В СССР в первое послевоенное десятилетие гармонично развивались все типы артиллерии, включая артиллерию большой и особой мощности. Руководство страны принципиально отказалось от создания больших стационарных артиллерийских установок. Используя германский и собственный опыт, в Союзе началось проектирование малого дуплекса для корпусной артиллерии, триплекса для артиллерии большой мощности и большого дуплекса для артиллерии особой мощности.
23 апреля 1946 г. Артиллерийский комитет ГАУ выдал тактико-технические требования на проектирование 130-мм и 152-мм пушек на едином лафете. Эти орудия (малый дуплекс) предназначались для замены 122-мм пушки А-19 и 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20, и должны были при почти одинаковом весе иметь существенно лучшую баллистику. Разработка дуплекса велась на заводе № 172 и в НИИ АВ на конкурсной основе. Работы были санкционированы несколькими Постановлениями Совета Министров СССР, первое из которых (№1540-687) вышло 10 июля 1946 г. Разработанные в КБ завода №172 130-мм и 152-мм пушки получили индексы М-46 и М-47. Их технический проект был рассмотрен АК ГАУ 27 декабря 1946 г. Артком предложил переработать проект. Переработанный проект был рассмотрен и одобрен 28 мая 1947 г.
Опытные образцы М-46 и М-47 были изготовлены заводом №172 в июне 1948 г. После прохождения заводских испытаний опытный образец М-47 и трубу от М-46 направили на НИАП, где в июле-ноябре 1948 г. прошли конкурсные испытания М-46 и С-69. 20 декабря 1948 г. в отчёте НИАПа об испытаниях было отмечено превосходство систем СКБ завода № 172 перед системой НИИ-58. Тем не менее и у дуплекса М-46 - М-47 отмечен ряд конструктивных недоделок. В связи с этим на НИАПе с 27 июля по 14 ноября 1949 г. прошли повторные испытания систем завода № 172 и НИИ-58. В ходе испытаний из М-46 сделано 1249 выстрелов, а из М-47 - 423 выстрела, кроме того, М-46 прошла 568 км возкой. По результатам повторных испытаний было решено дальнейшие работы по 130-мм и 152-мм системам НИИ-58 не проводить, так как устранение всех их недостатков «приведёт к существенному изменению их узлов и, по существу, к созданию нового образца». С другой стороны, было решено изготовить опытную серию М-46 и М-47 для проведения войсковых испытаний. Войсковые испытания четырёх М-46 и четырёх М-47 проводились с 9 сентября по 9 ноября 1950 г. Обе системы тесты выдержали и были рекомендованы к принятию на вооружение. 31 декабря 1950 г. было принято Постановление Совмина СССР №4900-2130 об изготовлении в 1951 г. заводом №172 малой серии из двадцати М-46 и четырёх М-47.
Для стрельбы из пушек М-46 и М-47 применяются выстрелы раздельного гильзового заряжания с осколочно-фугасными гранатами и бронебойно-трассирующими снарядами. При переходе в походное положение ствол оттягивался. В исключительных случаях пушка перевозилась со стволом, не приведённым в походное положение, со скоростью до 5 км/ч. Обе пушки перевозились только механической тягой. Их штатным тягачом был средний артиллерийский тягач АТ-С. Допустимая скорость перевозки пушек по хорошим дорогам - до 50 км/ч, по бездорожью - 10-20 км/ч. Время перевода пушек М-46 и М-47 из боевого положения в походное и обратно - 3-4 мин.
Таким образом, пушки М-46 и М-47 могли передвигаться по хорошим дорогам вдвое быстрее, чем 152-мм гаубица-пушка МЛ-20. Кроме того, новый дуплекс позволял значительно быстрее переходить из походного положения в боевое, так как он был снабжён приставными сошниками, которые очень быстро крепились к хоботовой части станин перед стрельбой и которые зарывались на полную глубину с первых 2-3 выстрелов, тогда как у 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20 и 122-мм пушки А-19 забивка тяжёлой кувалдой четырёх сошников становилась операцией трудоёмкой и длительной. Для оттягивания ствола имелась лебёдка с высоким КПД.
130-мм пушка М-46 находилась на вооружении более тридцати стран мира. Любопытно, что в каталоге «Образцы вооружения и боевой техники российского производства» (Москва, 1993) на экспорт наряду с 152-мм пушкой 2А36 «Гиацинт» предлагалась и 130-мм пушка М-46. А где-то в 2005 г. в одно из центральных учреждений ВМФ обратились вьетнамцы с просьбой поставить им в подразделения береговой обороны запасные части к системе М-46.
Кстати, в ходе Вьетнамской войны американские эсминцы и крейсера постоянно обстреливали берега Северного Вьетнама. Вьетнамцы поначалу использовали в обороне побережья 76-мм пушки ЗИС-3. Однако они имели малую дальность и мощность. Ситуация резко изменилась, когда СССР начал поставлять 130-мм пушки М-46. В 1972 г. береговые батареи этих орудий поразили 16 американских кораблей, приблизившихся к берегу. Они получили свыше 80 попаданий артиллерийских снарядов. В числе поражённых были: в апреле - эсминец «Ллойд Томас», в июне - крейсер «Ньюпорт-Ньюс». 27 июня крейсер получил попадание 130-мм снаряда, были повреждены орудие и корабельный катер. В декабре того же года на эсминце «Голдсборо» DDG-20 (водоизмещением 4500 т) погибли два моряка, была пробита верхняя палуба. На эсминцах «Хигби» и «Хэнсон» оказались убитыми и ранеными, соответственно, 63 и 37 человек. «Хигби» ремонтировали 5 месяцев, а «Хэнсон» - 3 месяца.
