Профессия дальнего действия главная на земле. Роберт Рождественский – Школьным учителям

Стихотворение "Когда волнуется желтеющая нива..." не только о красоте природы, как может показаться на первый взгляд. Оно о том, что только в единении с природой человек может обрести гармонию.

Ранняя и поздняя лирика Лермонтова заметно различается. Если в самом начале творческого пути поэта она была наивно-восторженной, то позднее его начали волновать общественные вопросы. Именно поэтому это произведение выделяется среди других. Ниже представлен анализ стихотворения "Когда волнуется желтеющая нива..."

Краткая история написания

Анализ стихотворения "Когда волнуется желтеющая нива..." следует начать с исторической ремарки: в 1837 году Лермонтов был взят под стражу из-за другого своего творения. Он написал "Смерть поэта", посвященное гибели Пушкина, и многим чиновникам оно не понравилось. Поэт был под стражей до тех пор, пока выясняли степень революционности стихотворения.

В тот период, несмотря на свой молодой возраст, Михаил Юрьевич уже скептически смотрел на жизнь и понимал, что общество еще не готово к изменениям. Доказательством тому служило декабристское восстание. Во время ареста он и создает стихотворение, похожее на внутренний монолог.

Это одно из последних написанных им лирических произведений. По рассказам очевидцев, он написал его, не используя чернил и бумаги. Для создания строк "Когда волнуется желтеющая нива..." Лермонтову пришлось воспользоваться обугленными спичками, а в качестве бумаги взять обертку от еды, которую приносил ему старый слуга. Несмотря на то что поэт воспевает красоты родного края, ключевой мыслью является то, что места, в которых прошли его детские годы, придают ему силы для того, чтобы продолжать творить.

Особенности построения

Следующий пункт анализа стихотворения "Когда волнуется желтеющая нива..." о том, каким метром оно написано и какая рифма используется. Произведение имеет кольцевую и Первая строфа написана шестистопным ямбом, во второй и третьей - чередование шестистопного и пятистопного ямба. Но отличительная особенность стихотворения "Когда волнуется желтеющая нива..." в том, что последняя строка написана

Лермонтов обычно не использовал данный прием, но благодаря ему создается ощущение, что поэт торопился передать все свои эмоции и не заботился о том, какая рифма была бы гармоничней. Это придает стихотворению сходство с русскими народными песнями, которые нравились Лермонтову.

Литературные приемы

При анализе стихотворения "Когда волнуется желтеющая нива..." немаловажно уточнить, с помощью каких средств выразительности поэту удалось создать атмосферу таинственности и умиротворенности. Для того чтобы показать всю красоту пейзажа, поэт использует эпитеты, которые наполняют произведение красками, характерными для его поэзии.

Для придания стихотворению лиричности, Лермонтов обращается к поэтическим эпитетам. Все перечисленные средства выразительности помогают читателю перенестись в описываемый край и любоваться легкими пейзажными зарисовками. Чтобы передать нежную привязанность и восхищение, Лермонтов прибегает к олицетворению.

Все перечисленные приемы помогают читателю не только натуралистично представить пейзажи, но и ощутить дыхание ветерка, и увидеть, как колышется нива, и услышать, как шумит лес. Читатель чувствует умиротворение, как когда-то Лермонтов при виде знакомых пейзажей.

Поэтические образы

Следующим пунктом анализа стихотворения является определение образов, созданных поэтом. Конечно, в произведении есть лирический герой. В его душе чувствуется тревога, смятение, он пытается найти ответы на мучающие его вопросы... И только природа способна подарить ему гармонию и успокоить.

Природа здесь выступает в роли хранительницы гармонии и покоя. Она всегда рада приходу героя и дарит свою красоту, чтобы он почувствовал себя просветленным. Природа всегда остается прекрасной и величественной.

Анализ "Когда волнуется желтеющая нива..." поможет школьникам взглянуть на творчество поэта глубже и больше узнать о личности Лермонтова. Это стихотворение - монолог поэта о том, что он чувствует, лишь единство с окружающим миром поможет привести свои эмоции и мысли в порядок. Человек не должен забывать о том, что человек и природа - едины, поэтому нужно заботиться и ценить окружающую среду.

Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…», анализ которого мы проведем, отделено от юношеского творчества Лермонтова всего несколькими годами, но за это время в жизни поэта произошли важные перемены. Оно написано «узником», создано заключенным в Главном штабе, ожидающим решения суда о своей дальнейшей судьбе. Автобиографические моменты усиливают значение вывода, содержащегося в произведении, где утверждается возможность гармонии, «счастья... на земле», постижения божественного смысла бытия.

Как и в элегии Жуковского «Вечер», к таким мыслям приводит созерцание природы, хотя у Лермонтова воспроизведен пейзаж в воспоминании. Впечатления лирического героя похожи на вспышки пламени, освещающего желтеющее в августе поле, плоды в саду, июньское цветение ландышей, весеннюю свежесть леса, холод ключа в овраге. В них важна не последовательность, связанная со сменой времен года, а субъективная значимость. Все подробности появляются в рамках одного сложноподчиненного предложения («Когда... тогда...»), как и в раннем стихотворении «Весна», но исчезает превалирующий там пессимизм. Природа предстает «в каком-то смутном сне», сквозь который конкретика цветов, звуков и запахов, с которой обрисован неброский среднерусский пейзаж, кажется воплощением земной красоты.

В первом четверостишии на картине появляются яркие мазки:

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при шуме ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка...

Во втором — к ним добавляется серебристый цвет ландыша. Все освещено солнцем, разливающим «Румяным вечером иль в утра час» золотой свет. Если в первой строфе природа «прячется», то далее «приветливо кивает» (вторая строфа), «лепечет... таинственную сагу» (третья строфа; сага — сказание, от древнескандинавского слова, обозначающего жанр повествовательного эпоса), открывая загадку жизни. Как и у Жуковского в элегии «Вечер», все чувственные впечатления сливаются (в первом четверостишии желтый цвет, сочетаясь с малиновым и зеленым, перекликается с шумом ветерка, слива прячется, нива переливается на солнце; нива — посевы на поле). Во второй строфе стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…» Лермонтова ландыш обрызган росой, зрительный акцент сочетается с запахом и эмоциональными нотами: роса утоляет духовную жажду, для лирического героя находится «приветливый» спутник:

Когда, росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль в утра час златой,

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой...

В третьей строфе выявляется скрытый в двух первых мотив движения: ручей играет, мчится из «мирного края». В первом — втором четверостишиях он был только намечен (волновались, двигались от ветра колосья; была не видна за листом, как будто пряталась от солнца, слива; ландыш рос под кустом, выглядывая из-под него). «Студеный ключ» не охлаждает воображение лирического героя, напротив, оно включается в его игру, в журчании слышен лепет, таинственные слова об идеальном мире:

Когда студеный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то чудный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он...

Эти слова понятны и близки лирическому герою, его мысль, отрешаясь от обыденности, от бесплодных сетований, обращается к постижению новых истин. Вслед за тремя придаточными предложениями, обрисовывающими условия, при которых романтик готов согласиться с земным несовершенством, в последнем четверостишии воспроизводится главное, воспринимающееся в связи с тем, что им завершается стихотворение, как итог, вывод:

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе,—

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога...

В образе лирического героя стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…», анализ которого нас интересует, на первый план выходит способность внимательно вглядываться в черты реальности, находя в ней красоту и гармоничность, отражающие небесный идеал. Природа предоставляет возможность человеку «постигнуть на земле» высшее счастье, увидеть согласие идеала и действительности.

Они звучат в жизнеутверждающем аккорде, обусловливая торжествующий пафос стихотворения. Субъективность впечатлений («мне... кивает», «лепечет мне») и выводов («я могу постигнуть», «я вижу») ставит в центр мироздания лирического героя, возвышая его личность. В ней есть нечто, отличное от чувства и разума чело века (лирический герой постигает то, что неизвестно в земном мире, видит Бога). Как и у Жуковского, в передаче сверхчувственного и внеразумного опыта участвует музыка. Цвета, запахи, звуки сливаются, создавая неповторимую мелодию. Фоническое своеобразие дополняет смысловую музыкальность. Текст пронизан ассонансами, внутренними рифмами, звуковыми повторами.

