Работы учащихся по географии. География в современном мире

Научно- исследовательская работа учащихся как инструмент самообразования и саморазвития

Как известно, конечной целью обучения является не только вооружить учащихся определённой суммой знаний по предмету и научить пользоваться ими в стандартных и нестандартных проблемных ситуациях, но и научить школьников самостоятельно добывать необходимые ему новые знания.

Одной из форм деятельности учащихся, которая стимулирует процесс самообразования и саморазвития, является научно-исследовательская деятельность.

Привлечение школьников к исследовательской деятельности возможно через урок, дополнительные задания при подготовке домашних заданий, защиту рефератов, мини-проектов, кружковую работу, научные клубы, факультативы, интеллектуальные игры.

Важно помнить, что организация научного исследования имеет поэтапный характер с учётом возрастных особенностей и охватывает все компоненты исследовательской культуры школьников:

    анализ и выделение главного

    сравнение

    обобщение и систематизация

    умение работать с различными источниками географической информации

    способность генерировать новые идеи

    коммуникабельность и контактность в любой ситуации

    аргументация собственного отношения к разным взглядам на географические объекты и проблемы

    критическое мышление

    навыки к интеллектуальному труду, самостоятельность

    творческий тип мышления.

Главной задачей учебной исследовательской работы есть не всегда научное открытие, а собственный процесс научного поиска, исследования, творческий азарт, желание открыть для себя новое и получить эмоциональное удовольствие от этого. Поэтому учитель должен придерживаться определённых этапов в работе с учащимися.

I этап. Подготовительный.

    Диагностика исследовательской компетентности учащихся.

    Знакомство учащихся с формами, содержанием исследовательской работы, чёткое определение её элементов: предмета исследования. целей и методов исследования, видов презентации конечного творческого продукта.

    Знакомство с требованиями в организации и оформлении исследования.

    Обсуждение темы и цели работы. Тематика научно-исследовательских работ не должна быть ограниченной.Желателен широкий выбор и самостоятельное определение темы проблемы.

II этап. Планирование.

    Учитель помогает учащемуся в определении источников информации, способу сбора и её обработки.

    Совместное формулирование целей и задач научно-исследовательской работы, выработка плана действий.

III этап . Исследование.

    Учитель помогает учащемуся систематизировать собранную информацию, проводит уточнение информации(собеседование, составление таблиц, схем, экспериментов…)

    Обсуждение с учащимся проблемных моментов данной работы.

    Организация консультаций по ключевым вопросам проблемы исследования.

IV этап. Описание.

Именно здесь происходит обработка накопленной ранее информации по проблеме исследования.

На этом этапе учитель должен быть координатором исследовательской деятельности ребёнка и партнёром, избегая авторитарных форм общения. Учитель весь период поддерживает заинтересованность проблемой и процессом исследования. Помощь в оформлении работы по определённым стандартам.

V этап. Проверка и коррекция.

Учитель указывает ошибочные результаты, проверяет исправления.

VI этап. Итоговый.

Педагог готовит учащегося к защите научно-исследовательской работы.

Памятка для учащегося(маршрут учебного исследования)

1. Выбрать тему исследования.

Если не можешь сразу понять, какую тему выбрать, попробуй задать себе следующие вопросы:

Что мне интересно больше всего?

Чем я хочу заниматься в первую очередь?

Что из выученного хотелось бы познать лучше?

Если эти вопросы не помогли, обратись к учителю. Тему исследования нужно записать.

2.Цель исследования.

Определить цель исследования – значит ответить на вопрос о том, зачем мы его проводим?

3.Задачи исследования.

Задачи исследования уточняют цель.Цель указывает общие направления движения, а задачи определяют основные шаги для достижения цели.

Запиши задачи своего исследования.

4.Гипотеза исследования.

Гипотеза исследования – это предположение, ещё не доведенное и не подтверждённое конкретными опытами, материалами поиска.Для решения проблемы тебе понадобится гипотеза- предположение о том как проблема может быть решена.

5.Организация и методика исследования.

Как составить план исследовательской работы? Для того, чтобы составить план, нужно ответить на вопрос:

Как ты сможешь познать что-то новое о том, что исследуешь?

Поэтому необходимо определить, какие инструменты или методы ты должен использовать, а потом подбирать их по очереди.

Предлагаем перечень доступных методов исследования:

Подумать самостоятельно

Найти информацию в глобальной компьютерной сети Интернет

Познакомиться с кинофильмами об этой проблеме

Спросить у взрослых, старшеклассников

Наблюдать

Провести эксперимент

6 .Подготовка к защите исследования.