На взгляд автора, если когда-либо будет написана история боевого применения 130-мм пушки М-46, то она будет читаться как детектив. Чего стоит хотя бы участие её в многочисленных «артиллерийских дуэлях». Так, например, М-46 на Ближнем Востоке в 1967-1973 гг. неоднократно участвовали в дуэлях через Суэцкий канал и на Голанских высотах в Сирии.
А ещё раньше, в конце 1950-х гг. М-46 участвовали в дуэлях во Формозском проливе. Там американцы и гоминдановцы с маленьких островов обстреливали материковый Китай. Профессор Василий Георгиевич Маликов, который был в те годы военным советником в КНР, рассказывал мне, что китайцы как-то немного не могли достать из М-46 батарею дальнобойных американских орудий на одном из островов. Тогда он произвёл расчёт и велел китайцам нагреть заряды М-46, затем дождавшись попутного ветра, обстрелять вражескую батарею. Достали! Больше с этого острова огня по территории КНР не открывалось!
Кстати, китайцы «передрали» один в один М-46 и начали выпускать у себя 130-мм пушку «тип 59». Позже её слегка модернизировали и запустили в производство под названием «тип 59-1». В 2005 г. западные эксперты оценивали общее число 130-мм корпусных пушек в Народно-освободительной армии Китая (НОАК) примерно в 1000 стволов. Среди них значились как советские М-46, так и китайские «тип 59» и «тип 59-1».
Тактико-технические характеристики пушки М-46
Калибр - 130 мм;
Боевой расчет - 8-10 человек
Длина орудия в походном положении - 11.73 м
Длина ствола - 7,6 м / 58 калибров
Ширина орудия в походном положении - 2.45 м
Углы наведения по вертикали - от -2 до +45 град
Углы наведения по горизонтали - сектор 50 град
Масса в походном положении - 8550 кг
Масса боевая - 7700 кг
Масса снаряда - 33.4 кг (ОФС)
Дальность стрельбы максимальная - 27150 м (ОФС)
Скорость снаряда начальная - 930 м/с
Скорострельность - 8 выстр/мин
Боеприпасы: осколочно-фугасный снаряд (ОФС)
Тактико-технические характеристики пушки М-47
Калибр - 152 мм;
Масса, кг: около 7700
Тип тягача: АТ-С
Клиренс, мм: 375..450
Скорость возки по шоссе, км/ч: до 50
Длина, мм: 10 670
Длина ствола, мм: 6650
Ширина, мм: 2 450 на марше
Высота, мм: 2 500 на марше
Калибр, мм: 152,4
Противооткатное устройство: Гидравлическое
Лафет: Двухстанинный
Угол возвышения: -2,5..+45
Угол поворота: -25..+25
Скорострельность, выстрелов/мин: 5-6
Начальная скорость снаряда, м/с 770
Максимальная дальность, м: 20 470
Вид боепитания: ручное
Прицел: С71-96, ПГ-1М, К-1, ОП4М
Боеприпасы:
- ВОФ-547 (ВОФ-547У) с ОФ снарядом ОФ-547, масса 66,0 (58,4) кг;
- ВБР-547Б с БР снарядом БР-540Б, масса 70,5 кг.
М-46 / 52П482
130-мм буксируемая пушка / полевая пушка. Разработана в артиллерийском КБ завода №172 им. В.М.Молотова, главный конструктор - М.Ю.Цирульников. 23 апреля 1946 г. Главное Артиллерийское Управление (ГАУ) ВС СССР выдало тактико-технические требования (ТТТ) на проектирование корпусного дуплекса из 130-мм и 152-мм пушек на едином лафете для замены 122-мм пушки А-19 (индекс ГРАУ - 52П471) и 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20 (индекс ГРАУ - 52Г544А). Работы были санкционированы несколькими Постановлениями Совмина СССР, первое из которых вышло 10 июня 1947 г. (№ 1540-687). Разработанные образцы получили заводские индексы М-46 и М-47 (М - "Мотовилиха", район города). Их технический проект был рассмотрен ГАУ 27 декабря 1946 г., а после переработки был повторно рассмотрен и одобрен 28 мая 1947 г.
Опытные образцы 130-мм пушек М-46 и 152-мм М-47 были изготовлены заводом №172 им.В.М.Молотова в июне 1948 г. После прохождения заводских испытаний, опытный образец М-47 и труба от М-46 были направлены на НИАП, где в июле-ноябре 1948 г. прошли конкурсные испытания М-46 и С-69. На НИАП-е стволы М-46 и М-47 поочередно стреляли с одного лафета (М-46). Всего, из М-46 было произведено 1347 выстрелов, а из ствола М-47 - 1319 выстрелов. Кроме того, лафет с М-46 прошел испытания возкой тягачом АТ-С (в том числе, со скоростью до 5 км/час, со стволом, не переведенным в походное положение), на 2277 км. В рамках мероприятий по устранению конструктивных недоделок, в период с 27 июля по 14 ноября 1949 г., на НИАП-е были проведены повторные совместные испытания артсистем С-69, М-46 и М-47, в ходе которых из М-46 было выполнено 1249 выстрелов, а из М-47 - 423 выстрела, кроме того, М-46 прошла возкой 568 км. Войсковые испытания четырех М-46 и четырех М-47 были проведены в период с 9 сентября по 9 ноября 1950 г., по результатам которых обе артсистемы были признаны успешно прошедшими испытания и были рекомендованы к принятию на вооружение.
