Причины пересмотра экологической политики организации. Экологическая политика предприятия

Г аз - природный, нефтяной (попутный), и отбензиненный сухой газы, добываемые и собираемые газонефтеперерабатывающими организациями и вырабатываемые газонефтеперерабатывающими заводами.

П оставщик - газонефтедобывающие, газонефтеперерабатывающие и газотранспортные предприятия и организации, обеспечивающие поставку газа газораспределительным организациям или потребителям. Газораспределительная организация, покупающая по договору для потребителей, является для них поставщиком.

Г азораспределительная организация - республиканские, краевые, областные, городские межрайонные, сельские предприятия газового хозяйства, являющиеся специализированными организациями по эксплуатации газовых сетей в городах и населенных пунктах.

П отребитель газа - юридические лица, использующие газ в качестве топлива или сырья.

П риборы учета - средства измерений и другие технические средства, которые выполняют одну или несколько функций: измерение, накопление, хранение, отображение информации о расходе (объеме), температуре, давлении газа и времени работы приборов.

Р асход газа - объем газа, прошедшего через поперечное сечение трубопровода за единицу времени, приведенный к стандартным условиям.

В ычислитель расхода (ВР) - средства измерений, осуществляющие обработку, хранение и отображение информации о расходе и количестве газа, приведенные к нормальным условиям.

У зел учета - комплект средств измерений и устройств, обеспечивающий учет количества газа, а также контроль и регистрацию его параметров.

1 . ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 . Настоящие «Правила учета газа» (в дальнейшем Правила) разработаны в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 1995 года № 1087 «О неотложных мерах по энергосбережению» специалистами Госгазинспекции Минтопэнерго России и ее территориальных органов.

1.2 . Правила определяют требования к организации учета количества газа, контроля его параметров, а также общие технические требования к узлам учета газа.

1.3 . Правила действуют на территории Российской Федерации и обязательны для исполнения юридическими лицами, независимо от их ведомственной подчиненности и организационно-правовых форм, а также населением при отпуске газа, проектировании газопотребляющих объектов, выполнении монтажных, ремонтных, наладочных работ на узлах учета газа, эксплуатации газоиспользующего оборудования и узлов учета газа, изготовлении и выпуске оборудования, входящего в состав узлов учета.

1.4 . Требования Правил распространяются на поставщиков, газораспределительные организации и потребителей газа при взаимных расчетах за поставку и потребление газа, независимо от объемов его поставки и потребления.

1.5 . Учет газа организуется с целью:

осуществления взаимных финансовых расчетов между поставщиком, газораспределительной организацией и потребителем газа;

контроля за расходными и гидравлическими режимами систем газоснабжения;

составления баланса приема и отпуска газа;

контроля за рациональным и эффективным использованием газа.

1.6 . Испытания в целях утверждения типа, а также поверка узлов учета и средств измерений, входящих в их состав, должны проводиться в соответствии с требованиями Госстандарта России.

М онтаж и эксплуатация оборудования, входящего в состав узлов учета, проводятся в соответствии с требованиями Госстандарта России и инструкциями изготовителей оборудования.

1.7 . Ответственность за надлежащее состояние и исправность узлов учета газа, а также за их своевременную поверку несут владельцы узлов учета в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях (статьи 90, 94, 95, 95 1).

1.8 . Сторона, ведущая учет количества газа, обязана обеспечить представителям другой стороны, а также должностным лицам Госгазинспекции России и Госстандарта России доступ к узлам учета и возможность осуществления метрологического надзора, поверки их технического состояния и правильности их функционирования.

1.9 . Поставщик не вправе требовать от потребителя газа установки на узле учета средств измерений, не имеющих Госстандарта России об утверждении типа.

1.10 . Разногласия по техническим вопросам организации и ведения учета рассматриваются соответствующим территориальным органом Госстандарта или в установленном порядке.

1.11 . Все работы по монтажу узлов учета газа должны выполняться организациями, имеющими разрешение Госгортехнадзора России и Минстроя России на право проведения указанных работ.

2 . ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ГАЗА

2.1 . Потребление газа промышленными, транспортными, сельскохозяйственными, коммунально-бытовыми и иными организациями без использования приборов учета не допускается.

2.2 . Учет количества газа, отпускаемого поставщиком газораспределительной организации или потребителю газа (при прямых поставках), должен осуществляться по узлам учета поставщика или потребителя газа, установленным в соответствии с требованиями действующих норм и настоящих Правил. Средства измерений, входящие в комплект узлов учета газа, должны иметь сертификат Госстандарта России об утверждении типа и поверены в органах Государственной метрологической службы.

