Где сейчас находится ледокол ленин. Первый атомный ледокол "Ленин": история создания и интересные факты

Первый в мире атомный ледокол, получивший название «Ленин», был спущен на воду в Северной столице 57 лет назад - 5 декабря 1957 года.

Коробка с атомом

История уникального судна началась с решения Совета министров СССР, которое было принято 20 ноября 1953 года. К этому дню руководству страны стало ясно, что Советскому союзу необходим мощный ледокол, который будет обслуживать Северный морской путь, связывающий запад и восток государства: водная магистраль в течение долгих месяцев была покрыта тяжелыми полярными льдами.

Осенью 1953 года в распоряжении СССР были ледоколы с дизельной силовой установкой. Но запасы горючего в машинах, пробирающихся сквозь льды, расходовались чрезвычайно быстро. Кроме того, караваны могли на долгие месяцы застрять в пути, ожидая весны, чтобы освободиться из ледяного плена. Стране нужно было судно, способное уходить в длительные рейды по Арктике.

Правительство решило развернуть работы по созданию атомных силовых установок для транспортных целей и построить ледокол, на борту которого должен был разместиться ядерный реактор. Планировалось, что судно будет преодолевать огромные расстояния, использовав топливные ресурсы, умещающиеся в спичечном коробке.

Амбициозную задачу сделать первый в мире атомный ледокол поставили перед ленинградским Адмиралтейским судостроительным заводом.

«Проект-92»

К 1956 году в Ленинграде успели построить пассажирские ледокольные суда «Дежнев» и «Леваневский», и даже отремонтировать знаменитый «Ермак» - его на Адмиралтейский судостроительный завод, тогда ещё носивший название Судостроительный завод имени Андре Марти, привезли в 1928 году. Ледокол, сделанный на верфях в Ньюкасле, стал для ремонтировавших его «адмиралтейцев» хорошим учебным пособием, которое помогло в реализации заказа советского руководства.

«Ленин» был заложен 25 августа 1956 года. Ударные темпы строительства огромного ледокола привели к тому, что на воду судно спустили чуть больше чем через год.

Инновационный для своего времени ледокол подразумевал реализацию сложных задач по созданию энергетической установки, необычайно прочного корпуса и, что было самым важным, автоматизации управления ядерной установкой. На этапе проектирования, экспериментальных проработок и строительства подключалось около 30 научно-исследовательских институтов, более 250 промышленных предприятий и 60 конструкторских бюро СССР. Первоначально ледокол носил рабочее название «Проект-92», в честь источника ядерной энергии урана - он стоит в таблице Менделеева под 92 номером.

Особое внимание было обращено на форму носовой оконечности «Ленина». Атомоходу выбрали обводы, которые позволяли увеличить давление на лед. Проходимость во льдах при заднем ходе и надежную защиту винтов и руля от ударов льда удалось реализовать особенной проектировкой кормовой оконечности.

Конечно, инновационный атомоход, по планам, не должен был застревать во льдах ни носом, ни кормой, ни бортами. Решение этой проблемы, свойственной многим ледоколам того времени, решили при помощи специальной системы балластных цистерн. Вода перекачивалась из цистерны одного борта в цистерну другого, судно раскачивалось и ломало лед. В носу и на корме такую систему повторили.

Атомоходу выбрали обводы, которые позволяли увеличить давление на лед. Фото: Commons.wikimedia.org

Инженерам удалось сделать судно непотопляемым. Корпус разделили на отсеки 11-ю главными поперечными водонепроницаемыми переборками. Ледокол не затонул бы даже при затоплении двух наибольших отсеков.

Ядерную установку водо-водяного типа поставили в центральной части ледокола. Она вырабатывала пар для четырех главных турбогенераторов. Они питали постоянным током три гребных электродвигателя, которые приводили в действие три огромных гребных винта. Атомная паропроизводящая установка была выполнена и размещена на ледоколе так, что экипаж и население были защищены от облучения, а окружающая среда - от загрязнения радиоактивными веществами. С этой целью на возможных путях выхода радиоактивных веществ создали четыре специальных защитных барьера.

Мощность силовой установки «Ленина» составила 44 тысячи лошадиных сил. При этом атомоход тратил в сутки в пути всего лишь 45 граммов ядерного топлива - количество, как раз помещающееся в спичечный коробок. Малое количество топлива позволило ледоколу достигать за один рейс берегов Антарктиды.

Проектировщики и строители легендарного судна позаботились и о членах экипажа, которым приходилось нести долгие вахты на «Ленине». На корабле располагался кинозал, курительный салон, библиотека и даже рояль.

Судно, готовое уже практически через год после старта строительства, было очень тяжелое. «Ленин» весил 11 тысяч тонн. Спуск его на воду представлялся проблематичным. Впрочем, инженеры смогли сделать правильные деревянные конструкции, выпустившие атомоход из верфей.

Длина корабля составила 134 метра, ширина - 27,6 метра, а высота борта - 16,1 метра. Атомоход имел водоизмещение в 16 тысяч тонн, при этом мог развивать скорость в 18 узлов.

