Как движется вертолет. Пошаговый гайд для новичков: как управлять радиоуправляемым вертолетом? Шаг или газ

Инструкция

Еще Леонардо да Винчи в своих гениальных заметках указывал, что для совершения полета нужно не взмахивать крыльями, а сообщить им горизонтальную скорость и позволить двигаться относительно воздуха. При взаимодействии плоского крыла с воздушными массами должна будет возникнуть подъемная сила, которая превысит вес летательного аппарата, считал легендарный изобретатель. Но пришлось ждать несколько столетий, прежде чем этот принцип был реализован.

Экспериментаторы довольно успешно проводили опыты с плоскими крыльями. Расположив такую пластину под небольшим углом к потоку воздуха, можно было наблюдать, как возникает подъемная сила. Но появляется также и сила сопротивления, которая стремится сдуть плоское крыло назад. Исследователи назвали угол, под которым поток воздуха действует на плоскость крыла, углом атаки. Чем он больше, тем большие значения принимают подъемная сила и сила сопротивления.

На заре авиации исследователи обнаружили, что наиболее эффективный угол атаки для крыла плоской формы составляет 2-9 градусов. При меньшем значении не получится создать необходимую подъемную силу. А если угол атаки будет чрезмерно большим, возникнет ненужное сопротивление движению – крыло попросту превратится в парус. Отношение подъемной силы к силе сопротивления ученые назвали аэродинамическим качеством крыла.

Наблюдения за птицами показали, что крылья у них совсем не плоские. Оказалось, что высокие аэродинамические качества мог обеспечить только выпуклый профиль. Набегая на крыло, имеющее выпуклую верхнюю часть и плоскую нижнюю, поток воздуха делится на две части. Верхний поток имеет более значительную скорость, поскольку ему приходится проходить большее расстояние. Возникает разница давлений, которая создает силу, направленную вверх. Увеличить ее можно, отрегулировав угол атаки.

Современные самолеты имеют значительный вес. Но возникающая в момент взлета подъемная сила позволяет тяжеловесной конструкции оторваться от поверхности земли. Секрет кроется в правильно подобранном профиле крыльев, в точном расчете их площади и угла атаки. Будь крыло самолета абсолютно плоским, совершить полет на аппарате тяжелее воздуха было бы невозможно.

Подъемная сила используется не только при взлете и удержании самолета в воздухе. Она нужна также для управления воздушным судном в полете. Для этого крылья делят на ряд подвижных элементов. Такие закрылки при совершении маневров меняют свое положение относительно неподвижной части крыла. У самолета имеется горизонтальное оперение, выполняющее функцию руля высоты, и вертикальное оперение, которое служит рулем направления. Подобные элементы конструкции гарантируют летательному аппарату устойчивость в воздухе.

Б. РУДЕНКО. По материалам журнала "Хобби для всех".

ВЗРОСЛЫЕ ИГРЫ

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Так выглядит автомат перекоса одной из серийных моделей вертолета.

Схема автомата перекоса: 1 - несущий ротор; 2 - неподвижное кольцо; 3 - подвижное кольцо; 4 - тяги управления лопастями; 5 - тяги управления кольцом; a - угол наклона автомата перекоса.

Реактивный момент несущего ротора вертолета компенсируется тяговым усилием хвостового ротора (F).

Автомат перекоса заставил вертолет накрениться на нос: задняя половина диска ротора создает бo"льшую подъемную силу, чем передняя.

Вертолет движется вперед. Вертикальная составляющая подъемной силы компенсирует вес, горизонтальная - обеспечивает движение.

Гироскопическая прецессия. С помощью автомата перекоса пилот обеспечил максимальный угол атаки лопасти в точке А. Однако реакция винта проявится лишь в точке Б, что заставляет вертолет накрениться вперед.

Электрический микровертолет Hornet CP весит всего 300 г. Тем не менее его винт при наборе высоты вращается со скоростью 2000 об/мин, что позволяет модели выполнять "петли", "бочки" и некоторые другие фигуры пилотажа.

