Американский эсминец замволт. Самый дорогой эсминец

Англ. Zumwalt class guide missile destroyers

Новый тип эскадренных миноносцев ВМС США с ракетным вооружением (также ранее известный как DD(X)), с упором на атаки береговых и наземных целей. Этот тип является уменьшенной версией кораблей программы DD-21, финансирование которых было прекращено. Первый эсминец класса Zumwalt, DDG-1000, был спущен на воду 29 октября 2013 года. Эсминцы этой серии являются многоцелевыми и предназначены для атаки противника на побережье, борьбы с авиацией противника и огневой поддержки войск с моря.

Программа названа в честь адмирала, руководителя военно-морскими операциями Элмо Р. Зумвалта.

История

Среди разрабатываемых военных кораблей США DDG-1000 должен предшествовать Littoral Combat Ship и, возможно, следовать за крейсером CG(X), конкурируя с противовоздушным CVN-21. Программа DDG-1000 является результатом значительной реорганизации программы DD21, бюджет которой был сокращён конгрессом более чем на 50 % (в рамках программы SC21 1990-х годов).

Первоначально военно-морские силы надеялись построить 32 таких эсминца. Позднее это число было уменьшено до 24, а потом и до семи из-за высокой стоимости новых экспериментальных технологий, которые должны быть включены в эсминец. Палата представителей США по-прежнему скептически относится к этой программе (по финансовым причинам) и поэтому первоначально выделила ВМС деньги только на строительство одного DDG-1000 для «демонстрации технологии». Начальное финансирование для эсминца было включено в «National Defense Authorization Act» 2007 года.

Тем не менее, в 2007 году были выделены 2,6 млрд долларов для финансирования и строительства двух эсминцев класса Zumwalt.

14 февраля 2008 года корпорация Bath Iron Works была выбрана для постройки USS Zumwalt с номером DDG-1000, а Northrop Grumman Shipbuilding - для строительства DDG-1001 ценой по 1,4 млрд долларов за каждый. Согласно изданию Defense Industry Daily, стоимость может увеличиться до 3,2 млрд долларов за каждое судно, плюс 4,0 млрд долларов будет стоить жизненный цикл каждого корабля.

22 июля 2008 года было принято решение о строительстве лишь двух подобных эсминцев. Через несколько недель было принято решение о строительстве третьего эсминца этого типа.

Название
Номер
Судоверфь
Закладка
Спуск на воду
Вступление в строй
Замволт
USS Zumwalt (DDG-1000)

1000 Bath Iron Works 17 ноября 2011 29.10.2013 2016 (план)
Майкл Монсур
USS Michael Monsoor (DDG-1001)

1001 Northrop Grumman Shipbuilding 23 мая 2013 2016 (план) 2016 (план)
Линдон Б. Джонсон
USS Lyndon B. Johnson (DDG-1002)

1002 Bath Iron Works 4 апреля 2014 2017 (план) 2018 (план)

После принятия в строй эсминцы типа «Замволт» будут применяться совместно с эсминцами типа «Арли Бёрк».

7 декабря 2015 года первый из трёх эсминцев, «Замволт», оцениваемый к этому времени в 4,4 млрд долларов, вышел в море для ходовых испытаний.

Конструкция

Эти корабли должны получить энергетическую установку нового поколения, представляющую собой комбинированный дизель-газотурбинный двигатель с полным электродвижением (принцип «полностью электрического корабля», в рамках которой применяется общий первичный источник для выработки электроэнергии с целью обеспечения движения и электроснабжения всех корабельных систем без исключения).

Корпус и надстройка корабля обнесены радиопоглощающими материалами толщиной примерно в один дюйм, до минимума уменьшено количество выступающих антенн. Композитные материалы надстройки содержат дерево (бальсу).

Благодаря высочайшей степени автоматизации экипаж корабля составляет всего лишь 140 человек.

Вооружение корабля состоит из 20 универсальных пусковых установок Mk-57 суммарной ёмкостью 80 ракет «Томагавк», двух дальнобойных 155-мм артиллерийских установок и 30-миллиметровых зенитных автоматов. На эсминце предусмотрено базирование вертолёта и беспилотных аппаратов.

Водоизмещение корабля приближается к 15 тыс. тонн, что делает «Замволты» крупнейшими современными неавианесущими боевыми кораблями в мире после советских/российских атомных ракетных крейсеров проекта 1144, водоизмещение которых достигает 26 тыс. тонн.

Стоимость программы составит для ВМС США 22 млрд долл. (цифра будет корректироваться, но рассчитывают, что увеличение расходов не превысит 15 %).

ТТХ

Основные характеристики

Водоизмещение: 14 564 длинных тонн (полное)
-Длина: 183 м
-Ширина: 24,6 м
-Осадка: 8,4 м
-Бронирование: возможна кевларовая защита отдельных узлов
-Двигатели: 2 х ГТУ Rolls-Royce Marine Trent-30
-Мощность: 78 МВт
-Скорость хода: 30 узлов (55,56 км/ч)
-Экипаж: 148 человек

Скорость хода 30 узлов (55,56 км/ч) Экипаж 148 человек Вооружение Радиолокационное вооружение AN/SPY-3 Тактическое ударное вооружение 20 × УВП Mk.57 на 80 ракет «Томагавк» , ASROC или ESSM Артиллерия 2 × 155-мм АУ AGS (920 выстрелов, из них 600 в автоматах заряжания) Зенитная артиллерия 2 × 30-мм АУ Mk.46 Ракетное вооружение RIM-162 ESSM Противолодочное вооружение RUM-139 VL-Asroc Авиационная группа 1 × вертолёт SH-60 LAMPS
3 × БПЛА MQ-8 Fire Scout Изображения на Викискладе

Эскадренные миноносцы типа «Замволт» (англ. Zumwalt class guide missile destroyers ) - новый тип эскадренных миноносцев ВМС США с ракетным вооружением (также ранее известный как DD(X)), с упором на атаки береговых и наземных целей. Этот тип является уменьшенной версией кораблей программы DD-21, финансирование которых было прекращено. Первый эсминец класса Zumwalt, DDG-1000, был спущен на воду 29 октября 2013 года .

Основным оружием эсминцев данной серии являются 80 крылатых ракет Томагавк и артиллерийские системы, что предопределяет основную задачу эсминцев по поддержке сухопутных войск атаками береговых целей.

В корабле используется перспективная система управления всеми вооружениями через TSCE-I фирмы Raytheon с отказом от концепции локальных компьютерных систем. Эсминец имеет средства малозаметности, уменьшающие его ЭПР в 50 раз.

Программа названа в честь адмирала, руководителя военно-морскими операциями Элмо Р. Зумвалта .

История проектирования и строительства

Эскиз: пуск ракет из вертикальных шахт эсминца Zumwalt

Среди разрабатываемых военных кораблей США DDG-1000 должен предшествовать Littoral Combat Ship и, возможно, следовать за крейсером CG(X) , конкурируя с противовоздушным CVN-21. Программа DDG-1000 является результатом значительной реорганизации программы DD21, бюджет которой был сокращён конгрессом более чем на 50 % (в рамках программы SC21 1990-х годов).

Первоначально военно-морские силы надеялись построить 32 таких эсминца. Позднее это число было уменьшено до 24, а потом и до семи из-за высокой стоимости новых экспериментальных технологий, которые должны быть включены в эсминец. Палата представителей США по-прежнему скептически относится к этой программе в виду проблем корабля с системами ПРО , о чём рассказано ниже, а также более низкой скрытностью и намного более низкой загрузкой крылатых ракет как у подводных лодок «Огайо ». Хотя старые переоборудованные подлодки класса «Огайо» способны нести 154 крылатые ракеты вместо 80 ракет у «Замволт», но стоимость переоборудования старой АПЛ более чем в два раза ниже. Поэтому первоначально были выделены деньги только на строительство одного DDG-1000 для «демонстрации технологии».