Момент спуска на воду ледокола "Ленин" Фото: Commons.wikimedia.org

Ждали войны

После спуска ледокола на воду монтаж и тестирование ядерного реактора продолжалось еще в течение двух лет. На ходовые испытания «Ленин» ушел в сентябре 1959 года под командованием капитана ледокола «Ермак» Павла Пономарева.

За ходом испытаний атомохода следили лидеры ведущих мировых государств. На борту «Ленина» успели побывать Фидель Кастро, Гарольд Макмиллан и Ричард Никсон. Бытует мнение, что именно благодаря «Ленину» закрепилось выражение «мирный атом». Ледокол строился в самый разгар холодной войны и гонки за технологическим превосходством, но для мирных целей. Впрочем, в НАТО не до конца считали корабль мирным, поэтому на всякий случай пристально следили за его испытаниями.

В декабре 1959 года ледокол передали Министерству морского флота, а в 1960 он вошел в состав Мурманского морского пароходства. Инновационная силовая установка позволяла «Ленину» с легкостью проходить льды. Атомоход смог продлить период навигации.

Почтовая марка России. 2009 год. Фото: Commons.wikimedia.org

Спустя год капитаном «Ленина» становится Борис Соколов, который с 1959 года был дублером Пономарева на капитанском мостике. За плечами у него была практика на ледоколах «Илья Муромец» и «Вячеслав Молотов», а также участие в четвертой советской Антарктической экспедиции.

Под руководством Бориса Соколова в 1961 году экипаж атомохода смог пройти в район тяжелых льдов в Чукотском море. Фото: «Герои страны»

Под его руководством в 1961 году экипаж атомохода смог пройти в район тяжелых льдов в Чукотском море, доставив на льдину экспедицию, построившую дрейфующую полярную станцию «Северный полюс-10». Также, благодаря ледоколу, удалось расставить 16 дрейфующих автоматических радиостанций. Соколов с командой в 1970 году выполнил экспериментальный рейс и первую продленную арктическую навигацию по вывозу норильской руды из порта Дудинка. Через год «Ленин» первым из надводных судов прошел севернее Северной Земли. Спустя еще пять лет «Ленин» проведет проводку дизель-электрохода «Павел Пономарев» к полуострову Ямал, после чего рейсы туда станут регулярными.

За все время эксплуатации «Ленин» преодолел 654 тысяч морских миль, из них во льдах - 563,6 тысяч миль. Атомоход, согласно самым распространенным данным, провел через льды 3741 судно.

Стал музеем

Ледокол «Ленин» в 1989 году, после 30-летней службы, был выведен из эксплуатации. За судно, впрочем, пришлось побороться. Атомоход могли уничтожить, но решили сделать на нем музей. «Ленин» встал на вечную стоянку в Мурманске, став настоящим символом города.

Капитан ледокола Борис Соколов, который приложил немало сил, чтобы атомоход не был уничтожен, до конца своей жизни жил в Мурманске. На доме, где он обитал, после его смерти повесили мемориальную табличку. Похоронили же Соколова на Серафимовском кладбище в Петербурге - городе, где появился на свет ледокол, которым он управлял почти 30 лет.

Наконец ещё одна мечта которая сбылась - посетил атомный ледокол "Ленин". Первый корабль с атомной энергетической установкой.

К моему сожалению весь корабль не удалось осмотреть. Осмотрел только те места, по которым водят экскурсии. А это часть помещений в надстройке: одна каюта, два зала, реакторный отсек через окошечко и ходовой мостик - мне этого мало! Теперь расскажу и покажу что посетил, что увидел и совсем чуть-чуть о истории корабля.
Не поверите, но на фотографии 11:30 часов утра. И так темно! Я живу на севере, но к тому что бы в 12 часов было так темно.. у нас в Северодвинске в это время уже солнце светит вовсю! Полярная ночь прошла, но все равно не очень светло. Кстати, на фотографии ещё и метель .



Разработкой атомохода занималось в 1954-1955 годах в ЦКБ-14 (Ныне "Айсберг"). Главным конструктором был В. И. Неганов. Атомная установка проектировалась под руководством Игоря Ивановича Африкантова. Корпусная сталь марок АК-27 и АК-28 была специально разработана в институте «Прометей» для ледоколов.

Интереснейшая картина не известного мне художника. Момент спуска на воду ледокола "Ленин" .

Заложили корабль в 1956 на судостроительном заводе им. А.Марти в Ленинграде. Ледокол был спущен на воду 5 декабря 1957 года, а 15 сентября 1959 года вышел в первое плавание. Корабль вступил в строй 3 декабря 1959 года. Первым капитаном ледокола стал Павел Пономарев.

Первый капитан ледоколо Павел Пономарёв .