У знаменитого польского писателя-фантаста Станислава Лема был макет железной дороги, с которым он до глубокой старости самозабвенно играл в свободное время, в чем признавался без малейшего смущения. Многие великие полководцы в разные века столь же самозабвенно разыгрывали битвы с игрушечными армиями, почитая такие игры вполне достойным занятием в часы отдыха.

Период игр не заканчивается вместе с детством. Очень многим людям свойственно играть всю жизнь. Одни играют в робинзонов и пржевальских, отправляясь в туристические походы по горам и рекам, другие предпочитают игрушки натуральные, механические или электронные. Индустрия игрушек для взрослых в последние десятилетия развивается весьма стремительно. Отрасль оказалась прибыльной. Управляемые модели автомобилей, кораблей и летательных аппаратов бороздят просторы планеты, множатся клубы любителей взрослых игр. Техническими видами спорта и моделированием, согласно анкетным опросам, увлекаются около трети читателей журнала "Наука и жизнь". А зачем, собственно, они играют? Стоит ли искать точный ответ? Потому что - хочется. Потому что - интересно! И еще потому что - игрушки того стоят. Например, радиоуправляемые модели вертолетов. За рубежом сейчас их выпускается великое множество. В бывшем СССР модели вертолетов тоже делали, но в сегодняшней России производство моделей отсутствует. И спортсмены-авиамоделисты, специализирующиеся в управлении вертолетными моделями, строят их самостоятельно. В авиамодельном спорте вертолеты выделены в отдельный класс F3C. (Подробнее о делении авиамоделей на классы см. "Наука и жизнь" № )

Модели вертолетов продаются в виде наборов деталей, из которых будущему пилоту предстоит самостоятельно собрать машину, руководствуясь подробной инструкцией, отладить, тщательно отрегулировать узлы и агрегаты. Теперь остается заправить топливный бак или зарядить аккумулятор, и можно приступать к полетам.

"Летать" на радиоуправляемой модели вертолета - занятие увлекательное, но отнюдь не простое. Аварии случаются часто, и не всякая ошибка пилота поправима. Разбить недешевую игрушку насовсем - дело нехитрое. Потому изготовители настоятельно предлагают начинать, так же как и на больших, настоящих вертолетах, с инструктором. Кстати, пока пилот не научится управлять моделью, на нее устанавливают дополнительное тренировочное шасси - широкие гибкие опоры, страхующие от необратимых повреждений.

Обучают пилотированию не за час и не за день. Вот, например, одна из рекомендаций: "Поднимаем и завешиваем модель в воздухе. Если вы сможете удержать модель в течение двух минут без посадок и резких перемещений, ваши навыки достаточны для продолжения. Иначе - потренируйтесь в висении еще пару недель…"

Это действительно непросто, особенно если тренировка происходит на открытом воздухе. Пилоту мешает не только отсутствие навыка, но и ветер. Далее пилот учится удерживать вертолет в положении боком к себе, разворачивать его на любой угол, тренируется в скольжении над самой землей. Потом наступает черед пилотажных фигур. Первая - "восьмерка".

Вертолет может летать в любом направлении - носом, боком и хвостом вперед, поэтому первая "восьмерка" начинающего пилота называется "ленивой" - машина медленно и аккуратно проходит всю траекторию, оставаясь повернутой хвостом к пилоту, и только после освоения этого упражнения пилот начинает ориентировать вертолет носом строго по курсу. После освоения этой фигуры наступает черед очередных - "круги", "квадраты" и далее вплоть до фигур высшего пилотажа. Понятно, что полный курс тренинга отнимет у пилота достаточно много времени. Сделаться асом, способным выполнять "мертвую петлю", удастся далеко не сразу.

А тем, кто начинает играть, не будет лишним вспомнить, что вообще позволяет вертолету держаться в воздухе и совершать сложные эволюции.

КАК ЛЕТАЕТ ВЕРТОЛЕТ

Вертолет - замечательное изобретение хотя бы тем, что, подробно изучая принципы его полета, придется познакомиться с теоретической механикой, аэродинамикой, теорией машин и механизмов и еще с десятком технических дисциплин. Так глубоко забираться мы не будем, но основ все же коснемся. Итак, подъемную силу вертолету сообщает большой винт - несущий ротор. Изменяя угол наклона лопасти к плоскости вращения ротора, мы увеличиваем или уменьшаем подъемную силу, заставляя вертолет подниматься или опускаться. Чтобы компенсировать реактивный момент несущего ротора, который заставляет корпус разворачиваться, вертолет снабжен хвостовым или же соосным винтом, вращающимся в противоположную сторону (в наших примерах мы будем рассматривать вертолет с хвостовым винтом). Изменяя угол атаки лопастей хвостового винта, пилот заставляет машину вращаться вокруг вертикальной оси в любую сторону.