Начальное финансирование для эсминца было включено в «National Defense Authorization Act» 2007 года. В 2007 году были выделены 2,6 млрд долларов для финансирования и строительства двух эсминцев класса Zumwalt.

14 февраля 2008 года корпорация Bath Iron Works была выбрана для строительства USS Zumwalt с номером DDG-1000, а Northrop Grumman Shipbuilding - для строительства DDG-1001 ценой по 1,4 млрд долларов за каждый. Согласно изданию Defense Industry Daily, стоимость может увеличиться до 3,2 млрд долларов за каждое судно, плюс 4,0 млрд долларов будет стоить жизненный цикл каждого корабля.

22 июля 2008 было принято решение о строительстве лишь двух подобных эсминцев . Через несколько недель было принято решение о строительстве третьего эсминца этого типа.

Название Номер Судоверфь Закладка Спуск на воду Вступление в строй
Замволт
USS Zumwalt (DDG-1000)
1000 Bath Iron Works 17 ноября 2011 29 октября 2013 16 октября 2016
Майкл Монсур
USS Michael Monsoor (DDG-1001)
1001 Northrop Grumman Shipbuilding 23 мая 2013 21 июня 2016 24 апреля 2018
Линдон Б. Джонсон
USS Lyndon B. Johnson (DDG-1002)
1002 Bath Iron Works 30 января 2017 2017 (план) 2018 (план)

После принятия в строй эсминцы типа «Замволт» будут эксплуатироваться вместе с эсминцами типа «Арли Бёрк ».

7 декабря 2015 года первый из трёх эсминцев, «Замволт», оцениваемый к этому времени в 4,4 млрд долларов, вышел в море для ходовых испытаний .

Стоимость строительства всех трёх эсминцев оценивается в 12,73 миллиарда долларов. Полная стоимость программы, включающая в себя, помимо затрат на строительство кораблей, затраты на исследования и разработку, оценивается в примерно 22,5 миллиарда долларов .

В ноябре 2017 года стало известно, что США частично сокращают финансирование проекта за счёт отказа от создания некоторых систем для последующих судов серии. В частности, откажутся от общей судовой вычислительной среды и вертикальной системы запуска ракет Mk57 .

Видео по теме

Конструкция

Общая конструктивная схема «Замволта», где видны его основные части: единая энергетическая установка, радар, пусковые установки ракет, сонар, а также артсистема

Система управления судном

Командный мостик Замволта.

Энергетическая установка

В «Замволт» был использован метод универсальной энергетической установки «турбина-генератор-электродвигатель», известной с подводных лодок «Огайо »: двигатель вращает только электрогенераторы и далее все потребители энергии, от РЛС до движителей судна - электрические, то есть судно движется электромоторами . Вместо ядерного реактора у «Замволтов» используется дизель -газотурбинный двигатель.

Однако такая система резко удорожает двигательную установку, снижает её КПД и надежность, поэтому в подлодках «Огайо» использовалась только для движения на низкой скорости в режиме подкрадывания , чтобы снизить акустические шумы на редукторах гребного вала . Стелс-средства для «Замволта» являлись стержневой концепцией проекта, поэтому было выбрано такое же проектное решение [прояснить ] . Однако, было не учтено, что для движения на крейсерской скорости такая система показала себя недостаточно надежной и мощной, поэтому «Огайо» переходил на крейсерской скорости на традиционную прямую подачу усилия от турбины на редукторы гребного вала, минуя две ступени преобразования энергии. Конструкторы «Замволта» убеждали заказчиков ВМФ США, что им удалось решить проблемы надежности установки такого класса и прямой режим через редукторы не требуется . Но на практике при попытке использовать «Замволт» на полном ходу энергетическая установка сломалась менее чем за 1 месяц эксплуатации и потребовала буксировать в ремонт судно лишенное энергоснабжения .

Часть аналитиков указывает, что возможно выбор единой энергетической установки был связан с экспериментальной пушкой на базе рельсотрона , которой требовалось крайне много электрической энергии. Но данное орудие ещё не прошло испытания и не установлено на корабле - применена традиционная пушка .

Вооружение

Крылатые ракеты

Испытание артиллерийской установки Замволта

Основным вооружением корабля является 20 универсальных пусковых установок Mk-57 суммарной ёмкостью 80 ракет. Основной ракетой предполагается Томагавк . Ракеты размещены вдоль бортов в установках вертикального пуска PVLS . По мнению конструкторов это повышает живучесть корабля, так как при внештатном взрыве ракеты он происходит не внутри корабля, а на борту с выбросом основной энергии взрыва за борт. Критики отмечают, что с другой стороны противокорабельные ракеты практически всегда будут попадать в боекомплект Замволта и взрыв ПКР будет усилен частичной детонацией "Томагавков" .

Артиллерийская установка «сухопутного» калибра

Для эсминца обсуждались прототипы самых экзотических технологий артсистем, включая рельсотрон , но в итоге остановились на 155-мм артиллерийских установках нетрадиционной активно-реактивной схемы, что обеспечивает повышенную дальности до 148 км (LRLAP). На таком расстоянии артиллерия способна точно попасть в цель только управляемыми снарядами , причем точность требуется выше чем у крылатых ракет , так как масса боевой части намного меньше .

Для достижения дальности 148 км пришлось удлинить ракетную часть активно-реактивного снаряда артсистемы и поэтому он не помещается целиком в люльку артиллерийского затвора . Орудие «Замволта» для перезаряжания должно занять каждый раз вертикальную позицию .

Но основная причина критики со стороны Пентагона состоит в том, что стоимость одного управляемого снаряда для орудия достигла 0,8-1,2 млн долларов, а с учетом амортизации и текущих ремонтов орудия стоимость выстрела достигла 2 миллиона долларов. Иными словами, снаряд Замволта стал дороже крылатой ракеты Томагавк , имеющей на порядок большую дальность и мощность (вес) доставляемого боеприпаса. Командование ВМФ США также усомнилось в программе LRLAP и в бюджеты 2016 и 2017 годов не включило закупки снарядов для артиллерийской системы и всем трем планируемым эсминцам серии «Замволт» доступно только 100 снарядов выпущенных производителем за 120 млн долларов в 2009 году . В 2016 году командование ВМФ США рассматривало отказ от орудий LRLAP или смену боеприпасов, так как текущая стоимость снарядов «неприемлема» .

Стелс-средства

Плавающая модель Замволта на которой конструкторы доказывали ВМФ США, что эсминец не перевернется при сильной волне

Корабль выполнен с плоскими скошенными поверхностями для отражения излучения от вражеских РЛС в небо, нос судна скошен как волнорез также в небо, так как острая кромка носа судна является сильным отражателем радиоволн . Сразу множество американских экспертов в судостроении заявили, что профиль с завалом бортов (tumblehome) делает Замволт опасным для экипажа из-за сниженной остойчивости и при сильной бортовой качке судно может перевернуться . Поэтому критическим является бесперебойная работа силовой установки корабля для «динамической стабильности судна» за счет движения, так как при поломке двигателя неподвижное судно может быть неустойчивым . В ответ на эту критику конструкторы корабля создали уменьшенную копию «Замволта» с электрическим двигателем и демонстрировали эту модель заказчикам ВМФ США доказав, что корабль устойчив .

Надстройка «Замволта». На фотографии под внешней облицовкой видны щиты из пробкового дерева для теплоизоляции конструкции.

Для предотвращения отражения от мелких выступов на поверхностях судно покрашено ферритовой краской обладающей частичными свойствами радиопоглощающего материала .