130-мм полевая пушка М-46 (КБМ. История КБМ. Альбом фотографий. 1967 г.).
Серийное производство начато в 1954 г. заводом №172 им.В.М.Молотова (г.Пермь, ныне ОАО "Мотовилихинские заводы").
Пушка М-46 предназначена для разрушения земляных оборонительных сооружений, борьбы с самоходной артиллерией и тяжелыми танками, артиллерией, минометами противника, подавления живой силы и танков в районе их сосредоточения, обстрела тылов противника.
Конструкция - массивный лафет с раздвижными станинами, при буксировке лафет опирается на двухколесный передок. Пушка оборудована массивным противоосколочным щитом.
При буксировке гусеничными тягачами ствол орудия укладывается на передок лафета.
ТТХ пушки
:
Расчет - 8-10 чел
Длина орудия в походном положении - 11.73 м
Длина ствола - 7,6 м / 58 калибров
Ширина орудия в походном положении - 2.45 м
Углы наведения по вертикали - от -2 до +45 град
Углы наведения по горизонтали - сектор 50 град
Масса в походном положении - 8550 кг
Масса боевая - 7700 кг
Масса снаряда - 33.4 кг (ОФС)
Дальность стрельбы максимальная - 27150 м (ОФС)
Скорость снаряда начальная - 930 м/с
Кучность стрельбы:
- по дальности, Вд/Х мак - 1 / 267
- по боку, Вб - 14 м
Скорострельность - 8 выстр/мин
Боеприпасы
:
- осколочно-фугасный снаряд (ОФС).
Статус : СССР / Россия
Экспорт
:
Египет:
- 1994 г. - пушка состоит на вооружении.
130-мм пушки М-46 на параде в Египте (О"Мэлли Т.Дж. Современная артиллерия: орудия, РСЗО, минометы. М., ЭКСМО-Пресс, 2000 г.).
Израиль:
- 1994 г. - пушка состоит на вооружении (трофейные арабские пушки). Боеприпасы производятся в т.ч. для поставок на экспорт.
Индия:
- 1994 г. - есть на вооружении. Кроме пушки так же на вооружении состоит САУ "Катапульта" с пушкой М-46 на шасси танка "Виджаянта".
2001 г. - Индия заключила с израильской компанией Soltam контракт на модернизацию 180 пушек М-46 с переоснащением стволами калибра 155 мм. Позднее соглашение было расширено до 500 орудий.
2013 г. 18 января - Министерство обороны Индии объявило о планах закупить 400 модернизированных буксируемых пушек М-46. Проект модернизации пушек подготовлен Министерством обороны совместно с индийскими компаниями Tata, Larsen & Toubro и Bharat Forge. модернизация подразумевает замену ствола на ствол с калибром 155 мм длиной 45 калибров. Модернизация пушек будет производиться в Индии. Предположительно подрядчиком будет компания Tata и работы с пушками будут весьись на заводе в Бангалоре. По данным СМИ сейчас на вооружении ВС Индии 2200 пушек М-46.
Модернизированная 155-мм пушка М-46 ВС Индии (фото - Jane"s, обработано).
Самоходная пушка Arjun Catapult с пушкой М-46 в качестве артиллерийской части установки. Выставка DefExpo-214, Индия, 06.02.2014 г. (http://defenceforumindia.com/).
Китай - выпускалась под названием 130-мм пушка Тип 59-1. Так же к пушке выпускался широкий спектр оригинальных боеприпасов, включая снаряд ERFB-BB с дальностью стрельбы 38000 м.
Ливан:
- 1992 г. - есть на вооружении в числе 90 орудий всей ствольной полевой артиллерии; так же есть в составе Армии Южного Ливана (произраильские формирования).
Сирия:
- 1970-е годы - первые поставки пушек М-46.
Огонь ведет батарея пушек М-46 122-го полка вооруженных сил Сирии, фото вероятно 2012-2013 г.г. (
Арткомитет 23 апреля 1946 г. выдал тактико-технические требования на проектирование корпусного дуплекса состоящего из 152- и 130-миллиметровых пушек на едином лафете, которые должны сменить 122-миллиметровые пушки А-19, а также 152-миллиметровые гаубицы МЛ-20. Работы над нами были санкционированы несколькими постановлениями Совета министров СССР, первым из которых было Постановление № 1540-687 от 10 июня 1947 г. Разработанным образцам присвоили индексы М-46 и М-47. Технический проект Артиллерийским комитетом был рассмотрен 27 декабря 1946 г., после переработки повторно рассмотрели и одобрили 28 мая 1947 г.
