Конспект занятия для старшей группы. Зимующие птицы


Цели: закрепить и уточнить название зимующих птиц; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, приставочные глаголы; согласовывать числительные с существительными; подбор слов-антонимов; развивать словарь, внимание.

Оборудование: демонстрационный материал - картинки с изображением зимующих птиц; раздаточный материал - семена растений, карточки с разным количеством зимующих птиц, картинки с изображением птиц.

Ход занятия

1. Организационный момент

Сядет тот, кто сидит за первым, вторым, ... , шестым столом.

2. Беседа о времени года

Как вы думаете, какое сейчас время года?

Как вы догадались?

Какой день зимой?

Какая ночь?

Что можно сказать о снеге?

Какой бывает лед?

3. Рассказ о птицах

а) Логопед загадывает загадку: Спинкою зеленовата, Животиком желтовата. Черненькая шапочка И полоска шарфика. (Синица.) (Выставляется картинка.)

Синица какая, если у нее желтая грудь? Тонкие лапы? Короткий клюв?

б) Логопед загадывает загадку: Каждый год я к вам лечу. Зимовать у вас хочу.

Ведь еще красней зимой Ярко-красный галстук мой. (Снегирь.) (Выставляется картинка.)

С наступлением холодов многие птицы улетают на юг, в жаркие страны. А снегири только зимой прилетают к нам. Они зовутся снегирями потому, что появляются вместе со снегом. Дело в том, что для снегирей наши леса и есть «теплые края», летом они живут гораздо севернее. Увидеть зимой этих птиц нетрудно: их красные грудки, голубовато-серые спинки, черные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на фоне белого снега. У самок грудь серого цвета. Снегири питаются семенами сорных растений и ягодами, которые можно отыскать в наших лесах зимой, рябиной. Весной снегири уже будут далеко на севере, на родине. Совьют там гнезда, выведут и выкормят птенцов. Осенью и в начале зимы снова раздается их низкий звонкий посвист: «жю-жю-жю».

в) Логопед загадывает загадку:

В серой шубке перовой

И в морозы он герой.

Скачет, на лету резвится.

Не орел, а все же птица. (Воробей.)

(Выставляется картинка.)

Воробей - маленькая птичка. У него серо-коричневое оперенье, маленький острый клюв, небольшое туловище, короткий хвост, тонкие лапки. Питается хлебными крошками, ягодами, зернами, семечками. Воробей - шустрый, быстрый, ловкий, драчливый, боевой, смелый. Если воробей нахохлится, то завтра жди сильного мороза.

Почему синицу, воробья, снегиря называют птицами?

Какие это птицы? (Зимующие.)

А каких еще зимующих птиц вы знаете? (Голубь, ворона, дя тел, сорока, клест, кукушка и т.д.) (Выставляются картинки зимующих птиц.)

Что есть общего у всех птиц? (Туловище, крылья, перья, клюв, лапы, хвост.)

Чем они отличаются? (Размером, окраской, опереньем.)

У каждой птицы, как у человека, свой характер. Как вы думаете, какой характер у снегиря? (Ленивый, грустный, малопод вижный и т.д.)

А какая синица? (Тонкая, юркая, веселая, умная и т.д.) ~ Что можно сказать про воробья? (Драчливый, веселый, удалой, боевой, шустрый и т.д.)

А вы знаете, как эти птицы подают голоса?

Воробей - чирикает. Синица и снегирь свистят, когда сыты, а если холодно и голодно, то шипят. Ворона - каркает. Голубь - воркует. Сорока - трещит и т.д.

Голодно и холодно зимой птицам. Люди заботятся о них, делают для птиц кормушки.

А как вы думаете, чем питаются птицы зимой? Я вам покажу семена, которыми можно подкормить птиц.

Это семена от дыни. Какие семена? - Дынные. Их ест синица.

Это семена от арбуза. Какие семена? - Арбузные. Их ест снегирь.

Это семена от ясеня. Какие семена? - Ясеневые. Их тоже любит снегирь.

Семечки подсолнуха, пшено. Как вы думаете, для каких птиц?

А еще у нас есть сало, какая птица любит сало?

4. Физкультминутка

Птички прыгают, летают, - Дети прыгают, «летают»,

Птички прыгают, поют, - «поют»,

Птички крошки собирают - «собирают»,

Зернышки клюют - «клюют»,

Перышки почистили - «чистят».

Перышки почистили,

Клювики почистили,

Клювики почистили,

И на место сели - садятся.

(Проводится дыхательная гимнастика.)

5. Дидактическая игра «Сосчитай»

(У детей карточка с разным количеством зимующих птиц.)

6. Дидактическая игра «Скажи ласково» (по карточкам)

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

У воробья туловище мелкое, а у вороны - ... (крупное). У вороны клюв большой, а у воробья - ... . У воробья хвост короткий, а у вороны - ... . У воробья лапки тонкие, а у вороны - ... и т.д.

7. Дидактическая игра «Доскажи словечко» Образование приставочных глаголов: Синица с елки... (улетела).

Синица в кормушку... , вокруг кормушки.... С ветки на ветку.... Синица в дупло... и т.д.

8.Итог занятия

Материал для закрепления

I. Уточнить и закрепить названия зимующих птиц. Почему называются «зимующими»? Их строение, внешние признаки, повадки, как передвигаются, чем питаются. Дать характеристику каждой птице (воробей - шустрый, драчливый, быстрый, ловкий и т.д.)- Составить описательный рассказ о любой зимующей птице.

II. Грамматический строй речи и словообразование.

1.Образование множественного числа существительных именительного и родительного падежей.

Например: синица - синицы - синиц и т.д.

2. Образование сложных прилагательных. Например: У сороки белые бока - белобокая сорока. У снегиря красная грудь - ... .

У воробья короткие лапы - ... . У вороны длинный клюв - ... . У дятла красная голова - ... . У синицы желтая грудь - ... .

3. Образование приставочных глаголов.

Придумать предложения со словами: слетел, улетел, влетел, прилетел, подлетел, отлетел, перелетел.

4. Согласование числительных с существительными. Дидактическая игра «Сосчитай».

5. Согласование притяжательных местоимений с существительными.

Например: О какой птице можно сказать мой? ... моя? ... мои?

6. Закрепить употребление предлогов: в, на, с, со, из, под, около, за. Составить предложения с этими предлогами.

Конспект НОД по теме

«Зимующие птицы» для детей 5-6 лет.

Цель: сформировать представление о жизни птиц зимой; активизировать желание детей оказывать помощь птицам, относиться к ним бережно.

Задачи:

    закреплять знания о видовых признаках птиц;

    вырабатывать навыки классификации по определённым признакам;

    учить рассуждать;

    развивать умение анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы;

    воспитывать бережное отношение к природе, желание заботиться о птицах;

    развивать творческие способности: чувство цвета; умение размещать части тела на свои места (глаза, клюв, лапки и крылья).

Предварительная работа: наблюдения за птицами на прогулке, рассматривание иллюстраций, беседы,чтение художественной литературы, заучивание стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой», просмотр слайдов,

Методические приёмы: отгадывание загадок, беседа, дидактические игры, нетрадиционный способ рисования (оттиск ладошки).

Оборудование: интерактивная доска, презентация «Зимующие птицы», бумага для рисования 1/2 А4 голубого цвета, белая гуашь, кисти, восковые мелки, стаканчики с водой.