Служба

Происшествия

См. также

Примечания

  1. DDG 1000 Zumwalt Class Destroyer
  2. Andrew Tarantola. America"s Newest and Deadliest Destroyer Has Finally Set Sail (англ.) . Gizmodo (29 October 2013). Проверено 12 декабря 2017.
  3. Потери в Ираке // «Зарубежное военное обозрение »: журнал. - 2008. - № 8 . - С. 76 .
  4. «Зумвалты» сегодня будут как линкоры во время второй мировой войны - командование ВМС США // 16 октября 2013
  5. Адмирал назвал принятый в состав ВМС США новейший эсминец кораблем Бэтмена // Lenta.ru
  6. Третий эсминец типа Zumwalt назовут Lyndon B. Johnson
  7. David Sharp. Largest Destroyer Built for Navy Headed to Sea for Testing (англ.) . Associated Press (7 December 2015). Проверено 9 декабря 2015.
  8. Подписаны документы о передаче ВМС США головного эскадренного миноносца класса DDG-1000 «Зумвальт» . Центр анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) (23 мая 2016). Проверено 23 мая 2016.
  9. Navy Requires $450 Million More to Complete Zumwalt-Class Due to Shipyard Performance (англ.) . USNI News (6 April 2016). Проверено 27 ноября 2016.

DDG-1000 Zumwalt

DDG-1000 Zumwalt

Исторические данные

Общие данные

ЭУ

реал

док

Бронирование

Вооружение

Авиагруппа

  • 1 × вертолёт SH-60 LAMPS;
  • 3 × БПЛА MQ-8 Fire Scout.

Ракетное вооружение

  • 80 ТПК (20 УВП Мк 57 по 4 ТПК) под КР "Томахок", ПКР "Гарпун";
  • ЗУР "Усовершенствованная Си Спарроу" и "Стандарт";
  • ПЛУР "Асрок".

Артиллерия

  • 2 × 155-мм АУ AGS (920 выстрелов, из них 600 в автоматизированной боеукладке).

Зенитная артиллерия

  • 2 × 57-мм АУ Mk. 110.

Противолодочное вооружение

  • RUM-139 VL-ASROC.

Радиолокационное вооружение

  • AN/SPY-3.

Однотипные корабли

USS Michael Monsoor (DDG-1001), USS Lyndon B. Johnson (DDG-1002)

Эскадренные миноносцы типа Zumwalt - строящаяся серия из трех кораблей для ВМС США. Корабли обладают расширенным составом радиоэлектронного вооружения, совершенно новой формой корпуса типа "прорезающий волну" и оптимизированы для решения задач по нанесению ударов по береговым целям. Из-за финансовых ограничений и смены геополитической обстановки планируемая к постройке крупная серия из более трех десятков кораблей этого типа была ограничена лишь тремя единицами.

Общие сведения

Совершенно новый тип эскадренных миноносцев ВМС США с ракетным вооружением и оптимизацией для ударов по береговым целям (на этапе ранних предварительных проработок известны как DD-21, позднее DD(X)).

История создания

Сама по себе история данного проекта – история постоянной борьбы с непрерывно растущей ценой и уменьшения его серийности, а также упрощения конструкции и снижения тактико-технических характеристик (ТТХ). Все началось, наверное, еще в конце 70-х годов, когда умами в штабах ВМС США овладела идея «корабля-арсенала» – корабля с минимумом надстроек, с пониженной ЭПР, зато набитого максимальным числом ячеек унифицированных шахтных пусковых установок для различного вооружения, в основном ударного, для атаки наземных целей.

Новая концепция перспективных тяжелых кораблей ВМС США SC-21 появилась после 1991 года. Она состояла из перспективного крейсера CG21 (затем CG(X)) и перспективного эсминца DD21 (затем DD(X)). Основной идеей была универсальность – предполагалось, что и крейсер, и эсминец должны были иметь способность выполнять любые задачи, как боевые (поддержка десанта, удары по наземным целям или борьба с надводными кораблями, подводными лодками, обеспечение ПВО корабельного соединения), так и небоевые (например, эвакуация мирных граждан из «проблемной» страны).

Необходимость этих кораблей была в новых условиях не очевидной, да и цена начала взрывообразно расти. Разумеется, рост цены вел к сокращению серии, а сокращение серии влекло повышение цены, т. к. общие издержки распределялись по меньшему числу корпусов. Первой жертвой Конгресса пал крейсер, который сначала отложили, а теперь и вовсе не вспоминают. Считается, что замены у крейсеров типа «Тикондерога» не будет, точнее, их заменят эсминцы типа «Арли Берк» последних серий.

Затем начали урезать и эсминец. Сначала серию, планировавшуюся из 32 кораблей, сократили на восемь. Затем их осталось 11, потом семь, в конечном же итоге серию сократили до двух кораблей. А потом лоббистам проекта удалось вымолить еще один. Цена, конечно, тоже выросла. Только на разработку проекта затрачено около 10 млрд долларов. Вместе с распределением расходов на опытно-конструкторские работы по трем корпусам цена за корабль составляет порядка 7 млрд долларов за первую единицу, это не считая стоимости жизненного цикла.

Естественно, с течением времени не только росла цена, но и сокращались возможности проекта. В конечном итоге DD(X) переименовали в DDG1000, одновременно сократив водоизмещение и вооружение. Причем результаты этих сокращений вызывают довольно-таки двойственное отношение.

Проектирование

При разработке ЭМ УРО типа Zumwalt особое внимание было уделено повышению уровня автоматизации и созданию общекорабельной иерархической информационно-управляющей инфраструктуры, построенной на принципах распределенных компьютерных сетей (с центральным компьютером - серверами, расположенными в специальных контейнерах, управляющим распределением ресурсов и централизованным доступом к данным, использованием общих протоколов обмена данными), с применением волоконно-оптических линий связи (единая шина данных).

Такая система предусматривает согласованное функционирование автоматизированных систем освещения воздушной, надводной и подводной обстановки, боевого управления, связи, радиоэлектронной разведки и борьбы, контроля состояния систем и механизмов, а также управления кораблем и его техническими средствами.

Единая боевая информационно-управляющая система (БИУС) является первым крупномасштабным проектом электронной системы с открытой архитектурой, реализованным на надводном корабле ВМС США.

Внедрение данной системы позволит значительно увеличить уровень автоматизации, в результате чего на 70% снизятся рабочие нагрузки на экипаж, а его численность сократится до 148 человек, включая персонал авиагруппы (АГ), которая по сравнению с АГ эсминца УРО типа "О. Бёрк" подсерии 2А увеличится с 22 до 28 человек.

Описание конструкции

Корпус

При проектировании ЭМ УРО типа Zumwalt для снижения заметности в различных диапазонах длин волн был применен общий принцип построения оборудования верхней палубы и надстройки корабля, получивший название INTOP (integrated Topside).

Для уменьшения ЭПР эскадренного миноносца его корпусу придана особая форма - "пронизывающая волну", с завалом бортов выше ватерлинии приблизительно на 8°. Форштевень также имеет волнорежущую форму под углом около 45°. На корпус выше ватерлинии будет нанесено противорадиолокационное покрытие. Все палубные устройства и механизмы на эсминце максимально убраны в подпалубное пространство. В походном положении стволы орудий артиллерийских установок крупного и малого калибров закрываются заслонками. По предварительным оценкам в равных условиях ЭПР ЭМ УРО нового поколения типа "Замволт" в 50 раз меньше, чем у эсминцев типа "О. Бёрк" (ее часто сравнивают с ЭПР 14-м рыбацкой шхуны).

Корпус корабля состоит из пяти палуб средней высотой 3 м и трюма - 1,75 м. Вертолетная площадка длиной около 46 м расположена в корме на второй палубе, Корпус имеет бульбообразную носовую оконечность, что улучшает мореходные качества судна.