Опытные образцы 130-миллиметровой пушки М-46 и 152-миллиметровой М-47 были изготовлены в июне 1948 г. заводом № 172. После заводских испытаний, трубу от М-46 и опытный образец пушки М-47 направили на Научно-испытательный артиллерийский полигон, где в период с июля по ноябрь 1948 г. прошли конкурсные испытания пушек М-46 и С-69. Стволы М-47и М-46 на полигоне поочередно стреляли с единого лафета (М-46). Из ствола М-46 произвели 1347 выстрелов, из М-47 произвели 1319 выстрелов. Также, лафет со стволом М-46 был испытан возкой АТ-С (во время возки, со стволом, который не переводился в походное положение со скоростью 5 км\час). Общее расстояние возки составило 2277 километров. После устранения конструктивных недоделок, на НИАП-е 27 июля – 14 ноября 1949 г., провели повторные совместные испытания артиллерийских систем М-46, М-47 и С-69, во время которых из М-46 выполнили 1249 выстрелов, из М-47 – 423 выстрела. Также М-46 прошла испытания возкой на 568 километров. Войсковые испытания четырех пушек М-46 и М-47 были проведены 9 сентября – 9 ноября 1950 г., по результатам которых обе системы признали успешно прошедшими испытания. В последствии их рекомендовали к принятию на вооружение.
Пушка М-46 предназначена для борьбы с тяжелыми танками и самоходной артиллерией, минометами и артиллерией противника, разрушения оборонительных земляных сооружений, обстрела тылов противника подавления танков и живой силы в районе их сосредоточения.
Разработчик – конструкторское бюро завода №172.
Опытный образец изготовили в 1950 году. Испытания провели в 1950 году. На вооружение принята в 1953 году. Серийное производство велось с 1954 по 1957 год.
Баллистические данные 130-миллиметровой пушки М-46:
Максимальное давление пороховых газов – 3150 кг/см2;
Максимальная начальная скорость снаряда – 930 м/с;
Максимальная дальность стрельбы – 27,15 тыс. м;
Вес осколочно-фугасного снаряда – 33,4 кг;
Масса полного заряда – 12,9 кг.
Конструктивные данные 130-миллиметровой пушки М-46:
Длина ствола с учетом дульного тормоза – 7600 мм;
Длина ствола без учета дульного тормоза – 7150 мм;
Калибр – 130 мм;
Число нарезов - 40;
Нарезная часть – 5860 мм;
Длина хода нарезов – 30 калибров;
Ширина нарезов – 6 мм;
Ширина поля – 4,2 мм;
Глубина нарезов – 2,7 мм;
В тормозе отката количество жидкости «Стеол-М» – 28,7 л;
Длина отката:
Длина отката короткого – 775 ±40 мм;
Длина отката длинного – 1250 +70/-100 мм;
Длина отката до СТОП – 1350 мм;
В накатнике количество жидкости «Стеол-М» – 21,6 л;
В накатнике начальное давление составляет - 56 ±2 кгс/см2;
Наибольший угол склонения - -2°30";
Наибольший угол возвышения - 45°;
Угол горизонтального наведения - 50°;
Давление в колонках при минимальном угле – около 44 кгс/см2;
Давление в колонках при максимальном угле – около 25 кгс/см2;
Ширина колеса - 390 мм;
Диаметр колеса - 1350 мм;
Высота линии огня - 1380 мм;
Ход подрессоривания - 80 мм;
Ширина хода - 2060 мм;
Высота окуляра панорамы - 1490 мм;
Весовые данные 130-миллиметровой пушки М-46:
Вес в походном положении – около 8450 кг;
Вес в боевом положении – около 7700 кг;
Вес ствола и затвора – 2780 кг;
Вес качающейся части - 3880 кг;
Вес дульного тормоза - 80,5 кг;
Вес колеса лафета - 410 кг;
Вес передка с укладкой – около 650 кг.
Габаритные размеры 130-миллиметровой пушки М-46:
Длина в походном положения – около 11730 мм;
Длина в боевом положении – 11100 мм;
Ширина в походном положении – 2450 мм;
Высота по стволу в походном положении – 2550 мм;
Клиренс по передку – 375 мм;
Клиренс по лафету – 400 мм.
Бронепробиваемость 130-миллиметровой пушки М-46 при использовании бронебойно-трассирующего снаряда БР-482 (полный заряд, начальная скорость 930 м/сек):
Толщина пробиваемых броневого листа при угле встречи 60 градусов на дальности 500 м – 205 мм; 1000 м – 195 мм; 1500 м – 185 мм; 2000 м – 170 мм; 3000 м – 145 мм; 4000 м – 120 мм;
Толщина пробиваемых броневого листа при угле встречи 90 градусов на дальности 500 м – 250 мм; 1000 м – 240 мм; 1500 м – 225 мм; 2000 м – 210 мм; 3000 м – 180 мм; 4000 м – 150 мм.
130-мм корабельная пушка образца 1913 года (Б-7)
Классификация
История производства
История эксплуатации
Характеристики орудия
Характеристики снарядов
Проектирование
1 июня 1911 года Главным управлением кораблестроения (ГУК) был выдан заказ Обуховскому сталелитейному заводу (ОСЗ) на создание 130-мм корабельной пушки с длиной ствола 60 калибров. Заданием предлагалось создание орудия с длиной ствола 60 калибров, полуавтоматическим заряжанием. Так же предусматривалось изготовление двух образцов орудия с разными способами заряжания – гильзовым и картузным.
