Черный пластик: Эра G3. Серебристые лэптопы: Эра G4

Очень красивое и действительно впечатляющее сооружение! На данный момент он почти полностью восстановлен и поражает своим размахом и величественностью архитектуры. Ростовский Кремль - это целый комплекс зданий, объединённых общими стенами: здесь и многоглавные церкви, и звонницы, и старинные палаты, и башни, покрытые деревянной черепицей. Ростовский Кремль значительно интереснее кремлей в Пскове и в Великом Новгороде. Безусловно, это самая важная из достопримечательностей Ростова Великого .
Не удивляйтесь, если вам покажется, что Ростовский Кремль вы где-то уже видели: всё верно, именно здесь снимались "древнерусские" эпизоды знаменитого фильма Леонида Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию".
Адрес Ростовского Кремля, чтобы найти Кремль в Ростове, вам точно не понадобится: как только вы приедете в центр Ростова Великого, вы просто не сможете не заметить целые букеты, гроздья куполов, возвышающиеся над одно- и двухэтажной застройкой!

Кремль в Ростове Великом на самом деле - не совсем кремль. Это резиденция архиереев Ростовско-Ярославской епархии, Архиерейский дом, который начали строить в 1660-ые годы при митрополите Ионе Сысоевиче. Поэтому правильное название Ростовского кремля - Архиерейский (или митрополичий) двор.

Ростовский кремль состоит из трёх больших частей , внутри каждой из которых имеется просторный внутренний двор. Центральная часть - собственно Архиерейский или Владычий двор с жилыми и хозяйственными постройками, обнесённый высокими стенами и окружённый храмами (на схеме ниже - Б). С севера от центрального двора расположена соборная площадь с Успенским собором (на схеме - А). А с юга к Архиерейскому двору примыкает территория Митрополичьего сада (В).

Обозначения на схеме Ростовского Кремля:

  1. Церковь Иоанна Богослова. Главный вход, касса.
  2. Церковь Одигитрии. Выставка "Сияет злато и лазурь".
  3. Церковь Воскресения. Переходы по стенам Кремля.
  4. Колокольницы.
  5. Проход на Соборную площадь.
  6. Судный приказ. Музей финифти.
  7. Пруд.
  8. Дом на Погребах. Гостиница, кафе "Погребок".
  9. Водяная башня. Смотровая площадка.
  10. Самуилов корпус. Отдел древнерусского искусства. Картинная галерея.
  11. Церковь Спаса на Сенях.
  12. Белая палата. Музей церковных древностей.
  13. Красная палата. Музейная гостиная. Историческая экспозиция. Ресторан "Собрание".
  14. Проход в Митрополичий сад.
  15. Церковь Григория Богослова.
  16. Пруд в Митрополичьем саду.
  17. Палатка Митрополичьего сада. Уютное кафе.
  18. Часобитная башня.
  19. Княжьи терема.
  20. Дровяная башня.

Ростовский Кремль - фото и прогулка

Начнём прогулку с Соборной площади . В эту часть Кремля вход бесплатный.

Успенский собор - самый древний храм на территории Ростовского Кремля, он датируется 1508-1512 годами. Его венчают пять мощных глав. На этом месте издревле стояли храмы. От одного из них, сооружённого в XII веке при Андрее Боголюбском, остался Леонтьевский придел, который также называют пещерным, так как он находится намного ниже уровня алтаря. В нём хранятся мощи ростовского епископа Леонтия, убитого в 1071 году язычниками.


В 1314 году здесь был крещён сын ростовского боярина младенец Варфоломей, будущий Сергий Радонежский.

Ещё в 1660-ых годах стены Успенского собора были расписаны фресками, работы выполняла знаменитая артель мастеров Гурия Никитина (она же расписывала Троицкий собор Ипатьевского монастыря в Костроме). Первые фрески сохранились лишь фрагментарно - позднее поверх них положили новый слой. В настоящее время внутри собор производит, конечно, удручающее впечатление.


С Соборной площади можно подняться на Звонницу (1682-1687 гг.) - это уже не бесплатно. Здесь висят 13 уникальных колоколов разного размера и веса, отлитых в XVII - XIX веках. Большинство колоколов имеют свои имена. Самый большой, 2000-пудовый (это около 32 тонн) колокол именуется "Сысой": в честь митрополита Ионы. Второй по весу (1000-пудовый) зовётся "Полиелейным", так как созывает на полиелейные церковные праздники. Есть ещё "Лебедь", "Баран", "Козёл". Колокол, который использовался в дни Великого поста, называется "Голодарь". Посетителям звонить в колокола строго запрещается.


Внизу в здании звонницы находятся сувенирный магазин, а также очень интересный магазин-мастерская "Чернолощёная керамика" - этот традиционный народный промысел существует на ростовской земле с XVI века. Обожжённая в коптящем пламени без доступа кислорода керамика получает глубокий чёрный, угольный цвет, затем её уже расписывают красками. В этой мастерской можно увидеть процесс изготовления сувениров и разнообразных фигурок и тут же приобрести эти фигурки, стоят они недорого.


Направляемся в следующую, центральную часть Кремля - Архиерейский двор . Проходим под богато украшенными парадными воротами церкви Воскресения Христова. Здесь придётся купить билет.


Церковь Воскресения Христова (1670 г.) была специально построена на высоких подклетах, в которых прорублены проёмы для двух ассиметричных ворот - проездных и пешеходных. На фото ниже - та же Воскресенская церковь, но на этот раз вид со стороны Архиерейского двора.


Итак, мы оказались в уютном дворе с прудом посередине. Обратите внимание на угловые башни, построенные в 1670-ых годах. Характерные луковичные ("курносые") завершения круглых угловых башен делают силуэт Ростова Великого узнаваемым всегда.

Слева от Воскресенской церкви видим корпус у часозвони , основание бывшей Часовой башни, которую пришлось разобрать в XIX веке из-за опасности разрушения.


Следующее красное здание - хозяйственный корпус "Дом на погребах" . Раньше здесь действительно находились погреба. А теперь - гостиница, где может остановиться абсолютно любой человек. Гостиница, правда, не очень высокого уровня, пока всё довольно "по-советски", причём номера стоят не очень дёшево. Но если у кого-то будет желание пожить в самом Ростовском Кремле - пожалуйста! Тем более, у постояльцев гостиницы есть редкая возможность побродить по Кремлю вечером после его закрытия, а утром можно просыпаться под колокольные звоны вместо будильника;)

Среди корпусов служебного, хозяйственного и жилого значения почти не выделяется и Белая палата , построенная около 1675 г. по образцу Патриаршего дворца в Московском Кремле. К ней примыкает маленькая одноглавая Церковь Спаса Нерукотворного на Сенях (на фото справа), задуманная как домовая церковь митрополита. Называется она так, поскольку стоит на двухэтажном подклете, где находились сени: кладовые и другие хозяйственные помещения. Церковь необычна своим завершением: каждый её фасад заканчивается треугольным фронтоном, и получается, что церковь крыта на восемь скатов. Чтобы попасть в неё и посмотреть фрески, нужно купить билет на "Переходы по стенам Кремля".

Внутри совсем небольшой и внешне неприметной церкви богатое убранство, причём две трети помещения храма занимает солея - возвышение перед алтарём - здесь во время службы могли помещаться десятки священников! Митрополит Иона очень любил торжественные и многолюдные богослужения.


Жёлтое трёхэтажное здание на Архиерейском дворе - Самуилов корпус - бывшие жилые покои ростовских митрополитов. Говорят, к этому дому со всех сторон тянулись висячие галереи, и отсюда, не выходя на улицу, можно было пройти в любое помещение, хозяйственное или жилое, в любую башню или церковь.

На противоположном берегу пруда стоит необычно окрашенная Церковь Одигитрии , возведённая в 1692-1693 гг., её пёстрый орнамент имитирует рельеф. Церковь отличается от остальных сооружений Кремля, она построена в стиле "нарышкинского барокко".


Слева от церкви Одигитрии возвышается Церковь Иоанна Богослова с тёмно-зелёными куполами (1683 г.). Во внутренней росписи стен храма есть не только традиционные сцены из жизни Христа, но изображаются и сцены жития Иоанна Богослова и Авраамия Ростовского. Например, очень интересна фреска "Иоанн и Прохор, растапливающие баню" в третьем ярусе западной стены))


Левее храма Иоанна Богослова находится Красная палата , которая состоит из нескольких корпусов. "Красная" - потому что красивая. Здесь останавливались приехавшие в Ростов цари и императоры.