Ход непосредственно – образовательной деятельности:

Организационный момент:

«Круг приветствия»

Мы ребята – дошколята

Никого не обижаем,

Как заботиться мы знаем,

Никого в беде не бросим,

не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло.

Соберемся вместе в круг

Ты мой друг и я твой друг.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Сегодня мы с вами поговорим…А вот о ком, вы узнаете, если отгадаете мои загадки. Будьте внимательны! Прежде, чем ответить, дослушайте загадку до конца.

Птицу с грудкой красной

Знают все прекрасно.

Любит птица кочевать

И рябину объедать. (снегирь)

Кто же это? (Ответы детей)

Кто летает, кто стрекочет,

Рассказать нам новость хочет? (сорока)

(ответы детей)

Третья загадка:

Любит семечки и сало,

Во дворе с утра летала

Это – маленькая птичка.

Отгадайте, кто?(синичка)

Так о ком же мы будем беседовать, кто догадался?

(ответы детей)

Верно, о птицах. А на какие 2 вида делятся птицы? Вспомните.

(зимующие и перелётные).

А воробей, синица, сорока - это перелётные или зимующие птицы?

А как вы определили, что это – зимующие птицы?

(снегирь прилетает, когда наступает зима, а воробей и сорока остаются у нас зимовать, потому что они не бояться холодов)

Правильно. У зимующих птиц есть под перьями подпушек, очень твёрдый клюв – ив этом их отличают от перелётных.

Сегодня на занятии мы будем беседовать о зимующих птицах. Вы ещё больше узнаете о них: чем они питаются, каковы их повадки, легко ли им переносить долгую и суровую зиму и о том, как мы с вами можем помочь им.

Ребята, а каких птиц ещё можно встретить зимой?

(синичка, галка, ворона)

Хорошо! А ещё вы забыли, его часто называют «лесным доктором», «барабанщиком». Кто же это?

Дятел, синица, сорока, воробей, ворона, галка, свиристель - это зимующие птицы

(слайд №4).

Ребята, а что вы знаете о перелётных птицах?

(Перелётные птицы улетают осенью в тёплые края, потому что они питаются насекомыми, а с наступлением холодов насекомые прячутся, а ещё птицам становится холодно и они не могут пережить долгую и холодную зиму.)

Правильно. А сейчас мы поиграем. Я хочу проверить, насколько вы внимательны.

Игра называется «Кто лишний?» (слайд №5).

Посмотрите на картинку на экране и найдите, кто лишний (на слайде снегирь, сорока, ласточка, воробей, синица). Кто здесь лишний и почему вы так решили?

(Ласточка, потому что она – перелётная птица.)

Давайте проверим. (слайд №6 ). Это - действительно ласточка.

(на слайде аист, кукушка, скворец, грач и снегирь)

Кто здесь лишний?

(Сорока. Потому что она - зимующая птица, а остальные птицы - перелётные).

Проверим. (слайд№7).

Отлично! Вы очень внимательны.

И ещё одна игра «Помоги дятлу» (слайд №8).

Сосчитайте сколько на дереве синиц, сколько голубе, а сколько снегирей? А сколько всего птиц прилетело в гости к дятлу?

(Дети считают и дают ответы).

Молодцы! А сейчас я приглашаю вас отдохнуть. Вы будете «снегирями». Повторяйте текст и движения за мной

(первый раз дети только повторяют, затем слова произносят сами).

Вот на ветках, посмотри

В красных майках снегири.

(по 4 хлопка руками по бокам и по 4 наклона головы).

Распушили пёрышки,

Греются на солнышке.

(на 1-е слово каждой строки - потряхивание руками, на 2-ое один хлопок по бокам)

Головой вертят

Улететь хотят.

(по 2 наклона головы на каждую сторону).

-Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью! За метелью!

(дети разбегаются, взмахивая руками). Повторить 2 раза.

Отдохнули. А теперь внимание на экран. (слайд №9)

На экране загадка:

Красногрудый, чернокрылый

Любит зёрнышки клевать.

С первым снегом на рябине

он появится опять. (снегирь)

Что вы знаете о снегире?

(прилетает перед первым снегом, питается ягодами рябины и черёмухи)

А какой клюв у снегиря?

(Клюв снегиря широкий и крепкий. Таким клювом легко расклевывать твёрдые ягоды.)

Есть такая примета, если снегири прилетели, значит, завтра, послезавтра пойдёт снег. Снегирь – это не только гордость и краса наших лесов, он ещё и галантный кавалер. Лучшие гроздья рябины снегирь, как бы он не был голоден, уступит своей подружке. Клюв у снегиря хорошо приспособлен для выуживания семян из ягод рябины, черёмухи. Он расклёвывает ягоды, выедает семечки, а мякоть выплёвывает на землю.

(слайд №10)

Очень шустрый, суетливый

Разговорчивый, крикливый.

По дорожке, прыгает

Чик-чирик! Чирикает.(воробей)

Какой он?

(ответы детей). Маленький, быстрый, шустрый, крикливый часто вступает в споры

с другими воробьями и даже дерётся с ними. У маленьких воробышков желтые рты,

которые они широко открывают и просят корм, поэтому птенцов называют

" желторотиками".

Как они летают?

(Стайками. Потому что вместе им легче заметить опасность, и быстрее найти корм. Для воробьёв годятся овёс, пшено, пшеница и хлебные крошки.

(слайд №11)

За синие крылья она так зовётся.

И в холод, и в зной ей так звонко поётся!

В рубашечке жёлтой и впрямь невеличка.

Так как же её назовёшь ты?..(синичка)

Что вы знаете о синице? Какая она?

(Синичка - маленькая птичка. У неё чёрная головка, белые щёчки, грудка жёлтая

и чёрный галстук. Они любят клевать семечки и свежее несоленое сало).

Верно. Синички любят делать запасы. Например, поймают бабочку, гусеницу и

спрячут с внутренней стороны веточки, чтоб выпавший снег не мешал подобраться

к кладовой. Лапки у неё цепкие- это позволяет ей цепляться за ветку и висеть

низ головой.

(слайд №12)

Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая,

Птица говорливая, самая болтливая.

Верещунья -белобока, а зовут её ...(сорока)

Давайте поговорим. Какая она?

(сорока черно- белая, у нее белые пятнышки на крыльях. Голова, шея, грудка-

черные. У нее очень длинный хвост. Сороки отлично летают, а по земле –

прыгают. Они издают стрекочущие звуки. Так они разговаривают между собой.

Чем питаются сороки?

Дети: сорока-птица всеядная.

А вы знаете, что сороку в некоторых странах считают птицей счастья?

(слайд №13)

Кто беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит.(дятел)- Что вы можете сказать про дятла?

Дети: это небольшая, но очень красивая птица, сидит на стволе дерева «солдатиком»,

цепляясь острыми коготками и опираясь на твердый и упругий хвост. Свои

длинным клювом извлекает вредителей жуков-короедов. Поэтому он лесной доктор.

Дятла еще называют "барабанщиком". Почему?

Дети: он долбит кору дерева, будто играет на барабане.

(слайд №14)

Платье серое надела

И к кормушке подлетела

Стала каркать "Кар-кар-кар!"

Что за птичий туту базар?

Кто это? (ворона)
-
Посмотрите, какая она? Что вы знаете о вороне?

