Миг скат. Боевой беспилотный аппарат "скат"

Российская армия располагает большим числом беспилотных летательных аппаратов разных моделей, но изделия тяжелого класса на вооружении пока отсутствуют. Впрочем, уже принимаются необходимые меры, и в ближайшем будущем парк армейской техники может пополниться новыми образцами с требуемыми характеристиками. Не так давно новый шанс поступить на вооружение получил уже известный разведывательно-ударный БПЛА «Скат». После нескольких лет неопределенности разработка проекта продолжена.

О возобновлении работ по проекту с шифром «Скат» стало известно несколько дней назад. 11 сентября информагентство ТАСС со ссылкой на источник в оборонной промышленности сообщило о продолжении работ по сравнительно старому проекту. Утверждается, что Российская самолетостроительная корпорация «МиГ» решила продолжить разработку «Ската». В течение нескольких следующих лет планируется создать опытный образец такой машины. При этом министерство обороны проявляет к проекту определенный интерес.

Также ТАСС попыталось получить информацию от самой РСК «МиГ», но та не стала раскрывать наиболее интересные данные. Указывается, что корпорация напомнила о своих работах в области беспилотных летательных аппаратов, проводимых в последние годы. При этом она не стала подтверждать сведения о конкретных разработках, представляющих наибольший интерес в контексте последних новостей.

Необходимо отметить, что проект БПЛА «Скат» давно не является новинкой и хорошо известен общественности. В свое время этот беспилотник привлек внимание и стал поводом для самых смелых и оптимистичных оценок. Тем не менее, выполнить все планы по созданию и развитию этого образца не удалось. Направление тяжелых БПЛА пришлось развивать при помощи других проектов, и желаемые результаты до сих пор не получены.

Согласно информации прошлых лет, разработка проекта с шифром «Скат» началась в 2005 году по инициативе РСК «МиГ». Однако в первые годы проект оставался секретным, и никакая информация о нем не публиковалась. Впервые о «Скате» рассказали в ходе аэрокосмического салона МАКС-2007, примерно через два года после старта работ. Разрешение на первый публичный показ беспилотника было получено уже в день открытия салона, и поэтому макет «Ската» демонстрировался не на выставочной площадке, а в одном из цехов организации-разработчика.

Экспонатом выставки сделали макет будущего БПЛА. Утверждалось, что это изделие предназначается для отработки конструкторских и компоновочных решений. Вместе с макетом показали некоторые рекламные материалы. Кроме того, с ним демонстрировались некоторые авиационные средства поражения, которые планировалось включать в боекомплект. На тот момент российская авиационная промышленность только осваивала современную сферу беспилотных летательных аппаратов, и потому макет тяжелого разведывательно-ударного БПЛА привлек внимание общественности и специалистов.

Проект «Скат» предлагал строительство аппарата схемы «летающее крыло» с максимальной взлетной массой 10 т. Длина изделия превышала 10 м, размах крыла – 11,5 м. Аппарат должен был развивать скорость до 850 км/ч и лететь на дальность до 4 тыс. км. С помощью беспилотника планировалось решать задачи разведки и нанесения ударов по наземным объектам. В связи с этим он должен был нести оптико-электронное оборудование, средства навигации и т.д., а также разнообразное вооружение. Прежде всего, «Скат» предполагалось оснащать управляемыми ракетами и бомбами.

Согласно планам разработчиков, новый «Скат» должен был отличаться малой заметностью для средств обнаружения противника, что позволило бы эффективнее решать поставленные задачи, в том числе над районами с развитой противовоздушной обороной. В связи с этим аппарат получил характерный внешний вид с плавными обводами и без крупных выступающих деталей. Все вооружение предлагалось перевозить во внутреннем грузоотсеке.

Согласно проекту, беспилотник должен был иметь один турбореактивный двигатель. Вскоре стало известно, что в этой роли будет использоваться изделие РД-5000Б. В апреле 2008 года компания «Климов», привлеченная к проекту «Скат», огласила некоторые подробности своей работы. Утверждалось, что двигатель для БПЛА создается на основе существующего РД-33. Для решения поставленных задач последний должен был лишиться форсажной камеры и получить некоторые обновленные устройства. За счет этого можно было обеспечить требуемые летно-технические характеристики. Снижение заметности в инфракрасном диапазоне должно было достигаться за счет специального плоского сопла.

В течение нескольких следующих лет новая официальная информация о проекте «Скат» не публиковалась. В то же время, регулярно появлялись самые разные слухи того или иного рода. В связи с особым значением проекта подобные новости не получали официального подтверждения, но и не опровергались.

Новые официальные сообщения о проекте БПЛА «Скат» появились только в 2012 году и не отличались оптимизмом. РСК «МиГ» объявила о прекращении работ по этому проекту. Министерство обороны провело тендер на разработку перспективного тяжелого беспилотника, и его победителем стала компания «Сухой». Ее проект должен был получить государственную поддержку, тогда как разработку «Ската» следовало прекратить. В то же время, наработки по этому проекту не должны были пропасть. Опыт создания этого БПЛА мог пригодиться в проекте «Сухого».

Через несколько лет выяснилось, что в определенный момент проект «Скат» возобновили. В конце 2015 года руководство РСК «МиГ» рассказало о продолжении работ по беспилотнику, которые теперь велись при участии иных организаций. Корпорация продолжала разработку проекта при участии Центрального аэрогидродинамического института. Финансирование проекта взяло на себя министерство промышленности и торговли. В 2015 году заказчику представили некоторые итоги проведенных работ. Впрочем, в то время представители организации-разработчика обошлись без подробностей технического характера.

