Виды придаточных предложений. Презентация виды придаточных Презентация виды придаточных в сложноподчиненных предложениях

В И Д Ы П Р И Д А Т О Ч Н Ы Х В
С Л О Ж Н О П О Д Ч И Н Ё Н Н Ы Х
П Р Е Д Л О Ж Е Н И Я Х900igr.net

ВИДЫ ПРИДАТОЧНЫХ

ПРИДАТОЧНЫЕ ОПРЕДЕЛИ- ТЕЛЬНЫЕ

ПРИДАТОЧНЫЕ ИЗЪЯСНИ- ТЕЛЬНЫЕ

ПРИДАТОЧНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬ- СТВЕННЫЕ

КОТОРЫЙ? КАКОЙ? ЧЕЙ? КАКОЕ? КАКИЕ? И ДР.

КТО? ЧТО? КОГО? ЧЕГО? КОМУ? ЧЕМУ? О КОМ? О ЧЁМ?

ГДЕ? КАК? КУДА? КОГДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? И ДР.

ПРИДАТОЧНЫЕ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ

ВСЕГДА СТОЯТ ПОСЛЕ ОПРЕДЕЛЯЕМОГО СЛОВА

ОТНОСЯТСЯ К СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМУ, МЕСТОИМЕНИЮ ИЛИ К УКАЗАТЕЛЬНОМУ СЛОВУ

ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ ТОЛЬКО СОЮЗНЫМИ СЛОВАМИ

ПРИДАТОЧНЫЕ МЕСТОИМЕННО- ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ

СТОЯТ КАК ПЕРЕД, ТАК И ПОСЛЕ ОПРЕДЕЛЯЕМОГО СЛОВА

ОТНОСЯТСЯ К МЕСТОИМЕНИЮ В ЗНАЧЕНИИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗУЮТ СООТНОСИТЕЛЬНЫЕ ПАРЫ: [ … тот], (кто …); […то], (что…); [… всякий], (кто…); […таков], (каков…); […такой], (какой…).

ПРИДАТОЧНЫЕ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ

МОГУТ СТОЯТЬ ВЕЗДЕ, ЧАЩЕ ВСЕГО – ПОСЛЕ ГЛАВНОГО

ОТНОСЯТСЯ К ПОЯСНЯЕМОМУ СЛОВУ В ГЛАВНОМ В ЗНАЧЕНИИ РЕЧИ, МЫСЛИ, ЧУВСТВА; МОЖЕТ БЫТЬ УКАЗАТЕЛЬНОЕ СЛОВО

ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ СОЮЗАМИ ИЛИ СОЮЗНЫМИ СЛОВАМИ

СОЮЗНЫЕ СЛОВА

что
как
будто
чтобы
ли и др.

что, сколько
как, откуда
зачем, когда
куда, кто, где
почему и др.

ПРИДАТОЧНЫЕ МЕСТА

ОБОЗНАЧАЮТ МЕСТО ИЛИ ПРОСТРАНСТВО, ГДЕ ПРОИСХОДИТ ТО, О ЧЁМ ГОВОРИТСЯ В ГЛАВНОМ

ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ ТОЛЬКО СОЮЗНЫМИ СЛОВАМИ: [ там], (где); [туда], (куда); [оттуда], (откуда)

ОБЫЧНО СТОЯТ ПОСЛЕ ГЛАВНОГО, ЧАСТО ОТНОСЯТСЯ К УКАЗАТЕЛЬНОМУ СЛОВУ

ПРИДАТОЧНЫЕ ВРЕМЕНИ

ВОПРОСЫ: КОГДА? С КАКИХ ПОР? ДО КАКИХ ПОР? СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ?

ТОЛЬКО СОЮЗЫ: когда, пока, лишь только, как только, едва, в то время как, после того как, с тех пор как, только что, чуть, покамест, покуда, прежде чем, нежели, раньше чем, перед тем как, прежде нежели и др.