П ри отсутствии узлов учета у поставщика, их неисправности или отсутствии действующего поверительного клейма количество поданного газа определяется по данным газораспределительной организации или потребителя газа (по соглашению сторон).

У чет количества газа, подаваемого газораспределительной организацией потребителю газа, должен осуществляться по узлам учета потребителя газа.

П ри отсутствии узлов учета газа у потребителя газа, их неисправности, отсутствии действующего поверительного клейма количество поданного газа определяется по проектной мощности исходя из 24 часов работы их в сутки за время неисправности узлов учета газа.

2.3 . Учет газа должен осуществляться по единому расчетному узлу учета. Как исключение, по согласованию с поставщиком и газораспределительной организацией, допускается осуществление учета расхода газа по двум расчетным узлам учета, в случае значительной удаленности газоиспользующих установок потребителей газа друг от друга.

2.4 . На каждом узле учета с помощью средств измерений должны определяться:

время работы узла учета;

расход и количество газа в рабочих и нормальных условиях;

среднечасовая и среднесуточная температура газа;

среднечасовое и среднесуточное давление газа.

2.5 . Измерение и учет количества газа, осуществляемые по узлам учета потребителя газа и поставщика, производятся по методикам выполнения измерений, аттестованным в установленном порядке. 2.8 . Пределы измерений узла учета должны обеспечивать измерение расхода и количества во всем диапазоне расхода газа, причем минимальная граница измерения расхода должна определяться исходя из предельно допустимой погрешности измерений расхода.

2.9 . Учет количества газа, реализуемого населению, производится по приборам учета газа или на основании норм расхода газа (на приготовление пищи, горячей воды и отопления, при наличии систем местного отопления). Нормы расхода газа на одного человека и единицу отапливаемой площади, а также нормы расхода газа на содержание скота в личном подсобном хозяйстве разрабатываются и определяются газораспределительными организациями в установленном порядке.

2.10 . Право утверждать нормы расхода представляется органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.07.93. № 719.

2.11 . Вновь проектируемые жилые дома и административные здания, в которых предусмотрено использование газа на другие, кроме бытового пищеприготовления, цели (горячее водоснабжение, местное отопление и т.д.), переходят на отпуск газа с использованием приборов его учета.

2.12 . Счетчики газа, используемые населением, должны быть внесены в Государственный реестр средств измерений и поверены в органах Государственной метрологической службы.

М онтаж и наладка этих счетчиков производятся специализированной службой, входящей в состав местной газораспределительной организации.

Экология - очень распространенное понятие. Ее, как правило, называют хорошей или плохой. Она влияет на нашу жизнь, здоровье, самочувствие. Обывательское мнение об экологии тесно связано с загрязнением окружающей среды. Считается, что основная ее задача - сохранить наш мир. Это не совсем так: экология многогранна и имеет множество направлений своей деятельности.

Что такое экология?

Это наука о живых существах, их связях между собой и связях с неживой (неорганической) природой. Точнее, это представление о природе как о системе, изучение ее структуры и взаимодействий между частями этой структуры.

Основные направления экологии:

1. Биоэкология. Является основой, или базой, экологии. Она изучает естественные биологические системы и по степени организации всего живого делится:

  • на молекулярную экологию;
  • экологию тканей и клеток (морфологическую);
  • аутоэкологию (на уровне организма);
  • демэкологию (на уровне популяций);
  • эйдокологию (на уровне видов);
  • синэкологию (на уровне сообществ);
  • глобальную экологию, изучающую биосферу.

2. Геоэкология. Изучает геосферную оболочку Земли как основу биосферы и влияние на нее природных и техногенных факторов.

3. Прикладная экология. Не только научная, но и практическая часть экологии, результатом которой является проект по комплексному преобразованию экосистем. В таких проектах используются последние достижения в области экологии, например новые технологии по очистке воздуха, воды, почв.

4. Экология человека. Предметом исследования является взаимодействие человека и окружающей среды.

Почему же появилась потребность создания такой науки, как экология? Из-за несбалансированной деятельности человечества возникли и достигли угрожающих размеров изменения окружающей среды. Проблемы экологии приобрели глобальный масштаб.

Экологические проблемы

По некоторым подсчетам, за время существования человеческой цивилизации было нарушено около 70 % биологических систем, способных перерабатывать негативные продукты жизнедеятельности человека. По оценкам ученых через 40 лет возможно наступление так называемого необратимого процесса, когда доля загрязнения превысит возможности окружающей среды по нейтрализации вредных выбросов и наступит глобальная экологическая катастрофа.

Уже сейчас состояние окружающей среды характеризуется как глубокий кризис. Экологические проблемы приобретают глобальный, региональный и местный характер. Глобальные проблемы экологии представлены изменением климата, уменьшением озонового слоя, загрязнением Мирового океана, истреблением животного мира, а региональные и местные - загрязнением воды, почвы, воздуха на определенных географических пространствах.