Пирамидальная гладкая, без выступающих частей и привычных мачтовых конструкций, надстройка расположена под углом 10-16° к вертикали. К кормовой ее части примыкает ангар, выполненный из композиционных материалов. Надстройка также сделана из этих материалов. С внешней стороны надстройка и ангар имеют противорадиолокационное покрытие - они облицованы прямоугольными панелями, изготовленными из специального радиопоглощающего материала. Как и в корпусе, отверстия в надстройке закрыты лацпорта-ми. Антенные устройства радиолокационных систем (активные ФАР) интегрированы в нее.

Палубы надстройки, также выполненные из композиционных материалов, представляют собой единое целое с бортами надстройки и ее переборками, что исключает необходимость использования специального крепежа. Надстройка и палубный настил изготовлены по технологии вакуумного литьевого прессования компаунда (VARTM - Vacuum Assisted Resin Transfer Molding), широко используемой не только в судостроении, но и в автомобиле- и авиастроении, а также в других областях.

Для обеспечения прочности конструкции слои ткани из углеродного волокна укладываются в форму и в середине армируются более жестким материалом, после чего осуществляется вакуумная заливка композитом. С внутренней стороны надстройка обшита листами из пробкового дерева для теплозвукоизоляции. Надстройка, выполненная как монолитная структура, имеет следующие размеры: длина 48,8 м (с ангаром около 61 м), ширина 21,3 м, высота 21 м. Она состоит из шести уровней. В четырех верхних общей высотой 12,2 м расположены посты управления кораблем и радиолокационные системы. В средней части надстройки проходят газоход энергетической установки, а также системы его водяного и воздушного охлаждения.

Для снижения ИК-поля корабля применяется система подавления теплового поля (ISEE & HSS - Infrared Suppression Engine Exhaust and Heat Suppression System). Она обеспечивает орошение надстройки и корпуса забортной водой.

В сравнении с другими типами современных кораблей низкий уровень шумности этого эсминца достигнут за счет внедрения системы электродвижения и использования опыта атомного подводного кораблестроения по амортизации и звукоизоляции механизмов и агрегатов. Благодаря применению данных технологий разработчикам удалось выйти на максимальный (третьоктавный) уровень шумности, соответствующий таковому на первых ПЛА типа "Лос-Анджелес" постройки конца 1970-х годов, который составлял 65-72 дБ. Для сравнения - у ЭМ УРО типа "О. Бёрк" он менее 100 дБ. Кроме того, для эсминца были разработаны новые винты и рули.

Полное водоизмещение корабля 15 365 т, что в среднем на 55 % больше, чем у КР УРО типа "Тикондерога" (9 957 т), состоящих на вооружении ВМС США, и на 69-73 % превышает водоизмещение ЭМ УРО типа "Бёрк" подсерий 1, 2 и 2А(8 950-9 155 т).

Особо отмечается инновационное решение по переферийному расположению УВП (PVLS - Peripheral Vertical Launch System). Блоки установки размещены "периферийно" (вдоль бортов) -12 в носовой части корабля (перед надстройкой, по шесть по правому и левому борту) и восемь в кормовой (за надстройкой, дальше ангара, по четыре блока справа и слева от вертолетной площадки).

Подобное конструкционно-схемное решение позволило скомпоновать носовую оконечность таким образом; чтобы высвободить пространство внутри корпуса для размещения двух башен АУ с элеваторами и погребами боезапаса последовательно друг за другом по диаметральной плоскости. Кроме того, примененная компоновочная схема снижает вероятность детонации и, следовательно, потери всего боекомплекта батареи ракет при подрыве одного из четырех ракетных погребов. Это также повышает живучесть ЭМ за счет уменьшения мощности взрыва при попадании средств поражения в отдельные батареи.

Бронирование

В основном корабль слабо бронирован, но в некоторых частях бронирование имеется. Например коффердамы подпалубного пространства, в которых размещены УВП, усилены броневыми плитами. Такая конструкция, по мнению разработчиков, должна предотвратить распространение взрывной волны в направлении внутреннего пространства корпуса корабля при попадании ПКР или снарядов противника в УВП.

Для испытаний новой УВП были изготовлены полномасштабный модуль массой 162 т и несущая конструкция, имитирующая часть обшивки и внутреннего объема корпуса корабля. В ходе них оценивалась живучесть установки при взрыве боезапаса и давались рекомендации по оптимизации конструкции УВП и корпуса. Испытания системы показали, что при внутреннем взрыве боезапаса основная часть образуемой при этом энергии направляется в сторону от корпуса, что позволяет минимизировать повреждения оборудования, расположенного во внутренних отсеках корабля, смежных с поврежденным коффердамом.

В целом упор сделан на конструктивную защиту и расположение важных элементов(бронирование встречается сейчас разве что на авианосцах и тяжелых крейсерах, и то крайне умеренно). В конструктивной защите имеется ввиду размещение УВП ракет четырьмя группами вдоль бортов и различные малозначимые помещения по периметру корабля, экранирующие важные, расположенные внутри. А также возможно использование различных бронекомпозитов в ответственных местах – вроде кевлара или высокомолекулярного полиэтилена.

Энергетическая установка и ходовые качества

Здесь реализована схема, при которой британские газовые турбины Rolls-Royce Marine Trent-30 (одни из самых мощнейших в своем классе) приводят в действие электрогенераторы - после электрическая энергия вновь преобразуется в механическую энергию, посредством гребных электродвигателей.

Электроходы широко известны в гражданском судостроении, но не получили большого развития на военно-морском флоте (где мощность корабельных ГЭУ зачастую превышает 100 тыс. л.с.). «Замволт» - второй после британского «Дэринга», где была применена схема с полным электродвижением (Full Electric Propulsion - FEP).

Исключение прямой механической связи между ГТД и винтами позволило уменьшить вибрации корпуса, что в свою очередь, положительно сказалось на уменьшении шумности эсминца. Кроме того, это упростило энергоснабжение энергозатратного оборудования и «развязало руки» конструкторам.

Экипаж и обитаемость

В проекте корабля применен ряд современных технологий, позволяющих снизить стоимость его жизненного цикла корабля. Одной из них является ГЭУ нового поколения - ОЭЭС с высокими КПД и надежностью, которая обеспечит снижение расходов топлива и, соответственно, эксплуатационных расходов на протяжении всего срока службы НК. Помимо этого, ОЭЭС подразумевает сокращение количества первичных источников энергии (тепловых машин), что, в свою очередь, позволит уменьшить стоимость ГЭУ и численность обслуживающего персонала.

Еще одно новшество - глубокая автоматизация процессов контроля и управления боевыми и общекорабельными системами (в том числе и ГЭУ), которая позволит сократить численность экипажа 300-350 человек, как на современных кораблях такого же класса, до 148, что, в свою очередь, даст возможность снизить стоимость жизненного цикла.

Вооружение

Авиационное вооружение

На судне располагается вертолет Sikorsky SH-60 Seahawk морского базирования, а также многоцелевые беспилотные летательные аппараты MQ-8 Fire Scout в виде трех экземпляров.

Sikorsky SH-60 Seahawk - американский многоцелевой вертолёт. SН-60 разработан на основе вертолёта UH-60 в соответствии с конкурсной программой ВМС США LAMPS Мк.3 (Light Airborne Multipurpose System - лёгкая авиационная многоцелевая система) для эксплуатации с военных кораблей. Первый полёт вертолёта состоялся в 1979 году и был принят на вооружение ВМС США в 1984 году.