Это здание - интереснейший пример жилых помещений XVII века. Невозможно не обратить внимание на крыльцо.


На первом этаже Красной палаты недавно был открыт отличный ресторан-музей "Собрание". Если честно, обычно мы избегаем ресторанов, находящихся в самом эпицентре достопримечательностей, часто они неоправданно дорогие, а качество еды оставляет желать лучшего ("ну а зачем напрягаться, посетители всё равно будут"). Но в тот день начавшийся дождь и рецидивирующий голод "загнали" нас именно в этот ресторан. Здесь порции были большими, еда - вкусной, а хлеб, свежайшие булочки их собственного приготовления, просто таял во рту! И ценник, надо сказать, не московский. Рекомендуем.

Наконец, проходим в третью часть Ростовского Кремля - Митрополичий сад . Слева - церковь Григория Богослова . Справа - Дровяная (Садовая) башня . Стены, окружающие Митрополичий сад, отреставрированы совсем недавно. Сад тоже постепенно приводится в порядок. В мае здесь обильно цветут яблони и другие плодовые деревья. В саду можно отдохнуть, посидеть на травке или на лавочке, перекусить в кафе, расположенном на противоположной стороне от прохода в центральную часть Кремля.


Внешне Ростовский Кремль осмотрен!
Чтобы войти в древние храмы Кремля, увидеть их прекрасные фрески, пройтись по верхним переходам, нужно купить билет "Переходы по стенам Кремля" (вы сможете попасть внутрь храмов Воскресения, Иоанна Богослова и Спаса на Сенях). Советуем обязательно это сделать, если время вам позволяет. Покупка этих билетов вас наверняка не разорит, а впечатления будут более полными.



Смотровую площадку в Водяной башне Архиерейского двора мы тоже посетили (за отдельную небольшую плату): не пожалели.

Ростовский Кремль на данный момент в значительной степени восстановлен и отреставрирован. На средства федерального бюджета: в местном бюджете денег, конечно, нет. И теперь Кремль в Ростове составляет яркий контраст с обветшалыми окружающими его зданиями. Картина эта довольно печальная. Восстановительные работы в Кремле ведутся до сих пор. Скорее всего, когда будет закончена реставрация последних сооружений, в реновации уже будут нуждаться первые - как это часто бывает в России.

В Ростовском Кремле работает целый ряд постоянных экспозиций и временных выставок, их посещение оплачивается отдельно, но цена билетов невысока.

Государственный музей-заповедник (гмз) "Ростовский Кремль" открыт ежедневно, кроме 1 января, часы работы с 10.00 до 17.00. Фрески и крепостные стены можно увидеть в период с 1 мая по 1 октября.

Продолжая гулять по старинному русскому городу Ростов Великий, мы посещаем главную его достопримечательность: государственный музей-заповедник ростовский Кремль.

Получилось так, что когда мы пришли туда вечером, музей уже не работал. Сотрудники музея предложили нам просто погулять по его территории, так как все здания уже были закрыты. Конечно, прогулка эта была не бесплатной, и мы решили прийти уже завтра утром, чтобы не спеша, посетить все строения архитектурного ансамбля Кремля в Ростове.

Тем более, день сегодня был насыщен новыми впечатлениями. Мы рано утром выехали из и уже успели посетить 2 ростовских монастыря: и .

Времени впереди было ещё много, ложиться спать было рановато. Поэтому на нашем общем собрании мы приняли решение и пошли к озеру Неро. Пройдя вдоль подсвеченной закатным солнцем кремлевской стены,

Мы спустились по крутым ступенькам вниз.

Справа вдалеке над серыми водами озера Неро блестели купола .

Мы прогулялись по берегу этого водоема, любуясь окружающей красотой, пофотографировав купола Кремля в лучах заходящего солнца.

Возвращаясь обратно, мы случайно набрели на небольшой музейчик старинных вещей. Он носил громкое название: «Художественная галерея «Хорс» Михаила Селищева».

В обычном деревенском доме несколько комнат было выделено под экспозицию. Вообще, было интересно рассматривать то, что в наше время уже редко где используется.

Но за эту нашу поездку по многочисленным достопримечательностям Ярославской области мы уже много посмотрели старинного хлама. Его нам показывали в и , поэтому новых впечатлений это нам не добавило.

Зато во дворе музея было много всего интересного для наших мальчишек. После осмотра экспонатов музея моим племянникам предложили пострелять из арбалета. Вот это действо добавило новых впечатлений. 😆

А потом мальчишкам выдали ракетки, чтобы поиграть в настольный теннис.

Восторгу их не было предела! А потом еще можно было отдохнуть в гамаке на свежем воздухе.

Так что вечер прошёл очень активно, с шутками и смехом.

Необычные местные жители

Наш следующий день был посвящён осмотру архитектурного комплекса Кремля. Пришли мы к самому открытию, к 9 часам. Но оказалось, что опять немного не угадали с режимом работы музея: все храмы и выставки работают здесь только с 10.

Пришлось нам целый час гулять по территории. Но скучно нам не было — ведь всё вокруг было такое величественное и красивое!

В центре Кремля, на пруду мы увидели утиное семейство.

Они совершали утреннюю прогулку и важно, друг за дружкой, гуськом проследовали мимо нас по своим неотложным делам к небольшому прудику, чтобы поплавать и понырять. Такие забавные!

Мои московские племянники прямо-таки обалдели от возможности так близко наблюдать живых утят!

Да, что уж удивляться на школьников, даже мы — взрослые с восторгом смотрели, как забавно прогуливается и купается утиная малышня. Так что время в ожидании открытия музеев и храмов на территории Кремля пролетело для нас незаметно.

Кремль

Впечатляющие особенности

Быстро прошел час, и все музеи открыли для нас свои двери. Вообще, название «кремль» здесь не совсем подходит. Потому что в то время, когда он строился, Ростов уже находился в центре Руси и не имел такого важного оборонительного значения как раньше. Поэтому при его строительстве некоторые особенности, применяемые для защиты при осаде, не были использованы.

Например, войти в Кремль можно было через широкие ворота. Окна, как в обычных крестьянских домах, были украшены наличниками, а в башнях не было бойниц — всё это было недопустимо при обороне.

Но так или иначе, кремль стал памятником древней военной архитектуры на Руси ранних, ещё допетровских времён.

История создания “земного рая”

Ростовский оплот строился почти 15 лет. Кремль был построен в период, начиная с 1670 года и по 1683 год. Сам митрополит Иона Сысоевич был идейным вдохновителем и руководителем этого строительства.

После осуществления этой грандиозной идеи предполагалось появление настоящего земного рая, в точности такого, каким он описан в Библии: райский сад, окруженный толстыми стенами с башнями, и в центре находится пруд с зеркально чистой водой. Толщина кремлёвских стен 2 метра, а их высота около 12.

Примерно через 100 лет архиерейская кафедра была перенесена в Ярославль, и Митрополичий двор остался без внимания и должного ухода. Богослужения в храмах прекратились, а все здания стали использоваться под склады.

Ещё через 100 лет его отреставрировали, и через некоторое время будущий русский царь Николай-2 взял его под свою опеку и покровительство, а Государственная дума решила регулярно выделять достойную денежную сумму на содержание.

Уникальный памятник прошлого

Всю прилегающую кремлевскую территорию можно разделить, условно конечно, на 3 независимые друг от друга, части. Это хорошо видно на карте Кремля (ее можно увеличить, чтобы лучше разглядеть все строения).

Самая важная центральная часть — архиерейский двор. Успенский собор на площади, которая раньше называлась Соборной — это северная часть. К южной относится митрополичий сад с яблоневыми деревьями.

Кремль включает в себя 11 башен.

Храмы ростовского кремля

Великолепный Успенский собор

Надо отметить, что Успенский собор, который мы видим сегодня, построен в далёком 1512 году.

Храм стал 5 сооружением на этом месте. Его крест находится на высоте более 60 метров. А первым, как гласит история, был возведён здесь собор Успения Божией Матери. Он появился значительно раньше в 991 году, ещё при правлении князя Владимира, и стал одним из самых первых выдающихся храмов на всей Руси.