Собранные материалы, наблюдения, составленные картосхемы, таблицы, графики, результаты экспериментов необходимо упорядочить в сокращенном виде на бумаге. Для этого следует обратиться к определениям основных понятий, классифицировать основные географические объекты, процессы и явления, выявить все парадоксы, ранжировать основные идеи, предложить метафоры и сравнения, выработать основные суждения и умозаключения, проанализировать картографический материал, сделать выводы, указать возможные пути дальнейшего изучения темы, которую ты исследовал, подготовить текст выступления, электронную презентацию и подготовиться к возможным вопросам по результатам исследования. Подготовить карты, макеты, графики, схемы для подтверждения результатов своего исследования.

7. От чего зависит успех исследования.

Не ограничивай поле своего исследования.

Внимательно анализируй факты и не делай поспешных выводов(они часто бывают неверными)

Будь смелым, чтобы принять решение.

Сосредотачивайся и вкладывай в исследование все свои силы и энергию.

Не бойся сделать ошибку.

Темы исследовательских работ по географии

6-7 класс

    Разработка и проведение социологического опроса школьников начальных классов относительно их отношения к окружающей среде.

    Математика в живой природе.

    Значение Солнца для жизни на Земле.

    Природа Донбасса в зеркале искусства.

    Исследования описания природы в художественных произведениях.

    Взаимосвязь природных компонентов в одном из природных комплексов своей местности.

    Представление природы в сказках.

    Экспериментальное наблюдение за изменением температуры и атмосферного давления в весенний период, исследования изменений средней температуры весны и их влияние на вегетацию растений.

    Важность звука в жизни человека и животных.

    Исследования загрязнения атмосферы автотранспортом в своём районе города.

    Практическое использование знаний о явлениях природы в жизни человека.

    Оценка масштабов загрязнения воздуха автотранспортом в своём районе города.

    Исследование проблемы бытовых остатков современного города.

    Виды источников изучения родного края.

    Утилизация бытовых отходов в моей семье.

    Гидрологические особенности ближайшего водоёма и его использование.

    Вклад древних картографов в современную картографию.

    Разработка маршрута путешествий по географическим объектам, занесённым в перечень природного наследия ЮНЕСКО.

    Влияние Арктики на природные особенности Земли.

8-9 классы

    Разработка и проведение социологического опроса взрослых по проблемам окружающей среды.

    Зависимость специализации сельского хозяйства от количества солнечной радиации разных территориях Донецкой области.

    Почвы - летопись и памятник природы.

    Проблемы малых рек родного края.

    Выделение естественно -хозяйственных зон в пределах степи.

Виды предприятий, входящих в отраслевой структуру хозяйства города Макеевки.

    Влияние основных потоков миграции на этнический состав населения Донецкого края.

    Влияние культуры этнических меньшинств на развитие Донецкого края.

    Влияние экономико - географического положения родного края на развитие его хозяйственного комплекса.

    Исследование проблем энергосбережения в современном городе.

    Проблема образования и размещения остатков промышленных предприятий в городе Макеевка.

    Топонимика родного края.

    Роль озеленения населенных территорий в формировании гармоничной среды жизнедеятельности человека.

    Условия комфортности в микрорайоне для людей с особенными потребностями.

    Демографическое состояние своего города, края.

    Изучение экологических знаков для здорового образа жизни.

    Объекты культурного наследия своего края.

    Влияние антропогенных факторов на растительный и животный мир своего края и разработка мер по их сохранению.

    Фермерское хозяйство: проблемы и перспективы.

    Виды туризма и их влияние на окружающую среду.

10-11 классы

    Географические профессии и их распространения среди населения нашего района (города) .

    Влияние демографической политики стран Азии на изменение количества населения.

    Использование альтернативных видов энергии в странах мира.

    Влияние международных организаций на пути решения глобальных проблем человечества.

    Влияние природно - ресурсного потенциала стран Европы на уровень развития хозяйства.

    Зависимость транзитного положения стран от структуры их импорта.

    Экономический феномен Китая и его влияние на мировой рынок.

    Последствия проявления глобальных проблем на современном этапе развития общества.

    Рациональные пути решения экологических проблем современного города.

    Урбанизация как глобальный процесс.

    Анализ демографических процессов постсоциалистических стран.

    Исследования географии и ареалов распространения болезней Донецкой области (города Макеевки) .

    Энергосберегающие технологии в странах мира.

    Города мира с высоким уровнем комфортности проживания:какие они?

    Прогнозирование мировых демографических тенденций к 2050 году.

Интересной формой работы по развитию умений и навыков исследовательской деятельности учащихся является ведение творческой книжки . По материалам творческих книжек желательно не больше одного раза в месяц индивидуальные консультации или групповые (это более еффективно).