2 марта 1912 года чертежи были переданы для утверждения в ГУК. Стремясь к удешевлению орудия и упрощению его конструкции, ГУК утвердил картузный вариант орудия с длиной ствола 55 калибров. Так же было решено отказаться от разработанного конструкторским бюро Обуховского завода оригинального полуавтоматического затвора в пользу поршневого трехтактного затвора системы Виккерса, применявшегося на 120-мм пушках .
Помимо этого, в 1912 году Обуховский завод изготовил два опытных станка для установки орудия – один оснащался пружинным накатником , другой гидропневматическим. Руководствуясь теми же принципами снижения стоимости и сложности конструкции, для серийного производства был утвержден станок с пружинным накатником.
Производство и испытания
Производство орудий
Заказы на производство орудий были размещены в 1913 году на Обуховском сталелитейном заводе (471 орудие) и на заводе Виккерса (100 орудий).
К началу 1917 года Обуховский завод произвел 143 орудия, в 1917 году планировалось сдать ещё 96, а остальные 232 - в 1918 году. Однако выполнение заказа растянулось до середины 1920-х годов (в июне 1922 года в производстве на Обуховском заводе находились 47 орудий с готовностью 15-95 %).
Завод Виккерса к моменту вступления России в Первую мировую войну поставил 31 орудие. Еще 76 находились в производстве.
Производство башенных установок
Производство станков для орудий вели Обуховский сталелитейный завод, завод Виккерса и Николаевский судостроительный завод .
Серийно производился только один тип станка, но в нескольких модификациях, в основном отличавшихся углом вертикального наведения.
Описания и характеристики орудия
Схема пушки 130/55 на станке Обуховского завода
Орудие состояло из внутренней трубы, скрепленной по всей длине тремя цилиндрами и поверх их кожухом. Скрепляющие цилиндры и кожух надеты с натяжением. Нарезы постоянной крутизны в 29,89 клб, глубиной 1,0 мм. Число нарезов 30. Длина ствола 7019/55 мм/клб, длина нарезной части 5862 мм. Затвор орудия поршневой, системы Виккерс, открывается вправо. Вес поршневого затвора 90 кг, вес ствола с затвором 5290 кг.
Конструкция башни
Станок орудия состоял из тумбы, вертлюга с двумя балками, люльки с цапфами , компрессора, накатника, подъемного и поворотного механизмов, броневого щита.
Тумба состояла из нижней и верхней частей цилиндрической формы, отлитых из стали. Нижняя часть являлась основанием станка и крепилось к палубе 24-ю фундаментными болтами. Верхняя часть тумбы крепилась к нижней при помощи 12 болтов.
Схема пушки 130/55 на станке Обуховского завода (вид сзади)
Для облегчения горизонтальной наводки станок снабжен сдающими роликами: 8 из них помещены в нижней части тумбы и 8 – в винтовом ободе. Ролики упираются в вертлюг, который ими и центруется. Действие ролика таково, что в момент выстрела или при крене пружины Бельвиля вжимаются и дают ролику сдать (утопиться), вертлюг при этом укрепляется непосредственно на стенки тумбы.
Люлька орудия, имеющая вид желоба, была отлита из никелевой стали. По бокам передней части ввинчены цапфы, сзади и снизу прикреплен цилиндр компрессора. Выше правой проушины компрессора к люльке крепился кронштейн сектора подъемного механизма.
Компрессор с постоянным сопротивлением откату, цилиндр компрессора неподвижен. Накатник пружинный, состоял из двух одинаковых частей, расположенных по бокам компрессорного цилиндра.
Приводы наведения ручные.
Площадка для установки прицела склепана из листовой стали и крепилась к правой балке станка.
Станки могли оснащаться двумя типами щитов - башенноподобным и коробчатым.
Башенноподобный щит имел толщину стенки 25 мм (для станков с возвышением до +20° имелись щиты толщиной 75 мм) и состоял из двух половин, соединенных сверху связями.
Коробчатый щит состоял из передней наклонной стенки толщиной 75 мм, к боковым и верхней кромкам которой крепились боковые стенки толщиной 25 мм и верхня толщиной 15 мм. В середине передней стенки имелась амбразура для орудия.
Все операции со станком, включая наведение и досылку снаряда, производились вручную.