Вертолет взлетел и завис. Сила тяги ротора равна весу машины. Чтобы вертолет начал двигаться горизонтально, он должен наклониться в нужном направлении. Тогда баланс действующих на вертолет сил нарушается: появляется горизонтальная составляющая. Но как же его заставить это сделать?

В 1911 году российский ученый, аэродинамик Б.Н. Юрьев изобрел автомат перекоса, который и по сей день остался неизменным узлом в конструкции практически любого вертолета. Кстати, он же, Юрьев, в 1912 году построил первую действующую модель геликоптера, которую продемонстрировал на 2-й Международной выставке по воздухоплаванию в Москве, удостоившись золотой медали. Автомат перекоса расположен на оси винта и состоит из двух колец, подвешенных на карданном шарнире к неподвижной опоре. Кольца соединены с тягами управления. Под действием тяг внутреннее кольцо автомата наклоняется, заставляя угол установки лопастей синусоидально изменяться при вращении.

Представим окружность, описываемую ротором, в виде сплошного диска и разделим общую подъемную силу надвое, приложив каждую к одной из половинок диска. При включенном автомате перекоса угол атаки лопастей в одной половине диска окажется больше, чем в другой, а следовательно, там возрастет подъемная сила. Она и накренит вертолет. Теперь у несущего ротора появится и горизонтальная составляющая, которая вызовет скольжение в нужном направлении.

В последнее время появляются машины, использующие иные способы управления полетом. Например, воздушные рули, изменяющие направление потока воздуха от несущего ротора (см. "Наука и жизнь" № ).

Накренить машину автомат перекоса позволяет в любом направлении - вот почему вертолет может двигаться и прямо, и назад, и вбок. Но тут присутствует один очень интересный момент, вызванный проявлением гироскопической прецессии. Что это такое?

Вращающийся ротор представляет собой, по сути, гироскоп. Чтобы изменить положение его оси вращения, требуется приложить дополнительную силу. Прецессия гироскопа - реакция на прилагаемое усилие. На практике она проявляется запаздыванием примерно на 90 о поворота лопастей. А это означает, что для того чтобы заставить вертолет накрениться, к примеру, вперед, пилот с помощью автомата перекоса словно бы пытается наклонить его вправо: минимальный и максимальный углы атаки лопасти имеют, находясь перпендикулярно к продольной оси машины.

Когда вертолет начинает двигаться горизонтально, подъемная сила несущего ротора увеличивается за счет набегающего на лопасти потока воздуха. Поэтому, чем быстрее движется вертолет, тем лучше его летные качества, проще управление.

Еще одно полезное свойство вертолета - авторотация: если двигатель машины заглох в полете, ротор вращается за счет набегающего на лопасти потока воздуха. Это позволяет вертолету сохранять управляемость при снижении и существенно замедляет его вертикальную скорость, обеспечивая безопасность. Конечно же вертолеты тоже падают и разбиваются, но, используя авторотацию, пилот всегда имеет немалые шансы сохранить машину от разрушения, а свою жизнь и жизнь пассажиров - от гибели. Для этого в трансмиссии вертолета имеется специальная обгонная муфта, срабатывающая при аварийном отключении двигателя и позволяющая винту свободно вращаться.

МОДЕЛИ НА ЛЮБОЙ ВКУС

Модели бывают самые разные: с двигателями внутреннего сгорания, с электродвигателями на аккумуляторных батареях, вертолеты для полетов в закрытых помещениях и на открытом воздухе, совсем маленькие и побольше. Бензиновые модели в зависимости от объема двигателя разделяются на классы. Наиболее распространенными являются вертолеты 30, 40 и 60-го классов. На вертолеты 30-го класса устанавливают двигатели объемом 0,32 - 0,35 куб. дюйма; 40-го класса - 0,45 - 0,50 куб. дюйма; 60-го класса - около 1 куб. дюйма.