Этот ледокол впервые произвел доставку и высадку зимовщиков на льдину, обеспечив организацию дрейфующей полярной станции "СП-10" в 1961 году. Так же на счету "Ленина" и его экипажа выпало начать первую продленную навигацию на главной трассе Севморпути Мурманск-Дудинка-Мурманск в 1970 году. Через полгода атомоход осуществил совместно с ледоколом «Владивосток» сверхранний высокоширотный переход по Северному морскому пути до порта Певек.

Вид с ходового мостика .

На счету экипажа «Ленина» и первый Ямальский экспериментальный рейс к мысу Харасавэй в 1976 году, куда доставил грузы для газодобытчиков дизель-электроход «Павел Пономарев» под проводкой атомохода. «Ленин» первым из атомных ледоколов достиг годового рубежа непрерывной эксплуатации.

10 апреля 1974 года атомный ледокол «Ленин» был удостоен высшей награды Родины - ордена Ленина.Он был спроектирован и построен для обслуживания Северного морского пути (между Дальним Востоком и Европейской частью России), а также экспедиционного плавания в Арктике. Над проектом корабля работали ученые во главе с физиком Анатолием Александровым.

Ходовой мостик корабля .

Из-за новизны оборудования, во время проектирования возникли сложности с компоновкой машинного отделения. Было принято решение о создании макета машинного отделения из дерева. На этом макете отрабатывались компоновочные решения конструкторов, благо переделать тот или иной фрагмент помещений было достаточно просто и, без сомнения, куда дешевле, если бы это пришлось делать на строящемся судне. На борту корабля очень много дереве! Двери, стенки, деколи - всё из дерева! В то время это был дешёвый и качественный материал. Сейчас бы так, теперь уже один пластик и железо.

Это - кают-компания, в этом зале побывало множество знаменитых гостей, среди которых, Александра Пахмутова, Фидель Кастро, а также Юрий Гагарин.

На фотографии выше указал кто был в качестве гостей на корабле, а в время строительства на нём тоже были знаменитости! Премьер-министр Великобритании Гарольд Макмиллан, вице-президент США Ричард Никсон, министры КНР и другие.

На фотографии мы видим пианино, на котором экипаж мог в свободное время играть. На ледоколе "Ленин" множество различных развлечений для экипажа. Ледокол мог попол года находиться в море, поэтому и множество удобств для экипажа. На фото, которое висит над пианино, запечатлён интересный момент - на ледоколе в качестве гостя Фидель Кастро .

Кинозал. Окошечки, через которые с оборудования шла картинка на экран. Я думаю, что за 3-6 месяцев экипаж корабля мог знать каждую реплику героев фильмов наизусть. Как сказал экскурсовод, по воспоминаниям экипажа, когда им было скучно и фильмы надоедали, они их смотрели задом наперёд и придумывали разную озвучку.

Экран, на котором проецировались фильмы .

"Ленин" обладал хорошей ледопроходимостью. Только за первые 6 лет эксплуатации ледокол прошел свыше 82 тысяч морских миль и самостоятельно провел более 400 судов.

Маленькая заметка: во время первого выхода в море на испытания, корабль сопровождали различные иностранные суда. Страны запада были уверены что этот корабль просто напичкан радиоактивностью и за всё время пути из Ленинграда на Север сопровождали корабль, брав пробы воды и меряя радиационный фон, напрасно, так как всё было чисто!

И ещё одна не маленькая заметочка для туристов! Туристы, не берите с собой на корабль дозиметры - вы с ними выглядите глупо и уже по дозиметру можно сказать что вы не очень образованны, больше глупы! Никто и никогда не сделает залитый радиацией корабль музеем! Вы ходите по "чистому" в плане радиации кораблю, где радиационный фон ниже чем на суше! Меня насмешили несколько туристок, с дозиметрами и открывающими рты от того что тут нет радиации. Это Вам не плавбаза "Лепсе", которая с ног до головы радиоактивная, хотите напишу про неё?

Реакторный отсек. Я никогда не был внутри реакторных отсеков, только наблюдал их из окошечек. Стены этих отсеков очень толстые, с свинцом и не пропускают никаких вредных излучений. В отсеке нет ничего радиоактивного, всё вытащено и поставлены манекены!

Макет атомной энергетической установки корабля.

Машинное отделение .

Фотографии ниже я назову больницей! На ледоколе была целая больница, где имелась операционная, рентгеновский кабинет и лаборатория. Врачи были важными членами экипажа, а как без них?, когда в море почти пол года. Случались забавные истории. По воспоминаниям врачей было такое, что они удаляли татуировки, у ребят. - Идём в море на долго, у кого-то на берегу любимая девушка, ну и случалось такое, что узнают о измене девушки, а они на корабле, и идут к врачу, что бы удалить татуированное имя любимой девушки. А как нам быть? Конечно удаляли, нам ведь еще не один месяц находится на корабле:).

Рентген?

Лаборатория .

