Интернет опасен или нет. Вместо знаний — сомнение

Поиск информации в Сети меняет нейронные связи, утверждает невролог Гэри Смолл (Gary Small)*. «Команда ученых нашего университета работала с добровольцами в возрасте от 55 до 78 лет, – рассказывает он. – До начала исследования половина его участников использовала интернет ежедневно, другая имела лишь общее представление о нем. Мы обнаружили, что у пожилых людей с минимальным опытом взаимодействия с интернетом поиск информации в Сети может изменить шаблоны мозговой деятельности. Интернет делает ее более эффективной буквально за одну неделю». Те, кто живет в эпоху интернета, думают в буквальном смысле иначе, чем предыдущие поколения. Однако, задавая бесконечную цепь поисковых запросов, перепрыгивая с одного ресурса на другой без конкретной цели, мы оказываем мозгу медвежью услугу. «Каким бы увлекательным ни был этот процесс, – продолжает Гэри Смолл, – он приводит лишь к «компьютерной усталости». Мозг переживает повышенный стресс и в том случае, когда мы одновременно работаем с несколькими сайтами, отвечаем на почту и говорим по . В результате многие из тех, кто так работает в течение нескольких часов, жалуются на усталость, раздражительность и сложности восприятия. Постоянное воздействие гормонов стресса может изменить нейронные цепи тех зон мозга, которые отвечают за познание и контроль настроения. Поэтому имеет смысл делать усилие и время от времени отрываться от экрана, возвращаясь из виртуальной в реальную жизнь.

* Гэри Смолл возглавляет центр изучения памяти и старения Калифорнийского университета (США), bri.ucla.edu

Он перегружает нашу память?

«Интернет (как и газеты, журналы) – это средство массовой информации, – рассуждает нейрофизиолог Александр Каплан*. – Но его отличает интерактивность, причем индивидуальная. Пользователь может управлять всем, мгновенно выбирая информацию, способ ее подачи, видеоряд, музыкальное сопровождение. Но эволюционно мозг не приспособлен к такой высокой скорости переключения с одной темы на другую. Мы можем удерживать в поле своего внимания только 6–7 источников информации». А интернет умножает число каналов восприятия, сюжетов, типов данных. Именно это создает сложности для нашего мозга, «перегревая» оперативную память: «мозг не справляется с поступающей информацией, не может сопоставить ее с нашим личным опытом, потому что тот несоизмеримо беднее». Интернет часто требует от нас многозадачности, которая нашему мозгу (и памяти) не под силу. Но с другой стороны, благодаря интернету нам уже не нужно «помнить все»: достаточно знать, где искать нужную информацию.

* Александр Каплан руководит лабораторией нейрофизиологии и нейрокомпьютерных интерфейсов биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Его лекцию «Интерфейс мозг–компьютер» можно услышать на сайте univertv.ru

Он вредит нашему критическому мышлению?

«Любую новую информацию наш мозг старается моментально опознать: кто это; что это; как это устроено, – поясняет Александр Каплан. – Так мы удовлетворяем свою потребность в знаниях. Система гиперссылок, которые есть на всех интернет-ресурсах, рассчитана на наше рефлекторное любопытство. Но, переходя от одной ссылки к другой, мы порой забываем, ради чего на сей раз обратились к интернету». Те, кто увлекается интернет-серфингом, сведущи во многих областях, но их знания обычно поверхностны. Кроме того, сомневаясь в точности интернет-контента, мы не всегда в состоянии его анализировать и критиковать – во многих вопросах нам не хватает компетентности. Так возникает риск потерять способность критически мыслить. «Со временем это может привести к тому, что человек станет все больше доверять популярным веб-ресурсам, потребляя то, что они предлагают, – предупреждает Александр Каплан. – Система подачи информации регулируется числом запросов, поэтому наиболее востребованным может стать все среднее, массовое – и фильмы, и литература, и журналистика». Но поток сведений, который обрушивается на нас, имеет и положительную сторону: «мы можем упражнять свой критический ум, вырабатывать свою точку зрения и отстаивать ее перед другими», полагает биолог Франсуа Таддеи (Francois Taddei)*. Лишний повод для нашего мозга стать еще пластичнее!

* Франсуа Таддеи, инженер и генетик, научный сотрудник Национальной академии медицинских наук Франции (INCERM).

«Разбей свой материал на три части и опубликуй как отдельные статьи», – такое указание я услышала однажды от главного редактора интернет-ресурса. Заметив мое недоумение, он продолжил: «Больше в интернете внимание читателя не удерживается. И не забудь вывести главные мысли в начало статьи, не нужно никакой интриги». С сожалением признаем, что нам все реже доводится читать вдумчиво и не торопясь, расслабляться воскресными днями, вести неспешный разговор со своими гостями, подробно и участливо слушать рассказы близких об их делах и заботах. Мы виним в этом постоянную гонку нашей жизни, стрессы на работе... и забываем про интернет. Действительно ли он спровоцировал невидимую революцию в наших головах, отнюдь не безобидную для сознания, памяти и ментальности?

Он мешает нам читать?