Известен такой интересный факт, и он документально подтвержден, что одно время настоятелем именно этого собора был отец легендарного Алеши Поповича, воспетого в былинах и сказах русского богатыря.

По своему архитектурному плану Успенский собор Ростовского кремля похож на одноимённый собор в близлежащей Москве. Вполне вероятно, что зодчие, строившие его, часто ездили в столицу и взяли что-то для своей работы оттуда. В период Смутного времени собор не избежал участи всего города. Он был полностью разграблен врагами из войска Лжедмитрия, а сам митрополит пленён.

Роскошнейший, просто царский иконостас установили здесь ещё в 1736 году. К счастью, он сохранён в первозданном виде. Здесь похоронены основатель кремля — Иона Сысоевич, множество русских князей и представителей духовенства Ростова.

Воскресенская церковь

Одним из самых первых грандиозных зданий в Ростове Великом, появившихся при Ионе Сысоевиче была церковь Воскресения. Время ее основания относят к 1670 году.

На фасаде здания расположены пешеходные и проездные ворота. Церковь эта надвратная, и проезд под ней к дому охранялся.

Сразу же бросается в глаза её богато украшенная галерея. Стенопись храма была выполнена в 1675 году ярославскими и костромскими мастерами.

Внутрь храмового помещения ведут необычные арки. Они очень напомнили .

В церкви Воскресения ростовского Кремля нет привычного нам деревянного иконостаса. Вместо него — стена из камня, которая разделяет алтарь и остальное храмовое пространство.

Окна в церкви большие и расположены достаточно высоко. Это позволяют проникать в храм солнечному свету. Вместе всё это создаёт особенно торжественную и величественную атмосферу.

И сейчас здесь ещё существует вход на кремлёвские стены. Разве можно отказать себе в удовольствии прогуляться по древним коридорам?

Отсюда можно лучше разглядеть кремлевские постройки. Вся территория видна как на ладони.

Церковь Иоанна Богослова

Существующая церковь Иоанна Богослова ростовского кремля тоже надвратная. Она построена чуть позже остальных, и стала одной из последних в прекрасном ансамбле старинного ростовского кремля 17 века. Вероятно, к этому времени и архитекторы, и мастера набрались достаточно опыта.

Поэтому этот храм по своим пропорциям и внешнему убранству выглядит наиболее изящным по сравнению с остальными зданиями кремля. Особенно красиво смотрится он со стороны кремлёвского двора. Здесь очень чётко видно, как идёт разделение фасада — сначала идёт подклет, затем алтарь, потом храмовая часть и красивые барабаны с грациозными куполами.

Церковь Одигитрии

Двухэтажная церковь Одигитрии, построенная в 1693 году, — прямоугольная. Смотрится очень необычно и нарядно.

Сама церковь действовала на верхнем ярусе.

Внутри её своды и стены украшают 20 лепных картушей необычной формы.

Сейчас здесь размещается коллекция скульптур, икон, серебряных изделий 17 века, а также одежда священнослужителей, которая раньше использовалась при совершении литургии.

Отличия надвратных церквей

В северном углу кремлёвской ограды расположены Святые ворота. Построили их в начале 18 века, и вели они прямо на площадь перед Успенским собором.

Спасская церковь-башня

В 1675 году построена ещё одна церковь Спаса на Сенях. Она возведена на месте стоявшей здесь раньше деревянной церкви на подклете из камня. В 1671 году сильный удар молнии полностью уничтожил деревянный дом. И со временем на его месте был воздвигнут храм, который стоит здесь и сейчас.

Эта церковь замечательна тем, что в её архитектуре присутствуют черты декоративных украшений собора Успения Пресвятой Богородицы, но только без лишней помпезности.

Спасская церковь отличается от других здешних церквей — она одноглавая. Её световой барабан построен на постаменте также имеющем световые проемы. Подклет получается как бы двухэтажным. Благодаря этому виду, немного вытянутым пропорциям, золоченой главе, высоко поднятой на тонком барабане, церковь Спаса Нерукотворного на Сенях похожа на высокую прекрасную башню.

И хотя снаружи церковь имеет довольно-таки простые формы, не отличающиеся богатыми деталями, её внутренний интерьер поражает своей роскошью и удивляющим богатством. Среди всех остальных кремлёвских сооружений она не имеет себе в этом равных. Наверное, всё дело в том, что здание это было домашней церковью митрополита.

Она с самого начала была задумана для особых случаев: богослужений в присутствии большого числа духовенства и почётных гостей. Внутреннее убранство церкви просто роскошно! Особенно сильно впечатляет золоченая аркада, находящаяся там. Парапет богато украшен фресками.

Каждая церковь чем-то обязательно отличается от других храмов Ростовского кремля. Так, церковь Григория Богослова ростовского кремля 1670 года выделяется отсутствием в ней барабанов с окнами для освещения.

Изначально она строилась на «старых каменных палатах», и всё внутреннее пространство было красиво расписано художниками. Но произошедший в 1730 году сильнейший пожар уничтожил прекрасные росписи. Восстанавливая исторические памятники, их заменили лепными рамочками с росписями, но уже не такими древними.

Переливчатые звоны Ростова

Знаменитая Звонница

Знаменитая звонница Успенского собора, входящая в комплекс Ростовского Кремля, основана в конце 17 столетия.

По личному заказу митрополита почти одновременно было создано сразу 13, разных по весу, колоколов. Первый «Полиелейный» весил 16000 кг, следующий «Лебедь» — 8000 кг. Самый большой и тяжёлый колокол на звоннице ростовского кремля носит имя «Сысой». Его вес 32000 кг!

Каждый колокол отличался от других своей тональностью. Мелодии, производимые ими, поражали своим благозвучием и гармонией. Каждый из них носил своё интересное имя: Зазвонный, Баран, Красный и другие.

В конце 19 века звонница, её колокольная коллекция пополнилась ещё двумя звонкими колоколами. Все 15 колоколов радуют нас до сих пор.

Интересным фактом является не только то, что вопреки всем жизненным перепитиям все колокола сохранились, но и то, что до сих пор бережно хранятся ноты особых колокольных звонов: Георгиевский, Ионинский и многие другие. Существует даже особый «Звон с Сысоем».

Музей колоколов

Сейчас в кремле работает экспозиция колоколов и колокольчиков. В ходе экскурсии нам рассказали много нового, интересного и удивительного про колокола, бубенчики и колокольчики.

Здесь их представлено огромное множество! И почти у каждого своя история, свой голос.

Ранее на Руси у колоколов было множество разнообразных предназначений, ведь колокольные звоны сопровождали человека, практически, всю его жизнь. Они звонили на праздники и в тяжелые времена, сообщали о пожарах и нападениях неприятелей, а также созывали на службу в церковь.

А более маленькие колокольчики использовались в быту. Их крепили на конные упряжки, вешали на шею животным, чтобы они не потерялись.

А ещё нам разрешили позвонить в некоторые колокола. Красота!

Кремлёвские Палаты

Белая палата

Белая палата — большое, почти квадратное здание с большими окнами, в которые вставлены цветные стёкла. Пожалуй, единственным внешним украшением служит массивное крыльцо перед входом.

Этот памятник архитектуры был построен в 1675 году как столовая палата архиерейского дома.

Раньше помещение было украшено фресками. Но они, к сожалению, не сохранились. Давным-давно в ней была трапезная при Спасской домовой церкви митрополита.

Сейчас здесь располагается музей церковных древностей. Среди экспонатов — кресты, распятия, изумительно красивые иконы.

Главная музейная ценность -это раритетный, 16 века запрестольный крест.

Также здесь представлены несколько видов оружия. К примеру, вот такие неуклюжие (на мой взгляд) пушки на деревянных колесах.

А также предметы мебели, старинных интерьеров

и вот такой забавный лев, непонятно кому показывающий язык. 😀

Сами палаты не отличаются какой-то особой роскошью. Их украшениями служат необычные окна, которые завершаются оригинальными арочками с гирьками и два очень красивых позолоченных дымника на крыше дома.