В ноябре прошлого года РСК «МиГ» вновь затронула тему создания перспективных БПЛА. Как оказалось, организация сейчас занимается разработкой целой линейки беспилотных аппаратов разных классов. Создаются машины ударного и разведывательного назначения с взлетной массой от 1 до 15 т. При их разработке используется продукция отечественных предприятий. В частности, специально для таких беспилотников разрабатываются новые двигатели с оптимальными характеристиками.

Примерно месяц назад прозвучали новые интересные заявления из области беспилотной авиации. Корпорация «МиГ» подтвердила наличие проектов БПЛА разных классов. Более того, ее руководство пообещало в ближайшее время показать первые результаты таких работ. «Премьерный показ» перспективной техники может состояться в течение нескольких следующих месяцев, но точная дата все еще не уточнялась. Также неизвестно, какие именно образцы планируется показать военным и общественности.

Самые последние сообщения о проекте «Скат» и о разработке беспилотников в РСК «МиГ» появились несколько дней назад. Согласно этим новостям, организация продолжает разработку целой линейки беспилотных аппаратов, а кроме того, возобновляет работы по тяжелому БПЛА «Скат». Результаты одних новых проектов будут представлены в ближайшее время, тогда как другие придется подождать несколько лет. При этом пока не уточнялось, когда корпорация «МиГ» покажет обновленный тяжелый беспилотник.

Вся доступная техническая информация о БПЛА «Скат» была опубликована еще в конце прошлого десятилетия, и с тех пор новые подробности проекта не раскрывались. Однако это не мешает сопоставить имеющиеся данные и представить, какие цели ставятся перед обновляемым проектом. По всей видимости, с 2005 года основные цели и задачи «Ската» не изменились. Изменения ждут только его конструкцию, бортовые системы и вооружение.

БПЛА тяжелого класса способны решать сразу несколько задач. Их можно использовать для ведения воздушной разведки, а значительные габариты и взлетная масса обеспечивают несение того или иного вооружения. Аппарат «Скат», согласно информации прошлых лет, должен был решать обе эти задачи. Есть все основания полагать, что после проводимой в настоящее время переработки он сможет сохранить имеющиеся возможности.

В 2007 году был представлен планер, созданный с учетом снижения заметности для радиолокационных средств противника. Благодаря этому разведывательно-ударный «Скат» способен работать в воздушном пространстве, контролируемом ПВО противника. В последние годы опасность зенитных систем не сократилась, и поэтому современный вариант «Ската» должен сохранять характерный технический облик с применением т.н. стелс-технологий. В то же время, возможно некоторое изменение конструкции в соответствии с последними наработками в этой области.

Необходима переработка комплекса бортового радиоэлектронного и оптико-электронного оборудования, который следует перестроить с применением самых новых компонентов. Бортовая электроника должна обеспечивать навигацию, обмен данными с пультом оператора, а также автоматизированное пилотирование. Кроме того, на борту аппарата обязательно должны присутствовать многоканальные оптические средства наблюдения и обнаружения. Их характеристики должны обеспечивать свободное пилотирование, ведение разведки и поиск целей для нанесения ударов.

Малозаметный беспилотник может решать разные боевые задачи, связанные с непосредственной атакой объектов противника. Прежде всего, он может скрытно выходить в район пуска и сбрасывать средства поражения того или иного рода. В зависимости от состава своего оборудования и его функций, перспективный «Скат» сможет атаковать цели с использованием предварительного целеуказания, либо после самостоятельного их поиска. Ранее утверждалось, что полезная нагрузка такого аппарата может достигать 2 т. Этого достаточно для перевозки нескольких управляемых бомб или ракет ряда существующих моделей.

Во время демонстрации 2007 года макет «Ската» показывали вместе с корректируемыми бомбами КАБ-500Кр и противорадиолокационными ракетами Х-31П. С таким составом боевой нагрузки БПЛА способен бороться с противовоздушной обороной противника и выводить из строя различные другие объекты. Вполне возможно, что дальнейшее совершенствование проекта в прошлом и настоящем позволило расширить номенклатуру боеприпасов, а вместе с ней и круг решаемых задач.

В случае успешного завершения работ по проекту «Скат» российские воздушно-космические силы смогут получить, как минимум, один из первых отечественных разведывательно-ударных БПЛА тяжелого класса. При этом следует учитывать, что в настоящее время создается сразу несколько таких образцов схожего назначения, и это дает определенные преимущества. К примеру, появляется возможность параллельного использования нескольких типов техники, каждый из которых лучше решает свою определенную задачу. В частности, малозаметный «Скат» может применяться для ведения разведки и выполнения ударов до подавления вражеской ПВО, после чего к работе могут присоединяться аппараты без подобных возможностей.

Согласно последним сообщениям, текущий этап конструкторских работ по теме «Скат» будет продолжаться в течение нескольких лет, после чего РСК «МиГ» представит новый опытный образец. После этого некоторое время уйдет на испытания и доводку, и только затем перспективный БПЛА получит шанс поступить на вооружение. Можно предположить, что эксплуатация первых серийных машин нового типа начнется не ранее первой половины двадцатых годов. Вполне вероятно, что и другие тяжелые беспилотники, создаваемые в настоящее время, доберутся до войск в тот же период.

В итоге получается, что с момента начала работ и до предполагаемого поступления техники на вооружение пройдет не менее 15 лет. В определенных обстоятельствах это могло бы стать проблемой, но текущая ситуация дает некоторые шансы на получение выдающихся результатов. За время, прошедшее с момента старта проекта «Скат», были получены новые результаты во всех основных областях, и их следует использовать для развития имеющегося БПЛА. Результатом этого станет появление эффективной и перспективной машины.