Каждый класс обладает своими достоинствами и недостатками: маленькие вертолеты дешевле, проще в эксплуатации и обслуживании, зато большие имеют бo, льшую стабильность в полете и соответственно меньшую восприимчивость к порывам ветра. Семейство моделей конечно же названными классами не ограничивается. Существуют, например, "комнатные" микровертолеты - как с электрическим, так и с бензиновым двигателем, весящие всего 280 - 300 г. Они боятся даже слабенького ветерка, но в закрытых помещениях или в полный штиль способны исполнять практически весь набор фигур высшего пилотажа, поэтому рекомендуются начинающим пилотам для тренировки в управлении.

Вертолет летает потому, что сверху у него крутится большой несущий винт. У винта есть лопасти. Они по форме напоминают крылья самолета. И когда лопасти быстро крутятся на винте, возникает сила, которая поднимает эту машину в воздух.

У разных вертолетов на несущем винте – по-другому он называется ротором – может быть разное количество лопастей.

У вертолета средних размеров обычно бывает три лопасти.

Самые большие вертолеты, у которых четыре лопасти на несущем винте, могут одновременно перевозить много людей или большие грузы.
Они могут летать в разных направлениях.
Пилот, управляя вертолетом, может наклонить несущий винт влево. И тогда его воздушная машина начнет двигаться в сторону левого бока. А стоит наклонить несущий винт вправо, и машина станет двигаться в сторону правого бока.
Если наклонить ротор вперед или назад, то и вертолет будет двигаться вперед или назад – вот такая это послушная машина.
Вертолеты умеют даже зависать в воздухе. Такое свойство очень полезно для разных дел. И оно недоступно другим крылатым машинам.

Это интересно:
На самом верху вертолета укреплен большой пропеллер – ротор. Если ротор из горизонтального положения наклонить в ту или иную сторону, что может с помощью рычагов управления сделать пилот, то вертолет начнет двигаться именно в сторону наклона ротора. Потому что к подъемной силе вращающихся лопастей прибавляется еще и сила их поступательного горизонтального движения. На хвосте у каждого вертолета есть дополнительный маленький пропеллер. Он расположен вертикально и нужен для того, чтобы вертолет не закручивало при работе главного несущего винта.

Что выбрать
Если сравнивать покупку автомобиля и покупку вертолета, то здесь есть как различия, так и общие моменты. Как и автомобиль, винтокрылую машину можно купить и новую, и бывшую в употреблении. К слову, вертолет, уже эксплуатировавшийся ранее, называется ресурсным. Есть и третий вариант - приобретение так называемого kit-комплекта, то есть набора узлов и агрегатов, включая двигатель, предназначенных для самостоятельной сборки. Собрать его можно самому, либо доверить сборку профессионалам в сервисном центре.

Пойти и купить новый вертолет сразу получится не всегда. Как правило, новые вертолеты поставляются под заказ. Так, популярный в России американский вертолет Robinson R44 придется ждать от 3 до 6 месяцев, французский Eurocopter ЕС-130 Т2 - до одного года. Правда, у официальных дилеров всегда есть собственные, заранее заказанные вертолеты с близким сроком поставки. Что касается ресурсного вертолета, то его преимущество в том, что ждать его не надо. Поэтому вертолет возрастом 1-3 года стоит почти как новый. Но и в дальнейшем цена на машины падает достаточно медленно.


Eurocopter EC-130

Кроме этого, предстоит выбрать между поршневым вертолетом и газотурбинным.

Плюсом первого будут его невысокие топливные запросы. Поршневой Robinson заправляется авиационным бензином, но используют и автомобильный Аи-95, главное, чтобы качество топлива не подвело. Газотурбинные вертолеты летают на авиационном керосине, а он существенно дороже. Помимо этого при выборе надо учитывать цели, для которых приобретается вертолет. Поршневые машины предназначены в первую очередь для пилотов-любителей, летающих ради собственного удовольствия. Газотурбинные предполагают полеты в различных погодных условиях и высокую интенсивность эксплуатации. Но они и существенно дороже.