Под общей крышей с Белой палатой находится Отдаточная палата. Можно сказать, что она являлась как бы сенями и раньше была приёмной для посетителей. Особых излишеств здесь не было. Всё только необходимое: иконы, лавки и паникадила. Тут же находились шкафы с красиво расписанными дверцами. Видимо, их использовали для хранения разнообразной посуды и различных предметов для трапезы.

Красная — значит красивая

Интересна архитектура Красной палаты Ростовского кремля. Она двухъярусная и построена в форме буквы «Г».

Раньше на нижнем этаже находились хлебная и ещё несколько жилых комнат. Над хлебной находилась столовая. Её стены были украшены восхитительной фресковой живописью.

За красоту столовой всё здание и назвали Красной палатой. Очень красива она снаружи — ведущее на верхний этаж декорированное крыльцо, украшенные толстые столбы, фигурные наличники — всё это напоминает прекрасный дворец из сказки.

На 1 этаже открыта сейчас гостиница, где можно немного отдохнуть. А второй этаж занят выставкой уникальных предметов прошлого. Это, например, печать Ярослава Мудрого, древние кресты, меч 10 века, привезённый из Западной Европы и много другого очень-очень старинного.

Церковный долгострой

По расположению Самуилов комплекс, если посмотреть на схему ростовского кремля, занимает центральное место во всём архитектурном ансамбле.

По навесной галерее из него можно было пройти куда угодно: в любое жилое или складское помещение и в любую башню кремля.

Интересно, что его строительство растянулось на века. Как сейчас бы сказали — долгострой. В 16 веке построили первый этаж. По сохранившимся старинным документам там было 13 палат- комнат.

И только в 17 веке, через сто лет(!) появился второй этаж. Соединялись они между собой двумя узкими лестницами, которые были встроены в толстые стены. Здесь, на втором этаже находились кельи, где жили митрополиты. Имелись еще Крестовая, а также Судебная палаты, сени. Минуя первый, на второй этаж можно было подняться по высокому крыльцу.

С тех пор здесь мало что сохранилось. В 18 веке верхний этаж был полностью переделан под руководством архиепископа Самуила Миславского и ещё появился третий этаж. Отсюда и название — Самуилов комплекс.

Сейчас в нём выставлены для осмотра предметы искусства Древней Руси, такие как иконы 12 века, покровы с гробниц ростовских чудотворцев, церковные предметы — водосвятная чаша и позолоченное кадило из Успенского собора.

Ещё несколько кремлёвских палат

Двухэтажный дом на Погребах получил такое название, потому что он, действительно, стоит на погребах.

Ещё существуют Иераршие палаты, которые были обустроены специально для жилья в них иерархов. Например, здесь жил некоторое время отец первого из царей семьи Романовых. Сохранились тут фрески 15 века.

Особым украшением палат являются многочисленные трубы на крыше, которые мастера своей фантазией и умелым мастерством превратили в маленькие восхитительные башенки-дымоходы.

Известно, что Иераршие палаты построены в 1670 годах. Они служили путевым дворцом для царя Алексея Михайловича. Естественно, что внутреннее убранство отличалось особой, царской роскошью.

В дровяной башне, как уже понятно из названия, сушили и хранили впоследствии дрова.

Смотровая башня

А ещё я бы посоветовала вам подняться на смотровую площадку Водяной башни и полюбоваться изумительным видом с высоты на Кремль и его окрестности. Только хочу предупредить, что вход сюда нужно будет оплатить отдельно.

Да еще предстоит подъем по узким каменным старинным ступенькам, а далее по деревянным лестницам.

Но про физическую нагрузку сразу же забываешь, как только оказываешься НАД Кремлем! Остаются только восторг и восхищение.

Все кремлевские постройки кажутся такими небольшими. И уже удивляешься, как можно было с непривычки заблудиться на такой небольшой территории. Ох как нам так не думалось, когда мы внизу пытались понять, где же мы сейчас находимся и куда нам идти. 🙂

Только теперь, когда мы поднялись над всеми крышами, можно свободно удивляться красоте открывающейся перед нами панорамы: с огромным озером Неро и многочисленными ростовскими церквями и храмами, которые располагаются и за территорией Кремля.

Фильм, фильм, фильм

Ну а уже в наше время ростовский кремль прославился ещё и тем, что здесь были сняты эпизоды некоторых прославленных фильмов. Самый известный из них «Иван Васильевич меняет профессию», замечательная комедия, которую смотрел, наверное, каждый.

И теперь у нас тоже появилась возможность прогуляться по этим же знаменитым стенам.

Вспомнить известные фрагменты фильма.

И запечатлеть те же строения.


Сколько стоит царская жизнь

Государственный музей-заповедник ГМЗ «Ростовский кремль» — великолепный памятник истории и архитектуры далёкого прошлого в Ростове. При ближайшем осмотре он вызывает неподдельное восхищение талантом, фантазией и мастерством русских умельцев. Приезжайте, и вы сможете убедиться в этом сами.

Время работы музеев — ежедневно с 10 до 17 часов. Но территория открыта дольше: в пятницу и субботу с 9.00 до 20.00, а с воскресенья по четверг — с 9.00 до 17.00.

Единый входной билет стоит 550 рублей. Но сюда входит посещение не всех выставочных экспозиций. Можно купить просто входной билет за 50 руб. Ну а далее докупить в те места, куда интересно попасть.

Вы можете заранее ознакомиться с ценами на осмотр достопримечательностей Кремля, чтобы заранее понять стоимость предстоящей поездки. Все данные актуальны на лето 2016 года.

Очень порадовало, что дети до 16 лет могут посещать многие выставки и объекты бесплатно. А еще можно заказать экскурсионные программы. Это актуально для тех, кто приезжает в Кремль самостоятельно.

Адрес Кремля: Ярославская область, город Ростов Великий, Соборная площадь. Координаты: 57.18445, 39.41517.

Вы можете посмотреть, где находится Кремль и постройки его территории на карте (нажмите «+», чтобы приблизить, а «-«, чтобы отдалить объекты).

В эту нашу поездку в Ростов Великий мы остановились в гостинице: . На сайте можно найти много других вариантов размещения в городе. А еще комфортные и недорогие условия проживания ищите на сайте . Здесь представлено множество квартир и комнат в разных уголках Ростова. Вам остаётся только выбрать!

Мы гуляли по Кремлю и рядом с ним 18 и 19 июля 2016 года. Другие достопримечательности Ярославской области, где мне удалось побывать, есть на этой карте.

А посмотреть эту и другие достопримечательности Ростова Великого можно вместе с профессиональным гидом, заказав экскурсионную программу.

Дата публикации или обновления 01.05.2017

  • К оглавлению: Музей-заповедник Ростовский Кремль
  • Ростовский кремль.
    Архитектура Ростовского кремля.

    Ростов Великий достигает наивысшего могущества незадолго до татаро-монгольского нашествия - в начале XIII века, а затем быстро и незаметно сходит с политической арены, превратившись в небольшой уездный город Ярославской губернии.

    Центром архиепископии, а затем и митрополии он оставался с XI до конца XVIII века. Поэтому с древнейших времен город застраивался сооружениями, которые соответствовали бы его положению духовного центра обширного христианского края. Так, еще в XI веке здесь был основан первый в Ростовской земле монастырь - Авраамиев монастырь , который сохранился до наших дней. Большое строительство в Ростове велось и в середине XII века при Владимирском князе Андрее Боголюбском и в начале XIII века - при Константине, сыне великого князя Всеволода Большое Гнездо .

    Татаро-монгольское нашествие почти на 200 лет приостановило, как, впрочем, и на всей территории Руси, монументальное строительство в Ростове. Но, начиная с XV века, оно возобновляется. В середине XVI века - в период расцвета международной торговли России через Белое море, в которой участвовал и Ростов, - здесь ведется большое каменное строительство. Об искусстве ростовских зодчих было известно далеко за пределами Ростовской земли. Их приглашали строить в Москве , Кирилло-Белозерском монастыре и других местах.

    Но самые грандиозные сооружения возводятся во второй половине XVII века. Это Архиерейский дом, строившийся, начиная с 1660-х годов, более 30 лет. В XIX веке он стал именоваться одним коротким звучным словом «кремль».

