе с 27 июля по 14 ноября 1949 г. прошли повторные испытания систем завода № 172 и НИИ-58. В ходе испытаний из М-46 сделано 1249 выстрелов, а из М-47 - 423 выстрела, кроме того, М-46 прошла 568 км возкой. По результатам повторных испытаний было решено дальнейшие работы по 130-мм и 152-мм системам НИИ-58 не проводить, так как устранение всех их недостатков «приведёт к существенному изменению их узлов и, по существу, к созданию нового образца». С другой стороны, было решено изготовить опытную серию М-46 и М-47 для проведения войсковых испытаний. Войсковые испытания четырёх М-46 и четырёх М-47 проводились с 9 сентября по 9 ноября 1950 г. Обе системы тесты выдержали и были рекомендованы к принятию на вооружение. 31 декабря 1950 г. было принято Постановление Совмина СССР №4900-2130 об изготовлении в 1951 г. заводом №172 малой серии из двадцати М-46 и четырёх М-47.

Для стрельбы из пушек М-46 и М-47 применяются выстрелы раздельного гильзового заряжания с осколочно-фугасными гранатами и бронебойно-трассирующими снарядами. При переходе в походное положение ствол оттягивался. В исключительных случаях пушка перевозилась со стволом, не приведённым в походное положение, со скоростью до 5 км/ч. Обе пушки перевозились только механической тягой. Их штатным тягачом был средний артиллерийский тягач АТ-С. Допустимая скорость перевозки пушек по хорошим дорогам - до 50 км/ч, по бездорожью - 10-20 км/ч. Время перевода пушек М-46 и М-47 из боевого положения в походное и обратно - 3-4 мин.

Таким образом, пушки М-46 и М-47 могли передвигаться по хорошим дорогам вдвое быстрее, чем 152-мм гаубица-пушка МЛ-20. Кроме того, новый дуплекс позволял значительно быстрее переходить из походного положения в боевое, так как он был снабжён приставными сошниками, которые очень быстро крепились к хоботовой части станин перед стрельбой и которые зарывались на полную глубину с первых 2-3 выстрелов, тогда как у 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20 и 122-мм пушки А-19 забивка тяжёлой кувалдой четырёх сошников становилась операцией трудоёмкой и длительной. Для оттягивания ствола имелась лебёдка с высоким КПД.

130-мм пушка М-46 находилась на вооружении более тридцати стран мира. Любопытно, что в каталоге «Образцы вооружения и боевой техники российского производства» (Москва, 1993) на экспорт наряду с 152-мм пушкой 2А36 «Гиацинт» предлагалась и 130-мм пушка М-46. А где-то в 2005 г. в одно из центральных учреждений ВМФ обратились вьетнамцы с просьбой поставить им в подразделения береговой обороны запасные части к системе М-46.

Кстати, в ходе Вьетнамской войны американские эсминцы и крейсера постоянно обстреливали берега Северного Вьетнама. Вьетнамцы поначалу использовали в обороне побережья 76-мм пушки ЗИС-3. Однако они имели малую дальность и мощность. Ситуация резко изменилась, когда СССР начал поставлять 130-мм пушки М-46. В 1972 г. береговые батареи этих орудий поразили 16 американских кораблей, приблизившихся к берегу. Они получили свыше 80 попаданий артиллерийских снарядов. В числе поражённых были: в апреле - эсминец «Ллойд Томас», в июне - крейсер «Ньюпорт-Ньюс». 27 июня крейсер получил попадание 130-мм снаряда, были повреждены орудие и корабельный катер. В декабре того же года на эсминце «Голдсборо» DDG-20 (водоизмещением 4500 т) погибли два моряка, была пробита верхняя палуба. На эсминцах «Хигби» и «Хэнсон» оказались убитыми и ранеными, соответственно, 63 и 37 человек. «Хигби» ремонтировали 5 месяцев, а «Хэнсон» - 3 месяца.

На взгляд автора, если когда-либо будет написана история боевого применения 130-мм пушки М-46, то она будет читаться как детектив. Чего стоит хотя бы участие её в многочисленных «артиллерийских дуэлях». Так, например, М-46 на Ближнем Востоке в 1967-1973 гг. неоднократно участвовали в дуэлях через Суэцкий канал и на Голанских высотах в Сирии.
А ещё раньше, в конце 1950-х гг. М-46 участвовали в дуэлях во Формозском проливе. Там американцы и гоминдановцы с маленьких островов обстреливали материковый Китай. Профессор Василий Георгиевич Маликов, который был в те годы военным советником в КНР, рассказывал мне, что китайцы как-то немного не могли достать из М-46 батарею дальнобойных американских орудий на одном из островов. Тогда он произвёл расчёт и велел китайцам нагреть заряды М-46, затем дождавшись попутного ветра, обстрелять вражескую батарею. Достали! Больше с этого острова огня по территории КНР не открывалось!

Кстати, китайцы «передрали» один в один М-46 и начали выпускать у себя 130-мм пушку «тип 59». Позже её слегка модернизировали и запустили в производство под названием «тип 59-1». В 2005 г. западные эксперты оценивали общее число 130-мм корпусных пушек в Народно-освободительной армии Китая (НОАК) примерно в 1000 стволов. Среди них значились как советские М-46, так и китайские «тип 59» и «тип 59-1».

Тактико-технические характеристики пушки М-46
Калибр - 130 мм;
Боевой расчет - 8-10 человек
Длина орудия в походном положении - 11.73 м
Длина ствола - 7,6 м / 58 калибров
Ширина орудия в походном положении - 2.45 м
Углы наведения по вертикали - от -2 до +45 град
Углы наведения по горизонтали - сектор 50 град
Масса в походном положении - 8550 кг
Масса боевая - 7700 кг
Масса снаряда - 33.4 кг (ОФС)
Дальность стрельбы максимальная - 27150 м (ОФС)
Скорость снаряда начальная - 930 м/с
Скорострельность - 8 выстр/мин
Боеприпасы: осколочно-фугасный снаряд (ОФС)

Тактико-технические характеристики пушки М-47
Калибр - 152 мм;
Масса, кг: около 7700
Тип тягача: АТ-С
Клиренс, мм: 375..450
Скорость возки по шоссе, км/ч: до 50
Длина, мм: 10 670
Длина ствола, мм: 6650
Ширина, мм: 2 450 на марше
Высота, мм: 2 500 на марше
Калибр, мм: 152,4
Противооткатное устройство: Гидравлическое
Лафет: Двухстанинный
Угол возвышения: -2,5..+45
Угол поворота: -25..+25
Скорострельность, выстрелов/мин: 5-6
Начальная скорость снаряда, м/с 770
Максимальная дальность, м: 20 470
Вид боепитания: ручное
Прицел: С71-96, ПГ-1М, К-1, ОП4М
Боеприпасы:
- ВОФ-547 (ВОФ-547У) с ОФ снарядом ОФ-547, масса 66,0 (58,4) кг;
- ВБР-547Б с БР снарядом БР-540Б, масса 70,5 кг.