В 2007 году на авиасалоне МАКС был впервые показан ударный беспилотный летательный аппарат (БЛА) "Скат", в конструкции которого применялась технология "стелс". Его полноразмерный макет российская самолетостроительная корпорация (РСК) "МиГ" продемонстрировала за пределами территории салона - в ангаре летно-испытательной и доводочной базы предприятия. Этот дрон тогда вызвал небывалый интерес как среди журналистов, так и среди специалистов авиационной отрасли и самих военных. Но в 2012 году работы по этой программе были приостановлены, как отмечалось, из-за отсутствия интереса со стороны Минобороны России.

Однако этот ударный беспилотник не ушел в прошлое, как многие военные проекты, создающиеся предприятиями в инициативном порядке. "Компания (РСК "МиГ" - прим. ТАСС) возобновила работы по "Скату". Опытный образец этого реактивного БЛА планируется создать в ближайшие несколько лет", - сообщил ТАСС источник в оборонно-промышленном комплексе, при этом уточнив, что "российское военное ведомство заинтересовалось этим аппаратом". В корпорации "МиГ" отметили, что уже на протяжении нескольких лет ведут работы по созданию БЛА различного типажа и размерности, однако не подтвердили информацию, касающуюся конкретных разработок, сославшись на закрытость данных.

В 2017 году на выставке Dubai Airshow официальный представитель корпорации Анастасия Кравченко сообщила , что работы ведутся по созданию ударных и разведывательных беспилотников массой от 1 т до 15 т. На них будут устанавливать двигатели отечественного производства, над созданием которых уже трудятся специалисты. В августе этого года глава РСК "МиГ" Илья Тарасенко подтвердил информацию о том, что в ближайшее время предприятие продемонстрирует свои разработки в беспилотной тематике.

"Скат" против "Хищника"

Разработкой БЛА в мире начали заниматься еще с конца 1950-х годов, однако средством для ведения боевых действий они стали лишь спустя 30 лет. "Полем триумфа" стал военный конфликт 1991 года в Персидском заливе, где США применили против Ирака сразу несколько типов беспилотных разведчиков. Использование ADM-141 (ложная цель-имитатор крылатой ракеты - прим. ТАСС) и других, по данным из открытых источников, позволило американцам обнаружить, а затем и уничтожить около десяти зенитно-ракетных батарей, около 70 автомашин и 300 танков иракской армии. И для этого потребовалось всего порядка 20 вылетов.

Конечно, на этом фоне наша страна выглядела достаточно скромно. В 80-х годах прошлого века было выпущено около 950 советских разведчиков Ту-143, и на них беспилотная тема почти закрылась.

В настоящее время большим числом ударных БЛА, оснащенных различными системами вооружения, обладают США. Уже многие годы они используют такие дроны для решения оперативных задач в любой точке мира. В частности, беспилотники MQ-1 Predator ("Хищник"), способные нести управляемые ракеты, активно применялись для ударов по наземным целям в Афганистане и Ираке.

Это только с виду "Хищник" похож на обычный планер, а в реальности его возможности велики: он может находиться в воздухе порядка 40 часов и на высоте до 4,5 км вести радиоэлектронную разведку, быть "глазами и ушами" пехоты и бронетехники, а также корректировать применение высокоточного оружия. Пролетая над территорией противника, по приказу оператора с земли он может уничтожать как отдельные объекты (здания и укрепления), так и бронеавтомобили и даже группы людей.

В последнее десятилетие Пентагон часто использовал в военных операциях в Афганистане, Ираке и Ливии один из самых больших БЛА в мире - RQ-4 Global Hawk, который производит корпорация Northrop Grumman. Также известно, что с разрешения властей Украины беспилотники совершали, в частности, в 2016, 2017 и 2018 годах разведывательные полеты вдоль полуострова Крым и линии разграничения в Донбассе. RQ-4 способен вести наблюдение с высоты до 18 км при любых погодных условиях и передавать информацию в режиме реального времени. Его максимальная взлетная масса - 15 т. Он может на протяжении 40 часов лететь со скоростью 570 км/ч и обнаруживать цели на удалении примерно 550 км.

Таким летающим ударным роботам на Западе давно "открыли" небо. И тут все дело в финансовой составляющей. При цене, сопоставимой с обычным боевым истребителем, беспилотник все же дешевле и в чем-то даже эффективнее. Обучение военного летчика стоит огромных денег, а уровень его подготовки и профессионализма порой зависит от различных факторов. Проще оставить человека на земле, чем посылать в бой. При этом боевой дрон готов работать в любое время и в любую погоду, сутками находиться в воздухе и не требовать к себе повышенного внимания.

Специалисты отмечают, что "Скат" призван восполнить отсутствие в составе беспилотной авиации России тяжелых стратегических аппаратов. Они могли бы находиться в воздухе по несколько суток, передавать разведданные и наносить точечные удары по противнику. "Такие БЛА, летающие на предельные дальности, крайне нужны российской армии для борьбы с террористами, - говорит военный обозреватель ТАСС Виктор Литовкин. - Эта борьба предполагает охоту за экстремистами не только в районах их сосредоточения, в лагерях подготовки, мастерских по ремонту боевой техники, на узлах связи и пунктах управления, но и во время перемещения по дорогам на той или иной территории".

Часто требуется немедленно реализовать данные агентурной или технической (спутниковой) разведки, а поисково-десантных подразделений или групп в этом регионе нет, и главари бандитских формирований остаются неуязвимыми. Если в этом районе будет барражировать беспилотник с подвешенными под его фюзеляжем ракетами "воздух - поверхность", эту задачу можно решить в считаные минуты

Виктор Литовкин

военный обозреватель ТАСС

По мнению эксперта, БЛА может в данный момент быть и разведчиком, который обнаружит цель и сообщит о ней оператору, находящемуся от места действия за тысячи километров, и по его команде наведет на объект ракету и нанесет разящий удар.