    Возведение его было начато после возвращения в 1664 году митрополита Ростовского Ионы Сысоевича из Москвы , где он два года занимал пост Местоблюстителя Патриаршего престола. Иона, вслед за патриархом Никоном , считал такие строения средством утверждения могущества Церкви и митрополичьей власти. Поэтому в Ростове началось бурное строительство. Новые сооружения, преимущественно храмы, возникли в ростовских Авраамиевском монастыре , Спасо-Яковлевском монастыре , Белогостицком, Борисоглебском и угличском Воскресенском монастыре .

    Ростовский кремль строился мастерами, имен которых история не сохранила, - до нас не дошли документы 1660- 1680 годов. Но зато известны имена многих опытных каменщиков и плотников, возглавлявших артели мастеров из 15- 20 человек в начале 90-х годов XVII столетия. Они выполняли очень ответственные заказы в монастырях города и, без сомнения, принимали участие в возведении сооружений кремля. И мы просто обязаны вспомнить добрым словом каменщиков Гаврилу Севостьянова, Степана Леонтьева, Гаврилу Харитонова, Степана Горбунова, плотников Льва Павлова, Василия Комова, Михаила Поникарова и других умельцев, чьим трудом люди любуются вот уже на протяжении трехсот лет. Кремль - широко известный архитектурный памятник, символ таланта русского народа. Над всем Ростовом возвышается могучая компактная группа сооружений: причудливые силуэты островерхих башен, дымников, церквей манят к себе своей красотой и загадочностью.

    Ансамбль расположен на небольшой возвышенности невдалеке от озера Неро . Эта площадь по традиции была местом строительства двора епископа с прилегающими к нему постройками. На протяжении нескольких столетий, начиная с XI века, деревянные строения периодически сменяли здесь Друг друга, пока наконец в XVI веке не было построено несколько каменных сооружений, часть которых дошла до наших дней. И среди них - величественное здание Успенского собора, самого выдающегося памятника Ростовского кремля.

    Выйдем на соборную площадь - древнейшее ядро города Ростова. Над ней не один раз гудел вечевой колокол, призывавший ростовцев к борьбе с завоевателями. На этой же площади на заре христианизации Северо-Восточной Руси был построен первый в ростовском крае храм. Тот, который стоит сейчас перед нами - пятый по счету на этом месте.

    Сведения о строительстве каменного собора в Ростове противоречивы. Как уже отмечалось выше, по свидетельству Киево-Печерского патерика, первый собор в Ростове построил еще в конце XI века Владимир Мономах. Особенности плана и невероятное сходство размеров существующего собора с киевским (при ширине более чем в 20 метров разница составляет всего лишь 11 сантиметров) дали основание предположить, что он стоит на основании Мономахова собора. В 1954 году известный исследователь зодчества Северо-Восточной Руси профессор Н.Н. Воронин проводил в Успенском соборе раскопки, но никаких остатков собора Владимира Мономаха не было найдено. Если он и существовал, то либо, как предположил Н.Н. Воронин, стоял на другом месте, либо же это является легендой.

    Русские же летописи отмечают, что в Ростове в 1160 году сгорела Успенская соборная церковь, построенная «от древес дубовых» еще в 991 году - через три года после принятия Русью христианства. Сооружение это было, видимо, настолько красивое, что летописец восклицает: «и бе (была) чюдна и зело преудивлена, такова убо не бывало и потом не вем, будет ли».

    Летописные данные убедительно подтверждают археологические находки. В 1992 году А.Е. Леонтьев проводил раскопки у северной стены собора. В раскопе, на глубине 3,7 м от современной поверхности были найдены и следы пожара, и обгоревшие деревянные детали кровли, и несколько дубовых плах, а также кованые гвозди.

    На месте сгоревшего храма зодчие Андрея Боголюбского в 1161-1162 годах ставят новый, белокаменный. Это было первое монументальное сооружение Ростова, и строилось оно теми же мастерами, что возводили Успенский собор во Владимире и дворцовый комплекс князя Андрея в Боголюбове .

    Простояв всего 42 года, здание рухнуло во время большого пожара 1204 года, поэтому о внешнем облике его нам ничего не известно. Но, возможно, уже в нем нашли свое начало те пропорции, формы и декор, которые затем достигли высокого совершенства в зодчестве города Владимира . Обнаруженные при раскопках фрагменты белокаменной резьбы подтверждают это предположение.

    Восстановление разрушенного собора началось в 1213 году при князе Константине. Строительство его было долгим и нелегким. Закончилось оно только в 1231 году уже при сыне его, князе Василько.

    Новое сооружение - одноглавое, с золоченым шлемом, в плане повторяло храм Андрея Боголюбского, но несколько расширялось к западу; кровля его была крыта оловом, а пол устлан цветными майоликовыми плитками - «моромором красным». О тогдашнем декоративном убранстве его до недавнего времени судить было невозможно, предполагалось только, что при возведении храма образцом для ростовских зодчих служила архитектура города Владимира, великолепие которой должно было по замыслу строителей поражать воображение людей XIII века.

    Второй белокаменный собор начала XIII века не сохранился. Простояв около двухсот лет, он в сильный пожар 1408 года обрушился. В тот год 21 июня большой силы буря прошла над Ростовом . Одновременно возник пожар, в результате которого погибло много церквей, княжеский и боярские дворы. Сгорел и Успенский собор. Кровля его расплавилась, а своды и стены обрушились: «комары великие подоша и лоб позлащенный паде вниз... такова пожара велика в Ростове , - отмечает летописец, - не бывало за двести лет».

    В 1411 году ростовский архиепископ Григорий восстанавливает сооружение вновь. Кровля и главы соборной Церкви были покрыты свинцом, а пол в интерьере выстлан белыми плитами. «Яко невесту украси ю (ее)» Григорий иконами и драгоценной церковной утварью. Но и этот, уже четвертый по счету собор не дошел до наших дней. Что с ним случилось и когда возник ныне существующий, источники умалчивают. Не одно поколение ученых пыталось разрешить эту загадку, но никаких документов так никому найти и не удалось. Судя по архитектурным формам он не мог быть построен в XV веке. Его облик сродни двум сооружениям второй половины XVI века: Успенскому собору в Троице-Сергиевой лавре и Софийскому - в Вологде . Так и Н.Н. Воронин предположил, что ростовский собор был построен во второй половине XVI столетия, после того, как в 1587 году город стал центром митрополии.

    Однако изыскания последних лет несколько изменили представление о древности этого храма. На основании сопоставления его стилистических особенностей с другими, более древними соборами некоторые исследователи предполагают, что Ростовский собор был построен в начале XVI века. Эта датировка, видимо, близка к истине, хотя ее надо принимать с некоторыми оговорками, поскольку письменного, документального подтверждения не найдено. Не разрешают этот вопрос и археологические материалы, хотя они подтвердили существование всех предыдущих соборов.

    В конце XIX столетия в южной апсиде собора был обнаружен придел Леонтия. Когда-то его засыпали землей, на поверхности оставались только начала двух белокаменных узких лестниц, ведущих под землю: из центральной апсиды - с севера и из основного помещения - с запада. В 1884 году землю из придела удалили, и оказалось, что он расположен на несколько метров ниже пола всего храма. В южной стене открыли аркосолий с белокаменной гробницей епископа Леонтия. Таким образом, в 1884 году нашлись остатки первого белокаменного собора 1161-1162 годов.

    До середины XX века об истории строительства памятника мы знали только из летописей. В 1954 году Н.Н. Воронин провел раскопки в Леонтьевском приделе и северо-западном углу храма. В результате их обнаружились остатки храма начала XIII века, белокаменные консоли аркадно-колончатого пояса, декоративный резной камень с фасада, остатки фресок 1187 года (собор расписывался уже после смерти Андрея при Всеволоде III), несколько майоликовых плиток желтого и зеленого цветов, выстилавших некогда пол.

    Самые значительные результаты дали археологические раскопки А.Е. Леонтьева, проводившиеся им в нескольких местах собора в 1992-1994 годах. В их результате были найдены остатки белокаменных стен и полов соборов и XII, и XIII веков, множество фрагментов фресок и майоликовых плиток пола XIII века. Раскопки показали, что все сменяющие друг друга сооружения стояли на одном и том же фундаменте, в общих чертах сохраняя одни и те же размеры и план. Исключение составлял лишь собор XIII века, в котором с трех сторон существовали еще и притворы. Однако самые удивительные находки ожидали археологов в раскопах вокруг собора. В них были найдены большие участки рухнувших белокаменных стен храма 1213-1231 годов с резными деталями карнизов, колонок и кронштейнов. Это дало возможность произвести графическую и натурную реконструкцию части стены собора XIII века.