Факторами, оказывающими пагубное влияние на экологию, являются:

  1. Чрезмерное и неконтролируемое расходование природных ресурсов.
  2. Создание оружия массового поражения (ядерное, химическое, биологическое).
  3. Неравномерное экономическое развитие стран.
  4. Отрицательное (антропогенное) воздействие на природу (изменение ландшафта, вырубка леса, осушение болот, производственные выбросы и многое другое).

Для создания экологического равновесия в нашей жизни появилась экологическая политика.

Экологическая политика

В общем смысле экологическая политика - это комплекс политических, экономических, юридических, образовательных и иных мероприятий, направленный на урегулирование воздействия человечества на природу. В более узком смысле это мероприятия по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.

Экологическая политика подразделяется на следующие виды (уровни):

  1. Глобальная (международная).
  2. Государственная.
  3. Региональная.
  4. Местная.
  5. Экополитика предприятия.

Экологическая политика имеет свои элементы: принципы, приоритеты, цели, субъекты, инструменты (механизмы реализации).

Принципы подразделяются на политические и социально-экономические. Политические принципы:

  1. Демократичность.
  2. Гласность.
  3. Добровольность.

Социально-экономические принципы:

  1. Соответствие экологии и экономического развития.
  2. Новые пути решения экологических проблем за счет научно-технического прогресса.
  3. Регулирование потребления.
  4. Планируемый прирост населения.

Основной целью экополитики является сбалансированное развитие экономики, общества и окружающей среды.

Глобальная экологическая политика

Основная проблема глобальной экологической политики - выработка единых взглядов и подходов между странами. Попыткам прийти к единому решению проблем мешают экономические интересы некоторых стран, так как речь идет об ограничении или перераспределении природных ресурсов между разными странами. А также часто звучат обвинения в подтасовке фактов, мнения о том, что нет проблем с озоновым слоем, глобальным потеплением климата. Тем не менее международные конференции, где вырабатывается единая экологическая культура, продолжаются. Не последнюю роль играют международные организации по охране окружающей среды.

Были разработаны и внедрены в обращение международные стандарты по экологическому менеджменту и аудиту ISO 1400.

Экологическая политика Российской Федерации

Экологическая ситуация в России значительно лучше, чем в Европе, где природные ресурсы почти полностью использованы. Из 17 млн кв. км общей площади Российской Федерации 9 млн кв. км - нетронутые природные системы, большая часть из которых представлена лесотундрой. Эти экологические системы не только эффективны на территории нашей страны, но и оказывают влияние на мировую экологию.

Но с другой стороны, на территории России имеется множество мест, где экологическое равновесие чрезмерно нарушено. Ведь экономическая политика нашего государства в прошлом характеризовалась показателями производственной эффективности и производительности труда. Показатели экономического развития СССР долгое время были высокими за счет разработки природных ресурсов. Запасы их настолько объемны, что казалось, будто они никогда не закончатся.

Итогом непродуманной сельскохозяйственной деятельности стало ухудшение характеристик почвы и, как следствие, качества и результатов сельскохозяйственной продукции. Производственные выбросы в атмосферу породили такое явление, как кислотные дожди, что также сказалось на сельхозугодьях и на качестве жизни россиян в целом. Неконтролируемое использование водных ресурсов спровоцировало исчезновение Аральского моря, что было классифицировано как экологическая катастрофа.

На настоящий момент природоохранная деятельность и экологическая политика России осуществляются единым государственным органом - Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Минприроды, или Министерство экологии, считает своей миссией обеспечение рационального использования природных ресурсов, исключающего их истощение и загрязнение окружающей среды, а также сохранение природного потенциала. Структура Министерства природных ресурсов и экологии включает в себя:

  1. Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.
  2. Федеральное агентство по недропользованию.
  3. Федеральное агентство водных ресурсов.
  4. Федеральное агентство лесного хозяйства.
  5. Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Экологическая политика государства, ее направления и структура

Министерство экологии имеет следующие направления деятельности:

  • административно-контрольное (контроль природоохранного законодательства, лицензирование, создание нормативов по использованию природных ресурсов, экологическая сертификация и экспертиза, стандартизация, оценка воздействия на окружающую среду);
  • технико-технологическое (рассмотрение новых технико-технологических решений по охране и защите окружающей среды);
  • экономическое (планирование использования ресурсов, разработка и проведение целевых программ, экономических стимулов: льготы, платежи, налоги);
  • законодательно-правовое (разработка и принятие законодательной базы, регулирующей отношения между обществом и окружающей средой);
  • политическое (использование деятельности политических и общественных организаций для защиты природы);
  • воспитательно-образовательное (деятельность, направленная на создание экологических взглядов, мышления, ответственности каждого человека).