Можно организовать конкурс творческих книжек в виде презентаций, При этом не сосредотачивать внимание на их внешнем виде. Не следует отождествлять творческую книжку с читательским дневником, дневником наблюдения.

В творческую книжку могут быть занесены помимо результатов работы над проблемой – обработка научного материала, систематизация географических источников, собственных наблюдений и исследований, также собственные идеи, стихи, сказки, рисунки, проекты, загадки, интересные составленные задачи, кроссворды, ребусы. Обязательно фиксировать дату записей, источники.

Ведение творческой книжки даёт возможность постепенно, шаг за шагом привлекать учащихся к работе над географическим источником с карандашом и операциями мыследеятельности, а не слепому скачиванию и распечатыванию.

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА ПО ГЕОГРАФИИ
Тема:В мире географических профессий

2016
Содержание
1. Введение……………………………………………...........................................2
2.1) Геолог ……………………………………………...........................................3
A) Особенности профессии……………………………………………….…….3
Б) Плюсы и минусы профессии………………………………………………...4
3.2) Геодезист……………………...………………………………………….….3
А)Три уровня геодезических работ……………………………………….…....5
Б)Основные направления геодезии………………………………………….…6
4.3) Метеоролог………………………….…………………………………….....7
А)Как стать метеорологом………………………………………………….…..7
5.4) Океанолог……………………………………………………………….…...8
А)Основные черты океанолога………………………………………….……...9
Б) Семь основных направлений…………………………………………….….10
6.5)Почвовед……………………………………………………………….……11
А) Основные черты почвоведа………………………………………..………...12
Б) Научные направления………………………………………………….…….12
7. Литература………………………………………………………………….…13
8. Приложения…………………………………………………………………...14
Введение
В современных условиях жизни сложно говорить о выборе профессии, ведь
часто случается так, что человек не всегда становится тем, кем он хотел бы
быть. Мне стало интересно, с чем ассоциируется профессия современного
2

географа? Задавая этот вопрос своим друзьям и знакомым, людям далеким от
географии, я получала набор однотипных ответов: географ ­ это
путешественник, географ рисует карты, рассказывает про погоду, географ
преподает географию в школе. И все! Вот такие скудные знания о профессии
географа. А знают ли в широкой общественности, кто такие, например,
геологи, геодезисты или метеорологи? У многих людей о географии
сложилось примитивное представление как о науке чисто умозрительной, безо
всякой практической направленности, поэтому ее отодвигают на задний план,
и этот предмет в школах далеко не приоритетный. Так чем же все­таки
занимаются профессиональные географы, какие существуют географические
специальности, сегодня я отвечу на эти вопросы.
Цель: познакомить с профессиями, тесно связанными с географией.
Задачи:
1.Изучить взаимосвязь географии с профессиями людей.
2.Выяснить, какими качествами должен обладать профессионал той или иной
профессии, связанной с географией и где получить образование по данной
специальности.
3.Провести анкетирование и узнать, насколько хорошо учащиеся знакомы с
географическими профессиями
4.Составить викторину по проекту.
1­Геолог
Геолог - специалист по изучению состава и строения горных пород с целью
поисков и разведки месторождений полезных ископаемых.В профессии
геолога тесно сочетаются решение производственных задач и разработка
теоретических проблем, изучение природных объектов и закономерностей и
3

оценка возможностей практического их использования.Минеральные и
энергетические ресурсы страны – основа экономики любого государства.
Социально­экономическое значение труда геологов невероятно велико. Их
героический и самоотверженный труд обеспечивает развитие экономики
страны. Россия - богатейшая страна в мире, на территории которой в
огромном количестве расположены месторождения самых разных полезных
ископаемых.
Особенности профессии
Конечная цель любой геологической работы - выявление и оценка
месторождений полезных ископаемых, которые осуществляются в процессе
съемки, поиска и разведки. Для этого предстоит решение следующих задач:
проведение геолого­съемочных, поисковых работ на перспективных
площадях;
разведка и оценка выявленных месторождений на суше и в морских
условиях;
обеспечение геологического обслуживания горнодобывающих предприятий;
установление мест заложения горных выработок и буровых скважин;
разработка планов горных работ и эксплуатационной разведки;
изучение геологического строения месторождений;
осуществление геологического контроля за горно­эксплуатационными и
разведочными работами, состоянием разработки нефти и газа;
обобщение геологического материала и результатов промысловых и
геофизических исследований.
Плюсы и минусы профессии
4