«Нам понадобилось больше тысячи лет, чтобы научиться читать, – говорит когнитивный психолог Тьерри Бассино (Thierry Baccino). – В процессе чтения все – расстояние между словами, форма букв – требует от мозга активных усилий. Кажется, что чтение с экрана ничем не отличается от «бумажного», но это не так».Работа мозга (если говорить схематически) заключается в том, чтобы перехватить, запомнить и обработать информацию, которую он получает от органов чувств. Перед экраном нагрузка на глаза значительно выше. «Компьютеры существуют всего несколько десятилетий, и мозг еще не успел приспособиться к такому способу чтения, – продолжает Тьерри Бассино. – В привычных условиях, когда мы читаем книгу, наши глаза могут четко различить только 4–6 символов одновременно. Перед монитором они начинают метаться, скорость реакции на визуальную информацию вырастает на 30%! Символов значительно больше, они различных цветов и форм. К ним добавляются всплывающие окна и множество ссылок, которые возникают внезапно и отвлекают наше внимание». Тем, кто часами читает в интернете, стоит время от времени успокаивать свой мозг чтением по старинке, благо бумажных книг никто не отменял.

* Тьерри Бассино, профессор университета Париж VIII и научный руководитель Лаборатории технологического применения цифровой информации (Lutin), lutin-userlab.fr

Читайте также:

Он формирует новый разум?

Он формирует новый разум?

Интернет объединяет миллионы компьютеров, а человечество состоит из миллиардов умов. Если связать их должным образом, может ли в результате появиться новый и совершенно независимый интеллект? И если такое случится, то как мы об этом узнаем?

«В настоящее время единственная сила, способная соединять людей в мировом масштабе, это интернет, – считает писатель Майкл Хорост (Michael Chorost). – Вместо того чтобы сражаться с ним или поклоняться ему, нам следует «распространиться» в нем, чтобы расширить свои границы и стать сильнее, развивая в себе сочувствие к другим людям. Нам нужно помнить, что Всемирная сеть – не порождение враждебных сил, повелевающих извне. Интернет – это мы сами: наши надежды и желания, материализованные в оборудовании и программном коде... Пытаться обойти Сеть или оставаться где-то в стороне от нее – заведомо проигрышный вариант. Единственный путь к преодолению интернета – пройти через него».

Он влияет на наши решения?

Мы уже точно знаем, что мозг не единственный мыслительный орган: мы думаем нашим телом целиком. «Действительно, мозг не одинок перед монитором, он постоянно ведет диалог с различными органами нашего тела, – объясняет нейропсихолог Марсьял Мермийо (Martial Mermillod)*. – Это приводит к общему возбуждению мозговых структур, из которого и возникает мысль. То, что происходит потом, еще более удивительно. Для того чтобы усвоить информацию, нам необходимо имитировать с помощью мышц то, как мы выражаем эмоции – например, страх или гнев». Иными словами, мы производим неуловимые мышечные движения, которые посылают сигналы в мозг, и эти сигналы, возможно, играют решающую роль в принятии решения. Кино и телевидение показывают нам жизнь крупным планом, оказывая мощное воздействие на наше сознание и, конечно, определяя многие наши действия, считает Марсьял Мермийо. Интернет менее эмоционально нагружен, так что не стоит переоценивать опасность: у нас нет оснований полагать, что мы вскоре окажемся в его власти.

* Марсьял Мермийо работает над созданием сетей искусственных нейронов Лаборатории социальной и когнитивной психологии (Lapsco) в Клермон-Ферранe (Франция).

Наш мозг, уникальный приспособленец

Многочисленные исследования подтверждают исключительную пластичность нашего мозга. И все же эта способность адаптироваться к новым обстоятельствам недостаточно оценена. Это доказал, в частности, эксперимент с участием добровольцев, которые согласились жить с завязанными глазами и ежедневно интенсивно осваивать чтение по Брайлю (азбуке для слепых)*. Спустя всего пять дней магнитнорезонансная томография мозга показала, что зоны, ответственные за зрение, уже «переключились» на тактильное восприятие. А. А.

По мнению специалистов Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья (ГУ РЦГЭиОЗ), продолжительность непрерывной работы на компьютере для детей различного возраста должна быть следующей:

  • 13 - 14 лет – 25 минут;
  • 15 - 16 лет – 30 минут;
  • 17 - 18 лет - 40 минут;
  • 19 - 20 лет - 50 минут.

Кроме того, между занятиями, если они предполагают более длительное нахождение ребенка перед экраном, необходимо делать перерывы не менее 10 минут.

Похоже, каждый родитель сегодня знает, в чем заключается вред компьютера. Он часто заменяет детям общение с близкими и другие виды деятельности и приводит к целому ряду осложнений – неврологическим и офтальмологическим проблемам, облучению, которое присутствует даже у самых современных моделей и к которому особенно восприимчив именно детский организм.

"У детей, которые с раннего возраста чрезмерно увлеклись компьютерными играми, выявлен новый вид заболевания – синдром видеоигровой эпилепсии. Кроме физических недомоганий, описанных выше, у таких детей отмечено развитие негативных черт характера: подозрительность, мнительность, враждебно-агрессивное отношение к близким, вспыльчивость", – предупреждает всех пап и мам ведущий инженер лаборатории физических факторов ГУ РЦГЭиОЗ Николай Бабель.

Чтобы сделать пребывание за компьютером вашего ребенка наиболее безопасным, необходимо помнить о соблюдении режима работы за ПК, а также о том, что родители сегодня имеют реальную возможность контролировать пребывание их чад за компьютером, благодаря специальным программам.