ПРИДАТОЧНЫЕ СРАВНЕНИЯ

ОТНОСЯТСЯ КО ВСЕМУ ГЛАВНОМУ ПРЕДЛОЖЕНИЮ

ЧАЩЕ ВСЕГО СТОЯТ ПОСЛЕ ГЛАВНОГО

ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ ТОЛЬКО СОЮЗАМИ: как, точно, чем, словно, будто, как будто, как если бы.

Слайд №10

ПРИДАТОЧНЫЕ ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ И СТЕПЕНИ

ВОПРОСЫ: КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ? В КАКОЙ МЕРЕ? ДО КАКОЙ СТЕПЕНИ?

ВСЕГДА СТОЯТ ПОСЛЕ ГЛАВНОГО

ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ СОЮЗАМИ: что, чтобы, как, будто, словно, как будто, словно ИЛИ СОЮЗНЫМИ СЛОВАМИ: как, сколько, насколько

Слайд №11

ПРИДАТОЧНЫЕ ЦЕЛИ

ВОПРОСЫ: ЗАЧЕМ? С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ? ДЛЯ ЧЕГО? ДЛЯ КАКОЙ ЦЕЛИ?

ОТНОСЯТСЯ КО ВСЕМУ ГЛАВНОМУ

ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ СОЮЗАМИ: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, только бы.

Слайд №12

ПРИДАТОЧНЫЕ УСЛОВНЫЕ

МОГУТ СТОЯТЬ В ЛЮБОМ МЕСТЕ

ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ СОЮЗАМИ: если, ежели, коли, как скоро, когда б, кабы и др.

Слайд №13

СПП С ПРИДАТОЧНЫМИ УСЛОВНЫМИ СИНОНИМИЧНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯМ БЕЗ СОЮЗОВ, В КОТОРЫХ ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ УСЛОВНОГО. Например: Щепотки волосков лиса не пожалей, остался б хвост у ней.

Слайд №14

ПРИДАТОЧНЫЕ ПРИЧИНЫ

ВОПРОСЫ: ПОЧЕМУ? ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ?

ОБЫЧНО СТОЯТ ПОСЛЕ ГЛАВНОГО

ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ СОЮЗАМИ: потому что, так как, поскольку, ибо, затем что, благо, оттого что, благодаря тому что, вследствие того что, ввиду того что, отчего, в силу того что и др.

Слайд №15

ПРИДАТОЧНЫЕ СЛЕДСТВИЯ

СТОЯТ ПОСЛЕ ГЛАВНОГО

ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ СОЮЗАМИ: так что, отчего, почему и др.

Слайд №16

ПРИДАТОЧНЫЕ УСТУПКИ

ОТНОСЯТСЯ КО ВСЕМУ ГЛАВНОМУ

МОГУТ СТОЯТЬ В ЛЮБОМ МЕСТЕ

ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ: НЕСМОТРЯ НА ЧТО? ВОПРЕКИ ЧЕМУ?

ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ СОЮЗАМИ: хотя, несмотря на то что, пусть, пускай, даром что ИЛИ СОЮЗНЫМИ СЛОВАМИ С УСИЛИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИЦЕЙ НИ: кто ни. В ГЛАВНОЙ ЧАСТИ МОГУТ БЫТЬ ПРОТИВИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ: но, а, однако, тем не менее, всё же.

Слайд №17

ЕСЛИ СОСТАВНОЙ СОЮЗ СТОИТ В НАЧАЛЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ЗАПЯТАЯ СТАВИТСЯ ПОСЛЕ ПРИДАТОЧНОГО.
ЕСЛИ СОСТАВНОЙ СОЮЗ СТОИТ В СЕРЕДИНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ОН МОЖЕТ ЧЛЕНИТЬСЯ НА ЧАСТИ.

Слайд №18

ПРИДАТОЧНЫЕ ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ

СТОЯТ ПОСЛЕ ГЛАВНОГО

ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ КО ВСЕМУ ГЛАВНОМУ

ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ СОЮЗНЫМИ СЛОВАМИ: что, почему, отчего, зачем, куда, откуда.

