Как составляются рейтинги университетов? Как составлялся рейтинг. Существуют ли альтернативные способы измерения аудитории

Наши корреспонденты насчитали 1645 миллиардеров, состояние которых в совокупности составляет $6,4 трлн. Для сравнения: участники прошлогоднего рейтинга владели $5,4 трлн. В этом году в рейтинг вошло рекордное количество новых владельцев состояний с десятками нулей. Среди 268 новоиспеченных миллиардеров 42 женщины - это еще один рекорд. Всего на сегодня в мире 172 миллиардера женского пола, больше, чем когда-либо в прошлом.

После четырехлетнего перерыва рейтинг вновь возглавил Билл Гейтс, отвоевавший титул самого богатого человека в мире у мексиканского магната Карлоса Слима Элу, возглавлявшего рейтинг в течение последних четырех лет. Гейтс увеличил свое состояние на $9 млрд за последний год, и это позволило ему занять 1-е место в 15-й раз за последние 20 лет. Основатель испанской сети магазинов одежды (самый известный из брендов - Zara) Амансио Ортега второй год оказывается третьим, опережая не покидающего 4-е место Уоррена Баффета. Впервые с 2007 года в десятку богатейших людей мира возвращается магнат игорной индустрии Шелдон Адельсон, увеличивший свое состояние на $11,5 млрд. Еще один заметный рывок: минимальное состояние в топ-20 самых богатых людей мира составляет $31 млрд, тогда как в прошлом году оно равнялось лишь $23 млрд.

Больше других увеличил свое состояние основатель Facebook Марк Цукерберг. Благодаря росту акций компании он разбогател на $15,2 млрд и теперь «стоит» $28,5 млрд. В целом IT-индустрия, в частности Facebook, больше других способствовала появлению новых миллиардеров. Впервые в рейтинг вошли операционный директор Facebook Шерил Сандберг и давно занимающий пост вице-президента Джефф Ротшильд. Заключив с Facebook сделку в размере $19 млрд (частью которой стали акции с ограничением обращения), основатели Whats App Ян Коум и Брайан Актон также пополнили ряды миллиардеров Силиконовой долины. Всего в рейтинг вошли 26 новоиспеченных миллиардеров из сферы IT, включая 10 американцев, например директора Dropbox Дрю Хьюстона и сооснователя Workday Анила Бусри.

Бум технологий и укрепление рынка акций позволили США в очередной раз возглавить список стран с наибольшим количеством миллиардеров. В Америке 492 человека, чье состояние превышает миллиард долларов. За ней следуют Китай со 152 миллиардерами и Россия - 111. В рейтинге появляются и новые страны. В первый раз за 28 лет ряды самых богатых пополнили граждане Алжира, Литвы, Танзании и Уганды. Также впервые в топ-25 представлена Африка: Алико Данготе из Нигерии занимает 20-е место с состоянием в $25 млрд.

Состояние двух третьих участников рейтинга заработано благодаря их предпринимательской деятельности. 13% получили свои миллиарды по наследству, а 21% вошли в список, приумножив оставленные им состояния. В числе новичков, заслуживающих особого упоминания, находятся директор американской Федерации профессио-нального реслинга Винс МакМахон, модельер Майкл Корс и Дениз Коатс из букмекерской онлайн-конторы Bet 365.

Но не для всех стран и магнатов прошедший год оказался благоприятным. Ряды миллиардеров поредели в Турции из-за резкого роста инфляции, падения биржевого рынка и снижения стоимости валюты. Из рейтинга выбыли 19 граждан этой страны. В Индонезии, где валюта подешевела на 20% по отношению к доллару, состояние восьми бывших миллиардеров резко сократилось. В целом из рейтинга выбыли 100 бывших участников и еще 16 ушли из жизни.

Методология

Рейтинг миллиардеров Forbes выходит в 28-й раз. Хотя мы занимаемся его составлением уже много лет, этот процесс не становится проще. Нашим корреспондентам приходится копать как вглубь, так и вширь. Чтобы оценить размеры состояния, мы учитываем все активы участника рейтинга, включая долю в капитале публичных и частных компаний, недвижимость, яхты, предметы искусства и денежные накопления. Мы стараемся подтвердить полученные нами данные у миллиардеров. Некоторые соглашаются с нашими оценками, тогда как другие предпочитают не отвечать на наши вопросы. Мы также принимаем во внимание внешних экспертов из разных отраслей.