Об ограничениях пребывания детей за компьютером или перед экраном телевизора часто говорят психологи. По их мнению, мультфильмы и компьютерные игры в том виде и в том объеме, в которых они сейчас преподносятся нашим чадам, способны не только подавить интерес к контактам с другими детьми, но также привести к замедлению развития ребенка на определенном этапе.

Детское увлечение компьютерами может отражаться и на взрослой жизни того, кому родители много времени разрешали сидеть за "компом". У таких людей могут появиться проблемы поведенческого характера. Их могут преследовать фобии, они будут неконтактны и неспособны решать жизненные проблемы в реальной жизни, а не в виртуальной".

Еще один негативный момент: у таких детей могут быть нарушены границы дозволенного. В качестве примера у некоторых современных парней и девушек 15-18 лет, которые в жизни, как будто в компьютерной игре, стараются все проверить на собственном опыте, подвергают себя различным опасностям, каждый раз будучи уверенными в возможности снова вернуться к кнопке Restart, если это потребуется.

"А еще родителям, положа руку на сердце, стоит признаться самим себе, что чаще всего компьютер необходим не ребенку, а маме и папе. И пребывание ребенка перед экраном – это не более чем возможность для родителей отдохнуть и не заниматься какое-то время собственным чадом", – уверены психологи.

Чем опасен интернет для детей

Компьютер, на сегодняшний день, есть почти в каждой семье и, как правило, каждый из них имеет подключение к «всемирной паутине». Дети получают неконтролируемый доступ к сети, и пользуются им совершенно свободно. Чем это может грозить? Какие опасности могут подстерегать детей в Интернете?

Опасность № 1 – зависимость

Как стало известно, не так давно, зависимость может быть не только наркотической или алкогольной, но и компьютерной. Детская интернет- зависимость с каждым днем набирает все большие масштабы, и во многом этому способствуют именно родители, не уделяющие должного внимания воспитанию детей. Общение в социальных сетях заменяют ребенку общение с родителями и сверстниками, подвижные игры и физические занятия.

Дети теряют коммуникационные навыки, и перестают испытывать потребность в нормальном общении. Живые эмоции – улыбки, слезы, подмигивание, показывание языков и другое им легко заменяют такие любимые «веселые смайлики». В физиологическом развитии проблем также не избежать. Ребенок, углубившись в виртуальное общение, перестает гулять на улице, встречаться с друзьями и мало двигается, как следствие, наступают проблемы со зрением, пищеварением, опорно-двигательным аппаратом, появляется повышенная утомляемость и головокружения.

Совет для родителей. На данный момент решить вопрос об ограничении времени использования ребенком интернета достаточно легко. Многие операционные системы располагают специальной функцией «родительский контроль», которая не позволяет детям посещать систему в определенное время, заранее установленное взрослыми. Однако, при использовании системы контроля, обязательно необходимо помнить, что свободное время ребенка нужно обязательно чем-то занимать. Стимулируйте общение с друзьями, позволяя домой приглашать одноклассников, покупая билеты в кино и на футбольные матчи, отдавая в спортивные секции. Не забывайте сами проводить с детьми время, хотя бы в выходные дни.

Опасность № 2 – пренебрежение к учебе

Интернет полон всевозможных докладов и рефератов, которые становятся доступными для школьников после процедуры скачивания, занимающей не более пяти минут. Подростки распечатывают нужный реферат, и сдают го учителю, даже не удосужившись его прочитать, естественно, так никакие знания получены не будут. Кроме того, помимо рефератов, в интернете легко можно найти «решебники» на любые предметы, точно совпадающие с заданиями и задачами стандартных учебников школьной программы. Ребенок, привыкший регулярно списывать, самостоятельно перестает учить, а значит усваивать материал и развиваться. Решение задач у доски, контрольные, экзамены показывают насколько ребенок отстал от программы, начинаются проблемы с педагогами, и как следствие, даже возможно, оставление на второй год.

Совет для родителей. В данном вопросе выход только один – необходимо полностью контролировать подготовку ребенком домашнего задания. Школьник должен делать уроки самостоятельно, прибегая к услугам интернета, только лишь, для получения необходимой информации, а анализировать и делать выводы он должен сам. Проверяя вечером, как ребенок выполнил «домашку», обязательно попросите его объяснить отдельные задачи, если разрешили школьнику скачать реферат, настаивайте на том, чтобы он его прочитал и пересказал вам.

Опасность № 3 – сайты «недетского» содержания

Интернет – это огромный мир бесконечной информации, причем как полезной, так и не очень. Совершая путешествие в сети, ребенок легко может оказаться на сайтах недетского содержания. Эротические фото и видео, порно – порталы и форумы, неизменно привлекут сильный интерес ребенка, если тема секса в семье считается запретной.

Совет для родителей. На эту «щекотливую» тему необходимо разговаривать с ребенком, подавая информацию порционно, небольшими дозами (благо литературы с советами в данных вопросах хватает), тогда малыш, а потом подросток, будет знать, что любые вопросы он может обсудить с родителями, и интерес к данной теме у него не будет столь обостренный. Более того, нужно объяснить ребенку, что информация, представленная в интернете на эту тему, очень далека от реальной жизни, и не стоит его внимания. Также, существуют современные программы, которые имеют функции, удаляющие из «поисковика» сайты определенного характера.