Также такие беспилотники можно применять для нанесения ударов по пунктам управления и узлам связи, базам хранения оружия и боеприпасов в глубоком тылу противника. "Правда, во время работы там БЛА может быть обнаружен радиолокационными станциями и уничтожен зенитными ракетами. Чтобы этого не произошло, он должен иметь на своем борту и комплексы радиоэлектронной борьбы, подавляющие радиолокационный сигнал РЛС или отводящий его в сторону от себя", - считает Литовкин.

Кстати, летом этого года стало известно , что в сентябре впервые должен подняться в воздух другой тяжелый ударный БЛА - "Охотник" - разработки КБ Сухого, который станет прототипом истребителя шестого поколения. "Основное назначение "Ската" такое же, как и у "Охотника", равно как и у большинства создаваемых в мире аналогов, - разведывательно-ударные задачи в условиях активно работающей современной системы ПВО противника, когда применение широко используемых сегодня систем БЛА, таких как американские Predator и Reaper, неэффективно", - считает главный редактор журнала "Беспилотная авиация" Денис Федутинов.

БПЛА "Охотник"

Контракт на разработку был подписан между Минобороны РФ и компанией "Сухой" в 2011 году, макет для наземных испытаний был создан в 2014-м. В настоящее время на Новосибирском заводе создан опытный образец. По открытым данным, "Охотник" выполнен с применением технологии "стелс", имеет аэродинамическую схему "летающее крыло", взлетная масса аппарата достигает 20 т. По неподтвержденной информации, беспилотник имеет реактивный двигатель и сможет развивать скорость около 1000 км/ч.

Продолжение

По мнению эксперта в области беспилотной авиации, интерес военных к "Скату" "связан с желанием иметь одновременно с тяжелым БЛА более легкий вариант, что позволит составить более оптимальный парк соответствующих систем". При этом, по словам Федутинова, "вероятнее всего, в России будут разработаны технологии группового взаимодействия для этих двух аппаратов, чтобы обеспечить их "стайное применение". Однако, добавил специалист, "это только один из возможных сценариев применения этих беспилотников, и использование принципа "стаи" или "роя" будет более характерно для малоразмерных БПЛА".

Секретный "Скат"

Наиболее распространенным в российских войсках аппаратом является многоцелевой БЛА "Орлан-10" (дальность полета - 600 км), а самым крупным - "Форпост". Дрон массой около 500 кг производится на Уральском заводе гражданской авиации по израильской лицензии. Известно, что он способен осуществлять разведку с высоты 5 км в течение 16 часов на удалении до 400 км.

В Минобороны России неоднократно заявляли, что военные испытывают огромную потребность в различных типах беспилотников, несмотря на то, что за последние пять лет их количество в армии заметно увеличилось. "Сегодня ни один военный конфликт не проходит без применения беспилотной авиации. Вся информативность, вся разведка сегодня идет с помощью этих средств. В ближайшие 10–15 лет - это один из основных трендов в области развития систем вооружения", - говорил в 2016 году Юрий Борисов, занимавший тогда пост замминистра обороны РФ.

Летно-технические характеристики "Ската" официальные источники не разглашают. О нем известно мало. СМИ писали, что его разработка началась в РСК "МиГ" в инициативном порядке в 2005 году. Спустя семь лет работы по аппарату были приостановлены из-за отсутствия интереса со стороны военных.

Однако в 2015 году в интервью газете "Ведомости" Сергей Коротков (в то время - генеральный директор РСК "МиГ", ныне - вице-президент по инновациям Объединенной авиастроительной корпорации - прим. ТАСС) рассказал, что в корпорации всегда занимались такими комплексами и "есть запатентованные компоновки и схемы ударных БЛА, которые мы разработали совместно с ЦАГИ, и эта работа продолжается". На вопрос журналиста, инициативно ли ведутся такие работы, он ответил: "Нет, эти опытно-конструкторские разработки финансирует Минпромторг, часть работы уже сдали, часть заканчиваем".

Впервые "Скат" был представлен группе журналистов на МАКС-2007, причем демонстрировался за пределами территории салона. Отмечалось, что макет был предназначен для отработки конструктивно-компоновочных решений, а также для проведения оценок и оптимизации характеристик аппарата.

Компоновка аппарата была выполнена по аэродинамической схеме "летающее крыло" (отсутствует хвостовое оперение) треугольной формы и имела в носовой части воздухозаборник двигательной установки. Именно такие аппараты менее заметны для радаров противника. Как поясняли на МАКС-2007 руководители корпорации "МиГ", предусматривалась постройка летающей лаборатории-демонстратора для отработки технологий. Причем планировалось его испытать как в пилотируемом, так и беспилотном вариантах. В ходе испытаний должна была быть проведена окончательная доводка и демонстрация всех технологий БЛА, включая применение оружия.

Планировалось, что максимальная взлетная масса аппарата составит 10 тонн, скорость - 850 км/ч, дальность полета - 4000 км. БЛА может нести как ракетное, так и бомбовое вооружение во внутрифюзеляжном отсеке. Перед макетом на МАКС-2007 было выложено ударное оружие - противокорабельные и противорадиолокационные ракеты Х-31А и Х-31П, а также управляемые ракеты с телевизионной системой наведения.

В 2008 году СМИ писали , что ОАО "Климов" для "Ската" начал разработку двигателей на базе бесфорсажной модификации турбореактивного двигателя РД-33. Отмечалось, что этот мотор тягой около 5000 кгс позволит БЛА развивать скорость более 800 км/ч у земли и нести боевую нагрузку до 2 т. Практический потолок составит в этом случае более 12 км.