Ещё чуть-чуть истории, в которой снова упоминаю плавбазу "Лепсе". На атомном ледоколе "Ленин" произошли две аварии. Первая случилась в феврале 1965 года. Была частично повреждена активная зона реактора. Часть топлива была помещена на плавтехбазу "Лепсе", где оно хранится и по сей день. Плавтехбаза "Лепсе" является одним из самых опасных и сложных ядерно-опасных объектов на северо-западе России. Остальное топливо было выгружено и помещено в контейнер. В 1967 году контейнер погрузили на понтон и затопили в заливе Цивольки, восточное побережье архипелага Новая Земля.

Одна из кают корабля. На корабле созданы условия для долгого пребывания экипажа на корабле. Роскошь!

В 1966 по результатам эксплуатации было принято решение заменить старую трёхреакторную атомную паропроизводящую установку на более совершенную двухреакторную. Только за первые 6 лет эксплуатации ледокол прошел свыше 82 тысяч морских миль и самостоятельно провел более 400 судов. В июне 1971-го года ледокол «Ленин» первым из надводных судов прошёл севернее Северной Земли. Рейс начался в Мурманске и закончился в Певеке. Таким образом была подготовлена экспедиция ледокола «Арктика» на Северный полюс в 1977-м году. Из этой экспедиции был привезён медвежонок, после экспедиции помещённый в Ленинградский зоопарк.

Красивейшая парадная лестница! У туристов были возгласы: "Ооой как на Титанике".

Вторая авария на ледоколе произошла в 1967 году. Была зафиксирована течь трубопроводов III контура реактора. Во время ликвидации протечки были нанесены серьёзные механические повреждения оборудованию реакторной установки. Было решено полностью заменить весь реакторный отсек. Часть топлива была помещена опять же на плавтехбазу "Лепсе". Реакторную установку отбуксировали к Новой Земле в залив Цивольки и затопили.

Вид на корму с ходового мостика. К сожалению экскурсия была очень "грустная", хотелось бы везде походить.

Атомный ледокол «Ленин» стал первым в истории гражданским судном с ядерной энергетической установкой и потому его достижения со времени ввода в строй действующего флота вплоть до появления новых отечественных атомоходов гражданского назначения становились уникальными, а некоторые до сих пор непревзойденными.

Атомный ледокол стал настоящей кузницей кадров для всего атомного флота. Только за первые 20 лет эксплуатации на судне прошло подготовку 1327 человек, которые впоследствии работали на других атомоходах и в береговых структурах атомного флота. Эти люди продолжали и достойно развивали лучшие традиции атомного ледокольного флота, заложенные на первом атомоходе, а имена выдающихся командиров первого атомного капитанов Павла Акимовича Пономарева, Бориса Макаровича Соколова, главного механика Александра Калиновича Следзюка навечно вписаны в историю освоения Арктики.

Продолжение захватывающих рассказов о Мурманске следует.

Россия — это страна, имеющая огромные территории в Арктике. Однако их освоение невозможно без мощного флота, позволяющего обеспечить судоходство в экстремальных условиях. Для этих целей еще во времена существования Российской империи было построено несколько ледоколов. С развитием технологий их оснащали все более современными двигателями. Наконец, в 1959 году был построен атомный ледокол "Ленин". На момент своего создания он являлся единственным в мире гражданским судном с ядерным реактором, которое к тому же могло находиться в плавании без дозаправки в течение 12 месяцев. Его появление на просторах Арктики позволило значительно увеличить длительность навигации по

Предыстория

Первый в мире ледокол был построен в 1837 году в американском городе Филадельфия и предназначался для уничтожения ледового покрова в местной гавани. Спустя 27 лет в Российской империи был создан корабль “Пайлот”, который также использовался для проведения судов через льды в условиях портовой акватории. Местом его эксплуатации стала Санкт-Петербургская морская гавань. Несколько позже, в 1896 году, в Англии создали первый речной ледокол. Он был заказан Рязано-Уральской железнодорожной компанией и использовался на Саратовской переправе. Примерно в это же время возникла необходимость в осуществлении перевозки грузов в труднодоступные районы русского севера, поэтому в конце 19-го века на верфи Armstrong Whitworth было построено первое в мире судно для эксплуатации в условиях Арктики, получившее название “Ермак”. Оно было приобретено нашей страной и находилось в составе балтийского флота вплоть до 1964 года. Еще один известный корабль — ледокол “Красин” (до 1927 года носил имя “Святогор”) принял участие в Северных конвоях во время Великой Отечественной войны. Кроме того, в период с 1921 по 1941 год Балтийский завод построил еще восемь судов, предназначенных для эксплуатации в Арктике.

Первый атомный ледокол: характеристики и описание

Атомоход "Ленин", который был отправлен на заслуженный отдых в 1985 году, сегодня превращен в музей. Его длина равна 134 м, ширина — 27,6 м, а высота — 16,1 м при водоизмещении 16 тысяч тонн. На судне были установлены два ядерных реактора и четыре турбины общей мощностью 32,4 МВт, благодаря чему оно было способно передвигаться со скоростью 18 узлов. Кроме того, первый атомный ледокол был оснащен двумя автономными электростанциями. Также на его борту были созданы все условия для комфортного проживания экипажа во время многомесячных арктических экспедиций.