Регистрацией вертолетов занимается Федеральное агентство воздушного транспорта - Росавиация. Вертолеты, так же как и самолеты, подлежат регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации.

Небесные «Робинзоны» и другие
Так уж сложилось, что основными машинами в этом сегменте, представленными в России, являются вертолеты американской компании Robinson Helicopter. В арсенале компании три типа винтокрылых машин - двухместный R22, четырехместный R44 и пятиместный R66. Кроме этого, компания производит вертолетные площадки Robinson Helipad, предназначенные для установки на крышах зданий. Доля нашей страны в продажах компании составляет примерно 15%. Всего же в год компания производит 800 машин.

Robinson R22 - легкий однодвигательный вертолет. Оснащен поршневым бензиновым четырехцилиндровым двигателем Lycoming O-360. Вертолет двухместный, рассчитан на пилота и одного пассажира. Выпускается с 1975 года. Начальная цена R22 Beta II в стандартной комплектации - 288 000 долларов. Но это в США. Транспортировка и растаможка увеличит цену примерно в полтора раза. Анонсированный в конце прошлого года R44 Cadet тоже двухместный, но, в отличие от других вертолетов 44-й серии, стоит от 339 000 долларов. Судя по всему, он идет на замену R22. R44 Cadet имеет те же габаритные размеры, что и четырехместный R44 Raven II, но в отличие от него вместо задних сидений имеет просторный грузовой отсек.

Robinson R44 впервые поднялся в воздух в 1990 году. Это один из наиболее популярных вертолетов в своем классе. Как и R22, он также оснащен поршневым двигателем. Рассчитан вертолет на 4-х человек. Цена вертолета R44 Raven II в стандартной комплектации составляет 461 000 долларов.

Robinson R66 - первый газотурбинный вертолет Robinson Helicopter. Поставляется с 2010 года. Он оснащен турбовальным двигателем Rolls-Royce RR300. Имеет пять мест и отдельный грузовой отсек. Потребляет уже не бензин, а авиационный керосин. Цена вертолета R66 Turbine в базовой комплектации - 869 000 долларов.


Robinson R44 Raven II

Rotorway A600 Talon - легкий двухместный поршневой вертолет производства американской компании RotorWay International. Модель производится с 2007 года. Поставляется в разобранном виде. На полную сборку уходит около 450 часов. В качестве топлива используется обычный автомобильный 92-й бензин. Заводская стоимость комплекта - 98 000 долларов. Российская цена будет включать НДС, таможенную пошлину и, если собирать будете не сами, то и стоимость сборки.


Rotorway A600

Итальянский Heli-Sport CH-7 производится компанией Heli-Sport aircraft с 2009 года. Это также двухместный поршневой вертолет с тандемным расположением сидений. Цена набора для самостоятельной сборки составит 115 000 долларов. Сиденья пилота и пассажира расположены как и на мотоцикле - друг за другом. Есть версия с классическим рядным расположением сидений - HeliSport CH77.


Heli-Sport CH-7

При наличии достаточных финансовых средств можно присмотреться к вертолетам Eurocopter от Airbus Helicopters, дочерней компании известного концерна Airbus Group и Bell от американской Bell Helicopter входящей в конгломерат Textron. Но их стоимость будет существенно выше.

Из отечественных вертолетов для личного пользования пока сложно что-то выбрать. «Вертолеты России» - основной отечественный производитель гражданских и военных вертолетов - в относительно легком сегменте может предложить «Ансат» и Ка-226Т. В перспективе, возможно, и Ка-62, который первый раз поднялся в небо в апреле этого года. Легкие отечественные вертолеты - казанский «Актай» и тольяттинский «Беркут» - в серию так и не пошли.


Ансат

Где хранить и где летать
Так как вертолету не нужна взлетно-посадочная полоса, то, в отличие от самолета, его можно хранить дома. Разумеется, если это загородный дом. Но для этого требуется зарегистрировать вертолетную площадку. Для этого необходим ровный участок земли площадью 35 на 35 метров. И по курсу взлета под углом 45 градусов не должно быть никаких препятствий. Можно хранить и на вертодроме. В зависимости от вида хранения, уличного или ангарного, и перечня сопутствующих услуг будет зависеть и цена хранения. Как и самолет, вертолет в промежутках между полетами можно сдавать в аренду, что может окупить его хранение и обслуживание.