Кстати, "Скат" - практически внешняя копия американского Х-47В компании Northrop Grumman. Он предназначался для выполнения задач непрерывного сбора информации, наблюдения, разведки и осуществления ударных операций с борта авианосцев. Сообщалось, что его боевой радиус действия - более 2700 км, вес внутренней полезной нагрузки - 2 т. Было изготовлено всего два опытных образца только для испытаний. В 2013 году была выполнена первая посадка на палубу авианосца "Джордж Буш", который находился в водах Атлантического океана. Шума вокруг БЛА Х-47В тогда было много, но проект так и не был реализован окончательно. Как писали американские издания, от беспилотника отказались после того, как ВМС США изменили свои требования, предъявляемые к ударной платформе.

По данным разработчиков, российский "Скат" сможет наносить удары как по заранее разведанным стационарным целям, в первую очередь - средствам ПВО, так и по мобильным наземным и морским целям при ведении автономных и групповых, совместных с пилотируемыми самолетами, действий.

В любом случае ударные беспилотники, как и разведывательные, должны работать в тесной связи и на связи с оператором и под его контролем. Решение на применение оружия по разведанным или заданным (запланированным) целям принимает человек. Никакой самодеятельности или автоматизма от БПЛА быть не может

Виктор Литовкин

военный обозреватель ТАСС

На выставке ArmHiTec 2018 в Ереване заместитель генерального директора НПК "Техмаш" (входит в Ростех) Александр Кочкин сообщил , что компания начала разработку оружия для таких дронов. "Еще одно наше новое направление - боевая нагрузка к ударным беспилотникам, уже отдельные работы ведутся, создаем образцы", - сказал он.

Пока поступление в армию ударных беспилотников официально не подтверждалось, однако осенью 2017 года министр обороны РФ Сергей Шойгу заявлял, что такие БЛА поступят в Вооруженные силы уже в ближайшее время.

Роман Азанов

ББЛА «Скат» стал одной из наиболее неожиданных и интересных новинок на авиасалоне МАКС-2007. Реактивный боевой беспилотник разрабатывался конструкторами российской корпорации «МиГ».

Аппарат выполнен по малоизвестной схеме «летающее крыло» и не имеет хвостового

оперения. В значительной степени конструкция сложена из композиционных материалов.

Корпус ББЛА выполнен в виде треугольника с углом стреловидности 54 градуса по передней кромке и срезанными под прямым углом законцовками. При виде снизу и сверху в аппарате наблюдается использование элементов, предназначенных для понижения его радиолокационной заметности, а именно: использование внешних обводов планера, створок люков и ниш, стыков панелей. Основными аэродинамическими управляющими органами аппарата являются многофункциональные отклоняемые поверхности, которые расположены по задней кромке крыльевых консолей. С их помощью выполняется управление как по тангажу, так и по крену, а также производится аэродинамическое торможение. На прифюзеляжных частях центроплана с обратной стреловидностью по задней кромке расположены дополнительные управляющие поверхности.

Силовая установка ББЛА «Скат» представлена бесфорсажным двухконтурным турбореактивным двигателем РД-5000Б, который является модификацией ТРДДФ РД-93 (используется на истребителях МиГ-29) и комплектуется для уменьшения радиолокационной заметности плоским соплом.

Вверху носовой части ББЛА находится нерегулируемый воздухозаборник двигателя.

Внутри корпуса беспилотника по бокам силовой установки и воздушного канала мотора находятся 2 отсека по 4,4 м длиной для размещения боевой нагрузки. В каждом из этих отсеков можно разместить по одной ракете класса «воздух-РЛС» или «воздух-поверхность» либо по одной бомбе массой заряда до 500 кг.

На презентации ББЛА «Скат» был укомплектован бомбами КАБ-500Кр и ракетами класса «воздух-РЛС» Х-31П. Разработчики заявляют, что максимально в аппарат можно загрузить 2000 кг боевой нагрузки.

«Скат» оборудован традиционным шасси самолетного типа, благодаря которому выполняется его посадка и взлет на аэродромных дорожках. Шасси сделано убирающимся, по трехопорной схеме. К каждой стойке крепится по одному колесу. Убирание передней опоры с рычажной стойкой происходит в отсек корпуса назад по полету, остальные опоры тоже рычажного типа и убираются в ниши центроплана.

ББЛА «Скат» предназначен для уничтожения сил противника в условиях сильного сосредоточения вражеских зенитных орудий, средств ПВО, морских и наземных движущихся и стационарных целей. Может действовать как автономно, так и в группе с другими самолетами.

Точных данных о составе бортового оборудования ББЛА «Скат» пока нет, но предположительно в его составе имеются автономные прицельные системы для определения и распознавания целей и дальнейшего применения по ним оружия, а также средства радиоэлектронного противодействия и разведки для обеспечения собственной выживаемости в сражениях.

Максимальная скорость аппарата на приземной высоте составляет 800 км/ч.

МиГ СКАТ Ударный БПЛА. Характеристики:

Модификация Скат
Размах крыла, м 11.50
Длина, м 10.25
Высота, м 2.70
Максимальная взлетная 10000
Тип двигателя 1 ТРДДФ РД-5000Б
Тяга, кгс 1 х 5040
Максимальная скорость, км/ч 800 (М=0.8)
Практическая дальность, км 4000
Практический потолок, м 12000

Какие возможности будут у беспилотного летательного аппарата, разработку которого в корпорации "МиГ" ведут с 2005 года, - в материале ТАСС

В 2007 году на авиасалоне МАКС был впервые показан ударный беспилотный летательный аппарат (БПЛА) "Скат", в конструкции которого применялась технология "стелс". Его полноразмерный макет российская самолетостроительная корпорация (РСК) "МиГ" продемонстрировала за пределами территории салона - в ангаре летно-испытательной и доводочной базы предприятия. Этот дрон тогда вызвал небывалый интерес как среди журналистов, так и среди специалистов авиационной отрасли и самих военных. Но в 2012 году работы по этой программе были приостановлены, как отмечалось, из-за отсутствия интереса со стороны Минобороны России.