ПОМНИТЕ РОДИТЕЛИ - разрешая ребенку пользоваться интернетом вы оставляете чадо один на один с виртуальным миром, это тоже самое, что бросить малыша в центре густонаселенного огромного мегаполиса.

Человечеству всегда было свойственно демонизировать технические новшества: в XV-XVI веках многие полагали, что книгопечатание убивает дух слова, а после полёта Ю.Гагарина многие ждали конца света… Нечто похожее можно наблюдать сегодня и в отношении компьютеров вообще и Интернета в частности. Для Интернета и всего, что с ним связано, придумывают термины один страшнее другого («увязшие во всемирной паутине», «кибервдова» и т.п.), в книгах, журналах и - что самое забавное - на сайтах и форумах (т.е. в самом же Интернете!) появляются публикации о людях, умерших за компьютером, о семьях, рухнувших из-за проклятого Интернета… Но давайте разберём по пунктам, в чём же обвиняют Интернет?

1. Общение в Интернете подменяет собой реальное общение

Выдвигающие такое обвинение, видимо, исходят из того, что «реальное» общение в любом случае лучше виртуального (почему я беру слово «реальное» в кавычки - станет ясно несколько позже). И вот представьте себе: мыслящий человек с широким кругозором мог бы найти в Интернете собеседников, достойных себя - а вместо этого проводит время в обществе соседа-алкоголика: ведь алкоголик-то реальный! Как вы думаете, через сколько месяцев такого «реального» общения человек сам начнёт пить - или вообще наложит на себя руки? И вам, родителям, неужели спокойнее, если ваш ребёнок проводит время с пустоголовыми, зацикленными на сексе и наркотиках - но зато «реальными одноклассниками, или всё-таки лучше, если он в Интернете побеседует с умными людьми о науке и искусстве? А у тех, кому с ближайшим окружением повезло, никакой «подмены» и не возникнет.

2. Виртуальное общение неполноценно, собеседники в Интернете подобны призракам

А вот это уже чистой воды солипсизм! Напомню, солипсизм - это крайняя степень субъективного идеализма: реален только я, весь остальной мир - плод моего воображения. Вот так же и здесь: я один настоящий, сижу тут за настоящим компьютером - а кругом сплошь виртуальные призраки. Но помилуйте, где-то - может, на другом континенте, может, на соседней улице - есть не менее реальный компьютер, за которым сидит не менее реальный человек! Да, этот человек может лгать, может даже быть преступником - но разве нельзя ожидать такого от того, с кем мы познакомились в кафе или даже в колледже? Кстати, максимум, что может сделать сексуально озабоченный человек с расстроенной психикой в Интернете - это показать через веб-камеру соответствующие части тела, встреча с таким человеком в реальности может иметь куда более тяжёлые последствия.

3. В Интернете человек перестаёт быть самим собой, «надевая маску»

Правильнее было бы сказать наоборот: в реальном мире люди носят «маски благопристойности», в Интернете же - спрятавшись на аватарами и никами - они их снимают. И вот тут выясняется, что примерный семьянин мечтает «пошалить» с двумя соседками и тремя коллегами, что почтенный профессор-словесник, строго отчитавший студента за слово «блин», сам не прочь ввернуть словцо покрепче… А не станет Интернета - что, вся эта мерзость в одночасье исчезнет из человеческих душ? Или её не было до его изобретения? Тут уж, как говорится, «нечего на зеркало пенять…»

4. Интернет полон непристойностей вплоть до откровенной порнографии

Да, порнографии там немало… но ведь при запуске браузера не загружаются автоматически порно-сайты, чтобы на такие ресурсы попасть - их надо искать! А тот, кто ищет, тот - как известно - всегда найдёт. И находили задолго до Интернета (вспомните «склад для кобелирующих личностей», обнаруженный несравненным Глебом Жегловым). Да, «свинья грязи найдёт» в любые времена и при любом уровне технического прогресса - но нам с вами не обязательно быть свиньями и забивать в строку поиска слово «порнография», не так ли?

5. В Интернете много откровенно антинаучной информации

Верно, её там немало. Но разве только в Интернете? Разве не завалены книжные магазины «макулатурой» о «русских рунах» и инопланетянах, построивших египетские пирамиды? Это та самая «свобода печати», которой так гордится наше время - и если уж нам выпало в такое время жить, надо не ругать Интернет, а учиться отличать науку от лженауки.

6. Он-лайн игры формируют зависимость

Да, формируют… но не только они. Задолго до изобретения компьютера вообще и Интернета в частности целые состояние проигрывались в кости, затем в карты, а потом и в рулетку. Бывали на этой почве и самоубийства, и помешательства (история пушкинского Германна не так далека от истины, как может показаться) - да и сейчас и карты, и рулетка никуда не делись (несмотря на все усилия властей). Иными словами, зависимость от онлайн-игр - это лишь частный случай игровой зависимости, которая может существовать и без Интернета, и - соответственно - не может быть к нему сведена.