Кто создавал первый атомный ледокол СССР

Работа над гражданским судном, оснащенным ядерным двигателем, была признана особо ответственным делом. Ведь Советский Союз, кроме всего прочего, остро нуждался в еще одном примере, подтверждающем утверждение о том, что "социалистический атом" является мирным и созидающим. В то же время ни у кого не вызывало сомнение, что будущий главный конструктор атомного ледокола должен иметь большой опыт в строительстве судов, способных работать в условиях Арктики. С учетом этих обстоятельств было решено назначить на этот ответственный пост В. И. Неганова. Этот известный конструктор еще до войны получил Сталинскую премию за проектирование первого советского арктического линейного ледокола. В 1954 году он был назначен на пост главного конструктора атомохода "Ленин" и приступил к работе вместе с И. И. Африкантовым, которому было поручено заняться созданием атомного двигателя для этого судна. Надо сказать, что оба ученых-конструктора блестяще справились с поставленными перед ними задачами, за что им были присвоены звания Героев Социалистического Труда.

Решение о начале работ по созданию первого советского атомохода для работы в условиях Арктики было принято Советом Министров СССР в ноябре 1953 года. Ввиду неординарности поставленных задач было решено построить макет машинного отделения будущего корабля в настоящую величину, чтобы на нем отрабатывать компоновочные решения конструкторов. Таким образом, исключалась необходимость каких-либо переделок или недочетов во время строительных работ непосредственно на судне. Кроме того, перед конструкторами, проектировавшими первый советский атомный ледокол, была поставлена задача исключить какую-либо возможность повреждения корпуса корабля льдами, поэтому в знаменитом институте "Прометей" была создана специальная сверхпрочная сталь.

История строительства ледокола "Ленин"

Непосредственно к работам над созданием корабля приступили в 1956 году на Ленинградском судостроительном заводе им. Андре Марти (в 1957-м он был переименован в Адмиралтейский завод). В то же время некоторые его важные системы и детали были сконструированы и собраны на других предприятиях. Так, турбины были произведены Кировским заводом, гребные электродвигатели — ленинградским заводом “Электросила”, а главные турбогенераторы стали результатом труда работников Харьковского электромеханического завода. Хотя спуск судна на воду состоялся уже в начале зимы 1957 года, ядерную установку смонтировали только в 1959-м, после чего атомный ледокол "Ленин" был отправлен на прохождение ходовых испытаний.

Так как судно было на тот момент уникальным, оно являлось предметом гордости страны. Поэтому во время строительства и последующего тестирования его неоднократно показывали высоким зарубежным гостям, таким как члены правительства КНР, а также политикам, занимавшим на тот момент посты премьер-министра Великобритании и вице-президента США.

История эксплуатации

Во время дебютной навигации первый советский атомный ледокол превосходно зарекомендовал себя, показав прекрасную работоспособность, а главное, наличие такого судна в составе советского флота позволило продлить срок навигации на несколько недель.

Спустя семь лет после начала эксплуатации было решено заменить устаревшую трехреакторную атомную установку на двухреакторную. После модернизации судно вновь вернулось к работе, и летом 1971 года именно этот атомоход стал первым надводным судном, которое смогло пройти мимо Северной Земли со стороны полюса. Кстати, трофеем этой экспедиции стал белый медвежонок, подаренный командой Ленинградскому зоопарку.

Как уже было сказано, в 1989 году эксплуатация “Ленина” была завершена. Однако первенцу советского атомного ледокольного флота не грозило забвение. Дело в том, что его поставили на вечную стоянку в Мурманске, организовав на борту музей, где можно увидеть интересные экспонаты, рассказывающие о создании атомного ледокольного флота СССР.

Аварии на "Ленине"

В течение 32 лет, пока первый атомный ледокол СССР находился в строю, на нем произошли две аварии. Первая из них случилась в 1965 году. В ее результате оказалась частично повреждена активная зона реактора. Чтобы устранить последствия аварии, часть топлива была помещена на плавтехбазу, а оставшуюся часть выгрузили и поместили в контейнер.

Что касается второго случая, то в 1967 году техническим персоналом судна была зафиксирована течь в трубопроводе третьего контура реактора. В результате пришлось заменить весь атомный отсек ледокола, а поврежденное оборудование отбуксировали и затопили в заливе Цивольки.

"Арктика"

Со временем для освоения просторов Арктики единственного атомного ледокола стало мало. Поэтому в 1971 году было начато строительство второго подобного судна. Им была "Арктика" — атомный ледокол, который после смерти Леонида Брежнева стал носить его имя. Однако в годы Перестройки судну вновь было возвращено первое название, и оно прослужило под ним вплоть до 2008 года.