MQ-8 Fire Scout - многоцелевой беспилотный летательный аппарат (беспилотный вертолёт). Работа над созданием беспилотного аппарата вертикального взлета RQ/MQ-8 "Fire Scout" на основе конструкции гражданского вертолёта Schweizer 330 была начата в феврале 2000 года фирмой "Schweitzer USA" (дочерней структуры компании "Sikorsky")

Противолодочное вооружение

RUM-139 VL-Asroc

На этом корабле решили установить RUM-139 VL-Asroc - противолодочную ракету разработки США, модификация ракеты RUR-5 ASROC, использующая в качестве пусковой установки универсальную УВП Mk 41. Является основным средством поражения ПЛ для надводных кораблей американских ВМС.

Основу системы управления составляет цифровой автопилот, который использует управление вектором тяги, чтобы вывести ракету на нужный угол возвышения (40° на начальном участке, 29° на маршевом). В целях снижения влияния ветрового сноса на больших высотах траектория ракеты делают более пологой. Как и в классическом ASROC дальность полёта регулируется выключением двигателя и отделением боевой части в нужной точке траектории. Ракета поставляется в транспортно-пусковом контейнере Mk 15 Mod 0 VLS, который исключает необходимость проведения технического обслуживания на борту корабля.

После старта ракета автономна и ее траектория с носителя не корректируется. Дальность стрельбы определяется временем горения твердотопливного заряда маршевого двигателя, которое вводится в реле времени перед пуском. В расчетной точке траектории отделяется маршевый двигатель и раскрывается парашют, обеспечивающий торможение и приводнение торпеды. При входе в воду происходит отделение парашюта и запуск двигателя торпеды, которая начинает поиск цели.

Вспомогательная/зенитная артиллерия

2 × 155-мм АУ AGS

Корабль вооружен двумя носовыми башнями со 155-миллиметровыми новейшими артсистемами AGS (Advanced Gun System). Долгое время после войны считалось, что универсальная артиллерия среднего калибра свое значение утратила. Но после ряда локальных войн выяснилось, что пушки нужны, например, для поддержки десантов и для множества других задач.

Система представляет собой башенное 155-миллиметровое орудие (длина ствола 62-го калибра) с подпалубной системой автоматического заряжания. Башня создана с учетом требований радиолокационной малозаметности, пушка в небоевом положении прячется для этой же цели. Выстрелы раздельно-гильзовые, стрельба полностью автоматическая до полного истощения боезапаса.

Боекомплект двух башен – 920 выстрелов, из них 600 – в автоматизированных боеукладках. Однако скорострельность заявляется весьма низкая – 10 выстрелов в минуту, что объясняется тем, что снаряд очень длинный и система заряжания работает лишь при вертикальном расположении ствола. Обычными снарядами калибра 155 мм эта пушка не стреляет, даже корректируемыми.

У нее только специальные управляемые сверхдальнобойные снаряды LRLAP. По сути, этот очень длинный снаряд с двигателем и крылышками лучше называть ракетой и по устройству, и по отношению общей массы к массе боевой части. Длина снаряда составляет 2,24 м, масса – 102 кг, масса взрывчатого вещества – 11 кг. В носовой части имеются четыре управляющих крыла, в хвостовой – восьмилопастный стабилизатор. Система управления снаряда инерциальная с использованием GPS НАВСТАР. Дальность обещается до 150 км, но пока стреляли на дальности 80–120 км. Точность заявляется в 10–20 метров, что, в общем, и хорошо для такой дальности, но недостаточно, учитывая невысокое могущество у цели такого снаряда.

Установка орудия

155-мм АУ AGS

2 × 57-мм АУ Mk. 110

Зенитно-артиллерийские комплексы ближней самообороны представлены на «Замволте» парой 57-миллиметровых шведских арткомплексов «Бофорс» Мк.110 со скорострельностью 220 выстрелов в минуту и дальностью полета зенитного снаряда до 15 км. Переход на такой большой калибр от применявшегося в США на таких системах 20 мм (в Европе, Китае и России – 30 мм) объясняется в том числе тем, что ни 20-миллиметровые, ни 30-миллиметровые снаряды не обеспечивают сбивания тяжелых сверхзвуковых ПКР – даже при прямом попадании бронебойных снарядов боевая часть ракеты не пробивается и не детонирует, долетая все равно до цели, как тяжелый снаряд. Мк.110 же обеспечивает и большую дальность перехвата, и применение корректируемых снарядов, которыми попытаются компенсировать падение скорострельности с нескольких тысяч выстрелов в минуту до пары сотен. Насколько это будет эффективно – пока сложно судить.

Ракетное и тактическое ударное вооружение

Иллюстрация запуска ракет Томагавк

На DDG1000 применен новый тип универсальной вертикальной пусковой установки (УВП) Мк.57 вместо широко распространенной УВП Мк.41. Каждая секция состоит из четырех ячеек, всего на корабле 20 секций и 80 ячеек для ракет. На DD(X) предполагалось большее число ячеек – 117–128, но и сам корабль был бы в 16 000 тонн, обладая, однако, увеличенными возможностями. Причем на «Замволте» применено оригинальное решение – в отличие от предыдущих проектов, УВП размещаются не в двух местах (перед и за надстройками), а группами по бортам по всему кораблю. В этих отсеках расположены в первую очередь крылатые ракеты морского базирования «Томагавк» разных модификаций для нанесения ударов по наземным целям в обычном оснащении, также могут использоваться противолодочные ракеты ASROC-VLS.

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

Изначально для «Замволта» создавался новейший радиолокационный комплекс DBR с шестью АФАР, работавшими в сантиметровом и дециметровом диапазонах. Это обеспечивало беспрецедентную дальность и точность при обнаружении любых типов воздушных, морских или заатмосферных целей на орбите Земли - в пределах зоны обзора радара DBR.

К 2010 году, когда стало ясно, что «Замволты» получаются слишком дорогими и не могут заменить собой существующие эсминцы - концепция радара DBR подверглась кардинальному сокращению. В составе средств обнаружения «Замволта» остался лишь многофункциональный радиолокатор сантиметрового диапазона AN/SPY-3 с тремя плоскими активными ФАР, размещенными на стенках надстройки эсминца.

Агрессия США и НАТО против Югославии, Ирака, Ливии, перспектива вторжения в Сирию ясно показали, что ко­нец «холодной войны» отнюдь не озна­чает наступления эпохи всеобщего мира.

Доказательством этого является и по­литика США в области развития своих вооруженных сил, в частности такого важного их компонента, как ВМС. Если в период «холодной войны» основной задачей ВМС США в случае возникнове­ния кризисной ситуации были действия против флота СССР на просторах Миро­вого океана и главный упор делался на борьбу с подводными лодками, то теперь центр внимания смещается к действиям флота в прибрежных водах.

Для осуществления этой доктрины ус­коренными темпами ведется разработка кораблей, предназначенных для действий «флот против берега». Одним из них является многоцелевой эсминец DD G-1000 «Замволт» (“Zumvalt”) .

DDG-1000 «ЗАМВОЛТ» – ЭСМИНЕЦ XXI ВЕКА

Эсминец «Замволт» появился из проекта более крупного корабля будущего – DD-21, который начал разрабатываться США в 90-х гг. прошлого века, но по финансовым причинам так и не был реализован в полной мере.

В 2011 г. был заложен первый эсминец серии DDG-1000 «Замволт». Эти многофункциональные корабли предназначены, в первую очередь, для выполнения широкого круга задач в прибрежной зоне: от огневой поддержки частей мор­ской пехоты и других наземных сил (ранее эту функцию выполняли ныне выведенные из состава флота линкоры типа «Айова»), противовоздушной и противоракетной обороны до эвакуации гражданского населения и обеспечения дипломатических миссий. При разработке эсминца акцент был сделан на возможности по завоеванию господства в прибрежной морской зоне, противовоздушной обороне и нанесению ударов по сухопутным объектам. Являясь составной частью комбинированных экспедиционных сил, эсминцы «Замволт» будут осуществлять передовое присутствие и «проекцию силы» США в любой точке земного шара.