Данные 130/55-мм станка | |
---|---|
Угол ВН, град. | -8; +30 |
Угол ГН, град. | 360 |
Скорость ВН, град/с | 4 |
Скорость ГН, град/с | 4 |
Длина отката предельная, мм | 406 |
Сопротивление откату, т | 50 |
Превышение оси орудия над осью цапф, мм | 50 |
Высота орудия от основания тумбы, мм | 1370 |
Высота оси цапф от основания тумбы, мм | 1320 |
Высота барабана под тумбу, мм | 265 |
Расстояние от оси вращения до: | |
Дульного среза | 4912 |
казенного среза | 2238 |
оси цапф | 50 |
Радиус действия прислуги, мм | 3730 |
Диаметр основания тумбы, мм | 1290 |
Диаметр окружности по центрам фундаментных болтов, мм | 1200 |
Диаметр фундаментных болтов, мм | 38 |
Число болтов | 24 |
Диаметр шаров в сепараторе, мм | 41,2 |
Диаметр окружности по центрам шаров в сепараторе, мм | 316 |
Ширина щита, мм | 2400 |
Наибольшая высота системы, мм: | |
со щитом | 2320 |
без щита | 2160 |
Бронирование коробчатого щита, мм | |
Лоб | 76 |
Боковые стенки | 25,4 |
Крыша | 15 |
Качающийся щит | 25 |
Весовая сводка | |
Откатывающиеся части с орудием, кг | 5635 |
Качающиеся части, кг | 7870 |
Масло в компрессоре и резервуаре, кг | 20,5 |
Станок с прицелом, кг | 6850 |
Установка с орудием без щита, кг | 12250 |
Башнеподобный щит толщиной 25 мм, кг | 1475 |
Коробчаты щит, кг | 4510 |
Вес барабана под тумбу, кг | 400 |
Полный вес установки с коробчатым щитом и барабаном, кг | 17160 |
Эксплуатационные данные | |
Расчет, чел. | 10 |
Скорострельность, выстр./мин | 5 – 8 |
Перевозимость | вписывается в железнодорожные габариты СССР |
Боеприпасы
Снаряды 130/55-мм пушек | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Тип снаряда | № чертежа | Вес снаряда, кг | Длина, мм/клб | Вес ВВ, кг | Взрыватели | Примечания |
Полубронебойный обр.1928 г. | 33,5 | 629/5,0 | 1,67 | 2МР, 2МРЗ | ||
Фугасный обр.1911 г. | 252 | 36,86 | 654/5,0 | 4,71 | MP, Обр.1913 г., АУ-13 | |
Фугасный обр.1911 г. (без наконечника) | 45304 | 36,86 | 616/4,74 | 3,9 | Р, Обр.1913 г., АУ-13 | |
Осколочно-фугасный обр.1928 г. (ОФ-054) | 33,4 | 679/5,2 | 3,65 | РГМ, РГМ-2 | ||
Осколочно-фугасный обр.1928 г. (ОФ-028) с переходной втулкой | 34,17 | 656/5,0 | 2,7 | РГМ, РГМ-2 | ||
Дистанционная граната ДГ-028* | 33,4 | 654/5,0 | 2,64 | ВМ-16 | ||
Шрапнель американского изготовления | 45122 | 29,2 | 510/3,9 | 0,37 | ТМ-10 | 700 пуль диаметром 13,7 мм по 12,8 гр. |
Шрапнель (изготовления до 1916 года) | 439/3,4 | 45-сек.трубка | 660 пуль диаметром 12,7 мм по 10,6 гр. | |||
Ныряющий | 309-А | 33,15 | 653/5,0 | 6,58 | НВ, НВ-2 | |
Осветительный (изготовления до 1916 г.) | 467/3,6 | 18-сек. японская трубка | ||||
Осветительный беспарашютный (С-072) | 2-07239 | 34,3 | 640/4,9 | 0,03 | МТ-6 |
Таблица стрельбы 130/55-мм пушек | ||||
---|---|---|---|---|
Снаряд | Заряд | Начальная скорость, м/с | Дальность, м | Угол |
Полубронебойный обр.1911 г. Фугасный обр.1911 г. | 11 кг марки 130/55 | 823 | 15 364 | 20° |
18 290 | 30° | |||
19 936 | 40° | |||
20 341 | 45° | |||
Полубронебойный обр.1928 г. Осколочно-фугасн.обр.1928 г. Дистанционная граната | 11 кг марки 130/55 | 861 | 18 656 | 20° |
22 314 | 30° | |||
Шрапнель американская | 11 кг марки 130/55 | 890 | 16 827 | 30° |
17 814 | 35,5° | |||
Ныряющий | 0,8 кг марки 75/50 | 237,7 | 3110 | 30° |
Осветительный беспарашютный | 7,5 кг марки 100/50БП | 675 | 10 608 | 22° |
Приборы управления стрельбой
Орудия оснащались двумя прицелами Обуховского Сталелитейного завода образца 1914 года, обеспечивавшими 5-ти кратное увеличение при поле зрения 8 градусов.
В качестве системы управления стрельбой могли использоваться ПУС «Гейслера» и «Каземат» (на береговых батреях).
История эксплуатации
Орудие 130/55 на крейсере «Красный Крым»
Первая партия из 130 орудий, заказанных Обуховскому сталелитейному заводу, предназначалась для вооружения:
В 1914-1917 годах 130/55-мм орудиями были вооружены черноморские линкоры типа «Императрица Мария» и перевооружены крейсера «Диана», «Богатырь », «Кагул », «Прут», канонерская лодка «Храбрый» и друге корабли.
В 1918-1922 годах 130/55-мм пушками были вооружены мобилизованные канонерские лодки («Знамя социализма», «Советский Азербайджан», «Роза Люксембург») и плавбатареи («Царь-Девица», «Атаман Разин», «Память Урицкого»).
В 1920-1930-х годах орудиями 130/55-мм были перевооружены крейсеры «Аврора », «Коминтерн», мониторы «Дальневосточный комсомолец», «Дзержинский», «Киров», канонерские лодки типа «Красная Абхазия» и др.
Всего к началу 1917 года за Морским ведомством числилось 117 орудий, а к 22.06.1941 г. на вооружении состояло 108 орудий 130/55-мм.
Кроме того, орудия 130/55-мм использовались и для вооружения береговых батарей, где устанавливались на бетонном основании диаметром 4,8 м, иногда без щитов.