7. Интернет отвлекает человека от более полезных занятий

Так и хочется добавить: «и от борьбы за дело коммунистической партии». Почему-то считается благопристойным с подозрением относиться к человеческому желанию развлечься, забыть на время обо всех полезных делах. А ведь человеку необходимо иногда отдыхать! Ах, жена сидит в Интернете - да она могла бы за это время вылизать пол языком, почему она этого не делает?! Но не скатываемся мы ли мы на уровень тех генералов из сказки Салтыкова-Щедрина, для которых мужик, прилегший отдохнуть, «самым наглым образом уклонялся у работы»?

8. Интернет сам по себе формирует зависимость

Пожалуй, главное обвинение в адрес Интернета. Начнём с того, что официально медики не признали Интернет-зависимость болезнью - что не мешает психологам и психиатрам выделять её признаки. Обычно таковым называют навязчивое желание проверить электронную почту и вообще выходить в Интернет, а также жалобы окружающих на то, что «больной» проводит в Интернете слишком много времени и тратит там слишком много денег. О том, какого рода могут быть жалобы окружающих, мы только что говорили, а деньги… вы знаете, сколько денег способен потратить коллекционер на какую-нибудь фарфоровую статуэтку? Тем не менее, коллекционирование никто не объявляет ни «зависимостью», ни «злом» и тем более - не предлагает лечить. А электронная почта… я помню свою юность, когда мы ещё не знали Интернета: я по десять раз за день могла бегать к почтовому ящику, ожидая писем от друзей - и никто не называл меня «зависимой», не предлагал отвести к психиатру… и сейчас, наверное, никто не сделает этого с человеком, который так себя ведёт. А вот если почта электронная - тогда, конечно, это «зависимость», которую надо лечить! А в чём разница между электронной почтой и обычной, почему только первая из них «зло» - не объяснит, наверное, даже самый рьяный враг Интернета.

А что ещё можно делать в Интернете - кроме того, что смотреть порнографию, читать антинаучные писания и давать волю тёмным страстям? Многое! Можно писать письма родным и друзьям или беседовать с ними «в режиме реального времени». Можно читать действительно научные статьи и литературные шедевры. Можно знакомиться с хорошими людьми. Да, всё это можно делать и без Интернета - но отправка письма по почте обойдётся вам в 15 рублей, письмо будет идти не меньше недели (и не факт, что вообще дойдёт и почта его не потеряет) - электронное же письмо гарантированно дойдёт за считанные минуты, и притом за сущие копейки, сеанс связи по Скайпу тоже обойдётся несравненно дешевле междугородного звонка - и к тому же позволит увидеть любимые лица, а в он-лайн библиотеку - в отличие от «реальной» - не придётся ехать на другой конец города (а то и в столицу).

Так может быть, пора признать, что ничего страшного в Интернете нет? Точнее, зла и опасностей там не меньше, чем в реальном мире… но и не больше!

Интернет сегодня стал неотъемлемой частью жизни людей любого возраста. Он может служить во благо. При помощи Сети люди могут общаться, развлекаться, искать нужную информацию и даже зарабатывать деньги. Однако Интернет известен и массой отрицательных проявлений. Они касаются как детей, так и взрослых. Существуют определенные опасности в Интернете.

Нежелательный контент, насилие, порнография, навязчивое общение - все это может негативно отразиться на психике. Также длительное пребывание перед компьютером ухудшает физическое состояние организма. Следует узнать подробнее, как не стать зависимым от виртуальной реальности и защитить ребенка от негативных воздействий Всемирной паутины.

Данные статистики

Интернет может служить во благо или во вред. Поэтому важно правильно применять возможности, которые предоставляет Сеть. По данным статистики, около 10 млн детей в нашей стране возрастом до 14 лет пользуются Интернетом. Старшее поколение также активно применяет возможности Всемирной паутины. Что интересного в Интернете? Это мир, полный информации, развлечений и общения. Многим этого не хватает в реальной жизни. Дети начинают пользоваться Интернетом с 4 лет (в среднем). В возрасте до 12 лет около 85% подрастающего поколения активно использует Всемирную паутину для общения и развлечений.

По данным все той же статистики, около 52% детей возрастом до 14 лет посещают сайты, запрещенные для просмотра в таком возрасте. Это может значительно отразиться на психике, формировании личности и дальнейшей жизни малыша. Однако даже без посещения подобных сайтов детей может подстерегать иная опасность. Врачи страны заметили, что становится слабее, менее физически развитым. Из-за этого возникают различные болезни. Иммунитет детей перестает самостоятельно бороться даже с простыми заболеваниями. Опасности в Интернете разнообразны. Они не обходят стороной и взрослых. Никто не застрахован от подобных негативных воздействий. И для детей, и для взрослых актуальными являются разные опасности в Сети.

Опасность для взрослых

Многие пожилые люди не понимают, что интересного в Интернете. Однако постепенно наши бабушки и дедушки начинают активно использовать преимущества Сети. Именно Интернет позволяет им общаться с близкими и родными, которые в данный момент находятся в другом городе или даже стране. Здесь можно найти практически всю интересующую информацию. Да и к играм старшее поколение не может остаться равнодушным. Молодые люди переживает, что их родители, бабушки и дедушки могут стать жертвой мошенников, работающих именно через Интернет. Около 52% опрошенных людей выразили обеспокоенность этим вопросом.

Многие взрослые пользователи Интернета (около 53%) боятся, что их компьютер будет поражен вредоносным вирусом. Поэтому люди опасаются открывать неизвестные письма, сообщения. Они не заходят на сайты с рекламой и предпринимают прочие подобные действия.