(Она большая, умная, важная. Сама серая, а крылья, хвост, голова черные.)

Как вы думаете, почему ее так прозвали?

Дети: потому что она любит что-нибудь воровать(брать), например, в деревнях

цыплят, утят, яйца.

Да, ребята, ворона может поживиться и запасами продуктов на балконах в городе.

Хоть ворона и вороватая птица, но от нее есть и польза. Она уничтожает вредных

насекомых и сохраняет деревья в городах. Ворона - всеядная птица.

(слайд №15)

Эти птички с хохолком

И красивые при том.

На рябину прилетели.

Эти птицы...(свиристели)

- Свиристели очень красивые, оперение у них плотное, спинка темная, а на крыльях

полоски белого, черного, и желтого цвета, а на голове украшение- большой хохолок

серовато-розового цвета. Такими красивыми бывают только самцы, а самки и молодые

птицы окрашены скромно. Питаются свиристели ягодами рябины, калины, боярышника, шиповника, барбариса.

У зимующих птиц есть под перьями подпушек и у них очень твёрдый клюв и этим они отличаются от перелётных.

Давайте отдохнем. Я приглашаю вас поиграть в игру "Воробей".

Повторяйте слова

Среди белых голубей

Скачет шустрый воробей.

(дети идут по кругу, заложив руки за спину, это "голуби")

Воробушек-пташка,

Серая рубашка.

(в центре скачет на корточках ребенок -"воробей"

Откликайся, воробей,

Вылетай-ка не робей.

(встают лицом в круг, берутся за руки, идут приставным шагом).

("воробей" пытается "вылететь", а "голуби" его не пускают).Повторить 2 раза.

Ребята, а как вы считаете, что для птиц страшнее холод или голод?

Руслан, как ты думаешь?

Я думаю, что голод для птиц страшнее, потому что от холода они могут спрятаться

где-нибудь, а от голода могут погибать.

Ответ принимается. А кто ещё как думает? (выслушать еще несколько ответов).

Да, ребята, если от холода птиц спасает плотный подпушек под перьями и укрытия,

то от голода их спасти только может только человек. А что мы с вами можем сделать,

чтобы не дать птицам погибнуть, как помочь им выжить?

Мы можем подкармливать их и строить кормушки. И обязательно нужно

соблюдать правила:

1 . не сорить: не оставлять полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки из- под

2 . подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, птицы

будут прилетать к этому времени;
3. кормить регулярно, особенно в мороз.

И весной птицы будут радовать вас своими песнями, а летом будут защищать наши

огороды от вредителей.

Сейчас мы поиграем (слайд №16 ).

Игра называется "Чей корм?".

Внимательно посмотрите и назовите, чем питаются воробей, синица, снегирь, дятел.

(Ответы детей).

Давайте проверим (слайд №17).

Ребята, вы сегодня много узнали о зимующих птицах. Давайте еще раз их вместе

Воробей, синица, снегирь, ворона, сорока, дятел, свиристель. А еще, с нами зимуют

голуби. Они не улетают в теплые края. Еще эту птицу называют - птицей мира.

Вы хотите, чтобы на нашей огромной земле всегда был мир?

Дети: Да!!!

Тогда давайте нарисуем голубей. Подойдите, пожалуйста, ко мне.

(Дети походят к столу, там гуашь в баночках; кисти и бумага голубого

Посмотрите на мою ладошку, мне, кажется, она очень похожа на голубя. А вы как

думаете где голова, где шея? Покажите туловище птицы (ответы детей). А вот

какой замечательный, пушистый хвост (дети рассматривают свои ладошки).

Возьмите кисти и нанесите на ладошку белую гуашь(дети выполняют задание).

А теперь приложите ладошки к листу бумаги и крепко прижмите, а потом резко

Поднимите вверх, стараясь не измазаться (дети выполняют).

Какие красивые у вас получились голуби! Но у них не хватает лапок, глаз, крыла

и клюва и вы их сейчас дорисуете восковыми мелками

(дети мелками дорисовывают у своих голубей недостающие детали).

Вы просто художники. Пусть ваши работы подсыхают, а мы пока вспомним,

о чем мы сегодня с вами говорили на занятии.

(о зимующих птицах; чем они питаются и о том, что их нужно беречь и

подкармливать зимой, чтобы они не погибли).

Что нужно смастерить, чтобы удобнее было кормить птиц?

(кормушки).

Я благодарю вас за хорошую работу. Отдыхайте.

Занимательная сказка о зимующих и перелетных птицах «Как Воробьишко Африку искал», а также веселые учебные фильмы для детей о перелетных и зимующих птицах, картинки и речевые игры.

как воробьишко Африку искал

— Дорогие мамы, папы, бабушки и дедушки, педагоги! Я рекомендую эту сказку и Ваши «домашние» или «не домашние» занятия, беседы или игры с детьми по ней разделить на две части. И не читать эти части сказки друг за другом в один день, а сделать перерыв на несколько дней. Почему?

А наша задача совсем другая — пробудить интерес к познанию, развить способности ребенка! И для этого ребенку нужен не просто монитор компьютера, а нужна главная фигура – посредник – взрослый, которые поможет увидеть в фильме взаимосвязи, осмыслить их, по-новому посмотреть на известные факты, удивиться им, построить перспективы на будущее – что еще я хочу узнать и чему еще я хочу научиться. Без общения с Вами ребенок этого не сможет сделать, а значит, будет упущена очередная возможность в его продвижении вперед и развитии.

Читая первую часть сказки о перелетных птицах, хорошо будет, если Вы покажете страны, в которые улетают птицы на карте или на глобусе. Чтобы малышу было легче оценить расстояние, которые преодолевают перелетные птицы, покажите ему расстояние до тех городов и мест, где он уже бывал и куда ездил на поезде или летал на самолете. Птицы чаще всего летят намного дальше этих мест, и ведь у них нет ни поезда, ни самолета, а есть только крылья. И летят они в любую погоду!

Раздел 1. Введение к сказке о птицах. Знакомимся с воробышком Чиком

Сегодня я хочу познакомить Вас с моим другом. А вот и он. Слышите?

«Здравствуйте, ребята. Приятно познакомиться. Зовут меня Чик. А фамилия моя Чирик. Поэтому меня так все называют – Чик-Чирик. Мама и папа говорят мне, что когда я вырасту, меня будут все называть по-взрослому, по имени – отчеству – Чик Чирикыч Чирик. Наверное, Вы догадались, что я больше всего люблю делать? Конечно же, сидеть на веточке и распевать веселые песенки: «Чик-чирик, чик-чирик, чик-чирикыч, чик – чирик».

Вы наверняка видели меня на улице, когда гуляли с мамой и папой. Я маленькая птичка, серенькая, веселая, подвижная и очень шустрая. Все время прыгаю с места на места. Да, я еще ведь прыгать люблю. А вот ходить не люблю и не умею. У меня ножки коротенькие, мне прыгать удобнее чем ходить.

Про меня даже загадку сочинили».

Догались, кто я? Я маленький Воробьишко. Про мальчишку специально в загадке сказано, что бы Вы не догадались, что я птица. Как будто я мальчишка. Когда я вырасту меня будут звать «воробей». А пока я маленький, мама – воробьиха и папа-воробей называют меня ласково — «воробьишко». И ты попробуй догадаться, как они говорят.