"Арктика" — атомный ледокол, который стал первым надводным судном, сумевшим достичь Северного полюса. Кроме того, в его проект изначально была заложена возможность быстрой конвертации корабля в боевой крейсер вспомогательного назначения, способный действовать в полярных условиях. Это стало возможно во многом благодаря тому, что конструктор атомного ледокола “Арктика” вместе с командой инженеров, работавших над этим проектом, обеспечили кораблю повышенную мощность, позволяющую ему преодолевать льды толщиной до 2,5 м. Что касается габаритов судна, то они составляют в длину 147,9 м и в ширину 29,9 м при водоизмещении в 23 460 тонн. При этом в то время, когда судно находилось в эксплуатации, наибольшая длительность его автономных плаваний составила 7,5 мес.

Ледоколы класса “Арктика”

В период между 1977 и 2007 годами на Ленинградском (позже Санкт-Петербургском) Балтийском заводе были построены еще пять атомоходов. Все эти суда были спроектированы по типу “Арктики”, и на сегодняшний день два из них — “Ямал” и “50 лет Победы” продолжают прокладывать путь другим кораблям в бескрайних льдах у Северного полюса Земли. Кстати, атомоход под названием "50 лет Победы" был спущен на воду в 2007 году и является последним из произведенных в России и крупнейшим из ныне существующих ледоколов в мире. Что касается трех остальных судов, то на одном из них - “Советском Союзе” - на данный момент ведутся восстановительные работы. Вернуть в строй его планируют в 2017 году. Таким образом, “Арктика" — атомный ледокол, создание которого ознаменовало начало целой эпохи в Более того, использованные при его проектировании конструкторские решения актуальны и сегодня, спустя 43 года после его создания.

Ледоколы класса “Таймыр”

Кроме атомоходов для Советскому Союзу, а затем и России были нужны судна с меньшей осадкой, которые были предназначены для проводки кораблей в устья сибирских рек. Атомные ледоколы СССР (впоследствии России) данного типа - “Таймыр” и “Вайгач” - были построены на одной из судоверфей в Хельсинки (Финляндия). Однако большая часть размещенного на них оборудования, включая силовые установки, отечественного производства. Так как эти атомоходы предназначались для эксплуатации преимущественно на реках, их осадка составляет 8,1 м при водоизмещении 20 791 тонна. На данный момент атомные ледоколы России “Таймыр” и “Вайгач” продолжают работать на Однако вскоре им понадобится смена.

Ледоколы типа ЛК-60 Я

Суда мощностью 60 МВт, оснащенные ядерной силовой установкой, стали разрабатываться в нашей стране с начала 2000-х годов с учетом результатов, полученных при эксплуатации кораблей типа “Таймыр” и “Арктика”. Конструкторы предусмотрели возможность изменять осадку новых судов, что позволит им эффективно работать как на мелководье, так и в глубокой воде. Кроме того, новые ледоколы способны передвигаться даже во льдах толщиной от 2,6 до 2,9 м. Всего запланировано построить три таких судна. В 2012 году на Балтийском заводе состоялась закладка первого атомохода этой серии, который запланировано запустить в эксплуатацию в 2018 году.

Новый проектируемый класс сверхсовременных российских ледоколов

Как известно, освоение Арктики внесено в число приоритетных задач, стоящих перед нашей страной. Поэтому на данный момент ведется разработка для создания новых ледоколов класса ЛК-110Я. Предполагается, что эти сверхмощные суда будут получать всю энергию от атомной паропроизводящей установки мощностью 110 МВт. При этом двигателем судна будут служить три четырехлопастных имеющих фиксированный шаг. Главным преимуществом, которым будут обладать новые атомные ледоколы России, должна стать их повышенная ледопроходимость, которая предположительно составит не менее 3,5 м, тогда как у судов, эксплуатируемых сегодня, данный показатель составляет не более 2,9 м. Таким образом, конструкторы обещают обеспечить круглогодичную навигацию в Арктике по Северному морскому пути.

Как обстоит дело с атомными ледоколами в мире

Как известно, Арктика поделена на пять секторов, принадлежащих Росси, США, Норвегии, Канаде и Дании. Эти же страны, а также Финляндия и Швеция, имеют самые крупные ледокольные флотилии. И это не удивительно, так как без таких кораблей невозможно осуществлять хозяйственные и исследовательские задачи среди полярных льдов, даже несмотря на последствия глобального потепления, которые с каждым годом становятся все более ощутимыми. В то же время все существующие на данный момент атомные ледоколы мира принадлежат нашей стране, и она является одним из лидеров в деле освоения просторов Арктики.

В пятой части повествования о заполярном вояже - рассказ о походе по атомному ледоколу "Ленин" и его внутренностях.
Вначале я добросовестно пытался всё ужать в одну часть, чтобы сильно не растягивать серию; однако получался либо слишком большой мегапост, либо из рассказа выпадали важные детали, которые я хотел бы сохранить и показать. Поэтому мой рассказ про атомоход будет состоять из двух частей. В этой части - общий обзор, столовая экипажа, машинное отделение, пост управления энергетикой, реакторный отсек и судовая амбулатория. Вторая часть будет включать в себя ходовую рубку, радиорубку, кают-компанию и капитанский салон.
Особое внимание я обращал на эстетику интерьеров, приборов, отсеков и приметы эпохи, и хочу подчеркнуть своё главное впечатление: этот корабль - не просто рациональное техническое устройство, но ещё и очень стильно оформленный обьект. Это было для меня даже несколько неожиданно, но это так. Уточнение содержания снимков (названий девайсов и прочего) будет всячески приветствоваться, а содержательные дополнения - включаться примечаниями в текст.