Плюсы профессии: работа нешаблонная, аналитическая и творческая; высокая
оплата труда. В природе не бывает двух совершенно одинаковых
месторождений. Поэтому геологу приходится учитывать многие факторы, по
существу, проводить каждый раз научные исследования.
Профессия геолога принадлежит к числу тех немногих профессий, которые
считаются романтическими, и имеет свои привлекательные стороны для
людей разных интересов. Для любителей путешествий - романтика работы в
таежных, полярных, пустынных, высокогорных условиях, возможность
побывать в разных регионах России. Для любителей экстрима - полевые
работы в трудных условиях на суше, на море и в воздухе: нестерпимая жара
пустынь или морозы севера в десятки градусов, мириады комаров в тайге и в
заболоченных районах требуют героической выносливости. Жизнь в палатке,
ежедневные многокилометровые маршруты в течение всего полевого сезона
дают возможность испытать себя на прочность.
Минусы профессии: вахтовый метод - геологи на несколько недель уезжают
в экспедицию, где работают в очень интенсивном режиме без
выходных.Недостаток бытовых удобств, трудности походной жизни,
ограниченный коллектив можно отнести к минусам профессии.
2­Геодезист
Геодезист – специалист по составлению карт местности, проведению
расчётов, необходимых для описания рельефа местности.Геодезия связана с
астрономией, геофизикой, космонавтикой, картографией и др., широко
используется при проектировании и строительстве сооружений, судоходных
каналов, дорог. Основная задача геодезии – создание системы координат и
построение опорных геодезических сетей, позволяющих определить
положение точек на земной поверхности.Геодезические работы обычно
выполняются государственными службами. Международные геодезические
5

исследования организуются и направляются Международной ассоциацией
геодезии, действующей по инициативе и в рамках Международного
геодезического и геофизического союза.
С помощью геодезии проекты зданий и сооружений переносятся с бумаги в
натуру с миллиметровой точностью, рассчитываются объемы материалов,
ведется контроль за соблюдением геометрических параметров конструкций.
Положение точки на земной поверхности определяется с помощью трех
координат: широты, долготы и высоты (например, средним уровнем моря).
Геодезические данные используются в картографии, навигации и т.д.
Геодезические измерения используются в сейсмологии и при изучении
тектоники плит, а гравиметрическая съемка традиционно применяется
геологами при поисках нефти и других полезных ископаемых.
Три уровня геодезических работ
Первый уровень – плановая съемка на местности, т.е. определение положения
точек на земной поверхности относительно местных опорных пунктов для
составления топографических карт, необходимых при строительстве и
составлении земельного кадастра.
Второй уровень – проведение съемок в масштабах страны. При этом площадь
и форма поверхности определяются по отношению к глобальной опорной сети
с учетом кривизны земной поверхности.
Третий уровень – глобальный. Это высшая геодезия, которая изучает фигуру
планеты Земля, её гравитационное поле, определяет точки земной
поверхности, используемые как ориентиры для построения геодезической
сети, опорной для всех остальных видов геодезических работ.
Основные направления геодезии
6

Высшая геодезия ­ изучает размеры Земли, ее гравитационное поле,
осуществляет работы по переносу принятых в мире систем координат на
территорию конкретного государства. Эта область также включает работы по
исследованию движений земной коры – современных и произошедших много
миллионов лет назад.

Инженерная геодезия – прикладное геодезическое направление.
Инженерно­геодезические работы связаны с разработкой способов проведения
геодезических измерений, проводимых в процессе эксплуатации различных
инженерных сооружений, их проектирования и строительства. Именно
инженерная геодезия как инструмент в руках грамотных специалистов
позволяет выверять степень деформации сооружений, обеспечивать
строительство конструкций в точном соответствии с проектом.
Топография – это научная дисциплина, в которой пересекаются геодезия и
картография. К топографии относят геодезические работы, связанные с
измерением геометрических характеристик объектов на поверхности Земли.
Космическая геодезия – получила свое развитие с того момента, как с
Земли был запущен первый искусственный спутник. Эта область науки
является прерогативой государства, измерения в космической геодезии
производятся не только с территории нашей планеты, но и со спутников.
Маркшейдерское направление геодезии – отвечает за геодезические работы и
измерения в недрах земли. Специалисты этой отрасли необходимы при любых
подземных изысканий: сооружении тоннелей, прокладке метро, проведении
геологоразведочных экспедиций.
3­Метеоролог
7