После ввода в строй «Замволт» должен стать одним из самых эффективных боевых надводных кораблей в мире. В чем же заключаются те отличия, которые делают его «кораблем будущего»?

Прежде всего, при конструировании DDG-1000 во главу угла была поставлено максимальное снижение радиолокационной заметности. Это достигается рядом инженерных решений: максимально гладкая палуба без лишних деталей, «рубленый» корпус с пирамидальной надстройкой из композитных радиопоглащающих материалов, параллельность всех линий. Особая конструкция выхлопной системы и полный отказ от мачт также снижают заметность корабля в радиолокационном и инфракрасном спектрах. Корпус DDG-1000 имеет очертания, характерные для кораблей начала XX столетия: заваленные внутрь борт и необычный нос-волнорез. Это сделано для того, чтобы радиоволны, попадая на корпус корабля, отражались в небо, а не на воду. В результате эффективная площадь рассеяния эсминца при облучении радаром снизилась до уровня ЭПР рыбацкой шхуны. Таким образом, «Замволт» становится в значительной степени «невидимым» для современных средств радиоэлектронной разведки.

Отдельно следует остановиться на архитектуре надстройки, которая несет в себе ряд новшеств. Надстройка выполнена без выступающих частей. При этом в нее интегрированы все излучатели радаров и антенны связи. Вращающиеся части полностью отсутствуют.

Единая общекорабельная компьютерная сеть будет связывать все узлы и системы эсминца, обеспечивая управление кораблем, оружием, техническим обслуживанием и т.д. При этом DDG-1000 спроектирован по принципу «открытой архитектуры». На «Замволте» впервые применена так называемая «общая вычислительная корабельная среда», которая представляет собой практическую реализацию «Стратегии открытой архитектуры ВМС США». Последняя позволит ВМС США в будущем полностью перевести свои корабли на использование стандартизированного программного обеспечения, которое станет, вне зависимости от применяемого компьютерного «железа», универсальной базой для управления любым кораблем.

Продуманная интеграция корабельных систем, дальнейшая автоматизация и максимальное упрощение управления позволили сократить экипаж корабля до 148 человек – примерно вдвое меньше, чем на эсминце предыдущего поколения «Орли Берк».

ВООРУЖЕНИЕ ЭСМИНЦЕВ «ЗАМВОЛТ»

Роль артиллерии главного калибра в вооружении «Замволта» особенно важна, так как «эсминец будущего» позиционируется как корабль огневой поддержки наземных сил и морской пехоты. Нереализованные проекты DD-21 и «корабль-арсенал» должны были иметь более серьезные возможности по огневой поддержке. После того, как линкоры «Айова», выполнявшие данные функции, были выведены из состава флота, части морской пехоты США могут рассчитывать лишь на поддержку артиллерии небольших кораблей. Это вызвало серьезное беспокойство руководства Корпуса морской пехоты США, которое начало настаивать на том, чтобы именно «Замволт» принял на себя функции огневой поддержки.

«Замволт» будет оснащен двумя 155-мм одноствольными артустановками нового типа AGS (Advanced Gun System) разработки “BAE Systems” Предполагае­мая дальность стрельбы по неподвижным наземным целям составит до 83 морских миль (около 154 км), со скорострельностью 10 выстр./мин на ствол и автоматической перезарядкой (боекомплект – 920 выстрелов, из них 600 – в автомате заряжания). По дальности стрельбы артиллерия «Замволта» значительно превосходит АУ всех существующих кораблей. Для сравнения: дальность артиллерийского огня эсминцев «Орли Берк» - всего 12 морских миль.

Применение активно-реактивных управ­ляемых боеприпасов повышенной точнос­ти LRLAP и использование глобальной системы определения места обеспечат беспрецедентную точность стрельбы. Предполагает­ся использовать как фугасные боеприпасы, так и снаряды с повышенной проникающей способностью для поражения высокозащищенных целей (бетонных бункеров и т.п.).

Для предотвращения перегрева орудийных стволов предусмотрено их водяное охлаждение. Кожухи орудий, как и все остальные элементы конструкции корабля, выполнены с использованием стелс-технологий. В целях радиолокационной маскировки стволы орудий выполнены убирающимися в башню.

Все это позволит «Замволту», двигаясь вдоль вражеского побережья, быстро и чрезвычайно эффективно поражать прибрежную инфраструктуру и военные объекты противника: портовые сооружения, военно-морские базы, укрепления и т.д. Дальность, точность и скорострельность делают всего две установки AGS эквивалентными по мощи батарее из 12 сухопутных гаубиц.

В перспективе, возможно, пороховые артиллерийские установки «Замволта» будут заменены рельсовыми.

Артиллерия ближнего боя «Замволта» представлена двумя автоматическими АУ Мk.110 калибра 57 мм. Их скорострельность составляет 240 выстр./мин. Эти АУ не представляют собой ничего особенного. Они считаются зенитной артиллерией, но их возможности явно недостаточны в борьбе с современными средствами воздушного нападения. Их присутствие в составе вооружения корабля скорее целесообразно для ближней самообороны в столкновениях с пиратами, контрабандистами и тому подобными элементами. Также корабль оснащен четырьмя пулеметными установками калибра 12,7 мм.

DDG-1000 сможет атаковать наземные, морские и воздушные цели с помощью ракет, размещенных в универсальной пусковой установке Mk.57 . Ее боекомплект, загружаемый в четыре 20-клеточные пусковые шахты (всего 80 ячеек), состоит из управляемых ракет «Томагавк» и «Тактический «Томагавк» (для ударов по наземным целям или кораблям), перспективных ракет FLAM для ударов по наземным целям, зенитных ракет ESSM, противолодочных ракет ASROC. Дальность поражения наземных целей ракетами «Тактический Томагавк» может составить до 2400 км. Боекомплект в 80 ракет – это меньше, чем на эсминце «Орли Берк» (96 ракет). Боекомплектом пришлось пожертвовать, во-первых, потому, что УВП Mk.57 рассчитана на более тяжелые пусковые контейнеры (до 4 тонн), а во-вторых, изменилась сама архитектура пусковой установки. Ее бронированные ячейки расположены по периметру палубы вдоль бортов. В случае поражения одной ячейки с ракетой это позволит избежать детонации боекомплекта и сведет к минимуму повреждения внутренних систем корабля.

Отдельного внимания заслуживают возможности «Замволта» в сфере ПВО/ПРО . Здесь, прежде всего, актуален вопрос оснащения эсминца ракетами типа «Стандарт»: SM-2, SM-3, SM-6, которые применяются для перехвата баллистических ракет.

В свое время в США разрабатывался проект перспективного крейсера ПВО CG(X). Однако в январе 2005 года Джон Янг, помощник министра ВМС по исследованиям и разработкам будучи полностью уверенным в возможностях, которые дает новая РЛС «Замволта», заявил, что не видит необходимости в отдельном крейсере ПВО. Возобладало мнение о том, что новый «супер-эсминец» сможет полностью закрыть и эту нишу.

Однако 31 июля 2008 года вице-адмирал Барри Маккалоу (шеф по морским операциям и интеграции ресурсов и возможностей) и Эллисон Стиллер (заместитель помощника министра военно-морского флота по судовым программам) заявили, что «Замволт» не в полной мере может обеспечивать противовоздушную оборону, так как не может применять ракеты SM-2, SM-3 и SM-6. На это представители «Рэйтеон» (одной из основных фирм-разработчиков) заявили, что радар и боевая система DDG-1000, по сути, такие же, как и у кораблей, совместимых с ракетами SM-2, а значит, принципиальных препятствий для использования ракет типа «Стандарт» нет.