Атомный ледокол "Ленин". Фрагмент приборной панели поста управления энергетикой.


Необходимое примечание для фотокультуртрегеров.
Поскольку я снимал без вспышки (на непрофессиональную камеру), так как стремился сохранить оригинальное цветовое восприятие и моё впечатление об уровне освещенности отсеков, при большом дефиците времени во время экскурсии; то ряд снимков - с зерном и некоторые даже смазанные. Но для меня сохранение первого впечатления - гораздо важнее. Посему все потенциальные фотоэстетские стоны о балансе белого, композиции, горизонте и прочих любимых параметрах будут беспощадно вымарываться из комментов, а особо тяжко стонущие личности - по-византийски коварно выбрасываться за борт атомохода журнала. Прошу иметь это в виду, в процессе просмотра обоих частей похода, и не отягощать комменты излишней пустой породой. Спасибо за понимание.

1. Сам атомоход сейчас пришвартован к пирсу у морвокзала и по статусу является двойственным: действующим (не списанным) кораблём, но одновременно и судном-музеем, с частью помещений, куда водят экскурсии.

2. Фрагмент носовой части.

3. Из ледокольной работы по проводке караванов по Северному морскому пути "Ленин" выведен в 1989 году, ещё при СССР. Таким образом, он почти непрерывно проработал 30 лет, с небольшим перерывом в 1967 г. Общее число проведенных судов за все навигации - более 3.700.

Решение о строительстве такого уникального судна с принципиально иной энергетической установкой было принято в 1953 году; тогда же - выдано и проектное задание (ЦКБ-15). Закладка атомного ледокола состоялась в Ленинграде в 1956 году, на заводе им.А.Марти, ныне - Адмиралтейские верфи. Если я правильно понял, там же он был заправлен и ядерным топливом - в отличие от более совершенных атомоходов следующих поколений, типа "Арктика", заправка которых производилась уже в Мурманске, на специальной инфраструктуре базы "Атомфлота". Таким образом, строительство шло быстро и продолжалось всего три года. Спущен на воду - в конце 1957-го.
Поставщики оборудования: судовые турбины - Кировский завод, главные турбогенераторы - Харьковский электромеханический завод, гребные электродвигатели - ленинградская «Электросила».

* * *
Американцы тоже проектировали свое судно мирного назначения с атомной силовой установкой. Однако они пошли совсем другим путем. "Саванна" была внешне похожа не на коммерческий сухогруз, каковым и являлась, а на элегантную яхту. Несмотря на каюты с кондиционерами и индивидуальными ванными, ресторан на 100 мест, салон и прочие "красивости", судно так и не смогло составить конкуренцию традиционным теплоходам. Плавные обводы мешали погрузке и разгрузке в порту, наличие реактора увеличивало экипаж на треть, да и грузоподъемность его была всего 8 тысяч 500 тонн. Кроме того, для захода такого судна в порты иностранных государств требовались согласования и разрешения, а его ремонт должен был производиться только на специализированной верфи.

Коммерческая эксплуатация "Саванны", которая началась в 1962 году, бесславно закончилась через 10 лет. Судно списали, и сейчас о нем уже мало кто помнит. Так что "Ленин" выиграл еще и экономическое соревнование. Как сказали бы сейчас - заполнил рыночную нишу. При этом, что действительно необычно для советской техники, атомоход был очень комфортабельным. Его называли "чудом промышленного дизайна". И действительно, привыкшие к аскетичным условиям труда и отдыха советские моряки раньше такой роскоши не знали. Каюты на одного-двух человек, полностью отделанный карельской березой и кавказским орехом интерьер, сауна, музыкальный салон с роялем, библиотека, зал для просмотра кинофильмов, курительный салон - все это было очень необычно.

В такой обстановке не стыдно было принимать и высоких гостей. На борту работающего в Арктике атомохода побывали Юрий Гагарин, кубинский лидер Фидель Кастро, на рояле играла Александра Пахмутова, перед моряками выступали артисты и писатели, ледокол посетили многочисленные зарубежные делегации. Это было очень по-советски: достопримечательностью стал ледокол-трудяга, крошащий двухметровые льды .
[отсюда ]

4. Атомоход является первым в мире надводным судном с ядерной силовой установкой. Вышел в первое плавание 3 декабря 1959 года, и этот день считается праздником всего "Атомфлота", оперирующего на Севморпути.