Метеорология стала неотъемлемой частью современной жизни человека. Без
метеорологических данных не будет составлен прогноз погоды, и мы не
сможем предугадать, будет ли на улице дождь, палящее солнце или облака.
С самых давних времен люди пытались предсказать, какой будет погода.
Наблюдая за поведением животных и изменениями окружающей среды, люди
постепенно накапливали опыт и учились сопоставлять увиденное с погодными
явлениями. Так с течением времени и накапливался опыт наблюдения за
погодой.Работа метеоролога заключается в наблюдении за атмосферными
явлениями, сбором данных с метеорологических приборов, проведении
первичного анализа на основе полученных данных. Метеорологи проводят
свою всеобъемлющую работу на метеостанциях, которые могут находиться в
пределах города или на очень большом удалении от него.Еще несколько
обязанностей метеоролога:
 настройка точности работы измерительных приборов;
 приведение всех приборов в рабочее состояние;
 разработка/проверка схем и методов для анализа данных;
 ведение баз данных учета различных измерительных средств.
Метеорологи
занимаются сбором первичной информации с
метеорологических приборов и первичным анализом полученных данных.
Дальнейшей обработкой уже полученных от метеоролога данных, а также
составлением прогнозов, занимается синоптик.
Как стать метеорологом
Если вы хотите стать метеорологом, то для этого необходимо получить
специальное
и
метеорологическое обеспечение» можно получить в ВУЗе или в среднее
Специальность
«Метеорология

образование.

специальном учебном заведении. С высшим образованием, конечно, будет
открыто больше дверей. Вакансий не очень много, но компании с большим
удовольствием принимают на стажировку молодых специалистов.
Для того чтобы стать метеорологом, кроме диплома необходимо обладать и
соответствующими качествами. Будущий метеоролог должен иметь
аналитические способности, быть склонным к точным наукам. Также
необходимо понимать, что отсидеться в теплом офисе не получится, так как
измерительные приборы, с которых снимаются данные, находятся на
открытом воздухе и до них придется добираться в любых условиях.
4­Океанолог
Нашу планету с большим основанием можно было бы назвать планетой Океан,
поскольку 71% её поверхности занят морями и океанами. В Океане
зародилась жизнь. Океан ­ важнейший источник пищевых ресурсов. Дно
Океана содержит в себе огромные ещё не изведанные запасы полезных
ископаемых. В морской воде растворено множество различных газов, солей и
редких химических элементов. Океан – неисчерпаемый источник пресной
воды и во многих странах уже работают установки по опреснению морской
воды. Энергия приливов используется для получения электроэнергии.
Океан не только источник материальных ресурсов и благ, но и опасная,
грозная стихия. Над ним зарождаются мощные тайфуны, в результате
моретрясений возникают цунами.
Та громадная роль, которую играет Мировой океан, заставляет человека
исследовать его со всех сторон. Океан – сложная природная среда, и поэтому
океанология синтезирует в себе методы и принципы различных наук.
9

Специалисты – океанологи изучают состав и свойства вод океанов и морей,
оценивают изменения океанологических параметров и всей климатической
системы атмосфера­океан­суша, вызванного естественными и антропогенными
причинами; обеспечивают океанографической информацией государственные
создают
учреждения и субъекты хозяйственной деятельности,
информационные базы данных; организуют и проводят режимные
океанографические наблюдения; составляют морские гидрологические
прогнозы.
Исследования ведутся как в отдельных точках океана с кораблей, автономных
буёв, так и с помощью спутниковой аппаратуры.
Основные черты океанолога
Самостоятельность и творческий подход к решаемой задаче – одна из
основных черт океанолога. Квалифицированный специалист не только
эрудирован в научном и техническом плане, но и обладает высокими
волевыми качествами и хорошей физической подготовкой: ведь он зачастую
работает под водой с аквалангом, без которого невозможно проведение
многих экспериментов. Длительное пребывание в море сопряжено с большими
психологическими нагрузками. Работа в сложных, иногда в штормовых,
условиях, требует выносливости, собранности и аккуратности.
В океанологии есть семь основных направлений.
Биологическая океанология (морская биология) – изучает растения и
животных океанов и их экологические взаимодействия.
10

Химическая океанология – изучает химию океана,
взаимодействие океана и материков.
химическое
Геологическая океанография (морская геология) изучает геологию
океанического дна, тектонику плит и т.д.
Взаимодействие океана и атмосферы – направление,
климатические процессы.
изучающее
Физическая океанология – изучает физические свойства морской воды
(термодинамика, акустика, оптика), динамические процессы в океане
(течения, волны, приливы, турбулентные движения), а также структуру вод в
океане (водные массы)
Техническая океанология – разработка приборов, используемые в
океанологии; их применение в научных экспедициях и их ремонт.
изучающая
Промысловая океанология – прикладная дисциплина,
распределение и поведение скоплений промысловых животных (рыб,
моллюсков и пр).
В программе для океанологов очень много математики, физики и химии. Уже
после 2­го курса студенты отправляются на производственную практику на
морскую станцию или научное судно проводить исследования. Океанология –
перспективнейшая географическая наука. Планеты Солнечной системы
изучены лучше, чем глубины Мирового океана. А океанологов­подводников
заслуженно сравнивают с космонавтами. Даже новый термин возник –
акванавты.
5­Почвовед
11