Однако этот ударный беспилотник не ушел в прошлое, как многие военные проекты, создающиеся предприятиями в инициативном порядке. "Компания (РСК "МиГ" - прим. ТАСС) возобновила работы по "Скату". Опытный образец этого реактивного БПЛА планируется создать в ближайшие несколько лет", - сообщил ТАСС источник в оборонно-промышленном комплексе, при этом уточнив, что "российское военное ведомство заинтересовалось этим аппаратом". В корпорации "МиГ" отметили, что уже на протяжении нескольких лет ведут работы по созданию БПЛА различного типажа и размерности, однако не подтвердили информацию, касающуюся конкретных разработок, сославшись на закрытость данных.

В 2017 году на выставке Dubai Airshow официальный представитель корпорации Анастасия Кравченко сообщила, что работы ведутся по созданию ударных и разведывательных беспилотников массой от 1 т до 15 т. На них будут устанавливать двигатели отечественного производства, над созданием которых уже трудятся специалисты. В августе этого года глава РСК "МиГ" Илья Тарасенко подтвердил информацию о том, что в ближайшее время предприятие продемонстрирует свои разработки в беспилотной тематике.

"Скат" против "Хищника"

Разработкой БПЛА в мире начали заниматься еще с конца 1950-х годов, однако средством для ведения боевых действий они стали лишь спустя 30 лет. "Полем триумфа" стал военный конфликт 1991 года в Персидском заливе, где США применили против Ирака сразу несколько типов беспилотных разведчиков. Использование ADM-141 (ложная цель-имитатор крылатой ракеты - прим. ТАСС) и других, по данным из открытых источников, позволило американцам обнаружить, а затем и уничтожить около десяти зенитно-ракетных батарей, около 70 автомашин и 300 танков иракской армии. И для этого потребовалось всего порядка 20 вылетов.

Конечно, на этом фоне наша страна выглядела достаточно скромно. В 80-х годах прошлого века было выпущено около 950 советских разведчиков Ту-143, и на них беспилотная тема почти закрылась.

В настоящее время большим числом ударных БПЛА, оснащенных различными системами вооружения, обладают США. Уже многие годы они используют такие дроны для решения оперативных задач в любой точке мира. В частности, беспилотники MQ-1 Predator ("Хищник"), способные нести управляемые ракеты, активно применялись для ударов по наземным целям в Афганистане и Ираке.

Это только с виду "Хищник" похож на обычный планер, а в реальности его возможности велики: он может находиться в воздухе порядка 40 часов и на высоте до 4,5 км вести радиоэлектронную разведку, быть "глазами и ушами" пехоты и бронетехники, а также корректировать применение высокоточного оружия. Пролетая над территорией противника, по приказу оператора с земли он может уничтожать как отдельные объекты (здания и укрепления), так и бронеавтомобили и даже группы людей.

© Ethan Miller/Getty Images

В последнее десятилетие Пентагон часто использовал в военных операциях в Афганистане, Ираке и Ливии один из самых больших БПЛА в мире - RQ-4 Global Hawk, который производит корпорация Northrop Grumman. Также известно, что с разрешения властей Украины беспилотники совершали, в частности, в 2016, 2017 и 2018 годах разведывательные полеты вдоль полуострова Крым и линии разграничения в Донбассе. RQ-4 способен вести наблюдение с высоты до 18 км при любых погодных условиях и передавать информацию в режиме реального времени. Его максимальная взлетная масса - 15 т. Он может на протяжении 40 часов лететь со скоростью 570 км/ч и обнаруживать цели на удалении примерно 550 км.

Таким летающим ударным роботам на Западе давно "открыли" небо. И тут все дело в финансовой составляющей. При цене, сопоставимой с обычным боевым истребителем, беспилотник все же дешевле и в чем-то даже эффективнее. Обучение военного летчика стоит огромных денег, а уровень его подготовки и профессионализма порой зависит от различных факторов. Проще оставить человека на земле, чем посылать в бой. При этом боевой дрон готов работать в любое время и в любую погоду, сутками находиться в воздухе и не требовать к себе повышенного внимания.

© REUTERS/U.S. Air Force/Bobbi Zapka

Специалисты отмечают, что "Скат" призван восполнить отсутствие в составе беспилотной авиации России тяжелых стратегических аппаратов. Они могли бы находиться в воздухе по несколько суток, передавать разведданные и наносить точечные удары по противнику. "Такие БПЛА, летающие на предельные дальности, крайне нужны российской армии для борьбы с террористами, - говорит военный обозреватель ТАСС Виктор Литовкин. - Эта борьба предполагает охоту за экстремистами не только в районах их сосредоточения, в лагерях подготовки, мастерских по ремонту боевой техники, на узлах связи и пунктах управления, но и во время перемещения по дорогам на той или иной территории".

Часто требуется немедленно реализовать данные агентурной или технической (спутниковой) разведки, а поисково-десантных подразделений или групп в этом регионе нет, и главари бандитских формирований остаются неуязвимыми. Если в этом районе будет барражировать беспилотник с подвешенными под его фюзеляжем ракетами "воздух - поверхность", эту задачу можно решить в считаные минуты

По мнению эксперта, БПЛА может в данный момент быть и разведчиком, который обнаружит цель и сообщит о ней оператору, находящемуся от места действия за тысячи километров, и по его команде наведет на объект ракету и нанесет разящий удар.