Последующие модификации
В 1927 году на заводе «Большевик» для орудия 130/55 был разработан пружинный досылатель. Скорострельность достигла 7-8 выстрелов в минуту при угле возвышения +28°, но в процессе испытаний был выявлен ряд недостатков, которые не позволили принять досылатель на вооружение.
В 1930 году пушку модернизировали на заводе «Большевик» - оснастили досылателем и довели угол возвышения до +40°. Модернизированная установка получила индекс Б-7.
В сентябре 1931 года заводу «Большевик» был дан заказ на переделку 130-мм пушки в полигональную по чертежам Артиллерийского научно-исследовательского морского института (АНИМИ) со сроком готовности 1 октября 1932 год. Однако в 1933 начальник АНИМИ приказал эту работу снять с плана и к 15 декабря 1933 года сделать на одном экземпляре орудия углублённую нарезку.
Оценка проекта
Как показал боевой опыт, установки 130/55-мм орудий были надежны в работе, отказов при стрельбах не было. Однако из-за недостаточного угла возвышения они уступали в тактическом отношении установкам Б-13. Недостатками орудий были частые поломки гибких шлангов гидравлического спускового устройства и малая живучесть ствола (порядка 300 выстрелов). Орудия не были лейнированы, в связи с чем приходилось менять весь ствол.
Примечания
Литература и источники информации
Литература
- Бунеев И.И., Васильев Е.М. (руководитель авторского коллектива) Морская артиллерия отечественного Военно-Морского Флота. Справочник. . - Санкт-Петербург: Лель (при участии ТПЦ «Прана»), 1995. - 104 с. - ISBN 5-86761-003-Х
- Широкорад А. Б. Энциклопедия отечественной артиллерии . - Минск: Харвест, 2000. - 1156 с. - ISBN 985–433-703-0
Интернет-ресурсы
- Артиллерия Черноморского Флота - 130-мм корабельное орудие
Галерея изображений
В СССР в первое послевоенное десятилетие гармонично развивались все типы артиллерии, включая артиллерию большой и особой мощности. Руководство страны принципиально отказалось от создания больших стационарных артиллерийских установок. Используя германский и собственный опыт, в Союзе началось проектирование малого дуплекса для корпусной артиллерии, триплекса для артиллерии большой мощности и большого дуплекса для артиллерии особой мощности.
23 апреля 1946 г. Артиллерийский комитет ГАУ выдал тактико-технические требования на проектирование 130-мм и 152-мм пушек на едином лафете. Эти орудия (малый дуплекс) предназначались для замены 122-мм пушки А-19 и 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20, и должны были при почти одинаковом весе иметь существенно лучшую баллистику. Разработка дуплекса велась на заводе № 172 и в НИИ АВ на конкурсной основе. Работы были санкционированы несколькими Постановлениями Совета Министров СССР, первое из которых (№1540-687) вышло 10 июля 1946 г. Разработанные в КБ завода №172 130-мм и 152-мм пушки получили индексы М-46 и М-47. Их технический проект был рассмотрен АК ГАУ 27 декабря 1946 г. Артком предложил переработать проект. Переработанный проект был рассмотрен и одобрен 28 мая 1947 г.
Опытные образцы М-46 и М-47 были изготовлены заводом №172 в июне 1948 г. После прохождения заводских испытаний опытный образец М-47 и трубу от М-46 направили на НИАП, где в июле-ноябре 1948 г. прошли конкурсные испытания М-46 и С-69. 20 декабря 1948 г. в отчёте НИАПа об испытаниях было отмечено превосходство систем СКБ завода № 172 перед системой НИИ-58. Тем не менее и у дуплекса М-46 - М-47 отмечен ряд конструктивных недоделок. В связи с этим на НИАПе с 27 июля по 14 ноября 1949 г. прошли повторные испытания систем завода № 172 и НИИ-58. В ходе испытаний из М-46 сделано 1249 выстрелов, а из М-47 - 423 выстрела, кроме того, М-46 прошла 568 км возкой. По результатам повторных испытаний было решено дальнейшие работы по 130-мм и 152-мм системам НИИ-58 не проводить, так как устранение всех их недостатков «приведёт к существенному изменению их узлов и, по существу, к созданию нового образца». С другой стороны, было решено изготовить опытную серию М-46 и М-47 для проведения войсковых испытаний. Войсковые испытания четырёх М-46 и четырёх М-47 проводились с 9 сентября по 9 ноября 1950 г. Обе системы тесты выдержали и были рекомендованы к принятию на вооружение. 31 декабря 1950 г. было принято Постановление Совмина СССР №4900-2130 об изготовлении в 1951 г. заводом №172 малой серии из двадцати М-46 и четырёх М-47.
Для стрельбы из пушек М-46 и М-47 применяются выстрелы раздельного гильзового заряжания с осколочно-фугасными гранатами и бронебойно-трассирующими снарядами. При переходе в походное положение ствол оттягивался. В исключительных случаях пушка перевозилась со стволом, не приведённым в походное положение, со скоростью до 5 км/ч. Обе пушки перевозились только механической тягой. Их штатным тягачом был средний артиллерийский тягач АТ-С. Допустимая скорость перевозки пушек по хорошим дорогам - до 50 км/ч, по бездорожью - 10-20 км/ч. Время перевода пушек М-46 и М-47 из боевого положения в походное и обратно - 3-4 мин.