Основной задачей почвоведения является исследование процессов в
естественных и в используемых в сельском хозяйстве почвах. В целях
рационального использования природных ресурсов и охраны природы.
Почвоведы работают в основном в сельском хозяйстве. Они занимаются
повышением плодородия почв, исследуют возможность применения тех или
иных удобрений, дают рекомендации по мелиорации, борются с эрозией,
осуществляют экономическую оценку земель. Данные почвоведения
используются также при строительстве дорог, различных сооружений и т.д.,
при проведении мероприятий по санитарной охране почв (от засорения
сточными водами, твердыми отбросами и т.д.).
Важная функция почвоведа ­ составление почвенных карт, необходимых для
агротехнических и мелиоративных рекомендаций.
Основные черты почвоведа
спокойный, уравновешенный характер;
самостоятельность мысли и способность принимать важные решения;
склонность к кропотливой лабораторной работе;
большой объем долговременной памяти;
концентрация, устойчивость и избирательность внимания (без которых
невозможна успешная исследовательская работа);
логическое мышление (помогает обеспечить последовательность научных
разработок при исследованиях).
Научные направления
 Химия почв - изучает химизм почв
12

 Физика почв - изучает физические свойства почв
 Почвенная биология - изучает живое население почв
 Почвенная минералогия - изучает минералогический состав и свойства
почв
 Гидрология почв - изучает водный режим почв
 География почв - изучает закономерности распределения почв и
составляет почвенные карты
 Охрана почв - изучает способы сохранения и восстановления почв
 Палеопочвоведение - изучает ископаемые почвы
 Кроме того, почвы изучают некоторые прикладные науки и дисциплина:
агрономия, грунтоведение, археология, почвенная стратиграфия и др.
Современная география - основа многих профессий. Поэтому я считаю
нужным, учить этот предмет.
Заключительное слово:
География – это многое, это просторы своего края и своей страны, это наша
огромная планета. Когда ты изучаешь географию – ты и метеоролог, и
археолог, и геолог, и гидрограф, и топограф, и вообще можешь представить
себя на месте любого профессионала. Ещё одной важной задачей географии
стала задача научить людей любить, понимать и беречь не только целый мир, а
мир свой маленький, окружающий его ежеминутно – свою маленькую Родину,
свой край, свой город. Ведь именно с этого начинается и Россия, и вся Земля.
Литература
13

Проектные, творческие работы по географии

В данном списке показаны темы проектов, исследовательских и творческих работ по географии для учащихся 5 - 6 класса более общего назначения, используя которые можно провести интересные исследования, уроки, проекты по разным разделам географии.

5-6 класс

Проектные

    Составить план местности определенного участка ст. Татаурово.

    Калейдоскоп погоды (фотографии, рисунки, изображающие разное состояние погоды).

    Откуда берутся горы

    История появления карты, компаса, глобуса, подзорной трубы.

    Исчезающие животные. Красная книга нашей республики.

    Хронологическая таблица открытий.

    Проект «будущее планеты».

    Водоемы нашей местности. Куда текут реки нашей области? Почему пересыхают водоемы?

    Биоценозы нашей местности.

    Особенности растительности, произрастающие на территории ст.Татаурово и прилежащих территориях.

    Использование природных ресурсов нашей местности.

    Карта путешествий (диафильм с рисунками путешествия по разным точкам планеты).

    Нарисовать чертеж, показывающий, как меняется вид приближающегося к наблюдателю объекта (оформление таблицы, создание способов определения расстояния до объекта)

    Игра «Закопай клад» или «В поисках сокровищ» использование понятий азимут, масштаб, географические координаты.

    Подготовить информацию об опыте, который демонстрирует движение воды в круговороте (проводить опыт в присутствии взрослых).

    Макеты разных форм рельефа.

    «Бутылочная почта» - схема возможного отправления почты, используя закономерность движения воды в течении.

    Изготовление прибора для определения направления и силы ветра, измерения количества осадков.

    Сравните планеты по плану: расстояние от солнца, размеры, объем, масса, освещенность солнцем, средняя температура. Определите какие закономерности можно выделить из этого сравнения.

    Сказка ложь, да в ней намек. Географические явления в сказках и мифах.

    Экологическая обстановка моей малой Родины.