Воздушное пространство России поделено на зоны трех классов: А, С и G. Для полетов малой авиации, в том числе и вертолетов, используются зоны С и G. В первом случае требуется диспетчерское разрешение (это, например, полеты в зоне аэродромов), во втором случае разрешение не нужно. Есть также зоны, где полеты запрещены, например в пределах МКАД. Для полетов в воздушном пространстве класса G установлен уведомительный порядок полетов. Уведомление можно подать не ранее чем за 5 суток и не позже чем за час до вылета. Такое уведомление можно подать как по телефону или факсу, так и через Интернет.

Обучение управлению вертолетом
Вертолеты по сравнению с самолетами сложнее в управлении. И обучение управлению вертолетом тоже обойдется дороже. Если за курс обучения на пилота-любителя придется заплатить от 300 000 рублей, то цены на вертолетные курсы начинаются от 800 000 рублей. В цену обучения, как правило, входят затраты на аренду вертолета и инструктора, а также на авиатопливо. К слову, потребляют вертолеты больше топлива по сравнению аналогичными по массе самолетами, это тоже влияет на стоимость обучения. Кроме того, за отдельную плату инструктора можно вызвать на дом.

В процессе обучения курсантам необходимо прослушать теоретические курсы и налетать более 42 часов. В теоретический курс входит: изучение конструкции вертолета, двигателя, приборного и радиооборудования, аэродинамики, метеорологии, навигации и вертолетовождения. Практическая часть обучения включает в себя: полеты по кругу и по маршруту, висение, перемещения и развороты у земли. По окончании обучения курсант должен будет сдать экзамен и получить свидетельство частного пилота.

А может быть гирокоптер?
Мир легкой авиации не ограничен только вертолетами и самолетами. Есть еще и гирокоптеры, другие названия: автожир и гироплан. Внешне схожий с вертолетом (геликоптером), гирокоптер, тем не менее, устроен иначе. У гирокоптера, как и у вертолета, несущий винт предназначен для создания подъемной силы. Однако винт гирокоптера свободно вращается в режиме авторотации под действием аэродинамических сил. Он только создает подъемную силу. Движущая сила создается пропеллером, который сообщает автожиру горизонтальную скорость. У вертолета, наоборот, подъемная и движущая сила создается несущим винтом.

В отличие от вертолета, гирокоптеру для взлета требуется взлетная полоса. Кроме того, гирокоптер не сможет зависать в воздухе. Но при необходимости он может приземляться в любом месте. Так как гирокоптер постоянно находится в режиме авторотации, то при отказе двигателя во время полета он способен без проблем опуститься на землю. Кроме этого, цена летного часа в разы меньше, чем у вертолета, за счет меньшего расхода топлива. Цены на гирокоптеры (автожиры) тоже заметно ниже, чем на вертолеты. Российские стоят от 2 миллионов, зарубежные - от 4 до 7 миллионов рублей.

Радиоуправляемый вертолет — не просто детская игрушка, а настоящее чудо современной техники. Запускать ввысь этот механизм — одно удовольствие как для малышей, так и для взрослых. Такой подарок, как вертолет игрушечный, подойдет детям старше 8 лет. Производители предлагают покупателям широкий ассортимент товара: на прилавках магазинов представлены самые разные модели. Как же выбрать такую игрушку? Рекомендации — в нашем материале.

Какими они бывают?

Летающие игрушечные вертолеты выпускаются самые разные. Классифицировать их можно по следующим основным техническим параметрам:

  • по размеру;
  • типу двигателя;
  • по методу управления;
  • по количеству каналов управления;
  • по виду винтов и т. д.

Когда покупать первый вертолет?

Вертолет на пульте — технически достаточно сложная конструкция, к тому же имеющая высокую стоимость. Поэтому если такой подарок сделан раньше времени, ребенок попросту не сумеет справиться с управлением, что может привести не только к поломке такого подарка, но и к огорчению малыша.