Рейтинг миллиардеров Forbes рассматривает состояния отдельных людей, а не переходящую от поколения к поколению собственность семейств. Поэтому в список входит Майя Оери, раскрывшая свою долю в фармацевтической компании Roche, но не входят восемь ее родственников, которые совместно с некоммерческим фондом распоряжаются многомиллиардным наследием семьи. В некоторых случаях мы размещаем на одной строчке рейтинга братьев или сестер, если распределение долей между ними неясно, но их совокупное состояние составляет не менее $2 млрд, или $1 млрд на человека. Когда у нас появляется дополнительная информация, как в этом году с братьями Ирвингами из Канады, мы разносим участников рейтинга по разным позициям. Дети и родители, если кто-то из них является основателем или контролирует состояние, обычно занимают одну строку рейтинга. В таком случае рядом с именем миллиардера указывается «и члены семьи».

Не для всех стран и магнатов прошедший год оказался благоприятным. Ряды миллиардеров поредели в Турции

Наши оценки действительны по состоянию на 12 февраля. Мы учитывали стоимость акций и курс валют на биржевых площадках мира на эту дату. Если в этот день биржи были закрыты, то мы брали данные за предыдущий рабочий день.

1. Билл Гейтс

Состояние: $76 млрд

Источник богатства: Microsoft

2. Карлос Слим Элу

Состояние: $72 млрд

Источник богатства: телекоммуникации

3. Амансио Ортега

Состояние: $64 млрд

Источник богатства: розничная торговля


4. Уоррен Баффет

Состояние: $58,2 млрд

Источник богатства: Berkshire Hathaway

5. Ларри Эллисон

Состояние: $48 млрд

Источник богатства: Oracle

6. Чарльз Кох

Состояние: $40 млрд

Источник богатства: из разных источников


6. Дэвид Кох

Состояние: $40 млрд

Источник богатства: из разных источников

8. Шелдон Адельсон

Состояние: $38 млрд

Источник богатства: казино

9. Кристи Уолтон

Состояние: $36,7 млрд

Источник богатства: Wal-Mart

10. Джим Уолтон

Состояние: $34,7 млрд

Источник богатства: Wal-Mart

Понятие рейтинг – социальное, оно характеризует относительную значимость, занимаемое место или позицию определенного объекта в сравнении с другими объектами такого же типа или класса. Что касается банковских рейтингов, они подразумевают степень возможности конкретного финансово-кредитного учреждения полноценно исполнять обязательства, взятые на себя перед клиентами и инвесторами, получая при этом максимальную прибыль.

Как составляются рейтинги банков?

Основным условием при составленииТОПа банков должно быть соблюдение объективности и проведение точного анализа деятельности учреждения. При этом сама организация, составляющая рейтинг, должна быть независимой и авторитетной.

Рейтинг коммерческих банков составляется путем оценки вполне определенных финансовых показателей, которые берутся из статистических данных. Для обработки этих показателей используются специальные программы, которые выдают определенный результат. На его основании и определяется место каждого из участников рейтинга в ТОПе банков.

Можно ли доверять рейтинговым агентствам?

Часто рейтинги коммерческих банков России составляют независимые финансовые учреждения, которые стремятся дать объективную оценку деятельности того или иного финансового учреждения. При составлении ТОПа 100 банков России (или других подобных рейтингов) обычно используются данные Центрального банка России, в который все банки предоставляют свою отчетность.

Если выбирая самый лучший банк в России, делать это на основании различных ТОПов банков России, закономерно могут возникнуть сомнения в их действительности. Важно обращать внимание на авторитетность организации, составившей этот рейтинг, так как точность анализа деятельности влияет на конечный результат.

По каким критериям составляются рейтинги банков?