Слайд №19

Его не было дома, почему я и оставил записку. Пашня местами мелка и борозды редки – отчего и травы много. Бабушка решила ехать в деревню, с чем отец никак не мог согласиться. Он совсем не готовился к этому, почему и растерялся. В город мы уехали вместе, что было вполне естественно. Морозы стояли лютые, отчего и погибли сады.

Слайд №20

ПРИДАТОЧНЫЕ ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ СИНОНИМИЧНЫ ССП С СОЮЗОМ И: В ГОРОД МЫ УЕХАЛИ ВМЕСТЕ, ЧТО БЫЛО ВПОЛНЕ ЕСТЕСТВЕННО. В ГОРОД МЫ УЕХАЛИ ВМЕСТЕ, И ЭТО БЫЛО ВПОЛНЕ ЕСТЕСТВЕННО. МОРОЗЫ СТОЯЛИ ЛЮТЫЕ, ОТЧЕГО И ПОГИБЛИ САДЫ. МОРОЗЫ СТОЯЛИ ЛЮТЫЕ, И ПОЭТОМУ ПОГИБЛИ САДЫ.

Слайд №21

СПП С ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННЫМИ ЧАСТЯМИ. НЕЛЬЗЯ ЗАДАТЬ?, НЕЛЬЗЯ ВЫДЕЛИТЬ ГЛАВНОЕ И ПРИДАТОЧНОЕ. ИМЕЮТ ВРЕМЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ: ЕЩЁ СОЛНЦЕ НЕ ДОШЛО ДО ПОЛОВИНЫ, КАК ВСЕ ЗАПОРОЖЦЫ СОБРАЛИСЬ В КРУГ. СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНОЕ: ЧЕМ НОЧЬ ТЕМНЕЙ, ТЕМ ЯРЧЕ ЗВУКИ. ЧЕМ БЛИЖЕ Я ПОДЪЕЗЖАЛ К ДОМУ, ТЕМ СИЛЬНЕЕ БИЛОСЬ СЕРДЦЕ. ЧЕМ СКОРЕЕ ДОГОРАЛ ОГОНЬ, ТЕМ ВИДНЕЕ СТАНОВИЛАСЬ ЛУННАЯ НОЧЬ.

Слайд №22

1.[…глаг. + указ. слово так ], (союзн. слово как…).
2. [… туда ], (где…).
3. (Пока …), [… ].
4.[…сущ. + указ. слово то ], (союзн. слово которое…).
5. (союзн. слово кто), [ указ. слово тот… ].

Слайд №23

6. […оттого], (что…).
7. […глаг. ], (союзн. слово что…).
8. (Несмотря на то что…), [… ].
9. […, (чтобы…), … ].
10. [… ], (словно…).
11. […, (если…), … ].
12. [… ], (потому что…).

Слайд №24

Распределительно-цифровой диктант.
Задание: прослушать предложения и записать в 3 столбика номера предложений:
в 1-й столбик – СПП с придаточными определительными;
во 2-й - СПП с придаточными изъяснительными;
в 3-й – СПП с придаточными обстоятельственными.

Слайд №25

Расставьте знаки препинания в следующих предложениях, определите виды придаточных.
Обозначьте средства связи главного и придаточного предложений (союзы или союзные слова).

Слайд №26

1) Несмотря на то что встало солнце было холодно. 2) Чем ближе подходит дневная съемка к концу тем ворчливее и бесцеремоннее делается землемер.
3) И невольно мысли Воропаева вернулись к тому дому у порога которого он сидел. 4) Мы не хотим чтоб кровью и огнём залить весь мир война опять сумела. 5) Так как вы на все предметы смотрите с их смешной стороны то и положиться на вас нельзя.