    Материалы раскопок, таким образом, полностью подтвердили все скудные летописные сведения, касающиеся истории памятника.

    Немало повидал Успенский собор на своем веку. В 1609 году он стал последним убежищем защитников Ростова во время захвата его польско-литовскими отрядами Сапеги и Лисовского. Часть жителей города во главе с митрополитом Филаретом Романовым закрылась в храме, но они были перебиты, Филарет взят в плен, а богатства собора разграблены.

    В 1670, 1730 и 1758 годах здание сильно пострадало от пожаров. После пожара 1730 года оно подверглось основательной перестройке, изменившей весь его облик. Древнего образца щелевидные окна были растесаны, промежутки Между закомарами заложены, в результате чего кровля оказалась четырехскатной. В XIX веке к западному и северному фасадам пристроены две паперти, окончательно «осовременившие» его внешний облик. И только в 50-е годы прошлого века в результате реставрации этот памятник предстал перед нами в своем первоначальном виде.

    Успенский собор - шестистолпное в плане сооружение, вытянутое с запада на восток. Мощные столбы несут на себе подпружные арки, на которых возвышаются пять подкупольных барабанов с узкими окнами (световых). В плане, как отмечалось выше, он повторяет собой предыдущие здания, от которых частично сохранился и строительный материал, в частности, белый камень в нижней части стен.

    Из белого камня выложен высокий, богато профилированный цоколь. На него опираются кирпичные стены, разделенные лопатками на четыре прясла - южный и северный фасады, и на три - западный и восточный. К восточной стене примыкают три относительно невысоких полукружия апсид, на которых размещены тонкие полуколонки. Верх апсид украшен фризом из глухих пятиугольных ниш.

    Каждое прясло стен завершается килевидной закомарой, а над угловыми лопатками поставлены небольшие декоративные килевидные кокошники, обращенные на два фасада сооружения (бочки). Спокойная гладь стен расчленена по горизонтали тремя профильными тягами. С каждым членением вверх лопатки собора становятся все уже и тоньше, чем подчеркивается динамическая устремленность сооружения ввысь. Неширокие щелевидные окна с полуциркульным завершением и декоративный аркатурно-колончатый пояс завершают убранство стен храма. Мотив глухих арочек, перекликаясь с декором стен, повторяется на барабанах, завершенных мощными главами. Главы покрыты луженым железом «в шашку». Золоченый конус и крест завершают каждую из пяти глав, что вместе с горящими на солнце подзорами под главами и на закомарах придает зданию особую законченность и пышность. Своими монументальными формами, пропорциональностью объемов и красотой декоративной обработки стен памятник производит сильное впечатление.

    В интерьер собора с трех сторон ведут три перспективных портала, уступами уходящих в глубь стены. Колонки украшены красивыми резными «дыньками». К южному фасаду сооружения уже в XVII веке было пристроено крыльцо, на круглые столбы которого опираются сдвоенные арки с резными «висягами» посредине.

    Южное крыльцо расписано в 1697 году. Примерно тремя десятилетиями раньше, в 1671 году, орнаментальной росписью был покрыт западный портал - главный вход в храм. Решетчатые двери его выкованы в 1696 году ростовским кузнецом Максимом Гордеевым, а через два года ярославский кузнец Иван Алексеев отковал «ростовской соборной церкви к западным железным дверям замок нутряной», который действует до сих пор. На этой же глухой двери размещены две звериные маски с кольцами-ручками - фрагменты дверей собора Андрея Боголюбского , память далекого XII века.

    В древние времена у подножия Успенского собора многоголосо шумела торговая площадь. Но после строительства Архиерейского дома, в последние годы XVII века - начале XVIII века, соборная площадь была отгорожена от кварталов города невысокой кирпичной стеной, часть которой - к западу от храма - сохранилась до наших дней.

    Въезжать на соборную площадь можно было через Святые ворота, расположенные в северо-западном углу упомянутой выше ограды. Существующие сейчас ворота построены в первой половине XVIII столетия в традициях древнерусской архитектуры, хотя сама проездная арка сложного, барочного рисунка, рустованные угловые лопатки и окна с лучковыми перемычками сооружены в стиле архитектуры XVIII века.

    Проездные ворота устроены в основном кубическом объеме сооружения - четверике, крытом тесом. На четверике поставлен восьмерик - восьмигранная башенка, завершающаяся граненым куполом и маковицей на тонком восьмигранном барабане. Купол и главка по традиции покрыты лемехом. Все это очень напоминает о простых формах приходской церкви XVII века.

    К северной и восточной частям соборной ограды в первой половине XIX века были пристроены сохранившиеся до наших дней каменные торговые лавки. Здесь же, у восточной ограды площади, возвышается одно из самых замечательных сооружений Ростовского кремля - звонница. Возведение ее относится к 1680-м годам. Тип многопролетной звонницы, подобной ростовской, распространен в русском зодчестве XVI-XVII веков. Они сооружались в Новгороде, Костроме , Суздале , Московском кремле . В ростовской звоннице первоначально был построен трехарочный, вытянутый с юга на север объем, завершенный тремя луковичными главками. Зодчие очень удачно воспроизвели формы Успенского собора, стилистически объединив эти два сооружения и создав, таким образом, законченный ансамбль.

    Горизонтальные тяги членят плоскость стен на несколько ярусов. В нижней части под центральным пролетом в XVII столетии существовала небольшая церковь, служба в которой проводилась только в храмовый праздник - в Вербное воскресенье.

    Рядом с входом в бывшую церковь в толщу стены уходит узкая лестница с зарешеченной дверью, ведущая на верхнюю площадку звонницы. Направление каменной лестницы отмечено на фасаде крошечными оконцами, идущими по диагонали. Лопатки стен так же, как и в Успенском соборе, с каждым ярусом вверх становятся все тоньше и уже. Стилевое единство этих двух сооружений подчеркивается сходными по форме килевидными закомарами и угловыми декоративными кокошниками - бочками.

    После того как был отлит самый большой колокол, к первоначальному сооружению пристроили высокую однопролетную башню с одной главой, которая удачно завершила композицию всего сооружения. Башня хоть и крыта на восемь скатов, но профильные килевидные тяги, обрамляющие арку, объединяют ее с предыдущей трехпролетной частью памятника. В общем, архитектура его чрезвычайно пропорциональна и пластична. Чистота и ясность форм ростовской звонницы ставят ее в ряд лучших сооружений XVII века в России.

    Но славилась она не только и не столько внешним архитектурным видом, сколько знаменитым на всю Россию мелодичным звоном.

    В письме к одному из своих друзей Иона Сысоевич скромно писал: «На своем дворишке лью колоколишки, дивятся людишки».

    А дивиться и в самом деле было чему.

    Всего в конце XVII столетия было отлито 13 колоколов, причем самый большой из них, названный по имени отца Ионы «Сысоем», весит 2000 пудов. По нижней кромке колокола декоративным пояском бежит затейливая славянская вязь, из которой явствует, что этот колокол был отлит в 1689 году мастером Флором Терентьевым. Следующий по величине тысячепудовый колокол «Полиелейный» отливали чуть раньше, в 1683 году, мастер Филипп Андреев с сыном Киприаном. Годом раньше те же мастера отлили колокол «Лебедь» в 500 пудов. Почти каждый ростовский колокол имеет свое название: «Голодарь», «Баран», «Козел», «Красный», «Зазвонный». Во второй половине XIX века на звоннице были укреплены еще два колокола, и, таким образом, всего их на ней сейчас 15.

    Ростовские звоны своей мелодичностью и красотой недаром заслужили восторженные отзывы тех, кто имел возможность их слушать. В свое время существовало несколько мелодий звонов («ионинский», «георгиевский», «красный», «будничный», «акимовский» и другие), мастерски исполнявшихся ростовскими звонарями в особо торжественных случаях. В конце XIX столетия они были переложены на ноты. Долгие десятилетия ростовские колокола как атрибуты богослужения были под запретом, молчали. И только в 80-х годах прошлого века звоны были восстановлены, теперь снова, как и в давние годы, над городом плывут их могучие и мелодичные звуки.