В ходе составления ТОПов российских банков должен быть проведен тщательный анализ точных показателей финансовой деятельности, таких как:

  • Показатели ликвидности и долгосрочной кредитоспособности;
  • Капитал первого уровня;
  • Общая стоимость всех активов;
  • Процентные ставки по вкладам и кредитам;
  • Объемы депозитов физических лиц и другие.

Кроме того, некоторые агентства при составлении ТОПа лучших банков России учитывают время нахождения учреждения на финансовом рынке, стиль управления его руководства и политическую ситуацию в стране, в которой банк осуществляет свою финансовую деятельность (если речь идет о международных рейтинговых агентствах).

Виды рейтингов банков

Различные рейтинговые агентства ранжируют финансово-кредитные организации в ТОПы 5 банков России (20, 30, 50 или 100). Помимо количества банков в рейтинге, они различаются по виду, из которых наиболее распространенными являются следующие:

Более всего рейтинги полезны инвесторам, особенно тем, кто намеревается сделать вклад свободных средства в акции банковских структур. Чем выше рейтинг выбранного учреждения в ТОПе 50 банков, тем сохраннее их средства. А вот заемщикам эти показатели малополезны. Стоит лишь учитывать, что нет смысла подавать заявку на оформление кредита в банк, который имеет низкий кредитный рейтинг, так как скорее всего такие кредиторы завышают процентные ставки по займам, дабы компенсировать разницу между расходами и прибылью.

Как выбрать надежный банк?

Выбор банка – сложная и ответственная задача. Ее решение требует тщательного анализа всех факторов, начиная от условий сотрудничества до отзывов о работе банка. Поэтому часто в первую очередь вкладчики обращают внимание на ТОП 10 российских банков или другие рейтинги. Действительно, сегодня это наиболее репрезентативный аспект, опираясь на который вкладчики могут оперативно выбрать оптимальный банк.

Но следует учитывать, что ТОПы банков Москвы составляются только на основании данных, представленных самими финансово-кредитными учреждениями. Не исключено, что показатели рейтинга могут быть необъективными. Были случаи, хоть и крайне редко, когда организации, занимающие верхние строчки среди банков ТОП 20 становились на грань банкротства из-за сокрытия достоверной информации.

Кроме того, не каждое частное лицо может оценить полноту картину по данным ТОПа 30 банков, так как при его составлении учитывается множество показателей, детальный анализ которых требует наличия соответствующей подготовки.

Исходя из этого, ТОП 10 банков России и другие виды рейтингов следует рассматривать только как одну из характеристик банка. Помимо оценки строчки учреждения в ТОПе банков Москвы, следует учесть историю финансовой организации, ее стабильность, отзывы о ней, состав собственников, руководство, уровень обслуживании и другую информацию, которая позволит сформировать объективную оценку для принятия решения о сотрудничестве с выбранным банком.

Тем не менее первое место в ТОПе 20 банков обычно получают не случайно. Так, вкладчик, удостоверившись в высоких показателях финансового учреждения по собственным активам и величине инвестиций, может судить о наличии денег у банка, а значит собственные вложения клиента будут поддерживаться средствами других инвесторов, что обеспечивает безопасность и доходность вклада.

С другой стороны, следует понимать, что первые места в ТОПе 20 банков России, свидетельствующие о надежности заведения, могут говорить о том, что подобная стабильность обеспечивается за счет минимизации рисков, в том числе путем снижения показателей по ставкам. Тогда как менее рейтинговые банки по данным ТОПа 50 банков России обычно стараются обеспечить более высокую доходность по вкладам физических лиц, тем самым повышая авторитет и доверие со стороны клиентов.

Таким образом, с учетом некоторых принципов формирования списка банков в ТОПе 50 России, вкладчику не следует рассматривать высокие показатели как гарантию выгодных условий по вкладу. Напротив, заведения, которые находятся довольно далеко от лидирующих позиций, имеют больший стимул к активным действиям и выдвижению более выгодных условий. У таких учреждений есть место для роста, чем они и пользуются, обеспечивая стабильную доходность депозитных вкладов своих клиентов.