36% опрошенных взрослых пользователей Интернета боятся слежки за ними при помощи Сети. 45% людей считают, что существует реальная угроза лишиться определенной суммы денег. Особенно об этом переживает младшее поколение. Они считают, что их старшие родственники могут по незнанию или неопытности стать жертвами мошенников, отправив реальные деньги на счет неизвестной компании. Взрослые люди, зная, какие опасности могут подстерегать их в Сети, проявляют осторожность. Но дети проявляют беспечность. Именно по этой причине Интернет таит для них больше угроз.

Угрозы для детей

Опасности в Интернете для детей несколько отличаются от угроз для взрослых. Самые распространенные категории нежелательных факторов для малышей уже давно определили психологи, родители, педагоги и медики. Одним из самых серьезных видов опасности в Сети для подрастающего поколения является получение нежелательной информации. Это может быть порнография, насилие, наркотики, азартные игры, запрещенная идеология и множество иного. Детская психика не может в полной мере принять полученные знания. Это может значительно отразиться на мышлении, психическом развитии.

Опасности в сети Интернет могут быть разными. Маленькие дети могут выдать незнакомцам конфиденциальную информацию о себе и родителях. Например, это может быть имя, адрес, номер счета или электронного кошелька. Также дети могут сказать, в какое время они гуляют и где, когда домой возвращаются родители и т. д. При помощи Интернета злоумышленники могут назначить встречу ребенку, общаться с ним о неподобающих вещах. Также нередки случаи, когда дети проводили неконтролируемые покупки в магазинах онлайн. В некоторых случаях существует угроза заражения компьютера вирусом. Это далеко не полный список. Он может варьироваться в зависимости от возраста ребенка. Родители должны знать, как подготовить детей к подобным ситуациям, чтобы избежать негативных последствий.

Общие для всех угрозы

Опасность Интернета для человека может быть значительной при несоблюдении элементарных норм безопасности. Причем некоторые неблагоприятные факторы при работе с Сетью могут возникнуть независимо от возраста. Как у взрослых, так и у молодого поколения может появиться зависимость от виртуальной реальности. Сегодня существует множество игр, площадок для общения и т. д. Они могут казаться интереснее, ярче, чем обычная жизнь. Поэтому взрослые и дети могут часами сидеть у монитора компьютера или ноутбука. При этом развитие в реальном мире может быть заторможено.

Неблагоприятные знакомства могут подстерегать как взрослых, так и детей. Как ни странно, но взрослые люди так же доверчиво могут назначать встречи с незнакомцами, как и дети. Некоторые мошенники могут этим воспользоваться. Еще одним видом опасности, которая может подстерегать в виртуальной реальности как взрослых, так и детей, является травля при помощи Интернета. Конфиденциальная информация, оскорбления могут значительно отразиться на эмоциональном состоянии человека. В любом возрасте подобные действия могут привести к срыву. Независимо от того, сколько вам лет, нужно проявлять осторожность в общении, не открывать конфиденциальную информацию собеседнику.

Дети до 10 лет

Опасности в Сети интернет могут подстерегать человека в любом возрасте. Однако для каждой группы пользователей существуют свои особенности. Дети начинают проявлять интерес к Интернету в возрасте 3-4 лет. В некоторых случаях это возможно и раньше. Однако в таком возрасте действия малыша легко контролируют родители. Они могут следить, что делает их чадо в Сети. Но вот достигнув возраста 7 лет, дети сталкиваются с первыми неблагоприятными факторами Интернета. В этом возрасте малыши копируют действия старших. Важно выработать правильную культуру поведения в Сети. Дети в этом возрасте доверчивы. Они любят путешествовать по разным сайтам, а также играть в различные популярные игры. Также малыши могут пользоваться почтой, заходить в чаты. Причем могут проявлять и к запрещенным сайтам.

Родители должны настроить браузер соответствующим образом. Также они могут контролировать, какую информацию смотрел ребенок. Можно ограничить доступ к разным серверам. В возрасте до 9 лет возникает опасность интернет-игр. Дети проводят слишком много времени за компьютером. Это сказывается на их физическом развитии и здоровье. Родители должны поощрять прогулки на свежем воздухе, занятия спортом.

Поведение родителей детей в возрасте до 9 лет

Зная основные виды опасностей в Интернете, взрослые должны предпринять ряд мер. Это поможет предупредить различные негативные последствия. Нужно разработать ряд правил пользования Всемирной сетью. Это желательно сделать вместе с ребенком. Малыш должен знать, что ему разрешено посещать только определенные сайты, которые одобряют родители. Если к компьютеру подключен Интернет, техника должна находиться в общей комнате. Существуют средства контроля, позволяющие блокировать нежелательный контент (например, MNS Premium’s Parental Controls).

Дети должны писать сообщения и письма только с общего семейного почтового ящика. Нужно объяснить ребенку, что может случиться, если он решит выдать определенную информацию посторонним людям. Также очень важно просто общаться с детьми. Нужно спрашивать об их друзьях в Интернете, объяснять, к чему может привести спонтанное знакомство. Дети не должны разговаривать с незнакомцами. Это правило касается как улицы, так и Интернета. Очень важно, чтобы ребенок доверял старшим. Если он увидит в Сети что-то пугающее, угрожающее, то должен об этом рассказать. Родители не должны ругать ребенка за это. Наоборот, нужно похвалить малыша за честность и дать ему понять, что он в безопасности. Возможно, потребуется объяснить некоторые сложные вопросы. Однако это сможет защитить ребенка от опасностей.