Об элегии Жуковского «Вечер» напоминают (помимо шестистопного ямба, которым написаны три первые строки в разностопной строфе Жуковского) повторы гласных с полугласным, слышные у старшего поэта в первых же строчках («Ручей , вию щий ся...»), а у Лермонтова пронизывающие весь текст (волнуе тся желтею щая », «росой о брызганный душистой », «какой -то смутный сон», «мирный край », «И счастье я могу») и сочетающиеся с повторами гласных с сонорными:

И прячется в саду мали новая сли ва

Под тенью сла достной зеле ного ли стка;

Когда, ро сой обры зганный душистой,

Ру мяным вечеро м иль в утра час златой...

Перекликаются звуки в рифмованных словах (мужские рифмы первого четверостишия — с женскими третьего, мужские второго — с женскими четвертого). Повторение союза «и» сообщает высказыванию восходящую интонацию, разрешающуюся в выводе, который заканчивается многоточием, свидетельствующим о недосказанности, о возможности продолжения. Она сочетается с другим впечатлением — композиционной завершенности, обусловленной построением стихотворения-предложения.

Внутренний мир лирического героя Лермонтова, обрисованный в стихотворении, дополняет его характеристику. Не отступая от романтических представлений, стремясь к абсолютной гармонии, он готов принять земной мир, жаждет испытать счастье, покой. Неосуществимость его мечты связана в контексте произведения не с максимализмом требований к жизни, а с неотвратимостью ударов рока, размышления о котором вселяют в его душу тревогу, не допускают того, чтобы он предавался иллюзиям о мирном, сладостном, счастливом бытии. На узника судьбы ложится трагический отсвет, побуждающий внимательнее и бережнее прислушиваться к его «таинственной саге». В ней могут содержаться единственные в своей субъективности откровения, «смутные» догадки о смысле земного существования и о вмешательстве в него Бога.

Природа средней полосы России волнует поэтов и писателей на протяжении многих веков. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» относится к самобытным поэтическим произведениям, посвященным природным красотам родного края.

В первых трех четверостишиях стихотворения описывается тот момент, при котором происходит очищение души лирического героя. Тревоги, волнения уходят, «когда волнуется желтеющая нива и свежий лес шумит при звуке ветерка», «когда… ландыш серебристый приветливо качает головой», «когда студеный ключ играет по оврагу».

Лирический герой внутренне спокоен, когда находится на лоне природы, наслаждается ее красотой и чувствует себя частью вселенной. Только такая сопричастность с природным миром позволяет «счастье… постигнуть на земле», а в небесах увидеть Бога.

Лирическое стихотворение богато художественно-выразительными средствами, изображающими сущность настоящей красоты. Поэтические эпитеты создают атмосферу тихой таинственности: «под тенью сладостной», «румяным вечером», «в какой-то смутный сон», «таинственную сагу». Художественные олицетворения позволяют сделать описываемую картину живой: «волнуется желтеющая нива», «свежий лес шумит при звуке ветерка», «прячется в саду малиновая слива», «ландыш серебристый приветливо качает головой», «студеный ключ… лепечет мне таинственную сагу про мирный край, откуда мчится он». Природа как бы играет с лирическим героем, открывая ему свои неведомые грани. Лермонтовское стихотворение наполнено ощущением покоя, безмятежного счастья, которое разлито в природе. И только, осознав это, лирический герой говорит:

И в небесах я вижу Бога…

Это стихотворение – внутренний монолог лирического героя. По своему настроению оно оптимистично и позволяет увидеть нам высшую истину.

(2 вариант)

Считается, что это стихотворение было написано в феврале 1837 года, когда М.Ю. Лермонтов находился под арестом в здании Главного штаба. У стихотворения нет названия, но первая строчка заставляет нас заинтересоваться тем, что же «тогда» происходит. Стихотворение состоит из одного предложения. Первая, вторая и третья строфы – придаточные времени, причины и условия («когда»), раскрывающие значение главного предложения, последней строфы («тогда»).

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, –

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога…

Поэт успокаивается, молодеет, забывает о своих невзгодах, радуется, обретает счастье на земле и верит в существование Бога, то есть обретает внутреннюю гармонию, только при определенных условиях. Что же может помочь человеку обрести гармонию? М.Ю. Лермонтов считает, что такой властью над сознанием и душой человека обладает природа.

Только природа способна дать поэту ощущение гармоничности мира, примирить его с ним.

Смысл произведения «Когда волнуется желтеющая нива» Лермонтова, анализ которого мы проводим, раскрывается при изучении истории его создания. 1837 год был значимым в жизни Лермонтова, если говорить о периоде его творчества. Он написал стихотворение «Смерть поэта», которое не восприняли чиновники, и пока шло расследование, Лермонтов оказался под арестом.