Государственная экологическая политика реализуется при участии субъектов экологической политики:

  1. Государство. Его основная функция - установка правил хозяйственной деятельности, координация и контроль соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды.
  2. Региональные органы по природопользованию и охране природы. Все субъекты Российской Федерации формируют на своей территории региональную экологическую политику.
  3. Хозяйственно-экономические субъекты. Это государственные организации и предприятия крупного, среднего и малого бизнеса. Законодательство России обязало их осуществлять защиту окружающей среды, использовать щадящие технологии производства, устранять экологически вредные последствия.
  4. Научно-исследовательские организации. Роль таких организаций заключается не только в получении научных исследований, но и в выработке новых путей для устойчивого экономического развития с учетом защиты окружающей среды.
  5. Политические партии. Основная роль партий - в формировании политических программ с учетом экологических проблем, а также в создании у граждан нашей страны экологического сознания.
  6. Общественные организации. Формируют независимое общественное мнение, непосредственно участвуют в мероприятиях по охране природы, проводят просветительскую и воспитательную работу.
  7. Отдельные граждане. Экологическое сознание и высокие требования к чистоте окружающей среды позволяют отдельным людям выступать с новыми инициативами, объединять единомышленников в группы, решать некоторые местные экологические проблемы.

Региональная и местная экологическая политика

Региональная и местная экологическая политика РФ характеризуется организацией природозащитной деятельности на конкретных территориях с учетом географических, геологических, климатических, экономических, социальных особенностей. Иначе говоря, это социально-экологическая политика региона, города, поселка, которая формируется на следующей основе:

  1. Социально-экономический план развития региона.
  2. Оценка текущего состояния природы.
  3. Учет экологической оценки, антропогенного влияния на развитие инфраструктуры.
  4. Нормирование антропогенного влияния с целью стабилизации и устойчивости природной среды.
  5. Разработка и внедрение новых методов экономического анализа результатов отрицательного воздействия на окружающую среду.
  6. Постоянный мониторинг параметров природы, оценка влияния на них отдельных производственных объектов.
  7. Организация оптимальных экологических условий для проживания населения.
  8. Воспитание и развитие экологического сознания.

Субъектами региональной экологической политики также являются хозяйственно-экономические субъекты, научно-исследовательские организации, политические партии, общественные организации, отдельные граждане.

Основные методы воздействия (инструменты)

Почему государственные и региональные органы используют различные методы воздействия? Очень часто экономические и социальные аспекты в развитии регионов противоречат экологической политике. Так, например, расширение производства приносит прибыль и новые рабочие места, но наносит урон окружающей среде. Или внедрение новых экологически чистых технологий, продуктов экономически невыгодно.

Для эффективности экополитики используется около 40 различных инструментов. Они делятся на фискальные и нефискальные. Фискальные инструменты непосредственно связаны с финансами и могут быть связаны:

  • с государственным доходами (налоги и лицензирование);
  • государственными издержками (целевые экологические программы, научно-исследовательская деятельность, экологические инвестиции).

К нефискальным относят образование, нормирование, законодательную базу.

Экологическая политика предприятия

Прежде всего разработанная на основании ISO 1400 экологическая политика предприятия отражена в одноименном документе. Создание предприятием такого документа является заявлением о его намерениях и принципах, направленных на осуществление защиты окружающей среды. Экологическая политика (пример документа) может содержать:


Решение экологических проблем

Пути для решения экологических проблем давно найдены. Они, большие или маленькие, доступны крупным корпорациям и любому отдельному гражданину:

  • использование новых возобновляемых источников энергии;
  • прекращение вырубки тропических лесов;
  • сокращение потребления энергии;
  • уменьшение отходов.

2. Борьба с эрозией почв:

  • использование полей небольших размеров;
  • посадка деревьев и кустарников для борьбы с ветром и разрушающими водными потоками.

3. Борьба с наступлением пустынь:

  • применение орошения как метода борьбы с пересушиванием почвы;
  • посадка деревьев и кустарников;
  • использование новых сельскохозяйственных технологий, культур.

4. Восстановление популяций животных:

  • организация новых природных парков как среды обитания;
  • строгий контроль численности животных;
  • запрещение охоты на редких и вымирающих животных.

5. Борьба с кислотными дождями:

  • сокращение выбросов химических производств;
  • сокращение использования химических удобрений;
  • использование фильтров и других источников очистки.

Следует помнить: охрана природы - долг каждого, дальнейшее загрязнение планеты может привести к вымиранию очередного вида живых организмов - людей!