БПЛА "Скат"

© Николай Новичков/"АРМС-ТАСС"/ТАСС

Также такие беспилотники можно применять для нанесения ударов по пунктам управления и узлам связи, базам хранения оружия и боеприпасов в глубоком тылу противника. "Правда, во время работы там БПЛА может быть обнаружен радиолокационными станциями и уничтожен зенитными ракетами. Чтобы этого не произошло, он должен иметь на своем борту и комплексы радиоэлектронной борьбы, подавляющие радиолокационный сигнал РЛС или отводящий его в сторону от себя", - считает Литовкин.

Кстати, летом этого года стало известно, что в сентябре впервые должен подняться в воздух другой тяжелый ударный БПЛА - "Охотник" - разработки КБ Сухого, который станет прототипом истребителя шестого поколения. "Основное назначение "Ската" такое же, как и у "Охотника", равно как и у большинства создаваемых в мире аналогов, - разведывательно-ударные задачи в условиях активно работающей современной системы ПВО противника, когда применение широко используемых сегодня систем БПЛА, таких как американские Predator и Reaper, неэффективно", - считает главный редактор журнала "Беспилотная авиация" Денис Федутинов.

По мнению эксперта в области беспилотной авиации, интерес военных к "Скату" "связан с желанием иметь одновременно с тяжелым БПЛА более легкий вариант, что позволит составить более оптимальный парк соответствующих систем". При этом, по словам Федутинова, "вероятнее всего, в России будут разработаны технологии группового взаимодействия для этих двух аппаратов, чтобы обеспечить их "стайное применение". Однако, добавил специалист, "это только один из возможных сценариев применения этих беспилотников, и использование принципа "стаи" или "роя" будет более характерно для малоразмерных БПЛА".

Секретный "Скат"

Наиболее распространенным в российских войсках аппаратом является многоцелевой БПЛА "Орлан-10" (дальность полета - 600 км), а самым крупным - "Форпост". Дрон массой около 500 кг производится на Уральском заводе гражданской авиации по израильской лицензии. Известно, что он способен осуществлять разведку с высоты 5 км в течение 16 часов на удалении до 400 км.

В Минобороны России неоднократно заявляли, что военные испытывают огромную потребность в различных типах беспилотников, несмотря на то, что за последние пять лет их количество в армии заметно увеличилось. "Сегодня ни один военный конфликт не проходит без применения беспилотной авиации. Вся информативность, вся разведка сегодня идет с помощью этих средств. В ближайшие 10–15 лет - это один из основных трендов в области развития систем вооружения", - говорил в 2016 году Юрий Борисов, занимавший тогда пост замминистра обороны РФ.

Российские многофункциональные беспилотные комплексы "Орлан-10"

© Вадим Савицкий/пресс-служба Минобороны РФ/ТАСС

Летно-технические характеристики "Ската" официальные источники не разглашают. О нем известно мало. СМИ писали, что его разработка началась в РСК "МиГ" в инициативном порядке в 2005 году. Спустя семь лет работы по аппарату были приостановлены из-за отсутствия интереса со стороны военных.

Однако в 2015 году в интервью газете "Ведомости" Сергей Коротков (в то время - генеральный директор РСК "МиГ", ныне - вице-президент по инновациям Объединенной авиастроительной корпорации - прим. ТАСС) рассказал, что в корпорации всегда занимались такими комплексами и "есть запатентованные компоновки и схемы ударных БПЛА, которые мы разработали совместно с ЦАГИ, и эта работа продолжается". На вопрос журналиста, инициативно ли ведутся такие работы, он ответил: "Нет, эти опытно-конструкторские разработки финансирует Минпромторг, часть работы уже сдали, часть заканчиваем".

Впервые "Скат" был представлен группе журналистов на МАКС-2007, причем демонстрировался за пределами территории салона. Отмечалось, что макет был предназначен для отработки конструктивно-компоновочных решений, а также для проведения оценок и оптимизации характеристик аппарата.

Компоновка аппарата была выполнена по аэродинамической схеме "летающее крыло" (отсутствует хвостовое оперение) треугольной формы и имела в носовой части воздухозаборник двигательной установки. Именно такие аппараты менее заметны для радаров противника. Как поясняли на МАКС-2007 руководители корпорации "МиГ", предусматривалась постройка летающей лаборатории-демонстратора для отработки технологий. Причем планировалось его испытать как в пилотируемом, так и беспилотном вариантах. В ходе испытаний должна была быть проведена окончательная доводка и демонстрация всех технологий БПЛА, включая применение оружия.

Беспилотный летательный аппарат "Форпост"

© Антон Новодережкин/ТАСС

Планировалось, что максимальная взлетная масса аппарата составит 10 тонн, скорость - 850 км/ч, дальность полета - 4000 км. БПЛА может нести как ракетное, так и бомбовое вооружение во внутрифюзеляжном отсеке. Перед макетом на МАКС-2007 было выложено ударное оружие - противокорабельные и противорадиолокационные ракеты Х-31А и Х-31П, а также управляемые ракеты с телевизионной системой наведения.

В 2008 году СМИ писали, что ОАО "Климов" для "Ската" начал разработку двигателей на базе бесфорсажной модификации турбореактивного двигателя РД-33. Отмечалось, что этот мотор тягой около 5000 кгс позволит БПЛА развивать скорость более 800 км/ч у земли и нести боевую нагрузку до 2 т. Практический потолок составит в этом случае более 12 км.

Кстати, "Скат" - практически внешняя копия американского Х-47В компании Northrop Grumman. Он предназначался для выполнения задач непрерывного сбора информации, наблюдения, разведки и осуществления ударных операций с борта авианосцев. Сообщалось, что его боевой радиус действия - более 2700 км, вес внутренней полезной нагрузки - 2 т. Было изготовлено всего два опытных образца только для испытаний. В 2013 году была выполнена первая посадка на палубу авианосца "Джордж Буш", который находился в водах Атлантического океана. Шума вокруг БПЛА Х-47В тогда было много, но проект так и не был реализован окончательно. Как писали американские издания, от беспилотника отказались после того, как ВМС США изменили свои требования, предъявляемые к ударной платформе.