Слайд №27

6) Нам обязательно нужно сделать зарисовки гор когда мы сделаем привал. 7) Водитель для того чтобы люди схлынули застопорил машину напротив калитки. 8) Мы появлялись там где немцы и не подозревали нашего присутствия. 9) Кто посеял тот и пожал. 10) Если светит солнце и на небе нет облаков то пение и запах сена чувствуются сильнее.

Слайд №28

11) Если же никого не было дома то я оставался и ждал, разговаривал с няней, играл с ребенком. 12) За час тут происходят изменения какие не могут даже сниться пехоте-матушке! 13) Листопад велел запустить мотопилу чтобы мать посмотрела на его работу.) 14) От нечего делать Егорушка поймал в траве скрипача поднес его в кулаке к уху и долго слушал пока тот играл на своей скрипке. 15) Было уже совсем тепло хотя кругом лежал рыхлый, тяжелый снег.

Слайд №29

16) У него ничего не клеилось что бы он ни предпринимал. 17) Лед на реке тоже истончился и посинел а местами уже и тронулся так что идти на лыжах было опасно… 18) Ежели человек без корней без почвы без своего места неверный это человек. 19) Он не явился на занятия потому что срочно нужно было уехать. 20) Куда конь с копытом туда и рак с клешней. 21) И как раз это было то время когда жена стала часто отлучаться. 22) Дыхание становилось все глубже и свободнее по мере того как отдыхало и охлаждалось его тело…

Слайд №30

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

1. Образа действия.
2. Места.
3. Времени.
4. Определительное.
5. Местоименно-определительное.
6. Причины.
7. Изъяснительное.
8. Уступительное.
9. Цели.
10. Сравнительное.
11. Условное.
12. Причины.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

9 класс © Лузан Галина Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №8 города Бердска Обобщающий урок по теме « Виды придаточных предложений »

Цель урока: проверить знания учеников; закрепить орфографические и пунктуационные навыки, умение анализировать текст; воспитывать любовь к родному краю.

Сорокин Анатолий Лаврентьевич - (p.14.07.1936 г. , с. Почта, Новосибирская обл. - 26.12.1996, г. Бердск, Новосибирская обл.), поэт, по профессии военный журналист, выступает со стихами в газ. СибВО, в газ. "Советская Сибирь", "Вечерний Новосибирск" и др., в сб. "День поэзии" (Новосибирск, 1965), "Помнит мир спасенный" (там же, 1970), "Двадцать лет спустя" (там же, 1965), "Сердце солдата" (там же, 1985) и др. Книги: "Чтобы жили на земле березы". Стихи (там же, 1980), "Доброта". Стихи (там же, 1985), "Вербное воскресенье". Стихи. Бердск. 1992).

Виды придаточных предложений , () Вопросы определения Придаточное определительное , (()) Придаточное изъяснительное Придаточное обстоятельственное Падежные вопросы Вопросы обстоятельства

Задание № 1 Прочитайте выразительно 12 строфу из стихотворения «Августовские звёзды» , определите вид придаточного предложения У меня сейчас такое чувство, Что этой ночью с трепетным искусством Моя соприкоснулась вдруг душа

Прочитайте выразительно стихотворение «Жить хочу, не маяться, а жить» , определите вид придаточного предложения Жить хочу, а умирать – так сразу, Чтоб без канители и – аминь!.

Прочитайте выразительно стихотворение «Спасибо, город…» , определите вид придаточного предложения И признаюсь я без высоких слов, Что город мой, меня кормящий хлебом, Ещё соавтор и моих стихов, Рождённых под его высоким небом.

Прочитайте выразительно стихотворение «Однажды ты бросишь свой взгляд» , определите вид придаточного предложения Зачем же о прошлом жалеть, Когда не окончена песня?

Прочитайте выразительно стихотворение «Прощание с июлем», определите вид придаточного предложения Прощай, июль, меня торопит зов В пока ещё неведомые дали, Где отступают горькие печали И где не ранит беспощадность слов…

Прочитайте фрагмент поэмы «Бердский острог», составьте предложения по мотивам этого лирического этюда, соответствующие схемам (вид выберите самостоятельно) 1.[,(), ] . 2.(), . 3. ,().