Речевое упражнение «Назови ласково»

Образование слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами

  • Они говорят, что когда я вырасту, у меня будут крылья. А пока у меня маленькие — … ? (Крылышки).
  • Когда я вырасту, у меня будет клюв. А сейчас у меня маленький …? (клювик).
  • Когда я стану взрослым воробьем, у меня будут большие глаза, а сейчас у меня маленькие… ? Глазки. У меня будут большие перья, а сейчас у меня маленькие — … ? (Перышки)
  • Когда я стану большим, у меня будет голова, а сейчас у меня… ? (Головушка, головка).
  • Когда я стану большим воробьем, у меня будет большой хвост, а сейчас у меня маленький… ? (хвостик)
  • Я очень люблю придумывать разные сказки. Вот одна из моих сказок о нашей чик-чиричьей воробьиной жизни.

Часть 2. Перелетные птицы

2.1. Куда летят осенью перелетные птицы?

Жил да был я летом, не тужил. А тут вдруг осень пришла, холодно стало. Дедушка – воробей рассказал мне, что осенью птицы улетают в Африку. Там тепло, много еды и там они зимуют. Как же мне захотелось тоже эту Африку найти и хоть одним глазком на нее взглянуть! Вот и решил я в Африку полететь и попрыгал ее искать. Думаю: дело-то простое в Африку попасть. Сейчас найду перелетных птиц и вместе с ними полечу.

Прыг-скок, прыг-скок, чик-чирик, чики-чирики. И тут вижу – скворцы в стаю собрались, что-то обсуждают, улетать на юг собираются. Совет держат – решают, кто за кем лететь будет. И интересно друг с другом разговаривают, будто приговаривают «так-так», «так-так», « а теперь не так», «вот так»! Как здорово! Вот сейчас спрошу у них об Африке и с ними в Африку полечу!

«Возьмите меня с собой в Африку!», — говорю. А самый старый скворец мне отвечает:

— А в Африку мы не летим! Мы в Туркменистан собираемся. Там тоже тепло зимой. Сначала наши детки полетят. Они летят медленно, поэтому первыми вылетают. А затем уже мы – старики. Мы быстро летим и их догоним. Ты спроси у других птиц, может быть кто-то из них в Африку летит?

— А зачем Вы на зиму улетаете?

— Здесь корма нет. А там и тепло, и корма вдоволь. Из-за корма и летим! Вот как весна придет, обратно вернемся.

— А как же мы — воробьи зимой жить будем?

Так у вас корм есть – лети в деревню или в город, там крошками и прокормишься.

«Ну ладно», — думаю.- «Попрыгаю-полечу-почирикаю дальше. Может быть еще кого-то из попутчиков найду».

Тут подлетела ко мне птица-чечевица и спрашивает: «Куда собрался, Воробьишко? Что это ты сегодня суетишься, всё прыгаешь да летаешь и со всеми чирикаешь?». Чечевица – это название этой птицы. Даже складно получается как в стихах: птица – чечевица! Мне очень нравится. А вам?

«Да вот в Африку хочу полететь, попутчиков ищу, а то здесь слишком холодно. Возьмешь меня с собой?»

«А мы птицы-чечевицы в Африку не летаем и дороги туда не знаем. Мы на зимовку в Индию летим. Там перезимуем в тепле и обратно вернемся».

— Чик-чирики, приветики! Можно с Вами в Африку полететь?

— Да мы в Африку на зиму не летаем, — ответили утки. – Мы летим поближе в Европу кто куда – кто в Англию, кто во Францию, кто в Голландию. Там, конечно, не Африка, но теплее чем здесь. Здесь нам оставаться нельзя. Скоро все речки да озера замерзнут – как нам здесь жить? А вот как весна придет, лед растает, так мы и вернемся.

«Да… Придется других попутчиков искать», — подумал я и дальше попрыгал. Зернышек поклевал и полетел попутчиков искать.

Кто это на ветке сидит? Мой дедушка – воробей как раз про них и рассказывал, что они в Африку улетают на зиму и хорошо там зимой живут!

— Тетушка Кукушка! Тетушка Кукушка!

— Вот это новости! Воробышек! Ты чего сюда прилетел? Я ведь уже в Африку улетать собралась.

— Тетушка Кукушка! Возьмите меня с собой в Африку! Я умею летать!

— Как же я тебя с собой возьму? Мы – кукушки никогда вместе в Африку не летаем. Только по одной. Мы даже деток наших не берем с собой. Сначала сами улетим, а они здесь останутся — их еще кормят их родители, к которым мы подкинули кукушат. А уж пройдет время, и после нас наши подросшие кукушата в Африку летят. И тоже по одному.

— А откуда кукушата узнают дорогу?

— А это наша тайна. Ее никто не знает. А ты других птиц найди, которые стайкой в Африку летят. Они тебя возьмут с собой.

А вот и стайка птичек — пеночки да мухоловки. Ты уже догадался, почему так называют мухоловок: мухо – ловки. Потому что они…? Правильно, мух ловят! И не только мух, но и других насекомых. Уж они точно в Африку летят.

— Куда путь держите?

— В Африку.

— Ура! Я тоже хочу в Африку! А где она – эта Африка?

— Далеко за морем. Очень далеко. Сил нужно много, чтобы долететь до нее.

— Возьмите меня с собой. А что такое море? Я смогу его перелететь?

— А ты ночью летать умеешь?

— Нет, ночью я сплю.

— А мы только ночью летим. Иначе нас ястребы, да соколы поймают. А тебе и лететь с нами незачем. Мы птицы перелетные, а ты птичка зимующая. Тебе здесь зимовать нужно. Перелет – дело очень опасное. Ждут нас впереди и ураганы, и холодные дожди, и хищники. В тумане можно сбиться с пути или разбиться о скалы. Не все из нас вернутся сюда весной. Да и на зимовке мы песен не поем, гнезд не вьем. Вот как вернемся весной обратно – то и песни тебе споем, и птенчиков выведем. Были бы здесь зимой мухи, жучки для другие насекомые для еды – мы бы остались тут, не полетели бы. А тут деться нам некуда — надо лететь. Здесь мы от голода зимой погибнем.

— Эх, и почему я ночью не могу лететь, — расстроился я. Я бы опасностей не испугался бы. Мы воробьи очень смелые! Придется мне остаться и здесь свою Африку искать. Пойду зимующих птиц расспрошу – где же наша Африка? И где они зимой греются и кормятся?

А пока Воробышек Чик-Чирик идет в лес искать зимующих птиц, давай заглянем в веселую лесную школу и вместе со сказочными героями узнаем другие лесные новости и посмотрим, какие еще птицы перелетные, как и куда они путешествуют.

2.2. Занимательный учебный фильм для детей о перелетных птицах

Вместе со сказочными героями волчонком, котиком и мышкой малыши попадут в лесную школу и узнают много интересного о перелетных птицах:

  • Какие птицы перелетные и почему их так называют?
  • Почему птицы улетают от нас осенью?
  • Улетают ли птенцы?
  • Есть ли у птиц своя школа с уроками?
  • Отдыхают ли птицы во время перелета?
  • Чем отличаются стая и клин?
  • Кто из птиц летит в Африку?
  • Кто чемпион среди перелетных птиц?
  • Как ученые изучают перелетных птиц? Как они узнают, куда улетают птицы?