    Древнейшие картографические изображения (проследить изменения в развитии науки картографии)

    Средневековые карты-портоланы (компасные карты) и их влияние на развитие навигации и картографии.

    География в Китае и Индии в Средние века. Китайская картография и её отличие от европейской.

    Влияние природных условий на черты народа (традиции, обычаи, вероисповедания, одежда, пища и.т.д.)

    Откуда появилась вода на Земле? Имеет ли вода возраст? История Ноя и реальность водного потопа?

    Секреты природы. Почему облачная погода бывает часто, но дождь идёт не всегда? Почему облака не падают на Землю? Снег в тропических широтах миф или реальность?

Исследовательские

    Опыты, которые демонстрирует природные процессы и явления (движение воды в круговороте, образование атмосферных осадков, формирование ураганов, цунами и.т.д.). Проводить опыт в присутствии взрослых.

    Каталог полезных ископаемых, драгоценных камней Восточной Сибири и Республики Бурятия..

    Коллекция горных пород своей местности.

    Исследовательская работа: «Экосистема участка территории поселения Татаурово»

    Исследовательская работа: «Как заработать миллион на свалке?»

    Исследовательская работа «Рациональное природопользование»

    Проект добычи полезных ископаемых, щадящих литосферу.

    Исследовательская работа «Виды движения земной коры на территории ст.Татаурово

    Исследовательская работа «Народный календарь погоды» (отследить соответствие народных примет о погоде с действительностью)

    Что можно получать из морской воды?

    Горные породы нашей местности.

    Может ли вулкан начать извергаться в моём дворе?

    Роза ветров нашей местности.

Творческие

    Сочинение сказки « Путешествие капельки Капитошки, песчинки, и.т.д.» или «Сказка осеннего листа, снежинки, апрельской капели, летней дождинки». Можно оформить в виде книжки с рисунками, диафильм, кукольный театр, или на ваше усмотрение

    Красочно оформить схему «Состав гидросферы», используя рисунки, фотографии.

    Сочинение рассказов-загадок «Капитанский мостик» о географических объектах, где будут указаны его особенности, но не дано название. Форма произвольная.

    Составление кроссвордов, ребусов, шарад со словом «география» и другими географическими терминами

    Красочный словарь терминов изученных понятий.(т.е. с приложением рисунков и объяснением понятий в словарях и справочниках)

    Анализ художественной литературы: «Роль ландшафта в раскрытии образов».

    «Я вулкан», отразить разрушительное и созидательное действие вулканов.

    Рассказ: «путешествие на машине времени», о прошлом и настоящем территории, явлении и.т.д.

    Рассказ человека пережившего такие явления как землятресение, извержение вулкана.

    Подобрать мелодии соответствующие состояния океана во время штиля, небольшого волнения, бури, шторма, урагана.

    «Путешествие на машине времени», о прошлом и настоящем территории, явлении и.т.д.

Дискуссия: «География Митрофанушки». Представить две точки зрения: Мне нужны эти знания и мне они не так необходимы, как знания по….

5-6 класс . Дополнительные задания (интеграция с математикой).

1 . пользуясь таблицей, составить график изменения дальности видимого горизонта в зависимости от высоты места наблюдения. (М:верт 1:4 000 000,гориз. 1:100 000)

П -.. северная точка России 77*43 с.ш., а южная – 41*11 с.ш. найти протяженность страны с севера на юг.

П- … одинаковый ли вес будут иметь предмет на полюсе и на экваторе.

Работы: Все Избранные В помощь учителю Конкурс «Учебный проект» Учебный год: Все 2015 / 2016 2014 / 2015 2013 / 2014 2012 / 2013 2011 / 2012 2010 / 2011 2009 / 2010 2008 / 2009 2007 / 2008 2006 / 2007 2005 / 2006 Сортировка: По алфавиту По новизне

  • 15 мифов о японцах

    Япония - один из ближайших и значительных соседей России. Наши знания о Японии и ее народе содержат часто больше необоснованных мифов и легенд, чем правды. В своей работе авторы попытаются развеять некоторые из этих мифов и приблизить нас к Японии такой, какая она есть, а не какой мы привыкли ее себе представлять.

  • 7 чудес

    Данная работа предназначена для группового и индивидуального пользования на уроках географии, истории, литературы, МХК и т.д. Выполнена по теме "География мировых цивилизаций". Содержит сведения о классических и современных чудесах света. Наш общий дом – планета Земля. Сохранение культурного наследия – одна из важнейших задач жителей Земли! Поэтому целью работы является воссоздание культурного наследия планеты в формате мультимедийной презентации под девизом "Без прошлого нет настоящего!".