Выставление оценок намного проще, когда существует множественный выбор. Но эссе? Презентации? Проекты? Когда субъективность будет добавлена в эту смесь, это задание становится немного сложнее. Научитесь создавать комплексные критерии оценивания для заданий, состоящих из нескольких частей, это поможет вам ориентироваться в процессе аттестации студентов, что также покажет им их слабые места, которым необходимо уделить дополнительное внимание, и то, за что они на самом деле получили данную оценку. Вы можете выбрать ваши критерии классификации, определить выраженный в баллах показатель, и использовать рейтинг успеваемости, чтобы облегчить процесс аттестации. Ознакомьтесь с первым пунктом для получения дополнительной информации.

Шаги

Часть 1

Определите критерии

    Определите цели заданий. Рейтинг успеваемости используется, как правило, для более длительных заданий или проектов, которые состоят из нескольких разделов или частей, требующих определенного количества субъективности в выставлении оценок. Другими словами, вы не будете использовать рейтинг успеваемости для теста с выбором ответов, но вы можете применить его для оценки эссе или презентации. Формулируя конкретные цели проекта, который вы будете оценивать, лучше всего начать с тех вещей за которые вы будете ставить оценки. Рассмотрите следующие вопросы:

    • В чем заключается основная цель вашей аттестации?
    • Что предположительно должны будут изучить учащиеся, выполнив задание?
    • Как вы определите успешно выполненное задание?
    • Что выделяет этот проект?
    • Что можно назвать «достаточно хорошо»?
  1. Составьте список всех компонентов проекта, которые будут оценены. Перед тем как приступить к классификации, рассмотрите оценки, которые охватывают содержание и части тех баллов, которые больше оцениваются. Как правило, существует, две основные категории компонентов, которые вам понадобится определить для завершения полного рейтинга успеваемости, в зависимости от оцениваемого задания: содержание и оформление работы.

    • Содержание компонентов , обратитесь к фактическому содержанию задания и качеству того, что выполнил учащийся. Это включает в себя такие вещи, как:
      • Манера изложения
      • Взаимодействие с темой курса и целью исследования
      • Аргументация или тезисы
      • Структура
      • Творческая изобретательность и выражение
    • Компоненты процесса – отдельные шаги, которые студент должен предпринять, чтобы выполнить задание. К ним относится:
      • Титульный лист, имя и дата
      • Требуемое время и объем
      • Оформление
  2. Пусть рейтинг будет простым. Стоит ли давать баллы за использование учащимися переходных фраз? Владение дыханием во время их речи? Качество используемого переплета? Попробуйте выбрать разумное количество критериев для оценки этапов обучения. Чем проще ваш рейтинг, тем лучше. Он должен быть комплексным, но не чрезмерно объемным, что может оказаться тщетной попыткой для вас и сложным для понимания учащихся. Будьте разумны при выборе критериев и постарайтесь оставить наименьшее количеством возможных категорий.

    • Например, основные критерии оценки эссе могут включать в себя пять разделов, оценивайте соответствующие им знания: тезисы или аргументация, структура текстов и разбивка на абзацы, вступление/заключение, грамматика/словоупотребление/орфография, источники/ссылки/цитаты.
  3. Сосредоточьте ваш рейтинг на том, о чем вы говорите в классе. Не имеет смысла, вносить в рейтинг успеваемости и назначать 50 баллов за изложение тезисов, если вы это еще не объясняли во время занятий. Вам следует использовать содержание ваших уроков для оценки заданий, так что используйте тот же материал и при создании рейтинга успеваемости.

    • Если вы хотите, то вы можете конкретизировать большие и основные разделы в вашем рейтинге. В «тезис или аргументация» можете добавить определенное количество баллов за тематические предложения, изложение мыслей, доводы и приведенные доказательства, в зависимости от года обучения ваших учащихся и конкретного материала, который вы использовали во время уроков.

    Часть 2

    Определите выраженный в баллах показатель
    1. Используйте круглые цифры, чтобы облегчить себе задание. Существует много способов структурировать систему баллов за семестр, но самым простым на сегодняшний день считается оценка выполненных заданий по основной 100 бальной шкале. Легче всего классифицировать оценки в буквенных эквивалентах, формула проста, и студенты уже знакомы с ней. Попробуйте присваивать баллы за каждое задание, которые составляют в общей сложности 100 процентов или баллов.