Находясь в тюрьме г. Санкт-Петербург, поэт написал последнее свое стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива». В тяжелых арестантских условиях, находясь без письменных принадлежностей, Лермонтов пишет свое творение на обертке от еды опаленными спичками.

Структура стихотворения

Анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива» невозможен без изучения его структуры. Произведение состоит из четырех строф (шестнадцать строк), написанных одним сложным предложением с тремя разными придаточными частями. Этот прием позволил показать целостность текста и важность каждых строк.

Кажется, что Лермонтов торопится передать свои переживания, волнения и пишет строки на одном дыхании без дальнейших поправок. Интересный момент заметили и филологи, что строки не заканчиваются знаками препинания, будто на них не было времени. Стихотворение заканчивается многоточием, кажется, что Лермонтов что-то недосказал и оставил пищу для размышлений грядущим поколениям.

Анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива» помогает понять нутро человека, способного оценить и передать невидимые оттенки природы. В основе сюжета заложена пейзажная зарисовка. Кажется, что это стихотворение – описание природы, создающее спокойствие и умиротворение души, но если вчитаться и понять смысл, то оно пропитано трагизмом, характерным для творчества Лермонтова.

Анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива» передает отреченность Лермонтова от внешнего мира, он не видит ничего светлого и радостного. Он думает, что сможет найти гармонию с природой, а значит и с самим собой.

Описание природы не точное, а образное. Лермонтов показывает не определенное время года, а фрагменты осени и весны. Первые три строфы показывают взаимоотношения человека с природой. В первой человек видит природу, во второй пытает найти контакт с природой, в третьей – диалог природы и человека. А вот в четвертый строфе человек осознает себя и Бога.

Авторский почерк Лермонтова – его одиночество – есть и в этом стихотворении. Перед тем как познать Бога, он познает природу. Анализируя стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива», становится ясна его тема - роль природы в духовном становлении человека.

Стихотворение насыщено различными приёмами и тропами. Лермонтов использует эпитеты, которые придают особую загадочность эпитеты («смутный сон», «час златой», «Румяным вечером»), олицетворения («Ландыш… кивает», «Прячется малиновая слива», «волнуется желтеющая нива»). Анафора указывает на движение вверх, движение к Богу, к небу («И в небесах я вижу Бога»).

Если вы прочитали анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива» Лермонтова , перейдите в раздел нашего сайта - Блог , чтобы найти подобные статьи, которых сотни, и каждая написана простым языком.

Я- учитель. Учитель в четвертом поколении. Общий стаж нашей педагогической династии составляет более 150 лет. И наверное, поэтому вопрос выбора профессии, вернее, образа жизни, передо мной никогда не стоял. Я - учитель, и уже тридцать лет продолжаю благородное дело своей семьи.

Заметила: чем богаче опыт - тем больше раздумий и сомнений встаёт передо мной. Я часто задаю себе вопросы: "Каким должен быть современный учитель, учитель новой эпохи? Какие требования предъявляет общество к человеку, несущему эту высокую миссию, чего ожидает от учителя информационный век?" И отвечаю на них: учитель сегодня - не только человек, передающий знания, в первую очередь это консультант, помощник, организатор процесса обучения, сотрудничающий с учеником, родителями, обществом.

На мой взгляд, главнейшими чертами учителя являются эмпатия, способность к пониманию, терпение. Профессия учителя, без сомнения, творческая профессия. Быть учителем - это сложнейшая задача, ведь один человек должен объединять в себе качества воспитателя, психолога, актёра, оратора, организатора, научного работника.

Учитель - транслятор знаний, передающий опыт предыдущих поколений;

учитель - доктор, диагностирующий пробелы, назначающий консультации, прививающий культуру интеллектуального труда;

учитель - актёр с точно выписанным сценарием, продуманной режиссурой, не всегда благодарными зрителями;

учитель - новатор, всё время балансирующий на грани между стремлением сохранить традиции и необходимостью инноваций, между вдохновенным творчеством и достижением образовательных результатов обучения, между индивидуальным подходом и стандартами образования;

учитель- строитель, закладывающий фундамент развития каждого ребёнка и государства в целом, налаживающий коммуникации между всеми участниками образовательного и воспитательного процесса, открывающий двери и окна в неведомое будущее, из маленьких кирпичиков складывающий здание научного познания.