"Ленин" в акватории Невы, перед выходом на ходовые испытания. Ленинград, лето 1959 (фото из журнала avp23649 )

5. Первая экскурсия на ледокол собирается к 12.00. Приходят смотреть самые разные люди: местные папы с детьми, туристы, моряки, школьники, командированные и т.п. Я пришёл именно на первую, чтобы народу было поменьше - потому что если набирается зараз больше 20 человек, то смотреть (а тем более снимать) становится довольно неудобно. А собирают - до сорока человек. Кстати, следующая группа и правда была раза в полтора больше, чем наша.

6. Приезжают к ледоколу и зафрахтованные микроавтобусы из гостиниц. На моих глазах приехало две такие партии. Вот этот пожилой немец на костылях - его затаскивали по трапу двое коллег, однако он честно ковылял там, где мог, внимательно рассматривал девайсы и с восторгом слушал экскурсию (переводимую их переводчиком, взятым с собой). Может быть, это бывший моряк, кто знает.

7. Ну что, теперь пора подняться на борт по трапу. Вперед!

8. Вначале мы попадаем в просторный холл-предбанник, изящно отделанный в едином стиле деревянными панелями.

9. Чеканка - модный в ту эпоху стиль оформления.

10. Стильно выполненная лестница-трап, ведущая на ходовую рубку и в капитанский салон.

11. Выход к длинному коридору вдоль правого борта.

12. Оформление коридоров, где размещаются каюты экипажа.

13. Экскурсия начинается с общего инструктажа: куда можно идти, куда нельзя, что можно делать и что нельзя. Она проводится в столовой экипажа, расположенной прямо под кают-компанией. Режим на судне довольно строгий.

14. Стиль оформления очень узнаваем - это начинающий тогда только входить в моду минимализм шестидесятых. Никаких ампирных рюшечек.

15. Экскурсия проводится в ограниченном числе помещений. Поскольку ледокол довольно широкий и ёмкий, то количество помещений велико, и экскурсанты видят едва ли 1/20 часть всех помещений. Те места, где мы побывали, я отметил красными точками на схеме ледокола. Как видите, весьма небольшой по охвату маршрут.

16. Спустились ниже. На ярусе палубы, ведущей к машинному отделению.

17. В машинном отделении. Ледокольный гид рассказывает про парогенераторы (они как раз под нами) и гребные электродвигатели.

18. В помещениях машинного отделения проходит великое множество трубопроводов с ещё большим множеством вентилей.

19. Парогенераторный нижний "этаж" в машинном отделении (на самом деле - там ещё два яруса-уровня).

20. Приборная эстетика конца 1950-х (девайс не знаю).

21. Интерьер 3-го верхнего яруса парогенераторной.

22. Из машинного отделения идём в "святая святых" ледокола - пост управления энергетикой. Здесь сосредоточено управление реакторами, парогенераторами, гребными электродвигателями, а также вспомогательной энергетикой. Если я верно понял, пост управления в этом виде существует с 1967 г., когда ледокол переоснастили более новой и совершенной двухреакторной установкой, вместо энергетики первого поколения (трехреакторной схемы, 1959-66), которая считалась в какой-то мере экспериментальной. На реакторах первого поколения отрабатывались приёмы эксплуатации и выявлялись слабые места.

23. Эстетика оформления энергетического поста выглядит вполне современно даже сейчас.

24. Экран состояния параметров реактора №2.

25. Группа кнопок с разнокалиберными надписями.

26. Ещё немного промышленной эстетики той эры.

27. Чёрно-кнопочная симфония:-)

28. Из поста управления энергетикой проходим в амбулаторию ледокола. Поскольку она являлась базовой для всего полярного каравана, идущего по трассе за ледоколом, то там была оборудована операционная, стоматологический кабинет, рентгенкабинет, кабинет физиотерапии и ещё ряд медицинских девайсов. Я тут выложил только часть снимков.

29. Медицинские девайсы 1970-х.

30. Часы над дверями. Стиль минимализма.

32. Боковая дверь по пути, в немузейной части судна. Не входил:)

33. Теперь входим в помещение сверху аппаратной (так на ледоколе называется реакторный отсек). В саму аппаратную посторонним зайти нельзя, поэтому экскурсанты смотрят на реакторы вот в такие окошки с толстыми освинцованными стёклами.

34. Само помещение аппаратной весьма большое, но через толстое стекло снять что-то подобное панораме весьма сложно. Поэтому показываю только снимок "в лоб", на реактор №2 (в центре и чуть правее центра кадра). Реактор этот - уже второго поколения, который был установлен в 1967 г. Первый, ранний вариант аппаратной с реакторами, был вырезан из ледокола целиком и затоплен у берегов Новой Земли.

35. Трапы на ледоколе очень крутые, чувствуется, что конструкторы плотно сталкивались с задачей экономии пространства в служебных зонах. Даже не знаю, смог ли пожилой немец на костылях (кадр №6) прийти в эти помещения. Идти и здоровому человеку надо осторожно и аккуратно, чтобы не стукнуться башкой о многочисленные препятствия.

В следующей части - поднимемся наверх, в ходовую рубку и другие места.

Ворота в Арктику.