1. О чём говорили сегодня на уроке? 2. Чему научились? 3. Что понравилось на уроке? Рефлексия

Составьте текст на тему «Моя малая родина», в котором обязательно должны быть предложения с разными видами придаточных предложений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.Виды подчинения придаточных предложений."

Данный урок отвечает требованиям системно-деятельносного подхода.Урок "открытия" новых знаний.Разработка содержит презентацию к уроку и большой дидактический материал....

«Виды придаточных предложений в сложноподчинённом предложений»

Данный урок является обобщающим о видах придаточных в сложноподчинённом предложении. На уроке также можно выявить пробелы в знаниях учащихся по данной теме, подготовить их к контрольной ра...

"Сложноподчинённое предложение и его особенности. Главное и придаточное предложение. Средства связи частей предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова"

Презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме " Сложноподчинённое предложение и его особенности. Главное и придаточное предложение. Средства связи частей предложения: интонация, подчинительные...

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентация на тему: «Сложноподчиненные предложения. Виды придаточных» Министерство образования и науки РФ Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №4 им. А. С. Пушкина» г. Йошкар-Ола 2008г.

Классификация предложений Классификация придаточных предложений в СПП Более подробное рассмотрение видов придаточных в составе СПП План презентации

Простые Сложно- подчиненные Бессоюзные Сложно- сочиненные Предложения Сложные Союзные

СПП - это такие предложения, в которых одно из предложений подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом, × вопрос? Сложноподчиненное предложение

С придаточными изъяснительными СПП С придаточными обстоятельственными С придаточными определительными

СПП с придаточными определительными Определительные, стоящие только после главного какой? какой? какой? какое?

2) Местоименно-определительные вопрос не задается тот, то, таков, такой, весь, каждый, всякий; не любит СПП с придаточными определительными

СПП с придаточными изъяснительными вопросы косв. падежей что?

СПП с придаточными обстоятельственными когда? как долго? с каких пор? до каких пор? 1) Придаточные времени с каких пор? При наличии в главной части наречия со значением времени, в том числе указательного слова тогда, придаточная часть присоединяется к главной союзным словом когда. когда?

СПП с придаточными обстоятельственными 2) Придаточные места где? куда? откуда? где? где?

СПП с придаточными обстоятельственными 3) Придаточные причины почему? отчего? почему? почему?

СПП с придаточными обстоятельственными 4) Придаточные следствия что произошло вследствие этого? НЕ ПУТАТЬ С ДРУГИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ! что произошло вследствие этого?

СПП с придаточными обстоятельственными 5) Придаточные условия при каком условии? при каком условии?

СПП с придаточными обстоятельственными 6) Придаточные цели с какой целью? зачем? зачем? зачем?

СПП с придаточными обстоятельственными 7) Придаточные уступки несмотря на что? вопреки чему? несмотря на что? вопреки чему?

СПП с придаточными обстоятельственными 8) Придаточные сравнения как? как что? подобно чему? как?

СПП с придаточными обстоятельственными 9) Придаточные образа действия как? каким образом? как?

СПП с придаточными обстоятельственными 10) Придаточные меры и степени до какой степени? в какой мере? в какой мере?

СПП с придаточными обстоятельственными 11) Придаточные присоединительные вопрос не ставится

Благодарим за просмотр! Выход

Cлайд 1

Cлайд 2

Придаточные предложения бывают трёх видов: Определительные Изъяснительные Обстоятельственные

Cлайд 3

Cлайд 4

Придаточные определительные 1)Отвечают на вопрос какой? Они относятся к члену главного предложения, который выражен существительным или другим словом, употреблённым в значении существительного, например: Всю мою жизнь я видел настоящими героями только людей (каких людей?), которые любят и умеют работать. 2)Придаточные определительные прикрепляются к определяемым словам союзными словами который, что, куда, где и др.Чтобы выделить определяемое существительное и придаточное предложение, к существительному прибавляется указательное слово, например: Покажите мне те книги, которые лежат на столе.