  • Работа рассказывает о победителях конкурса "7 чудес России", прошедшего в 2007-2008 гг. В ней вы можете найти интересную и познавательную информацию о каждом чуде-победителе: о храме Василия Блаженного, о Петергофе, о Мамаевом Кургане, об озере Байкал, о горе Эльбрус, о Долине Гейзеров и о Столбах Выветривания.

  • Across Oceans to Australia

    Автор работы совершает яркое путешествие по Австралии, знакомит с историей открытия континента, с крупными городами, с неповторимой флорой и фауной. В работе нашли отражение самобытность и неповторимая привлекательность этой удивительной страны, использованы сведения из истории, географии, биологии.

  • Alexander von Humboldt - der größte deutsche Gelehrte und Reisende

    В работе сформировано представление об А.Гумбольдте как о величайшем немецком ученом, исследователе, путешественнике, внесшем неоценимый вклад в развитие целого ряда естественных наук, и основоположнике таких научных дисциплин, как климатология, ландшафтология, физическая география, география растений.

  • All about Canada

    Работа представлена в виде презентации на английском языке. Она знакомит с историей Канады, ее природой, достопримечательностями, населением, традициями.

  • Altai Region is the Pearl of Siberia

    Работа посвящена Алтайскому краю, его великолепной природе и замечательным людям. Представлена информация и фотографии, рассказывающие о красоте Алтайского края. Работа выполнена на английском языке.

  • Australia

    Презентация об Австралии на английском языке.

  • Australian Wildlife

    Приглашаем Вас в путешествие по Австралии. Вы сможете насладиться замечательной природой этой страны и увидеть удивительных животных.

  • Canada

    География, история, население Канады. Работа выполнена на английском языке и может быть использована в качестве страноведческого материала.

  • Canada

    Данная работа может быть использована на уроке английского языка, посвященного изучению стран, в которых английский язык признан государственным. Презентация позволит познакомиться с Канадой, с ее географией и политической системой.

  • Canada (from sea to sea)

    Вашему вниманию представлена страноведческая информационная работа, выполненная в виде презентации на английском языке. Красочные иллюстрации позволяют расширить представления о Канаде.

  • Canada: alike and different

    Данная работа представляет собой краткое красочное путешествие по Канаде. Во время путешествия вы можете познакомиться с природой (реками, озерами, горами) и животным миром страны, посетить ее различные регионы, города, полюбоваться достопримечательностями Оттавы и Квебека, Торонто и Монреаля и даже с некоторыми историческими фактами, а также государственными символами страны.

  • Coffee-house CoffeeMann

    Описание интерьера и меню кафе CoffeeMann. Работа выполнена на английском языке.

  • Crimea is the place of my dream

  • Death Valley

    Проект выполнен на английском языке в форме презентации и представляет собой знакомство с географическими реалиями США.

  • Die Rolle von Deutschland in der EU

    В работе рассказывается о Германии и о её роли в деятельности Европейского союза. Работа над проектом показала, что нужно постоянно совершенствовать свои технические навыки, развивать эрудицию, расширять словарный запас по немецкому языку и повторять грамматику. Презентация и доклад выполнены на немецком языке.

  • Discover Australia

    Работа знакомит с одной из интереснейших стран мира - Австралией. Выполнена на английском языке.

  • Discover the USA

    Исследовательская работа по страноведению с красочной презентацией основных достопримечательностей и природных объектов США, национальных символов и праздников. В работе представлены разнообразные географические карты.

  • Discovering Ethiopia

    Данная работа освещает основные аспекты современной жизни Эфиопии. Информация получена из местных печатных изданий на английском языке.

  • Each country has its own landmarks

    Авторы работы приглашают совершить путешествие и познакомиться с историей самых известных достопримечательностей десяти стран. Работу можно использовать в 9-11-х классах для изучения на факультативных занятиях, а также для проведения викторины.

  • East or West - home is best?

  • Egypt – as I see it

    В работе представлена интересная и познавательная информация о Египте и расположенном в нем туристическом центре Шарм-аль-Шейхе. Работа выполнена на английском языке и основана на личных впечатлениях учащейся от поездки в страну.

  • Enlglish-speaking countries (Англоговорящие страны)

    В наши дни английский язык является языком международного общения, на нем разговаривает огромное количество людей по всему миру. Мы выбрали эту тему, потому что нам нравится английский язык и мы бы хотели рассказать об англоговорящих странах своим друзьям, родственникам, одноклассникам. Мы провели опрос учеников 5-х классов нашей Гимназии № 2 г. Владивостока, в результате которого узнали, что гимназисты имеют хорошие знания об англоговорящих странах.