После просмотра фильма побеседуйте с малышом. Задайте ему вопросы по содержанию фильма (в этом Вам помогут вопросы, данные выше), спросите, что больше всего ему понравилось в нем, что больше всего удивило, что еще он хочет узнать о перелетных птицах. Попробуйте найти ответы на вопросы малыша в энциклопедии или в Интернете.

Скажите ребенку, что когда люди еще не умели изучать природу и птиц, то они часто ошибались. Например, больше 200 лет назад жил натуралист, который считал, что птицы осенью улетают… ни за что не догадаетесь куда:). На Луну!!! И что они там погружаются в спячку, а весной с Луны возвращаются обратно. А вот сейчас люди благодаря ученым точно знают, куда улетает каждая птичка. Вспомните о том, как это ученые узнают. Если малыш упустил этот фрагмент в фильме, можно его просмотреть еще раз, используя при необходимости паузы.

Раздел 3. Зимующие птицы

3.1. Знакомимся с зимующими птицами

Уфффф, наконец, добрался я до Тетушки Куропатки. Она наверняка зимует у нас и знает, где наша Африка, где погреться зимой можно.

— Тетушка Куропатка, Здравствуйте. Наше Чик-чирик Вам и привет от моей мамы Чирики и от моего папы Чирикыча. А Вы зимующая птица? Никуда не улетаете?

— А как же, зимующая конечно. Я никуда не улетаю. Здесь зимой живу. Да и зачем мне улетать. Мне и тут хорошо!

— Как же Вы в морозы живете, Вам же холодно и голодно? Наверное, Вы здесь у нас Африку нашли?

— Африку? А зачем нам Африка? Нам – куропаткам — нисколько не холодно! Мы к зиме становимся белыми как снег. Нас на снегу не видно. Очень мы этим довольны! А наши новые зимние белые перышки намного теплее летних рябых перышек, потому мы и не мерзнем. И вот что еще мы — куропатки придумали. Мы на зиму заводим себе на лапках кружки – такие снегоступы. Она для нас как настоящие лыжные палки, в таких снегоступах – кружках так удобно по снегу ходить! И в снег мы даже не проваливаемся! А корм из-под снега мы коготками добываем. Зачем нам куда-то лететь, если нам и здесь хорошо! Так что не знаю я, где твоя Африка! И знать не хочу!

— А как же мне жить зимой? У меня белых зимних перышек нету и снегоступов на лапках тоже нет. Придется еще у кого-нибудь спросить. Полетел я дальше. Вижу – сидит на ветке попугай! Не настоящий, а северный попугай. Так клестов у нас называют.

— Прыг-скок! Чик-чирик! Привет, клест! Как живешь? Об Африке не мечтаешь?

— Хорошо живу. Шишек вокруг много, дом – гнездо у меня теплое. Птенцы зимой появятся, будем их кормить еловой кашей из шишек. Чего еще надо? Приходи к нам на ель жить – тоже будешь шишки есть.

— Спасибо за приглашение! Да с моим клювом я шишку не разгрызу – голодным останусь. Полечу я дальше свою Африку искать. Кто-то кажется впереди есть и меня уже заметил. Ой, какой большой и страшный наверное! Полечу — познакомлюсь.

— Чик-чирик. А Вы кто?

— Я рябчик.

— Дяденька Рябчик, а Вы как зимуете? Почему не улетели в южные страны?

— А зачем мне улетать? Здесь у меня пушистое теплое снежное одеяло есть – я ведь под снегом сплю.

— А что же Вы есть зимой будете?

— А мы птицы умные, махоньких камушков наглотаемся, они у нас внутри любую еду перетрут. Так что голодными не останемся – съедим зимой и хвою, и почки с веток. И ты можешь пожить зимой с нами — камушков съесть, под снег залезть.

— Нет, дяденька рябчик. Я под снег не полезу и камешки есть не буду. Не воробьиное это дело. Полечу дальше свою – воробьиную Африку искать. Может быть, у глухаря Африку найду.

— Дедушка Глухарь! Здравствуйте!

— Что-то плохо я слышу. Ты погромче скажи!

— Здравствуйте, дедушка Глухарь! А Вы не знаете, где у нас зимой Африка, где погреться можно в холод и в мороз?

— Как не знать? Знаю, конечно.

— А мне расскажете?

— Расскажу и даже покажу. Африка у нас – у глухарей в сугробе! Лучше Африки не найти!

— Какая же она Африка, если снег холодный?

— Это сверху снег холодный, а внутри сугроба тепло и уютно. Мы в сугробе отдыхаем. Иногда три дня в нем сидим.

— А как же Вы едите?

— Мы зимой едим мало. Пешком дойдем до ствола дерева, взлетим на сучок, да поедим хвою сосенки. Наедимся вдоволь – и снова – нырк – и в снег. Пройдем под снегом чуть-чуть вперед, чтобы нас не нашли и спим в покое и тепле. И ты к нам приходи – мы тебе место в сугробе найдем.

— Спасибо, только мы — воробьи – в сугробе не спим. Наверное, у нас другая Африка.

Хотите узнать, нашел ли Воробей свою Африку? Конечно, нашел. Вот какую!

Холодно, холодно!.. Солнце не греет.
В Африку, в Африку, птицы, скорее!
В Африке жарко! Зимою, как летом,
В Африке можно гулять неодетым!
Все улетели за синее море…
Только один Чик-Чирик на заборе.
С ветки на ветку воробышек прыг -
Африку ищет в саду Чик-Чирик.
Африку ищет для мамы своей,
И для братишек, и для друзей.
Сон потерял он, забыл про еду -
Ищет, но Африки нету в саду!
Он облетел, обыскал спозаранку
В дальнем лесу за полянкой полянку:
Дождик и ветер под каждым кустом,
Зябко и сыро под каждым листом.
Так и вернулся ни с чем Чик-Чирик,
Грустный, расстроенный, и говорит:
- Мама, где Африка наша с тобой?
- Африка?.. Тут - за печною трубой! (Г. Васильев)

Так и остался я жить с вами вместе, ребята. И нашел свою Африку — греюсь за печной трубой. И спасибо вам, что о нас – воробьях вы зимой не забываете – корм кладете в кормушки. Без вас бы мы зимой пропали бы совсем! Вот и летаю я около ваших домов и чирикаю: «Жив ли я? Жив-жив, чик-чирик, чик-чирик!»

А теперь я полечу еду себе добывать. Уже зима пришла, холодно стало. Пока светло на улице нужно успеть наесться досыта, иначе ночью замерзнешь. Чик-чирикиданья! Вы догадались, что по-воробьиному это называется «до свидания».

А на прощание я подарю Вам загадки – особые, воробьиные.

3.2. Отгадай загадки Воробья: грамматическая игра

В этой игре развивается языковое чутье ребенка, развивается умение точно употреблять прилагательные в роде, числе, падеже. Малыш учится ориентироваться на окончания прилагательных в своей речи, выделять их.

  • Моё уютное – это дом или гнездо?
  • Мои пушистые – это перышки или хвост?
  • Моя любимая – это мама или дедушка?
  • Мой маленький – это клюв или или голова?

Если малыш ошибся, спросите его: «Разве мы так говорим – уютное дом. Как мы говорим про дом? Он какой? Уют-нЫЙ. А уют-нОЕ – это что….?»