    2. Присваивайте балл в зависимости от сложности заданий. За некоторые части заданий вы возможно будете выставлять больше баллов, чем за другие, так что вам следует присвоить значения соответствующим образом. Это может быть самая трудная часть оценки, и именно поэтому будет полезно немного поразмышлять о главных целях заданий и обучения студентов. Основные критерии оценки эссе могут выглядеть примерно так:

      • Тезисы и аргументация:_/40
        • Изложение тезисов:_/10
        • Тематические предложения:_/10
        • Утверждения и факты: _/20
      • Организация данных и абзацы: _/30
        • Последовательность абзацев: _/10
        • Плавные переходы: _/20
      • Введение и заключение: _/10
        • Предварительное введение в тему: _ / 5
        • Заключительное обобщение: _ / 5
      • Коррекция ошибок: _/10
        • Пунктуация:_/5
        • Грамматика:_/5
      • Первоисточник и цитаты:_/10
        • Список использованной литературы:_/5
        • Цитаты в тексте: _ / 5
      • В качестве альтернативы, вы можете поровну разделить числовые значения для выполнения отдельных заданий, все компоненты которых могут быть оценены одинаково. Этот вид оценки менее применим для письменных заданий, но отлично подходит для презентаций или других творческих проектов.
    3. Присвойте буквенные значения в зависимости от уровня задания. Обычно удобно иметь устойчивую систему классифицирования на семестр и избегать чрезмерно усложненной системы, так что рекомендуется придерживаться буквенных оценок, основанных на 100 балльной шкале.

      • Если вам не нравятся коннотации с традиционными буквенными оценками, можно использовать такие термины, как «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» чтобы различать уровень оценки сообщите вашим ученикам об изменении системы.
    4. Определите и опишите обозначение буквенных оценок. Детально распишите каждый уровень, сформулируйте, что «означает» конкретный балл и, как студенты должны интерпретировать полученные оценки. Иногда бывает проще начать с самой высокой оценки, затем определить критерии, которые снижают качество выполненной работы до самого худшего балла. Определить за что именно ставится оценка «С», как правило, намного сложнее, чем объяснить, что обозначает «A». Основная классификация для оценки эссе может выглядеть следующим образом:

      • (100-90) : работа студента соответствует всем критериям задания, и выполнена в творческой и индивидуальной манере. Эта работа даже превышает заданные критерии и показывает, что студент проявил дополнительную инициативу в новом и творчески сформированном содержании, структуре и стиле.
      • В (89-80) : работа студента соответствует основным критериям задания. На данном уровне работа считается довольно успешной, но можно было бы улучшить структуру и стиль.
      • С (79-70) : работа студента соответствует большинству критериям задания. Хотя содержание, структура и стиль немного смешиваются и могут потребовать некоторого пересмотра. Эта работа не демонстрирует высокий уровень оригинальности и творческого подхода студента.
      • D (69-60) : Работа либо не соответствует требованиям задания, либо отвечает им весьма неадекватно. Данная работа требует пересмотра, и в значительной степени неудачна в содержании, структуре и стиле.
      • F (ниже 60) : Работа не соответствует требованиям. В общем, студенты, не приложившие достаточно сил для выполнения задания, получат F.
    5. Упорядочите критерии аттестации успеваемости и баллы в таблицу. Создайте таблицу, которую вы будете заполнять после каждого выполненного задания, так вы оптимизируете процесс классификации и дадите студентам конкретные объяснения полученной ими оценки. Это может оказаться более полезным, т.к. направит их к проблемным темам, которым необходимо уделить больше внимания, чем нацарапанная красными чернилами оценка.

      • Разместите каждое задание или задачу в отдельной строке, оставьте при этом место для выставления оценки в верхней части каждого столбца. Перечислите требования для каждого уровня под каждым заголовком. Заголовки должны начинаться от наименьшего балла до наибольшего или, наоборот, в зависимости от ваших предпочтений.