В действительности, когда США начали разработку своей системы ПРО, корабли оснащались только БИУС «Иджис» фирмы «Локхид Мартин», и естественно, что все программное обеспечение для целей ПРО создано и функционирует на базе последней. «Замволт» оснащен уже другой боевой информационно-управляющей системой – TSCE-I. Таким образом, хотя обе платформы – и DDG-1000, и DDG-51 («Орли Берк») – совместимы с ракетами «Стандарт», для целей стратегической ПРО (перехвата баллистических ракет) пока пригодна лишь платформа DDG-51. Систему TSCE-I только планируется доработать в этом направлении..

Авиационная группа эсминца может включать один противолодочный вертолет MH-60 или два противолодочных вертолета SH-60, а также несколько БЛА вертолетного типа Fire Scout. Беспилотники будут обеспечивать сбор разведывательной информации, оценку результа­тов огневых уда­ров и, возможно, даже наносить уда­ры по некоторым целям. Авиагруппа будет базироваться в просторном вертолетном ангаре, а посадочная площадка займет всю кормовую часть палубы.

СИСТЕМЫ РАЗВЕДКИ И БОЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ

Практически все описанное выше оружие не представляет собой ничего принципиально нового, за исключением некоторых образцов перспективных ракет. В чем же тогда состоит боевое преимущество «эсминца будущего» над обычными надводными кораблями? Ответ становится очевиден при рассмотрении электроники «Замволта».

Тактико-технические характеристики эсминцев DDG-1000 «Замволт»

Водоизмещение

Бронирование

Защита пусковых ячеек

Силовая установка

2хГТУ Rolls Royce Marine Trent-30 мощностью 78 МвТ (105000 л.с.)

Скорость

30 узлов (55,56 км/ч)

148 человек

Вооружение:

Ракетное

УВП Mk.57 4х20 ячеек

Артиллерия главного калибра

2х155-мм АУ AGS

Артиллерия ближнего боя

2х57-мм АУ Mk.110

4х12,7-мм пулеметных установки

Авиагруппа

1-2 противолодочных вертолета, несколько БЛА

Электроника

Многофункциональная РЛС AN/SPY-3

Система борьбы с подводным противником IUSW

Огромным преимуществом DDG-1000 является его многофункциональный радар AN/SPY-3. Впервые на американском боевом корабле будет установлена РЛС с активной фазированной антенной решеткой – шесть плоских фазированных решеток, обеспечивающие трехмерный обзор воздушной и надводной обстановки в диапазоне азимутов 360° вокруг эсминца.

Но в полной мере преимущества AN/SPY-3 проявляются при ведении боя управляемыми ракетами. Дело в том, что все современные корабли, даже оснащенные БИУС «Иджис», способны одновременно обстреливать лишь ограниченное количество целей, так как каждая выпущенная ракета нуждается в отдельном сигнале от радара подсветки цели. На эсминце типа «Орли Берк» имеется три таких радара, на крейсере «Тикондерога» - четыре, на крейсере пр. 1164 «Атлант» - всего один. Одновременно в воздухе может находиться не больше ракет, чем имеется радаров подсветки цели на корабле.

«Замволт», оснащенный новейшим радаром с фазированными антенными решетками AN/SPY-3, свободен от указанных ограничений. Активные фазированные решетки AN/SPY-3 состоят из тысяч излучающих элементов, сгруппированных в несколько сотен приёмопередающих модулей. Каждый такой модуль позволяет сформировать узконаправленный луч для исследования определенного квадранта пространства. Радар «Замволта» эквивалентен сотням обычных радаров, а возможности вычислительных систем превышают все возможные потребности. Таким образом, «Замволт» может одновременно обстреливать сотни воздушных целей, баллистических и крылатых ракет, выпуская свои ракеты, как из пулемета.

Кроме функций обзора, сопровождения и распознавания целей, активные фазированные решетки AN/SPY-3 предназначены для непосредственного управления оружием корабля: программирования автопилотов ракетных систем, подсветки целей для полуактивных головок самонаведения зенитных ракет «Стандарт-2» и ESSM, управления артиллерийским огнем.

Также AN/SPY-3 способен выполнять функции навигационного радара, автоматически сканировать морскую поверхность в поисках плавающих мин и перископов подводных лодок, вести контрбатарейную борьбу и радиоэлектронную разведку.

Одна многофункциональная РЛС AN/SPY-3 сможет заменить сразу несколько типов радаров, применяемых сегодня на кораблях ВМС США, в том числе:

  • радар освещения воздушной обстановки AN/SPY-1 системы «Иджис»,
  • РЛС подсветки цели AN/SPG-62,
  • навигационный радар AN/SPS-67,
  • РЛС управления артиллерийской стрельбой AN/SPQ-9.

При массе преимуществ у AN/SPY-3 имеется единственный недостаток – чрезвычайно высокая стоимость.

Так как DD-1000 придется дейст­вовать в прибрежных зонах, где особую опасность представляют мины и дизель-электрические ПЛ, то для противодействия этому разработаны новые технологии по программе IUSW-21 (Integrated Undersea Warfare), т.е. «Замволт» будет первым американским кораблем, специаль­но спроектированным и оснащенным для борьбы с подводным противником в при­брежной зоне. Система IUSW объединяет две группы сонаров: высокочастотные сонары предназначены для уклонения от морских мин, а среднечастотные (AN/SQQ-90) – для обнаружения и борьбы с подводными лодками, а также защиты от торпедных атак.

Система сонаров «Замволта» в лучшей степени, чем сонары эсминца «Орли Берк», приспособлена для действий не мелководье, но уступает последним по эффективности в глубоководных районах.

«Общая вычислительная корабельная среда» «Замволта» включает 16 одноплатных компьютеров под управлением Unix-подобной системы LynxOS (разработки компании LynuxWorks), помещенных в высокопрочные контейнеры, защищенные от ударов, вибраций и электромагнитных полей.

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА

Энергетическая система корабля питается от двух газотурбинных силовых установок фирмы «Роллс-Ройс» Marine trent-30 суммарной мощностью 78 МВт. Двигательная установка судна основана на базе современных асинхронных электродвигателей, которые позволят «Замволту» развивать скорость до 30 узлов (около 55 км/ч).

По мере совершенствования и усложнения боевых кораблей затраты энергии собственно на движение корабля будут составлять все меньшую часть от общего их количества. Все больше энергии будет уходить на функционирование корабельных систем и механизмов. Беспрецедентные характеристики радаров, вычислительных и других электронных систем потребуют соответствующей мощности энергетической установки корабля.

Тем не менее, энергетическая установка «Замволта» обладает требуемыми характеристиками. Более того, в перспективе предусмотрена возможность установки на корабле вместо нынешних артустановок рельсовых или лазерных орудий, работа которых потребует еще больших энергозатрат.

В отличие от существующих боевых кораблей, «Замволт» будет оснащен интегрированной энергетической установкой IPS (Integrated Power System) , которая сможет перераспределять энергию между различными системами корабля, исходя из их текущих потребностей. «Замволт» уже назвали «полностью электрическим кораблем». Отличительными чертами IPS являются пониженный уровень шума и экономичность.

ЖИВУЧЕСТЬ

Корабль оснащен автономной системой пожаротушения AFSS (Autonomic Fire Suppression System) . Она включает датчики, камеры и средства автоматического пожаротушения и позволяет в течение минимального времени среагировать на опасное событие. Это повышает живучесть корабля как в мирное, так и в военное время, при одновременном уменьшении количества членов экипажа, необходимого для проведения ремонтно-восстановительных работ.