Очень частая ошибка детей — тот случай, когда они говорят нечто среднее, не относящееся ни к мужскому, ни к женскому, ни к среднему роду. Например: «уютныя» или «маленькоя». Не передразнивайте малыша и не повторяйте за ним ошибки. Ему нужен правильный образец. Четко произнесите правильные окончания прилагательных, выделив их голосом и попросите повторить правильный вариант ответа.

Если малыш часто ошибается, то такую игру в загадки нужно проводить с ним ежедневно, пока мы не закрепим нужные умения. Например, на прогулке или по дороге в магазин загадайте загадки, четко выделяя в них окончания слов: «Отгадай, что я вижу? БелОЕ новОЕ – это окно или дом?», «ВысокОЕ красивОЕ – это дерево или башенка?», «Я купила в магазине вкуснЫЕ сладкИЕ – это конфеты или мармелад?».

А теперь давайте посмотрим видеофильм для детей о друзьях Чик-Чирика — других птичках, которые зимуют рядом с нами.

3.3. Учебный познавательный видеофильм для детей о зимующих птицах

В этом занимательной видеоуроке для малышей в лесной школе дети узнают, какие птицы называются зимующими, увидят дятла (и большого, и малого, и желну и даже зеленого дятла!), поползня, королька и других зимующих птичек в лесу.

А в заключении рассказа о перелетных и зимующих птицах я хочу вспомнить и вместе с вами посмотреть еще одну старую детскую сказку о птицах — об уточке, которая не смогла улететь вместе со всеми в теплые страны и осталась зимовать в снежном лесу – сказку «Серая Шейка» Д.Н. Мамина-Сибиряка.

Еще о зимующих и перелетных птицах Вы можете почитать детям:

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Зимой холодно и голодно нашим пернатым друзьям - зимующим птицам. В январе и феврале в школах и садах проходят конкурсы и разнообразные мероприятия, посвященные защите птиц зимой. Давайте вместе с вами разберемся в вопросе: «Какие птицы зимуют в наших лесах?» Вы можете скачать картинки, подобрать вопросы о зимующих у нас птицах, а также использовать специально собранные загадки и стихи о птицах на своих мероприятиях и уроках.

Какие птицы зимуют у нас

А ваши дети знают, что не все птицы остаются зимовать с нами рядом - в наших лесах и садах? Давайте разберемся какие же есть птицы. Итак можно разделить всех известных нам пернатых на

  • перелетных птиц - птицы, которые с наступлением холодных дней улетают в места богатые пищей,
  • зимующие (оседлые) птицы - те наши пернатые друзья, которые остаются с нами зимовать.

Нужно показать детям картинки с этими видами птиц и обязательно попросить их назвать знакомых им птичек. Не просто называйте изображенную на картинке птицу, но и расскажите чем они друг от друга отличаются. Спросите у детей, видели ли они этих птиц в лесу или в своем саду. Может быть эти птички лакомятся из школьной кормушки?

Рассматривая картинки с зимующими и перелетными птицами, спросите у учеников, смогут ли они отличить дятла от синицы, воробья от вороны? Часто на такой вопрос дети со смехом отвечают, что это очень легко. Что дятел крупный с красной шапочкой на голове, а синички маленькие, желтенькие и тинькают. Дятел же только стучит.

Тогда попробуйте поиграть в игру «Угадай птицу». Вы будете описывать оперение и повадки птиц, а дети ее угадают. Например:

- Я небольшая птичка. У меня черная головка, серая спинка и ярко-красная грудка. Я умею свистеть.
- Снегирь! -
ответят ребята.

Если птица угадана, то вы показываете ее фотографию. Детям такие игры очень нравятся.

Подведите учеников к пониманию того, что зимой мы не видим некоторых птиц (соловья, иволгу, мухоловок, нет рядом и ласточек). Куда же они делись? Оказывается не все птицы зимуют вместе с нами.

К зимующим птицам относятся:

  • галка
  • поползень,
  • свиристель.
  • синица,
  • сизый голубь,
  • ворона,
  • глухарь,
  • сорока,
  • дятел.

А теперь покажите ребятам другую картинку. Скажите, что это за птички, видели ли они их, слышали ли как они поют. Спросите когда ребята видели этих птиц. Большинство детей ответят, что видели или слышали их голоса летом. Объясните малышам, что эти птички не остаются с нами на зиму, они улетают в теплые края. Они летят туда, где тепло и есть их основной корм - насекомые.

К перелетным птицам относятся:

  • стриж,
  • ласточка,
  • трясогузка,
  • иволга,
  • соловей,
  • зарянка,
  • пеночки,
  • мухоловки,
  • зяблик.

А ведь дети могут вам задать вопрос: А почему мы не видим летом снегиря? На этот вопрос нужно ответить так: Многие птицы вынуждены перелетать с места на место в поисках пищи. Вот и прилетает снегирь из леса к нашим кормушкам и в сады. Тут он может полакомиться рябинкой и поклевать семечки в нашей зимней столовой.

Почему нужно подкармливать птиц зимой

Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна -
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

Расскажите детям какие птички хрупкие, какие тоненькие у них лапки и ажурные перышки (можно показать ребятам коллекцию перьев разных птиц). Хорошо, если у вас есть возможность дать ребятишкам послушать как поют разные птички. Поставьте запись голосов птиц и попросите ребят угадать какая это птица, чей голос.

Затем следует рассказать, что зимующие птицы остаются и не улетают в теплые края. Теперь пора спросить у деток холодно ли им в мороз на улице? Ребята ответят, что да, мерзнут у них и носы, и уши, и щечки. Вот и птичкам также холодно зимой.

А кроме того, зимой птицам трудно найти корм, а без корма птицы погибнут быстрее, чем от мороза. Поэтому нужно не только знать какие птицы остаются с нами зимовать, но и обязательно помогать им.

Как помогать птицам зимой?

Просто - нужно устраивать для зимующих птиц столовые - кормушки. И обязательно подкармливать этих пернатых зимой. Спросите у ребят, каких птиц видели они у кормушек.

А могут ли остаться с нами зимовать ласточка или стриж? Нет, эти птички кушают насекомых, а зимой все насекомые спрятались в почву или в трещинки коры. Они спят и птичкам их не найти. Вот и улетают наши летние певцы на юг, туда, где насекомые не прячутся. А когда у нас настанут снова теплые дни, возвратятся снова сюда выводить птенцов.

Как сделать кормушку для птиц

Вот сидят зимой на ветках воробышки. Нахохлились, надулись они словно шарики. Так берегут птицы тепло. Между перышками воздух и морозу труднее добраться до тельца. Вот и сидят они на ветках хохлятся от мороза, поджимают лапки или теснятся к теплым трубам у домов.

Наши зимующие птицы едят зернышки. Когда снега мало, им легко найти корм, а вот когда выпадает снег и его становится много, то птичкам уже не раскопать его, не найти зернышек. А зимой дни коротки, немного времени остается у птичек на поиски корма. Нужно построить для наших пернатых друзей зимние столовые - кормушки. Только нужно знать какая кормушка правильная, а какая нет.

Что такое правильная кормушка?

Не думайте что правильная кормушка - это ярко-раскрашенный замок с красивыми створками дверцами и башенками. В первую очередь, правильная кормушка - это кормушка, в которою вы постоянно подсыпаете корм . Спросите у детей почему так?