      Часть 3

      использование рейтинга успеваемости
    6. Вы все еще учитель. Если студенты сходятся во мнении, что за грамматику можно присвоить 99 баллов, прервите упражнение, не закончив его. Но все же используйте его как возможность для обучения. Выберите студента(ку) с плохим правописанием и спросите, действительно ли он(а) хочет, чтобы основная часть его(ее) баллов была вычтена за мелкие ошибки в его(ее) работе. Они поймут, в чем дело.
  4. Оцените задания и разместите их в рейтинге. Если вас ожидает большая партия эссе, и вы понимаете, что что-то несбалансировано и, возможно, нагрузка слишком большая, и то, что вы планировали дать учащимся может исказить положительные оценки, значит это не самое подходящее время для перемен и использования неконтролируемого субъективного оценивания. Придерживайтесь ваших критериев, и пересмотрите их в следующий раз.

    Предупреждения

    • Старайтесь не использовать негативную лексику или описания при обсуждении критериев для каждого уровня качества. Просто констатируйте, какие пункты предполагались, какие были упущены.

Рейтинг (от англ, rate - оценивать, определять) - это индивидуальный показатель оценки какого-либо объекта. Чаще всего рейтинг является условным интегральным показателем и базируется на совокупности отдельных признаков. Можно выделить три принципиально разных подхода при расчете рейтинга :

1. Оценка достигнутых показателей по результатам работы.

2. Оценка показателей, характеризующих фактическое состояние организации.

3. Оценка показателей, характеризующих потенциальные возможности организации.

В методике расчета рейтинга вузов, принятой Министерством образования РФ, учитываются элементы всех трех подходов. Часть показателей взяты из первой группы, часть - из второй, часть - из третьей. Для вуза в состав отдельных признаков включены 44 показателя, начиная с качественного состава ППС и заканчивая показателями социальной структуры поддержки студентов. Каждому показателю присвоен порядковый номер (от 1 до 44).

В=15+С1х16+С2х17,

где В - условное количество студентов;

Cl, C2 - весовые коэффициенты, устанавливаемые экспертным путем.

Примеры их значений, принятые Госкомвузом (сейчас - Минобразование РФ) в 1994 г.:

Рейтинг потенциала вуза вычисляется через три группы частных показателей: интеллектуальный потенциал, материальная база и социально-культурная база. Интеллектуальный потенциал вуза вычисляется по следующим показателям:

1.1.1. Квалификация 1 +2 + С4х4 +С5 х (10 + 11)/В.

1.1.2. Перспективность (3 + С6 х 5)/В.

1.1.3. Элитарность (6 + С7 х 7 + С5 х (12 + С7 х 13)/В.

1.1.4. Общественное признание (8 + С5 х 14)/В.

Материальная база вуза характеризуется следующими показателями:

1.2.1. Здания и сооружения (31 - 32)/В.

1.2.2. Оборудование (32 - С8 х 46)/В.

1.2.3. Уровень информатизации (36 + С9 х (35 - 36) - СЮ х 37/В.

1.2.4. Библиотека 38/В.

1.2.5. Бюджетные сметы 30/В.

Социально-культурная база вуза характеризуется следующими показателями:

1.3.1. Общежития 42.

1.3.2. Общепит 43.

1.3.3. Санатории-профилактории 44/В.

1.3.4. Спортивные сооружения 45/В.

Подготовка кадров в вузе характеризуется следующими показателями:

2.1.1. Студенты В.

2.1.2. Аспиранты (18-С 11 х19)/В.

2.1.3. Подготовка докторов наук 23/В.

2.1.4. Подготовка кандидатов наук 24/В.

2.1.5. Подготовка специалистов (40 + S х 41)/В.

Объем научных исследований в вузе и изданий характеризуются следующими показателями:


2.2.1. Объем госбюджетной науки 25/В.

2.2.2. Объем хоздоговорной науки 26/В.

2.2.3. Издания за рубежом 27/В. ,2.2.4. Издания в России 28/В. 2.2.5. Коммерция (39 - 40)/В. Международные связи вуза характеризуются следующими показателями:

2.3.2. Подготовка специалистов в России (21 + С14 х (20 - 21))/В.

2.3.3. Подготовка специалистов для России 29/В.