© Mass Communication Specialist 2nd Class Timothy Walter/U.S. Navy via Getty Images

По данным разработчиков, российский "Скат" сможет наносить удары как по заранее разведанным стационарным целям, в первую очередь - средствам ПВО, так и по мобильным наземным и морским целям при ведении автономных и групповых, совместных с пилотируемыми самолетами, действий.

В любом случае ударные беспилотники, как и разведывательные, должны работать в тесной связи и на связи с оператором и под его контролем. Решение на применение оружия по разведанным или заданным (запланированным) целям принимает человек. Никакой самодеятельности или автоматизма от БПЛА быть не может

Виктор Литовкин, военный обозреватель ТАСС

На выставке ArmHiTec 2018 в Ереване генеральный директор НПК "Техмаш" (входит в Ростех) Александр Кочкин сообщил, что компания начала разработку оружия для таких дронов. "Еще одно наше новое направление - боевая нагрузка к ударным беспилотникам, уже отдельные работы ведутся, создаем образцы", - сказал он.

Пока поступление в армию ударных беспилотников официально не подтверждалось, однако осенью 2017 года министр обороны РФ Сергей Шойгу заявлял, что такие БПЛА поступят в Вооруженные силы уже в ближайшее время.

Роман Азанов

ДАННЫЕ НА 2012 г. (в работе)

"Скат"

Проект ударного беспилотного летального аппарата (БПЛА) / перспективного малозаметного боевого БПЛА. Разработка БПЛА начата РСК "МиГ" в инициативном порядке в 2005 г. БПЛА "Скат" предназначен для нанесения ударов по заранее разведанным целям, например, по средствам ПВО, а также в условиях сильного противодействия зенитных средств противника. В кооперации по разработке БПЛА "Скат" участвовали ЦАГИ, 2-й ЦНИИ Министерства обороны России, концерн радиостроения "Вега", ГосНИИАС. Полноразмерный макет БПЛА "Скат" построен на опытном производстве РСК "МиГ" летом 2007 г. и впервые показан группе журналистов в рамках авиасалона МАКС-2007 в Раменском в одном из ангаров РСК "МиГ". Официальное разрешение показать макет БПЛА "Скат" было получено 21 августа 2007 г. специальным распоряжением Президента России.

В дальнейшем программа создания БПЛА предполагает создание пилотируемого "Скат-ПД" и затем беспилотного прототипа БПЛА "Скат-Д". В 2007 г. оценка сроков создания прототипов и начала летных испытаний БПЛА "Скат" была весьма оптимистичной (2-3 года). Предполагалось так же, что БПЛА может быть предложен иностранным заказчикам. По состоянию на 2012 г. разработка БПЛА "Скат" уже прекращена, но результаты работ могут быть использованы при проектировании новых моделей ударных и не только БПЛА.

Конструкция аппарата - аэродинамическая схема "летающее крыло" - хвостовое оперение отсутствует. В конструкции планера широко использованы композиционные материалы. Конструкция аппарата так же разработана с учетом снижения радиолокационной заметности за счет форм элементов планера и мест их сопряжения. управление по крену и тангажу, торможение осуществляется с помощью управляющих поверхностей на крыле БПЛА. На центроплане так же имеются дополнительные аэродинамические поверхности. Конструкции планера, выполненные из композиционных материалов, созданы ЗАО "Хиус" (Тверская область).

Шасси классическое трехопорное с управляемой носовой стойкой. На каждой стойке шасси по одному колесу.

Двигатели - 1 х ТРДД РД-5000Б тягой 5040 кг (модификация ТРДДФ РД-93 для экспортных и зарубежных однодвигательных самолетов). Двигатель оборудован плоским соплом. Воздухозаборник лобовой нерегулируемый. Суловая установка разработана ОАО "Климов" (г.Санкт-Петербург) совместно с Тушинским МКБ "Союз". Серийное производство предполагается на ММП им. В.В.Чернышева.

ТТХ БПЛА :
Длина - 10.25 м
Размах крыла - 11.50 м
Высота - 2.70 м
Стреловидность крыла по передней кромке - 54 град.
Габариты отсека для полезной нагрузки (два отсека на БПЛА) - 4400 х 650 х 750 мм

Масса максимальная взлетная - 10000 кг
Масса полезной нагрузки максимальная - 2000 кг

Скорость максимальная - 800 / 850 км/м (0.8М)
Дальность практическая - 4000 км
Потолок практический - 12000 м

Вооружение - размещается в двух отсеках ля подвесного вооружения в фюзеляже БПЛА. Может нести до 2-х КАБ или ракет калибром по 250-500 кг.
- противорадиолокационные ракеты типа Х-31П (демонстрировалась на МАКС-2007 вместе с БПЛА)
- корректируемые авиабамбы типа КАБ-500Кр (демонстрировалась на МАКС-2007 вместе с БПЛА)

Оборудование : в работах по проекту "Скат" участвовали концерн радиостроения "Вега", а так же ОКБ "Русская авионика" (НПК "Иркут").

Модификации :
"Скат-ПД" - пилотируемый летный прототип БПЛА.

"Скат-Д" - беспилотный летный прототип БПЛА "Скат".

Статус : Россия
- 2007 г. - создан полноразмерный макет БПЛА "Скат", который показан в рамках авиасалона МАКС-2007 в августе 2007 г. в Раменском.

Источники :
"Скат". Сайт