Дети 9-12 лет

В возрасте 9-12 лет дети начинают требовать от родителей определенной свободы. Это время быстрых перемен. Очень важными становятся взаимоотношения с друзьями, одноклассниками. Контроль родителей в этом случае должен немного ослабнуть. Однако взрослые не должны терять бдительности. В этом возрасте Интернет используется не только для игр. Это полноценный источник передачи и получения необходимой информации. Дети готовят школьные задания при помощи Сети. Существует определенная опасность работы в Интернете. Дети могут загрузить на компьютер вирус.

Также младшие подростки могут загружать разную музыку, активно пользоваться электронной почтой и прочими средствами для общения. В этом возрасте предпочтение отдается сайтам, позволяющим мгновенно передавать сообщения. Также в этом возрасте у детей часто появляются кумиры. Родители должны подготовить ребенка к основным правилам пользования Интернетом еще в младшем возрасте. Достигнув младшего подросткового возраста, дети начинают лучше разбираться в основах работы с Сетью. Однако родители все еще должны ограничивать доступ к сайтам с определенной тематикой, следить за историей поиска информации.

Действия родителей детей в возрасте 9-12 лет

Зная опасности Интернета для подростков младшего возраста, необходимо выработать правильную тактику поведения. Составленные правила ребенок должен выполнять неукоснительно. В этом возрасте нужно давать детям определенную свободу. Однако компьютер все также должен находиться в общей комнате. Следует общаться с детьми об их действиях в Интернете. Беседа должна быть дружеской. Следует подробно рассказать об опасности знакомства по Интернету. Также нельзя выдавать людям свою конфиденциальную информацию. Нужно объяснить подробно, чем это чревато для родителей и самого ребенка.

Также очень важно научить ребенка не загружать на компьютер никакие программы без ведома родителей. Они не должны открывать сомнительные письма. Следует также рассказать об авторских правах. При загрузке файлов или картинок это является актуальным. Следует также проводить беседы о порнографии в Сети. Не стоит пускать этот вопрос на самотек. В противном случае ребенок не сможет адекватно оценить, какая информация является реальной.

Дети от 13 до 18 лет

Вопрос о том, вреден ли Интернет для здоровья, возникает у многих родителей. При правильном использовании Сети можно избежать практически всех негативных последствий. Важно в любом возрасте уделять физической подготовке достаточное внимание. Однако в старшем возрасте дети постепенно выходят из-под контроля старших. Подросток пытается самоутвердиться, обрести независимость. Родители не должны мешать своим детям в этом. Они должны быть рядом и помогать советом. Однако навязчивое ограничение подростка в действиях может отразиться на взаимоотношениях со старшими родственниками. Очень важно не потерять доверие ребенка в этом возрасте.

Родители должны знать, что типичным поведением подростка в Интернете является в первую очередь общение. В этом возрасте ребенок не захочет делиться информацией о своих беседах со сверстниками и прочими знакомыми. У подростков много энергии, идей, но жизненного опыта пока мало. В этом и должны помочь родители.

Дети 13-18 лет активно качают музыку, фильмы. Интернет помогает в учебе. Общение происходит при помощи обмена мгновенными сообщениями. Мальчикам нравится грубый юмор, азартные игры, кровавые сцены, жесткие игры и картинки, видео для взрослых. Они пытаются сметать все ограничения. Девочки-подростки любят в Интернете общаться. Родителям следует учесть, что в этом возрасте именно представительницы прекрасного пола могут не заметить угрозу при общении с незнакомцами. Следует вести дружеские беседы с ребенком об опасности домогательств и насилия.

Действия родителей подростков

Опасности в Интернете могут подстерегать каждого. Важно правильно пользоваться Сетью в любом возрасте. Важно составить список домашних правил пользования Интернетом. Следует поставить ограничение на общение в чатах. С детьми нужно вести беседы об их общении. При этом родители должны спрашивать об этом так, будто о реальных друзьях из школы. Можно интересоваться людьми, с которыми общается подросток при помощи мгновенных сообщений. Однако не следует устраивать допрос. Беседа должна быть дружеской. Иначе подросток не станет допускать родителей в свое личное пространство. Уберечь его от беды в этом случае будет непросто.

В этом возрасте крайне необходимо вести беседы о здоровой половой жизни с ребенком. Всю информацию, которую подросток найдет в Интернете, он может обсудить с родителями. Это не должно быть чем-то постыдным, запретным. Открытые беседы со старшими помогут понять элементарные вещи. Не стоит пускать развитие ребенка в этой сфере на самотек. Важно научить детей не оставлять информацию о себе на любых сайтах, не размещать свои фотографии в чатах, на площадках общего доступа. Рассмотрев основные опасности в Интернете, можно предпринять соответствующие действия, чтобы избежать негативных последствий.

Всемирная сеть в том виде, в каком мы привыкли её видеть, существует уже достаточно времени, чтобы подвести некоторые итоги. Сегодня практически не осталось области человеческой деятельности, которая бы не почувствовала на себе влияние этого феномена. Однако всегда ли это влияние было положительным?