    К соборной площади обращен северный фасад Архиерейского дома. В центре его, почти на одной оси с крыльцом Успенского собора, возвышается Воскресенская церковь. Ее Фланкируют две стройные башни с кубовым покрытием.

    Влево и вправо от храма тянутся высокие стены с бойницами; стены ограничиваются двумя башнями, сходными по форме с башнями церкви, но более мощными по пропорциям. Воскресенская церковь - одно из первых культовых сооружений в Ростове при Ионе Сысоевиче (построена в 1670 году). Здание ее несколько отступает к югу, а на переднем плане - богато декорированная галерея, врастающая своими концами во фланкирующие башни. На фасаде галереи асимметрично расположены двое ворот: слева - пешеходные, в центре - проездные. Асимметрия - обычное в древнерусском зодчестве явление, придающее архитектурным массам большую живописность. Арки ворот обрамлены несколькими декоративными поясками - «елочкой» и «жгутиком», - выполненными из кирпича. Справа от проездных ворот размещено небольшое, с красивым фигурным наличником окно бывшей сторожки. Воскресенская церковь - надвратная, под ней существовал охраняемый въезд на территорию Архиерейского дома.

    Интенсивность декоративной обработки фасада галереи нарастает кверху. Над проездными арками размещены крытый деревянным навесиком киот с храмовой фреской «Воскресение», два окна со сложными наличниками и несколько ниш-ширинок с изразцами и выточенными из кирпича кубышками. На уровне верхнего обреза киота тянется ряд ширинок с муравлеными изразцами. Фасад галереи заканчивается аркадой из восьми заглубленных полуциркульных окон. Они разделены изящными по пропорциям, далеко выступающими трехчетвертными колонками. На их капители опираются арочки, форму которых повторяет поясок поребрика.

    Завершение фасада галереи придает ее внешнему виду поистине царственную пышность. Особенно красива она при вечернем освещении. Косые лучи солнца до боли в глазах высвечивают рельефные детали фасада, глубокие контрастные тени залегают в многочисленных нишах и оконых проемах. Предельная изысканность и классическая ясность форм галереи - несомненное достижение ростовских зодчих. В конце XVII века аналогичная обработка фасадов галерей была распространена на Руси. Но нигде больше мастерам не удалось достичь такой мягкости и пластичности декоративной обработки фасада, как в галерее ростовской церкви Воскресения.

    Над галереей высится основной кубический объем церкви. Он завершается трехфронтонным щипцовым покрытием. Пять высоких барабанов с серебристыми луковичными главами довершают силуэт памятника. Скромная гладь стен, единственным украшением которых являются неширокие лопатки и горизонтальные тяги, еще более подчеркивает декоративное богатство галереи. Эти немногие детали, да еще угловые бочки Воскресенской церкви, стилистически сближают ее с архитектурой Успенского собора и звонницы.

    Издалека виден проем пешеходных ворот, как бы приглашая пройти под церковью на территорию бывшего Архиерейского дома. Отсюда, от Воскресенской церкви, хорошо просматривается почти весь двор кремля. По всему чувствуется, что его планировка тщательно продумана и отличается цельностью и логичностью замысла.

    Двор имеет форму прямоугольника с квадратным в плане прудом в центре. Рядом с ним возвышается трехэтажный Самуилов корпус, выкрашенный в желтый цвет (в нем сейчас размещаются экспозиции Ростовского музея). В прошлом это хоромы ростовских митрополитов. Вокруг них, по периметру двора, находятся различные палаты и терема: Красная и Белая палаты, Княжьи терема, Ионинская палатка, Иераршие палаты, Дом на Погребах. Весь ансамбль окружен высокими кирпичными стенами с одиннадцатью башнями. Круглые по форме башни с кубовым и шатровым покрытием стоят на углах прямоугольника кремлевского двора. Две проездные квадратные башни - Водяная и Садовая - расположены в центре восточной и южной стен кремля.

    Обладая определенными художественными достоинствами, существующие палаты и терема придают Ростовскому кремлю особую теплоту, смягчая строгую торжественность силуэтов церквей и островерхих башен.

    Въезд на территорию Архиерейского дома существовал под двумя надвратными церквами: Воскресенской - с севера и Иоанна Богослова - с запада, а также под упомянутыми выше квадратными башнями. С церквей, палат и хором во двор спускалось пять торжественных крылец, органично связывающих величественные сооружения с окружающим пространством. Это придавало митрополичьему двору характер парадности, чего так добивался Иона Сысоевич.

    Впечатление парадности усиливалось многочисленными висячими галереями, устроенными на высоких арках. По галереям можно было попасть в любое жилое или хозяйственное помещение кремля, а по крытым переходам, сделанным в кремлевской стене, - в любую из пяти существующих церквей.

    Могучие стены кремля имеют все атрибуты оборонного сооружения: бойницы подошвенного боя, обычные, щелевидные бойницы и так называемые варницы - бойницы навесного боя. Однако ощущения суровой боевой мощи Ростовский кремль не вызывает. Слишком много внимания уделено зодчими красоте форм стен и башен, их декоративной обработке. При строительстве преследовалась все та же цель: придать Архиерейскому дому большую помпезность, величие, говорящие о могуществе и богатстве ростовского митрополита. В XVII веке в Ростове , находящемся в глубине обширной территории России, воевать было не с кем, и стены, по существу, служили обычной оградой. Они достаточно высоки, чтобы уберечь двор митрополита от постороннего глаза, а при необходимости - и от чрезмерно разбушевавшейся «черни», у которой повода для волнений в конце XVII столетия было более чем достаточно.

    В старые времена существовала и невидимая с парадного двора хозяйственная часть Архиерейского дома. Она располагалась у южной стены кремля, за Самуиловым корпусом и Спасской на Сенях церковью. Сюда входили поварни, пекарни, сушильни, засолочные и другие сооружения, в большинстве своем деревянные, почему они и не сохранились до наших дней. Непосредственно к хозяйственным помещениям примыкал митрополичий сад, отделенный от города высокой кирпичной стеной. Несмотря на то что многие хозяйственные сооружения Ростовского кремля не дошли до наших дней, очевидно, что в общей его застройке большая площадь занята сооружениями гражданского назначения.

    Посредине северной кремлевской стены возвышается церковь Воскресения с двумя фланкирующими башнями и маленькой звонницей над стеной. Собственно храм - пространство для молящихся - находится в третьем этаже сооружения, на уровне крытых кремлевских переходов. С трех сторон - за исключением восточной - церковь окружают галереи. Южная стена галереи не доходит до угла фасада здания: здесь с галереи первоначально спускалось крыльцо с двумя площадками-рундуками и шатрами над ними. В XVIII веке крыльцо было разобрано (в торцевой стене галереи сохранился заложенный большой арочный проем, ведущий «в никуда»), а на его месте построен существующий еще и сейчас одноэтажный корпус, соединяющий храм с «розовым» домом у Часобитной башни. Южная и западная галереи по декору гораздо скромнее северной, выходящей на соборную площадь, но и здесь имеется все та же красивейшая аркада, правда уже без колонок.

    На южном фасаде Воскресенской церкви прорезаны три арки. Две из них - пешеходная и проездная - смещены влево относительно оси арок северного фасада: проходы сделаны по образцу военных крепостей - коленчатыми. Третья арка, зарешеченная красивой кованой решеткой, ведет в церковь.

    Поднявшись по кирпичной лестнице и минуя небольшое прямоугольное помещение второго этажа, мы попадаем на галерею. Через многочисленные арочные окна она с трех сторон щедро залита светом. Красивые коробовые своды с Распалубками над окнами замыкают пространство галереи сверху, тусклые золотистые фрески сплошным ковром покрывают ее стены, своды, окна.

    С галереи в церковь ведут три портала, главный вход - западный. Снаружи храм не очень велик. Но первое, что останавливает внимание при входе в церковь - ее необычайная протяженность. Где-то далеко-далеко, в глубине алтаря, мерцает желтым светом витражное полуциркульное окно. Кажется, к нему ведет длинная, перспективно уменьшающаяся золоченая аркада. Но на самом деле ее нет, это своего рода оптический обман. Существует лишь два портика-кивория - перед алтарем и в его глубине. Но они так искусно поставлены и так пропорциональны, что с определенной точки обзора создается эффект присутствия аркады.