2.3.4. Экономическая оценка 41/В.

Все показатели, прежде всего, нормируются. Выбранное правило нормирования предусматривает их деление на максимальное соответствующее значение по выборке однотипных показателей. В результате нормирования все показатели имеют значение в интервале от 0 до 1.

После вычисления рейтинга потенциала и активности вычисляется оценка эффективности как деление активности на потенциал. Оценка эффективности вводится мультипликативно в значение рейтинга по интеллектуальному потенциалу, после чего выполняется повторное вычисление рейтинга потенциала вуза и общего рейтинга вуза.

Расчет рейтинга вузов по методике Госкомвуза РФ базируется на 44 показателях, отражающих практическую деятельность вуза, и достаточно полно показывает потенциал вуза и результаты его деятельности. В методике применяются теория ранговой корреляции и математической статистики для приведения локальных показателей к сопоставимым значениям и расчета интегрального показателя общего рейтинга вуза исходя из потенциала и активности вуза. Расчет интегрального показателя можно упростить, если ввести экспертным методом весовые коэффициенты локальных показателей и рассчитывать интегральный показатель по формуле средней взвешенной величины. Однако в методике отсутствует такая составляющая качества образования, как качество подготовки выпускников, которое определяется по результатам итоговой аттестации студентов и опросам работодателей. Таким образом, она более ориентирована на оценку качества обучения и потенциала вуза.

Международные критерии оценки качества образования

Значительный опыт оценки качества образования накоплен в США. Наибольшего внимания заслуживает методика Американской ассоциации университетских школ бизнеса (AACSB), применяемая для общественной аккредитации школ бизнеса университетов. Государственная аккредитация в США отсутствует. В методике предусмотрено 6 групповых критериев оценки качества образования:

1. Миссия и цели.

2. Профессорско-преподавательский состав.

4. Учебно-методическое обеспечение и ответственность за него.

5. Студенты и выпускники учебного заведения.

6. Интеллектуальный продукт учебного заведения.

Отношение количества студентов к персоналу университета;

Объем проводимых научных исследований;

Количество докторов наук;

Затраты на библиотеку;

Обеспеченность общежитием;

Доля окончивших по отношению к поступившим;

Количество принимаемых на первый курс;

Занятость выпускников;

Доля зарубежных студентов;

Оценка преподавателей.

Первые места в этом рейтинге занимают университеты Кембриджа, Оксфорда. Каждый показатель оценивается в баллах при задании максимально возможной оценки. Рейтинговый показатель вычисляется как арифметическая сумма частных показателей.

Приближенность к практике;

Уровень обучения (качества);

Коммуникации (связи);

Теоретический уровень;

Сотрудничество в исследованиях;

Исследовательские достижения;

Деятельность студентов;

Уровень административного управления.

По каждому показателю университеты выстраиваются в порядковую очередь, и рейтинговая оценка вычисляется как сумма порядковых номеров по отдельным показателям

Основной принцип достижения успеха в любой деятельности - ориентация на потребителя. Выявление же потребителей, в свою очередь, является критическим шагом на пути внедрения системы качества во всех организациях. Однако надо осознать, что высшее образование отличается от других отраслей сферы услуг, так как студенты - не просто и не только «потребители товара».

Высшее образование - это долгосрочные инвестиции с множеством лиц, получающих пользу. И хотя студенты - первые, кто получает выгоду, они осознают это позднее - в течение своей дальнейшей производственной деятельности, и их истинное удовлетворение можно будет измерить только тогда.

Прежде чем учебное заведение продвинется вперед по пути качества, оно должно принять реалистичную модель сегодняшнего высшего образования, в которой студент - это продукция, а работодатель - это потребитель.

Каждый вуз выступает в роли поставщика и имеет пять основных «групп субъектов» - заинтересованных лиц:

1) Потребители продукции и/или услуг данной организации (для вуза - это студенты, организации и государство).

2) Поставщики «сырья» (школы, колледжи и тому подобное).

3) Персонал (как профессорско-преподавательский и научный, так и обслуживающий).

4) Вышестоящие организации (в нашем случае - Министерство образования России).

5) Социальная инфраструктура (район, город, республика, страна).