Виды радиоуправляемых вертолетов по типам двигателя

Для того чтобы выбрать вертолет игрушечный, в первую очередь следует четко определить его предназначение. Так, если механизм приобретается для ребенка с целью проведения досуга, то следует остановить выбор на аккумуляторных моделях. Вертолеты с таким типом двигателя могут беспрерывно работать до 30 минут, после чего потребуется зарядка. Но значительное преимущество такой модели по сравнению с другими видами — доступная цена.

Если же такая игрушка приобретается с целью участия в специализированных соревнованиях, то лучше выбрать вертолет игрушечный с двигателем, который работает на топливе. Эта модель отличается высокой скоростью и возможностью непрерывной эксплуатации длительное время. Но такой тип вертолетов сложно назвать детской игрушкой — это технически сложный и, соответственно, дорогостоящий аппарат. Дополнительно разделяют на классы такие в зависимости от объема топливного двигателя, начиная с тридцатых, сороковых и т. д.

Механизм управления

Различают два вида механизма управления:

  • игрушечный вертолет на радиоуправлении;
  • частотный (управляется с помощью инфракрасных лучей).

Последний восприимчив к солнечному свету, поэтому чаще всего такое управление подходит для вертолетов, которые запускают в помещении.

Что такое каналы управления игрушечным вертолетом?

При выборе такого подарка, как вертолет игрушечный, следует обратить внимание на количество каналов управления конкретной модели. Что это такое и для чего нужно? Каналы управления — это те технические возможности, которыми оснащена конкретная модель вертолета, и которыми можно управлять с помощью пульта. Чем их меньше, тем проще управлять устройством. Но в то же время двух- и трехканальные модели не отличаются маневренностью.

Рассмотрим подробнее, какие имеют технические возможности вертолеты с разным количеством каналов управления:

  1. Двухканальная игрушка может летать вверх-вниз, вокруг собственной оси и по кругу. Модели с такой характеристикой не способны развивать высокую скорость. С управлением таким аппаратом справятся дети 8-10 лет. Поэтому если планируется приобрести такую игрушку ребенку впервые, то рекомендуется остановить свой выбор именно на двухканальном вертолете.
  2. Трехканальные модели отличаются от предыдущих лишь увеличением траектории полета: они могут летать вперед-назад.
  3. С четырехканальным управлением вертолета на пульте новичок может не справиться. Эта модель имеет возможность поворачивать влево-вправо. Такой вариант подходит в том случае, если ребенок уже освоил управление трехканальным вертолетом.
  4. Для спортивных соревнований приобретают шестиканальные модели — это вертолеты для профессионалов. Они имеют такие дополнительные возможности, как гироскоп (способность «зависать» в воздухе), регулировка скорости полета.

Дополнительные возможности

Некоторые модели игрушечных вертолетов, помимо вышеописанных, оснащены дополнительными опциями. Например, модель Silverit имеет встроенную видеокамеру. Такой вертолет подойдет, скорее, тем, кто увлекается фотографией, а не пилотированием радиоуправляемыми моделями. Этот аппарат способен фиксировать фото- и видеоматериал небольшого объема, но находиться длительное время в полете не может.

Многие детские вертолеты стреляют водой или пластиковыми «ракетами».

Так как игрушечные управляемые вертолеты стоят относительно недешево, а во время обучения управлению ими часто происходят аварии и поломки, производители предложили потребителям такую новинку как виртуальные симуляторы. Чаще всего такими виртуальными играми комплектуются устройства, имеющие четыре и более каналов управления.

Как управлять игрушечным вертолетом: инструкция

Сложность управления описываемым устройством зависит от технических характеристик конкретной модели (веса, размера, типа двигателя и количества каналов). С чего начать? Вот примерная инструкция по эксплуатации радиоуправляемого вертолета:

  1. Откройте отсек на задней панели пульта управления и вставьте необходимое количество батареек согласно полюсам или аккумулятор (максимально заряженный). Затем закройте крышку.
  2. Прикрутите антенну к пульту.
  3. Включите пульт и сам вертолет с помощью специальной кнопки.
  4. Поставьте игрушку на ровную горизонтальную поверхность.
  5. В некоторых моделях требуется активация джойстика с помощью однократного передвижения рычага из крайнего верхнего положения в крайнее нижнее. После чего загорается индикатор, который извещает о готовности прибора к действию.