Ответ прост - птички привыкают, что в кормушке ждет их сытная еда и каждый день будут они с нетерпением ждать корма. А если вы не будете подсыпать корм, то птички могут и погибнуть. Поэтому важно не просто сделать кормушку, но и постоянно подсыпать корм.

Если есть возможность - сделайте кормушку не на один год. Пусть это будет настоящая столовая из деревянных брусочков, крыши, леток. Но если нет у вас возможности сделать самим такую кормушку - не страшно. Хорошие птичьи кормушки получатся и из пластиковой бутылки. Можно соорудить кормушку и из пакета из под молока (тетра пак). Просто прорежьте летки (дырочки) и прикрепите нитку к крыше пакета. Подвесьте кормушку и не забывайте подсыпать корм.

«Сытому морозы не страшны» это выражение про птичек. Не страшен ей так мороз, если птичка сыта.

Наблюдаем за птицами в зимней столовой

Чтобы у ребят не пропадало желание кормить птичек, не угасал интерес к кормушкам, предложите им вести «Дневник орнитолога».

Орнитолог - человек, изучающий птиц. Пусть ребята попробуют вести наблюдение за зимующими птицами. А где легче всего за ними наблюдать? Ну конечно не бегать в лесу! Проще всего наблюдать за птицами возле кормушки. Тут и воробьи, и синицы, и снегири, и другие гости прилетают на обед.

Расскажите ребятам как вести дневник орнитолога. Какие записывать туда наблюдения. Что отмечать. Например,

  1. Можно писать по дням какие птицы прилетают в кормушку.
  2. Как они себя ведут, ссорятся ли друг с другом, отгоняют ли от кормушки других птиц.
  3. Что предпочитают из корма.
  4. Летают ли они стайками или поодиночке.
  5. В какое время прилетают птицы в зимнюю столовую.
  6. Едят ли корм прямо в кормушке или хватают зернышко и улетают на другую ветку.

Такие наблюдения и дневники не просто позволят ребенку узнать ближе птиц, но и научат его различать их, любить живую природу, беречь ее. Детям интересно самим быть участниками процесса, быть «маленькими учеными». Поддерживайте в них интерес к изучению птиц.

Если ребенок не может узнать какую-то птицу, то помогите ему - покажите как пользоваться определителем птиц. Откройте рисунки или фотографии птиц в интернете. Можно предложить ребенку зарисовать прилетающих в кормушку птиц или распечатать нужную картинку и вклеить ее в дневник орнитолога.

Карточки с изображением птиц можно брать с собой на прогулки или экскурсии в зимний лес или в парк. Пусть малыш (ученик) попробует сам определить увиденную птицу.

Пословицы и поговорки о птицах

Предложите детям проверить истинность пословиц, сложенных народом о птицах.

  • Воробьи дружно чирикают - значит будет оттепель.
  • В какую сторону ворона села носом - оттуда и будет ветер.
  • Вороны прячут клюв под крыло - к холодам.
  • Птицы садятся на верхушки деревьев - будет тепло.
  • Синички с утра пищат - значит будет мороз.

Стихи о птицах

Если вы проводите с детьми занятия на природе или делаете творческий проект на тему Зимующие птицы, воспользуйтесь собранными стихами о разных птицах.

Стихи про Ворону

Окраской - серовата,
Повадкой - воровата,
Крикунья хрипловатая
Известная персона.
Серая ворона!

Стихи про Воробья

Скачет, скачет воробей,
Кличет маленьких детей:
- Киньте крошек воробью -
Я вам песенку спою,
Чик-чирик!
Киньте просо и ячмень -
Буду петь вам целый день,
Чик-чирик!

Стихи про Сороку

Прилетела к нам сорока
Белогруда, белобока,
Потрещала, поскакала,
Грядку рыхлую примяла,
Клювом кое-где порыла,
Хвостик в луже помочила,
Потом пёрышки встряхнула,
Разбежалась и вспорхнула!

Стихи про синиц

Спозаранок скачут птицы
По заснеженным ветвям -
Желтогрудые синицы
Прилетели в гости к нам.
«Тинь-тень, Тили-тень,
Всё короче зимний день -
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комарика,ни мушки.
Всюду только снег да снег.
Хорошо, что нам кормушки
Сделал добрый человек!

Стихи про свиристелей

За окном метут метели,
Но случается порой -
Прилетают свиристели
Ягод поклевать весной.
Куст боярышника гнётся
От напора птичьих стай.
Звон серебряный несётся,
Славя стылый урожай.
На рябину пересели,
Алых ягод напились,
И в морозный воздух трели
Тонким эхом понеслись.

Стихи про Снегиря

Снегири - смешная птица,
Зиму вовсе не боится,
В зиму в гости прилетает,
Холодов не замечает.
Эта с красной грудкой птица,
Леса зимнего певица.
Лес ей в зиму славный дом,
Снегири там ищут корм.
Птица малая размером,
Может многим стать примером:
Как в лесу холодном жить,
Жить и вовсе не тужить.
Стайкой снегири летают,
Дары леса собирают:
Сухие семена цветов,
И ягодки лесных кустов.
Их стайки красногрудых в ряд,
Для леса будто бы парад.
Частенько стайки снегирей,
Влетают в города людей.
Рябину зимнюю съедают,
Весну все вместе поджидают.

Заканчивая занятие или урок о зимующих птицах, обязательно проговорите с детьми о том, как важны для людей наши пернатые друзья. Пусть ребенок знает тех птиц, которые живут рядом с нами.

Чем отличаются зимующие от перелетных птиц? Красивые картинки птицы, простые рассказы про каждую птичку и вопросы для викторины на тему «Птицы». Чем дальше уходит прогресс науки и техники, тем более оторванными от окружающей природы растут наши детки.

Порой они не могут сказать, как называются даже часто встречающиеся в пределах города растения и птицы, что уж говорить об обитателях дикого леса, особенно – зимнего леса, в котором еще реже, чем в летнем, доводится бывать ребятишкам. Поэтому каждому малышу будет полезно провести занятие на тему птицы зимой.

Тематический урок для детей «зимующие и перелетные птицы»

Тематический урок строится очень просто, если при этом используются изображенные на фотографиях или рисунках зимующие и перелетные птицы – картинки с названиями для детей просто необходимы, иначе они не смогут сформировать устойчивые зрительные образы и запомнить новую для них информацию. Зрительное восприятие обычно хорошо развито уже в дошкольном возрасте, поэтому начинать изучение подобного материала можно с ребятишками-дошкольниками.

Занятие на тему зимующие птицы традиционно начинается с простого вопроса – почему зимой птицам становится сложно жить в холодных краях? Так мы озвучиваем главную проблему урока и ищем ее решение.

Обычно детки предлагают варианты ответов, указывающие на некомфортные условия жизни зимой: холод, боязнь замерзнуть. Опровержением этой теории служит тот факт, что у птичек хорошо развито оперение, а значит – холод им не страшен. (Вспомним гусиный или лебяжий пух, которым набивают пуховые куртки – теплую зимнюю одежду, которую с удовольствием в любой мороз носят люди).

Плавно подводим ребенка к размышлениям о том, какие еще есть потребности у каждого представителя царства животных, в том числе – птицы. Выходим на ключевую потребность живого организма – питательные вещества, и вспоминаем, что обычно входит в рацион птиц: насекомые, ягоды и другие плоды.