Таким образом, пушки М-46 и М-47 могли передвигаться по хорошим дорогам вдвое быстрее, чем 152-мм гаубица-пушка МЛ-20. Кроме того, новый дуплекс позволял значительно быстрее переходить из походного положения в боевое, так как он был снабжён приставными сошниками, которые очень быстро крепились к хоботовой части станин перед стрельбой и которые зарывались на полную глубину с первых 2-3 выстрелов, тогда как у 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20 и 122-мм пушки А-19 забивка тяжёлой кувалдой четырёх сошников становилась операцией трудоёмкой и длительной. Для оттягивания ствола имелась лебёдка с высоким КПД.
130-мм пушка М-46 находилась на вооружении более тридцати стран мира. Любопытно, что в каталоге «Образцы вооружения и боевой техники российского производства» (Москва, 1993) на экспорт наряду с 152-мм пушкой 2А36 «Гиацинт» предлагалась и 130-мм пушка М-46. А где-то в 2005 г. в одно из центральных учреждений ВМФ обратились вьетнамцы с просьбой поставить им в подразделения береговой обороны запасные части к системе М-46.
Кстати, в ходе Вьетнамской войны американские эсминцы и крейсера постоянно обстреливали берега Северного Вьетнама. Вьетнамцы поначалу использовали в обороне побережья 76-мм пушки ЗИС-3. Однако они имели малую дальность и мощность. Ситуация резко изменилась, когда СССР начал поставлять 130-мм пушки М-46. В 1972 г. береговые батареи этих орудий поразили 16 американских кораблей, приблизившихся к берегу. Они получили свыше 80 попаданий артиллерийских снарядов. В числе поражённых были: в апреле - эсминец «Ллойд Томас», в июне - крейсер «Ньюпорт-Ньюс». 27 июня крейсер получил попадание 130-мм снаряда, были повреждены орудие и корабельный катер. В декабре того же года на эсминце «Голдсборо» DDG-20 (водоизмещением 4500 т) погибли два моряка, была пробита верхняя палуба. На эсминцах «Хигби» и «Хэнсон» оказались убитыми и ранеными, соответственно, 63 и 37 человек. «Хигби» ремонтировали 5 месяцев, а «Хэнсон» - 3 месяца.
На взгляд автора, если когда-либо будет написана история боевого применения 130-мм пушки М-46, то она будет читаться как детектив. Чего стоит хотя бы участие её в многочисленных «артиллерийских дуэлях». Так, например, М-46 на Ближнем Востоке в 1967-1973 гг. неоднократно участвовали в дуэлях через Суэцкий канал и на Голанских высотах в Сирии.
А ещё раньше, в конце 1950-х гг. М-46 участвовали в дуэлях во Формозском проливе. Там американцы и гоминдановцы с маленьких островов обстреливали материковый Китай. Профессор Василий Георгиевич Маликов, который был в те годы военным советником в КНР, рассказывал мне, что китайцы как-то немного не могли достать из М-46 батарею дальнобойных американских орудий на одном из островов. Тогда он произвёл расчёт и велел китайцам нагреть заряды М-46, затем дождавшись попутного ветра, обстрелять вражескую батарею. Достали! Больше с этого острова огня по территории КНР не открывалось!
Кстати, китайцы «передрали» один в один М-46 и начали выпускать у себя 130-мм пушку «тип 59». Позже её слегка модернизировали и запустили в производство под названием «тип 59-1». В 2005 г. западные эксперты оценивали общее число 130-мм корпусных пушек в Народно-освободительной армии Китая (НОАК) примерно в 1000 стволов. Среди них значились как советские М-46, так и китайские «тип 59» и «тип 59-1».
Тактико-технические характеристики пушки М-46
Калибр - 130 мм;
Боевой расчет - 8-10 человек
Длина орудия в походном положении - 11.73 м
Длина ствола - 7,6 м / 58 калибров
Ширина орудия в походном положении - 2.45 м
Углы наведения по вертикали - от -2 до +45 град
Углы наведения по горизонтали - сектор 50 град
Масса в походном положении - 8550 кг
Масса боевая - 7700 кг
Масса снаряда - 33.4 кг (ОФС)
Дальность стрельбы максимальная - 27150 м (ОФС)
Скорость снаряда начальная - 930 м/с
Скорострельность - 8 выстр/мин
Боеприпасы: осколочно-фугасный снаряд (ОФС)
Тактико-технические характеристики пушки М-47
Калибр - 152 мм;
Масса, кг: около 7700
Тип тягача: АТ-С
Клиренс, мм: 375..450
Скорость возки по шоссе, км/ч: до 50
Длина, мм: 10 670
Длина ствола, мм: 6650
Ширина, мм: 2 450 на марше
Высота, мм: 2 500 на марше
Калибр, мм: 152,4
Противооткатное устройство: Гидравлическое
Лафет: Двухстанинный
Угол возвышения: -2,5..+45
Угол поворота: -25..+25
Скорострельность, выстрелов/мин: 5-6
Начальная скорость снаряда, м/с 770
Максимальная дальность, м: 20 470
Вид боепитания: ручное
Прицел: С71-96, ПГ-1М, К-1, ОП4М
Боеприпасы:
- ВОФ-547 (ВОФ-547У) с ОФ снарядом ОФ-547, масса 66,0 (58,4) кг;
- ВБР-547Б с БР снарядом БР-540Б, масса 70,5 кг.