    Очень много необычного для русских храмов (помимо системы портиков) мы видим в церкви Воскресения - и это характерно почти для всех культовых сооружений кремля. В церкви отсутствует деревянный иконостас с иконами, он заменен обычной каменной стеной, отделяющей алтарь от основного пространства храма. Этим приемом - к тому же церковь бесстолпная - создается впечатление нерасчлененности, цельности интерьера. Пол алтаря и площадка для церковнослужителей перед ним - солея - приподняты относительно пола самой церкви. На солею ведут несколько ступеней чугунной лестницы, справа и слева от нее - два клироса для певчих. Через высоко расположенные большие окна освещается внутреннее пространство Воскресенской церкви. Ее высота подчеркивается четырьмя парами стройных полуколонн, стоящих на сильно вытянутых вверх постаментах. На полуколонны опираются две подпружные арки, которые поддерживают своды церкви. В центре, над сводами, возвышается залитый светом подкупольный барабан. Весь интерьер храма чрезвычайно оригинален и торжественен.

    Другая кремлевская церковь, Иоанна Богослова так же как и Воскресенская, надвратная. Она расположена почти посредине западной стены кремля; под ней существовал некогда главный въезд на территорию Архиерейского дома со стороны Москвы . Можно заметить, что храм расположен на одной оси с центральной улицей Ростова, называвшейся когда-то Московской, и только при подъезде к нему, начиная от моста через ров, улица чуть-чуть отступает к северу.

    В 200 километрах от Москвы расположен - город с легендарными историческими памятниками на берегу озера Неро. Добраться от столицы до него можно поездом с Ярославского вокзала всего за 3 часа.

    От вокзала Ростов-Ярославский до самой известной достопримечательности города, Ростовского Кремля, идти порядка 20 минут по прямой улице Луначарского.

    На подходе ориентиром послужат купола Кафедрального собора Успения Пресвятой Богородицы. Они уверенно возвышаются над малоэтажной застройкой исторического центра Ростова Великого.

    Пройти к Успенскому собору можно через Святые врата Соборной площади 1754 года постройки.

    То есть, через калиточку возле Святых ворот.

    Успенский собор - старейшее сохранившееся здание Ростова, он построен в 1508-1512 гг. на месте своих белокаменных предшественников ХII - ХIII веков.

    К юго-востоку от храма находится Соборная звонница, построенная по замыслу митрополита Ионы к 1682 году. На звоннице полностью сохранился набор из 15 колоколов.

    Большинству обычных российских туристов эта звонница известна как "Та самая, из фильма "Иван Васильевич меняет профессию".

    Справа находится надвратная церковь Воскресения Христова, перед которой стоят две крепостные башни.

    Также к стене пристроена небольшая башенка - колокольница.

    Церковь Воскресения Христова, как и большинство остальных зданий комплекса, построена по замыслу митрополита Ионы Сысоевича, организовавшего строительство Ростовского кремля - резиденции митрополитов Ростовских.

    Для того чтобы попасть в Воскресенскй церковь, нужно войти на территорию музея.

    Основной вход на территорию Ростовского Кремля - надвратная церковь Иоанна Богослова.

    Так как Ростовский Кремль является музеем, в проходе под храмом расположены кассы на вход и сувенирная лавка.

    Церковь Иоанна Богослова в Ростовском кремле построена в начале 1680-х.

    В церкви сохранились исторические фрески, завершенные в 1683 году.

    Помимо традиционных для этого времени сюжетов, стенопись включает в себя житийные циклы апостола Иоанна Богослова и святителя Авраамия Ростовского - одного из первых просветителей и крестителей Ростовской земли.

    Из храма можно пройти на стены Ростовского Кремля.

    Реставрация все ещё продолжается.

    Со стен виден Митрополичий сад.

    И садовая башня.

    В Митрополичьем саду расположена церковь Григория Богослова существовавшего ранее здесь Григорьевского монастыря.

    Между постройками открывается вид на Воскресенскую церковь и Успенский собор.

    А также на церковь Одигитрии.

    Галерея ведет в Белую столовую палату, в которой расположена музейная экспозиция.

    Рядом с Белой столовой палатой стоит Церковь Спаса Нерукотворного Образа.

    Церковь Спаса являлась домашним храмом митрополита Ионы (кстати, единственный храм комплекса с позолоченой главой). Построена она была в 1675 году.

    Стены храма украшают росписи, выполненные ярославскими мастерами.

    В центре ростовского Кремля расположены Митрополичьи хоромы (1650-1660 годов постройки), ведь Ростовский Кремль являлся резиденцией митрополитов Ростовских.

    Сбоку от Митрополичьих хором - Водяная башня.

    На неё можно подняться по деревянным лестницам.

    И увидеть лучшую панораму Ростова Великого.

    Церковь Иоанна Богослова.

    Будто сказочные серебряные купола Воскресенской церкви, Успенского собора и звонницы.

    Расписная церковь Одигитрии.

    Пока не до конца распустилась листва - виден даже пруд.

    Церковь Григория Богослова, озеро Неро, а в правом углу - купола .

    В другую сторону открывается неоднозначный пейзаж, где белоснежные стены храмов соседствуют с развалинами.

    Cлева купол церкови Рождества Пресвятой Богородицы Рождественского монастыря, а справа приписная церковь Николая чудотворца на Подозерье, построенная в 1745 году.

    Чуть в стороне - Церковь Спаса Всемилостивого на Торгу.

    А вокруг, естественно, торговые ряды.

    Но взгляд все время возвращается к серебристым куполам.

    Это вид на те же купола снизу.

    Уже упоминавшаяся выше церковь Воскресения христова, вход в которую открыт (по билетам).

    Тут также сохранились исторические фрески.

    Рядом с Воскресенской стоит церковь иконы Божией Матери "Одигитрия" 1693 года постройки.

    Здание судного приказа 1650-1660 года, который помимо исполнения судебных функций был и центром общего управления епархией.

    За деревьями - Митрополичьи кельи на сушилах и погребах

    Сейчас тут располагается сувенирная лавка и гостиница.

    Сушила на погребах - 1670-1680 гг.

    Тут даже сохранился старый покосившийся колодец.

    Вообще же по замыслу Митрополита Ионы Сысоевича Ростовский кремль должен был быть подобием рая в полном соответствии с библейским описанием: окруженный стенами с башнями райский сад с зеркалом пруда в центре.

    "Райским садом" он был до 1787 года, когда архиерейская кафедра была перенесена из Ростова в Ярославль.

    Время все разрушает. Здания потихоньку обветшали. Богослужения в храмах не велись. Постройки были заняты под хозяйственные нужды.

    Комплекс в середине 19 века хотели пустить под снос, но ростовское купечество изыскало средства на реставрацию зданий.

    В 1883 году тут открылся Ростовский Музей церковных древностей.

    В 1918 году он переименован в Ростовский Государственный музей древностей, в 1934 в Краеведческий музей.

    Несмотря на музейный статус, к 1950 году здания Ростовского кремля были наполовину заняты иными организациями, складами и квартирами. Сверх того, 24 августа 1953 года на Ростов обрушился сильный смерч, из-за которго постройки Ростовского кремля были существенно повреждены.

    Началась реставрация и постепенный вывод иных организаций из Кремля. С организацией в 1959 г. Ярославского архитектурно-художественного музея-заповедника, Ростовский музей становится его филиалом, а в 1969 г. обретает статус самостоятельного музея-заповедника.

    Указом Президента Российской Федерации от 24 января 1995 года № 64 музей-заповедник «Ростовский кремль» включен в государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.

    Интересно не только побывать в Ростовском кремле, но и обойти его вокруг стен.

    Здесь будет сооружен памятник ростовскому князю Василько (1209 - 1238), защитнику земли Русской, павшему в битве с татарами при реке Сить.

    Но самое главное, найдя путь между частными постройками, тут можно подняться на крепостной вал...

    И увидеть Ростовский кремль со стороны.

    Хороших путешествий!

    2015, 2016 Мочалов Артём