Загадки про птиц:

Чтобы лучше запомнить полученную информацию, предложите ребенку сыграть в своеобразную викторину – вы задаете вопросы-загадки, а он называет птичку и находит ее изображение среди фотографий. Вопросы могут такого плана:

  1. Птичка-рыбак, любитель мелких рыбок (зимородок).
  2. На холме сидит, добычу сторожит. Только муха показалась – сразу в клюве оказалась (мухоловка).
  3. Над полями, над лугами в небе пролетает, песню мелодичную громко распевает (жаворонок).
  4. Этому пернатому не лень в дереве жучков искать весь день (дятел).
  5. И вверх и вниз по стволу проползет, пока себе еду не найдет (поползень).
  6. По ночам поет и подражает птицам ловко маленькая (камышовка).
  7. Зимой его видно прекрасно: не спрячешь в снегу окрас ярко-красный (снегирь).
  8. Птица мира и добра, обитатель города (голубь).
  9. Любит крупных насекомых этот маленький гурман: куст колючего растения он превращает в ресторан (жулан).
  10. Зимой по елкам, лиственницам, соснам пускается он в тур (щур).
  11. Всех червяков найдет на пашне этот шустрый удалец (скворец).
  12. Зимой везде, где сохранились ягоды рябины, его услышать можно трель (свиристель).
  13. Живет в дупле девица – яркая птица (синица).
  14. Под карнизом строит дом и живет счастливо в нем (ласточка).
  15. В поисках корма скачет по полянке маленькая, шустрая (зарянка).
  16. Где угодно корм найдет, а если надо – украдет (ворона).
  17. Маленький и робкий, живет вблизи людей (воробей).

Такие простые вопросы с подсказками помогают деткам усвоить основную информацию.

Перелетные птицы картинки для детей

Зимой все насекомые прячутся от холода – следовательно, птичкам, которые питаются исключительно этим видом корма, приходится улетать в теплые края. К этой группе относятся (показываем картинки и изучаем птиц, кочующих из одного климатического пояса в другой):

  • Мухоловка – невзрачная с виду, но очень проворная птичка. Она ловит свою добычу прямо на лету, выслеживая ее с открытого холма или другой возвышенности.

  • Садовая камышовка – голосистая птичка, любительница устраивать ночные концерты, имитируя голоса других птиц. Питается исключительно насекомыми.

  • Скворец – хорошо знакомый ребятишкам обитатель многочисленных весенних новостроек – скворечников. Старается селиться неподалеку от человека, так как любит полакомиться фруктовыми плодами, зерном и червяками, выбрасываемыми на поверхность земли во время вспашки. Хорошо поет, может подражать голосам других пернатых.

  • Ласточка – прежде обитала в скалистых местностях, но хорошо приспособилась к жизни в городе. Относится к числу ловких охотников, схватывая добычу – насекомых – прямо в воздухе. Отличительной особенностью ласточек служит умение строить уникальные гнезда под навесом крыши какого-нибудь здания. Эти гнезда формируются из комочков земли, которые склеиваются между собой клейкой слюной птицы. Изнутри кладется мягкая подстилка – трава, шерсть. В одно гнездо пара ласточек может возвращаться несколько лет подряд, ремонтируя его при необходимости.

  • Зарянка – яркая птичка, которая предпочитает жить на поверхности земли, в зарослях травы или невысокого кустарника. Передвигается прыжками, выискивая червей, улиток и других насекомых. Считается одним из самых голосистых певцов.

  • Жулан – тихая птичка, которая любит полакомиться крупными насекомыми. Чтобы добычу было удобнее кушать, она накалывает ее на шипы растений или колючую проволоку, а затем отщипывает небольшие кусочки.

  • Жаворонок – один из самых громкоголосых представителей пернатых, обитающий на открытых местностях. Маскироваться от хищников ему помогает окраска, которая сливается с общим фоном травы и почвы. В отличие от других перелетных птиц, он питается семена травы и злаков (пшеницы, ржи, гречихи, проса), которые зимой невозможно достать из-под снежного покрова.

  • Зимородок – небольшая птичка, живущая неподалеку от водоемов. Рыбак по натуре, он питается мелкой рыбой, лягушками, пресноводными креветками и водяными насекомыми (в день может съедать около десятка мелких рыбешек). Вынужден улетать зимой, потому что водоемы в это время перемерзают.

Зимующие птицы картинки для детей

А вот птички, чей рацион более разнообразен и неприхотлив, могут постоянно жить на одном и том же месте. К ним относятся:

  • Дятел – знаменитый борец с вредителями леса. Добывая из-под коры деревьев личинок и вредных насекомых, он строит тем самым домики (дупла) для других птиц и мелких животных – синичек, мухоловок, белок. В зимнем лесу чувствует себя прекрасно, потому что насекомые впадают в оцепенение, и доставать их становится проще.

  • Снегирь – красногрудый красавец, обитатель лесов, садов и парков. Зимой яркая окраска делает его более приметным, поэтому существует заблуждение, что снегири прилетают в наши края только с наступлением холодов. Питается он семенами, почками и некоторыми насекомыми. Из таких ягод, как рябина и калина, выедает только семена, оставляя мякоть.

  • Щур – близкий родственник снегиря, певец по натуре. Любит семена хвойных деревьев, поэтому зимой, объединяясь в стайки, щуры путешествуют по хвойным лесам, собирая урожай.

  • Воробей – один из самых хорошо известных наших соседей, питается любым растительным кормом, который может найти неподалеку от человеческого жилья: злаками, ягодами, почками деревьев и отходами продуктов. Зимой нуждается в помощи человека.

  • Синица – санитарка леса, которая помогает деревьям избавиться от насекомых-вредителей. Летом питается исключительно насекомыми, но зимой охотно кушает семечки подсолнуха, мясные и молочные продукты, выброшенные человеком.

  • Ворона – шумная всеядная птица, любительница украсть яйца или добычу у других животных и птиц. Зимой нередко ищет себе пропитание на свалках и помойках.

  • Свиристель – таёжный житель с уникальной окраской крыльев: кончики самых больших перьев на них окрашены в ярко-красный цвет, что заметно только при близком рассмотрении. Живет в больших стаях, летом питаясь насекомыми (ловит их на лету), ягодами и молодыми побегами, а зимой – оставшимися на поверхности ягодами, в том числе рябиной. Поэтому в холодное время года часто перебирается в дачные и садовые территории.

  • Голубь – любимец детей и взрослых, которые нередко балуют его семечками и кусочками хлеба на площадях и в парках. Кушает в основном растительную пищу, но летом не отказывается и от насекомых. От других птиц отличается умением пить воду, втягивая ее, как это делает человек через соломинку, тогда как другим пернатым приходится набирать в клюв несколько капелек воды и запрокидывать головку вверх, чтобы жидкость попала внутрь.

  • Поползень – маленький лесной обитатель, который в поисках своей основной пищи – насекомых – карабкается туда и обратно по стволам деревьев, в том числе вниз головой. Ближе к осени переходит на растительную пищу – семена и плоды. Любит орешки и желуди, из которых извлекает сердцевинку, продалбливая клювом отверстие. Делает из семян запасы, пряча их в щелях коры деревьев и прикрывая сверху кусочками мха и лишайников.