Именно в выявлении и изучении реальных потребностей каждой из перечисленных групп с целью достижения и поддержания равновесия состоит одно из ключевых предназначений системы качества.

Возможно самые популярные в Великобритании общие рейтинги университетов, публикуются в электронном или печатном виде газетами The Times (Good University Guide), The Guardian (The Guardian University Guide) и The Independent (The Complete University Guide. Большинство рейтингов опираются на одинаковые источники и оперируют одними и теми же исходными данными. Результаты, тем не менее, различаются.

Почему результаты рейтингов различаются?

Причина - в целях, задачах и методологии исследований. Цели и задачи влияют на отбор критериев, оценку их важности, а значит, и вес в формировании итоговой цифры. Не вдаваясь в тонкости методов обработки информации, напомним очевидное: они являются сводом правил, в соответствии с которыми производятся все действия над исходными данными. Различаются методы – различаются и результаты. Место университета в рейтинге не означает, что все предметы преподаются на одинаковом уровне. То же самое относится и к качеству научных исследований в разных предметных областях, и к качеству материальной базы различных факультетов.

Посмотрим на разные рейтинги:

Good University Guide , The Times включает две таблицы: общую и по предметным областям. Университеты получают место в рейтинге в зависимости от баллов, набранных ими по восьми ключевым показателям.

Вес Показатель Перевод Расшифровка
1,5 Student Satisfaction общее качество программ отзывы студентов
1,5 Research Quality качество научных исследований показатель качества на 1 сотрудника, имеющего право участвовать в RAE; двухступенчатая система расчета показателя
1 Entry Standards вступительные требования средний балл поступивших
1 Student-Staff Ratios соотношение студентов и преподавателей количество студентов на одного преподавателя, за исключением сотрудников, занятых только научной деятельностью
1 Services & Facilities Spend затраты на развитие материальной и учебной базы на 1 студента, в среднем за 2 года
1 Completion студенты, окончившие курс соотношение ожидаемого процента выпускников с выпуском прошлого года, включая перешедших на другие программы
1 Good Honours дипломы с отличием соотношение дипломов с отличием и обычных
1 Graduate Prospects карьерные перспективы выпускников ранжируются по 4-м уровням

Первичные статистические данные дополнительно выверяются с университетами и по необходимости корректируются. Пользователю предоставлена возможность выстраивать таблицы в соответствии со своими интересами и приоритетами, меняя вес критериев.

Таблицы The Guardian охватывают все программы дневного отделения первого высшего образования в Великобритании. Для построения рейтинга используется шесть критериев.

Вес, % Показатель Перевод Расшифровка
10 Teaching quality Качество преподавания
5 Feedback Академическая поддержка положительные оценки заканчивающих курс студентов
17 Spending per student Общие затраты на 1 студента Общие затраты на 1 студента
17 Staff/student ratio Соотношение студентов и преподавателей количество студентов на 1 преподавателя
17 Job prospects Карьерные перспективы выпускников соотношение трудоустроившихся по специальности или решивших продолжить обучение с безработными
17 Value added Полученные знания/умения сравнение результатов выпускников с их вступительными знаниями
17 Entry score вступительные требования средний балл поступивших

Набор критериев данного рейтинга существенно отличается. Например, в нем не учитывается исследовательская активность университетов, потому что он предназначается в помощь студентам бакалавриата. Предполагается, что для них более весомые факторы - качество преподавания и другие особенности организации учебного процесса, а данные об исследовательской активности университета имеют значение для продолжающих высшее образование на мастерских и аспирантских программах.

Подведем итоги:

  • результаты рейтинга определяются методологией: все существующее многообразие информации сначала было отфильтровано через выбранные критерии, а оставшиеся данные обрабатывались в соответствии с определенной методологией.
  • университеты не могут быть одинаково сильными во всем: не стоит отказываться от рассмотрения подходящей программы из-за строчки университета в рейтинге, ведь не все его сильные стороны могли повлиять на итоговый балл;
  • выбирая программу, важно получить максимум информации: мнение других людей можно учитывать, но при этом нужно четко сформулировать собственные цели и приоритеты.