Как научиться управлять? В первую очередь рекомендуется овладеть техникой взлета и приземления. Только отработав такие навыки, можно переходить к прямолинейному полету, а затем и проводить другие возможные маневры.

В целях предотвращения аварий и поломок профессионалы советуют придерживаться следующих несложных правил:

  1. Использовать вертолет нужно в соответствии с его предназначением, указанным в инструкции. Так, если игрушка сконструирована для полетов в помещении, не нужно играть с ней на улице — это быстро выведет из строя такой механизм. Ремонт игрушечных вертолетов — дело недешевое, а порой и безнадежное.
  2. Перед игрой требуется полностью зарядить аккумулятор (это займет от двадцати минут до полутора часов). Нельзя допускать полной разрядки батареи — это значительно сокращает срок ее эксплуатации. Заряжать аккумулятор дольше указанного в инструкции времени также не рекомендуется.
  3. Не стоит заряжать батарею сразу после игры. Следует выдержать промежуток 10-15 минут для остывания аккумулятора.
  4. Необходимо избегать соприкосновения вращающихся винтов механизма с пальцами, волосами, предметами одежды и украшениями. Особенно важно, чтобы за игрой с вертолетом детьми следили взрослые. Попадание инородных тел в лопасти игрушечного вертолета крайне травмоопасно как для человека, который управляет аппаратом, так и для окружающих. Поэтому нельзя запускать игрушку в местах скопления людей или животных.
  5. Производители не рекомендуют использовать запчасти к устройству, не входящие в фирменный комплект.
  6. Перед запуском радиоуправляемого вертолета следует убедиться, что никто не использует ту же частоту. При эксплуатации одного и того же частотного канала механизмы могут выйти из строя и не поддаваться управлению.

Обзор популярных моделей

Фирм-производителей игрушечных вертолетов на радиоуправлении множество. Проведем обзор самых распространенных моделей, имеющих разные технические характеристики:

  1. Отличается простотой, но в то же время многофункциональностью модель для детей Angry Birds. Выполнен вертолет в виде птичек. Механизм имеет трехканальный способ управления, то есть устройство может летать вверх-вниз, вперед-назад, вправо-влево. Диаметр действия пульта составляет 15 метров. Имеет доступную стоимость такой игрушечный вертолет — цена составляет около 600-800 рублей.
  2. Для новичков подойдут такие несложные в управлении вертолеты как MJX T38, SYMA S32G, HappyCow. Это устройства имеют от трех до четырех каналов управления. Отличаются стильным дизайном, подсветкой. Имеют неплохие технические характеристики, стоят около 1500 рублей.
  3. Модели, имеющие дополнительные возможности, можно рекомендовать следующие: WL Toys V319 (стреляет водой), прибор этого же производителя V398 стреляет «ракетами», MJX Heli Thunderbird T53C имеет видеокамеру. Также можно предложить вертолеты марки Walkera — их отличие в том, что они обладают системой автоматической стабилизации равновесия, поэтому неплохо летают даже в ветреную погоду. Вертолет Air Hogs обладает дополнительной защитой от поломок во время аварий — он окружен металлической клеткой, которая и не позволяет деталям игрушки повредиться при столкновении.
  4. Профессионалам в пилотировании вертолетами на радиоуправлении следует остановить свой выбор на таких марках как Art-Tech и E-sky.

Таким образом, анализируя вышеописанную информацию о технических характеристиках разных моделей, выбирать вертолет на пульте следует по таким критериям:

  1. Вес игрушки. Чем он меньше, тем сложнее будет управлять таким вертолетом на улице.
  2. Материал корпуса сказывается на долговечности устройства.
  3. Количество каналов управления. От этого показателя зависит функциональность механизма.
  4. От мощности двигателя зависит скорость движения.
  5. Емкость аккумулятора определяет длительность полета. Чаще всего игрушечный вертолет не взлетает из-за недостаточной зарядки батареи.
  6. Диаметр зоны покрытия действия пульта. Чем он больше, тем дальше и выше может летать вертолет.