ИСТОРИЯ ПРОЕКТА И ПЕРСПЕКТИВЫ СТРОИТЕЛЬСТВА

Программа «эсминца XXI века» DD-21 начала разрабатываться еще в 1991 г. После получения определенных наработок, в 2001 г. программа была остановлена, а на ее основе запущена новая программа DD(X), в результате которой и появился «Замволт». Контракт на разработку нового корабля получила фирма «Нортроп-Грумман», а «Рэйтеон» стала главным интегратором электронных и боевых систем.

В 2005 г. было одобрено строительство серии из первых семи кораблей DDG-1000. Всего планировалось построить 32 корабля. Однако острая нехватка финансов перечеркнула планы массового строительство дорогостоящих ($3,2 млрд. каждый, плюс $4 млрд. – стоимость жизненного цикла) «эсминцев будущего». После длительных колебаний было решено построить всего три корабля класса «Замволт». В настоящее время военно-политическое руководство США более целесообразной видит модернизацию уже существующих эсминцев «Орли Берк».

17 ноября 2011 г. был заложен головной корабль серии – DDG-1000 «Замволт». Строительство поручено фирме «Баз Айрон Воркс». Готовность на текущий момент составляет 80%. 29 октября 2013 г. корабль был спущен на воду. Сдача планируется в 2015 г.

Второй корабль – DDG-1001 «Майкл Монсур» – заложен 23 мая 2013 г. фирмой «Нортроп Грумман Шипбилдинг», готовность – 48%, сдача планируется в 2016 г.

Строительством третьего корабля DDG-1002 «Линдон Джонсон» также будет заниматься «Баз Айрон Воркс».

Все три корабля, вероятно, будут дислоцироваться на Тихом океане.

Несмотря на высокую боевую мощь «Замволтов», предельная малочисленность данной серии кораблей вряд ли позволит им существенно повлиять на расстановку сил в Мировом океане. В то же время концепции и технологии, примененные в эсминцах «Замволт», станут определяющими в военном кораблестроении США на ближайшие 50 лет.

(Подготовлено по материалам сайта http://www.raytheon.com для портала «Современная армия» www.сайт)

Плавучая пирамида Хеопса, словно прибывшая из другого измерения. Какой из эпох принадлежит этот корабль? Кто и зачем создал эту диковинную конструкцию? Возможно, все гораздо проще. Облик отражает суть - грандиозная финансовая пирамида, поглотившая за раз свыше 7 млрд. долларов.

Определенно, «Замволту» есть чем гордиться: самый крупный и дорогой эсминец за всю историю существования данного класса кораблей. И этот рекорд сохранится как минимум до начала 2030-х годов. Его зловещий силуэт не оставляет равнодушным. Но какие секреты таятся внутри этого «звездолета»?

Стелс? Рельсотрон? Linux?

Ракетно-артиллерийский стелс-корабль строится с применением новейших технологий, многие из которых были впервые внедрены на военно-морском флоте. Ключевым направлением было выбрано снижение заметности в радиоволновом диапазоне ЭМ-спектра, в котором работает большинство средств обнаружения. В архитектуре и облике «Замволта» агрессивно проступают черты технологии «стелс».

Пирамидальная надстройка. Мощный завал бортов - благодаря чему радиоволны отражаются в сторону неба, что исключает их повторное отражение от поверхности воды. Стелс-кожухи артиллерийских орудий. Полное отсутствие мачт, радиоконтрастных механизмов и оборудования на верхней палубе. Нос-волнорез, позволяющий не «всходить на волну», как это делают обычные корабли, но, наоборот, прятаться от вражеских радаров среди гребней волн. Наконец, весь корпус «Замволта» отделан ферромагнитными красками и радиопоглощающими покрытиями.

Данные приёмы хорошо известны среди кораблестроителей по всему миру. Российские корветы и фрегаты нового поколения (например - «Стерегущий»), французские корабли «Лафайет», шведские стелс-корветы типа «Висбю»… Но в случае с «Замволтом» дело обстоит особым образом: впервые в истории флота все элементы технологии «стелс» были реализованы в столь грандиозном, всеохватывающем объеме на столь крупном корабле.

14,5 тысяч тонн - размерам эсминца «Замволт» позавидует иной крейсер (в качестве сравнения: полное водоизмещение флагмана ЧФ, ракетного крейсера «Москва» составляет «всего лишь» 11 тыс. тонн)

В эффективности приемов по снижению заметности для вражеских радаров сомневаться не приходится: технология «стелс» широко применяется при создании военно-морской и авиационной техники по всему миру.

Гораздо больший интерес вызывает сама концепция «Замволта». Ракетно-артиллерийский эсминец с габаритами крейсера - это не 600-тонный шведский корвет. Как спрятать такого «слона» посреди открытой местности?

Создатели «Замволта» объясняют, что речь идет не о полной невидимости, а всего лишь о снижении заметности - в результате «Замволт» сможет обнаружить противника раньше, чем тот заметит стелс-эсминец. В официальных пресс-релизах отмечается, что эффективная площадь рассеивания (ЭПР) 180-метрового эсминца соответствует ЭПР небольшой рыбацкой фелюги.

Артиллерия

Впервые за 50 лет был построен артиллерийский ганшип. «Замволт» - первый и пока единственный из современных крейсеров и эсминцев, что вооружен пушками калибром свыше 5 дюймов . В носовой части эсминца установлена пара 155 мм (6,1 дюйма) автоматизированных установок Advanced Gun System (AGS), стреляющих высокоточными боеприпасами на дальность 160 км. Общий боекомплект установок - 920 снарядов.

Возрождение морской артиллерии - прямое следствие дискуссии об оказании огневой поддержки морским десантам и нанесению ударов по побережью противника (как никогда актуальных в эпоху контртеррористических операций и локальных войн).

Артиллерийский снаряд имеет ряд важных преимуществ перед авиационной бомбой или крылатой ракетой :
- всепогодное применение;
- быстрая реакция на вызовы - уже через пару минут указанное место сровняют с землей;
- неуязвимость для систем ПВО противника;
- отсутствие необходимости в сверхдорогом носителе (многоцелевом истребителе 4/5 поколений и подготовленном пилоте) - как и отсутствие риска потерять носитель по пути к цели;
- гораздо меньшая стоимость снарядов по сравнению с крылатой ракетой «Томагавк» - при одинаковых возможностях в деле оказания огневой поддержки морским пехотинцам.

Притом, что точность современных артиллерийских снарядов с системой наведения по GPS или лазерному лучу, ни в чем не уступает аналогичным авиационным и ракетным боеприпасам.

Примечательно, что в качестве вспомогательной артиллерийской системы для самообороны эсминца вновь была выбрана система с необычно большим калибром - автоматическая 57 мм установка «Бофорс» SAK-57 Mk.3 (пара таких пушек установлена в кормовой части надстройки «Замволта»).

В отличие от традиционных скорострельных , SAK-57 делает всего 3-4 выстрела в секунду, но при этом стреляет особыми «интеллектуальными» боеприпасами, чьи взрыватели инициируются при пролете вблизи цели. А могущества её снарядов достаточно не только для самообороны в ближней зоне, но и для применения в морском бою против катеров и др. средств противника на дальности до 18 км.

Радары

Изначально для «Замволта» создавался «навороченный» радиолокационный комплекс DBR с шестью АФАР, работавшими в сантиметровом и дециметровом диапазонах. Это обеспечивало беспрецедентную дальность и точность при обнаружении любых типов воздушных, морских или заатмосферных целей на орбите Земли - в пределах зоны обзора радара DBR.

К 2010 году, когда стало ясно, что «Замволты» получаются слишком дорогими и не могут заменить собой существующие эсминцы - концепция радара DBR подверглась кардинальному сокращению. В составе средств обнаружения «Замволта» остался лишь многофункциональный радиолокатор сантиметрового диапазона AN/SPY-3 с тремя плоскими активными ФАР , размещенными на стенках надстройки эсминца.