Учитель должен, прежде всего, уважать ученика как личность и видеть в нём лучшие качества, уметь пробудить в нём желание стать лучше и познать новое, должен создавать особый психологический климат, построенный на сотворчестве и сотрудничестве.

И только когда есть и труд, и творчество, и рождается миг, за который я так люблю свой учительский труд - это ощущение глубокого внутреннего счастья от того, что чувствуешь себя необходимым тем, кто сидит перед тобой в классе. И тогда вдруг понимаешь: именно они важнее всего в моей учительской жизни. Эти детские глаза. Их слова. Их сердца.

Я - учитель математики. Чему я хочу и чему могу научить своих учеников? Может, красоте? Ведь математика - самая красивая наука. В ней прекрасно всё: стройность логических умозаключений, строгость алгебраических формул, изящество доказательств, геометрическая выразительность, богатство приложений. А невозможные объекты Эшера? А фракталы? А числа Фибоначчи и золотое сечение? А замечательные свойства и философичность листа Мёбиуса? И пусть кому-то из детей трудно даются математические преобразования, решение уравнений и дифференцирование, но если они смогли удивиться необычному приёму счёта, получить эстетическое удовольствие от выполненного построения, то встреча с математикой прошла для них не зря.

На своих уроках я не только учу, но и учусь сама правильно строить процесс воспитания души и сердца детей. Ведь именно от меня, от учителя, зависит, какое будущее ждёт ребёнка. Жизнь стремительно меняется, современное общество предъявляет новые требования к педагогике и методике. Процесс обучения и воспитания становится технологичным. Ни один последующий день учителя не похож на день вчерашний. Школа - это то место, где ты всегда должен быть готов к чему-то новому. И именно дети помогают быть молодой душой и никогда не уставать от идей.

Трудности существуют в любой профессии, но профессия учителя - особая. Ведь ему необходимо проложить тропинку к душе ребёнка. И связь эта бывает порою такой хрупкой, что достаточно одного неосторожного слова. взгляда, жеста, чтобы порвать её навсегда. Но если учителю удалось наладить эту связь, появляется ощущение свободы и лёгкости.Входишь в класс. видишь эти глаза - и понимаешь, что должен сделать очень многое, чтобы в них не появилась скука, страх, раздражение, чтобы эти глаза не отвернулись от тебя и не потеряли интерес.

Изменилась ли наша профессия за последние десятилетия? И да, и нет. С одной стороны, казалось бы, назначение учителя всё в том же - учить, воспитывать, развивать. С другой стороны, содержание учительской профессии уже другое. Миру не нужны люди с богатым багажом знаний. Миру нужны люди, умеющие эти знания добывать на протяжении всей жизни, мобильные и коммуникабельные, способные к изменениям, умеющие адаптироваться к разным жизненным ситуациям. И основы этого должна заложить школа, а значит, и учитель. Отсюда и те изменения, которые учитель должен принять и пережить в себе.

Ещё замечательный русский философ Василий Розанов говорил: "Школа - это в первую очередь учитель, во вторую очередь учитель, и в третью очередь - учитель. А потом всё остальное." Я считаю, что если мы пришли в профессию, если выбрали для себя этот нелёгкий и тернистый путь - нужно идти по нему достойно, не надо сетовать на требования и условия. Нужно менять их своим творчеством, подтверждать свой профессионализм, уважать себя в своей профессии. Никто ведь и не говорил, что будет легко.

Замечательные слова прочитала я у Е.А Ямбурга, одного из разработчиков и идеологов Профессионального стандарта педагога: " Школа, конечно, это личностная вещь". И личностью в ней должен быть, прежде всего, Учитель. Тогда и в ученике он сможет увидеть Человека и воспитать Личность.

Всем знакома фраза: " Профессионалами не рождаются, ими становятся." Но я убеждена: Учитель - это призвание, это дар. Завершить своё эссе хочу словами своего любимого поэта Роберта Рождественского:

"Учителем надо будет родиться,

И только после этого стать.

В нём будет мудрость талантливо-дерзкая,

Он будет солнце нести на крыле.

Учитель - профессия дальнего действия,

Главная на Земле!"