Cлайд 5

Дополните выделенные слова в главных предложениях придаточными определительными, выбрав нужную форму союзного слова который и расставьте, где нужно запятые. Я с жадностью читал новые книги (поступали к нам в библ..отеку). В книге рассказывается инт..ресная история из жизни знаменитого пут..шествен..ика (подарил мне товарищ). Игру пришлось закончить (из)за наступившей темноты (мы увлеклись). У стадиона в этот день было особенно ож..влённо(один за другим подходили участники соревнований).

Cлайд 6

ПРОВЕРЬ себя! 1) Я с жадностью читал новые книги,которые поступали к нам в библиотеку 2) В книге, которую подарил мне товарищ, рассказывается интересная история из жизни знаменитого пут..шествен..ика 3) Игру, которой мы увлеклись, пришлось закончить из-за наступившей темноты. 4) У стадиона, к которому один за другим подходили участники соревнований, в этот день было особенно оживлённо.

Cлайд 7

Замените союзное слово которые союзными словами где, куда или откуда и расставьте запятые Аэродром, на котором пр..землился самолёт, был в получасе езды от центра города. Село, из которого мы выехали, скоро скрылось из вида. Лес, в который ребята ходили за ягодами, был совсем недалеко.

Cлайд 8

ПРОВЕРЬ себя! Аэродром, где приземлился самолёт, был в получасе езды от центра города. Село, откуда мы выехали, скоро скрылось из вида. Лес, куда ребята ходили за ягодами, был совсем недалеко.

Cлайд 9

Cлайд 10

Придаточные изъяснительные Отвечают на падежные вопросы. Они относятся к членам предложения, которые имеют значения речи, мысли или чувства. Это чаще всего глаголы, реже другие части речи: наречия, существительные, прилагательные, например: Я с к а з а л мальчикам (что сказал?), что заблудился. Придаточные изъяснительные прикрепляются к поясняемому слову тремя способами: 1) При помощи союзов что, как, будто, чтобы. 2) При помощи союзных слов, например: Дети ч у в с т в у ю т (что чувствуют?), кто их любит. 3) При помощи частицы -ли, употреблённой в значении союза; например: Я н е з н а ю (чего?), буду ли я дома вечером.

Cлайд 11

Расставьте правильно знаки. Иван Ильич спросил где н..ходится штаб. Он охотно соглашался со всем что говорил ему к..питан. Пароход сел на мель вбл..зи того городка куда ехал Петя. Что написан..о пером того (не) вырубишь топором. Он (по)видимому не знал что ему делать дальше. Давно- давно задумал я, взглянуть на дальние поля узнать прекрасна(ли) земля. Саша вообразил будто Серёжа украл у него лошадь. В каждом селе где я не побывал в последние годы много новых домов. Мест где не ступала бы нога человека теперь пожалуй не найдёшь.

Cлайд 12

ПРОВЕРЬ себя! Иван Ильич спросил, где находится штаб. Он охотно соглашался со всем, что говорил ему капитан. Пароход сел на мель вблизи того городка, куда ехал Петя. Что написано пером, того не вырубишь топором. Он по-видимому не знал, что ему делать дальше. Давно- давно задумал я, взглянуть на дальние поля, узнать прекрасна ли земля. Саша вообразил, будто Серёжа украл у него лошадь. В каждом селе, где я не побывал в последние годы, много новых домов. Мест, где не ступала бы нога человека, теперь, пожалуй, не найдёшь.

Cлайд 13

Cлайд 14

Большинство обстоятельственных придаточных предложений имеют те же значения, что и обстоятельства в простом предложении, а значит, отвечают на те же вопросы и соответственно делятся на те же виды.