Когда-то давно, когда интернет присутствовал только на страницах фантастических книг, будущее казалось блестящей и волшебной сказкой. Единая информационная сеть, связавшая воедино каждого жителя планеты, сулила не только небывалые выгоды для личного развития, но и мощный толчок для всей мировой экономики. Сегодняшние технологические достижения в сфере информационных технологий превзошли даже самые смелые прогнозы фантастов-идеалистов прошлого. Однако действительно ли они принесли нам пользу?

Далеко не всегда и не везде. И вот почему.

1. Вместо конкуренции — монополии.

Мы ожидали создания благотворной среды для конкуренции и предпринимательства, а получили монстров в лице Google, Amazon, Apple. Они сосредоточили в себе огромные силы и средства, конкуренция с ними является совершенно бессмысленным занятием. Как только появляется какой-то свежий и неординарный проект, то он тут же поглощается монополиями. Или умирает.

2. Вместо новых рабочих мест — безработица.

Никого уже не удивляет ситуация, когда машины заменяют людей в местах, требующих монотонной физической работы. Но чем умнее становятся технологии, тем более расширяется список "лишних" профессий. Сегодня компьютеры уже вытесняют нас даже из тех видов деятельности, которые всегда считались прерогативой человека.

3. Разрушение приватности и секретов частной жизни.

Ни один ваш шаг сегодня не остаётся без внимания и фиксации. Ни одно ваше письмо, документ, фотография никогда не пропадёт, они всегда будут доступны заинтересованным людям. Это происходит уже сегодня, а что предложит нам ближайшее цифровое будущее, даже подумать страшно.

4. Вместо подтягивания отстающих мы получили ещё одну степень неравенства.

Цифровые технологии обещали нам эпоху всеобщего равенства, в которой каждый человек и каждая страна получают равные условия для развития. На самом деле технологически продвинутые страны становятся ещё богаче, а отстающие вообще не имеют никаких шансов в этой гонке.

5. Вместо культурного ренессанса мы получили уничтожение музыки, книг, искусства.

Первый удар нанёс интернет с его культом бесплатного доступа к любому контенту. В результате была разрушена вся система производства и распространения объектов творческого труда. А добивает современную культуру повсеместная доступность инструментов для творчества. Сегодня для создания и публикации романа, песни, картины достаточно обычного компьютера, подсоединённого к Сети. И миллионы людей не преминули этой возможностью воспользоваться, утопив в океане посредственного "креатива" немногие достойные произведения.

6. Вместо внимания к каждой личности и толерантности мы получили власть толпы.

Да, вы можете высказать своё мнение по любому поводу. Да, вы можете возражать, свергать авторитеты и спорить. Проблема только в том, что в общем хоре голосов вас, скорее всего, не услышат. Интернет привёл к власти агрессивных анонимусов, полностью игнорирующих любое мнение, отличное от общепринятого.

7. Вместо образования — отупление молодёжи.

Google знает ответы на все вопросы. Зачем что-либо учить, если можно посмотреть в интернете? Там же найдутся бесплатные рефераты, исследования британских учёных на любую тему и много-много симпатичных котиков.

8. Вместо знаний — сомнение.

Свободный доступ к любой информации должен был, по логике, привести к торжеству науки и исчезновению всяческого мракобесия. Однако произошло с точностью до наоборот. Сегодня сайты различных экстрасенсов, магов и оккультистов собирают приверженцев гораздо успешнее, чем представительства серьёзных научных заведений. Интернет является идеальной и совершенно бесконтрольной средой для распространения спорных идей, альтернативных теорий, тоталитарных культов и прочих позорных штук, с которыми реальный мир научился бороться.

9. Вместо роста экономики — её ослабление.

Мы все очень довольны, когда нам удаётся заполучить что-то совсем бесплатно или хотя бы в обмен. В Сети существуют сервисы обмена книгами, играми, вещами, услугами, путешествиями. Родилось даже новое направление экономики, которое называется sharing economy (совместное потребление). Новые торговые площадки, такие как TaskRabbit, ParkatmyHouse, Zimride, Swap.com, Zilok, Bartercard и thredUP, позволяют обмениваться навыками, вещами, услугами и деньгами. Вот только потребление от этого падает, производства закрываются, а люди… люди вынуждены экономить и начинают искать новый способ получить что-либо бесплатно. Вот такой замкнутый круг.

10. Вместо свободы — рабство.

Цифровые технологии позволяют нам работать в любое время и в любой точке планеты, и преподносится это как огромное достижение. Однако если раньше вы могли чётко отделить своё рабочее время от отдыха, то теперь это невозможно. Вы всегда доступны, всегда готовы выполнять новые поручения и всегда можете продолжить работу. 40-часовая рабочая неделя, которую отстояли чумазые рабочие прошлого века, оказалась недоступна их чистеньким компьютеризированным потомкам. Ну не смешно ли?

Да, проект "Интернет" оказался совсем не таким, каким его представляли в прошлом. Цифровая экономика медленно, но верно делает нас беднее, глупее и уязвимее. Процесс этот только начался, и совершенно непонятно, до каких бед он ещё способен нас довести.

Не надоедаем! Только самое важное - подписывайся на наш